Правовой инспектор

Содержание

Положение о правовом инспекторе

УТВЕРЖДЕНО

постановлением президиума
Краснодарской краевой
региональной организации Профсоюза

от 25 сентября 2013 года № 18-9

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВНЕШТАТНОМ ПРАВОВОМ ИНСПЕКТОРЕ ТРУДА КРАСНОДАРСКОЙ КРАЕВОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФСОЮЗА

Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Положением о правовой инспекции труда профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, утвержденным постановлением ЦК Профсоюза от 5 декабря 2012 года, № 6-7, определяет основные права и обязанности внештатных правовых инспекторов труда Краснодарской краевой региональной организации Профсоюза (далее по тексту – Внештатный правовой инспектор), а также иные вопросы, связанные с их деятельностью.

Действие настоящего Положения распространяется на внештатных правовых инспекторов труда территориальных организаций Профсоюза, действующих на территории Краснодарского края.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Внештатный правовой инспектор – член Профсоюза, привлекаемый на добровольной основе к осуществлению профсоюзного контроля и иных полномочий, предусмотренных настоящим Положением.

1.2. Внештатным правовым инспектором может быть член Профсоюза с высшим или средним юридическим профессиональным образованием, старше 18 лет, положительно характеризующийся по месту работы либо учебы, способный выполнять полномочия, предусмотренные настоящим Положением.

В исключительных случаях Внештатным правовым инспектором может быть член Профсоюза, не имеющий высшее или среднее юридическое профессиональное образование, но имеющий опыт работы в области профсоюзного контроля.

1.3. Внештатный правовой инспектор в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ), Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 марта 2002 года № 282 «О дальнейшем взаимодействии исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления, работодателей с профсоюзными организациями края» иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края, Типовым положением о профсоюзной правовой инспекции труда, утвержденным постановлением Исполкома ФНПР 22 мая 2002 года №3-3, Уставом ФНПР, Уставом Профсоюза, Программой действий Профсоюза по защите социально-трудовых прав и законных интересов членов Профсоюза в 2010–2015 годах, решениями выборных органов Краснодарской краевой региональной организации Профсоюза и настоящим Положением.

II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

ВНЕШТАТНОГО ПРАВОВОГО ИНСПЕКТОРА

2.1. Внештатные правовые инспектора имеют право:

2.1.1. Осуществлять профсоюзный контроль по поручению выборных органов Краснодарской краевой региональной, территориальных организаций Профсоюза:

— проводить проверки соблюдения работодателями законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнения коллективных договоров и соглашений, законодательства о Профсоюзе, а также осуществлять защиту социально-трудовых прав работников – членов Профсоюза;

— беспрепятственно (при предъявлении удостоверения и письма о проведении мероприятия по контролю) посещать учреждения, организации, в которых работают члены Профсоюза;

— беспрепятственно и бесплатно получать от работодателя и его представителей сведения, справки и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки, иную информацию, относящуюся к предмету профсоюзного контроля;

— составлять представления о выявленных нарушениях (приложение № 1);

— контролировать своевременное выполнение работодателем, его представителем и иными должностными лицами организаций представлений об устранении нарушений прав и законных интересов работников;

— принимать участие в урегулировании разногласий между работодателем и работником, в разрешении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовым договором.

2.1.2. Вносить предложения президиуму Краснодарской краевой региональной, территориальных организаций Профсоюза:

— о выдаче представлений об устранении выявленных нарушений, готовить проект представления;

— о привлечении к ответственности виновных лиц, готовить проект обращения в соответствующие органы (приложение № 2).

2.1.3. Принимать участие в работе общественной юридической консультации граждан – членов Профсоюза в соответствии с графиком приема, утвержденным в установленном порядке.

2.1.5. Использовать иные права, предусмотренные законодательством, Уставом Профсоюза, Положением о правовой инспекции труда профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, настоящим Положением, а также решениями выборных органов Краснодарской краевой региональной организации Профсоюза.

2.2. Внештатные правовые инспекторы обязаны:

2.2.1. Осуществлять защиту и содействовать осуществлению защиты прав членов Профсоюза.

2.2.2. При осуществлении своих полномочий быть объективными, корректными, руководствоваться законодательством.

2.2.3. Способствовать укреплению авторитета Профсоюза, добросовестно и своевременно выполнять полномочия, предусмотренные настоящим Положением.

2.2.4. Не разглашать охраняемую законом тайну (государственную, коммерческую, служебную и иную), ставшую известной при осуществлении профсоюзного контроля, выполнении иных полномочий, предусмотренных настоящим Положением.

2.2.5. Соблюдать абсолютную конфиденциальность источника всякой жалобы на действия работодателя, его представителей, если заявитель возражает против такого сообщения.

2.2.6. Сообщать о результатах проверки органу, по поручению которого осуществлялась проверка.

2.2.7. Выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством, Положением о правовой инспекции труда профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, а также решениями президиума Краснодарской краевой региональной организации Профсоюза.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕШТАТНОГО ПРАВОВОГО ИНСПЕКТОРА

3.1. Общее руководство деятельностью Внештатных правовых инспекторов осуществляет президиум Краснодарской краевой региональной организации Профсоюза.

3.2. Утверждение Внештатных правовых инспекторов осуществляется президиумом Краснодарской краевой региональной организации Профсоюза по представлению выборных органов территориальных организаций Профсоюза Краснодарской краевой региональной организации Профсоюза.

3.3. Для представления на утверждение кандидат на Внештатного правового инспектора предоставляются следующие документы: заявление; документ, удостоверяющий личность, документ об образовании; рекомендацию или ходатайство территориальной организации Профсоюза Краснодарской краевой региональной организации Профсоюза.

3.4. Внештатному правовому инспектору выдается удостоверение установленного образца (приложение № 3).

3.5. Внештатному правовому инспектору в случае заключения в установленном порядке договора с президиумом Краснодарской краевой региональной организации Профсоюза либо территориальной организацией Профсоюза Краснодарской краевой региональной организации Профсоюза может выплачиваться денежное вознаграждение, в соответствии с заключенным договором.

3.6. В период выполнения обязанностей Внештатных правовых инспекторов, они освобождаются от основной работы с сохранением средней заработной платы в соответствии с коллективным договором, отраслевым соглашением, иным соглашением с работодателем.

3.7. K Внештатным правовым инспекторам, активно участвующим в работе Краснодарской краевой региональной, территориальных организаций Профсоюза и добросовестно выполняющим поручения и свои обязанности, могут применяться различные формы поощрения (объявление благодарности, награждение денежной премией, награждение ценным подарком, награждение Почетной грамотой, награждение нагрудным знаком и др.).

3.8. Внештатный правовой инспектор, не надлежаще и (или) систематически не исполняющий свои обязанности может быть исключен из числа Внештатных правовых инспекторов решением президиума Краснодарской краевой региональной организации Профсоюза.

Приложение № 1

к Положению о внештатном
правовом инспекторе труда
Краснодарской краевой
региональной организации Профсоюза

Форма № 1-ПИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕЗИДИУМ КРАСНОДАРСКОЙ КРАЕВОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФСОЮЗА

350020, г. Краснодар, ул Красная, 143. т./ф. (861) 255-40-76

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ № ____

Кому________________________________________________________________ (должность, наименование организации)

(фамилия, имя, отчество)

В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 19 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» ПРЕДЛАГАЮ устранить следующие нарушения:

№ п/п

Перечень выявленных нарушений

Основание

(ссылка на нормативный правовой акт)

Сроки

устранения

О результатах рассмотрения настоящего Представления и принятых мерах прошу сообщить в ____________________________________________

(наименование организации Профсоюза)

в срок до «___»_________ 201_ г.

Внештатный правовой

инспектор _____________________________________________________

(подпись; Ф.И.О.)

Представление получил

» ___ «__________ 201__ г. ___________________________________

(подпись; Ф.И.О.)

Приложение № 2

к Положению о внештатном правовом инспекторе труда Краснодарской краевой региональной организации Профсоюза

Форма № 2-ПИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕЗИДИУМ КРАСНОДАРСКОЙ КРАЕВОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФСОЮЗА

350020, г. Краснодар, ул Красная, 143. т./ф. (861) 255-40-76

ТРЕБОВАНИЕ № ____

Кому _______________________________________________________________

(должность, наименование органа государственного надзора и контроля,

иного уполномоченного органа, организации, Ф.И.О.)

В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 19 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», статьей 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», на основании статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обращаюсь с требованием о привлечении к ___________________________________

(дисциплинарной, административной, уголовной)

ответственности ___________________________________________________

(должность, Ф.И.О. лица (лиц), допустившего (допустивших) нарушение)

за _______________________________________________________________

(краткое изложение нарушений со ссылкой на статьи законов и иных нормативных правовых актов)

О принятом решении прошу сообщить в _____________________________

(наименование организации Профсоюза)

Приложение: ____________________________________________________

(перечень документов, доказывающих совершение проступка)

Председатель Краснодарской

краевой региональной

организации Профсоюза __________________________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Приложение № 3

к Положению о внештатном правовом инспекторе труда Краснодарской краевой региональной организации Профсоюза

Форма № 3-ПИ

Образец

удостоверения Внештатного правового инспектора

Лицевая сторона

Профессиональный союз работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации

Президиум Краснодарской краевой региональной организации Профсоюза

Внутренняя сторона

Левая часть

Удостоверение №_____

(Ф.И.О.)

Является Внештатным правовым инспектором

Председатель Краснодарской

краевой региональной

организации Профсоюза __________________________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

(Печать)

Правая часть

Место

для

фотографии

(Печать)

(личная подпись)

Удостоверение действительно до «____» __________ 201___ года

В соответствии со ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации профсоюзные инспекторы имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей, у которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение, обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Под профсоюзным контролем в настоящем Положении понимается контроль за соблюдением работодателями законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также контроль за соблюдением законодательства о профсоюзах, за выполнением коллективных договоров и соглашений.

В правовую инспекцию труда профсоюза

Профессиональные союзы имеют право следить за тем, как работодатель соблюдает трудовое законодательство и коллективные договоры и соглашения. Для этого профсоюзы могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов (ТК ст. 370). Если профсоюз достаточно крупный, у его регионального отделения есть своя правовая инспекция, если нет, то она есть в территориальном объединении профсоюзов.

Итак, если ваше право нарушено, вы можете обратиться к профсоюзному правовому инспектору труда. Если в региональном отделении вашего профсоюза есть свой штатный правовой инспектор, то вами будет заниматься именно он. Если же нет, то проблему будет решать правовая инспекция труда объединения профсоюзов. Исходя из этого вы выбираете адресата для письменного обращения: председатель областного комитета вашего профсоюза или председатель территориального объединения профсоюзов. Они, в свою очередь, поручат дело своим правовым инспекторам. Письменное обращение можно принести лично или направить по почте.

Сроков ответа на обращения для профсоюзов не предусмотрено, поэтому, если иное не установлено профсоюзными документами, ваше обращение должны рассмотреть в разумный срок. По общему правилу, разумным сроком является месяц.

У правового инспектора профсоюза есть существенные полномочия. Во-первых, он может беспрепятственно посещать любого работодателя, у которого работают члены профсоюза, для контроля за соблюдением законодательства – то есть работодатель обязан пропустить инспектора в организацию. Во-вторых, работодатель обязан предоставить инспектору соответствующие документы. В-третьих, инспектор вправе направлять работодателю представление об устранении нарушений, а работодатель обязан в недельный срок сообщить о результатах рассмотрения требования и принятых мерах.

Работнику также следует знать один нюанс при обращении в профсоюз. Инспектор проводит проверку в двух случаях: при обращении члена профсоюза (проблемная проверка) и согласно плану проверок (плановая проверка), который принимается, как правило, раз в полгода. Следовательно, если работнику необходимо оперативно решить проблему, то, по всей видимости, придется «заказывать» проблемную проверку. Если же дело не такое срочное, можно использовать другой вариант: обратитесь к председателю областного комитета профсоюза, в котором вы состоите, с просьбой включить вашего работодателя в план проверок, объяснив суть проблемы. Согласно этому плану правовой инспектор придет к ничего не подозревающему работодателю как бы с рядовой плановой проверкой и, изучая документы, как бы случайно обнаружит нарушение именно вашего права. Таким образом, вы останетесь «ни при чем», но вашей проблемой начнут заниматься.

Следует помнить, что работодатель не обязан выполнять требование, указанное в представлении, что является минусом для работника. С другой стороны можно выделить и достоинства обращения в профсоюзную правовую инспекцию труда:

1) работодатель должен на него прореагировать в течение недели;

2) если вы предоставите правовому инспектору необходимые документы для составления представления, его могут направить работодателю без визита к нему, что сэкономит время, а также не вызовет лишнего раздражения очередной проверкой;

3) работодателю будет известно, что профсоюзные юристы уже знают о нарушении, обладают необходимой аргументацией и в случае отрицательного исхода могут отправить документы в прокуратуру, Государственную инспекцию труда или оказать помощь работнику в суде: от написания искового заявления до представления его интересов в судебном заседании;

4) в отличие от государственных органов, профсоюзным инспекторам важна не только соответствующая реакция на ваше обращение, но и то, чтобы вы остались работать в прежней должности (иначе вы перестанете быть членом профсоюза), поэтому работнику логично ожидать более гибкого и продуманного подхода к решению его проблемы;

5) на профсоюзную правовую инспекцию труда не распространяется Федеральный закон №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», то есть она не обязана согласовывать план своих проверок ни с кем, в том числе с прокуратурой.

В профсоюзе существует также техническая инспекция труда – она контролирует то, как работодатель соблюдает требования охраны труда. Более того, при групповом несчастном случае (два и более человек), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель в течение суток обязан направить извещение в соответствующее территориальное объединение профсоюза (ТК ст. 228.1). Последнее, в свою очередь, направит для участия в расследовании своего профсоюзного тех­нического инспектора труда.

Если вы считаете, что в отношении вас не соблюдаются требования охраны труда, вы также можете обратиться в профсоюзную техническую инспекцию. Схема действий приблизительно такая же, как при обращении в правовую инспекцию.

Право на обращение в техническую или правовую инспекцию профсоюза не отменяет вашего права на обращение в Государственную инспекцию труда (где также работают технические инспекторы труда).

За что сотрудники ГИБДД могут забрать права?

Многих водителей интересует вопрос: за что автоинспектор может отобрать у водителя его права? Важно знать, что документ, дающий право управлять ТС (здесь и далее — транспортным средством), не может быть изъят сотрудником ГИБДД без веских на то оснований. Отобрать водительское удостоверение (здесь и далее – ВУ) разрешается лишь в том случае, когда гражданин, управляя ТС, совершил серьезное административное правонарушение, за которое его могут лишить права управления автомобилем.

За что могут лишить водительских прав

Каждому водителю необходимо знать, что лишить водительских прав возможно при совершении им следующих административных правонарушений:

  • Управление ТС, на котором не имеется регистрационных знаков;
  • Наличие в авто мигалок и сирен;
  • Нарушение правил пересечения ж/д переездов;
  • Управление авто в пьяном состоянии;
  • Превышение максимально разрешенной на участке дороги скорости более чем на 60км/ч;
  • Нарушение норм и правил, которые предусмотрены для транспортировки крупногабаритных/опасных грузов;
  • Выезд на встречную полосу на участках автодороги, где это запрещено ПДД;
  • Невыполнение требования автоинспектора о прохождении медосвидетельствования;
  • Нарушения норм ПДД, повлекшие нанесение определенного вреда здоровью потерпевшей стороны.

Кроме того, водителя ожидает такое наказание, как лишение прав, в случае, когда он несанкционированно покинул место ДТП.

Исполнение решения об изъятии водительского удостоверения

На основании законодательства с 1 сентября 2013 года при совершении нарушения правил дорожного движения, повлекшего лишение прав на управление транспортным средством, изъятие водительского удостоверения не происходит, а составляется протокол об административном правонарушении и дело передается в суд соответствующей инстанции. Таким образом, водительский документ остается на руках у его владельца до дня вступления в законную силу решения суда.

По закону (ст.31.1 и 31.2 КоАП) лицо привлекается к админответственности с того дня, когда постановление об этом вступает в силу. Обязательному исполнению оно подлежит именно с этого момента.

Исчисление срока лишения водительских прав

В соответствии с КоАП (часть 1 ст.32.7 КоАП), отсчет срока, на который происходит лишение автоводителя права управлять ТС, начинает свое исчисление с момента вступления в силу судебного постановления.

Это означает, что в течение промежутка времени между вынесением такого постановления и датой его вступления в силу (как правило, от 10 суток до нескольких месяцев) водитель еще не привлечен к ответственности и продолжает пользоваться водительскими правами. Следует отметить, что это касается случаев, когда водитель решает обжаловать вынесенное судебное решение и начинает этот процесс.

Существуют ситуации, когда лица уже лишены права управлять ТС в судебном порядке и не обжаловали решение суда, но уклоняются от обязательной сдачи водительского документа.

В этом отношении существует отдельная статья КоАП (ч.2 ст.32.7), по которой происходит исчисление периода лишения в случаях, когда виновные от сдачи документов уклоняются (при вступившем в законное действие постановлении).

В подобных условиях прерывается период лишения специального права, а повторно начинает свое исчисление лишь с момента фактической сдачи автоводителем ВУ.

В заключение следует отметить, что, согласно действующим нормам КоАП, только судья своим решением может лишить права управления транспортным средством и вопрос «за что могут забрать права» отпадает автоматически. При этом не целесообразно уклоняться от добровольной сдачи прав, поскольку наказание все равно настигнет виновного.

Как начинающим, так и опытным водителям полезно будет знать, за какие именно нарушения их могут лишить водительских прав. Для этого ниже мы приводим полный перечень тех нарушений ПДД, наказанием за совершение которых станет именно лишение ВУ. Изучение этого списка гарантированно позволит автоводителям правильно ориентироваться в нюансах КоАП и ПДД, сводя до минимума вероятность остаться без прав на длительный срок.

Последнее обновление: 05-12-2019

Водители редко задумываются о возможном лишении их водительского удостоверения или его конфискации. Но такое происходит в нашей стране довольно часто по самым разным причинам.

Главное, при такой ситуации, не паниковать, а искать доказательства своей невиновности, если лишение происходит не по вине водителя.

При этом действующее правовое регулирование тщательно предусматривает порядок и правила конфискации водительского удостоверения. А как осуществляется временное изъятие водительского удостоверения, и какие именно правила действуют?

Основания

Оснований для конфискации водительского удостоверения немало. Они четко прописаны в действующем законодательстве.

В частности, конфискация водительского удостоверения может быть осуществлена при:

  • вторичном несоблюдении водителем правил эксплуатации транспортного средства. Некоторые водители допускают одни и те же правонарушения по нескольку раз, причем такие действия караются законом очень строго и считаются отягчающим обстоятельством;
  • провокационных действиях, повлекших за собой аварийную ситуацию;
  • продолжении движения на транспортном средстве, несмотря на просьбу инспектора о прекращении данного действия, особенно, если оно является намеренным и не случайным;
  • дорожно-транспортном происшествии;
  • управлении транспортным средством в состоянии алкогольного/наркотического опьянения. Самое злостное, на сегодняшний день, административное правонарушение;

    А если виновник совершает его повторно, то с каждым разом растет, как и штраф, так и срок лишения.

  • нахождении за рулем транспортного средства под воздействием фармацевтических препаратов, которые могут привести к снижению концентрации и реакции.

Однако изъятие документа не производится во время составления протокола о лишении управления транспортным средством.

Только, исходя из приговора по данному правонарушению, вынесенному судьей, права могут быть конфискованы, а если быть точнее: осуществляется добровольная сдача водительских прав.

Временный документ на период с даты происшествия до суда не выдается, виновник управляет транспортным средством со старым удостоверением.

По закону, «лишенник» обязан передать водительские права сотруднику ГИБДД не позже 3-х дней с даты вступления в силу постановления судьи по соответствующему нарушению.

Следует помнить, чем раньше водитель сдает водительское удостоверение в ГИБДД, тем раньше начнется исчисление срока, и тем раньше он сможет вернуть документ обратно.

Что говорится в законодательстве

Запрет на управление транспортным средством регламентируется Федеральным законом Российской Федерации No196 «О безопасности дорожного движения».

Здесь описаны ситуации, вследствие которых права могут быть конфискованы или водитель может быть их лишен.

Этими ситуациями могут быть и вышедший срок действия водительского документа, и медицинские показания с заключением, при котором водитель не имеет права садиться за руль транспортного средства, и правонарушения административного характера или уголовно наказуемые преступления.

КоАП РФ также содержит определенные нормы о конфискации водительского удостоверения. В частности:

  • управление транспортным средством в состоянии алкогольного/наркотического опьянения и последствия за это действие описаны в статье 12.8 КоАП РФ;
  • порядок и правила конфискации водительского удостоверения предусмотрены в ст. 27.10 данного законодательного акта.

Какой должен быть документ

Отстранение водителя от управления автомобиля и лишение водительского удостоверения отличаются между собой и самим процессом, и заполняемыми актами.

На каждый случай составляется определенный протокол и принимается соответствующее решение в предусмотренном законом порядке.

Однако, если акт об отстранении гражданина от управления транспортным средством заполняется самим инспектором ГИБДД на месте административного/уголовного правонарушения с участием средства передвижения, то лишение права на управление происходит только на основании судебного решения.

При этом отсутствие виновника административного правонарушения не спасет его от лишения водительского удостоверения и даже не отложит на другой срок.

Суд будет происходить в заочном режиме, и дело рассмотрят в отсутствие обвиняемого, но это может существенно ухудшить положение горе-водителя.

Ниже приведен образец протокола об отстранении от управления транспортным средством:

Кем выполняется

Конфискация водительского удостоверения может быть осуществлена как сотрудником ГАИ, так и судебным приставом в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Сотрудником ГИБДД

Исходя из последних законодательных изменений изъятие водительского удостоверения с 15 января 2019 года сотрудниками ДПС при совершенном правонарушении недопустимо.

Документ сдается только по решению мирового судьи с вынесением соответствующего постановления. На основании этого постановления водитель обязан сдать права в отделение ГИБДД.

В процессе сдачи прав составляется соответствующий акт о приеме документа с личными подписями водителя и инспектора, производившего данный процесс.

Водительские права сдаются не позднее 3‐х дней, после того как постановление мирового судьи вступит в силу.

Срок конфискации водительского удостоверения начнет свое исчисление с даты сдачи документа, подтверждающего право на управление транспортным средством.

Ранее, изъятие производилось на месте административного правонарушения и считалось временной мерой, при которой выдавался временный документ. Сейчас же, такое действие недопустимо.

Судебными приставами

Для того, чтобы избежать проблем с судебными приставами, на сегодняшний день, имеется база должников, которая составляется на основании данных возбужденных исполнительных производств.

Проверить наличие долга водитель может по данным:

  • паспорта;
  • идентификационного налогового номера;
  • пенсионного страхового свидетельства.

Судебные приставы могут наложить временное ограничение на право управления транспортным средством только в том случае, если должник напрямую уклоняется от уплаты долга и не раз был наказан за уклонение от выполнения денежных обязательств (например, возможно изъятие водительского удостоверения за долги по алиментам).

В подобной ситуации водителя могут временно лишить водительского удостоверения. При этом должник должен быть оповещен о применении к нему данной меры, как до лишения, так и после.

Также должник будет считаться извещенным, если:

  • он не стал принимать повестку или извещение от курьера/почтальона;
  • он не пришел за повесткой при отправке ему письма на последний известный адрес с соответствующим уведомлением;
  • ему по исполнительному производству направили письмо в электронном виде с соответствующими подписями.

На практике многие водители не следят за своими задолженностями и не думают о том, что возможно изъятие водительского удостоверения исполнительный лист по которому было возбуждено производство.

Об этом они узнают совершенно случайно. Причем если должник при условии конфискации водительского удостоверения водит машину и его остановит инспектор ГАИ, это может сулить ему солидной штрафной санкцией или арестом, а его автомобиль отправят на специализированную стоянку.

Какие машины можно водить с правами категории B, рассказывается в статье: водительское удостоверение категории B.

Про срок действия медсправки на водительское удостоверение в 2019 году .

Порядок изъятия водительского удостоверения

При административном правонарушении или совершении преступления, которое подразумевает лишение прав, во время составления соответствующего протокола инспектором ГАИ должны присутствовать понятые (минимум два человека). Они подтверждают законность действий инспектора.

В первую очередь инспектор обязан установить причину административного правонарушения и указать ее в протоколе отстранения водителя от управления транспортным средством, а также в решении о применении соответствующих мер наказания за конкретное правонарушение.

Далее, транспортное средство отправляется на специализированную штрафную стоянку.

Протоколы, заполненные сотрудниками ДПС и прочие документы, отправляются на рассмотрение в районный суд.

Суд обязан известить водителя, нарушившего закон, о предстоящем судебном заседании, а также о дате и времени его проведения. При неявке виновника, дело рассматривается в его отсутствие.

После рассмотрения дела судья выносит приговор, по которому водитель либо лишается права на управление транспортным средством, либо подтверждается факт отсутствия признаков правонарушения в его действиях.

При лишении права:

  • удостоверение сдается инспектору ГИБДД;
  • им составляется соответствующий акт, один экземпляр которого передается на руки водителю;
  • после истечения срока, предусмотренного в судебном решение подлежат восстановлению.

Водитель вправе забрать транспортное средство со специализированной стоянки, уплатив при этом за услуги эвакуатора, т.е. водить машину он не имеет права.

При рассмотрении дела суд принимает во внимание следующие факторы:

  • наличие неоплаченных штрафов;
  • общее число всех административных нарушений;
  • характеристики водителя. Он может представить суду характеристику от работодателя, что может смягчить исход разбирательства.

Что делать при незаконной конфискации

Для того, чтобы оспорить решение мирового судьи и вынесенное постановление, водитель должен хорошо подготовиться и иметь соответствующие доказательства, указывающие на его невиновность.

Время для обжалования дается судом и составляет 10 суток с момента вынесения решения о конфискации водительского удостоверения.

На практике оспаривания решений, по которым было вынесено постановление об отстранении гражданина от управления транспортным средством, виновник обычно ссылается на:

  • неправильном составлении протоколов;
  • допущенные ошибки инспектором ДПС;
  • отсутствие понятых и т.д.

Еще одним немаловажным фактором при оспаривании постановления о лишении прав является срок давности судебного разбирательства.

Если оно состоялось после двух месяцев со дня оформления протокола, то срок рассмотрения считается истекшим.

Существуют случаи, когда инспекторы допускают ошибки при оформлении протокола, вписывают неправильное время события, имена или другие данные. В таком случае можно оспорить законность данных документов в связи с их ошибочным заполнением.

Также при отсутствии на месте происшествия понятых, но вписанных их каким-то чудесным образом в протоколах является основанием отмены данного протокола. Однако, не всегда суд прислушивается к доводам обвиняемого.

В подобной ситуации желательно прибегнуть к услугам квалифицированного адвоката, который сможет оспорить судебное решение.

Лишение прав иностранных граждан

Вне зависимости от того, иностранный гражданин нарушил правила дорожного движения или нет, лишение водительского удостоверения происходит в обычном порядке.

Процесс лишения водительских прав регламентируется Конвенцией о дорожном движении, принятой 8 ноября 1968г. Согласно данному документу водитель должен следовать правилам государства, на территории которого он находится.

Первое, что должно произойти — изъятие водительского удостоверения уполномоченным на это органом. Затем, посылается уведомление о лишении прав в орган выдачи водительского удостоверения.

Заключительными действиями будет пометка в водительском удостоверении о недействительности документа на территории РФ.

Возврат прав иностранному гражданину возможен лишь в судебном порядке. Если отъезд на родину назначен раньше даты суда, то получение прав произойдет в консульстве. Перед возвратом водительского удостоверения, ставится отметка с описанием причин изъятия.

Российский гражданин, посещающий другие страны на своем транспортном средстве, должен понимать, что он обязан соблюдать законы и правила той страны, на территории которой он находится.

Из вышеуказанного следует, что закон предусматривает правила конфискации водительского удостоверения.

Где пройти нарколога для водительского удостоверения, объясняется в статье: пройти нарколога для водительского удостоверения.

Какая стоимость медицинской справки на водительское удостоверение в 2019 году в Москве, смотрите на странице.

Как посмотреть дату выдачи первого водительского удостоверения, узнайте из этой информации.

Может ли сотрудник ГИБДД изъять права

Каждый автолюбитель рано или поздно сталкивается с представителями дорожных служб, поэтому следует знать о том, какими полномочиями обладают сотрудники правоохранительных органов. К сожалению, в последнее время значительно возросло количество случаев, когда сотрудники ГИБДД превышают свои полномочия, поэтому каждый автомобилист должен знать, как правильно действовать в таком случае.

Какими полномочиями обладают представители ГИБДД

В отдельных случаях, предусмотренных административным законодательством, инспекторы ГИБДД имеют право изъять водительское удостоверение. Но такие понятие, как «лишение прав» и «изъятие» – разные вещи, так как осуществить первую процедуру может только суд.

Сотрудник ГИБДД может потребовать передачи ему документов только в ходе следственного производства по делу и при наличии веских причин. К примеру, если документация может быть использована в качестве доказательства виновности автомобилиста в нарушении правил дорожного движения, или при наличии подозрений относительно легальности и действительности документации.

В каких случаях инспектор может забрать водительские права

По нормам Кодекса об административных правонарушениях, изъятие водительского удостоверения допускается только тогда, когда совершенное автолюбителем нарушение может быть наказано путем лишения прав на управление транспортными средствами.

В частности, сотрудник ГИБДД имеет право потребовать передачу водительского удостоверения в следующих случаях:

  1. Автомобилист находится за рулем транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения.
  2. Водитель превысил максимальную скорость, установленную на участке автомобильной дороги, более чем на 60 км/час.
  3. Водитель совершил выезд на встречную полосу.
  4. Автомобилист не предоставил преимущество спецтранспорту, при условии, что он двигался с включенным звуковым сигналом.
  5. Автолюбитель установил на свое транспортное средство дополнительное оборудование, если не было получено разрешения от соответствующих органов.
  6. Автомобилист управлял транспортным средством со снятыми регистрационными номерными знаками, с подложными номерами.
  7. Водитель нарушил правила пересечения железнодорожного переезда.
  8. Автомобилист стал виновником дорожно-транспортного происшествия, в котором есть пострадавшие.
  9. Автолюбитель оставил место автомобильной аварии.

Кто может лишить автомобилиста водительских прав

Лишение водительских прав производится в порядке, урегулированном нормативными актами. Если сотрудник ГИБДД нарушит нормы закона, автолюбитель может обжаловать полученное постановление в суде или у вышестоящего руководства за несоответствие требованиям гражданского процессуального законодательства.

Порядок лишения прав

Помимо того, что сотрудник ГИБДД вправе лишить автолюбителя его водительского удостоверения только при наличии веских оснований, эта процедура должна проводиться в строгом соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства. При выявлении каких-либо нарушений, водитель может оспорить постановление в судебном порядке.

В целом, процедура лишения водителя его прав на управление транспортными средствами выглядит следующим образом:

  1. Составление протокола. В этом документе содержаться сведения о том, какая именно норма Кодекса об административной ответственности была нарушена, и какое наказание за это предусмотрено.
    Оформление документа производится в присутствии двух понятых. Готовый протокол подписывается: сотрудником ГИБДД, всеми участниками ДТП, понятыми.
    Если у одной из сторон случившегося есть замечания, то они должны быть зафиксированы в тексте документа. Факт изъятия водительских прав также должен быть отражен в протоколе.
    По закону, забрав у автомобилиста его удостоверение, сотрудник ГИБДД должен выдать его временный документ, который позволит водителю пользоваться транспортным средством до вынесения судебного решения о лишении прав.
  2. Следующий шаг – рассмотрение дела о лишении водительских прав административной комиссией. На этом этапе принимается решение о том, к какой именно мере ответственности может быть привлечен нарушитель: к лишению или штрафу.
    Чтобы принять решение, административная комиссия учитывает наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств. По результатам такой оценки назначается наказание, которое соответствует тяжести совершенного автомобилистом проступка.
  3. Если административная комиссия приняла решение о том, что на нарушителя должен быть наложен штраф, незамедлительно выносится постановление, готовый документ направляется виновному для последующего исполнения. Если же было принято решение лишить водителя его прав на управление транспортными средствами, то материалы по делу передаются мировому судье, так как только он может лишить прав.

Мнение эксперта Задать вопрос эксперту В 2020 году планируется переход на электронные водительские удостоверения. Мера направлена на борьбу с подделкой документов, предотвращение случае использования одних прав несколькими водителями с похожей внешностью. Сведения о решениях суда по лишению водительского удостоверения будут вноситься в электронную базу ГИБДД. Обязанность сдавать права отпадет автоматически.

Допускается ли остановка транспортного средства для проверки без видимых причин

Вопрос о том, могут ли сотрудники ГИБДД остановить автомобиль для проверки без оснований, интересует многих водителей. На самом деле подробный ответ на этот вопрос дан в административном законодательстве, по нормам которого остановка транспортного средства без видимых причин допускается только в следующих ситуациях:

  1. Водитель нарушил правила дорожного движения.
  2. Есть подозрение о причастности владельца транспортного средства к ДТП или иному преступлению.
  3. Водитель или его спутники были свидетелями столкновения на месте автомобильной аварии, которая повлекла за собой имущественный ущерб или причинение физического вреда. В таком случае остановка транспортного средства производится для опроса очевидцев дорожно-транспортного происшествия.
  4. У сотрудников ГИБДД есть сведения о том, что транспортное средство находится в розыске, было использование для совершения противоправного деяния.
  5. При наличии запрета или ограничения на движение транспортных средств на определенном участке автомобильной дороги. В таком случае полномочиями принятия решения об остановке автомобиля обладают должностные лица правоохранительных органов.
  6. Остановка автомобиля может быть выполнена и для оказания помощи участникам дорожно-транспортного происшествия, сотрудникам ГИБДД, при выполнении ими служебных обязанностей.

Следовательно, по закону, простая остановка автомобиля без видимых причин для проверки документов возможна только на стационарных, специально оборудованных постах. Исключение составляют только специальные мероприятия.

Стоит помнить о том, что первым делом при остановке транспортного средства, сотрудник дорожной инспекции должен представиться водителю и сообщить и причине остановки автомобиля. Несоблюдение этого требования влечет за собой обжалование постановление о нарушении.

Когда сотрудник ГИБДД может задержать автомобиль

По нормам российского законодательства, инспектор может задержать автомобиль в следующих случаях:

  1. Если водитель осуществляет управление транспортным средством, не имея на руках всех требуемых документов (как правило, отстранение производится только при отсутствии водительского удостоверения или ПТС).
  2. Если тормозная система автомобиля или рулевое управление нуждается в проведении ремонтных работ.
  3. Если человек, который находится за рулем транспортного средства, находится в состоянии алкогольного, наркотического опьянения или под влиянием психотропных веществ. Подобное решение может быть принято и тогда, когда водитель отказаться проходить медицинское освидетельствование.
  4. Автовладелец ранее был лишен своих прав на управление транспортными средствами, и срок наказания еще не истек.
  5. Если автомобилист нарушил правила стоянки, что повлекло за собой создание препятствий для прочих участников автомобильного движения.

Следовательно, у сотрудников ГИБДД есть право на изъятие водительского удостоверения, но только при наличии веских оснований для принятия такого решения. Но лишить автомобилиста прав может только суд, по результатам разбирательства.

Если в ходе судебного разбирательства вина нарушителя не будет доказана, то водительское удостоверение должно быть возращено владельцу. Иначе виновнику дорожно-транспортного происшествия грозит административное наказание в виде лишения прав на срок до 2 лет и штраф в размере 30 000 рублей.

Защита прав работников. Часть 33

Изображение: rostrud.ru

Государственные инспекторы труда имеют права и обязанности, установлен порядок действий при проведении проверок, а также ответственность за противоправные действия (бездействие).

Продолжение. Начало в №№ 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 , 44, 45, 46, 48, 2018;
№ 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19, 20, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 2019

16. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД В СФЕРЕ ТРУДА (окончание)

При осуществлении госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов (далее — НПА), содержащих нормы трудового права, госинспекторы труда имеют право:

— в установленном порядке беспрепятственно, в любое время, при наличии удостоверений установленного образца посещать для проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей-физлиц;

— запрашивать у работодателей, органов исполнительной власти, местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, сведения, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

— изымать для анализа образцы используемых материалов и веществ в установленном порядке, с уведомлением работодателя, составлять акт;

— расследовать несчастные случаи на производстве;

— предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных НПА, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в нарушении к дисциплинарной ответственности или отстранении от должности;

— направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений из-за нарушения требований охраны труда;

— выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших: обучение безопасным методам и приемам работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

— запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты, не соответствующих требованиям законодательства РФ о техническом регулировании и государственным нормативным требованиям охраны труда;

— составлять протоколы и в пределах полномочий рассматривать дела об административных правонарушениях, направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности;

— выступать экспертами в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных НПА, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;

— предъявлять организации, проводящей СОУТ, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о СОУТ.

В госинспекцию труда могут обращаться профорганы, работники, иные лица. Если речь идет о вопросах, рассматриваемых в индивидуальном или коллективном трудовом споре (кроме рассматриваемых судом или имеющих его решение), госинспектор, выявив нарушение, вправе выдать работодателю предписание, обязательное для исполнения. В течение 10 дней предписание может быть обжаловано в суде.

Обязанности госинспекторов труда (ст. 358 ТК РФ)

Осуществляя госнадзор, госинспекторы труда обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей — как физлиц, так и юрлиц. И обязаны хранить ставшую им известной охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую, иную). А после ухода с должности — считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на нарушения трудового законодательства и иных НПА, не сообщать работодателю сведения о заявителе.

Госинспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей — полномочные представители государства и находятся под его защитой (ст. 359 ТК РФ), независимы от госорганов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Порядок проверок работодателей (ст. 360 ТК РФ)

Определяется ратифицированными РФ конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда, ТК РФ, иными ФЗ, решениями правительства РФ. Госинспекторы труда проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории РФ любых работодателей в порядке, установленном ФЗ с учетом особенностей, установленных ст. 360 ТК РФ.

Предмет проверки: соблюдение трудового законодательства и иных НПА; выполнение предписаний об устранении нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основание для внеплановой проверки: истечение срока исполнения предписания об устранении нарушения либо получение Федеральной инспекцией труда (ФИТ):

а) обращений и заявлений граждан, ИП, юрлиц, информации от органов власти (должностных лиц ФИТ), органов госконтроля (надзора), местного самоуправления, профсоюзов, СМИ о нарушениях работодателями трудового законодательства и иных НПА, требований охраны труда — об угрожающих вредом жизни и здоровью работников нарушениях или приведших к невыплате, неполной выплате или занижении зарплаты, других выплат;

б) сообщения работника о нарушении его трудовых прав;

в) запроса работника о проверке условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;

г) приказа руководителя (его зама) ФИТ о внеплановой проверке, изданного по поручению президента или правительства РФ либо по требованию прокурора (в порядке надзора).

Внеплановая выездная проверка по фактам нарушений может быть проведена незамедлительно, с извещением прокуратуры, без согласования с нею. Предварительное уведомление работодателя о внеплановой проверке по указанным фактам или по обращению работника — не допускается.

Особенности проверок соблюдения трудового законодательства в организациях, подведомственных федеральной исполнительной власти в сфере обороны, безопасности, внутренних дел, ФСИН и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются президентом или правительством РФ.

Решения госинспекторов труда могут быть обжалованы руководителю по подчиненности, главному госинспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного госинспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст. 361 ТК РФ).

Ответственность

Руководители и должностные лица организаций, работодатели-физлица несут ответственность за нарушение законодательства в случаях и порядке, установленных ТК РФ и иными ФЗ. За нарушение трудовых прав работников ответственность наступает на основании ТК, КоАП, УК — дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. Ответственность препятствующих госнадзору за соблюдением законодательства, не исполняющих предписания, угрожающих госинспекторам труда, членам их семей, их имуществу установлена ФЗ (ст. 363 ТК РФ). За противоправные действия (бездействие) госинспекторы труда несут ответственность, установленную ФЗ (ст. 364 ТК РФ).

Госинспекторы труда — это федеральные государственные гражданские служащими (ст. 6 Конвенции МОТ № 81; ФЗ от 27.07.2004 № 79 “О государственной гражданской службе РФ”). За неисполнение или ненадлежащее исполнение таким служащим по его вине его же должностных обязанностей представитель нанимателя вправе применить дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы (ст. 57 ФЗ № 79).

За противоправные действия (бездействие) госинспекторы труда (правовые и по охране труда) могут быть привлечены: 1) к дисциплинарной ответственности (ст.ст. 192 — 194 ТК РФ, ФЗ-79); 2) к административной ответственности (КоАП — ст. 19.6.1 “Несоблюдение должностными лицами органов госконтроля (надзора) требований законодательства о госконтроле (надзоре)”, ст. 19.1 “Самоуправство”); 3) к имущественной ответственности (ГК РФ — ст. 15 “Возмещение убытков”, ст. 16 “Возмещение убытков, причиненных госорганами и органами местного самоуправления”, ст. 1069 “Ответственность за вред, причиненный госорганами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами”); 4) к уголовной ответственности (УК РФ — ст. 285 “Злоупотребление должностными полномочиями”, ст. 286 “Превышение должностных полномочий”, ст. 293 “Халатность”).

Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица при использовании служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если эти деяния были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ; п. 14 постановления пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий”).

Отметим еще, что Роструд функционирует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими госнадзор в установленной сфере, иными органами исполнительной власти: федеральными, субъектов РФ, местного самоуправления, прокуратуры, а также профсоюзами (их объединениями), объединениями работодателей и др. (ст. 365 ТК РФ). Роструд и его территориальные органы заключают соглашения о взаимодействии с общероссийскими и территориальными объединениями профсоюзов.

Госинспекции труда используют разные формы взаимодействия с гражданами, общественными организациями и СМИ: международные конференции, пресс-конференции, круглые столы, лекции и семинары; распространение информации в СМИ (интервью, комментарии, соцреклама); официальный сайт Роструда и web-представительства госинспекций труда; листовки, брошюры; информация на билбордах, на стикерах в транспорте; действует “Онлайнинспекция.РФ”. На сайте Роструда каждый может сообщить о нарушении его трудовых прав и свобод.

Автор — заместитель главы департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России

Продолжение следует