Когда открыли крымский мост

Названа дата запуска первого поезда по Крымскому мосту и старта продаж билетов

Первый пассажирский состав проследует по Крымскому мосту 8 декабря, продажа билетов на поезда, которые идут на полуостров, откроется в сентябре. Об этом сообщил начальник дирекции по обслуживанию пассажиров «Крымской железной дороги» Владимир Резниченко.

«Дата определена. И нет никаких сомнений, есть полное понимание, что 8 декабря первый поезд придет в Крым. Принято, что продажа открывается за 45 суток, но есть договоренность, что билеты начнут продавать за 90 дней от 8 декабря», – сказал Резниченко в четверг на заседании круглого стола на V Межрегиональной выставке предприятий туриндустрии «Крым. Сезон – 2019».

Он добавил, что на Крымском полуострове продажа билетов на поезда дальнего следования будет проводится в 22 пунктах: на всех основных вокзалах и станциях районного значения, а также в городах Ялта и Судак. Железнодорожными перевозками на полуостров будет заниматься отдельная транспортная компания, которую определят в феврале или марте.

«Это будет предприятие с материка, хозяева подвижного состава. Мы будем распоряжаться здесь инфраструктурой, которая есть, и организовывать здесь работу», – пояснил Резниченко.

По его словам, по железнодорожному мосту через Керченский пролив в Симферополь, Севастополь, Евпаторию и Феодосию будут ходить 11 пар пассажирских поездов, в основном из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Кисловодска. Между Москвой и Симферополем будет курсировать двухэтажный поезд, состоящий из 14 купейных и спальных вагонов, общей вместимостью 882 пассажира. Стоимость проезда определит перевозчик, но планируется, что будет не выше, чем в среднем по России.

Автодорожную часть моста, который соединил Крымский полуостров с другими регионами России, открыли 15 мая с участием президента РФ Владимира Путина, движение большегрузов разрешено с 1 октября. Строительство железной дороги через пролив продолжается, открытие планируется в 2019 году.

Поделиться: Ссылки на новость

Протяженность Крымского моста составляет 19 км, он является самым протяженным в России. Строительство началось в феврале 2016 года, движение по автомобильной части откроется 16 мая в 05:30 мск, но пока что с ограничениями для грузовиков (на строительную технику эти ограничения не распространяются). «Впереди еще пуск грузовой трассы — осенью это будет сделано, я не сомневаюсь, а через год — железнодорожной», — сказал Путин. Глава «Росавтодора» (заказчика моста) Роман Старовойт уточнил, что грузовое движение планируется открыть с 1 октября. По его словам, движение по мосту будет бесплатным. ​​

Видео: RT на русском

«Пробок не избежать»

Ввод в эксплуатацию моста резко увеличит уровень инвестиционной привлекательности региона, написал глава Крыма Сергей Аксенов на свой странице в Facebook еще в марте 2018 года после того, как стройку посетил Путин. По его словам, туристический поток может возрасти до 8-10 млн человек в год. В 2017 году, по оценке министерства курортов и туризма Крыма, на полуострове отдохнули около 5,4 млн человек, что на 3,2% меньше, чем в 2016-м. При этом в два предыдущих года (2015-2016) турпоток рос ежегодно на 20-25%.

Глава Ростуризма Олег Сафонов во вторник, 15 мая, назвал открытие автомобильного движения по Крымскому мосту «эпохальным событием» для развития туризма на полуострове, потому что это «упрощает возможность добраться до полуострова значительному количеству российских граждан». По его оценке, в 2018 году количество туристов на полуострове увеличится не менее чем на 1 млн человек и превысит 6 млн человек.

Открытие Крымского моста позволит увеличить турпоток в Крым как минимум на 30%, сказала РБК гендиректор «Пегас Туристик» Анна Подгорная. Она ожидает, что это произойдет как за счет самостоятельных туристов, так и за счет тех, кто покупает туры у компаний. Рост турпотока обеспечит, прежде всего, автомобильный трафик из ближайших густонаселенных регионов, отметил заместитель гендиректора НТК «Интурист» Сергей Толчин.

Максимальная разрешенная скорость движения по мосту составит 90 км/ч, а пропускная способность — 40 тыс. автомобилей в сутки. По прогнозу Росавтодора, за год по мосту могут проехать около 14 млн машин. Но в случае большого наплыва туристов пробок не избежать, особенно на подходах к мосту, сказал РБК директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин: «У нас есть четырехполосный мост, есть подходы к мосту, которые гораздо уже — в ряде случаев двухполосные».

В середине марта о рисках пробок говорил и министр транспорта Максим Соколов из-за реконструкции трассы Таврида, которая связывает мост с Севастополем. «Первый этап реконструкции будет закончен к концу этого года. В полном объеме — в четырехполосном исполнении — «Таврида» откроется в 2020 году, поэтому можно прогнозировать, что в этом сезоне, если мост откроется раньше, то, конечно, пробок на «Тавриде» будет не избежать», — отмечал он.

15 мая министерство курортов и туризма Крыма выпустило рекомендации туристам в связи с открытием Крымского моста. Ведомство разработало схемы объездов в районах предполагаемых пробок с указанием оборудованных мест стоянки для экскурсионных автобусов и автотуристов. «Открытие Крымского моста — это знаковое событие для истории Крыма, которое прогнозируемо увеличит туристический поток на полуостров Однако, в ближайшем сезоне нагрузка на действующие автодороги возрастет и будет существовать ряд ограничений, связанных со строительством федеральной трассы «Таврида», — говорилось в сообщении министерства.

Реакция Украины​

Президент Украины Петр Порошенко резко отреагировал на запуск Крымского моста. «Мост обязательно понадобится оккупантам, когда они будут срочно покидать наш Крым», — написал он на своей странице в Facebook. Он назвал этот мост «очередным свидетельством пренебрежения международным правом со стороны Кремля» и пообещал, что Украина будет «последовательно защищать свои позиции», в том числе в международных судебных инстанциях.

«Весь мост – одна сплошная проблема»: год после запуска автомобильной части Керченского моста

15 мая 2018 года президент России Владимир Путин открыл автомобильное движение по мосту через Керченский пролив. На следующий день проезд открыли для всех. Железнодорожная часть моста пока не открыта, ее обещают запустить в декабре 2019 года.

Украина, страны Евросоюза и США считают строительство моста незаконным и еще одним нарушением суверенитета и территориальной целостности страны. С точки зрения Киева, все иностранные граждане, пересекающие мост в сторону аннексированного полуострова, являются нарушителями украинской государственной границы.

Российский глава Крыма Сергей Аксенов в годовщину открытия автомобильного движения по Керченскому мосту рассказал о его пользе для полуострова:

«Самый очевидный результат – это резкий, почти на 30%, рост турпотока по итогам прошлого года. За прошедшие майские праздники он вырос на 40% в сравнении с уровнем 2018 года. Мост сам стал одной из главных достопримечательностей, важным туристическим объектом, «визитной карточкой» региона. После ввода моста в эксплуатацию среднемесячная интенсивность грузоперевозок между материковой частью и полуостровом увеличилась почти в 2,5 раза. Число автомобилей, которые проехали в обе стороны, уже достигло пяти миллионов. Причем транспортный поток одинаково интенсивный в обоих направлениях. То есть мост востребован по обе стороны Керченского пролива. Строительство моста придало мощный импульс развитию всей транспортной инфраструктуры полуострова, а это одна из основ новой экономики полуострова… Открытие железнодорожного движения по мосту в конце текущего года позволит поставлять большую часть продукции железнодорожным транспортом, что повлияет на ее конечную стоимость».

Крымский политолог Евгения Горюнова полагает, что мост через Керченский пролив не оказал такого позитивного влияния на уровень жизни в Крыму, как ранее обещали крымчанам российские власти.

То, чего ожидали от моста – снижения цен – не произошло. Более того, сегодня говорят, что и открытие железнодорожной части не снизит цены Евгения Горюнова

– Это вряд ли изменило условия жизни крымчан, потому что то, чего ожидали от моста – снижения цен – не произошло. Более того, сегодня говорят, что и открытие железнодорожной части не снизит цены. По мосту действительно стало ездить немного больше туристов на территорию Крыма, больше он пока позитивных результатов не дал. Россия получила реализацию инфраструктурного проекта, очень высокие дивиденды достались тем, кто занимался строительством – друзьям Владимира Путина. Как говорят специалисты, если сравнивать с другими похожими инфраструктурными проектами, мост очень дорогой. Уже буквально на днях появилась информация, что еще на 3,5 миллиарда рублей подорожают железнодорожные пути, то есть сумма будет расти и расти, поскольку слишком большие аппетиты.

Фотогалерея

Как Путин Керченский мост открывал (фотогалерея)

Автодорожную часть строящегося моста через Керченский пролив открыли для движение легковых автомобилей

По мнению Евгении Горюновой, львиная доля от всего бюджета строительства Керченского моста – а общая сумма за пять лет, по разным оценкам, уже приближается к 300 миллиардам рублей – крымчанам не досталась.

– Подрядчики предпочитали вахтовым методом завозить людей из Сибири, из других регионов России – иногда платили, иногда нет. Словом, экономили на рабочей силе, не нанимая крымчан. Но, во-первых, у моста есть символическое значение, во-вторых, он нужен, чтобы перебрасывать военную технику. Никто особо не думал о ценах – все прекрасно знали, что они не снизятся, что ни автомобильный, ни железнодорожный транспорт там не помогут, пока в Крым не зайдут крупные российские торговые компании. Они в Крым заходить не хотят, потому что опасаются санкций. Для России Крым уже сыграл свою главную роль, и сегодня о нем уже лучше так часто не вспоминать, кроме 9 мая или очередной годовщины аннексии.

Российский независимый эксперт, кандидат геолого-минералогических наук Юрий Медовар убежден, что Россия потратит на поддержание Керченского моста еще много денег из бюджета.

Этого моста, с точки зрения геологического строения пролива, там не должно быть никогда Юрий Медовар

– Весь мост – одна сплошная проблема. Я считаю, что эксплуатационные расходы на содержание вот этого моста вскоре перекроют его стоимость. Будет «распил» бюджета по карманам тех аффилированных компаний товарищу Ротенбергу, главному мостостроителю. Сумму, которую потратили на Керченский мост, можно было в течение 50 лет использовать как бесплатную переправу через пролив – и поезда, и машины могли перебираться на паромах. Сейчас мост где-то проседает, где-то поднимается, это будет беспрерывно. Этого сооружения, с точки зрения геологического строения пролива, там не должно быть никогда. Это нарушение всех строительных норм Советского Союза. Рядом с мостом есть грязевой вулкан, который стреляет примерно раз в 8-10 лет. Если это произойдет, от моста ничего не останется.

По мнению Юрия Медовара, запуск железнодорожной части моста и начало курсирования поездов станет серьезным испытанием для всего сооружения.

– Автомобильный мост – это легкое сооружение. У железнодорожного моста большая арка, порядка 10 тысяч тонн, стоит на двух опорах, а еще представьте, что пойдет состав из 60 вагонов – это еще 6 тысяч тонн. В прошлом году там Путин проехал, но мост никто не принимал. Прошли 10 КАМАЗов – без груза, легких, они по 10-15 тонн, общая нагрузка – 150 тонн. Приемка моста – это когда идет сосредоточенная нагрузка на всю длину моста. В Праге принимали мосты – ставили танки один к одному, смотрели на осадку. Вот это приемка моста в эксплуатацию.

​Справка: президент Украины Петр Порошенко заявил, что незаконное строительство Керченского моста в аннексированном Россией Крыму является очередным свидетельством пренебрежения международным правом со стороны Кремля.

Европейский союз и США раскритиковали частичное открытие Керченского моста между российской территорией и аннексированным Крымом. Украинская сторона вышла из договора с Россией о строительстве моста в 2014 году – после аннексии Крыма.

С июля 2014 года правительство Украины официально прекратило функционирование всех портов аннексированного Россией полуострова, гавани Крыма закрыты для международного судоходства.

(Текст подготовил Владислав Ленцев)

ОдержиМОСТ: рекорды Крымского моста

Россияне назвали важнейшим событием уходящего 2018 года открытие Крымского моста. По данным опроса «Левада-центра», так ответили 47% респондентов. И это своего рода рекорд — впервые в современной истории исследований общественного мнения его лидером стало инженерное сооружение. Открытие Крымского моста стало, по мнению опрошенных, и главным туристическим событием года в России.

Долгая дорога в Крым

Первый рекорд Крымский мост, видимо, поставил еще до своего рождения — как инженерное сооружение с самым долгим временем, прошедшим от задумки до воплощения. Если не считать достаточно утопические инженерные фантазии времен Российской Империи, то первые воплощенные в жизнь чертежи гигантского моста через Керченский пролив в нашей стране, а точнее в СССР, появились в 1940-х годах. Во времена правления Николая II сблизить Крым и Кубань помешало начало Первой мировой войны. Затем в планы соединить мостом полуостров с основным континентом вмешалась Великая Отечественная война. Возведенная в 1944-1945 годах переправа была разрушена стихией, и в правительстве приняли решение конструкцию не восстанавливать.

Вновь вернуться к идее соорудить кратчайший путь между двумя территориями Москва решила после присоединения Крыма к России в марте 2014 года. Технико-экономическое обоснование проекта Керченского моста было готово уже в начале декабря 2014 года. В 2015 году завершили основные проектные работы и определили генподрядчика. ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Федерального дорожного агентства» и ООО «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга 17 февраля подписали государственный контракт на проектирование и строительство моста через Керченский пролив.

Стройка на скорость

Крымский мост — это транспортный переход между Керчью и Таманью. Большая его часть проходит по суше, в том числе по острову Тузла, а 7,5 км — над морем. Мост состоит из параллельных автомобильной и железнодорожной трасс. Над ними — две арки длиной 227 м. Над уровнем моря арки поднимаются на высоту 35 м — под ними с легкостью проходят большие десантные корабли.

К строительству моста длиной в 19 км приступили после положительного заключения Главгосэкспертизы, которое проект получил 19 февраля 2016 года. Одновременно специалисты утвердили окончательную стоимость моста — 211 млрд 851 млн 575 тыс. 730 рублей. Это почти на 680 млн рублей меньше, чем предельная стоимость работ.

В апреле 2016 года на острове Тузла закончили возведение первой опоры моста через Керченский пролив. В июне строители начали монтировать первое пролетное строение моста.

Автодорожную часть моста сооружали в течение двух лет. За это время строители установили 595 опор моста. В строительстве использовали всего 7 тыс. свай разных типов. Многие из них забиты на глубину больше 100 м — в высоту 35-этажного дома. Собирали пролеты поэтапно на суше и поочередно надвигали на готовые опоры домкратами.

В декабре 2017 года сооружение обрело свое официальное название — Крымский мост.

А 9 мая 2018 года заказчик строительства ФКУ Упрдор «Тамань» Росавтодора принял у строителей автодорожную часть моста через Керченский пролив для завершения подготовки к открытию движения.

Селфи-мост

Президент России Владимир Путин 15 мая за рулем КамАЗа первым проехал по Крымскому мосту в сторону Керчи. В составе колонны было около 35 машин, среди которых самосвалы, автокраны, цементовозы, цистерны и другая техника, которая использовалась при строительстве моста.

Глава государства отметил, что все сделано качественно и в срок.

«Поздравляю вас. Все качественно, в срок — даже на полгода раньше срока. Спасибо вам», — сказал Путин в ходе открытия автомобильной части моста.

По словам Путина, он не сомневался, что строителям удастся своевременно запустить также грузовую часть и завершить строительство железнодорожной части моста,

В 5:30 16 мая автодорожную часть Крымского моста открыли для движения. В первые несколько часов по мосту проехали более 5 тыс. автомобилей. Сначала проезд для грузовых машин по мосту был закрыт. Большегрузы пустили по мосту с 1 октября. За первые несколько часов там проехали более 700 грузовиков.

На въезде на мост установили специальное табло с точным прогнозом развития опасных природных явлений для всего сооружения. С начала запуска Крымского моста количество перевозок на Керченской переправе сократилось в сотни раз.

Сейчас в среднем в сутки по мосту проезжают в обе стороны 9,3 тыс. машин. Из них 18% — грузовые. Всего с начала открытия проехало более 3 млн машин.

Самым частым нарушением ПДД на мосту стала остановка для селфи.

Рекорды бьют рекорды

Между тем строительство в районе Керченского пролива еще далеко от завершения. Железную дорогу через Керченский пролив начали сооружать одновременно с автодорогой, но по графику она сдается в 2019 году. Дорога рассчитана на движение поездов массой до 7,1 тыс. т с расчетной скоростью до 120 км/час для пассажирских и до 80 км/час для грузовых составов в диапазоне температур от -27 до +57 °C. Пропускная способность — до 47 пар поездов в сутки.

После сдачи автомобильной части Крымского моста в мае 2018 года строители вплотную приступили к сооружению его железнодорожной части. В ноябре железнодорожную арку Крымского моста соединили с первым пролетом. Работы с надвижкой пролетов на морских участках планируют завершить в первом квартале 2019 года.

Железнодорожное сообщение должны запустить в декабре 2019 года. В сутки по мосту будут проезжать до 47 пар поездов. Рельсовой части Крымского моста еще предстоит установить не один десяток рекордов.

Кот-рекордсмен

Талисманом строительства Крымского моста признали кота по кличке Мостик. Бело-рыжий котенок появился на стройке еще в 2015 году и с тех пор приобрел огромную популярность среди всех, кто наблюдал за сооружением моста. У кота есть свои аккаунты в соцсетях, где он «комментирует» все этапы строительства. В сети Instagram у мохнатого талисмана, к примеру, почти 50 тыс. подписчиков.

Перед официальной сдачей автомобильной части конструкции кот Мостик лично ее проинспектировал. А потом проехался в колонне грузовиков вместе с президентом. В конце 2018 года кот Мостик вошел в тройку самых популярных котов в России.

Кроме кота, строителям «помогают» пес по кличке Цыган, лиса Елизавета и чайка Валера. Собаку Мостик назначил главным смотрителем за порядком на острове Тузла, по которому проходит Крымский мост. А чайка периодически «делает» фотографии сооружения с высоты птичьего полета.

Тысячи слухов

Сегодня новая переправа через Керченский пролив считается самым длинным мостом в Европе. Но саму Европу, а особенно западный истеблишмент, это достижение мало интересует. Гораздо интереснее плодить тысячи слухов. И по этому показателю Крымский мост тоже бьет все рекорды среди инженерных сооружений.

Тысячи тонн армированного бетона между Крымом и Кубанью стали камнем преткновения в отношениях России и Украины. В мае 2015 года прекратилось действие соглашения между правительством РФ и Кабмином Украины о совместных действиях по организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив, подписанного в Москве 17 декабря 2013 года. С тех пор в западных средствах массовой информации не утихают пересуды о Крымском мосте.

Наиболее часто возникает вопрос о возможном обрушении сооружения. Западные эксперты то напоминают о сейсмической активности в районе Керченского пролива, то об опасности ледохода в акватории Азовского моря.

По словам заместителя гендиректора по инфраструктурным проектам компании-генподрядчика Леонида Рыженькина, раз в 5 тыс. лет в Керченском проливе могут произойти подземные толчки силой до девяти баллов. Вероятность, что это случится, небольшая, но проектировщики учли этот момент, поэтому железная дорога через Керченский пролив строится с учетом сейсмических особенностей.

Опасность во время ледохода проверили еще при строительстве автомобильной части моста. Строители рассказали, что ледовые нагрузки не повлияли как на опоры моста, так и на временные сооружения рабочих мостов и технологических площадок. Большие льдины разбиваются на осколки о сваи конструкции.

Рекордная ложь

В ноябре 2018 года украинские СМИ начали распространять слухи о якобы имеющемся проседании опор сооружения. Так называемое Министерство по вопросам временно оккупированных территорий Украины заявило, что со стороны полуострова зафиксировано проседание моста со скоростью до 89 мм в год, а в центральной части отмечается повышение железнодорожной арки. В компании-подрядчике, которая строила мост, шутливо прокомментировали эту информацию.

«Сейчас ваше настроение сместится в сторону веселья, а я буду на месте всегда. Думал, придумать уже нечего, но коллекция мифов о Крымском мосту пополняется», — ответили на заявления украинских политиков в официальном аккаунте Крымского моста в Facebook.

С момента проектирования Крымского моста на Украине не раз заявляли о невозможности построить его в сложной геологической зоне Керченского пролива. По версии украинских СМИ, железобетонные сваи моста проваливались в ил, опоры ломались и давали трещины, а пролеты уже сданной в эксплуатацию автодорожной части разъезжались и отходили от Керченского берега. Каждый раз будто бы возникшие у мостостроителей проблемы назывались неустранимыми.

Были и провокации. Утром 25 ноября три корабля ВМС Украины незаконно зашли в территориальные воды РФ и попытались проплыть под Крымским мостом. Корабли «Бердянск», «Никополь» и «Яны Капу» задержали за нарушение российской границы. По факту нарушения госграницы России возбуждено уголовное дело. Из-за этого Керченский пролив временно закрыли для гражданских судов. Открыли движение в Керченском проливе только 26 ноября.

Всего по делу о нарушении границы задержали 24 человека, 27 ноября арестовали 12 задержанных моряков.

Порошенко подписал указ о введении военного положения на Украине. Владимир Путин в телефонном разговоре обсудил с Ангелой Меркель действия Украины в Керченском проливе.

Президент России и глава МИД РФ назвали инцидент в Керченском проливе провокацией. Во время ежегодной пресс-конференции Владимир Путин прокомментировал инцидент с украинскими моряками в Керченском проливе. Президент заявил, что провокация в Керченском проливе связана с грядущими выборами на Украине.

План по рекордам

Крымский мост — конструкция сложная, живая, а значит постоянно развивающаяся. И останавливаться на своем уже увенчанном гроздью рекордов пути уникальное инженерное сооружение не собирается. Он уже стал самым длинным автомобильным мостом России, но ему еще предстоит стать самым длинным железнодорожным. Он ежегодно будет обновлять достижения по количеству пропущенных автомобилей и тоннажу перевезенных грузов. А ведь в дело еще не вступили грузовые и пассажирские поезда. Но главный рекорд Крымского моста, мы уверены, еще впереди. Ведь если его сметенный стихией предшественник из 1940-х годов прожил одну из самых коротких жизней, то расчетный срок службы новой переправы через Керченский пролив его создатели оценивают как минимум в 100 лет. И это, конечно же, не предел.

Ж/д сообщение по Крымскому мосту стартует 9-10 декабря

Сообщалось, что открытие железнодорожного сообщения намечено на декабрь 2019 года. В то же время глава Крыма Сергей Аксенов сказал ТАСС в субботу, что темпы работ на железнодорожной части Крымского моста позволяют рассчитывать, что поезда на полуостров пойдут раньше обозначенного срока.

«Планируется запуск движения поездов по мосту через Керченский пролив ориентировочно 9-10 декабря 2019 года. Открытие продажи билетов на железнодорожные маршруты, которые будут проходить через Крымский мост, планируется за 45 суток до открытия движения пассажирских поездов», — говорится в ответе.

Продажа билетов на пассажирские поезда будет организована в билетных кассах «Крымской железной дороги», в настоящее время прорабатывается возможность приобретения билетов на поезда через интернет. О их цене не говорится. В КЖД также отметили, что первые два поезда будут отправлены по направлению Севастополь — Санкт-Петербург и Симферополь — Москва. Перед началом курортного сезона в апреле-мае 2020 года планируется запуск 11 поездов.

Пассажирские поезда свяжут Симферополь, Севастополь, Евпаторию, Феодосию с Краснодаром, Мурманском, Екатеринбургом и рядом других городов России. Среднее время нахождения в пути поезда Москва — Симферополь составит 35 часов. Отмечается также, что запуск скоростных поездов с материковой части России в Крым в настоящее время не планируется.

Крымский мост протяженностью 19 км — самый длинный в России и Европе — связал полуостров с другими регионами России. Автомобильная часть моста заработала в мае 2018 года. Строительство железнодорожной части моста и подходов к нему продолжается.

Начало движения грузовых поездов по Крымскому мосту перенесли на 6 месяцев из-за обнаруженного археологического памятника, сообщили «РИА Новости» в пресс-службе Минтранса. При этом начало движения пассажирский поездов начнется в ранее обозначенный срок — в декабре 2019 года.

«Решение связано с переносом участка керченского подхода, чтобы сохранить уникальный памятник археологии — античную усадьбу. Она была обнаружена на этапе подготовки территории к строительству»,— пояснили в Минтрансе.

Ранее сообщалось, что спроектированная железная дорога к Крымскому мосту со стороны Керчи будет перенесена из-за обнаруженного археологами древнего поселения Манитра. Тогда же говорилось, что перенос участка трассы не повлияет на срок сдачи 18-километрового подхода к мосту.

Комплекс из 40 помещений и 9 дворов, датируемый концом V — началом III века до н. э., мог принадлежать семье боспорского аристократа или представителя династии царей Боспора. Перенос участка подхода позволит ученым провести консервацию этого поселения, изучить его и сохранить для потомков.

Напомним, строительство моста протяженностью 19 км и стоимостью почти 228 млрд руб. началось в феврале 2016 года. Церемония открытия состоялась 15 мая, движение грузового транспорта открыли 1 октября.

О том, как открытие моста повлияло на распределение транспортных потоков, читайте в публикации “Ъ” «В Крым предпочитают ездить, а не летать».