Авария Михаила Евдокимова

Что говорят эксперты

Эксперты журнала «За рулем» провели независимую экспертизу ДТП.

Расчет показал, что скорость Mercedes была не меньше 149 км/ч — об этом говорит тормозной след в 84 метра. Именно Sprinter ударил Mercedes в заднюю праву дверь. Автомобиль вылетел с шоссе и врезался в земляной вал. Эксперименты показали, что вина водителей обоюдная. Зуев превысил скорость и пошел на обгон, а водитель Sprinter имел возможность увидеть летящий Mercedes и не поворачивать. У него было на это 4,5 секунды.

Экспертиза подтвердила, что у губернаторского автомобиля не сработала ABS, и автомобиль занесло, но это почему-то не заинтересовало следствие.

По слухам, служебный Mercedes, буквально накануне был на обслуживании.

Место трассы очень оживленное, но свидетелем ДТП стал один человек.

Водитель Spriner Олег Щербинский сначала был признан виновным в нарушении ПДД и осужден на четыре года колонии-поселения, но после вмешательства правозащитников его оправдали.

Чтобы понять, что было на самом деле, надо побывать на месте: скоростное шоссе с прекрасным покрытием, нерегулируемый перекресток, небольшой пригорок перед ним, затрудняющий видимость. Летом, в выходные, на этом отрезке Чуйского тракта можно за вечер увидеть несколько подобных аварий. Конечно, в гибели губернатора виноваты несколько факторов. И если его не убили, то погубили точно. Равнодушием, откровенной неприязнью и даже травлей.

Сейчас на месте гибели Евдокимова стоит часовня в честь архангела Михаила.

Виноват, что не заметил «Мерседес»

Этот процесс с самого начала приковал к себе внимание общественности и СМИ: уж очень яркой фигурой был артист и губернатор Михаил Евдокимов. А его гибель произошла в разгар административного конфликта в регионе. Приговор вызвал неоднозначные оценки. Уважая решение суда, заметим, что многие связанные с аварией вопросы так и остались непроясненными и — главное — они не поняты общественным мнением.

Вернемся на полгода назад. В воскресенье 7 августа 2005 года примерно в 11 утра по местному времени губернаторский «Мерседес» летел по трассе Барнаул-Бийск. В пятнадцати километрах от райцентра Зональное в районе поворота на село Плешково автомобиль Евдокимова столкнулся при обгоне с «Тойотой», вылетел с трассы и врезался в дерево.

Губернатор Михаил Евдокимов, его водитель и охранник погибли на месте. Жена Евдокимова в тяжелом состоянии была доставлена в больницу. В «Тойоте», которой управлял железнодорожник из Бийска Олег Щербинский, на момент аварии находились еще и его жена с двумя детьми. Никто из них серьезно не пострадал.

Сразу после аварии было обнародовано, что машина губернатора ехала со значительным превышением скорости — цифры назывались от 110 до 250 км в час при ограничении скорости на трассе в 90 км в час. Общественность заговорила о политической подоплеке ДТП. Напомним, что между губернатором и депутатами краевого парламента существовал острый конфликт. При этом за несколько дней до трагедии у Евдокимова были отобраны машины сопровождения ГИБДД, как раз и призванные «расчищать» трассу перед автомобилем губернатора и исключать возможность происшествий. Руководство УВД объяснило, что губернатор не прислал на выделение машин сопровождения письменную заявку.

В поисках истинных причин, по которым Евдокимова лишили «гаишного» эскорта, журналисты выяснили, что в конце июля начальник алтайского УВД Владимир Вальков был вызван в Москву, где, по неофициальной информации, ему предложили оставить свой пост. Евдокимов за Валькова вступаться не стал. После возвращения Валькова из Москвы губернатор машин сопровождения больше не видел.

По свидетельствам очевидцев, Евдокимов сильно нервничал по этому поводу. Две недели перед смертью он жил в напряжении, постоянно требуя от УВД вернуть ему эскорт. Было ли это предчувствием, теперь уже не узнать.

Обвинения Олегу Щербинскому вызвало большой общественный резонанс, особенно среди автолюбителей. Автомобилисты из многих городов Сибири высказывались за невиновность Щербинского и перечисляли средства в фонд его поддержки. На эти деньги пригласили адвоката из Москвы.

По словам адвокатов, следствие считает, что «Мерседес» Евдокимова ехал с мигалкой, значит, Щербинский должен был уступить ему дорогу. Однако,говорят защитники, этот пункт в правилах нельзя трактовать однозначно. Он гласит: «Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок и специальный звуковой сигнал. Пользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу». В ходе следствия, уверяют адвокаты, было установлено, что мигалка на «Мерседесе» работала, а специальный звуковой сигнал — нет.

Судебный процесс почему-то объявили закрытым для прессы. Потому вся информация о процессе поступала только от адвокатов Олега Щербинского и представителей семьи Евдокимовых.

По словам защитников, по непонятным причинам им было отказано в нескольких ходатайствах, тогда как проведение экспертиз, о которых они просили, позволило бы установить истинные причины ДТП. Среди этих ходатайств — запрос «краш-тестов», проведенных фирмой «ДаймлерКрайслер» по автомобилю «Мерседес-Бенц». Они показывают те последствия, к которым бы привела данная авария при условии, что все ехавшие в «Мерседесе» были пристегнуты ремнями безопасности.

Также было отклонено ходатайство о назначении экспертизы, которая могла бы точно определить скорость, с которой двигался автомобиль губернатора. Суд установил, что «Мерседес» ехал со скоростью 149 км в час, однако, согласно показаниям нескольких свидетелей, выступавших на суде, его скорость была около 200 км в час, считают адвокаты. Защита также просила суд пригласить на заседание заместителя Генпрокурора РФ по Сибирскому федеральному округу Владимира Симученкова, который на своей пресс-конференции 2 декабря заявил об обоюдной вине водителей в этой аварии. Но и эта просьба не была принята во внимание.

Общественность реагировала на сообщения о ходе процесса весьма активно. На известном среди российских автомобилистов интернет-форуме была организована акция в поддержку Олега Щербинского. А в день вынесения приговора автомобилисты решили приехать в Зональное с плакатами «Олег виновен в том, что остался жив».

Отметим, что последнее заседание, на котором судья Галина Щегловская зачитала приговор, впервые за все время процесса было открытым. Несколько часов судья зачитывала приговор, уместившийся на 90 листах. Она заявила, что «суд установил вину обвиняемого Олега Щербинского, который проявил преступную небрежность». А водитель Иван Зуев, бывший за рулем губернаторского «Мерседеса», «являлся в автохозяйстве краевой администрации единственным, кто имел большой опыт работы на автомобилях иностранного производства».

В зале суда Олега Щербинского взяли под стражу и отправили в Бийский изолятор временного содержания, где теперь он будет ждать, когда для него выберут место поселения.

Как только стал известен приговор, сторонники Щербинского, прибывшие в Зональное для участия в акции, но так и не попавшие к зданию суда, перекрыли выезд из райцентра в знак протеста. А адвокаты Щербинского заявили, что намерены добиваться оправдания своего подзащитного.

компетентно

НА ВОПРОСЫ корреспондента «РГ» отвечает Сергей Сергеев, начальник Управления ГИБДД Московской области, полковник милиции.

Российская газета | Всегда ли можно установить, с какой скоростью двигался тот или иной автомобиль?

Сергеев | С определенной долей вероятности, конечно. Скажем, до километра в час не установят, но приблизительно это все рассчитывается. Есть специальные методики. В некоторых случаях это бывает сделать трудней, в каких-то проще. Но это задача из разряда решаемых.

РГ | А если отсутствует тормозной путь?

Сергеев | Ну и что. Это не важно, скорость рассчитывается не только по тормозному пути. Есть несколько параметров.

РГ | На каком расстоянии водитель впереди едущей машины может рассмотреть автомобиль, двигающийся со скоростью сто пятьдесят километров в час и более?

Сергеев | Нет однозначного ответа. В каждом конкретном случае надо смотреть, в каком состоянии были зеркала заднего вида, какие погодные условия, условия видимости, в смысле день или ночь. Я не знаком с материалами дела в Алтайском крае, поэтому не могу ответить на этот вопрос. Но в любом случае в деле должны присутствовать результаты этих исследований.

РГ | А если их нет?

Сергеев | Их должны провести.

РГ | В каких случаях виновником аварии может быть признан водитель спецмашины? Или же водителям спецтранспорта вообще правила дорожного движения не писаны?

Сергеев | Правила дорожного движения писаны для всех. Другое дело, что в своде этих правил специально указаны случаи, когда и при каких обстоятельствах водитель спецтранспорта может позволить себе что-то, что не позволено обычным участникам дорожного движения.

РГ | А как в случае с губернатором Подмосковья Борисом Громовым? Ему также надо подавать каждый раз заявку на сопровождение своей машины сотрудниками ГАИ?

Сергеев | После трагедии в Алтайском крае этого делать уже не надо. А до нее из аппарата губернатора мы принимали заявки. Хотя и сейчас Борис Всеволодович нередко ездит сам за рулем и может вообще не пользоваться спецтранспортом и машинами.

точка зрения

Александр Обозов,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОЛЛЕГИИ АДВОКАТОВ:

— В правилах дорожного движения раньше присутствовал один хороший пункт, который из нынешнего свода ПДД убрали. Он гласил, что каждый водитель обязан соблюдать настоящие правила, а также рассчитывать на соблюдение их другими.

Если бы этот пункт сейчас был, то доказать виновность или невиновность водителя было бы гораздо проще.

А чисто по-человечески приговор кажется мне несправедливым. Даже если шофер губернатора ехал с проблесковыми маячками и спецсигналом, он не мог объективно рассчитывать, что все видят его и слышат, если он летел с огромной скоростью. Представьте ситуацию, если дорогу бы стал переходить инвалид, который плохо видит и слышит, и губернаторская машина сбила бы его. Наличие спецсигнала не означает, что можно как угодно по собственному усмотрению грубо нарушать правила движения. Водитель, видя помеху в виде поворачивающего автомобиля, должен был предполагать, что тот водитель не успел его заметить и должен был со своей стороны предпринять меры для обеспечения безопасности движения.

мнение ГИБДД

В ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ комментировать решение суда в отношении Олега Щербинского отказались. Впрочем, они и не вправе это делать. Наш источник рассказал, что понять, кто прав, кто виноват в подобной ситуации, на расстоянии невозможно.

Есть много нюансов. В Правилах дорожного движения говорится, что водители транспортных средств с включенными проблесковыми маячками синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований некоторых разделов, касающихся в том числе обгона и маневрирования, но при условии обеспечения безопасности.

То есть они могут пользоваться приоритетом, лишь убедившись, что подаваемые ими сигналы восприняты другими участниками движения и им уступают дорогу.

В то же время водитель обязан уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда транспортного средства с включенным проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом.

Очевидно, что в этих двух положениях нормативного акта заложена возможность противоречия, которая в экстремальных ситуациях может привести к трагедии. С другой стороны, это дает основания двояко толковать действия каждого из участников движения.

Дорожно-транспортные происшествия

В воскресенье утром на трассе Бийск – Барнаул погиб в ДТП глава Алтайского края, народный артист России Михаил Евдокимов. Вместе с губернатором погибли водитель и охранник. Жена Евдокимова Галина осталось жива, с переломами обоих ног она доставлена в больницу. По предварительной информации, «Мерседес» губернатора врезался в дерево, когда, выехав на встречную полосу, пытался увернуться от машины.

Прокуратура Алтайского края уже возбудила уголовное дело по факту гибели Михаила Евдокимова. По предварительной информации, «пока нет каких-либо признаков, что инцидент мог носить криминальный характер». Речь идет о несчастном случае на дороге, подчеркнули в прокуратуре.

Михаила Евдокимова остановило дерево

Авария произошла в воскресенье в 9:20 мск на трассе Бийск-Барнаул, в 20 километрах от Бийска. «Мерседес, в котором находились Евдокимов, его жена, а также водитель и охранник, врезался в дерево», — сообщила начальник пресс-службы МЧС РФ Ирина Андрианова. В УВД Алтайского края пояснили, что авария произошла на перекрестке при повороте на село Плешково.

Машина, в которой ехал губернатор, пошла на обгон автомобиля на попутном направлении, догнала ее и, чтобы увернуться от столкновения со встречной машиной, ушла в кювет. По данным начальника пресс-службы, трое находившихся в автомобиле мужчин, включая губернатора Евдокимова, погибли. Жена Евдокимова осталась жива. Тело погибшего Михаила Евдокимова лежало на спинке переднего правого сиденья автомобиля лицом вниз. Об этом агентству ИТАР-ТАСС рассказала дежурный врач «скорой помощи», которая выезжала на место автокатастрофы.

Со стороны водителя она видела вздувшуюся подушку безопасности. Чтобы установить смерть Евдокимова, врач забиралась в машину через заднюю дверь, переднюю — заклинило. Супругу губернатора доставили в медицинский пункт зонального РОВД. «Состояние у нее тяжелое, есть множественные травмы, переломы ребер, вывих тазобедренного сустава», — сказал собеседник агентства. Она добавила, что супруга Евдокимова уже доставлена вертолетом в одну из больниц города Барнаула.

Дело о гибели Михаила Евдокимова ведет прокуратура Алтайского края. «Для более полного и четкого выяснения причины обстоятельств происшедшего уже возбуждено уголовное дело», — сообщили ИТАР-ТАСС в прокуратуре. Там отметили, «пока нет каких-либо признаков, что инцидент мог носить криминальный характер». Речь идет о несчастном случае на дороге, подчеркнули в прокуратуре. Как сообщил пресс-секретарь губернатора Николай Пименов, Михаил Евдокимов вместе с женой и охранником направлялись в село Полковниково Косихинского района, где проходят мероприятия по случаю 70-летия космонавта Германа Титова.

Соболезнования родным и близким погибшего, а также жителям Алтайского края выразили многие политики и артисты. Около часа дня глубокие соболезнования родственникам и близким погибшего в автокатастрофе губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова выразил президент России Владимир Путин. Евдокимов, за последние 3,5 года, стал третьим губернатором, погибшим в транспортной катастрофе.

Губернатор-юморист

Михаил Евдокимов больше известен как артист разговорного жанра, постоянно выступавший в телевизионной передаче «Аншлаг». Снимался в фильмах «Старые клячи» (2000), «Не послать ли нам гонца?» (1998), «Не валяй дурака» (1997), «Аншлаг и Co» (1996), «Про бизнесмена Фому» (1993),»Не хочу жениться» (1993). Продюсировал фильм «Не послать ли нам гонца?» (1998). Народный артист России. До апреля 2004 года работал директором ООО «Театр Евдокимова». Свою политическую карьеру Михаил Евдокимов начал чуть больше года назад, когда был избран на пост губернатора Алтайского края. Правда, с тех пор политическую жизнь Алтая сотрясал один скандал за другим, в следствии чего депутаты местного парламента 31 марта вынесли Евдокимову вотум недоверия и обратились к президенту Владимиру Путину с просьбой снять народного артиста с должности главы региона.

Народным избранникам не понравились тогда частые смены вице-губернаторов в администрации Алтайского края. Не устраивали их и социально-экономические результаты развития края. Причем в «войне» против губернатора на Алтае объединились даже такие непримиримые противники, как «единороссы» и коммунисты. Впервые вопросы о недоверии главе края на заседаниях крайсобрания зазвучали еще в феврале. Но тогда Михаилу Евдокимову удалось найти компромисс с народными избранниками – им было предложено создать правительство во главе с депутатом крайсовета Сергеем Шабалиным.

Отношения между Евдокимовым и краевыми депутатами совсем обострились, когда Михаил Евдокимов на сессии краевого собрания отказался зачитывать доклад о социально-экономическом положении региона за год правления своей администрации, сославшись на то, что многие депутаты «интерпретируют факты и цифры под определенные политические задачи» и, поэтому, объективно оценить работу губернатора не могут. Но депутаты были уверены, что у администрации края нет программы развития региона, что в итоге привело к спаду в промышленности и сельском хозяйстве. Евдокимова обвинили в том, что он «не умеет отстаивать интересы края в правительстве», поэтому деятельность краевой администрации нельзя признать удовлетворительной.

В конфликт между законодательной и исполнительной власти вмешался полпред президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин. В мае на встрече с представителями СМИ он предложил противоборствующим сторонам до 11 мая выработать согласованное решение по выходу из сложившегося кризиса. В противном случае принятие решения станет прерогативой федеральных властей. 11 мая Михаил Евдокимов на заседании своей администрации сказал, что их работу уже дважды признали неудовлетворительной, а потому попросил «всех заместителей главы края, председателей комитетов и начальников управлений подать заявления о сложении полномочий по собственному желанию».

Заместителю губернатора Михаилу Козлову было поручено к 18 мая сформировать предложения по структуре и персональному составу руководителей подразделений краевой администрации. При этом губернатор подчеркнул, что «все руководители остаются на своих местах и добросовестно исполняют обязанности». «Никаких отпусков или больничных. Идет посевная, подготовка к летнему отдыху детей и многое другое. Работа не ждет», — сказал Евдокимов.

Дело о смерти в ДТП Михаила Евдокимова: главные нестыковки

Согласно официально озвученной версии, причиной ДТП, в котором 7 августа 2005 года погиб губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов, стало нарушение правил дорожного движения со стороны водителя его служебного автомобиля.
«Мерседес-500», в котором помимо любимого народом политика и артиста находились его жена и охранник, значительно превышая скорость, мчался по трассе Бийск—Барнаул, но перед поворотом на село Плешково водитель — Иван Зуев начал совершать манёвры, приведшие к непоправимым последствиям.
Уходя от столкновения с другим автомобилем, он резко вывернул руль и, задев его по касательной, вылетел с трассы и врезался в дерево.
Основание для покушения
Сразу же после трагедии друзья, общественники и политические соратники Евдокимова усомнились в случайности смертельного ДТП, поскольку популярная в народе фигура губернатора слишком сильно не устраивала погрязшую в коррупции местную элиту.
Общественный деятель Аркадий Вольский, артисты Александр Михайлов и Владимир Винокур, утверждали, что Евдокимов, отказывавшийся брать взятки за лоббирование чужих интересов, предчувствовал покушение.
Не нашедший контакт с законодательной властью Алтайского края Евдокимов на каждом шагу сталкивался с препонами, возводимыми противниками его правления.
Машина сопровождения
Эксперты, уверенные в подстроенном характере ДТП, обращали внимание на то, что всего за несколько дней до драматических событий руководство местного УВД лишило Евдокимова машин сопровождения, которые должны были охранять кортеж губернатора и «расчищать» ему дорогу.
Впоследствии назначенный на должность исполняющего обязанности губернатора Алтайского края Михаил Козлов назвал данное действие руководства УВД «немотивированным» и более того обмолвился, что оно чуть раньше распорядилось лишить Евдокимова и личных телохранителей.
Обозреватель газеты «Известия» Сергей Тепляков предположил, что машины ГАИ не сопровождали Евдокимова по приказу местного начальника УВД Владимира Валькова, который обиделся на губернатора за то, что последний не заступился за него перед московским начальством, когда оно захотело снять его с должности.
Находясь в постоянной атмосфере опасности, Михаил несколько раз обращался в УВД с требованием вернуть эскорт, но ничего не добился.
Неслучайные совпадения
В своём очерке для журнала «Самиздат» публицист Олег Поливанов обозначил несколько вопросов относительно инцидента с Евдокимовым, на которые в ходе следствия так и не нашлось адекватных ответов.
Уверенный в том, что политик погиб в результате подстроенной автомобильной аварии, он напомнил читателям, что незадолго до трагедии депутаты Законодательного собрания Алтайского края проголосовали за отстранение Евдокимова от должности губернатора, и ожидали, что президент поддержит их инициативу. Однако, когда Владимир Путин предпочёл не вмешиваться в региональные дела, им пришлось пойти на крайние меры и устранить его не юридически, а физически.
Поливанов, основываясь на собственном расследовании и материалах, озвученных в телепрограммах «Чистосердечное признание» (НТВ) и «Последние 24 часа Михаила Евдокимова» (1 канал), обнаружил ряд фактов, свидетельствующих об ошибочности выводов официального расследования.
Оставив первое лицо края без охраны, алтайская правящая элита установила за Евдокимовым слежку, возможно охотясь за папкой, где хранились документы, доказывавшие, что бюджет края разворовывался с разрешения федеральной власти. О наличии этого досье говорил близкий друг Евдокимова – актёр Александр Панкратов-Чёрный, который лично видел эти свидетельства, загадочным образом пропавшие после гибели губернатора.
По данным Поливанова, в тот злополучный день Михаил Сергеевич должен был отправиться в рабочую поездку на личном автомобиле, однако в последний момент его заменили служебным «Мерседесом», по странному стечению обстоятельств, побывавшем накануне трагедии в автосервисе.
По мнению публициста, именно в тот вечер на автомобиль был установлен радиодатчик, на который в определённый момент поступил сигнал о блокировке всех четырёх колес, из-за чего в миг торможения машина Евдокимова пошла юзом, оставив за собой чёрный след от всех покрышек сразу.
При помощи другого радиосигнала был осуществлён разрыв заднего правого колеса, который, по мнению немецких экспертов, произошёл ещё до того как автомобиль съехал с трассы и ударился о дерево.
Среди других странных обстоятельств, Поливанов отмечал, наличие всего одного свидетеля происшествия, случившегося на довольно оживлённой трассе.
Кроме того, у него имелись сведения, что в момент автокатастрофы на месте события не работала мобильная связь, хотя всего в трехстах метрах от него возвышается телефонная вышка.
И, в заключение, публицист подвергает сомнению случайность появления на трассе водителя «Тойоты», Олега Щербинского, считая, его одним из персонажей тщательно спланированного спектакля по устранению губернатора.
Сбивчивость органов
Не проливает света на события и сбивчивость компетентных органов, которые вначале никак не могли определиться с обстоятельствами происшествия, выдвигая версии, не выдерживающие никакой критики. Многие обозреватели полагают, что такая неразбериха связана с попыткой скрыть факт присутствия на месте аварии встречной машины.
В Новосибирском управлении ГИБДД, подтвердили информацию, о том, что в первые дни после автокатастрофы на все посты области была спущена ориентировка о досмотре всех иномарок с алтайскими государственными регистрационными знаками, в поисках предполагаемого виновника аварии.
Но позже, неизвестно по какой причине, из материалов следствия исчезло всякое упоминание о машине со встречной полосы.
Разыгранный сценарий
После автокатастрофы с Евдокимовым многие алтайцы стали припоминать, что за два года до этого в схожих обстоятельствах на той же трассе погиб уважаемый народом мэр Барнаула – Владимир Баварин, который планировал баллотироваться в губернаторы края.
Тогда в официальных сводках тоже мелькала информация о таинственной машине, двигавшейся по встречной полосе, пытаясь уйти от столкновения с которой, градоначальник допустил опрокидывание машины в кювет и её удар о дерево.
Кстати в обеих этих авариях жёнам чиновников чудесным образом удалось остаться в живых.
Источник

Завершено расследование гибели Михаила Евдокимова. Обобщение

Спустя три дня после трагедии от своей должности по указу Владимира Путина был освобожден от своей должности генерал-майор милиции Владимир Вальков, начальник Главного управления внутренних дел Алтайского края. Не исключалось, что Вальков может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по факту этого ДТП, но по результатам предварительного расследования доказательств его вины установлено не было. Тем не менее, достоверно известно, что бывший начальник ГУВД отменил сопровождение машины губернатора Михаила Евдокимова примерно за неделю до аварии. В заявлении, размещенном на официальном сайте органов власти Алтайского края вскоре после гибели губернатора, говорилось: «В качестве повода для размышления могу сказать, что чуть больше недели руководитель ГУВД края немотивированно снял машину сопровождения губернатора. Таким образом, сегодня служебная машина губернатора, которой управлял штатный водитель, шла без сопровождения».

«Учитывая трагедию, приведшую к гибели губернатора, и предшествовавшее этому решение о снятии машины сопровождения, следует отметить, что бывший начальник ГУВД не только не создал необходимых условий для обеспечения безопасности руководителя региона, как этого требует указ президента РФ, но, наоборот, своими действиями понизил условия безопасности», — заявили РИА «Новости» в Генпрокуратуре.

Однако, по информации из ГУВД, у Михаила Евдокимова просто не было договоренности о назначении сопровождения. «Машинами сопровождения обеспечиваются высшие должностные лица государства, но губернаторы в их число не входят, и потому машины ГИБДД для их сопровождения не выделяются», — сообщал ранее РИА Новости источник в Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ.

Судебный процесс по этому делу начался 22 ноября 2005 года и проходил в закрытом режиме. В ходе расследования было установлено, что Олег Щербинский, находившийся за рулем «Тойоты» не уступил дорогу машине алтайского губернатора, которая была оснащена проблесковым маячком и, в связи с этим, имела приоритет на дороге. Водителю «Тойоты» было предъявлено обвинение по статье 264 часть 3 УК (нарушение правил дорожного движения, повлекшее гибель двух или более лиц).

Между тем, во время следствия высказывались предположения о вине обоих водителей. «Вина была обоюдная», — сказал заместитель Генерального прокурора РФ в Сибирском федеральном округе Валентин Симученков. «Но обоюдная вина не освобождает последнего (водителя Toyota-Marino) от уголовной ответственности».

В период, когда велось следствие, 28 ноября 2005 года, в Интернете появилось письмо, подписанное именем Галины Евдокимовой. В нем утверждалось, что на процессе по делу о гибели губернатора пытаются «выставить крайним» водителя автомобиля, с которым столкнулся «Мерседес» Евдокимова. В письме отмечалось, что необходимо судить чиновников, не предоставивших машине губернатора сопровождение. Тем не менее, уже на следующий день Галина Евдокимова опровергла информацию о том, что она писала это письмо.

Сам Щербинский не признал себя виновным, заявив, что машина Михаила Евдокимова двигалась со значительным превышением скорости, и именно поэтому он не успел предпринять никаких действий, чтобы избежать столкновения. В материалах уголовного дела говорится, что «Мерседес» ехал со скоростью не менее 149 километров в час, в то время как допрошенные в суде свидетели показали, что машина двигалась со скоростью около 200 километров в час.

Адвокаты Щербинского заявили, что намерены обжаловать решение Зонального районного суда в вышестоящей судебной инстанции, а до вынесения приговора настаивали на оправдании их подзащитного.

Справка: Евдокимов Михаил Сергеевич родился 6 декабря 1957 года в Новокузнецке. Детство провел в селе Верхнеобское Смоленского района Алтайского края. После окончания средней школы служил в армии, затем полгода учился в культпросветучилище на отделении балалаечников, затем работал на моторном заводе. Неудачно поступал в Московское эстрадно-цирковое училище.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

ДТП со смертельным исходом

Автомобиль губернатора двигался по трассе М-52, называемой «Чуйский тракт». По рассказам очевидцев, машина, совершившая перед этим обгон «Волги», не предприняла попытки вернуться на свою полосу и продолжила движение по встречной полосе. На 29-м км от Бийска водитель Мерседеса Иван Зуев, игнорируя сплошную линию разметки в районе перекрёстка, предпринял обгон идущей впереди Тойоты Олега Щербинского. Внезапно впереди появилось ещё одно авто, двигающееся в сторону Бийска.

Не заметив стремительно обгоняющий его автомобиль, Олег включил указатель поворота налево и совершил манёвр, сворачивая в сторону села Плешково. Пытаясь уйти от столкновения «Mercedes-Benz W140» губернатора резко ушел на обочину и передней частью врезался в дерево.

Сработавшие подушки безопасности разорвались от резкого удара и не смогли защитить пассажиров. Причиной смерти Михаила Евдокимова стал перелом шейных позвонков.

Алтай остался без губернатора, а страна – без любимого актёра и юмориста.

Последствия аварии

В результате страшной аварии выжить удалось только жене Михаила Галине. В последствии она была госпитализирована с переломами ног и многочисленными ушибами. Телохранитель и водитель, сидевшие впереди, умерли на месте.

Олег Щербинский остановился и пытался оказать первую помощь пострадавшим, но не смог открыть заклинившие двери Мерседеса. Прибывшие спасатели с трудом достали единственную выжившую женщину и отправили её на машине скорой помощи в ближайшую больницу села Зональное. Через несколько часов на вертолёте она была переправлена в Барнаул.

Тело Михаила удалось вызволить лишь к пяти часам вечера. Оно было помещено в вертолёт и доставлено в Барнаул. Трупы Ивана Зуева и Александра Устинова были извлечены ещё через 2 часа. На автомобилях их отправили в столицу края.

Расследование ДТП взял на контроль полномочный представитель президента А. Квашнин. Было возбуждено уголовное дело по ст. 264 УК РФ. В результате проведенного расследования определили виновного в аварии – водителя Тойоты.

Волна слухов о смерти Евдокимова

Смерть народного любимца стала причиной рождения слухов, которые высказывались не только населением Алтайского края, но и общественными деятелями, проводившими собственное расследование.

Большинство мнений высказывалось в пользу версии, что «неугодного» губернатора убили ввиду накалившихся отношений с местной властью:

  • В начале 2005 г. депутаты Законодательного Собрания края дважды выражали народному губернатору недоверие.
  • Евдокимов неоднократно менял чиновников местами, снимая их с высоких должностей и ставя новых. В целом он планировал обновить весь чиновничий аппарат, включая всю администрацию.
  • Незадолго до аварии кортеж Михаила Евдокимова, по распоряжению начальника местной милиции Валькова, был лишён машины сопровождения ГИБДД, предназначенной для освобождения дороги и обеспечения безопасности. Жена, Галина вспоминала, что после этого Миша сильно переживал и нервничал, опасаясь покушения на убийство.

Признанный виновным Олег Щербинский после вмешательства адвокатов был оправдан.

Мнения экспертов

Если смотреть на карту места аварии, можно понять, что это идеальный участок для совершения ДТП. Они здесь случаются по нескольку раз за день. В гибели Михаила Сергеевича Евдокимова виновны обе стороны:

  • водитель, разогнавший Мерседес до скорости более 140 км/ч и нарушивший несколько пунктов ПДД;
  • человек, находившийся за рулём Тойоты, который если бы был внимательнее, мог увидеть летевший Мерседес и не сворачивать. По мнению независимых экспертов, на оценку ситуации у него было 4,5 секунды.

Проведённая экспертиза показывала, что Мерседес занесло из-за того, что не сработала ABS. Но следственные органы на это не обратили никакого внимания.

Краткая биография юмориста

Михаил Сергеевич Евдокимов родился 6 декабря 1957 г, в городе Сталинск (Новокузнецк) Кемеровской области. Однако своей родиной всегда считал Алтайский край, куда родители перебрались после его рождения.

Происхождение

Родители Михаила выходцы из трудового народа:

  • отец, принимал участие в Финской и Великих Отечественных войнах, всю жизнь проработал на сибирских заводах;
  • мать в результате несчастного случая в шахте повредила ноги, стала домохозяйкой. Родом из привилегированных польских сословий (шляхтичей).

Служба в армии и учёба

Отслужив в Нижнетагильском стройбате, в 1979 г. Михаил поступает в торговый институт. Через 2 года бросает учебу и уезжает в столицу, за что отчисляется. Спустя много лет, в 2000-х гг, он снова поступает в этот же институт и получает диплом по специальности «экономика и управление на предприятии».

Переезд в Москву и популярность

Приехав в Москву, Евдокимов предпринимает неудачную попытку поступить в эстрадно-цирковое училище. Получает приглашение работать в Московской филармонии артистом разговорного жанра. Спустя пару месяцев переводится в МосКонцерт.

Биография Евдокимова как популярного юмориста началась после выступления в передаче «Вокруг смеха». Его монологи моментально расходились цитатами среди слушателей. В его творческом архиве не только работы разговорного жанра, но и озвучивание мультиков и съёмки в художественных фильмах.

Таблица 1. Фильмография М. С. Евдокимова

Название фильма Персонаж Год выхода на экран
Про бизнесмена Фому Фома 1993
Не хочу жениться! Конев 1993
Не валяй дурака Кузнец 1997
Не послать ли нам гонца? Фермер
Старые клячи Астраханский предприниматель 2000

Семья

Хотя Михаил и прожил всю жизнь с единственной женщиной, Галиной Николаевной, она подарила ему только единственного ребёнка – дочь Анну (1982 г/р). Юморист длительное время поддерживал отношения с землячкой, Надеждой Жаровой, которая родила ему дочь Анастасию (1995 г/р). Незадолго до смерти, любвеобильный Евдокимов заводит отношения с моделью, мулаткой Инной Беловой. В результате чего на свет появляется третий ребёнок актёра – Данила (2004 г/р).

От официальной жены, Галины Николаевны, отношения с этими женщинами он никогда не скрывал – периодически появлялись фото и видео Евдокимова вместе с ними.

Выборы губернатором

В начале 2004 г. Михаил Сергеевич заявил о том, что планирует выдвигать свою кандидатуру на пост губернатора Алтайского края. Путём обоюдной острой и жесткой борьбы победил в выборах, обойдя А. Сурикова.

Тайна смерти Михаила Сергеевича Евдокимова остаётся неразгаданной. Даже если он не был заказан и убит, то с версией, что его погубили, спорить невозможно. Виной гибели является равнодушие, откровенная травля и неприязнь, с которой он был вынужден столкнуться.

Видео

Документальный проект «Первого канала»: «Михаил Евдокимов. Последние 24 часа», построенный на показаниях очевидцев, родных и друзей народного артиста и губернатора Алтайского края.

Он разбился так же, как мэр Барнаула?

Это невероятное совпадение активно обсуждается на алтайских интернет-форумах

Вот какой примечательный диалог мы нашли вчера на сайте алтайского информационного агентства «Амител»:

«Как я понял, как и в случае с Бавариным, о встречной машине больше никто и никогда не услышит». Павел.

«Баварин, Евдокимов — сценарии похожи…» Юрий.

«А что, у Баварина встречная машина была тоже?» Павел.

«Была вроде. Авария, и никто ничего не видел… И тишина». Юрий.

Поясняем, о ком речь. Баварин — мэр Барнаула, погибший 2 года назад. И когда начинаешь сравнивать его аварию с аварией Евдокимова, поневоле мурашки по коже — сколько совпадений!

Совпадение первое: оба были популярны и даже любимы погиб перед губернаторскими выборами — теми самыми, на которых неожиданно для всех победил Евдокимов. В Михаила не верил тогда никто, а вот в Баварина как возможного кандидата в губернаторы — многие. Барнаульцы даже называли Баварина «алтайским Лужковым».

Совпадение второе: таинственная встречная машина в первых сообщениях. Баварин ехал по той же трассе, на которой разбился Евдокимов: «Новосибирск — Бийск — Ташанта». Его «Лэндровер» мчался со скоростью свыше 100 километров в час. Шел снег, трасса была покрыта тонкой ледяной коркой. В первых данных упоминалась некая вылетевшая на встречную полосу машина — то ли грузовик, то ли «Волга», от которой пытался увернуться мэр. Но джип опрокинулся, покатился по обрыву и врезался в дерево…

Совпадение третье: жены остались живы. В «Лэндровере» с Бавариным ехала его жена Вера Алексеевна. Она была пристегнута ремнем безопасности и потому выжила. А мэр про ремень частенько забывал. Почему-то ни одна из подушек безопасности в навороченном «Лэндровере» не сработала. В выводах официальной комиссии нет ни слова про встречную машину. Итог: «Баварин не справился с управлением».

В случае с Евдокимовым по первым сводкам тоже шла информация про встречную машину. А вчера ее опровергли в Генпрокуратуре Сибирского федерального округа. Хотя уточнили: «Рассматриваются все варианты — и покушение, и несчастный случай». А народ тем временем активно обсуждает конспирологическую версию — виртуознейшую автомобильную «подставу». Это объяснимо. Просто не хочется сейчас думать, что искренне любимый народом человек погиб из-за нелепой случайности или потому, что позволял водителю лихачить. А ведь факт остается фактом — гоняют наши губернаторы и мэры по дорогам так, как никому не дозволено.

Ирина КЛИМОВА, Сергей ЯГУПОВ («КП» — Новосибирск»)

УКАЗ

Путин уволил генерала, снявшего охрану с Евдокимова

Вчера президент указом снял с должности начальника милиции Алтайского края генерал-майора Владимира Валькова, который не обеспечил гаишное сопровождение губернатора («КП.

Но обычно областных начальников УВД снимает министр внутренних дел. А тут — сам Путин!

Жест явно политический.

Наш источник в МВД поручено обеспечивать безопасность членов Госсовета России. То есть губернаторов не только не обеспечил, но и снизил.

Андрей ЗАЗЕПОВ

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ

Встречная машина все-таки была?

В этом уверены коллеги погибшего водителя Ивана Зуева.

Вчера мы сообщали, что первая версия аварии с участием встречной машины опровергнута. Мы попросили работников губернаторского гаража изложить свою версию аварии.

— Возможно, водитель «Тойоты» поздно включил поворотник, и его маневр стал неожиданностью для Ивана, пошедшего на обгон. Видимо, машины «чиркнулись», и это изменило траекторию движения «Мерседеса». Такой опытный водитель, как Зуев, вполне мог бы вырулить и поехать прямо, но машина ушла вбок. И, скорее всего, все-таки из-за встречной машины! Именно при такой ситуации не было другого выбора, как уйти влево.

— Действительно ли губернатор любил гонять?

— Он любил быструю езду, — свидетельствует начальник гаража Владимир Фишер. — Вот Иван и ездил быстро. Но он никогда не сел бы за руль нетрезвым. Это исключено.

Позавчера Ивана Зуева похоронили на Михайловском кладбище Барнаула. А погибшего охранника Александра Устинова (боевого офицера, прошедшего Чечню) — на аллее Славы Черницкого кладбища, там, где хоронят офицеров, погибших в «горячих точках».

Анна ЩЕРБАКОВА («КП» — Барнаул»)

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

В какие аварии попадали VIPы

Вот краткая сводка последних происшествий с губернаторами в других областях. Масштаб бедствия потрясает: чиновники вовсю бьются на дорогах… Может быть, пора разобраться, как ведут себя VIPы и водители VIPов на шоссе?

Джип председателя Воронежской облдумы Юрия Титова на скользкой дороге врезался в бетонный столб. Титов не был пристегнут ремнем, получил страшные травмы и скончался по дороге в больницу.

9 сентября 2002 г. на Камчатке автомобиль «Тойота» врезался в машину сопровождения кортежа секретаря Совбеза РФ Владимира Рушайло. Рушайло получил травмы.

16 октября 2002 г. в Москве автомобиль «БМВ», в котором находился глава Минэкономразвития Герман Греф, столкнулся с машиной на пересечении улиц Лобачевского и Ленинского проспекта. Греф с ушибами был доставлен в ЦКБ.

Депутат Законодательного собрания Омской области 35-летний Виталий Саенко и глава Тевризского района Иван Чуланов погибли в автокатастрофе в мае этого года. На скользкой после дождя дороге его джип опрокинулся в кювет с водой, все пассажиры захлебнулись.

В 1999-м под Пензой в аварию попали Валентина Матвиенко и глава Пензенской области Василий Бочкарев. Навстречу их машине выскочил «УАЗ». Водитель «УАЗа» погиб, погиб и ехавший в машине Матвиенко заместитель губернатора Вячеслав Тарасов.

Весной 2005 года в Тверской области попал в автокатастрофу и погиб вице-губернатор Султан Ахмеров.

И это о-о-очень краткий перечень самых тяжелых аварий и ДТП, в которые попадали наши чиновники, любящие прокатиться с понтом и «с ветерком». Власть же!.. Закон не писан!

Да вот только дорога чинов не разбирает…

МИСТИКА

Целительница Таисья ПАНФИЛОВА: Он сам накликал беду

Ясновидящая, которая лечила алтайского губернатора 16 лет, утверждает, что могла бы спасти его

Целительница Таисья Панфилова и ничего не сделала, чтобы спасти его.

— Все было совсем не так! — воскликнула она, когда мы пришли к ней в дом на окраине Барнаула. — Я 16 лет лечила Михаила. Ему кто-то посоветовал обратиться ко мне, когда у него заболели почки и колено. Мы подружились. Когда Миша чувствовал себя плохо, он сам приезжал, иногда я к нему. А когда стал губернатором и переехал на Алтай, мы еще чаще стали общаться.

— Михаил Сергеевич боялся чего-то в последнее время?

— Он говорил мне примерно с полгода назад, что можно любого человека подставить, например, аварию устроить. Я тогда удивилась: я могу увидеть смерть — она приходит в виде женщины с котомочкой. Отогнать ее могу. Это трудно, но возможно. Но в тот момент я ничего не видела. Тогда я знала, что все у него будет хорошо. Давно еще, когда мы познакомились, я пробовала предсказывать ему будущее. Что точно увидела — не помню. Но ничего плохого там не было! Зимой он еще раз вернулся к теме аварии.

Я по его просьбе поставила магическую защиту.

— А почему она не сработала?

— Ее хватает на три месяца, потом надо повторять. Для того чтобы увидеть будущее человека, надо быть рядом с ним. А мы с апреля этого года с Михаилом Сергеевичем не общались. Он перестал ко мне ездить. Я передавала через знакомых, чтобы сказали ему: пусть придет, защиту делать будем, чувствовала что-то недоброе. Но… не пришел. Может, занят был, он в это время все в Москву ездил. А у меня гордость, что ли, взыграла. Или мелочность. И звонить ему я не стала сама. А теперь-то уж что себя корить?.. Если бы я его видела — было бы все по-другому.

— Вы сами верите в то, что смерть можно предугадать?

— Я верю в то, что Михаил Сергеевич сам накликал беду. Или предвидел что-то. Никогда не надо говорить вслух о своем страхе смерти!

— Как вы думаете, что в действительности стало причиной аварии?

— Не знаю. Евдокимов почему-то был уверен, что кто-то хочет «помочь» ему уйти…

На панихиде в Барнауле и на похоронах в Верх-Обском Таисья Александровна не была. Говорит, что не любит толпы. Потом, когда все немного успокоится, поедет в Верх-Обское, на его могилу.

— Вы не хотите навестить вдову губернатора в больнице? Говорят, у нее частичная амнезия — вся авария просто стерта из памяти…

— С Галиной Николаевной я хорошо знакома. Но боюсь, не пустят меня, я ж не родственница. Хотя я знаю, что могу ей помочь.

Жанна ШВАРЦМАН («КП» — Барнаул»)

ТОЛЬКО У НАС

Валерий ЗОЛОТУХИН: Я поспорил на крупную сумму, что Миша пойдет в президенты

На похоронах я заметила, что Валерий Золотухин вытаскивает из кармана фото восьмимесячного сына.

— Сегодня на кладбище я взял фото Ваньки, показал ему могилу его крестного отца, — признался Валерий Сергеевич чуть позже в барнаульской гостинице, куда. — Ванька вырастет, приедет. Да и отец недалеко будет лежать, в 80 километрах. Это я уже о себе.

Миша — уникальный артист. Он выдумал свою сценическую маску. Я знаю троих артистов, которые смогли это сделать: это Чаплин, Райкин пойти учиться. «А я не хочу. Я все умею», — ответил он.

Я был ошарашен. (Но весь фокус в том, что он действительно все умел.) И я отвел его к Роману Карцеву. Если говорить честно, мне тогда нужна была водка. А у Романа она всегда была. Вот я сдал Мишу, а взамен получил бутылку водки.

Спустя несколько лет я пришел на какой-то концерт. А мне говорят: «Тут какой-то парень делал пародию на Бумбараша, но пел лучше, чем ты». Этим парнем был Михаил.

— Нам односельчане говорили, что Евдокимов когда-то даже мечтал стать Президентом России. Вы знали об этом?

Золотухин несколько секунд молчит.

— Шестого августа я заключил пари на крупную сумму, что через три года Миша будет баллотироваться в президенты. С кем заключил — не скажу. А 7-го мне позвонил этот человек. И сообщил про аварию. А ведь Миша мог бы баллотироваться. У него все для этого есть. И я спорил, потому что мне этого очень хотелось.

Ольга ТРОФИМОВА («КП» — Новосибирск»)