КамАЗ 43269 выстрел

КамАЗ-43269

Россия, КамАЗ-Дизель

дизельный

10 850 см3

209 л. с. (154 кВт ), при 2600 об/мин

637 Н·м, при 1600 об/мин

2 на цилиндр, всего 16

120 мм

120 мм

непосредственный впрыск, с воспламенением от сжатия

жидкостное

чугун

алюминий

Россия, КамАЗ-Дизель

дизельный

10 850 см3

209 л. с. (162 кВт ), при 2600 об/мин

667 Н·м, при 1600 об/мин

2 на цилиндр, всего 16

120 мм

120 мм

непосредственный впрыск, с воспламенением от сжатия

жидкостное

чугун

алюминий

КамАЗ-43269

КамАЗ-43269 «Выстрел» на выставке «Технологии в машиностроении» в Москве. 2012 год.
КамАЗ-43269 «Выстрел»
Классификация бронеавтомобиль
Боевая масса, т 10,840
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 4
История
Разработчик НПЦ СМ МГТУ им. Н. Э. Баумана,
КамАЗ
Производитель Ремдизель,
Муромтепловоз
Размеры
Длина корпуса, мм 7240
Ширина, мм 2550
Высота, мм 2780
Бронирование
Тип брони противопульная
(класс защиты Бр5)
Вооружение
Пулемёты 1 × 14,5-мм КПВТ +
1 × 7,62-мм ПКТ,
или
1 × 12,7-мм «Корд» +
1 × 7,62-мм ПКТМ,
или
1 × 12,7-мм «Утёс»/»Корд»
Другое вооружение 1 × 30-мм АГ-17,
или
1 × 30-мм АГ-17 +
1 × ПУ ПТРК «Фагот»
Подвижность
Тип двигателя КамАЗ-740.10 V8 Производитель Тип Объём Максимальная мощность Максимальный крутящий момент Конфигурация Цилиндров Клапанов Диаметр цилиндра Ход поршня Степень сжатия Система питания Охлаждение Клапанной механизм Материал блока цилиндров Материал ГБЦ Тактность (число тактов) Порядок работы цилиндров Максимальные обороты КамАЗ-740.20 V8 Производитель Тип Объём Максимальная мощность Максимальный крутящий момент Конфигурация Цилиндров Клапанов Диаметр цилиндра Ход поршня Степень сжатия Система питания Охлаждение Клапанной механизм Материал блока цилиндров Материал ГБЦ Тактность (число тактов) Порядок работы цилиндров
Скорость по шоссе, км/ч 90
Запас хода по шоссе, км 1100
Тип подвески рессорная
Медиафайлы на Викискладе

Выстрел К-43269 (БПМ-97) — российский легкобронированный бронеавтомобиль.

Применение боевой машины возможно в вариантах штабного, патрульного, санитарного, пограничного или разведывательного автомобиля, а также в качестве мобильного противотанкового или зенитного ракетного комплекса.

История создания

Разработка началась в 1997 году в Научно-производственном центре «Специальное машиностроение» (НПЦ СМ) МГТУ имени Н. Э. Баумана совместно с КамАЗ. Первоначально проект предлагался всем силовым ведомствам России. Первым серьёзно обратил внимание на БПМ-97 директор ФПС России генерал армии А. И. Николаев. Бронеавтомобиль предполагался для частичной замены (в горячих точках и на опасных участках границы) основного транспорта пограничников — ГАЗ-66. После дефолта 1998 года государственное финансирование прекратилось, и работы по проекту затянулись. В 1999 году впервые широкой публике был представлен макетный образец новой боевой машины.

Для компенсации затрат на разработку при малом объёме госзаказов машины были предложены гражданским компаниям. Бронеавтомобили стали использоваться для перевозки взрывчатых веществ, различных ценных грузов, а также для инкассации.

После получения в 2005 году разрешения на экспорт, пробные партии машин были проданы вооружённым силам Казахстана (ВС РК) и Азербайджана. В процессе эксплуатации у машин был выявлен ряд довольно серьёзных дефектов (обрыв кардана, поломка рессор, у нескольких машин — трещины в бронелистах), послуживших поводом к отказу от покупки уже произведённой второй партии машин для ВС РК. В результате, в 2008 году Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) решило выкупить данную партию броневых автомобилей.

После этого были созданы три доработанные единицы для государственных испытаний, по окончанию которых специально созванная межведомственная комиссия рекомендовала принять бронированную пограничную машину БПМ-97 на вооружение Пограничной службы ФСБ России. В результате, приказом директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России) бронеавтомобиль БПМ-97 Выстрел К-43269 был принят на снабжение пограничных органов.

Вслед за ФСБ России, Минобороны России также провело ускоренные испытания Выстрел К-43269, по результатам которых приказом начальника Главного автобронетанкового управления от 14 августа 2008 года бронеавтомобиль Выстрел К-43269 принят на снабжение Вооружённых сил Российской Федерации (ВС России).

В 2009 году несколько машин Выстрел К-43269 приняли участие в учениях «Запад-2009».

«Выстрел» собирается на заводе АО «Ремдизель» в Набережных Челнах. В броневой корпус производства ОАО «Курганмашзавод» устанавливаются узлы и агрегаты КамАЗ-4326 4×4.

Модернизация бронеавтомобиля с установкой комплекса средств связи, вооружения и другого оборудования производится на ОАО «Муромтепловоз».

Конструкция

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 6 января 2015 года.

Конструктивно БПМ-97 представляет полноприводный бронеавтомобиль с несущим сварным корпусом от Курганмашзавода. Автомобиль разделен на моторный отсек и отделение для экипажа и десанта. На корпусе выполнены боковые и задние кормовые двери, люки для десанта и люки для механика и старшего по автомобилю. При создании автомобиля использовались узлы и агрегаты серийного автомобиля повышенной проходимости КАМАЗ-4326. Применение унифицированных серийных узлов и агрегатов позволило упростить процессы производства и ремонта автомобиля, снизить стоимость автомобиля, обеспечить технический осмотр и ремонт техническими средствами, предназначенными для серийных автомобилей и шасси производства ПАО «КАМАЗ». Пробег до капитального ремонта составил 270 тыс. километров.

На БПМ-97 установлены два 125-л протектированных бака и дополнительный 20-л бак в броневом корпусе. Автомобиль оснащен автономным отопителем, позволяющим поддерживать рабочую температуру в отделении для экипажа и десанта вне зависимости от работы двигателя. Также на автомобиле установлена фильтровентиляционная установка.

Особенность бронеавтомобиля Выстрел К-43269 состоит в том, что по желанию заказчика на нём может быть смонтирован боевой модуль в комплектации, выбранной из широкого ряда продукции, предлагаемой ОАО «Муромтепловоз» — производителем модулей для данного автомобиля, который осуществляет сборку машины в целом: устанавливает на изделие комплекс средств связи, вооружения и другое оборудование по требованию заказчика, исходя из чего состав вооружения бронемашины непостоянен и может быть изменён в соответствии с поставленными задачами.

  • Место механика-водителя

Отчётливо видны: руль, педали, приборная панель в форме торпеды, рычаг переключения коробки передач, рычаги привода стеклоочистителей, указателей поворотов, подачи звукового сигнала (клаксон), спидометр, выключатели отопления и освещения в кабине, фар и грузовой лебёдки, а также другие приборы, тумблеры и индикаторы.

Защита и вооружение

Бронирование противопульное — 6 класса защиты (с 2014 года соответствует классу Бр5). Верхняя часть корпуса выдерживает выстрелы из 12,7-мм пулемёта «Утёс» с дистанции 300 м, нижняя часть и корма — из 7,62-мм снайперской винтовки СВД с дистанции 30 м; днище также бронировано.

Вооружение монтируется во вращающейся башне, либо в турельном исполнении (по желанию заказчика):

  • 14,5-мм пулемёт КПВТ со спаренным 7,62-мм пулемётом ПКТ — в башенной пулемётной установке БПУ-1;
  • различные варианты комплекса вооружения в унифицированных башенных пулемётных установках (БПУ):
    • 12,7-мм пулемёт «Корд» со спаренным 7,62-мм пулемётом ПКТМ — в БПУ типа МА7 или МА8,
    • 12,7-мм пулемёт НСВТ — в БПУ 55Л140 «Луч» (ТКБ-0149),
    • 2 × 12,7-мм пулемёта «Корд» — в БПУ МА9,
    • 7,62-мм пулемёт ПКТМ — в БПУ МА3;
  • 12,7-мм пулемёт НСВ-12,7 «Утёс» или «Корд» на турели — в безбашенной модификации бронеавтомобиля.

На различных вариантах башен возможна дополнительная установка 30-мм автоматического гранатомёта (АГ): АГ-17 «Пламя» — на БПУ МА7-02, МА8 и 55Л140 «Луч» (ТКБ-0149), или АГ-30 — на БПУ МА3, а также противотанкового ракетного комплекса (ПТРК): 1 пусковой установки (ПУ) ПТУР «Фагот» — на БПУ 55Л140 «Луч» (ТКБ-0149), или 4 ПУ ПТУР «Конкурс» — на БПУ МА3. На бронеавтомобилях всех модификаций возможна установка унифицированной системы отстрела дымовых гранат 902В «Туча».

Ещё одним вариантом вооружения является боевой модуль типа МБ2, включающий в себя 30-мм автоматическую пушку 2А42 со спаренным 7,62-мм пулемётом ПКТМ, а также вспомогательным вооружением: либо 30-мм автоматическим гранатомётом АГ-17 «Пламя», либо 12,7-мм пулемётом «Корд», либо 2 пусковыми установками ПТРК «Конкурс». В боевом положении полная масса «Выстрела» не превышает 12 т.

На шасси бронированного Выстрел К-43269 может быть собран зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) ближнего действия с боевым отделением, в башне которого находится пусковая установка ЗУР «Стрела-10М».

Модификации

  • БПМ-97 КамАЗ-43269 — бронированная пограничная машина, базовая модификация для пограничных войск.
  • КамАЗ-43269 «Дозор» — модификация в варианте бронированной разведывательно-дозорной машины для сухопутных войск, оборудованная комплексом средств автоматизации разведки (КСАР) и комплексом БПЛА ZALA 421-08 «Стрекоза».
  • Выстрел К-43269 (модернизированный) — бронеавтомобиль поздних выпусков (после модернизации): с изменённым лобовым стеклом, стеклоочистителями, перенесённым воздухозаборником, установленной системой очистки воздуха и пр.
  • Выстрел К-43269 с БППУ МБ2 — модификация с боевым модулем МБ2-03 (30-мм пушка 2А42, 7,62-мм пулемёт ПКТМ, 30-мм гранатомёт АГ-17).
  • Выстрел К-43269 с ЗРК «Стрела-10М» — модификация с ЗРК «Стрела-10М».

Модификации 6 × 6

В 2008 году КАМАЗ планировал помимо существующего двухосного броневика «Выстрел» создать аналогичные трёх- и четырёхосные машины, рассчитанные на 13 и 18 бойцов соответственно.

В 2009 году на форуме сайта Radikal.ru была опубликована схема 3- и 4-осных броневиков аналогичной «Выстрелу» конструкции, а позже появились и фотографии трёхосного броневика, предположительно называемого «Изделие 69501».

В 2010 году ОАО «Краснодарский приборный завод „Каскад“» на выставке МВСВ-2010 была анонсирована машина 15М107 на базе Выстрел К-43269, предназначенная для дистанционного поиска и обезвреживания минно-взрывных заграждений, имеющих в своем составе электронные схемы управления.

В 2011 году ЗАО «Корпорация „Защита“» представила специальный бронированный автомобиль СБА-60-К2 «Булат» (6×6) с использованием узлов и агрегатов серийного грузовика КамАЗ-5350 «Мустанг» и броневика Выстрел К-43269. В бронеавтомобиле 8 посадочных мест для десанта + 2 места спереди, включая водительское.

  • Бронеавтомобиль Выстрел К-43269 и его модификации
  • БПМ-97 Выстрел К-43269 до модернизации, 2009 год.

  • Модернизированный Выстрел К-43269 на демонстрационном показе в Бронницах, 2011 год.

  • Выстрел К-43269 с боевым модулем МБ2-03.

  • Трёхосный спецбронеавтомобиль СБА-60-К2 «Булат» (6 × 6).

На вооружении

Подразделения антитеррора всех дивизий РВСН оснащены бронеавтомобилями Выстрел К-43269 на 3 мая 2013 года сообщил журналистам официальный представитель управления пресс-службы и информации Минобороны по РВСН полковник Игорь Егоров.

На январь 2017 года в РФ находится более 100 единиц в эксплуатации.

Кроме ВС РФ и Пограничной службы ФСБ России, довольно большое количество Выстрел К-43269 в невооружённой модификации было приобретено Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН России) для вооружения её спецподразделений. В настоящее время «Выстрелы», вместе с другими типами спецавтомобилей, состоят на вооружении большинства отделов специального назначения (ОСН) ФСИН России.

Разработки на базе БПМ-97

На базе БПМ-97 была разработана плавающая разведывательная машина «Выдра», созданная по предложению командующего ВДВ. Существование разработок по данной теме подтвердил в своих статьях в журнале «Новый оборонный заказ» главный конструктор Научно-производственного центра «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н. Э. Баумана к. т. н. С. Д. Попов.

Параллельно, под руководством директора программы «Специальные автомобили» ПАО «КАМАЗ» Р. А. Азаматова, ведётся разработка по теме «Бронеавтобус» 6 × 6 (бронешасси «Воин») на узлах и агрегатах шасси «КАМАЗ».

Изображения

Примечания

  1. 1 2 Сергей Птичкин. Рынок оружия для своих. Российская газета (23 сентября 2008). Дата обращения 3 сентября 2010.
  2. BPM-97 Vistrel armored personnel carrier Архивная копия от 28 сентября 2011 на Wayback Machine.
  3. RusArmy.com :: КамАЗ-43269 Выстрел.
  4. 1 2 3 Модернизация КАМАЗ-43269. Военная продукция. Сайт ОАО «Муромтепловоз». Дата обращения 18 марта 2018.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 Боевые модули ОАО «Муромтепловоз». Портал «Современная армия» (6 мая 2013). Дата обращения 20 марта 2018.
  6. Мордовцев, 2006, с. 135.
  7. Башенная установка МА7. Военная продукция. Сайт ОАО «Муромтепловоз». Дата обращения 18 марта 2018.
  8. 1 2 Башенная установка МА7-02. Военная продукция. Сайт ОАО «Муромтепловоз». Дата обращения 18 марта 2018.
  9. 1 2 Башенная установка МА8. Военная продукция. Сайт ОАО «Муромтепловоз». Дата обращения 18 марта 2018.
  10. URIADNIK, ч. 1, Фото первого макетного образца бронемашины.
  11. 1 2 3 Установлена на макетном образце бронеавтомобиля.
  12. Башенная установка МА9. Военная продукция. Сайт ОАО «Муромтепловоз». Дата обращения 18 марта 2018.
  13. 1 2 3 Башенная установка МА3. Военная продукция. Сайт ОАО «Муромтепловоз». Дата обращения 18 марта 2018.
  14. Боевое отделение МБ2-03. Военная продукция. Сайт ОАО «Муромтепловоз». Дата обращения 18 марта 2018.
  15. Боевое отделение МБ2-04. Военная продукция. Сайт ОАО «Муромтепловоз». Дата обращения 18 марта 2018.
  16. Боевое отделение МБ2-05. Военная продукция. Сайт ОАО «Муромтепловоз». Дата обращения 18 марта 2018.
  17. 1 2 Бронеавтомобиль БПМ-97 «Выстрел». Contract-army.ru. Дата обращения 15 марта 2018.
  18. Зверинец.
  19. Яндекс. Народ (недоступная ссылка).
  20. ВИФ2 NE Архивная копия от 3 декабря 2013 на Wayback Machine.
  21. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 1 февраля 2012. Архивировано 27 октября 2012 года.
  22. Gur Khan attacks!: ОКР «Медведь»: создание семейства бронеавтомобилей.
  23. Новый БТР от КАМАЗа? Архивировано 3 декабря 2013 года.
  24. Современные Российские ВС — 3 (Страница 288) — Форум — Глобальная Авантюра (недоступная ссылка).
  25. СБА-60-К2 «Булат» специальный бронированный автомобиль.
  26. Бронемашины «Выстрел» появились в спецподразделениях РВСН | РИА Новости.
  27. The Military Balance 2017. — P. 212.
  28. Автотранспорт. ОСН «Сатурн». УФСИН России по г. Москве. Дата обращения 20 марта 2018.
  29. URIADNIK, ч. 2, Фотосет «Выстрела» в составе различных ОСН ФСИН России.
  30. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 26 июня 2011. Архивировано 5 ноября 2012 года.

Литература

  • Николай Мордовцев. «Выстрел» грянет… // За рулём : журн. — 2006. — № 2 (февраль). — С. 134—136. — ISSN 0321-4249.
  • Попов С. Д., к. т. н., главный конструктор Научно-производственного центра «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н. Э. Баумана. Потенциальные возможности // Новый оборонный заказ. Стратегии : журн. — 2010. — № 2 (9).

Ссылки

  • URIADNIK. Он же «Выстрел», он же «Дозор», он же БПМ-97, он же КамАЗ-43269, он же «Булат». Часть 1. Блог-платформа «LiveJournal» (23 декабря 2015). Дата обращения 20 марта 2018.
  • URIADNIK. Он же «Выстрел», он же «Дозор», он же БПМ-97, он же КамАЗ-43269, он же «Булат». Часть 2. Блог-платформа «LiveJournal» (25 декабря 2015). Дата обращения 20 марта 2018.
  • Денис ‘TWOWER’ Мокрушин. КАМАЗ-43269 «Выстрел». Блог-платформа «LiveJournal» (10 августа 2011). Дата обращения 20 марта 2018.
  • АО «Ремдизель».
  • ОАО «Курганмашзавод».
  • Army Guide.
  • Фотографии Выстрела, используемого в спецподразделении ФСИН России.
  • Фотографии модернизированного Выстрела К-43269 на демонстрационном показе в Бронницах.
  • Фотографии модернизированного Выстрела К-43269 на выставке Интерполитех-2011.
  • Выстрел К-43269 (БПМ-97) на полигоне ЛНР, начиная с 36.
  • Выстрел К-43269 (БПМ-97) захваченный Исламским Халифатом.

Бронированные машины, бронетехника и машины на их базе Российской Федерации

  • Урал-432009
  • Урал-4320-09-31
  • Урал-Э4320Д-31
  • Урал-Э5323Д
  • ГАЗ-39344
  • «Воин»
  • «Медведь»
  • Урал-6320
  • «Тайфун»
  • («Тайфун-Д»
  • «Тайфун-У»
  • Урал-63099
  • «Тайфун-К»
  • КАМАЗ-63969)
  • «Водник»
  • «Выстрел»
  • «Тигр»
  • «Волк»
  • «Скорпион ЛТА»
  • «Булат»
  • «Горец-К»
  • «Федерал-М» («Звездочёт»)
  • «Скорпион ЛША-Б»
  • Патруль-А

Основные боевые танки Боевые машины огневой поддержки Боевые машины пехоты и десанта Боевые машины ПТРК Боевые разведывательные машины Боевые машины огнемётчиков Бронетранспортёры Бронированные автомобили

САУ Противотанковые Самоходные гаубицы Самоходные миномёты
БМ РСЗО
и ОТРК
БМРА ТЗМ

ЗСУ и
ЗРПК
57 мм 30 мм
БМ
ЗРК
и
ЗРС
Сосна Тор Бук С-300В

Инженерные и специальные машины
ГМЗ БМР ИТ МТУ РХМ БММ БРЭМ Другие

Машины разведки и управления
КШМ ПРП и ППУ КСАУО РЛС РЭБ
Самоходные лазерные комплексы
* — производились только на экспорт; курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы.

БПМ — 97 «Выстрел» РПМ «Дозор» и «Булат» Добавил: Chief | Дата: 11.12.2019 | Категория: Армия и вооружение

История этой машины началась давным давно. Примерно с того момента как кончилась Вторая Мировая Война… Дело в том, что тогда у многих стран уже были лёгкие бронированные машины. В СССР же довольствовались УАЗиками. конечно вооружёнными, а в некоторых особо страшных случаях даже бронированными, однако всё же самыми обыкновенными внедорожниками, не предназначенными для участия в бою. В 1950 году поступил на вооружение БТР-40.

БТР-40 — советский лёгкий бронетранспортёр 1950-х годов, в силу специфики своего назначения по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль. Был разработан в ОКБГАЗа в 1947—1949 годах на основе полноприводного грузового автомобиля ГАЗ-63 и стал первым серийным бронетранспортёром СССР.

Будучи разработан под влиянием опыта использования поставленных в годы Второй мировой войны бронетранспортёров США, прежде всего M3, в системе вооружений Вооружённых Сил СССР БТР-40 выполнял роль лёгкого бронетранспортёра, параллельно с более тяжёлым БТР-152. В отличие от последнего БТР-40 использовался, помимо перевозки личного состава мотострелковых частей, преимущественно в качестве многоцелевой разведывательной, связной или командирской машины, а также артиллерийского тягача.

Серийное производство БТР-40 осуществлялось ГАЗом с 1950 по 1960 год, всего было выпущено около 8500 машин этого типа в двух основных вариантах: базового многоцелевого бронетранспор-тёра и лёгкой пулемётной ЗСУ. БТР-40 использовался Советской Армией в 1950—1960-х годах, но с 1958 года постепенно стал вытесняться в большинстве своих ролей более совершенной машиной БРДМ, созданной на его основе, но окончательно был формально снят с вооружения ВС России лишь в 1993 году.

Параллельно на заводе имени Сталина и Брянском автомобильном заводе выпускались БТР-152.

БТР-152 — советский бронетранспортёр, созданный на базе узлов и агрегатов грузового автомобиля ЗИС-151. Принят на вооружение в 1950 году. Бронетранспортёр имел открытый сверху сварной несущий корпус. Находился в серийном производстве с 1950 по 1955 годы. Производство продолжалось до 1962 года. Всего на заводе имени Сталина и Брянском автомобильном заводе произведена 12 421 машина. Находился на вооружении Вооружённых сил России до 1993 года.

В 1997 году началась разработка легко-бронированного автомобиля БПМ-97 в Научно-производ-ственном центре «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н. Э. Баумана совместно с КамАЗ. Первоначально проект предлагался всем силовым ведомствам России. Первым серьезно обратил внимание на БПМ-97 руководитель Федеральной погранслужбы Андрей Николаев. Бронеавтомобиль предполагался для частичной замены (в горячих точках и на опасных участках границы) основного транспорта пограничников — ГАЗ-66. После дефолта 1998 года государ-ственное финансирование прекратилось и работы по проекту затянулись. В 1999 году впервые широкой публике был представлен макетный образец новой боевой машины.

Для компенсации затрат на разработку при малом объёме госзаказов машины были предложены гражданским компаниям. Бронеавтомобили используются для перевозки взрывчатых веществ, денег и ценных грузов.

После получения в 2005 году разрешения на экспорт несколько машин было продано МВД Казахстана и Азербайджана. В процессе эксплуатации у машин был выявлен ряд довольно серьезных дефектов, послуживших поводом к отказу от покупки уже произведенной партии машин (обрыв кардана, поломка рессор, у нескольких машин — трещины в бронелистах). В результате в 2008 году министерство обороны решило выкупить данную партию броневиков. В 2009 году несколько машин БПМ-97 приняли участие в учениях «Запад-2009».

«Выстрел» собирается на заводе ЗАО «Ремдизель» в Набережных Челнах. На бронированный кузов производства ОАО «Курганмашзавод» устанавливаются узлы и агрегаты КамАЗ-4326 4х4.

Конструктивно БПМ-97 представляет полноприводный бронеавтомобиль с несущим сварным корпусом от Курганмашзавода. Автомобиль разделен на моторный отсек и отделение для экипажа и десанта. На корпусе выполнены боковые и задние кормовые двери, люки для десанта и люки для механика и старшего по автомобилю. При создании автомобиля использовались узлы и агрегаты серийного автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-4326. Применение унифицированных серийных узлов и агрегатов позволило упростить процессы производства и ремонта автомобиля, снизить стоимость автомобиля, обеспечить технический осмотр и ремонт техническими средствами, предназначенными для серийных автомобилей и шасси производства ОАО «КамАЗ». Пробег до капитального ремонта составил 270 тыс. километров.

На БПМ-97 установлены два 125 л протектированных бака и дополнительный 20 л бак в бронированном корпусе. Автомобиль оснащен автономным отопителем, позволяющим поддерживать рабочую температуру в отделении для экипажа и десанта вне зависимости от работы двигателя. Также на автомобиле установлена фильтровентиляционная установка.

Бронирование противопульное. Верхняя часть корпуса выдерживает выстрелы из 12,7-мм пулемёта «Утёс» с дистанции 300 м, нижняя часть и корма — из 7,62-мм снайперской винтовки СВД с дистанции 30 м; днище также бронировано. Вооружение монтируется во вращающейся башне. Возможна установка 14,5-мм пулемёта КПВТ или 12,7-мм пулемёта «Корд», 30-мм гранатомёта «Пламя», противотанкового ракетного комплекса.

Модификации

БМП-97 — для сухопутных войск

Разведывательно-патрульная машина КАМАЗ-43269 «Дозор» — для разведки и пограничных войск.

Модернизированный КамАЗ-43269 «Выстрел» — модернизированный бронеавтомобиль с измененным лобовым стеклом, стеклоочистителями, перенесенным воздухозаборником и установленной системой очистки воздуха.

В 2010 году корпорация «Защита» начала разработку специального бронированного автомобиля СБА-60-К2 «Булат». Машина проектировалась конструкторами «Защиты» на основе узлов и агрегатов полноприводного трехосного автомобиля КАМАЗ-5350 (43118) с колесной формулой 6×6. При этом произошел переход на несущий броневой корпус и «капотную» схему компоновки, позволяющую обеспечить бронирование двигателя и его систем и увеличить защищенность экипажа. Здесь можно увидеть аналогию с бронированным автомобилем «Выстрел» (БПМ-97), разработанным конструкторами центра «Специальное машиностроение» МГУТ им.Н.Э. Баумана и КАМАЗа.

На нижнетагильской выставке вооружений RAE 2013 был представлен первый опытный образец специального бронированного автомобиля «Булат СБА-60-K2». Зарубежная пресса восторгалась универсальностью применения этой машины, а потенциальные покупатели выстраивались в очередь за будущим стальным зверем. Спустя год еще более доработанный и усовершенствован-ный автомобиль готов вступить в ряды армии России.

Базой для «Булата» послужил серийный военный грузовик КАМАЗ 5350 «Мустанг», который с 2002 года исправно несет службу в российской армии. Многочисленные хвалебные отзывы простых солдат и офицеров о грузовике натолкнули конструкторов научно-производственного объединения «Защита» на мысль о создании на его базе бронированного автомобиля высокой проходимости и неприхотливости в эксплуатации.

«Булат» защищен высокопрочной броней класса «6-А», а это означает, что он в любой своей проекции может выдержать попадание боеприпаса, выпущенного из любого стрелкового оружия. Например, вы можете без устали расстреливать в упор машину из винтовки пулями повышенной пробиваемости со стальным термоупрочненным сердечником калибра 7,62-мм, а на «Булате» лишь начнет чуть облупливаться краска.

Крыша автомобиля выдерживает взрывы от ручных гранат РГД-5 и Ф-1, а днище V-образной формы устроено таким образом, что полностью подавляет дискомфорт от взрыва двух килограммов тротила. Это случилось благодаря тому, что особое внимание было уделено безопасности перевозимого личного состава.

Помимо неприступной брони, дополнительная защита солдат еще в том, что они находятся в специальной бронекапсуле, которая имеет автономную систему вентиляции и отопления. При подрыве на мине кресла десанта движутся по специальной траектории за счет амортизационных устройств, что минимизируют травмы среди экипажа.

Всего десантный блок вмещает в себя до 10 человек в полной экипировке вместе с личным оружием. Кстати, вести бой можно прямо отсюда, так как есть бойницы, а на крыше — специальные откидные люки, которые сконструированы так, чтобы их можно было использовать как подобие щитов.

Колесная формула 6х6, дизельный двигатель мощностью 260 лошадиных сил и относительно небольшая масса в 10 тонн позволяют использовать «Булат» как в условиях бездорожья и распутицы, так и в затопленных и заснеженных районах. Отсутствие дорог его не пугает, как и капризы погоды, ведь его можно использовать в диапазоне температур от -45 до +50, то есть на всей территории нашей необъятной Родины.

Помимо базовых устройств связи и наблюдения, на «Булат» устанавливаются системы ГЛОНАСС и GPS, приборы ночного видения, комплексы камер наблюдения с отдельным монитором, а наличие лебедки делает из него прекрасную эвакуационную машину.

Конструкция броневика предполагает возможность размещения на его крыше ракетных комплексов различного назначения, пулемётной установки с дистанционным управлением или даже небольшой башенки с вооружением, например, ПБУ-1, как на БТР-80.

Машина ракетного спецназа: почему бронеавтомобилю «Выстрел» не страшен любой враг

Только услышишь аббревиатуру КамАЗ, как сразу представляешь несущуюся по дороге огромную махину. Но конструкторы из Набережных Челнов умеют делать и достаточно компактную технику. Армейский бронированный автомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел» при сравнительно небольших размерах достаточно вместительный, у него хорошая эргономика и традиционная камазовская надежность.

Машина ракетного спецназа

Срочную службу Александр Шевелько проходил в Бологовской ракетной дивизии РВСН связистом, а на контракт пошел в БОР – батальон охраны и разведки. Это ракетный спецназ, в который отбирают самых физически крепких, выносливых и смышленых солдат. Другие с задачами по предназначению просто не справятся. А предназначение у бойцов БОР – вести разведку в районах боевого патрулирования мобильных стратегических комплексов, обнаруживать диверсионно-разведывательные группы (ДРГ) противника или банды террористов, блокировать их и уничтожать. Понятно, что в диверсанты отбирают настоящих «волков», поэтому «волкодавы» должны их превосходить во всем – в силе, тактической подготовке, умении обращаться с оружием. И техника БОР нужна лучшая.

Командир отделения гвардии сержант Александр Шевелько отдает короткий приказ – и солдаты мигом занимают места внутри бронеавтомобиля «Выстрел». Вместе с ними и мы с фотокором. Машина ходко мчится по полигонной дороге. Не авто класса люкс, вестимо, но хотя на колдобинах водитель гвардии рядовой Павел Мочалов скорость не сбрасывает, внутри яичницы-болтуньи из десанта не образуется: рессоры надежно гасят энергию тряски, да и сиденья мягкие. Бронелисты кузова изнутри обшиты толстой полимерной тканью, бойцам в касках, конечно, и так по барабану, а нам, штатским попутчикам, приятно, обойдемся без шишек…

Доехав к назначенному месту на бешеной скорости, мы успели перехватить ДРГ условного противника. Бойцы БОР за считаные секунды десантировались через широкие кормовые люки «Выстрела», в коротком «бою» уничтожили «врага». Он не смог прорваться к автономным пусковым установкам стратегических «Тополей».

Найти и обезвредить

Вообще-то «Выстрел» камазовские инженеры в кооперации с конструкторами научно-производственного центра «Специальное машиностроение» МГТУ имени Н. Э. Баумана создавали для пограничников. Бронеавтомобиль предполагалось использовать для применения в горячих точках и на опасных участках границы. Но машина пригодилась и в вооруженных силах. Сегодня она, наряду с БТР-70 и новейшими боевыми противодиверсионными машинами (БПДМ) «Тайфун-М», стоит на вооружении подразделений антитеррора соединений Ракетных войск стратегического назначения. Если хорошо вооруженные бронетранспортеры служат для огневого поражения ДРГ противника, то основная задача экипажей и десанта «Выстрелов» – поиск и обнаружение вражеских лазутчиков на маршрутах боевого патрулирования ракетных комплексов.

Легкий броневик имеет V-образное днище бронекорпуса для защиты от взрыва мин и фугасов, постоянный полный привод 4х4, 100-процентную блокировку межосевого и межколесных дифференциалов, центральную систему регулирования давления в колесах, лебедку и рассчитан на транспортировку до десяти солдат с оружием и снаряжением. Автомобиль оснащен автономным отопителем, позволяющим поддерживать рабочую температуру вне зависимости от работы двигателя. Также на нем установлена фильтровентиляционная установка.

Броня крепка

Пятнадцатимиллиметровая броня корпуса армейского автомобиля КамАЗ-43269 выдерживает попадание с 300 метров из крупнокалиберного пулемета, а корма и нижняя часть корпуса – с 30 метров из винтовки калибра 7,62 миллиметра. Бронированное днище специальной V-образной формы защищает экипаж от взрывов мин и фугасов.

Бойцы подразделений охраны и разведки и сами могут вести огонь на ходу и с коротких остановок. Для стрельбы из ручных видов оружия десанта и экипажа в бортах есть амбразуры с заслонками. Бронемашина также может комплектоваться вращающейся башней, в которой устанавливается вооружение различных типов. Например, пулемет «Корд» калибра 12,7 миллиметра, пулемет КПВТ калибра 14,5 миллиметра, 30-миллиметровый гранатомет «Пламя» или противотанковый ракетный комплекс. Но танки противника к нашим стратегическим «Тополям» и «Ярсам» прорваться не могут даже теоретически. А для выполнения задач борьбы с террористами и диверсантами «Выстрелу» хватает и базовой комплектации.

– Реально хорошая машина, – постучал по броне военный водитель гвардии рядовой Павел Мочалов. – Я бы и на гражданке такую прикупил – на охоту и рыбалку ездить. Везде пройдет.

…Кстати, в мирной жизни эти бронеавтомобили используются и для других целей – перевозки взрывчатых веществ, денег и ценных грузов.

Другие материалы свежего номера еженедельника «Звезда» вы можете прочитать, скачав электронную версию газеты.

КАМАЗ-43269 «Выстрел»

КамАЗ-43269 «Выстрел»

Тип:

Бронеавтомобиль

Страна:

Россия

Характеристики

Масса, кг:

Бронирование, мм:

противопульное

Тип и модель двигателя:

дизельный, КамАЗ-740.10-20 V8

Скорость, км/ч:

90 (шоссе)

Мощность двигателя, л.с.:

240 л.с. (177 кВт)

Запас хода, км:

Подвеска:

рессорная

Основное вооружение:

14.5-мм пулемёт КПВТ или 12.7-мм пулемёт «Корд»

Дополнительное вооружение:

30-мм гранатомёт «Пламя»

Длина, мм:

Ширина, мм:

Высота, мм:

Экипаж (расчёт), чел.:

2 (+8 десант)

Изображения на Викискладе:

КамАЗ-43269 «Выстрел»

КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97) — легкобронированный бронеавтомобиль. Также возможно применение в вариантах штабного, патрульного, санитарного, пограничного или разведывательного автомобиля.

Вид справа-сзади

Разработка началась в 1997 году в Научно-производственном центре «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н. Э. Баумана совместно с КамАЗ. Первоначально проект предлагался всем силовым ведомствам России. Первым серьезно обратил внимание на БПМ-97 руководитель Федеральной погранслужбы Андрей Николаев. Бронеавтомобиль предполагался для частичной замены (в горячих точках и на опасных участках границы) основного транспорта пограничников — ГАЗ-66. После дефолта 1998 года государственное финансирование прекратилось и работы по проекту затянулись. В 1999 году впервые широкой публике был представлен макетный образец новой боевой машины.

Для компенсации затрат на разработку при малом объеме госзаказов машины были предложены гражданским компаниям. Бронеавтомобили используются для перевозки взрывчатых веществ, денег и ценных грузов.

После получения в 2005 году разрешения на экспорт несколько машин было продано МВД Казахстана и Азербайджана. В процессе эксплуатации у машин был выявлен ряд довольно серьезных дефектов, послуживших поводом к отказу от покупки уже произведенной партии машин (обрыв кардана, поломка рессор, у нескольких машин — трещины в бронелистах). В результате в 2008 году министерство обороны решило выкупить данную партию броневиков. В 2009 году несколько машин БПМ-97 приняли участие в учениях «Запад-2009».

«Дозор» собирается на заводе ЗАО «Ремдизель» в Набережных Челнах. На бронированный кузов производства ОАО «Курганмашзавод» устанавливаются узлы и агрегаты КамАЗ 4326 4х4.

Конструктивно БПМ-97 представляет полноприводный бронеавтомобиль с несущим сварным корпусом от Курганмашзавода. Автомобиль разделен на моторный отсек и отделение для экипажа и десанта. На корпусе выполнены боковые и задние кормовые двери, люки для десанта и люки для механика и старшего по автомобилю. При создании автомобиля использовались узлы и агрегаты серийного автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-4326. Применение унифицированных серийных узлов и агрегатов позволило упростить процессы производства и ремонта автомобиля, снизить стоимость автомобиля, обеспечить технический осмотр и ремонт техническими средствами, предназначенными для серийных автомобилей и шасси производства ОАО «КамАЗ». Пробег до капитального ремонта составил 270 тыс. километров.

На БПМ-97 установлены два 125 л протектированных бака и дополнительный 20 л бак в бронированном корпусе. Автомобиль оснащен автономным отопителем, позволяющим поддерживать рабочую температуру в отделении для экипажа и десанта вне зависимости от работы двигателя. Также на автомобиле установлена фильтровентиляционная установка.

Бронирование противопульное. Верхняя часть корпуса выдерживает выстрелы из 12,7-мм пулемёта «Утёс» с дистанции 300 м, нижняя часть и корма — из 7,62-мм снайперской винтовки СВД с дистанции 30 м; днище также бронировано. Вооружение монтируется во вращающейся башне. Возможна установка 14,5-мм пулемёта КПВТ или 12,7-мм пулемёта «Корд», 30-мм гранатомёта «Пламя», противотанкового ракетного комплекса.

  • БПМ-97 — модификация для пограничных войск.
  • КамАЗ-43269 «Дозор» — модификация в БРМ для сухопутных войск.
  • Модернизированный КамАЗ-43269 «Выстрел» — модернизированный бронеавтомобиль с измененным лобовым стеклом, стеклоочистителями, перенесенным воздухозаборником и установленной системой очистки воздуха.
Модернизированный КамАЗ-43269 на демонстрационном показе в Бронницах Модернизированный КамАЗ-43269 на выставке Интерполитех-2011 Модернизированный КамАЗ-43269 на выставке Интерполитех-2011

Модификации 6х6

В 2008 году КамАЗ планировал помимо существующего двухосного броневика «Выстрел» создать аналогичные трех- и четырехосные машины, рассчитаные на 13 и 18 бойцов соответственно.

В 2009 году на форуме сайта radikal.ru была опубликована схема 3-х и 4-х осных броневиков аналогичной «Выстрелу» конструкции, а позже появились и фотографии трёхосного броневика, предположительно называемого Изделие 69501.

В 2010 году ОАО «Краснодарский приборный завод «Каскад» на выставке МВСВ-2010 была анонсирована машина 15М107 на базе КамАЗ-43269 «Выстрел», предназначенная для дистанционного поиска и обезвреживания минно-взрывных заграждений, имеющих в своем составе электронные схемы управления.

7 июня 2012 года Управление МВД России по Сахалинской области сообщило, что в ходе рабочей поездки на Северный Кавказ в Моздоке (Республика Северная Осетия-Алания), руководители УМВД России по Сахалинской области передали cвоим сотрудникам полиции (ОМОН), находящимся в служебной командировке на Северном Кавказе, один новый бронированный автомобиль «Булат» с колесной формулой 6х6, разработанный в Научно-производственном объединении «Защита» города Фрязино Московской области. Бронеавтомобиль на базе трехосного КамАЗа весом 10,5 тон развивает скорость 110—120 км/час и без труда преодолевает горные преграды и болотистые топи. Утверждается, что «Булат» оснащен высокопрочной броней класса «6-А», которая выдерживает прямое попадание боеприпаса, выпущенного из любого типа стрелкового оружия. Бронекапсула десантного отделения, служащая для размещения личного состава и экипажа, оборудована антивзрывным устройством, способным выдержать подрыв фугаса до 20 кг в тротиловом эквиваленте.

Эксплуатанты

Бронеавтомобиль состоит на вооружении российской 7-ой военной базы в Гудауте (Абхазия), где используется как автомобиль разведки. На части автомобилей установлено оборудование для запуска легких беспилотных летательных аппаратов.

Также автомобиль используется региональными спецподразделениями ФСИН России в качестве основного бронеавтомобиля для замены БТР-80.

Интересные факты

  • Геометрия корпуса бронеавтомобиля схожа с геометрией корпуса БТР-40
  • На базе БПМ-97 разработана плавающая разведывательная машина, созданная по предложению командующего ВДВ. Существование разработок по данной теме подтвердил в своих статьях в журнале «Новый Оборонный Заказ» главный конструктор Научно-производственного центра «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н. Э. Баумана к.т. н. С. Д. Попов.
  • Параллельно под руководством директора программы «Специальные автомобили» ОАО «КамАЗ» Р. А. Азаматова ведется разработка теме «Бронеавтобус» (бронешасси «Воин») 6×6 на узлах и агрегатах шасси «КамАЗ».
  • В 2011 году КамАЗ вместе с Урал представил новое универсализированное семейство корпусных и модульных бронеатомобилей «Тайфун», в связи с этим дальнейшее развитие проекта «Выстрел» было признано нецелесообразным, но несмотря на это работы по модернизации машины «Выстрел» и развитию семейства «Воин» продолжаются.

См. также

  • СССР — БТР-40
  • СССР — БРДМ-2
  • Россия — Волк (бронеавтомобиль)
  • США — Кадиллак Коммандо
  • США — M1117 Armored Security Vehicle
  • США — Maxx Pro
  • Otokar Cobra

Источники информации

Николай Мордовцев. «Выстрел» грянет… // За рулём. — 2006. — В. 2.

главный конструктор Научно-производственного центра «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н.Э. Баумана к.т.н. С.Д. Попов. Потенциальные возможности // Новый оборонный заказ. Стратегии. — 2010. — В. 2(09).

  • ЗАО «Ремдизель»
  • ОАО «Курганмашзавод»
  • Army Guide
  • Фотографии Выстрела, используемого в спецподразделении ФСИН России
  • Фотографии модернизированного КамАЗ-43269 на демонстрационном показе в Бронницах
  • Фотографии модернизированного КамАЗ-43269 на выставке Интерполитех-2011

1К11 «Стилет» · «Сангвин» · 1К17 «Сжатие»

Бронированные машины, бронетехника и машины на их базе СССР и России после 1945 года
Танки
Лёгкие танки Р-39 · К-90 · ПТ-76 · ПТ-76М · Объект 906 · Объект 911Б · Объект 685 · Объект 788 · Объект 934
Средние танки Т-44 · Т-54 · Т-55 · Объект 416 · Объект 141 · Объект 139 · Объект 907 · Объект 140 · Объект 142 · Объект 430 · Объект 435 · Объект 167 · Т-62 · Т-62А · Объект 920 · Т-64
Тяжёлые танки ИС-3 · ИС-4 · ИС-7 · Т-10 · Объект 266 · Объект 277 · Объект 278 · Объект 279 · Объект 770
Ракетные танки ИТ-1 · Изделие 64992 · Объект 170 · Объект 757 · Объект 772 · Объект 282 · Объект 906Б · Объект 775 · Объект 287 · Объект 780
Огнемётные танки ОТ-54 · Объект 483 · ТО-55
БМПТ Объект 781 · Объект 782 · Объект 787 · Объект 199 «Рамка»*
Основные боевые
танки
Т-62Б · Т-64А · Объект 476 · Объект 172 · Объект 172-2М · Т-72 · Т-74 · Т-80 · Т-80А · Объект 478 · Объект 785 · Объект 187 · Объект 292 · Т-90 · «Чёрный орёл» · БГБСМ · Объект 195 · «Армата»
Боевые бронированные машины
Боевые машины
пехоты
Объект 659 · Объект 1200 · Объект 911 · Объект 914 · Объект 19 · БМП-1 · ГАЗ-50 · Объект 768 · Объект 680 · Объект 769 · БМП-2 «Бокс» · Объект 681 · Объект 688 · БМП-3 · БММП
Боевые машины
десанта
БМД-1 · БМД-2 «Будка» · БМД-3 «Бахча» · БМД-4 «Бахча-У» · БМД-4М
Боевые машины
ПТРК
2П27 «Шмель» · 2П32 «Фаланга» · 9П19 «Глаз» · 9П110 «Малютка» · 9П122 «Малютка-М» · 9П124 «Фаланга-М» · 9П133 «Малютка-П» · 9П137 «Флейта» · 9П148 «Конкурс» · 9П149 «Штурм-С» · 9П157-2 «Хризантема-С» · 9П161 «Корнет-С» · 9П162 «Корнет-Т»
Боевые
разведывательные
машины
БРДМ-1 · Объект 760 («танк на воздушной подушке») · БРДМ-ВПК · БРДМ-ВПС · Объект 8М-906 · БРДМ-2 · БРДМ-3 · БРМ-1К · БРМ-2 · БРМ-3К · БКМ ВДВ «Выдра»
Боевые
машины
огнемётчиков
БМО-1 · БМО-Т
Бронетранспортёры К-75 · БТР-40 · БТР-112 · К-78 · БТР-152 · ЗИС-153 · БТР-50 · БТР-Э152В · ЗИЛ-153 · ГТ-Л · ГТ-ЛБ · Объект 1015 · БТР-60 · МТ-ЛБ · МТ-ЛБу · ГТ-МУ · БТР-Д · БТР-70 · БТР-80 · БММ-80 · БТР-90 · БТР-Т · Объект 955 · БММ-Д · Бумеранг (колесная платформа)
Бронированные
автомобили
Урал-4320-09-31 · Урал-Э4320Д-31 · Урал-Э5323Д · ГАЗ-39344 · «Мустанг» · КАМАЗ «Воин» · «Тайфун» · СПМ-3 · Урал-6320 · Урал-63095 · Урал-63099 · ГАЗ-3937 «Водник» · КАМАЗ-43269 «Выстрел» · ГАЗ-2330 «Тигр» · ВПК-3927 · «Скорпион ЛТА» · «Булат»
Артиллерийские установки
САУ
Штурмовые
орудия
Объект 261 · Объект 263 · СУ-152Г · СУ-152П · СУ-122-54 · Объект 268
Противо
танковые
АСУ-76 · К-73 · СУ-100П · СУ-100М · АСУ-57 · БСУ-11-57Ф · Объект 574 · АСУ-85 · СУ-152 «Таран» · 2С14 «Жало-С» · 2С15 «Норов» · «Гермес» · 2С25 «Спрут-СД» · 2С28 «Спрут-К»
Самоходные
гаубицы
и миномёты
2А3 «Конденсатор-2П» · 2Б1 «Ока» · САУ с Д-80 · САУ с Д-80С · САУ с Д-80-2 · 2С1 «Гвоздика» · 2С2 «Фиалка» · 2С3 «Акация» · 2С4 «Тюльпан» · 2С5 «Гиацинт-С» · 2С7 «Пион» · 2С8 «Астра» · 2С9 «Нона-С» · 2С11 «Гиацинт-СК» · 2С12Б «Тунджа-Сани»* · 2С17 «Нона-СВ» · 2С17-2 «Нона-СВ» · 2С18 «Пат-С» · Объект 327 · 2С19 «Мста-С» · 2С21 «Мста-К» · 2С22 «Колба-3» · «Отсек» · 2С23 «Нона-СВК» · 2С24 «Дева» · 2С26 «Пат-К» · 2С27 «Риф» · «Обжимка» · 2С30 «Исеть» · 2С31 «Вена» · 2С33 «Мста-СМ» · 2С34 «Хоста» · 2С35 «Коалиция-СВ»
Береговые А-222 «Берег»
БМ
РСЗО
и ОТРК
БМРА Объект 280 · БМ-24Т · 9П139 «Град-1» · БМ-21ВД «Град-ВД» · БМ ТОС-1 «Буратино» · БМ-1 «Солнцепёк» · 9А53 «Ураган-1М» · 9А54 «Торнадо-С»
ТЗМ 9Т451 «Град-1» · ТЗМ «Град-ВД» · ТЗМ-Т «Солнцепёк»
СПУ СПУ 2П2 «Марс» · СПУ 2П4 «Филин» · СПУ 2П5 «Коршун» · СПУ 2П16 «Луна»
Зенитные установки
ЗСУ
57 мм ЗСУ-57-2 · Объект 530
37 мм ЗСУ-37-2 «Енисей» · Объект 130
30 мм 2С6 «Тунгуска» · 96К6 «Панцирь-С1» · ЗПРК «Роман» · ЗСУ ТКБ-841 «Панцирь-С1-О»
23 мм ЗСУ-23-4 «Шилка»
БМ
ЗРК
и
ЗРС
Стрела-1 БМ 9А31 ЗРК 9К31 «Стрела-1»
Стрела-10 БМ 9А35 ЗРК 9К35 «Стрела-10-СВ»
Сосна БМ ЗРК «Сосна»
Оса БМ 9А33Б ЗРК 9К33 «Оса»
Тор БМ 9А330 ЗРК 9К330 «Тор»
Куб СУРН 1С91 ЗРК 2К12 «Куб» · СПУ 2П25 ЗРК 2К12 «Куб» · СОУ 9А38 ЗРК 2К12М4 «Куб-М4»
Бук КП 9С470 ЗРК 9К37 «Бук» · СОЦ 9С18 ЗРК 9К37 «Бук» · СОУ 9А310 ЗРК 9К37 «Бук» · ПЗУ 9А39 ЗРК 9К37 «Бук» · РПН 9С36 ЗРК 9К317 «Бук-М2»
Круг СОЦ 1С12 ЗРК 2К11 «Круг» · СНР 1С32 ЗРК 2К11 «Круг» · СПУ 2П24 ЗРК 2К11 «Круг»
С-300В КП 9С457 ЗРС 9К81 «Антей-300» · РЛС 9С15 ЗРС 9К81 «Антей-300» · РЛС 9С19 ЗРС 9К81 «Антей-300» · МСНР 9С32 ЗРС 9К81 «Антей-300» · ПУ 9А82 ЗРС 9К81 «Антей-300» · ПУ 9А83 ЗРС 9К81 «Антей-300» · ПЗУ 9А84 ЗРС 9К81 «Антей-300» · ПЗУ 9А85 ЗРС 9К81 «Антей-300»
Инженерные и специальные машины
ГМЗ ГМЗ-1 · ГМЗ-2 · ГМЗ-3
Тягачи БТС-2 · БТС-4 · БТС-600 (БТС-5) · АТ-Т · АТ-П · МТ-Т · МТ-С · МТ-СМ · Т-34-Т · БТТ-1 · БТТ-1Т
Краны КТ-15 · СПК-5 · СПК-12Г
БМР УР-67 · УР-77 · УР-88 · УР-93 · УР-07 · БМР-1 · БМР-2 · БМР-3 · БМР-3М
ИМР ИМР-1 · ИМР-2 · ИМР-3 · ИМР-3М · «Клин-1» · АЗМ · АДЗМ «Восторг-2» · БАТ-М · БАТ-2
РХМ БРДМ-2РХБ · РХМ · РХМ-2 · РХМ-3 · РХМ-4 · РХМ-5 · РХМ-6 · РХМ-7
БРЭМ БРЭМ-1 · БРЭМ-2 · БРЭМ-3 · БРЭМ-80У · БРЭМ-Л · БРЭМ-Д · БРЭМ-К · РМ-Г
МТУ МТУ · МТУ-20 · МТУ-55 · МТУ-72 · МТУ-90
МТП МТП-1 · МТП-2 · МТП-3 · МТП-А5
Другие СПУ-117 · ИРМ · ИПР · ВТС · КДХР-1Н · БТЗ-3 · ЛКМ-1 · ЛКМ-3 · П-256Г · ХТВ-64
Машины разведки и управления
ПНП Объект 610 · АПНП-1 · АПНП-2
КШМ БТР-50ПУ · Р-145БМ «Чайка» · Р-149БМР «Кушетка-Б» · БМП-1КШ «Поток-2» · БМД-1КШ «Сорока»
ПРП и
ППУ
ПРП-3 «Вал» · ПРП-4 «Нард» · ПРП-4М «Дейтерий» · ППРУ-1 «Овод-М-СВ» · 9С482 (ПУ-12) · 9С482М6 (ПУ-12М6) · 9С737 «Ранжир» · 9С737М «Ранжир-М» · 15Я56 (МБП) · «Курганец-25»
КСАУО 1В13 · 1В14 · 1В15 · 1В16 · Объект 940 · 1В18 «Клён-1» · 1В19 «Клён-2» · 1В117 · 1В118 · 1В119 «Реостат» · 1В152 · 1В157 · 1В21 · 1В22 · 1В23 · 1В24 · 1В25 · 1В31
РЛС 1РЛ232 «Леопард» · СНАР-15 «Селенит» · 1РЛ239 «Рысь» · 1Л219 «Зоопарк»
РЭБ 1Л21 (СПР-1) · 1Л29 (СПР-2)
Самоходные лазерные комплексы
* — производились только на экспорт; курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы

Шаблон:Автомобили КамАЗ

История — довольно сложная штука. Временами она циклична — многие процессы повторяются из века в век как под копирку. Но результаты не всегда получается одиаковыми.
Вообще идея создать недорогой бронетранспортер на базе серийного грузовика — не нова. Еще в далекие предвоенные, а особенно в военные годы (30-е — 50-е гг ХХ века) подобные попытки предпринимались неоднократно. Тогда на свет появились БТР-40 и БТР-152 на базе ГАЗ-63 и ЗиС-151 соответственно, но военная доктрина в СССР поменялась несколько в другую сторону, и было принято решение приоритетное направление дать «тяжелым» БТРам на специальном шасси, вроде БТР-60 и его продолжателям. И тогда все произведенные на тот момент БТР-40 и БТР-152 стали передавать в качестве военной помощи «дружественным режимам».
Я не однократно выкладывал фотографии этих машин, которые до сих пор в боевом строю. При их использовании накоплен огромный боевой опыт, который просто необходимо осмысливать.
Так, существенным преимуществом подобных машин оказалась — на удивление более высокая живучесть. Всё дело было в развитии и распространении кумулятивных боеприпасов, от которых передняя часть БТР-60, БТР-70 и БТР-80 перестала защищать экипаж в той же степени, что и от пуль и соколков. Система динамической защиты не защитит от проникновения в машину кумулятивной струи, а наоборот послужит дополнительным поражающим фактором. Если же двигатель расположен спереди, то кумулятивная струя, пробив тонкий передний бронелист, будет поглощена многочисленными деталями силового агрегата. Машина, естественно, будет подбита и потеряет подвижность, но при этом экипаж останется жив.
Плюс при наличии копотного расположения двигателя и выноса вперед первого ведущего моста, подрыв автомобиля на мине происходил хотя бы на расстоянии минимум метра от водителя, что давало больший шанс на спасение, чем подрыв практически под кабиной.
Так из воспоминаний главного конструктора научно-производственного центра «специальное машиностроение» МГТУ им. Н.Э. Баумана к т.н. С. Д. Попова «Поисковыми работами, проведенными Военной академией бронетанковых войск, и инициативными работами МВТУ им. Н.Э. Баумана уже в 1970-1985 годах было установлено, что, увеличив полную массу машины до 20-24 тонн, можно резко повысить их ТТХ и создать семейство унифицированных ЛБМ и шасси для размещения различных видов вооружения и военной техники (ВВТ)»
В 1980-х конструкторы (в том числе КамАЗа, которые никогда не занимались разработками бронетехники) идею дополнили — делать броневики на агрегатах серийных армейских грузовиков КамАЗ. Предполагалось, что броневик должен получиться дешёвый, легко осваиваемый в производстве. Но во времена СССР у ряда специалистов взгляды были иными, и идея особого развития не получила. Как пишет С. Д. Попов, «Развитие этого проекта на ОАО «КамАЗ», несмотря на его энергичную поддержку командованием Сухопутных войск и даже прямое решение Министра обороны СССР, было заблокировано руководством автомобильной промышленности и заказывающими управлениями Министерства обороны при активном содействии подчиненных им институтов».
Но как бы там не было, но переосмысление старых концепций и породило в 1996 году проект «Выстрела» на базе серийного автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-4326 «Мустанг», И даже внешне, новая машина получилась очень похожа на своих предшественников. Сравните:
БТР-40
БТР-152
Подобная идея обладает и другими преимуществами. Так «Выстрел» в 1,6 раза дешевле БТР-80, его ресурс выше, трудоёмкость при ремонте и техобслуживании ниже. Эксплуатационные затраты КамАЗа-43269 сохраняются на уровне армейского многоцелевого автомобиля. Это позволяет эксплуатировать автомобиль на дорогах общего пользования без ограничений. К тому же управление и обслуживание автомобиля не требует специальной подготовки водителя.
Именно подобный концепт «Выстрела», на тот момент еще не завершенный, предлагался всем силовым ведомствам в РФ. Но заинтересовались им только в Пограничной Службе России.
Предполагалось частично заменить на эту бронемашину основной транспорт пограничников — полноприводные грузовики ГАЗ-66, что должно было обезопасить личный состав на наиболее опасных участках границы. Так КамАЗ-43269 «Выстрел» превратился в Бронированную Пограничную Машину или БПМ-97.
По сути изначально задавались характеристики для бронированного патрульного автомобиля, способного перевозить пехотное отделение. Об участии «Выстрела» в прямом боестолкновении речь не шла. О противоминной защищенности в те годы так же не задумывались, эпоха MRAPов еще не наступила.
Но тут как гром среди ясного неба ударил дефолт 1998 года, и финансирование проекта со стороны государства прекратилось, и как следствие — весь проект завис.
И только в 1999 году был представлен первый макетный образец бронемашины
Ситуацию спасло решение предложить «Выстрел» на частный рынок в качестве инкассаторского или специального автомобиля. Некоторое количество не прошедших государственные испытания бронеавтомобилей были выкуплены частными лицами. Например на них перевозят алмазы в Якутии, а несколько единиц неизвестными путями оказались в Вооруженных Силах Абхазии.
В 2005 году небольшие пробные партии данных автомобилей закупили вооруженные силы Азербайджана. В 2007 году в Казахстан для вооружения разведывательных батальонов было отгружено 18 бронеавтомобилей, и которые практически все вышли из строя по ряду причин: обрыв кардана, поломка рессор, у нескольких машин — трещины в бронелистах. От выкупки второй партии в 18 машин Казахстан отказался.
Но вышеперечисленное позволило всё же создать три полноценные единицы для государственных испытаний и созвать межведомственную комиссию, которая, после проведения этих государственных испытаний, рекомендовала принять на снабжение Пограничной службы ФСБ Российской федерации бронированную колесную машину для пограничных войск БПМ-97.
В результате приказом ФСБ РФ бронированная колесная машина для пограничных войск БПМ-97 КАМАЗ-43269 принята на снабжение Пограничной службы ФСБ Российской Федерации.
Вид на водительское место
Водитель за рулем.
Солдаты в десантном отделении «Выстрела»
Выход десанта
Вооружение автомобиля в различных вариациях:
12,7-мм пулемет НСВ «Утес», ПТРК 9К111 «Фагот», 30-мм автоматический гранатомет АГС-17 «Пламя», дымовые гранаты «Туча»
С БПУ-1 со спаренными пулемётами КПВТ и ПКТ.
С 30-мм автоматической пушкой 2А72 и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ПКТ.
Вслед за ФСБ и Минестерство обороны РФ приняло решение о проведении ускоренных испытаний для бронированного автомобиля КамАЗ-43269. По результатам которой было принято Решение о рекомендации принять защищенный автомобиль КАМАЗ-43269 на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Начальника автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации (НГАБТУ МО РФ) от 14 августа 2008 г. базовое шасси под специальные транспортные средства КАМАЗ-43269 принято на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации.
Как у нас часто бывает — в ходе эксплуатации был выявлен целый ряд дефектов и ошибок конструкции при проектировании, которые срочно нужно было устранять.
Связано это было с тем, что изначально конструированием занимались люди далекие от военной сферы, не понимающие ряд важных военно-технических аспектов.
В результате:
— Введен воздушный фильтр пенальной конструкции
— Применена новая конструкция лобового стеклопакета
— Введены новые распашные люки
— Испаритель кондиционера установлен в нише крыши
— Установлена ФВУ в задней части корпуса
— Введена распашная крышка кожуха ТБ
— Увеличено расстояние между полом и верхней кромкой ТБ на 150 мм
— Изменены координаты люк водителя
— Введена дополнительная защита днища
— Увеличен проем моторного отсека в проекции лобового листа
— Введена установка запасного колеса
— Изменена прокладка трубопроводов
— Отопитель вынесен из под капота
— Увеличена высота крыши на 150 мм
— Введена механическая КПП
— Введено новое регулируемое сиденье на пневмоподвеске.
— Введены АКБ 6ТСТС100А меньших габаритных размеров.
— Введен молекулярный накопитель энергии МНЭ-100/24 для облегчения пуска.
— вызывавшая нарекания старая лебедка заменена на более современную.
— появился стабилизатор поперечной устойчивости на задней оси.
— чтобы приборы не давали ночью засвет на стекло перед водителем, что было в старых версиях, делают козырек;
— сиденья для большей противоминной устойчивости подвесили к боковым панелям. Теперь они располагаются не поперечно, а вдоль бортов, чего добились уменьшением колесной ниши. На каждом сиденье предусмотрены ремни безопасности;
— появился новый вариант обивки из пенополиуретана, который лучше сохраняет тепло;
— появившееся по требованию МО запасное колесо может опустить и поменять один человек, с помощью специальной блочной системы. К сожалению, появление запасного колеса привело к перекрытию правой кормовой двери и снизило полезную нагрузку машины на 200 кг (до 1000 кг)
— для удобства экипажа увеличена высота боевого отделения, что привело к возрастанию общей высоты автомобиля на 150 мм;
30.
Десантное отделение после модернизации
Видео о модернизациях

После проведения всего этого предпринимались попытки переосмыслить, как вооружение автомобиля, так и выполняемые им функции
Например на ОАО «Сарапульском радиозаводе» на базе «Выстрела» разработана КШМ «Звено»

Навешивалось на него и новое вооружение:
КАМАЗ-43269 с башенной пушечно-пулемётной установкой БППУ МБ2-03, разработчик — ОАО «Муромтепловоз»
КАМАЗ-43269 в качестве ЗРК «Стрела-10»
Но одним из самых интересных проектов, был «Дозор-Н»
На базе КамАЗ-43269 был установлен комплекс средств автоматизации и связи разведывательнопатрульной машины (КСАР РПМ) «Дозор-Н». Он расчитан для решения задач, основной из которой является автоматизация управления разведывательно-патрульными подразделениями с использованием информационной поддержки принятия решений командирами рот, взводов и отделений, обеспечивающих организацию патрулирования и разведки.
В его состав входят четырехдиапазонные средства каналообразования, средства аппаратуры внутренней связи, коммуникации и управления, аппаратура передачи данных, автоматизированные боевые посты (рабочие места) для членов экипажа, объединенные в единый вычислительный комплекс на базе ПЭВМ отечественного производства. Оборудование включает также обзорную телевизионную систему, оборудование для ведения разведки ночью, специальный комплекс «Стрелец» (или его аналоги), беспилотные дистанционнопилотируемые ЛА «Стрекоза»
Комплекс БЛА «Стрекоза», представляет собой армейскую версию специального комплекса самолетного типа ZALA 421-08, который состоит из двух БЛА, станции управления компактного типа, резервного комплекта питания и упаковочных контейнеров для БЛА. Комплекс создан для наблюдения за поверхностью суши и моря. Он применяется в первой линии проведения разведки.
Так КамАЗ-43269 «Выстрел» и БПМ-97 превратились в РПМ (Разведывательно-патрульную машину) «Дозор»
Но и это было еще не всё.
Научно-производственном объединением «Защита» города Фрязино Московской области предпринята попытка усовершенствовать идею «Выстрела», взяв за основу узлы и агрегаты КамАЗа-5350, в результате чего появился СБА 60К2″Булат».
Формулой 6х6 была решена проблема по предельной нагрузке на шасси.
«Булат» может перевозить больше груза и иметь более серьезное вооружение, чем «Выстрел».
Так же при наличии трех мостов — нагрузка на грунт снижается, что увеличивает проходимые свойства автомобиля.
Ну а еще в довесок он стал больше походить на БТР-152.
Еще из нововведений — у механика-водителя наконец появилась полноценная дверь, а не люк.
Колеса имеют дистанционное изменение накачки, что позволяет уверено преодалевать вязкие и сыпучие грунты.
Кресла десанта наконец закрепили к крыше, что позволило значительно снизить урон личному составу при подрыве.
Целая передача про него

Еше репортаж
Ну и хватит теории.
В следующий раз мы поговорим о конкретном использовании данных автомобилей по прямому назначению.
Часть Виторая

Бронеавтомобиль Булат СБА-60-К2 KAMA3 фото. Семейство автомобилей КАМАЗ пополняется новым специальным бронированным. Эта боевая машина создавалась с использованием агрегатов, узлов и деталей серийного , широко известного под названием, который в качестве военного грузовика был призван на военную службу в 2002 г.
Вот на базе такого автомобиля и изготовлен транспортный броневик «Булат».

Оружие России бронеавтомобиль булат фото

В настоящее время существует несколько способов конструирования транспортных машин:
— установка кабины и кузова непосредственно на серийное шасси;
— создание нового шасси с применением агрегатов и узлов других грузовых автомобилей;
— использование в конструкции уже освоенных в производстве агрегатов и узлов серийной машины.
По последнему пути пошли разработчики нового бронеавтомобиля «Булат», использовавшие в его конструкции и шасси, и агрегаты . Верно распределённые нагрузки на три оси, положение центра тяжести машины позволили сохранить положительные характеристики «основного» автомобиля KAMA3-5350, в первую очередь, устойчивость в движении, манёвренность.

Булат СБА-60-К2 KAMA3 фото Оружие России

Применив несущий броневой корпус и «капотную» схему компоновки, конструкторы обеспечили и прикрытие двигателя и его систем, а также защиту экипажа — отделения управления и десантное совместили в «единый обитаемый объём». В передней части корпуса бронеавтомобиля — в отделении управления — на отдельных креслах разместили командира (справа) и водителя (слева). В десантном — кресла на амортизационных устройствах, со складными сиденьями поставили по бортам, в проходе между ними оставили достаточно места для укладки боеприпасов и иного имущества. Между креслами смонтировали стойки для личного оружия. Всего здесь могут разместиться восемь полностью экипированных бойцов.

Корпус машины обеспечивает защиту экипажа от стрелкового оружия по 6-му классу ГОСТ Р 50963-96

В корпусе имеются четыре распашные двери: две — впереди и две — в корме, с многослойными бронестёклами и встроенными в них бойницами, такие же окна с бойницами — по левому и правому бортам, а в крыше ещё шесть аварийных люков. В корме находятся ящики с ЗИП. Цельное лобовое защитное стекло машины снабжено электрообогревом. Место водителя для улучшения обзора оснащается телекамерой заднего вида с монитором на передней панели. В корпусе размещаются также кондиционер, добавочный автономный отопитель, система принудительной вентиляции, переговорное устройство «экипаж-улица». Система светомаскировки выключает внутреннее освещение при открытии дверей.

Фото сзади броневой капсулы автомобиля

Возможно комплектование автомобиля прожектором-искателем с дистанционным управлением, фильтро — вентиляционной установкой, аппаратурой подавления радиолиний управления взрывными устройствами, а также приборами ночного вождения и системы кругового видеонаблюдения, системой спутниковой навигации.
«Булат» является переднемоторным автомобилем. Под его капотом размещается 8-цилиндровый двигатель КАМАЗ 740.31-240 с турбо — наддувом. Это дизель массой 885 кг имеет мощность 240 л.с. при рабочем объёме 10,85 л.
Вместе с ним используется модернизированная десятиступенчатая коробка передач модели 152, состоящая из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора-делителя, который имеет высшую и низшую передачи. Такое сочетание с основной коробкой позволяет получать десять передач переднего хода и две — заднего. Применение делителя передач улучшило тягово- экономические качества автомобиля, облегчило управление, так как при его использовании уменьшается частота переключения передач рычагом переключения.

Оружие России бронеавтомобиль булат фото

Двигатель защищен бронёй; имеет систему пожаротушения. Топливные баки ёмкостью по 125 л размещены с обеих его сторон.
Корпус бронеавтомобиля Булат СБА-60-К2 KAMA3 фото — цельносварной стальной — имеет рациональные углы наклона броневых листов. Их края при изготовлении укладываются «внакладку», а только затем свариваются между собой. Проёмы окон в бортах усилены броненакладками, а двери имеют рёбра жёсткости. Изнутри корпус должен иметь подбой из арамидной ткани «Кевлар» — синтетического волокна высокой механической и термической прочности. Лишь самые высокопрочные сорта стали со специальной обработкой приближаются к нему по своей разрывной прочности, которая может доходить до 280 и даже 550 кг/мм2. У стали, для сравнения, этот параметр находится в пределах 50 — 150 кг/мм2.

Корпус машины обеспечивает защиту экипажа от стрелкового оружия по 6-му классу ГОСТ Р 50963-96

Корпус машины рассчитан на защиту экипажа от стрелкового оружия по 6-му классу ГОСТ Р 50963-96. Это означает, что обеспечена безопасность бойцов от оружия, подобного снайперской винтовки Драгунова (СВД). По ГОСТ броневой лист должен выдерживать выстрелы из СВД патронами 7Н13, произведённые на расстоянии всего 5 — 10 м, однако крыша машины выдерживает пулю СВД лишь при попадании под углом менее 60°, но её не может пробить пуля, выпущенная из автомата, даже со стальным сердечником. Кроме того, исключаются поражения от осколков гранат гранатомётов, ручных гранат.

Специальная противоминная защита на автомобиле не ставилась. Хотя ей способствует некоторая V-образность днища бронекапсулы и её жёсткость, подвесные антитравматические кресла в десантном отсеке. Всё это суммарно предохраняет от последствий подрыва под колесом броневика противопехотной, противо — транспортной мины или самодельного заряда с массой взрывчатого вещества до 2 — 4 кг в тротиловом эквиваленте, а также от воздействия 1 кг тротила — под днищем или ручной гранаты — на крыше.

5-й класс защиты по ГОСТу для крыши, днищу и моторному отсеку

Таким образом, класс защиты для крыши и днища определяется как 5-й по ГОСТу, моторный отсек также имеет 5-й класс.
Следует отметить, что 6-й класс защиты по нашему ГОСТу соответствует 3-му уровню натовского стандарта STANAG 4569 от января 2004 г., а 5-й класс — 2-му уровню.
Конструкция броневика предполагает возможность размещения на его крыше ракетных комплексов различного назначения, пулемётной установки с дистанционным управлением или даже небольшой башенки с вооружением, например, ПБУ-1, как на БТР-80.

Для сравнения бронемашина принятая в 50-х годах на вооружение армии

Первый образец бронеавтомобиля «Булат» собрали в Подмосковье на предприятии корпорации «Защита» в феврале 2012 г., тогда же провели и заводские испытания. Впервые автомобиль показали специалистам на выставке «Оборона и защита», прошедшей в Нижнем Тагиле в 2012 г. На разработку Уральского автозавода смотрим тут =>>

Так же для сравнения смотрим «», совместное детище ЮАР и Саудовской Аравии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ «БУЛАТ»

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ «БУЛАТ» СБА-60-К2 KAMAЗ

Колёсная формула ……………………………………. 6×6

Снаряжённая масса кг …………………………. 12 800

Грузоподъёмность, кг…………………………….. 2000

Экипаж, чел …………………………………………… 2+8

Длина, мм …………………………………………….. 8000

Высота, мм ……………………………………………. 2600

Ширина, мм ………………………………………….. 2500

Клиренс, мм ……………………………………………. 385

Минимальный радиус разворота, м ……….. 11,0

Двигатель …………………………….. 8-цилиндровый

дизельный КАМАЗ-740.30-260 с турбонаддувом

Мощность двигателя, л.с ……………………….. 260

Объём двигателя, см3 ………………………….. 10 850

Коробка передач…механическая модели 152,

10-скоростная с раздаточной коробкой

Система охлаждения …………………. жидкостная

Подвеска ………………………………………. рессорная

Пневматическая тормозная система с АБС

Колёса ……………………. стальные штампованные

Шины ………………………………………….. 425/85 R21

Максимальная скорость, км/ч ………………….. 90

Ёмкость топливных баков, л ……………….. 125×2

Запас хода, км ………………………………………… 800

Глубина брода, м ……………………………………… 1,7

Спутниковая навигация GLONASS/GPS

Уровень защиты по ГОСТ Р 50693-96, класс:

периметр корпуса ………………………………… 6-й

крыша и днище ……………………………………. 5-й

двигатель …………………………………………….. 5-й

«Булат» может эксплуатироваться в любых климатических условиях по всем зонам нашей страны. Эта машина соответствует требованиям Министерства обороны РФ, предъявляемым к транспортным средствам такого класса.