Газ на газель

Содержание

Часто автомобилисты, которые не сталкивались с газобаллонным оборудованием не видят разницы между сжиженным газом LPG (Liquified Petroleum Gas) и природным CNG (Compressed Natural Gas). Так что же это за топливо газ LPG и чем оно отличается от CNG?

Виды автомобильного газа

  • LPG (Liquified Petroleum Gas) – сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан). Наиболее распространенный вид топлива для легковых автомобилей как коммерческого так и частного использования. Получается как побочный продукт при переработки нефти. Содержится в жидком состоянии, измеряется в литрах. В жидкообразную форму переводится с помощью воздействия критически низких температур (до минус 160°C) и дальнейшей конденсации в следствие отвода теплоты парообразования. Баллоны заправляются не более чем на 80% от максимального объема. Сжиженный газ lpg может расширятся при тепловом воздействии (летом при нагревании баллона солнцем) и заполнять оставшееся пространство баллона.
  • CNG (Compressed Natural Gas) – сжатый природный газ (метан). Чаще всего встречается в автомобилях коммерческого назначения или у производителей заводского ГБО. Экономичнее и экологичнее чем LPG, но находится под более высоким давлением (около 200 атм, против 16 у LPG). Высокое давление выдвигает более требовательные условия к газовым баллонам для метана.

Состав LPG газа, отличие зимнего от летнего

Сжиженный газ LPG состоит из двух компонентов: пропана и бутана. Обычная летняя смесь LPG газа, которая используется в странах Европы, и на большинстве наших заправок летом состоит из 55% пропана и 45% бутана.

Бутан имеет большую энергоэффективность, пропан же меньшую, но при этом он дешевле.

Зимой поставщики LPG газа используют несколько другую формулу. По ней смесь состоит из 75% пропана и 25% бутана. Таким образом довольно часто водители автомобилей на газу замечают повышенный расход топлива зимой. Одной из причин повышенного расхода может быть именно «зимняя смесь».

Общие нормы эффективности зимней и летней смеси выглядят следующим образом:

  • 1,19 литров летней смеси примерно эквивалентны 1 литру бензина;
  • 1,25 литров зимней смеси примерно эквивалентны 1 литру бензина.

Октановое число LPG газа

Октановое число определят стойкость топлива ДВС к детонации. Бензин разные виды газа имеют разное октановое число. У бензина оно меньше, у газа больше. У бензина исследовательское октановое число определяется маркой самого бензина. Например, у АИ-92 октановое число 92, у АИ-95, соответственно 95.

LPG газ имеет среднее октановое число в диапазоне от 100 до 105 единиц. Здесь опять таки все зависит от процентного соотношения в смеси пропана и бутана. Для пропана среднее ОЧ является 100-105 единиц, для бутана 107.5-110 единиц.

Сжиженный газ LPG 5 (100%) 1 vote

​ Что такое LPG?

LPG — это аббревиатура от английского «Liquified Petroleum Gas» в переводе с английского языка обозначает сжиженный нефтяной газ (смесь пропана и бутана). В народе сжиженный нефтяной газ (СНГ) обычно сокращают и говорят: пропан.

Каким образом получают пропан?

Сжиженный нефтяной газ производят из нефти и попутных сконденсированных нефтяных газов. Чтобы нефтяной газ оставался в сжиженном виде, его хранят и перевозят при давлении в 16 атмосфер (1,6 МПа).

Известно несколько способов получения сжиженного нефтяного газа:

  1. Непосредственно из нефти (при добыче нефть уже содержит в себе некоторые газы (этан, пропан, бутан и пентан);
  2. При обработке нефти на нефтеперерабатывающих заводах (образуется пропан-бутановая смесь при крекинге и гидрогенизации сырой нефти на НПЗ);
  3. Газы, представляющие собой компоненты СНГ, часто обнаруживаются в месторождениях природного газа;

Каково же соотношение пропана и бутана в СНГ?

В СНГ бутан исполняет функцию топлива, пропан же — создает давление. Соотношение газов (бутана и пропана) в газовом топливе регламентируется государством и, в основном зависит от времени года и климатических условий. Например, в России зимой, при низкой температуре, количество пропана в LPG составляет не меньше 70 – 80%. Такое соотношение обеспечивает хорошее испарение и поддержание рабочего давления. Летом доля пропана в смеси нефтяных газов составляет не больше 40%. При таком соотношении в трубопроводах и газовых баллонахне будет появляться избыточное давление, а оно, в свою очередь влияет на степень герметичности всей системы ГБО и безопасность целом.

Свойства СНГ.

Свойства СНГ:

  • Смесь пропан-бутана сама по себе не имеет запаха. Для безопасности, в сжиженную пропан-бутановую смесь добавляют «ароматизатор» для придания запаха – так называемый, «одорант» (этилмеркоптал или этантиол), который придает газу запах. Запах газа должен чувствоваться при концентрации в 1/5 часть нижней границы взрываемости;
  • Октановое число СНГ составляет 110 единиц;
  • Одним из важных свойств пропан-бутановой смеси — это возможность образования двухфазной системы (сжиженной и испаренной). Это позволяет хранить большое количество СНГ при небольших объемах.

Применение сжиженного нефтяного газа.

  1. СНГ применяется как бытовое топливо (сжиженный газ пропан, заправляется в баллоны-газгольдеры и используется в местах, где нет возможности подключиться к сети центрального газоснабжения);
  2. СНГ для отопления (сжиженный углеводородный газ используется для работы, как в бытовых, так и в промышленных отопительных системах);
  3. СНГ как топливо для автомобилей (сегодня пропан-бутановая смесь успешно используется в качестве топлива для работы двигателей легковых и грузовых автомобилей, складских погрузчиков, катеров, сельскохозяйственных машин и т.д.);

Установка ГБО на Газель. Регистрация ГБО на Газелях по правилам 2016

У нас действительно лучшие цены на установку ГБО для Газелей! Почему?

  • -Мы работаем с 1997 года, у нас огромный опыт, который помогает в работе!
  • -Рядом с нами на территории находится газовая заправка;
  • -Установочные комплекты и баллоны всегда под рукой;
  • -Мы работаем быстро: установка ГБО на Газель от 3х часов!
  • -Широкие боксы позволяют устанавливать ГБО на Газели любой длинны и высоты!

И только поэтому мы можем предложить лучшие цены и условия для установки газового оборудования на Газели! Звоните, записывайтесь в удобное для Вас время!

РЕГИСТРАЦИЯ ГБО В ГИБДД НА ГАЗЕЛИ:

С 2016 года ввели новые правила, по которым ГБО должно быть зарегистрировано — у владельцев Газелей появилось больше всего проблем, т.к. баллоны на виду, их не спрячешь. Мы готовы помочь с регистрацией ГБО в ГИБДД — оформим для вас все нужные бумаги. Так же для вас есть специальные предложения на новые баллоны с которыми можно зарегистрировать ГБО (на случай, если ваш баллон был выпущен до 2015 года и у него нет паспорта образца Таможенного союза.

БАЛЛОН 130 ЛИТРОВ — всего 4000 рублей! Есть и другие баллоны по лучшим в Москве ценам.

ПОМОЩЬ В РЕГИСТРАЦИИ ГБО НА ВАШУ ГАЗЕЛЬ:

  • -оформление всех бумаг со скидкой;
  • -монтаж\демонтаж ГБО, если это потребуется — от 3000 рублей (по правилам если у вас ГБО уже установлено — то для регистрации вам надо его снять и первый раз предъявить машину инспектору без газового оборудования)

Итоговая стоимость установки газового оборудования на Газель зависит от пожелания клиента, выбора баллона и места его установки — типовые варианты установки ГБО на Газели описаны ниже:

Фото Модель Баллоны Цена
ГАЗель (борт стандартный, удлиненная база, фургон) установка на раму 80, 103, 130 литров

Карбюратор 15500

Инжектор 4 поколение 25000

ГАЗель фермер борт удлиненный (на стандартный борт не устанавливается) 103 литра

Карбюратор 15500

Инжектор 4 поколение 25000

Газель 330202 (Газель с удлиненной базой) установка на раму баллон 200 л 200 литров

Карбюратор 22000

Инжектор 4 поколение 27000

ГАЗель автобус 95 л спаренный вместо запаски 95 (спаренный) вместо запаски

Карбюратор 20000

Инжектор 4 поколение 27000

Газель 3-7 мест (комби) баллон на место запаски 95 л спаренный или в салон 103-130 л вдоль поперечной перегородки или над аркой левого колеса 95 (спаренный) вместо запаски 103,130 л в грузовой отсек

Карбюратор 20000

Инжектор 4 поколение 27000

Соболь 3-7 мест. в грузовой отсек 103-130 л над аркой левого колеса или вдоль поперечной перегородки., 103,130 литров в грузовой отсек

Карбюратор 15500

Инжектор 4 поколение 25000

ГБО на Газель Бизнес

Инжектор 4 поколение 25000

Соболь 3-7 мест. в грузовой отсек 103-130 л над аркой левого колеса или вдоль поперечной перегородки., 103,130 литров в грузовой отсек

Карбюратор 15500

Инжектор 4 поколение 25000

ГБО на Газель NEXT

Инжектор 4 поколение 25000

На газель можно поставить что угодно: ГБО 2-го поколения, ГБО 4-го поколения или вообще метановую систему. Как показывает практика: ездят Газели на всех типах ГБО, одинаого хорошо, но есть нюансы.

Сторонники установки 2го поколения считают, если уж экономить – то по полной! И действительно, цена установки ГБО 2го поколения на Газель ощутимо меньше чем 4го, однако стоит знать какая дроссельная заслонка у вас стоит, например на 40524 она пластмассовая (одного хорошего хлопка хватит).

Хлопков во впускном тракте у оборудования 4го поколения нет, в отличии от 2-ого поколения. А датчик кислорода на 405 двигателе 1500 руб. стоит (если его нет: перед дросселем, после воздушного фильтра, стоит пластмассовый патрубок, на нем крепится датчик, Датчик массового расхода воздуха иногда называют датчиком кислорода.) При хлопке датчик летит (помашите ручкой) на расстояние 1500 метров(т.е. рублей.) Такое случается на 2ом поколении ГБО. У 4-ого поколения этого нет. Настройки оборудования 4-ого поколения зашиты в свой блок управления (мозги). Ни на йоту не изменятся характеристики работы газового оборудования со временем. Основные доводы — практичность, экономичность, надёжность. Цена не его конёк.

Расход газа зависит от регулировок, стиля езды, типа кузова и режима загрузки автомобиля (из-за последнего данные расхода у всех, кто установил ГБО могут быть разные) . Набор реальных данных:

  • 4-oе поколение съедает баллон 130л на 700-750 км это по трасе, 405 двиг. Расход 15-17 по трассе, городской 18-20 литров.
  • По городу 18-19 газа бензин 13,5-14,5, без потери тяги, УМЗ 4216 инжекторный двиг.
  • На карбюраторном УМЗ 4215 расход 15-16л.
  • По трассе в среднем около 10л/100км. Бензина порядка 13л

На ЗМЗ 405 (евро-3) с лямдой и катализатором есть два варианта прошивки контроллера: первый, зашить программу без лямбды, тоесть перевести машину на нормы Р-83. Второй, можно зашить двойную прошивку. Первая половина будет работать как обычно на бензине, а во второй датчик кислорода будет отключен. Да и не только он. Плюс угол зажигания будет уже под газ. Второй вариант немного выгоднее. Микас 7 поддерживает двухрежимку.Кстати программно будут отключаться и форсунки.Если Микас 11 то придется попотеть. Вам необходимо поставить вариатор (октан корректор) иначе на Микас 11 больше 80 автомобиль не разгоняется.

Рекомендуется не врезать в карбюратор Газели «соски» подачи газа в место смесителя, так как они не могу правильно подавать топливовоздушную смесь на всех режимах работы двигателя Газели и перекрывают воздушные каналы что приводит к повышенному расходу при езде на бензине и являются технологическим нарушением.
Зазоры на свечах рекомендованные от 0.75 до 0.85 лучше выбрать среднее.
Метановая система очень дорога в установке, но экономию дает в два раза меньше денег, по сравнению с обычным пропановым оборудованием и в 4 раза меньше денг чем с бензином. Высокая стоимость установки происходит в основном из-за цены и количества баллонов (их на метане нужно больше). Однако окупается эта установка на Газели точно так же как и пропановое ГБО.

Газовые баллоны на Газель

На грузовых автомобилях устанавливаются в основном цилиндрические баллоны. Объем может быть разный: от 50л до 200л — все зависит от возможности установки ГБО на то или иное место в «Газели». На пассажирскую или грузопассажирскую «Газель» можно установить сдвоенный баллон. Монтируется баллон вместо запасного колеса, внизу в задней части.

Окупаемость ГБО на Газели.

Современные «Газели» укомплектованы двигателями «Евро-3», на которые предполагается установка впрыскового ГБО («четвертое поколение»). Затраты по установке комплекта подобного оборудования составляют примерно 25000 рублей.

Средний расход бензина на «Газелях» около 15 л/100 км. В настоящее время цена бензина АИ-92 в Центральном регионе составляет примерно 27 руб./л, газа – 14 руб/л.

Расход газа всегда несколько больше, чем бензина, что обусловлено физико-химическими свойствами пропан-бутановой смеси, используемой в качестве моторного топлива. В установках четвертого поколения газа расходуется примерно на 15% больше, чем бензина. В нашем примере это около 17 л/100 км.

Предположим среднесуточный пробег автомобиля в пределах 200 км (хотя реально коммерческие «Газели» за день «накатывают» значительно больше). Значит фактически срок окупаемости будет еще меньше.

Итак, за какой же срок окупится установка ГБО при указанных условиях?

1 Цена одного литра бензина А-92, руб. 27.5
2 Цена одного литра газа, руб. 14.2
3 Средний пробег за 1 месяц, км 200 км/сут. х 22 сут. 4400
4 Средний расход бензина на 100 км, литров 15
5 Расход бензина за месяц, литров П.3 : 100 х П.4 660
6 Расход газа за месяц, литров П.5 х 1,15 759
7 Стоимость ГБО, руб. 25000
8 Расходы на бензин за месяц, руб. П.5 х П.1 18150
9 Расходы на газ за месяц, руб.в П.6 х П.2 10777
10 Экономия после перехода на газ, руб./мес. П.8 – П.9 7373
11 Срок окупаемости оборудования, месяцев П.7 : П.10 3,3

В приведенном примере затраты на установку ГБО окупятся за три месяца!. Далее вложенные средства начинают приносить прибыль.

ГБО на Газель: расход топлива, преимущества, особенности

Газели являются популярным средством передвижения по дорогам нашей страны. Эти надёжные и неприхотливые к качеству дорог автомобили часто переводят на битопливный режим работы (бензин-газ). Чем при этом руководствуются автовладельцы, и как это лучше сделать?

Больной вопрос: расход топлива на Газели

Фактический расход топлива Газели зависит от множества факторов. Чтобы убедиться, что установка газового оборудования на газель оправдает себя, следует сделать необходимые выводы. Актуальный этот вопрос по той причине, что данное средство передвижения чаще всего используется для ведения бизнеса.

Обзор расхода горючего показывает, что у Газели-next 2.7 по трассе среднее потребление бензина 10 литров, в городе — 16 литров. Для дизеля эти цифры соответственно 8,5 и 11 литров на 100 километров. Завод-изготовитель всегда указывает минимальный расход, который не совпадает с реальным.

Чтобы узнать расход газа на газели на 100 км, нужно прибавить 10-20 процентов к бензину, но учесть при этом, что стоимость газового горючего в 2 раза ниже.

Расход топлива зависит от следующих условий и характеристик:

  • пробег авто;
  • состояние мотора газели;
  • год выпуска (новые машины 2018 года будут «есть» топлива меньше);
  • скорость движения;
  • дорожные условия (асфальт или пересечённая местность);
  • объём двигателя;
  • манера вождения;
  • конкретная модель ГБО.

Опытные водители добавят сюда размер колёс, состояние покрышек, инжекторный он или карбюраторный, сезонность.

Почему манера вождения может влиять на расход газа на газели? Во время частого и резкого старта и торможении расход топлива увеличивается. Запуск холодного двигателя газели приведёт к увеличению расхода горючего. При плавной и ровной езде по трассе расход будет ниже, чем по гравийке.

Если газель будет работать на холостых оборотах, расходовать горючего она будет меньше. Зимой появляется дополнительный расход на подогрев узлов. Двигатели cummins, chrysler и evotech отличаются экономичностью в эксплуатации.

Заводские показатели по расходу топлива указываются в технических характеристиках. Если газель с пробегом, и двигатель менялся, нормы можно выяснить в сервисном центре.

Когда речь идёт о расходе газа газель на 100 км, важны комплектация, какой вид газового горючего используется (метан или пропан), правильная установка и регулировка ГБО.

Причиной нерационального расхода горючего на Газели может стать неправильное обслуживание. Однако современное ГБО, например, Омвл, имеет систему самодиагностики. Благодаря ей газовое оборудование в критичных ситуациях будет отключаться.

На заметку! Любая поломка Газели, которая, на первый взгляд, не связана с топливом, оказывает влияние на его расход. Это единая система, всё в ней взаимосвязано.

Как устанавливают ГБО на Газель?

Установить газовую аппаратуру Lpg tech или Томасетто на газель не трудно, так как двигатели (например, эвотек) не требуют сложных технологических решений для подключения ГБО.

Для разных модификаций подходят 2 и 4 поколения газобаллонного оборудования. Принцип монтажа ГБО одинаковый.

Современным газелям с 405 двигателем подходит комплект ГБО 4-й генерации, для ЗМЗ 406— 2-й генерации. Старый мотор 402 следует сначала переделать, так как он будет брать много горючего.

На соболь и баргузин легко и быстро выполняют врезку метанового оснащения.

Монтаж ГБО на газель начинают с крепления газовой ёмкости, электромагнитного клапана и заправочного устройства. Прокладывают газовый трубопровод, подключают механическую часть и электросхему.

Поэтапное описание монтажа:

  1. Газовый баллон на газель — важная составляющая и нужно правильно определить, куда его крепить. Хороший вариант — поставить большой газовый резервуар с одной стороны, либо несколько небольших по краям. Чаще его монтируют в фургоне, под днище, в кузов. Он должен быть защищён от ударов, не выступать за габариты авто. Газовые магистрали ГБО протягивают от баллона в подкапотное пространство. Крепежи подсоединяют тщательно, чтобы от вибраций газовые трубки в дальнейшем не обломились. Ставят газовый фильтр.
  2. Крепят редуктор-испаритель, форсунки и узел управления. Система охлаждения не даёт замерзать газовому редуктору, поэтому его монтируют ближе к печке. Соединения промазывают герметиком, устанавливают прокладки. Форсунки необходимо крепить жёстко на кронштейны, совместно с жиклерами и датчиком температуры.
  3. При монтаже ГБО 2-го поколения перед дроссельной заслонкой устанавливают редукторный смеситель с антихлопком, который защищает корпус воздушного фильтра, снимая избыточное давление.
  4. Электронный узел управления ГБО следует расположить так, чтобы на него не попала влага, не было воздействия электрического тока. Лучше всего его разместить около штатного предохранителя. Подключают ЭБУ правильно по инструкции, соблюдая указанную схему.
  5. Проводку делают так, чтобы исключить её попадание в движущие детали двигателя. Можно закреплять их на штатных кабелях своими руками. Отверстия, которые идут в салон газели, закрывают заглушками. Важно не повредить оплётку проводов, не соединять медные жилы с алюминиевыми. Монтаж «на скрутках» категорически запрещено. Одновременно проверяют штатную проводку, чтобы исключить случайную искру и тем самым избежать аварийных ситуаций.
  6. Кнопка перехода с одного вида топлива на другой располагается в прямом доступе к водителю на приборной панели. Это позволяет легко переключаться на газ, заводиться газель будет на бензине. Здесь же располагаются индикаторы топлива.

Правильную установку газового оборудования Brc следует выполнять в специализированных мастерских, чтобы исключить риск опасных аварийных ситуаций.

Как производить настройку системы

Регулируют ГБО по-разному, имеет значение оборудование, инжектор или карбюратор. Используются редуктор, винт мембраны и холостого хода. Иногда необходимо выполнить регулировку, если обороты начинают плавать.

Настройка ГБО (Lovato, Omvl) отталкивается от модели дозатора. Односекционный ставят на максимум. При двухсекционном первая камера — на максимум, вторая — на минимум. Регулятор холостого хода поворачивают до конца, прокручивают назад на 5 оборотов. Регулятор мембраны настраивают посередине.

Какие преимущества получает владелец Газели с ГБО?

Газовое горючее дешевле бензина и дизеля. За полгода, или раньше можно оправдать цену газового оборудования на газели. Установка метана на газель позволит сократить этот путь вдвое. Подключая ГБО метан на газель, вес установленного цельнометаллического толстостенного газового резервуара не будет ощутим, а экономия существенная. Недостаток только в том, что метановых заправок не так много, как пропановых.

Мотор не будет греться, несмотря на то, что газовоздушная смесь работает под давлением.

Получить разрешительные документы при переходе с бензинового на балонное газовое топливо не составляет труда.

Среди минусов автовладельцы указывают на то обстоятельство, что происходит снижение мощности, необходимо поддерживать ГБО в постоянной исправности.

Однако существенное снижение расхода на горючее и простота установки перекрывают все перечисленные опасения. Плюс газификации в том, что автомобиль сразу получает статус безопасности выхлопов, соответствующий евротребованиям.

Увеличивается пробег между дозаправками, если одновременно наполнить топливный бензиновый бак и ёмкость для газа.

Предприятий по производству ГБО сейчас достаточно много, можно выбрать доступное по цене и качеству. Компании поставляют в сервисные центры ремкомплекты для своего ГБО. Есть возможность сделать нормальную диагностику и отрегулировать систему с применением новейшего набора оборудования.

Основой природного газа, который имеет природное (натуральное) происхождение является метан (CH4). Формирование природного газа произошло в процессе органического преобразования. Содержание метана в природном газе может колебаться в диапазоне от 91 до 99%, все остальное это — пропан, этан, бутан, а также азот.Такой разброс в процентах объясняется отличием химического состава газа, добытого в разных уголках нашей Земли. Однако, при сгорании природный газ разного происхождения выделяет одинаковое количество тепла, что делает его геопривязку абсолютно не важной как для вас, так и для вашего двигателя. Благодаря электронным датчикам газобаллонного оборудования, состав газа автоматически определяется после чего происходит регулировка пропорции топливной смеси с учетом особенностей этого газа.

Преимущества природного газа

Химический состав природного газа, благоприятно сказывается на состоянии двигателя и не влечет за собой проблем, связанных с эксплуатацией. Благодаря отсутствию в составе метана добавок, которые присутствуют в сжиженных углеводородных газах (СУГ), продукты горения природного газа не содержат вредных включений. Более того, при сгорании природного газа уровень выбросов CO2 снижается на 25%.

Количество метана в природном газе это — как октановое число для бензина, по этому параметру принято характеризовать природный газ. Что это значит для двигателя? От этого параметра зависит работа двигателя, а также вероятность появления такого явления как детонация.

Сжатый природный газ (СПГ) имеет ряд неоспоримых преимуществ перед сжиженным нефтяным газом (СНГ), среди которых — экологичность и безопасность. Метан, которого, как вы уже знаете, в природном газе больше всего, быстро растворяется в воздухе, что практически сводит на нет вероятность воспламенения газа в случае повреждения газового баллона. Способ хранения природного газа позволяет минимизировать вероятность неконтролируемой утечки. Исправные цилиндры обязаны выдерживать давление разрыва равное более чем 600 бар, а благодаря клапанной системе происходит контролируемая подача газа.

При работе на СПГ мотор может демонстрировать высокую производительность за счет высокого октанового числа (~130), в особенности, когда мотор оснащен турбиной или системой рециркуляции отработанных газов, а лучше и то и другое вместе. Хотя это имеет и обратную сторону, например, большое потребление газа, а также проблемы с теплоотдачей. Уровень шума двигателя во время работы на природном газе снижается на 3 дБ, поэтому такой тип топлива очень актуален для общественного транспорта. Сжатый природный газ, как и СНГ можно использовать как на бензиновых, так и на дизельных моторах, хотя в случае с дизелями вам придется столкнуться с низкой окупаемостью. Проблема в том, что на дизельный мотор потребуется устанавливать систему с искровым зажиганием или смешанный цикл, в котором дизельное топливо будет выступать в качестве в качестве поджигающего вещества.

Существуют также и недостатки у этого типа топлива

1. Низкая плотность энергии. Из-за этой особенности природный газ очень часто используется в сжатом виде. Давление или степень сжатия равно 20 МПа или 200 бар. В переводе на плотность энергии мы получаем 7 кдж/дм3, по сравнению с бензином у которого этот показатель равен 30 кдж/дм3 можно получить без каких-либо дополнительных операций по сжатию. Эта особенность природного газа приводит к тому, что мотор для того, чтобы работать на этом топливе должен быть оптимизирован для этого, а сам расход газового топлива при этом буде существенно выше. При равных размерах газовых (СНГ и СПГ) на СНГ можно проехать больше, поэтому чтобы компенсировать низкую производительность, желающим использовать метан в качестве альтернативного топлива, приходится ставить на свои авто больше газовые резервуары. Это как вы понимаете ведет к увеличению общего веса автомобиля, и уменьшению свободного места в багажнике. Высокое давление, необходимое для хранения заполненных СПГ резервуаров (как правило, цилиндрической или круглой формы) делают емкости весьма громоздкими и в случае с легковушками отнимают много места.

2. Вторым недостатком можно считать высокую стоимость самого газового оборудования. Стоимость баллонов, способных выдержать давление в 200 атмосфер довольно высокая.

Существует два вида систем способных работать на природном газе — моновалентные и двухвалентные.

  • Моновалентный тип предусматривает сжигание исключительно СПГ, который поступает из специального резервуара.
  • Бивалентный тип предусматривает одновременное использование газа вместе с основным топливом, за счет чего возникает экономия денежных средств и снижается расход бензина.

В вопросе стоит ли устанавливать метан или лучше поставить ГБО работающую на СНГ, каждый решает сам для себя, если место позволяет, и увеличение веса автомобиля для вас не критично, то природный газ вам вполне подойдет. Если же вы не готовы идти на такие жертвы, выберите альтернативу в виде сжиженного газа, который не утяжеляет вес вашего авто, не «съедает» место в багажнике и не «бьет по карману».

На главную

provincial-74 ›
Blog ›
Выбор газового оборудования Метан/Пропан LPG/CNG (система ГБО)

Здравствуйте, разговор пойдёт о том виде топлива, которое заменит бензин. Как Вы уже догадались — это газ. Но какой именно газ? Их ведь много разных.

Сегодня рассмотрим два самых популярных варианта газового оборудования доступных на рынке, работающих на пропан-бутановой смеси и метане.
Газовое оборудование, имеет сокращённую аббревиатуру (согласно наименованию газа): LPG и CNG соответственно.

Введение.
Сначала познакомимся с этими газами поближе. Для этого я надёргал 5 основных таблиц из сети для того, чтобы можно было в деталях получить основные характеристики и свойства газов.

Параметры торговых марок

Физические характеристики

Критические параметры газов
Газы могут быть превращены в жидкое состояние при сжатии, если температура при этом не превышает определённого значения, характерного для каждого однородного газа. Температура, свыше которой данный газ не может быть сжижен никаким повышением давления, называется критической температурой. Давление, необходимое для сжижения газа при этой критической температуре, называется критическим давлением.

Упругость насыщенных паров
Упругостью насыщенных паров сжиженных газов называется давление, при котором жидкость находится в равновесном состоянии со своей газовой фазой. При таком состоянии двухфазной системы не происходит ни конденсации паров, ни испарения жидкости. Каждому компоненту СУГ при определённой температуре соответствует определённая упругость насыщенных паров, возрастающая с ростом температуры. Давление в таблице указано в МПа.

Зависимость плотности от температуры

Определения.
LPG (Liquified Petroleum Gas) – сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан). Наиболее распространенный вид топлива для легковых автомобилей, как коммерческого, так и частного использования. Получается как побочный продукт при переработки нефти.
CNG (Compressed Natural Gas) – сжатый природный газ (метан). Чаще всего встречается в автомобилях коммерческого назначения или у производителей заводского ГБО.

Тезисы для метанового оборудования (CNG):
1. Самый дешёвый и простой в добыче газ, поскольку не требует химической переработки. Требуется лишь очистка от твердого углерода и прочих примесей.
2. Необходимы толстостенные баллоны, выдерживающие очень не шуточное давление (до 200 бар).
3. Метан тяжело сжимается и не сжижается в доступных нам климатических условиях. Хранится в виде сжатой паровой фазы. Такое поведение метана накладывает на автовладельца повышенную потребность в заправочных объёмах, ниже Вы поймёте почему. Для коммерческого транспорта вполне подходит — закрепил на крыше ПАЗика штук пять-шесть баллонов по 60 литров + под днищем и поехал.
4. Экологичнее пропан-бутана по содержанию CO в выхлопных газах.

Тезисы для пропан-бутанового оборудования (LPG):
1. Пропан/бутан требует химического синтеза (получения) на предприятии (НПЗ), поэтому дороже метана.
2. Хранится при невысоком давлении в баллоне (до 16 бар).
3. Пропан-бутан отлично сжимается и, впоследствии, сжижается. Это положительно отражается на энерговооруженность авто при равном объёме с метаном.
4. Сжиженный газ LPG находится в равновесном состоянии с паровой фазой (при определённом давлении и температуре) и заполняет всё пространство баллона.
5. Баллоны заправляются не более чем на 80% от максимального объема, жидкой фазой, которая измеряется в литрах. Так делают в целях безопасности от воздействия повышенных температур.

Теперь самая интересная часть.
Сравним энерговооруженность бензиновой системы, LPG и CNG.
Для этого примем заправочную ёмкость равную 60 литрам (бензобак / баллон).
Стандартные условия: t=+20 °C, Ра=100 кПа
Низшая теплота сгорания метана: Qm = 36 МДж/м3
Низшая теплота сгорания пропана: Qp = 91 МДж/м3
Низшая теплота сгорания бутана: Qb = 119 МДж/м3
Низшая теплота сгорания бензина (АИ-98): Qv = 33 МДж/л
Плотность метана (паровой фазы): ρma = 0,668 кг/м3
Плотность пропана (паровой фазы): ρpa = 1,872 кг/м3
Плотность пропана (жидкой фазы): ρpl = 500 кг/м3
Плотность бутана (паровой фазы): ρba = 2,519 кг/м3
Плотность бутана (жидкой фазы): ρbl = 570 кг/м3
Плотность бензина: ρv = 750 кг/м3
Газовая постоянная метана: Rm = 519 Дж/(кг*К)
Газовая постоянная пропана: Rp = 189 Дж/(кг*К)
Газовая постоянная бутана: Rb =143 Дж/(кг*К)
Уравнение газа: P*V = m*R*T, где
P — давление, Па; V — объём, м3; m — масса, кг; R — газовая постоянная, Дж/(кг*°К); Т — температура, °C.

Пропан — кипит (преобразуется в горючий пар) при температуре -40 °C и выше, т.е. в наших условиях практически всегда переходит из жидкого состояния в газообразное.
Бутан — кипит при температуре -3 °C и выше. т.е. если Бутан охладить до -5 °C или еще сильнее, то он перестанет кипеть и превращаться в пар — останется в жидком виде и не будет создавать давление в газопроводе и кипеть.
Смесь — 50/50, соответственно будет испаряться при температуре примерно -21 °C. В нашей широте возможно использовать такой газ летом.
Смесь — 70/30, соответственно будет испаряться при температуре примерно -30 °C. В нашей широте возможно использовать такой газ зимой.

Бензин
энерговооружённость бака бензина: Wv = 33 Мдж/л * 60 л = 1980 МДж

Метан
масса сжатой паровой фазы в баллоне: mma = P*V/(R*T) = 200*10^5 Па * 0.06 м3 / ( 519 Дж/(кг*°К) * 293 °К) = 7,9 кг
плотность сжатой паровой фазы: Dma = 7,9 кг / 0,06 м3 = 131,7 кг/м3
отношение плотностей сжатой паровой фазы в баллоне и при стандартных условиях: Dma / ρma = 131,7 кг/м3 / 0,668 кг/м3 = 197
энерговооружённость баллона: Wma = 36 МДж/м3 * 0,06 м3 * 197 = 426 МДж (< в 4,6 раза)

Пропан-Бутан (50/50)
масса жидкой фазы в баллоне: mpbl = ρpbl * V * 0,8 = 535 кг/м3 * 0.06 м3 * 0.8 = 25,7 кг + 20% от V паровой фазы.
объём жидкой фазы при переходе в паровую фазу в стандартных условиях: Vpbl = 0,06 м3 * 0.8 * 535 кг/м3 / (1,872+2,519)/2 кг/м3 = 11,67 м3
энерговооружённость баллона: Wpbl = (91+119)/2 МДж/м3 * 11,67 м3 = 1225,35 МДж (< в 1,61 раза)

Пропан-Бутан (70/30)
масса жидкой фазы в баллоне: mpbl = ρpbl * V * 80 / 100% = 521 кг/м3 * 0.06 м3 * 0.8 = 25,0 кг + 20% от V паровой фазы, где ρpbl = 0,7 * ρp + 0,3 * ρbl.
объём жидкой фазы при переходе в паровую фазу в стандартных условиях: Vpbl = 0,06 м3 * 0.8 * 521 кг/м3 / (1,872*0,7+2,519 * 0,3) кг/м3 = 12,1 м3
энерговооружённость баллона: Wpbl = (91 * 0,7+119 * 0,3) МДж/м3 * 12,1 м3 = 1202,74 МДж (< в 1,65 раза).

Напоследок график давления насыщенных паров пропан-бутановой смеси газов и таблица зависимости плотности жидкой фазы от температуры.

Стоимость заправки 1 литра жидкого топлива
Бензин
Цена: 44 руб/л
Стоимость 1 МегаДжоуля: Sb = 44 руб/л / 33 МДж/л = 1,333 руб/МДж

Метан
Цена: 16 руб/м3
Стоимость 1 МегаДжоуля: Sm = 16 руб/м3 / 36 МДж/м3 = 0,444 руб/МДж

Пропан-Бутан (50/50)
Цена: 18 руб/л
Отношение плотностей жидкой и паровой фазы при стандартных условиях: ρpbl / ρpbv = 535 кг/м3 / 2,2 кг/м3 = 243,2
Из 1 литра жидкой фазы получится 243,2 литра паровой фазы: Vpbv = 0,2432 м3
Энергия этого объёма пара: Qpbv = 0,2432 м3 * 105 МДж/м3 = 25,534 МДж
Стоимость 1 МегаДжоуля: Spb = 18 руб/л / 25,534 МДж = 0,705 руб/МДж

Вывод: согласно расчёту, энергетическая стоимость пропан-бутанового топлива почти вдвое ниже бензина АИ-95.
А стоимость метана ровно в 3 раза ниже стоимости бензина АИ-95.
Цены взяты по Челябинску и округлены до рубля.

Практика

Перевод автомобиля на газ: CNG или LPG?

Многие автомобилисты, глядя на растущие с каждым днем цены не бензин, невольно задумываются о переводе своей машины на газовое топливо. Преимущества такого решения, на первый взгляд, очевидны – газ дешевле, да и расходуется он якобы меньше бензина. Между тем, в переходе на газ, при всех его выгодах, есть свои подводные камни, с которыми мы попробуем разобраться в данной статье.
Говоря о подводных камнях перехода на газ, в первую очередь, следует избавиться от распространенных мифах. В частности. Наиболее распространенная среди автомобилистов «страшилка», согласно которой использование газа уменьшает моторесурс, что, в свою очередь, приводит к прогоранию клапанов, по факту имеет мало общего с реальностью. Из опыта многих автолюбителей можно с уверенностью утверждать, что при правильной эксплуатации газового оборудования подобное случается крайне редко.
Также не стоит забывать про само оборудование – на нем лучше не экономить и покупать у проверенных поставщиков, как, например, http://milano-ua.com/. Данный Интернет-магазин уже на протяжении многих лет занимается продажей всех видов оборудования для установки ГБО, при этом работает только с давно зарекомендовавшими себя производителями. Никаких китайских no name в данном случае быть не может – ведь речь идет о безопасности и сохранности вашего транспортного средства.
Выбирая газовое оборудование для автомобиля, важно понимать принципиальные различия двух его типов – LPG (работает на сжиженном пропан-бутане) и CNG (использует метан). Стоит отметить, что в странах ЕС, которые для многих сегодня служат эталоном передовых технологий, правительства всячески поощряет переход с бензиново-дизельных установок на CNG, использующих метан. В частности, в Германии автомобилисты за 1 Квт энергии, полученный от бензинового или дизельного топлива платят по 0,073 евро, тогда как в случае с CNG – всего 0,015 евро.
Кроме того, в странах ЕС отсутствуют какие-либо ограничения на возраст автомобиля на CNG, тогда как для бензиновых авто он строго регламентирован. В Украине пока что подобные меры поощрения только разрабатываются, однако, если учесть, что наша страна декларирует постепенно приближение к стандартам ЕС, рано или поздно нечто подобное появится и у нас.
На сегодняшний день стоимость сжатого метана в Украине составляет порядка 13 грн. Это около 30% экономии по сравнению с бензиновым двигателем. Правда, неразвитая пока что сеть метановых заправок зачастую уменьшает эту цифру до 20% из-за необходимости тратить дополнительные километры для поиска заправки. Также не стоит забывать, что первоначально ни о какой экономии и речи быть не может – для оборудования метановой установки вам придется потратить от 15 до 30 тыс. грн. Однако, эти вложения могут достаточно быстро окупиться в зависимости от частоты ваших поездок на автомобиле.
В разы дешевле обойдется установка LPG-оборудования – за него вам придется выложить чуть более 6000 грн. Правда, пропан-бутан не имеет никаких экологических бонусов, поскольку является продуктом нефтепереработки. Зато этим обусловлена его более низкая цена – добывать такое топливо куда проще и дешевле, нежели метан.
Подводя итоги, можем отметить следующее: на фоне дорожающих цен на бензин, на которые вряд ли повлияет дешевеющая нефть, учитывая высоки курс доллара и евро в Украине, установка газового оборудования является, безусловно, правильным решением.
А вот какой тип оборудования выбрать, LPG или CNG, решать уже вам. Первый, безусловно, более выгоден в краткосрочной перспективе. Обладая всеми преимуществами CNG, он обходится значительно дешевле, а обещанных бонусов за метановую установку от нашего правительства можно ждать годами. В долгосрочной перспективе, будущее все же за CNG. А с большим развитием метановых заправочных станций экономия от такой установки будет только расти.
Мартин Рейм

Система питания двигателя ГАЗель Бизнес.

Элементы системы питания двигателя.

1 – воздухозаборник; 2 – воздушный фильтр; 3 – рукав подвода воздуха к воздушному фильтру; 4 – впускная труба; 5 – регулятор холостого хода; 6 – ресивер; 7 – трубка подвода паров топлива к впускному трубопроводу; 8 – адсорбер; 9 – клапан продувки адсорбера; 10 – трубка подвода паров топлива к адсорберу; 11 – редукционный клапан; 12 – топливный бак; 13 – топливный модуль; 14 –топливная трубка сливной магистрали; 15 – топливная трубка нагнетательной магистрали; 16 – наливная труба; 17 – гравитационный клапан; 18 – топливный фильтр; 19 – тройник; 20 – штуцер трубки подвода паров топлива; 21 – дроссельный узел; 22 – форсунки; 23 – топливная рампа; 24 – рукав подвода воздуха к дроссельному узлу.

Топливо подается из бака, закрепленного на раме автомобиля с левой стороны. Топливный бак состоит из двух сваренных между собой стальных штампованных частей. Заливная горловина соединена с баком наливным шлангом, закрепленным на патрубках бака и горловины хомутами. В пробке заливной горловины установлены клапаны, предотвращающие деформацию бака при изменении давления внутри него. В баке установлен топливный модуль, в состав которого входят датчик указателя уровня топлива, топливный насос и регулятор давления топлива.

Топливный модуль.

1 – стакан; 2 – датчик указателя уровня топлива; 3 – насос; 4 – гофрированная трубка подвода топлива к крышке модуля; 5 – крышка модуля; 6 – электрический разъем; 7 – регулятор давления топлива (на картинке не виден); 8 – штуцер сливной магистрали; 9 – штуцер нагнетательной магистрали; 10 – корпус насоса; 11 – поплавок датчика указателя уровня топлива.

Датчик указателя уровня топлива * выдает сигналы на указатель, расположенный в комбинации приборов.

Датчик указателя уровня топлива.

Топливный насос ** расположен внутри корпуса топливного модуля. Топливный насос выполнен неразборным узлом и при выходе из строя его необходимо заменить. На входе в насос установлен сетчатый фильтр. Производительность насоса не менее 60 л/ч.

Топливный насос.

От насоса топливо под давлением подается к топливному фильтру.

Топливный фильтр тонкой очистки – неразборный, в пластмассовом корпусе, с бумажным фильтрующим элементом, закреплен с внутренней стороны левого лонжерона рамы автомобиля перед топливным баком. После фильтра топливо подводится к тройнику и через него – к топливной рампе и регулятору давления топлива, расположенному в топливном модуле.

Топливный фильтр.

Топливный насос создает в системе избыточное давление, превышающее рабочее давление топливных форсунок.

Регулятор давления топлива *** обеспечивает сброс излишков топлива по сливной магистрали в топливный бак. Регулятор давления топлива неразборный, при выходе из строя подлежит замене. Во время работы двигателя регулятор поддерживает давление в нагнетательной магистрали в пределах 3,0–3,3 бар.

Регулятор давления топлива.

Топливная рампа (на рисунке показана с форсунками) представляет собой металлическую трубку с установленными на ней форсунками. Рампа c помощью двух кронштейнов крепится к головке блока цилиндров.

Топливная рампа.

Форсунка**** фиксируется на рампе прижимной планкой и уплотняется в отверстиях рампы и головки блока цилиндров резиновыми кольцами.

Форсунка.

На выходе форсунки имеется распылитель с двумя соплами, через которые топливо впрыскивается во впускной канал головки блока цилиндров.

Распылитель с двумя соплами.

Управляет работой форсунок ЭБУ (электронный блок управления). При обрыве или замыкании в обмотке форсунки последнюю следует заменить. При засорении форсунок их можно промыть без демонтажа на специальном стенде СТО.

* Датчик указателя уровня топлива. Прикреплен к корпусу топливного модуля и представляет собой переменный резистор, сопротивление которого изменяется в зависимости от перемещения рычага поплавка, отслеживающего уровень топлива в баке.

** Топливный насос. Электрический, погружной. Электродвигатель насоса коллекторный, с двумя постоянными магнитами, расположенными на статоре. Под нагрузкой топливный насос потребляет ток до 6 А. Насос вихревого типа. При вращении крыльчатки топливного насоса, имеющей большое количество лопастей, создается завихрение топлива, в результате чего наращивается его кинетическая энергия, вызывающая повышение давления. Топливо, проходя через насос во время его работы, смазывает и охлаждает насос.

*** Регулятор давления топлива. Закреплен в корпусе топливного модуля и представляет собой клапан, реагирующий на давление топлива. Он открывается при превышении давления топлива в магистрали, стравливая часть топлива обратно в бак.

**** Форсунка. Электромагнитный клапан, пропускающий топливо при подаче на него напряжения и запирающийся под действием возвратной пружины при обесточивании. Во входном штуцере каждой форсунки установлен индивидуальный топливный фильтр.

Воздух поступает в двигатель через воздухозаборник, воздушный фильтр, гофрированный резиновый шланг, дроссельный узел и впускной трубопровод.

Воздушный фильтр со сменным бумажным элементом обеспечивает очистку всасываемого воздуха. Воздухозаборник с воздушным фильтром расположены в передней части моторного отсека справа.

Воздушный фильтр.

Дроссельный узел крепится к ресиверу впускного трубопровода и представляет собой корпус дроссельной заслонки (с выполненными в нем каналами), на котором установлен датчик положения дроссельной заслонки. Во избежание обмерзания дроссельного узла при низкой температуре и высокой влажности окружающего воздуха в узел встроен блок подогрева, через который циркулирует жидкость системы охлаждения.

Дроссельный узел в сборе.

1 – сектор привода заслонки; 2 – патрубок шланга системы вентиляции картера; 3 – патрубок подвода воздуха к регулятору холостого хода; 4 – дроссельная заслонка; 5 – датчик положения дроссельной заслонки; 6 – корпус; 7 – патрубки блока подогрева узла.

При нажатии педали «газа» дроссельная заслонка открывается, изменяя количество поступающего в двигатель воздуха (подача топлива рассчитывается ЭБУ в зависимости от расхода воздуха).

При работе двигателя на холостом ходу (дроссельная заслонка закрыта) ЭБУ управляет подачей воздуха с помощью регулятора холостого хода.

Регулятор холостого хода представляет собой исполнительный механизм с электроприводом, который управляет подачей воздуха в обход дроссельной заслонки на различных режимах работы двигателя (пуск, прогрев, холостой ход, торможение двигателем).

Регулятор холостого хода (регулятор добавочного воздуха).

Регулятор установлен на впускном трубопроводе и соединен двумя шлангами с патрубками дроссельного узла и ресивера.

Пройдя дроссельный узел, воздух поступает в ресивер (общую полость) впускного трубопровода и из него, по четырем отдельным каналам впускной трубы, подводится к окнам головки блока цилиндров.

Впускной трубопровод в сборе.

1 – впускная труба; 2 – ресивер; 3 – датчик абсолютного давления и температуры воздуха на впуске; 4 – патрубок шланга регулятора холостого хода; 5 – штуцер трубки клапана продувки адсорбера; 6 – соединительный фланец с дроссельным узлом.

В состав системы питания входит система улавливания паров топлива, включающая адсорбер, электромагнитный клапан продувки адсорбера, гравитационный и редукционный клапаны, а также соединительные трубки.

Адсорбер.

1 – штуцер трубки отвода паров топлива от адсорбера к клапану; 2 – штуцер подвода воздуха; 3 – штуцер трубки подвода паров топлива из бака к адсорберу.

Клапан продувки адсорбера.

1 – штуцер трубки, соединяющей клапан с впускным трубопроводом; 2 – штуцер трубки, соединяющей клапан с адсорбером; 3 – электрический разъем.

Пары бензина из топливного бака по трубке попадают в адсорбер (резервуар с активированным углем) через штуцер с надписью «TANK», где накапливаются, пока двигатель не работает. Второй штуцер адсорбера с надписью «PURGE» соединен трубкой с электромагнитным клапаном продувки адсорбера, а третий с надписью «AIR» – с атмосферой.

При остановленном двигателе электромагнитный клапан продувки закрыт, и в этом случае адсорбер не сообщается с впускным трубопроводом. При работе двигателя ЭБУ, управляя электромагнитным клапаном, осуществляет продувку адсорбера свежим воздухом за счет разрежения во впускном трубопроводе. Пары бензина смешиваются с воздухом и отводятся во впускной трубопровод и далее – в цилиндры двигателя. Чем больше расход воздуха двигателем, тем больше длительность управляющих импульсов электронного блока и тем интенсивнее продувка.

В магистраль системы вентиляции, соединяющую топливный бак и адсорбер, вмонтированы два клапана – гравитационный и редукционный. В трубке рядом с топливным баком установлен гравитационный клапан, исключающий вытекание топлива из бака при опрокидывании автомобиля.

Гравитационный клапан.

В трубке рядом с адсорбером установлен редукционный клапан, поддерживающий небольшое избыточное давление паров топлива в баке и регулирующий их поступление в адсорбер.

Редукционный клапан.