Вездеход по снегу

Зима уже совсем близко. А вместе с приходом холодной поры года внедорожные трассы превратятся в снежные равнины. Тем не менее, это не повод загонять свой внедорожник в гараж.

Езда по снегу может принести не меньше удовольствия, чем оффроудные покатушки. Правда, для этого стоит знать некоторые особенности, которыми мы с вами поделимся.

Начнем с резины. Для езды по снегу, все таки, лучше всего подходят зимние покрышки. Так что не слушайте знатоков, которые утверждают что лучше поставить грязевые или универсальные шины. Чудес не бывает. Зимние шины обеспечивают наилучшее сцепление со снегом благодаря мелким ламелям. А наилучшим вариантом станет зимняя резина с шипами.

Теперь перейдем к главной ошибке всех новичков. Во время езды по утрамбованному снегу или льду машина может стать неуправляемой. Наверняка всем водителям знакома ситуация когда скользишь на автомобиле по гололеду, поворачиваешь руль, а машина все равно движется прямо. Что же делать. Конечно же, большинство водителей инстинктивно нажимают на тормоз и, соответственно, улетают в сугроб.

Как же нужно поступать в таком случае? Во-первых, не выворачивать руль. Угол должен быть небольшим. Во-вторых, использовать тормоза по минимуму. И таким вот путем «заправить» вашу машину в поворот.

Из этого делаем вывод, что на дорогах, даже на прямых, стоит ездить медленно. Это поможет избежать неприятностей.

Идем дальше. Не секрет, что снег не является грунтом, это замерзшая вода. Так что по снегу можно ездить только на санях, лыжах, гусеницах или шинах сверхнизкого давления. Обычные колеса сначала закапываются в снег, добираются до твердой основы и только тогда обеспечивают движение.

Делаем вывод. Для езды по снегу лучше всего подходят узкие шины с агрессивным протектором. Давление в шинах должно быть таким же, как и для асфальта.

Как преодолевать сугроб? Очень просто – ходом. Для этого предварительно нужно разогнаться. Еще один важный момент: обязательно убедитесь, что под сугробом нет какого-нибудь бетонного покрытия, железяк и т. п. Во время движения нужно работать рулем вправо-влево на четверть оборота. Таким образом вы будете расталкивать снег и прорезать себе колею.

Если машина застряла, ни в коем случае не нужно буксовать и газовать. Включаем заднюю передачу, откатываемся по своей колее, затем немного проезжаем вперед. И таким путем выбираемся из ловушки.

Для особых случаев в вашем арсенале должна быть лопата. Если автомобиль безнадежно застрял в снегу, берем эту самую лопату и копаем.

Итак, сделаем выводы:

  1. Используйте зимнюю резину, лучше шипованную;
  2. Во время движения по льду не делайте резких движений рулем и используйте тормоза по минимуму;
  3. Для езды по снегу лучше использовать узкие шины с высоким давлением;
  4. Перед преодолением сугроба необходимо убедиться в отсутствии твердых препятствий под ним;
  5. Во время езды по заснеженному полю работайте рулем вправо-влево. Если машина застряла, не буксуйте, а сдавайте назад;
  6. Лопата – ваш верный спутник.

Самые крутые вездеходы страны — все и в одном месте

169 км/ч по бездорожью?! Легко. Если это БАГГИ FunCruiser2000 SuperSport-R. На самый быстрый вездеход России и другую технику для активного отдыха можно было посмотреть в Экспоцентре на Красной Пресне, где прошли выставки «Вездеходер» и «Мотозима».

Посмотреть действительно было на что. От штучных самодельных вездеходов до мелкосерийной техники.

К примеру, на стенде компании «Пелец» был представлен гусеничный вездеход-амфибия «Пелец Мини» уже успевший стать популярным, а также новинки 2019 года мотобуксировщик «Аляска» и снегоболотоход «Пелец Транспортер».

Московский завод «Сапфир» презентовал вездеход Terranica Dreamtrack с двухлитровым турбодизельным двигателем и автоматической коробкой передач. Кроме водителя в вездеходе могут следовать еще пять пассажиров. К тому же он снабжен системой отопления, которая, несмотря на тентованный верх позволяет даже при температуре окружающей среды до —50°C, поддерживать в салоне комфортную температуру.

Мотобуксировщик «Аляска» с 15-сильным двигателем и грузоподъемностью более 400 кг.

Вездеход Terranica Dreamtrack

Вездеход Terranica Dreamtrack

Вездеход Terranica Dreamtrack

Завод ЗИД показал специальное транспортное средство снегоболотоход «Бархан», который можно было проверить в действии на уличной площадке — он оснащен сверхнадежным 200-кубовым двигателем с жидкостным охлаждением, который помогает разгоняться до 40 км/ч, а также мототрансформер МТР-2 «Вьюга», предназначенный для передвижения по акватории замерзших рек и водоемов, по снегу в лесу или протоптанным снежным путям со скоростью до 25 км/ч.

Снегоболотоход «Бархан»

Снегоболотоход «Бархан»

Мототрансформер МТР-2 «Вьюга»

Огромный интерес вызвал вездеход AG 20 от Алексея Гарагашьяна. В новом вездеходе большое внимание было уделено комфорту пассажиров, ведь вместимость машины составляет до 11 человек, включая спальные места.

Вездеход AG 20 от Алексея Гарагашьяна

Конечно, не обошлось без снегоходов от компаний Stels, Polaris, BRP, Yamaha и других известных производителей. Кроме того, фестиваль скорости «Байкальская миля» показал самый быстрый автовездеход России БАГГИ FunCruiser2000 SuperSport-R, который установил рекорд скорости на льду 169,16 км/ч.

Самый быстрый автовездеход России БАГГИ FunCruiser2000 SuperSport-R

Выставка «Вездеходер» состоялась впервые и сумела передать атмосферу тех путешествий и экспедиций, в которых сплетаются смелость людей и мощь техники. Ведь именно благодаря таким людям, техника достигает своих предельных показателей. Если дух приключений и путешествий вам знаком, приходите на выставки «Вездеходер» и «Мотозима» в 2020 году!

Ока 4х4

Вездеход «Болотоход» с силовым агрегатом ВАЗ-11113, раздаточной коробкой Suzuki Samurai и мостами от УАЗ 469. Топливный бак вмещает 40 л. Запас хода по бездорожью — 80 км. Максимальная скорость — 45 км/ч.

Вездеход «ДИФ»

700-сильный Jeep Wrangler JK «Вандал».

Вездеход — четырехколесное транспортное средство, предназначенное для передвижения по бездорожью. Внутри этого класса спецтехники тоже обрисовались флагманы.

Самый маленький вездеход — Baggy

Самый маленький вездеход, Baggy, появился в 50-х годах прошлого века в результате народного творчества американцев. Созданный на базе «жука» VV, этот самый маленький вездеход на пневматиках получил от прототипа шасси, двигатель и название: «Baggy» — уменьшительное от английского «Bug», жук.

Позже популярность этого самого маленького вездехода в мире вдохновила итальянского производителя Autozodiaco на создание серийного Baggy.

Отличительные черты:

  • большие колеса с широкими шинами;
  • заднее расположение двигателя;
  • открытое шасси или минимальное количество кузовных панелей.
  • идеален для передвижения по пляжу и песчаным дюнам.

В XXI веке Baggy присутствует в линейке Can-Am, Polaris, Suzuki, Arctic Cat и ряда других производителей самых маленьких вездеходов, видео новых Baggy появляются в сети чуть ли не каждый месяц.

Таблица 1 — Технические характеристики Baggy, компании Suzuki

Двигатель suzuki
Мощность, л.с. 135
Объём двигателя, м. куб 1000
Блокировка заднего дифференциала есть
Дисковые тормоза передние/задние
Гидравлический ручник есть

Узнать подробнее, какой самый большой внедорожник в мире, самый мощный и самый быстрый.

Характеристики самосвала Tatra 815 .

Самый большой вездеход — Heavy Mover

Самым большим, но не самым мощным вездеходом в мире декларируется Heavy Mover, немецкой компании Paul Nutzfahrzeuge. Это агрессивный грузовой автомобиль для перевозки сверхтяжелых грузов в условиях бездорожья. Автомобиль с колесной базой 6х6 был выпущен спустя 6 месяцев после показа в 2012 году. Вездеход рассчитан на эксплуатацию в районах России и Ближнего Востока, где нужна повышенная проходимость. Специально откалиброванный силовой агрегат способен запустится даже при -40°C.

Таблица 2 — Технические характеристики Heavy Mover

Двигатель дизельный OM 502 LA
Мощность, л.с. 571 — 609
Вес, т 27
Максимальная груженная масса, т 220
Крутящий момент, Нм 2400-3000
Ширина, м 3.5
Длинна, м 12.3

Самый лучший вездеход-амфибия — Scamander

Самый лучший вездеход-амфибия — фантастический Scamander, созданный британской компанией TVR на базе 3-литрового двигателя Ford Duratec V6. Автомобиль разработал Питер Уиллер, бывший глава спортивной марки TVR. Это была его мечта, создать современный вездеход-амфибию, над которой он работал два десятка лет. Но к сожалению, по причине смерти он так и не увидел конечный результат. Работу завершила его жена вместе с инженерами компании. И наконец автомобиль совершил свой первый тестовый заезд.

Таблица 3 — Технические характеристики Scamander

Двигатель шестицилиндровый
Макс. мощность, л.с. 300
Вес, кг 1100
Разгон до 100 км/час,с 8
Макс скорость, км/час до 200
Макс скорость по воде, км/час 11
Диски, дюйм 21

Самый лучший грузовой вездеход — Mercedes Unimog

Самый лучший грузовой вездеход за последние 10 лет — среднетоннажник Mercedes Unimog, точнее вариации одного. Первый автомобиль появился в 1951 году и с тех пор выпускался бесперебойно. Объединяют поколения Unimog полный привод, сверхвысокий клиренс, гибкая рама.

Таблица 4 — Технические характеристики Mercedes Unimog

Двигатель 4-тактный дизельный с непосредственным впрыском, турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха
Рабочий объем, см.куб. 4,800
Макс. мощность, кВт (л.с.) 160 (218)
Максимальная скорость, км/ч 655
Макс. крутящий момент, Нм 810
Допустимая полная масса, т 7,5
Шины 425/75 R 20

БелАЗ 75710 с грузоподъемностью 450 тонн: технические характеристики, размеры, цена, фото.

А знаете ли вы, какой самый быстрый грузовик в мире?

Самые большие машины-монстры .

Самый мощный вездеход — Polaris RZR XP 1000 EPS

Polaris — самый мощный вездеход в классе мототехники. При своем весе разогнать мотовездеход по бездорожью удалось до 80 км/ч за 5,5 сек.

Сфера применения — ралли, мотоспорт и покатухи по бездорожью, функциональной нагрузки RZR XP 1000 EPS не несет.

Таблица 5 — Технические характеристики Polaris RZR XP 1000 EPS

Двигатель 4-тактный двухцилиндровый
Рабочий объем, см.куб. 999
Макс. мощность, л.с. 107
Передние / Задние тормоза Гидравлические, дисковые, передний и задний суппорты c двойными пружинами
Стояночный тормоз Парковочная передача
Сухой вес, кг 620.9
Объем топливного бака, л 36
Передние/задние шины 29 x 9-14 (11-14); Maxxis Bighorn

Грузовые, пассажирские, спортивные и прочие самые мощные вездеходы остаются популярными, а количество освоенных человеком территорий сокращается. Уже сложно придумать объективные новинки в этом классе, но производители продолжают создание самого лучшего вездехода в мире, и каждый раз в этом преуспевают.

Автоблоги

Хмурое зимнее утро сугробы, а нам надо ехать, ну… например, к другу на дачу. Спокойно! Мы попробуем вам помочь.

Но для начала обратите внимание на «обувь». Разумеется, резина должна быть зимней. Конкретные модели покрышек советовать не будем, но следует понимать, что от правильного выбора резины зависит 30 — 40% успешного исхода всего мероприятия.

Итак, вы добрались первого глубоко сугроба. Главным отличием снега от слабых грунтов является то, что снег, не в пример песку и заболоченной почве — он скользкий всегда. Зимой все наши огрехи в управлении выходят наружу. В это время года к вождению нужно относиться особенно аккуратно, и тогда машина не преподнесет вам «подарок» в виде непредсказуемого поведения. Некоторым владельцам полно-проводников зима приносит разочарование. Совершенно неожиданно оказывается, что полноприводный автомобиль требует больших навыков, чем его «однополые» собратья.
При движении по снегу создается большое сопротивление качению колес, и автомобиль быстро теряет скорость. Задача водителя выбрать такую передачу и режим работы двигателя, чтобы компенсировать это сопротивление, не допуская пробуксовки. К сожалению, мы не можем дать точных рекомендаций по выбору скорости движения в глубоком снегу. Слишком от многих факторов это зависит: от резины, в которую «обут» ваш автомобиль, толщины снежного покрова, температуры воздуха, дорожного просвета, возраста снега и даже от того, какими слоями этот снег залегает (после оттепели был мороз, потом выпал снег, и под свежим наметом скрыта ледяная корка). В каждом конкретном случае водитель должен сам выбирать скорость движения и передачу, согласно жизненному опыту или путем экспериментов (если обстановка не позволяет экспериментировать, совет один — скорость минимальная, но постоянная). Рассмотрим отдельные элементы снежного «плавания».
Трогание с места

Движение желательно начинать в положении — «передние колеса прямо». Если есть блокировки — включите их. При большой глубине и плотности снежного покрова перейдите на пониженную раздатку (конечно, если она имеется) и задействуйте как можно более высокую передачу, на которой только способен «вытянуть» двигатель, — это позволит избежать пробуксовки колес из-за неточного управления педалью газа. Перед тем как тронуться, проследите, чтобы задние колеса двигались по колее передних — это обеспечит минимальное сопротивление качению. Трогаитесь, аккуратно работая педалью акселератора, и, постепенно набирая скорость, переключайте передачи, стараясь не терять равномерности разгона. Ускорение прекращается по достижении скорости, позволяющей двигаться без пробуксовки и боковых смещений. Уже после нескольких попыток вы скорее всего сможете нащупать оптимальный режим.
Движение по снегу
При возникновении ощущений буксования или «подсаживания» (проваливания) автомобиля выжмите сцепление и, не пользуясь тормозами, аккуратно остановитесь. Сдайте назад и, двигаясь по проделанной колее, повторяйте попытки до тех пор, пока не станет возможным перемещение с устойчивой скоростью или же пока вы не доберетесь до дороги. В любом случае цикличное движение гораздо продуктивнее и быстрее, чем многочасовые откалывания машины. В случае если ваш путь пролегает не по дороге, помните о сюрпризах, которые могут быть спрятаны под снежным покровом. И уж лучше проверить ногами, чем заниматься ремонтом, а то и эвакуацией машины в тяжелых условиях.
Повороты
В снежной целине самое оптимальное придерживаться тактики больших дуг, в этом случае у задних колес будет больше возможности следовать по пути передних.
Остановка и движение автомобиля на заснеженном склоне
Чтобы не возникало проблем, старайтесь останавливаться на ровной поверхности или в положении «под уклон». Сильно заснеженные подъемы лучше проходить «ходом», а если снега немного — двигайтесь внатяг на максимально высокой передаче. Спуск намного опаснее и коварнее подъема, на спуске начинает «вредить» масса автомобиля, поднимая скорость и «помогая» своим действием законам физики. Неказистая с виду кочка на спуске может оказаться неким роковым фактором. Скорость на заснеженном спуске -самая минимальная, а выбор необходимой передачи надо завершить еще до начала спуска.
Хотелось бы также отметить, что на сегодняшний день существует огромное число вариантов полного привода, и поведение машины с постоянным полным приводом и межосевым дифференциалом отличается от поведения машин с жестко подключаемым мостом. Дополнительную путаницу вносят и получившие в последнее время широкое распространение вязкостные муфты, электронное блокирование и прочее, прочее… Помните, что сегодня мы говорили лишь о базовых принципах движения по снежной целине. Но у каждой конкретной марки есть свои специфические особенности, которые необходимо учитывать…

Своими советами поделилось издание 4WD-shop.

>7 самых безумных средств для передвижения по снегу

Самый надежный и проверенный способ способ передвигаться по снегу – это снегоход.

Некоторые люди решили пойти дальше и предложили свои безумные машины для зимней езды. Мы отобрали семь лучших экземпляров, о существовании которых ты вряд ли догадывался.

Skibob

© Helmut Plohberger

Автор проекта: Stalmach/Brenter
Тип: велосипед с лыжами
Мощность: мускульная сила человека
Цена: от 1200 евро
Наш рейтинг крутизны: 7 из 10

По сути, это велосипед с лыжами вместо колес. Сейчас он настолько популярен, что существует даже Чемпионат мира по скибобу. Концепция этого транспортного средства была разработана еще в далеком 1949-м, но на мировой рынок скибоб попал около 10 лет назад. Для поворотов райдер использует две короткие лыжки, закрепленные на ботинках.

Ripsaw EV2

© Howe & Howe

Автор проекта: Howe&Howe Technologies
Тип: танк
Мощность: 600 л.с.
Цена: от 270 000 евро
Наш рейтинг крутизны: 10 из 10

Изначально эта махина была спроектирована для военных как быстрый танк с высокой проходимостью. Позже Ripsaw EV2 стал доступен каждому, кто готов расстаться с крупной суммой денег. Почти четырехтонную машину приводит в движение 6,6-литровый дизельный двигатель. Ripsaw EV2 способен брать подъемы с углом наклона 75°, его максимальная скорость – 104 км/ч вне зависимости от покрытия.

TH!NK Frost

Автор проекта: Андерс Глосли
Тип: гусеничный концепт
Мощность: неизвестна
Цена: неизвестная
Наш рейтинг крутизны: 10 из 10

TH!NK Frost спроектирован студентом для одной из норвежских электромобильных компаний. Его кузов напоминает покрывшийся трещинами ледник, треугольные гусеницы заменяют колеса. Крутящий момент от электродвигателя передается на все четыре оси. Застрять в снегах на таком авто нереально, разве что сядет батарея.

Mountain Horse

© Timbersled.com

Автор проекта: Timbersled
Тип: мотоцикл на гусеницах
Мощность: зависит от модели мотоцикла
Цена: от 4850 евро (стоимость кита)
Наш рейтинг крутизны: 8 из 10

Этот кит (лыжа спереди, гусеничный привод сзади) превращает обычный мотоцикл в снежный, позволяя райдерам мчаться по склонам со скоростью до 100 км/ч. Таким байком гораздо легче маневрировать, чем снегоходом. За пять лет продаж компания Timbersled нашла тысячи поклонников и даже создала новый вид спорта.

Snowbird 6

© icechallenger.com

Автор проекта: Стив Брукс и Грэм Стэдфорд
Тип: винтоприводная машина Архимеда
Мощность: неизвестна
Цена: неизвестна
Наш рейтинг крутизны: 6 из 10

Винтоприводные машины были впервые разработаны в 1960-х русским Космическим агентством для доставки в цивилизацию космонавтов в случае их приземления в снегах Сибири. Конкретно Snowbird 6 создали для пересечения Берингово моря. Во время этого путешествия, которое состоялось в 2002 году, ему предстояло плавать в воде, карабкаться по айсбергам и ехать по снегу. И все это при средней температуре в -40 ºC.

Snow Crawler

© Michal Bonikowski

Автор проекта: Михал Бониковски, Mindsailors
Тип: снегоход
Мощность: неизвестна
Цена: неизвестна
Наш рейтинг крутизны: 10 из 10

Snow Crawler – это эволюция снегоходов. У него есть кабина, электрический двигатель, а сам аппарат выглядит так, будто на нем должен передвигаться Джеймс Бонд. Пока это всего лишь концепт, но он просто обязан появиться в серийном производстве.

Snow Glider

© Roman Subar

Автор проекта: Вацлав Захрадка
Тип: аэросани
Мощность: зависит от размеров винта
Цена: от 8000 евро
Наш рейтинг крутизны: 7 из 10

Машина сконструирована отцом и сыном Захрадками. Несмотря на свой незамысловатый вид, Snow Glider может развивать скорость до 120 км/ч. Разработчики пытаются внедрить свои аэросани в скиджоринг – зимний спорт, в котором лыжник едет за тянущим его собаками, конем либо чем-то моторизированным вроде снегохода.

>Лучшие средства передвижения по снегу

ТОП-10 лучших автотранспортных средств для зимы.

Во многих странах мира с приходом зимы осложняется дорожная обстановка предшествующая, как все уже догадались, с выпадением осадков в виде снега. Многие из автомобилистов не любят это время года, так как это напрямую связано, и с заснеженными дорогами, и с повышенным расходом топлива и естественно с гололедом. Некоторые из автомобилистов с наступлением зимы полностью отказываются на этот период времени эксплуатировать свои автомашины. Но большинство из водителей в зимнее время по-прежнему продолжают эксплуатировать свои автомашины испытывая при этом различные трудности и неудобства, и постоянно стараются бороться с заснеженными и обледенелыми дорогами. В этой ситуации в более-выигрышном положении находятся владельцы машин внедорожников и полноприводных автокроссоверов. Но все равно эти автотранспортные средства не идеальны для передвижения на них по снегу. В мире существует много других различных автосредств для передвижения по заснеженной дороге или вообще по снегу. Уважаемые читатели, наше интернет издание отобрало (выбрало) для Вас самые лучшие виды автотранспортных средств, которые отлично подходят для передвижения по заснеженным дорогам и легко с ними справляются.

10) Такер Sno-Cat.

Это своего рода можно сказать, специальный автомобиль, который предназначен для передвижения по снегу. Этот вид автотранспортного средства отлично подходит для передвижения на нем по заснеженным склонам гор (например, на горнолыжных курортах), или оно станет незаменимым помощником при экспедиции в зимний период в горы,

где обычные простые автомобили на обычной своей резине (шинах) не смогут просто проехать. Этот вид автотранспортного средства спокойно сможет довезти вас туда, куда вам только угодно.

9) Tatra Aeroluge.

Во время второй мировой войны по заказу Немецкой (германской) армии автомобиль марки Татра T87 был модернизирован для передвижения на нем по снегу. Вместо простых колес на машину были установлены лыжи, а в задней его части появился настоящий пропеллер.

8) Упряжка собак Хаски.

Если упряжка собак породы Хаски способна пройти в зимнее время от края до края всю Аляску, то ни каких проблем у них не возникнет (для упряжки), чтоб сделать это и в любом месте земного шара, где бушует свирепая и суровая зима. Это самый очаровательный и удивительно красивый способ «победить» снежные заносы. Самый надежный вид зимнего транспорта существующий сегодня в мире.

7) RaptorTRAX.

Любому автомобилю внедорожнику 4х4, если ему заменить колеса (шины) на гусеничные ленты для снега, свободно удастся передвигаться по заснеженным дорогам или полям. Особенно легко это сможет сделать модифицированный автомобиль внедорожник F-150 Raptor. Так кто сказал, что заснеженные дороги и суровые зимы плохое время года?

6) Terra Bus.

Эти автобусы повышенной проходимости используются в Антарктиде для перевозки людей из аэропорта на полярные базы. Вы сами друзья понимаете, что подобная техника не только должна выдерживать сверхнизкие температуры, но она должна еще быть готова противостоять снежным бурям и сильному ветру.

И все это благодаря своей конструкции и огромным колесам диаметр которых составляет 1,87 метра.

5) Volvo BV202.

BV 202 готов практически покорять на своем пути любые снежные препятствия. Это происходит за счет его специальной конструкции которую придумали инженеры компании «Volvо». Такая техника просто не заменима для экспедиций и для передвижения на ней по дорогам крайнего севера. Механическая коробка передач и полный привод у такого автотранспортного средства в самую трудную минуту не подведут. Примечательно следующее, что задняя часть машины может быть модифицирована (переобразована) в кузов с открытым верхом, чтобы превратиться из «ездока» в плавательное судно.

4) Вездеход — корабль Arktos.

Этот вездеход — корабль Arktos способен выполнять в экстремальных погодных условиях различные задачи. Например, он может тушить пожары лии эвакуировать транспортные средства и в пустыне Сахара, и на северном полюсе Антарктиды. Так что, если от Вас поблизости есть подобный эвакуатор, то можете уже не бояться и не пережевать за то, что застрянете где-нибудь в непроходимом непролазном месте и вам некому будет помочь. Эта техника сможет пробраться (подъехать) или приплыть куда угодно в любых погодных условиях.

3) Lockheed LC-130.

Одним словом это не самолет а какая-то «ракета», которая не только сверх мощна, но и способна еще прилететь на крыльях туда, куда не сможет попасть и добраться по земле не одно в мире автотранспортное средство. Благодаря особой конструкции шасси, этот самолет может садиться и взлетать с земли полностью занесённой снегом.

2) Винтовые самоходные транспортные средства.

наверняка подобные транспортные средства Вам видеть еще не приходилось. Даже на Крайнем Севере подобная техника довольная редкость, хотя сама конструкция машины позволяет ей (трактору) передвигаться по любым дорогам и в любых погодных условиях. Даже в том случае, если зимние заносы на дорогах выше 2 — 3 метров, эта винтовая машина способна медленно и уверенно прокладывать нужный путь через эти страшные снежные заносы.

Самые необычные вездеходы

В связи с такой национальной особенностью конструкторам приходилось творчески подходить к проектированию техники. Особенно наглядно это показывает советская эпоха, где главными творцами были специальные конструкторские бюро ЗиЛа, НАМИ и МАЗа.

ЗиЛ-Э167: все болота по колено

В 1961 году СКБ ЗиЛа «капнул» заказ от Московского городского Совнархоза. «Верхи» требовали создать уникальный по своей проходимости снегоболотоход, пригодный для активной эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Было и еще одно принципиальное требование – обязательное наличие шести колес.
Около года дело не двигалось с мертвой точки – сказывалась большая загруженность конструкторского бюро. Но затем, буквально за пару месяцев, зиловцы состряпали опытный образец и выгнали его на испытания.
Получился девятиметровый снегоболотоход, а дорожный просвет составлял 750 миллиметров. Аппарат весил 12 тонн и мог таскать на себе еще порядка пяти. А кузов, выполненный из стеклопластика, вмешал в себя 18 человек.
Приводили в движение эту махину пара бензиновых мотора V8, выдававшие по 180 «лошадок» каждый. Компанию им составляли также две трехступенчатые автоматические коробки передач. Мощности хватало, чтобы разогнать ЗиЛ-Э167 до 75 км/ч. Вот только аппетит у «проходимца» был нездоровый – свыше 100 литров на сотню километров пути.
Все многочисленные испытания шестиколесный монстр выдержал успешно, не уступая в проходимости даже гусеничным конкурентам. Но дальше одного экземпляра дело так и не пошло. Почему так произошло, неизвестно.
А первый и последний ЗиЛ-Э167 сейчас «прописан» в подмосковной Черноголовке, являясь экспонатом Военно-технического музея.

ЗиЛ-4904: землеруб-гигант

«Проходимцы» с шнекороторными движителями известны еще с конца 60-х годов 19-го века. В нашей стране такую «землерубку» запатентовали в 1900 году. Вообще, шнекоходы – идеальные транспортные средства для покорения бездорожья. Мало того, что они способны проехать там, где увязает любая гусеничная техника, так еще и «водные процедуры» им не чужды. Вот только движение по твердым поверхностям не представляется возможным. Поэтому особой популярности из-за своей специфичности подобные машины не снискали.

В конце 60-х годов все в том же СКБ ЗиЛа началась работа над созданием самого большого и серьезного шнекохода в истории. До этого конструкторы Грачева (возглавлял СКБ) уже экспериментировали с вездеходами подобного типа. Венцом их работ стал ЗиЛ-4904, созданный в 1972 году. Аппарат получился гигантский: весом около семи тонн и длиной 8,5 метров, а в ширину и высоту – по 3 метра. Дорожный просвет впечатлял – свыше метра в самой низкой точке. В движение машину приводили два зиловских силовых агрегата, с суммарной мощностью в 360 «лошадок».
В принципе, со своей главной задачей – проезжать везде – вездеход справлялся, что и подтвердили испытания. Вот только скорость у него была низкой. По болоту он разгонялся до 7,3 км/ч, а по воде и снегу – скоростные показатели упирались в потолок 10 км/ч. И хотя испытания в целом признали успешными, проект закрыли.

ЗиЛ-4906. «Синяя птица» для космонавтов

«Синюю птицу» — плавающий поисково-спасательный комплекс – принято считать самой раскрученной разработкой конструкторов ЗиЛа. Вот только мало кто знает, что этот вездеход является, по факту, последней разработкой СКБ. Предназначение у «проходимца» с романтическим названием было высокое и благородное – искать и спасать экипажи космических кораблей, совершивших посадку в самых экстремальных местечках СССР.
У «Синей птицы» были две версии. Одна – пассажирская под индексом 49061 – среди самих спасателей называлась «Салон». Вторая – получившая общеизвестную маркировку 4906 – обзавелась манипулятором. Поэтому ее прозвали соответствующе – «Кран». Кроме манипулятора на вездеходе располагался мелкий шнекоход ЗиЛ-29061. Его использовали в особых случаях, когда спасатели на своих двоих физически не могли добраться до космонавтов.
Знаменитый синий цвет, в который были выкрашены все «Птицы», появился не случайно. Дело в том, что его хорошо заметно на любой местности. Еще одна особенность вездеходов заключалась в том, что при проектировании их размеры специально подгоняли под грузовые отсеки самолетов Ил-76 и Ан-12. Более того, «Птицы» могли спокойно разместиться в недрах вертолетов Ми-6 и Ми-26.
Спасательные «проходимцы» оснащались бензиновым мотором V8, мощностью в 150 л.с. и 5-ступенчатой МКПП. Максимальная скорость передвижения у ЗиЛа по воде приближалась к отметке в 8 км/ч.
Первый вездеход появился в 1975 году, а выпуск продолжался вплоть до развала страны. За это время было выпущено четырнадцать 49061-х и двенадцать 4906-х «птиц».

НАМИ ЭТ-8: переборщили с весом

В середине 50-х годов прошлого столетия конструкторы НАМИ подумали: «А почему бы не сделать пневматические катки ведущими?» Подумали и стали осуществлять свою задумку.
Так, в 1958 году появился двуосный тягач НАМИ-044. От транспортного средства за километр пахло нестандартными конструкторскими решениями. Например, консольная подвеска, бортовые системы поворота и трансмиссия. Но эти ухищрения делали технику чрезмерно сложной, поэтому от них решили отказаться.
Помня о допущенных ошибках, конструкторы придумали пневматический транспортер ЭТ-8, отдаленно напоминающий звездно-полосатый вездеход FWD. Вот только с весом у машины получился перебор — более 20 тонн, поэтому она оказалась очень медленной и плохо управляемой. К тому же в любой момент транспортное средство могло выйти из строя. Ни о какой эксплуатации не могло быть и речи. Проект посчитали неперспективным и благополучно закрыли. На нем закончилась и «пневматическая» болезнь НАМИ.

Проходимец на гусеничном ходу

В 60-х годах прошлого столетия в научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте НАМИ загорелись идеей создания «проходимцев», оснащенных гусеницами. Причем как пневматическими, так и целыми пвневмогусеничными движителями.
За основу конструкторы взяли «Москвич-415» и превратили его в опытный образец С-3. Задние колеса убрали за ненадобностью, заменив их на однополостные движители. Они, эти самые движители, были специально «прокачаны». Поэтому в их оснащении значились: балансирные тележки – две штуки, пневматические камерные ленты – две и двойные катки с ведущими звездочками – три.
Через некоторое время появилась и улучшенная версия вездехода — С-3М. Его «донором» выступил ГАЗ-69. Главные отличия от предшественника заключались в усиленных пневмогусеницах и ведущих передних барабанах.
Этот вездеход мог уже более или менее передвигаться даже по асфальту, развивая скорость в 40 км/ч. Последней попыткой «скрестить» автомобиль и гусеницы произошла в 1968 году. В НАМИ представили С-3МУ. По задумке создателей он мог агрегатироваться как надувными пневмотраками, так и пневмогусеницами. Но и этот блин оказался комом. В итоге на предприятии от полугусеничных автомобиля решили отказаться.

МАЗ-7907: монстр из Белоруссии

В 80-х годах прошлого столетия на первую роль вышло СКБ МАЗа. Пожалуй, одним из самых впечатляющих разработок белорусских конструкторов является колесный транспортер под индексом 7907. Проектирование 12-осного монстра стартовало в 1983 году. А к 1985-му на заводе умудрились собрать не один, а целых два мегагрузовика. Тогда же стала ясна и цель их появления – им доверили транспортировку подвижного ракетного комплекса «Целина-2». Одна только межконтинентальная баллистическая ракета РТ-23 «Молодец» весила более ста тонн при длине в 22 метра, а ее пусковой контейнер тянул еще более чем на 20 тонн. Поэтому и МАЗ-7907 был им под стать: около 30 метров в длину, более четырех — в ширину и высоту.
Уникальная особенность белорусского монстра в том, что он как был, так и остается единственным в мире транспортным средством с 24-я ведущими колесами! А 16 из них умели еще и поворачивать. Это было сделано специально, чтобы сильнее сократить радиус разворота. У этой громадины он составил 27 метров.
Чтобы заставить махину передвигаться, ее оснастили газотурбинным мотором от танка Т80, предварительно «прокачав» его мощность до 1250 «лошадок». Плюсом шли 24 электромотора, расположенные на каждом колесе. Благодаря совместным усилиям силовых агрегатов МАЗ-7907 развивал скорость до 25 км/час.
Несмотря на успешные испытания, гиганты оказались на задворках истории – развал Советского Союза сделал их никому не нужными. Сейчас монстр (в 2006 году его собрали из двух грузовиков) находится в музее завода.