Зебра для пешеходов

Зебра (пешеходный переход)

У этого термина существуют и другие значения, см. Зебра (значения). Трафарет разметки «зебра» Пешеходный переход «зебра» Пешеходный переход «зебра» Жёлтая зебра в городе Цуг (Швейцария)

Зе́бра — вид дорожной разметки, которая обозначает пешеходный переход. На нерегулируемом пешеходном переходе зебра предоставляет пешеходам преимущество (приоритет) при пересечении проезжей части по отношению к другим участникам движения.

Как правило, разметка имеет вид равномерных широких полос белого или жёлтого цвета, расположенных параллельно вдоль проезжей части. Сравнительно недавно в России появилась зебра с белыми и жёлтыми полосами без пустых промежутков между ними.

Своё название дорожная разметка получила из-за сходства с окрасом зебр — чёрным в белую полосу.

Виды разметки

Виды разметки на пешеходном переходе согласно Федеральной дорожной администрации СШАЗебра на регулируемом перекрёстке, Сан-Хосе (США)

В США применяется несколько видов дорожной разметки на пешеходном переходе.

История создания

Впервые «зебра» как средство безопасности на дороге появилась в Великобритании. С середины 1930-х пешеходные переходы в Соединённом Королевстве выделялись с помощью металлических шпилек на поверхности дороги и фонарями Белиша (англ. Belisha beacon). Они появились, когда в 1934 году британский министр транспорта лорд Хор-Белиша (англ. Leslie Hore-Belisha‎) распорядился поставить у дорог в местах пешеходных переходов полосатые столбы с оранжевыми фонарями наверху, и они были названы по фамилии министра.

В 1946 году, после Второй мировой войны, в Langley Hall, что западнее Лондона в Слау, было образовано подразделение дорожной безопасности Исследовательской лабораторией по дорожным проблемам (англ. Road Research Laboratory). Подразделение изучало данные происшествий, транспортные потоки, обустройство перекрёстков, уличное освещение, безопасность транспортных средств (изначально освещения и торможения) и пешеходных переходов. Были смоделированы переходы с различной разметкой. В итоге исследователи пришли к выводу, что чередующиеся чёрные и белые полосы шириной 2 фута (0,6 м), нанесённые параллельно бордюру, были наиболее заметны. В октябре 1951 года правила требовали, чтобы все неконтролируемые пешеходные переходы имели маркировки типа «зебра».

Нововведение быстро распространилось по всему миру. В сентябре 1953 года «зебра» появилась в Германии. С середины 1960-х «зебра» появилась в СССР, когда в стране было введено сразу несколько новых графических символов дорожной разметки на асфальте.

Способы нанесения и предъявляемые требования

Зебра может наноситься холодным или горячий способом. К холодному относятся краски и пластики. По своим характеристикам в контексте требуемых условий краска, даже самая лучшая, уступает пластику. Более качественной получается разметка термоматериалами (горячий способ) — нагревающийся перед нанесением до определённых температур пластик обеспечивает значительно лучшие требуемые свойства (стойкость, долговечность, устойчивость к температурным перепадам, хорошая видимость при различных условиях). В случае наненсения зебры краской в её состав могут добавляться специальные присадки, хорошо отражающие свет.

Места непосредственно перед зеброй (а также перед подземными и надземными пешеходными переходами) могут быть оборудованы так называемыми «шершавыми полосами» (или «тактильными указателями») — участками в виде плиток с повторяющимися на них выпуклыми и неровными деталями, призванные быть ориентиром для слепых и слабовидящих пешеходов.

Общественные акции

Время от времени в различных странах проводятся различные акции, по научению детей и взрослых безопасному переходу проезжей части по зебре.

В англоязычных странах широко распространена практика охраны не регулируемых пешеходных переходов в течение школьных часов. Специальные сотрудники муниципальных служб или добровольцы надевают жёлтые светоотражающие жилеты и с помощью специальных жезлов останавливают движение автотранспорта. Официально такие временные регулировщики называются crossing guard, хранители переходов. В разных странах могут широко употребляться другие названия: lollipop man/lady, school patrol и другие. Подробнее смотрите в Хранители Перехода или Crossing Guard

«Безопасная Зебра»

3 сентября 2010 года в Москве состоялась акция Госавтоинспекции МВД России, посвященная началу нового учебного года и детской безопасности на дорогах. В акции участвовали раскрашенные «под зебру» лошади, которые в сопровождении инструктора ходили по пешеходным переходам, привлекая внимание водителей штендером «Внимание, дети идут в школу!», установленном на сёдлах. В это же время раскрашенные «под зебр» пони катали детей на тротуарах.

Примечания

  • Виды разметки «зебра» в США (англ.)
  • Легендарной «зебре» исполняется 65 лет (рус.)

Перекрёсток своими руками для младших школьников. Мастер-класс с пошаговыми фото

Моделирование «Перекрёсток». Мастер-класс Прудникова Ольга Ефимовна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ГЦД(Ю)ТТ города Кемерово»
Описание: данный мастер-класс предназначен для детей младшего школьного возраста, старших дошкольников, воспитателей, учителей начальных классов, родителей.
Назначение: пособие, макет для изучения Правил дорожного движенияМоделирование «Перекрёсток» для младших школьников. Мастер-класс Цель: Пропаганда Правил дорожного движения
Задачи:
• познакомить с понятием «перекрёсток»;
• закрепить представление об элементах дороги, дорожной разметке, светофоре, пешеходном переходе;
• упражнять детей в моделировании перекрёстка, в ориентировании на листе бумаги;
• дать детям понятие и определение дорожной разметки («зебра», стоп-линия, сплошная линия, прерывистая линия).
• формировать навыки безопасного поведения в улично-дорожной сети;
• развивать глазомер, мелкую моторику, память, логическое мышление, интерес, сообразительность, наблюдательность, творческие способности;
• воспитывать аккуратность, дисциплинированность, культуру поведения на дороге.
Актуальность.
Актуальность и практическая значимость обучения и воспитания и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма подчёркивается высокими статистическими показателями. Моделирование макета своими руками, решение дорожных ситуаций на практике, способствует усвоению понятий, терминов, формированию навыков безопасного поведения на дороге.
Дорожный словарь.
дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
пешеход – лицо, находящиеся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу;
пешеходный переход – участок проезжей части, обозначенный знаками «Пешеходный переход», и (или) разметкой «зебра» и выделенный для движения пешеходов через дорогу;
проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств;
разделительная полоса – элемент дороги, выделенный конструктивно, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенные для движения и остановки транспортных средств;
тротуар — элемент дороги, расположенный выше уровня ее проезжей части, отделен от нее бордюром, имеет дорожное покрытие и предназначен для движения пешеходов;
бордюр – барьер из камней, отделяющий проезжую часть от тротуаров;
«зебра» — линии дорожной разметка и обозначает пешеходный переход;
стоп-линия – линия разметки указывает место, где водитель должен остановиться и пропустить пешеходов;
сплошная линия – обозначает край проезжей части; разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах;
прерывистая линия – линия разметки (короткие штрихи) и обозначает полосы движения в пределах перекрестка;
светофор – электрическое устройство для регулирования движения транспортных средств и пешеходов;
перекрёсток – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне.
регулируемый перекрёсток – перекрёсток, который регулируется светофорами или регулировщиком.
Перекрёсток, перекрёсток,
Как тебя мне перейти?
Автобусы, машины,
Трамваи на пути.
Едут вправо, едут влево,
Разбегаются глаза
Перейти дорогу надо:
В школу мне идти пора!
Данный макет можно выполнить в 3 этапа.
1 этап
Материалы, необходимые для работы:
— 2 листа белой бумаги А3;
— самоклеющаяся плёнка (очень удобная в работе), или бумага (белая, коричневая, с любым оттенком), зелёная;
— ножницы,
— линейка;
— простой карандаш, фломастер
Пошаговый процесс выполнения работы:
На листе бумаги А3 обозначаем элементы дороги: тротуар, проезжую часть
Вот на этом самом месте
Перекрёсток, словно крестик
Вырезаем трафареты.
Берём чёрную бумагу, вырезаем по трафарету, такого же размера «крестик» и приклеиваем. Это проезжая часть.
Вырезаем прямоугольники коричневого цвета и приклеиваем. Это тротуар.
Из коричневой бумаги другого оттенка нарезаем тонкие полоски. Это бордюр. Приклеиваем, отделяем тротуар от проезжей части.
Отступив от прямых углов 4 см в сторону, приклеиваем короткие зелёные полоски бумаги шириной 2 см, это разделительная полоса (в данном случае газон) разделяет противоположные направления движения транспорта (в одну сторону и в другую).
Это дорога и её элементы (проезжая часть, тротуар, бордюр, разделительная полоса)
Наносим на проезжую часть дорожную разметку.
Нарезаем полоски белой бумаги размером :
5 х 1 см (3) – стоп-линия;
14 х 0,5 см(2) – сплошная линия;
0,5 х 1 см (12)- прерывистая линия
Берём самые широкие и одинаковые полоски, выкладываем дорожную разметку «зебра» и приклеиваем.
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведёт –
Пешеходный переход!
Приклеиваем с правой стороны ближе к тротуару полоску 5х1см Она называется «стоп-линия» и указывает водителю, чтобы перед перекрёстком он остановился и пропустил пешеходов. На нашем макете их будет 3.
Стоп, машина!
Стоп, мотор!
Тормози скорей, шофёр!
Дальше ты не мчись,
Перед стоп-линией остановись!
Самые длинные и узкие полоски приклеиваем посередине проезжей части дороги. Это сплошная линия (двойная сплошная). Она обозначает край проезжей части. За эту линию нельзя заезжать. Сплошная линия разделяет противоположные потоки движения. Транспорт едет в одну сторону и в другую.
Налево, друг мой, посмотри,
До сплошной линии дойди,
Потом направо посмотри
И дальше ты переходи!
Приклеиваем самые узкие и короткие полоски.
Прерывистая линия (с короткими штрихами и равными промежутками) — обозначает полосы движения в пределах перекрёстка. Полос движения может быть одна, две и более. Транспорт едет каждый по своей полосе движения.
Получился крестообразный перекрёсток.
2 этап работы.
Светофор регулирует дорожное движение. Чтобы перекрёсток был регулируемый, а движение на перекрёстке было безопасным, для водителей и пешеходов, нужно установить светофоры.
Материалы, необходимые для работы:
— коктейльные трубочки или трубочки из коробочек детского сока;
— крышки от пластмассовых бутылок (шилом делаем отверстия с диаметром трубок);
— кусочки яркой разноцветной самоклеющейся бумаги (красной, жёлтой, зелёной), серого или чёрного цвета.
Нарезаем прямоугольники разного размера из тёмной бумаги.
Для транспортных светофоров размером 3 х 2 см, пешеходных – 2 х1,5 см
Вырезаем небольшие разноцветные кружочки, диаметр 1см.
На прямоугольниках располагаем кружки по-разному. На одних зелёные будут внизу, на других красные вверху. На прямоугольниках больших в середине — жёлтый кружок.
Нарезаем трубочки по 8 см. Приклеиваем к трубочке наверху с двух сторон прямоугольники с одинаковыми сигналами (красными). Перпендикулярно к ним, внизу, приклеиваем прямоугольники с сигналами пешеходного светофора, также с двух сторон (зелёные).
Трубочки вставляем в отверстия крышек. Вот такие получились светофоры.
Светофоры устанавливаем на перекрёстке так, чтобы в одну сторону движение транспорта и пешеходов было разрешено, в другую запрещено.
Регулируемый перекрёсток.
К перекрёстку мы подходим,
Со светофора глаз не сводим.
Он команды отдаёт
Кому стоять — а кому идти вперёд.
3 этап работы
Пешеходный переход обозначается дорожной разметкой «зебра» и дорожным знаком «Пешеходный переход».
Материалы, необходимые для работы:
— крышки,
— коктейльные трубочки,
— готовые напечатанные дорожные знаки «Пешеходный переход», где человечки шагают в разные стороны, размером 3х3 см,
Аналогично делаем стойки для дорожных знаков. Вырезаем дорожные знаки и приклеиваем к стойкам (трубочкам) так, чтобы с одной и с другой стороны человечки шагали в одну сторону. Они показывают направление движения пешеходов.
Устанавливаем дорожные знаки на перекрёстке, перед «зеброй»
Этот знак совсем несложный,
Но зато такой надёжный.
На ту сторону ведёт
«Пешеходный переход»!
Можно расставить фигурки пешеходов и транспортные игрушки, разыграть дорожные ситуации.
— сигнал светофора запрещает движение пешеходов (красный);
— зелёный разрешает движение транспорту;
— движение пешеходов и транспорта через перекрёсток.
Где для машин зелёный свет,
Там пешеходам хода нет.
Автомобили выезжают из гаражей.
Пешеходы двигаются по тротуарам.
Движение автомобилей и пешеходов через перекрёсток,
в соответствии с сигналами светофоров.
Светофор сменил сигнал
И теперь подумай сам.
Кому зелёный свет горит,
Тому значит — путь открыт.
Пешеход, пешеход,
Помни, ты про переход!

Рекомендуем посмотреть:

Тексты с ответами для бесед по ПДД в 1 классе Дидактическое пособие по ПДД для детского сада своими руками Макет светофора из бумаги своими руками для детей с пошаговыми фото Поделка из спичечных коробочек «Перекрёсток» своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото

9-я статья из 11 в серии Основы безопасного вождения автомобиля

Согласно определению (пункт 1.2 ПДД), пешеходный переход — это участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1 и 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2, и выделенный для движения пешеходов через дорогу. С 29 ноября 2014 года под определение «Пешеходный переход» попадает еще обозначенный этими знаками участок трамвайных путей.

Рассмотрим сначала, в каких местах Правила разрешают движение пешеходам через проезжую часть. Ответ на этот вопрос дает п.4.3 ПДД:

«Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны».

Таким образом, пешеходный переход может быть расположен как на перекрестке, так и в любом другом обозначенном на дороге месте, где это необходимо, и сам переход может регулироваться светофором, а может быть обозначен только знаками, т.е. являться нерегулируемым. На пешеходных переходах, расположенных на регулируемых перекрестках, может быть нанесена только разметка (зебра), а знаки 5.19.1 и 5.19.2 могут отсутствовать.

Более того, если на перекрестке вообще нет ни одного атрибута пешеходного перехода (нет ни знаков, ни разметки, ни пешеходных светофоров), то пешеходам разрешается пересекать проезжую часть по линии тротуаров или обочин, соблюдая меры безопасности.

В случае, если рядом нет ни обозначенного перехода, ни перекрестка, а дорога не имеет разделительной полосы и ограждений, этот же пункт 4.3 разрешает пешеходам переходить ее под прямым углом к краю проезжей части, т.е. по самому короткому пути, но в таких местах, где дорога хорошо видна в обе стороны и пешеходам, и водителям.

Этот абзац специально выделен другим цветом, чтобы привлечь внимание читателя. Пешеходы не всегда осознают, где и как можно переходить дорогу. Среди них есть такие, кто вообще ни разу не открывал Правила дорожного движения. Они понятия не имеют, что для полной остановки в разных погодных условиях автомобилю требуется разное время. Поэтому, этот пункт написан больше для водителей, нежели для пешеходов, чтобы дать понять, что пешеход может появиться на дороге в любом месте!

Прежде чем приступить к проезду пешеходных переходов, кратко коснемся того, какие маневры запрещено делать водителям на пешеходных переходах.

На пешеходных переходах запрещается:

  • обгон (с 29 ноября 2014г. обгон запрещен вне зависимости от наличия пешеходов на переходе) – п.11.4;
  • остановка и стоянка на самом пешеходном переходе и ближе 5м перед ним – п.12.4 и 12.5;
  • разворот – п.8.11;
  • движение задним ходом – п.8.12;

Теперь рассмотрим, как Правила предписывают проезжать пешеходные переходы водителям. Начнем с наземных переходов на перекрестках.

Правила проезда пешеходных переходов на перекрестке

«При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает» — пункт 13.1 ПДД.

Это правило относится к любым (регулируемым и нерегулируемым) перекресткам, в том числе и к круговым, когда осуществляется выезд с кругового перекрестка. Ранее, в статье Проезд перекрестков. Въезд и выезд – общие правила, это правило обсуждалось.

Проезд регулируемого пешеходного перехода на перекрестке

Когда перекресток регулируется светофором, то чаще всего зеленый сигнал одного направления разрешает движение одновременно и водителям и пешеходам. Пешеходам при работающем светофоре все предельно ясно: красный сигнал – стой, зеленый сигнал – иди. Если автомобиль на данном перекрестке поворачивает (направо или налево) — их траектории движения пересекутся, и в этом случае водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть.

Для тех, кто продолжает движение через перекресток в прямом направлении: при включении разрешающего сигнала светофора, водители обязаны дать пешеходам возможность закончить переход проезжей части (пункт 13.8).

Рекомендация пешеходам: когда для вас включился разрешающий сигнал для перехода, не нужно сломя голову бросаться на проезжую часть, вынуждая водителей, которые заканчивают проезд перекрестка, останавливаться на пешеходном переходе. Дайте ему проехать. Это очень частое явление, особенно в часы пик.

Иногда машины буквально протискиваются через идущую толпу – это уже грубое нарушение водителей. Данное нарушение может быть кем-то (чем-то) зафиксировано. В подобной ситуации, если не успел выехать с перекрестка, а пешеходы уже пошли через переход, целесообразно остановить автомобиль непосредственно перед пешеходным переходом и пропустить идущих.

Проезд нерегулируемого пешеходного перехода на перекрестке

На нерегулируемом перекрестке пешеходный переход носит статус нерегулируемого, и водитель обязан уступать дорогу пешеходам не только, когда он поворачивает направо или налево, но и когда движется через перекресток в прямом направлении, независимо от того, по какой дороге он приближается к перекрестку: по главной или второстепенной. Если перед пешеходным переходом (перед зеброй) уже остановился какой-то автомобиль, то целесообразно сбавить ход, и остановиться рядом, т.е. не спешить проехать через переход — вполне возможно, он пропускает пешехода (пешеходов).

О том, как проезжать пешеходные переходы, расположенные вне перекрестков, можно прочесть в следующей части данной темы.Проезд пешеходных переходов особых трудностей не представляет, но нужно помнить, что в случае ДТП автомобиль-пешеход человек страдает намного сильнее, чем железо.

Еще предлагаю ознакомиться с содержанием статьи Уступить дорогу пешеходу. В ней даются ответы на вопросы в каких местах на дороге Правила разрешают переход, а также в каких случаях водитель обязан уступить дорогу пешеходу. В статье Пешеходный переход и требование уступить дорогу пешеходу дается разъяснение что значит уступить пешеходу.

Навигация по серии статей << Движение в темное время сутокПешеходные переходы вне перекрестков >>