Аварии на велосипедах

Содержание

10 причин ДТП с участием велосипедистов

1. Невнимательность водителя при повороте направо

По статистике, около 12% смертельных ДТП в России происходят из-за того, что автомобиль, поворачивая направо, не замечает велосипедиста, который двигается параллельно или прямо. Виновным в таких случаях всегда признают водителя.

Как избежать аварий: водителям – обозначать маневры поворотниками и следить за ситуацией на дороге по зеркалам, веллерам – быть внутренне готовыми к тому, что машина из крайнего ряда может резко уйти направо.

2. Езда по тротуарам

На тротуаре велосипеду не место – это напрямую прописано в пункте 9.9 ПДД. Несмотря на то, что к велосипедистам на тротуаре относятся достаточно снисходительно, столкновение велосипедиста с пешеходами может привести к травмам посерьезнее, чем синяки и ссадины.

Как избежать аварий: велосипеды должны двигаться по велосипедной дорожке, а при её отсутствии — по крайней правой полосе проезжей части в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создаёт помех пешеходам.

3. Водители не уступают дорогу велосипедисту на перекрестках.

При наличии знака «уступи дорогу» водитель должен пропустить не только автомобили, которые движутся по главной дороге, но и велосипедистов!

Как избежать аварий: быть внимательными на перекрестках.

4. Пренебрежение светоотражателями и фонарями

Велосипедистам необходимо оборудовать свой транспорт фонарями и всегда включать их при движении по дорогам общего пользования! Днем и ночью в населенных пунктах и на трассе велосипед должен быть обозначен светом белой фары спереди и красного фонаря сзади. Пренебрежение этим правилом нередко приводит к ДТП, особенно при движении по загородным трассам.

Как избежать аварий: велосипедистам следует сделать себя максимально заметными на дорогах.

5. Велосипедисты переезжают пешеходные переходы на колесах

Велосипедисты в массовом порядке форсируют «зебры», не слезая с седла. Велосипедист, неожиданно выруливший на дорогу в зоне перехода, рискует очень быстро попасть под колеса и получить тяжелые травмы или даже погибнуть, а водитель вынужден будет нести за это ответственность. Доказать, что велосипедист был верхом и появился неожиданно, довольно трудно.

Как избежать аварий: спешиться с железного коня на пешеходном переходе.

6. Водители не могут оценить скорость и тормозной путь велосипеда.

Среди автомобилистов бытует ошибочное мнение, что велосипед не может разгоняться до приличной скорости, зато способен практически мгновенно останавливаться. На самом же деле средняя городская скорость велосипедиста составляет от 25 до 30 км/ч. При желании байк можно разогнать и до 40 — 45 км/ч. Да и тормозной путь у велосипеда тоже достаточно длинный, хотя и несколько короче автомобильного. Так, двигаясь на скорости 20 км/ч, велосипедист может остановиться через 3 — 4 метра, а с 40 км/ч — уже за 7 — 8 метров.

Как избежать аварий: данные о скорости и тормозном пути велосипеда необходимо учитывать водителям автомобилей при перестроении и других маневрах вблизи велосипедистов.

7. Водители сбивают велосипедистов открытой дверью

Частенько водители, остановившись на обочине, беспечно открывают дверь, не глядя по сторонам. Если в этот момент мимо поедет велосипедист, то он рискует получить тяжелые травмы.

Как избежать аварий: быть внимательными при открытии двери.

9. Велосипедисты совершают непредсказуемые маневры

Оборудовать велосипед стоп-сигналами и поворотниками невозможно. Поэтому действия велосипедиста часто становятся сюрпризом для остальных участников движения.

Как избежать аварий: объезды препятствий, замедления и перестроения двухколесным следует совершать максимально осторожно, по возможности — информируя автомобилистов об этом специальными жестами.

Для обозначения маневра Правилами предусмотрены следующие знаки (ПДД 8.1-8.2).

Остановка — поднятая вверх рука (любая).

Поворот или перестроение направо — вытянутая правая рука, либо вытянутая и согнутая в локте левая.

Поворот или перестроение налево — вытянутая левая рука, либо вытянутая и согнутая в локте правая.

Однако не рекомендуется пользоваться альтернативными способами (там, где согнутая рука), так как они рассчитаны на автомобилистов.

Сигнал левого поворота также рекомендуется подавать при огибании припаркованного у правого края полосы механического транспортного средства.

10. Велосипедисты поворачивают налево на общих основаниях

На улицах, имеющих больше двух полос движения в обе стороны, велосипедисты не имеют права поворачивать налево вместе с машинами — это совершенно недвусмысленно прописано в пункте 3 раздела 24 ПДД. Велосипеды, поворачивающие налево с общим потоком, сильно мешают окружающим и подвергают себя опасности.

Как избежать аварий: крупные перекрестки безопаснее форсировать через пешеходные переходы.

ГИБДД: «Виноваты обе стороны»

«В случае ДТП водители винят в нарушениях, приводящих к автоавариям велосипедистов, последние, напротив, убеждены, что это водители не хотят замечать на дороге двухколесный транспорт. Статистика показывает, что доля вины и тех, и других примерно одинакова, — сообщает отдел Пропаганды УГИБДД МВД по РС (Якутия). — К сожалению, в столице республики, как, впрочем, и в других ее населенных пунктах, нет велодорожек, где велосипедистам было бы безопаснее. Но с учетом дорожных реалий внимательными должны быть все участники дорожного движения».

За примерами далеко ходить не надо. 22 июня на перекрестке улиц Дзержинского и Пояркова водитель автомашины «Тойота Фан Карго» совершил наезд на велосипедиста, который переезжал пешеходный переход на разрешающий сигнал светофора. Водитель пояснил, что, убедившись, что пешеходов на переходном переходе нет, продолжил движение, но неожиданно на «зебру» выехал велосипедист. В результате наезда 18-летний молодой человек получил травмы в виде множественных ушибов.

ГИБДД напоминает: в любом случае велосипедисту нужны средства защиты – шлем, налокотники, наколенники, а само транспортное средство должно быть исправно, иметь звонок и быть оборудовано световозвращателями (катафотами) или фонарями спереди и сзади для безопасного движения в темное время.

Запреты

Водителям велосипеда запрещается:

— ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

— перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками;

— перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

— двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

— поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (в этом случае нужно слезть с велосипеда и перейти дорогу по пешеходному переходу);

— двигаться по автомагистралям;

— двигаться по дороге в тёмное время суток без включенного переднего белого фонаря;

— запрещается буксировка велосипедов, а также велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом;

— управлять своим транспортным средством в состоянии опьянения, пользоваться мобильными телефонами (ПДД 2.7).

Ответственность велосипедиста за нарушение ПДД

За нарушение ПДД велосипедистами предусмотрена административная ответственность.

Ответственность регламентирована Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях:

Статья 12.29 ч. 2 — Нарушение ПДД лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи (то есть пешеходов и пассажиров ТС), а также водителя механического ТС), предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа в размере 800 рублей.

Статья 12.29 ч. 3 — Нарушение ПДД лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей

ДТП с участием велосипедиста

Добрый день, уважаемый читатель.

С каждым годом на отечественных дорогах становится все больше и больше двухколесных транспортных средств. В том числе и велосипедов.

Особенно активны велосипедисты в период с мая по сентябрь, и именно в это время увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий с их участием.

Причем причины возникновения ДТП могут быть различными. Начиная с того, что водитель велосипеда не выполнил требования ПДД и заканчивая тем, что участники дорожного движения друг друга просто не заметили.

Правила дорожного движения для велосипедистов рассмотрены в отдельной статье на pddmater.ru:

Сегодня же речь пойдет про популярные аварии с участием велосипедистов:

  • Столкновение с велосипедистом на тротуаре.
  • ДТП с велосипедистом при выезде из двора.
  • Движение велосипеда навстречу автомобилям.
  • Наезд на велосипедиста на пешеходном переходе.
  • ДТП на остановке общественного транспорта.

В начале данной статьи расскажу об одном факте, который не известен многим водителям автомобилей. Практически любой взрослый велосипедист при движении по ровному участку дороги способен разогнаться до скорости 30-35 км/ч. При этом речь не идет о специальных шоссейных велосипедах, которые могут развить куда большие скорости.

Следовательно, при движении в плотном городском потоке велосипедисты часто имеют скорость, сравнимую со скоростями автомобилей. В некоторых случаях велосипедисты могут обгонять автомобили. Эта информация поможет нам в дальнейшем при рассмотрении типовых ДТП.

Столкновение с велосипедистом на тротуаре

Ни для кого не секрет, что многие велосипедисты предпочитают ездить по тротуарам, а не по проезжей части. Связано это с тем, что движение по тротуару является более безопасным. Тем более ПДД в некоторых случаях разрешают движение по тротуару.

Рассмотрим типовое дорожно-транспортное происшествие на тротуаре:

В данном примере белый автомобиль выезжает с прилегающей территории, а велосипедист движется по тротуару. На первый взгляд кажется, что оба участника дорожного движения заметят друг друга и без проблем разъедутся. Однако на практике так происходит далеко не всегда.

Причинами столкновения могут послужить:

  1. Высокая скорость велосипедиста (25-30 км/ч).
  2. Высокая скорость автомобиля (30-40 км/ч).
  3. Наличие зеленых насаждений (кустов, деревьев), а также искусственных сооружений (палатки, арки домов, заборы, ворота), которые не позволяют заметить опасность заранее.

ДТП с велосипедистом при выезде из двора является одним из самых распространенных. Последствиями его обычно являются разбитые крыло и капот автомобиля, испорченное переднее колесо велосипеда, травмы велосипедиста. Разберемся, кто же виноват в данном ДТП.

С одной стороны, выезжая с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу велосипедистам, путь движения которых он пересекает (пункт 8.3 ПДД):

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

С другой стороны, велосипедист едет по тротуару:

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

Теоретически сотрудники ГИБДД могут принять сторону любого из участников ДТП. На практике же грамотному водителю при помощи адвоката скорее всего удастся склонить чашу весов в свою сторону. Согласитесь, даже сохраняя минимальную скорость автомобиля невозможно заранее заметить велосипед, вылетающий из-за угла на скорости 40 км/ч.

На практике ремонт велосипеда после подобного ДТП стоит 5-15 тысяч рублей, ремонт автомобиля 20 и более тысяч рублей. Если виновником признают велосипедиста, то он заплатит за ремонт автомобиля из собственного кармана, если владельца автомобиля, то велосипед отремонтируют по ОСАГО.

Итак, если Вы попали в похожую ситуацию за рулем автомобиля, то в документах о ДТП укажите пункты 9.9 и 24.6, которые нарушил велосипедист.

Что касается велосипедистов, то им я порекомендую быть особенно внимательными в тех местах, где возможен выезд на дорогу других транспортных средств. Заранее снизьте скорость и посмотрите в обе стороны, прежде чем выехать из-за угла.

ДТП с велосипедистом при выезде из двора

Рассмотрим схему еще одного популярного столкновения с велосипедистом:

В данном случае велосипедист едет по проезжей части вдоль припаркованных автомобилей, т.е. не нарушает правил дорожного движения. Белый автомобиль выезжает с прилегающей территории и должен уступить дорогу велосипедисту (пункт 8.3 ПДД). В случае ДТП его виновником однозначно будет водитель автомобиля.

На практике у велосипедиста есть возможность избежать столкновения и это в любом случае выгоднее, чем бегать по страховым компаниям для получения выплат по ОСАГО и ремонтировать велосипед. Дело в том, что посадка велосипедиста значительно выше, чем посадка водителя легкового автомобиля. Поэтому велосипедист заранее видит автомобиль и может вовремя сбросить скорость. У водителя автомобиля подобной возможности нет.

Примечание. Точно также велосипедисту следует поступить и при движении по главной дороге на перекрестке. Велосипедист имеет преимущество, однако водитель более низкого легкового автомобиля может его попросту не заметить. Виноват в ДТП будет водитель, однако велосипедисту от этого легче не будет.

Движение велосипеда навстречу автомобилям

Еще одно типичное ДТП — столкновение при движении навстречу автомобилям. При этом виновником аварии является велосипедист.

В данном случае велосипедист нарушает пункт 24.2 ПДД, который допускает движение только по правому краю проезжей части и не допускает — по левой:

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

по правому краю проезжей части — в следующих случаях:

При встречном столкновении последствия как для автомобиля, так и для велосипедиста, могут быть довольно плачевными. Скорость автомобиля — 60 км/ч, скорость велосипеда — 30 км/ч. В сумме — 90 км/ч. Удар о встречную машину может привести к гибели велосипедиста.

При управлении автомобилем следует помнить о том, что на дороге можно встретить неадекватного велосипедиста, который едет по встречной полосе. Его лучше объехать, чем допустить столкновение.

Наезд на велосипедиста на пешеходном переходе

Причиной еще одного распространенного ДТП является движение велосипедиста по пешеходному переходу:

В данном случае в ДТП виноват велосипедист, нарушающий требования пункта 24.8:

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Вполне естественно, что суды обычно принимают сторону водителя и это не противоречит здравому смыслу. Ведь водитель не может своевременно отреагировать на велосипед, движущийся поперек дороги со скоростью 20-30 км/ч, и не успевает затормозить.

ДТП на остановке общественного транспорта

Еще одна неприятная для велосипедиста ситуация — объезд общественного транспорта на остановке:

Ситуация развивается следующим образом. На остановке общественного транспорта останавливаются один или несколько автобусов (на рисунке выше — желтый). Велосипедист пытается его объехать и перестаивается левее. Однако автобус начинает движение до того, как велосипедист завершил маневр. Если водитель автобуса не заметил велосипедиста, то он начинает перестроение на левую полосу. Велосипедист оказывается зажат между автобусом (справа) и автомобилями (слева).

Виновник ДТП будет зависеть от того, с кем столкнулся велосипедист: с автобусом или с автомобилем. Если велосипедист врезался в автобус, то в соответствии с пунктом 18.3 ПДД виновниками будут являться оба водителя. Если же велосипедист перестроился влево и задел автомобиль, движущийся без изменения направления, то в ДТП виноват будет только он сам.

В общем, объезд автобусов и троллейбусов, остановившихся для высадки пассажиров, является достаточно опасным маневром для велосипедиста. Причем однозначно сказать, как лучше поступить в сложившейся ситуации, невозможно.

Подводя итоги данной статьи хочу отметить, что в теплое время года и водителям, и велосипедистам нужно быть предельно внимательными и избегать лишнего риска.

Удачи на дорогах!

Максим Калашников Последнее обновление: 17 апреля 2019 Раздел: Дорожно-транспортные происшествия

Доброго времени суток, меня сбыли машина.

Как в первом случае, только я ехал по велодорожке (знаки 4.4.1 и 1.24 стояли) Значит машина ехала по главной, заворачивала на право, а я ехал как указано на картинке, только наоборот сверху вниз, т.е. на встречу к потоку машин, но по велодорожке.

Когда ехал, то видел, что водитель стоял и пропускал женщину с коляской, слева никого не было, пока он стоял и пропускал, решил воспользоваться случаем и проехать данный участок. И вот меня сбивают при этом протаранив на капоте около 1,5 метров, получил травмы средней тяжести. ГАИ признало, что виноват сам водитель в соответствие 13.1 ПДД. «При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.»;

Вопрос: имел ли я право пересекать верхом данный участок дороги, если весели знаки 4.4.1 и 1.24 ??

P.S : если затрудняетесь, то могу выслать к Вам на почту место ДТП со всеми знаками. Благодарю!

nigelbrooks, здравствуйте.

Если у Вас есть схема места ДТП, то выложите ее в данной теме.

Судя по описанию, Вы могли двигаться по данному участку. Однако это не значит, что Вы имели преимущественное право проезда.

Удачи на дорогах!

Привет ! Когда еду на веле. по дороге автобусы бывает перед остановкой равняются и не обращая на меня внимания вжимают в остановочный карман. И орет водитель что ты мол только скраю должен двигаться. Так вот вопрос :

1)что я должен на велосипеде и в остановочные карманы заезжать? 2)Припаркованные первым рядом машины(иногда и вторым) только по тротуару что-ли объезжать?

Привет ! Когда еду на веле. по дороге автобусы бывает перед остановкой равняются и не обращая на меня внимания вжимают в остановочный карман. И орет водитель что ты мол только скраю должен двигаться. Так вот вопрос :

1)что я должен на велосипеде и в остановочные карманы заезжать? 2)Припаркованные первым рядом машины(иногда и вторым) только по тротуару что-ли объезжать?

Эти вопросы никак не разъясняются в ПДД, поэтому их каждый пытается трактовать под себя. Я бы рекомендовал в таких местах заранее выезжать на середину полосы, чтобы автобус не смог объехать сбоку, и тормозил сзади. Но то я. Во мне поболе 100 кг. И далеко не только жира. Кроме того на велосипеде у меня зеркало, чтобы наблюдать обстановку сзади. Если купить велошлем, то есть зеркала, которые крепятся на него. Очень удобная вещь.

Здравствуйте. улица с 4х полосной проезжай частью. двигается велосипедист в левой полосе начинает перестраиваться в правую полосу не подовая знаков поворота его сбивает автомобиль едущий по правой полосе. Вопрос кто в этом случае виноват? говорят водитель авто всегда виноват. Спасибо.

Alex, здравствуйте.

Приведенной Вами информации недостаточно, чтобы определить виновника/виновников ДТП.

Если ДТП произошло в момент перестроения велосипедиста, то он гарантированно будет одним из виновников.

Удачи на дорогах!

попал в ситуацию как в первом описанном случае. выезжал со двора, а велосипедист врезался в заднюю дверь по тротуару. Инспектор, оформляющий ДТП, сказал, что меня признают виновным.

Здравствуйте!

У меня была схожая ситуация как во втором примере, но я не ехала параллельно с машиной. То есть я направлялась по тротуару и видела перед собой заезд на парковку ( то есть мне надо было его проехать этот пробел между тротуарами ) и видела что белый грузовик выезжает. Ну я на тот момент подсознательно решила что опасности нет и продолжила свой путь, к сожалению оказалось так что с другой стороны заезжала другая машина и соответсвенно я её, а это машина меня не заметил и произошло ДТП. Конечное повреждением моего транспорта (велосипеда), моих нескольких ушибов и царапины на автомобиле. К моему счастью владелец авто был очень добрый и понимающим человек и взял на себя ответственность за ремонт моего велосипеда и отвёз меня в больницу. Но, я хотела б узнать кто ж все таки виноват ?!

попал в ситуацию как в первом описанном случае. выезжал со двора, а велосипедист врезался в заднюю дверь по тротуару. Инспектор, оформляющий ДТП, сказал, что меня признают виновным.

Инспектор верно сказал.

7.3. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.

Здравствуйте!

У меня была схожая ситуация как во втором примере, но я не ехала параллельно с машиной. То есть я направлялась по тротуару и видела перед собой заезд на парковку ( то есть мне надо было его проехать этот пробел между тротуарами ) и видела что белый грузовик выезжает. Ну я на тот момент подсознательно решила что опасности нет и продолжила свой путь, к сожалению оказалось так что с другой стороны заезжала другая машина и соответственно я её, а это машина меня не заметил и произошло ДТП. Конечное повреждением моего транспорта (велосипеда), моих нескольких ушибов и царапины на автомобиле. К моему счастью владелец авто был очень добрый и понимающим человек и взял на себя ответственность за ремонт моего велосипеда и отвёз меня в больницу. Но, я хотела б узнать кто ж все таки виноват ?!

В Вашем случае обоюдка. Виноваты Вы, потому что ехали по тротуару, а не по правому краю проезжей части, и виноват автомобилист, не пропустивший Вас.

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

по правому краю проезжей части — в следующих случаях:

— отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;

— габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;

— движение велосипедистов осуществляется в колоннах;

— по обочине — в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;

по тротуару или пешеходной дорожке — в следующих случаях:

— отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;

— велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

Serpiph!

Вы противоречите тому, что доказывал Максим в статье про расположение велосипеда на ПЧ. На мой взгляд он убедительно доказал, что двигаться по проезжей части на велосипеде практически почти ни где невозможно.

по тротуару или пешеходной дорожке — в следующих случаях:

— отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;

Поэтому утвержение

Виноваты Вы, потому что ехали по тротуару, а не по правому краю проезжей части

Не верно. И ещё.

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

sclar, Максим в статье показал, что если рассматривать первый вариант, то езда на велосипеде бессмысленна. Поэтому с большой долей вероятности имеется в виду второй вариант. Но уже никак не Ваше утверждение

На мой взгляд он убедительно доказал, что двигаться по проезжей части на велосипеде практически почти ни где невозможно.

без каких-либо оговорок.

Почему Вы заявляете, что движение по тротуару в этом случае разрешено? Это не перекрёсток, а заезд на прилегающую территорию — парковку.

Поэтому утвержение

Виноваты Вы, потому что ехали по тротуару, а не по правому краю проезжей части

Не верно. И ещё.

И автомобилист именно съезжал с дороги на прилегающую территорию. Перечитайте внимательно ещё раз статью и мой ответ.

sclar, Максим в статье показал, что если рассматривать первый вариант, то езда на велосипеде бессмысленна. Поэтому с большой долей вероятности имеется в виду второй вариант. Но уже никак не Ваше утверждение

На мой взгляд он убедительно доказал, что двигаться по проезжей части на велосипеде практически почти ни где невозможно.

Да здесь признаю. Не дочитал. Однако утверждение №2, так же как и №1, это всего лишь логические умозаключения. Что такое нет возможности? Есть возможность? Ни один юридический документ этого не определяет. А как Вы считаете, можно ли считать, что нет возможности двигаться по правому краю, когда нужно объехать ряд 10 — 30 припаркованных автомобилей? Когда создаётся реальная опасность для велосипедиста.

Я считаю, и знаю это из практики, что объезд припаркованных автомобилей на велосипеде очень опасный манёвр.

Кто рассудит.

Во всяком случае, и это я знаю из долгой практики, ещё ни один гаишник не привлёк ни одного велосипедиста за езду по тротуарам. Я езжу постоянно мимо сотрудников ДПС, даже около Областного МВД по тротуару, Ни кто ни разу даже замечания не сделал.

А это реальный критерий. Езда по проезжей части опасна — значит невозможна.

И автомобилист именно съезжал с дороги на прилегающую территорию. Перечитайте внимательно ещё раз статью и мой ответ

.

Здесь вообще не понял. Если автомобилист съезжает с дороги (хоть на прилегающую территорию, хоть в кусты) то ясно написано должен уступить дорогу пешеходам и велосипедистам. И не написано, где при этом идут (едут) эти самые пешеходы (велосипедисты).

Спасибо! Очень полезная статья!

Подскажите пожалуйста. Сегодня выезжала с второстепенной дороги на главную поворачивая направо. Посмотрела направо, налево, никого нет. Начинаю маневр (поворот направо) и сталкиваюсь лоб в лоб с велосипедистом. Откуда он взялся, не понимаю, скорее всего не увидела его из-за стоящего на углу магазина. Велосипедист, кстати, двигался не по правой стороне проезжей части, а по левой, то есть по обочине встречной полосы. Обменялись телефонами, разъехались, обоюдно решили ГАИ не вызывать. Но теперь мучаюсь вопросом, кто же все таки виноват? И может ли велосипедист написать какоето заявление в ГАИ или в полицию?

Анастасия, если это возможно, приложите схему происшествия либо ссылку на панораму указанного места. По имеющемуся описанию я не могу сказать, что именно нарушил каждый из участников происшествия.

Теоретически в описанной Вами ситуации второй участник может обратиться в ГИБДД, однако такое бывает нечасто. В будущем, чтобы исключить подобные ситуации, обменивайтесь не телефонами, а расписками о том, что Вы не имеете друг к другу претензий после ДТП. Пример оформления приведен в этой статье.

Удачи на дорогах!

В будущем, чтобы исключить подобные ситуации, обменивайтесь не телефонами, а расписками о том, что Вы не имеете друг к другу претензий после ДТП.

Зря вы так. Если обменять какую-нить нокию 3110 на айфон 11 или какой там щаз по счету огрызок идет, то можно даже велик бросить на месте и уйти пешком! А затем продать это чудо маркетинга ябловоду, то можно и телефон нормальный купить и велик, очень даже недурственный.

Случай «движение велосипеда по тротуару»

«Ведь движение транспортных средств по тротуару запрещено:

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил)…»

Там же приведены исключения! Как раз для велосипедистов.

«24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц»

В момент аварии с автомобилем велосипед находится не на тротуаре.

(см. 9.9)

Сегодня мне на капот обрушился велосипедист, поварачивала с дороги на парковку, убедилась, что нет пешеходов, с включённым поворотником начала поварачивать и тут он. На нем ни царапины, а велос и моя машина пострадали, что делать? Я не считаю себя виноватой, как доказать, что я не осёл.

Анна, приложите схему указанной ситуации. На схеме изобразите, где именно ехал велосипедист.

Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом

С каждым годом на дорогах нашей страны появляется все больше транспортных средств, как четырехколесных, так и двухколесных. Активность их появления присутствует в теплое время года, особенно это касается велосипедистов. Однако в этот период и увеличивается количество ДТП, так же связанных с водителями велосипедов. Велосипед признан экологичным и недорогим транспортом, который все набирает свою популярность среди населения. Велосипедистов не обязывают сдавать на права, однако они так же являются полноценными участниками дорожного движения и несут полную ответственность за свои действия. Водитель велосипеда не тратит свое время в пробках и ему не нужны специальные парковки, но он так же, зачастую попадает в аварии и причины могут быть абсолютно разными, начиная от игнорирования приоритета и нарушения ПДД, заканчивая банальными ситуациями, когда водители просто не заметили друг друга.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.

Действия

При возникновении ДТП с велосипедистом стоит сначала разобраться, нет ли пострадавших. Если есть травмированные люди, либо ДТП со смертельным исходом, то следует незамедлительно вызвать скорую помощь и ГИБДД, а до их приезда следует оказать первую медицинскую помощь, если есть такая необходимость. В случае, когда вред причинен только имуществу, участники дорожно-транспортного происшествия с участия волосипедиста должны руководствоваться следующими действиями:

  • выставить знаки аварийной остановки и включить аварийные огни;
  • не убирать ТС с места аварии;
  • сделать подробные фото(расположения ТС, тормозной путь, наличие повреждений);
  • взять контакты очевидцев.

Далее участники дожидаются приезда сотрудников ДПС, составляют протокол и приступают к обсуждению урегулирования убытков. Хоть и водитель велосипеда является полноправным участником дорожного движения, у него отсутствует полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), поэтому возмещение ущерба возможно только через суд или добровольно. В случае, если расположение транспорта мешает другим транспортным средствам проехать, то проезжую часть следует освободить, сохранив при этом осколки и зафиксировав тормозной путь, если таковой был.

Кто виноват в ДТП с велосипедистом?

Почему-то в широких массах, в случае ДТП с велосипедистом, принято считать виноватым водителя автомобиля, однако это не так и чтобы в такой ситуации защитить себя, нельзя покидать места происшествия. Меры наказания для водителя указаны в КоАП ст. 12.27 или УКРФ. Взыскания могут быть следующие:

  • административный арест на 15 суток;
  • лишение водительского удостоверения на срок от 1 до 1,5 лет.

Если в ДТП были пострадавшие, а водитель скрылся, то наказания могут быть следующие:

  • штраф или обязательные работы;
  • исправительные или принудительные работы до 1г.;
  • арест до 3-х месяцев;
  • лишение свободы.

В случае, если велосипедист скрылся с места аварии, то к нему применяются следующие меры:

  • лишение свободы;
  • штрафы;
  • расходы на ремонт и моральный ущерб.

Если видно, что водитель автотранспорта пытается скрыться, в этом случае нужно максимально собраться и запомнить госзнак, а так же опросить очевидцев и взять их контактные данные.


Сегодня большая часть ДТП оформляется по европротоколу, но с водителями велосипедов так делать нельзя из-за отсутствия у них страхового полиса. Обязательным условием при оформлении европротокола является наличие действующего полиса осаго у обеих сторон. Так что найти виновного могут только сотрудники ГИБДД или автотехническая экспертиза.

Дорожно-транспортное происшествие на пешеходном переходе

В случае ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе ситуация более понятна. Велосипедисты обязаны пересекать пешеходный переход пешком при этом везти велосипед рядом с собой. Если нарушения со стороны двухколесного транспорта нет, то вина полностью лежит на водителе автомобиля. В том случае, если человек пересекал переход не слезая с велосипеда, то вина в ДТП лежит на нем, однако и полная ответственность с водителя не снимается.

Вина велосипедиста на пешеходном переходе зависит от соблюдения им ПДД и если он проезжает дорогу на красный сигнал, то заведомо нарушает и становится виновником.

Выплаты по страховке при ДТП с велосипедистом

Разберем ситуацию, в которой виновник ДТП с велосипедистом – водитель автомобиля. При условии, что машина застрахована по ОСАГО, потерпевший вправе обратиться в страховую компанию виновника для получения выплат, предоставив при этом все необходимые документы. В случае, когда страховка не покрывает полученный вред, либо предъявлен иск компенсации морального ущерба, владелец транспортного средства возмещает все из собственных средств добровольно или в порядке судебного урегулирования.

Если страховщик отказывает в выплате, либо удовлетворяет ее частично, гражданин имеет право потребовать страховое возмещение через суд. Иногда водитель может быть освобожден от ответственности полностью или частично, если доказано, что авария произошла по умыслу самого потерпевшего, либо вследствие непреодолимой силы. Когда вина в ДТП возлагается на водителя велосипеда, возмещение ущерба происходит по нормам гражданского законодательства, так как наличие страхового полиса у них не предусмотрено.


Компенсация ущерба осуществляется добровольно либо в судебном порядке. Если установлена вина обоих сторон, то судом определяется размер ответственности на основе степени вины каждого участника. Еще один случай, когда автомобиль застрахован по полису КАСКО, то потерпевший имеет право получить выплату со страховщика, который в порядке суброгации может взыскать уплаченные средства с велосипедиста.

Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом во дворе

Для полноценного понимания вопроса ДТП с велосипедистом во дворе разберем ситуацию. Водитель легкового автомобиля выезжает со двора на проезжую часть, при этом велосипедист передвигается по проезжей части в сторону машины, автомобилист не замечает велосипед и начинает выезжать. Исход ситуации зависит от реакции обоих и их дальнейших действий. Если произошло столкновение, то вина лежит на владельце ТС. Хотя по факту виноваты оба, потому что по сравнению с автомобилем у велосипеда высокая посадка и ему проще заметить помеху и предотвратить ДТП.

Практически во всех авариях во дворах виновником признается именно водитель машины, потому что автомобиль считается средством повышенной опасности, лишь изредка удается доказать свою невиновность.

Авария при движении по тротуару

Вообще езда по тротуару велосипедисту разрешается, но не приветствуется, веллеры должны передвигаться по отведенным дорожкам, либо по крайней правой полосе, так же допускается езда по обочине, если не создается помех пешеходам. Связаны такие правила с высоким травматизмом при наезде велосипедов на пешеходов. Но как быть в случае с автомобилем? Допустим, автовладелец выезжает с прилегающей территории, в то время как двухколесный транспорт едет по тротуару и чаще всего видимость затруднена из-за зеленых насаждений, технических установок и т.д. На первый взгляд уступить дорогу обязан автомобилист, так как он пересекает движение велосипеда, но с другой стороны, руководствуясь правилами, велосипедист обязан спешиться и действовать по правилам ПДД. При совершении такого вида ДТП, где велосипед протаранил автомобиль сбоку при движении по тротуару, сотрудники ГИБДД могут принять любую сторону. Вина с владельца автомобиля будет снята, если он докажет что заранее не мог предугадать появление помехи.

Ответственность велосипедиста при ДТП

При нарушении правил дорожного движения для водителей велосипедов применяется административное наказание. А именно:

  • статья 12.29ч.2 – нарушение ПДД в процессе движения, предусматривает штраф 800 рублей или предупреждение
  • статья 12.29ч.3 – нарушение в состоянии алкогольного опьянения со штрафом от 1000 до 1500 рублей, а так же штраф в размере 1500 рублей, если нанесен вред легкой или средней тяжести.

Ущерб по ремонту автомобиля, либо моральный ущерб при ДТП взыскиваются с водителя велосипеда в судебном или добровольном порядке.

Статистика ДТП с велосипедистами

По данным Госавтоинспекции за 2015 год с января по декабрь всего произошло 184000 ДТП из них аварий с велосипедистами 5094, при этом погибло 414 человек и 4830 ранены. Более свежие данные за 2016 год гласят о 173500 ДТП в целом по стране, из них 5063 с участием велосипеда, 384 человека погибло и 4813 получили ранения. Глядя на показатели, можно сказать, что количество аварий заметно снизилось, но цифры все равно приводят в ужас. Статистика так же гласит о том, что самый пик аварийности приходит на пятницу-субботу в период времени с 17:00 до 20:00.

Действия водителя, если водитель велосипеда скрылся с места аварии

Нередко встречаются случаи, когда после ДТП велосипедист попросту скрывается с места аварии, чаще всего это происходит, если он сам и виноват. В этом случае водителю необходимо как можно лучше запомнить какие-нибудь приметы, опросить очевидцев, взяв у них координаты. Хорошо, если у кого-то есть видеорегистратор с записью аварии и в самом автомобиле он так же установлен. Обязательно вызвать ГИБДД, подробно составить протокол и зафиксировать такие данные:

  1. Точное время аварии;
  2. Место ДТП с велосипедистом и расположение ТС;
  3. Дорожную разметку, знаки, светофоры;
  4. Повреждения авто;
  5. Контакты свидетелей и их показания;
  6. Приметы велосипеда и его водителя;
  7. Наличие записи с регистратора.

К сожалению, когда оформлен только полис ОСАГО, ремонт автомобиля осуществляет сам владелец. Если «беглеца» найдут, то ему присваивается штраф в размере 1500 рублей и возможен арест на 15 суток, помимо того, что водитель автомобиля будет взыскивать моральный и материальный ущерб.

Судебная практика ДТП с велосипедистами

Автомобиль двигался по проезжей части по правой полосе между населенными пунктами со скоростью 50 км/ч, такая манера езды обуславливалась плохим дорожным полотном. Впереди на расстоянии 100 м двигался велосипедист в том же направлении, но по левой полосе. Когда автомобиль почти поравнялся с велосипедом водитель двухколесного транспорта резко повернул направо, прямо под машину. Автовладелец резко затормозил, но это не спасло от наезда на второго участника движения. В результате ДТП велосипедист упал, разбив при этом колено и его транспорт получил значительные повреждения в виде погнутой рамы и колеса. Автомобиль так же получил ущерб в виде разбитой решетки радиатора и сколов на бампере. Прибывший отряд ДПС ознакомился с данными регистратора и показаниями обеих сторон, выяснилось, что невнимательность велосипедиста обусловлена алкогольным опьянением и прослушиванием музыки в наушниках. Водителю двухколесного транспорта выписали штраф в размере 1500 тысячи рублей, так как авария произошла по его вине. Позже автомобилист взыскал с него денежные средства на замену решетки и покраску бампера. К сожалению, это лишь одна из тысячи ситуаций, когда все закончилось без значительного ущерба.

Зачастую зоной повышенной опасности выступает обычная парковка и вот пример. Водитель выезжал с автостоянки, которая расположена рядом с домами, на проезжую часть, пешеходная зона находилась в другой стороне. В момент движения произошло столкновение с велосипедом. В результате ДТП велосипедист получил серьезные травмы, которые позднее были квалифицированы как вред средней тяжести, а транспортные средства получили повреждения. Владелец автомобиля потребовал возместить материальный ущерб в размере стоимости ремонта, а так же моральный вред. Истец разъяснял свои требования несколькими фактами:

  1. Полноценный обзор был затруднен наличием ограждения парковки;
  2. Велосипедист находился в состоянии опьянения;
  3. Водитель велосипеда ехал с большой скоростью по тротуару.

По результатам автотехнической экспертизы выяснилось, что заграждение автостоянки в виде решетчатого забора дает полноценный обзор окружающей территории, поэтому не создает препятствий для авто. Действия велосипедиста квалифицировались как законные по причине отсутствия запретов на езду по тротуару, а алкогольное опьянение не имеет причинно-следственной связи с ДТП, так как он не создавал помех движению автотранспорта. А вот водитель машины, выезжая со двора на проезжую часть нарушил правила дорожного движения, так как должен был уступить дорогу участнику движения, передвигающегося по тротуару. После рассмотрения материалов дела суд постановил отказать истцу в возмещении материального и морального вреда.

Меры снижения ДТП с участием велосипедистов

Сегодня все чаще обсуждаются вопросы снижения аварийности на дорогах, в том числе и методы воздействия на водителей велосипедов. Чтобы появилась возможность уменьшить уровень ДТП с велосипедистами, предлагается несколько приемов:

  • оборудовать специальные велодорожки не только в парковых зонах;
  • внести к обязательному использованию светоотражающих элементов, а так же зеркал и устройств освещения;
  • присваивать государственные номерные знаки;
  • обязать оформлять договоры страхования на велосипеды.

Естественно, все меры необходимо подробно продумать и разработать. Если подобные действия будет делать каждый водитель велосипеда, то и ответственность за манеру управления возрастет, а вместе с ним и снизится уровень аварийности.

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.

  • About
  • Latest Posts

Автор статьи: Рокотов Леонид

Автоюрист. Стаж работы 11 лет в судах общей юрисдикции по вопросам, связанным с возмещением ущерба от ДТП, с возмещением ущерба в порядке регресса. В настоящее время является старшим преподавателем на кафедре Гражданского процесса. Его колоссальный опыт и знания в этой области помогают читателям портала избежать необоснованных трат и рисков.

ДТП с велосипедистом

Скорость велосипедиста превышает скорость пешехода, что увеличивает вероятность столкновения с ним авто транспорта. Как участник дорожного движения, велосипедист имеет ряд прав и обязанностей. Его движение ограничивается определенными запретами. При возникновении ДТП, когда автомобилист совершил наезд на велосипедиста, ответственность не обязательно ляжет на него. Для обеспечения собственной юридической безопасности, необходимо знать о том, что будет, если сбил велосипедиста на пешеходном переходе, кто виноват и что делать?

Статистика ДТП с велосипедистами в 2019 году

Госавтоинспекция опубликовала статистику дорожно-транспортных происшествий в России за период с начала 2019 года по апрель.

С участием велосипедистов произошло 555 ДТП. Эта же категория происшествий дала самый большой прирост – плюс 39.4% по сравнению с прошлогодними показателями.

ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе

ДТП и его правовые последствия

В соответствии с Правилами дорожного движения дорожно-транспортное происшествие – это событие при движении ТС, при котором произошли:

  • гибель или травмирование людей;
  • повреждение транспортных средств, сооружения, грузы;
  • причинен иной материальный ущерб.

Дорожное происшествие влечет следующие правовые последствия:

  • привлечение его участников к административной ответственности в виде штрафа;
  • назначение уголовного наказания в виде лишения свободы;
  • обязанность виновного возместить вред здоровью или имуществу, моральный вред.

Обратите внимание!

Административное и уголовное наказание могут дополняться лишением права управлять транспортным средством. Также вина может быть взаимной.

ПДД для велосипедиста

Велосипедист — полноправный участник дорожного движения, на которого распространяются ограничения, запреты и предписания, установленные Правилами при движении по общественным дорогам.

Если автомобилист сбил велосипедиста на пешеходном переходе вопрос кто виноват, не имеет очевидного ответа.

Велосипедист — это тот, кто управляет велосипедом. Тот, кто ведет велосипед рядом с собой — пешеход. На дороге их права и обязанности различаются.

Велосипед, с точки зрения Правил, — транспортное средство, которое должно быть исправным и безопасным.

На дорогах общего пользования велосипедисты обязаны соблюдать следующие требования и запреты Правил:

  • не управлять велосипедом в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • дети могут выезжать на общественные дороги только после 14 лет;
  • передвигаться по специальным велодорожкам, а при их отсутствии – по правому краю проезжей части, при движении по тротуару не создавать помех пешеходам;
  • на перекрестке подавать сигналы поворота световыми указателями, а при отсутствии — рукой;
  • В Правилах есть понятие «велосипедная зона», при движении в ее пределах водитель велосипеда пользуется преимуществом перед автомобилистом;
  • при подъезде к переходу байкер обязан снизить скорость, а перед переходом остановиться и пропустить пешеходов;
  • при движении в темное время суток включать фары или фонари,;
  • запрещается левый поворот или разворот на дороге с двумя и более полосами;
  • запрещается пересекать проезжую часть по пешеходному переходу.

Последнее требование означает, что проезжую часть велосипедист может пересечь только в качестве пешехода, ведущего велосипед рядом с собой.

Нарушение последнего требования особенно опасно. Велосипедист может развивать скорость порядка 40км/час. Водитель автомобиля, который сам движется в транспортном средстве, не успеет отреагировать на внезапный выезд велосипеда. При этом, водитель авто не будет виноват в ДТП, так как на пешеходном переходе он обязан пропускать пешеходов.

Если действия автомобилиста в такой ситуации признают правильными, то он избегнет наказания в виде штрафа за нарушение ПДД. Но если велосипедисту будет причинен вред здоровью, суд взыщет с владельца автомобиля компенсацию, хотя бы частичную.

По правилам Гражданского кодекса РФ, владелец автомобиля обязан возместить вред даже при отсутствии вины, так как автомобиль – этот источник повышенной опасности.

Пересекая проезжую часть по пешеходному переходу, велосипедист сам может сбить пешехода и создать помехи движению.

При нарушение любого из выше перечисленных требований вина за ДТП лежит на водителе велосипеда или будет взаимной, если автомобилист тоже допустит нарушение.

Если ДТП совершил ребенок до 14 лет, к ответственности будут привлечены его родители, так как допустили выезд на общественную дорогу. Правда, отвечать они будут не за ДТП, а за неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка.

Участник ДТП не должен покидать место происшествия до приезда должностных лиц ГИБДД. Последствия ДТП не всегда очевидны. Ухудшение здоровья может наступить через несколько дней. Размер вреда будет установлен экспертизой или оценкой через несколько месяцев. Для защиты своих прав важно участвовать во всех процессуальных действиях.

Несмотря на то, что в стране действуют нормы о европейском протоколе, условия обязательного страхования: ОСАГО, КАСКО требуют обязательного вызова на место происшествия сотрудников ГИБДД.

Велосипедист врезался в автомобиль

Последствия будут зависеть от места столкновения:

  • проезжая часть;
  • дворовая территория;
  • велосипедная зона.

Столкновение велосипеда с автомобилем на проезжей части свидетельствует о том, что водитель совершенно не контролировал ситуацию на дороге. Столкновение в попутном направлении движения произойдет в ситуации, когда впереди идущий автомобиль начал сбрасывать скорость для совершения маневра или пропуска пешеходов на переходе. Велосипедист был обязан сохранять дистанцию и также замедлить движение.

На полосе движения велосипедист обязан занять крайнее правое положение. Если автомобиль нагнал его и сбил в центре полосы, то нарушение будет со стороны обоих участников.

Если столкновение происходит во встречном направлении, то велосипедист не имеет права двигаться по встречной полосе.

Кроме того, на проезжей части автомобиль имеет преимущество перед велосипедом и последний обязан не создавать помехи движению.

Если велосипед въехал в припаркованный автомобиль, то возникает вопрос о том, не была ли его скорость слишком высока для безопасного маневра. В отношении автомобилиста будет выясняться не нарушил ли он правила парковки и не создавал ли автомобиль помехи движению.

Велосипедисты имеют преимущество в велосипедных зонах, что не освобождает их от обязанности не создавать помех другим участникам движения.

Ответственность за наезд на велосипедиста

Если автомобилист совершил наезд на велосипедиста, то он будет привлечен к административной ответственности в виде штрафа при наличии вины. Размер штрафа в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения. Наезд причинил потерпевшему:

  • легкий вред здоровью: штраф от 2 500 до 5 000 руб. или лишение прав на 12 — 18 месяцев;
  • вред здоровью средней тяжести: 10 000 – 25 000 руб. или лишение прав на 18 — 24 месяцев.

Если потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью, смерть, стойкая утрата трудоспособности либо потерпевшая – беременная женщина, утратившая ребенка в результате ДТП, в этих случаях возбуждается уголовное дело.

Уголовная ответственность за преступления, связанные с управлением автомобилем, предусмотренными ст. 264, Уголовного кодекса РФ и могут повлечь наказание до 9 лет лишения свободы с лишением права управлять ТС.

Степень утраты здоровья и трудоспособности определяет специальная медицинская экспертная комиссия по результатам лечения потерпевшего. В момент ДТП об этих обстоятельствах ничего не известно. Сама процедура привлечения к ответственности виновника возбуждается после окончания лечения потерпевшего.

Вина велосипедиста является основанием для смягчения наказания водителю авто.

Административное наказание назначается постановлением должностного лица Госавтоинспекции. При несогласии привлекаемый к ответственности может обжаловать его в суд. Привлечение к уголовной ответственности производиться только через суд.

После определения вины и меры ответственности обоих участников ДТП рассматривается вопрос о выплате и размерах компенсации причиненного вреда. Стороны могут договориться об этом полюбовно, составив, при необходимости, письменные соглашения или расписки. При не достижении согласия можно также обратиться в суд, в гражданском порядке.

Судебная практика: ДТП с велосипедистом

В Зеленограде весной этого года произошло столкновение между легковым автомобилем и водителем велосипеда на пешеходном переходе. По показаниям свидетелей последний при пересечении проезжей части не спешился, что является правонарушением.

По решению суда велосипедист признан виновным и обязанным оплатить ремонт поврежденного автомобиля.

При наличии вины пострадавшего в ДТП, суды отказывают во взыскании компенсации морального вреда с причинителя вреда.

При выезде из двора и пересечении тротуара водитель автомобиля сбил нетрезвого велосипедиста, причинив ему вред здоровью средней тяжести. Автомобилиста признали виновным в ДТП и обязали возместить вред здоровью, так как на тротуаре он был обязан пропустить велосипедиста, а состояние алкогольного опьянения последнего не мешало движению автомобиля.

ДТП с велосипедистом. Что делать?

Активные темы

  • Москва. LED/ ЖК телевизоры б/у в отличном состоянии (224)

    ЖмуРуку Барахолка 11:15

  • Очередной шедевр Болливуда (131)

    yugrinserg Видео 11:15

  • Госдума защитила богатых от высоких налогов (43)

    iii1000 Инкубатор 11:15

  • Что дарить друзьям на новый год? (1)

    Le0oN ЯП-Обзор 11:15

  • За пьяную езду можно будет лишиться автомобиля (25)

    masterteam Инкубатор 11:15

  • Нашел женщину без комплексов. Последствия (1344)

    Порнозавр Тексты 11:15

  • Коты и коробки созданы друг для друга (49)

    TelepuzziK Инкубатор 11:15

  • Во Внуково запретили электронные посадочные талоны — кончился de… (76)

    UEMixali4 События 11:15

  • Полицейские ради шутки заставили коллег липовым приказом вырезат… (105)

    Garik499 Видео 11:15

  • Пара слов о том, что силовики в России ничего не делают, а тольк… (190)

    Радомир Картинки 11:15

  • «Яндекс.Деньги», Qiwi и Webmoney предложили упростить использова… (5)

    shel222 Инкубатор 11:14

  • Бывший арбитражный судья отправился на восемь лет в колонию (42)

    DatoKartaviа Инкубатор 11:14

  • Госдума отменила комиссию за переводы внутри одного банка (99)

    SpartacADM События 11:14

  • Хабенский стал лауреатом госпремии за благотворительность за 201… (37)

    Gexxo События 11:14

  • Приключения мента в испанской тюрьме. Часть 7. (12)

    1nkubus Тексты 11:14

Чтобы управлять велосипедом, нет необходимости проходить обучающие курсы и получать то или иное разрешение. Невзирая на это, лица, передвигающиеся на этом виде транспорта, являются полноправными участниками дорожного движения и обязаны соблюдать ПДД. Они в полной мере несут ответственность за свои действия на дороге.

Согласно статистике, в последние годы число ДТП с велосипедистом непреклонно растет. Это объясняется тем, что управляя велосипедом, многие пренебрегают ограничениями скорости, разметкой на дороге, игнорируют требования приоритета.

Что делать при ДТП

Если вы стали одной из сторон дорожного происшествия с участием велосипедиста, то необходимо осознавать, что должен делать каждый участник аварии.

Алгоритм действий следующий.

  1. Аварийные огни нужно включать сразу после столкновения.
  2. Нужно выяснить, есть ли пострадавшие и каково их число.
  3. В последнем случае нужно сразу звонить «002» и «003».
  4. Оказать первую помощь раненым.
  5. Выставить на проезжую часть знаки аварийной остановки.
  6. Установить очевидцев и зафиксировать их контактные сведения.
  7. Сфотографировать место аварии, тормозной путь, положение автомашины и велосипеда, окружающую обстановку, поврежденные строения, заборы и т.д.
  8. Подождать, когда приедет инспектор ГИБДД и предоставить ему необходимые сведения.
  9. Внимательно прочитать составленный протокол во избежание возможных в будущем разногласий с другими участниками ДТП.
  10. При согласии с содержанием протокола, подписать его.

В случаях, когда велосипедист скрылся с места происшествия, а автомобиль в результате аварии получил повреждения, его владельцу следует постараться запомнить приметы человека, управляющего велосипедом, найти как можно больше очевидцев и вызвать сотрудников ДПС.

Причины аварии

Далеко не всегда удается сразу выяснить, что послужило причиной дорожно-транспортного происшествия, в котором задействованы автомобиль и велосипед. Чтобы привлечь виновное лицо к ответственности и максимально возместить ущерб пострадавшей стороне, необходимо разобраться, каковы наиболее частые ситуации, способствующие авариям, в которых фигурируют владельцы велосипедов.

Выезд из двора

Если рассматривать ДТП во дворе дома, то чаще всего они происходят следующим образом. Уезжая с территории двора на дорогу, водитель авто не заметил велосипед, двигавшийся на большой скорости по трассе. Исход происшествия зависит от действий обоих его участников. При худшем варианте развития событий велосипедист может быть сбит машиной. Если столкновение допущено, то виноват водитель автомобиля. Это спорное мнение, так как обычно виноваты оба, но практически всегда нарушителем ПДД признается автовладелец, так как машина априори является источником повышенной опасности.

Движение навстречу авто

Это самый опасный вид ДТП с участием велосипеда, так как чаще всего его участники движутся навстречу друг другу с большой скоростью. В зависимости от ситуации, сотрудник ДПС будет определять степень виновности водителя автотранспорта и человека, едущего на велосипеде, но, скорее всего, виновным будет признан последний. Согласно п. 24.2 ПДД, он не должен выезжать за пределы крайней правой полосы. В противном случае он создает аварийно-опасную ситуацию.

Если столкновение произошло на перекрестке, велосипедист не имеет никаких преимуществ перед водителем автомашины. При пересечении этого сложного участка трассы все должны неукоснительно придерживаться единого порядка, установленного ПДД.

Если произошло ДТП с припаркованным автомобилем и ему были причинены механические повреждения, необходимо обязательно вызвать инспектора ДПС. Это обусловлено тем фактом, что у велосипедиста отсутствует страховой полис. В связи с этим не удастся оформить ДТП по европротоколу, так как для этого необходимо понадобится наличие автостраховки у обоих участников происшествия.

При нанесении имуществу вреда в результате действий велосипедиста, он должен возместить ущерб в гражданско-правовом порядке. Основанием для подачи судебного иска будет являться протокол, составленный сотрудником ГИБДД.

Движение по тротуару

Тротуары предназначены для пешеходов, но по ним разрешается ездить и на велосипеде. Хотя автомобили там не передвигаются, все-таки нередки случаи, когда происшествия случаются именно на тротуаре. Причины могут быть различными, например, плохой обзор для водителя автомашины на отдельных участках дороги. В подавляющем большинстве ситуаций столкновения можно избежать, если хорошо ориентироваться на местности и знать ПДД.

На остановке

Еще одним частым видом ДТП является столкновение велосипеда с автотранспортом на остановках. Иногда не удается избежать ДТП даже с припаркованным автомобилем.

Для общественного транспорта остановка является местом для высадки пассажиров. При возвращении автобуса или троллейбуса на маршрут они могут стать проблемой для велосипедиста.

>Видео: Подборка ДТП с участием велосипедиста

На пешеходном переходе

Правила дорожного движения России подробно описывают условия движения по пешеходному переходу. Что касается велосипедистов, то постановлением Правительства РФ № 1090 (пункт 29.8) им запрещено передвигаться по «зебре», находясь за рулем транспортного средства.

Обычно причиной ДТП на пешеходном переходе становится стремление велосипедиста как можно быстрее пересечь дорогу, не переходя на пеший ход.

Определение виновности

Если произошло ДТП, ответственность за его совершение наступает в соответствии с кодексом об административных правонарушениях. Чтобы определить виновного в аварии, сотрудники ГИБДД производят осмотр места происшествия, фиксируют положение транспортных средств с помощью фотоаппарата, опрашивают участников ДТП и свидетелей, собирают другие доказательства. При необходимости назначаются различные экспертизы. Если же доказательства и показания противоречат друг другу, то виновника происшествия устанавливает суд.
Если водитель сбил велосипедиста и тот погиб или получил тяжкие телесные повреждения, то ответственность за это будет рассматриваться уже в рамках уголовного законодательства. Если же велосипедист по вине автомобилиста отделался материальным ущербом в виде поврежденного велосипеда, то виновное лицо или его страховая компания обязаны компенсировать нанесенный вред.

Ответственность велосипедиста за нарушение ПДД

Если же ДТП произошло по вине велосипедиста, то он обязан возместить ущерб, причиненный автовладельцу. Стороны могут договориться об этом непосредственно на месте аварии или решить данный вопрос через суд. Повышается степень ответственности, если велосипедист скрылся с места ДТП (если результатом стал смертельный исход, то велосипедист будет наказан в соответствии с УК РФ).

В соответствии со статьей 12.29 КоАП России, велосипедисту может быть назначен штраф в размере 800 рублей за нарушение ПДД при езде на велосипеде. Если же он передвигался в нетрезвом виде и попал в аварию, то ему придется заплатить 1000-1500 рублей.

Возмещение ущерба

Каждый участник ДТП может получить как моральный, так и физический или материальный вред, который подлежит возмещению виновной стороной. Если участники происшествия придут к мирному соглашению и договорятся о компенсации ущерба самостоятельно, то им удастся избежать долговременных судебных тяжб.

Основанием для выплат является постановление ГИБДД и полученные доказательства виновности. Не у всех автомобилистов на момент аварии в наличии имеется страховка, поэтому велосипедист может требовать оплаты ущерба через суд. Также не миновать судебной инстанции, если страховая компания отказывается возмещать вред.

Если виновен в ДТП велосипедист, то ситуация сложнее, так как этот участник дорожного движения не обязан страховать свое средство передвижения. В таком случае ситуация решается на основании статьи 1064 Гражданского кодекса России, определяющей порядок возмещения ущерба.

Примеры из судебной практики

Большинство ДТП с участием велосипедиста являются довольно однообразными и широко известны судебной практике. Обычно участникам аварии удается достичь соглашения при условии возмещения причиненного ущерба. Решение, принимаемое по ДТП, базируется на действующем законодательстве и основано на показаниях участников и свидетелей происшествия, а также на других доказательствах.
Например, при выезде из двора водитель автомобиля с низкой посадкой не увидел движущегося велосипедиста из-за кустов, растущих вдоль дороги. Последний ехал непосредственно по проезжей части. Произошла авария, потерпевший с тяжелыми телесными повреждениями был доставлен в больницу.

По решению суда водитель автомобиля обязан выплатить материальный ущерб (стоимость поврежденного велосипеда), а также затраты на лечение и восстановление велосипедиста. Также судом был удовлетворен иск по возмещению морального вреда.

Статистика

В ГИБДД ведется учет всех дорожно-транспортных происшествий, в том числе и с участием велосипедистов. Согласно статистике, в первом полугодии 2019 года произошло 2184 таких аварии, в результате которых погиб 141 человек, а более 2000 участников дорожного движения получили телесные повреждения различной степени тяжести. С участием несовершеннолетних, управлявших велосипедами, произошло 670 столкновений, жертвами которых стали 17 детей.

Причины аварий с участием велосипедистов следующие.

  1. 20% — ДТП при повороте направо (выезд из дворов, на перекресток и т.д.).
  2. 9% — водитель автомобиля открывает дверь, сбивая при этом движущегося велосипедиста (чаще всего это происходит на парковке).
  3. 8% — при движении на перекрестках (включая столкновения во дворах). В подавляющем большинстве случаев велосипед игнорируется водителем автомобиля, движущегося по второстепенной дороге.
  4. 7% — при поворотах налево (обычно это маневры на перекрестках).
  5. 6% — аварии при попытках обгона велосипеда автомобилем слева. 3% — аналогичное нарушение справа.

Несмотря на увеличившееся число велосипедистов на дорогах, водители автотранспорта довольно пренебрежительно относятся к ним. Особенно опасным такое отношение становится в холодное время года, когда тормозной путь значительно увеличивается.

>Видео: Разбор аварии с участием велосипедиста и автомобиля

Подведем итоги

Если обе стороны дорожного движения будут соблюдать установленные правила, а также проявят внимание на дороге, то подавляющего большинства опасных ситуаций удастся избежать. Если все-таки произошла авария, то защитить свои права поможет знание юридической стороны вопроса и обращение к опытным юристам.

> ДТП с велосипедистами

5/5 (1)

Порядок действий при ДТП с участием велосипедиста

Столкновение велосипеда и автомобиля является дорожно-транспортным происшествием. Когда такое случается, участники должны осуществить определенные действия, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.

Запомните! Существует регламентированный механизм действий:

  • осмотреть всех участников ДТП на предмет наличия повреждений;
  • в случае необходимости позвонить в скорую помощь;
  • в тех ситуациях, когда водитель (выступающий в роли виновника ДТП) пробует скрыться, нужно зафиксировать номерной знак его автомобиля;
  • позвонить в ГИБДД;
  • нельзя осуществлять какие-то действия в отношении транспортного средства, участвовавшего в ДТП (ответственность за это установлена статьей 12.27 КоАП);
  • постараться найти свидетелей, которые видели произошедшие события;
  • снять на фотоаппарат место происшествия;
  • зафиксировать полученные травмы;
  • встретить сотрудников ГИБДД;
  • поспособствовать процессу правильного составления протокола;
  • направить претензию о возмещении понесенного ущерба;
  • в случае необходимости подать иск в судебный орган.

Возникновение дорожно-транспортного происшествия – нередкое явление, к тому же виноватой стороной может оказаться каждый из участников аварийной ситуации. Поэтому участники дорожного движения должны знать правовую сторону вопроса.

Кто виноват

В первую очередь, когда происходит ДТП, нужно установить виновника. Тем более при появлении разногласий относительно повреждений и понесенного ущерба.

Виновником по причине невнимательного или пренебрежительного отношения к остальным участникам движения может являться как водитель, управлявший автомобилем, так и сам велосипедист.

Для того чтобы определить виноватую сторону аварии, надо знать вероятные причины столкновения. Различное восприятие передвижения по проезжей части может привести к непредвиденным обстоятельствам.

Учтите! Частыми причинами являются:

  • небезопасный поворот участника движения направо;
  • проезд велосипеда по тротуару;
  • отсутствие светоотражателей и фонарей;
  • проезд на велосипеде пешеходного перехода;
  • неожиданные маневры велосипедиста;
  • водитель автомобиля не уступает дорогу на перекрестке.

Могут быть и другие причины, ведь все предсказать не представляется возможным. Кроме того, часто отдельно рассматривают причины столкновений по вине велосипедиста, отдельно по вине автомобилиста.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ДТП с пострадавшими – что грозит виновнику?

При выезде из двора

Ситуация может выглядеть следующим образом. Из проулка между зданиями на дорогу выезжает машина. Одновременно с этим по дороге недалеко от припаркованных у бордюра автомобилей передвигается велосипед.

Автолюбитель из-за низкой посадки не замечает велосипеда и выезжает на дорогу. Далее все зависит от скоростного режима этих объектов, их реакции и других обстоятельств.

На вопрос, кто виновен в аварии с велосипедистом в такой ситуации, можно однозначно ответить – водитель. Поэтому велосипедист имеет право рассчитывать на возмещение вреда.

Тем не менее, по факту виновны оба, ведь у велосипедиста по причине его более высокой в сравнении с автомобилем посадки была возможность избежать аварии.

Движение навстречу автомобилю

Для всех разновидностей транспортных средств (к коим можно отнести и велосипед) на дорогах указаны полосы движения. В нашей стране с давних пор применяется правосторонняя схема движения.

Важно! Все категории транспортных средств должны соблюдать это требование, будь то огромный тяжелый самосвал или небольшой велосипед. Поэтому случай, в котором велосипедист движется по встречной полосе против потока машин, является неверной и потенциально аварийной ситуацией.

Результат такого маневра может быть крайне негативным, учитывая скорость передвижения транспорта на дороге.

При движении по тротуару

Существует и другой пример аварий, в которых участвует велосипед. Велосипедист движется по тротуару. Из проулка между зданиями выезжает машина.

У автолюбителя зачастую в таких ситуациях затруднен обзор – высокими растениями, постройками, баннерами и другими объектами.

В итоге случается столкновение, результатом которого будет вред, нанесенный не только транспортным средствам, но и людям. Тем более это грозит не имеющему серьезной защиты велосипедисту.

Обратите внимание! В произошедшем событии виновником может быть любой участника ДТП. С одной стороны, машина при выезде на дорогу обязана пропустить велосипед, передвигающийся по тротуару. С другой стороны, передвижение велосипедиста по тротуару не должно препятствовать передвижению других объектов. В противном случае велосипедист должен спешиться и перейти потенциально опасное место на своих двоих.

Однако часто виноватым признают велосипедиста. Ведь водитель машины даже при небольшой скорости передвижения между дворами не смог бы остановиться перед велосипедом, появившимся внезапно со стороны тротуара.

Посмотрите видео. Велосипедист в ДТП: что делать, как помочь?

Как правило, аварии на пешеходном переходе с участием велосипедов происходят из-за того, что они желают быстро проехать это место, вместо того чтобы слезть с велосипеда на тротуаре и перейти «зебру» пешком.

Законодательство в таких ситуациях, как правило, стоит на стороне водителя автомобиля. Хотя существуют и исключения.

Это, вероятнее всего, одна из самых трудных ситуаций, так как определить, кто в ней является виноватым, а кто пострадавшим, не представляется возможным.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Бесплатные консультации юристов по ДТП.

Можно привести следующий пример. Общественный транспорт совершает остановку для того чтобы высадить/посадить пассажиров на отведенном для этого участке проезжей части.

Велосипедист производит объезд этого транспортного средства. До того, как он завершает маневр, общественный транспорт также начинает передвижение.

Велосипедист тем самым блокируется с правой стороны общественным транспортом, а с левой – автомобилем, движущимся по соседней полосе. Дальнейший ход событий зависит уже от действий каждой из сторон.

Ответственность водителя

Если в столкновении с велосипедистом виноват водитель машины, то ответственность может быть назначена в рамках статьи 12.27 КОАП или статьи 264 Уголовного кодекса РФ.

В зависимости от тяжести нанесенного ущерба в отношении виноватой стороны может быть наложен арест на пятнадцать суток или лишение водительского удостоверения на срок до 1,5 лет.

Учтите! Если виновник покинул место происшествия или пострадавшие получили серьезные повреждения, то возможны следующие разновидности юридической ответственности:

  • штрафные санкции;
  • принудительные либо исправительные работы на срок до двенадцати месяцев;
  • арест на срок до девяноста суток;
  • лишение свободы.

Если же ДТП завершилось смертью, виновник происшествия с велосипедистом может получить тюремное заключение, однако если правонарушение было произведено непреднамеренно и прежде у виновника судимости не было, то заключение вероятнее всего будет заменено на условный срок.

Если велосипедист будет признан виновной стороной по итогам ДТП, то он может быть подвергнут административному наказанию по статьям КоАП РФ:

  • часть 2 статьи 12.29 – нарушение ПДД при передвижении по проезжей части (предупреждение или штраф в размере восьмисот рублей);
  • часть 3 статьи 12.29 – нарушение ПДД в алкогольном опьянении (штраф от одной тысячи до полутора тысяч рублей, если был причинен легкий или средний вред здоровью).

Компенсация и моральный вред взыскиваются путем подачи искового заявления потерпевшей стороной.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Судебная практика

В качестве примера можно привести следующую ситуацию: машина передвигалась по проезжей части между городами в крайней правой полосе со скоростью примерно пятьдесят километров в час (по причине плохого качества дороги).

Перед транспортным средством на расстоянии около 100 метров ехал велосипедист, причем, не соблюдая правил, по левой полосе. Когда оба участника движения поравнялись, велосипед неожиданно повернул на правую полосу и «подрезал» машину.

Водителю автомобиля пришлось осуществить экстренное торможение, однако, из-за маленькой дистанции случился наезд на велосипедиста.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Штраф за оставление места ДТП.

Велосипедист получил легкие травмы и повреждения своего велосипеда. У автомобиля был серьезно поврежден бампер и решетка радиатора.

Сотрудник ГИБДД, приехавший на место инцидента, осуществил осмотр, после чего посмотрел запись регистратора, расположенного в салоне машины и выписал штраф велосипедисту, пребывавшему в состоянии алкогольного опьянения.

В результате обошлось без серьезного вреда, как для здоровья, так и для собственности, но так случается далеко не всегда.

Посмотрите видео. Что делать, если сбил велосипедиста:

Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно!

Или позвоните нам по телефонам:
8 (499) 322-73-27
Москва, Московская область

8 (812) 507-82-87
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 551-71-02
Федеральный номер для других регионов России

Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме.

Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.