Содержание
- Разбор и снятие руля
- Какой нагревательный элемент использовать?
- Нихромовая проволока
- Медная проволока
- Карбоновая нагревательная лента
- Подключение нагревательного элемента (протягивание напряжения к рулю)
- Комплекты для установки подогрева руля
- Подогрев руля своими руками
- Типы подогревов руля, или как сделать своими руками
- Подключение подогрева руля
- Улитка — подрулевой элемент
- Электронный модуль подогрева руля
- Весь процесс подключения подогрева руля выглядит примерно следующим образом:
- Если Вам хватило терпения, и Вы дочитали до этого текста, то наверняка поняли, что установить подогрев руля своими руками можно, но это процесс, требующий аккуратности, внимательности и свободного времени. Поэтому знайте, никогда не поздно обратиться в установочный центр в Москве, СПб, и других городах, где Вам выполнят подключение.
- Посмотреть, на какие автомобили был установлен подогрев руля
- Вернуться к выбору установочных комплектов
- Subaru Impreza Sedan, белая › Бортжурнал › Подогрев руля. Часть 2. Нагревательный элемент
- Топ 5 бюджетных машин с подогревом руля
- Lada 21099 › Logbook › Подогрев руля своими руками на девятое, десятое, самары семейства (часть 1)
- Назначение функции подогрева
- Особенности монтажа
- Правила подключения механизма
- Рекомендации по выбору чехлов
- Выводы
- Лада Приора Седан PSIX › Бортжурнал › РУЛЬ+КОЖА+ПОДОГРЕВ — своими руками!
Даже при хорошо греющей печке, зимой поверхности салона, включая руль, прогреваются за более длительное время, чем воздух. Первые 30 минут вождения с холодным рулём – очень не комфортные и даже опасные. Когда руки в тёплых перчатках или рукавицах, обхват руля менее надёжный, а также неудобно нажимать на кнопки панели приборов. Намного удобнее, если обод руля в холодный сезон нагревается до комфортной температуры в течение нескольких минут.
Чтобы сделать подогрев руля своими руками нужно снять оплётку, установить нагревательный элемент на обод руля и подвести к нему электрическое питание, что является наиболее сложной задачей.
Сразу стоит сказать, что невозможно написать единственную подробную инструкцию по установке и подключению подогрева руля. Каждый автомобиль имеет свои особенности и сложности в подключении. В этой статье объясняются основные моменты процесса установки подогрева руля своими руками, а также рассматриваются решения предлагаемые производителями установочных комплектов подогрева руля.
Разбор и снятие руля
Для установки подогрева руля своими руками, руль необходимо разобрать и снять. Мы будем рассматривать установку подогрева руля на автомобили, руль которых имеет подушку безопасности. В таких автомобилях электрические приборы на руле (подушка безопасности, сигнал, кнопки управления) подключаются к электрике автомобиля через специальный спиральный или U‑образный шлейф (clock spring (англ. часовая пружина)/ подрулевой шлейф/ «улитка»), который позволяет вращаться рулю и не нарушать электрическое соединение с ним. Подробнее тему подключения нагревательных элементов мы рассмотрим в этой статье ниже.
Итак, для разбора и снятия руля нужно выключить зажигание и отсоединить минусовую клемму аккумулятора. Далее необходимо подождать 5 минут после снятия клеммы, чтобы заряд полностью исчез из системы SRS.
Поставьте колёса ровно. Разберите руль. Сделайте метки на шлицах вала и на руле, чтобы можно было в дальнейшем установить руль обратно в то же положение. Для снятия открутите не до конца гайку крепления руля и резко потяните на себя руль. Так руль освободится и упрётся в гайку, после чего его можно спокойно снять, открутив гайку до конца.
Установка нагревательных элементов предполагает снятие оплётки руля и её повторную установку, либо замену оплётки на новую. Если на руле нет оплётки, то также будет необходимо установить новую оплётку. Перед установкой нагревательных элементов нужно учитывать расположение стыковых швов сегментов оплётки и заранее вырезать под них углубления в руле. Можете почитать подробную статью о перетяжке руля своими руками.
Нить старой оплётки можно попытаться расплести, чтобы использовать повторно, либо нужно купить новую нить похожего размера.
На корпусе подрулевого шлейфа («улитке») может располагаться датчик угла поворота рулевого колеса. Его лучше зафиксировать скотчем или изолентой, чтобы он случайно не сбился. Либо нужно будет его выставить по меткам до включения напряжения, иначе возникнет ошибка в системе.
Какой нагревательный элемент использовать?
Для реализации подогрева руля своими руками наиболее часто используются следующие нагревательные элементы:
- нихромовая проволока
- медная проволока и её сплавы (медь с никелем, константан и другие)
- карбоновая (углеродная) лента
- карбоновая нить (существуют наборы для установки подогрева руля на основе карбоновой нити, которые мы рассмотрим в конце статьи)
Нихромовая проволока
Нихром сделан из сплавов никеля и хрома (обычно 50–80% никеля, 15–25% хрома, с добавкой алюминия, марганца, железа или кремния). Имеет достаточно высокое удельное сопротивление. По этой причине нагревательный элемент из нихромовой проволоки имеет наименьшую длину, в сравнении с другими видами проволоки. Она наматывается на рулевое колесо в предварительно прорезанные канавки.
Нужно выбрать проволоку, учитывая её параметры:
- Обычно мощность нагревательных элементов для подогрева руля бывает от 20 до 60 Вт. При мощности менее 25 Вт поверхность рулевого колеса будет нагреваться медленно. Если мощность будет более 50 ватт, то нагрев будет слишком сильным. Таким образом, наиболее предпочтительный вариант – 50 Вт.
- Мощность подогрева ограничивается силой тока, проходящей через улитку (подрулевой шлейф). Из-за превышения допустимого тока, проходящего через улитку, дорожка греется и сгорает. Широкая дорожка пропускает ток в 2А. Предельный ток, проходящий через широкую дорожку шлейфа – 3 А. Таким образом, нагревательный элемент нужно рассчитывать под нужную мощность, а также в соответствии с ограничением улитки.
- Одной широкой дорожки может не хватить для подключения нагревательного элемента нужной мощности.
- В соответствии с законом Ома, чтобы увеличить мощность нужно увеличить напряжение или силу тока (P=U*I).
- Увеличение силы тока возможно только при использовании дополнительных дорожек в подрулевом шлейфе. Различные варианты реализации такой возможности мы рассмотрим в этой статье ниже, когда будем разбираться с подключением нагревательных элементов.
- Другой вариант увеличения мощности, не повышая силу тока – увеличение напряжения. Для этого используется повышающий преобразователь напряжения. При увеличении напряжения нужно подобрать нагревательный элемент с нужным удельным сопротивлением (R=U/I). Исходя из формулы I=U/R, используя повышенное напряжение, нужно будет увеличить сопротивление нагревательного элемента, иначе сила тока также увеличится. Сопротивление зависит от сечения и длины проволоки. Проще будет изменить длину.
- Важно учитывать сопротивление используемого отрезка проволоки. Электрическая мощность равна напряжению в квадрате, делённому на сопротивление. Чем выше сопротивление, тем меньше мощность. Для нормальной скорости нагрева общее сопротивление не должно превышать 2.5–5 Ом.
Нагревательный элемент можно установить на руль одним отрезком, учитывая общее сопротивление. Можно поделить нагревательный элемент на несколько отрезков, соединённых параллельно, что даст уменьшение общего сопротивления.
- При использовании длинной нихромовой проволоки маленького сечения (для обмотки всего обода руля) мощность получается низкая из-за высокого сопротивления. Решается это подключением повышающего преобразователя напряжения, заменой проволоки на более толстую (до 1 мм, имеющую меньшее сопротивление), либо соединением нескольких коротких отрезков проволоки параллельно. Как известно, при параллельном соединении общее сопротивление цепи получается меньше, самого малого из всех сопротивлений, включённых в цепь.
- Часто используют проволоку диаметром 3 мм (14 Ом). Её легче встроить в руль, чем более толстый нагревательный элемент так, чтобы поверхность осталась гладкой. Нужный нагрев достигается на длине проволоки 0.8 – 1 м. Несколько отрезков проволоки такой длины наматываются на руль и соединяются параллельно. Чтобы использовать такую проволоку целиком, как было написано выше, понадобится повышающий преобразователь напряжения. При этом нужно учитывать ток, который могут выдержать контакты подрулевого шлейфа.
- Можно использовать 2 отрезка нихромовой проволоки по несколько метров каждый (сверху руля и снизу и по бокам), соединённых параллельно. Ограничение области нагрева уменьшает потребление энергии. Опять же, нужно рассчитывать все параметры и степень нагрева.
- Когда все расчёты сделаны и нагревательные элементы подключены, необходимо замерить их силу тока под нагрузкой. Ток должен не превышать предельный максимум для дорожки или нескольких дорожек подрулевого шлейфа.
Установка нихромовой проволоки только в местах хвата рук (отрезки подключаются параллельно) уменьшает общее сопротивление и сокращает общее потребление электроэнергии.
Итак, определившись с размером и расположением нихромовой проволоки можно приступать к её намотке на обод руля.
- Проволока наматывается на обод руля. Далее обычной ручкой нужно её обвести. Потом по разметке нужно сделать надрез 1–5 мм глубиной и утопить нить. Канавки в руле можно прорезать полотном от ножовки по металлу или канцелярским ножом, в зависимости от толщины проволоки. Не нужно глубоко утапливать проволоку, так как это замедлит нагрев. Важно не прорезать углубление до металла.
- Получается руль с гладкой поверхностью и изолированными друг от друга витками.
- Витки нужно делать на расстоянии 0.8–5 см. Можно делать обмотку проволокой равномерно, чтобы нагрев был одинаковым, либо делать витки чаще в местах, где чаще находятся руки. Концы нихромовой проволоки нужно провести к центру руля. После наматывания лучше прозвонить оба контура.
- Для контроля температуры нагрева используется реле времени, которое будет размыкать питание нагревательных элементов, после определённого времени их работы, либо датчик температуры. Термореле на 40–45 градусов (устройство, которое будет размыкать сеть при достижении определённой температуры) врезается в спицу руля. Термостат подключается в разрыв плюсового контакта питания нагревательных элементов.
- Часто используют термодатчики KSD-301 или KSD-9700 они рассчитаны на напряжение до 250В и ток 5А. Датчик KSD-9700 более удобен для встраивания в руль. Он сделан в виде прямоугольника с двумя контактами. Бывают нормально замкнутые (NC, normally closed) и нормально разомкнутые (NO, normally open). Для защиты от перегрева нужно использовать нормально замкнутый тип, который при достижении определённой температуры будет размыкаться и отключать питание, а после остывания замыкаться снова. Лицевая часть датчика должна быть на одном уровне с общей поверхностью руля, а корпус будет находиться внутри резины руля. Поверх датчика должен проходить нагревательный элемент.
- Концы нихромовой нити нужно обжать с обычным проводом. Провода прокладываются внутри резины руля к центру.
- Провода для подключения нагревательных элементов лучше использовать гибкие (медные, состоящие из множества проволочек, 0.75–1 мм).
Медная проволока
Медь имеет в десятки раз меньшее сопротивление, чем нихром.
Удельное сопротивление медной проволоки (диаметром 0.25–0.3 мм) позволяет обмотать весь обод руля одним отрезком, без разрывов и подключить, не используя повышающий трансформатор. Однако, при такой же мощности, как и у нихромовой проволоки, медная проволока имеет меньшую теплоотдачу.
В Интернете, на AliExpress можно найти проволоку, которая предназначена для подогрева сидений или руля (heating wire for car seat or steering wheel). Она покрыта термостойким полимером (FEP coated or Nylon coated). Вместе с покрытием имеет толщину около 1 мм. Можно выбрать материал, из которого она изготовлена (медь, сплав меди и никеля, констатант, олово+медь+нержавеющая сталь). Из-за большого сечения такую проволоку нужно будет обязательно утапливать в предварительно прорезанные канавки руля, чтобы она не выпирала и не отпечатывалась на оплётке.
Карбоновая нагревательная лента
Карбоновые (углеродные) ленты разной ширины можно найти как в российских фирмах (Компания “М‑Карбо” , АвтоТерм), так и на сайтах amazon, ebay, alibaba; англ. название «Carbon heater tape». Лента имеет хорошую теплоотдачу и большую площадь нагрева, в отличие от нихромовой или медной проволоки. Кроме того, карбоновая лента пожаробезопасна. Благодаря большей теплоотдачи потребуется меньше мощности для нагрева.
Углеродная лента широко применяется для создания одежды с подогревом, оттаивания кровли, труб, подогрева автомобильных кресел, а также для подогрева руля. Как пишет производитель, при небольшой температуре нагрева углеродной ленты получается высокая степень тепловой эмиссии (теплового излучения). Тепло выделяется в большей степени в длинном инфракрасном диапазоне, наиболее эффективном для теплоотдачи.
Из-за большой площади нагрева и более высокой теплоотдачи, чем у нихромовой проволоки, нагрев для комфортной температуры может достигаться при меньшей мощности. Так обогрева углеродной лентой мощностью 25 Вт может быть достаточно.
Углеволокно не поддаётся пайке. Его можно соединить с проводкой следующими способами:
- Обжимными клеммами.
- Токопроводящим серебряным клеем (Silver conductive glue). Будет удобнее, если сначала пришить провода к ленте, чтобы зафиксировать их. Потом нужно пропитать провод и карбоновую ленту серебряным клеем. Клей обеспечит хороший контакт и предотвратит окисление провода.
- Медной лентой на липкой основе (с алиэкспресс).
- Из медной фольги можно сделать контактные кольца. Для контактных колец на руле нужно вырезать площадки глубиной 1 мм. Поверх термореле должна проходить одна из нагревательных лент. Контактные кольца устанавливаются на одинаковом расстоянии. Медную фольгу нужно плотно свернуть вокруг обода и приклеить к рулю или припаять концы друг к другу. К контактным кольцам нужно припаять провода. Карбоновые ленты нужно наклеивать так, чтобы они заходили на контактные кольца. Ленты должны прилегать к контактам плотно, чтобы нагревалась сама лента, а не соединение с проводами.
- В комплект от Автотерм входят никилевые пластины и медные провода. Пластины к карбоновым лентам можно приклеить токопроводящим клеем.
Итак, определившись со способом соединения углеродной ленты и проводов, нужно переходить к установке нагревательных лент на обод руля.
- Существует много различных способов установки нагревательных лент и подключения их между собой. От этого зависит зона и скорость нагрева. Мощность (нагрев ленты) зависит от напряжения и длины углеродной ленты. Чем длиннее нагревательная лента, тем меньше выделяется тепла.
- Так как карбоновая лента не особо растяжима, то при её установке на рулевое колесо могут образовываться складки. Нужно постараться приклеить ленту как можно ровнее, чтобы она не проступала через оплётку. Ширина углеродной ленты может достигать 45 мм, что позволяет обернуть ей обод руля, однако, лучше использовать отдельные полоски, шириной 15 мм, которые будет удобнее наклеить без складок.
- Для приклеивания ленты можно использовать клей для резины или момент. Клей нужно наносить на обод руля. Углеродная лента хорошо впитывает клей, поэтому нужно постараться сразу её расположить ровно, так переставить её будет не просто. Ленты нужно наклеивать так, чтобы они не касались друг друга и не изменяли проводимость. Промежутки между карбоновой лентой можно проклеить тряпичной изолентой. В зависимости от толщины углеродной ленты может понадобиться наклеить 2 слоя изоленты.
- Подогрев руля при помощи углеродной ленты обычно делают из 2‑х контуров (по бокам руля или сверху и снизу). Каждый контур состоит из нескольких лент (4–5), которые подключаются параллельно. Параллельное подключение контуров даёт более быстрый нагрев, так как уменьшается общее сопротивление. Правая и левая сторона (или верх и низ) подключаются последовательно. Это даст оптимальное соотношение скорости нагрева и потребляемого тока.
- Для ускорения нагрева можно использовать повышающий преобразователь напряжения. При этом нужно учитывать количество тока, проходимого через подрулевой шлейф.
- Как и в случае с использованием нихромомой проволоки (см. выше), можно использовать реле времени или встроить в руль температурный датчик. Поверх него должны будут проходить и касаться нагревательные ленты.
- Для проводов питания нужно прорезать каналы в руле, проводящие кабель к центру руля.
- Интересный вариант установки карбоновой ленты показал один из участников сообщества drive.ru (kv-corona). В руле вырезаются ступеньки в 4‑х местах. В вырезанные места устанавливаются медные или латунные кольца. Также вырезается канал для провода на внутренней части обода. К кольцам припаиваются провода, по которым будет поступать ток. Лента наклеивается на руль, а её концы плотно придавливаются изолентой к кольцам, через которые карбоновая лента будет получать электропитание и нагреваться.
- Поверх нагревательных элементов можно наклеить термостойкий скотч Каптон (Kapton tape). Также многие обматывают обод руля плёнкой стретч или фум лентой, чтобы уменьшить неровности перед установкой оплётки и защитить нагревательные элементы от повреждения, которые могут произойти во время установки новой оплётки.
- После установки углеродной ленты для подогрева руля, нужно учитывать, что толщина руля увеличится (толщина нагревательной ленты бывает разная) и старую оплётку будет сложнее установить, если она потеряла эластичность.
Подключение нагревательного элемента (протягивание напряжения к рулю)
В большинстве случаев, подогрев руля подключается к электропитанию автомобиля через подрулевой шлейф (clock spring (часовая пружина)/ улитка). Он есть на автомобилях, имеющих подушку безопасности на руле. На рулях без подушки безопасности можно использовать скользящий контакт (slip ring/ скользящее кольцо). В этой статье мы не будим рассматривать такой вариант подключения. Подрулевой шлейф или, так называемая «улитка», действует как мост между электропроводкой автомобиля и электрическими устройствами на руле. Это спирально закрученный (или уложенный в виде «U») шлейф, закрытый в защитный корпус, который позволяет рулю крутиться, сохраняя электрическое соединение сигнала, кнопок и подушки безопасности, расположенных на руле.
Существует два вида подрулевых шлейфов: уложенный спиралью и в форме U.
Возможность установки подогрева руля предполагает наличие свободных контактов в подрулевом шлейфе. Свободные контакты производитель оставляет по причине того, что такой же автомобиль может иметь другую, более богатую комплектацию с дополнительными опциями, которые задействуют эти контакты. Либо для дальнейшей модернизации автомобиля. На японских и корейских автомобилях часто можно обнаружить свободные контакты. На автомобилях других производителей может не быть свободных контактов. Это иногда можно решить установкой дополнительного шлейфа, если позволяет размер корпуса улитки. Свободным контактам в улитке (подрулевом шлейфе) соответствуют пустые места для «пинов» в штатном разъёме этого шлейфа. Если нет свободных дорожек, то можно найти другой подрулевой шлейф со свободными контактами (на автомобилях для американского рынка шлейф имеет больше свободных дорожек). Если нет других вариантов, то можно использовать дорожки шлейфа, отвечающие за подсветку кнопок руля. Можно использовать контакт, отвечающий за массу клаксона, переставив массу на корпус руля. Через свободный контакт будет приходить +.
На шлейфе бывают дорожки шириной 1 и 2 мм. Контакт шириной 1 мм будет пропускать ток в 1 А, контакт шириной 2 мм – 2 А. Если ток будет больше (2.5–3А), то контакты будут нагреваться, но выдержат нагрузку. Предельный ток, при котором дорожка сгорает, равен 4 А.
Если имеется нужное количество свободных дорожек, то можно использовать параллельно две дорожки, чтобы был запас.
Если у вас уже есть информация к каким контактам можно подключить обогрев, то разбирать корпус подрулевого шлейфа не обязательно. Можно сразу подключать к разъёму. Пины для подключения к улитке (можно купить в магазине радиодеталей или взять от комп. блока питания).
Нужно предварительно проверить контакты в «улитке», выдержат ли они нагрузку, подключив подогрев к аккумулятору. Проверьте при открытом корпусе подрулевого шлейфа их нагрев на ощупь или при помощи термопары.
Подключение к проводке автомобиля:
- Плюсовой контакт подогрева, идущий через подрулевой шлейф можно подключить к любому толстому проводу электрики автомобиля, от которого после включения зажигания идёт +. Подогрев руля можно подключить параллельно с любым выключателем, либо сделать отдельный выключатель. Электропитание можно взять от от штатного подогрева сидений, подогрева заднего стекла и т. д.
- Предохранитель размещается недалеко от места подключения к источнику питания. Предохранитель нужно применять не выше 3.5А (если дорожки в улитке не спаяны параллельно, то 4А – максимум для одной широкой дорожки). Подойдёт обычный предохранитель из магазина радиодеталей, так как плоского предохранителя такого номинала может не быть. Если используется несколько соединённых параллельно дорожек шлейфа, то нужно использовать предохранитель большего номинала.
- Минус подогрева можно соединить, используя свободную дорожку в улитке. Многие подключают минус к массе руля, что тоже работает. Однако, это не совсем правильно. Сопротивление между массой руля и кузова высокое и нестабильное. Использование массы от руля не желательно, так как это не надёжное соединение (соединение с кузовом реализовано через шарикоподшипники). Это может влиять на работоспособность кнопок руля при работающем подогреве и вращении руля.
- Подключение руля можно сделать через реле. Это нужно для гарантии, чтобы контакты кнопки не грелись. Подойдёт обычное автомобильное реле с колодкой.
- Выключатель можно установить где угодно, на лицевой или обратной стороне руля, на кожухе руля, на панели приборов.
- Если корпус подрулевого шлейфа (улитки) разбирался, то после сборки и перед установкой руля «улитку» нужно отцентровать. Информация по центровке находится на корпусе подрулевого шлейфа. Смысл в том, что нужно крутить шлейф до предела сначала в один край, потом крутить до конца в другом направлении, считая количество оборотов. Потом разделить это количество на 2 и прокрутить шлейф до середины.
Комплекты для установки подогрева руля
В продаже можно найти комплекты для установки подогрева руля. Они основаны на нихромовой проволоке маленького сечения, соединённых параллельно в виде ячеек и расположеных на эластичной самоклеящейся подложке.
В комплект входит:
- Нагревательный элемент 2шт по 25см
- Блок преобразователя(для снижение тока при прохождении через подрулевой шлейф, при помощи повышения напряжения)
- Пины (которые подключаются к двум пинам под «улиткой» руля автомобиля)
- Кнопка включения
- Инструкция по установке
Также в Интернете можно найти установочный комплект на основе карбоновой нити (см. фото).
Компания «Теплодом», производящая всем известные накидки на сидения с подогревом, а также встраиваемый подогрев сидений, также производит и реализует установочные комплекты для обогрева руля «Емеля УК‑Р».
Другой комплект можно приобрести на сайте студия автоинтерьера.
В комплект входит:
- нагревательный элемент толщиной 0,14 мм. И шириной 60–75 мм.
- блок повышения напряжения 12В/24В
- кнопка включение/выключения подогрева
- соединительные провода с блоком предохранителя
- инструкция по установке
Нагревательная лента достаточно эластичная, что делает её удобной для установки на обод руля без образования складок.
Подогрев руля своими руками
Многие автовладельцы в холодное время года сталкиваются с проблемой, когда садишься в автомобиль и приходится браться руками за ледяной руль. Порой даже при хорошо функционирующей системе обогрева салона руки в машине начинают мерзнуть, ведь нужно постоянно держаться за руль. В связи с этим рассмотренная ниже самоделка станет отличным дополнением, к тому же она проста, финансово не затратная и таким рулем можно оснастить абсолютно любой автомобиль.
За теплый руль зимой будет даже хотеться браться, чтобы обогреть руки, а не так, как раньше, держать его одной рукой, поочередно их меняя. Рассмотрим подробнее, как же своими руками можно сделать руль с подогревом.
Материалы и инструменты для изготовления:
— руль (можно купить недорогой новый или найти ненужный б/у);
— нагревательный элемент (провод от системы подогрева сидений или нихромовая проволока);
— ножовка и острый, крепкий нож;
— лавсановая изолента;
— маркер;
— клей (для склеивания пластмасс);
— паяльник;
— скобы или изолента для фиксации.
Процесс изготовления:
Шаг первый. Режем руль
Нужно найти старый или купить недорогой новый руль, который не жалко будет переделать. В руле нужно будет сделать с помощью ножа канавки, в них затем будет вставлять нагревательный элемент. Если намотать проволоку прямо поверх руля, это будет выглядеть не эстетично, да и руль будет иметь неприятные неровности. В связи с этим решено установить проволоку внутрь.
Чтобы правильно сделать канавки, на руль по спирали нужно обмотать проводом, а затем отметить эти места. Что касается длины провода, то она должна быть около 7-ми метров, в системе подогрева сидений используется провод именно такой длины. Если будет использоваться нихромовая проволока, то ее диаметр должен быть 0.45 мм, а длина 7 метров. Также нужно прибавить к этой длине расстояние до центра руля, то есть его радиус, это нужно для подключения нагревательного элемента.
Глубина канала должна быть такой, чтобы провод утопился в ней более чем на половину своего диаметра. Но она не должна быть такой, чтобы провод ушел в нее слишком глубоко. Легче всего резать пластмассовый руль с помощью ножовочного полотна. Нож нужен для того, чтобы начертить первоначальное место расположения канавок и срезать впоследствии заусеницы.
Теперь можно уложить провод в канавки и временно зафиксировать его при помощи небольших кусочков изоленты.
Шаг второй. Прячем проволоку и меняем внешний вид руля
Теперь, чтобы хорошо зафиксировать проволоку и скрыть ее, руль нужно хорошенько и качественно обматывать лавсановой изолентой. Для этих целей не подходит больше никакая другая пленка, так как именно лавсановая изолента способна выдерживать большую температуру, она при этом не плавится и не растягивается.
После этого руль можно обшить новым чехлом и придать ему более эстетичный вид. Если будет использоваться кожаный чехол, то его лучше всего сшивать толстыми нитками из шелка, они крепкие и рвутся реже всего.
Шаг третий. Подключаем руль к источнику питания
Теперь нужно снять старый руль. После его снятия можно обнаружить контактные кольца или ленту, скрученную улиткой. Там нужно найти два разноименных контакта, с помощью них нагревательный элемент и будет подключаться к источнику питания. В принципе, система подключения может быть разнообразной, здесь уже зависит от марки авто. Важно помнить, что руль вращается, и подключение с помощью обычного провода напрямую здесь не подойдет. Нужно подключать по той же схеме, по которой работает сигнал автомобиля или придумать подобную самостоятельно.
В обязательном порядке питающий руль провод должен иметь плавкий предохранитель на 10 А, не более. Также полезным будет установка теплового реле, его можно вытащить из комплекта подогрева сидений. Для включения подогрева руля можно сделать отдельную клавишу. Или же можно подключить подогрев руля к системе подогрева сидений.
Вот и все, теперь нужно лишь собрать полностью руль и работу можно считать законченной. Как можно заметить, доработка довольно простая, но в то же время очень нужная. Нагрузка на сеть от работы такого устройства небольшая, это порядка 30-35 Вт. Такая самоделка станет большим бонусом для любого авто. Доставка новых самоделок на почту
Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!
*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. .>Какие бывают подогревы для руля и как установить самому>..Для тех, кто хочет все знать и любит все делать своими руками..
(если не собираетесь ставить самостоятельно, читать не нужно. Просто обратитесь в установочные центры)
Типы подогревов руля, или как сделать своими руками
красуговая намотка
Самый простой способ, который приходит в голову, при изготовлении теплого руля, взять проволоку или провод и намотать вокруг обода руля.
Проволока, являясь проводником, при прохождении через нее тока, начинает греться и отдавать тепло. Но какую проволоку или провод выбрать? Вариантов материала много, но неименными остаются базовые физические параметры теплоотдачи.
12В напряжение бортовой сети автомобиля
40-50Вт это оптимальная мощность теплоотдачи, при которой рукам комфортно. Следует заметить, что при такой мощности динамика отдачи тепла следующая: примерно через 30-40 секунд холодный руль ощутимо теплеет, а к концу второй минуты выходит на температуру 45-50 градусов, которая комфортна для рук. Относительно дальнейшего перегрева можно не опасаться, так как на этой границе температур рассеиваемая мощность сравняется с потребляемой мощностью и больше вырасти не может.
Если вернуться к расчетам, то зная мощность и напряжение можно посчитать ток цепи:
I=P/U, т.е. в нашем случае
I=4A
Много это или мало? К этому вернемся позже, когда дойдем до подключения.
Но зато опять по формуле из школьных учебников можно рассчитать сопротивление цепи:
R=U/I, т.е.
R=3(Ом)
Сколько понадобится греющего провода?
Длина окружности руля около 110-120см, т.е. при шаге витка в 2см, нам понадобится 60 витков. Обхват руля, т.е. длина одного витка около 10см, т.о. в грубом приближении нам нужно 5-6 метров греющего провода.
К чему все эти физические расчеты? К тому, что бы правильно выбрать греющий провод
Вариантов несколько:
Тонкая медная проволока.
Найти ее достаточно просто и с ее помощью можно почти бесплатно сделать обогрев рулевого колеса.. Можно снять изоляцию с многожильного бытового электро провода и вытащить одну жилу или купить в магазине радиодеталей. Но, не зная точного сечения каждой нити в проводе легко прогадать в теплоотдаче. Самый простой способ проверить намотать эти же 5-6м на черенок от лопаты с шагом 2 см, подключить от аккумулятора и через 1-2 попробовать тактильно. Если греет слишком сильно, то сечение большое. В этом случае можно попробовать намотать с меньшим шагом (например 1 см) и проверить. Но нужно иметь ввиду, что длина возрастет обратно пропорционально шагу (в нашем случае будет 10-12м). Если же греет слабо, то наоборот нужно сделать шаг витка больше.
Медной проволоке можно отдать первое место по простоте и дешевизне, но не по надежности.
Первый ее главный недостаток, в том, что медь в контакте с кислородом окисляется. Многие автоэлектрики сталкивались с прогнившей проводкой в автомобиле. И это бывает не только в совсем древних автомобилях, а на машинах которым едва исполнилось 10 лет. Для кого-то 10 лет это уже древний автомобиль, но проводка там в косе и в ПВХ изоляции. А на руле одна тонкая нить (толщина медной проволоки будет несколько сотых долей миллиметра), которая даже под кожаной оплеткой будет местами контактировать с кислородом, просто потому, что натуральная кожа это дышащий материал. В общем, практика показывает, что такие рули долго не живут и более надежна нихромовая нить.
Нихромовая проволока.
И это более предпочтительный материал, т.к. он не окисляется и обладает большим удельным сопротивлением. Большее удельное сопротивление значит, что для получения нужных параметров нам нужен будет нихром большего сечения чем медная проволока, а значит и более прочный. Для получения нужных электрических характеристик понадобится нихромовая проволока сечением 0.5-1 мм2.
А дальше принцип как у меди, мотаем по ободу с нужным шагом.
Из минусов этого варианта стоит указать то, что нихром нужного сечения малым метражом найти сложнее, чем медь, и второй недостаток, это большая толщина. Дело в том, что при последующей перетяжке в кожу, проволока диаметром 1 мм будет проступать из-под кожи. Поэтому используйте этот вариант, если Вам «не до эстетики» или не забудьте сделать канавки (подробнее смотрите далее) либо используйте подложку под кожу.
Следующий вариант – достать греющий провод из нагревательного элемента подогрева сидения.
Он туда вшит обычной нитью и распоров ее, можно легко достать греющий провод и также намотать его на обод руля.
Но в этом случае мы получим провод в ПВХ изоляции толщиной 1.5-2мм, что хорошо с точки зрения надежности, но очень усложняет работу по перетяжке в кожу. Единственное решение вырезать аккуратно канавки в руле (что само по себе уже достаточно трудоемко), уложить в них греющий провод и заполнить оставшиеся неровности герметиком либо эластичной шпаклевкой. Можете выбрать этот вариант, если Вы упорный по природе и у Вас много свободного времени.
Все, что описано выше, это различные вариации круговой намотки греющего провода. Далее принципиально иные типы греющих элементов.
Второй тип подогрева рулевого колеса это подогрев на основе углеродной ленты
Вообще углеволокно и углеродная ткань это хороший современный материал, и в сочетании с эпоксидными составами из нее получаются легкие, прочные и красивые детали. Но, электротехнические характеристики углеродной ленты весьма специфичны. Первое, на что есть смысл обратить внимание это на толщину (обычно около 1мм). На самом деле с точки зрения монтажа под кожаную оплетку 1мм это очень много. Т.е. если руль был в коже, даже если машина новая эту оплетку придется выкинуть, т.к. она уже не сойдется. И мастеру по коже придется приложить большие усилия, чтобы придать правильную округлую форму рулю после монтажа таких лент.
И есть еще второй серьезный недостаток – низкое сопротивление углеволокна. В автомобиле низкое сопротивление означает высокий ток. Почему это плохо будет понятно дальше, при разборе вариантов подключения, но можно добавить, что это делает не возможным использование данного типа греющего элемента с электронными блоками подогрева руля (токовыми трансформаторами) снижающими нагрузку на подрулевой элемент (улитку). А такое снижение нагрузки необходимо в целях безопасности на 80% автомобилей.
Третий тип подогрева руля это готовые эластичные нагревательные элементы
Это готовое решение, требующее минимальных затрат сил и времени. Элементы идут на клейкой основе и натягиваются на руль, принимая его форму.
Они бывают разной ширины от 5 до 9см и обхватывают практически любую поверхность рулевого колеса. Толщина менее 100 микрон, поэтому если подогрев ставится на новый автомобиль с хорошей кожей на рулевом колесе, ее достаточно расплести и заплести после установки подогрева. Ничего не будет проступать. Руль с таким подогревом и без него внешне отличить не возможно. Комплектов таких много разных размеров, с электроникой и без и мы позже рассмотрим, зачем нужна эта электроника.
Подключение подогрева руля
Выбрать подогрев для руля это пол дела. Дальше нужно его подключить.
Часто возникают ситуации, когда автомобилист сделает серьезную работу по установке нагревательных элементов в руль, затянет кожаной оплеткой, неважно сам или с помощью портного, и потом, начав подключать, понимает, что не получается! Не те элементы поставил! Поэтому процесс подключения лучше начать именно с электрической части Вашего автомобиля. Все автомобили индивидуальны, и нужно понять, можно ли подключить обогрев руля именно на Вашем авто. Единственным препятствием этому может служить подрулевой элемент, в простонародье Улитка.
Раньше в машинах для передачи тока для клаксона ставили медные скользящие контакты, которые позволяли передать ток при любом положении руля.
На такие машины можно поставить любой тип подогрева руля, но беда в том, что таких машин почти не осталось. С девяностых годов автопроизводители стали добавлять в рули подушки безопасности, а после мультимедиа и круиз контроль, и понадобилось более безопасное и функциональное решение.
Улитка — подрулевой элемент
Улитка
Подрулевой элемент
Спиральный кабель
Гибкий шлейф
Часовая пружина
….
Все это названия основного элемента, через который производится подключение подогрева руля.
Выглядит улитка обычно так, как на фото.
Находится этот элемент непосредственно под рулем. При снятии и обратной установке улитки нельзя ее проворачивать, т.к. при установке улитке смещенной на оборот, при повороте руля лента порвется. Кроме того зачастую улитка совмещена с датчиком положения руля, и его смещение может привести к необходимости калибровки последнего.
Внутри корпуса улитки находится гибкая лента с токопроводящими дорожками. Лент может быть несколько. Часть дорожек используется для работы подушек безопасности, часть для систем мультимедиа, и часть не задействована (80% а\м). Именно эти резервные дорожки и используются для запитывания подогрева руля. Что бы подключиться к ним, используют специальные пины, которые подходят на большинство автомобилей.
Так вот, вернувшись к подключению.. нам важно, чтобы в шлейфе оказались свободные дорожки, и чем больше, тем лучше. Почему лучше много? Потому что шлейф не рассчитан на большой ток и при подаче даже нескольких ампер по одной дорожке она неминуемо начнет греться, и выйдет из строя. Поэтому есть 2 способа выйти из этой ситуации. Первый – пропустить ток сразу по нескольким дорожкам, распределив тепло по площади, либо второй способ – понизить ток с помощью электронного модуля подогрева руля.
Для одной типовой дорожки шириной около 1мм безопасным считается ток до 1А.
Таким образом, если мы хотим подать 4А, а именно такой ток мы изначально рассчитали, нужен для питания подогрева руля, нам нужно 4 дорожки на +12В и 4 дорожки на минус. На многих машинах на рулевом валу есть хорошая масса и минус можно взять с нее. В этом случае будет достаточно просто 4 свободных дорожки. Проблема в том, что они есть на 10-20% автомобилей. На других одна, две, или, бывает вообще нет. И в этом случае нужно использовать комплекты обогрева руля с электроникой.
Электронный модуль подогрева руля
Блок управления обогревом руля — зачем он нужен?
Блок управления или электронный модуль для обогрева рулевого колеса это повышающий преобразователь напряжения, задача которого снизить нагрузку на подрулевой шлейф (улитку) и защитить ее от перегрева. Дело в том, что тонкие проводники шлейфа руля греются при прохождении высокого тока (а не напряжения!). И лучший способ понизить этот ток без потери мощности это повысить напряжение, подаваемое на руль.
P=I*U
На практике, подымая напряжение с 12-14В до 33-33В, ток снижается пропорционально примерно в 2,5 раза. Это позволяет не опасаться за перегрев тонкого токопроводящего шлейфа в руле автомобиля.
Есть много разных типов таких модулей, отличаются они мощность, корпусом (металл пластик), наличием регулировки и надежностью. Вы можете самостоятельно найти подобное решение на АлиЭкспресс или в магазинах электроники. Главные критерии – это должен быть преобразователь постоянного напряжения 12-15В в более высокое 33-36В, с мощностью не менее 50Вт. Обратите внимание, что нельзя подключить такой преобразователь напряжения со стандартным (низкоомным ) нагревательным элементам – эффект будет обратным ток возрастет. Для подобных преобразователей напряжений нужны специальные нагревательные элементы с сопротивлением порядка 25-40 (Ом)
Получившаяся электрическая цепь никак не пересекается со штатной информационной шиной автомобиля и поэтому не требует никакой адаптации не зависимо от того простой автомобиль или «навороченный» в плане электроники.
Подключение к питанию должно производиться через цепь зажигания. Необходимо проверить, что питание пропадает при выключении и засыпании автомобиля. Использование предохранителя при подключении обязательно!
Для полной установки подогрева руля на Ваш автомобиль понадобятся навыки электрика и портного. Ниже можно прочитать про основные действия электрика при подключении. Перетяжка рулевого колеса в кожу это отдельная история, которая шире рамок этой статьи и мы ей пока опустим.
Весь процесс подключения подогрева руля выглядит примерно следующим образом:
— Снимается клемма с аккумулятора. В некоторых машинах их 2. Нужно понимать, что при этом могут сбиться некоторые настройки, например мультимедиа и время.
— Перед снятием руля нужно проверить, что колеса автомобиля стоят прямо. Далее, снимается крышка клаксона. Как правила по бокам или снизу в руле есть технологические отверстия. Через них откручиваются винты или шлицевой отверткой отжимаются спицы. Реже (например, на Land Rover) нужно за эти спицы потянуть (такой крючок легко изготовить, загнув конец спицы).
С обратной стороны подушки безопасности будет разъем желтого цвета, и чтобы отсоединить его от пиропатрона, нужно сначала поднять тонкой шлицевой отверткой на нем стопор. Сам айрбэг лучше отложить в сторону, патроном вниз. Если Вы отсоедините подушку безопасности, не сняв предварительно клемму аккумулятора, в память автомобиля запишется ошибка и на панели приборов появится оранжевый символ. На части машин эта ошибка может исчезнуть сама, но в большинстве случаев стирается через лаунч или автомобильный компьютер.
— Отсоединив все разъемы нужно открутить центральную гайку или болт. Иногда она закисает, и приходится приложить большое усилие. Саму гайку лучше открутить не до конца, а оставить 2-3 витка, сдернуть руль с вала и только потом открутить полностью. До снятия на стыке руля с валом на шлицах поставьте метку, чтобы при установке руль не стал криво.
— Сняв рулевое колесо, Вы увидите подрулевой элемент (улитку). Ее нельзя проворачивать.
— Далее руль передается на перетяжку с установкой подогрева.
— В машине нужно найти цепь зажигания, и через предохранитель подать питание на кнопку включения подогрева руля, далее на блок управления обогревом, если он предусмотрен, и в разъем с тыльной стороны улитки.
Если Вам хватило терпения, и Вы дочитали до этого текста, то наверняка поняли, что установить подогрев руля своими руками можно, но это процесс, требующий аккуратности, внимательности и свободного времени. Поэтому знайте, никогда не поздно обратиться в установочный центр в Москве, СПб, и других городах, где Вам выполнят подключение.
Стоимость работ варьируется от 9000 до 25000р в зависимости от города и автомобиля. При желании можно отдельно купить комплект для самостоятельной установки теплого руля. Цена на такие комплекты от 2000 до 6000р. Во все комплекты вложена инструкция. В разделе применяемость можно увидеть фотоотчет по установке на некоторые модели.
Посмотреть, на какие автомобили был установлен подогрев руля
или
Вернуться к выбору установочных комплектов
Доставка комплектов обогрева руля по России бесплатно.
Как отличить оригинальный подогрев руля от подделки
☎(812)3095073
Компания ʺАльфʺ
Санкт-Петербург, Старо-Петергофский пр.40
Пн-Пт с 8 до 19. Сб, Вс с 10 до 19
Subaru Impreza Sedan, белая ›
Бортжурнал ›
Подогрев руля. Часть 2. Нагревательный элемент
В первой части «подогрева руля» я писал, что проблема установки подогрева руля делится на две задачи:
1. Пропустить напряжение в руль.
2. Установить нагревательный элемент под оплёткой руля.
Эти две задачи взаимосвязаны: от того, какой максимальной силы ток мы сможем пропустить в руль, зависит возможная мощность устанавливаемого нагревательного элемента.
Первая задача была успешно выполнена установкой дополнительного шлейфа в подрулевой барабан, что в моей конфигурации позволяет пропустить ток к нагревательному элементу до 5 А, а это означает, что при напряжении 12,6 В максимальная мощность нагревательного элемента может быть до 60 Вт, что более чем достаточно.
Как я уже писал в первой части, типичная мощность нагревательных элементов руля обычно 20…60 Вт. При мощности ниже 25 Вт руль будет долго прогреваться. Выше 50 Вт – будет горячо. Вот на эти цифры и следует ориентироваться. В каких-то случаях проще подыскивать нагревательный элемент по его электрическому сопротивлению. Мощности в 50 Вт при напряжении 12 В соответствует сопротивление нагревателя 3 Ома. Значит, нам требуется нагревательный элемент сопротивлением 3…4 Ома.
За несколько лет я изучил различные виды нагревательных элементов. Расскажу о возможных вариантах, их достоинствах и недостатках.
1. При фразе «нагревательный элемент», первое, что приходит в голову – нихромовая проволока. Её можно намотать на обод руля и подать на неё напряжение. Но на практике оказалось всё не так просто!
Диаметр проволоки, которую удобно мотать (и не порвать) – 0,3 мм. Но при таком диаметре удельное сопротивление нихромовой проволоки довольно высокое 14 Ом/м. При напряжении 12 В, требуемый нагрев получается при длине 1…1,1 м. Не сложно посчитать (электрическая мощность равна напряжению в квадрате, делённому на сопротивление), что это соответствует мощности 10 Вт. Но это всего одна проволочка! А чтобы обмотать обод руля по всему периметру с шагом 1 см требуется почти 10 м проволоки. Сопротивление возрастёт в 10 раз, следовательно, мощность упадёт во столько же раз.
Значит, нужно увеличивать сечение (диаметр), либо соединять нескольких проволок параллельно. Чтобы получить мощность 50 Вт, нам потребуется 5 проволок длиной 1,1 м соединить параллельно Длина окружности руля 114 см, значит «намотать» отрезки длиной 1,1 м уже не получится, а укладывать их вдоль обода – крайне неудобно. Идея была отложена.
2. Раз нихромовая проволока имеет высокое удельное сопротивление, то нужно использовать проволоку из материала с более низким электрическим сопротивлением. Был испробован константан и манганин. Их сопротивление хоть и ниже нихрома, но не на столько, насколько требуется. Стальная проволока давала больше надежд, но и её электрическое сопротивление высоковато. Эксперименты привели к тому, что требуемым сопротивлением (а, следовательно, и мощностью) на длине 10 м обладает… медная проволока диаметром 0,25 мм. Мощность нагревателя получалась 60 Вт.
Медную проволоку, например, использовал Вячеслав papasl, когда делал подогрев руля в своём Forester.
Мне этот вариант не очень понравился. Когда я сравнивал нагрев нихромовой и медной проволоки при одинаковой электрической мощности, то обратил внимание, что теплоотдача у меди ниже, чем у нихрома. Вячеслав также это подтвердил. Эта идея была уже ближе к реализации, но также отложена.
3. Вместо проволоки можно использовать углеродную ленту. Неплохой выбор лент для подогрева руля есть в компании АвтоТерм. Мне была любезно предоставлена на испытания углеродная лента шириной 40 мм (две ленты по 20 мм, включенные параллельно) длиной 1,3 м.
Углеродная лента
При напряжении 12 В мощность данной ленты составила 25 Вт (сопротивление 6 Ом). Благодаря большой площади нагрева, теплоотдача у ленты получается довольно высокой, выше, чем у нихрома. В принципе, даже такой мощности уже достаточно. Поначалу мне этот вариант понравился больше всего. Если бы ни одно но…
Ленту шириной 40 мм тяжело укладывать вдоль обода руля — она образует складки. Ведь, главной проблемой установки всех нагревательных элементов на руль – является то, что они «проступают» сквозь кожу! Кожа, даже на небольших неровностях со временем начнёт протираться, и весь рельеф «отобразится снаружи».
Проволоку ещё можно «вдавить» в резиновую массу обода, и то с ней есть проблемы, а углеродная лента имеет толщину 0,6 мм, а значит, придётся все свободные от ленты промежутки на ободе руля выклеивать каким-то материалом, чтобы уровнять толщину. Токосъёмы ленты выполнены в виде металлических законцовок из никелевой фольги, что ещё увеличивает толщину. При эксплуатации они должны довольно сильно обжимать ленту, иначе в этом месте ухудшается контакт и увеличивается степень нагрева. Т.е. при монтаже нагревательного элемента его концы должны быть хорошо прижаты кожаной оплёткой, либо дополнительными средствами. Это показалось мне не технологичным. Точно такое же мнение высказал Павел BlackDarkGarage, который имеет большой опыт перетяжки рулей.
Пример установки углеродной ленты для подогрева руля можно посмотреть у kv-corona в БЖ его Toyota Corona. Я же продолжил поиски.
Как-то давно попалось мне в сети видео про установку подогрева руля:
В основе нагревательного элемента используется всё та же нихромовая проволока, правда, очень маленького сечения, поэтому таких проволочек включено 16 штук в параллель и длина их всего 50 см. Проволочки тонкие, и не проступают сквозь кожаную оплётку руля. Они закреплены на основу из самоклеящейся ленты, что удерживает их в фиксированном положении во время монтажа. Сама лента эластичная, при монтаже она тянется и позволяет наклеить её практически без складок. По сути, это вариант №1, но с устранёнными недостатками.
Производит это чудо питерская контора без имени (шифруются), представленная сайтом ПодогревРуля.рф. На странице «Установочные комплекты» я выбрал «Стандарт 4/4», созвонился с ними, перевёл деньги и через неделю получил заказ по почте.
В комплект входят две ленты шириной 40 мм и длиной 50 см. Каждая лента рассчитана на 12 В, поэтому включаться они должны параллельно. Суммарный потребляемый ток нагревательных элементов составил примерно 3 А при напряжении 12,6 В, что соответствует мощности почти 40 Вт. (Как я писал в первой части «подогрева руля», при высоком токе, на подрулевом шлейфе довольно большое падение напряжения – около 1,5 В. Не нужно тешить себя мыслями, что нагревательный элемент будет запитываться от 13,8…14,2 В.)
Нагревательный элемент
Также в коробке имелся разъём для подключения нагревательных элементов к шлейфу, предохранитель в держателе, и выключатель со световой индикацией.
В процессе установки нагревательного элемента я решил обтянуть руль новой кожей. Старая, хоть и не имеет потёртостей (за 6,5 лет эксплуатации), но вся пропиталась потом, так, что руки к ней летом неприятно прилипают. Попытки промыть её были, но хватает ненадолго. Поэтому я обратился к Павлу BlackDarkGarage, как к человеку опытному в этих делах. А на время работ мне любезно предоставил точно такой же руль Вячеслав papasl, за что ему огромное спасибо!
Со слов Павла, при установке нагревательного элемента возникли трудности: Если ленту не сильно натягивать – то образуются складки, а если сильно тянуть, то она рвётся. Нужно приноровиться. В итоге, со второго раза всё получилось! Паша отметил, что из известных ему вариантов, установка этого нагревательного элемента наиболее технологичная – самая быстрая по времени, но требующая определённого умения.
В процессе… Не всё сразу получилось так, как нужно
Что касается обтяжки кожей, то Павел выполнил все мои пожелания: я попросил полностью сохранить заводской дизайн, включая шов ёлочкой. Поставщиком кожи выступил TimoXa. Работа выполнена на отлично, кожа мне нравится! За что ему огромное спасибо! Приятно и то, что мы с Павлом имели возможность пообщаться в живую, хотя живём в разных Городах.
Вся проводка к тому времени уже была выполнена. Питание взял от цепи IGN2, от которой питается штатный подогрев сидений, заднего стекла и т.п. В цепь установлен предохранитель 5 А, что соответствует максимально допустимому току через шлейф.
Выключатель подогрева руля
Выключатель я установил на пустующем месте выключения системы VDC – у меня её нет. Замена руля много времени не заняла. Все провода к нагревательным элементам спаял прямо в салоне машины, используя 12 В паяльник, и подсоединил разъёмы.
Проводка внутри руля
Замеры показали следующее:
– напряжение на шлейфе без нагрузки 14,2 В
– напряжение под нагрузкой 12,7 В
– ток нагревательного элемента 2,9 А
Это соответствует мощности 37 Вт.
Нынешняя зима не позволила полноценно провести испытания. Самая низкая температура утром была –6°C. После включения подогрева, примерно через минуту появляется едва заметное потепление обода руля. Ещё через минуту руль становится явно тёплым. Через 5 минут после включения руль становится таким приятным, что его не хочется выпускать из рук! Максимальная температура (45…50°C) достигается на 8-й минуте, и дальше температура не растёт, поэтому от установки термостата я отказался. Практика показала, что достаточно включать подогрев на время не больше чем на 10 минут.
Тёпленький!
Нагревательные элементы расположены так, что охватывают практически весь периметр рулевого колеса. Не прогретой остаётся только нижняя часть на ширину нижней спицы руля. Стыковка нагревательных элементов в верхней части получилась столь узкой, что нащупать её практически невозможно.
Единственное, что мне не понравилось – это выключатель, который прислали вместе с установочным комплектом. В рекламе на сайте он был изображён с соответствующей пиктограммой, а пришёл просто чёрный пластик, Китай.
Фото с сайта подогревруля.рф
В качестве индикатора включения в нём используется обычная миниатюрная лампа накаливания, поэтому после 10 минут работы об него можно обжечь палец! В будущем я заменю лампочку светодиодом или установлю другой выключатель.
Топ 5 бюджетных машин с подогревом руля
Хэтчбек Hyundai Solaris в отличие от пятидверки Kia Rio завод под Питером уже не выпускает. Его место занял кроссовер Creta. До этого автомобиля мы еще дойдем в нашем обзоре. А пока взглянем на седаны. Формально, Rio самый дешевый, поскольку стоит копейка в копейку с хэтчбеком. Комплектация аналогична. Так что обсудим Solaris. Тем более что рестайлинговая версия, получившая подогрев руля, вышла на рынок раньше Kia.
Solaris с теплым рулем — это мотор 1,6 (123 л. с.) и механика. Но не все так просто. Исполнение Comfort за 694 900 руб. не предлагает в базе этой опции. Ее здесь можно заказать в зимнем пакете, общая стоимость которого (включая обогрев лобового стекла и кожаный руль) — 21 400 руб. Таким образом, минимальная цена Solaris с подогревом руля составит 716 300 рублей.
Если же искать версию, в которой теплый руль будет уже в базе, то придется заплатить 736 400 руб. — за машину с мотором 1.4 и механикой в исполнении Elegance. То есть он дороже седана Kia Rio с подогревом руля на 76 500 руб. Существенно! Правда, у Solaris будут также задние дисковые тормоза, ручки и зеркала в цвет кузова, подлокотник, регулировка колонки по вылету, задние датчики парковки, электропакет, климат, шесть динамиков вместо четырех, мультируль, коммуникация по Bluetooth, центральный замок и полноразмерная запаска.
Lada 21099 ›
Logbook ›
Подогрев руля своими руками на девятое, десятое, самары семейства (часть 1)
Подогрев руля:Вторая часть (обшивка + контактные площадки)
Наступила зима, стало холодно, заняться не чем, скучно. Случайно услышал про какую-то машину новую, там есть подогрев руля. Думаю тоже надо сделать себе. В интернете нашел несколько статей, посмотрел, обдумал, прикинул что надо купить, сделать, найти. И вот пришел к такому результату.
Было несколько попыток и проб, чтобы сделать РЕАЛЬНО работающий руль.
1 попытка: На руль сначала наматывалась стеклоткань, потом по окружности руля крепилась нихромовая нить, потом снова слой стеклоткани. Все хорошо, но оплетка не налазила на эту всю конструкцию. Поэтому последовала попытка №2.
2 попытка: По окружности руля, в разрез (примерно 6-7 мм) помещалась нихромовая нить. 2 отрезка.
Проблема была в следующем. Мало того, что сопротивление нити, было около 5 Ом, руль прогревался ОЧЕНЬ долго. Минут через 40 был еле теплым. Дак, когда руль нагрелся, теплота чувствовалась только в тех местах, в которых нить лежала. Решил переделать.
3 попытка. В руль добавил нихромовую нить толщиной около 0,5 мм. Канавки пришлось делать другие, т.к. те были глубокие. Теперь канавки сделал около 2 мм. Резал обычным канцелярским резаком. Все собрал, запустил. ВЕЩЬ! Сопротивление около 2,3 Ом. Разогревается в течении 5 минут до хорошего теплого состояния, за которое приятно держаться если только поехал. Ездил с ним так около недели. Все прекрасно, КРОМЕ того, что снова греет только там, где нить. Но спустя 20-25 минут, руль прогревался полностью, и даже специально ездил в перчатках кожаных, чтобы не было так горячо. Выключатель не предусмотрел. Ну все, с сопротивлением определился. Надо теперь накрутить на руль равномерно, кольцами, чтобы прогрев был равномерный.
4 попытка: (Не удачный вариант, надо переделать. Воспользуйтесь рекомендациями. У меня сопротивление 3,2 Ом, а надо 2,2 Ом. Смотреть 5-ю попытку через месяц, в конце февраля) Вроде бы все понятно, что и как делать, принялся делать все идеально. Проколы были, должен предусмотреть все и вся. Взял проволоку 0,3-0,35 мм (Сопротивление на 1 метр составило около 11 Ом). Накрутил на руль, все так же резал канцелярским ножом). Витки проволоки накрутил через каждые 2 см. И там где у руля спица, сделал небольшую змейку, так как там постоянно держусь руками. Заранее разметил метки, по которым буду делать небольшие надрезы, чтобы нихром держался, и не сместился, когда буду зашивать оплетку.
И начал укладывать нихром.
Общее сопротивление провода стало 42 Ом. Надо сделать несколько перемычек как на рисунке:
Все концы провода и нихрома соединил. Замерил сопротивление. Сопротивление оказалось 3,2 Ом. Ну думаю хватит. Все залил герметиком.
Накинул оплетку (в одном из магазинов купил последнюю, кожаную, стоило около 300 руб).
И начал шить.
Рекомендации, которые хочу дать полученные из моего опыта:
1). Сопротивление руля (нихрома, уже с перемычками и тд) не должно превышать 2,8 Ом. Желательно, чтобы сопротивление было чуть выше 2 Ом (2,0-2,3 Ом). Если больше, руль будет нагреваться долго (у самого получилось 3 Ом, руль хорошо прогрелся только спустя 30 минут. Через 10 минут был еле теплым), если меньше, быстро нагреется, и будет обжигать руки.
2). Нихром стоит размещать витками, но никак не по длине окружности руля.
3). Не делайте глубоких канавок, для того чтобы закрепить нихром. Долго будет прогреваться.
4). Общая длина нихрома получилась 4,5 метра. По расчетам надо было бы 5,2 метра.
Назначение функции подогрева
Функция обогрева руля, сидений и даже дворников была разработана и внедрена относительно недавно. За относительно короткое время ею начали пользоваться автолюбители во всём мире. Большинство из них с одобрением восприняли то, что позволило сделать поездки на машине более комфортными.
Поначалу подогрев руля устанавливался исключительно на моделях премиум-класса. Сейчас подобная функция есть и в более доступных автомобилях, но только в относительно новых. В том случае, если транспортному средству много лет, или когда речь идет о дешёвом варианте, оснастить его обогревом руля можно такими способами:
- отправиться на СТО и установить его там;
- приобрести в готовом виде и поставить;
- сделать обогрев самостоятельно.
Особенно актуально будет сделать обогрев руля своими руками для старых машин советского производства. Подобный тюнинг станет для них выгодным новшеством. Для работы потребуется купить некоторые детали. Экономить не нужно, ведь именно от них зависит то, насколько надёжно будет работать устройство.
По своей конструкции устройство представляет собой несколько нагревательных элементов.
Для того, чтобы можно было контролировать степень нагревания, а также отключить устройство, когда температура достигнет возможного предела, используется реле. Конструкция обогрева не так сложна, как может показаться на первый взгляд. Если приложить усилия, её можно без труда собрать самостоятельно, не обращаясь к специалисту.
Особенности монтажа
Для работы в домашних условиях лучше всего взять специальные нагревательные элементы, которые используются в механизмах подогрева автомобильных сидений. В магазинах можно приобрести такой набор, как «Емеля Горыныч». Он хорош тем, что оснащён качественным термореле. Благодаря ему подогрев будет отключаться автоматически, когда достигнет той или иной температуры.
Для изготовления самодельного подогрева руля, кроме самих реле и нагревательных элементов, нужны следующие инструменты и материалы:
- фломастер;
- нож и эпоксидный клей;
- двусторонний скотч и изолента;
- герметик;
- контакт выключения устройства, два кольца из меди;
- кожаный чехол для руля (его при желании тоже можно сшить самому);
- паяльник.
Чтобы начать процесс монтажа, рулевое колесо нужно снять. После этого в первую очередь ставятся нагревательные элементы.
Процесс представляет собой последовательность действий:
- С помощью маркера нужно отметить места установки нагревателей. При этом шаг может быть разным. Допустимое расстояние между бороздками — от 20 до 30 мм.
- После разметки колеса необходимо ножом проделать углубления для нагревательных элементов. Вместо острого лезвия можно использовать для этого специальную бормашину с насадками.
- Провода можно зафиксировать, а можно оставить как есть. В итоге они закроются чехлом.
Специалисты советуют ставить нагревательные элементы на клей, а участки поворотов и изгибов крепить с помощью изоленты. Её можно убрать, когда клей высохнет. Как только он затвердеет, борозды с нагревательными элементами потребуется наполнить герметиком. Благодаря этому под кожаным чехлом канавки совершенно не будут ощущаться. Затем борозды шпаклюют, а поверхность колеса выравнивают ножом.
Правила подключения механизма
После того, как на руль были установлены нагревательные элементы, можно подключать устройство к питанию. Вариантов подключения существует несколько:
- посредством прикуриватель;
- через специально выделенную для этой цели проводку;
- с помощью неиспользованных проводов.
Наиболее практичный и безопасный вариант обустройства питания — подключение через проводку по выделенной линии от аккумулятора. Алгоритм действий такой:
- нужно взять два медных кольца, которые имеют толщину порядка 1,5 мм, и подготовить кнопку включения;
- кольца необходимо присоединить к плюсу и минусу электрической проводки машины;
- кнопку выключения устройства следует поставить в кожух рулевой колонки, размещённой внизу — так будет эстетичнее и удобнее;
- на левой накладке нужно сделать вырез для установки кнопки посредством специального трафарета;
- затем провода необходимо припаять к кольцам, после чего сквозь предохранитель и реле соединить с аккумулятором;
- медные кольца следует прикрепить на провод двухсторонним скотчем, а затем залить их эпоксидным клеем;
- один провод должен быть плюсовым, минус же может быть использован от рулевого вала;
- контакт для выключения должен располагаться напротив колец в руле, для этого нужно проделать специальное отверстие;
- необходимо всё тщательно изолировать, чтобы избежать нежелательных контактов;
- внизу следует установить тонкую пластинку в качестве пружины, чтобы кнопка выключения постоянно прижималась к кольцам: одним концом пружина упрётся в руль, вторым — будет давить на контакт.
Процесс нагревания при таком подключении произойдёт довольно быстро и равномерно. Руль будет заметно тёплым уже через несколько минут.
Рекомендации по выбору чехлов
Систему проводов лучше всего закрыть с помощью кожаного чехла. Его можно приобрести в готовом виде, но в этом случае нужно тщательно подбирать размер. При этом обязательно следует учитывать то, что под влиянием толщины изоляции и элемента подогрева рулевое колесо будет увеличено. Изделие из кожи рекомендуется заранее распарить либо же смягчить материал посредством обработки в спирте. Благодаря таким мероприятиям кожа растянется и отлично сядет на колесо. Подобный чехол можно также сшить своими руками, но для этого надо обладать хотя бы минимальными швейными навыками.
Обогрев для руля — вещь, полезная не только для автомобиля, но и для мотоцикла. Особенно, если человеку нужно ездить в холодное время года. На голову можно надеть шапку и шлем, а тело утеплить курткой, но согреть руки сложнее — крутить руль или управлять мотоциклом в рукавицах неудобно, а без них руки замёрзнут.
Подогрев руля — это хорошее приспособление, повышающее комфорт управления транспортным средством. Однако у него есть несколько недостатков, которые можно и исправить. Если ручки с обогревом просто обмотать изолентой, они будут выглядеть не очень привлекательно. Это можно легко замаскировать с помощью красивого чехла. Другой минус — более существенный: подогрев весьма затратен в отношении потребления энергии. Можно установить лампу ночного света с меньшей мощностью.
Выводы
На первый взгляд может показаться, что обогрев для руля — это не очень важная деталь автомобиля. Однако большинство автолюбителей отмечают, что благодаря такой опции им стало гораздо приятнее проводить время в дороге за рулём.
Лада Приора Седан PSIX ›
Бортжурнал ›
РУЛЬ+КОЖА+ПОДОГРЕВ — своими руками!
Выкладываю подробное описание как сделать подогрев руля и обшить кожей руль своими руками! Но кому не нужен подогрев, можно просто обшить кожей!
И так начнем:
1. Делаем эскиз! Берем пищевую пленку и отрезаем кусок рулона примерно сантиметров 5-ть!
Обтягиваем руль пищевой пленкой в тех местах в которых будет кожа! Предварительно снимаем подушку безопасности! И сверху пленки обклеиваем скотчем! На получившемся чехле из пленки и скотча рисуем места разреза и разрезаем ножом по этим местам! Вот и готовы эскизы, выравниваем и переносим их на картон, но убираем по пять миллиметров на каждом из четырех получившихся эскизов в длину (там где куски будут сшиваться между собой), а в ширину наоборот добавляем по пять миллиметров!
2. Теперь вырезаем все это дело из кожи ( в моём случае из кож.зама. так как кожу не нашел) и сшиваем между собой!
3. Приступаем к подогреву! Подогрев я стырил, с китайского подогрева сидений (сломанного), отремонтировал его и равномерно с умеренным натяжением намотал на руль! Теперь стала проблема как его подключить. Разбираем руль, и видим что сигнал и подушка безопасности подключены при помощи ленты скрученной в спираль, которая находится в пластмассовом корпусе! разбираем его и с облегчением вздыхаем! На ленте 6 дорожек, а для подушки и сигнала нужны только 4, значит две свободные (автовазовцы как знали:))! Вот мы их и используем. Припаиваем к этим контактам провода и собираем все обратно.
Ставим на машину и подсоединяем через реле и предохранитель. Кнопку на включение я решил сделать прям на руле (точнее под рулем, по центру).
4. Теперь можно продолжить с кожей! Подогрев я обмотал еще пару слоями пищевой пленки, для того что бы не попадала влага и не смещалось равномерное расположение проволоки! Натягиваем получившийся чехол на руль и просматриваем все ли на своих местах, если нет по подрезаем где надо. Как говорится 7 раз отмерь один раз отрежь! К стати чехол получился значительно меньше чем руль, но так и должно быть. Натягиваем не боимся кожа имеет свойства растяжения! Когда все будет подогнано, прошиваем на машинке по краю весь чехол (но это надо только в том случае если вы выбрали шов как у меня).
5. Теперь самое кропотливое! Чехол стянуть на местах стыков одним из существующих швов. Вот некоторые из них (я выбрал sport).
P.S. Кожа эластичная так что некоторые погрешности можно дотянуть. Нитки рекомендую прочные, я брал шелковые но и они иногда рвались, надо потолще, и лучше конечно использовать настоящую кожу! Получившимся результатом очень доволен, когда на улице -15, садишься в машину и пока она прогревается то за одну, две минуты руль становится теплым. Прогревается до 40-50 градусов! Очень удобно когда руки замерзли греть их об руль, а не прислонять к соплам печки! и в течении всего пути приятно за него держатся и отпускать не хочется!
Руль получился волнами из-за проволоки, я сперва хотел от этого избавится но когда попробовал, то так еще удобнее! Но если хотите ровный руль, то можно пустоты между проволокой заклеить тканевой изоляцией!
Ну вроде все! Если что упустил, спрашивайте!