Ручной стояночный тормоз

Содержание

На задних колесах большинства автомобилей по-прежнему устанавливаются барабанные тормоза, воздействие на которые осуществляется через ручник, соединенный с тормозными колодками простой механической проводкой.

Тем не менее, в самых мощных и дорогих моделях все колеса снабжены дисковыми тормозами. При наличии дисковых тормозов управление задними тормозными колодками с помощью ручника сильно усложняется, поэтому многие производители снабжают свои модели иными механизмами ручного тормоза.

Тормозной барабан в диске

Для автомобиля с четырьмя барабанными тормозами механизм ручного торможения включает в себя небольшие дополнительные барабаны, расположенные в тормозных дисках.

Как и в обычном барабанном тормозе, пара тормозных колодок приводится в движение рычагом от ручника. Колодки прижимаются к «барабану», образованному внутренней поверхностью тормозного диска.

Положение колодок определяется храповиком, что позволяет компенсировать износ прокладки. Механизм дополняется регулятором троса ручного тормоза, который исправляет все прочие недоработки.

Дополнительный барабан

Самые распространенные механизмы ручников для дисковых тормозов присутствуют в таких автомобилях, как Lancia, Jaguar, Porsche, BMW and Volvo.

Такие механизмы состоят из отдельных тормозных колодок, которые похожи на обычные барабаны, за исключением того, что эти барабаны образованы внутренней поверхностью тормозных дисков.

Колодки обернуты фрикционным материалом, который со временем изнашивается и требует замены. Этот процесс описан в отдельной статье.

Неполадки с тросом

Если вы чувствуете, что трос туго срабатывает даже после регулировки и смазки, скорее всего, он был поврежден или его заклинило.

Для решения проблемы необходимо заменить трос.

Замену нельзя долго откладывать, т.к. даже при малейшем застревании троса колодки чаще трутся о поверхность барабана и быстро изнашиваются.

Проверка троса

Если ручник работает не так, как хотелось бы, первым делом необходимо проверить состояние троса, который может износиться, застрять или отсоединиться от рычага.

Поднимите на домкрат переднюю часть автомобиля и подоприте осевой подпоркой. Внимательно осмотрите трос, ведущий от рычага ручного тормоза, на предмет повреждений. Попросите помощника повернуть ручник и проследите за движением троса. Если рычаги двигаются рывками, смажьте шарниры пропиточным маслом.

Проверка и регулировка колодок

Осмотрите каждую колодку на предмет износа.

Если износ невелик, отрегулируйте колодки с помощью храповика.

Поверните тормозной диск и поочередно посмотрите на колодки сквозь регулировочное отверстие. Если прокладка недостаточно изношена, используйте отвертку, чтобы повернуть храповик и заблокировать колесо, а затем отпустите его на полоборота.

Для регулировки ослабьте гайку на подковообразной скобе или главном тросе.

Отрегулируйте положение троса у подковообразной скобы.

. или главного троса.

Проверка колодок

Убедившись, что с тросом все в порядке, проверьте правильность сборки. Проверка системы ручного торможения для автомобиля с дисковыми тормозами осуществляется в два этапа. Прежде всего, необходимо исследовать сам механизм, а затем осмотреть трос ручника.

Найдите регулятор троса ручника и ослабьте его. Убедитесь в том, что трос должным образом проходит через щит тормозного механизма.

Найдите отверстие для регулировки, которое находится на внешней стороне барабана. Возможно, оно закрыто заглушкой. Поверните тормозной диск, чтобы увидеть колодки. Прокладка должна быть не менее 2 мм толщиной.

Убедившись, что с тросом все в порядке, проверьте правильность сборки. Проверка системы ручного торможения для автомобиля с дисковыми тормозами осуществляется в два этапа. Прежде всего, необходимо исследовать сам механизм, а затем осмотреть трос ручника.

Найдите регулятор троса ручника и ослабьте его. Убедитесь в том, что трос должным образом проходит через щит тормозного механизма.

Найдите отверстие для регулировки, которое находится на внешней стороне барабана. Возможно, оно закрыто заглушкой. Поверните тормозной диск, чтобы увидеть колодки. Прокладка должна быть не менее 2 мм толщиной.

Регулятор с храповиком

Если колодки выглядят нормально, обратите внимание на регулятор с храповиком.

Как правило, он направлен на 6 часов. Смажьте регулятор и прилегающие к нему области пропиточным маслом, чтобы облегчить скольжение.

Поверните храповик короткой тяжелой отверткой, используя в качестве точки опоры край отверстия для регулировки. Вращайте храповик до тех пор, пока диск не перестанет двигаться, а затем ослабьте его на полоборота, что составляет примерно 4 движения рычага (отвертки). Аналогичным образом отрегулируйте тормоз противоположного колеса.

Регулировка троса

Регулировочное отверстие

Регулировочное отверстие, сквозь которое можно увидеть состояние прокладок на колодках и регулятор с храповиком, может быть закрыто заглушкой. Как правило, заглушка изготавливается из резины или пластика, и ее можно поддеть отверткой.

В большинстве случаев регулятор троса располагается в нижней части автомобиля и крепится с помощью подковообразной скобы.

Для регулировки поверните гайку, а затем ослабьте или натяните трос. После этого потяните ручник на два-три щелчка, чтобы убедиться в том, что механизм блокирует задние диски.

Ручной или стояночный тормоз, или как его величают в народе, просто ручник, способен сыграть злую шутку для многих кто обучается вождению при сдаче экзамена в ГИБДД. Вот ученик садится в машину, регулирует сиденье, зеркала, выжимает сцепление, включает первую передачу, правильно обхватывает руками руль, давит на педаль газа…

Он не должен вызывать коррозию, чтобы поддерживать трубку в наилучшем состоянии. Поскольку тормозная жидкость находится в постоянном контакте с компонентами цепи, она должна обладать антикоррозионными свойствами, которые препятствуют химическому взаимодействию между ними, что ухудшит компоненты. Никогда не смешивайте минеральную жидкость с синтетической.

Он должен иметь высокую температуру кипения. Он должен быть жидким даже при низких температурах. Когда педаль тормоза работает, жидкость, направляемая на цилиндры колеса, сжимается при помощи тормозных колодок и тормозных колодок. Одной из характеристик тормозной жидкости является то, что она не сжимается, поэтому она сжимает тормозные приводы на колесах.

В общем все делает правильно, а машина все-таки не едет. На этом экзамен данного ученика заканчивается. И виной этому является обычная забывчивость и неопущенный стояночный тормоз. Казалось бы, очень смешная ситуация. Но только не для того, кто завалил экзамен. Согласитесь, отвечать на вопрос друзей, почему не сдал, будет довольно стыдно.

Это указывает на то, что при большом поглощении воды жидкостью его свойства сжимаемости теряются, что затрудняет процесс торможения. Тормозные жидкости слегка деградируют в течение первых нескольких месяцев использования из-за их мощности поглощения влаги; Но через некоторое время стабилизация скорости влажности достигается, так что смена жидкости не требуется. Однако, когда в тормозном контуре делаются вмешательства, такие как изменение цилиндра приемника, при котором происходит утечка цепи, необходимо реализовать полное изменение тормозной жидкости.

Цель ручника

Однако ручной тормоз необходим не только для получения водительского удостоверения , он действительно нужен.

Следует взять за правило всегда ставить машину на ручник, когда в ней отсутствует водитель, ведь в жизни случается всякое.

Машина может просто съехать с места и угодить в другую машину или столб, может спровоцировать более крупное ДТП . Так что ручник — вещь довольно полезная и в некоторых случаях спасет ваш автомобиль от разного рода неприятностей.

Производители рекомендуют переключать каждые 1000 км или два года. В ситуациях, когда требуется аварийное «торможение», нормально, когда тормозная жидкость нагревается, чем больше нагревается жидкость, тем больше вероятность образования пузырьков пара, которые станут водой. Кроме того, если тормозная жидкость имеет низкое качество, точка кипения низкая и вода быстро производится.

Тормозное усилие должно быть распределено между осями относительно поддерживаемого ими веса в зависимости от распределения различных механизмов, таких как двигатель, коробка передач, топливный бак и т.д. И перенос веса на торможение, общий вес транспортного средства и колесная база.

Если вы оставляете свою машину на обочине даже на несколько минут, автоинструкторы всегда советуют пользоваться ручником, так как догнать поехавшую машину будет очень сложно.

Новичкам сюда лучше не лезть. Для начала нужно тщательно отработать процесс движения на подъемах в спокойной обстановке, подальше от мостов.

При торможении транспортного средства часть его веса переносится на переднюю ось, оставляя заднюю часть скользкой; По этой причине тормозное усилие, приложенное к обоим осям, не должно быть одинаковым, и хотя на передних колесах имеются большие возвратно-поступательные цилиндры, чтобы получить на них большее тормозное усилие, по-прежнему необходимо использовать механизм коррекции торможения, который корректирует Давление, прикладываемое к задним колесам, зависит от условий, в которых происходит торможение.

Кроме того, блокировка задних колес во время торможения является более опасной, когда она встречается сзади, поэтому корректоры торможения регулируют тормозные усилия задних колес, обеспечивая большую стабильность при торможении. Они также должны исправить гидравлическое давление в зависимости от нагрузки и распределить тормозное усилие между передней и задней осями в зависимости от замедления.

Ведь здесь автомобили продвигаются очень медленно, да и машины стоят вплотную друг к другу. Без стояночного тормоза просто не обойтись, поэтому важно заранее отработать все действия.

Трогаемся с ручника

Итак, вы остановились на эстакаде, поставили машину на ручной тормоз. Как же тронуться с места так, чтобы не задеть стоящий позади автомобиль?

За последние 40 лет и более торможение коммерческих автомобилей было осуществлено барабанными тормозами самых разных моделей и традиционными формами механического, гидравлического и пневматического приведения в действие. Современные пневматические барабанные тормоза сегодня достигли пика их развития и утонченности и соответствовали требованиям текущего торможения.

Требования к эффективности торможения во всем мире становятся все более серьезными, в результате чего существующие коммерческие транспортные средства поглощают больше энергии при торможении и сокращают расстояния остановки. Этому способствуют несколько факторов.

Начинать движение нужно как обычно, однако при опускании стояночного тормоза рекомендуется проделать следующие манипуляции.

Следует нажать на кнопку-фиксатор, ручник при этом находится в верхнем положении.

Как только почувствуется, что автомобиль уже может начать движение, необходимо быстро опустить ручник вниз.

Машина должна поехать вперед без отката назад.

Средняя скорость транспортных средств увеличивается. Известно, что даже при небольшом увеличении средней скорости он приводит к большому увеличению усилия торможения, поскольку кинетическая энергия является функцией квадрата скорости. Возрастающий спрос и ожидания водителей коммерческих автомобилей, которые хотят иметь характеристики торможения, более похожие на характеристики автомобилей, особенно в случае стабильности, модуляции и высокой производительности, области, где барабанные тормоза скомпрометированы в зависимости от ваших ограничений по проекту.

Самое главное здесь — правильно определить момент освобождения ручного тормоза.

Признаками этого является уменьшение частоты вращения коленчатого вала, изменение тональности шума двигателя, появление новых вибраций. Настоятельно советуем учиться этому не в пробках или на трассах, а за городом, где никто вам не помещает, точнее вы никому…

Мы пришли к выводу, что тяжелые коммерческие автомобили в недалеком будущем неизбежно должны будут перейти от технологии барабанного тормоза к новой технологии дисковых тормозов. Основными преимуществами дисковых тормозов являются. Они не теряют эффективность при погружении в воду.

В настоящее время барабанные тормоза все еще используются на транспортных средствах низкого класса из-за их меньшей стоимости на дисковых тормозах. Увеличенное тормозное расстояние. Увеличенное перемещение педали тормоза. Шум или вибрация при торможении.

Удачного вам обучения вождению и старта с ручника.

В статье использовано изображение с сайта www.volga-gaz.nnov.ru

Сегодня с огромной уверенностью можно сказать, что автомобиль играет огромную роль в нашей жизни. По презентабельности и ухоженности автомобиля зачастую судят о статусе владельца. Поэтому истинные автолюбители уделяют достаточно внимание в отношении ухода к своей машине. Они заботятся как о внешнем, так и о внутреннем состоянии любимого автомобиля. Редко приковывают наше внимание какие-то отдельные устройства. Но в каждом авто присутствует одна небольшая система, которая выполняет очень важную роль, эта деталь – стояночный тормоз.

Снижение уровня тормозной жидкости. Преимущества этой новой системы заключаются в ее способности реагировать на влажные или сухие покрытия, стабильность торможения, меньший вес сборки и долгий срок службы дисков. Техники предсказывают перспективное будущее для керамических тормозов, так как они могут быть установлены в текущую систему путем замены дисков и тормозных колодок, без необходимости менять поршни, сервомеханизм или другие компоненты тормозного оборудования.

В легком транспортном средстве тормозная система представляет собой наиболее важный компонент с точки зрения безопасности. Понимание его функционирования облегчает поддержание такой системы и может способствовать действиям в случае неудачи. Когда педаль тормоза приводится в действие, бустер увеличивает усилие и подает большее давление на колесные цилиндры, в некоторых случаях усилитель работает с камерой сгорания двигателя, если двигатель останавливается, усилитель также Тормозной системы нет, поэтому просто примените больше усилий на педаль для выполнения торможения.

В предложенном материале мы погорим о разновидностях, его устройстве и принципе работы.

Чтобы наша информация была для вас более доступна, для начала изучим, что такое стояночный тормоз. Затем разберем его цели, функции, а также проведем небольшой инструктаж по применению.

Стояночный тип тормоза, он же ручной, – это элемент , которая предназначена для фиксирования автомобиля в неподвижном состоянии (блокировка колес). В большей степени его используют на неровных поверхностях и стоянках.

Используемый тормозной сплав должен быть максимально высокого качества, чтобы обеспечить высокую температуру кипения и не поглощать воду из пара, создаваемого высокими температурами, которым подвергается система. Этот сплав необходимо заменять каждый 000 000 каждый год или каждый раз, когда тормозная система поддерживается при контакте воздух-воздух. Никогда не используйте длительный контакт с воздухом.

В аварийной ситуации, когда полная тормозная система выходит из строя, можно тормозить автомобиль с помощью стояночного тормоза, но существует опасность того, что колеса могут скользнуть по тротуару, потому что они блокируются внезапно. Любой звук при торможении требует обслуживания, так как на подушках имеются датчики, которые издают звук при близком износе.

На некоторых автомобилях стояночный тормоз действует на трансмиссию, а не на колеса. Трансмиссионные тормоза бывают дисковые и барабанные, из них более широко применяются барабанные, чем дисковые тормоза.

Стояночная тормозная система — это незаменимый механизм в вашем автомобиле. Её миссия достаточно проста, но в тоже время благородна. Этот механизм позволит уберечь ваш автомобиль как от неловких ситуаций при помощи блокировки (выезд автомобиля с обочины на безлюдную дорогу при вашем отсутствии), так и от тяжелых аварий (выезд автомобиля на проезжую часть). Последствия могут быть разные, поэтому специалисты рекомендуют использовать ручник.

Система тормозов в транспортном средстве имеет целью уменьшить скорость, пока не будет остановлена, если это необходимо. Эффект торможения заключается в поглощении кинетической энергии, создаваемой движущимся транспортным средством, которая преобразуется в тепло при взаимном трении между тормозными элементами, такими как тормозные колодки и барабанные колодки, тормозные колодки с их диском и т.д. и рассеивается в атмосферу. В тормозном воздействии в дополнение к тормозной системе действуют другие силы.

Из них трение компонентов трансмиссии, сопротивление воздуха смещению транспортного средства и тому же двигателю, когда оно действует как тормоз, является более важным, поскольку колеса вращаются быстрее, чем сам двигатель. Тормозное усилие Тормозное усилие, применяемое к транспортному средству для замедления или остановки, зависит от веса транспортного средства и коэффициента сцепления на колесах. Поэтому тормозное усилие определяется этим выражением.

Схема использования механизма достаточно проста, т.к. ручной тормоз находится в доступном месте. Первым делом, необходимо потянуть рычаг до характерного щелчка. Теперь задние колеса будут заблокированы, и вы смело можете приступать к запланированным делам с уверенностью, что автомобиль не уедет без вас.

Чтобы опустить стояночный блокиратор необходимо большим пальцем надавить на фиксатор и плавно опустить рычаг, если вдруг рычаг будет крепко затянут и не поддастся вашим действиям, то возьмитесь рукой за рычаг и также удерживайте фиксатор. После того, как вы отпустите рычаг ручного тормоза, необходимо отпустить палец с кнопки. Теперь колеса готовы начать движение.

Коэффициент сцепления на колесах зависит от износа шин и состояния земли, на которой движется транспортное средство. Последствия торможения Если движущее усилие прикладывается к движущемуся транспортному средству в направлении, противоположном усилию, создаваемому движением, происходит отрицательное ускорение или замедление, которое отменяет движение, поскольку для остановки транспортного средства существует Это отменит работу, разработанную путем поглощения кинетической энергии, создаваемой в движении; то есть должна быть применена тормозная сила, которая отменяет движущую силу.

Как устроена система

Отметим, что в автомобиле присутствуют 3 данных системы, которые воспроизводят в действие блокировку. Чаще всего пример того, как работает ручной тормоз, приводится на модели механического ручного механизма. Мы не станем исключением и объясним принцип работы на этом же примере, т.к. на данной модели объяснение будет более доступным. Но в процессе, мы подробно разберем принципы работы каждой из систем.

Если тормозное усилие, приложенное к колесу, меньше движущей силы в нем, результат является положительным и заставляет транспортное средство двигаться, хотя и с меньшей интенсивностью. С другой стороны, если применяется более высокая тормозная сила, результат отрицательный, создавая пару сил, противоположных вращению двигателя, который блокирует колесо и вызывает перетаскивание.

Тормозное усилие должно быть достаточным, превышение этого, не означает, что автомобиль останавливается раньше, потому что для торможения необходимо преобразовать энергию движущей силы в тепло. Если колесо заблокировано, так как между его тормозными элементами нет трения, кинетическая энергия смещения больше не будет нагреваться, и поэтому транспортное средство будет продолжать двигаться до тех пор, пока энергия не будет устранена другим способом, влияние трения шины на землю.

  1. Механический тип ручного тормоза – обычно главным компонентом является рычаг стояночного тормоза, но бывает, что он заменяется педалью, которая находится не так далеко от основной педали управления. Но мы поговорим о рычаге, он соединен с деталями, которые осуществляют блокировку задних колес при помощи тросов и натяжителей. Чаще всего встречается схема из трех тросов (два троса – боковые, они ведут к фиксирующим колесам, один трос – центральный, его функцией является распределение усилий). Определенные рычаги отвечают за функционирование колодок, благодаря их связи с тросами, они придавливают колодки к барабанам или тормозным дискам, при включении рычага.

– это одна из частей всей системы (колодки воспроизводят тормозное ускорение). За состоянием данных колодок необходимо тщательно следить, т.к. они достаточно сильно перегреваются и испытывают огромную нагрузку в том месте, где присоединяется специальная накладка к основанию колодки.

Запирание колес вызывает несбалансированное торможение. Несбалансированное торможение приводит к потере управления транспортным средством. Если блокировка колес происходит только на одной из осей, происходит потеря контроля над транспортным средством, так что если блокировка происходит на задних колесах, то сопротивление, создаваемое в них, имеет тенденцию выставлять их впереди, поскольку они заторможены, демонстрируя эффект обратными ударами в транспортном средстве. Если блокировка происходит на передних колесах, перетаскивание на них, когда они не продвигаются вперед, приводит к боковому отклонению транспортного средства с соответствующей потерей рулевого управления.

  1. Гидравлический ручной тормоз – в данной системе тросы заменены на жидкостный гидроцилиндр. Также в устройство входит храповое колесо и рычаг. У данного механизма присутствует немаловажное преимущество: функции устройств осуществляет гидравлика. Но, если жидкость вытечет, водитель лишится и основных тормозов, и ручника.
  2. Электронный – в этом случае всю работу выполняет компьютерный блок машины. После того, как ваш автомобиль заглохнет, система распознает горизонтальность вашего авто и блокирует колеса. В случае нарушения электронный привод будет активирован, благодаря прижимному винту в работе будут задействованы стояночные колодки, после чего колеса также поддадутся блокировке. Отключение ручного тормоза произойдет при нажатии на газ заведенного автомобиля.

Общие рекомендации при использовании стояночного механизма

  • Чаще всего, стояночный блокиратор используют при краткосрочной стоянке, которая рассчитана не на длительное время. Но ситуации бывают разные, поэтому в случае отказа основной системы, вы также можете задействовать стояночный тормоз.
  • Ручник используется при совершении определенных маневров, но необходимо быть опытным водителем.
  • Специалисты не рекомендуют использовать стояночный тормоз при длительной парковке (более недели) или, например, в зимнее время года. Велик шанс, что ручник примерзнет, и колеса вашей машины надолго останутся обездвиженными. Также следует раз в месяц проводить проверку ручного тормоза, чтобы избежать поломок и аварийных ситуаций.

Если вы только планируете «овладеть» машиной и у вас еще нет опыта, учтите, что стояночный тормоз может сыграть с вами злую шутку при сдаче экзамена. Виною тому может явиться ваша невнимательность и неопущенный тормоз. Будьте внимательны, чтобы избежать нелепых ситуаций.

Из всего вышесказанного следует, что тормозное усилие должно быть таким, чтобы оно быстро останавливало колесо, но не блокировало его. Поскольку тормозное усилие также зависит от веса транспортного средства и коэффициента сцепления в шинах, подчеркивается важность состояния шин и условий грунта в момент торможения. Изношенная шина снижает коэффициент сцепления и, следовательно, эффективность в тормозах. То же самое происходит, когда шина теряет контакт с дорогой из-за состояния земли из-за дождя, грязи, снега и т.д. эти условия уменьшают крутящий момент на колесах, так что прилагаемое тормозное усилие должно быть меньше, чтобы транспортное средство не скользило.

Эксплуатация

Отметим, что стояночная тормозная система требует постоянного и внимательного ухода за всем механизмом, иначе она может потерпеть поломку. При плохом уходе существует большая вероятность закисания тросов, в таком случае перестанет функционировать тормозная система. Автолюбители с АКПП совсем не используют ручник, т.к. в их случае достаточно перевести рычаг в положение P (парковка).

Сенсор стояночного тормоза

В нашей статье мы еще уделим внимание датчику ручного тормоза. Датчики выполняют немаловажную функцию: они преобразуют неэлектрические сигналы в электрические.

У системы ручного тормоза также имеется световой датчик. Он загорается в момент, когда ручник затянут. Обнаружив световой сигнал датчика, вы можете быть уверенным в функционировании ручника.

Если вы заметите отсутствие сигнала датчика убедитесь еще раз в том, что ручник затянут. Данный датчик является еще одним элементом, предусмотренным для вашей безопасности. Автолюбители часто сталкиваются с ситуацией, когда датчик ручного тормоза загорается периодически при езде. Чаще всего это связано с плохим состоянием колодок или с малым количеством тормозной жидкости, но бывают и другие причины. В случае подобной ситуации обратитесь к специалистам.

Подводим итоги

Надеемся, что в нашей статье вы узнали много интересного про данное устройство, открыли для себя что-то новое. Оказывается, такой на первый взгляд непримечательный механизм в вашем автомобиле несет очень важные функции и является гарантом личной безопасности, безопасности автомобиля и окружающих объектов. Прислушайтесь к советам специалистов и в случае необходимости обязательно поставьте автомобиль на стояночный тормоз. Не пренебрегайте этим простым правилом.

Стоя́ночный то́рмоз — часть тормозной системы, предназначенная для удержания транспортного средства в неподвижном состоянии относительно опорной поверхности.

Стояночный тормоз предназначен для затормаживания автомобиля на стоянках и удержания его на уклонах.

В большинстве случаев стояночный тормоз приводится в действие рукой, посредством поднятия рычага вверх, как правило, находящегося на трансмиссионном тоннеле между сиденьями водителя и переднего пассажира. На спортивных машинах рычаг может располагаться между сиденьем и дверью водителя, в этом случае пассажир не имеет к рычагу случайного доступа. В силу этого часто простонародно называется «ручно́й тормоз», «ручни́к», а постановка машины на ручной стояночный тормоз обозначается как «затянуть ручник».

Однако существует большое количество моделей, в которых стояночный тормоз приводится в действие ножной педалью, например Toyota Crown, как правило, это автомобили с автоматической коробкой перемены передач. Педаль стояночного тормоза обычно находится около площадки для отдыха ноги водителя, в стороне от основных педалей и имеет небольшие размеры, чтобы водитель не перепутал её с одной из основных педалей. В большинстве случаев, она же предназначена и для растормаживания автомобиля, однако иногда для этого применяется рычаг под рулём, схожий с рычагом для открывания капота. Широкое распространение такой стояночный тормоз получил в автомобилях североамериканских производителей, а также на «праворульных» японских автомобилях. Также существуют автомобили, на которых рычаг ручного тормоза находится возле рулевой колонки, например ГАЗ-21 «Волга».

Любое транспортное средство оснащается тремя системами торможения – рабочей, аварийной (запасной) и стояночной. Последнюю приводит в действие рычаг, установленный на центральном тоннеле справа от водителя. Поскольку его нужно вытягивать рукой, тормозной механизм получил соответствующее название – «ручник». Система считается довольно надежной, но иногда требует вмешательства мастера СТО либо самого автолюбителя. Чтобы справиться с ремонтом самостоятельно, владелец машины должен понимать устройство и принцип работы ручного тормоза.

Назначение и разновидности «ручников»

Стояночная тормозная система присутствует на автомобилях всех категорий – легковых машинах, грузовиках и коммерческом транспорте средней грузоподъемности. Ручной тормоз используется для таких целей:

  • фиксация транспортного средства на месте при длительной стоянке;
  • затормаживание авто с работающим двигателем на остановках, когда водителю необходимо кратковременно покинуть салон;
  • удержание машины от скатывания на участках дороги, имеющих уклон;
  • движение с места в гору;
  • в некоторых случаях – для обеспечения аварийной остановки транспортного средства.

Справка. В современных автомобилях, оборудованных автоматической коробкой передач, задействован алгоритм безопасности для забывчивых водителей. После включения селектора АКПП в режим Drive машина не тронется с места, пока вы не отпустите «ручник».

В зависимости от категории, марки и комплектации, на транспортное средство устанавливается ручной тормоз следующих разновидностей:

  • наиболее распространенный – механический (тросовый);
  • гидравлический;
  • электромеханический (в обиходе его часто называют электронным);
  • пневматический.

Для водителей легковых машин представляют наибольший интерес тросовые и электромеханические приводы. Гидравлические встречаются реже, а пневматикой оборудованы исключительно многотонные грузовики.

Конструкция тросового привода

Устройство ручного тормоза данного типа, устанавливаемого на подавляющее большинство легковых авто, отличается простотой и предусматривает автономное включение, не зависящее от основной системы. Как функционируют штатные рабочие тормоза:

  1. Водитель, нажимающий педаль в салоне, приводит в движение поршень главного гидроцилиндра.
  2. Под воздействием поршня в трубках с несжимаемой жидкостью, проложенных ко всем колесам, создается давление.
  3. Передаваясь рабочему цилиндру колеса, давление жидкости выдвигает поршни барабанного либо дискового тормоза. В первом случае колодки раздвигаются и силой трения останавливают вращение барабана. Во втором они плотно сжимают крутящийся диск.

Для стояночного затормаживания «ручник» использует штатные элементы – колодки, но раздвигает их собственным механическим приводом, состоящим из таких деталей:

  • упомянутый выше рычаг в салоне, оснащенный механизмом фиксации в разных положениях и кнопочным устройством разблокировки;
  • главный трос, подключенный к рычагу и заканчивающийся кронштейном крепления либо дугообразной направляющей;
  • вторичные тросы, соединенные с главным и подключенные к рычагам тормозных механизмов задних колес;
  • регулировочные механизмы тросов (распорные втулки, гайки и пружины), кронштейны подвеса к днищу кузова;
  • распорные планки между колодками.

Примечание. Подключение основного троса к задним барабанным механизмам производится двумя способами: одним тросом, зацепленным серединой за направляющую, либо двумя отдельными приводами.

Система тяг обычно прячется под днищем в углублении центрального тоннеля. Тросовые приводы оборудованы защитными кожухами, препятствующими возникновению коррозии. Как работает механический ручной тормоз:

  1. Водитель поднимает рукоятку в салоне, которая автоматически защелкивается на выбранной позиции.
  2. Тяга двигает основной трос вперед, а тот увлекает за собой вторичные приводы посредством крепежного кронштейна.
  3. Рычаг внутри барабанного механизма поворачивается и раздвигает верхние концы колодок. Функцию автоматического регулирования принимает на себя распорная планка.
  4. Когда водитель снимает авто с «ручника», пружины внутри барабанов откидывают рычаг назад и колодки сдвигаются. Одновременно пружина оттягивает в первоначальное положение тросовой привод.

Вышеописанный стояночный тормоз блокирует колеса с барабанными механизмами, установленные на задней оси. На автомобилях, оборудованных тормозными дисками, работает идентичный принцип: трос тянет за рычажок, который заставляет сжиматься колодки. Разница заключается лишь в расположении и форме рычага – на дисковых тормозах он ставится снаружи, позади ступицы.

Гидравлические и электронные блокираторы колес

Устройство гидравлического привода включает дополнительный цилиндр, встроенный в жидкостные контуры задних колес. Внешне напоминает обычный «ручник», внутри которого установлены поршни, связанные с рукояткой. Для блокировки используется штатная рабочая система, действующая за счет сжатия жидкости.

Когда водитель тянет рукоять стояночного гидравлического тормоза, поршни создают давление только в жидкостных контурах задних колес, отчего штатные рабочие цилиндры зажимают диск или барабан колодками. Недостатки подобной конструкции и принципа действия очевидны: в случае протечки магистрали либо поломки задних гидроцилиндров ручной тормоз тоже перестанет нормально функционировать. Зафиксировать автомобиль будет нечем.

Принцип работы «ручника» электромеханического действия состоит в следующем:

  1. Когда нужно зафиксировать машину, шофер нажимает в салоне соответствующую кнопку, давая команду электронному блоку управления.
  2. Контроллер включает два электродвигателя с редукторными механизмами, размещенные на задних колесах.
  3. Моторчики посредством винтовых приводов сжимают колодки вокруг тормозного диска. Поскольку накладки со временем истираются, длину хода контроллер определяет по датчику.
  4. Для отключения «ручника» нужно повторно нажать кнопку. Электронный блок отдаст команду двигателям, которые отпустят колодки.

Справка. На некоторых марках японских автомобилей активация электрического тормоза происходит иначе: после включения специальный сервопривод, расположенный в салоне, начинает перемещать тягу обычной тросовой системы и традиционным образом блокирует задние колеса.

Недостаток электроники – потеря работоспособности при отсутствии электропитания (например, аккумуляторная батарея разрядилась либо демонтирована). Второй момент: механизмы с моторчиками устанавливаются вместе с дисковыми тормозами, для блокировки барабанных применяется трос и тяги.

Положительных качеств у электронного «ручника» гораздо больше:

  1. Забывчивый автолюбитель не поедет со включенным стояночным тормозом. Когда двигатель заведется и машина тронется с места, контроллер заставит электродвигатели отпустить колодки.
  2. Чтобы отключить блокировку колес, недостаточно повторно нажать кнопку. Водитель должен пристегнуться, запустить силовой агрегат и поставить ногу на тормозную педаль.
  3. На машине, оборудованной электрическим приводом «ручника», доступна противооткатная функция безопасности Auto Hold. Она действует просто и надежно: блокировка колес автоматически включается всякий раз, когда автомобиль останавливается с работающим двигателем. Это позволяет спокойно трогаться с места на любом уклоне.

Электрический ручной тормоз, управляемый контроллером, повышает безопасность вождения и отказывает значительно реже тросового привода. Простая механическая версия ломается из-за растяжения либо заклинивания тросов от ржавчины и попадания грязи. В течение эксплуатации привод нужно постоянно подтягивать, иначе колодки схватывают только в верхнем положении рычага.

>Устройство автомобиля

Неисправности тормозной системы, при которых Правила дорожного движения запрещают эксплуатацию транспортных средств

1.1. Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001.

Эффективность тормозной системы автомобиля оценивается путем проверки тормозов на специальных стендах или в процессе дорожных испытаний.

В дорожных условиях при торможении рабочей тормозной системой с начальной скоростью торможения 40 км/ч легковой автомобиль (в том числе с прицепом) не должен ни одной своей частью выходить из нормативного коридора движения шириной 3 м, тормозной путь не должен превышать 14,7 м, а установившееся замедление 5,8 м/с².

Испытания в дорожных условиях проводят на прямой ровной горизонтальной сухой чистой дороге с цементо- или асфальтобетонным покрытием.

Торможение рабочей тормозной системой осуществляют в режиме экстренного полного торможения путем однократного воздействия на педаль тормоза, при этом время приведения тормозной системы в действие не должно превышать 0,2 с.

Здесь все понятно, кроме одного. А что такое «установившееся замедление»?

На вооружении ГИБДД есть прибор, который при испытаниях тормозов жестко крепится к кузову автомобиля. Он показывает интенсивность торможения в тех же единицах, что и обычные ускорение и замедление. При проведении так называемого «инструментального контроля» технического состояния транспортных средств вышеуказанные параметры снимаются с показаний испытательного тормозного стенда.

1.2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.

Негерметичность трубок, шлангов и цилиндров является одной из причин появления пузырьков воздуха в системе, а чем это грозит, вы уже знаете. Кроме того, незначительное поначалу подтекание может привести к «прорыву плотины» в каком-то конкретном месте гидропривода тормозов. Обычно это происходит при резком и сильном нажатии на педаль тормоза. Педаль проваливается до пола, и тогда уже никто не знает, кто или что поможет остановить автомобиль.

1.5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:

– транспортных средств с полной нагрузкой – на уклоне до 16 процентов включительно,

– легковых автомобилей в снаряженном состоянии – на уклоне до 23 процентов включительно.

Зачем нужен стояночный тормоз, вы недавно узнали. От работоспособности стояночного тормоза зависит сохранность вашего автомобиля, а также безопасность других участников дорожного движения.

Представьте себе массу около тонны, которая без участия водителя начинает самопроизвольное движение. Наверное, будет много неприятностей! Вот почему водитель при остановке на уклоне обязательно включает стояночный тормоз. А при длительной стоянке с выключенным двигателем «бывалый» водитель дополнительно включает еще и первую (или заднюю) передачу. Неработающий двигатель через соединенные узлы трансмиссии надежно удерживает колеса и сам автомобиль от самопроизвольного движения в отсутствие хозяина.

Теперь давайте разберемся с терминологией официального текста.

Автомобиль в снаряженном состоянии это автомобиль, полностью заправленный эксплуатационными жидкостями и материалами, укомплектованный штатным инструментом и запасным колесом, а в салоне автомобиля в это время находится только один водитель без пассажиров.

Автомобиль с полной нагрузкой – это снаряженный автомобиль, в котором находятся не только водитель, но и все пассажиры в соответствии с количеством предназначенных для них мест, а также 50 кг груза в багажнике.

Так как дорожная наука и математика не совсем одно и тоже, то уклон дороги обозначается в процентах, а не в градусах.

«А это еще как?» – обязательно должны спросить девять из десяти читателей.

Ответ на вопрос поясняет рисунок 59. Дорога на уклоне может иметь участки с переменным углом подъема, поэтому общий уклон дороги (от подножья до вершины) вычисляется, как отношение высоты подъема к его длине и выражается в процентах.

Рис. 59. Уклон дороги

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы.

В случае выхода из строя тормозной системы, как и при неисправности рулевого управления, дальнейшее движение автомобиля категорически запрещено! Да и вряд ли у кого возникнет желание продолжить поездку «без тормозов».

MrHays ›
Блог ›
Выполнение управляемого заноса на переднем приводе

Особенности вождения молодого водителя
Управляемый занос (передний привод)
некоторые манипуляции для Управляемого заноса на передним приводе:

На автомобиле с передним приводом выполнять управляемый занос сложнее чем на автомобиле с приводом на задние колеса. Для выполнения этого приема придется использовать вес автомобиля и ручной тормоз.

ВНИМАНИЕ!
выполнение управляемого заноса может быть не безопасно для других участников дорожного движения. Ни в коем случае не практикуйтесь в выполнении этого приема на дорогах общего пользования. Так же есть большой риск опрокидывания автомобиля.
_______________________________________________

1) На сколько можно быстро входите в поворот, пока не почувствуете снос задней части автомобиля.

2) Выжмите сцепление и тяните ручной тормоз, при этом уберите ногу с педали газа. Автомобиль начнет скольжение боком.

3) Выверните руль в сторону противоположную направлению поворота для того чтобы автомобиль сохранил траекторию движения.

4) Опустите рычаг ручного тормоза, и нажмите до упора на педаль газа. Автомобиль продолжит скольжение.

5) Когда вы почувствуете что автомобиль перестает скользить, отпустите рулевое колесо, и позвольте ему самостоятельно крутиться, чтобы выровняться. Когда руль выровнялся, возьмите его, и выводите машину из заноса.
—————

управляемый занос
Не имея особого опыта вождения заднеприводного авто и наслушавшись о том, насколько задний привод непредсказуем зимой я «набрался смелости, отключил контроллер dtc» и поехал на боооольшую обледенелую площадку, научиться, по крайней мере попробовать научиться контролировать срыв авто в занос.
Раньше, моя статичный процесс по выходу из заноса — газ бросил, руль по возможности не в ближайшую машину и пытаться не тормозить до срабатывания абс.
На сегодня стояли задачи:
1. пустить авто в занос по заранее продуманной траектории
2. пустить авто по прогнозируемой траектории в занос на скорости до 60 км/ч без использования ручника.
3. удержать машину в заносе боком, подруливая и использовать только педаль газа
4. вывести машину из контролируемого заноса используя только подруливание и педаль газа

Не могу сказать что выполнил все поставленные перед собой задачи, но прикольный опыт получил.
Для начала научился направлять машину в занос без использования ручника.
потом попытался удержать машину боком
здесь были допущены сл ошибки:
— слишком низкие обороты(машина не глохла, но захлебывалась)
— слишком сильно выворачивал руль в том числе и в сторону заноса(либо закручивало на месте, либо разворачивало)
ну и главное — выводить из заноса так и не научился=), как и держать скорость…
пока…
посмотрел на большое количество людей, мучающих своих переднеприводных коней на зимней местами шипованной резине — не айс.
заценил полноприводную субару — местами айс
видел три заднеприводных авто — определенно, дрифт удел заднего привода…все как я хотел — небольшая скорость, четкая игра педалью газа, ярко выраженный занос и оооочень уверенный выход из заноса.

кста, загорелась ошибка по контролю давления воздуха в шинах, поэтому пришлось ехать домой…
посмотрим что за фигня…

Всем привет! Думаю, вы все прекрасно знаете, насколько большую роль играет хорошо работающая тормозная система. Помимо торможения и остановки во время движения, в состав узла входит еще и стояночный тормоз. Он же ручник. Потому темой для нашего разговора станет регулировка ручного тормоза, которую вполне можно выполнить своими руками.

Далеко не все автомобилисты могут почувствовать, что ручник ослабил хватку и начал плохо держать машину на неровных участках, склонах и холмах. Есть и те, кто вовсе не пользуется стояночным тормозом, отдавая предпочтение включенной передаче. Но это уже отдельная тема для разговора.

В любой момент ручник может пригодиться. И если он окажется в неисправном состоянии, быть беде. В лучшем случае машина покатится, и вы успеете в нее сесть и остановить движение. В худшем неисправность узла приведет к ДТП, повреждению транспортного средства и многим другим неприятным последствиям.

В действительности настройка стояночного тормоза, который именуется обычно просто ручник, не сложнее, чем настройка зеркал или же регулировка веерных форсунок стеклоомывателя.

Почему ручник должен быть исправен

Ручным тормозом называют элемент, входящий в состав тормозной системы автотранспортного средства. Его основной задачей является блокировка колес. Тем самым машина становится неподвижной, и сохраняет такое состояние даже на поверхности, имеющей уклон.

Всего можно выделить несколько функций и задач, которые выполняет этот узел:

  • Обеспечивается устойчивость транспортного средства на дороге при стоянках и остановках на склонах;
  • Способствует выполнению маневров, связанных с необходимостью экстренно затормозить;
  • При наличии определенных навыков помогает во входе в контролируемые заносы;
  • Если ломается основной тормоз, временно выступает в качестве его замены.

Ни в коем случае не используйте ручки как замену ножной педали тормоза на постоянной основе. Есть главная задача, от которой отходить не рекомендуется.

Также не стоит резко дергать рычаг при движении, поскольку быстрое поднятие ручника приведет к тому, что машину занесет. Только опытные водители и гонщики владеют навыками управляемого заноса.

Конструктивные особенности

Инструкция по регулировке теряет всякий смысл, если вы не знакомы с устройством стояночного тормоза.

Зачастую при самостоятельной регулировке речь идет именно об узлах, в основе которых лежит трос и механический привод. С электронным ручником лучше обратиться за помощью в автосервис.

Классический ручник встречается на множестве автомобилей, включая:

  • Лада Гранта;
  • Газель;
  • Опель Зафира;
  • Лада Калина;
  • Рено Логан;
  • Лада Веста;
  • Шевроле Лачетти;
  • Рено Дастер;
  • ВАЗ 2110;
  • ВАЗ 2107;
  • Опель Вектра и пр.

Каждый автопроизводитель использует свои комплектующие составляющие для создания узла, отвечающего за ручной тормоз.

При этом конструктивные элементы везде примерно одинаковые. Это позволяет подвески определенную черту под основной массой автотранспортных средств в вопросе регулировки ручника.

Что же касается этих самых элементов конструкции стояночного тормоза, то тут хочется выделить 3 главных компонента.

  • Рычаг. Служит для включения и отключения ручника. Располагается в салоне транспортного средства, обычно в непосредственной близости от водителя, под правой рукой;
  • Регулировочный узел. В него входят тяги, уравнитель, фиксирующая и регулировочная гайка, а также резиновый чехол;
  • Трос привода. Это стальной тросик, расположенный внутри гибкой витой обмотки. Соединяет регулировочный узел и задние тормоза на авто.

В задних колесах также предусмотрены некоторые тормозные элементы, обеспечивающие работоспособность стояночного ручного тормоза.

Когда требуется регулировка

Бывалые автомобилисты советуют проводить диагностику текущего состояния ручника раз в месяц, либо после каждых 30 тысяч пройденных километров.

Если же есть подозрения на неисправность, откладывать проверку ни в коем случае нельзя. Тем более, провести диагностику довольно легко. Ехать в сервис не нужно.

Предлагаемая инструкция предусматривает 2 способа диагностики ручника, которая проводится своими руками.

  • Первый метод. Заедьте на машине на достаточно крутой склон и выжмите ручник не до упора. Если машина стоит и не скатывается, система работает нормально. Если авто начинает движение, затяните трос до конца и наблюдайте за поведение. Если все равно машина едет, ручник нужно регулировать или даже менять;
  • Второй метод. Натяните полностью ручник, включите 1 передачу, аккуратно и медленно отпустите педаль сцепления. Тут будет логично вспомнить о принципе работы сцепления на авто. Если с ручником все хорошо, мотор должен заглохнуть. Если же с ручником проблема, авто будет двигаться. Тут нужно ремонтировать или регулировать узел.

Чаще всего стояночный тормоз перестает нормально выполнять свои задачи из-за ослабшего натяжения, износа тормозных колодок или по причине увеличения зазора между колодкой и барабаном.

Необходимость регулировки ручника

Хочется акцентировать внимание на нескольких ситуациях, когда настоятельно рекомендуется самому или даже с помощью специалистов отрегулировать стояночный тормоз.

Также делается в таких случаях:

  • менялись тормозные колодки;
  • менялись тормозные диски или барабаны;
  • регулировались тормозные колодки;
  • ремонтировался тросик;
  • менялся трос ручника;
  • устанавливался регулировочный узел;
  • увеличился ход рычага;
  • диагностика показала неисправность.

Справиться с регулировкой механического стояночного тормоза может каждый. Это куда легче, нежели самостоятельное выполнение развал-схождения, а также заметно проще на фоне регулировки ближнего света фар на автомобиле.

Как отрегулировать узел

Ремонт обычно предусматривает смену тросика. Но зачастую водители сталкиваются с тем, что натяжение ослабло, и трос следует немного подтянуть.

При правильной настройке во время затяжки ручника должно быть не более 5-6 щелчков. Если их больше или меньше, настройка нужна обязательно. Суть регулировки заключается в том, чтобы поменять зазор между колодками и барабанами (или дисками). Меняется расстояние за счет изменения длины тросика.

Как на видео, так и в предлагаемой мной инструкции работа выполняется в такой последовательности:

  • автомобиль поднимается и устанавливается на опоры, если нет эстакады, ямы или подъемника;
  • рычаг тормоза выжимается на 1-3 щелчка;
  • отыскать контргайку регулировочного узла и ослабить ее;
  • прокрутить гайку регулировки и следить за натяжением;
  • после этого рычаг полностью вытягивается;
  • заднее колесо следует попробовать прокрутить;
  • если колесо вращается с большим усилием, натяжка выполнена;
  • затягивается контргайка, опускается рычаг;
  • проводится повторный тест.

Помимо тестов в момент нахождения автомобиля в подвешенном состоянии, машину обязательно проверяют в реальных условиях. Как это сделать, вы уже знаете.

Сами наглядно видите, что ничего сложного в такой работе нет. Она выполняется буквально за 1 час.

Если у вас есть какие-то замечания, рекомендации или интересные истории, связанные с ручным тормозом, обязательно оставляйте отзывы.

В каждом автомобиле рядом с водительским сидением есть ручной тормоз. Далеко не все водители используют в процессе эксплуатации автомобиля данное устройство. Многие водители продолжают ездить и с неисправным ручником, при этом, не ощущая дискомфорта.

Новичкам особенно интересно, зачем нужно это устройство в автомобиле и какие конструктивные особенности оно имеет. Принцип действия ручного тормоза заключается в том, что при нажатии на ручной тормоз натягиваются тросы, которые и блокируют в ручном режиме тормозные колодки.

Многие водители, вспоминая свои экзамены по вождению, отмечают, что экзамен с парковкой и использованием ручника обязателен для любой автошколы. По мнению опытных водителей, ручной тормоз в машине совсем необязательно, можно обойтись и без него. Однако производители автомобилей придерживаются другого мнения, выпускают новые системы пассивной и активной безопасности и из пространства автомобиля не выкидывают ручной тормоз.

Зачем нужен ручник

Для новичков ручник играет большую роль при подъеме, так как при помощи ручного тормоза можно блокировать колеса и не съехать назад, если сразу подняться в гору не удалось. Опытный водитель при подъеме в гору может обойтись и без ручника. Для кратковременной остановки машины или при парковке на относительно ровной поверхности большая часть водителей предпочитает ставить машину на скорость. Но на крутых спусках и при подъеме в гору лучше так не рисковать.

В случае неисправного ручного тормоза машина может откатиться назад, съехать с дороги и задеть другие автомобили. Поэтому использование ручного тормоза в определенных ситуациях не только желательно, но и обязательно для собственной же безопасности. Если при езде по скользкому полотну машину начинает заносить, можно воспользоваться ручным тормозом. Это поможет сбавить скорость и уйти от удара или съезда в кювет. Однако использовать ручной тормоз при заносе необходимо аккуратно, так как разогнавшийся автомобиль при резком торможении может унести с дороги.

Многие автомобилисты даже не задумывались о том, что обычная тормозная система автомобиля может выйти их строя в самый неподходящий момент и тут снова выручит ручной тормоз. Отказ основной тормозной системы – это редкость, тем не менее, такие случаи в водительской практике встречаются.

Вне зависимости от причины отказа в таком случае необходимо использовать ручной тормоз, на осознание причины поломки основной тормозной системы может уйти слишком много времени. Чтобы облегчить или избежать столкновения на оживленной трассе, следует плавно спустить ручник. Экстренное торможение на высокой скорости может привести к тому, что машина может уйти в занос.

Особенности конструкции и поломки ручника

Использовать автомобиль с неисправным ручным тормозом опасно. Поэтому при обнаружении поломки необходимо обратиться за помощью к квалифицированным специалистам. Кто-то предпочитает на стоянке использовать ручной тормоз, а кто-то ставит автомобиль на пониженную передачу.

Однако использование последнего варианта опасно, когда водитель попросту может забыть о включенной скорости и после старта двигателя автомобиль может податься назад или вперед. Ручной тормоз используется на стоянках и уклонах. Также тормоз используется для старта на подъеме и торможения на склоне. Ручной тормоз имеет механический привод, который срабатывает при нажатии:

  • резкое нажатие резко блокирует колеса;
  • плавное нажатие приводит к медленному и управляемому торможению.

В зависимости от конструкции ручного тормоза, он может блокировать задние колеса или карданный вал. В последнем случае речь идет о центральном тормозе. При нажатии на ручной тормоз происходит равномерное натягивание тросов, что приводит к блокированию колес. В ручном тормозе имеется датчик, который говорит о том, что кнопка ручного тормоза нажата и тормоз активен.

Перед тем, как тронуться с места, необходимо убедиться в том, что лампа стояночного тормоза не горит. Регулировка ручного тормоза начинается с проверки его работоспособности. Эту процедуру необходимо выполнять каждые 20-30 тыс. километров.

Даже если ручник работает без сбоев, необходимо проводить его проверку. Для проверки ручного тормоза необходимо затянуть ручной тормоз до отказа и включить первую передачу. Затем нужно плавно спустить педаль сцепления.

Если проблем со стояночным тормозом нет, то двигатель автомобиля заглохнет. Если автомобиль начнет медленное движение, необходимо провести регулировку или ремонт ручного тормоза. В качестве примера можно привести замену тросов стояночного тормоза. Это необходимо делать для того, чтобы тормоз реагировал на силу нажатия и колеса блокировались. Для регулировки ручного тормоза можно использовать эстакаду или подъемник. Работу лучше доверить профессионалам.

Устройство и принцип работы стояночного тормоза

Стояночный тормоз (он же ручной тормоз, или в обиходе «ручник» ) является неотъемлемой частью тормозного управления автомобиля. В отличие от основной тормозной системы, используемой водителем во время движения, стояночная тормозная система служит, в первую очередь, для удержания на месте автомобиля, стоящего на поверхностях с уклоном, а также может быть использована как экстренная аварийная тормозная система при отказе основной. Из статьи узнаем об устройстве и принципе работы ручника.

Функции и назначение ручного тормоза

Общий вид ручного тормоза

Главное предназначение стояночного тормоза (или ручника) состоит в удержании автомобиля на месте во время длительной стоянки. Также он используется в случае выхода из строя основной тормозной системы при аварийном или экстренном торможении. В последнем случае ручник применяется в качестве притормаживающего устройства.

Также ручной тормоз используется при осуществлении резких поворотов на спортивных автомобилях.

Стояночный тормоз состоит из тормозного привода (как правило, механического) и тормозных механизмов.

Виды стояночного тормоза

По типу привода ручной тормоз подразделяется на:

  • механический;
  • гидравлический;
  • электромеханический стояночный тормоз (EPB).

Тросовый привод стояночного тормоза

Наиболее распространен первый вариант благодаря простоте конструкции и надежности. Для активации ручника достаточно потянуть рукоятку на себя. Натянутые тросы заблокируют колеса и приведут к снижению скорости. Произойдет торможение автомобиля. Гидравлический ручник используется значительно реже.

По способу включения стояночный тормоз бывает:

  • педальный (ножной);
  • с рычагом.

Ножной стояночный тормоз

Ручник, приводимый в действие при помощи педали, используется на автомобилях с автоматической коробкой передач. Педаль ручного тормоза в таком механизме расположена на месте педали сцепления.

Различают также следующие виды привода стояночного тормоза в тормозных механизмах:

  • барабанный;
  • кулачковый;
  • винтовой;
  • центральный или трансмиссионный.

В барабанных тормозах используется рычаг, который при натяжении троса начинает воздействовать на тормозные колодки. Последние прижимаются к барабану, и происходит торможение.

При активации центрального стояночного тормоза происходит блокировка не колес, а карданного вала.

Также имеет место электрический привод ручного тормоза, где дисковый тормозной механизм взаимодействует с электродвигателем.

Устройство стояночного тормоза

Схема стояночного тормоза

К основным элементам ручника относятся:

  • механизм, приводящий тормоз в действие (педаль или рычаг);
  • тросы, каждый из которых воздействует на основную тормозную систему, приводя к торможению.

В конструкции тормозного привода ручника используются от одного до трех тросов. Схема из трех тросов наиболее популярна. Она включает в себя два задних троса и один передний. Первые соединены с тормозными механизмами, второй — с рычагом.

Тросы соединяются с элементами стояночного тормоза за счет регулируемых наконечников. На концах тросов расположены регулировочные гайки, позволяющие менять длину привода. Снятие с тормоза или возвращение механизма в первоначальное положение происходит за счет возвратной пружины, находящейся на переднем тросе, уравнителе или непосредственно на тормозном механизме.

Принцип работы ручника

Механизм приводится в действие переводом рычага в вертикальное положение до щелчка фиксатора. В результате тросы, прижимающие тормозные колодки задних колес к барабанам, натягиваются. Задние колеса блокируются, происходит торможение.

Чтобы снять автомобиль с ручника, необходимо зажать фиксирующую кнопку и опустить рычаг вниз, в исходное положение.

Стояночный тормоз в дисковом тормозном механизме

Что касается автомобилей с дисковыми тормозами, то здесь применяются следующие разновидности стояночного тормоза:

  • винтовой;
  • кулачковый;
  • барабанный.

Винтовой применяется в дисковых тормозах с одним поршнем. Последний управляется за счет вкрученного в него винта. Винт вращается за счет рычага, соединенного с другой стороны с тросом. Поршень по резьбе вдвигается и прижимает тормозные колодки к диску.

В кулачковом механизме поршень перемещается за счет толкателя, имеющего привод от кулачка. Последний жестко соединен с рычагом с помощью троса. Перемещение толкателя с поршнем происходит при повороте кулачка.

Барабанный тормозной механизм применяется в дисковых тормозах с несколькими поршнями.

Эксплуатация ручного тормоза

В заключении дадим пару советов по эксплуатации ручника.

Необходимо всегда проверять положение ручника перед началом движения. Ехать на ручнике не рекомендуется, это может привести к повышенному износу и перегреву тормозных колодок и дисков.

А можно ли ставить машину на ручник зимой? Этого делать также не рекомендуется. В зимний период грязь со снегом налипает на колеса и при сильном морозе даже кратковременная остановка может привести к замерзанию тормозных дисков с колодками. Движение автомобиля станет невозможным, а применение силы может привести к серьезным поломкам.

В автомобилях с автоматической коробкой передач, несмотря на режим «паркинг», рекомендуется использовать также и ручник. Во-первых, это позволит продлить срок службы механизма «паркинга». А во-вторых, избавит водителя от внезапного отката машины в ограниченном пространстве, что, в свою очередь, может привести к нежелательным последствиям в виде наезда на соседнюю машину.

Стояночный тормоз является важным элементом в устройстве автомобиля. Его исправность повышает безопасность эксплуатации транспортного средства и снижает риск аварий. Поэтому необходимо регулярно проводить диагностику и обслуживание данного механизма.