100 октановый бензин

Содержание

Andrey-249 ›
Блог ›
Октановое число бензина: все, что должен знать автолюбитель!

Многим автолюбителям было бы интересно узнать об октановом числе бензина. Каждый день они заправляют свой автомобиль каким-то определенным бензином, даже не задумываясь, что означает та или иная цифра (92,95 или 80). В данной статье приведем основную информацию, которую должен знать любой уважающий себя владелец транспортного средства.

Октановое число. Что это?

Данное определение характеризует меру химической стойкости топлива к возгоранию. То есть чем выше октановое число, тем устойчивее топливо к самопроизвольному зажиганию. Это очень важно. В процессе движения поршня (в крайне верхнем положении) топливно-воздушная смесь может находиться под большим давлением. Если октановое число низкое, то бензин воспламеняется (без участия искры). Данное явление крайне негативно сказывается на двигателе.
Наверное, каждый владелец отечественных авто знает на себе, что такое детонация. Так вот данное явление происходит как раз по причине плохого качества бензина. В процессе работы двигателя могут появляться лишние шумы, которые очень надоедают автолюбителям. Происходит это из-за столкновения волн высокого давления, образующихся в процессе неправильной работы мотора.

Чем опасна детонация?

Для двигателя наличие детонации – это крайне опасный момент. Неконтролируемое возгорание может привести к расплавлению поршневых отверстий. В большинстве случаев могут даже погнуться шатуны. В конечном итоге мотор потребует капитального ремонта. К счастью, на современных авто подобная поломка исключена, ведь управление осуществляется с помощью компьютерных блоков. Здесь в действие вступают специальные датчики, которые отслеживают появление детонаций. Как только подобные проявления обнаруживаются, специальный модуль возвращает контроль над топливной смесью. В зависимости от ситуации, может быть снижен уровень наддува или оттянуто время воспламенения свечи. То есть компьютерный блок самостоятельно производит защиту двигателя.

Зависимость степени сжатия от октанового числа

Чем выше степень сжатия поршней в двигателе, тем выше его мощность при минимально объеме бензиновой смеси. В современных машинах степень сжатия может составлять 10:1, но в некоторых случаях она может быть выше. Вопреки стереотипу многих автолюбителей двигатель с наддувом имеет, наоборот, меньшую степень сжатия. Производители машин обязательно должны учитывать степень сжатия и контролировать данный параметр. Максимальная величина сжатия в спортивных машинах, поэтому там обязательно должно использоваться высокооктановое топливо.

Важно помнить, что внутрицилиндровое давление нуждается в качественном топливе с высоким октановым числом. Только в этом случае можно будет гарантировать отсутствие самовоспламенения. Конечно, ошибка не исключена и в бак может попасть совершенно не тот вид топлива.

Что произойдет, если в баке оказался бензин с низким октановым числом?

Допустим, у человека новая иномарка, в которую он залил вместо бензина с 95-м или 98-м октановым числом, топливо с классом 80. Первым признаком будет появление нехарактерных для двигателя шумов. Следовательно, до ближайшей заправки необходимо ехать очень аккуратно, не форсируя число оборотов. Вполне естественно, что в двигателе снизится производительность, возрастет «прожорливость» транспортного средства. Существенно снизится прочность выхлопного катализатора из-за попадания в него тепла. Таким образом, нужно заливать в бак только рекомендованное производителем топливо.

Можно ли самостоятельно высчитать октановое число?

Существует два популярных способа, которые позволяют произвести точный расчет октанового числа – моторный и исследовательский. Любой из этих методов должен реализовываться в специальных условиях. Для начала производится подбор качественных смесей эталонных углеводородов с числом 100, а также нормального n-гептана с числом 0. Далее определение октанового числа осуществляется на специальной установке.

В моторном способе производится имитация высокой нагрузки мотора. При этом смесь хорошо прогревается до температуры 150 градусов Цельсия. Во время эксперимента частота вращения мотора должна находиться на уровне 900 оборотов в минуту. При исследовательском методе смесь не будет нагреваться, а частота вращения будет находиться на уровне 600 оборотов в минуту. Сразу стоит отметить, что в случае с исследовательским методом октановое число получится на несколько единиц выше (чаще всего на 7-10).

Существует старый ГОСТ, согласно которого измерение октанового числа 76 и 72 бензина производится при помощи моторного способа. Что касается высокооктанового топлива (от 93 до 98), то оно тестируется исключительно исследовательским методом.
Есть еще один способ определения октанового числа, который доступен каждому рядовому – применение специального прибора. Но здесь на высокую точность измерения рассчитывать не приходится – погрешность однозначно будет.

Можно ли поднять октановое число бензина?

Чаще всего для повышения октанового числа бензина в него добавляются различные парафиновые и ароматические углеводороды. При этом очень важно, чтобы данные элементы имели разветвленные структуры. Чем сильнее запах бензина, тем выше его октановое число. Именно поэтому в открытой емкости хранить бензин не рекомендуется – это может привести к снижению данного параметра. Еще один метод – применение специальных присадок, многие из которых, кстати, запрещены из-за повышенного вреда природе. Кстати, буква «И» в аббревиатуре «Аи» означает, что измерение октанового числа производилось исследовательским методом.

Большинство автовладельцев смутно представляют, что такое октановое число. Как правило, их знания ограничиваются пониманием того, что чем выше этот показатель, тем качественнее бензин. Увы, но такая трактовка далека от истины. А поскольку начинающих водителей обучают очень многим вещам, но ОЧ в учебный курс не включается, толика информации на эту тему никому не помешает.

Назначение октанового числа бензина и способы его изменения.

Что означает октановое число

Под этим непонятным термином понимают степень устойчивости топлива в жидком виде к детонации. Другими словами, каков порог воспламенения бензина под воздействием давления, то есть при сжатии. В качестве эталона берётся смесь двух углеводородов: изооктана и н-гептана. Однако методы определения ОЧ могут различаться, поэтому существует классификация этого показателя в зависимости от способа определения:

  • ОЧИ – исследовательское ОЧ;
  • ОЧМ – моторное ОЧ.

Поскольку инструментальные механизмы этих методов не совпадают, существует разница между значениями ОЧИ и ОЧМ, которая называется чувствительностью жидкого горючего. Оба метода являются лабораторными. А если речь идёт о реальном показателе, получаемом на рабочем силовом агрегате, говорят о фактическом октановом числе. Оно определяется с помощью специального стенда на работающем двигателе. Но самым приближённым к действительности показателем считается дорожное ОЧ, которое измеряется на движущемся транспортном средстве.

Изооктан – вещество, которое относится к практически невоспламенимым под действием силы сжатия, поэтому смесь, состоящая только из него, обладает максимально возможным ОЧ, равным 100. Наоборот, смесь, состоящая только из н-гептана, обладает нулевым октановым числом. При этом сгорание н-гептана в результате воздействия даже минимального давления сопровождается характерными стуками в ЦПГ, которые называются детонационными. Именно они и возникают, если использовать горючее с неподходящим для данного силового агрегата октановым числом. Металлический звон формируется в результате распространения звуковых волн, появляющихся в результате слишком быстрого сгорания ТВС. Многократно отражаясь от поверхности поршней/цилиндров, они становятся хорошо слышимыми и распознаваемыми опытными водителями. Таким образом, октановое число показывает, насколько быстро происходит процесс сгорания горючего в цилиндрах двигателя.

Влияние ОЧ на характеристики силового агрегата

Зависимость между скоростью сгорания бензина и ОС имеет линейный вид. Чем ниже октановое число, тем меньше времени требуется для воспламенения ТВС, что напрямую влияет на расход горючего – если оно сгорает быстрее, чем положено, то и поступает в камеру сгорания оно с увеличенной на соответствующее значение скоростью. Но это не значит, что, просто увеличивая ОЧ, мы можем экономить: если сгорание происходит медленнее, чем следует, это тоже плохо, поскольку КПД мотора уменьшается, что приводит к потере приёмистости двигателя и ухудшению динамических характеристик. Заливая в двигатель, работающий на 95-м бензине, горючее с ОЧ, равным 92, вы получите увеличение расхода. Если ситуация будет противоположной (вместо рабочего 92-го заливаем 95-й), расход останется прежним, а мощность мотора снизится. Так что использовать неподходящий бензин можно, но нежелательно. Делать это рекомендуется только при форс-мажорных обстоятельствах, но никак не на регулярной основе.

Как определить октановое число бензина

ОЧМ, согласно ГОСТу 511/82, измеряют с применением специальной установки УИТ65М, состоящей из следующих компонентов:

  • прибора, измеряющего детонацию;
  • одноцилиндрового мотора, характеризующегося динамической степенью сжатия и оснащённого датчиком степени детонации;
  • приборов, предназначенных для регулирования вероятности возникновения детонационных процессов.

Сам алгоритм измерений заключается в следующем:

  • в двигатель заливают испытываемое топливо и, манипулируя степенью сжатия, добиваются появления детонационных явлений конкретной величины;
  • составляют эталонную смесь, характеризующуюся такой же величиной детонации, и по соотношению н-гептана к изооктану определяют ОЧ исходного топлива.

ГОСТом 8226/82 описывается процедура измерения ОЧ исследовательским методом. В этом случае режим работы мотора характеризуется меньшими нагрузками, в результате чего ОЧИ всегда получается по номиналу несколько большим ОЧМ. Если возникает необходимость самостоятельного измерения октанового числа, это можно сделать с помощью приборов, имеющихся в свободной продаже. В качестве примера можно привести октанометр, в котором используется метод измерений, основанный на диэлетрической проницаемости жидкого топлива (эта величина изменяется пропорционально октановому числу).

Особенность метода заключается в составлении калибровочной шкалы, позволяющей определить ОЧ с приемлемой точностью. Для построения такой шкалы потребуется некоторое количество н-гептана и бензина с точно установленным октановым числом. Аналогичная процедура может быть использована и для определения цетанового числа для дизтоплива. Возможность применения данного метода основана на том факте, что в настоящее время бензин изготовляется без использования метода прямой перегонки, а посредством технологии кампаудинга, или смешивания компонентов. Однако определение октанового числа бензина этим методом имеет и недостатки:

  • для выполнения исследований необходимо иметь уже идентифицированное топливо;
  • влияние внешних факторов может сильно исказить результаты измерений;
  • метод неприемлем для измерений бензинов разных видов и произведенных разными способами;
  • каждый прибор должен калиброваться с использованием эталонных устройств;
  • измерения должны проводиться при тщательном соблюдении температурного режима, приведённого в спецификации устройства.

Все приборы, измеряющие ОЧ, используют аналогичный принцип измерений, и потому их достоинства и недостатки в целом идентичны. Отметим, что октановое число может быть больше 100 за счет включения в бензин определённых добавок, однако ни один из таких приборов не в состоянии работать с такими жидкостями.

Одним из самых доступных октанометров является отечественная разработка ОКТИС, которую можно приобрести ориентировочно за 3500 рублей. Более точен и надёжен немецкий прибор Digatron, однако и стоит он в несколько раз выше, порядка 600 евро. Тем не менее, именно он считается самым востребованным на российском рынке. Для его работы необходимо эталонное топливо, которое сравнивается с исследуемым, и на основании этого делаются выводы об октановом числе последнего. Недостаток данного октанометра, как и других аналогов, заключается в том, что для каждого измеряемого бензина от разных производителей потребуется соответствующий эталонный образец, поскольку в этом случае калибровочная зависимость между ОЧ и диэлектрической проницаемостью будет различаться. Кроме того, каждое измерение должно сопровождаться выполнением калибровочных процедур, что также влияет на точность измерений и надёжность полученных результатов.

Достаточно дорогим, но эффективным прибором российского производства является октанометр ОКТАН-ИМ (45-50 тысяч рублей). Среди его особенностей – наличие встроенной памяти, позволяющей хранить до 10 калибровок. Точность устройства не вызывает нареканий.

Прибор ПЭ-7300 М входит в эту же ценовую категорию, а его «фишкой» является фирменное программное обеспечение, позволяющее сопрягаться с компьютером/ноутбуком. Октанометр умеет учитывать температурный фактор, что увеличивает точность измерений (диэлектрическая проницаемость имеет слабо выраженную зависимость от температуры окружающей среды).

Примерно аналогичный функционал заложен в прибор SHATOX SX-100M стоимостью около 1800 долларов. Он оснащён температурным датчиком и потому измеряет данный показатель более точно, чем ПЭ-7300, который делает это чисто программным способом. Независимо от того, измеряете ли вы октановое число 92 или 95 бензина, при наличии эталонного образца топлива результаты должны совпадать с требуемой точностью, но в пределах одной партии бензина. Другие поставки, даже от того же производителя, могут потребовать дополнительной калибровки прибора.

Степень сжатия и ОЧ

Все возможные разновидности бензинов характеризуются вполне конкретным показателем степени сжатия, который регламентируется ГОСТом. Ознакомиться с соответствием октанового числа степени сжатия можно из следующей таблицы:

Название бензина ОЧ ГОСТ Степень сжатия
ОЧИ ОЧМ
А72 72 208477 7.00
А76 76 208477 7.50
АИ80 80 76 5110597 8.00
АИ91 91 82.5 ФС 5110597 9.00
АИ92 92 83 ТУ 38001168/97 9.20
АИ93 93 85 208477 9.30
АИ95 95 85 ФС 5110597 9.50
АИ96 96 85 ТУ 38001168/97 9.60
АИ98 98 87 ФС 5110597 10.00

Методы понижения ОЧ

В настоящее время в сети отечественных АЗС бензин марок 76/80 уже не встретишь. Однако техника, рассчитанная именно на эти сорта бензина, всё еще имеется и, как мы отмечали выше, работать на бензине с более высоким октановым числом она не может. Так что потребность в низкооктановых бензинах сохраняется на достаточно стабильном, хоть и относительно невысоком уровне. Выход из сложившейся ситуации имеется – искусственное уменьшение октанового числа бензина до требуемых показателей. В домашних условиях сделать это тоже можно, но достаточно приблизительно. Если у вас, к примеру, имеется мотоблок, выпущенный более 10 лет назад, вам потребуется понизить октановое число с 95 на 80.

Самый простой способ – просто открыть ёмкость с бензином. При взаимодействии с воздухом ежедневно ОЧ будет снижаться примерно на 0.5 единиц, так что процедура займёт около месяца. Очевидные минусы способа – длительность. Вторым, более употребительным методом, можно назвать разбавление бензина керосином. И хотя именно он считается самым распространённым в отношении автомобилей, работающих на низкооктановых бензинах, его основной недостаток заключается в сложности подбора требуемой пропорции, то есть точность метода весьма низка. Впрочем, то же можно сказать и о первом методе, так что в любом случае потребуется измерение ОЧ с использованием октанометра.

Как повысить октановое число бензина

Встречаются и противоположные ситуации, когда на заправке в наличии имеется только 92-й бензин, а требуется 95/98. В этом случае можно попытаться самостоятельно поднять октановое число бензина, для чего в горючее добавляют специальное вещество, обобщённо именуемое антидетонатором. Рассмотрим все основные добавки, используемые в качестве антидетонатора. Обычный этиловый (метиловый) спирт вполне может поднять ОЧ на необходимую величину. Добавив на 10 литров 92 бензина литр спирта, можно получить топливо с ОЧ, равным 95. Такая смесь, кстати, будет характеризоваться менее токсичным составом выхлопа, однако данный способ имеет и минусы. Одним из них считается увеличение давления паров ТВС, что приводит к увеличению вероятности образования пробок в топливной магистрали системы питания автомобиля. Второй недостаток спиртовой смеси – увеличение гигроскопичности, что исключает возможность хранения топлива сколь-нибудь долго в открытом виде из-за возможности накопления в бензине критической массы воды.

Тетраэтилсвинец обладает физическими характеристиками, делающими его одним из наиболее эффективных антидетонаторов. Это и высокая вязкость, и очень большая температура закипания (порядка двух тысяч градусов). Впервые был использован в качестве присадки, повышающей ОЧ, почти столетие назад – в 1921 году. Позволяет увеличить ОЧ на 15-17 единиц. Именно это вещество чаще всего используется для увеличения октанового числа бензина своими руками. К сожалению, и у тетраэтилсвинца есть недостатки, ограничивающие его применение. Это – образование окисла свинца при сгорании разбавленного горючего. Это вещество образует осадок, оседающий на внутренних поверхностях поршней, клапанов и других узлов ЦПГ.

Чтобы минимизировать образование такого нагара, в тетраэтилсвинец добавляют специальные вещества (дирометан, бромэтил, дибромпропан), которые связывают продукты сгорания свинца, способствуя их выводу наружу через выпускной тракт.

Немезида — 600HP 600NM ›
Бортжурнал ›
ГОНОЧНОЕ ТОПЛИВО! ну или — ВСЕ О СПИРТЕ или почему ЛОШАДИ не БУХАЮТ!

1. Высокооктановым считается бензин, октановое число, которого превышает 98 (исследовательский метод). При этом, гоночное топливо делится на неэтилированное (без добавления свинца) и этилированное (с добавлением свинца). Обычно октановое число, у неэтилированного бензина не превышает 110 единиц, а у этилированного может достигать и 140 единиц!
2.Что такое исследовательский метод определения октанового числа и моторный метод?

Исследовательский метод характеризует поведение бензина при малых и средних нагрузках (определяется на одноцилиндровой установке с различной степенью сжатия, частота вращения 600 об/мин, температура всасываемой смеси 52С, угол опережения зажигания 13 градусов).

Моторный метод характеризует поведение бензина при больших нагрузках (определяется на одноцилиндровой установке с различной степенью сжатия, частота вращения 900 об/мин, температура всасываемой смеси 149С, переменный угол опережения зажигания).
3.Чем отличается гоночное топливо от колоночного?

В условиях соревнований к топливу применяются очень жесткие требования. При этом, в его производстве требуются дорогие компоненты. Например, смазывающие компоненты такого бензина дают возможность «крутить» мотор до 20 000 оборотов. Естественно, у «обычных» автомобилей нет необходимости работать в таких режимах, поэтому на АЗС бензин с такими свойствами не продается. К тому же, двигатель спортивной машины настроен на строго определенные характеристики топлива, поэтому предъявляются особые требования к стабильности спортивного бензина. На АЗС таких жестких требований нет (этим, отчасти, объясняется разница в цене на различных заправках).
4.Какой эффект от использования гоночного топлива?

Гораздо более устойчивая и стабильная работа двигателя — это раз. Значительный рост приемистости, педаль газа более чувствительная — два. Прирост мощности — три. Отчистка топливной системы — четыре. На соревнованиях без специального топлива не обойтись.
5.Как лучше заправлять гоночное топливо?

Конечно, для достижения лучших результатов лучше лить в пустой бак, но вообще, спортивное топливо хорошо смешивается с другими бензинами (даже если другое октановое число). Плюс, нужно учитывать, что на настройку блока управления может потребоваться до 20 литров спортивного топлива.
6.Как автомобиль настраивается на спортивный бензин?

Современный блок управления двигателем может автоматически корректировать зажигание, чтобы избежать детонации (при переходе на низкооктановый бензин). При переходе с, например, 92 на 100 процессор также перестроит работу двигателя. Мощность двигателя возрастет примерно 10%. Кроме того, реально увеличить скорость примерно на 30 км/ч (при переходе с колоночного бензина на специальное спортивное топливо). Стандартный блок управления двигателем, позволяет применять бензин с октановым числом до 100. Чаще всего, доработка двигателя и процессора требуются для использования спортивного бензина с октановым числом выше 102.
7.Что происходит при изменении угла опережения зажигания?

Для увеличения мощности мотора нужно откорректировать систему зажигания. Меняя угол опережения зажигания (при применении бензина с АЗС), на определенных оборотах неизбежно наступит детонация(это сильно навредит двигателю!). В таких случаях высокооктановый спортивный бензин просто необходим. Так, например, максимальный угол опережения зажигания на 102 бензине составляет 24-26 градусов.
8.Каков срок годности у спортивного топлива?

Гоночное топливо может (без потери свойств) находится в бензобаке в течение месяца (в запечатанной заводской упаковке – 3 года). Кстати, колоночный бензин хранится не более семи дней. На АЗС нередко игнорируют это правило.

Спортивное топливо применяется в авто- и мото- спорте повсеместно (драг-рейсинг, дрифт, мотокросс, мотофристайл, аквабайк, снегоходный спорт, ипподромные гонки, ралли, ралли-рейды, шоссейно-кольцевые гонки, водно-моторные дисциплины и т.д.). Вне соревнований используется в дорогих спорткарах (обычно неэтилированные сорта топлива) Bentley, Ferrary, Lamborghini, Porsche и др. Применяется также, в спортивных автомобилях попроще (обычно на баках таких машин написано «95+», «100+»)
10. Можно ли применять гоночное топливо в автомобиле, который не оборудован электронной системой зажигания?

Да, но необходима ручная подстройка зажигания, и обязательно выставить более ранний угол опережения зажигания. При обычном угле температурный режим вырастет, что может спровоцировать проблемы с двигателем.

Вообщем муть СТРАШНАЯ! поэтому было предметно решено форсировать мотор до такой степени когда его еще можно использовать на 98 бензине, дабы не усугублять ))) хотя для установки рекорда на 402 метра, а так же преодоления скорости в 350 км/ч можно будет бочечку прикупить!

О гоночном бензине. Кому и для чего он нужен?

93-ий бензин ещё совсем недавно был обычным требованием для самых динамичных отечественных машин с ладьёй на решётке радиатора. Теперь всё изменилось – более востребованным стала 95-ая марка. Но иногда транспортные средства требуют и 98-ого, особенно это актуально для машин, у которых есть наддув. Тут нет ничего сложного. Более современные и продвинутые типы моторов требуют более высокого октана.

Но есть и дизтопливо летнее способное похвастаться большим октановым числом. Даже 110 не является пределом. Что уж говорить о вариантах на 102 и 106. Но такие составы не продаются на обычных заправках, их можно приобрести только в специализированных магазинах. Но нужно более подробно разобраться в том, что именно даёт высокое октановое число. И к каким результатам оно может привести.

Начинаем сравнение

В нашей стране предлагается не такой уж большой выбор бензинов с числом в 102. Но мы должны решить аналитическую, а не сравнительную задачу. Нам необходимо понять, откуда именно берётся эффект, что он значит. Двух сортов топлива для этого должно хватить.

В нашем случае мы сравниваем «француза» с русским. В частности, ELFLMSАИ-102 и ТОТЕК Торнадо С-102. АИ-98-К5 берётся в качестве эталона.

Сначала стоит отметить, что октановое число на практике оказалось чуть ниже заявленного 102. На самом деле, оно находится в пределах 101,6-101,8. Разработчики и сами обращают на это внимание. И говорят о том, что они сделали это специально, чтобы не выйти за максимальные значения, установленные FIA. С ОЧМ или октановым числом по моторному методу ситуация складывается примерно так же. До нормированных 90 единиц не дотягивает, хотя разница и небольшая.

Содержание связанного кислорода в бензинах 102 марки тоже больше. В ELF его нашлось 2,6%, а в составе ТОТЕК Торнадо -2,9%. Кроме того, оба вещества прошли углеводородный анализ. Его результаты показывают, что в ТОТЕКе больше углеводородов ароматического типа. Это значит, что его теплотворность должна быть достаточно высокой. Азотсодержащие соединения удалось обнаружить в ELF, хотя их общее количество не выходит за пределы нормы.

В общем и целом можно сказать, что оба варианта соответствуют требованиям FIA по отношению к спортивным бензинам. Так же, как в своей сфере требованиям отвечает 95 бензин. Москва – один из городов, где легко достать практически любую марку.

Переходим к моторным стендовым испытаниям

Они нужны нам для того, чтобы ответить на два основных вопроса. Например, что получится, если на модели, изначально предназначенные для октановых чисел 95-98, поставить 102-ой вариант? И что на счёт реакции заряженных версий на такие изменения?

ВАЗ-21126 – обычный шестнадцатиклапанник со штатной системой управления, который был установлен на стенд для первого заезда. Изменение в расходе топлива и мощности двигателя – характеристики, которые интересовали специалистов больше всего.

В народе до сих пор ходят слухи, что можно спалить клапаны, если использовать слишком высокое октановое число. Причина в том, что отработанные газы поддерживают слишком высокую температуру. Потому стоит контролировать и эту величину.

Эксперты проверяли, как работает транспортное средство сразу на трёх марках бензина. Особой разницы между показателями двигателей замечено не было. По сравнению с обычным АИ-98, характеристики улучшаются, но всего на полтора-два процента. И это может быть связано с небольшой погрешностью в замерах, которой не избежать в любом случае. В пределах погрешности лежало и изменение в температуре.

О каких ещё выводах можно говорить?

Теплотворная способность топлива существенно снижается из-за большего содержания кислорода. Но величина сразу восстанавливается благодаря несколько большему содержанию ароматики. Полноту и «скорость» сгорания повышает ещё и «внутренний окислитель». Позитив и негатив компенсируют друг друга, улучшение происходит, но остаётся негативным. Пока никаких интересных изменений не дал нам ни один бензин. Прайс — лист, скорее всего, от этого тоже зависеть почти не будет.

А вот при повторении цикла сравнительных испытаний нафорсированных двигателей результаты оказались более любопытными. Главные характеристики в данном случае – увеличенной с 11 до 12 степенью сжатия, клапанами и доработанной головкой цилиндров. Были внесены некоторые корректировки и в программу управления. Специалисты именно под спортивное топливо настроили угол опережение зажигания, подачу топлива вообще.

Когда на заряженный мотор поставили обычный 98-ой бензин, результаты оказались не самыми лучшими. Детонация мгновенно проснулась при полном дросселе. Пришлось сбрасывать обороты, поскольку обычный датчик с такой ситуацией уже не справлялся.

Зато вполне подошли 102-ые. По сравнению с базовым моментом, крутящий момент добавился на 12-17 процентов. В зоне между 3-4,5 тысячами оборотов в минуту можно было наблюдать максимальный прирост. Отчасти это связано с тем, что педаль можно давить в пол, когда используется 102-ой. Но при98-ом у неё ещё остаётся определённый запас хода.

В чём разница между спортивными и обычными бензинами?

Технический регламент Таможенного Союза 013\2011 определяет основные требования к обычному бензину, реализация которого разрешается на территории нашего государства. В странах Европы основные требования другие – там используется стандарт EM-228-2013. Ограничения, в основном, касаются параметров, способных оказать влияние на экологию. Например, содержание серы и бензола, количество оксигенов и углеводородный состав. Металлосодержащие детонаторы и метанол запрещены, то же самое касается марганца, железа и свинца.

Дополнительные ограничения вводятся по отношению к спортивным сортам. FIA-международная автомобильная федерация, представители которой и формулируют главные требования, действующие в этом ограничении. В её общих предписаниях этому вопросу посвящена статья 252-2009 пункта 9 приложения J.

По этим требованием, допускается применение только коммерческого спортивного топлива. Это значит, что производиться оно должно только на легальном НПЗ. Потому нельзя использовать всевозможные инновационные смеси, которые по своей сути, не являются бензином. Потому никто не отменял нормы EN 228.

После этого можно говорить об «антидопинговой справедливости». Для моторов можно использовать различные допинги, чтобы на ровном место получить улучшенные характеристики. Всё так же, как и у обычных людей. Речь идёт о разных типах присадок, интенсифицирующих сгорание. Либо применяются окислители на базе оксидов водорода и азота, связанные топливом. Закись азота в этом направлении является одним из самых популярных решений. Если какие-либо компоненты внутри машины не относятся к классу углеводородов, их применение запрещается.

На какие характеристики ещё стоит обратить внимание?

Азота в таких составах по общей массе должно содержаться не более 0,5. Нитрооксидов и пироксидов тоже должно быть как можно меньше. Но зато с допуском связанного кислорода не возникает никаких проблем. В обычном бензине допускается его содержание до 2,7 процентов, а в спортивном – до 3,7.

У обычного топлива предельно допустимое значение давления насыщенных паров может достигать 80 кПа, а у спортивного – 90 кПа. Ведь высокое октановое число появляются не просто так. Нужно использовать больше компонентов, которые способствуют повышению данной характеристики. А это вещества из группы оксигенатов, то есть, эфиры и спирты. При добавлении таких компонентов содержание связанного кислорода увеличивается, как и давление насыщенных паров.

С одной стороны, это ведёт к тому, что появляются некоторые противоречия между требованиями EN 228 и TPTC. С другой стороны стоят требования, установленные именно для спортивных бензинов. Но без этого противоречия на практике становится невозможно добиться соответствующих результатов.

Диапазон изменения октановых числе в спортивных бензинах нормирован. В диапазоне между 95 и 102 единицами может лежать ОЧИ или октановое число по исследовательскому методу. На уровне 85-90 единиц должно находиться октановое число по методу моторному или ОЧМ. С этой точки зрения в качестве спортивного может рассматриваться и обычный АИ-95. Но специалистов больше всего заинтересовала верхняя граница показателей, которая продолжает увеличиваться.

О полученных выводах

Мотор увеличивает свою тягу не из-за бензина, который в нём используется. Дополнительный крутящий момент присутствует, но не более пары процентов. Гораздо более серьёзные настройки появляются, когда изменяется степень сжатия, фазы газораспределителя и опережение зажигания в двигателе. Именно такие действия и позволяют создать максимальное октановое число.

Чтобы добиться большего эффекта, необходимо как можно больше подбираться к зоне детонации. При полном дросселе стараются сделать так, чтобы двигатель оказался рядом с этим верхним пределом, не пересекая его.

Кто и какой октан должен использовать?

Октановое число – показатель того, насколько двигатель способен противостоять детонации. Если по цилиндру сгорание происходит правильно, то фронт пламени от свечи движется со скоростью примерно в 30-60 м\с. Здесь развитие можно назвать плавным и спокойным, предсказуемым. Волна детонации устремляется на встречу нормальному фронту пламени, как только где-то происходит взрывное самовоспламенение топлива. Скорость этой волны может быть больше скорости звука.

Для деталей клапана такое положение дел вызывает катастрофические последствия. Максимальное значение давления в цилиндре – главный показатель, определяющий предел детонации.

Состав и виды бензина

Вопреки распространённому мнению, бензин не является моновеществом с чёткой структурой. На самом деле это смесь углеводородов, имеющая, в зависимости от марки и названия, и разное молекулярное строение. Свойства разных марок, состав бензина под разными торговыми названиями обусловлены именно этим.

Коротко о производстве – «откуда что берётся»

Чтобы получить это топливо, с сырой нефтью (которая является основным сырьём для производства бензина, хотя производить его можно и из сланцев, и даже из каменного угля, но эти способы дороже) проделывают различные манипуляции, например, низкотемпературная (риформинг) и высокотемпературная (крекинг) обработка сырья. Полученный в результате этих разных методов бензин затем смешивается в уже товарную форму. Таким образом, состав бензина многокомпонентен. Упрощённо процесс создания этого топлива выглядит так:

  1. Атмосферно-вакуумная перегонка с получением самого легко извлекаемого бензина.
  2. Извлечение серы и солей, которые значительно ухудшают качество бензина. Российская нефть, кстати, очень богата серой, поэтому на мировых рынках ценится даже ниже азербайджанской, например. Исключение – сахалинская нефть с большим количеством лёгких фракций.
  3. Отправка оставшихся нефтяных фракций частично на вторичную перегонку, частично – на каталитический крекинг. Из вторичной перегонки фракции идут на каталитический риформинг.
  4. В результате крекинга оставшихся тяжёлых фракций при нагреве (иногда до 700⁰С) рвутся молекулярные цепочки, и образуется вторичный бензин. Если при низкотемпературном процессе выход бензина из сырой нефти не превышает 20%, то в результате высокотемпературного крекинга бензина из нефти можно получить уже до 70%.
  5. Тяжёлые нефтяные фракции из процессов атмосферно-вакуумной перегонки, из вторичной перегонки и из каталитического риформинга поступают на участок «газофракционирующая установка». Из неё, а так же с установки каталитического крекинга, идут компоненты в смесь, которая и является собственно бензином. А из смеси затем уже выделяют сорта и классы АИ-92, АИ-95, Евро-3 и т.д.

Какие химические свойства бензина используются при его продаже потребителям? Для работы бензина в качестве моторного топлива важны:

  1. Испаряемость.
  2. Воспламеняемость и, как следствие – способность к горению.
  3. Образованию отложений (нагара) – которых должно быть как можно меньше.
  4. Коррозионная активность.
  5. Способность к детонации.

Маркировка бензинов из продающихся на заправках в России сейчас такова: АИ-92, АИ-95 и АИ-98. Выпускаемые раньше для грузовых траков А-72 и АИ-80 в соответствии с переходом на евростандарты сняты с производства из-за их большого количества токсичных веществ, входящих в состав бензина и в продуктах выхлопа.

Что же означают буквы «А» и «И» в названии топлива?

Метод определения октанового числа – моторный, обозначается литерой «А», и/или исследовательский, обозначаемый «И». При моторном методе измеряют детонационные свойства воздушно-бензиновой взрывоопасной смеси, поступающей из карбюратора или инжекторов в камеру сгорания, притом на нормальных режимах работы мотора. При исследовательском – на предельных, форсированных или просто повышенных оборотах и нагрузках. Так как исследования проводятся обоими методами, маркировка бензинов использует обе литеры – «АИ»

Октановое число – что это?

Теперь о сути самого термина. Так как состав бензина в основном – это смесь изооктана и гептана с их разной способностью к детонации в камерах сгорания двигателей, то замер этой их способности к детонации в момент воспламенения и измеряют на специальном двигателе для испытаний бензиновой смеси.

При этом если превалирует изооктан – возрастает детонация. Если гептан – детонация падает до нуля, но возрастает температура горения, что идёт к износу всех деталей, содержащих силикон и резину (сальники), они твердеют и крошатся; прогорают клапана и стенки цилиндров. В большинстве случаев (кроме специальных) октановое число совпадает с процентом содержания в бензине изооктана.

Марка ГОСТ/ТУ Октановое число (моторный метод) Октановое число (исследователь- ский метод)
А-92 ТУ38.001165-87 83 92
АИ-93 ГОСТ 2084-77 85 93
АИ-95 ГОСТ 2084-77 87 95
АИ-98 ГОСТ 2084-77 89 98

Экологические требования к топливу

Природа Земли – равновесная система взаимодействия растительного и животного мира, притом как на суше, так и в океане. Загрязнение её ведет к гибели многих живых существ, а значит и к оскудению многообразия генофонда планеты. А именно так – в планетарном масштабе, — нужно мыслить, если человечество хочет выжить и сохранить всё многообразие природы. Но!

Продукты сгорания нефти, особенно без должной степени очистки по параметрам, принятым международными правилами в последнее время, в больших количествах смертельно опасны для окружающей среды. Впрочем, токсичны не только продукты сгорания, но и сама нефть и все её производные и антидетонационные присадки. Например, тетраэтилсвинец. Или наличие в бензине углеводородов с двойными связями, что характерно в составе бензина вторичной возгонки после каталитического крекинга нефти.


Впрочем, экологические требования к топливам ужесточаются из года в год, что служит хоть какой-то гарантией чистоты окружающей среды. Даже бьющие по карману потребителя налоги за содержание и покупку автомобилей со старыми экологическими нормами также способствуют сбережению природы.

Особо стоит остановиться на бензинах класса «Евро» под маркировкой 3, 4 ,5 и 6. Это бензины особой экологической чистоты, при сгорании которых выделяется на 10-12% меньше угарного и углекислого газов, понижено в полтора – два раза содержание бензола (его там 1,00 % макс.), серы – 1,00 ррм не более, ароматических углеводородов – 42, 35, 35 и 24 % соответственно, наличие моющих присадок – обязательно, а выбросы окислов азота уменьшены на 5,0 у Евро3, 3,2 – у Евро4, 2,0 – у Евро5 и 0,46 у Евро6.

Россия также не остаётся в стороне от общемирового тренда: компанией «Лукойл» выпущен бензин ЭКТО100. Топливо прошло экспертизу швейцарской компании Intertek и получило высокую оценку по классу экологичности. По отзывам потребителей, если на крышке бензобака обозначено, что топливо должно быть не ниже АИ95, а ездили на АИ98, то свойства бензина ЭКТО100 таковы, что заправка им только улучшила характеристики работы мотора.

Сезонный бензин

Среди водителей имеет хождение стойкий миф о том, что в сильные холода (минус 20 градусов и ниже) следует заливать в бензобак бензин с более низким, на одну ступень, чем рекомендовано, октановым числом. Например, АИ-92 вместо «родного» АИ-95.Чем мотивируют? Более низкой температурой воспламенения, а значит – его надёжностью загораться в цилиндрах двигателя в сильный мороз.

Ну, хорошо. Залили вы 10 литров АИ-92 вместо рекомендованного АИ-95 при холоде на улице в минус 20. А в течение дня мороз спал до минус 10, свойства бензина другие, отличающиеся от расчётных – и зазвенели клапана и цилиндры от «вдруг» возникшей детонации! Замена мотора потом обойдётся несопоставимо дороже копеечной экономии.

Тем более, что такую замену можно делать, если в инструкции по эксплуатации вашей машины прямо сказано, что такая замена топлива на с более низким октановым числом вообще допустима.


Мало кто знает, что все крупные компании производят бензин в зависимости от времени года, так существует зимний и летний его состав, именно для целей более надежной работы двигателя в разные времена года.

Так что, выбирая топливо для зимних поездок, стоит обратить внимание не на октановое число, а на такой показатель, как «давление насыщенных паров» — ДНП, измеряемого в килопаскалях (кПа). Чем выше ДНП, тем лучше воспламеняемость воздушно-бензиновой смеси.

Для зимнего бензина степень упругости смеси вместо 80 кПа должна быть 90-100 кПа.

Обычный, «летний», бензин, превращается в «зимний» добавлением бутана. Если технология смешивания произведена верно, на выходе получится легко воспламеняемая в морозы смесь.

Но многие ли заправочные станции заморачиваются такой заботой о потребителе? Крупные, брендовые – да. Удар по их престижу может обернуться многомиллионными убытками, особенно, если после грамотной экспертизы и распиаренной в СМИ историей автомобилист докажет убытки по вине автозаправочного гиганта. С мелких же производителей, зачастую, взятки гладки. Закроют его керосиновую лавочку – он возродится под другим названием и под другой фамилией. Любимой тёщи, например. А теперь представьте такую же манипуляцию с названием и сменой фактического владельца у бренда «Лукойл»?

Другие показатели. Октан – это ещё не всё!

С соотношением изооктана и гептана, влияющим на антидетонационные качества бензина, вроде всё ясно. От чего же ещё зависит эффективность сгорания топлива под названием «бензин»?

У сложных углеводородов, входящих в его состав, разная степень испаряемости и закипания, а эти показатели напрямую влияют на работу мотора. Качество бензина как раз и зависит от соотношения фракций, закипающих при разной температуре. Различия в составе всех АИ и Евро, таким образом, обусловлены процентным соотношением легко- и трудно- закипаемых фракций.

Для чего вводятся такие фракции в состав бензина? Если не вдаваться в тонкости термодинамики и процентного химического состава топлива, то картина складывается следующая:

  • Закипающие при низкой температуре (от 27⁰С) служат для первичного воспламенения при пуске холодного двигателя;
  • Кипящие до 100⁰С – для стабильной работы мотора при движении;
  • Кипящие до 200 градусов на конечной стадии движения и при выключении мотора – чтобы он не продолжал работать даже при выключении зажигания за счёт того, что части двигателя раскалены (калильное зажигание).

Кроме того, различаются также и виды бензинов. Они бывают этилированные и неэтилированные. Вторые – без этилсвинцовых добавок. Но главное, пожалуй, отличие видов бензинов – это авиационные и автомобильные.

Коротко об авиационном бензине

Авиационный бензин – это топливо, используемое для поршневых авиационных двигателей. Не для реактивных самолётов – там в качестве топлива используют авиационный керосин.

Особенность авиационного двигателя, в отличие от автомобильного, в том, что в большинстве случаев используется принудительный впрыск топлива в цилиндры двигателя.

Маркировка авиабензинов производится, в отличие от автомобильных АИ, литерой «Б». На данный момент в России взамен ранее выпускавшихся бензинов Б-91-115 и Б-95-139 разработан и пошёл в серию универсальный бензин Б-92, в котором отсутствует показатель «сортность на богатой смеси», что позволило наряду с нормальной работой на всех режимах расширить ресурсы двигателей и значительно уменьшить содержание в бензине тетраэтилсвинца.


Кроме топливного Б-92 в России выпускается и авиационный Б-70, но используют его чаще всего в качестве бензинового растворителя в производстве и для бытовых нужд.

Послесловие

Если использовать не нефтяные ресурсы в качестве источника для получения топлива, то перспективы как экологии, так и самого наличия топливно-энергетического комплекса выглядят не столь удручающе, как это есть на сегодняшний момент.

В качестве альтернатив могут быть использованы технологии переработки сжиженных газов, растительных масел из ряда непищевых сортов, спирты на основе этилового, но главное – водород, не оставляющий после себя СО и СО2.

Отдельное направление – создание экономичных и компактных аккумуляторов и электродвигателя, работающего в паре с ними.

Пока что идёт химическое совершенствование бензинов, ужесточение экологических требований к ним, но, как следствие – увеличение цены. Что вкупе с увеличением численности народонаселения планеты и доступ всё большего числа людей всех континентов к благам цивилизации, к которым, несомненно, относится и всеобщая автомобилизация – перспективы отрасли остаются неопределёнными.

Какие бывают марки бензина?

Неэтилированный бензин марки «Регуляр-92» предназначен для применения на автомобилях взамен этилированного бензина марки АИ-93.

Автомобильные бензины марок «Премиум-95» и «Супер-98» предназначены в основном для зарубежных автомобилей, ввозимых в Россию. Применение неэтилированных автомобильных бензинов, вырабатываемых по ГОСТ Р 511 05-97, дает возможность обеспечить выполнение норм на выбросы Евро-2 автомобилями, оснащенными каталитическими нейтрализаторами отработавших газов.

В соответствии с ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 22899) «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия» вырабатывают неэтилированные автобензины марок: «Регуляр ЕВро-92», «Премиум Евро-95» и «Супер Евро- 98».

Эти бензины предназначены для использования на автомобилях с бензиновыми двигателями, отвечающим требованиям Евро-3.

Климатические условия на территории России таковы, что повсеместное применение бензинов с одинаковой испаряемостью нецелесообразно и практически невозможно.

Поэтому по ГОСТ 2084-77 бензины подразделяют на зимний и летний, по ГОСТ Р 511 05-97 для более рационального использования бензины по предложению ОАО «АвтоВаз» имеют 5 классов испаряемости, а по ГОСТ Р 51866-2002 — 10 классов испаряемости, для применения в различных климатических районах.

Наряду с автобензинами для внутреннего потребления нефтеперерабатывающие предприятия вырабатывают автомобильные бензины для экспорта, которые также применяются в России. Основная масса бензина АИ-92 вырабатывается по ТУ 38.001165-2003 «Бензины автомобильные экспортные».

С целью обеспечения Москвы и других регионов с высокой плотностью автомобильного транспорта автомобильными бензинами с улучшенными экологическими свойствами нефтеперерабатывающие заводы вырабатывают автобензины по техническим условиям с более жесткими нормами на содержание бензола и ароматических углеводородов, чем по ГОСТ Р 51105-7.

Так, ОАО «Московский НПЗ» вырабатывает бензины по ТУ 38.401-58-171-96 «Бензины автомобильные неэтилированные с улучшенными экологическими свойствами (городские)», а ОАО «Славнефть-Ярослав-нефтеоргсинтез» — бензины «Яр Марка» по ТУ 38.301-25-41-97.

Перспективы развития производства товарных автомобильных бензинов связаны с увеличением доли выработки высокооктановых бензинов (92 ед. и выше по и. м.). Следует отметить, что повышение октанового числа на каждую единицу позволяет снизить расход топлива автомобилем на 1%, т. е. при применении автобензина АИ-92 взамен АИ-80 экономия бензина составит 12%.

Однако это не значит, что, если в двигатель, работающий на бензине марки А-76, залить бензин АИ-92, то получим указанную экономию. Наоборот, двигатель будет перегреваться, и могут прогореть клапана.

Высокооктановые бензины имеют более высокое качество и по другим показателям: меньшее содержание общей и меркаптановой серы, меньшую коррозионную агрессивность и содержание смолистых веществ, более высокую химическую стабильность и т. д.

В ближайшее время следует ожидать расширения ассортимента присадок к бензинам (прежде всего моющих) и повышение их эффективности, что позволит снизить вредные выбросы с отработавшими газами и повысить надежность работы и долговечность эксплуатации автомобилей.