Стабилизация автомобиля

ESP — система поддержания динамической стабильности

Преодолевать снос и занос автомобиля можно не только рулем и педалью газа, но и с помощью торможения. Последнее возможно, если автомобиль оснащен особым устройством системой поддержания динамической стабильности, самое распространенное обозначение которой ESP (от английского Electronic Stability Program).
Если перед машины сносит наружу поворота, эта система «подворачивает» автомобиль вокруг вертикальной оси внутрь поворота, притормаживая «внутреннее» заднее колесо и создавая, таким образом, дополнительный момент вращения. А при заносе заднего моста притормаживается «внешнее» переднее колесо тогда возникнет момент противовращения.
Можно сказать, что система ESP появилась на свет в результате «апгрейда» (от английского Upgrade «модернизация»). Все начиналось с ABS системы, предотвращающей блокировку колес при нажатии на педаль тормоза и, таким образом, позволяющей водителю сохранять контроль над управляемостью машины при торможении.
Потом к АБС добавилась антипробуксовочная система (имеющая, например, фирменное обозначение ASR на автомобилях Mercedes- Benz у других производителей она может называться по-другому). Ее задача помочь водителю в любых дорожных условиях добиваться максимально эффективного разгона и избегать сноса на переднеприводном автомобиле или заноса на «классике». Для этого исполнительный механизм АБС «научили» не только растормаживать колеса, но и, наоборот, притормаживать два ведущих колеса, а блок управления антипробуксовочной системы связали с «мозгами» двигателя ? чтобы при пробуксовке «придушивать» мотор и убирать избыток тяги с ведущих колес.
Таким образом, на «плечи» электроники была возложена весьма ответственная задача: помогать водителю управлять продольной динамикой автомобиля в случаях, требующих точного обращения и с педалью тормоза, и с педалью акселератора.
Из комбинации АБС+ASR впоследствии и была создана такая система, которая способна страховать водителя в поворотах, в случае возникновения сноса или заноса система ESP. Исполнительный механизм систем АБС и ASR здесь модернизирован так, что он может подтормаживать каждое из колес отдельно, а не только ведущие колеса вместе. Кроме того, были добавлены еще три датчика. Один из них устанавливается на рулевой колонке и сообщает системе, куда и с какой скоростью водитель вращает рулевое колесо. Два других отслеживают уровень боковых ускорений и угол поворота автомобиля относительно вертикальной оси, образуют «вестибулярный аппарат» системы. Зная скорость автомобиля и угол поворота руля, электроника постоянно вычисляет, какими должны быть показания «вестибулярного аппарата» при движении колес без скольжения.
Предположим, «вестибулярный аппарат» вдруг начинает фиксировать падение уровня поперечного ускорения и угловой скорости поворота автомобиля вокруг вертикальной оси они меньше, чем вычисленные. Значит, начался снос: машина скользит передком наружу поворота. Система моментально реагирует, подавая команду сбросить газ и подтормозить «внутреннее» заднее колесо.
А если при движении по кривой показания датчика угла поворота автомобиля вокруг вертикальной оси резко нарастают, значит, машину заносит она начинает вращаться. Тогда ESP подтормаживает «наружное» переднее колесо, создавая момент противовращения до тех пор, пока занос не будет ликвидирован.
Другие названия системы: CST, DSC, DSTS, MASC, MSP, PSM, VDC, VSA, VSC

Suzuki Grand Vitara 2.4 А/Т ›
Logbook ›
Обслужите систему стабилизации, не заводится авто…приехали мля…

Не приятная ситуевина хочу я вам сказать… Пост для тех у кого это может произойти в любом месте и любой точке пути…
С утра нужно было смататься с матушкой по делам, садимся в авто, завожу и тут на пару секунда загорается надпись -«обслужите ESP»… да ну, с хрена ли?! по грязи не катал, по лужам тоже, я ступечный чуть воет, но еще не мог повлеять на датчик на столько чтобы вызвать такую ошибку…
Ну думаю хрен с ней, сослался на то что простояла на ручнике около 12 часов(что бред конечно), до этого проблем не было.Поскольку на табло ошибка погасла и машина таки завелась, ничего не мешало начать путь.

Покатались, сделали пру остановок по пару часов, опять ошибка…Да че ж те неймется, думаю?!Ну ок, поехали забирать отца с работы, забрали, решили заехать на рынок за рыбой, они ушли я в машине тусуюсь.
30 мин ожидания в не заведенном авто, но ключ в положении 1, т.е. салонная электроника работает, на тот момент: кондей, регик и музыка. Как только мои пришли, пытаюсь завести авто, перевожу ключ в последнее положение, на приборке «проверка системы»…шкалы 0 эмоций — уже насторожило, поворачиваю ключ стартер 0 эмоций, на экране опять «Обслужите ESP»… ДА НУ НА! ВОТ ЭТООО НОМЕР!
Сколько б не пытался завестись по нулям, отец сразу выдвинул предположение по аккуму, что меня немного смутило, но а больше то нечему. вот только почему не было характерных щелчков при повороте ключа?!Странно…

Гадать времени нет, ехать то надо… Побежал на работу, благо пара остановок на трамвае, урвал аккум за недорого и побег обратно.
Заменили, завели…и все опять как прежде, ну че тут скажешь, конечно мож и сам дурак, но беспричинная смерть батареи это как то странновато, в +25 по Цельсию то. В оправдание батарейки могу сказать, что она еще была родной, да да, т.е. этому чуду японской инженерии 6 лет.

Так что ребят, если будет такая радость на экране, то проверьте ваш аккум, возможно ему поплохело. А в целом ошибка стабилизации это наверное, то что «любит» мозг в этой машине больше всего, возникает при:
— загрязненных колесах
— смене тормозной жидкости, без отключения АКБ
— малом пусковом токе
— неисправности ABS и ее датчиков и контактов

21.3 Электронная система стабилизации курсовой устойчивости (ESP)

Рис. 15–1. Расположение на автомобиле элементов антиблокировочной системы тормозов и электронной системы стабилизации (ABS/ ESP): 1 – гидравлический насос; 2 – датчик давления в тормозной системе; 3 – реле насоса J105 для системы Bosch 5.3; 4 – электромагнитное реле клапана J106 для системы Bosch 5.3; 5 – гидравлический блок N55 с блоком управления J104; 6 – блок управления J104 для системы Bosch 5.0; 7 – датчик уровня тормозной жидкости – F34; 8 – ротор переднего правого датчика ABS; 9 – передний правый датчик ABS – G45; 10 – блок управления J104 (с ESP); 11 – датчик угла поворота G85 (с ESP); 12 – выключатель для систем TCS/ ESP-E132; 13 – датчик угла поворота G85; 14 – выключатель контрольной лампы состояния стояночного тормоза F9; 15 – ротор заднего правого датчика ABS; 16 – задний правый датчик ABS – G44; 17 – задний левый датчик ABS – G46; 18 – ротор заднего левого датчика ABS; 19 – боковой датчик ускорения G200; 20 – датчик состояния G202; 21 – реле насоса J105 для системы Bosch 5.3; 22 – электромагнитное реле J106 для системы Bosch 5.3; 23 – контрольная лампа K118; 24 – контрольная лампа ABS – K47; 25 – контрольная лампа состояния стояночного тормоза – K14; 26 – контрольная лампочка TCS/ ESP – K86; 27 – выключатель стоп-сигнала F; 28 – ротор переднего левого датчика ABS; 29 – передний левый датчик ABS – G47

Зачем отключают стабилизацию?

У них есть масса названий: ESP, DSC, ASC, VSC… Они производятся разными компаниями и имеют разное программное обеспечение, различаются функциями, возможностями и поколениями. Но обычному автолюбителю о них надо знать лишь одно – если на автомобиле есть электроника, которая контролирует курсовую или динамическую стабильность движения, ее лучше просто так не отключать. В подавляющем большинстве дорожных ситуаций программы стабилизации вмешиваются по делу и очень эффективны.

Рассчитаны системы, как правило, на водителей с небольшим опытом. В опасных ситуациях человек не всегда сохраняет самообладание для быстрых и правильных действий, а порой и вовсе паникует, почувствовав снос или занос, и совершает ровно то, чего не надо. Вот тогда электроника и помогает избежать неминуемой беды, сбавляя подаваемую от двигателя тягу и притормаживая отдельные колеса так, чтобы автомобиль не начал закручиваться вокруг вертикальной оси и по возможности следовал правильной траектории.

Ключевое слово – «по возможности». Даже самая продвинутая ESP не может преодолеть законов физики. Если, например, дорога слишком скользкая, а водитель сильно просчитался со скоростью, то программа в лучшем случае уменьшит последствия ошибки, а шансов удержаться на дороге особо не добавит.

На бездорожье стандартные дорожные алгоритмы работы стабилизации могут подбросить и вовсе неприятный сюрприз. Типичный случай – глубокая зыбкая колея в грязи. Такой участок можно пройти только под тягой, с пробуксовкой колес, невзирая на то, как машина мечется в стороны. Но бдительная электроника может ошибочно распознать аварийную ситуацию, ограничить тягу мотора и тем самым «засадить» автомобиль в самом неподходящем месте.

Чтобы избежать подобных конфузов, придумана заветная кнопка деактивации ESP. На многих автомобилях она имеет две ступени срабатывания. При однократном нажатии на клавишу с пиктограммой программы на приборной панели зажигается желтая иконка с зигзагообразными колеями. Отключается только та часть, которая отвечает за коррекцию тяги. С педали газа спадают «оковы», и программа разрешит пробуксовки, продолжая следить за поведением автомобиля в поворотах. Если развивается занос, она все равно вмешается. Этот алгоритм может быть полезен на гоночном треке для спортивного вождения. Для обычных уличных условий режим небезопасен.

При втором нажатии на кнопку электроника может отключаться полностью (у некоторых систем тот же режим ESP Off активируется длительным нажатием). Вот он как раз и может пригодиться для кратковременных поездок по бездорожью.

Вообще отключение ESP это всегда риск. К счастью, прогресс не стоит на месте, и производители стараются развивать умные системы стабилизации, которые не надо отключать вовсе. У современных кроссоверов они уже дополняются «поведенческими» программами движения для различных условий и покрытий – например, для травы и грязи, гравия или крупных камней, песка или снега. А самые продвинутые внедорожники уже и сами подбирают наилучший алгоритм под бездорожье, не требуя от водителя вообще никаких предварительных действий.

Так же и на мощных легковых автомобилях и спорткарах. Продвинутая электроника следит не только за динамикой и курсом движения, а еще анализирует манеру вождения человека и подстраивается под его стиль управления, помогая «затянуть» автомобиль в поворот, выйти из виража на грани пробуксовки с легким заносом и т. д. И чем дороже автомобиль, тем быстрее забываешь, где расположена кнопка деактивации ESP.

Визы в Испанию

2. Ксерокопии всех страниц заграничного паспорта, в том числе и пустые, СТРОГО на листе формата А4 по 4 страницы с одной стороны, 4 с другой (т. е. 4 разворота на 1 листе).
3. Ксерокопии всех страниц внутреннего паспорта, в том числе и пустые, СТРОГО на листе формата А4 по 4 страницы с одной стороны, 4 с другой (т. е. 4 разворота на 1 листе).
4. Две цветные фотографии (подписанные) Требования к фотографиям
5. Данные для заполнения анкеты.
6. Оригинальная анкета, подписанная в четырех местах:
— Пункт №37
— В первом поле (после текста), расположенном под п. 37
— Во втором поле (после текста)
— На втором листе в конце анкеты в специально отведенном для этого поле
— за несовершеннолетних детей анкету подписывают один из родителей (или опекун, наделенных соответствующими правами).
7. Справка с места работы (оригинал) на фирменном бланке с печатью, подписанная руководителем компании с указанием: дата выдачи, адрес компании, рабочий телефон, должность, размер заработной платы.
Для частных (индивидуальных) предпринимателей — необходима копия лицензии на частную предпринимательскую деятельность.
В случае, когда туристы работают в одной компании и являются руководителями, справка подписывается третьим лицом, обладающим правом подписи.
Для учащихся:
Оригинал справки с места учебы или копия студенческого билета, справка о спонсорстве и справка с места работы спонсора поездки.
Для пенсионеров:
Копия пенсионного удостоверения, справка о спонсорстве, справка с места работы спонсора поездки.
Для детей до 18-ти лет:
Ксерокопия свидетельства о рождении, 2 цветных фотографии на белом фоне, отдельно заполненная анкета.
Для детей, отправляющихся в поездку без родителей (или одного родителя), требуется ксерокопия нотариально заверенного согласия от обоих родителей (или одного родителя).
Дети в возрасте 14-ти лет должны иметь свой отдельный заграничный паспорт.
Для неработающих:
Заявление в печатном виде от лица, оплачивающего поездку, с подтверждением платежеспособности (справка с работы).
8. Экономические гарантии: выписка с основного банковского счета или выписка с кредитной карты с остатком из расчета €90/день (минимум 58 440 р. * на поездку за человека) Непредставление этих документов является основанием для отказа в визе.
9. Полис медицинского страхования на все виды помощи, со страховым покрытием 2 164 434 р. *, выписанный на весь срок пребывания. (В случае если полис приобретался самостоятельно)
10. Бронь авиабилетов в оба конца. (В случае если авиабилеты приобретались самостоятельно) .