Законы про такси

Содержание

Иностранцев высадят из такси: к чему приведёт новая реформа отрасли

В следующем году рынок услуг такси может серьезно измениться. Госдума собирается принять закон о регулировании этой сферы, который, с одной стороны, призван сделать ее более цивилизованной, но с другой — может принести немало рисков для бизнеса, а также для кошельков клиентов. Возможно, риски оправданы, ведь речь идет о безопасности поездок?
  1. Главные готовящиеся новации — введение обязательства контролировать режим труда и отдыха таксистов, а также требование не брать на работу иностранных граждан.

Эти и другие поправки депутаты из профильного комитета собираются добавить в рамках второго чтения законопроекта о регулировании рынка такси.

В первом чтении законопроект был принят в декабре 2018 года и в первоначальной версии носил менее революционный характер.

ЧТО ПРЕДЛАГАЛИ РАНЬШЕ

Отметим главные новации первоначальной редакции. Они сохранятся и в финальной версии документа — с дополнениями.

Одна из норм документа определяет, что машина, используемая как такси, должна иметь цветографическую схему на кузове, опознавательный фонарь оранжевого цвета на крыше, таксометр. Важно, что определенный цвет кузова такси будет необязателен. Согласно объяснению авторов из профильного комитета, это сделали ради противодействия «прикормленным» властью компаниям.

Помимо этого законопроект устанавливает требования к водителям. А именно, работать таксистами смогут только водители со стажем не менее трех лет, они должны будут получить разрешение. Водителей также предлагается обязать проходить мед-осмотр, вводится предрейсовый контроль технического состояния автомобиля. Предрейсовый осмотр водителей, правда, в тексте не упоминается — не ввели из-за нехватки медицинских работников, пояснили депутаты.

Еще один блок поправок посвящен агрегаторам такси — их впервые обязывают становиться на учет в региональные реестры. Причем это должны быть именно российские компании, а не филиалы иностранных юрлиц. Серверы агрегаторов также должны размещаться на территории страны. Информацию о заказах операторам придется хранить не менее полугода. Агрегаторам, кроме того, будет необходимо сотрудничать только с лицензированными перевозчиками.

Законопроект уже и в таком виде вызвал возражения у игроков рынка. Представителей агрегаторов возмутило предложение о запрете выхода на рынок такси для иностранных компаний. Принятие закона в такой редакции поставит под угрозу продолжение работы в России сервисов Gett, «Яндекс.Такси», Uber, эстонского Bolt и других. Представители последнего отметили, что идея противоречит политике развития конкуренции и формирования благоприятного инвестиционного климата в стране.

Основатель компании Gett Дейв Вайсер эмоционально прокомментировал данную тему на Петербургском международном экономическом форуме. «Планируя инвестировать еще сотни миллионов, мы проснулись и читаем новость о том, что есть закон о регулировании такси, где предлагается ограничить поступление западного капитала в эту сферу в России», — заявил он. Бизнесмен предложил не пытаться ударить по рынку через жесткие нормативные практики, а лучше усилить его регулирование со стороны Федеральной антимонопольной службы.

В Gett также спрогнозировали, что следствием борьбы с иностранными сервисами на рынке такси станут уход с рынка компаний, монополизация отрасли и повышение цен для пользователей минимум на 15 %.

Первый замглавы экономического комитета Совета Федерации Сергей Калашников поддержал позицию агрегаторов, заявив, что внедрение инициативы приведет к снижению конкуренции в отрасли. Парламентарий также отметил, что многие российские компании имеют иностранный капитал.

НЕ НУЖЕН ВОДИТЕЛЬ УЗБЕКСКИЙ

Однако это, как говорится, были только ягодки. В рамках подготовки ко второму чтению документ планируется существенно дополнить, о чем журналистам заявил глава профильного комитета по транспорту и строительству, один из авторов законопроекта о такси Евгений Москвичев. В новой версии совершенно другие понятия о легковом такси и новые требования, уточнил парламентарий.

Наибольший резонанс вызвала новая идея запретить работать таксистами иностранным гражданам. Эта норма, как предполагается, дополнит положение о запрете выхода на рынок для иностранных компаний.

«Человек без российского гражданства не будет иметь права работать в России в качестве водителя такси», — сказал Москвичев в комментарии агентству РИА Новости.

Депутат выразил уверенность, что это повысит безопасность перевозок. По его оценке, в России «достаточно водителей, способных управлять этим транспортом».

Отметим, что сейчас в законе «О безопасности дорожного движения» есть запрет найма коммерческих водителей с иностранными правами. Однако в силу соглашений на международном уровне было сделано исключение для граждан Белоруссии, Киргизии и других государств, где русский язык закреплен в качестве официального.

А ведь именно из этих стран, в основном, совершается «набор кадров» в такси. Их работа легально разрешена в силу международных договоров, так что предложения профильного комитета удивительны, считает председатель межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров», член Общественного совета при Министерстве транспорта РФ Кирилл Янков.

«Разве Госдума собирается их расторгнуть?» — отметил он, имея в виду указанные соглашения.

Важнее то, что одномоментный уход с рынка всех таксистов-иностранцев вызовет нехватку водителей и рост цен, предсказал эксперт.

Пассажирам не очень важно гражданство водителя, свидетельствуют данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения. Согласно данным за март нынешнего года по целевой выборке пассажиров такси объемом 800 респондентов, этот критерий не играет большой роли при выборе в пользу поездок на такси.

Респондентов просили присвоить критериям баллы, где 1 — наиболее важно, а 9 — наименее. Самыми важными факторами опрошенные, прежде всего, назвали техническое состояние автомобиля (2,89) и профессиональное мастерство водителя (3,21). Меньше всего баллов набрали такие критерии, как: гражданство водителя (5,81), форма собственности на такси (6,42) и марка автомобиля (6,63).

В ПОЛЬЗУ БЕЗОПАСНОСТИ

Однако есть мнения и в пользу законодательного «удаления» с рынка иностранной рабочей силы.

«В данном вопросе я полностью согласен с авторами законопроекта, — заявил «Автопарку» руководитель транспортного отдела IBF-Motors Евгений Иванов. — Дело в том, что иностранцы на настоящий момент отнимают значительную часть рынка труда у российских граждан».

При этом он признал, что подобная ситуация наблюдается в большинстве гораздо более экономически развитых стран, где в такси также работают иммигранты.

Еще более существенный аргумент — безопасность поездок на такси, на уровень которой влияет квалификация водителя. А с ней обычно у приезжих больше проблем. «Просто хорошие, профессиональные водители востребованы и находят работу у себя на родине, а в другие страны выезжают на заработки в большинстве случаев разнорабочие, у которых просто есть права», — констатировал эксперт.

Из-за засилья на рынке иностранной рабсилы агрегаторы в борьбе за клиентов значительно снизили тарифы, напомнил также Иванов. Ведь значительную долю в ценообразовании имеет фонд оплаты труда. С точки зрения потребителя это, конечно же, хорошо, признал эксперт. Но есть и, как говорится, обратная сторона медали.

— Применяя низкие тарифы, а как следствие низкая заработная плата, компании не имеют никакой возможности привлечь, а главное — удержать профессиональных, хороших водителей на рынке такси, — пояснил представитель IBF-Motors. — А это снова возвращает нас к разговору о безопасности.

Кстати, водители работают по многу часов не потому, что они хотят этого — они вынуждены так поступать, констатировал эксперт. В противном случае им нечем будет заплатить за аренду авто, ГСМ, да и на жизнь мало что останется.

— Благодаря не очень дальновидной стратегии агрегаторов мы получили огромный пласт водителей, которые в последнюю очередь думают о безопасности дорожного движения, — добавил Иванов.

В случае ухода водителей-иностранцев с рынка некоторое время будет дефицит водителей в такси, что, безусловно, приведет к росту тарифов, спрогнозировал он.

«Но! А кто сказал, что автоперевозки должны быть дешевы? — отметил эксперт. — На данный момент короткие городские поездки в такси сопоставимы по цене с поездкой на метро или автобусе, а если едет три-четыре человека, то и дешевле. Это неправильно».

По его прогнозу, цены вырастут, объем перевозок в километрах и часах упадет, но в денежном объеме рынок такси увеличится.

— Выиграют и агрегаторы, и компании такси, и водители, а главное — благодаря привлечению профи выиграют пассажиры в качестве и безопасности обслуживания, — резюмировал Иванов. — Безусловно, снова вырастет серый рынок такси, но это вопрос работы правоохранительных органов.

Генеральный директор «АвтоСпецЦентр SKODA Каширка» Роман Гидаятов также поддержал готовящиеся изменения.

— В связи с тем, что за 2018 год количество ДТП с участием мигрантов увеличилось на 20 %, подобное ограничение имеет основание, — заявил он. — При этом в крупных городах иностранцев за рулем такси до 50 %, аварии с их участием происходят каждый день, нередко виновник управляет автомобилем по поддельным документам.

По прогнозу Гидаятова, одномоментный уход иностранцев с рынка перевозок может привести к скачку цен на поездки на такси. «Однако данные изменения будут краткосрочными — мигрантов быстро заменят россияне, приезжающие из регионов на заработки», — считает он.

Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов согласен с аргументами на тему безопасности, так как количество ДТП по вине таксистов-мигрантов велико, считает он.

— Идея о введении запрета основана на том, что количество иностранцев, предоставляющих фальшивые документы (прежде всего, водительские права), растет, — отметил он. — Процедура проверки подлинности документов занимает достаточно длительное время — от 3 месяцев до одного года. А для проверки международных водительских удостоверений необходимо использовать базы других государств, и зачастую работодатели пренебрегают этим.

В итоге, резюмировал эксперт, на работу берут автомобилиста, не обладающего всеми профессиональными компетенциями для управления транспортным средством и перевозки пассажиров.

Впрочем, Тузов считает, что вряд ли законодатели пойдут на жесткие меры.

— Скорее всего, полного запрета на работу мигрантов в такси введено не будет, так как это уже дискриминация, — отметил он. — Возможно, будет ужесточение требований к иностранным гражданам или введут какие-либо ограничения.

Аналитик назвал логичным более мягкий вариант — разрешить заниматься профессиональной деятельностью по перевозке пассажиров и багажа только тем иностранцам, у кого есть водительское удостоверение российского образца.

Глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев, комментируя данную тему, назвал перегибом полный запрет на работу таксистами для лиц без гражданства РФ. Они должны иметь права российского стандарта — тогда работу можно разрешить, согласен он.

А вот глава Гильдии автошкол России Сергей Лобарев в своем комментарии поддержал предложение запретить иностранным гражданам работать водителями легковых такси. Вопрос стоит о сохранении человеческих жизней на дороге, подчеркнул он.

ЗАПРЕТЯТ ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ

Другие предлагаемые к принятию положения законопроекта также привели к спорам, хоть и в меньшей степени. Так, недовольство агрегаторов ожидаемо вызвала идея о сокращении их комиссии до 2–3 %. Эксперты приводят данные, что службы такси берут по 10 % в качестве наценки, а некоторые — по 20–30 %.

С одной стороны, эта мера, согласно задумке, позволит сдержать подорожание. Но с другой — существенное сокращение агрегаторской наценки сделает технологическое развитие служб такси экономически нецелесообразным, заявили в компании Gett.

Не нравится игроку рынка и возложение на агрегаторов обязанности контролировать режим труда и отдыха. Это противоречит действующему законодательству, заявили в компании. Создается возможность коррупционной составляющей, так как новые поправки позволяют, при необходимости, убрать с рынка любую службу заказа такси, сказали в Gett.

Впрочем, контроль над режимом труда и отдыха водителей, конечно же, нужен, с этим согласны многие эксперты. Данная мера необходима, чтобы избежать переработок, которые могут привести к ДТП.

Что именно предлагается в данной сфере? Режим труда и отдыха водителей, а также маршруты передвижения будут контролировать с помощью системы ГЛОНАСС, анонсировал глава думского комитета Евгений Москвичев. Каждый оператор, кроме того, будет отправлять месячный режим труда и отдыха своих водителей в единую региональную систему. Если таксист работает ежедневно, то это должно быть не больше восьми часов. А если по сменам, то не больше 10 часов в сутки.

Все это будет на автоматическом контроле, рассказал Москвичев. То есть, как только таксист выработает норму часов, он уже больше не сможет оказывать услуги в этот рабочий день. Планируется, что у каждого водителя появится персональная карта, где станет фиксироваться время, проведенное за рулем. Аналогичная система, кстати, используется в городском пассажирском транспорте. Пригодится при внедрении новшеств и опыт рынка грузоперевозок.

Получается, водители не смогут параллельно работать с несколькими компаниями.

Указанные требования к режиму также могут вложиться в рост цен на рынке наряду с запретом иностранных водителей и компаний. В профсоюзе таксистов Москвы заявили, что фактически таксисты отрабатывают часов 70–75, а то и больше, в неделю. Это существенно больше, чем нормальная рабочая неделя. Но граждане идут на это, потому что у них кредиты, аренда, необходимость отсылать деньги родным и т. п. Таким образом, если водители станут работать меньше, часть из них вынуждены будут уйти с рынка, что и чревато подорожанием.

В свою очередь, Сергей Канаев отметил, что посредством ГЛОНАСС государство хочет вывести из тени часть бизнеса такси, и усомнился в том, что установка этих систем повлияет на стоимость поездок.

Опыт в данной сфере у агрегаторов, кстати, уже нарабатывается — компании «Яндекс.Такси», «Ситимобил» и «Везет» начали тестировать в Москве систему контроля режима труда и отдыха таксистов, позволяющую отслеживать общее время, которое водители проводят за рулем.

Гендиректор «АвтоСпецЦентр SKODA Каширка» Роман Гидаятов поддержал идею установки маячков ГЛОНАСС и меры по усилению контроля над режимом в целом. «Если автомобилист отработал более 8 часов за рулем, он не менее опасен, чем водитель в состоянии алкогольного опьянения», — считает эксперт.

В Экспертном центре «Движение без опасности», правда, усомнились в идее насаждения именно ГЛОНАСС для контроля всего маршрута, ведь «такси работает в городах, где хорошая сотовая связь и интернет, и по GPS местонахождение машины можно определить в любой момент».

А вот что важно, так это внедрение для водителей методов дистанционного предрейсового осмотра, чтобы исключить человеческий фактор и добиться высокой безопасности поездок, подчеркнула президент организации Наталья Агре.

— Также важен контроль за рабочим временем, чтобы не допустить переработок, но вводить для этого «карточки» — это вчерашний день в эпоху биометрической идентификации. Хотелось бы увидеть в действии современные методики, — добавила она.

А КТО ПЛАТИТЬ БУДЕТ?

Между тем, ГЛОНАСС с пассажирскими перевозками на сегодняшний день фактически не работает, отметил, комментируя эту тему, первый замглавы комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков (он же председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора»).

— К тому же надо понимать, что в России, по разным подсчетам, два-три миллиона такси, — сказал он в интервью «Парламентской газете». — Подавляющая их часть (80–90 % рынка) — это индивидуальные предприниматели. И возникает вопрос — как государство может их контролировать, в том числе маршруты, и каким-то образом их поправлять? Ведь это примерно 30 миллионов маршрутов в день. Кто их будет анализировать?

Все это пока выглядит как благие намерения, но не решение проблемы, — не согласен с коллегой по комитету Лысаков.

Про персональные карты у него есть сомнения — кто, например, оплатит все эти расходы? Ведь мало создать персональную карту — придется создавать и дополнительно предусматривать в бюджете создание соответствующего центра или структуры со своим штатом, аппаратурой, процессами мониторинга.

Парламентарий предложил другой вариант — «ввести идентификацию по номеру водительского удостоверения». И если человек отработал положенное количество часов по Трудовому кодексу в одной компании, то он просто не сможет подключиться к другому агрегатору и получить от него заказ.

В предложениях, озвученных Москвичевым, есть и другие новшества. Водители должны будут проходить те или иные дополнительные курсы — в зависимости от региона, в котором они работают. Кроме того, законодатели планируют наложить запрет на использование в качестве такси легковых автомобилей возрастом более семи лет. Этот пункт тоже вызвал сомнения — лучше бы учесть, сколько машина отработала именно в такси, учитывать именно техническое состояние авто, а не просто возраст, советуют эксперты.

Предложенные меры еще будут обсуждаться, и не факт, что пройдут через Госдуму. Как бы то ни было, и эксперты, и депутаты уверены, что контроль над рынком такси — и особенно над агрегаторами — вводить надо. Важно также наладить передачу заказа только лицам, имеющим разрешение, чему будут способствовать финансовые санкции. После принятия базового закона о регулировании такси депутаты собираются предложить штрафы за передачу заказов таксистам, работающим без разрешений. Наказание на первый раз составит 200 тыс. руб., в повторных случаях — 500 тыс. руб.

Что касается даты принятия закона о регулировании такси, то это, по расчетам депутатов, произойдет до конца нынешнего года. Время для доработки и консультаций с экспертами и бизнесом еще есть.

Хочу получать самые интересные статьи

Закон о такси: самые важные пункты и изменения

Деятельность легкового такси в России регулируют сразу несколько документов: устав автомобильного транспорта 259-ФЗ, правила перевозок пассажиров и багажа, закон о применении онлайн-касс 54-ФЗ, 69 закон, положения которого изменяют некоторые правила перевозок. Расскажем, что в общем предписывает службам и таксистам закон.

У вас бизнес такси? Скачайте бесплатный комплект из 14 материалов и узнайте, как увеличить его эффективность

Закон о такси 2019: основные положения всех документов

Соответствовать закону должна именно та компания, которая осуществляет перевозку пассажиров и багажа на легковом такси. Если в вашей службе собственный автопарк, то вы заботитесь о соблюдении требований. Если ваша служба сотрудничает с ИП, которые занимаются перевозками, то они несут ответственность. Для простоты будем называть службой оба варианта организации бизнеса.

Что нужно иметь службе, чтобы работать законно

1. Разрешение (лицензию) на работу для каждой машины такси (Ст. 9 69-ФЗ)

  • Разрешение выдаёт местное Министерство транспорта, или Департамент дорожного хозяйства и транспорта, или другой орган, который отвечает за транспорт в вашем регионе.

  • Чтобы получить разрешение, можно подать заявление через интернет-портал Госуслуги. Для этого надо зайти в раздел Разрешение на легковое такси, найти это раздел легко, если набрать в строке поиска «разрешение на перевозку пассажиров и багажа на легковом такси». Также можно подать заявление и по-старинке, в письменном виде.

Как заполнять заявление и какие документы предоставить для получения разрешения, читайте в Статье 9 69-ФЗ или в разделе Разрешение на легковое такси на сайте Госуслуги.

  • По разрешению каждая машина может работать как минимум 5 лет.

  • Разрешение можно получить не только на свою машину, но и на машину в аренде, лизинге и по доверенности.

  • Разрешение должно всегда находиться в машине. Если пассажир или сотрудник ГИБДД попросит показать разрешение, то водитель обязан предъявлять его.

2. Публичный договор фрахтования (Ст. 31 259-ФЗ и Гл. IV Правил перевозки пассажиров и багажа)

  • Договор фрахтования — это соглашение на выполнение перевозки. Этот договор заключается автоматически, когда пассажир заказывает в службе любым способом.

  • По договору служба должна зафиксировать:

    • номер заказа;

    • дату принятия заказа;

    • дата выполнения заказа;

    • место подачи машины;

    • марку машины, если клиент её выбрал;

    • планируемое время подачи машины.

  • Когда машина прибудет к адресу подачи, служба должна сообщить клиенту:

    • где ожидает машина;

    • госномер, цвет и марку машины;

    • фамилию, имя и отчество водителя;

    • фактическое время подачи.

3. Кассовый аппарат и возможность выдавать клиенту чек в конце поездки (54-ФЗ, а также Ст. 31 259-ФЗ и Гл. IV Правил перевозки пассажиров и багажа)

  • По договору фрахтования также после оплаты поездки служба обязана выдать клиенту кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности.

  • Что должно быть указано в чеке, читайте в Ст. 4.7 54-ФЗ.

  • Для выдачи чеков служба должна использовать онлайн-кассы: в них встроен фискальный накопитель и все данные о платёжных операциях автоматически передаются в ФНС.

  • Для работы с онлайн-кассой службе придётся заключить договор с оператором фискальных данных.

  • На данный момент все службы должны начать выдавать чеки клиентам с июля 2019 года. Но это положение 54-ФЗ сейчас пересматривается, возможна отсрочка на установку касс до 2021 года.

  • Не так давно мы уже рассказывали подробно об онлайн-кассах для такси

Онлайн-касса для такси с эквайрингом

4. Правильное оформление и оборудование машин (ч. 16 Ст. 9 69-ФЗ)

  • По бокам на машине должны быть «шашечки».

  • В каждом городе или субъекте может быть задан единый цвет автомобилей. Если местного закона о цвете нет, то машины могут быть любой окраски.

  • На крыше должен быть фонарь оранжевого цвета.

  • В каждом такси должен быть таксометр, если клиенты расплачиваются по установленным тарифам.

  • На передней панели справа от водителя должны быть указаны: название службы, условия оплаты поездок, визитная карточка водителя с фото, название, адрес и телефон ответственного за перевозку. Также в салоне должны быть правила пользования машиной.

  • Машины должны проходить регулярное техобслуживание и ремонт.

  • Служба должна контролировать, в каком техническом состоянии машинавыходит на линию.

5. Требования к водителям (ч. 16 Ст. 9 69-ФЗ)

  • Таксист должен иметь водительский стаж не менее 3 лет.

  • Служба должна проводить медицинские осмотры водителей перед рейсом.

Закон о такси: штрафы

Если не соблюсти любой из вышеперечисленных пунктов закона, то службе грозят разного вида штрафы.

Штраф за работу без разрешения (лицензии)

  • 50 000 ₽ для отдельного водителя.

  • 100 000 ₽ для водителя, который оформлен как ИП.

  • 400 000 ₽ для юридических лиц.

  • Если водитель или индивидуальный предприниматель не примут мер после первого штрафа, то повторное нарушение повлечёт ещё один штраф в том же размере и конфискацию машины.

  • Для юридического лица повторное нарушение будет означать ещё один штраф и закрытие службы до 90 дней.

  • Если на автомобиле без разрешения установлен опознавательный фонарь или нанесены «шашечки», то водитель заплатит штраф 5 000 ₽, должностное и ответственное лица 20 000 ₽, юридическое лицо 500 000 ₽.

Пример разрешения на работу в такси Ростовской области
Штраф за отсутствие кассы

  • От 2 000 до 10 000 ₽, если пассажир не получит чек.

  • От 30 000 ₽, если в службе вообще не применяется касса.

  • За повторное нарушение служба должна будет приостановить работу на 90 дней.

  • Однако, сейчас закон об онлайн-кассах пересматривается, возможна отсрочка на их установку до 2021 года.

Штраф за неправильное оформление машины

  • Если в машине нет информации о водителе и перевозчике, то водитель заплатит штраф 1 000 ₽, должностное лицо — 10 000 ₽, юридическое лицо — 30 000 ₽.

  • Если на машине нет фонаря или «шашечек», или она покрашена в неустановленный цвет, в этом случае штраф 3 000 ₽ с водителя, 10 000 ₽ с должностного лица, 50 000 ₽ с юридического лица.

69 закон о такси: что он изменил

69 федеральный закон на самом деле посвящён не только пассажирским перевозкам. Он изменяет разные законодательные акты, в том числе и те, которые касаются работы такси. Но одна из его статей ввела новый закон о такси.

Что изменил федеральный закон 69 о такси

  1. Службы несут административную ответственность за нарушение правил перевозок. Изменение закреплено в статье 36.1 Устава автотранспорта 259-ФЗ.

  2. Введены новые штрафы за административные нарушения такие, как неправильное оформление машин и работу без разрешения. Мы рассмотрели их выше. Все они прописаны в Кодексе об административных правонарушениях.

  3. Контролировать выполнение требований к работе будут региональные органы власти. Это изменение отражено в пункте 4 статьи 1 294-ФЗ О защите прав юрлиц и ИП.

  4. Введены новые общие требования для разрешения на работу, для машин и водителей, обновлён порядок выполнения межрегиональных заказов и др. Эти изменения воспринимаются как новый закон для таксистов.

Новый закон о такси в статье 9 69-ФЗ

Статья 9 вошла в 69 федеральный закон и определила новые правила для служб и водителей.

  1. Увеличился срок действия разрешения на работу для каждой машины действует дольше — не менее 5 лет.

  2. Получить разрешение стало проще: заявление можно подать в электронном виде, а решение о его выдаче придёт по почте, сокращён список документов, необходимых для подачи заявления.

  3. Для индивидуальных предпринимателей работать стало проще, потому что правки в 69 закон разрешили работу не только на машинах в собственности, но и на правах хозяйствования, аренды и по доверенности.

  4. Службам можно совершать перевозки в разные регионы. Если пункт подачи находится в регионе, где машина получила разрешение на работу, то межрегиональная перевозка сама по себе законна. Если же пункт подачи находится в другом регионе, то между этими регионами должно быть соглашение на перевозку пассажиров.

  5. Новый закон защитил пассажиров от бомбил и нелегалов. Автомобили должны быть окрашены в соответствии с региональными законами, обязательно иметь опознавательный оранжевый фонарь и «шашечки» и иметь таксометр, если оплата рассчитывается по тарифу.

  6. Водителем стало проще устроиться на работу. Для этого нужен всего 3-летний общий стаж вождения, а не 5-летний, как было раньше.

  7. Деятельность такси контролируют региональные власти.

Закон о такси с 2019 года: последние новости

Законы в 2019 году планируется пересматривать и дорабатывать. Сейчас Госдума рассматривает два законопроекта, которые коснутся деятельности такси.

Новый закон в проекте № 481004-7 О государственном регулировании легкового такси

Депутаты Госдумы настаивают на том, чтобы появился новый федеральный закон, который будет регулировать работу такси, потому что сейчас в законодательстве есть только отдельные статьи, разбросанные по разным документам. Поэтому на рассмотрение вынесен проект нового закона № 481004-7. Если его примут, он чётко обозначит все понятия и порядок работы в сфере пассажирских перевозок на легковом такси.

Что изменит закон с 2019 года, если будет принят

  1. Иностранным водителям без российского гражданства нельзя будет работать водителями.

  2. К работе не допускаются машины, зарегистрированные за пределами РФ.

  3. Агрегаторы заказов должны будут сотрудничать только с теми ИП, юридическими или физическими лицами, которые имеют разрешение на перевозки.

  4. Более строго определяется статус агрегаторов: они оказывают только информационные услуги при создании заказа, поэтому не смогут формировать собственные тарифы для пассажиров и комиссии для водителей.

  5. Также закон чётко разграничит функции и правила допуска к работе всех участников пассажирских перевозок: службы, ИП, интрнет-агрегаторы, райдшеринг, отдельные водители.

  6. В каждом регионе будет вестись электронный реестр о выдаче разрешений на работу с полными данными о получателе.

Новый закон для таксистов 2019 в проекте № 682709-7 Об изменениях 54-ФЗ для служб такси

Если законопроект № 682709-7 примут, то он сможет значительно упростить службам работу на онлайн-кассах.

  1. Службам и водителям не придётся устанавливать онлайн-кассы в каждую машину. Достаточно будет иметь кассовый аппарат в офисе службы или в облаке.

  2. Чек распечатывать не обязательно, то есть мобильные принтеры устанавливать тоже не придётся. Водителю в конце поездки достаточно будет показать клиенту QR-код со ссылкой на электронный чек с подробными фискальными данными. Или служба сможет просто отправлять чеки и QR-коды на электронную почту клиента.

  3. ИП могут не переходить на онлайн-кассы ещё до 1 июля 2021 года. Штрафов за отсутствие кассы и договора с оператором фискальных данных и за невыдачу чеков не будет ещё несколько лет. Но есть условие: у ИП не должно быть официально устроенных сотрудников.

Закон о такси 2019 года: когда ждать принятия

Документы, которые предполагают все эти изменения — это пока только проекты закона, а не законы. Для того чтобы законопроекты получили статус действующего закона, они должны быть приняты во всех трёх чтениях Госдумы, одобрены Советом федерации и президентом и опубликованы.

Стадии принятия закона

Планируется доработать и принять новые законы в 2019 году, об этом заявлял и председатель комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев. Эксперты полагают, что новый закон может вступить в силу не ранее осени 2019.

Другой законопроект — № 682709-7 Об изменениях в 54-ФЗ — по прогнозам, может быть принят скорее, ещё до июля 2019 года.

У вас бизнес такси? Скачайте бесплатный комплект из 14 материалов и узнайте, как увеличить его эффективностьОстались вопросы?

Оставьте заявку на консультацию, и мы расскажем о последних новостях закона и о том, как службе работать законно.

Закон о такси с 1 января 2019 года

Для работы водителем такси нужна определенная квалификация, лицензия и знание нормативной базы. Основной закон, который регламентирует деятельность службы извоза — это ФЗ № 69.

Федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

История вопроса

«Первооткрывателями» в деле платного извоза стали французы: в XVIII веке один предприниматель открыл постоялый двор конных экипажей. Они-то и стали первым наемным транспортом.

В 1896 году французский автомобильный клуб предложил оснастить эти экипажи моторами: с наемных карет сняли упряжь, и установили на них бензиновые двигатели, рычаги управления и рулевую колонку. А в 1905 году изобрели счетчик — прообраз современного таксометра. С этого времени наемные экипажи стали называть таксомоторами — такси.

От личного автотранспорта такси отличаются наличием опознавательных знаков — «шашечками».

Интересные факты: некоторые законы, касающиеся работы такси, сохранились и до наших дней. Так, в Австралии в багажнике каждого наемного авто должен лежать тюк сена. Закон об этом был принят давно, когда извоз осуществлялся еще на конных экипажах, но, примечательно, что он так и не был упразднен. Поэтому служащие вынуждены его придерживаться до сих пор.

Правовое обеспечение закона «О такси»

В реальности как такового закона «О такси» не существует. Деятельность подобных служб подчиняется нормативным актам:

  • ПДД;
  • ФЗ № 69;
  • КоАП РФ — регламентирует наказания за несоблюдение установленных требований;
  • ФЗ № 259 «Устав автотранспорта»;
  • ФЗ № 220 от 13.07.2015 «Об организации регулярных перевозок».

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения»

Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Основные положения и краткое содержание закона

В ФЗ № 69 установлено, что перевозчики должны иметь лицензию на предоставление своих услуг. За невыполнение этого требования предусмотрен штраф. Основание — КоАП РФ, статья 14.1.2, пункт 1.

Повторное нарушение грозит не только взысканием, но и возможным изъятием транспортного средства. А для юридических лиц — приостановлением деятельности на три месяца.

Если у водителя нет оформленной лицензии, а на авто установлены опознавательные знаки (световой фонарь, «шашечки» и прочие), то за такое нарушение предусмотрен штраф в размере 5 тысяч рублей, а также изъятие незаконно установленного светового фонаря. Основание — КоАП РФ статья 12.5, пункт 4.1.

Статья 14.1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии»

Статья 12.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид»

Структура документа

ФЗ № 69 включает в себя 10 статей. Каждая из них отвечает за определенный участок. Относительно деятельности такси дают разъяснения только несколько статей этого закона:

  • статья 3 — предусматривает назначение административных санкций за несоблюдение правил работы;
  • статья 7 — определяет ответственность фирм и организаций, оказывающих услуги перевозчиков;
  • статья 8 — устанавливает, что организации перевозчиков попадают под действие ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного надзора».

Наиболее значимая статья, регламентирующая деятельность перевозчиков — это 9. Она состоит из 24 разделов. В них содержатся сведения:

  • о выдаче лицензий, необходимых для работы;
  • о контроле этой сферы деятельности;
  • причины аннулирования разрешения;
  • описание способов идентификации транспортных средств;
  • условия назначения и проведения проверок предприятий, фирм, организаций и частных бизнесменов, чья деятельность связана с предоставлением услуг по перевозке пассажиров и их багажа.

Статья 10 регламентирует периоды вступления сделанных изменений в юридическую силу.

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Особенности лицензирования деятельности такси

Предоставлением разрешений на работу занимается уполномоченный орган. Чаще всего — это региональное подразделение Министерства транспорта. Документ выдается на 5 лет.

Если претендент по каким-либо мотивам получает отказ, то в течение 30 дней от даты обращения он должен получить уведомление об этом. В этой бумаге обязательно указываются причины, ставшие основанием для принятия такого решения. Другие нюансы:

  • при смене данных, указанных юридическим лицом или ИП во время регистрации, допускается переоформление документа.
  • при утере документа владелец должен его восстановить в течение 10 дней.
  • в случае выявления нарушений, владельцы лицензии должны ликвидировать их в течение 30 дней. Невыполнение этого требования может привести к утере возможности работать в этой сфере.

Важно: законом предусматривается ведение специального реестра всех выданных перевозчикам лицензий. Доступ к этой информации не должен быть закрытым.

Упрощен порядок получения лицензии

Документ оформляется отдельно на каждый автомобиль. Основание — статья 9, пункт 3 ФЗ № 69. Для получения разрешения потребуется:

  • прошение;
  • ксерокопия паспорта заявителя;
  • копия документа о постановке на налоговый учет (выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП);
  • копия документа о регистрации автомобиля (договор аренды, генеральная доверенность и прочие).

Заявку и сопроводительные документы можно направлять на рассмотрение онлайн — через портал Госуслуги. В случае принятия положительного решения готовая лицензия направляется заявителю почтой.

Упрощены требования к предпринимателям

По новой версии нормативного документа предприниматели, занимающиеся перевозками, получат некоторые послабления:

  • получить право на оказание услуг можно будет не только на личное авто, но и на арендованное, или используемое по доверенности (статья 9, пункт 2 ФЗ № 69);
  • для приобретения права работать таксистом, достаточно водительского стажа в три года;
  • правила проведения техосмотра идентичны тем, что применяются для диагностики личных авто;
  • допускается межрегиональное предоставление услуг, если адрес подачи автомобиля находится в том же регионе, где была выдана лицензия.

Уточнение: если между субъектами РФ есть определенная договоренность, то таксистам разрешается брать пассажиров и доставлять их к месту назначения и в соседние области.

Обязательные требования к такси

Все условия прописаны в пункте 16 статьи 9 ФЗ № 69. О чем идет речь:

  • машины должны обязательно быть оснащены таксометрами;
  • требования к цвету кузова авто;
  • наличие опознавательных знаков на авто («шашечки», фонарь) — отсутствие одного из них чревато штрафными санкциями;
  • обязательное наличие специального разрешения на осуществление этой деятельности;
  • выдача кассового чека пассажиру;
  • если машина используется по договору аренды, требуется письменное подтверждение этому.

Перевозчики должны обязательно выполнять требования:

  • своевременно производить ремонт текущее обслуживание транспортного средства;
  • проводить техосмотр перед выездом на линию;
  • проведение врачебного освидетельствования водителей перед их выходом на рейс.

Кто контролирует такси

Контроль по соблюдению выполнения законов, касающихся деятельности перевозчиков, осуществляют органы местной власти.

Оформление разрешений подконтрольно министерству транспорта, департаменту дорожного хозяйства, комитету по лицензированию или другому органу региональной власти.

Следить за соблюдением ПДД — обязанность сотрудников ГИБДД.

Правила перевозки пассажиров в такси и требования к таксистам

Подробное разъяснение термина «легковое такси» представлено в Постановлении Правительства РФ № 112 от 14.02.09. Согласно этому нормативному документу, такси — легковой автомобиль, используемый для перевозки граждан и их багажа.

Основные правила перевозки установлены в разделе 4 этого закона. Основные моменты:

  • пассажир при заказе машины автоматически дает свое согласие по принятию действующих условий;
  • вносить какие-либо правки в договор найма он не имеет права — никаких дополнительных соглашений закон не предусматривает.

Основные условия, которые должны выполнять службы такси:

  • уведомлять пассажира о прибытии заказанного авто к требуемому месту посадки;
  • наименование перевозчика должно быть представлено в салоне машины;
  • ознакомить пассажира с правилами пользования авто, предоставить сведения о госоргане, осуществляющем надзор за службой;
  • сведения о тарифах должны быть в свободном доступе;
  • предоставлять данные водителя, обслуживающего заказ (Ф.И.О., фото).

Важно: человек с небольшим водительским стажем не может быть водителем такси.

Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

Частный извоз

Перевозка пассажиров и их багажа разрешается только при наличии лицензии. Основание — КоАП РФ, статья 14.1.2. Нарушение этого требования чревато штрафами:

  • ИП заплатит взыскание в размере 100 тысяч рублей;
  • юридические лица — до 400 тысяч рублей.

Нюанс: частными извозчиками считаются те водители, которые предлагают свои услуги и получают заказы через интернет-приложение.

О маршрутном такси

Таковым считается автобус (микроавтобус), который следует по заранее определенным улицам и дорогам по принятому графику. Остановки этого ТС осуществляются только на специально оборудованных пунктах.

С точки зрения закона передвижение на этом виде транспорта идентично поездкам на городском транспорте (троллейбусе, трамвае). Компания-перевозчик заранее устанавливает маршрут следования ТС, его график работы. Легковое же такси отправляется по заявке клиента и едет по тем дорогам, которые будут удобны клиенту.

ПДД для такси

Водители такси подчиняются тем же ПДД, что и все остальные участники дорожного движения. Однако таксистам разрешено ездить по полосе, выделенной для движения общественного транспорта (пункт 18.2 ПДД).

Уточнение: этот бонус доступен не во всех регионах России. В некоторых субъектах РФ въезд на полосу городского транспорта ограничен знаком 3.1 «Въезд запрещен» (в народе этот знак называют «кирпич»). В этом случае таксисты не смогут ехать по выделенному ряду. Знак 3.1 «Въезд запрещен»

Водителям такси не допускается делать остановки под знаком 3.27 («остановка/стоянка запрещена»). Исключение доступно только маршрутным видам транспорта.

Знак 3.27 «Остановка/стоянка запрещена»

В нанятых авто дети должны перевозиться в специальных удерживающих устройствах (автокреслах). Если в машине таковое не предусмотрено, то водитель должен отказаться от поездки.

Сколько должен ждать таксист клиента: время ожидания

Перевозки осуществляются на основании публичного договора найма. В этом соглашении должно быть установлено время ожидания водителем своего пассажира.

Клиент, который заказывает машину, автоматически соглашается с условиями, предусмотренными этим договором. Поэтому при вызове авто пассажир должен поинтересоваться, какое время отводится на посадку. Обычно это 10-15 минут после подачи автомобиля.

Важно: по истечении обозначенного времени ожидания водитель имеет право включить таксометр. Тогда опоздавший пассажир будет оплачивать не только саму поездку, но и «простой» машины.

Опознавательные знаки такси по закону

Чтобы служебные автомобили выделялись из общей массы других машин, используются специальные средства. К таким обычно относятся:

  • плафон на крыше;
  • «шашечки»;
  • цвет кузова.

Основание — статья 9, пункт 14, подпункт 1.

Разрешенные места для парковки такси

Оставлять машину на длительное время таксистам разрешается только в специально отведенных местах (стоянках, парковках).

Согласно ПДД и ФЗ № 69 (статья 3) автомобилям, перевозящим пассажиров, запрещается останавливаться:

  • около трамвайных путей;
  • вблизи железнодорожного полотна;
  • на эстакадах;
  • в тоннелях;
  • на пешеходных переходах;
  • на перекрестках;
  • под запрещающими знаками.

Нюанс: посадка или высадка клиента на автобусной остановке допускается. А вот парковка — нет.

Можно ли курить в такси по закону

Курить в салоне авто не имеет права ни водитель, ни клиент. Основание: статья 12 ФЗ № 15 «Об охране здоровья от последствий курения» от 23.02.13, где установлено, что курить в общественных местах запрещается. К таким относится и общественный транспорт, включая такси.

Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

Таксометры обязательны

В последней редакции закона особое внимание уделяется вопросу безопасности пассажиров, а также прозрачности системы начисления суммы платы за проезд — все авто должны быть оснащены таксометрами. Прибор включается в тот момент, когда клиент садится в машину, не раньше этого времени.

Таксометр позволяет рассчитать стоимость услуги в зависимости от расстояния и длительности поездки.

Иностранцев не будет

По новому законопроекту водителями такси смогут работать только россияне. Однако по этому вопросу у экспертов нет единого мнения: одни считают, что подобная инициатива оправдана, другие не соглашаются с этим утверждением, аргументируя его тем, что ДТП с участием мигрантов не такие и частые (на 5 аварий только 1 происходит по вине водителя-иностранца).

Какой будет окончательная версия закона, покажет время.

Деятельность диспетчеров

Одно из новшеств, предлагаемое к введению в закон, касается работы диспетчерских служб. Что планируется:

  • введение обязательной регистрации;
  • создание единого регионального реестра.

Особые требования будут касаться деятельности зарубежных перевозчиков: им придется открывать в России дочернее предприятие.

Обязанности диспетчеров — предоставление клиенту полной информации о планируемой поездке:

  • номер заказа;
  • марка авто, цвет кузова, номерной знак;
  • время подачи машины.

Информация о сделанных заказах будет храниться не менее полугода.

Важно: несоблюдение диспетчерскими службами этих требований приведет к санкциям в виде приостановления деятельности и штрафа.

Текст закона

Основной закон, регламентирующий деятельность перевозчиков — ФЗ № 69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Частные положения этого документа устанавливают порядок организации, регистрации и осуществления деятельности служб, предоставляющих гражданам услуги перевозчиков. Первоначальный вариант закона был принят в апреле 2011 года, но в 2012 и 2014 годах в него вносились правки.

В настоящее время продолжается работа по усовершенствованию этого документа.

В последней редакции закона сказано, что теперь для приобретения лицензии нужно предоставить минимальный пакет бумаг. То есть процесс оформления документа был максимально упрощен.

69 закон о такси: важнейшие комментарии

Этот закон полностью раскрывает деятельность служб такси. Поэтому он не нуждается в дополнительных разъяснениях.

Новая редакция закона позволит частным лицам заниматься извозом. Для этого им потребуется только заключить трудовое соглашение с предпринимателями.

То же самое касается и установки спецоборудования: сложностей с этим возникнуть не может, так как все приспособления — съемные. Никаких стандартных требований к ним не предъявляется.

При выявлении нарушений в работе

В некоторых случаях выданное разрешение может быть аннулировано. Речь идет о таких ситуациях:

  • при проверке будет выявлено, что водитель не имеет необходимого водительского стажа;
  • водитель оказался виновником серьезного ДТП, в результате которого погиб человек или им были получены тяжелые травмы;
  • таксист работал с заказами в другом регионе, где его лицензия не имеет юридической силы;
  • со стороны водителя наблюдается систематическое нарушение требований по оформлению авто, или по работе таксометра.

Важно: отозвать разрешение допускается только после вынесения судебного постановления.

Также к нарушителям могут быть применены и штрафы:

  • «забытое» дома разрешение обойдется в 5000 рублей. Основание — статья 12.3 , пункт 2.1 КоАП РФ;
  • чек, не выданный пассажиру после поездки, будет стоить 1000 рублей — статья 11.14.1 КоАП РФ;
  • работа на авто, не соответствующем установленным требованиям приведет к взысканию размером 3 тысячи рублей для водителя, и 50 тысяч рублей для организации, за которой будет числиться эта машина.

Статья 12.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (в ред. Федеральных законов от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 25.12.2012 N 252-ФЗ)»

Статья 11.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси»

Последние изменения ФЗ о такси

В действующую редакцию последние изменения вносились в 2014 году. Однако в настоящее время на рассмотрение законодательным органам предложены некоторые инициативы, призванные улучшить работу служб извоза. Что рекомендовано:

  • сделать разрешения бессрочными;
  • лицензии оформлять не на транспортное средство, а на частных предпринимателей и юридических лиц;
  • отработать механизм работы операторских служб.

Но пока эти изменения не приняты. Возможно, 2019-2020 год принесет перемены, которые сделают работу перевозчиков более комфортной как для компаний, предоставляющих такие услуги, так и для их сотрудников, клиентов.

Вячеслав Лысаков отметил, что сфера таксомоторных перевозок на протяжении последних 30 лет оставалась практически неурегулированной.

«Единственный закон, которым попытались навести порядок в этой сфере, это ФЗ №69, так называемый «Закон о такси», вступил в силу 1 сентября 2011 года. С тех пор прошло достаточно много времени, появились новые технологии, которые на рынок принесли агрегаторы. Эта сфера, конечно, требует серьезного дорегулирования для обеспечения безопасности перевозок, соблюдение прав пассажиров, создания условий для развития бизнеса. Не надо забывать, что это та сфера бизнеса, куда поступают частные инвестиции», — подчеркнул депутат.

Законопроектом впервые предусмотрен запрет агрегаторам, службам приема заказов такси, сетевым диспетчерским на передачу заказов лицам, не имеющим соответствующего разрешения.

В России появилось много иностранных агрегаторов, напомнил парламентарий, которым законом дается возможность работать на нашем рынке только при ряде условий: зарубежный агрегатор должен иметь юридическое представительство на территории Российской Федерации, должен стоять на налоговом учете, соответственно, платить налоги, ему запрещено рассчитываться с таксистами с помощью электронной карточки, как это сейчас происходит. «Непонятно куда уходят денежные потоки, и как они перемещаются», — отметил Вячеслав Лысаков.

«В случае, если агрегаторы будут нарушать положения закона, то в законе, который пойдет как бы прицепом к данному закону, это поправки в КоАП, будет предусмотрена ответственность — в случае повторного нарушения агрегатором положения закона, штраф в сумме до 500 000 рублей либо приостановка деятельности на срок до трех месяцев. Это серьезные меры, которые на сегодняшний день просто не существуют, и агрегаторы работают абсолютно без всякого государственного законодательного регулирования», — сказал депутат.

Инициативой предусмотрена серьезная ответственность для так называемых «бомбил», лиц, которые незаконно занимаются таксомоторными перевозками.

«Если сейчас штраф предусмотрен для этих лиц в размере 5000 рублей, — отметил Вячеслав Лысаков, — то в случае принятия закона этот штраф будет поднят до 30 000 рублей. А в случае повтора этого деяния (повтором считается совершение административного правонарушения в течение года после наложения последнего наказания) предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей и лишения права управления транспортным средством на срок до полугода решением суда».

«Мы думаем, что после принятия этого закона сфера таксомоторных перевозок будет оптимизирована. Это поможет и бизнесу, который занимается таксомоторными перевозками, в основном, это индивидуальные предприниматели, это поможет и пассажирам. Самое главное, что вот те IT-технологии, которые сейчас работают на этом рынке, будут иметь все‑таки достаточно четкое, ясное законодательное регулирование с тем, чтобы в конечном итоге выиграли все — и государство в плане обеспечения безопасности пассажира, в плане доступности и безопасности перевозок, и бизнес мог нормально развиваться, занимаясь таксомоторными перевозками», — заключил депутат.

Председатель Комитета по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом МТТП Богдан Коношенко оценил новый закон об агрегаторах такси. Документ направлен на урегулирование перевозок и предусматривает введение режима труда и отдыха водителя, а также оснащение машины системой ГРОНАСС. Кроме того, согласно внесенным поправкам, в такси будет запрещено работать лицам, не имеющим российского гражданства.

«Что касается гражданства, тут мы согласиться не можем. Дело в том, что если гражданин находится на территории России на законных основаниях и у него есть разрешение на работу, то запрещать ему по национальному признаку работать в отрасли такси неправильно. Другой вопрос в том, что необходимо поставить ему условие, чтобы он получил права российского образца. С этим мы абсолютно согласны, это нужно делать», — цитирует Коношенко RT.

А вот идею установки системы ГЛОНАСС эксперт оценил положительно. Однако отметил, что в нынешних условиях, когда в любой машине такси есть какой-либо гаджет, определяющий местоположение автомобиля, не совсем понятно, зачем нужно это нововведение.

Все остальные положения Коношенка одобрил и признал полезными.