Старые марки машин

Ушедшие марки автомобилей. След в истории

Законы естественного отбора неумолимы: выживает самый приспособленный. И присущи они не только живым существам. Автопроизводители следуют тем же правилам. Именно ими в большинстве случаев определяется, кому оставаться на рынке надолго, а кому скоропостижно кануть в Лету. Ушли — значит никому не нужны, так? Не совсем! Среди «ушедших» — немало тех, кто не смог приспособиться к меняющемуся миру, однако за свою жизнь сделал нечто действительно важное, оставил заметный след в истории. Именно о них и будет наш рассказ.

Austin (1905–1989)

Британская компания Austin появилась в 1905 году, спустя всего 9 лет с момента создания Карлом Бенцем первого автомобиля в мире. В отличие от большинства автопроизводителей первой волны она вышла отнюдь не из каретного бизнеса. Ее основатель Герберт Остин трудился на фабрике Wolseley, производившей машинки для стрижки овец. Товар этот был хоть и революционным — до его появления использовались ножницы — но чересчур сезонным. Герберт Остин предложил своим работодателям в межсезонье заниматься производством автомобилей и построил вручную три прототипа, но его энтузиазм не был воспринят боссами: Герберту пришлось бросать работу и открывать собственное дело.

Первый автомобиль Austin в 1906 году стоил в Британии всего от 500 до 650 фунтов стерлингов. А еще в Austin придумали Mini!

Так в 1906 году появился первый автомобиль Austin. Доступный в двух версиях — 15/20 л.с. и 25/30 л.с. (цена — 500 и 650 фунтов стерлингов соответственно) — он вызвал у публики большой интерес, и к 1913 году фирма продавала по 1500 экземпляров в год. Каких только машин не было в линейке компании! Были даже настоящие гоночные автомобили с сотней «лошадей» под капотом уже в 1908 году! Однако главную известность Austin приобрел с моделью Austin Mini. С тем самым карапузом, в котором любит переодеваться и чистить зубы Мистер Бин. «Мини» появился на свет в 1959 благодаря Суэцкому кризису и риску нехватки топлива. К тому времени компания Austin объединилась со своим конкурентом фирмой Morris Motors, и родилась корпорация British Motor Company. «Мини» был одним из первых в истории автомобилей с мотором, расположенным спереди поперечно и приводом на переднюю ось. Он дал начало моде на городские автомобили, а сам не выходит из моды даже 66 лет спустя. Кстати, именно с «Остина», по сути, началась компания Datsun: на международный рынок она вышла именно благодаря лицензированию в 1930 году автомобиля Austin Seven.

30-сильная версия первого автомобиля марки AustinТак выглядел первый Austin Mini образца 1959 годаА так — его спортивная версия: Austin Mini Cooper S

Russobalt (1874–1923)

Единственный отечественный производитель в сегодняшней подборке — фирма «Руссо-Балт». Зародившись в 1874-м как вагонный завод в Риге, компания к 1909 году стала одним из первых автомобилестроителей в России. До революции 1917 года машины были в основном гражданскими и выпускались только в Риге. Затем была открыта вторая фабрика в Санкт Петербурге, где к модельному ряду добавились пожарные и бронированные автомобили. Позже Питерская фабрика переехала в Москву.

Однако самая интересная страница истории «Руссо-Балта», пожалуй, осталась в дореволюционном 1911 году. Именно в этот год при поддержке Принца Монако было организовано первое в истории Ралли Монако. Правила были сложны — экипажи стартовали из разных городов и в разное время, проходили разное расстояние, а финиш был общим — на набережной в Монте-Карло. Самым удаленным местом старта стал Санкт-Петербург — именно его выбрал для себя пилот модели С24/55 «Руссо-Балта», редактор-издатель петербургского журнала «Автомобиль» и по совместительству профессиональный гонщик Андрей Платонович Нагель.

Ходит легенда о том, что у «Руссо-Балта» в пути порвались цепи противоскольжения, и пилот обвязал покрышки ремнями, предварительно набив в них гвоздей — так родились первые в истории «шипованные» шины.

В гоночном автомобиле было мало общего с серийным: карданный привод вместо цепного, увеличенный до 4939 см3 объем двигателя (у обычного было 4501 см3), выросшая с 4,0 до 5,5 степень сжатия, новейшие французские карбюраторы и первые в истории автомобилестроения алюминиевые поршни. В результате, несмотря на все неурядицы (старт пришелся на 31 декабря, и поэтому часть дороги пришлось проехать по снегу; штурман, заводя мотор, сломал руку; во Франции были сильные туманы), экипаж прибыл на финиш первым, пройдя 3257 км за 195 часов 23 минуты!

Слева направо — Russo-Baltique C24-40, гоночный «Руссо-Балт» Нагеля и современный концепт-кар, показанный в 2006 году при попытке возродить марку

De Tomaso (1959–2003)

Компанию De Tomaso основали в 1959 году в городе Модена, Италия. Алехандро де Томасо был сыном аргентинских эмигрантов и не представлял жизни без автомобилей. Его страстью был автоспорт, и еще до прихода в автопром он занимался преимущественно гонками: сначала в заводской команде Maserati, а затем и в Формуле 1. Однако гоночная карьера Алехандро оказалась недолгой, и он променял трек на завод. Правда, остался верен гонкам, и в начале своей работы компания De Tomaso производила именно «формулы», в частности, для «конюшни» Williams в 1970 году. К несчастью, они не показали себя с положительной стороны, команду преследовали сходы и неудачи, и в следующем сезоне Williams перешла на другое шасси. Де Томасо же занялся производством дорожных автомобилей.

De Tomaso Vallelunga

Первым творением компании стало купе De Tomaso Vallelunga, названное в честь знаменитой гоночной трассы. Автомобиль получился очень красивым и легким — благодаря кузову из стекловолокна он весил всего 726 кг. В этом контексте скромная рядная «четверка» от фирмы Ford мощностью 104 л.с. не выглядит такой уж и слабой, особенно для 1964 года. Правда, по-итальянски привлекательный автомобиль настигла традиционная проблема: низкое качество сборки рамы приводило к массовым жалобам на вибрации, а кузов не был достаточно жестким для достижения по-настоящему отточенной управляемости. Всего было сделано 50 серийных машин, после чего эстафету передали новой модели по имени Mangusta. Этот автомобиль хоть и построен на той же платформе, был заметно «круче». Оснащался он фордовским же мотором, но это была уже «восьмерка» 4,7 л, мощностью 306 «лошадей», кузов работы маэстро Джоржетто Джуджаро удивлял двойной крышкой капота по типу «крыло чайки», а электростеклоподъемники и кондиционер для 1967 года были «космосом». Максимальная скорость составляла 250 км/ч.

Компания De Tomaso в свое время владела такими грандами, как ателье Ghia, мотоциклетная компания Moto Guzzi и даже сама Maserati! Мангусты могут убить кобру. Говорят, такое название автомобиля связано с тем, что Кэрол Шелби отказался от участия Де Томасо в создании нового поколения Shelby Cobra Модель Panthera стала самой успешной в истории компании в начале ее заката. Несмотря на немалый тираж в 7260 экземпляров, она оказалась последним проектом фирмы. Черная машина — версия GT5-S (1985–1990), красная — рестайлинговая версия Panthera SI (1990), таких в мире всего 40

Hudson (1909–1954)

Знаменитый шериф из мультфильма «Тачки», а по совместительству — великий гонщик Хадсон Хорнет — один из персонажей, которым авторы дали «настоящее» имя. Hornet — именно так назывался автомобиль, созданный компанией Hudson в 1952 году. У него была уникальная спортивная карьера: он завоевывал первые места и на дрэговых прямых, и на грунтовых треках, и даже в кольцевых гонках NASCAR — невероятная универсальность! А началось все с попытки восьми бизнесменов из Детройта создать с нуля бюджетный автомобиль. Только денег на начало работы у них не было. Однако на помощь пришел владелец универмага Джозеф Хадсон. Он предоставил стартовый капитал, и потому компания, основанная 20 февраля 1909 года, была названа в его честь. Первый же автомобиль — Hudson 20 — стал очень успешным. Будучи одним из первых недорогих предложений на американском рынке, он разошелся за первый год тиражом в 4000 экземпляров, что поставило новообразованную компанию сразу на 17-е место в индустрии.

Hudson Hornet завоевывал первые места и на дрэговых прямых, и на грунтовых треках, и даже в кольцевых гонках NASCAR — невероятная универсальность!

Фирма быстро набирала обороты, строились новые заводы, нанимались инженеры. Если поначалу двигатели, разработанные специалистами Hudson, собирали сторонние компании, то уже с 1916 года компания начала производить свою рядную «шестерку» Super Six. К 1929 году Хадсон выпускал по 300 000 машин в год. Во многом они оказались первыми в автомобилестроении. На их машинах впервые появились индикаторы давления масла и неполадок в работе генератора на приборной панели, двухконтурные тормоза с механической системой экстренного торможения, первый автомобильный двигатель с балансирными валами. Последнее помогало мотору раскручиваться до более высоких оборотов и заметно превосходить по мощности конкурентов.

Перед вами Hudson 20 — по сути, родоначальник класса бюджетных автомобилей Родстер Hudson Model 33 образца 1911 года уже гораздо больше похож на современные автомобили Фаэтон Hudson Super Six — один из первых автомобилей компании с двигателем собственного производства Слева направо — Hudson Hornet в кузове купе, настоящий гоночный Fabulous Hudson Hornet и его мультипликационное воплощение — Doc Hudson

Iso Autoveicoli SpA (1953–1974)

Еще одна компания, о которой вы, скорее всего, не слышали, но при этом точно знакомы с ее творениями, это итальянская Iso Autoveicoli. Появилась она в 1953 году благодаря инженеру Ренцо Ривольте из фирмы, производившей холодильники и скутеры. Слово Iso как раз происходит от «Изотермическое оборудование». Поймав дух времени, итальянцы решили бросить вызов гигантам автопрома того времени: Ferrari и Maserati.

Iso Grifo: легкий и красивый кузов от Bertone, 7-литровая «восьмерка» под капотом — чем не конкурент Ferrari и Maserati?

Для этого было создано два купе класса Gran Tourismo. Первое — Iso Rivolta с кузовом классических очертаний авторства Джуджаро, мотором V8 5.4 от Chevrolet, а также подвеской Де Дион от Ягуаров того времени. Второй автомобиль — Iso Grifo. Его дизайн разрабатывало ателье Bertone, сделавшее формы машины более современными и стремительными. Под капотом у Grifo сначала появился такой же мотор, как у предшественника, а после туда имплантировали 7-литровую «восьмерку» GM. Так появилась «заряженная» версия «Грифо» с характерной «ноздрей» на капоте.

Корветовская «восьмерка» под капотом купе Rivolta выдавала 300-340 л.с. в зависимости от версии машины Двигатель Grifo V8 7.0 развивал 435 л.с., что позволяло легкому купе (1400–1600 кг) разгоняться до 100 км/ч за 6,1 секунды и достигать 275 км/ч А вот и она — крошка Isetta — один из самых неординарных автомобилей в истории

Однако эти машины не могли бы появиться без первого творения компании — того самого, знакомого всем любителям автомобилей. Речь о крошке Isetta. Да-да, машина, которую все привыкли видеть с шильдиком BMW, была разработана итальянским производителем холодильников и собиралась другими компаниями по лицензии.

Puch (1899–2001)

Интересно, предполагал ли Йоган Пух, основывая в 1899 году фирму по производству велосипедов, к чему эта затея в итоге приведет? Скорее всего, нет. Он просто старался делать отличные велики, которые быстро завоевали популярность у спортсменов, а затем перешел к выпуску скутеров и мотоциклов, которые успешно конкурировали с признанными лидерами отрасли. В 1928 году Puch объединился с компанией Austro-Daimler, а еще через 4 года к ним присоединилась фирма Steyr-Werke AG, в результате чего образовалась окончательная версия конгломерата Steyr-Daimler-Puch. Через некоторое время было решено выпускать и автомобили. Одним из первых стала лицензионная версия крошки Topolino — хэтчбека FIAT 500, который, несмотря на совместное предприятие, компания Puch выпускала под собственным именем.

Витиеватая автомобильная история компании Puсh: от скромного малыша Fiat Topolino до армейского внедорожника — известного во всем мире Gelandewagen.

Однако самое главное событие в истории Puch произошло в 1972 году, когда один из акционеров компании Mercedes и по совместительству шах Ирана предложил руководству компании разработать для него армейский внедорожник. В 1973 году был создан первый макет, в 1974 году — ездовой прототип, а в 1979 году началось серийное производство автомобиля G-Wagen. Того самого легендарного Гелендвагена, одного из рекордсменов-долгожителей автомобильного рынка. Несмотря на то, что в большинстве стран внедорожник продается под маркой Mercedes-Benz, компания Puch получила право реализовывать машины под собственным брендом на территории Австрии, Швейцарии и некоторых восточноевропейских государств. Кстати, существует еще одна малоизвестная версия «Гелика» — ее изготавливают во Франции, устанавливая на немецкое шасси французские моторы и трансмиссии. Этот автомобиль предназначен для армии Франции и называется Peugeot P4.

Слева направо: мотоцикл Puch Magnum, военные Puch G и гражданский Mercedes G-Klasse с логотипами Puch (обратите внимание на зачерненную звезду!)

Morris (1912–1984)

Еще одна британская марка, имевшая в свое время непосредственное отношение к модели Austin Mini — Morris Motors. Начинала компания в 1912 году, как водится, с производства велосипедов, однако быстро «выросла» из двухколесного транспорта, уже в 1913 выпустив первый автомобиль — купе Morris Oxford «Bullnose». К 1924 году бизнес вырос настолько, что компания стала не только крупнейшим автопроизводителем в стране, но и захватила 51% британского рынка, оставив далеко позади автомобили Ford.

Автомобили Morris пережили родительскую компанию на 30 лет: последний настоящий Morris был выпущен в 1984 году, а клон старого «Морриса» — Hindustan Ambassador — закончили производить только в 2014-м.

Фирма Morris была во многом пионером машиностроения: обладая гигантскими ресурсами, Моррис покупал всех основных поставщиков комплектующих и вводил самые передовые методики производства автомобилей (в частности, изготовление стальных кузовов методом штамповки). После появления на фабрике в 1932 году движущегося конвейера завод Morris Motors стал крупнейшей интегрированной фабрикой Европы.

Morris Bullnose, продукт бейдж-инжиниринга — Morris 1800 — переделанный Austin 1800 и Hindustan Ambassador образца 2013 года

Несмотря на то, что со временем марка теряла былое величие, заключая альянсы с другими британскими производителями автомобилей (в частности, образовав компанию BMC вместе с Austin Motors), и даже переходила на производство бейдж-инжиниринговых машин, юридически она до сих пор жива. Брендом Morris владеют китайцы из фирмы SAIC, правда, планов по «оживлению» компании на Востоке пока не озвучивают, так что свое место в нашем печальном рейтинге «Моррисы» заслужили.

Jensen (1934–1976)

В 1924 году 20-летний Алан Дженсен и его младший брат Ричард своими руками перекроили кузов автомобиля Austin 7. Их работой сильно впечатлился Альфред Герберт Уайлд — в тот момент главный инженер компании Standard Motor. Ребят наняли на работу, и вплоть до 1934 года они создавали альтернативные кузова для самых разнообразных машин. В 1934 году произошло знаменательное событие: Алан и Ричард выкупили компанию Smith & Sons, в которой на тот момент трудились: так появилась фирма Jenson Motors Limited. Кроме того, в этом же году знаменитый американский актер Кларк Гейбл заказал у Jensen Motors автомобиль по индивидуальному проекту на базе шасси Ford V8. Именно эта работа обеспечила компании славу и известность.

Даже сама компания Ford обращалась к Дженсенам за доработками своих серийных машин. А еще именно в Jensen нарисовали красивейший кузов шведского купе Volvo P1800!

Остановив производство гражданских машин на время Второй мировой войны, в послевоенные годы Дженсены вновь начали развивать бизнес. Теперь компания Jensen уже самостоятельно разрабатывала автомобили, а за изготовлением кузовов иногда обращалась к другим фирмам, например, именитым итальянцам из Carrozzeria Touring. Дела шли отлично, и в 1964 году на мотор-шоу в Ирлз-Корт компания представила модель CV-8 FF — революционный спорткар, который, правда, так и остался прототипом. Но его технологии — постоянный полный привод и система АБС — перекочевав на серийный Jensen FF все же стали первыми в истории.

На фото: первый автомобиль Jensen, армейский фургон, выпускавшийся во время войны под именем JNSN, и прототип гоночного автомобиля Jensen C-V8 FF

Borgward (1929–1961)

Компания Borgward основана в 1924 году. Именно тогда Карл Боргвард создал свой первый «автомобиль» под названием Blitzkarren — «повозка-молния». Мы берем слово «автомобиль» в кавычки, потому что настоящим автомобилем трехколесный развозной фургончик с мотором в две лошадиные силы назвать довольно сложно. Однако эту машину ждал огромный успех: в то время ниша доступного коммерческого транспорта была абсолютно свободна. Кроме многочисленных торговцев такие машинки закупила себе даже Рейхспочта — государственная почтовая компания Германии. После Боргвард купил компанию Hansa-Lloyd и начал выпуск машин уже под двумя названиями.

Любопытно, что Карл Боргвард до последнего не соглашался с банкротством своего детища, уверяя, что с компанией все в порядке. И ведь после полной расплаты с кредиторами на счетах фирмы оставалось еще 4,5 миллиона марок. Это породило множество теорий заговора.

После Второй мировой войны Боргвард снова покупает несколько обособленных брендов: в то время это было выгодно, так как количество стали, которое могла купить отдельная фирма, было строго ограничено. В таком виде компания просуществовала до 1961 года. За это время она стала пионером во внедрении многих технологий на немецком рынке: первая в Германии пневматическая подвеска, первая автоматическая трансмиссия — все это сделал Borgward. Фирма также выпускала гоночные машины с 16-клапанными моторами объемом 1500 см3. Это двигатели не только отлично зарекомендовали себя в Формуле 2, но и использовались командами-частниками в Формуле 1!

Тот самый Borgward Blitzkarren, один из самых популярных автомобилей марки — Borgward Isabella и гоночный прототип Borgward Typ Inka 1500

RAF (1949–1998)

Вряд ли есть в постсоветском пространстве хоть кто-то, кто не знаком с «Рафиками». Рижская Автомобильная Фабрика (RAF) была одним из двух производителей минивэнов (наряду с УАЗом), и одновременно главным поставщиком машин для государственных служб — начиная от общественного транспорта и заканчивая скорой помощью. Первым продуктом фабрики был 22-местный автобус RAF-251, построенный на шасси ГАЗ-51. Но наибольшую известность и распространенность, конечно же, получил тот самый «Рафик» — более компактный автомобиль, при производстве которого в основном использовались двигатели, трансмиссии и схемы подвесок от модели ГАЗ-21.

Ну кто не знает «рафик»! На базе модели 2203 делали и «кареты» скорой помощи, и «маршрутки», и автомобили для милиции, и даже пикап!

Дела у завода шли хорошо, строились новые производства, создавались прототипы новых машин. К 1990 году практически готов был перспективный минивэн RAF Roksana. Однако развал СССР внес свои коррективы в планы завода. Новые границы нарушили отлаженные цепочки поставок деталей, а правительство Латвии неумолимо выступало против инвестиций от Горьковского автомобильного завода. По их словам, это угрожало недавно обретенной независимости. По иронии, последним автомобилем, выпущенным компанией RAF, был катафалк.

Автобус Raf 251 до сих пор на ходу; минивэн RAF 977 явно отсылает нас к легендарному Volkswagen Transporter; самый известный и популярный — RAF-2203

Среди исчезнувших с лица земли автомобильных брендов есть и очень странные. К примеру, компания Karenjy из Мадагаскара и сенегальская фирма Baby Brousse. Обе в свое время выпускали внедорожные автомобили, правда, за основы взяли агрегаты разных французских фирм. Мадагаскарские машины (на фото слева) были построены с использованием моторов и трансмиссий Renault, собирались полностью вручную и красились исключительно в яркие цвета. Сенегальцы же выступили еще оригинальнее, выбрав в качестве исходного материала легендарный Citroen 2CV.

American Motors Corporation (AMC) (1954–1987)

Компания American Motors появилась в 1954 году, но отнюдь не на пустом месте: ее создали фирмы Hudson и Nash-Kelvinator для соперничества с Большой Американской Тройкой — Ford, GM и Chrysler. Шансы на успех были призрачными, но у руководства была идея занять те ниши рынка, которые гиганты упустили из виду. Так, в 1958 году на свет родился American Rambler — первый автомобиль компактного класса в стране. На самом деле это был слегка перелицованный Nash Rambler образца 1950 года, но победителей не судят. А именно победителем Рамблер и был — продажи зашкаливали ровно до тех пор, пока все конкуренты не представили свои компактные модели.

Скучать маленькому автопроизводителю не приходилось: с такими сильными конкурентами — хочешь жить, умей вертеться. И AMC становится, пожалуй, главным новатором автомобильной промышленности США. Они первыми вводят общие платформы для моделей, где колесная база и схемы подвесок одинаковы для машин одного класса: отличаются лишь кузова, моторы и оборудование. Первыми в АМС придумали двухконтурные тормоза, современную схему селектора «автомата» c «нейтралью» между «драйвом» и задним ходом, дисковые тормоза и регулируемые спинки передних кресел.

Компании АМС принадлежит авторство на первый в Америке «субкомпакт» — хэтчбек Gremlin, и один из первых в мире кроссоверов — полноприводный Eagle.

Однако сказке не суждено было продолжаться вечно. После окончания топливного кризиса в 1985 году покупатели вновь переключились на более крупные, мощные и прожорливые автомобили. Компания AMC к этому переходу оказалась не готова и в итоге была поглощена одним из своих изначальных конкурентов — фирмой Chrysler.

Слева направо три самых известных модели АМС: Rambler, Gremlin и Eagle

Willys (1908–1987)

В 1908 году Джон Уиллис покупает фирму Overland Automotive — так появляется компания Willys Overland Motor Company. В течение нескольких лет дело Уиллиса процветает: настолько, что по объему производства компания проигрывает только Форду. Однако всего 12 лет спустя фирму ждет первый удар — экономический кризис 1920 года ставит ее на грань банкротства. Компанию удается спасти: делает это не кто иной, как Уолтер Крайслер. Да-да, тот самый! Частью плана по спасению фирмы Willys становится разработка нового 6-цилиндрового автомобиля. Уиллис спасен, правда, ценой частичной распродажи активов. Уолтер Крайслер уходит из компании и в 1924 году создает фирму имени самого себя — Chrysler. Как ни странно, ее первый автомобиль оказывается 6-цилиндровым и вообще очень похож на разработку Уиллиса.

По иронии судьбы как раз компания Chrysler в 1987 году выкупила права на бренд Willys.

Но настоящую известность компания получает благодаря армейскому контракту. Военным нужен был легкий утилитарный автомобиль, который отличался бы высокой надежностью. Проект представляла компания American Bantam (ранее известная как American Austin), созданная для того, чтобы выпускать по лицензии британские Остины. Из семи кандидатов армия США выбирает именно фирму Willys. Инженерам нужно было создать мотор мощностью всего 15 л.с., но он должен был работать без перерыва до 150 часов на топливе даже самого низкого качества. При этом в распоряжении был агрегат мощностью 48 «лошадей», который больше четырех часов кряду работать не мог. На доработку двигателя ушло два года, потребовалась установка алюминиевых поршней, использование более точных техпроцессов и облегчение маховика почти вдвое.

Один из первых «Виллисов» — Model 91; оригинальный военный Willys; гражданский Willys Aero Каждая из наших историй по-своему печальна, но есть среди них и особо грустные. Например, история французского бренда Delage. Основанный в 1905 году, он быстро снискал славу в люксовом сегменте и на гоночных треках. В 1924 году машине с мотором V12 объемом всего 2,0 л (в то время эксперименты были намного смелее, чем сейчас) покорилась первая ступенька подиума Гран-при Европы, а автомобиль с 12-цилиндровым двигателем объемом 10,5 л установил мировой рекорд скорости на шоссе, разогнавшись до 230 км/ч. Но в 1935 году компания была признана банкротом, ее активы выкупил конкурент, а создатель фирмы Луи Деляж, будучи не в силах смириться с потерей своего детища, начал вести затворнический образ жизни и умер в нищете.

Prince (1952–1966)

Компания Prince Motor Company — автопроизводитель необычный. И дело даже не только в его сверхкоротком жизненном пути — всего 14 лет. Дело в том, что в отличие от большинства «коллег» по бизнесу Принс родился не из производителя мотоциклов или, тем паче, велосипедов, а из самолетостроительной фирмы. Компания пользовалась большим успехом на ниве создания люксовых автомобилей, в то время как почти вся автопромышленность Страны восходящего солнца была сконцентрирована на бюджетных машинах.

Фирма Prince переименовывалась, пожалуй, рекордное количество раз: Tachikawa Aircraft Company — Fuji Precision Industries — Prince Motor Company — снова Fuji Precision Industries — опять Prince Motor Company.

Самые главные машины компании — Gloria и Skyline. И это именно тот Скайлайн, который дал путевку в жизнь легендарному Ниссану. В 1966 году компания Nissan поглотила фирму Prince, большая часть разработок фирмы перешла новым хозяевам и легла в основу новых Ниссанов. Что любопытно, само название Prince не исчезло после поглощения, а осталось в виде названия фирменных дилерских центров Ниссан, в которых продавались модели, доставшиеся компании от «Принса».

Слева: первый автомобиль компании Prince — Prince Sedan; в центре: Prince Gloria; справа — Prince Skyline

Во второй части материала мы рассказываем уже о более современных автомобильных брендах, к которым эпоха и судьба оказались неблагосклонны. Вы узнаете об истории марок, которые еще недавно были на слуху — SAAB, De Lorean, Pontiac, Rover и многих других.

masterok

Всегда интересно узнать что было самым старым, самым большим или самым первым. С автомобилями наверное это не так все однозначно. Но вот вам паромобиль De Dion Bouton et Trepardoux Dos-a-Dos, 1884 года выпуска, на ходу, все детали оригинальные, без пробега по РФ, цена: до 5 млн. долл.
Автомобиль на паровой тяге De Dion Bouton et Trepardoux Dos-a-Dos Steam Runabout по имени «Маркиза» — самая пожилая из действующих машин на Земле. И первый участник автомобильных гонок на планете.
Самый старый действующий автомобиль в мире – De Dion Bouton Et Trepardoux Dos-A-Dos Steam Runabout, 1884 года выпуска.
Как-то в декабре 1881 г. молодой граф де Дион остановился в предместьях Парижа у небольшого магазинчика, торгующего игрушками. Он намеревался приобрести призы для гостей своего бала. Там ему попалась на глаза небольшая модель парового двигателя. Изумившись ее качеству, граф попросил познакомить его с изготовителем. Их оказалось двое — Жорж Бутон и Шарль-Арман Трепарду. Они трудились за семь франков в день над моделями лодок, паровыми двигателями и специальными инструментами. Накинув еще три франка, граф сделал свой заказ. Так родился союз, подаривший миру в 1884 г. «паровую двуколку», названную в честь графини де Дион «La Marquise».
128-летний паровой автомобиль был произведен во Франции для графа де Диона. Прозвище «La Marquise», дал автомобилю де Дион в дань уважения своей матери. Машина имеет 2,7 метра в длину, весит 2 100 кг и развивает максимальную скорость 38 миль в час (60 км/час). Средняя скорость движения — 25 километров в час. На одном полностью заправленном водой баке машина проезжает 32 километра. Это трехколесное транспортное средство французской марки De Dion-Bouton 1884 года выпуска является уникальным не только в силу своего возраста, но и из-за того, что машина до сих пор на ходу. Более старых экземпляров, хотя бы теоретически пригодных к эксплуатации, в мире нет. Удивительно, но за 127 лет жизни этот автомобиль сменил лишь четверых владельцев, и последние 81 год принадлежал одной семье.
Это компактный четырехместный квадрацикл с задним приводом и передними управляемыми колесами. Задняя ось приводилась в движение валами от двух небольших двигателей, пристыкованных к компактному котлу с концентрическими кольцами внутри. Контейнер для угля находился с внешней стороны от котла. В отличие от классических паровозов этот котел разогревался до парообразования всего за 45 мин и требовал подлива воды каждые 30 км.
Этот автомобиль прославился тем, что участвовал в первых в мире автогонках. Заезд организовал один из основателей компании, выпустившей машину, маркиз де Дион (именно он изображен на снимке вверху). Правда, других участников соревнования не нашлось, и данный паровой автомобиль в гордом одиночестве «выиграл» гонку. Максимальная скорость, которую удалось развить на «Маркизе», составляла почти 61 км/ч. Так разогнаться удалось на первой в истории человечества автомобильной гонке по маршруту Париж-Версаль в 1887 г. И эта гонка была гонкой одного автомобиля. Тридцать два километра в каждую сторону «минилокомотив» преодолел со средней скоростью в 26 км/ч.

Фактически, лишь три колеса и паровой мотор, способный разогнать трехколесную машину до 61 км/ч. Учитывая характер посадки водителя, это, наверное, далеко не безопасно. Одного бака воды хватает на 32 километра.
Фирма De Dion-Bouton впоследствии выпускала и машины с двигателями внутреннего сгорания, просуществовав до 1938 года. Говорит аукционист Дэвид Гудлинг: «Люди, которые ездили на этом автомобиле в конце девятнадцатого века, чувствовали то же, что и мы, когда мчимся со скоростью 80 или 90 миль в час в современных легковушках.
Это был прорыв, начало новой эры, неизвестное доселе “существо” в виде самодвижущейся кареты. Это прекрасно, что хоть один действующий экземпляр уцелел до нашего времени». Граф де Дион владел автомобилем до 1906 года, пока, наконец, продал его французскому офицеру Анри Дориолу. Анри и его потомки владели La Marquise 81 год, но не пользовались им после того, как после войны 1914 года потерялись медные и латунные фитинги. С 1987 год паровым автомобилем владел Тим Мур, член британского Клуба Раритетных Автомобилей, который полностью восстановил Steam Runabout. Мур даже принимал участие в нескольких соревнованиях на этом автомобиле, в том числе в четырех пробегах Лондон-Брайтон.
Безусловно, есть и более старые автомобили, дошедшие до наших дней. Но большинство из них прекратили свои поездки еще в 1920–30 гг. и заняли почетные места в экспозициях мировых автомобильных музеев.
По мнению экспертов в области автомобильный раритетов, сегодня это самый ценный экспонат из частной коллекции.
De Dion Bouton et Trepardoux Dos-a-Dos Steam Runabout выставлялся на аукционе Hershey с первоначальной ценой в 2–2,5 млн. долл. Автомобиль La Marquise, установил рекорд цены для раритетных транспортных средств. В 2011 году он был продан на аукционе за 4 миллиона 620 тысяч долларов. Имя покупателя La Marquise, ставшего пятым владельцем этого автомобиля за всю его историю, аукционный дом не раскрывает.
Первым владельцем La Marquise был французский аристократ граф де Дион, принимавший участие в его создании. В 1906 году де Дион продал автомобиль офицеру французской армии Анри Дориолю, семья которого владела La Marquise до 1987 года.
Следующим владельцем стал член британского клуба классических машин Тим Мур, который восстановил автомобиль и привел его в полностью рабочее состояние. В 2007 году La Marquise был продан коллекционеру из Техаса Джону О’Куинну, заплатившему за него, как сообщалось, $3,63 миллиона долларов.
На аукцион La Marquise был выставлен наследниками О’Куинна, скончавшегося в 2009 году.
В настоящее время в мире, за исключением выставленного на торги экземпляра, сохранилось две четырёхколесных машины De Dion и шесть трициклов, однако не один из них не функционирует.

http://www.avtoprofy.ru/faq/03.shtml

Какая из марок авто самая старая

А вы задумывались над вопросом − какой автомобильный бренд самый старый? Наверно, найдутся такие, то назовёт марку Ford и даже модель Ford Model T как первый автомобиль.

На самом же деле знаменитая «тешка» не была первым выпущенным автомобилем. Она прославилась тем, что стала первым серийным авто. Сам же двигатель внутреннего сгорания стал использоваться намного раньше, чем была выпущена «Модель Т». Кроме того, первый автотранспорт использовал паровой двигатель.

Самые старые марки авто

Первый шаг − важный момент жизни каждого человека. То же можно сказать об автомобилях. Без парового двигателя не было бы современных мощных двигателей, развивающих немыслимые скорости. Какие марки являются пионерами в сфере автомобилестроения?

  1. Mersedes-Benz. Несмотря на то, что сам бренд был официально зарегистрирован лишь в 1926 ггоду, историю компания ведёт с конца XIX века. 29 января 1886 г. Карлу Бенцу был выдан сертификат на машину Benz Patent-Motorwagen. Эту дату принято считать датой основания Mersedes.
  2. Peugeot. Семья основателей французского автомобильного бренда с XVIII века занималась мануфактурой . В середине XIX века на мощностях завода состоялся запуск линии по производству кофемолок. В 1958 году глава компании запатентовал фирменный бренд − льва, стоящего на задних лапах. В 1889 Арман Пежо продемонстрировал публике самодвижущийся аппарат на паровом двигателе. Чуть позже паровой двигатель заменили бензиновым агрегатом. Выпущенный в 1890 году Peugeot Type 2 является первым автомобилем французского производителя.
  3. Ford. В 1903 году Генри Форд положил начало знаменитому автомобильному бренду. А несколькими годами ранее он создал свою первую машину − «Форд Квадроцикл». В 1908 году с конвейера завода сошла первая в мире серийная модель автотранспорта − знаменитая Model T.
  4. Renault. Три брата: Луи, Марсель, Фернан в 1898 году основали автомобильный бренд, которому дали свою фамилию. В этом же году с конвейера сошла первая модель «Рено» − Voiturette Type A. Главной особенностью машины стала трёхскоростная коробка передач, запатентованная Луи Рено.
  5. Opel. Бренд прошёл длинный путь становления, начав с выпуска швейных машинок в 1862 году, когда Адам Опель открыл фабрику. Уже через 14 лет было налажено производство велосипедов. После смерти основателя, в 1895 году, с конвейера «Опель» сошёл первый автомобиль компании − Lutzmann 3 PS.
  6. FIAT. Фирма была организована несколькими инвесторами, и спустя три года «ФИАТ» занял место среди крупнейших автопроизводителей. После того, как руководство компании посетило завод Ford, на мощностях FIAT запустили первый в Европе конвейер по сборке автомобилей.
  7. Bugatti. Эттори Бугатти собрал свой первый автомобиль в возрасте 17 лет. В 1901 году он создал вторую машину. А в 1909 − запатентовал автомобильную фирму Bugatti. В этом же году была выпущена спортивная модель.
  8. Buick. В 1902 году в городе Флинт, располагающемся в штате Мичиган, США, Дэвид Данбар Бьюик основал компанию по сборке и выпуску авто. Спустя год была выпущена модель Бьюик Model B.
  9. Cadillac. В 1902 году, после банкротства и последующей ликвидации «Автокомпании города Детройта», которую покинул Генри Форд, Генри Лиланд совместно с Уильямом Мерфи создали Cadillac Motor Car. Через год была выпущена дебютная модель фирмы «Кадиллак» − Model A.
  10. Rolls-Royce. Свой первый совместный автомобиль Стюарт Роллс и Генри Ройс выпустили в 1904 году. Это была модель Rolls-Royce 10hp. Спустя два года они организовали компанию по сборке автомобилей − Rolls-Royce Limited.
  11. Skoda. Основателями чешского автоконцерна стали механик Вацлав Лаурин и торговец книгами Вацлав Клемент. Изначально компания занималась выпуском велосипедов, но уже через четыре года, в 1899-м, было начато производство мотоциклов. Выпуск дебютного автомобиля состоялся в 1905 году.
  12. AUDI. Автомобильный концерн был организован Аугустом Хорьхом в 1909 году, после того как его «выжили» с первого производства Horch & Co. Уже через год после основания был выпущена дебютная модель авто − AUDI Typ A.
  13. Alfa Romeo. Изначально фирма, организованная французским инженером Александром Дарраком и инвестором из Италии, имела название Societa Anonima Itatiana. Создана она была в 1910 году, тогда же была выпущена первая модель − A.L.F.A. 24HP.
  14. Chevrolet. Фирму организовал один из основателей General Motors − Уильям Дюрант. Также в становлении участвовал инженер Луи Шевроле. «Шевроле» была основана в 1911 году, а спустя год была выпущена дебютная модель − Series C.
  15. Datsun. Изначально фирма называлась «Кайсинся». Она была организована 1911 году тремя партнёрами: Кэндзиро Дэном, Рокуро Аямой, Мэйтаро Такэути. Первые выпускаемые модели назывались DAT, по начальным буквам фамилий трёх основателей. Например, первый автомобиль, вышедший с конвейера «Кайсинся», назывался DAT-GO.

Самые старые действующие автомобили

До наших дней дошло лишь малое количество старинных автомобилей:

  1. Cugnot Fardier. Автомобиль, спроектированный французским инженером Никола Жозефом Кюньо, считается самым первым самоходным транспортным средством. Он был выпущен ещё в 1769 году и предназначался для французских военных. Передвигался со скоростью 5 км/ч. Единственный сохранившийся экземпляр находится во Франции, в Музее ремёсел.
  2. Hancock omnibus. Автомобиль считается первым среди коммерческого автотранспорта. Его создателя, Уолтера Ханкока, можно смело называть основоположником автомобильных пассажироперевозок. Омнибусы ездили по маршруту Лондон − Паддингтон. И всего перевезли около 4000 человек.
  3. La Marquise. Машина была выпущена в 1884 году, а уже через три года выиграла первый автомобильный пробег. В 2011 «старушка» смогла установить рекорд, став самым дорогим аукционным экземпляром автомобиля. Она была продана почти за 5 млн.
  4. долларов.
  5. Benz Patent-Motorwagen. Многие эксперты утверждают, что именно эта модель является первым в мире авто с бензиновым двигателем. Кроме этого, Карл Бенц установил на машину карбюратор и тормозные колодки.
  6. «Руссо-Балт». Самое старое транспортное средство, выпущенное в России. Единственную сохранившуюся до наших дней машину выпуска 1911 года приобрёл инженер А. Орлов. Он пользовался ею с 1926 до 1942 года. Брошенный «Руссо-Балт» был случайно обнаружен в Калининградской области в 1965 году. Его купила киностудия имени Горького и подарила Политехническому музею. Примечательно, что до музея машина добралась своим ходом.

Несмотря на примитивность, каждая из первых моделей машин внесла свой вклад в развитие всего автопрома.

10 старинных автомобилей, которые стоят сегодня целое состояние


Duesenberg Model J — автомобиль не для всех.

В автомобилях подавляющее большинство людей ценят скорость, надёжность, роскошь и изысканный дизайн. А ещё автомобили — это подтверждение статуса и состоятельности. За 128 лет истории автомобилестроения были создано немало элитных автомобилей, причём некоторые из старинных автомобилей дошли до наших дней и стоят целое состояние.

1. Alfa Romeo Tipo B


Alfa Romeo Tipo B.

1932 год/$ 5,6 млн
Авто, изготовленное в 1932 году для участия в Гран-При, стало прообразом первых гоночных автомобилей. Благодаря 8-цилиндровому двигателю объемом 2,6 литра и мощностью в 260 л.с., а также улучшенной аэродинамике Tipo B выиграл целых 26 гонок в период между 1932 и 1935 годами.

2. Mercedes-Benz 38/250 SSK


Mercedes-Benz 38/250 SSK.

1929 год/$ 7,4 млн
Классический гоночный родстер получил прозвище SSK (Super Sport Kurz) за то, что его колесная база была короче, чем у предыдущей модели. Это был последний автомобиль, который легендарный автопроизводитель Фердинанд Порше разработал для Mercedes. Под капотом SSK стоял чудовищный по мощности (300 л.с.) гигантский 7,1-литровый двигатель, благодаря которому авто развивало скорость в 200 км/ч. В течение большей части 1930-х годов SSK доминировал практически во всех Гран-При.

3. Shelby Cobra Daytona Coupe


Shelby Cobra Daytona Coupe.

1965 год/$ 7,7 млн
Мечта любого городского плейбоя, Shelby Cobra Daytona Coupe — один из немногих американских автомобилей, который считался достойным соперником Ferrari в классе GT. Мощный двигатель V8 мощностью 430 л.с. и скорость в 320 км/ч позволили выиграть Ле-Ман в 1964 году и чемпионат мира среди автопроизводителей в 1965 году. Последний из представителей настоящей классики американских авто был продан за рекордные $ 7,7 млн.

4. Ferrari 250 GT SWB California Spyder


Ferrari 250 GT SWB California Spyder.

1961 год/$ 8,6 млн
Модель Ferrari 250 GT SWB California Spyder стала ремейком выигравшей множество наград 250 GT Berlinetta SWB. Новый Spyder получил гладкий корпус, гораздо более эффективное шасси и мощный 3-литровый двигатель V12. Этот автомобиль стал примечателен тем, что его очень часто снимали в голливудских фильмах. Благодаря дизайну и превосходной управляемости Spyder стал объектом желания автолюбителей по всему миру.

5. Mercedes-Benz 540K Special Roadster


Mercedes-Benz 540K Special Roadster.

1947 год/$ 9 миллионов
Прежде, чем Фердинанд Порше начал заниматься производством собственных автомобилей, он разработал двигатель для этого 5,2-метрового зверя. 5,4-литровый двигатель, обтекаемый корпус, покрытие серебряной краской и аристократический вид сделали 540K Special Roadster фаворитом среди аристократов, бизнесменов и звезд сцены и экрана. Двухдверный кабриолет, который олицетворял богатство довоенных автомобилей, отличался превосходной управляемостью на высоких скоростях, что было редкостью даже среди автомобилей класса люкс в 1940-х годах.

6. Bugatti Royale Type 41 Kellner Coupe


Bugatti Royale Type 41 Kellner Coupe.

1931 год/$ 9,8 млн
История гласит, что Этторе Бугатти хотел создать настолько роскошный автомобиль, чтобы им могли бы обладать только королевские семьи. Этторе удалось воплотить свою мечту и авто стало самым роскошным автомобилем из всех, когда-либо появлявшихся в продаже. При этом его 12,7 литровый двигатель позволял Bugatti быть одним из самых мощных дорожных автомобилей в мире. Всего было построено 6 экземпляров «королевского» авто.

7. Duesenberg Model J


Duesenberg Model J.

1931 год/$ 10,3 млн
Разработанный в период Великой Депрессии американской компанией Duesenberg Automobile & Motors Company автомобиль «Model J» является ярким примером американских инноваций и роскоши. Model J разрабатывался специально, чтобы стать самым стильным, быстрым, большим и дорогим автомобилем в Соединенных Штатах. Одними из его владельцев стали испанский король Альфонсо XIII и нескольких ведущих бизнесменов того времени.

8. Ferrari 250 Testa Rossa


Ferrari 250 Testa Rossa.

1957 год/$ 27,5 млн
Как уверяют многие автолюбители, Ferrari 250 Testa Rossa — гораздо больше, чем просто мощный и стильный автомобиль. Он представляет собой целое поколение спортивных автомобилей, которые стали любимыми игрушками богатых и знаменитых людей. Сейчас подобные авто продаются по $ 12 млн, а цена на идеально сохранившиеся экземпляры доходит до $ 27 млн.

9. Mercedes W196R


Mercedes W196R.

1954 год/$ 29,6 млн
Mercedes W196R, также известный как «Серебряная стрела» занял второе место в списке благодаря своей редкости и, как следствие, огромному спросом среди богатых коллекционеров. Из 10 автомобилей, существующих на сегодняшний день, только один находится в частной собственности, а все остальные являются либо собственностью Mercedes Benz, либо автомобильных музеев. «Серебряная стрела» доминировала в 1954 и 1955 годах в гонках Формулы 1.

10. Bugatti Type 57SC Atlantic


Bugatti Type 57SC Atlantic.

1937 год/$ 40 млн
Когда Bugatti Type 57SC Atlantic находился в разработке, мало кто думал, что будет построено всего четыре автомобиля. Сегодня остались только два подобных авто, один из которых принадлежит знаменитому модельеру Ральфу Лорену и выставлен в Париже, а другой принадлежит неизвестному коллекционеру и демонстрируется в автомобильном музее Mullin, расположенном в американском городе Оснард.
В продолжение темы ещё 60 ржавеющих в сарае автомобилей стоят больше миллиарда рублей. Это настоящее сокровище досталось внукам умершего предпринимателя по наследству.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

>20 марок автомобилей уже больше 100 лет: год основания, история появления

Самые старые марки автомобилей в мире, им более 100 лет

2.500 лет традиций от Alfa Romeo до Tatra…

История развития автомобильных брендов схожа с развитием государств, она характеризуется периодами роста и снижения активности. В разные периоды в истории автомобилестроения, чуть более чем за сто лет, появлялись и исчезали сотни брендов, а их общее количество стремится к 1.000. Увы, не всем, даже хорошим компаниям, которым в свое время прочили большое будущее, удалось дожить до наших времен. Безжалостная конкуренция продолжается и в XXI веке. Взять, к примеру, опубликованный сегодня «шоковый прогноз» Saxo Bank. Так, по мнению шведских аналитиков, в 2019 году есть небольшой, но все же шанс, что компания Tesla прекратит свое существование. Ее поглотит другой американский техногигант – Apple, получив в свое распоряжение все новые технологии и немалый кусок зародившегося нового рынка электрокаров. Аккумулированные на продажах телефонов и планшетов 237 млрд долларов, лежащие в закромах компании, придутся для освоения как раз кстати.

Но есть в мире производители из ныне здравствующих, для которых на торт можно поставить 100 свечей. 20-ка всемирно известных – в нашем топе.

1810 – Peugeot

Peugeot начал свою деятельность в 1810 году с производства кофемолок. Затем бизнес Peugeot расширился до соляной промышленности и добычи перца, далее было освоено производство более сложных технологий – разнопрофильный производитель переключился на велосипеды, и пошло-поехало. В 1896 году Арманд Пежо основал «Société Anonyme des Automobiles Peugeot». Эта автомобильная фирма существует до сих пор, а с конца XIX века начался ее неудержимый рост.

В 70-х годах XX века Peugeot разросся настолько, что начал скупать других производителей: Citroën, европейское подразделение Chrysler, Opel… Впрочем, не обошлось без проблем – группа PSA оказалась на грани банкротства и была спасена от коллапса лишь в 2014 году.

1850 – Tatra

Tatra – это не только горы в Словакии, но и чешская компания-производитель автомобилей.

В 1850 году Tatra начала производство бричек и колясок на конной тяге, в 1882 году стартовало производство более солидных подвижных составов – железнодорожных вагонов. В 1897 году Tatra выпустила свой первый автомобиль. Опыт оказался успешным, и с тех пор вот уже более 120 лет Tatra делает автомобильную технику.

Смотрите также: Топ-29 самых мощных грузовых автомобилей в мире в 2017 году

Правда, стоит уточнить, что в 1999 году «Татра» свернула производство легковых автомобилей, однако гражданские и военные грузовики все еще находятся в производстве и даже участвуют в ралли «Дакар».

1862 – Opel

Адам Опель основал свою компанию в Рюссельхайме 21 января 1862 года. Он начал со швейных машин, но вскоре попал в велосипедный бизнес. В 1899 году его сыновья основали «Opel Automobile GmbH». В 1929 году Opel стал частью General Motors.

В зависимости от рынка модели Opel продаются под интернациональными марками: Vauxhall (Великобритания), Holden (Австралия), Chevrolet (Латинская Америка) или Saturn (Северная Америка). В 2017 году Opel был поглощен группой PSA.

1870 – Mitsubishi

Конгломерат Mitsubishi (от японского «mitsu» и «hishi», что означает «три алмаза») был основан еще в 1870 году. Истоки лежали в литейном цехе и в судоходстве, позже в активы были добавлены добыча минералов и банковское обслуживание. До 1945 года конгломерат разросся более чем до 200 компаний.

Как автопроизводитель Mitsubishi дебютировал в 1917 году с начала производства модели Mitsubishi Model A – копии Ford T.

С 2016 года Mitsubishi Motors контролируется группой Renault-Nissan.

1895 – Skoda

Два заядлых велосипедиста, тезки по имени Вацлав, стояли у истоков марки Skoda. Их фамилии были Лаурин и Клемент. В 1895 году два молодых человека основали велосипедную компанию «Laurin & Klement». Вскоре в Млада-Болеславе была основана небольшая фабрика. После недолгих экспериментов с мотоциклами оба Вацлава окончательно перешли в автомобилестроение, создав в 1905 году первую модель Voiturette (Type A).

В 1991 году Шкоду быстренько прибрал к рукам Volkswagen, который давно на нее зуб точил.

1898 – Renault

Официально история Renault началась в 1899 году с основания «ООО» под названием «Société Renault Frères». Основателями стали родные братья Луи, Марсель и Фернанд Рено. Более романтичная версия рождения компании относит нас в Сочельник 1898 года. В то время Луи катался по улицам Парижа на собственноручно собранном чадящем автомобильчике. Пока катался, получил 12 заказов от изумленных нуворишей. В тот же день модель получила имя собственное – Modell A.

После ранней смерти двух своих братьев Луи управлял бизнесом в одиночку. Когда он скончался (скорее всего, его убили из-за подозрения в сотрудничестве с нацистами) в 1944 году, Renault стал публичной компанией, другими словами, ее попросту национализировали. Сегодня Renault является частью альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, в который также входят бренды Infiniti, Renault Samsung Motors, Dacia и Lada.

1899 – Fiat

«Fabbrica Italiana Automobili Torino» («Итальянская автомобильная фабрика Турина») была основана в 1899 году. У ее истоков стояло девять человек. Увы, все их имена были преданы забвению, за исключением одного основателя – Джованни Аньелли старшего. Мощность первой модели Фиат составляла всего 3 1/2 л. с., и она была построена ограниченным тиражом. Сказалось отсутствие опыта. В массовое производство Fiat поступил в 1912 году, с началом выпуска небольшой машинки под названием Zero (впоследствии переименованной в Voiturette).

Смотрите также: Как Фиат превратился в Жигули

Но сегодняшняя жизнь бренда связана с Fiat 500 – моделью, которая появилась аж в 1936 году как миниатюрное двухместное купе. Автомобиль имел не только забавную внешность, но и смешное название, очень тонко подметившее его вид, – Topolino (Мышка).

Его преемник, Nuova 500, появился в 1957 году, через 50 лет в производство пошел правнук – Fiat 500, отличающийся смесью ретродизайна и современными технологиями. Не забудем и модель Fiat 124* – прообраз и прототип ВАЗ-2101. 124-ю модель тоже сделал Фиат.

*В Европе Fiat-124 в 1967 году был признан лучшим автомобилем года.

После приобретения 100% акций Chrysler Fiat SpA переродился в нынешнюю корпорацию FCA со штаб-квартирой в Нидерландах.

1900 – Mercedes-Benz

Mercedes-Benz как бренд был основан в 1926 году слиянием из двух половинок – Benz и Daimler, но истоки развития уходят в гораздо более далекие времена. Бренд восходит к компании «Benz Patent Motor Car», основанной Карлом Бенцем в 1886 году, и «Daimler Motoren Gesellschaft» («Даймлер-Моторен-Гезелльшафт»), который существовал между 1890 и 1926 годами. Интересно, что продаваться автомобили компании «Daimler Motoren» под маркой Daimler-Mercedes начали раньше официального объединения, с 1900 года.

Сегодня бренд Mercedes-Benz является частью Daimler AG. Подразделение «Mercedes-Benz Cars» включает в себя не только легковые марки Mercedes и Smart. Коммерческие транспортные средства (например, автобусы и грузовики) относятся к другим подразделениям Daimler AG. «Спортивный отдел» Mercedes-AMG не входит в Daimler AG, но является его дочерней компанией.

1902 – Cadillac

Американский производитель Cadillac был основан в 1902 году. Название происходит от фамилии основателя города Детройт: Антуан Ломе де Ламот де Кадильяк. С 1910-х годов компания принадлежит General Motors. При этом, как ни парадоксально, компания была, в том числе, основана Генри Фордом и Генри Лиландом как производитель люксовых автомобилей «Detroit Automobile Company». Но в 1909 году Ford продал компанию GM. Не всегда могучие покровители способны удержать в своих руках важные бренды.

Между мировыми войнами Cadillac получил превосходство над другими брендами, такими как Chevrolet и Buick. Бренд пережил Великую депрессию и имел большой успех в 1950-х и 1960-х годах. Компания по-прежнему активно делает бизнес в США, Канаде и Мексике. Продаются новинки ATS и CTS также и в Европе, правда менее успешно.

1903 – Ford

Ford Motor Company была основана в 1903 году. Это была уже вторая компания Генри Форда (после «Detroit Automobile Company»). Первые модели были в алфавитном порядке отмечены буквами. В 1908 году началось производство знаменитой Model T, которая в народе получила название Tin Lizzy. Сначала сборка проводилась вручную, в течение пяти лет проектировалась производственная сборочная линия. С 1913 года был запущен конвейер.

Сегодня Ford Group является одним из трех крупнейших американских производителей, но также она очень успешна в Европе и по всему миру. Ford является одним из тройки крупнейших автопроизводителей планеты.

До сих пор штаб-квартира находится недалеко от Детройта (в г. Дирборне). Семейство Форд почти всегда было на переднем крае управления компанией.

1903 – Buick

Buick был основан в 1903 году джентльменом по имени Дэвид Данбар Бьюик в Мичигане. Уже в 1904 году компания была «захвачена» неким Уильямом Дюрантом, который основал General Motors в 1909 году. С тех пор Buick принадлежит к группе GM.

1906 – Rolls-Royce

Одна из самых престижных марок автомобилей была создана в 1906 году путем слияния компаний Генри Ройса и Чарльза Стюарта Роллса. В том же году модель «Серебряный призрак» была представлена на автосалоне «Olympia» в Лондоне, она сделала бренд знаменитым.

1909 – Bugatti

Бренд Bugatti был официально основан в городе Мольсеме (Франция) в 1909 году, хотя Этторе Бугатти разработал свой первый собственный автомобиль еще в 1908 году и это был Bugatti Type 10.

1909 – Audi

Каждый, кто изучал латынь, знает, откуда взялось название Audi. Это слово в переводе означает «услышать» или «слушай». Основатель бренда Август Хорьх использовал латинскую форму своего имени при создании новой компании в 1909. Ранее он оставил свою первую автокомпанию, «August Horch & Co.», из-за разногласий с финансовым директором.

1909 – Morgan

«Морган Мотор Компани» была основана в 1909 году британцем Гарри Фредериком Стэнли Морганом. С момента своего основания бренд использует несущую часть кузов автомобилей, сделанную из деревянных рам, и обладает совершенно особым статусом в отрасли. Кроме того, автомобиль Morgan 4/4, представленный в 1936 году, считается самым долгоиграющим серийным авто, остающимся более-менее неизменным до нынешнего времени.

1910 – Alfa Romeo

Alfa Romeo была основана в 1910 году в Милане как «Anonima Lombarda Fabbrica Automobili» (ALFA). Лого марки состоит из красного креста на белом фоне (герб Милана) и змеи на синем фоне (геральдический знак могущественной миланской семьи Висконти).

Имя «Альфа Ромео» появилось в период Первой мировой войны, после того как ALFA слилась с «Società Anonima Ing.Nicola Romeo e Co». Впрочем, компания вскоре была национализирована. Лишь в 80-х годах автопроизводитель был вновь приватизирован и отправился в Fiat Group.

1911 – Chevrolet

Рядом с Cadillac и Buick стоит третий столп General Motors, которому уже более 100 лет: Chevrolet. Основанная в 1911 году Луи Шевроле и Уильямом Дюрантом, компания до сих пор обладает головным офисом в Детройте. Chevy считается самым продаваемым брендом 20-го века.

1913 – Aston Martin

Британская компания Aston Martin родилась в 1913 году как «Bamford & Martin Ltd.». Учредителями были Роберт Бэмфорд и Лайонел Мартин. Название компании было изменено в 1914 году на Aston Martin. Причина: Лайонел Мартин выиграл на одной из своих машин соревнование «Aston Hill Climb».

1914 – Maserati

Альфьери Мазерати основал компанию в Болонье в 1914 году и взял в качестве своего талисмана трезубец статуи Нептуна, которая украшает площадь Пьяцца Маджоре в северном итальянском городе Болонья. Всегда сосредотачиваясь на роскоши и спортивности, Maserati «дошел до ручки» в 60-е годы и ввиду экономической катастрофы был захвачен Citroën.

1916 – BMW

Дата основания BMW – 7 марта 1916 года. В то время, однако, был основан не производитель «Bayerische Motoren Werke», но «Bayerische Flugzeug-Werke» (BFW), поскольку компания занималась производством авиационных движков. Отсюда и всем известная эмблема пропеллера, появившаяся в 1929 году.