Поведение водителей на дороге

Эмоции и поведение водителя

Эмоции отражают значимость для человека, всего, что его волнует, и выражаются в форме переживаний. Совсем необязательно, что эмоции будут связаны с автомобилем и дорожной обстановкой. А вот влиять на поведение водителя эмоциональные состояния обязательно будут.

Эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к событиям и людям, к самому себе. В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и индивидуальных особенностей (темперамента, способностей, состояния здоровья) людей, а также от окружающей обстановки, одна и та же причина может вызывать разные эмоции.

Например, опасность у одних вызывает страх, а у других — радостное, приподнятое настроение.

Переживания человека сопровождается не только психическим компонентом, но и вегетативной реакцией организма. Поэтому чаще говорят об эмоциональном состоянии человека, которое включает в себя как психическую так и физиологическую составляющую.

Эмоциональные состояния различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления.

В связи с этим выделяют настроения, эмоции и аффекты.

Настроение — это устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального фона.

Эмоции — это кратковременное выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т. п. Возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления. Эмоции могут иметь разную интенсивность. Например, радость на низком уровне интенсивности – это просто приятно, а на самом высоком уровне – это счастье или даже эйфория. Горе на низком уровне интенсивности – неприятность, а на высоком – отчаяние.

На высоком уровне интенсивности эмоции может возникнуть эмоциональное состояние аффекта.

Аффект — быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека событием, словом или действием другого человека. Часто аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия (внимание фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект). При аффекте плохо продумываются последствия совершаемого, поведение человека становится импульсивным. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние.

Существует три компонента эмоциональных состояний:

  • знак (приятно — неприятно),
  • активность (возбуждение — торможение)
  • интенсивность (низкая — высокая)

Например, гнев. Эмоция носит отрицательный знак. По шкале интенсивности она может изменяться от легкого раздражения до сильной злости и даже ярости. По шкале активации — это может быть взрыв агрессии, либо ступор (и то радости и от гнева мы можем «остолбенеть» или «замереть»).

Для управления автомобилем очень важным является активационный аспект эмоций. Именно от того, насколько водитель возбужден или заторможен, зависит его способность правильно действовать в условиях управления автомобилем. Оптимальным является средний уровень активности эмоций.

Крайне важна также интенсивность эмоции. Интенсивность эмоции связана с тем, как человек принимает решения и способен ли он это желать вообще.

Приемлемая интенсивность эмоции – от низкой до средней.

Целью нашей работы по саморегуляции будет снижение активности и интенсивности эмоций до среднего уровня. Эмоции и все что вызвало их не должно заслонять собой то, что происходит на дороге «здесь и сейчас».

Статья на тему «Эмоциональные состояния водителей и их виды»

Эмоциональные состояния водителей и их виды

Для управления автомобилем очень большое значение имеет эмоциональное состояние водителя. Эмоцией называется переживание человеком своего отношения к тому, что он делает, познает, то есть к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям, их поступкам, к своей работе, к своим действиям, самому себе. Эмоции являются важнейшей составляющей психической деятельности и тесно связаны с мышлением. По длительности и силе проявления эмоций различают настроение и аффекты. Настроение является длительной, спокойно протекающей эмоцией, которая может иметь положительную или отрицательную окраску и в соответствии с этим по-разному влиять на поведение. Аффект– это короткие, бурно протекающие эмоциональные вспышки и переживания.

Стеническне эмоции (от греч. sthenos — сила) — положительные эмоциональные состояния, связанные с повышением уровня жизнедеятельности и характеризующиеся возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. Их физиологические признаки таковы: дыхание становится более частым, глубоким и легким, активизируется работа сердца, в целом организм в физиологическом плане подготавливается к большим затратам энергии.

Астенические эмоции — негативные эмоциональные состояния, свидетельствующие об отказе от активного преодоления препятствий в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки (подавленность, уныние, печаль, н ело кал и зо ванный страх). Астенические эмоциональные состояния сопровождаются заметным снижением мышечного тонуса, замедлением дыхания, общей вялостью, угнетенностью и т.д.

В зависимости от модальности, качества переживаний К.Изардом были выделены десять фундаментальных эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К.Изард относит к положительным, остальные семь— к отрицательным.

Интерес-возбуждение — чувство захваченности, любопытства, начинающий водитель испытывает интерес и захваченность процессом вождения, это наиболее часто испытываемая положительная эмоция, выступающая исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, мышления. Интерес является единственной мотивацией, которая может поддерживать осуществление повседневной, привычной, рутинной работы. У человека, испытывающего эмоцию интереса, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить свой опыт; подойти по-новому к человеку или объекту, возбудившему интерес. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным.

Радость у начинающего водителя характеризуется чувством уверенности и значительности, ощущением способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается удовлетворенностью собой, окружающими людьми и миром. Она часто сопровождается чувствами силы и энергетического подъема. Следствием сочетания радости и ощущения собственной силы является связь радости с чувствами превосходства и свободы, ощущением того, что человек больше, чем он есть в обычном состоянии. Радость— это чувство, которое возникает при реализации своих возможностей. Препятствия к самореализации являются препятствиями для появления радости.

Удивление часто встречается в эмоциональной палитре начинающих водителей является преходящей эмоцией: оно быстро наступает и столь же быстро проходит. В отличие от других эмоций удивление не мотивирует поведение в течение долгого времени. Функция удивления состоит в подготовке субъекта к успешным действиям, к новым или внезапным событиям.

Страдание (на фоне неудач начинающего водителя) представляет собой наиболее распространенную отрицательную эмоцию. Оно обычно является доминирующим при горе и депрессии. Психологические причины страдания включают многие проблемные ситуации каждодневной жизни, потребностные состояния, другие эмоции, воображение и т.д. Переживание страдания описывается как уныние, упадок духа, обескураженность, одиночество, чувство изоляции. Страдание сообщает и самому страдающему человеку, и тем, кто его окружает, что ему плохо, и побуждает человека предпринять определенные действия: сделать что-то для уменьшения страдания, устранить его причину или изменить свое отношение к объекту, служащему причиной. Самой тяжелой формой страдания является горе. Его источником выступает утрата. Наиболее глубокое горе возникает, например, при потере любимого человека. Состояние горя каждый человек переживает очень тяжело.

Гнев— сильная отрицательная эмоция, сильно влияющая на характер вождения, оно становится агрессивным, возникающая в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемой цели. Среди причин гнева— личное оскорбление, разрушение состояний интереса или радости, обман, принуждение сделать что-либо против желания. При переживании гнева человек ощущает свою силу и хочет напасть на источник гнева. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя субъект, тем большую потребность в физическом действии он ощущает. В ярости мобилизация энергии настолько велика, что человек чувствует, что он взорвется, если не проявит каким-либо способом свой гнев.

Отвращение как эмоциональное состояние связано с переживанием необходимости устранить объект или изменить его. Оно есть результат резкого рассогласования в сознании человека ценностно-значимого, нормального и уродливо-несовершенного, происходящего на фоне этого нормального. Отвращение могут вызвать как материальные предметы, так и социальные действия, поступки других людей. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

Презрение связано с ситуациями, в которых человеку необходимо чувствовать себя сильнее, умнее, лучше в каком-то отношении, чем презираемое лицо. Презрение — это чувство превосходства над другим человеком, группой или предметом, их обесценивание. Презирающий человек как бы отстраняется, создает расстояние между собой и другими. Презрение, как гнев и отвращение, в известной мере оказывается чувством враждебности: человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

Страх является наиболее распространенной среди эмоциональных состояний начинающих водителей и является самой сильной и опасной из всех эмоций, которая оказывает большое влияние на сознание и поведение человека. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасности. Страх переживается как предчувствие беды, неуверенности, полной незащищенности. Со страхом связаны чувства недостаточной надежности, чувство опасности и надвигающегося несчастья, при которых человек ощущает угрозу своему существованию. Ощущение страха может варьировать от неприятного предчувствия до ужаса.

Стыд как эмоция повергает человека в такое состояние, когда он кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным. Он сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко — ощущением неудачи, поражения. Стыд может вызвать презрение к самому себе.

Вина возникает при совершении неправильных действий. Обычно люди чувствуют вину, когда осознают, что нарушили правило и переступили границы своих собственных убеждений. Они могут также чувствовать вину за отказ от принятия на себя ответственности. Вина связана прежде всего с осуждением своего поступка самим человеком независимо от того, как к этому поступку отнеслись или могут отнестись окружающие. Вина включает такие реакции, как раскаяние, осуждение самого себя и понижение самооценки. Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность. Переживание вины состоит из мучительного чувства неправоты по отношению к другим или самому себе.

Формы проявления эмоций также весьма разнообразны и могут быть представлены в следующей классификации.

Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями. Аффективное состояние сопровождается существенным снижением возможности сознательного контроля субъекта за своими действиями. Аффект развивается при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Аффект может подготавливаться исподволь: повторение ситуаций, вызывающих резко отрицательное эмоциональное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, который может разрядиться в бурном неуправляемом аффективном взрыве. Сильные аффекты захватывают всю личность, что сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия. Аффективные проявления положительных эмоций — восторг, воодушевление, безудержное веселье; отрицательных — ярость, гнев, ужас, отчаяние. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном.

Собственно эмоции — более длительные и менее интенсивные состояния по сравнению с аффектами. Эмоции имеют ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации, к своей деятельности и к своим действиям.

Чувство — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Оно отличается относительной устойчивостью и постоянством. Чувства человека возникают как обобщение эмоций — становление и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих ситуативное значение предметов в конкретно сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие постоянную мотивационную значимость. Несовпадение ситуативных и устойчивых эмоциональных переживаний получило в психологии наименование амбивалентность чувств.

Чувства — это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, «захваченность» ими. В регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности. В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, другие же остаются потенциальными, нереализованными.

Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

Стресс – состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не

Говоря о различных видах эмоциональных образований и состояний, нужно выделить настроение. Под настроением понимают общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в “строе” всех ее проявлений. Две основные черты характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно – иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а личностно – это, во-первых, и, во-вторых, оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.

Настроение теснейшим образом связанно с тем, как складываются для личности жизненно важные отношения с окружающими и с ходом собственной деятельности. Проявляясь в ”строе” этой деятельности, вплетенной в действенные взаимоотношения с окружающими, настроение в ней же и формируется. При этом существенным для настроения, конечно, не сам по себе объективный ход событий независимо от отношения к нему личности, а также и то, как человек расценивает происходящее и относится к нему. Поэтому настроение человека существенно зависит от его индивидуальных характерологических особенностей, в частности от того, как он относится к трудностям – склонен ли он, их переоценивать и падать духом, легко демобилизуясь, либо перед лицом трудностей он, не предаваясь беспечности, умеет сохранить уверенность в том, что с ними справится.

Фрустрация – конфликтное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими, кажущимися непреодолимыми препятствиями на пути к достижению высокозначимых целей. В случае невозможности устранить причины фрустрации (невозвратимая потеря) может возникнуть глубокое депрессивное состояние. Следствием этого может стать ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т.п. Часто в состоянии фрустрации, вследствие невозможности преодолеть истинные причины этого состояния, человек ищет какие-либо компенсирующие выходы из положения. Например, уходит в мир грез, могут усилиться работа защитных механизмов Эго (по Фрейду). Чаще всего из известных защит активизируется механизм регрессии.

Свойства эмоций и чувств.

1. Возможность переноса, обобщенность. Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс подобных объектов.

2. Притупляемость. Под влияние длительно действующих раздражителей чувства перестают быть яркими (любая песня надоедает, если ее постоянно слышишь, часто повторяемая шутка уже не вызывает смех). Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку отрицательные чувства сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая человека к изменениям.

3. Взаимодействие. Различные чувства, возникающие при воздействии разнообразных раздражителей, влияют друг на друга. Например, чувство досады о неэтичного поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Происходит контраст чувств.

4. Суммирование. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммирования, может укрепляться

Автотранспорт — правила, нормы, положения

Правила поведения водителей.

В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий автором статьи предлагаются следующие нормы поведения водителей автомобилей:

1. Водителям автотранспорта добровольно,один раз в год (как минимум), повторять (изучать) правила дорожного движения. Это необходимо делать из-за:

а) постоянного внесения в Правила дополнений и изменений;

б) забывания отдельных пунктов Правил;

В первую очередь необходимость добровольного повторения Правил нужна водителям (владельцам) индивидуального автотранспорта. Другого механизма для них нет.

Водители по найму ежегодно должны проходить обучение по Правилам дорожного движения по 20-часовой программе. И организует эту учебу работодатель в соответствии со статьей 20 Закона о безопасности дорожного движения и в соответствии с совместным документом Министерства транспорта РФ и Министерства образования РФ «Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций», который введен в действие с 01.01.2002 года (РД № 26127100-1070-01.2.10.01).

2. Относиться к Правилам дорожного движения Российской Федерации со всей ответственностью и серъезностью. Правила написаны в 1940 году и постоянно, в том числе на основании анализа дорожно-транспортных происшествий, меняются, совершенствуются и дополняются. Документ на сегодняшний день выстраданный, грамотный, понятный, содержание его учитывает все аспекты дорожного движения. Соблюдение правил дорожного движения каждым водителем приведет к снижению аварийности на дорогах. Несоблюдение же Правил приводит к ДТП и проблемам.

3. Перед выездом водитель должен отдохнуть. Нормы межсменного отдыха водителя по найму изложены в статье «Труд и отдых водителя» на данном сайте.

4. Водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии. После употребления даже небольших доз алкоголя время реакции увеличивается в 2-4 раза.

5. Внимательно наблюдать за обстановкой на дороге, используя для этого возникающее перед глазами пространство с разбивкой его на 3 зоны:

а) зону планирования – отдаленную часть пространства по ходу движения, в которую водитель собирается въехать через 30-120 секунд. В этой зоне прогнозируются и планируются дальнейшие действия.

б) зону обзора, в которую водитель въедет через 12-15 секунд. В этой зоне внимание сосредотачивается только на источниках потенциальной опасности и препятствиях.

в) зону действия, в которую водитель въедет через 2-4 секунды. При обнаружении опасности в этой зоне принять меры по предотвращению ДТП. Попытаться избежать столкновения 3-мя способами: затормозить; свернуть; увеличить скорость.

6. Не пользоваться во время движения телефоном. Во время разговора концентрация внимания переключается с дороги на тему беседы.

7. Не надо соревноваться на дороге. Дорога не автодром.

8. При управлении автомобилем на трассе в течении 3-х часов подряд остановиться на 15-минутный отдых. Далее через каждые 2 часа движения – 15-минутный отдых. Общая продолжительность управления автомобилем для водителя по найму в течении суток — в статье «Труд и отдых водителя» на данном сайте.

9. Не препятствовать обгону (п.11.3. ПДД). Маневр опасный, времени для его выполнения мало. Лучше всего слегка сбросить газ и слегка податься вправо.

10. Снизить скорость и податься вправо, если видишь, что едущий навстречу автомобиль не успевает завершить обгон.

11. Терпеливо и с пониманием относиться к ошибкам других водителей. Уступить дорогу, если об этом просит другой водитель, даже если он не прав.

12. Исповедовать принцип – преднамеренно (сознательно) не нарушать Правила дорожного движения.

13. Изучить типы нервной системы, темперамента и характера человека и использовать эти знания в целях обеспечения безопасности на дорогах. Существуют четыре различных типа темперамента – сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Несколько типов характера и т.д.

Автотранс-консультант.ру.

Презентация по теме » Модели поведения пешехода, пассажира, велосипедиста и водителя»

ТЕМА: Правила и безопасность дорожного движения.

Разработчик: преподаватель-организатор ОБЖ Митяев Игорь Иванович

Печорское речное училище -филиал ФГБОУ ВО

«ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова»

2017 год

  • Модели поведения пешеходов при организации дорожного движения.
  • Модели поведения велосипедистов при организации дорожного движения.
  • Модели поведения пассажиров при организации дорожного движения.
  • Модели поведения водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

  • Модели поведения пешеходов

при организации дорожного движения.

Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов. 4.1.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части). 4.1.

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств. 4.1.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств. 4.1.

Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного. 4.2.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых. 4.2.

Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. 4.3.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны. 4.3 .

В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора. 4.4.

На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. 4.5.

Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика). 4.6.

При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть. 4.7.

Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть. 4.8.

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 — 4.7 Правил.

2. Модели поведения велосипедистов при организации дорожного движения.

Обязанности велосипедистов.

24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

  • по правому краю проезжей части — в следующих случаях:
  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним; габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м; движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
  • габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
  • движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
  • по обочине — в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
  • по тротуару или пешеходной дорожке — в следующих случаях:
  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине; велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом. Однако если вы просто катите свой велосипед рядом, то автоматически приравниваетесь к пешеходу, а значит, идти по тротуару можете. То же самое относится к пересечению нерегулируемого пешеходного перехода: спешившись, вы можете пользоваться привилегиями пешеходов и переходить дорогу с велосипедом, обладая преимуществом перед автотранспортом
  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
  • велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
  • Однако если вы просто катите свой велосипед рядом, то автоматически приравниваетесь к пешеходу, а значит, идти по тротуару можете. То же самое относится к пересечению нерегулируемого пешеходного перехода: спешившись, вы можете пользоваться привилегиями пешеходов и переходить дорогу с велосипедом, обладая преимуществом перед автотранспортом

24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

24.8. Велосипедистам запрещается:

  • управлять велосипедом не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.

24.9. Запрещается буксировка велосипедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

3. Модели поведения пассажиров при организации дорожного движения

4. Модели поведения водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

Эмоциональные состояния водителей и их виды

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

⇐ Предыдущая12

Для управления автомобилем очень большое значение имеет эмоциональное состояние водителя. Эмоцией называется переживание человеком своего отношения к тому, что он делает, познает, то есть к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям, их поступкам, к своей работе, к своим действиям, самому себе. Эмоции являются важнейшей составляющей психической деятельности и тесно связаны с мышлением. По длительности и силе проявления эмоций различают настроение и аффекты. Настроение является длительной, спокойно протекающей эмоцией, которая может иметь положительную или отрицательную окраску и в соответствии с этим по-разному влиять на поведение. Аффект– это короткие, бурно протекающие эмоциональные вспышки и переживания.

Стеническне эмоции (от греч. sthenos — сила) — положительные эмоциональные состояния, связанные с повышением уровня жизнедеятельности и характеризующиеся возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. Их физиологические признаки таковы: дыхание становится более частым, глубоким и легким, активизируется работа сердца, в целом организм в физиологическом плане подготавливается к большим затратам энергии.

Радость у начинающего водителя характеризуется чувством уверенности и значительности, ощущением способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается удовлетворенностью собой, окружающими людьми и миром. Она часто сопровождается чувствами силы и энергетического подъема. Следствием сочетания радости и ощущения собственной силы является связь радости с чувствами превосходства и свободы, ощущением того, что человек больше, чем он есть в обычном состоянии. Радость— это чувство, которое возникает при реализации своих возможностей. Препятствия к самореализации являются препятствиями для появления радости.

Гнев— сильная отрицательная эмоция, сильно влияющая на характер вождения, оно становится агрессивным, возникающая в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемой цели. Среди причин гнева— личное оскорбление, разрушение состояний интереса или радости, обман, принуждение сделать что-либо против желания. При переживании гнева человек ощущает свою силу и хочет напасть на источник гнева. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя субъект, тем большую потребность в физическом действии он ощущает. В ярости мобилизация энергии настолько велика, что человек чувствует, что он взорвется, если не проявит каким-либо способом свой гнев.

Страх является наиболее распространенной среди эмоциональных состояний начинающих водителей и является самой сильной и опасной из всех эмоций, которая оказывает большое влияние на сознание и поведение человека. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасности. Страх переживается как предчувствие беды, неуверенности, полной незащищенности. Со страхом связаны чувства недостаточной надежности, чувство опасности и надвигающегося несчастья, при которых человек ощущает угрозу своему существованию. Ощущение страха может варьировать от неприятного предчувствия до ужаса.

Стресс– состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не

Говоря о различных видах эмоциональных образований и состояний, нужно выделить настроение. Под настроением понимают общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в “строе” всех ее проявлений. Две основные черты характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно – иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а личностно – это, во-первых, и, во-вторых, оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.

Настроение теснейшим образом связанно с тем, как складываются для личности жизненно важные отношения с окружающими и с ходом собственной деятельности. Проявляясь в ”строе” этой деятельности, вплетенной в действенные взаимоотношения с окружающими, настроение в ней же и формируется. При этом существенным для настроения, конечно, не сам по себе объективный ход событий независимо от отношения к нему личности, а также и то, как человек расценивает происходящее и относится к нему. Поэтому настроение человека существенно зависит от его индивидуальных характерологических особенностей, в частности от того, как он относится к трудностям – склонен ли он, их переоценивать и падать духом, легко демобилизуясь, либо перед лицом трудностей он, не предаваясь беспечности, умеет сохранить уверенность в том, что с ними справится.

Приемы общения в ситуации острого конфликта

  1. I. ЭТАПЫ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТА
  2. PR, реклама и маркетинг: история конфликта
  3. Алгоритм обработки одного блока сообщения
  4. АНАЛИЗ КОНФЛИКТА
  5. Анализ рыночной ситуации.
  6. Анализ ситуации 2000 года («Программа Грефа»)
  7. Анализ ситуации на рынке промышленной продукции
  8. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ. N-СКИЙ ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД (N-ПЗ)
  9. Антикризисное управление конфликтами
  10. Аспекты конфликта
  11. Барьеры общения
  12. Блоки, изменяющие порядок прохождения блоков сообщениями

«Информационная ловушка». Первая задача, которую вам необходимо решить, состоит в том, чтобы сформировать процесс общения. Для этого необходимо заставить нападающего перейти от предъявления вам своих требований к выслушиванию ваших ответов. Короче, надо добиться, чтобы он вас слушал и отвечал на ваши слова. Это почти наверняка удастся вам сделать, если вы дадите ему понять, что владеете важной для него информацией. Не имеет значения, так ли это на самом деле. Важно лишь, чтобы он поверил, что это так. Тогда у вас появится возможность, по крайней мере, хоть как-то затянуть время переговоров, а время в данном случае есть ваш ресурс: может случиться, что оно сработает на вас и произойдет нечто такое, что вас выручит.

«Лакомый кусок».Быть может, вы сумеете предложить противнику что-нибудь такое, что представляет для него больший интерес, чем немедленная расправа с вами. Этот «лакомый кусок» должен быть достаточно соблазнительным, чтобы ради получения его ваш противник вступил в какое-то соглашение с вами. Такая тактика часто обыгрывается в детективных романах и кинофильмах: герой, попав в руки врага, заявляет, что, скажем, он (враг) получит искомые им материалы или сокровища только при определенных условиях (разумеется, предполагающих освобождение героя). Хорошо, если ваше обещание «лакомого куска» будет подкреплено какими-то аргументами («Ключ от квартиры, где деньги лежат»; карта «острова Сокровищ», указывающая место, где они зарыты).

«Срыв сценария».Это тактика, могущая дать хороший эффект не только в условиях острого конфликта, но и в иных конфликтных ситуациях. Дело в том, что люди всегда — за исключением случаев, когда они находятся в невменяемом состоянии, — сначала создают сценарий, по которому они будут действовать, а потом уже действуют. Поднимая трубку телефона, держат в уме примерный сценарий разговора. Идя на прием к врачу, соображают, как опишут ему свой недуг и что следует ожидать от врача. Отправляясь на вечеринку, в библиотеку, в музей, заранее составляют какой-то сценарий своего поведения там и более или менее последовательно осуществляют его. Сценарии поведения обычно многовариантны, они могут быть набросаны в очень общих чертах и в дальнейшем сильно изменяться в зависимости от обстоятельств, но они есть, хотя человек далеко не всегда даже замечает, как и когда они складываются в его голове.

Ваш задача — сорвать сценарий. Для этого нужно, во-первых, понять, каков он, и, во-вторых, не принять предложенную вам роль, перехватить инициативу, сбить противника с толку и навязать ему свой сценарий

Это можно сделать многими способами. Проще всего путем совершенно неожиданной реплики переключить внимание противника на его собственную персону.

Итак, ваш шанс в ситуации острого конфликта — в мгновенном «прочтении» сценария противника и немедленной импровизации своего варианта «переговоров». Тактика «срыва сценария» может быть весьма эффективной, если вы сумеете точно сориентироваться в обстановке и безошибочно найти и осуществить тот вариант действий, против которого противник не сможет устоять. Но, разумеется, успех вам не гарантирован даже в том случае, если тактика сработала. Лучше не упускать из виду руки противника и быть готовым к активной обороне или побегу… Не стоит терять бдительности!

40. Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов: эмоции и поведение водителя;

Переживания человеком своего отношения к тому, что он познает, делает, т. е. к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям и их поступкам, к своей работе, самому себе, своим действиям, называются эмоциями. Эмоции выражаются в любви и ненависти, удовольствии и неудовольствии, радости и горе, уважении и неуважении, восхищении и презрении, страхе, гневе и т. д. Эмоции играют большую роль в деятельности человека вообще и в деятельности водителя автомобиля в особенности.

Причинами эмоционального возбуждения водителей могут быть и самые обычные дорожные ситуации, которым сам водитель не придает значения. Так, например, частота пульса у водителей после обычного движения в городе при выезде на автостраду увеличивается с 78 до 115 ударов в минуту. Особенно сильное эмоциональное возбуждение возникает при внезапном усложнении дорожной обстановки. Экспериментально установлено, что неожиданный занос автомобиля вызывает сильное эмоциональное возбуждение, которое особенно выражено у неопытных водителей.

‡агрузка…

Из сказанного не следует, что эмоции всегда ведут к нарушению состояния и работоспособности водителей. У большинства водителей эмоции по степени напряженности протекают в пределах нормы и не ведут к ошибкам при управлении автомобилем. Но есть категории людей, у которых как положительные, так и отрицательные эмоции протекают очень бурно. Сильное нервное возбуждение у таких лиц возникает даже по незначительному поводу, очень быстро, что нередко приводит к неадекватным действиям и поступкам. Таких людей называют неуравновешенными, или эмоционально неустойчивыми.

Эмоциональную устойчивость можно воспитывать. Любой человек при большом желании и настойчивости может преодолеть свою эмоциональную неуравновешенность. Для этого нужно учиться владеть собой, т. е. не впадать в чрезмерный восторг при положительных эмоциях и не падать духом при неудачах. Следует постоянно контролировать свое поведение, реакции на все, что может вызвать неадекватные эмоции. Нужно научиться сдерживать себя. Водителя с высокой эмоциональной возбудимостью раздражает каждая мелочь: пешеход, медленно переходящий дорогу; автомобиль, мешающий обгону; поврежденные участки дороги; красный сигнал светофора и т. д.

При воспитании эмоциональной устойчивости водитель должен постоянно контролировать свое состояние и усилием воли подавлять излишнее волнение. Для этого нужно учиться преодолевать отрицательные эмоции и воспитывать такие волевые качества, как уверенность, настойчивость, самообладание и выдержку. В состоянии чрезмерно сильного нервного возбуждения водитель не должен садиться за руль, так как это создает угрозу для безопасности дорожного движения.

41. Эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация);

Основные понятия: эмоции, импрессивный компонент эмоций, экспрессивный компонент эмоций, модальность эмоции, эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения, гнев, страх, радость, стресс, управление стрессом.

Способностью испытывать эмоции обладает и человек и животные. Обычно психологами используются такие методы распознавания и оценки эмоций как наблюдение за мимикой и жестами, за физиологическими проявлениями (изменение цвета кожи, потоотделение и пр.).

Достаточно трудно дать точное определение эмоциям, измерить их интенсивность. В психологической литературе существуют различные определения эмоций. Приведем некоторые из них.

• Эмоции (от франц. emotion, лат. emovere – возбуждать, волновать, потрясать) – это субъективное отношение человека к миру, переживаемое как удовлетворение или неудовлетворение потребностей.

• Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленных отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

• Эмоции – это физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека.

В различных определениях эмоций можно выделить три главных повторяющихся момента:

1) эмоции – это психические феномены, отражающие действительность; 2) указание на основные условия возникновения эмоций — наличие потребностей и знания об особенностях данной ситуации с точки зрения возможностей их удовлетворения; 3) непосредственная необходимость в них субъекту отношения между потребностью и возможностью её удовлетворения.

Каждая эмоция состоит из двух компонентов: импрессивного, характеризующего переживание субъективной неповторимости данной эмоции (так называемая модальность эмоций) и экспрессивного – произвольные реакции организма: реакции внутренних органов и систем; мышечные реакции (дрожь); выразительные движения (крик, мимика, позы, жесты, голосовые интонации).

Эмоции проявляются во множестве форм. В зависимости от длительности, интенсивности, предметности или неопределенности, а также качества эмоций, все эмоции можно разделить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения.

Эмоциональные реакции: быстро возникают и быстро проходят (через несколько минут); более или менее однозначно связаны с вызвавшим её событием или предметом (испуг от внезапного крика, радость от услышанных слов); интенсивность колеблется от едва заметной до чрезмерной (например, аффекты). Аффект – быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом (например, человек стал участником дорожно-транспортного происшествия). Силы аффекта могут достигать некоторые эмоции: гнев (ярость), радость (восторг), горе (отчаяние), тревога (растерянность), страх (ужас). Эмоциональные реакции часто являются реакциями в форме фрустрации (фрустрация – психическое состояние, возникающее в ответ на невозможность удовлетворить потребность, достигнуть цели, решить задачу).

Эмоциональные состояния характеризуются: большей длительностью (часы, дни); меньшей интенсивностью; иногда – беспредметностью (человек может не знать причины, вызвавшей эмоциональное состояние); некоторой неопределенностью модальности. По своей модальности эмоциональные состояния могут предстать в форме раздражительности, тревоги, благодушия, различных оттенков настроения – от депрессии до эйфории. Однако часто они представляют собой смешанные состояния.

Эмоциональные отношения иначе называют чувствами. Чувства – это устойчивые эмоциональные переживания, связанные с определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением для человека. Чувства – это выражение человеком своего положительного или отрицательного, т.е. оценочного отношения к каким-либо объектам. Чувства отличаются длительностью, они могут длиться годами или всю жизнь, например, чувство любви или ненависти. Чувства предметны, они всегда связаны с предметом или действием с ним. Прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет, одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях (чувство любви может выражаться в эмоциях тревоги, радости, разочарования).

Особо выделяют так называемые высшие чувства, которые отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего. Высшие чувства делят на нравственные (дружба, любовь, чувство долга, вины, стыда, зависти, жалости, ревности, угрызения совести) и эстетические (чувство гармонии, красоты, прекрасного, возвышенного, трагического, эстетического восторга, юмора).

Эмоции также делятся на стенические (от греч. – сила), повышающие жизнедеятельность организма (радость, любовь, стенический страх) и астенические, ослабляющие ее (астенический страх, оцепенение, гнев, горе). Эмоции бывают положительные (приятные) и отрицательные (неприятные).

Американский психолог К. Изард предлагает считать основными эмоциями следующие: интерес, радость, удивление, горе (страдание, депрессия), гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и застенчивость, вина. Однако многие психологи выделяют только три основных эмоции: гнев, страх, радость. Остальные эмоции рассматриваются или как варианты или сочетания этих трех эмоций. Например, ненависть, ярость и враждебность – это формы гнева. В основе ревности и вины лежит страх. Любовь и счастье – чувства, связанные с радостью. Скорбь – сочетание страха и гнева.

Гнев. Причиной гнева обычно являются фрустрации (от лат. frustio – обман, разрушение планов) – чувство, возникающее когда человек не может достичь желаемой цели. Иногда люди пытаются уйти от фрустрации, но чаще всего они начинают сердиться, выражая гнев с помощью различных способов, например, в виде агрессии. Существуют разные способы выражения гнева. Первый вариант — прямое выражение гнева (погрозить кулаком, пнуть, например, машину, если она не заводится). Второй вариант — косвенное выражение гнева (проявляется в том случае, когда человек не может прямо выразить гнев), вымещается на менее опасном человеке или на предмете. Например, на человека накричал начальник, он вымещает гнев на жене, которая ругает ребенка, а ребенок пинает собаку. Третий вариант – скрыть гнев, держать его в себе. Это – самый неэффективный и вредный вариант, т.к. может возникнуть стресс, депрессия, соматические расстройства.

Радость – самая позитивная из трех основных эмоций — это активная положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении и ощущении удовольствия. Она может длиться от нескольких секунд до нескольких часов. Более длительное ощущение радости называют счастьем. Исследования показали, что человек может испытывать радость в течение длительного времени только в том случае, если он одновременно ощущает удовлетворенность жизнью и душевный покой. Самое сильное влияние на ощущение радости и счастья оказывают взаимоотношения с другими людьми.

Страх. Он связан с ощущением опасности. Страхи бывают: порождаемые объективными обстоятельствами и субъективными представлениями (горящий дом, наводнение, злые собаки, заразные болезни и т.д.).

Стресс. Интенсивные переживания гнева, страха, радости приводят к эмоциональному стрессу, т.е. к психическому и физическому напряжению. Люди становятся менее осторожны за рулем, склонные переедать или теряют аппетит, курят и употребляют алкоголь больше обычного. Важные, значительные события в жизни человека являются причинами стресса (стрессорами): свадьба, рождение ребенка, развод, смерть близкого человека, переход на другую работу, болезнь, уход на пенсию, беременность и т.д. Однако мелкие бытовые неурядицы приводят к более сильному стрессу, чем серьезные события, т.к. к значительным событиям человек готовится заранее, а каждодневные бытовые неурядицы снижают силы человека, делают его более уязвимым для болезней. Всякое событие может быть источником стресса, все дело в его оценке.

Джозеф О’Коннор выделяет три способа преодоления стресса:

1. Решить проблему.

2. Изменить отношение к проблеме.

3. Смириться с проблемой, но постараться уменьшить влияние вызванного ею стресса.

Первый способ — решение проблемы — предполагает четкую формулировку проблемы, рассмотрение альтернатив и выбор одного или нескольких вариантов решения. Люди, которые сами или при помощи психологов решают свои проблемы, чаще других довольны жизнью. Второй способ – это изменить отношение к проблеме. Например, увольнение с работы можно рассматривать как: возможность найти более интересную работу, заняться повышением квалификации, начать свое дело и т.д. Третий способ – это смириться с проблемой, но принять меры, чтобы избежать вредного влияния стресса на организм (например, сменить обстановку, отдохнуть за городом, на природе или в другом городе, стране). Исследования показывают, что стресс ослабляет иммунную систему. В стрессовом состоянии в организме человека вырабатывается гормон кортизол, который способствует появлению дополнительной энергии, но ослабляет иммунитет. Исследования ученых из США и Великобритании показали, что высокий уровень стресса приводит к снижению сопротивляемости вирусным инфекциям, из-за чего вероятность заболеть может повыситься вдвое.

Функции эмоций. Общей характеристикой всех функций, которые выполняют эмоции, является функция оценки значимости для субъекта той или иной ситуации или объекта. Из этой общей функции вытекают более специфические функции: побуждающая, подкрепляющая, предвосхищающая, дифференцирующая и синтезирующая основы образа, мобилизация органов действия, «аварийного» разрешения ситуации, организующая, коммуникативная и другие. Например, коммуникативная функция эмоций проявляется в мимике, жестах, позах, выразительных вздохах, изменении интонации, которые являются средством общения. Они позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем эмоциональном отношении к приметам и явлениям окружающей действительности. Как показывают исследования, лучше всего распознается ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48 %) и удивление (34 %). В ходе психофизиологических экспериментов было также установлено, что для благополучного существования человека необходимо, чтобы на мозг действовали три рода раздражителей: вызывающие положительный эмоции (35%), отрицательные эмоции (5%) и эмоционально-нейтральные (60%). Одно из наиболее существенных различий между людьми кроется в том, как чувства и эмоции отражаются на их деятельности. Так, у одних людей чувства имеют двойственный характер, побуждают к действию, у других все ограничивается самим чувством, не вызывающем никаких изменений в поведении. Пассивность чувств, например, выражается в сентиментальности человека. Такие люди, как правило, склонны к эмоциональным переживаниям, но чувства, которые у них возникают, не влияют на их поведение.

Фрустра́ция — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Такая ситуация может рассматриваться как до некоторой степени травмирующая.

Фрустрация возникает в ситуации, которая воспринимается субъектом как угроза удовлетворению той или иной его потребности. Она проявляется в ряде эмоциональных процессов, таких какразочарование, тревога, раздражение и даже отчаяние

Как и разочарование, возникает при отсутствии некоего ожидаемого и желанного результата, однако в состоянии фрустрации люди всё ещё продолжают борьбу за получение желаемого, даже если не знают точно, что нужно сделать для достижения успеха

Нередко путают фрустрацию и депривацию, хотя причины их в корне различны. Если фрустрация связана с последствиями неудовлетворённых желаний или неудачами в достижении поставленной цели, то депривация вытекает из отсутствия самого предмета или возможности, необходимой для удовлетворения. Тем не менее, как фрустрационная, так и депривационная теория неврозасходятся в утверждении общего механизма, когда депривация ведёт к фрустрации; фрустрация ведёт к агрессии; агрессия ведёт к тревоге; и, наконец, тревога ведёт к возникновению защитных реакций. Несмотря на патогенную роль тревожных состояний, в психоанализе принято общее мнение, что развитие Эго начинается именно с фрустрации. Фактически, фрустрационные теории невроза исходят из предпосылки, что как депривация, так и фрустрация становятся патогенными только при превышении определённого порога интенсивности.

42. Изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных состояниях; управление поведением на дороге;

При управлении автомобилем у водителя беспрерывно возникают различные источники эмоционального напряжения – опасная ситуация на дороге, вынужденное экстренное торможение, подъезд к оживленному перекрестку, плохие погодные условия, ответственность за жизнь и здоровье пассажиров и т. д. Эмоции, переживания, возникающие у водителя во многом определяют степень его работоспособности. Порой даже незначительные повседневные неприятности могут самым существенным образом воздействовать на настроение.

Как правило, эмоции зависят от индивидуальных психологических особенностей человека и могут быть устойчивыми или кратковременными. Эмоционально устойчивые водители обычно уверены в себе и обладают твердым и решительным характером. В опасной ситуации они действуют точно и быстро, порой даже лучше, чем в обычных ситуациях. Эмоционально неустойчивые водители в большинстве случаев являются неуравновешенными людьми. Это может проявляться в быстрой смене настроений или в быстрой эмоциональной притупляемости. Эмоционально неустойчивые водители значительно чаще нарушают Правила дорожного движения и являются участниками ДТП. Психоэмоциональное состояние водителя должно определять выбор скорости. Уловив изменение самочувствия, следует либо сбавить скорость, либо остановиться, либо сосредоточиться и собраться.

Одним из важных качеств водителя является способность не поддаваться растерянности, страху, быстро и решительно действовать в сложной и опасной обстановке, что зависит от его эмоциональной устойчивостии волевых качеств. Волевые качества помогают управлять своим поведением в соответствии с обстановкой, подавлять отрицательные эмоции, преодолевать трудности. Основными волевыми качествами водителя являются дисциплинированность, решительность, самообладание и настойчивость. Эмоциональный склад человека во многом зависит от его темперамента и черт характера. Темперамент определяет уровень общей способности человека к активности, энергию, ритм жизни, эмоциональность. Со времен Гиппократа выделяют 4 основных типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.

Темперамент отличается большой стойкостью. Однако он может корректироваться под влиянием жизненных ситуаций и воспитания, которое может помочь преодолеть отрицательные черты и усилить положительные. Особенности темпераментов по-разному сказываются на работоспособности водителя и его утомляемости. Так, сангвиники, как правило, являются надежными, хорошими водителями, но порой они переоценивают свои возможности, легко отвлекаются, требуют повышенного контроля в работе. Холерики, для которых характерна высокая степень эмоциональной возбудимости, при управлении автомобилем будут утомляться сильнее флегматиков, которым свойственно спокойное отношение к делу. К тому же холерики, ввиду чрезмерной активности, недостаточно усидчивы, невыдержанны, а бессистемность в работе снижает их качества как водителя, особенно в дальних поездках. Спокойствие, уравновешенность флегматиков благоприятны для управления автомобилем, однако не в сложной дорожной обстановке, так как их действия и решения обычно замедленны. Для меланхоликов типичны колебания, нерешительность и другие особенности, которые отрицательно сказываются при управлении автомобилем. Однако чаще всего в аварии попадают водители с чрезмерно высокой эмоциональной возбудимостью.

Необходимо отметить, что чистые темпераменты почти не встречаются, в жизни мы общаемся с людьми, у которых наблюдается сочетание отдельных черт различных типов.

Многие специалисты – для того чтобы у начинающего водителя сформировать высокую эмоционально-волевую устойчивость, необходимо проходить обучение в условиях реальной дорожной обстановки с определенной, разумной степенью опасности, контролируемой инструктором. Это позволит выработать оперативные качества и навыки водителя, обеспечивающие высокий уровень готовности к действиям при неожиданно возникающих критических ситуациях, разовьет способность в условиях ограниченного времени и в состоянии эмоционального напряжения быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие изменения дорожно-транспортной обстановки, принимать правильные решения и своевременно выполнять правильные действия.

Важнейшими оперативными качествами, которые следует вырабатывать и развивать у себя водителю для формирования мастерства управления автомобилем, являются:

– смелость, которая в сочетании с мастерством обеспечивает порой рискованный, но единственный выход из самых сложных ситуаций;

– спокойствие и высокая эмоциональная устойчивость, обеспечивающие необходимую степень самообладания;

– быстрая сообразительность в сочетании с сенсомоторной координацией, достаточной скоростью и точностью двигательных реакций;

– большая скорость переключения и распределения внимания;

– оперативные качества памяти, в том числе высокая готовность памяти, от которой зависит быстрое извлечение информации, необходимой для выполнения правильных действий;

– умение предвидеть все, т. е. предугадывать возможные действия других участников движения и совершать действия, направленные на уменьшение риска. Навыки предвидения ситуации следует довести до уровня инстинкта. При плохой обзорности нужно предчувствовать опасность. В поле зрения необходимо научиться видеть дорогу, знаки и других участников движения.

Знания, умения, внимательность, координация движений, самообладание, инициативность, а также другие способности и навыки являются основными составляющими успеха водителя в овладении мастерством управления автомобилем.

43. Экстренные меры реагирования; способы саморегуляции эмоциональных состояний;

У каждого человека при напряженных эмоциональных состояниях меняется мимика, повышается тонус скелетной мускулатуры, темп речи, появляется суетливость, приводящая к ошибкам в ориентировке, изменяются дыхание, пульс, цвет лица.

Эмоциональное напряжение скорее всего пойдет на убыль, если внимание человека переключится от причины гнева, печали или радости на их внешние проявления — выражение лица, слезы или смех и т.д. Это говорит о том, что эмоциональные и физические состояния человека взаимосвязаны, а потому обладают способностью взаимовлияния. Поэтому, видимо, одинаково правомерны утверждения: «Мы смеемся потому, что нам весело» и «Нам весело потому, что мы смеемся».

Правила поведения для водителей

Зачастую свежеиспечённый водитель, получивший права, не знает даже элементарных правил поведения за рулём, рассчитывая на свой воображаемый опыт, который длился всего несколько месяцев и то с инструктором, который в случае чего мог в нужный момент затормозить или удержать руль. Знания теории и первоначальных навыков вождения не достаточно для того, чтобы чувствовать себя уверенно на дороге, ведь в большинстве непредсказуемых случаев всё решает опыт и умение выйти из ситуации наилучшим образом. К сожалению, такой опыт приходит лишь с годами, а новичкам хотя бы нужно выучить и освоить определённые правила поведения на дороге. Предварительно предупредим, что алкоголь за рулём — табу. Об этом знают все, но предпочитают «забывать», особенно, если речь идёт о рюмочке-другой. Если вам срочно нужно поехать куда-либо на вашей машине, а вы уже приняли алкоголь, то услуга трезвый водитель недорого сослужит вам добрую службу.

Что нужно и что нельзя делать за рулём:

  1. Всегда знайте своё место на дороге и никогда не нарушайте правил дорожного движения, какими бы нелепыми они вам не казались. Как правило, они составлялись не абы как, а с учётом всевозможных особенностей для обеспечения максимальной безопасности.
  2. Всегда оценивайте дорожную ситуацию, контролируйте дистанцию и боковые интервалы с другими автомобилями, не превышайте скорости и всегда будьте готовы к непредвиденным обстоятельствам, которые могут возникнуть по вине других водителей.
  3. Научитесь управлять автомобилем на “автомате”, не отвлекая своё внимание от дороги.
  4. Не отвлекайтесь на всевозможные красочные вывески и рекламные баннеры, которые стоят вдоль дорог.
  5. Старайтесь не разговаривать с пассажирами, так как разговоры на волнующие вас темы могут ослабить ваше внимание и концентрацию.
  6. Не слушайте музыку слишком громко, так как в таком случае вы перестанете слышать все внешние звуки, помогающие вам ориентироваться на дороге.
  7. Не разговаривайте по телефону без специальных устройств. В таких случаях вы будете вынуждены управлять одной рукой, или же держать телефон зажатым между головой и плечом, что может вызвать сильные неудобства. К тому же вы перенаправите своё внимание в сторону разговора, а не оценки дорожной ситуации, что чревато возникновением аварийной ситуации.
  8. Старайтесь не курить за рулём. Сигаретный дым разъедает слизистую оболочку глаза, а случайно упавший на ноги окурок может усугубить ситуацию в самый неподходящий момент.
  9. Не занимайтесь во время езды посторонними вещами, если же вдруг возникло что-то неотложное, лучше будет прижаться к обочине и остановиться для устранения проблемы.

Соблюдение этих простых правил является не только залогом безопасности для себя и окружающих, но и быстрее научит вас ориентироваться на дороге.