Автомобильные номера в СССР

Каким был первый автомобильный номер?

25 апреля 1901 года в американском штате Нью-Йорк были введены первые в мире официальные автомобильные номера. Владельцев машин обязали зарегистрировать свои фамилии, адрес, описание их транспортных средств и заплатить по одному доллару за регистрацию. После этой процедуры 954 участника движения получили небольшие таблички высотой около 8 сантиметров, на которых были указаны их инициалы.

Что именно было написано на самом первом регистрационном номере, история не сохранила, и такая оказия оказалась на руку Германии. Ведь в том же году немецкий коммерсант Рудольф Герцог с разрешения администрации Берлина прикрепил к своей машине номер IA1. Буквенные обозначения были инициалами его молодой жены Иоганны Анкер, а единица символизировала то, что фрау Анкер у него первая и единственная. Поэтому среди автомобилистов принято считать, что на первом в мире регистрационном номере было написано признание в любви предприимчивого герра Герцога.

Автомобильные номера в царской России, СССР и РФ

Первые автомобильные номера появились в России ещё в 1904 году. Они представляли собой жестяные таблички с трёхзначными номерами. Выдавались они городской управой по мере регистрации новых автомобилей. Первым городом Российской империи, где были введены номерные знаки, оказалась не столица Санкт-Петербург, а Рига.

Первая реформа номерных знаков произошла в 1920 году, когда Ленин подписал декрет «О номерных знаках». Согласно документу, машина должна иметь 2 печатных номерных знака. Передний номер надлежало прикреплять на левом крыле, а задний — на специальной стойке. В номерных знаках стали использовать 4–5-значные цифры.

В 1931–1932 годах на белых табличках, кроме чёрных цифр, добавились и буквы, а через пару лет появились номера с названием региона выдачи.

В 1936 году регион впервые зашифровали в сочетании букв. Грузия, например, получила буквы ГА. Частные машины также имели свои номера, они начинались на «МИ». Помимо этого, номера стали чёрными, а символы — белыми, а число цифр равнялось четырём.

В 1939–1941 годах были введены спецномера. Так, автомобили Красной Армии получили номера с буквой А и пятью цифрами, а номера правительственных автомобилей начинались с букв МА.

В 1955 году появились новые номера жёлтого цвета с чёрными символами и чёрные номера с белыми буквами и цифрами для служебного транспорта. Автомобили высокопоставленных чиновников получали номера серий МА, МЩ и ЭО.

В конце 50-х все номера стали чёрными, за исключением тракторных, оставшихся жёлтыми.

После Олимпиады-80 все номера были заменены на старые, чёрные, но через год началась массовая замена чёрных жестянок на новые, белые. При этом частные автомобили получали номера, начинавшиеся с букв, например, а0001МО, а государственные — с цифр типа 0001 МОК.

Очередная реформа была проведена в начале 90-х. 30 июля 1993 года вышел приказ МВД России #362 о введении современных номеров. Количество символов на номерах — 3 буквы (серия регистрационного знака) и 3 цифры (номер регистрационного знака). Справа от номера выделяется отдельный четырёхугольник, в котором находятся: внизу — флаг РФ и сокращённое название страны (RUS), а над ним — числовой индекс (код) региона страны, где автомобиль поставлен на учёт.

Необычные автомобильные номера из разных стран

© Public Domain / User:Dantadd Андорра© Public Domain / Zaphod Монако© Public Domain / Seth Schoen Сан-Марино © Public Domain / Dickelbers Ливан© Public Domain / Rolgiati Парагвай© Public Domain / Jerry США© Public Domain / Argusgdl Мексика© Public Domain / Tom Северная Корея

Индекс автомобильных номеров СССР

У этого термина существуют и другие значения, см. Индекс автомобильных номеров.

Регистрационные номерные знаки СССР — номерной знак, применявшийся для регистрации автотранспорта на территории СССР.

История

Фактически, история автомобильных номеров СССР ведёт своё начало с 1931 года, когда были введены первые советские номера единого стандарта. Автомобильные номера в СССР (и даже в Российской империи) существовали и до 1931 года, однако они не были едиными и разнились от города к городу.

1931 – 1958 года

В течение 1930-х годов формат номера несколько раз менялся.

Формат первого советского номера, введённого в 1931 году, был «буква – две цифры – две цифры» чёрными буквами на белом фоне. Просуществовал такой формат недолго, и в 1934 году был заменён форматом «цифра – две цифры – две цифры», под которыми словами писалось название региона приписки, называемого в то время «Дортрансом», всего таких Дортрансов было 45. К слову сказать, формат номеров был нестрогим, то есть количество цифр не обязательно должно равняться пяти, а название региона могло писаться сокращённо (что применялось, например, для выдачи номерных знаков мотоциклам). В этом же году появились номера, где вместо региона прописки стояла надпись «транзит» или «проба». Эти номера были оформлены в обычной в общегражданской цветовой гамме, но встречались «пробные» номера в инверсной гамме. В дальнейшем транзитные номера обычно совпадали по формату с квадратным типоразмером общегражданского номера с точностью до надписи «транзит».

Через 2 года, в 1936 году, формат номеров снова сменился: теперь в начале номера писался двухбуквенный индекс региона приписки, за которыми следовали две пары цифр, разделённые дефисом. Была инвертирована и цветовая гамма номера: номер стал печататься белыми буквами на чёрном фоне. Тогда же появились 2 типоразмера номеров: линейный — для установки спереди, и квадратный — для установки сзади транспортного средства; такое разделение типоразмеров просуществовало вплоть до 1994 года (см. далее).

Незадолго до войны вся военная техника получила номера формата, отличного от общегражданского: «буква — цифра — две цифры — две цифры». Никакой системы в военных номерах не было, что, видимо, было сделано для введения противника в заблуждение. Более того, существует ряд документальных подтверждений нарушения вида номеров (произвольная расстановка дефисов, пририсовывание звёзд или якорей) и даже формата (от четырёх до шести цифр, четыре цифры часто были у мотоциклов, но были и исключения). Такая «бессистемность» продолжалась вплоть до 1959 года.

Гражданские номера вышеописанного формата просуществовали до 1946, пока не сменились новыми. В новых номерах формат остался прежним, изменилась лишь цветовая гамма: теперь фон номера стал жёлто-оранжевым, а цвет букв и цифр – чёрный. Впервые появились номера для транспорта представителей дипмиссий, от общегражданских они отличались только более кратким форматом: «д цифра — две цифры». Появились и номера для грузовых прицепов (прицепы до этого не регистрировались — на них перевешивался задний знак грузовика), от заднего общегражданского номера они отличались наличием надписи «прицеп» рядом с индексом региона. Существовали в то время и номера в иной цветовой гамме — «чёрный фон, белые символы», такие номера присваивались служебному автотранспорту.

1959 – 1980 года

В 1959 году прошла очередная реформа по смене формата регистрационных знаков автомобилей в Советском Союзе. Теперь номер стал иметь формат «две цифры – две цифры три буквы», где буквами кодировался регион приписки автомобиля; цветовая гамма номера вновь была выбрана «чёрный фон, белые символы». Кроме того, были введены номера для тракторов и тракторных прицепов — до этого трактора регистрировались мотоциклетными номерами и в добровольном порядке, а тракторные прицепы не подлежали регистрации. Военные номера отличались от гражданских наличием лишь двух букв на конце номерного знака, а прицепы и трактора дополнительно имели к «военному» стандарту слово «прицеп» (автомобильный) или «пр-п» (тракторный) и «тр-р» соответственно. Изначально тракторным номерам оставили цветовую гамму номеров образца 1946 года, но позже привели её к общегражданской; цветовая гамма тракторных прицепов оставались в цветовой гамме 1946 года вплоть до введения номеров образца 1980 года.

Свой формат получили номера автотранспорта дипмиссий и иностранных корреспондентов: «буква — две цифры — три цифры», где буква «D» для сотрудников дипломатических представителей, «K» — для корреспондентов, первые две цифры — условный код страны. Цветовая гамма была инверсной по отношению к общегражданским номерам.

1980 – 1991 года

В 1980 году, в преддверие московских Олимпийских игр, была проведена очередная реформа формата номеров. Цветовая гамма снова была инвертирована – теперь номера стали писаться чёрными символами на белом фоне, появились два основных формата номеров: для частных автотранспортных средств и для государственных машин. Формат частных номеров – «буква две цифры две цифры две буквы», государственных – «две цифры две цифры три буквы». Две или три буквы в конце номера обозначали регион приписки автотранспорта, размер букв такой же, как у цифр; первая буква в частных номерах имела меньший размер и могла быть практически любой буквой русского алфавита. В качестве заднего номерного знака грузовых автомобилей, автобусов а также мотоциклов применялся квадратный вариант «государственного стандарта», номера частного стандарта имели только линейное исполнение.

Как и раньше, были оставлены особые номера для автотранспорта вооружённых сил, представителей дипмиссий, прицепов и тракторов, а также были добавлены особые номерные знаки для автотранспорта, зарегистрированного иностранными гражданами или подлежащего вывозу за пределы СССР. Формат «военных» номеров остался неизменным с 1959 года, таким образом, номера автотранспорта, принадлежащего вооружённым силам СССР, стали резко выделяться на общем фоне. Формат номеров прицепов и тракторов изменился: цветовая гамма была приведена к общегражданскому виду, форма – квадрат с обрезанными нижними (автоприцепы, трактора) или верхними (прицепы спецтехники) углами, формат – «две цифры две цифры две буквы» для обрезанных снизу и «две буквы две цифры две цифры» для обрезанных сверху. Формат номеров представителей дипломатических миссий также претерпел изменения — теперь номер рисовался белыми буквами на красном фоне в форматах «D три цифры три цифры» для сотрудников представительства, обладающих дипломатическим статусом, «Т три цифры три цифры» для административно-технического персонала диппредставительств, «три цифры CMD цифра» — для автомобилей, принадлежащих лично консулу или послу; первые три цифры – условный номер страны дипмиссии.

Номера «иностранных граждан» выполнялись чёрными символами на светло-оранжевом фоне в формате «буква три цифры три цифры», где буква означала следующее: Н — машина иностранного гражданина, К — машина иностранного корреспондента, М — машина торгового представителя, Р — машина предназначена для экспорта из СССР.

После ввода в действие номеров данного стандарта не требовалось отказываться от номеров предыдущего стандарта.

Дальнейшая история

В 1991 году Советский Союз распался на 15 (а фактически – 19) независимых государств. Каждая страна начала разрабатывать собственные форматы автомобильных номеров, однако в переходный период на территориях некоторых бывших советских республик применялись номера советского образца с «национальным колоритом». Например, на Украине в номерах начала присутствовать буква «I», а в Латышской республике и вовсе кириллические буквы были заменены латиницей.

В Российской Федерации замена номерных знаков советского образца на номерные знаки стандарта России началась с 1994 года, при этом не требовалось в обязательном порядке менять регистрационный знак СССР на новый российский номерной знак. Таким образом, на территории РФ на автомашинах по сей день можно встретить номера образца 1980 года, а иногда — и 1959 года.

Индекс региона регистрации

Расшифровка буквенных индексов, применявшихся в СССР и на постсоветском пространстве, на автомобильных номерных знаках частных автомашин образца 1980 года (ГОСТ 3207-77). Буквенные индексы выделенные курсивом применялись только на номерных знаках образца 1980 года:

Индекс ГАИ Субъект Республика
АБ Алтайский край, 2 серия Российская СФСР
АВ серия для выезда за границу все республики
АГ Азербайджанская ССР, 2 серия Азербайджанская ССР
АД Армянская ССР, 2 серия Армянская ССР
АЕ серия для выезда за границу все республики
АЖ Азербайджанская ССР, 3 серия Азербайджанская ССР
АЗ Азербайджанская ССР, 1 серия Азербайджанская ССР
АИ Абхазская АССР Грузинская ССР
АК Целиноградская область (Акмолинская область) Казахская ССР
АЛ Алтайский край, 1 серия Российская СФСР
АМ Амурская область Российская СФСР
АН Андижанская область Узбекская ССР
АП Алма-Атинская область Казахская ССР
АР Армянская ССР, 1 серия Армянская ССР
АС Астраханская область Российская СФСР
АТ Алма-Ата Казахская ССР
АФ Адыгея Российская СФСР
АХ Архангельская область Российская СФСР
АШ Ашхабадская область Туркменская ССР
АЮ Актюбинская область Казахская ССР
БА Башкирская АССР, 1 серия. Российская СФСР
ББ Башкирская АССР, 3 серия. Российская СФСР
БЕ Белгородская область Российская СФСР
БИ Бишкек Киргизская ССР
БН Брестская область Белорусская ССР
БР Брянская область Российская СФСР
БУ Бурятская АССР Российская СФСР
БХ Бухарская область Узбекская ССР
БШ Башкирская АССР, 2 серия. Российская СФСР
ВА Восточно-Казахстанская область Казахская ССР
ВВ Воронежская область, 1 серия. Российская СФСР
ВГ Ворошиловградская область, 2 серия Украинская ССР
ВД Волгоградская область, 2 серия Российская СФСР
ВЕ серия для выезда за границу Украинская ССР
ВЖ Воронежская область, 2 серия. Российская СФСР
ВИ Винницкая область Украинская ССР
ВК Восточно-Казахстанская область Казахская ССР
ВЛ Владимирская область Российская СФСР
ВМ серия для выезда за границу все республики
ВН Волынская область Украинская ССР
ВО Вологодская область Российская СФСР
ВР Воронежская область, 3 серия. Российская СФСР
ВС серия для выезда за границу все республики
ВТ Витебская область Белорусская ССР
ВХ Волгоградская область, 3 серия. Российская СФСР
ГА Грузинская ССР Грузинская ССР
ГБ Горно-Бадахшанская область Таджикская ССР
ГВ Горьковская область (Нижегородская область), 2 серия. Российская СФСР
ГГ Грузинская ССР Грузинская ССР
ГК Гродненская область Белорусская ССР
ГЛ Горный Алтай, юр. лица Российская СФСР
ГО Горьковская область (Нижегородская область), 1 серия. Российская СФСР
ГР Грузинская ССР Грузинская ССР
ГС Гомельская область Белорусская ССР
ГУ Гурьевская область, 1 серия Казахская ССР
ГТ Гурьевская область, 2 серия Казахская ССР
ГЯ Горный Алтай, физ. лица Российская СФСР
ДА Дагестанская АССР Российская СФСР
ДБ Душанбинская область Таджикская ССР
ДД Джизакская область Узбекская ССР
ДЖ Джамбулская область Казахская ССР
ДК Джезказганская область Казахская ССР
ДН Днепропетровская область, 2 серия. Украинская ССР
ДО Донецкая область, 2 серия. Украинская ССР
ДП Днепропетровская область, 1 серия. Украинская ССР
ДР Львовская область (Дрогобычская область), 1 серия. Украинская ССР
ЕА Эстонская ССР, 2 серия. Эстонская ССР
ЕЕ серия для выезда за границу все республики
ЕС Санкт-Петербург, 3 серия. Российская СФСР
ЖА Джалал-Абадская область, 1 серия Киргизская ССР
ЖИ Житомирская область, 1 серия Украинская ССР
ЖЖ Житомирская область, 2 серия Украинская ССР
ЖБ Житомирская область, 3 серия Украинская ССР
ЗА Закарпатская область Украинская ССР
ЗК Западно-Казахстанская область Казахская ССР
ЗН Запорожская область, 3 серия. Украинская ССР
ЗП Запорожская область, 1 серия. Украинская ССР
ЗР Запорожская область, 2 серия. Украинская ССР
ИВ Ивановская область Российская СФСР
ИК Иссык-Кульская область Киргизская ССР
ИР Иркутская область, 1 серия. Российская СФСР
ИС Иркутская область, 2 серия. Российская СФСР
ИФ Ивано-Франковская область, 2 серия. Украинская ССР
КА Калининская область (Тверская область) Российская СФСР
КБ Кабардино-Балкарская АССР Российская СФСР
КВ Кировская область Российская СФСР
КГ Карагандинская область Казахская ССР
КД Кировоградская область Украинская ССР
КЕ Кемеровская область, 1 серия. Российская СФСР
КЖ Калужская область Российская СФСР
КЗ Кзыл-Ординская область Казахская ССР
КИ Киев, 1 серия. Украинская ССР
КК Краснодарский край, 1 серия. Российская СФСР
КЛ Калининградская область, 1 серия. Российская СФСР
КМ Коми АССР Российская СФСР
КН Курганская область Российская СФСР
КО Костромская область Российская СФСР
КП Каракалпакская АССР Узбекская ССР
КР Крымская область, 1 серия. Украинская ССР
КС Карельская АССР Российская СФСР
КТ Кокчетавская область Казахская ССР
КУ Курская область Российская СФСР
КФ Кашкадарьинская область Узбекская ССР
КХ Киевская область Украинская ССР
КЦ Калмыцкая АССР Российская СФСР
КЧ Камчатская область Российская СФСР
КШ Куйбышевская область (Самарская область), 1 серия. Российская СФСР
КЩ Кустанайская область, 1 серия Казахская ССР
КЭ Красноярский край, 2 серия. Российская СФСР
КЮ Кулябская область Таджикская ССР
КЯ Красноярский край, 1 серия. Российская СФСР
ЛА Латвийская ССР, 1 серия. Латвийская ССР
ЛБ Ленинабадская область Таджикская ССР
ЛВ Львовская область, 2 серия. Украинская ССР
ЛГ Ленинградская область, 2 серия. Российская СФСР
ЛД Ленинград, 2 серия. Российская СФСР
ЛЕ Ленинград, 1 серия. Российская СФСР
ЛИ Литовская ССР, 1 серия. Литовская ССР
ЛК Литовская ССР, 3 серия. Литовская ССР
ЛЛ Литовская ССР, 2 серия. Литовская ССР
ЛО Ленинградская область, 1 серия Российская СФСР
ЛП Липецкая область Российская СФСР
ЛТ Латвийская ССР, 2 серия. Латвийская ССР
ЛУ Ворошиловградская область (Луганская область), 1 серия. Украинская ССР
МА Магаданская область (но МАС — Москва) Российская СФСР
МБ Минская область Белорусская ССР
МВ Молдавская ССР, 2 серия. Молдавская ССР
МГ Могилёвская область Белорусская ССР
МД Молдавская ССР, 1 серия. Молдавская ССР
МВ Молдавская ССР, 2 серия. Молдавская ССР
МЕ Московская область, 2 серия. Российская СФСР
МЖ Московская область, 1 серия. Российская СФСР
МЗ Московская область, 3 серия. Российская СФСР
МИ Минск Белорусская ССР
МК Москва, 2 серия Российская СФСР
МЛ Молодечненская область Белорусская ССР
МЛ Московская область, 4 серия Российская СФСР
ММ Москва, 3 серия Российская СФСР
МН Москва, 4 серия Российская СФСР
МО Москва, 1 серия Российская СФСР
МП Приднестровье Молдавская ССР
МР Мордовская АССР Российская СФСР
МС Марийская АССР Российская СФСР
МТ Москва, 5 серия Российская СФСР
МУ Мурманская область Российская СФСР
МХ Марыйская область Туркменская ССР
МШ Мангышлакская область Казахская ССР
МЯ Крымская область Украинская ССР
НА Наманганская область Узбекская ССР
НБ Новосибирская область, 2 серия. Российская СФСР
НВ Навоийская область Узбекская ССР
НЖ Кустанайская область, 2 серия Казахская ССР
НИ Николаевская область Украинская ССР
НК Нагорный Карабах Азербайджанская ССР
НН Нижегородская область, 3 серия Российская СФСР
НО Новгородская область Российская СФСР
НР Нарынская область Киргизская ССР
НС Новосибирская область, 1 серия. Российская СФСР
НТ Красноводская область Туркменская ССР
ОА Оренбургская область, 3 серия. Российская СФСР
ОБ Оренбургская область, 1 серия. Российская СФСР
ОГ Оренбургская область, 2 серия. Российская СФСР
ОД Одесская область, 1 серия. Украинская ССР
ОЕ Одесская область, 2 серия. Украинская ССР
ОМ Омская область Российская СФСР
ОО серия «Совтрансавто» все регионы
ОР Орловская область Российская СФСР
ОШ Ошская область Киргизская ССР
ПА Павлодарская область Казахская ССР
ПЕ Пензенская область Российская СФСР
ПК Приморский край, 2 серия. Российская СФСР
ПМ Пермская область, 1 серия. Российская СФСР
ПО Полтавская область Украинская ССР
ПР Приморский край, 1 серия. Российская СФСР
ПС Псковская область Российская СФСР
ПТ Пермская область, 2 серия. Российская СФСР
РА Ростовская область, 4 серия. Российская СФСР
РВ Ровенская область Украинская ССР
РД Ростовская область, 2 серия. Российская СФСР
РО Ростовская область, 1 серия. Российская СФСР
РП Ростовская область, 3 серия. Российская СФСР
РР серия «Совтрансавто» все регионы
РТ серия «Совтрансавто» все регионы
РЯ Рязанская область Российская СФСР
СА Саратовская область, 1 серия. Российская СФСР
СБ Сталинабадская область (Душанбинская) Таджикская ССР
СБ Самарская область, 3 серия. Российская СФСР
СВ Свердловская область, 1 серия. Российская СФСР
СГ Волгоградская область (Сталинградская область), 1 серия. Российская СФСР
СД Сурхандарьинская область Узбекская ССР
СЕ Северо-Осетинская АССР Российская СФСР
СЖ Саратовская область, 2 серия. Российская СФСР
СИ Сырдарьинская область Узбекская ССР
СК Северо-Казахстанская область Казахская ССР
СЛ Донецкая область (Сталинская область), 1 серия. Украинская ССР
СМ Смоленская область Российская СФСР
СН Самаркандская область Узбекская ССР
СО Сочи Российская СФСР
СП Семипалатинская область Казахская ССР
СР серия «Совтрансавто» все регионы
СР Санкт-Петербург Российская СФСР
СС Ставропольский край, 2 серия. Российская СФСР
СТ Ставропольский край, 1 серия. Российская СФСР
СУ Сумская область Украинская ССР
СФ Свердловская область, 2 серия. Российская СФСР
СХ Сахалинская область Российская СФСР
СЯ Ивано-Франковская область (Станиславская область), 1 серия. Украинская ССР
ТА Тамбовская область Российская СФСР
ТБ Татарская АССР, 2 серия. Российская СФСР
ТВ Тувинская АССР Российская СФСР
ТГ Тургайская область Казахская ССР
ТД Курган-Тюбинская область Таджикская ССР
ТЕ Тернопольская область Украинская ССР
ТЗ Ташаузская область Туркменская ССР
ТК Талды-Курганская область Казахская ССР
ТЛ Тульская область, 2 серия. Российская СФСР
ТМ Тюменская область, 2 серия. Российская СФСР
ТН Ташкент, 1 серия. Узбекская ССР
ТО Томская область Российская СФСР
ТР Туркменская ССР Туркменская ССР
ТТ Татарская АССР, 1 серия. Российская СФСР
ТУ Тульская область, 1 серия. Российская СФСР
ТФ Таласская область Киргизская ССР
ТШ Ташкентская область Узбекская ССР
ТЮ Тюменская область, 1 серия. Российская СФСР
ТЯ Тянь-Шаньская область Киргизская ССР
УД Удмуртская АССР Российская СФСР
УК Куйбышевская область (Самарская область), 2 серия. Российская СФСР
УЛ Ульяновская область Российская СФСР
УT Уральская область Казахская ССР
ФЕ Ферганская область Узбекская ССР
ФИ Фрунзенская область Киргизская ССР
ХА Харьковская область, 1 серия. Украинская ССР
ХБ Хабаровский край Российская СФСР
ХГ Хакасия Российская СФСР
ХЗ Хорезмская область Узбекская ССР
ХК Харьковская область, 2 серия. Украинская ССР
ХМ Хмельницкая область Украинская ССР
ХО Херсонская область Украинская ССР
ХТ Киев, 2 серия. Украинская ССР
ЦВ Краснодарский край, 3 серия. Российская СФСР
ЦЛ Целиноградская область Казахская ССР
ЦП Краснодарский край, 2 серия. Российская СФСР
ЦС Крымская область, 2 серия. Украинская ССР
ЦХ Кемеровская область, 2 серия. Российская СФСР
ЧА Чукотский АО Российская СФСР
ЧБ Челябинская область, 2 серия. Российская СФСР
ЧВ Черновицкая область Украинская ССР
ЧД Челябинская область, 3 серия. Российская СФСР
ЧЕ Челябинская область, 1 серия. Российская СФСР
ЧИ Чечено-Ингушская АССР Российская СФСР
ЧК Черкасская область Украинская ССР
ЧМ Чимкентская область Казахская ССР
ЧН Черниговская область Украинская ССР
ЧП Карачаево-Черкесия Российская СФСР
ЧР Чарджоуская область Туркменская ССР
ЧС Чуйская область Киргизская ССР
ЧТ Читинская область Российская СФСР
ЧУ Чувашская АССР Российская СФСР
ША Гурьевская область, 1 серия Казахская ССР
ЭС Эстонская ССР, 1 серия. Эстонская ССР
ЮА Московская область Российская СФСР
ЮБ Московская область Российская СФСР
ЮВ Московская область Российская СФСР
ЮГ Московская область Российская СФСР
ЮК Южно-Казахстанская область (Чимкентская область) Казахская ССР
ЮМ Московская область Российская СФСР
ЮО Южная Осетия Грузинская ССР
ЯК Якутская АССР Российская СФСР
ЯР Ярославская область Российская СФСР

Интересные факты

  • Единственным субъектом краевого подчинения СССР, имевшим свои собственные номера, был город Сочи Краснодарского края.
  • С 1991 года в странах СНГ (кроме России) выдавались номерные знаки стандарта 1981 года с буквами латинского алфавита. Такие номера выдавались до введения собственного стандарта номеров стран СНГ. пример: 89 65 КIА ( город Киев, Украинская ССР), 98 64 LAA ( Латвийская ССР) и.т.д
  • Серия ЕС изначально предназначалась для Эстонской ССР. Но после распада СССР была передана Санкт-Петербургу.

> См. также

  • Индекс ведомственных тракторных номеров СССР

Ссылки

  • Автомобильные номера СССР всех стандартов, большой архив качественных фотографий
  • Галерея автомотостарины. Номерные знаки (только до 1982)
  • Коллекция чёрных номерных знаков СССР (1959—1981)

Индексы автомобильных номеров Европы

Австрия | Азербайджан | Албания | Андорра | Армения | Беларусь | Бельгия | Болгария | Босния и Герцеговина | Великобритания | Венгрия | Германия | Греция | Грузия | Дания | Ирландия | Исландия | Испания | Италия | Казахстан | Кипр | Латвия | Литва | Лихтенштейн | Люксембург | Македония | Мальта | Молдавия | Монако | Нидерланды | Норвегия | Польша | Португалия | Россия | Румыния | Сан-Марино | Сербия | Словакия | Словения | Турция | Украина | Финляндия | Франция | Хорватия | Черногория | Чехия | Швейцария | Швеция | Эстония

Зависимые территории:

Акротири и Декелия | Аландские острова | Гернси | Гибралтар | Джерси | Остров Мэн | Фарерские острова | Шпицберген | Ян-Майен

Непризнанные и частично
признанные государства:

Абхазия | Косово | Нагорно-Карабахская Республика | Приднестровье | Турецкая Республика Северного Кипра | Южная Осетия

Бывшие государства:

ГДР | СССР | Чехословакия | Югославия

Страны Азии: Индексы автомобильных номеров Азии

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Зависимые территории Непризнанные и частично признанные государства

Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия

¹ В основном в Африке ² Частично в Европе

tank-21 ›
Блог ›
Коллекция номерных знаков. С 1978 по настоящее время. Часть 2 — Краткая история номеров СССР.

Итак, главная тема коллекции. Номера СССР по типам. Но чтобы в СССР появились номера, сначала должен был образоваться и сам СССР, что и произошло в декабре 1922 г, если кто забыл. До этого 6 республик, учредителей СССР, существовали отдельно. Вы думаете, после образования СССР сразу появились и единые номера? Нет.
Начнем с того, что в каждом городе правила были своими. Появился в 1918 г. Декрет Совнаркома о правилах движения на автомобилях по Москве и окрестностям. В Интернете, кстати, много путаницы и неточностей, поэтому известен более поздний аналогичный декрет 1920 г., который часто называют первым. На самом деле большевики озаботились правилами еще в 1918 г. Правила эти были очень простыми, состояли сначала всего из нескольких пунктов. Впоследствии они расширялись. Но с самой первой редакции одним из пунктов было обязательное наличие на автомобиле номерного знака. Вот такого, как на фото ниже. Это номерной знак для автомобиля г. Астрахани на 1918 г., кстати самый ранний послереволюционный автомобильный знак в моей коллекции. Следующий датируется лишь обр. 1933 г.

Номерной знак для автомобиля г. Астрахани на 1918 г.

Общее руководство автомобильным делом возлагалось на НКПС (Народный комиссариат путей сообщения). Но номерные знаки он не выдавал. С 1921 г. в составе НКПС РСФСР было создано Центральное управление местного транспорта (ЦУМТ). По порядкам, существовавшим еще с царских времен, номерные знаки извозчикам, которые были основным транспортом, велосипедам и незначительному числу автомобилей, номерные знаки выдавали местные органы власти. Где-то это были Отделы коммунального хозяйства, где-то Финансовые отделы. Номерные знаки в каждом городе были своими. Общие требования к номерным знакам по стране были определены правилами ЦУМТ лишь в 1927 г. с созданием первых общесоюзных правил учета автомобилей и мотоциклов. Но их не очень-то соблюдали.
Городские номерные знаки, а это название к номерам прилипло и сохранилось в обиходе чуть ли не до 90-х годов ХХ в, в каждом городе выдавались на год. Они лишь подтверждали уплату налога, а в некоторых случаях также говорили о прохождении предшествовавшего выдаче номера техосмотра повозки, велосипеда или транспортного средства. Чтобы легче различить нарушителей, номера ежегодно, а иногда и раз в полгода, менялись по цвету или форме.
В 1928 г. ЦУМТ был выведен из состава НКПС и преобразован в Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (Цудортранс). Он стал отдельным ведомством при Совнаркоме и ведал строительством и ремонтом дорог, транспортными перевозками, складами, а также учетом автомобилей.
Если в двадцатые годы число автомобилей измерялось одной — двумя десятками тысяч, то в начале 30-х с вводом в действие заводов АМО и ЯАЗ, число транспорта в народном хозяйстве выросло на порядок. Следовало ввести четкую систему учета такого количества автомобилей, в том числе исходя из мобилизационных целей.
Поэтому первое постановление об общесоюзном учете авто-мото-транспорта было, наконец, разработано в 1931 г. С ним и появились первые общие по Союзу ССР номера. С него мы и начинаем отсчет типов и серий. Стандарт быстро перестал отвечать потребностям времени, т.к. имел небольшую емкость. Номерной знак состоял из одной буквы серии, определявшей регион учета, и четырех цифр, выполнявшихся черным цветом на белом фоне, например, «А-1234». В этом стандарте существовали также номера серии «Проба». Числа комбинаций было недостаточно для быстро растущего числа автомобилей в СССР.
Пришлось в 1933 г. изменять стандарт. Новый номерной знак также имел белый фон и черные символы. Он состоял из цифр числом до пяти, в нижней части указывался условный регион учета, т.н. «Дортранс». Дортрансы создавались и изменялись вместе с реорганизацией административно-территориального деления страны. Их было около пятидесяти на момент упразднения стандарта. Сначала различали мото и автономера, а также «Пробы». Чуть позже в стандарте появились транзиты для перегона автомобилей и дипломатические.

Номерной знак мотоцикла обр. 1933 г. Московский дортранс.

В 1936 г. было решено сосредоточить учет, регистрацию транспорта и выдачу номерных знаков в одном органе — Государственной автомобильной инспекции. Созданная 5 ноября 1934 г. в составе Цудортранса, она в 1936 г. была выведена оттуда и передана в Главное управление Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. Цудортранс также был передан в состав НКВД и реорганизован в Гушосдор — Главное управление шоссейных дорог. С выходом 3 июля 1936 г. Постановления Совета народных комиссаров №1182 утверждено «Положение о ГАИ ГУ РКМ НКВД СССР». Эта дата принята как день рождения ГАИ, хотя служба ведет свою историю с конца 20-х годов, когда в ряде городов были созданы Отделы регулирования уличного движения (ОРУДы).
Гаишники быстро приняли новый стандарт на номера, правда их введение неоднократно переносилось. Лишь в 1938 г. старые номера с Дортрансами окончательно были запрещены. Мотоциклетные номера этого периода, также как и раньше, ставились как впереди, так и сзади. Впереди их обычно крепили на крыло мотоцикла по направлению движения, склепывая два знака между собой — получался двухсторонний номер. К специальным типам — «транзитам», «пробам», дипломатическим номерам добавились номера для прицепов.

Передний номерной знак обр. 1936 г. ТО — Тульская обл.
Но стремясь избавится от недостатков номеров обр. 1933 г., увеличили размер пластин. Передний номер был длиной 575 мм — на 5 см длиннее современного. А задний превосходил по размерам белый советский квадратный номер для юрлиц.

Задний номер обр. 1936 г. ЯО — Ярославская обл.

Это потребовало металла, и для номеров стали применять металл самого низкого качества и недостаточной толщины. Большие «лопухи» трескались, часто отваливались от автомобилей, несмотря на существенный штраф за утерю номера. Поэтому ориентировочно в 1940 г. решили ввести новые номера уменьшенного размера. Про них пока известно очень мало, даже точной даты утверждения стандарта нет. Собственно, поиски ответа на этот вопрос и сподвигли автора начать работу, которая позже переросла в полноценное исследование истории номеров СССР. Но за более чем 6 лет я не смог найти норматива на эти номера. Поиск продолжается, а сами номера в коллекции есть. Вот пример такого номерного знака уменьшенного размера на ГАЗ-67, фото было взято с «молотка».

Полный размер

Номерной знак условного обр. 1940 г. ПЛ — Туркменская ССР.

Что характерно, при присоединении к СССР республик Прибалтики, там были заменены номерные знаки, но выдача номеров во всех трех новых республиках шла не в соответствии с общесоюзными образцами. Более-менее соответствовали им номера Литовской ССР, где отличием от номеров обр. 1936 г. была лишь латинская серия «RL». А вот, например, образец номерного знака Эстонской ССР, выдача которых была начата весной 1941 г. Номер очень похож на знак времен независимости. Отличием является серия «ER» из двух букв вместо одной буквы серии национальных номеров.

Номерной знак Эстонской ССР обр. 1941 г.

Ввести уменьшенные знаки помешала война. С ней были утрачены учеты подразделений, большая часть парка транспорта была мобилизована и погибла в войну. Поэтому в 1946 г. довоенные номера стали менять новыми, т.н. «желтыми». При этом передние мотономера упразднили.

Номерной знак обр. 1946 г. ПЧ — Мордовская АССР.

Номера 1946 г. до сих пор можно встретить на старых автомобилях. Особенно частыми являются номера серии «ЧР», выдававшиеся в Харьковской обл. УССР. Неудивительно, что именно такие знаки стали первыми в коллекции автора. Что интересно, в Москве передних номерных знаков не было на легковых автомобилях примерно до 1954 г, а фон номеров легковушек был черным, а не желтым. Грузовые автомобили Москвы имели стандартный желтый фон у номеров. Номера «Проба» и «Транзит» отменили. Дипломатические номера получили вид «д1-23» и выпускались на черном фоне.

Передний номерной знак г. Москвы обр. 1946 г. — фон черный.

Ну а потом и двух букв серии стало мало. Пришлось в 1958 г. увеличивать размер переднего номера для появления третей буквы. Теперь две буквы серии (т.н. «основа») по-прежнему означали региональную привязку, а третья буква менялась, как только цифровой набор достигал 99-99. Размерность заднего номера оставлена без изменений.

Передний знак обр. 1958 г. АХ — Архангельская обл.

Попутно буквы сместили за цифровой набор, а фон знаков поменяли на черный, как было принято в тогдашней Европе. Но основной причиной называлась неравномерность окраски желтых номеров — их перекрашивали, а колер краски, конечно, никто в соответствии с ГОСТ не подбирал. Поэтому они могли быть и почти белыми, и коричневыми. В то время внешнему виду автомобилей уделяли много внимания, поэтому было решено ввести знаки на черном фоне — тут уж с цветом сложно перепутать. Мотономера, как и раньше, были меньше автомобильных в размерах. Фон дипломатических знаков изменился на белый, а структура их тоже поменялась — буква переехала за цифры или под них: «32-10 д».

Мотономер обр. 1958 г. СБ — Сталинабадская обл.

В 1965 г. в ГОСТ были внесены изменения. Появились номера для тракторов и других самоходных машин, тракторных прицепов и мопедов. Чтобы выделить тихоходные трактора решили им вернуть на номера желтый фон, как у номеров 1946 г. Поэтому часто несведущие люди причисляют тракторные номера к номерам более раннего стандарта, хотя между их появлением почти 20 лет разницы. Также, вероятно в 1964 г., были возвращены номера «Проба» и «Транзит» многоразового применения.

Тракторный номерной знак обр. 1965 г. ЭА — Министерство лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Что характерно, регистрацию тракторов решили сосредоточить не в ГАИ или в каком-то независимом на тот момент органе, а сделали по отраслевому принципу. Минсельхоз имел в своем составе Главсельтехнадзор, ему и поручили заниматься регистрацией тракторов в сельском хозяйстве. А для остальных министерств выделили серии номеров — каждому свою, и поручили им самим контролировать свои трактора и тракторные прицепы, занимаясь учетом и выдачей номеров. Конечно это повлекло за собой бардак в учете, но в целом повысило контроль за трактористами.
Некоторые виды номеров имели белый фон — в основном, дипломатические разных видов. Они поменялись в конце 60-х. Были введены новые номера для иностранцев. Они состояли из буквы серии и пяти цифр. Первые две означали код посольства, а последующие три — цифровой набор номера. Буквенная серия означала категорию иностранца: D — дипломат, К — корреспондент, М — представитель инофирмы или гражданин, приехавший в СССР на работу или учебу по международному соглашению. Позже появились знаки серии «М» из шести цифр — для обычных проживающих в СССР иностранцев, на автомобили которых выдавались технические паспорта (на автомобили с номерами из пяти цифр техпаспорта не выдавались, и их продажа гражданам СССР напрямую была запрещена).

Номерной знак для иностранных граждан, проживающих в СССР.

В 1977 г. был разработан новый ГОСТ, фон обычных знаков стал белым. ГОСТ предусматривал появление номерных знаков в световозвращающем исполнении. Это улучшило бы распознаваемость автомобилей на неосвещенных дорогах. Но проблемы с освоением качественной пленки для номерных знаков решены не были, а на закупку импортной денег не было. Поэтому номера появились к Олимпийским играм 1980 г. Самой массовой серией таких номеров была «ОЛМ».

Номерной знак автомобилей обслуживания Олимпийских игр 1980 г. серии ОЛМ.

Также было несколько знаков серий «МОА», а ветераны в числе олимпийских упоминают еще «МОО» и «МОЛ». Их после проведения Олимпиады с автомобилей сняли, впрочем серия «МОА» появилась на грузовиках, «МОЛ» — на легковых автомобилях преимущественно различных правоохранительных служб, а «МОО» недолго была довольно статусной серией служебных легковых автомобилей — настолько немногочисленной и крутой, что сейчас об этом никто и не помнит.

Номерной знак для автомобиля индивидуального владельца для выезда за границу.
Да, в этом стандарте номера для автомобилей частников и организаций были разделены. У машин юрлиц все три буквы были вместе, а у частников сначала одна меняющаяся буква, затем 4 цифры и потом две буквы основы серии. Проблемой было несовпадение применявшихся на номерах букв кириллического алфавита и требований Конвенции о дорожном движении. Для выезда за рубеж при наличии кириллицы на номерах приходилось номера менять. Были выделены особые серии для таких случаев, номера предполагалось по возвращении сдавать и получать назад свои собственные сданные на хранение. Знаки некоторых категорий иностранцев было решено окрашивать в красный и желтый цвета. Военные номера оставались черными двухбуквенными.
Номерной знак для прицепа иностранных граждан на желтом фоне. Аналогичные номера для советских граждан и организаций имели белый фон.

Как мы видим, помимо прямоугольной формы номеров появились и знаки с усеченными углами — для прицепов автомобильных, тракторных и для тракторов. Тракторный номер отличался от прицепного меньшей высотой букв и самого номера. Т.к. регистрацию по-прежнему вели министерства, то и заказывать номера они могли по собственному усмотрению. Поэтому иногда появлялись исполнения знаков, сильно отличавшиеся от ГОСТ, например вот такой номер с совершенно кривыми символами. Впервые увидев такое на фото .присланных из Волгограда, я подумал, что это подделка. Но затем номер то же серии Минводхоза и с таким же шрифтом всплыл в Самарканде. Стало понятно, что это не подделки, а просто кто-то из производителей не имел достаточных технологических возможностей для производства номеров правильными шрифтами. Смотрите сами:

Кривой шрифт, характерный для части номеров серии ЮН Министерства мелиорации и водного хозяйства.
В ГОСТ 3207-77 несколько раз вносились изменения и дополнения. Одним из них в конце 80-х был введен специальный тип номерного знака для специальных легковых автомобилей. Такой номер устанавливали на спецтранспорте, контроль за которым был усилен. Позже, с разрешением продаж частным лицам грузовиков, был добавлен специальный номер и для них, но его успели выдать лишь в Хабаровском крае и Свердловской обл.
Т.н. Спецсерия — номера для специальных легковых автомобилей. БН — Брестская обл.

Отдельной темой являются военные номерные знаки. Появились они в годы Великой отечественной войны. Обычным транспортом тех лет являлись полуторки и трехтонки. На них номера рисовались краской — на заднем борту, боковых дверях и т.п. Специальные пластины для номеров были, в основном, у легковых автомобилей и мотоциклов. Поэтому до наших дней таких номеров дошло мало.

Мотоциклетный номерной знак обр. 1942 г.

Структура военных номеров из буквы и пяти цифр сохранилась до 1962 г. Тогда были введены, по аналогии с гражданскими номерами обр. 1958 г., новые военные номера из четырех цифр и двух букв серии. Они не имели региональной привязки. Разные серии можно было встретить в разных регионах СССР. Эти знаки, меняясь по исполнению несколько раз, дожили до 1993 г., когда появился новый ГОСТ на российские номера.
С открытием границ, распадом СССР старые советские номера в бывших республиках заменялись национальными. Первой тут была Эстония, введшая собственные номера в 1991 г. В конце 1993 г. появились такие номера в России. Вместо буквенных серий у них код региона. Ну мы их знаем — вот они. Эти знаки в раннем, т.н. «бесфлаговом» исполнении.

Номерные знаки тип 1 по ГОСТ Р 50577-93. 77 — г. Москва.

Кстати, уже в этом году текущий ГОСТ Р 50577-93 на регистрационные знаки будет изменен. Об этом я еще рассказать успею в следующий раз, когда остановлюсь подробнее на тех номерах России, что имеются в ГОСТ на настоящий момент или были упразднены, но существовали в прошлом.

История автомобильных номеров

Государственный регистрационный номер — своеобразный документ, удостоверяющий «личность» машины. Его история не намного короче истории самого автомобиля. Впрочем, регистрация транспортных средств существовала еще до изобретения автомашины. Со второй половины XIX века в городах нумеровали извозчиков конных экипажей, а позднее также и велосипедистов.
Сведения о том, где был выдан первый автомобильный номерной знак, разнятся. Есть несколько версий того, где и как это произошло. В любом случае, можно сказать, что в Европе первые номера появились в 90-х годах XIX столетия. В Российской империи это событие произошло несколько позже. Первые номерные знаки на автомобилях были установлены в самом начале ХХ столетия. Случилось это, кстати, не в столице, которой тогда был Санкт-Петербург, а в Риге в 1904 году.
Первоначально на номерах писались только цифры. В те далекие времена число автомашин было очень невелико и владели ими лишь наиболее обеспеченные граждане. Единой государственной системы регистрации не существовало. В каждом городе были свои собственные номера, которые сильно различались по размерам и внешнему виду. Их меняли ежегодно после прохождения техосмотра. Это обстоятельство создавало тогдашним автовладельцам дополнительные неудобства.
До революции 1917 года никаких кардинальных изменений в правилах учета введено не было. Автомобили оставались предметом роскоши и встречались, главным образом, в крупных городах и в очень ограниченном количестве. Да и после революции у новых властей далеко не сразу дошли руки до постановки автомашин на учет. Однако время шло, и автомашин в Советском Союзе становилось все больше. А поскольку при социализме были чрезвычайно важны учет и контроль, то по мере увеличения числа автомобилей возрастала и необходимость их регистрации. Стандартные номера единого для всей страны образца были введены в СССР в 1931 году. На белом поле черным цветом изображались буква и две пары цифр.

В течение 30-х годов номерная система не раз реформировалась. Уже в 1934 году буква была заменена цифрой, сам номер стал отражать территориальную принадлежность автомашины, а под цифрами писали название одного из 45 дортрансов (регионов), на которые был поделен Советский Союз. Цвета номерного знака остались без изменений.
В 1936 году была проведена новая реформа. Номер теперь состоял из двухбуквенного индекса, обозначавшего регион, и двух пар цифр, разделенных между собой дефисом. Цвета поменялись: на черном фоне белые цифры и буквы.

После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, номерные знаки снова подверглись изменениям. Радикально изменился цвет номера. Теперь фон стал желтым, буквы и цифры — черными. Регистрационные знаки такого типа просуществовали в Советском Союзе до конца 50-х годов.

С 1959 года вновь появились белые буквы и цифры на черном фоне. Правда, количество букв увеличилось. Теперь их стало три. Буквы, как и прежде, отражали территориальную принадлежность автомобиля. За всю историю СССР такие номерные знаки существовали дольше всех остальных — более двух десятилетий, до начала 80-х годов.

В 1981 году произошло последнее изменение автомобильных номеров в Советском Союзе. На новых номерных знаках черные буквы и цифры писались на белом фоне. По таким номерам легко можно было определить хозяина машины. На автомобилях, принадлежавших государственным учреждениям, все три буквы находились после четырехзначного числа, а на машинах частных владельцев одна буква стояла спереди, а остальные, соответственно, позади цифр.

Действующий ныне в РФ стандарт номерных знаков был введен в 1994 году. Их формат полностью изменился. Теперь на всех номерах вначале идет буква, затем три цифры, за ними еще две буквы. В правой части знака появились изображение флага Российской Федерации и буквенное обозначение государства — RUS. Регион стали обозначать двузначными (позднее и трехзначными) числами.

Для облегчения поездок за рубеж стали использовать только те буквы кириллицы, которые имеют аналогичное начертание в латинском алфавите. Таких совпадающих букв всего 12 (А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У, Х) вместо 27, применявшихся ранее, поэтому лимит возможных номеров оказался не слишком велик, и он будет полностью исчерпан в ближайшие годы.

Впрочем, в Москве с недавних пор введено трехзначное обозначение региона — 177, на очереди серии 199 и 197. Единицу с левой стороны подставляют потому, что другая цифра попросту не поместится на номерном знаке стандартного размера. Похожая ситуация складывается и в других густонаселенных регионах страны со значительным количеством автомобилей. Однако и номеров с трехзначным обозначением региона, судя по всему, хватит ненадолго. Вероятно, не за горами очередная «номерная» реформа, и трудно сказать, какие меры будут предприняты. Возможны различные варианты, например, можно увеличить число символов на номерах.
В разные годы, помимо обычных общегражданских, существовали, да и сегодня существуют, различные специальные номерные знаки. Например, на военных автомобилях всегда были номера, отличные от тех, которые выдавались частным автовладельцам или устанавливались на машины, принадлежавшие гражданским учреждениям. Аналогичная ситуация была и с автомобилями дипломатических представительств зарубежных стран.
Помимо идентификационной функции автомобильный номер с некоторых пор стал служить показателем социального статуса владельца машины. Особенно широко эта мода распространилась в 90-х годах прошлого века. В то время появилось большое количество быстро разбогатевших людей, и некоторые из них стремились любым способом выделиться из общей массы менее шустрых и удачливых сограждан. Самым простым способом показать себя было приобретение шикарной иномарки и обзаведение «крутыми» номерами.
Престижными считаются, например, номера, в которых все цифры одинаковы, — 111, 555, 777. Пара нулей спереди или сзади, по мнению некоторых автовладельцев, тоже неплохо смотрится. Например, 001, 007 или 100. Также весьма популярны номерные знаки с одинаковыми буквами, такие как ААА, ООО. Большинство этих «красивых» номеров не обеспечивают своему обладателю каких-либо привилегий на дороге и вряд ли позволяют надеяться на более благосклонное отношение инспекторов.

За обладание заветным номерным знаком приходится платить, иногда весьма значительные суммы. Официально все автолюбители получают номера на общих основаниях. Однако именно на дорогих иномарках, как правило, можно увидеть «красивые» номерные знаки. По некоторым данным, существуют даже тарифы на престижные номера. Цена варьируется в достаточно широких пределах — от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов.
Некоторые законодатели даже призывают официально начать продажу престижных номеров. По их мнению, в этом нет ничего дурного. Если человек желает выделиться, то надо дать ему такую возможность. Особенно если этот человек способен хорошо заплатить за свое мнимое превосходство на дороге. Впрочем, большинство автолюбителей такая услуга едва ли заинтересует.

Ссылки по теме

  • Номерные знаки СССР
  • Автомобильные номера
  • Автономер
  • Номера СССР (англ.)
  • Российские номера (англ.)

История автомобильных номеров в России

Впервые регистрационные номера появились на конных экипажах — государство таким образом вело учет извозчиков, чтоб брать с них налоги. На автомобилях в России номера стали размещать с 1904 года, единого стандарта тогда не было и таблички с разного размера и цвета крепили веревками к оси автомобиля, они жутко грохотали при движении и отваливались, поэтому крепить номера приказали на корпус.

В СССР единый вид регистрационного знака появился только в 1932 году. Это была табличка с белым фоном, а буквы и цифры были нанесены черным шрифтом. На фото внизу Роллс-Ройс первого руководителя советского государства В.И. Ленина, номер, кстати, вовсе не «блатной»))

Через 2 года ввели новую форму с совершенно противоположным дизайном – фон сделали черным, а буквы и цифры были белыми.

Победа во Второй Мировой Войне изменила жизнь страны и в 1946 год снова изменили государственный регистрационный знак – фон таблички был жёлтым с черными буквами. Размеры автомобильного государственного регистрационного знака осталась прежними, но буквы были меньше, чем цифры, и наносились в разных местах на таблички. В верхнем левом углу таблички, которая крепилась спереди автомобиля и сверху посередине у знака установленного сзади. На автомобили дипломатов иностранных государств выдавали автомобильные государственные регистрационные знаки старого образца. У столичных легковых автомобилей — была только задняя табличка.

С 1959 году вернули прежний дизайн автомобильного государственного регистрационного знака — черный фон с белыми буквами и цифрами. В некоторых отдалённых регионах желтые номера заменили только в 1965 года, так как существовала волокита в структуре ГАИ. На знаках автомобилей иностранных дипломатов код страны показывали первые две цифры, фон был белый с надписью черного цвета.Образец 1965 года выпускался до 1982 года, и их замена произведена с учётом требований Конвенции «О дорожном движении» принятой международным сообществом от 08.11.1968г.

При изготовлении знаков предписывалось использовать светоотражающие материалы – на белом фоне использовался чёрный код. Использовалось сочетание цифр с буквами, которые указывали на регион регистрации транспортного средства по СССР, например, КУ — для Курской области или ЛД — для Ленинградской . Замена государственного регистрационного знака проводилась в добровольном порядке и до сих пор в отдалённых местах России можно увидеть эти раритеты.

После развала СССР и появления независимых Государств потребовалось менять многое, и бывшие Республики СССР перешли на свою форму автомобильного государственного регистрационного знака . В России новый стандарт автомобильного государственного регистрационного знака был разработан к 1993 году. За принцип построения кода была взята Французкая модель. Размер таблички и цветовую гамму оставили прежними. Были внесены изменения в размеры шрифта надписи – буквы государственного регистрационного знака выбивают меньше цифр. Добавили дополнительную секцию с кодом региона, национальным флагом и обозначением страны регистрации автомобиля «RUS». Сам знак имеет много нареканий, но одно бесспорно с ним принимают за границей, так как он максимально приближен к международным стандартам.

В России нет возможности получения индивидуальных номерных знаков, но любители «выделиться из толпы» везде найдут выход, поэтому некоторые стремятся получить какие-то особые сочетаниями цифр и букв. Зачастую такие номера стоят десятки тысяч долларов и прибыль достается не государству, а милицейским чинам и посредникам. Правда, иногда такие номера выглядят весьма символично — как на фото внизу, например.

В целях борьбы с приобретением за взятки «блатных» номеров (с тремя одинаковыми цифрами или буквами) ГУВД Камчатского края в 2007 году планировало начать выдавать такие номера только для установки на мусоровозах и ассенизаторских машинах. Однако это оказалось невозможным, так как номера для такой техники распределяет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору России, и подобных номеров у неё нет.

А как у них?

В США в каждом штате свой стандарт регистрационных номеров, при этом, владелец сам может выбрать сочетание букв и цифр — этим охотно пользуются наши бывшие соотечественники и плоды их «фантазии» часто можно увидеть в интернете.