Вопросы при покупке автомобиля

Содержание

MihalichPodbor ›
Блог ›
Обзвон продавцов. Что спросить у продавца автомобиля перед осмотром. #3

Всем привет!

Это часть 3 большого руководства «Как выбрать и проверить автомобиль с пробегом самостоятельно».

Часть 2: Как выбрать автомобиль по объявлению. Анализ объявлений.
Часть 1: Как подобрать автомобиль самостоятельно. Вводная.

Ниже видео текстовая версия статьи. Выбирайте, что удобней. В видео больше иллюстраций. Драйв позволяет добавить только 30 изображений.

Меня зовут Поляков Михаил, я занимаюсь подбором хороших автомобилей в Москве для хороших людей. Пришел к мысли, что могу помочь с подбором не только тем, кто обращается ко мне за помощью, но и всем тем, кто возлагает надежды в этом нелегком деле исключительно на себя.

Раньше, когда деревья были выше, а трава зеленее, в народе имел распространение такой «лайфхак»: если позвонить по объявлению, но не говорить на счёт какой машины, то перекуп растеряется, так как не сможет понять на счёт какой именно из его машин в продаже вы звоните. Так предполагалось выявить перекупщика.

Во-первых, большая часть перекупщиков сейчас уже не скрывает свою профессию, если вы прямо спрашиваете об этом. А во вторых, если вас захотят обмануть, скорее всего, вас обманут. У современного перекупщика в кармане несколько дешевых двух-симочных трубок, где каждая симка соответствует автомобилю в продаже.

Самые популярные в Москве сайты объявлений по продаже автомобилей (auto.ru и avito.ru), с недавнего времени, используют маскировку номера телефона продавца, показывая на сайте виртуальные номер, с которого идёт переадресация звонков на реальный номер продавца.

До этого нововведения специализированные сервисы в автоматическом режиме, без затруднений, собирали информацию со всех сайтов объявлений, в том числе номера телефонов продавцов. Это позволяло не только выявить перекупщика, но и посмотреть историю его объявлений, в том числе, с целью создать первоначальное впечатление о нем.

Примеры таких сервисов Av100, Qdb, Crwl, Haraba, Edrom. Сбор информации о номерах – не ключевая функция этих сайтов, но сейчас не об этом.

Функция получения информации по номеру есть и по сей день. Но самой информации о номерах стало ничтожно мало, так как теперь номера продавцов самых крупных сайтов объявлений защищены подменными номерами. Попытаться узнать реальный номер телефона продавца вовсе не сложно, достаточно его попросить прислать VIN для проверки автомобиля.

Но проблема в том, что публикуемые объявления не имеют связи с реальным номером продавца, а значит никакой информации по его объявлениям вы не получите или получите ничтожно мало с тех сайтов, которые не имеют функции защиты (подмены) номера продавца.

Но всё же есть на что обратить внимание. Если, по вашему запросу, продавец присылает вам VIN посредством смс, вместо широко распространенных мессенджеров, то вероятно, это как-раз тот случай, когда сим-карта в дешевом телефоне перекупщика, куда Whatsapp установить невозможно. Как один из пунктов для анализа – сгодится.

Для начала продавца нужно опросить. Есть стандартный набор вопросов, которые следует задать продавцу. Сохраняйте естественность разговора, не задавайте монотонно вопрос за вопросом, это наводит продавца на мысли, что вы звоните из какой-то компании и вызывает подозрения, что сейчас вы начнете предлагать ему поставить автомобиль в автосалон для продажи. Когда продавец начинает ждать подвоха – это не способствует продуктивному диалогу.

Если продавец отказывается прислать VIN для проверки или неохотно обещает прислать позднее, а когда вы ему напоминаете, то еще позднее и так далее, то возможно это перекупщик, который не хочет обнаруживать недостатки машины или несоответствия того, что заявлено в объявлении и в реальности.

Напомню, что все предположения которые можно построить по косвенным признакам – это, лишь, предположения и делать выводы можно только по совокупности этих предположений.

Если продавец общается не охотно, на грани хамства, отказывается предоставить VIN для проверки, то не стоит тратить время на общение с ним. Отправьте это объявление в конец списка или даже в корзину. Нередок такой тип обмана покупателя, когда на ваш звонок отвечает девочка-телефонистка и предлагает поскорей приехать и посмотреть машину. А если вы начинаете задавать ей много конкретных вопросов, интересоваться VIN, то она начинает общаться так, как-будто вы ей портите настроение своим звонком.

И это действительно так. У нее простая задача – сделать так, чтобы вы приехали в безымянный автосалон, где стоит машина. Она будет врать о количестве окрасов, состоянии авто, количестве владельцев, прямо «в глаза» наврет, что именно она вписана в ПТС и покупала машину новой. А скорее всего, она даже не видела машину никогда в жизни.

Как правило, такая телефонистка называет адрес жилого дома, а когда вы приедете и позвоните ей повторно, то она скажет, что нужно пройти 100 метров и там будет стоянка\гаражи, где машину вам покажут. Именно поэтому, рекомендую перед выездом открыть Яндекс.Карты и посмотреть нет ли рядом с названным адресом автостоянок, многоэтажных или подземных паркингов.

Именно в таких местах очень часто гнездятся безымянные автосалоны. Если есть подозрение, что вас заманивают в автосалон, то введите названный адрес в Яндекс, вместе со словом «автосалон», возможно этот адрес засветился в каких-то черных списках.

Перейдём к сути. Что спрашивать у продавца?!

1. «Вы собственник?»

Вопрос должен быть максимально конкретный. Стоит понимать, что перекуп тоже является собственником на основание договора купли-продажи, а вот в ПТС он может быть даже не вписан. А может быть вписан в ПТС, но машина может не стоять на регистрационном учёте на его имя, да и вовсе может быть не на учете.

Это не ставит крест на авто, но позволяет дополнить картину, понять что вы разговариваете с перекупщиком и строить разговор в соответствии с этим. Поэтому конкретные вопросы будут звучать так: «Вы вписаны в ПТС?», «Машина на учёте на вас?», «Сколько владеете машиной?», «Покупали новую в салоне?», если указан один собственник. Чаще всего уже на этом этапе, правильно поставленные вопросы позволят вам узнать с кем вы говорите. Если в ответах чувствуется неуверенность, можно спросить прямо «Вы занимаетесь машинами?».

2. Сколько собственников по ПТС?

Обязательно задавайте этот вопрос по телефону, если вам важно количество бывших хозяев авто, не смотря на то, что в объявлении явно указано сколько их было. Зачастую, не только перекупщики искажают реальную цифру, ссылаясь на то, что «машина продавалась внутри семьи», «машина была в лизинге на моей компании» и т.п. Всегда слушайте, что рассказывает продавец, не перебивайте, из этой информации тоже можно делать выводы.

Количество собственников, в некоторой мере – это элемент ликвидности автомобиля. Автомобиль с одним собственником продать гораздо проще, чем с двумя. А с двумя – проще, чем с тремя…

3. Год выпуска авто по ПТС?

Чаще всего перекупщики завышают год выпуска автомобиля в объявлении. Обычно завышают на один год, но были на моей практике случаи, когда завышали на два года. Тогда я удивился, потому-что думал, что уже видел всё. Когда вы вскроете обман, вы услышите стандартную историю «машина куплена в этом году», «начало эксплуатации в этом году». Благо, популярные сайты объявлений начали проверять и публиковать результаты базовых проверок по VIN.

4. ПТС – оригинал?

Этот пункт в объявлении также частенько не соответствует действительности, поэтому спросить будет не лишним. Например, чтобы послушать историю о том, почему ПТС дубликат у автомобиля с одним хозяином. Историй бывает много, истории разные, часто интересные – послушать стоит.

Документам, в частности ПТС посвящена отдельная глава, поэтому сейчас не буду вдаваться в подробности.

5. В кредит?

Уточните, приобретался ли автомобиль в кредит, есть ли документы подтверждающие, что кредитные обязательства выполнены в полном объеме.

6. Где обслуживали, сервисная книжка, заказ-наряды?

Спросите у продавца о наличии документов подтверждающих своевременное прохождение гарантийного и внепланового технического обслуживания. Если возраст автомобиля соответствует гарантийному, то прохождение ТО у дилера – важный фактор сохранения гарантии. Вообще, согласно законодательству РФ, прохождение ТО по регламенту, у неофициального дилера, не может стать причиной отказа в гарантийном обслуживании, но дилер будет вас уверять, что машина снята с гарантии.

Это тема отдельной статьи. Сервисная книжка, заказ-наряды о выполненных работах могут стать не только положительным фактором для принятия решения вами, но и станут неплохим аргументом для вашего покупателя, когда вы решите продать автомобиль.

7. Были ДТП?

Спросите, был ли автомобиль в серьезном ДТП. Возможно, пытаясь понизить вашу планку, продавец, с участием, расскажет о несерьезном ДТП. Часто, владельцы авто сохраняют фотографии повреждений кузова после ДТП, попросите прислать вам их. Не стесняйтесь спросить несколько раз и в разных формах о том, какая судьба была у кузова автомобиля.

Спросите прямо — какие детали кузова вторично окрашены. 50% на 50%, вам либо расскажут правду, либо нет. Спросите приходилось ли менять стёкла, фары, если да, то почему. Учтите, что второй владелец может не знать о всех грешках первого владельца, а что-то может, попросту, забыть.

Если продавец заверил вас, что ДТП не было, уточните еще раз – возможно, были какие-то притертости, косметические царапины, вмятины, которые были отремонтированы. Сопоставляйте ответы с увиденным на фотографиях. Если вы видите в каком-то месте кривые зазоры, а кузов в этом же месте, чудесным образом некрашен, возможно, вам навешивают на уши лапшу.

8. Какие внешние повреждения имеет авто?

Узнайте у продавца есть ли на кузове вмятины, царапины, притёртости или крупные сколы. Автомобиль может оказаться весь в родной краске, но требовать вторичной окраски половины кузова, что по фотографиям может быть не очевидно. Выясните, есть ли трещины на лобовом стекле, фарах, фонарях, зеркалах, декоративном пластиковом обвесе.

9. Есть повреждения салона автомобиля?

Даже, если создается впечатление, что фотографий достаточно и состояние салона очевидно, совсем не лишним будет задать дополнительные вопросы. Не протерта ли обивка водительского сидения, не прожжены ли сидения сигаретой, не испачканы ли непоправимо, не протерта ли юбка рычага КПП. А также, все ли механизмы регулировки и складывания сидений исправны.

10. Нет ли проблем с электрикой?

Узнайте исправно ли всё электрическое оборудование — кондиционер, регулировка и подогрев зеркал, сидений, руля, световое оборудование, люк и всё прочее, в соответствии с комплектацией.

11. Нет ли проблем при езде?

Стоит коротко спросить о том, как автомобиль ведет себя на дороге. Нет ли посторонних звуков и вибраций, при работе двигателя, нет ли явных рывков АКПП, при переключении, стуков в подвеске. Ровный ли холостой ход.

Попросите продавца показать вам «холодную» машину, это достаточно важно, так как некоторые проблемы, в том числе проблемы двигателя, проявляются именно тогда, пока автомобиль не разогрет. Например, посторонний стук в цилиндрах двигателя, как начальный симптом появления задиров, может явно проявляться на холодном моторе и быть едва заметным на разогретом. Это касается и вариатора. Пока вариатор не разогрет, он может «подёргивать» на малых оборотах, после прогрева симптом окажется не очевиден.

12. Есть ли второй комплект резины?

Если в объявлении об этом явно не сказано, то этот вопрос важно задать до осмотра автомобиля. Ведь, пока продавец пытается вас заманить на осмотр – резина станет лишним фактором в пользу его предложения. А когда вы уже на месте, а продавец видит, что автомобиль вам понравился и диалог двигается к сделке, то резины может «не оказаться», а владелец ее благополучно потом продаст отдельно.

13. Машина чистая для осмотра?

Выясните, чистый ли кузов автомобиля, чтобы не оказалось так, что вы приедете на осмотр авто после трофи рейда. Очевидно, что грязь может скрывать некоторые повреждения. Отнеситесь с особым вниманием к продавцу, который предлагает осмотр машины исключительно в темное время суток, ссылаясь на график работы или осмотр исключительно в помещении, например в гараже. Искусственная, недостаточная освещенность может скрыть немало нюансов. Само собой, не стоит осматривать автомобиль в дождь.

Узнайте у продавца мыл ли он подкапотное пространство. Возможно, он пытался скрыть следы течей рабочих жидкостей. Если подкапотка не мыта, уточните нет ли явных замасливаний на двигателе, коробке передач, нет ли намоканий шлангов и соединений.

14. Где смотреть, во сколько смотреть?

Узнайте адрес осмотра автомобиля, в какие дни и в какое время продавец показывает машину потенциальным покупателям.

Имеет смысл задавать этот вопрос непосредственно до просьбы прислать VIN для проверки. Таким образом вы настроите продавца на то, что цель его разговора с вами – заманить на осмотр, почти выполнена — это плюс к вероятности того, что к вашей просьбе прислать VIN продавец отнесется более лояльно.

15. Пришлите VIN, номер СТС для проверки.

По большому счёту, для получения информации в большинстве платных сервисов – достаточно VIN. Но если машина на учете в Москве и Подмосковье, то её можно проверить в бесплатном сервисе Автокод, где для проверки дополнительно необходим номер свидетельства о регистрации транспортного средства. К сожалению, на данный момент Автокод не позволяет проверить автомобили других регионов.

Вопрос получения данных для проверки является ключевым и, часто, принципиальным. Если продавец отказывается прислать VIN для проверки, есть большая вероятность того, что он что-то скрывает. Поэтому, отправляйте этот вариант в конец собственного списка, если вариант не кажется превосходным и честным по иным критериям. А если есть другие основания предполагать, что с машиной что-то не так, и тем более машина в продаже уже давно, а продавец общается неохотно, просто вычеркивайте машину из списка и не рассматривайте вовсе.

Часто, добросовестные продавцы не имеют возможности прислать VIN моментально, поэтому присылают позднее, иногда требуется напомнить им это сделать. Но особо хитрые перекупщики и безымянные автосалоны не отказывают в предоставлении VIN прямо. Они говорят «пришлю вечером» и не присылают, а после напоминания говорят «пришлю утром», «пришлю через два часа», «пришлю когда буду дома» и т.п. Будьте уверены, в 90% случаев вас будут «кормить обещаниями» пока вы не решите поехать и посмотреть машину без предварительной проверки. И как правило, ничего хорошего вас не будет ждать на осмотре.

Зачем вообще VIN, если сегодня ведущие сайты объявлений о продаже авто вводят возможность бесплатно проверить автомобиль? Во-первых, информация предоставляемая на сайтах объявлений не всегда является полной и актуальной. Информации о пробеге не предоставляется, информация о ДТП собирается не по всем источникам, а в некоторых платных сервисах опционально можно получить информацию об истории обслуживания у официальных дилеров, что может о многом рассказать.

Если вам кажется, что вопросов продавцу слишком много – вы не ошиблись. Но если на вопросы вы потратите 10 минут, то на дорогу туда и обратно – минимум 2 часа. А если вы собираетесь поехать за машиной в другой город, то выезжать без тщательного опроса продавца – просто преступно.

В целом, на основе этих вопросов следует строить полноценный диалог, чтобы у продавца не возникало ощущения, что его опрашивают по опросному листу. Не обязательно задавать все эти вопросы по порядку и со всеми уточнениями. Выбирайте вопросы ситуативно, в том числе, в зависимости от того, идёт ли продавец на контакт. Вопросы можно по-разному компоновать, сокращать, обыгрывать, а некоторые исключить — ответы на которые вы сможете получить при проверке авто по VIN. Но не исключайте такие вопросы полностью, ведь зачастую, продавец может ответить более детально или же сравнивая его ответы и результаты проверки, можно сделать вывод о честности продавца.

Когда вы обработаете все подходящие вам объявления, и опросите всех продавцов, по подходящим вам вариантам, вы сможете составить некий рейтинг тех автомобилей, какие необходимо посмотреть вживую в первую очередь, а какие можно оставить про запас.

Не забывайте, если вас вынуждают прислать задаток за автомобиль, пока вы его даже не видели – это мошенничество. Зачастую, у вас даже не будут просить задаток, а вынудят предложить задаток самостоятельно, а делается это следующим образом. Машина, как правило, продается в ~100 км. от Москвы, предложение просто шоколадное. Покупатель выезжает на осмотр, о чём предупреждает продавца, но на полпути покупателя застает звонок продавца, он сообщает, что к нему уже подъезжает кто-то другой.

Продавец так смущен и не знает как быть, чтобы никого не обидеть. Покупателю уже не хочется разворачиваться на полпути и он просит развернуть конкурента, подкрепив свою просьбу задатком. В реальности машины, соответствующей объявлению, не было и нет. Задаток можно вносить только после осмотра автомобиля, проверив паспорт продавца, убедившись, что он является собственником, осмотрев идентификационные маркировки, подписав соглашение о задатке или расписку о получении средств.

Поляков Михаил aka MihalichPodbor aka Автоподбор Полякова
Оригинал статьи

Что спросить у продавца автомобиля?

1. «Здравствуйте, я по поводу машины. Скажите, а вы – сам владелец, или просто занимаетесь продажей?»

Ответ на этот вопрос покажет, что можно будет выяснить о машине по телефону, а что – нет. Владелец прекрасно знает историю автомобиля, а посредник – лишь в общих чертах.

Некоторые мелкие автосалоны сажают на телефон девушку из Молдовы, которая отвечает, что машина принадлежит именно ей, и на все вопросы (которые будут расписаны дальше) дает ответы в положительном ключе. По приезде на место вас встретит не хозяйка авто, а площадка, и продавцом-консультантом на ней будет горячий кавказский парень. Он скажет вам, что машину хозяйка поставила к ним на комиссию.

ПОКУПАТЬ АВТОМОБИЛЬ ЗДЕСЬ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ НАДО!!! Цены на таких площадках завышены, а если цена рыночная – то с вероятностью 95% вам пытаются продать машину, восстановленную после сильного ДТП. В лучшем случае вы потеряете время на осмотр, в худшем – купите плохой автомобиль, потеряете много денег и нервов. Поэтому если тётка-диспетчер развела вас на приехать – без сожалений разворачивайтесь и уезжайте оттуда куда-нибудь ещё.
Тётку-диспетчера иногда можно распознать по телефону:
Во-первых, они отвечают на все вопросы однообразно и механически.
Во-вторых, есть машины, на которых женщины не ездят – например Форд Мондео на механике.
В третьих, если она сразу дает адрес, куда приехать – то Яндекс.карты могут показать, что там находится автосалон.
В четвертых, она может сказать, что машина ее, но она «поставила ее на продажу в салон», а объявление дала, потому что «так быстрее». Поставьте тётку в затруднительное положение вопросом – почему же тогда салон не дает объявление сам? Сегодня в Сети представлены ВСЕ салоны, ни один не работает иначе, как через сайты объявлений. Поудивляйтесь, что же за странный салон такой, в котором тот, кто выставил машину на комиссию, должен еще и сам на нее рекламу давать. Пусть выкручивается, как умеет.
Нормальной фирме нет нужды мимикрировать под частного продавца, чтобы заманить к себе клиента: по телефону сразу скажут, что вы звоните в автосалон.
Далее. Частный перекуп может представиться родственником, или знакомым продавца. Так он пытается увеличить число потенциальных покупателей, потому что некоторые хотят купить машину непосредственно у владельца. Я в своей практике с самого начала отказался от такой «хитрости» — потому что принципиальных покупателей «от хозяина» примерно 10%, и подобное вранье ради одного человека из десяти просто ни к чему. КАЧЕСТВА МАШИНЫ НИКАК НЕ СВЯЗАНЫ С ТЕМ, КТО ЕЕ ПРОДАЕТ – хозяин, или посредник. Поэтому я считаю излишним стремление некоторых купить машину именно у того, кто указан в ПТС– это по большому счету ничего не дает.
Исключение из этого правила – вышеупомянутые нехорошие автосалоны. Основа бизнеса большинства из них – продажа плохих машин по завышенным ценам тем, кто в автомобилях не разбирается. Эта же схема лежит в основе работы большинства компаний, арендующих площадь в АТЦ «Москва». Я лично знаю несколько человек, работавших там, и они признавались мне, что сами никогда не стали бы покупать машину в этом месте.

Если вам отвечают, что машина (например) дяди, или сестры – ваш следующий вопрос касается оформления сделки купли-продажи:

1.2 «То есть у вас имеется нотариально заверенная генеральная доверенность на право продажи этой машины, или же, если мы договоримся, и дело дойдет до сделки – то я буду оформлять договор с непосредственным владельцем, который вписан в ПТС?»

Правильный ответ – один из этих двух вариантов. Неправильный – «у меня есть копия паспорта владельца, договор оформим в фирме». Это значит, что перекуп выкупил этот авто, взяв с бывшего владельца расписку в получении денег и копию паспорта. Сделку он предлагает оформить в магазине, где его знают и доверяют ему. В договоре продавцом будет указан бывший собственник, а перекуп за него распишется. Это не законно, однако так работает большинство частных перекупов. Юридически правильно заключать сделку купли-продажи с тем лицом, которое имеет на это право. Это сам владелец автомобиля, либо комитент (в случае оформления через договор комиссии), либо доверенное лицо хозяина, которое имеет на руках нотариально заверенную доверенность на данный автомобиль с правом его продажи.

ОК, выяснили, кто продает автомобиль – салон, перекуп, знакомый-родственник, или сам хозяин. Следующий вопрос:

2. «Скажите, а она по ПТС именно (к примеру) 2010 года выпуска, И ВЫПУЩЕНА, И ПРИОБРЕТЕНА В ЭТОМ ЖЕ ГОДУ?»

Бывает так, что машина выпущена, например, в 2009 году, а куплена в январе 2010. Это влияет на ее цену (среди машин 2010 г.в.) в сторону понижения. В объявлении продавец такой машины часто указывает не год выпуска по ПТС, а год покупки машины, не утруждаясь написать в поле «дополнительная информация» этот важный нюанс. Но вас может ждать и приятный сюрприз в виде честного человека, который купил ее в салоне в феврале 2011, хотя по ПТС она 2010 года. Опять же, не все догадываются указать этот момент в объявлении.

Если машина старше 1 года, а в объявлении указано, что у машины 1 хозяин по ПТС, то уместно спросить:

3. «Скажите, а вы ее единственный владелец по ПТС?» (если продает хозяин), или «Скажите, а по ПТС у нее один хозяин?» — если продает не сам владелец.

Потому что иногда в объявлении пишут, что владелец один, а на деле оказывается, что это не так. Если продавец – второй (и далее) владелец по ПТС, то надо еще задать вопрос:

3.1 «Скажите, а у вас она как давно?»

Если машине три года, у продавца она два года во владении, и до него был один владелец – это вполне нормально. Если же он ее оформил на себя месяц назад и сразу продает – то почему он так быстро решил избавиться от машины? И если потом все же поедете смотреть машину со странной историей смены владельцев по ПТС – отнеситесь к проверке более тщательно, чем в первом случае.

Если продает хозяин, и он – единственный владелец, то следующий вопрос звучит так:

4. «Скажите, а за время ее жизни что происходило с ней в плане кузовных работ, какие детали менялись, красились, какие аварии были?»

Вопрос задается доброжелательным, позитивным тоном – это важно, потому что создает впечатление, будто для вас кузовные работы не являются принципиальным моментом, и побуждает продавца более подробно рассказать историю машины, чем если бы вопрос был задан с ноткой подозрительности и недоверия.

Вопрос касательно кузовного ремонта второму (и далее владельцу) звучит так:

4.2 «Скажите, а при вас, и при предыдущем(их) владельце(ах) что происходило с ней за время ее жизни в плане аварий, какие детали менялись, красились?»

Если продавец вообще не был ее владельцем, то вопрос звучит так:

4.3 «Скажите, а вы знаете историю ее кузовных работ, что с ней было в плане ДТП за время ее жизни, какие кузовные детали менялись, красились?»

Многие не говорят, что с машиной было серьезное ДТП (если оно было), надеясь, что при осмотре человек этого не заметит. Однако сказать, что с машиной совсем ничего не происходило, им тоже совесть не позволяет. Если же по телефону задать правильные вопросы – в ряде случаев человек приходит к подсознательному заключению, что общается с профи, и рассказывает больше, чем планировал изначально. Например, если продавец отвечает, что «там красился только капот и крыло переднее левое», то уместно уточнить: «…и, наверное бампер тоже менялся, и фара, так?» Если ответ утвердительный, то дальше можно спросить: «а подушки стреляли, когда была эта авария, и если да – то там сейчас заглушки просто стоят, или новые подушки вставили?» И если подушки безопасности не ставились после «отстрела» (стоят заглушки), то цена машины должна быть существенно ниже рынка, потому что это дорогая деталь. А для большинства автовладельцев наличие подушек – принципиальный момент.

Если по телефону выяснится, что авария была, то надо спросить, была ли во время аварии задета геометрия кузова, проводились ли стапельные работы. В сущности, это самая главная опасность, которая может поджидать покупателя подержанного авто. В машине все поддается ремонту, или замене – были бы деньги. Все, кроме кузова, пострадавшего в серьезной аварии. В ряде случаев с ним ничего сделать нельзя.

После того, как продавец перечислит, какие детали красились (например «только передний бампер», уместно уточнить:

5. «То есть я правильно понимаю, что если другие детали посмотреть толщиномером, то он покажет, что они не крашены?»

Ответ может дать много дополнительной информации по машине.

6. «Скажите, а ТО у нее делались по сервисной книжке, у официального дилера, или так, своими силами?»

Если сервисная книжка имеет все отметки – то пробег машины документально подтвержден. Если сервисной книжки нет – то пробег может быть какой угодно, услуги по коррекции спидометра сегодня стоят от 500 до 15000 рублей, в зависимости от модели. На пробег не стоит особо заморачиваться – более важно техническое состояние машины. Можно накатать 100.000 км и содержать машину в идеале, а можно и за 40.000 превратить ее в ушаток. Для хорошей иномарки 100.000 все равно еще маленький пробег, так что это не очень важно.

7. «Скажите, а вот на данный момент, по кузову и по технической части – какие вложения требуются в машину, что там прямо сейчас по ней надо делать?»

Ответ позволит сразу приблизительно оценить общую сумму затрат на покупку с учетом устранения важных для вас недостатков.

8. «А резина к ней – два комплекта – и зима, и лето?»

Если комплект один – прибавляйте к затратам на покупку стоимость второй резины, если с ней идет два комплекта и каждый на отдельных дисках – это хороший бонус, потому что на шиномонтаже вы дважды в год будете хорошо экономить.

9. «А цена – ХХХ тысяч – она предполагает еще какой-то торг на месте?»

Задавая этот вопрос, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОИЗНЕСИТЕ ЧЁТКО И РАЗБОРЧИВО ЦЕНУ, УКАЗАННУЮ В ОБЪЯВЛЕНИИ!!! Человек может опечататься, размещая рекламу, и указать не ту цену, которую он хочет получить. Лучше выяснить недоразумение по телефону, чем при осмотре, после «двух часов по пробкам».

9.1 Если в объявлении указан автомобиль с автоматической коробкой передач, но нет фотографии салона машины изнутри, на которой отчетливо видно рычаг коробки – обязательно задайте уточняющий вопрос: «А коробка-«автомат у нее – нормально работает?» Дело в том, что часто при размещении объявления продавец ошибается, и ставит отметку не в том месте. Из-за этого машина с механической коробкой передач публикуется в Сети, как машина с АКПП. Чтобы не прокататься зря — уточняйте это по телефону.

10. «А где ее можно посмотреть, если что, и в какое время?»

Если машина вам очень нравится, цена ниже рынка, продает сам хозяин – лучше всего ехать и смотреть ее сразу же после созвона – хорошие машины уходят быстро.

В этом случае надо спросить хозяина, может ли он показать машину прямо сейчас? Затем — есть ли уже у него сейчас договоренность с кем-то о просмотре, едет ли кто-нибудь к нему прямо сейчас, или пока нет?

Если нет, то надо представиться, сказать, вы готовы сейчас подъехать и посмотреть машину, сказать, что ехать вам до него примерно Х минут, и попросить его договариваться с другими потенциальными покупателями о просмотре хотя бы на Х+60 минут, чтобы вам зря не скататься. Тогда у вас будет гарантия, что машину не перехватят у вас перед носом.

В последнее время на авто.ру распространилась такая мошенническая схема: публикуется объявление машины по цене существенно ниже рынка. Когда вы туда звоните, человек в разговоре сообщает, что сейчас показать машину не может, а может, например, только завтра. В некоторых случаях так оно и есть. Однако во многих – нет. «Продавец» врет очень убедительно, упоминает множество мелочей, делая рассказ о несуществующем автомобиле максимально достоверным. Расчет строится на том, что человек, желающий «застолбить» авто, перечислит задаток за него на мобильный телефон «продавца». Как вы уже наверное догадались, ДЕЛАТЬ ЭТОГО НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ НАДО. Если получится посмотреть машину – хорошо. Если нет – ничего страшного. Процент мошенников среди таких объявлений слишком высок, чтобы идти на риск и высылать задаток. Отличительный признак таких объявлений – номера машин на них закрыты в графическом редакторе, или машина сфоткана так, что номеров не видно. Обычному продавцу нет смысла скрывать номер своей машины. Еще вариант – фотография в объявлении вообще не публикуется.

Все вопросы из этой статьи для удобства вот здесь сведены в один краткий список.

Для вашего удобства я так же записал такой разговор по телефону на диктофон. Вы можете прослушать его вот тут:

Автомобили, привезенные в РФ из Канады и США, можно проверить по базе данных Carfax, где содержится вся история автомобилей, эксплуатировавшихся на территории этих двух государств. Подробнее – .

Начинаем осмотр машины

>Какие вопросы стоит задавать продавцу подержанного автомобиля

10 вещей, которые вы должны спросить при покупке подержанного автомобиля

Прежде чем отправляться к продавцу автомобиля для осмотра, вы должны заранее подготовить вопросы к владельцу машины, записав их в свой смартфон или блокнот. Иначе во время осмотра автомобиля из-за эмоций (особенно если вам понравился автомобиль) вы можете забыть, о чем хотели спросить продавца. И самое плохое, что, не получив ответы на все вопросы, вы рискуете приобрести не совсем то, что искали. Вот основные вопросы, которые вы должны задать владельцу машины. И помните: даже если продавец автомобиля кажется вам честным и порядочным, не верьте всем его ответам. Вполне возможно, что он, чтобы убедить вас в покупке авто, что-то недоговаривает и даже преувеличивает. Всегда проверяйте слова продавца и сопоставляйте его ответы с тем, что видите при осмотре.

1) Уточните, сколько километров пробег автомобиля

Во время осмотра спросите неожиданно и невзначай, какой пробег у машины. Владелец авто в 99% случаев помнит свой пробег. Ведь одометр на приборной панели находится прямо перед водителем. Иногда бывает так (особенно это случается с неопытными продавцами машин, которые, например, продают автомобиль впервые), что после скручивания пробега продавец в ответ на ваш вопрос нечаянно называет реальный пробег авто, забывая о том, что ранее у машины был скорректирован пробег, для того чтобы ввести в заблуждение будущих потенциальных покупателей.

В итоге неопытные продавцы часто просто-напросто прокалываются на подобных неожиданных вопросах. Если во время осмотра машины вам удастся вывести продавца на чистую воду, бегите от этого автомобиля. Ведь у него, скорее всего, скручен пробег. Причем обращаем внимание на то, что пробег обычно скручивается не менее чем на 50 000-100 000 км. Меньше скручивать невыгодно, ведь за корректировку одометра нужно платить. В итоге, чтобы отбить затраты на скручивание пробега, нужно корректировать одометр как минимум на 50 тыс. км, чтобы получить выгоду от продажи машины с небольшим пробегом.

Если же вы не заметили, что продавец что-то недоговаривает, и считаете, что владелец машины порядочный, все равно отгоните машину в сервис для комплексной диагностики. В том числе для электронной диагностики, в рамках которой необходимо проверить соответствие пробега на одометре показаниям различных датчиков, многие из которых хранят в своей памяти историю пробега. Также пробег нужно сопоставить с моточасами, которые также считает компьютер любого современного автомобиля. Кстати, часто именно моточасы и забывают исправить во время корректировки одометра. Они-то вам и помогут выявить авто со скрученным пробегом. Правда, обратите внимание, что если машина, например, преимущественно эксплуатировалась в северных регионах страны, где в зимнее время наблюдаются очень низкие отрицательные температуры, то большие моточасы могут означать, что машина практически не глушилась, чтобы не было проблем с утренним запуском мотора. Об этом подробнее ниже.

2) Спросите, эксплуатировался ли автомобиль при экстремальных температурах

Конечно, вряд ли вам ответят правдиво. Но иногда встречаются продавцы, которые все-таки раскрывают вам информацию о том, что автомобиль эксплуатировался в экстремальных погодных условиях. Например, наиболее опасны автомобили, пришедшие в средние или южные полосы России из северных регионов, где в зимнее время температура в среднем держится не выше -30 градусов. В итоге в таких регионах многие автовладельцы предпочитают чаще не глушить двигатель, чтобы затем не встретиться с проблемой запуска холодного мотора. Хотя кто-то использует вебасто для предварительного ночного подогрева двигателя. Но опять же эта система подогрева без запуска двигателя есть не у всех автомобилей.

Смотрите также: Самые полезные технологии в современных автомобилях

В итоге часть машин с Севера расходится затем по другим регионам страны. Ведь люди с Севера знают, что у местных машин огромные наработанные моточасы, в результате чего предпочитают с такими машинами не связываться. Но в других регионах многим автолюбителям и невдомек, что большие моточасы также не несут в себе ничего хорошего. Ведь ресурс мотора с большими наработанными моточасами также существенно снижается, точно также как с большим пробегом на одометре.

Вот почему при осмотре подержанного автомобиля вы должны быть очень внимательными к автомобилям, которые преимущественно эксплуатировались в северных регионах страны с низкими отрицательными температурами в зимнее время. Помните, что северяне стараются не брать такие местные автомобили, зная о том, что многие автовладельцы в зимнее время не глушат сутками двигатель в своей машине.

В итоге эти автомобили с большими моточасами отправляются в другие регионы для продажи ничего не подозревающим автолюбителям, для которых главное – пробег. И что самое плохое, такие северные автомобили действительно имеют небольшие пробеги. Но, взяв такой автомобиль, вы будете очень разочарованы низким ресурсом мотора.

3) Спросите владельца, каким топливом он заправлял автомобиль

При осмотре автомобиля вы должны обязательно поинтересоваться, каким топливом владелец машины заправлял ее. Естественно, перед встречей вы должны будете выяснить, какое топливо рекомендует заправлять автопроизводитель автомобиля, который вы собираетесь смотреть.

Да, конечно, многие продавцы вам, скорее всего, не скажут правду, если они заливали в бак топливо ниже качеством, чем рекомендовал автопроизводитель. Но, возможно, вы поймете, что владелец авто в ответ на ваш вопрос о топливе что-то скрывает или откровенно врет.

В этом случае советуем не связываться с такой машиной. Ведь если она заправлялась топливом низкого качества, то не исключено, что оно уже нанесло непоправимый вред двигателю.

4) Может ли автомобиль посмотреть свой автомеханик?

Во время встречи с продавцом автомобиля спросите владельца, можно ли вам провести диагностику технического состояния машины у своего знакомого автомеханика. Если получите отказ, уточните причины. Если продавец опасается ехать к вашему автомеханику, где, возможно, в машине специально найдут недочеты с целью сбить цену, предложите тогда владельцу машины поехать сделать диагностику к дилеру.

Если же продавец отказывается от любых диагностик и осмотров в сервисе, то тогда, скорее всего, у него есть что скрывать об автомобиле. В этом случае не связывайтесь с такой машиной.

5) Когда был куплен автомобиль? Собственник ли продавец автомобиля?

Также одними из первых вопросов, которые вы должны задать продавцу машины, должны быть вопросы с целью убедиться, что перед вами настоящий собственник. Для этого спросите продавца, является ли он юридически собственником машины (вписан ли он в паспорт транспортного средства |ПТС|).

В том числе уточните у него, когда он купил автомобиль, у кого и сколько времени владел машиной.

Если перед вами не настоящий владелец, а его доверенное лицо, то сообщите ему, что сделку вы с ним подписывать не будете. Даже если у представителя владельца есть нотариально заверенная доверенность. Заявите продавцу, что подписывать договор купли-продажи автомобиля вы будете только с собственником. Почему нельзя связываться с посредниками?

Это опасно, поскольку доверенность представителя на момент сделки может быть уже отозвана собственником, а сама машина может находиться в розыске. В этом случае вы, отдав деньги посреднику, рискуете в последующем даже потерять автомобиль, так как его настоящий владелец может его забрать на законных основаниях.

Поэтому мы настоятельно не рекомендуем связываться с посредниками и перекупами, которые стараются продавать автомобили, не фигурируя нигде в договоре купли-продажи. Обычно они просто продают чужие машины и получают за перепродажу комиссию. К сожалению, на рынке также много откровенных мошенников.

6) Был ли автомобиль битый?

Также во время осмотра спросите продавца, попадала ли машина в ДТП? Если да, то обязательно уточните характер повреждений автомобиля и процесс его восстановления. Попросите тогда у продавца архивные документы об аварии и об оценке ущерба, полученного автомобилем в аварии.

Так вы примерно узнаете, как сильно пострадало авто. Естественно, найти на рынке честных продавцов не так-то легко. Поэтому, скорее всего, об аварии вам либо вообще ничего не скажут, либо о чем-то умолчат. Поэтому вам самостоятельно придется выяснять, бился ли автомобиль, замеряя толщину лакокрасочного покрытия кузова с помощью толщиномера, осматривая размеры заводских зазоров кузова, сравнивая их друг с другом, а также искать косвенные признаки, что автомобиль бился и красился. В том числе вам придется пробить через различные онлайн-базы историю автомобиля на предмет аварии.

Например, на сайте ГИБДД и на сайте Автокод вы можете бесплатно получить подробную информацию об истории автомобиля. Если ДТП произошло за последние несколько лет, то, скорее всего, данные базы выдадут вам информацию об аварии и даже о характере удара.

7) Можно ли провести тест-драйв автомобиля при осмотре?

Так уж завелось, что при осмотре подержанного автомобиля потенциальные покупатели просят хозяев прокатиться, сев за руль, чтобы протестировать машину на ходу. Например, во время тест-драйва на ходу вы можете послушать, как ведет себя подвеска машины, чтобы понять, в каком она находится состоянии. Также во время пробной поездки вы определите состояние тормозной системы, системы охлаждения и т. д.

Если продавец автомобиля отказывает вам в тест-драйве, то такой автомобиль не стоит брать. Ведь в противном случае вы купите кота в мешке.

8) Есть ли на автомобиле новые запчасти и компоненты?

Поинтересуйтесь у продавца, какие запчасти в процессе эксплуатации были установлены на машину. Также спросите, какие в ходе ремонта и технического обслуживания были установлены компоненты – оригинальные или нет.

Смотрите также: Как проверить автомобиль онлайн: Проверка популярных сервисов в Интернете

Это важно. Ведь иногда перед продажей многие продавцы приобретают китайские ненадежные запчасти с целью привести машину в нормальное техническое состояние.

К сожалению, такие запчасти имеют очень низкий ресурс. В итоге если вы приобретете подобную машину, то не будете затем вылезать из сервиса, снимая старый китайский контрафакт и меняя его на дорогостоящие оригинальные запчасти. Помните, что не все продавцы расскажут вам правду об установленных запчастях и компонентах. Поэтому осмотр автомехаником автомобиля перед покупкой обязателен.

9) Спросите владельца машины о среднем расходе топлива за последнее время

Перед тем как отправиться на встречу с продавцом автомобиля, изучите различные форумы в Сети, которые посвящены именно тому автомобилю, который вы собираетесь осматривать и, возможно, покупать. Ваша задача – выяснить, сколько в среднем у владельцев таких автомобилей расход топлива.

Запомните все средние значения. Далее при встрече спросите продавца о расходе топлива. Желательно это сделать в начале встречи, до того как вы сядете за руль. Затем спросите еще раз продавца о среднем расходе топлива, когда соберетесь проводить тест-драйв. Возможно, продавец забудет, что говорил в первый раз, и на повторный вопрос выдаст более правдивую цифру.

В том числе обязательно обратите внимание при осмотре авто, какой средний расход топлива показывает бортовой компьютер. Если вы обнаружите или узнаете от хозяина машины, что расход топлива существенно превышает средние показатели, о которых рассказывают люди на форумах, то не стоит связываться с этим автомобилем, поскольку, возможно, в нем есть серьезные неисправности, которые привели к повышенному расходу топлива.

10) Спросите, не греется ли двигатель

Во время общения с продавцом обязательно спросите про рабочую температуру двигателя. Ваша задача – узнать, не перегревался ли ранее двигатель. Естественно, большинство продавцов не скажут об этом, поскольку от таких автомобилей, где перегревался двигатель, нужно бежать как можно скорее. Но тем не менее спросить об этом – ваша обязанность. Во время тест-драйва обратите внимание на стрелку температуры охлаждающей жидкости. Особенно в тот момент, когда машина стоит на месте с включенным мотором, работающим на холостых оборотах.

Покупка автомобиля — это ответственное событие, которое требует от Вас внимательности и собранности, чтобы не совершить ошибку. Ведь Вам потом ездить на этом автомобиле не один год. Приобретая поддержанную машину нужно быть ещё более подготовленным. Задавать вопросы при покупке поддержанного автомобиля можно и нужно, тогда вы сполна получите от продавца нужную информацию. К тому же, диалог поможет выявить скрытый обман, когда владелец что-то пытается утаить или вовсе является перекупщиком.

Телефонный разговор с продавцом автомобиля

Часто покупатели скептически относятся к подробному телефонному разговору с владельцем машины. Логика в этом, конечно, есть. Как говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Но всё же, заранее составьте список интересующих вас моментов. Подробный перечень поможет вам задать правильные вопросы при покупке.

Итак, что спросить по телефону у владельца:

  • попадала ли машина в аварии;
  • есть ли повреждения;
  • заводская ли покраска или после этого уже перекрашивали кузов;
  • сколько хозяев было у транспорта. Если они часто менялись, уточните причины;
  • каков общий пробег. Это подскажет, какие детали потребуется заменить в скором времени;
  • имеются ли вклейки в ПТС;
  • каков расход масла на определённое число километров. Это хороший маркер, говорящий о двигателе. Большой расход свидетельствует о неисправностях (более 5 литров на 10 тыс. км уже повод задуматься);
  • сколько расходуется бензина в черте города. Подскажет вам, в порядке ли вспомогательные элементы;
  • что не работает, большие и мелкие недочёты;
  • почему владелец продаёт машину.

Как задавать вопросы?

Кроме того, что спрашивать, нужно знать и как это делать. Важно правильно начать разговор, после приветствия уточните марку и год выпуска автомобиля. Часто в объявлении написано одно, а на деле оказывается, что продают совсем другое. Поддерживайте вежливую беседу, исключите предвзятое отношение.

Задавайте развёрнутые вопросы при покупке. На такие вопросы тяжело ответить просто «да» или «нет», они требуют подробного разъяснения. При личной встрече, сделайте акцент на то, как ведёт себя собеседник, когда отвечает. Отводит ли он взгляд, краснеет или уходит от темы.

Можете спросить у продавца VIN код, чтобы проверить комплектацию автомобиля.

Диагностика автомобиля

Если позволяют финансы, то договоритесь о профессиональной диагностике. В таком случае, машину посмотрят сразу несколько специалистов. И так как, они не являются заинтересованными лицами, дадут объективную оценку.

Но часто на такую процедуру нет средств, ведь это недешево. Тогда проведите диагностику самостоятельно. Какие вопросы задавать при покупке вы уже знаете, поэтому подготовьте вспомогательные инструменты:

  1. Магнит.
  2. Небольшое зеркало.
  3. Фонарики (один карманный и другой, одевающийся на голову).
  4. Тряпки (протереть загрязнённое место или подложить под колени для тщательного осмотра авто).
  5. Рожковый и свечной ключи (от 8 по 12).
  6. Компрессометр.

При покупке бу транспорта всё перечисленное пригодится, чтобы выявить то, что не заметно при поверхностном осмотре.

Осмотр кузова

Присядьте на корточки в том месте, где находится правая фара. Так угол обзора больше и многое можно рассмотреть незаметное сверху. Если какая-то часть вызывает сомнения, возьмите магнит и приложите. Если он не держится, то вероятно, там находится шпатлёвка. Хорошо бы загнать автомобиль на смотровую яму и тщательно рассмотреть днище с помощью фонарика-каски. Если заметили коррозию, ткните отвёрткой. Станет понятен объём деформации.

Особого внимания требует двигатель. Его нужно проверить как на ходу, так и вхолостую. Возьмите карманный фонарь и просветите те участки, где находятся клапана. Зеркало поможет рассмотреть деталь, до которой трудно добраться.

Вспомните какие вопросы задать при покупке и задайте их после диагностики ещё раз, остановившись более подробно на проблемных моментах.

Проверка салона автомобиля

Заглянув внутрь, поинтересуйтесь, что меняли в салоне. Возможно, в нём другая обивка или была замена панели. Спросите, курили ли в салоне. Снимите чехлы, если они есть. Так станет понятно, аккуратно ли обращались с элементами салона. Обязательно проверьте руль и тормоза. Для этого продиагностируйте машину на ровной дороге и по бездорожью. При покупке бу транспорта нет неважных вопросов, нужно предусмотреть всё.

Если Вы не знаете, что спрашивать ещё, подробно поинтересуйтесь документами на машину. Это отдельный пункт, требующий внимания и осторожности. Вы должны выяснить, не была ли машина в угоне, нет ли долгов на владельце, расплатился ли он за автокредит, если таков был на нём. Можно поехать в отделение и попросить пробить автомобиль по базе. Чем раньше Вы выявите все скрытые стороны, тем лучше для Вас. И пусть ваша покупка радует Вас!

Краткий список вопросов продавцу автомобиля

1.»Здравствуйте, я по поводу машины. Скажите, а вы – сам владелец, или просто занимаетесь продажей?»

Если не сам владелец: «То есть у вас имеется нотариально заверенная генеральная доверенность на право продажи этой машины, или же, если мы договоримся, и дело дойдет до сделки – то я буду оформлять договор с непосредственным владельцем, который вписан в ПТС?»

2.»Скажите, а она по ПТС именно (к примеру) 2008 года выпуска, И ВЫПУЩЕНА, И ПРИОБРЕТЕНА В ЭТОМ ЖЕ ГОДУ?»

3.»Скажите, а вы ее единственный владелец по ПТС?» (если продает хозяин), или «Скажите, а по ПТС у нее один хозяин?» — если продает не сам владелец.

Если продает сам владелец, и он уже не первый хозяин: «Скажите, а у вас она как давно?»

4.»Скажите, а за время ее жизни что происходило с ней в плане кузовных работ, какие детали менялись, красились, какие аварии были?» (Если продает первый хозяин)

  • «Скажите, а при вас, и при предыдущем(их) владельце(ах) что происходило с ней за время ее жизни в плане аварий, какие детали менялись, красились?» (Если продает второй, третий и далее владелец)
  • «Скажите, а вы знаете историю ее кузовных работ, что с ней было в плане ДТП за время ее жизни, какие кузовные детали менялись, красились?» (Если продавец не был ее владельцем)

5.»То есть я правильно понимаю, что если другие детали посмотреть толщиномером, то он покажет, что они не крашены?»

6.»Скажите, а ТО у нее делались по сервисной книжке, у официального дилера, или так, своими силами?»

7.»Скажите, а вот на данный момент, по кузову и по технической части – какие вложения требуются в машину, что там прямо сейчас по ней надо делать?»

8.»А резина к ней – два комплекта – и зима, и лето?»

9.»А цена – ХХХ тысяч – она предполагает еще какой-то торг на месте?»

10.»А где ее можно посмотреть, если что, и в какое время?»

Аудиозапись разговора с продавцом по телефону: