Машины милиции СССР

Сообщества ›
Ретро-автомобили СССР ›
Блог ›
Мундиры машин МИЛИЦИИ и ГАИ СССР.

Здравствуйте, уважаемые читатели.
Не думал, что придется публиковать эту статью, но жизнь заставляет.
В последнее время частные лица и различные органы правопорядка увлеклись изготовлением реплик машин милиции и ГАИ СССР.
Я сам давно коллекционирую вещи советского периода, в том числе, связанные с советской милицией и ГАИ. Одновременно с их приобретением я стал изучать историю автомобилей, которые использовались в борьбе с правонарушителями. Я искал, изучал архивные документы и фотографии, сделанные в советский период.
Итог моих многолетних изысканий показывает, что 90 % реплик, которые сделаны за последние годы, не соответствуют подлинным советским машинам. Да, внешне они похожи, но только на первый взгляд. Мелочи выдают то безразличие, с которым эти машины были сделаны, действуя по принципу «я её слепила из того, что было» и «и так сойдет». На них совмещены вещи в принципе несовместимые. И особенно обидно, когда такие поделки делают органы правопорядка – милиции, полиции, ГИБДД, ГАИ и ставят их в свои музеи. А ведь у них есть возможности сделать достойные реплики, но видно просто нет желания.
В этой статье я хочу с вами поделиться информацией, которую я получил в ходе изучения архивных материалов и фотографий, чтобы все, кто захочет в будущем сделать свою реплику советский милицейской машины, сделали её правильно!

А история мундира милицейских машин и машин ГАИ была такая.
С момента создания советской милиции её транспорт не пользовался специальной окраской. Иногда наносились специальные надписи или таблички.
С увеличение количества машин на дорогах в 1931 году Моссовет создал первый в СССР отдел регулирования уличного движения – ОРУД. Впоследствии данная служба вошла в состав милиции и действовала по всему Советскому Союзу. Задачей ОРУД было регулирование и обеспечение безопасности движения на дорогах.
Госавтоинспекция, сокращенно (ГАИ), как отдельная служба, была создана 3 июля 1936 года, когда СНК СССР утвердил постановлением № 1182 «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». На ГАИ возлагалась функции организации дорожного движения, обоснование установки знаков, нанесения разметки и контроль за техническим состоянием улиц и дорог. Поэтому на фото тех лет мы видим надписи или ОРУД или ГАИ. Это были совершенно разные службы, хотя некоторые функции они делали параллельно.
Специальной раскраски для автомобилей милиции, ОРУД или ГАИ тогда еще не было.

Приказом МВД СССР от 31 декабря 1953 г. № 266 «О специальной окраске оперативных легковых автомобилей органов милиции»; для машин милиции впервые вводится специальная окраска. Основной цвет синий и по борту автомобиля наносится красная полоса.

На машинах милиции начинают устанавливать специальное оборудование — рупоры громкоговорителей

23 января 1957 года выходит МВД СССР от № 55 «Об окраске автомобилей и мотоциклов учреждений милиции», который дополняет, уточняет и отменяет некоторое нормы предыдущего приказа.

7 мая 1960 г. был принят закон об упразднении Министерства внутренних дел СССР; Его функции переданы министерствам внутренних дел союзных республик.

В 1961-м в СССР приняли первые единые Правила дорожного движения, а две службы ОРУД и ГАИ были реорганизованы в одну, получившую впоследствии единое наименование- Государственная автомобильная инспекция.

В 1962 году Министерства внутренних дел союзных республик преобразовываются в Министерства охраны общественного порядка (МООП).

Приказом МООП РСФСР от 15 февраля 1963 г. для машин милиции вводится новая специальная окраска — бирюзовая . И хотя этот приказ относился к РСФСР, де-факто такую раскраску начали применять во всех республиках Советского Союза, так как на МООП РСФСР постановлением Совмина СССР возложена разработка для МООПов союзных республик единых образцов документации и нормативов. Надпись МИЛИЦИЯ наносится на короткую красную полосу с синей окантовкой, хотя в первые годы многие используют еще длинную красную полосу.

Но многие машины тогда не перекрашивались, а сохраняли свою первоначальную сине-красную раскраску до самого списания со службы.
Из спецсредств на машинах все еще были только громкоговорители и большие фароискатели .
Но к концу 60-ых начинают появляться первые мигалки.

26 июля 1966 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О создании Союзно-республиканского министерства охраны общественного порядка СССР» было восстановлено централизованное управление органами милиции в масштабе страны (МООП СССР).
А 25 ноября 1968 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О переименовании Министерства охраны общественного порядка СССР в Министерство внутренних дел СССР».
С приходом на должность министра внутренних дел Щелокова Николая Анисимовича в милиции проводится большая реформа. Милиционеры получают новую форму серого цвета, а машины – новую окраску .

Приказом МВД СССР от 22 сентября 1969 г № 338 » Об объявлении отраслевой нормали МВД СССР на окраску и опознавательные знаки специальных автомобилей и мотоциклов» вводится новая окраска машин милиции СССР.

Основной цвет машин милиции становился лимонный. Сбоку по бортам шла синяя полоса. Багажник машин также окрашивается в синий цвет. Кроме того, машины ГАИ должны иметь надпись ГАИ на крышке багажника и герб СССР на дверях. Надписи на машине делались основным (лимонным) цветом

Герб СССР для машин ГАИ специально не изготавливался, а использовался герб МПС, только без слова СССР и скрещенных молотов.
В моей личной коллекции есть вот такая переводная деколь, которая наносилась на железнодорожные вагоны и машины ГАИ.
Герб отличался от государственного герба СССР тем, что у него внутренний фон был голубой с крупными белыми лучами Солнца.

Все машины милиции и ГАИ начали оснащаться специальными средствами – мигалками и сигнально-громкоговорящими системами.
Это были ГДРовские мигалки FER RUHLA, так называемые «рюмки», советская громкоговорящая система ГУ-20М, Для привлечения дополнительного внимания на некоторые машины ГАИ начали устанавливать красные фары от мотоциклов ФГ-210.

Кроме того, с 1972 года в СССР начали поступать чехословацкие СГУ — Tesla AZD 500. А с 1974 года в Днепропетровске было налажено производство собственной системы – СГУ-60.

В дальнейшем, с учетом сложившейся практики и опыта, специальный институт разрабатывает ГОСТ 21392-75 «Транспортные средства оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, специальные световые и звуковые сигналы» который был введен в действие с 1 января 1977 г.

Лимонно — синяя окраска машин милиции сохранялась, утверждается точный размер и шрифт букв и слов МИЛИЦИЯ и ГАИ. Надписи на милицейские машины должны были наноситься белым цветом.
Именно эта раскраска так узнаваема и вспоминаема среди старшего поколения, жившего в СССР.

К концу 70-ых годов были разработаны новые правила дорожного движения, которые предусматривали на машинах ГАИ кроме синих маячков, также красные и зеленые. Все они закупались в ГДР, но имели несколько другую форму. Это были так называемые «стаканы».

Кроме того, к Олимпиаде — 80 СССР закупило в ФРГ мигалки западногерманской фирмы Бош, которые устанавливались на машины эскорта, а в ГДР — специальные наклейки с надписью МИЛИЦИЯ и гербы СССР, но меньшего размера, чем обычно. Так называемый «олимпийский» герб СССР.

Кроме вышеназванных систем, из-за дефицита, на машины милиции иногда устанавливаются польские мигалки ELEKTRA, которые обычно использовали пожарные машины, которые тогда входили в систему МВД

К концу 80-ых годов в городах СССР начали появляться белые машины милиции и ГАИ с синей полосой. Шла подготовка к утверждению нового ГОСТ. Это был ГОСТ 21392-90 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования, » который вступил в силу с 1 июля 1991 года Основной цвет милицейских машин вместо лимонного становился белый.

Но данная реформа закончилась, так и не начавшись, Наша страна СССР перестала существовать.

Прочитав данную статью, многие могут мне возразить и привести доказательства, что машины милиции и ГАИ в прошлом столетии не всегда отвечали установленным нормам. Да это так. К сожалению, повсеместный дефицит, а иногда и обычное безразличие, касались не только обыденной жизни, но органов правопорядка. Не хватало краски, не хватало спецсредств, отсутствовали запчасти и прочее другое приводили к тому, что в автохозяйствах на местах «выкручивались» как могли. Поэтому встречались машины разных цветов и раскрасок, которые значительно отличались от ГОСТ. А некоторые водители были в душе дизайнерами и украшали свои машины всеми доступными средствами.

И в конце статьи я хочу сказать БОЛЬШОЕ СПАСИБО пользователям сайта RC-forum, работникам Государственного архива России, Белорусского государственного института стандартизации и сертификации, которые помогли с документами и фотографиями советских милицейских машин, а также моему сыну и работникам минской фирмы СтендИнформ, которые смогли воссоздать точную копию рисунка герба СССР, которые наносились на машины ГАИ.

Продолжение следует. В следующей статье я рассмотрю типичные ошибки, которые делаются в репликах машин милиции и ГАИ СССР.

Операция Перехват: какими были автомобили ГАИ СССР



Первые автомобили, пускай и совсем немногочисленные, появились еще в Российской Империи. И хотя регулировать их движение официально стали с 1900 года, на службу правоохранительных органов техника не привлекалась. Первые машины на службе сил милиции появились только в 1920 году. Рос автопарк милиции медленно, но верно. Первопроходцами, конечно же стали в этом вопросе Москва и Ленинград.

1. ГАЗ М-1


Первый автомобили дорожной полиции страны Советов. |Фото: yandex.com.

Основным довоенным (и весьма малочисленным, к слову) автомобилем «Отдела регулирования уличного движения» стала именно эта машина. Именно из ОРУД впоследствии выделится «Государственная Автомобильная инспекция» Советского Союза. Первые машины ГАИ не имели специальной раскраски. Впрочем, широко эти машины не были распространены. Куда чаще дорожная милиция использовала мотоциклы.

2. ГАЗ-67Б


После войны в автопарк ГАИ попало много этих авто. |Фото: fotokto.ru.

Закончилась Вторая мировая война. Вместе с тем в стране освободилось достаточно большое количество автомобилей ГАЗ-67Б, которые были до этого задействованы на фронте и в тылу. Несмотря на то, что ГАЗ-67Б имели большую массовость, для патрулирования города она не очень-то подходили и в милиции все еще предпочитали мотоциклы.

3. ГАЗ-51 и ГАЗ-63


На их базе делали автобусы. |Фото: gaz51.ru.

Были в довоенном и раннем послевоенном ОРУД даже свои автобусы. Опять таки, не многочисленные. Делали их на базе шасси грузовиков ГАЗ-51 и ГАЗ-63. Примечательно, что и у них не было специальной раскраски. Специальная раскраска оперативных автомобилей в цвет службы появилась только 31 декабря 1953 года, после соответствующего постановления МВД СССР.

4. ГАЗ-21 «Волга»


Первый массовый автомобиль ГАИ. |Фото: drive2.ru.

До 1960-х годов транспортное обеспечение дорожной полиции было достаточно скудным. Только с началом массового выпуска автомобилей для простых граждан действительно начал расти автопарк ГАИ. Первым действительно массовым автомобилем стал ГАЗ-21 «Волга». Он же стал первой машиной, которая была покрашена с хорошо узнаваемую (новую на тот момент) сине-желтую раскраску.
Кстати, машины имели более мощный двигатель по сравнению с гражданскими моделями – 85 против 70 «лошадок». А также могли ездить даже на бензине А-66.

5. ГАЗ-24 и все-все-все


Самый узнаваемый автомобиль ГАИ. |Фото: auction.ru.

Вторым массовым автомобилем ГАИ СССР стала именно эта модель. Более того, сегодня именно ГАЗ-24 является самой узнаваемой патрульной машиной того период. Именно ГАЗ-24 можно увидеть в советском комедийном фильме «Иван Васильевич меняет профессию».
Само собой в автопарке ГАИ были и многие другие авто. Например использовались ГАЗ-69, «Москвичи» и УАЗ разных моделей.

6. ВАЗ-2101


Пришел на смену предшественнику. |Фото: drive2.ru.

Наконец нельзя не вспомнить про ВАЗ-2101, который стал еще одним наиболее распространенным автомобилем советской дорожной милиции. Как и все его предшественники послевоенного периода, машина имела ряд серьезных отличий от гражданской модели.

Несколько слов об оснащении


Специальное оснащение без которого никак. ¦Фото: drive2.ru.

Машины ГАИ отличались от гражданских моделей не только тем, что было под капотом. Они отличались еще и своим оснащением. Более того, машины ГАИ очень часто отличались оснащением от машин милиции. До войны на патрульных транспортных средствах спецоснащения фактически не было.
По сути, изменилось это только с появлением ГАЗ-21 «Волга». Проблесковые маячки появились первыми именно на этих патрульных машинах. Автомобили ГАИ получали дополнительную светотехнику в виде противотуманных фар и фары-искателя. Также в патрульных авто были рации и громкоговорители на крыше.
Хочется узнать еще больше всего интересного? Как насчет того, чтобы выяснить для себя как отвечать на три самых коварных вопроса инспектора ГИБДД в наше непростое время.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

История автомобилей милиции СССР и России

История автомобилей милиции СССР и России

История механизации милиции в России начинается в начале 20-го века. Впервые для нужд милиции и армии стали закупать крупные партии автомобилей за границей еще в Царской России во время Первой мировой войны. Что касается автоинспекции, то отдельной службы регулирования дорожного движения в те времена еще не было. Датой образования автоинспекции в СССР считается 3 июля 1936 г.
С 1920-х годов и вплоть до окончания Второй Мировой войны основными автомобилями милиции были автомобили марок ЗИС и ГАЗ. Это были и легковые и грузовые автомобили и автобусы.
Сразу после окончания Второй Мировой войны, в 1946-м году была выпущена первая модель легендарного автомобиля ГАЗ-М20 «Победа», который сразу же приобрел популярность. На нем перемещались высокопоставленные чины партии СССР, также часть автомобилей была выделена для нужд млилиции.
1950-е годы стали настоящим прорывом в области автомобилестроения в СССР. И в милилции стали появляться автомобили грузовики и автобусы марок ПАЗ, РАФ, Москвич, УАЗ. В 1957-м году вышел с конвейера автомобиль ГАЗ-21 «Волга», ставший излюбленным средством передвижения милицейского начальства.
В 1960-е годы появилось несколько обновленных модификаций автомобиля марки Москвич, УАЗ, ГАЗ. В первую очередь все новые автомобили поставлялись в милицию или для нужд партии и только через несколько лет становились доступны рядовым гражданам.
Начиная с 1970-х годов для милицейских нужд начали использовались автомобили «Волга» и «Жигули». Помимо этого, в декабре 1972-го года с конвейера сошел первый УАЗ-469, отличный для тех времен автомобиль обладающий незаурядными внедорожными свойствами. Применяется в милиции и в настоящее время. В конце 1970-х годов появился первый автомобиль «Нива», обладающий отличными ходовыми качествами в условиях бездорожья. Автомобили этой марки сразу же пополнили штат техники милиции.
В 1980-е годы милиция, в основном, укомплектовывалась более новыми модифицированными автомобилями марок ВАЗ и ГАЗ. Была также попытка в конце 1980-х годов использовать автомобили «Москвич 2141», но эта идея распространения не получила.
В начале 1990-х для нужд МВД и ГИБДД (ГАИ) стали приобретать автомобили иностранных марок — Ford, Audi, Toyota и др. Так как отечественные автомобили не значительно уступали в скорости (и до сих пор уступают) иномаркам. Но все же большинство автомобилей, применяемых милицией в наше время — это автомобили отечественного производства
Самыми распространенными отечествеными автомобилями в штате милилции в настоящее время являются автомобили ВАЗ-2114. Они используются и службой ГИБДД, и службой охраны МВД и другими службами. Также, особенно в центральных регионах России, львиную долю автомобилей состоящих в штате милиции составляют иномарки Ford, Audi и многие другие. Имеются даже милицейские автомобили марки Porsche Cayenne.
В сельских районах основными автомобилями милиции оставались долгое время автомобили марки УАЗ-469 (в народе называемый «бобик») и УАЗ-452 («буханка») из-за их хорошей проходимости по пересеченной местности. В последнее время почти все заменены на УАЗ-2206 и УАЗ-3909 (все та же «буханка», только обновленная).