Старые автобусы СССР

Самые красивые автобусы СССР

В Советском Союзе автобусы были самым распространённым видом транспорта, обслуживающий пассажиров на городских маршрутах. Со временем они стали обеспечивать междугородное сообщение, а были и такие, что поставлялись на экспорт.

Советские конструкторы, чаще всего по указке сверху, мало уделяли внимания эстетичности своих моделей, останавливаясь на их функциональности. Но и в советском автопроме были удивительные машины, и в нашем автопарке собраны самые красивые автобусы СССР.

АМО-Ф15

Начнём с прадедушки советских пассажирских автобусов, создававшихся на базе грузового автомобиля. Пусть не самый красивый, но он с него всё начиналось.
Первую машину, рассчитанную на 14 посадочных мест, представили на обозрение участникам выставки 25 сентября 1925 года. Это была первая автомобильная выставка в молодом советском государстве. С выставки он пошёл в серийное производство.

Выпускали автобусы в одном из цехов завода «Московское Автомобильное общество» с 1926 по 1931 год. Первенца продолжали выпускать, но уже под именем ЗиС.

ЗИС-16

Рубленые формы уходили в прошлое, и в 1938 году с конвейера вышла новая модель ЗИС с округлым обтекаемым корпусом. Под капотом установили двигатель на 85 л.с.

У ЗИС-16 по сравнению с предшественниками увеличили салон, и в нём уже было 27 посадочных мест. Автобусы становились привычным делом на улицах крупных городов, и в 1940 году этот небольшой труженик перевёз 600 млн пассажиров.

Во время войны большое количество машин отправили в воинские части, где их переоборудовали под штабы, мобильные госпитали, передвижные радиостанции. В тылу, по причине нехватки бензина, топливную систему переоборудовали под газ.

ЗИС-155

На смену 154 модели городского автобуса, который начали выпускать сразу после войны, в 1949 году пришли новые 155-е ЗИСы. Вместительность салоны была рассчитана на 50 человек, и только 28 сидячих мест.
Это был первый советский автобус, на котором установили генератор переменного тока. Дешевизна модели позволила в короткие сроки обновить послевоенный автобусный парк. В 1957 году с конвейера сошла последняя модель ЗИС-155. Они ещё работали на маршрутах, а сейчас их можно встретить в кинофильмах.

Московский завод выпускал междугородний вариант городского транспорта. В таких моделях ставили 15 кресел самолётного типа. Они обслуживали пассажиров по маршруту Москва — Симферополь. В Харькове была 4 часовая стоянка, а в пути, учитывая отдых, туристический ЗИС-155 преодолевал за 38 часов.

ЗИС-127

Выпуск первого советского автобуса, предназначенного только для междугородных рейсов, начался в 1955 году. Красоту общему виду придавали гофрированные борта, и множественные алюминиевые и дюралевые детали.
Рассчитан был на 32 посадочных места, с удобными креслами. Спинки кресел можно было регулировать. Дополняло комфорт освещение в салоне, а также эффективная система вентиляции. Водитель был отделён от салона перегородкой и у него был установлен отдельный вентилятор.

Обслуживали ЗИС-127 маршруты из Москвы в Симферополь и Москва — Рига, а также соединили другие города Советского Союза. На трассе развивал скорость до 95 км/час. В 1961 году были сняты с производства.

ТурбоНАМИ-053

На базе ЗИЛ-127 Научно-исследовательский институт «НАМИ» в 1959 создал экспериментальную модель. Он служил своеобразной лабораторией на колёсах, и на пассажирских маршрутах его не использовали.
Первый в ряду советских автобусов, на котором установили двигатель с газовой турбиной. Отличался он и дизайном. Корпус облегчили за счёт использования лёгких материалов. У водителя в распоряжении были только педали тормоза и газа, а установленная турбина вдвое увеличила мощность машины.

Пробег ТурбоНАМИ составил 5 000 км, а превысить скорость более 160 км/час не позволяли шины, которые не выдерживали нагрузки при пересечении отметки в 160 км.

ЛиАЗ-158В

Выпуск модернизированного автобуса, получившего буквенный индекс «В», начался в 1961 году на Ликинском заводе. В Москве и Ленинграде они обслуживали наиболее загруженные маршруты с большим пассажиропотоком.
Вместительные и экономичные они начали поступать в автобусные парки в начале 62 года. По производственным документам они называются «ЗИЛ-158В производства Ликинского автобусного завода». Такая же надпись красуется и над капотом машины.

Конструкторы разработали более дешёвые и менее красивые городские модели. Из-за этого, в 1971 году «158-х» сняли с производства, а в некоторых городах их эксплуатация продолжалась до начала 80-х годов.

ЗИЛ-159

На этом красавце, который собрали в канун нового 1959 года на заводе имени Лихачёва, так и не довелось покататься советским гражданам. С клёпаным дюралевым корпусом смотрелся довольно экстравагантно.
Городской автобус был рассчитан на 70 пассажиров, из которых 27 могли сидеть. Конструкторы значительно увеличили проём дверей, что ускорило высадку и посадку. Были в нём и технические новшества: гидроусилитель руля, экспериментальный V-образный двигатель на 8 цилиндров.

ЗИЛ-159 был выставлен на ВДНХ, прошёл ходовые испытания, и специалисты признали его перспективность. Машина была выпущена в единственном экземпляре, а в серию так и не запущена. Причиной стал банальный перенос сборки автобусов из Москвы в Ликино-Дулево

ЗИЛ-159 был выставлен на ВДНХ, прошёл ходовые испытания, и специалисты признали его перспективность. Машина была выпущена в единственном экземпляре, а в серию так и не запущена. Причиной стал банальный перенос сборки автобусов из Москвы в Ликино-Дулево

ПАЗ-665Т

История самого популярного на пригородных маршрутах автобуса начиналась в 1952 году, а в 1965 с конвейера сошёл необычная модель «665Т».
Буква «Т» означала «туристический», а сконструировали его и собрали его для участия в 18-ой по счёту Международной автомобильной выставки. У него не двери, изменили переднюю панель, колёса украсили хромированными дисками.

Из города Павлова до Франции модель дошла своим ходом. Советская машина заняла второе место на выставке, а также Приз отличия. После выставки, его так и не поставили на серийное производство. «ПАЗ-665Т» остался в единственном опытном экземпляре.

ЛАЗ-695

Львовский автомобильный завод строили, начиная с 1945 года, всем миром. Сначала он выпускал механизмы и оборудование для автобусов других предприятий, а в 1956 году из ворот завода выехала собственная модель.
Оригинальный ЛАЗ 695 модели впитал в себя основные достижения лучших автобусов того времени. Обтекаемые формы, закруглённые стёкла на крыше, между стёклами были тонкие перегородки, а окна имели выдвижные форточки. Всё это выделяло ЛАЗ среди детищ советской автомобильной промышленности, делая его, как говорили, «воздушным».

Впервые двигатель установили сзади пассажирской машины. Через два года автобус модифицировали, дизайн сделали проще, и свой оригинальный вид он утратил.

ПАЗ-Турист-Люкс 8,5

Первая модель советского «туриста» ПАЗ-665Т получила серебряную медаль на международном автосалоне. Это вдохновило конструкторов на создание более совершенной модели.
Новый ПАЗ был собран в марте 1969 года. К названию добавили приставку «люкс», и это полностью отвечало комфортабельности автобуса. Комфортно было всем, и пассажирам, и водителю с экскурсоводом. Сиденья обеспечили механизмом наклона. В задней части были умывальник, бар и гардероб.

Выделялся новенький ПАЗ оригинальным дизайном, который был отмечен на международных выставках. Победив на автосалоне в Ницце, куда модель из Москвы доехала своим ходом, ещё раз принимал участие в ралли и выставках. Но в серию красивенький ПАЗ-Турист-люкс так и не запустили.

ЗИУ-6-2М

Рабочие предприятия имени Урицкого, выпускающие троллейбусы, в 1971 году собрали в своих цехах опытный образец «ЗИУ-6-2М». Население городов увеличивалось, и автобусному парку нужны были новые машины.
Комплектующие предполагалось поставлять с заводов Чехословакии и Венгрии. Салон ЗИУ был рассчитан на 38 сидячих мест, а всего мог перевозить, как и троллейбус, до 100 пассажиров.

Модель превосходила ЛИАЗЫ, бегающие уже по советским городам, по количеству мест и экономичности. Но завод так и не наладил серийный выпуск, оставив прежнюю специализацию — выпуск троллейбусов.

ЛАЗ-4206

Двигатель располагался сзади, а над крышкой моторного отсека красовалась надпись «4206». Выпустили лишь небольшое количество машин, а в серию пошла модель под номером 4207.

ЛАЗ 697/699 «Турист»

С 1959 года завод во Львове начал выпуск туристических автобусов. Использовали их для обслуживания междугородных маршрутов небольшой дальности, они широко возили туристов по городам и курортам юга СССР, обеспечивали экспресс-доставку людей на специализированных маршрутах. Так, ЛАЗ-699И с 1974 года доставлял космонавтов на стартовую площадку.
В 1982 году серию «697» остановили, чтобы обеспечить широкий выпуск нового советского «междугородника» ЛАЗ-699. В плане дизайна и комфортности, это стала одна из лучших моделей советских конструкторов.

Комфортабельный уютный салон с раскладывающимися креслами, вместительные багажные отделения обеспечивали максимальный комфорт при поездке. С распадом Советского Союза Украина ещё несколько лет выпускала ЛАЗы, но в 2002 завод закрылся.

Микроавтобусы «Юность»

Самый известный советский микроавтобус ЗИЛ-118 «Юность» начали выпускать в 1961 году. Появившись на улицах советских городов, они привнесли новое дыхание и свежесть в городской пейзаж.

Микроавтобус неоднократно принимал участие в международных автосалонах, получи в общей сложности 12 наград. Завод Форда вёл переговоры о покупке лицензии на выпуск «Юностей», но советский автопром был неумолим.

Комфортабельные и уютные они использовались на туристических и экскурсионных маршрутах, обслуживали иностранцев. В первоначальном варианте выпускалась модель до 1971 года, а уже несколько модифицированные «Юности» собирали на «ЗиЛ» вплоть до 1994 года.

Заключение

Время пощадило некоторые советские модели, и они продолжают служить людям. Многие труженики советской эпохи навечно застыли на постаментах, став своеобразными памятниками истории советской автомобильной промышленности. Отреставрированные стали экспонатами музеев транспорта или пополнили частные коллекции любителей ретроавтомобилей.

и еще несколько фото советских автобусов:

>5 легендарных автобусов родом из СССР

ЛиАЗ-677

Даже если вы ничего не смыслите в технике и не отличаете одну машину от другой, то все равно наверняка узнаете этот автобус по неповторимому звуку. Именно его мотор на весь салон издавал звук бьющихся друг об друга бутылок — такое забыть невозможно! Несмотря на огромный расход топлива, доходивший до 50 литров на 100 километров, ЛиАЗ-677 стал самым массовым городским автобусом в Советском Союзе. Встав на конвейер завода в Ликино, этот автобус продержался на нем аж до 1996 года, а мелкосерийно машину продолжили собирать еще 6 лет. Всего было выпущено почти 200 тысяч этих грохочущих мастодонтов!чесическо Это был первый советский автобус с автоматической коробкой передач — в ней было целых 2 ступени. Подвеска тоже была инновационной — спереди и сзади использовались пневмобаллоны, которые, впрочем, частенько лопались, и машину перекашивало поперек дороги. А вот двигатель был откровенным хламом — 7-литровый V8 на 180 «лошадей» поражал своей прожорливостью. Кроме того, в народе эти автобусы не зря называли «скотовозками» — в салоне было всего 25 сидячих мест, несмотря на то что официально машина вмещала больше сотни человек.

РАФ-2203

Прообраз современной маршрутки появился в Союзе в 1976 году и получил название «Латвия». Это был компактный 12-местный микроавтобус, который не только перевозил пассажиров, но частенько выполнял функции скорой помощи. Изначально конструкторам была поставлена задача разработать авто с легким стеклопластиковым кузовом под агрегаты тогдашней «Волги». Для легкого авто вполне хватало штатных 95 лошадиных сил в сочетании с 4-ступенчатой механической коробкой. Однако на этапе испытаний прототип попал в аварию, в которой серьезно пострадали люди, и кузов было решено делать из традиционного металла. Вот только мотору такое решение не сильно понравилось — машина получилась медленной, хоть и щеголяла довольно футуристичными для СССР формами кузова. Вплоть до 1997 года автобус пережил несколько модернизаций, в ходе которых получил доработанную систему вентиляции салона, вакуумный усилитель тормозов и передние дисковые тормоза. Однако почти через 20 лет после начала выпуска «Латвия» ушла на покой, уступив место первому микроавтобусу «Газель».

ЛАЗ-699

От скромных микроавтобусов переходим к настоящему крейсеру советских дорог — туристическому 10-метровому исполину, известному под именем «Карпаты». Разработку большого междугороднего автобуса начали в 1960-м году, а спустя год уже показывали прототип Никите Хрущеву. В движение этого динозавра приводил все тот же мотор ЗИЛ на 7 литров мощностью в 180 «лошадей». Однако, в отличие от ЛиАЗа, здесь стоят не «автомат», а механическая коробка с синхронизаторами. Подвеска также была пневматической, а тормоза были снабжены усилителем и раздельными контурами для передней и задней оси. Для больше надежности мосты в ходе испытаний заменили на агрегаты МАЗ, а в салоне было решено отказаться от буфета, что увеличило сило мест до 41. В таком виде автобус производился аж до 2002 года, к которому машина обзавелась дисковыми тормозами и лишилась водительской двери. Также были попытки внедрить дизельный мотор ЯМЗ на 210 сил, но они не увенчались успехом.

ПАЗ-672

Предшественник современных ПАЗиков был построен на весьма интересной платформе от грузовика ГАЗ-53. К 1969 году разработка автобуса завершилась и концепция машины была полностью утверждена. Это был полноприводный автобус с 8-цилиндровым V8 на 4,2 литра объемом и мощностью в 115 лошадиных сил. Специализацию павловского автобуса обозначили как перевозку пассажиров в сельских районах по пересеченной местности, хотя на деле авто использовали и как маршрутки, и как катафалки. Автобус был рассчитна на 23 сидячих места, а всего мог взять на борт до 45 пассажиров. Коробка передач без изысков — 4-ступенчатая механическая, равно как и подвеска — обычная рессорная. При этом, ПАЗ показывал вполне сносный расход топлива в районе 20 литров на 100 километров и полюбился пассажирам из-за тепла в салоне — двигатель был практически рядом с водителем. Всего до 1989 года, когда прекратилось производство этой модели, было выпущено почти 300 тысяч подобных автобусов, многие из которых еще в состоянии передвигаться по нашим дорогам.

Ikarus-280

Знаменитая «гармошка», способная взять на борт до 180 человек, появилась в далеком 1973 году на основе обычного автобуса. На протяжении почти 30 лет этот любимый до сих пор многими автобус выпускался в Венгрии, Белоруссии и России. За это время в нем перебывали множество двигателей — от родного дизеля Raba до агрегатов от MAN, DAF и Cummins. В самой распространенной модификации мотор выдавал около 200 лошадиных сил, а подвеска могла похвастаться пневматическими элементами с регулятором положения кузова. Любопытно, что Ikarus разошелся по стране огромным тиражом и в некоторых городах до сих пор активно трудится на городских маршрутах. Так, даже в 2018 году в Екатеринбурге каждый день в рейс выходят больше 60 подобных машин. Возят людей «гармошки» и в Курске, Саратове, Снежинске и Волхове — такой живучести удалось добиться благодаря действовавшей в 90-е программе обновления до 80% компонентов старых автобусов.

Самые счастливые часы лета …Как я каталась по Тобольску на желтом автобусе СССР -Лиазе!

Лиаз тобольск
Наверное, это было самое счастливое событие этого лета. Я встретила его. Вот , просто стоишь на остановке, не можешь дождаться автобуса (и очень хорошо, что я долго ждала), и вдруг появляется он! Это, как гром среди ясного неба! Или молния. И от радости подбегаешь к нему. Не веря своим глазам заходишь внутрь.
1.
2. Садишься на сиденье, которое у водителя стоит поперек. Место, где сидит девушка с пакетом.
3. Тут даже компостер из СССР висит.
Цитирую из своего предыдущего поста….
» Пот тек с меня ,струйками стекая с висков. Лицо было обалдевшее от счастья и ностальгии, в автобусе играла музыка моего детства, очень редкая, и я чуть не заревела. Улыбка не сходила с лица, а потом я все-таки заревела от нахлынувших чувств моего детства. Контролер подошла ко мне, я протянула ей билет с улыбкой, видок у меня был еще тот. Пот ручьем с лица, красное лицо, слезы на глазах, улыбка счастья, ностальгия в глазах. Она с сочувствием продала мне билет и ушла на свое место. Если бы я знала, что такой автобус есть в Тобольске, я бы давно уже была тут! Мне стыдно признаться, но никакой Кремль не сравнится с этим автобусом из СССР! Что значит история России и история моей жизни в сравнении? Ничего! Но, для меня в тот момент был дорог этот автобус, связывающий меня с моим детством. Я бы только ради этого автобуса поехала в Тобольск! Мне почему-то вспоминалось, как мама разрешила мне завести кота, и я поехала на другой конец города за котенком, и потом везла его на таком автобусе. Или как мы с мамой ехали на таком автобусе на кладбище на могилу к папе, и мама незаметно подкладывала шоколадку на могилу отца и говорила, что это шоколадка от него, а я радовалась от всей души, что папа передал мне привет. Или на таком автобусе мы ездили с бабушкой на дачу к моей тете в Новоуральске. Воспоминания шли, мощным потоком без остановки, половина моего детства пронеслась перед моими глазами. Я сидела и смотрела в окно на пейзажи Тобольска и, видимо, елозила и вертелась от счастья, одна старушка стала мне показывать достопримечательности в окно, я мельком смотрела, а потом все таращилась в салон этого автобуса.
4. Как классно смотреть в окно кабины водителя. Сколько раз в детстве я так смотрела. Даже кнопочки остались теже. Все такое-же!
5. Касса.
6. Люк на потолке.
7. Тобольск из окна ЛИАЗа.
8. Потом я пересела в самый конец, вот такая была наполняемость 9 маршрута сначала.
9. Я в СССР…Мне в тот момент казалось, что у меня «крыша едет», честное слово. Мощный сдвиг сознания и наложения прошлого на настоящее. Время , как-будто разорвалось и наложилось.
10. Солнечный Тобольск проносился мимо.
11. Поворачиваем.
12. Торговый центр Евразия Тобольск.
13. Касса с обратной стороны.
14. Я правда , думала, что Тобольск- это одни избушки и Кремль, а в нем даже 9-ки есть.
15. Тобольский загс. Я как-то сфотографировала ЗАГС в Орске и блогер jennifer_hot написала, что дает обещание, зарегистрировать свой брак в том ЗАГСЕ. (пока не торопится, правда и жениха не нашла ). Теперь фотографирую ЗАГС Тобольска,кто хочет свой брак зарегистрирует там?
16. В какой-то момент автобус ЛИАЗ опустел и ехал пустым.
17. ТЦ Центр Жизни в Тобольске.
18. Я проехала почти полный круг по Тобольску, и теперь мне нужно было принимать решение, или кататься до упора, или еще посмотреть реку Иртыш и покататься на кораблике. Я решила приехать осенью с Аленкой и с ней покататься на этом автобусе вдоволь. Она , хоть и не жила при СССР, но все из СССР тоже очень любит (для нее необычно).
Выхожу на остановке.
19. Этот автобус за 24 года накатал 10000095 км! Обалдеть!
20. Автобус покатил дальше по солнечным улицам Тобольска, унося с собой частичку моего сердца. Я стояла и жадно смотрела на него…Я обязательно вернусь в Тобольск и покатаюсь на нем еще!

Автобусы СССР: на чем ездили москвичи в прошлом веке

Столичный музей наземного городского пассажирского транспорта представил уникальную коллекцию ретро-автобусов. Расскажем о наиболее интересных экспонатах

Парады автобусов, трамваев и троллейбусов в Москве становятся доброй традицией и имеют огромное значение в деле сохранения культурного наследия города. Нынешний автобусный парад был приурочен к годовщине начала регулярного движения этого вида транспорта в столице: 8 августа 1924 года был открыт первый регулярный маршрут, соединивший Каланчевскую (ныне Комсомольскую) площадь и Александровский (Белорусский) вокзал. Протяженность первого маршрута составляла всего 8,5 км. Для справки: на сегодняшний день в Москве действуют 668 маршрутов автобусов общей протяженностью более 7000 км.

ЗиЛ-158В выпущен Ликинским автобусным заводом в 1965 году

В этом году, по информации организаторов, в атмосферу прошлого века смогли окунуться более 30 тыс. москвичей и гостей столицы. Каждый желающий мог сфотографироваться в кабине водителя, посидеть в салоне автобуса, прокомпостировать билет. А затем, для сравнения, пересесть в салон самой современной пассажирской машины.

ПРОШЛОЕ

Музей наземного городского пассажирского транспорта продемонстрировал москвичам уникальную коллекцию ретро-автобусов. В параде, в числе специально отреставрированной ГУП «Мосгортранс» техники, участвовали автобусы ЗиЛ-158В, ЛиАЗ-677, КАвЗ-663 и другие.

ЗиЛ-158В выпущен Ликинским автобусным заводом в 1965 году. Автобус был рассчитан на перевозку 60 пассажиров, включая 32 посадочных места, компоновался бензиновым двигателем ЗиЛ-158 мощностью 109 л. с. и развивал скорость до 65 км/ч. Стоит отметить, что с 1957 по 1959 год эти машины выпускались на Заводе им. Лихачева, и лишь в 1960-м производство было передано на ЛиАЗ, с конвейера которого они выходили вплоть до 1970 года. В Москве данная модель была широко распространена с конца 1950-х до 1974 года. Последние машины были сняты с маршрута в 1978-м. На базе этой модели создавались передвижные телевизионные станции, эксплуатировавшиеся до конца 1980-х.

Городской ЛиАЗ-677М в классической городской окраске

ЛиАЗ-677 выпускался Ликинским автобусным заводом с 1967 по 1996 год и являлся самым массовым отечественным автобусом. В те времена «луноход», как часто называли «шестьсот семьдесят седьмой», был атрибутом любого городского пейзажа. На улицах Москвы эта модель сменила ЗиЛ-158В. Автобус не только эксплуатировался на территории СССР, но и поставлялся на экспорт. ЛиАЗ-677 был рассчитан на перевозку 110 пассажиров, оснащался бензиновым двигателем ЗиЛ-375Я7 мощностью 180 л. с. и развивал скорость до 70 км/ч. Плавный ход обеспечивала 2-ступенчатая гидромеханическая АКП — весьма прогрессивное на тот момент решение. Впрочем, именно из-за нее автобус оказался довольно «прожорливым» — расход топлива доходил до 50 л/100 км.

КАвЗ-663 выпускался Курганским автобусным заводом с 1960 года. Полноприводной служебный автобус малой вместимости был рассчитан на перевозку 8 пассажиров и 2 тонн груза и комплектовался бензиновым 6-цилиндровым двигателем мощностью 75 л. с. Машина развивала скорость до 70 км/ч.

КАвЗ-663 выпускался Курганским автобусным заводом с 1960 года

Изюминкой нынешнего ретро-парада стал автобус с открытым верхом на базе модернизированного шасси ГАЗ-51. Интересна история появления автобуса. Первоначально 10 опытных машин ГЗА-654 Горьковский завод автобусов в приказном порядке изготовил в конце 1950 года. Впоследствии инициативу передали на места. В частности, сочинский автокомбинат «Рица» (откуда ошибочно идет название автобуса) на стыке 1953–1954 гг., взяв за основу горьковскую разработку, на базе шасси ГАЗ-51 стал изготавливать автобус с открытым верхом «Торпедо». Производство этих машин продолжалось вплоть до середины 1960-х. Автобусы предназначались для экскурсионного обслуживания отдыхающих на южных курортах России.

«Фирменный» обтекаемый кузов, узкие автоматические двери, вместительный теплый салон — все это черты семейства ЛАЗ-695, которое находилось в производстве целых 46 лет — с 1956 по 2002 г. За это время было выпущено чуть менее 10 модификаций «пригородно-городского» львовского автобуса. Особый шарм первым версиям придавали гнутые цветные стекла на скатах крыши, делавшие салон хорошо освещенным, а сам автобус — с виду легким и воздушным. В ретро-параде принимали участие два автобуса ЛАЗ-695 — яркий, красно-оранжевый «Фестивальный» 1956 года выпуска и более строгий по оформлению бело-красный ЛАЗ-695Е, изготовленный в 1967 году. Первый в 1957 году обслуживал VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, второй до поступления в музей был служебным.

Открытый автобус на базе шасси ГАЗ-51 на сегодняшний день существует в единственном экземпляре

Продукцию зарубежного автопрома на ретро-параде представлял венгерский Ikarus 180. Эта модель стала первым сочлененным автобусом, вышедшим на столичные маршруты в конце 1960-х. В те времена 180-е «Икарусы» казались чем-то необычным: автобусы таких размеров наша промышленность не выпускала. К сожалению, комплектность этой машины до наших дней не сохранилась. Последний московский Ikarus 180 был восстановлен буквально из ничего — из двух дачных сараев. При его воссоздании пришлось использовать комплектующие от «Икарусов» 280-й серии, поэтому машина схожа с оригинальным Ikarus 180 только по внешнему виду.

НАСТОЯЩЕЕ

Наряду с ретро-техникой в рамках мероприятия был представлен и современный городской транспорт. «Группа ГАЗ» продемонстрировала электробус ЛиАЗ-6274, а также первый выполненный в соответствии с Правилами ЕЭК ООН №107 (международные правила, регулирующие техническое единообразие транспортных средств в области общих элементов конструкции) автобус ЛиАЗ-529222 и новый ЛиАЗ-529260 длиной 10,5 м.

Электробус ЛиАЗ-6274, представленный на выставке современных машин, является альтернативой автобусам большого класса с бензиновыми, дизельными и газовыми двигателями. Машина разработана на базе низкопольного ЛиАЗ-5292, работает на аккумуляторах, заряжающихся от электросети, и предназначена для городских перевозок.

ЛАЗ-695 и ЛАЗ-695Е (оба на заднем плане) из коллекции ГУП «Мосгортранс»

Литий-ионные аккумуляторы обеспечивают запас хода до 280 км. Аккумуляторы заряжаются полностью в течение 5 часов. Использование электробусов на городских маршрутах позволит полностью исключить вредные выбросы, повысить комфортность для пассажиров за счет уменьшения уровня шума и вибрации в салоне, а также существенно снизить эксплуатационные расходы в условиях постоянного повышения стоимости топлива и значительно упростить процесс регламентного технического обслуживания.

Наряду с ретро-техникой в рамках мероприятия были представлены и современные городские автобусы

ЛиАЗ-529222 с дизелем MAN экологического стандарта Евро-5 рассчитан на транспортировку до 85 человек (23 посадочных места и 1 место для маломобильных пассажиров). Машина комплектуется климатической системой, системами видеонаблюдения, пожаротушения, тахографом, навигационным оборудованием ГЛОНАСС. Обновленный экстерьер и интерьер автобуса, рабочее место водителя спроектированы в соответствии с требованиями международных стандартов по комфорту и эргономике. Низкий уровень пола машины обеспечивает удобную посадку и высадку пассажиров, время прохождения автобуса по маршруту сокращается на 15 %. ЛиАЗ-529222 адаптирован для маломобильных пассажиров: оснащен системой книлинга и просторной накопительной площадкой.

ЛиАЗ-529260 является укороченной версией рестайлингового низкопольного ЛиАЗ-5292, подробно о нем мы знакомили наших читателей в предыдущем номере журнала «Автопарк».

В общем, столичный общественный транспорт активно обновляется, и старым машинам уже нет места на московских улицах. Возможно, тот автобус, на котором вы ехали еще вчера, через несколько лет тоже станет музейным экспонатом — кто знает?..

Автомобилисты знают, что такое утренний пуск двигателя в морозы. Зябко, противно, да и в том, что мотор оживет, уверенности никакой.

предпусковой подогреватель DEFA
© Фото:

Холодный старт не полезен и двигателю. По мнению специалистов, каждый запуск непрогретого мотора снижает его ресурс на 500-600 км. Неизбежное при холодном запуске и прогреве обогащение смеси приводит к существенному увеличению токсичности отработавших газов. Выход известен давно — предпусковые подогреватели. Правда, цена подобных изделий сопоставима с ценой отечественного автомобиля. А вот электроподогрев может помочь. Рассмотрим устройство, производимое в близкой нам по климату Норвегии.

Предпусковой подогреватель DEFA Warm Up — это целая система приспособлений, облегчающих жизнь и автомобилю, и его владельцу. Главным узлом является электронагревательный элемент, который может быть либо внедрен в блок вместо одной из технологических заглушек, либо «врезан» в шланг системы охлаждения. Только в крайнем случае, когда двигатель охлаждается не жидкостью, а воздухом (как, например, у Porsche), разогревается масло в картере. Дополнение к ТЭНу — силовые провода, розетка на бампере и гибкий кабель для подключения к бытовой сети.

Вариант простой, но не экономичный. Ведь для надежного запуска в морозы бывает достаточно, в зависимости от температуры, греть мотор не всю ночь, а лишь пару-тройку часов. Здесь не обойтись без таймера: электронное устройство позволяет запрограммировать несколько включений подогревателя в течение суток.

Аккумулятору зимой приходится несладко: тяжелые режимы пуска, повышенная нагрузка (фары, печка и т.д.), падение емкости в морозы. Если автомобиль все равно подсоединен к электросети, то почему бы не помочь батарее? Зарядное устройство с электронным управлением позволяет держать аккумулятор под напряжением сколь угодно долго без опасности его перезаряда и выкипания электролита.

Позаботились об автомобиле — подумайте и о себе. Чистые от инея стекла — залог безопасности, теплые сиденья — здоровья. Мощный, но малогабаритный обогреватель, управляемый тем же таймером, — вовсе не роскошь. Как и дистанционное управление системой: в пределах зоны действия пейджинговой связи специальное дополнительное устройство обеспечивает возможность включения подогрева с любого городского телефона. Быстродействующие разъемы позволяют без труда собрать любую необходимую конфигурацию системы подогрева.

Предел мечтаний? Да, при наличии розетки.

Хочу получать самые интересные статьи