Курсы экстремального вождения цыганкова

Wings308 ›
Blog ›
Центр высшего водительского мастерства Э. С. Цыганкова

Думаю, многие слышали об этой старейшей школе и профессоре Цыганкове. Многие, наверное, даже книги его читали…
Вот и я, знаю об этом центре лет пятнадцать, много книг прочитала, некоторые элементы и приемы даже давно использовала в своей водительской практике и после многих лет за рулем мне казалось, что если не всё, то почти всё могу и умею. и кто со мной ездил даже могут сказать «Ленка, да ты хорошо ездишь»… Ан нет!))
Не всё могу, не всё умею и даже наоборот, что-то еще и делаю неправильно…
Но нет предела совершенству)) и вот судьба вела меня, вела (лет 10-12) и наконец довела на обучение в этот прославленный Центр))

Пока пройден первый этап, а именно
Начальная контраварийная подготовка (тренажерная подготовка)

Обучение проходило в тренажерном зале.
Учили нас делать так:

Не скажу, конечно, что уже так умею))) и рекорды естесно не побиты, но результаты и положительная таки динамика есть))
С изначальных 47 сек на 10 циклов руления (на тренажере) дошла до 33 сек… (5 циклов с 24 сек до 15 сек). Достижения, конечно, так себе)) у мужчин они гораздо лучше, но оттакот(с)))

Но самым главным результатом этих пяти вечеров интенсивного руления, не считая болящие руки, подпорченный маникюр и один синяк))), все-таки считаю переосмысление своего водительского «мастерства» и осмысление и осознанное устранение ошибок.

Следующим этапом будет подготовка на автодроме — Управление автомобилем в критических ситуациях (зимний автодром)
(следите за эфиром)))

Даааа… по окончании курса еще и сертификат выдали))

В общем, я довольна))
И всем, кто заботится о безопасности себя, своих пассажиров и окружаюших, рекомендую! Всеми двумями, теперь правильно держащими руль, руками!))

и небольшое примечание:
Опыт тут не сколько помогает, а даже наоборот, мешает! Чем больше лет за рулем, тем больше выработанных и, как правило, неверных привычек, и тем сложнее потом себя от этих привычек отучивать.
Так что, если у кого опыт даже меньше года, не бойтесь, идите учитесь!

Зы: цена вопроса — номинально 5800, но фактически бесценно!(с)

Зыы: и всем преподавателям огроменное спасибо))

Небольшое вступление.
На ралли «1000 озер» в Финляндии, где участвуют выдающиеся гонщики, наш экипаж в составе заслуженного мастера спорта С. Брунзы и мастера спорта международного класса А. Брума случайно оказался в лидирующей группе. Это произошло из-за штурманской ошибки: на контрольном пункте нас отметили на 34 минуты раньше графика. Естественно, что впоследствии экипаж был оштрафован и вернулся на свою законную 44-ю позицию. Но время, которое спортсмены провели «на хвосте» у лидеров, поразило их воображение. Представьте себе: на щебенчатой дороге, по которой до нас прошли девять автомобилей, остался всего один след. На прямолинейных участках это были две идеально прямые линии, несмотря на мощный разгон с пробуксовкой колес и короткое, но очень эффективное торможение. Эти прямые линии на поворотах плавно переходили в две колеи, вычерченные колесами с ювелирной точностью и полным совпадением. А ведь когда наши гонщики вернулись на свое законное место в хвосте каравана, перед ними на дороге появились десятки разных следов, фантастически извилистых, невероятно загнутых, а в некоторых местах уходящих с дороги в никуда, а точнее, в обрывы, скалы и деревья…
Здесь надо понять одну простую вещь: среди участников этапов чемпионата мира нет неподготовленных водителей! Но уровень мастерства элитных спортсменов резко выделяется из общей их массы по так называемой «геометрии движения» — рисованию идеальных скоростных траекторий.
По этой же «геометрии» легко определить неопытного водителя. Следы его автомобиля, которые некоторое время остаются на влажной песчаной или снежной дороге, говорят о многом. Траектория их извилисто-волнистая, при переключении передач прямолинейность нарушается, закуривание сигареты сдвигает автомобиль на половину ряда, ну а смахивание горящего пепла с брюк может отправить автомобиль на полосу встречного движения.
А ведь секреты умения удерживать автомобиль на прямолинейной траектории не так сложны.
Автомобиль, отклоняясь от заданной траектории, сам подсказывает, куда нужно повернуть руль. Но неопытный водитель совершает ошибки, слишком поздно реагируя на увод и задерживая руль в повернутом положении. Серия таких ошибок приводит к «вилянию». А профессионал тотчас после поворота руля возвращает его в положение «прямо», не дожидаясь реакции автомобиля.
В зависимости от особенностей дорожного покрытия и скорости движения применяются разные способы коррекции траектории:
— На асфальтовом покрытии при предельной скорости движения прямолинейность обеспечивается за счет тонкого перераспределения веса рук на рулевом колесе. Обе руки своим собственным весом чуть-чуть тянут руль вниз. Чтобы сделать мини-поворот руля, убирается часть веса одной руки и руль как чуткие весы делает колебание в сторону нужного маневра. Тотчас возвращается вес облегченной руки, и система приходит в равновесие, а автомобиль возвращается на прямую траекторию;
— На льду, где очень важно не допустить грубых и резких действий, руки работают как соперники. Одна тянет руль вниз, а другая сопротивляется (подтормаживает) резкой тяге, а затем, после мини-поворота, возвращает руль в исходное положение;
— На вязком грунте (снежная целина, песок, грязь), где автомобиль постоянно «рыскает», вырываясь из рук, они работают как партнеры, резко и сильно рывками направляя автомобиль, преодолевая реакцию колес на трудную дорогу. Такая работа требует высокой мобилизации, приложения значительных усилий;
— На щебенчатой дороге или покрытии с постоянно меняющимся коэффициентом сцепления многие знаменитые гонщики применяют необычный способ прямолинейного движения. Они непрерывно покачивают рулем мелкими по амплитуде и частыми по темпу движениями, пытаясь ощутить реакцию дороги и заставить автомобиль самому выбрать верную траекторию;
— При движении задним ходом в обратной посадке (с разворотом корпуса вправо), захват рулевого колеса осуществляется в верхней точке (12) одной левой рукой. Такое положение позволяет контролировать положение колес «прямо». Коррекция траектории выполняется поворотом руля и мгновенным возвратом его в исходное положение. Нельзя задерживать руль в повернутом положении. Лучше сделать серию небольших повторных действий «поворот-выравнивание» и выравнивать колеса, дожидаясь реакции автомобиля на их поворот. Если задержать выравнивание, то придется реагировать на увод передней части автомобиля действием в другую сторону с еще большей амплитудой, а автомобиль будет пытаться нарисовать извилистую линию вместо прямой;
— При экстренном разгоне и торможении, особенно на скользкой дороге, частичная пробуксовка или блокировка ведущих колес приводит к «рысканью» переднеприводного автомобиля и к раскачиванию задней оси — заднеприводного. Для удержания автомобиля на прямолинейной траектории при форсированном разгоне (когда педаль акселератора нажата «в пол»), а также при резком и импульсном торможении, спортсмены применяют рывковые действия двумя руками. Это делается для того, чтобы не допустить потерю поперечной устойчивости (занос автомобиля) и управляемости (снос передней оси). Нужно отметить, что только рулем не всегда можно решить эти проблемы, потому что каждый из основных органов управления (три педали, руль и рычаг переключения передач) может действовать либо во благо, либо во вред водителю. Эти органы, по сути, похожи на маленький оркестр, только вместо музыки — поведение автомобиля. Стоит только одному инструменту сфальшивить (отстать от общего темпа управляющих действий, грубо среагировать, проигнорировать других), как тотчас другим нужно исправлять допущенную ошибку. Поэтому при экстренном разгоне спортсмены применяют разные варианты управления педалью акселератора (ступенчатое, плавное, прерывистое нажатие), смягчают момент включения сцепления (задержка в фазе включения), а при импульсном торможении пользуются приемом «перегазовка», чтобы не допустить проскальзывания колес (блокировки).
Удержать автомобиль на нужной траектории в повороте — несложная задача, если скорость минимальна, а коэффициент сцепления шин с дорогой высок (сухой асфальт или бетон). Поэтому человек, не привыкший нажимать на педаль акселератора и медленно проползающий все повороты на дороге, никогда не задумывается о том, что нужна какая-то особая техника управления и какие-то необычные приемы руления. Однако даже вполне спокойный человек, никогда не стремившийся к лаврам чемпиона мира М. Шумахера, когда-нибудь оказывается в ситуации, когда скорость автомобиля слишком высокая или дорога очень скользкая. И тогда применяя обычные для себя действия, которые ему всегда раньше помогали, он вдруг с ужасом осознает, что автомобиль не реагирует на них и ситуация полностью выходит из-под контроля.
Способы удержания автомобиля на прямолинейной траектории при движении на максимальной скорости
— Чем выше скорость, тем меньше амплитуда руления.
— Желательны опережающие действия.
— Между поворотом руля и возвратом не должно быть паузы.
— Мягкие, расслабленные в локтях и плечах руки позволяют вести оперативки контроль за управляемостью передних колес.
Если пикабушники не будут против далее будут посты уже с картинками. Следующий пост об особенностях управления в повороте.

Цыганков, Эрнест Сергеевич

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Цыганков.

Эрнест Сергеевич Цыганков

Дата рождения

9 сентября 1935 (84 года)

Место рождения

Москва, СССР

Страна

Россия

Научная сфера

Физическая культура, технические виды спорта

Место работы

РГУФКСМиТ (ГЦОЛиФК), Центр высшего водительского мастерства

Альма-матер

ГЦОЛиФК

Научный руководитель

В.С. Фарфель

Известные ученики

Данилов В., Ганин В., Гольцов В., Антропов К.

Известен как

автор Методики контраварийной подготовки водителей

Награды и премии

Заслуженный тренер России, Заслуженный деятель науки России, Заслуженный профессор ГЦОЛиФК, Почётный работник высшей школы, Учёный года ГЦОЛиФК,

Профессор года ГЦОЛиФК

Эрнест Сергеевич Цыганков (род. 9 сентября 1935, Москва) — советский и российский тренер по авто и мотоспорту, автор системы контраварийного обучения, автор методики группового обучения водителей, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, заслуженный тренер России, заслуженный деятель науки России, академик БПА, руководитель и основатель «Центра высшего водительского мастерства».

Биография

Родился в Москве в семье студентов МВТУ им. Баумана, которые были направлены на учёбу по комсомольским путёвкам: отец с тульского оружейного завода, мать с завода г. Полтавы. Рабочие корни позволили маме стать кандидатом технических наук и старшим научным сотрудником ЦНИМЭ и конструировать газотурбинные двигатели. В годы войны мама работала начальником цеха Уралмашзавода по производству танков Т34. Папа был главным инженером приборостроительных заводов, последнее место работы — главный инженер фирмы академика Челомея по производству ракет. Родители были многократно награждены: папа имел 4 ордена Красного знамени. Старший брат Сергей окончил академию Минобороны, был полковником Генштаба, строил Байконур, воевал во Вьетнаме и на острове Даманский.

Дети: 2 сына и 1 дочь, в живых остался только старший сын — Дмитрий (живёт и работает в США). Имеет 5 внуков и 1 правнука. Старшая внучка — кандидат биологических наук, преподаёт в гимназии и зарубежных школах, в 30 лет подготовила докторскую диссертацию. Младший сын — Сергей владел 5 языками, организовал проект «Формула 1 в России».

Спортом начал заниматься в 8 лет, вначале плаванием, после увлекался многими видами: греблей, парусным спортом, конным спортом (чемпион ВУЗов Москвы), фехтованием, стрельбой, пятиборьем, мото и автоспортом. По окончании средней школы № 465 имел 5 первых спортивных разрядов и много призовых результатов. В 8 классе установил рекорд СССР по морскому семафору — 218 знаков в минуту. Карьера тренера началась в 11 лет и продолжается до сих пор. В начале карьеры был тренером по мотоспорту: в ГЦОЛиФК подготовил команду по мотокроссу, которая победила на межвузовских соревнованиях. Подготовил лучшую женскую команду мастеров спорта: В. Михельсон, Р. Ряжская, А. Алешина, О. Кожина. Затем был играющим тренером мотокоманды «Восход», ведущим игроком и тренером мотобольной команды.

Благодаря успехам учеников на трековых мотогонках, был приглашён на должность тренера сборной команды СССР и стал участником соревнований во многих странах мира: Италии, Англии, Швеции, Германии, Чехословакии. В команде, которую тренировал были выдающиеся спортсмены: ЗМС И. Плеханов (2 место в мире), ЗМС Г. Кадыров (10-кратный чемпион), МСМК Д. Чекранов, МСМК В. Соколов, МСМК В. Моисеев, МСМК А. Куриленко.

После двухлетних путешествий с командой научный руководитель профессор В. С. Фарфель предложил выбрать: либо бесконечные командировки, либо завершение диссертации и работу на кафедре физиологии спорта. Выбор пал на науку. Началась активная жизнь в автоспорте. Вначале «Детская автодорога», затем команда «Динамо», затем тренерство в «АЗЛК», и роль тренера сборной СССР по ралли. На этой работе задержался на 40 лет. За это время подготовил 17 мастеров спорта международного класса: В. Данилов, В. Ганин, Т. Вупп, И. Таммека, В. Филимонов, М. Девель, Я. Агишев, М. Титов, В. Соотс, Н. Елизаров, А. Кривобоков, В. Гольцов (11-кратный чемпион СССР и РФ), С. Штин, К. Антропов, С. Вукович (ЗМС), А. Герасенков, В. Федотов.

Многолетняя работа с выдающимися спортсменами позволила создать новое направление контраварийной науки. Было издано большое количество монографий и учебников для студентов ВУЗов. Методика прошла апробацию и внедрение в МВД (1975—1978 гг.), Минздраве СССР (1976—1979 гг.), КГБ (1978—1981 гг.), Минавтопроме (1982—1984 гг.), Минтяжстрое (1982 г.), ОККП (1983 г.), Минавтотрансе СССР (1980—1984 гг.), Минавтотрансе Украины (1986—1987 гг.), ГЛАВТУ МО СССР (1991 г.), в\ч 3111 (1994 г.), ФСНП (1997—1998 гг.), Центробанке РФ (1997—1998 гг.).

Была разработана зимняя контраварийная подготовка для сотрудников инофирм: Philip Morris, Pepsi, Shell, Zeneka, Intel и др.

Система контраварийной подготовки была представлена в 1992 г. в г. Вашингтон, США на выставке «Передовые технологии из России».

На базе Университета физической культуры под руководством автора были последовательно открыты: «Центр подготовки автогонщиков», Автоспортколледж и, работающий по сегодняшний день, «Центр высшего водительского мастерства». За период внедрения в практику обучение прошли более 12 тыс. водителей легковых и грузовых автомобилей, автобусов, автопоездов, военной техники. На сегодняшний день на территории России открыты 26 филиалов Центра высшего водительского мастерства в городах: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Новосибирск, Омск, Владивосток и др.

Награды и звания

  • Доктор педагогических наук
  • Кандидат технических наук
  • Профессор
  • Заслуженный тренер России
  • Заслуженный деятель науки России
  • Академик БПА
  • Заслуженный профессор ГЦОЛиФК
  • Почетный работник высшей школы
  • Ученый года ГЦОЛиФК
  • Профессор года ГЦОЛиФК

> Примечания

  1. Пленум совета ВМС СССР (07.1971).
  2. У раллистов появились новые тренеры (01.1980).
  3. Озон.

Ссылки

  • Кремль пересядет на родные «членовозы»
  • Система Цыганкова
  • Командир, извини, если нарушил
  • Экстремальное вождение на городских улицах
  • «Петров опоздал в „Формулу-1“ на 10 лет»
  • Как ездить зимой? Что предлагают автошколы
  • Глава военной автоинспекции рассказал об иностранной технике в ведомстве
  • «На дороге иногда нужно делать нелогичные вещи»
  • РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЁЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК)
  • Центр Высшего водительского мастерства

Staniset ›
Блог ›
ЦВВМ им. Цыганкова

Расскажу я вам про мои занятия в центре высшего водительского мастерства им. Цыганкова.

Водить брат меня научил в 14 лет, и вплоть до 18 лет я частенько колесил по своем району, благо Гайцев тогда еще там вапще не наблюдалось.
Так, к моменту получения прав я уже имел хоть какой-то опыт и полное спокойствия вождения в городе, первые официальные км на дорогах довались мне без всяких проблем. За свой первый водительский год я накатал порядка 30000 км. Это может показаца не много, но скажу, что весь этот пробег был в городе Москва, а вылазок по трассам можно было насчитать максимум на 1000км. Ездил реально много, по причине специфики работы. Мысль о повышении водительского мастерства не выходил из головы все это время.
И вот к моему 19-ти летию на вопрос «что же те дарить-то» я ответил без колебания «курсы контраварийной подготовки».
И тогда изучив рынок предложений по этому вопросу, брат сказал: «идешь в центр высшего водительского мастерства им. Цыганкова» (cvvm.ru/)

Первый обязательный курс — недельный цикл в тренажерном зале.
Туда входит (взято с сайта):
-Теоретические основы управления автомобилем в критических ситуациях;
-Интенсивная тренажерная подготовка по освоению экстренных управляющих действий (силовое, скоростное и комбинированное руление. Реакции на потерю устойчивости и управляемости. Координация действий при дефиците времени);
-Психологическая подготовка для преодоления стресса;

От себя:
Смею писать, что по-хорошему пройти это должен каждый водитель.

1)Тренажеры
В первое занятие нам сказали:»садитесь на тренажер и крутите руль как можно быстрее, как умеете».
Тоже самое нам сказали на последнем занятии, а потом показали запись с камеры (руление до и после). Колоссальная разница просто повергала в шок. Скорость 10-ти поворотов руля от крайнего правого в крайний левый за эти занятия увеличалась в минимум два раза у всех!Точные цифры не помню ( но что-то в районе с 30 секунд до 12-15) Легко можно представить что в аварийной ситуации 15 секунд могут очень многое решить!
Руление четкое, без срывания рук с руля, запутывания и прочего.

2)Теория
Там рассказывают вещи, которые просто жизненно необходимо знать, но которые какого то хрена нам никто не говорит в обычных школах!
Учат распределять вес машины (проезд неровностей, ям и прочего).
Обучение правильным входам в повороты.
Обучение техники торможения (как с АБС так и без него)

3)Обучение проводят настоящие профессионалы, бывшие и нынешние раллисты. Мне в большинстве случаев лекции вел сам Цыганков Эрнест Сергеевич.
Все очень грамотно, понятно, с приложением фотографий, схем и видеороликов.

Так как день рождения у мя в конце апреля, то на тренажеры я записался в мае, а следовательно по сезону мне подходил летний автодром.

С сайта учебный план:

-Формирование чувства статических и динамических габаритов автомобиля;
-Приемы экстренного маневрирования, разгона и торможения;
-Безопасное прохождение поворотов в скоростном режиме (геометрия движения);
-Преодоление городских неровностей;
-Разрушение ошибочных навыков управления (индивидуальная коррекция);
-Изучение приемов активной безопасности;
-Контрольные упражнения в экстремальном режиме движения (безопасность гарантируется).

Занятия проходятся только на своем автомобиле. На тот момент у меня была 16-ти клапанная Нексия. Вот на ней я и проходил.
Собсна автодром — реализация всего обученного в тренажерном зале в реальной жизни.
Не ожидал я, что даже такая неспортивная машина как Нексия способна на такие вещи. А уж тем более не знал, что может творить женщина 40-50 лет на мегане (занималась со мной в группе)

Какие упражнения:
-Разгон — экстренное торможение (для меня тогда было особо актуально, в связи с отсутствием АБС). Умение, которые получаешь: чувстовать когда твои колеса заблокированы и тормозить на грани блокировки.
-Прохождения поворотов (в т.ч. змейка) на высокой скорости. Это не для того что бы вы умели в городе съезжать с мкада на скорости 100 =) Это чувство автомобиля, управления и геометрии прохождения поворотов.
-Распределение веса машины. Раскачка автомобиля в целях прохождения ям (поперечное раскачивание) и неровностей (продольное). Это умение не раз спасало мне колеса, подвеску и зубы;)

Вообще остальное описано в учебном плане, особо добавить нечего.

Прошло лето и осень. И на носу была зима. И тогда я записался на зимний автодром. Повезло что была запись на новогоние каникулы, тем самым не помешав ни институту, ни работе.

Учебный план с сайта:

-Приемы активной безопасности для управления автомобилем на скользкой дороге;
-Способы экстренного торможения (импульсное, комбинированное, боковым скольжением);
-Стабилизация автомобиля при потере устойчивости и управляемости (снос, боковое скольжение, занос, вращение);
-Приобретение психологической устойчивости для действий в критических ситуациях;
-Прогнозирование поведения автомобиля в экстремальных условиях движения.

Опять же «маст хэв» каждому водителю.
После этих занятий хоть понимаешь, что такое вождение зимой и как совладать с железным конем в не легких условиях.
Зима — самое опасное время года для каждого автомобилиста. И мы все не раз сталкивались с такими ситуациями, как «какого хрена она не тормозит сволочь» и «мля почему я еду боком?».
Конечно после этих занятий ты не будешь ездить зимой так же легко как и летом, да и излишнюю уверенность а-ля «я крут, так как прошел зимние курсы» лучше засунуть подальше, НО эти навыки должны присутствовать у вас в арсенале. И еще по-хорошему нужно их иногда вспоминать и практиковать на пустых площадочках.

Немножко обидно, что все эти занятия я прошел на переднем приводе. Все-таки постоянный привод отличаеца совсем немножко летом и множко зимой.
Есть планы сходить в Академию скорости или Драйвинг арт на несколько занятий по зимнему автодрому на постоянном приводе, но в связи с финансовым кризисом чуток практикуюсь самостоятельно, только вот что-то погода совсем не балует снегом…

______________________________________________
Это не занятия экстремальному вождению! Это занятия не для того, что бы вы стали мего раллистом или гоняли в городе как сумасшедший, показывая чему тебя научили. Это реально контрааварийная подготовка водителей, просто необходимая в повседневной езде!