Карапетов приобрел престижный импортный легковой автомобиль

2.2.Сценарии ситуаций по Уголовному кодексу РФ

Ситуация 1.
Неформальная группа молодежи, собиравшаяся у памятника культуры в каждые выходные и праздничные дни была 20.12.2010 г. была задержана органами правоохранительной власти и доставлена в оперативный участок. Поводом для задержания послужила нецензурная брань и оскорбление оперативного патруля. При задержании в карманах некоторых парней были обнаружены наркотические вещества и алкоголь.
Определите вид правонарушения. Какое решение можно вынести по данному правонарушению?
Ход ситуационной игры:
1. Определение ролей: ответчики, судья, оперативный патруль, понятые
2. Определение инструментария (глав и статей) для определения правового поля.
3. Обсуждение ситуации и ее разыгрывание.
4. Оформление результатов ситуационной ролевой игры.
Ситуация 2.
Туристы выбрали место для отдыха – живописное место на природе, не являющееся заповедником. Так как температура воздуха была почти +30С и долго не было дождя, то они решили разместить свой лагерь на берегу реки. Берег реки плавно переходит в лесную зону. Двое из них занялись рыболовством. Для кипячения воды и приготовления пищи развели костер. Лесной патруль потребовал у отдыхающих документы и распорядился, чтобы они потушили костер и уехали. Отдыхающие собрали вещи и сделали вид, что уехали. Однако, когда лесной патруль удалился на лодке по реке, они снова расположились на этом же берегу. Обосновали костровое место (обсыпали песком окружность диаметром 6 м) и снова развели костер.
Лесной патруль вернулся на это же место через 4 часа. Увидев туристов, которые так и не уехали, вызвали группу военных. Туристы были доставлены в ближайший оперативный пункт, где на них был составлен протокол. Туристы вели себя вежливо, но подписывать протокол отказались. Было составлено коллективное объяснение происшествия, где описаны все детали размещения туристического лагеря.
Определите вид правонарушения. Какое решение можно вынести по данному правонарушению?
Ход ситуационной игры:
1. Определение ролей: ответчики, судья, лесной патруль
2. Определение инструментария (глав и статей) для определения правового поля.
3. Обсуждение ситуации и ее разыгрывание.
4. Оформление результатов ситуационной ролевой игры.
Ситуация 3.
Двое подростков 16 лет подрались. Один из них другому нанес тяжелые телесные повреждения. Отец пострадавшего А обратился в суд. Родители ответчика С решили сгладить конфликт и посетили родителей потерпевшего дома. В результате пострадало здоровье беременной женщины, которая оказалась в больнице. В итоге в суде оказалось еще одно исковое заявление на родителей ответчика С.
Примечание. Мать потерпевшего А, была беременна и не знала о происшествии. Отсутствие сына А ее муж объяснял отъездом его в деревню к родным. Потерпевший А иногда звонил матери и разговаривал с ней не более 5 минут.
Определите вид правонарушения. Какое решение можно вынести по данному правонарушению?
Ход ситуационной игры:
1. Определение ролей: ответчики, судья, социальный педагог, свидетели

2. Определение инструментария (глав и статей) для определения правового поля.
3. Обсуждение ситуации и ее разыгрывание.
4. Оформление результатов ситуационной ролевой игры.
Ситуация 4.
Родители совершеннолетнего студента ВУЗа не очень хотели, чтобы их сына призвали к военной службе. Для этого в военкомат, служебному лицу, были представлены документы медицинского освидетельствования о его непригодности к военной службе. При тщательной проверке был обнаружен факт подделки документов. Было проведено служебное расследование.
Определите вид правонарушения. Какое решение можно вынести по данному правонарушению?
Ход ситуационной игры:
1. Определение ролей: ответчики, судья, представитель военкомата
2. Определение инструментария (глав и статей) для определения правового поля.
3. Обсуждение ситуации и ее разыгрывание.
4. Оформление результатов ситуационной ролевой игры.
Ситуация 5.
Студент пятого курса медицинской академии М. подрабатывал в качестве фельдшера на «скорой помощи» и нередко выезжал к онкологическим больным, которым были прописаны препараты, содержащие наркотики. Используя неосведомленность пациентов, М. делал инъекции витамина В. Наркотики оставлял себе, а затем сбывал знакомым наркоманам.
Квалифицируйте деяния М.. Какое решение можно вынести по данному правонарушению?
Ход ситуационной игры:

  1. Определение ролей: истец, ответчик, судья, свидетели
  2. Определение инструментария (глав и статей) для определения правового поля.
  3. Обсуждение ситуации и ее разыгрывание.
  4. Оформление результатов ситуационной ролевой игры.

Ситуация 6.
Сергеев, ранее дважды судимый за вооруженный разбой, нигде не работал, занимался поборами с торговцев. Он случайно узнал, что у проживающего в соседнем подъезде Г. тяжело заболела жена и ей прописаны для обезболивания наркотики. Сергеев встретил Г. и, угрожая жестокой расправой, потребовал, чтобы тот получил по рецепту наркотики и передал ему. Для подкрепления угрозы нанес Г. два удара. На следующий день Г. заявил о происшедшем в РОВД.
Квалифицируйте деяния Сергеева. Какое решение можно вынести по данному правонарушению?
Ход ситуационной игры:

  1. Определение ролей: истец, ответчик, судья, свидетели
  2. Определение инструментария (глав и статей) для определения правового поля.
  3. Обсуждение ситуации и ее разыгрывание.
  4. Оформление результатов ситуационной ролевой игры.

Ситуация 7.
Варламов в ресторане познакомился с Локтевой и попросил разрешения проводить ее домой. Около подъезда дома, где жила Локтева, Варламов поскользнулся, и, падая, непроизвольно толкнул Локтеву. Локтева, потеряв равновесие, упала затылком о бордюр и через несколько часов от полученной травмы скончалась.
Можно ли привлечь Варламова к уголовной ответственности за причинение смерти потерпевшей? Какое решение можно вынести по данному происшествию?
Ход ситуационной игры:

  1. Определение ролей: истец, ответчик, судья, свидетели
  2. Определение инструментария (глав и статей) для определения правового поля.
  3. Обсуждение ситуации и ее разыгрывание.
  4. Оформление результатов ситуационной ролевой игры.

Ситуация 8.
Карапетов приобрел престижный импортный легковой автомобиль и вечерами катал на нем знакомых девушек. Во время одной из таких поездок одна из пассажирок, посмотрев на спидометр автомобиля, сказала, что Карапетов рискует нажить себе неприятности, превышая скорость, на что он ответил: «Машина новая, реакция у меня нормальная, ничего не случится». На одном из поворотов перед машиной внезапно оказался мужчина, перебегавший дорогу на пешеходном переходе. Карапетов не сумел избежать наезда, пешеход был сбит и скончался.
Определите форму вины Карапетова. Какое решение можно вынести по данному дорожному происшествию?
Ход ситуационной игры:

  1. Определение ролей: истец, ответчик, судья, свидетели
  2. Определение инструментария (глав и статей) для определения правового поля.
  3. Обсуждение ситуации и ее разыгрывание.
  4. Оформление результатов ситуационной ролевой игры.

Ситуация 9.
Водитель автомобиля Серегин ехал по установленному маршруту. Внезапно в 5-ти метрах от машины, ехавшей со скоростью 40 км в час, на проезжей части улицы появился ребенок семи лет, бежавший за катившимся мячом. Предотвращая наезд на ребенка, Серегин резко вывернул руль вправо, сломал киоск и сбил проходящих по тротуару Калимова и Халибову. Калимов от полученных травм через несколько часов скончался в больнице. Халибовой, по заключению судебно-медицинской экспертизы, причинен тяжкий вред здоровью.
Действовал ли Серегин в состоянии крайней необходимости? Какое решение можно вынести по данному дорожному происшествию?
Ход ситуационной игры:

  1. Определение ролей: истец, ответчик, судья, свидетели
  2. Определение инструментария (глав и статей) для определения правового поля.
  3. Обсуждение ситуации и ее разыгрывание.
  4. Оформление результатов ситуационной ролевой игры.

Ситуация 10.
Петр У. в состоянии алкогольного опьянения после посещения футбольного матча решил зайти со своими друзьями в ближайший бар. В баре Петр подрался с посетителями, которые, как, оказалось, болели за другую команду. Когда бармен пытался его остановить, Петр сильно его ударил, причинив телесные повреждения. Кроме того, вместе с друзьями он разбил посуду, сломал стулья и т. п. В ходе следствия его действия и действия его друзей были определены как хулиганские
Определите вид правонарушения. Какое решение можно вынести по данному правонарушению?
Ход ситуационной игры:

  1. Определение ролей: истец, ответчик, судья, свидетели
  2. Определение инструментария (глав и статей) для определения правового поля.
  3. Обсуждение ситуации и ее разыгрывание.
  4. Оформление результатов ситуационной ролевой игры.

Ситуация 11.
Группа девушек в возрасте 16 лет поздно вечером на остановке автобуса совершила нападение на пожилую женщину. От полученных ударов женщина упала, получив серьезную травму, а девушки отобрали у нее часы и сумку с документами и деньгами.
Определите вид правонарушения. Какое решение можно вынести по данному правонарушению?
Ход ситуационной игры:

  1. Определение ролей: истец, ответчик, судья, свидетели
  2. Определение инструментария (глав и статей) для определения правового поля.
  3. Обсуждение ситуации и ее разыгрывание.
  4. Оформление результатов ситуационной ролевой игры.

Ситуация 12.
Петров и Романов, возвращавшиеся из института после вечерних занятий, подверглись нападению со стороны трех лиц, находившихся в нетрезвом состоянии. В процессе завязавшейся драки одному из нападавших, Кирееву, были нанесены тяжкие телесные повреждения Романовым. Задержанные хулиганы предстали перед судом.
Были ли правомерны действия Петрова и Романова?
Определите вид правонарушения. Какое решение можно вынести по данному правонарушению?
Ход ситуационной игры:

  1. Определение ролей: истец, ответчик, судья, свидетели
  2. Определение инструментария (глав и статей) для определения правового поля.
  3. Обсуждение ситуации и ее разыгрывание.
  4. Оформление результатов ситуационной ролевой игры.

Сценарии ситуаций по Гражданскому кодексу РФ
Ситуация 1.
У дееспособного гражданина Иванова В.П. (20лет) сложились неприятные отношения с отцом, которые были связаны с постоянным употреблением спиртных напитков. Имеет ли право гражданин Иванов В.П. изменить фамилию, либо выбрать любую понравившуюся, или только ту, которая была в родне (мамину, например).
Имеет ли он право, изменив фамилию, сохранить право на получение наследства?
Какое решение можно вынести по данному вопросу?
Ход ситуационной игры:

  1. Определение ролей: истец, ответчик, судья, свидетели
  2. Определение инструментария (глав и статей) для определения правового поля.
  3. Обсуждение ситуации и ее разыгрывание.
  4. Оформление результатов ситуационной ролевой игры.

Ситуация 2.
Супруги Андрианова и Зозуля во время совместной жизни приобрели автомашину «Волга». Спустя несколько лет Зозуля погиб в авиационной катастрофе. Его мать как наследница предъявила к Андриановой иск о разделе автомашины. Решением народного суда автомобиль был оставлен жене, а матери присуждена денежная компенсация, которую Андрианова ей выплатила.
Впоследствии Андрианова продала машину. Узнав об этом, мать Зозули предъявила иск о признании договора купли – продажи недействительным, поскольку он нарушает принадлежащее ей преимущественное право покупки автомобиля.
Какое решение можно вынести по данному исковому заявлению?
Ход ситуационной игры:

  1. Определение ролей: истец, ответчик, судья, свидетели
  2. Определение инструментария (глав и статей) для определения правового поля.
  3. Обсуждение ситуации и ее разыгрывание.
  4. Оформление результатов ситуационной ролевой игры.

Ситуация 3.
Сидорчук пришел в комиссионный магазин купить скрипку. Скрипка вместе со смычком была помещена в футляр и рядом с ними была проставлена цена. Сидорчук пошел в кассу и выбил чек на указанную сумму. Продавец подал Сидорчуку скрипку без смычка и футляра. Сидорчук стал требовать передачи ему смычка и футляра. Продавец ответил, что цена стояла только за скрипку.
Каковы должны были быть действия Сидорчука до принятия им решения о покупки? Какие разъяснения следует дать Сидорчуку?
Какое решение можно вынести по данной жизненной ситуации, если будет подано исковое заявление?
Ход ситуационной игры:

  1. Определение ролей: истец, ответчик, судья, свидетели
  2. Определение инструментария (глав и статей) для определения правового поля.
  3. Обсуждение ситуации и ее разыгрывание.
  4. Оформление результатов ситуационной ролевой игры.

Ситуация 4.
Борис Дубов, 20 лет, жил у своей тети, учился в музыкальном училище и находился на иждивении родителей, проживавших в другом городе. Дубов купил у своего знакомого 23-летнего Котова музыкальный центр, истратив на это деньги, присланные ему родителями на приобретение зимней одежды. Когда отец Дубова узнал об этой покупке, он потребовал расторжения договора между его сыном и Котовым и обратился с таким иском в суд, выступая от имени сына. Отец Бориса обосновал свой иск тем, что сын своих заработков не имеет, находится на иждивении родителей и поэтому не имел права распоряжаться деньгами, предоставленными ему для определенной цели — приобретения зимних вещей.
Какие разъяснения следует дать отцу Дубова Б.?
Какое решение можно вынести по данной жизненной ситуации, если будет подано исковое заявление?
Ход ситуационной игры:

  1. Определение ролей: истец, ответчик, судья, свидетели
  2. Определение инструментария (глав и статей) для определения правового поля.
  3. Обсуждение ситуации и ее разыгрывание.
  4. Оформление результатов ситуационной ролевой игры.

Ситуация 5.
В нотариальную контору г. Самары обратился действующий от имени Крохина Дмитриев с просьбой удостоверить договор купли – продажи дачи. Дмитриев представил нотариусу удостоверенную больницей доверенность, выданную на его имя Крохина. На основании этой доверенности был удостоверен договор купли – продажи дачи.
Правильны ли действия нотариуса?
Какое решение можно вынести по данной жизненной ситуации, если родственники Крохина подадут исковое заявление?
Ход ситуационной игры:

  1. Определение ролей: истец, ответчик, судья, свидетели
  2. Определение инструментария (глав и статей) для определения правового поля.
  3. Обсуждение ситуации и ее разыгрывание.
  4. Оформление результатов ситуационной ролевой игры.

Ситуация 6.
Руслан Ухов, 10 лет, получил по наследству от бабушки дом в г. Аткарск. Руслан проживал вместе со своим отцом и мачехой. Подыскав покупателя на этот дом, отец явился в Государственную регистрационную палату, чтобы оформить договор купли – продажи дома, однако ему отказали в регистрации договора. Отец считает, что он является законным представителем сына и может от его имени совершать любые сделки. Он обжаловал действия Государственной регистрационной палаты в суде.
Какое решение можно вынести по данному исковому заявлению?
Ход ситуационной игры:

  1. Определение ролей: истец, ответчик, судья, свидетели
  2. Определение инструментария (глав и статей) для определения правового поля.
  3. Обсуждение ситуации и ее разыгрывание.
  4. Оформление результатов ситуационной ролевой игры.