Содержание
- Почему важен переход на газомоторное топливо
- Развитие газомоторной отрасли в России
- Автомобильный транспорт на газомоторном топливе
- Программа Минэнерго
- Стоимость установки ГБО на ПАЗ-32054
- Экономия на газе и срок окупаемости
- Обзор городского автобуса НЕФАЗ 5299-40-51
- Интерьер автобуса НЕФАЗ 5299-40-51
- Рабочее место водителя
- Экстерьер автобуса НЕФАЗ 5299-40-51
- Технические характеристики автобуса НЕФАЗ 5299-40-51
- Газовые автобусы НЕФАЗ для Казани
> С метаном по пути
Почему важен переход на газомоторное топливо
Президент Владимир Путин поставил задачу снизить совокупные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в крупных промышленных городах России минимум на 20 процентов. Решение этой задачи требует в том числе и форсированного внедрения «экологически чистых» видов транспорта и, соответственно, моторного топлива, отвечающего высоким экологическим требованиям. Поэтому автопроизводители наряду с традиционными транспортными средствами активно пополняют свой модельный ряд техникой на компримированном природном газе (КПГ) и сжиженном природном газе (СПГ), продукты горения которых в разы менее вредны для окружающей среды, а компании сектора ТЭК в меру сил и возможностей стремятся развивать газозаправочную инфраструктуру для таких автомобилей.
При переходе транспортных предприятий на природный газ достигается не только экологический эффект, но и увеличивается экономия на топливных расходах: сегодня кубометр КПГ в три раза дешевле литра дизтоплива и бензина. По расчетам специалистов КАМАЗа, для автовладельца выгода от перевода на природный газ одного грузовика при пробеге в 100 тысяч километров составляет в среднем (в зависимости от загрузки) до 700 тысяч рублей в год. Для парков общественного транспорта, таксомоторных компаний эффект будет чуть ниже, но все же ощутимым. Даже частный автовладелец, переоборудовав свою «ласточку» с бензина на КПГ, при пробеге в 20 тысяч километров окупит затраты за год, а дальше начнется чистая — во всех смыслах этого слова — экономия.
Развитие газомоторной отрасли в России
Попытки газифицировать автотранспорт предпринимались в нашей стране и до Великой Отечественной войны, и в годы «перестройки». В середине 1980-х СССР лидировал в мире как по количеству газобаллонных автомобилей (ГБА), так и автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Но недостаточная инициатива в продвижении идеи активной газификации транспорта привела к тому, что с середины 90-х годов наступил «застой» в данном сегменте рынка, в результате которого было упущено время для развития технологий не только в сфере КПГ, но и в более перспективном направлении использования СПГ на транспорте. В результате сейчас мы занимаем всего лишь 14-е место среди стран, использующих газомоторное топливо, несмотря на большие запасы природного газа в России.
Впереди нас находится, например, Италия, не имеющая своих запасов природного газа. Хотя с нашими-то разведанными запасами «голубого топлива» более чем в 44 триллиона кубометров и разветвленной системой магистральных газопроводов (172 тысячи километров) мы должны бы возглавлять этот рейтинг. «Безусловно, у нас есть все возможности — и ресурсные, и технологические — для того, чтобы занять здесь лидирующие позиции», — считает президент Российской Федерации Владимир Путин.
У России есть все возможности, чтобы стать лидером на мировом рынке газомоторного топлива
Кстати, еще пять лет назад РФ топталась на 20-м месте. Дело сдвинулось с мертвой точки благодаря распоряжению Правительства N 767-р от 13 мая 2013 года, которое закрепляет целевые показали использования природного газа на пассажирском транспорте и коммунальной технике к 2020 году. Так, в городах-миллионниках газомоторной техники должно быть минимум половина от общего парка, для менее крупных городов установлены более сдержанные показатели. Внимание со стороны государства к рынку газомоторного топлива привело к реализации мер господдержки закупки газомоторной техники. Всего за 2014-2017 годы выделено 14,76 миллиарда рублей субсидий, что позволило приобрести в регионах 8811 единиц газомоторной техники в заводском исполнении. В этом году также ожидается положительная динамика прироста количества автотранспорта на метане, поскольку субсидии сохранены на уровне прошлого года. На следующий год на эти цели пока предусмотрено 2,5 миллиарда рублей, но эта сумма, возможно, будет увеличена.
Значительную работу по развитию рынка газомоторного топлива провел «Газпром», за последние 4 года компанией построены 74 новых газозаправочных объекта. Объем инвестиций в реализацию инфраструктурных проектов превысил 17 миллиардов рублей. Сейчас в «Газпроме» реализацию природного газа в качестве моторного топлива обеспечивают 286 АГНКС, всего по России — 375 станций.
Автомобильный транспорт на газомоторном топливе
Активную позицию занимают и автопроизводители: сегодня все они — и отечественные, и локализованные в России зарубежные — имеют в своих линейках технику на КПГ. Например, Группа ГАЗ инвестировала в развитие газомоторных технологий свыше 10 миллиардов рублей и сегодня производит полный модельный ряд автобусов, а также легкие коммерческие автомобили и грузовики на газовом топливе. Не отстает и КАМАЗ, предлагающий клиентам широкий спектр газомоторной техники, в том числе седельные тягачи, самосвалы, автобусы и спецтехнику. По словам директора Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России Дениса Пака, отечественные автопроизводители готовы в разы увеличить производство газомоторной техники. Все зависит от желания регионов ее закупать и от создания условия для расширения газозаправочной инфраструктуры.
И некоторые регионы настроены весьма решительно. «Ростовская область, — сообщает собкор «РГ» в Ростове-на-Дону Александр Гавриленко, — стала одним из первых российских регионов, внедривших у себя пилотный проект по развитию рынка газомоторного топлива. «Газпром» обещает обеспечить весь газовый парк развитой сетью АГНКС. За ближайшие три года их число вырастет с нынешних 11 до 39. Они смогут обслуживать до 55 тысяч автобусов и автомобилей. Для переоборудования и обслуживания такого транспорта в Ростовской области будет создано 10 сервисных центров».
Минэнерго России, отвечающее за развитие газомоторного топлива в стране, ожидает, что количество АГНКС к 2020 году вырастет до 700-750 единиц, то есть практически удвоится. Вероятно, число газозаправочных станций могло бы расти более впечатляющими темпами, если бы государство обеспечило инвесторам поддержку. Но такой поддержки пока нет, а сами проекты по строительству АГНКС далеки от быстрой окупаемости: по данным «Газпрома», средняя загрузка АГНКС составляет всего 27 процентов. «Чем больше мы строим инфраструктуры, тем больше каждая построенная единица в отдельности начинает загружаться. И если мы хотим в ближайшее время кратно увеличить заправочную сеть и создать тем самым спрос на газомоторный транспорт, то нужно субсидировать этот процесс. Минэнерго будет выходить в Правительство с инициативой субсидировать до 25-40 процентов», — сообщил заместитель министра энергетики РФ Антон Инюцын в октябре на семинаре по газомоторному топливу в рамках Российской энергетической недели.
Программа Минэнерго
И вот проект концепции подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива» государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» и проект плана мероприятий по развитию рынка газомоторного топлива до 2024 года, подготовленные Минэнерго России, уже рассмотрены на совещании 12 декабря у вице-премьера Дмитрия Козака в Правительстве РФ. И если эти документы будут утверждены, то применение природного газа на транспорте получит хороший стимул. Согласно документам, компаниям, которые будут строить объекты газозаправочной инфраструктуры, предполагается компенсировать от 25 до 40 процентов расходов, что сократит сроки окупаемости станции до семи-восьми лет. На эти цели предлагается выделить около 40 миллиардов рублей. Еще 67,5 миллиарда пойдет на поддержку роста автопарка на газе. Всего затраты на развитие рынка газомоторного топлива могут составить 175 миллиардов рублей за 6 лет. Результатом реализации всех предлагаемых мер станет рост потребления природного газа на транспорте внутри страны в пять раз — до 3,8 миллиарда кубометров в год к 2024 году, а к 2030 году — до 10 миллиардов кубометров в год, при этом численность газомоторного автопарка может превысить 700 тысяч единиц, а количество газозаправочных объектов — 1400.
17 миллиардов рублей рублей превысил совокупный объем инвестиций «Газпрома» в газозаправочную инфраструктуру
«Опыт развития рынка газомоторного топлива в других странах показывает, что ключевую роль в расширении применения природного газа на транспорте играет господдержка. Группа Газпром ежегодно строит 30-35 новых объектов газозаправочной инфраструктуры, но несмотря на то, что это самый большой объем строительства подобных объектов в России, темпы развития сети АГНКС в масштабе страны недостаточны. Поэтому, безусловно, требуется создание условий для более динамичного развития газозаправочной инфраструктуры», — резюмировал генеральный директор «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев.
Справка
По мнению специалистов «Газпрома», по суммарной экологической опасности природный газ в сто раз предпочтительнее бензина и ДТ (дизельного топлива). Основной же экологический эффект от применения природного газа получается благодаря снижению содержания в выхлопных газах бенз(а)пирена — высокотоксичного канцерогена, коэффициент экологической опасности которого в 5 миллионов раз выше, чем у угарного газа.
Природный газ является самым дешевым топливом для транспорта с ДВС. По подсчетам экспертов, при достижении показателей, предусмотренных проектом концепции Подпрограммы, экономия на топливных расходах от перевода автотранспорта на природный газ в масштабах всей страны может составить к 2030 году 1,7 триллиона рублей, а объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу сократится на 23 миллиона тонн нарастающим итогом.
Установка метанового ГБО на автобус малого класса для городских и пригородных перевозок ПАЗ-32054. Рестайлинговый автобус ПАЗ-32054 ориентирован на городские/пригородные перевозки. Как и базовая модель, он имеет 2-дверный кузов, комплектуется двигателем ЗМЗ 52342.20 и имеет возможность переоборудования для работы на ГБО (метан или пропан-бутан). Двигатель ЗМЗ карбюраторный, 8-ми цилиндровый, V-образный, объемом 4,67л, экологический класс ЕВРО–4.
Установлен октан-корректор для сдвига угла опережения зажигания.
Пассажирский автобус ПАЗ-32054, двигатель ЗМЗ 52342.20 карбюраторный, 8-цилиндровый, 4.67 л, Евро–4.
Баллонная часть состоит из 3х цельнометаллических метановых баллонов (тип 1, CNG-1) объемом по 70 литров (16 м3) каждый, оборудованных вентилями с автоматическим запорным, сбросным и аварийным пожарным клапанами.
Заправочное устройство и манометр размещены под правым дефлектором.
Моторный отсек, компоновка ГБО, двигатель ЗМЗ 52342.20 карбюраторный
Водительское место ПАЗ-32054
Дополнительно к газовой системе установлен октан-корректор для сдвига угла опережения зажигания
Кнопка переключатель бензин-газ
Баллонная часть закреплена в заднем свесе автобуса. Заправочный объем 48 м3 обеспечивает пробег, эквивалентный пробегу на 53 литрах бензина.
Стоимость установки ГБО рассчитывается индивидуально при обращении. Звоните +7 (343) 253-28-88.
Стоимость установки ГБО на ПАЗ-32054
согласно текущему прайсу
BRC 8-цил метан 1 поколение: | 29000 руб |
Баллон (тип 1) 70 л: | 27300 руб |
Баллон (тип 1) 70 л: | 27300 руб |
Баллон (тип 1) 70 л: | 27300 руб |
Крепление баллона на раме: | 6000 руб |
Крепление баллона на раме: | 6000 руб |
Крепление баллона на раме: | 6000 руб |
Вентиль баллонный: | 3000 руб |
Вентиль баллонный: | 5000 руб |
Вентиль баллонный: | 5000 руб |
Сенсор уровня газа: | 2500 руб |
Октан-корректор: | 6000 руб |
—————————————- | |
ИТОГО: | 150400 руб |
Экономия на газе и срок окупаемости
Зеленым подсвечено достижение окупаемости > 150400 руб.
Средний расход бензина этого автомобиля ПАЗ-32054 = 35 л/100 км
Средний расход газа (метан) = 35 м3/100 км
Баллон(ы) общим гидравлическим объемом 210 л вмещают 50 м3 метана.
Запас хода на метане = 142.9 км
Стоимость 1 км на метане = 5.6 руб (при цене метана 16 руб за 1 м3)
Стоимость 1 км на бензине = 15.05 руб (в 2.7 раз(а) дороже, чем на метане)>
Последние публикации
Обзор городского автобуса НЕФАЗ 5299-40-51
Подробности Категория: Тест-драйв Опубликовано 16.05.2015
В наших обзорах мы уже не раз писали о легковых автомобилях и грузовиках. Пришло время поговорить и об автобусах. Встречайте: одна из последних новинок ОАО «КАМАЗ» — городской низкопольный автобус НЕФАЗ 5299-40-51. Интересен он для нас еще и тем, что совсем скоро такие автобусы начнут перевозить пассажиров по дорогам Набережных Челнов.
Для тех, кто никогда не слышал об автобусах НЕФАЗ, небольшая справка. Это автобусы большого класса (10-12 м длиной), которые производятся на базе шасси КАМАЗ. «НЕФАЗ» – это также и название дочернего предприятия ОАО «КАМАЗ» (Нефтекамский автобусный завод), которое занимается производством автобусов на КАМАЗовском шасси.
Находится оно, как ни трудно догадаться, в городе Нефтекамск Республики Башкортостан.
Интерьер автобуса НЕФАЗ 5299-40-51
Автобус НЕФАЗ 5299-40-51 – одна из последних новинок компании. Это городской автобус со 100% низкопольностью. Низкий уровень пола – одно из главных требований к современным городским автобусам. Он позволяет пассажирам удобно заходить и выходить в автобус, не карабкаясь по ступенькам. Высота пола в автобусе НЕФАЗ 5299-40-51 составляет всего 360 мм.
Также в автобусе имеется откидная аппарель у средней двери и площадка для размещения инвалидной коляски в салоне, оснащенная откидным подлокотником и кнопками требования остановки, что позволяет перевозить пассажиров с ограниченными возможностями.
Автобус НЕФАЗ 5299-40-51 оснащен системой книлинг, которая позволяет за счет изменения давления в пневмоподвеске наклонять автобус в сторону остановки, уменьшая расстояние от дороги до пола автобуса, что облегчает посадку и высадку пассажиров.
Автобус НЕФАЗ 5299-40-51 имеет так называемый улучшенный интерьер. По сравнению с предыдущим вариантом салона, здесь видны следующие изменения:
- новые, более качественные и приятные на вид материалы отделки
- новые ручки на верхних поручнях
- новые плафоны освещения, встроенные в потолок
- новые потолочные панели скругленной формы (вместо предыдущих квадратных коробов)
- более эстетичная обшивка моторного отсека в задней части автобуса
В целом, сам интерьер автобуса выполнен более эргономично: ушли в прошлое острые углы и кромки, торчащие повсюду саморезы и винты и т.д.
Для комфорта в холодное время года в салоне установлены отопители. В жаркое время года к услугам пассажиров два люка в потолке. Они оснащены электроприводом, кнопки управления которым расположены в передней части салона.
Автобус рассчитан на перевозку 24 сидячих пассажиров плюс одно место для инвалидной коляски. Общая пассажировместимость достигает 105 человек.
Рабочее место водителя
Изменилась и кабина водителя. Раньше водитель попадал на рабочее место через одну из створок передней двери, а пассажиры – через вторую створку. Теперь же обе створки открывают свободный доступ непосредственно в салон автобуса. А уже в салоне, в перегородке кабины выполнена распашная дверь в кабину водителя.
Это решение облегчает посадку и высадку пассажиров, а также увеличивает свободное пространство для стоящих пассажиров. В двери выполнено откидывающееся окошко с нишой для монет.
Замок двери со стороны водителя можно заблокировать, для этого есть специальный фиксатор на ручке открывания.
Рабочее место водителя стало более комфортным. В кабине появился большой вещевой ящик за сиденьем водителя, а также многочисленные ящики и ниши для мелочей.
Панорамное лобовое стекло, а также крупные зеркала заднего вида обеспечивают отличный обзор за рулем.
А вот салонное зеркало можно было бы сделать не сферическим, а прямоугольным и более широким.
На боковом и лобовом стеклах имеются опускающиеся шторки, защищающие водителя от яркого солнца.
Автобус оснащен автоматической коробкой передач Voith, поэтому на полу всего две педали – газ и тормоз.
Вместо привычного рычага КПП здесь установлен пульт с кнопкамии.
Он включает в себя 5 кнопок:
- D — движение вперед
- R – движение назад
- N – нейтраль
- 1, 2, 3 – кнопки выбора режимов работы автомата, зависящих от условий движения
Педаль газа здесь уже не напольная, а подвесная. Слева от водителя располагается кран стояночного тормоза, а также множество кнопок, отвечающих за открывание и закрывание дверей, освещение и другие функции.
Чуть выше расположен пульт системы автоматического пожаротушения, которой оснащен данный автобус.
Единственный минус, который бросается в глаза, это архаичные подрулевые переключатели на тонких ножках, знакомые еще по советским грузовикам.
Комбинация приборов простая, включает в себя ЖК-дисплей и 6 приборов:
- спидометр
- тахометр
- указатель уровня топлива
- температура охлаждающей жидкости
- два указателя давления воздуха (контур I и контур II)
Само водительское кресло установлено на пневмоподушке, обеспечивающей комфорт за рулем.
Оно имеет механические регулировки в нескольких направлениях. Само сиденье перемещается на салазках вперед/назад в достаточно большом диапазоне, что позволяет удобно устроиться водителям любой комплекции.
Экстерьер автобуса НЕФАЗ 5299-40-51
Автобус выполнен в традиционном варианте оформления, который имеют все автобусы НЕФАЗ после последнего рестайлинга.
Отличием от других версий является наличие на крыше блока газовых баллонов, т.к. он оснащен газовым двигателем.
Также на данном автобусе установлено панорамное лобовое стекло (без центральной перегородки), улучшающее обзор для водителя. Вслед за лобовым стекло поменялись и дворники: если на традиционных версиях дворники в парковочном положении стоят вертикально у центральной перегородки, то с панорамным стеклом они располагаются горизонтально, у нижней кромки стекла.
Передняя оптика автобуса НЕФАЗ фирмы Hella. В самой нижней части располагаются дневные ходовые огни, которые включаются после запуска двигателя. Выше них, в трех отдельных секциях расположены ближний, дальний свет, а также поворотники.
Автобус имеет три двустворчатые двери с правой стороны с электропневматическим управлением.
Технические характеристики автобуса НЕФАЗ 5299-40-51
Сердцем автобуса НЕФАЗ 5299-40-51 является шестицилиндровый газовый двигатель Mercedes-Benz M 906 LAG. Он соответствует экологическому классу Евро-5, выдает 279 л.с. мощности и 1000 Нм крутящего момента.
Топливом для него служит газ метан. Для его хранения на крыше автобуса расположены 8 газовых баллонов, общий объем которых составляет 984 литра.
В паре с двигателем работает четырехступенчатый автомат фирмы Voith.
Передняя и задняя подвеска автобуса пневматическая, сзади – зависимая, спереди – независимая.
Для получения 100% низкопольности применен задний мост портального типа, у которого главная передача располагается не по центру, а сбоку. Главная передача здесь итальянского производства, фирмы Oerlikon graziano.
Именно из-за установки портального моста двигатель здесь расположен не по центру, а смещен в левую сторону.
Тормоза всех колес автобуса дисковые.
Газовые автобусы НЕФАЗ для Казани
2 Октября 2018
«КАМАЗ» поставил партию рестайлинговых автобусов НЕФАЗ 5299-40-57 в адрес пассажирских автопредприятий Казани. В ближайшее время техника выйдет на маршруты столицы Татарстана.
Церемония передачи автобусов производства ПАО «НЕФАЗ», дочернего предприятия «КАМАЗа» в Башкирии, работающих на природном газе, прошла на площадке у Центра семьи «Казан». В мероприятии приняли участие премьер-министр Татарстана Алексей Песошин, глава Минпромторга РТ Альберт Каримов, мэр Казани Ильсур Метшин, генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев, первый заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» – исполнительный директор Юрий Герасимов и директор по продажам автобусов ПАО «КАМАЗ» Эдуард Лаврентьев.
Ильсур Метшин отметил, что за последнее время подвижной состав автобусного парка Казани обновился на 45%, на сегодняшний день это самый молодой автобусный парк в Российской Федерации. При этом приобретённые автобусы на метане – это один из начальных шагов в обновлении автопарка газовой техникой: есть намерения перевести на природный газ такси, коммунальную технику и как можно больше личного автотранспорта. «Это наш завтрашний день, это экология города», – подчеркнул он.
Председатель Комитета по транспорту Айдар Абдулхаков оценил новый дизайн автобусов НЕФАЗ, безопасность и комфорт для перевозчиков и пассажиров. Техника получила высокую оценку и водителей автобусов.
«Не первый год «КАМАЗ» успешно следует взятому курсу на развитие линейки экологичного вида транспорта для регионов России, и мы готовы оказать содействие столице Татарстана в обновлении автопарка пассажирским транспортом и коммунальной техникой, работающей на метане, – прокомментировал поставку генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. – Компания располагает необходимыми производственными мощностями, современными технологиями, чтобы обеспечить республику и другие российские регионы современной экологичной и экономичной автотехникой».
Казань стала первым городом, в котором будут курсировать рестайлинговые автобусы НЕФАЗ 5299-40-57. В производстве автобусов применены новые технологии сборки и передовые материалы отделки. Кузов автобуса выполнен из современного легкого и в то же время прочного стеклопластика. Усовершенствовано рабочее место водителя: улучшен обзор, появилась новая эргономичная панель приборов, для максимального комфорта установлено водительское сиденье на пневмоподвеске с регулировкой подголовника и наклона спинки.
Интерьер автобуса так же доработан с учетом современных требований. Салон получился светлым и просторным. На широкой накопительной площадке есть место для велосипеда, детской коляски и людей с ограниченными возможностями. На удобно расположенных поручнях установлены кнопки вызова водителя. Для большего комфорта пассажиров установлены дополнительные отопители.
Низкопольные автобусы НЕФАЗ 5299-40-57 – автобусы третьего поколения дочернего предприятия «КАМАЗа». Максимальная пассажировместимость автобусов 111 человек. Автобусы оснащены газовым двигателями Weichai мощностью 191 кВт и автоматической коробкой передач ZF.
По информации Пресс-службы ПАО «КАМАЗ»
Вернуться к списку новостей