Путешествие на оке

На «Оке» — к Черному морю

Туляк Владимир Белов решил съездить в Геленджик на автомобиле «Ока» и сегодня делится своими впечатлениями с читателями «Слободы».

1425 км, или 16,5 часа — и мы в Геленджике, на берегу Черного моря!

ЭКСТРЕМАЛЫ
«В следующий раз на море поедем только на машине!» Так решила наша семья еще в прошлом году, когда мы двое суток возвращались на поезде из Сочи. Этим летом пунктом назначения был выбран курорт Геленджик, а средством передвижения — 8-месячный автомобиль «Ока». Знакомые крутили пальцем у виска и называли нас экстремалами — типа, кто же отправляется за полторы тысячи километров на «унитазе»? А мы проехали почти 3 тысячи и ни о чем не пожалели. Наша «Ока» шпарила 100-130 км/час, бензина кушала мало и внимание гаишников не привлекала — ни на одном посту нас не остановили, в отличие от иномарок.
Когда едешь в южном направлении, на твоих глазах за один день кардинально меняются пейзажи и ассортимент товаров придорожных торговцев. В Липецкой области это мягкие игрушки и телевизоры, в Воронежской — медовуха, а Ростов и Краснодар — это мед, орехи и фрукты.
Самый, пожалуй, сложный участок пути — это горы. По дороге в Геленджик нет таких серпантинов, как на пути в Сочи, но повороты здесь все равно резкие, спуски крутые, да еще и дорогу ремонтируют на каждом шагу — двум машинам не разъехаться. Зато можно посмотреть пасеки, где ульи раскрашены в разные цвета и мед тоже продается разноцветный — каштановый, липовый, цветочный.
НЕ ПРОЛЕТЕТЬ С ЖИЛЬЕМ
Не доезжая до города, мы остановились у одной из палаток с вывеской «Бюро по размещению отдыхающих». Хотя нам и не советовали прибегать к услугам таких контор — дескать, жилье находят непонятно какое и цены накручивают. Но мы в эту контору явились подготовленными — с картой города. Вопреки опасениям, первый же вариант устроил нас полностью — комната в мини-гостинице с телевизором и кондиционером в номере, в трех кварталах от моря, за 200 рублей с человека в сутки.
Кстати, о карте. В Интернете можно найти карту практически любого курортного города, и лучше это сделать, собираясь на незнакомый курорт — с ней легче сориентироваться, где искать жилье. А если вы едете через турфирму, сможете еще в Туле реально, а не по словам менеджера, оценить, как далеко предлагаемая квартира или гостиница находится от пляжа, рынка, центра города.
НА ГОРЫ — ПО КАНАТУ
Центральные пляжи в Геленджике песчаные насыпные. Большинство из них бесплатные и при этом чистые. А еще здесь много пляжей от пансионатов — вот они-то галечные, то есть море более чистое.
Одна из главных фишек Геленджика — канатная дорога, которая поднимает желающих на вершину горы, где с высоты 600 метров всю бухту видно как на ладони. Сейчас в Геленджике 2 канатные дороги. «Сафари-парк» понравится семьям с детьми: внизу работает мини-зоопарк, а наверху есть смотровая площадка, кафешка и полянка со столиками, где можно устроить пикник самостоятельно. Эта канатная дорога работает только днем, а вот вторая — «Олимп» — еще и ночью, и развлечений здесь побольше: ресторан, боулинг, дискотека. К канатным дорогам ходят бесплатные маршрутки, а подъем стоит от 270 до 350 руб.

В Геленджике работают 3 аквапарка, самый крупный — «Золотая бухта». Удовольствие не дешевое: 550-750 руб. стоит взрослый билет, от 350 руб. — детский. Самые дорогие билеты — с утра, с 13.30 цена падает. Но побывать здесь стоит, потому что аттракционы — просто улет! Горки «Камикадзе» высотой 50 метров, огромная чаша, в которой тебя болтает по кругу, отвесные стены, по которым летишь на круге-рафте… Есть и спокойные развлечения: бассейны с гидромассажем, «речка» с течением, куча детских горок.
На каждом углу здесь продаются «Вина Кубани» — те же, что и у нас. Местные утверждают, что напитки эти порошковые, и сове-туют съездить за натуральными винами на винзавод, который расположен в 35 минутах езды от центра (авт. №3, 5). Съездили — вина и правда гораздо лучше, продаются как в розлив, так и в фирменных бутылках.
…В Геленджике мы отдыхали 2 недели. И еще один день добирались домой. Думаю, что в июле еще раз смотаюсь к морю на машине — на выходные, например…
ЧТО ПОЧЕМ
2684 руб. — стоимость бензина в обе стороны (164 литра). То есть проезд на юг 1 пассажира обошелся в 447 рублей. В среднем расход бензина составил 6 литров на 100 км.
3 раза по 100 рублей пришлось отдать гаишникам за превышение скорости. Можно сэкономить, если правила соблюдать…
850 руб. — катушка зажигания, коммутатор, бензонасос — детали, которые в «Оке», вероятнее всего, могут «полететь» в дальней дороге, а поменять их можно самостоятельно. Не пригодились.
CОВЕТЫ АВТОПУТЕШЕСТВЕННИКАМ
Выезжать лучше днем, в районе обеда, тогда большую часть пути вы проделаете вечером и ночью, когда трасса меньше загружена. И в незнакомый город приедете утром или днем — ночью найти жилье, которое вас устроит, не так-то просто.
В Воронежской области есть участок платной дороги протяженностью 50 км, по 2-3 полосы в каждом направлении, отличное покрытие, ночью многие участки освещены. А главное, она позволяет сэкономить время, потому что старая бесплатная дорога делает приличный крюк через город Задонск. Стоимость проезда по платной магистрали для легковушек — 10 рублей.
Заправляться лучше вблизи крупных городов — здесь бензин достаточно хорошего качества. Опасайтесь заправок, где бензин заметно дешевле — например, по 15 руб. за литр 92-го.
Больше 15 часов за рулем — нелегкое испытание. По дороге мы видели несколько машин, водители которых <сломались> и уснули… Лучше остановиться на 3-4 часа в придорожной гостинице (от 80 руб. с человека), причем сделать это до наступления полной темноты — иначе потом половины вывесок не увидите и место для ночлега найдете не скоро.

Записала
Нина БОЧАРОВА.

«На край света»: отец и сын из Томска на «Оке» проехали 14 стран.

Отец и сын на «Оке» меньше чем за месяц проехали 14 стран, больше 100 городов Европы и потратили всего 120 тысяч рублей. Дмитрий Вергейчик из Томска рассказал о том, как у него появилась авантюрная идея, и насколько сложно было ее осуществить. (Все фото из личного архива).

1. Дмитрий вместе с отцом исполнил давнюю мечту.

«Что? Ты серьезно? Это абсолютно нереально!» – повторяли приятели 25-летнего бизнесмена Дмитрия, узнав, в какое путешествие он собирается отправиться. «А я, наоборот, пытался поделиться со всеми, чтобы не отступить. Ведь если сказано, то сделано, – говорит Вергейчик-младший. – Как появилась идея? Лет пять назад, когда был студентом. С друзьями планировали отдых в Европе. Хотели купить билеты, на месте арендовать автомобиль и кататься по разным странам. Пришли к мысли, что удобнее ехать на машине сразу из Томска. Посчитали расходы, получилось не дешевле, чем на самолете. Основная затрата – бензин – легко сокращается, если взять малолитражку. Я предложил: «Давайте на «Оке»?» Посмеялись, но мысль понравилась. Однако реализовать ее так и не получилось».

ГЛАВНОЕ – НАЧАТЬ.

2. Французский город Бордо смог по-настоящему удивить путешественников.

Дима отслужил в армии, вернулся и понял: все-таки хочет покорить Европу на машине. Пыл товарищей уже остыл. Тогда решил ехать один. Первый шаг и главный фундамент задуманного – покупка «Оки». По объявлению нашел подходящий автомобиль в городе Бийске, в 700 км от Томска.

«Далековато, но вариант был идеальный: хозяин – ветеран, год выпуска – 2005-й, однако сохранена даже заводская упаковка на сиденьях, руле, – делится парень. – Самое страшное – грязь: дедуля ездил по пыльной дороге. Цена вопроса – 100 тысяч рублей».

3. На заднем стекле наклейка с точным маршрутом.

С дорогой домой машина справилась на «отлично», но все равно почти месяц проходила обкатку. «Я абсолютно спокойно пересел из внедорожника в малолитражку – добирался на работу, в магазин по выходным. Стал замечать, как папа начал подсаживаться… Потом говорит: мол, смотри, сын, нам вдвоем не тесно, комфортно… Понял его намек и испытал истинное счастье! Плюс ко всему вдвоем безопаснее и веселее». Отец и сын планировали добраться до Дюссельдорфа: туда в командировку должна была лететь Катя, супруга Димы.

«Она была не в курсе планов, хотел сделать сюрприз, – продолжает путешественник. – Сели составлять маршрут в онлайн-картах и поняли – близко Германия. Какая самая удаленная точка? Порту в Португалии. Туда и решили отправиться. Мама до последнего не верила, но поняла – не отступлю. Было видно, как переживает, нервничает, хотя старается не показывать этого. Не отговаривала, только поддерживала… Жена быстро догадалась, так что сюрприза не получилось, просто договорились встретиться и отдохнуть вместе несколько дней».

ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ.

4. В Испании искупались на побережье, а потом заехали в Барселону.

19 июля Александр и Дмитрий отправились в путь. «Пробовали в Интернете посмотреть правила пересечения границ. Но выскочило столько предостережений! Поняли, что если начнем изучать, то погрузимся в рутину и с места не тронемся. Наша философия с отцом – берем и делаем, а по ходу разберемся. Никаких проблем не возникло. Границу между Россией и Белоруссией вообще не заметил, рулил в ожидании, а когда увидел Минск, понял: все, уже давно пересекли. Нас пугали следующим проездом в Польшу – могли не пропустить из-за экологического класса машины. Ребята в форме, конечно, удивились, поинтересовались: «Уверены? Вернетесь?» Отец ответил: «До скорого!» Рулили посменно, в среднем преодолевали по 1000 километров в сутки.

«Короткие расстояния между городами, много интересного, глаз радовался – усталость даже не чувствовалась. Единственное, была жуткая жара, градусов сорок… Как-то разогнались на трассе, я вытащил руку из окна в надежде почувствовать холодок, но было ощущение, что на меня направили фен. Я обалдел. Из-за этого старались ехать в утренние часы и ближе к ночи. А днем останавливались в каком-нибудь городе, гуляли. Оба знаем лишь минимальный набор слов на английском. В магазинах, ресторанах пытались как-то объясняться, но в ответ часто слышали: «Не мучайтесь, мы говорим по-русски».

5. Лариса переживала, но во всем поддержала сына и мужа.

Путешественники вели бортовой журнал, куда записывали все расходы, итоговая сумма составила около 120 тыс. рублей. «Основная часть затрат – бензин, порядка 40 тысяч, на втором месте – еда, много потратили на кофе. На третьем – платные дороги, их много в Европе, можно проехать всего 10 минут и отдать 20 евро. Мы довольно обеспеченные люди, ни в чем себе не отказывали, не было задачи сэкономить, как и потратить». В Дюссельдорфе жили в гостинице. А в основном ночевали в машине.

«Так удобнее: могли остановиться, где и когда хотим. Обычно это были кемпинги рядом с заправочными комплексами. Там все необходимое в шаговой доступности: супермаркет, кафе, туалеты, душевые, парк для прогулок, тренажеры – можно размяться утром. Выбирали место в теньке, занавешивали лобовое, боковые стекла, откидывали сиденья – и кровать готова. Если честно, в любом авто неудобно, даже в дорогущей иномарке. Но сверхдискомфорта не испытывал: мог спать на спине, на боку на почти ровной поверхности с вытянутыми ногами. Так же и отец».

За все время «Ока» подвела только один раз – по пути из Ниццы в Монако. «Ошиблись с маршрутом, навигатор повел через гору, машине было тяжело, двигались аккуратно со скоростью 10 км в час, – вспоминает Дима. – Остановились на передышку, после только тронулись, как тут же заглохли. Долго не получалось завестись, думали – все, двигатель сломался, придется машину оставить и обратно. Но разобрались: оказалось, в замке зажигания окислились контакты. Исправили – и дальше в путь». На все путешествие ушло три недели. Путь домой оказался сложнее, потому что из комфортных условий пришлось вернуться к трудностям с дорогами, сервисом. При въезде в Томск отец и сын купили цветы своим дорогим женщинам и вечером отметили возвращение. «После пришлось быстро входить в рабочий ритм. Следующие выходные я в буквальном смысле проспал – вставал, ел и снова отключался. «Оку» помыли и «законсервировали» – оставили на память, она как реликвия, которая останется в нашей семье навсегда. Может, когда-то я со своим ребенком захочу поехать в какую-то страну или другую часть мира. Это очень крутой опыт!»