Как успокоиться за рулем

>Осторожно, ученик! Как перестать нервничать за рулём

Наш эксперт — руководитель центра контраварийной подготовки водителей Алексей Колонтай.

Тренируйтесь!

Новичку всегда тяжело. Когда он оказывается один среди сотен автомобилей без инструктора с его волшебными запасными педалями — это становится настоящим шоком. От начинающего автолюбителя требуется всё и сразу: держать под контролем дорогу, управлять машиной. Это очень сложно, особенно когда самые простые движения ещё не доведены до автоматизма и отнимают массу физических и моральных сил.

Неуверенный водитель — это просто комок нервов. А ведь, по статистике, достаточно всего 10 секунд напряжённого состояния, чтобы на 40% подскочила вероятность возникновения аварийной ситуации. После 35 секунд такая вероятность увеличивается вдвое!

Как лечить? Только практикой — и не на городских улицах, а на автодроме под чутким руководством тренера, но без запасных педалей!

Спешка не нужна

Часто причиной стресса у новичков становятся действия других водителей — их нервное гудение и мигание дальним светом фар. Неуверенный в себе автомобилист под чужим прессингом начинает метаться, пытаясь выполнить маневр, к которому не готов. Вероятный результат таких маневров — битая машина и огромный стресс. Поэтому просто выполняйте свою задачу так, как умеете, с той скоростью, которая приемлема для вас.

С другой стороны, игнорировать хамов на дороге нельзя: их действия непредсказуемы, а потому представляют опасность. Создавайте вокруг себя собственный «круг общения». Видите в зеркала машину, постоянно перестраивающуюся из ряда в ряд, истошно мигающую и сигналящую, — пропустите, пусть себе едет. Рядом с вами останутся те, с кем ехать комфортно.

Известно, что безопаснее всего двигаться по дороге со скоростью потока. Но эта скорость часто бывает слишком высокой для начинающих. Без всяких угрызений совести вы можете занять среднюю полосу, где вас легко объедут те, кому надо ехать быстрее, и создать свой собственный поток. Поток, который едет с вашей скоростью. Будьте уверены: найдётся не один водитель, который к вам пристроится.

Неженское дело?

Считается, что женщинам научиться водить машину сложнее, чем мужчинам. На самом деле это вовсе не так. Представители обоих полов одинаково приспособлены к езде за рулём.

У дам, разумеется, есть свои особенности. Во‑первых, они более эмоциональны и склонны к самоедству. Поэтому надо приучать себя: никакого разбора полётов за рулём! Сделали ошибку — исправьте её и не думайте больше об этом.

Во‑вторых, женский способ мышления многоканальный, то есть одновременно дамы думают сразу о многих вещах. Например, как перестроиться в соседний ряд, где найти парковку, когда приедешь в пункт назначения, и что делать, если вдруг остановит инспектор ГИБДД. Часто эта особенность мешает быстро реагировать на различные ситуации на дороге. Мужчины в отличие от женщин разбираются с проблемами по мере их поступления.

Главное — спокойствие!

Ещё один бич начинающих водителей — заторы на дороге. Типичная ситуация. Машины стоят в утренней пробке на светофоре. Водитель опаздывает на работу, в красках представляет, что ему сейчас скажет начальник, злится всё сильнее. Поэтому, когда загорается вожделенный зелёный свет, автомобилист резко жмёт на газ и влетает во впереди стоящее авто. И ведь сам себя накрутил. Вместо того чтобы выехать заранее, рассчитать пути объезда или позвонить на работу и предупредить, что задерживается.

Поэтому, если чувствуете, что стресс захлёстывает вас, съезжайте на обочину, остановитесь и дайте выход адреналину — обхватите себя руками, напрягите все мышцы тела и сделайте пару резких выдохов. Если есть возможность, выйдите из авто, подышите, успокойтесь. Только после этого можно ехать дальше.

Личное мнение

Николай Валуев:

— Я давно вожу машину и предпочитаю ездить на ней, нежели передвигаться в общественном транспорте. Но если водить помногу и часто, наверное, это нанесёт определённый вред. Есть такое понятие: проблемы со здоровьем, связанные с малоподвижным образом жизни. Это касается и водителей, которые большую часть времени проводят в кабине.

Современная жизнь диктует правила, требующие быть мобильной. Отвести ребенка в детсад или школу. Добраться до работы. Навестить свою старенькую бабушку. Забрать ребенка и доставить его в кружок, бассейн, поликлинику, к стоматологу и проч. А еще про себя не забыть: обновить прическу в парикмахерской и сделать нужные покупки в магазине. Приходится выбирать: быть зависимой от других или становиться автономной.

Я училась в автошколе, будучи студенткой. Каждый урок вождения становился для меня настоящим испытанием. Волновалась так сильно, что дрожали коленки и бешено колотилось сердце. Тогда я была уверена, что в будущем буду водить машину. Но, получив права, благополучно о них забыла.

Из-за дикого чувства страха вождения я долгое время пользовалась общественным транспортом. На все попытки мужа посадить меня за руль находились нелепые отговорки. Я понимала, что теряю навыки, но не могла побороть волнение перед поездкой.

Однако ж окружающий мир диктует свои правила. В один прекрасный день мужу предстояла длительная командировка. В тот момент я поняла, что нужно становиться самостоятельной. К тому же, с маленьким ребенком на руках пользоваться общественным транспортом было неудобно. Мысль о том, что полагаться придется только на себя, безумно пугала меня.

С тех пор прошло много времени, но я и сегодня помню тот великий для меня день, когда одна села за руль.

Как я села первый раз за руль и что меня напугало?

Первый раз я села за руль еще в детстве. Наверное, многим папа или дедушка давали порулить, посадив к себе на колени. Я представляла себя взрослой и мечтала, как вырасту и буду сама водить машину. Мои ощущения при первом вождении были незабываемы.

Потом тренировалась водить авто и в более старшем возрасте, тоже под контролем отца. В тот момент всю ответственность происходящего я не осознавала, поэтому чувство страха не возникло.

Я даже не испугалась, когда инструктор посадил меня за руль на первом занятии. Страх пришел позже. Каждый урок вождения нагонял на меня чувство тревоги и волнения, а промахи безумно огорчали. Тогда-то я и поняла всю ответственность. Ведь автомобиль — это средство передвижения, в процессе использования которого есть риск для жизни. Мне становилось только страшнее от осознания всей меры ответственности, которую я несу за свою жизнь, жизнь своих пассажиров и пешеходов.

Все же уверенно почувствовать себя за рулем помог только мой муж. Ему удалось спокойно и доступно донести до меня нужную информацию. Ко всем моим ошибкам он относился спокойно и терпеливо, что, безусловно, придавало мне сил. Конечно, в этом ему помогал его многолетний опыт.

Когда возникла необходимость ездить самостоятельно за рулем, страхи мои росли все больше и больше. Боялась я всего — перепутать педали, сбить пешехода, заглохнуть на перекрестке, перестроиться из одного ряда в другой, а также боялась встречных машин. Выезжать первой на перекресток было целой трагедией. Я опасалась, что не смогу вовремя затормозить, что въедет кто-то в меня или я въеду в кого-нибудь. А еще от волнения я могла перепутать, где левый поворот и где правый.

В конце каждой поездки я ощущала, как от напряжения ломит спину, ноют ноги и трясутся руки. Но, успокоившись, я стала размышлять, а чем же вызваны эти неприятные ощущения.

Основные причины страха вождения у мужчин и женщин

Причины, по которым женщины и мужчины боятся водить автомобиль, почти одинаковы. Только мужчины обычно испытывают меньший стресс во время езды за рулем, нежели женщины. Все потому, что первые теснее связаны со всевозможной техникой, и им понятны физические процессы, происходящие в автомобиле во время его движения.

Женщины же имеют об этом лишь смутное представление, а некоторые и вообще не забивают себе голову подобной информацией. Поэтому многим из них непонятно, зачем выжимать сцепление и для чего нужно переключать передачи.

Незнание технических характеристик автомобиля является одной из основных причин возникновения страха. Именно поэтому необходимо изучать устройство машины и понимать, какие технические процессы приводят его в движение. Если понять и разобраться хотя бы в самых основных принципах движения авто, уже не так страшно будет управлять им.

У всех новичков возникает чувство тревоги и волнения из-за отсутствия опыта. Человеку свойственно испытывать подобную неуверенность в процессе изучения чего-то нового. Это касается не только вождения.

Боязнь более опытных участников дорожного движения. В настоящее время культура поведения водителей на дорогах оставляет желать лучшего. Особенно тяжело в подобных ситуациях женщинам, существам чувствительным и эмоциональным. У неопытного водителя из-за услышанного нарекания и неодобрительных слов со стороны может пошатнуться самооценка.

Негативный опыт во время практических занятий с инструктором может быть тоже причиной возникновения страха вождения. А если учитель на практике делал резкие замечания, грубо указывал на ошибки или нетактично обсуждал с другими ваши промахи на дороге, так и вообще можно получить психологическую травму. И некоторые после таких «учителей» за руль больше не садятся.

Общение с сотрудниками ГИБДД также может вызывать чувство страха и тревоги. Даже обычная проверка документов может стать причиной эмоционального напряжения.

Распространенной причиной возникновения неприятных эмоций является страх попасть в аварию, особенно если у человека был уже негативный опыт с участием в ДТП. В некоторых серьезных случаях водителям приходится обращаться за психологической помощью к специалистам.

Как я победила страх вождения автомобиля

Каждому человеку рано или поздно приходится учиться чему-то новому. Ведь и опытные водители со стажем когда-то тоже были новичками. Я понимала, что мне нужно практиковаться и доводить свои навыки до автоматизма.

И так, как я избавилась от страха автовождения: мой личный опыт борьбы.

Совет первый

Нужно научиться чувствовать свой автомобиль и понимать, за счет каких сил он движется. Я выезжала тренироваться рано утром, и сначала передвигалась по своему знакомому району. Машин было мало и опасности в виде пешеходов практически не было. Я трогалась с места и останавливалась, притормаживала и разгонялась, стараясь отследить тормозной путь, разворачивалась и совершала повороты, заезжала в узкие дворы. Таким образом я пыталась почувствовать габариты своей машины.

Совет второй

Брать с собой подругу, коллегу или сестру. Хорошо если у того, с кем вы поедете, не будет водительских прав. Я брала с собой сестру. Водительских прав на тот момент у нее не было, и она не давала мне «умных» советов. Постепенно мы стали выезжать на трассу. Перестраиваясь в правый ряд, тихонько ехали. Я поняла, что, придерживаясь своей полосы, я никому не мешаю и встречные машины меня стали меньше пугать.

Совет третий

Если вы давно не ездили за рулем, то освежить знания поможет частный инструктор, муж или отец. Можно нанять инструктора-женщину. У последних подход к обучению более мягкий и спокойный, нежели у мужчин.

У меня в качестве такого инструктора был мой муж. Для закрепления всех необходимых навыков мы ездили часто и регулярно.

Совет четвертый

Необходимо прорабатывать весь маршрут заранее. После случая, когда я долго не могла найти нужный мне поворот, я поняла, что необходимо не только возить с собой карту, но и составлять маршрут заранее. Мне было намного легче сориентироваться на месте, если до начала поездки я прокладывала маршрут своего движения на карте.

Совет пятый

Почувствовать себя более защищенной в разных ситуациях на дороге мне помогает справочник автомобилиста, он всегда лежит у меня в бардачке. В нем содержатся все нужные адреса и телефоны автомастерских, эвакуационных служб, пунктов полиции и ГИБДД, а также служб экстренного вызова.

Совет шестой

Очень надежно в преодолении автотрусости помогают знания правил дорожного движения. Доскональное знание правил придает уверенности и при общении с инспектором ГИБДД. Необходимо не только выучить правила дорожного движения, но и регулярно следить за их изменениями. Я всегда вожу с собой в машине последнюю редакцию ПДД.

Совет седьмой

Приобретение навыков на рефлекторном уровне — это, наверное, основа того, как побороть страх вождения автомобиля. Непростая задача — уметь одновременно контролировать дорожные знаки, приборы, ситуацию на дороге и еще при этом успевать переключать передачи. Однако эти умения приходят с опытом, потому, чтобы водить машину на уровне автоматизма, нужно много тренироваться.

Совет восьмой

Придерживаться на дороге невысокого скоростного режима. Это правило поможет вовремя отреагировать в сложной ситуации. Первое время я ездила медленно, притормаживала, позволяя себя обогнать другим. При таком вождении у меня было время для принятия спокойного решения при перестроении или совершении маневра.

Совет девятый

Немаловажную роль в борьбе со страхом вождения играет позитивный психологический настрой. Когда я сажусь в кресло водителя, я стараюсь расслабиться и комфортно устроиться, отгоняю от себя все дурные мысли, ведь мысли материальны. Настраиваюсь на хорошее и включаю любимую радиоволну. Не стоит управлять автомобилем в плохом настроении.

Совет десятый

Смотреть видео-уроки контраварийного вождения. Они помогут скорректировать технику управления автомобилем в сложных ситуациях, научат правильной технике обращения с автомобилем в различных ситуациях.

> » 11 важных советов по вождению для начинающих

11 важных советов по вождению для начинающих

Наша автошкола на Водном стадионе предоставляет перечень подсказок для новичков, который был составлен специалистами, хорошо понимающими опасности и их последствия для водителей, не имеющих достаточного опыта управления транспортным средством.

1.Безопасный водитель — это уверенный водитель.

Нервничать – это естественное состояние, когда Вы впервые садитесь за руль собственного автомобиля. На самом деле, это даже хорошо, ощущать некоторый страх перед лицом опасной деятельности, которой является процесс управления транспортным средством. Но, периодически, мы вынуждены рисковать, потому что это дает нам необходимый уровень свободы собственного передвижения. Однако следует знать, что нервный водитель — небезопасный водитель. С первого дня Вам нужно научиться контролировать свои эмоции на дороге для того, чтобы полностью владеть ситуацией и вовремя замечать опасность.

2.Получите удовольствие от автомобиля во время вождения.

Все машины разные, и Вам необходимо узнать про своего железного коня как можно больше – в первую очередь, как действуют и где расположены элементы управления сиденьями, радио, кондиционером, обогревателями, окнами, замками, очисткой лобового стекла и пр. На самом деле, автошколы Москвы САО советуют почитать руководство пользователя, из которого можно почерпнуть большое количество интересных вещей интересные вещи о своем транспортном средстве.

3.Прекратите беспокоиться о том, что думают другие водители.

Пока вы уверены, что едете безопасно, не имеет значения, что думает о вас какой — то другой незнакомец на дороге. Скажем, Вы соблюдаете скоростной режим, двигаясь по двух полосной проселочной дороге, и некий водитель позади мигает светом фар, заставляя двигаться быстрее. Это беспокоит Вас? Не стоит об этом переживать. Даже если Вы ускоритесь, тот же самый участник дорожного движения, вероятно, все равно не отстанет. И, в конце концов, какая разница, что какой-то незнакомец думает о Вашем вождении? Спросите себя: «Что это за человек?» Если вы не знаете, нет причин беспокоиться об этом. Главное, по мнению автошколы на Речном вокзале – не спровоцировать конфликт и не проявлять агрессивного поведения.

4.Слишком уверен в себе, значит опасен.

Обучение вождению – это всегда немного страшно, но через некоторое время процесс покажется простым и привычным, похожим на велосипедную прогулку. Вы сможете ездить при разных погодных условиях, трафике, на дорогах любых категорий и даже по скоростным трассам, выполнять параллельную парковку и многое другое. Все это приходит с опытом вождения, т. е. с увеличением количества накатанных часов, одновременно, повышая уровень безопасного управления транспортным средством. Но, по мере улучшения навыков и умений, растет и чувство уверенности в своих силах. Быть уверенным водителем здорово, но не позволяйте себе терять бдительность и расслабляться за рулем. Вождение — действительно опасное действие, но Вы можете сделать его более безопасным только своей правильной манерой вождения.

5.Правильно выбирайте своих друзей.

Когда Вы и Ваши друзья получите долгожданные водительские удостоверения, некоторые из них начнут меняться. Новообретенная свобода позволяет новым водителям следовать нескольким различным путями. Может случиться, что некоторые из Ваших знакомых экспериментируют с наркотиками или алкоголем, садятся за руль в нетрезвом виде, значительно превышают скорость движения, а значит, статистически, вы становитесь подвержены их негативному влиянию. Если Вы действительно хотите жить, берите пример с адекватных водителей, по мнению психологов автошколы на Войковской.

6.Алкоголь и вождение – плохая комбинация.

Несомненно, Вы уже это слышали, но употребление алкоголя и вождение не просто опасно, но эгоистично. Управление транспортным средством в пьяном виде подвергает смертельному риску окружающих водителей и пешеходов.

7.Планирование на дороге.

Человеческое тело не предназначено для путешествия на высоких скоростях. Поэтому, когда мы садимся в автомобиль, в большинстве случаев, нам нужно бороться с собственными инстинктами. Естественно, многие водители смотрят прямо перед своим автомобилем во время движения (не далее капота), упуская общую картину далеко за пределами транспортного средства. Это очень большая ошибка и, к сожалению, одна их наиболее плохих привычек вождения. Вы всегда должны смотреть как можно дальше на простирающуюся впереди дорогу, чтобы суметь предусмотреть и спрогнозировать любую опасную ситуацию.

8.Безопасное вождение означает использование всех Ваших чувств.

Когда Вы едете в собственном автомобиле, необходимо использовать все свои органы чувств. Большинство людей инстинктивно используют только зрение, в то время как стоит обратить внимание на обоняние и осязание. Так, можно пропустить проблемы с электрической проводкой или тормозной системой, не почувствовав вовремя запах горелого масла или резины. Иногда проблемы на дороге можно просто услышать, это могут быть посторонние звуки, говорящие о поломке Вашего автомобиля или сирены транспортных средств специального назначения. Среди начинающих водителей довольно распространено громко включать автомобильную магнитолу, что, несомненно, снижает безопасные условия управления машиной.

9.Отвлекающие факторы на дороге.

Конечно, разговоры по мобильному телефону или написание текстовых сообщений во время вождения являются наиболее распространенными отвлекающими факторами. Но есть и другие, не менее опасные, например, питание за рулем. Так, открывая бутылку газированной воды, Вы, с большой долей вероятности, не обращаете внимания на дорогу в течение 1 – 2 секунд, за которые машина может пролететь без контроля несколько десятков метров. Кроме того, внезапно пролившийся горячий кофе, также способен отвлечь водителя от управления автомобилем.

10.Два необходимых навыка, которыми необходимо овладеть в самое ближайшее время — параллельная парковка и правильные перестроения.

Большинство начинающих водителей не хотят обращать внимания на эти вещи, потому что они достаточно трудны и могут запутать. На самом деле, стоит попросить помощи у своего инструктора, который направит Ваши действия в правильное русло. Необходимо только спокойно повторить несколько раз правильные движения, как все получится в лучшем виде.

11.Скорость и безопасная дистанция одинаково важны.

Эксперты согласны с тем, что скорость является причиной № 1 для несчастных случаев со смертельным исходом, но неправильно выбранная дистанция до впереди едущего транспортного средства также является одной из основных причин серьезных ДТП. Если Вы движетесь со скоростью 60 км/час по сухой асфальтовой дороге, то расстояния до транспортного средства, находящегося впереди, должно быть не менее 30 метров или 2 секунд. Но в случае неблагоприятных погодных условий, безопасную дистанцию необходимо увеличить до 3 – 6 секунд, в зависимости от ситуации. Это даст Вам возможность успеть среагировать даже на довольно резкое торможение участников дорожного движения, движущихся в фарватере.

6 советов женщинам-водителям, как почувствовать себя уверенно за рулем

Итак, заветные водительские права теперь у вас в кармане. Только каждый раз при повороте ключа зажигания вы чувствуете ком в горле, вам страшно выехать из родного двора и стать участником дорожного движения.

Не переживайте, такое состояние вполне нормально для любого новичка, особенно если вы женщина.

Психологи выяснили, что дамы за рулем не очень уверенно ориентируются в пространстве, но меньше попадают в серьезные ДТП.

Несмотря на самоуверенность мужчин на дороге, они часто нарушают Правила дорожного движения, так что это вопрос не полового превосходства, а именно мастерства.

6 советов женщинам-водителям

Как женщине повысить уверенность в себе при вождении автомобиля:

1. Помните, уверенность придет только с практикой.

Нужно постоянно отрабатывать навыки, полученные в автошколе. Наверняка, поблизости есть автоплощадка, на которой вы сможете покататься в свободное время.

При выполнении знакомых упражнений вы почувствуете габариты своей машины (ведь учились вы не на ней).

Важно довести движения до автоматизма, когда вам не нужно думать о перемещении рычага коробки передач и выжимании сцепления. Ездите столько, сколько будет нужно, пока не почувствуете удовольствие от процесса.

2. Большую тревогу у девушек вызывает необходимость ездить в городе.

Если вы жительница мегаполиса, вам предстоит стоять в пробках и лавировать среди других машин. Иногда это сложно даже для опытного водителя.

Не стоит сразу кидаться в омут с головой, начните с малого.

Ездите по вечерам, когда траффик почти отсутствует. Попробуйте проехать маршрут от дома на работу. Для уверенности возьмите с собой подругу или мужа. Если у них есть права, они смогут вас заменить и указать на ошибки.

3. Отличный результат дает дополнительное вождение с инструктором.

Даже после получения водительских прав. Выбирайте в наставники женщину, только женщину!

Мужчинам сложно понять особенности психологии прекрасного пола и вместо уверенности мы получаем заряд негатива.

Мужчины часто раздражаются неумелым вождением ученицы, когда девушку нужно успокоить. Если вы чувствуете результат, продолжайте занятия. Поверьте, восстановление автомобиля (и не дай Бог, здоровья) обойдется гораздо дороже.

4. Не стесняйтесь задавать вопросы опытным автомобилистам, даже если вам они кажутся глупыми.

Просите помощи, когда не получается самой заправиться или накачать колесо.

Помните, всё приходит только с опытом.

5. Постарайтесь оценить, что именно пугает вас на дороге.

Если вам кажется, что вас может задеть соседняя машина или вы не можете правильно припарковаться, возвращайтесь к пункту 1.

Отрабатывайте навык парковки, пытайтесь ощутить габариты машины.

Не можете соблюдать движение в полосе? Вспомните пункт 2 и катайтесь пока по пустым дорогам. Несется лихач? Пропустите его, не нужно испытывать судьбу.

6. Помните, что никто не застрахован от ДТП, но все участники движения хотят его избежать.

Будьте осторожны на дороге независимо от опыта вождения.

Постепенно вы научитесь чувствовать свое авто, автоматически переключать передачи и смотреть в зеркало заднего вида. Нахождение за рулем каждый раз будет приносить вам положительные эмоции, а от неуверенности не останется и следа.

Простые советы, которые помогут повысить внимательность и реакцию за рулем

Партнерский материал

По статистике, основная масса аварийных ситуаций на дороге возникает не из-за плохого знания или умышленного несоблюдения ПДД, а из-за банальной невнимательности и потери концентрации. Что интересно, этим «грешат» не только начинающие водители, но и те автомобилисты, за плечами которых очень большой стаж. Хочу поговорить на эту тему поподробнее и дать несколько советов, которые помогут повысить внимательность, реакцию и концентрацию во время вождения.

Что точно не стоит делать за рулем?

Думаю, все понятно, что управлять автомобилем и одновременно смотреть в свой смартфон (или разговаривать по нему) – не самая лучшая идея. Особенно часто так делают представительницы женского пола. У мужчин чаще другая проблема – это курение за рулем. Да-да, курение также снижает внимательность и расслабляет водителя. Тоже самое касается и любителей поесть за рулем – да, и такие тоже бывают. Т.е. тут все просто – «многозадачный режим» водителя сильно снижает уровень концентрации и риск возникновения ДТП повышается в разы.

Советы, которые помогут повысить реакцию и внимательность:

  • Во-первых, нужно понять, что за рулем автомобиля вы должны себя чувствовать как «рыба в воде» – т.е. сиденье, руль и зеркала должны быть настроены так, чтобы у вас не возникало никакого дискомфорта. Ведь если вам где-то будет неудобно, то заметно снизится концентрация за рулем, т.к. вы будете думать не о дороге, а об отсутствии комфорта.
  • Громкая музыка довольно-таки сильно влияет на концентрацию водителей. Хотя многие автомобилисты и отрицают данный факт, но это на самом деле так. К тому же громкая музыка в салоне не позволяет полноценно слышать обстановку вокруг себя – т.е. вам могут сигналить, а вы этого не сразу поймете. Если вы хотите повысить уровень своей концентрации, то нужно держать умеренную громкость музыкального сопровождения.

Также водители очень любят отвлекаться на магнитолу — возьмите за привычку делать это только на длительных светофорах

  • Меньше обращайте внимания на рекламные вывески. В наше время, все города облеплены рекламными записями и билбордами. Многие на ходу успевают посмотреть на все акции и скидки, да еще и головой назад покрутить, чтобы успеть дочитать. Конечно, волей-неволей мы всё равно будем смотреть по сторонам, но тут весь смысл в том, чтобы не перебарщивать с этим.
  • Также, советую в свободное время выполнять различные упражнения для повышения эффективности мозга. В интернете можно найти множество методик, которые улучшают мозговую деятельность. Для водителей это особенно полезно. Лично я пользуюсь сервисом «Викиум» — здесь полно различных упражнений, которые позволят держать мозг в тонусе в течение всего дня. Все упражнения делятся по категориям (от повышения внимания до развития эмоционального интеллекта) и созданы на основе методик отечественных и зарубежных нейропсихологов. Для каждого пользователя здесь составляется своя программа, которая основывается на его индивидуальных особенностях. Одно из главных достоинств сервиса – это возможность следить за своей статистикой развития, а также участвовать в своеобразных «дуэлях» с другими пользователями. В этом есть очень большой плюс, т.к. это не делает занятия рутинными и стимулирует «прокачивать» себя все сильнее. Так что рекомендую уделять хотя бы 10-20 минут в день подобным тренировкам на Викиуме и вы сами заметите, как возрастет ваша внимательность и концентрация.

Одно из упражнений на Викиуме. которое хорошо влияет на развитие внимательности

  • Возьмите за привычку постоянно контролировать дорожную ситуацию – это самый главный признак опытного водителя. Т.е. нужно смотреть не только вперед, но и постоянно «мониторить» зеркала. Мой совет – старайтесь хотя бы краем глаза смотреть в зеркала каждый 7-8 секунд (даже если вы просто двигаетесь прямо и не собираетесь выполнять никакой маневр), тем самым вы всегда будете знать о ситуации вокруг себя. Выработав в себе данное правило, вы невольно сможете предугадывать дальнейшие действия других автомобилей и при необходимости среагируете гораздо быстрее обычного.

Напоследок хочу сказать про еще одно интересное наблюдение — считается, что уровень максимальной концентрации у водителя достигается в тех случаях, когда он находится в малознакомом месте — например, в другом городе. Этот факт невольно заставляет быть особенно сосредоточенным и внимательным. И наоборот — уровень концентрации и внимательности сильно снижается, когда автомобилист передвигается по хорошо знакомому месту, в котором бывает чаще всего — например, по родному району города.

Буду благодарен, если поставите «палец вверх» и подпишитесь на канал «Грамотный водитель» — этим вы помогаете развивать канал и делать его лучше.

Внимательность на дороге, с чего начать учиться

Призадумался тут недавно о внимательности на дороге. Фактор достаточно нужный для безопасного вождения. Однако одно дело внимательность от природы, а совсем другое дело — внимательность за рулем. Вот к чему я пришел в процессе рассуждений.

Наверное, логично начать с определения слова внимательность, или точнее что я вкладываю в это понятие. Смысл такой: внимательность за рулем дает возможность вовремя предотвратить сложившуюся ситуацию, или же просто не допустить её.

С чего начинать учиться внимательности

Первое, что необходимо сделать, это начать ездить на правильной скорости, которая полностью адекватна как вашей реакции, так и текущей обстановке. Я не ГИБДД, чтобы говорить вам, что ездить нужно по правилам, соблюдая скоростной режим. Сам порой превышаю. Но при этом превышение превышению рознь. Знаки ограничения скорости дают мне информацию о том, что на следующем участке дороги есть какие-то факторы, которые и обязывают снизить скорость. Это может быть или школа, или достаточно извилистая дорога, на которой просматривается всего 100-200 метров полотна впереди. Это может быть слишком близкое расположение частных домов к дороге. В конце концов, впереди может быть разбитая дорога или гравийка и ехать быстрее положенного просто опасно. Да много чего. И моя обязанность, как водителя, понять, чего стоит опасаться на этом участке. Разумеется, лишено всякого смысла лететь на скорости 100 км/ч там, где стоит ограничение в 40км/ч. Если не понятно, почему стоит знак, просто снижаем скорость, до требуемой и наслаждаемся плавной ездой. Если же опасность впереди прочитана на 100% правильно, едем с такой скоростью, на которой сможем вовремя среагировать и избежать каких-либо последствий. Кстати, иногда бывает так, что разрешенная скорость достаточно абсудрна, и двигаться с ней опасно. К примеру, трасса со своими 90 км/ч, остановка на которой множество дачников, которые едут с дачного поселка черед дорогу.

Следующий пункт, это умение быстро читать информацию, какая бы она ни была. Смотрим мы в зеркало заднего вида — значит время просмотра должно быть минимально, ведь пока мы оцениваем обстановку сзади, спереди она меняется, и потребуется еще какое то время, чтобы адаптироваться к новым условиям. Чем быстрее мы умеем получать информацию, тем меньше времени тратим на отведение взгляда в сторону. Это касается просмотра заднего зеркала, изучения обстановки на пересекаемой главной дороге, оценки дорожных знаков, получения информации о скорости на приборной доске и много другого, на что мы вынуждены отводить взгляд.

Далее стоит упомянуть умение предугадывать ситуации, и чем быстрее мы это делаем, тем дешевле нам обойдется езда. К примеру, обгоняет нас в потоке автомобиль, двигаясь при этом на скорости, значительно превышающей нашу. Полосы две, мы в правой, в левой едет машина, которая заставит обгоняющего сразу перед нами совершить перестроение. Причем дистанция между нами и машиной в левом ряду не велика, а значит есть вероятность, что обгоняющий нас подрежет. Следовательно, имеет смысл заранее скинуть скорость, увеличив при этом дистанцию с машиной в левом ряду и в разы сократить вероятность подрезания. Для того, чтобы уметь читать такие ситуации, достаточно полезно просматривать, на том же ютубе, ролики про аварии и «водятлов».

Следующее, что надо учитывать, это препятствия, которые скрывают от нашего взгляда пешеходов и другие дороги. Если мы видим на обочине большой мусорный бак, а дорога при этом расположена недалеко от школы, или в частном секторе, велика вероятность того, что из-за бака кто-нибудь может выскочить.

Наличие вблизи дороги людей и животных автоматически увеличивает риск ДТП с участием последних. Особенно если пешеход пьян. Животные тоже зачастую не понимают, что машины большие и смертоносные и спокойненько меняют свою траекторию. Ну о детишках на велосипедах и мопедистах даже говорить не стоит.

В общем, наша внимательность складывается из:

  • адекватной скорости
  • минимального времени отвлечения от дороги впереди
  • умения предугадывать ситуации