Большая Москва границы

Акции И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • действителен для проезда пассажиров во все дни недели;
  • включает неограниченное количество поездок;
  • разрешён вход и выход на любых станциях внутри Зоны действия абонемента;
  • срок действия абонемента 30 дней;
  • действует только в обычных электричках (6000 поездов). В экспрессах абонемент не действует;
  • единая стоимость – 1750 рублей;
  • дает возможность следовать дальше зоны действия абонемента докупив транзитный разовый билет. ()

Абонемент действителен для проезда между двумя любыми станциями и остановочными пунктами в условной зоне «Большая Москва», включающей в себя пункты на расстоянии до 25 км от московских вокзалов, а по ряду направлений — и на несколько большем расстоянии. Проезд возможен только на обычных электропоездах — на экспрессах и «спутниках» абонемент недействителен.
При оформлении абонементного билета Ежедневно на 1 месяц от головных вокзалов Москвы до остановочных пунктов, удалённых более чем на 25 км и не входящих в зону действия специального предложения, можно получить «Большую Москву» в подарок к абонементу. Для этого необходимо сообщить о своём желании билетному кассиру.
В настоящее время по техническим причинам на станциях Ленинградского направления не представляется возможным осуществлять проход через турникетные комплексы по транспортным картам. В связи с этим вход и выход пассажиров по абонементу «Большая Москва» в пределах зоны его действия на Ленинградском направлении осуществляется по чекам к абонементному билету.
с 03.04.2017 запущена услуга «Следуй дальше», которая расширяет возможность проезда по абонементу «Большая Москва».
Теперь пассажиры могут экономить свое время и следовать дальше зоны действия абонемента «Большая Москва» не выходя из поезда, даже внутри сквозных направлений. Стоит отметить, что раньше пассажиру приходилось выходить из поезда на конечной станции зоны действия абонемента «Большая Москва», покупать билет в кассе и ехать дальше. ()
Перечень станций и остановочных пунктов в условной зоне «Большая Москва» (pdf, 173 Kb) Схема зоны действия абонемента «Большая Москва»
Используйте кнопки «+» и «-» для масштабирования карты.
Открыть карту в новом окне
Вам помогла эта статья? Да 1622 Нет Спасибо за отзыв!
Пожалуйста, сообщите нам, как мы можем улучшить статью? Обратите внимание: это не контактная форма, мы не сможем с вами связаться, даже если вы оставите e-mail или номер телефона. Чтобы получить ответ зайдите в раздел «Помощь» и отправьте ваш вопрос. Отправить Отправить

Гостям столицы и самим горожанам по многим причина нужно часто посещать ближние Подмосковье. Не всегда есть время стоять в очереди и ежедневно приобретать разовые билеты для проезда.

Заботясь о своих пассажирах, МЖД запустила программу Большая Москва. Это экономит время в большей степени и финансы, которые тратятся ежедневно на проезд.

Что такое абонементный билет Большая Москва?

С середины осени 2011 года внедрен и действует разовый месячный абонент на все направления Москвы и её области. Любой приобретший его пассажир вправе совершать энное количество поездок за город на электричках (но это не относится к спутникам и экспрессам).

Большая Москва — это:

  1. Заранее оплаченный проезд на любой день недели, без исключения,
  2. Бесконечное количество поездок,
  3. Всегда свободный вход и выход на станциях, которые входят в зону действия абонентского билета,
  4. Предоставляет услугу следования за рамки абонемента с помощью покупки транзитного разового билета,
  5. Дальность следования плюс-минус двадцать пять километров от вокзала.

Данная программа распространяется на электрички и метрополитен.

Зона действия билета Большая Москва

  1. Белорусское следование,
  2. Горьковское следование,
  3. Казанское следование,
  4. Киевское следование,
  5. Курское следование,
  6. Павелецкое следование,
  7. Рижское следование,
  8. Савёловское следование,
  9. Ярославское следование,
  10. Ленинградское следование,

Как оформить абонементный билет?

Этот абонемент вполне вероятно приобрести в формате пластиковой карточки на кассах МЖД, где функционирует покрытие соответственной зоны или же с поддержкой особых автоматов, распечатывающих билеты. Это уменьшит время на простоях в очереди.

Но сначала начала надо приобрести транспортную карту, после чего осуществляется приобретение абонемента.

Приобрести её возможно там же, на Ж/Д кассе, цена оформления пятьдесят рублей. Еще ныне возможно сберегать время и продолжать собственную поездку, выходящую из зоны покрытия абонемента Большой Москвы не покидая Ж/Д транспорта с предложением Следуй далее. Данная услуга начала работать с середины весны 2017.

Дабы пользоваться предложением «Следуй далее» вам нужно:

  1. На кассе вокзала, которая заходит в зону покрытия абонемента, дать кассиру билет Большая Москва.
  2. Приобрести разовый проездной билет с функциями проезда «туда» или же «туда и обратно», в зависимости от вашей необходимости.

Оформление единоразового пассажирского билета по программе Следуй дальше прототипно оформлению простого единоразового пассажирского проездного, то есть максимально за 10 дней до оправления нужного следования.

Стоимость билета

Стоимость абонементного билета Большая Москва 1570 рублей. Абонемент с велоопцией 1870 рублей (для людей, провозящих с собой велосипеды).

Абонемент на провоз велосипедов

Дополнительный абонемент на провоз велосипедов в пригородных электричках вводятся в московском округе с первого августа 2016 года.

Периодически покупать разовые билеты более не будет необходимо: велоопция дает собой вспомогательное предложение к известным абонементам, докладывает отдел связи с общественностью Центральной загородной пассажирской фирмы. Услуга функционирует на всех пригородных электричках Столицы и Подмосковья за исключением экспрессов.

Опцию возможно прикрепить к абонементам Большая Москва или же к Ежедневному, сумма такой опции составляет триста рублей на один месяц пользования. В абонементе «Выходной день» цена месячной велоопции составляет двести рублей.

Нововведение выделяет право провозить в тамбуре электрички один велотранспорт по маршруту выбранному вам маршруту в течении срока действия пассажирского абонемента.

Приобрести дополнительный абонемент возможно на кассе совместно с покупкой абонементного билета. Контролеры у турникетов обязаны инспектировать присутствие «велоопции»: для сего надо приложить транспортную карту к валидатору. Бесплатно провозить велотранспорта в электричках все ещё позволяется с 11:00 до 16:00 и с 21:00 до 6:00. Для сего надо получить в кассе бесплатный билет.

Стоимость для абонементов зафиксирована, в не зависимости от пути следования или количеств совершенных поездок.

Льготный абонементный билет

Студентам для скидок проезда в загородном Ж/Д транспорте, в частности электричках, необходимо на кассах предъявить студенческий билет в этап с первого сентября по пятнадцатое июня. Скидка предоставляется в размере 50% скидки на одну поездку.

Тоже касается и тех абонементов, что оформляются по социальной карте учащегося, на них также действует скидка в объёме 50%. Учащимся, живущим и находящимся в общежитиях Московской области, комфортней оформить абонементный билет Большая Москва, который позволяет целый месяц совершать нелимитированное количество поездок в пригородных электричках в границах 25 километров станичных вокзалов.

То есть, оформить льготный абонементный билет возможно со скидкой 50% только по студенческому билету. Но вы будете ограничены конкретными станциями. К примеру, кассиры вам предложат направление Одинцово-Беговая.

Срок действия билета

Абонемент начинает действовать с момента его покупки. На карточке находится дата соответствующая дате покупки. Начиная с этой даты, вы можете пользоваться им ровно тридцать дней — один месяц. Дата, когда истекает действие билета, аналогична дате его приобретения.

Правила езды по билету Большая Москва

По правилам МЖД вы можете свободно передвигаться по всей зоне покрытия программы Большая Москва в течении одного месяца. В случае окончания срока пассажир обязан приобрести новый абонемент. После истечения срока пользования проезд считается не оплаченным и контролер в праве вас ссадить с рейса следования.

Плюсы и минусы проездного билета

  1. Преимущества данного абонемента очевидны, так он дает бесконечное количество поездок совершённых за месяц. Вам не придется тратить больше денег на покупку каждый раз нового билета и стоять в очередях.
  2. Отрицательной стороной является то, что зона покрытия Большой Москвы действует на небольшое расстояние от самой Москвы. Не входят в зону действия и главные Ж/Д узы, они не попадают из-за километража зоны действия. Есть ещё один главный недостаток, по мнению многих пассажиров. Это невозможность купить проездной на граничащей зоне в необходимом направлении Подмосковья. Например, если вам необходимо купить билет в Серпухов, где располагается большой автовокзал, вы должны купить проездной именно из Москвы до нужной вам станции. Если вы попытаетесь доехать до Серпухова с проездным абонементом Большая Москва, то рискуете угодить на контролёров. В случае если это случится вам выпишут штраф, ведь проезд без дополнительной программы Следуй дальше, считается безбилетным.

Невзирая на некоторые недостатки, многие приобретают месячные абонементы. Это те пассажиры, чей график жизни состоит из частых, порой ежедневных поездок. С ним вы путешествуете бесплатно по ближайшему Подмосковью.

Покупка проездного абонемента ограждает вас от долгих ожиданий в очередях на кассах и ежедневных переплат. Для того, чтобы убедиться в том, подходит вам лично он или нет, стоит хоть раз приобрести и найти свои положительные и отрицательные стороны. Надеемся, данная статья дала вам подробное визуальное впечатление о данной абонементной системе.

Расширение Москвы происходит постоянно и планомерно. Карта столицы регулярно изменяет границы, и к 2020 году в ее состав войдут новые территории. Генеральный план Москвы разрабатывался еще с 2005 года, с внесенными изменениями в 2013. Однако, на сегодняшний день он требует значительных коррективов, поскольку развитие столицы уже перешагнуло масштабы, которые ожидались только в 2025 году. В связи с этим руководства Москвы и Московской области приняли решение о присоединении новых территорий для раскрытия их потенциала.

Задачи расширения территории

Главный город России постоянно развивается. Все больше жителей страны и зарубежья желают переехать в мегаполис для работы и жизни. Также, многие отечественные и зарубежные компании различного профиля предпочитают вкладывать инвестиции для развития местной экономики и получения солидных дивидендов.

Ключом к дальнейшему развитию столицы становится присоединение территорий Московской области. Большинство людей, которые там проживают, и так ездят на работу в мегаполис, однако, не имеют таких социальных привилегий, как москвичи. С другой стороны, бизнес, который осуществляет свою деятельность за МКАД, платит налоги в казну области, а не города. Поэтому после осуществления присоединения, городская казна будет иметь больший доход.

Еще одной важной проблемой города и области является транспортное соединение. Многие жители Подмосковья испытывают ежедневные трудности во время поездок на работу и с работы. При этом, затруднения возникают как при пользовании общественным, так и личным транспортом. При расширении границ города планируется первостепенно улучшение транспортных развязок с добавлением новых автомобильных дорог, станций метрополитена, железнодорожных сообщений, наземного метро.

Еще одной задачей, которую решает присоединение новых территорий, является то, что часть жителей центра хотела бы переехать в более просторные квартиры в экологически благоприятных районах. Не смотря на то, что в центре множество плюсов проживания, люди устают от постоянной суеты. Кроме того, плотность построек в центре мешает строительству новых современных жилых кварталов с надлежащей инфраструктурой. Поэтому возведение многоэтажных домов с обустроенной территорией в Подмосковье интересно не только застройщикам, но и покупателям недвижимости.

Новые границы столицы

Основным направлением расширения столицы выбран юго-запад. Здесь сосредоточены многие важные объекты городского значения (например, аэропорт). Также в этом направлении отмечается большой пассажиропоток.

Присоединение к городу позволит улучшить транспортную ситуацию в этом регионе, поскольку новое положение будет интересно инвесторам.

На территории присоединенных населенных пунктов планируется постройка новых многоквартирных домов. При проектировании жилого квартала строительными компаниями Правительство требует уделять особое внимание социальной инфраструктуре, а также зеленым зонам. Новострои должны быть обеспечены всем необходимым для комфортной жизни людей.

До 2020 года границы Москвы должны распространиться на более чем 15 населенных пунктов в следующих административных единицах:

  • Ленинский муниципальный район;
  • Наро-Фоминский муниципальный район;
  • Подольский муниципальный район.

Планируется дальнейшее расширение границ столицы, и к 2025 году она должна будет иметь следующий вид:

Однако, условия агломерации постоянно изменяются и не исключено, что управляющие органы города и области выберут другую стратегию, которая будет наиболее соответствовать потребностям современности.

После присоединения значительной площади юго-западного направления, границы столицы приобрели следующие очертания:

Новая Москва – это реализация проекта обновления московской агломерации и упорядочивания градостроительного зонирования. За счет присоединенных территорий столица России поднялась на 6-е место среди наиболее крупных городов мира и стала самым большим городом в Европе.

Транспорт

Обеспечение удобного способа перемещения из одного пункта в другой является одной из главных задач агломерации. В связи с постоянным ростом населения и увеличением площади города запланировано всестороннее улучшение транспортных структур, соединяющих различные направления Москвы.

Развитие метрополитена – крупнейший проект, который требует значительного финансирования. Каждый год открывают новые станции, которые позволяют соединить область с другими районами.

Продолжается строительство Калининско-Солнцевской линии, что в будущем даст возможность добраться до аэропорта Внуково с помощью поездов метро. Планируется, что эта линия будет самой длинной в московском метрополитене. До конца 2020 года ожидается окончание строительства центральной части линии с образованием новых станций «Волхонка», «Плющиха» и «Дорогомиловская».

Планируется появление новой ветки метро от города Троицка, которая свяжет Новую Москву с Юго-Восточным округом. Строительство происходит в несколько этапов с последовательным соединением определенных участков.

По предварительным данным карта метрополитена в 2020 году будет иметь следующий вид:

Еще одним видом общественного транспорта, которое соединит центр и периферию является наземное метро. Его линии будут проходить вдоль путей железнодорожного сообщения. Первые поезда должны начать движение в начале 2020 года. Маршруты соединят Одинцово и Лобня, а также Нахабина и Подольск.

В отношении автотранспорта планируется открытие новых дорог и развязок, что позволит значительно улучшить ситуацию с пробками.

Социальная инфраструктура

Расширение территории позволит равномерно распределить муниципальные и государственные учреждения за пределами МКАД. Важной составляющей новых жилых комплексов является строительство детских садиков, школ, медицинских учреждений, детских площадок. Такое условие предъявляет правительство к застройщикам, чтобы обеспечить людей полноценными условиями комфортной жизни.

Также компании-застройщики должны уделять внимание паркам и прочим зеленым зонам. Хорошая экологическая обстановка является одной из положительных сторон территории Подмосковья. Поэтому, чтобы поддержать данное положение при строительстве многоэтажных домов зеленые зоны должны быть включены в проект сразу.

Расширение столицы дает возможность улучшить жилищные условия для жителей области и привлекает инвесторов для формирования различных бизнес-площадок. Что в свою очередь также создает новые рабочие места.

Власти Москвы не планируют расширять границы города

МОСКВА, 8 декабря. /ТАСС/. Столичные власти не планируют расширение границ города и присоединение к Москве новых территорий. Об этом сообщил в воскресенье в интервью программе «Действующие лица с Наилей Аскер-заде» на канале «Россия-1» мэр Москвы Сергей Собянин.

«Нет, я вам ответственно заявляю, таких планов нет. Дай бог нам с Новой Москвой справиться, что там. Сейчас это уже такая, достаточно продвинутая часть города — и метро, и дороги, и парки, скверы, новые рабочие места. Сегодня Новая Москва уже дает прибавку городскому бюджету, а не убыток», — сказал Собянин, отвечая на вопрос, планируется ли расширять границы Москвы.

Мэр также сообщил, что недавно в столице запустили новый вид наземного общественного транспорта — Московские центральные диаметры (МЦД). По его словам, это важный проект, который соединяет различные части города, а также дает возможность пересадки на метро и другие виды транспорта.

«Сам подвижной состав — он будет другого качества. Первые «Иволги» (скоростные поезда — прим. ТАСС) запущены, они составляют порядка 40% в общем составе подвижного состава, но где-то в течение года-двух он будет активно меняться, дешевле и быстрее. Сейчас мы даже видим, после запуска, что станции метро стали свободнее, вот в этом коридоре, процентов на 5, это очень важно», — сказал Собянин.

В июле 2012 года границы Москвы увеличились в 2,4 раза за счет присоединения 148 тыс. га земли на юго-западе Подмосковья. К столице отошли два города — Троицк и Щербинка, 19 городских и сельских поселений (в Подольском, Ленинском и Наро-Фоминском районах) и часть территории Одинцовского и Красногорского районов Подмосковья. По прогнозам столичных властей, к 2035 году население Новой Москвы достигнет 1,5 млн человек.

Движение по двум Московским центральным диаметрам запустили 21 ноября. Проезд по МЦД сделали бесплатным в течение двух недель, до 8 декабря.

Проблемы и перспективы развития Московской области

Министерство Образования

Московской Области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум»

Доклад

по дисциплине «Региональная экономика и природопользование»,

на тему:

«Проблемы и перспективы экономического развития Московской области»

Выполнила: ст. группы БЭ-04

«Экономика и бух.учет»

Горбуненко К.

Павловский Посад

Введение.

1.Основные экологические проблемы Москвы и столичного региона России.

2. Основные перспективыэкономического развития столицы до 2022 года.

3. О контроле за состоянием реки Москвы и ее притоков.

5. Московские власти намерены заняться оздоровлением городских почв.

Заключение.

Список использованной литературы :

Введение.

История развития Москвы и Московской области показывает, что крупный промышленный район является с одной стороны мощнейшим загрязнителем природной среды, а с другой – центром научно- технического прогресса, направленного на решение экологических проблем.

Москва имеет многовековой опыт решения экологических проблем, многие из которых имеют глубоко уходящие в историю корни. Планировочная структура Москвы складывалась в течение всей ее многовековой истории. В последние десятилетия XIX века радиально-кольцевая сеть улиц и дорог дополняется постепенно фрагментами будущих хордовых магистралей, проложенных в обход центра города.
Радиально-кольцевая система планировки сохранилась и в наше время, дополняясь по мере роста города новыми радиальными и кольцевыми направлениями. Несмотря на все ограничительные меры, эта система продолжает функционировать, усиливая и без того огромные нагрузки на природный комплекс.

1.Основные экологические проблемы Москвы и столичного региона России.

10-20 лет назад, несмотря на мощные промышленные источники загрязнения обострения экологической ситуации не наблюдалось, прежде всего, из-за возможности природного комплекса Москвы переработать выбросы промышленности. Важную роль играли значительные «зеленые клинья», разделяющие зоны антропогенной нагрузки, поглощающие вредные выбросы.

По генеральному плану реконструкции Москвы (1935г.) вокруг столицы был выделен Лесопарковый Защитный пояс (ЛПЗП), в котором предусматривалось разделение производственных и жилых зон крупными массивами зеленых насаждений. Именно в этот период впервые появляется стратегия вывода вредных источников загрязнения за пределы города.

Нагрузка на природный комплекс существенно возросла в периферийных районах в связи со строительством Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) в 1961г., ставшей мощным источником загрязнения атмосферы, почв и поверхностных вод. Однако МКАД позволила значительно разгрузить центральную часть города от транзитного транспорта и несколько ослабить антропогенное воздействие на исторический центр города.

В последние годы особую остроту в экологической ситуации столичного региона создает несогласованность действий Москвы и области. Так Лесопарковый защитный пояс (ЛПЗП) Москвы, призванный выполнять санационную и рекреационную роли, к настоящему времени из-за близости крупных транспортных магистралей, промышленных объектов, городских свалок, складских зон, жилой застройки в значительной степени потерял свои функции. Несогласованное освоение территории вдоль МКАД и границ резервных территорий Москвы приводит к тому, что большая часть периметра города граничит не с природными, а с урбанизированными территориями, являющимися фактическим продолжением московской застройки. В связи с началом активного малоэтажного строительства (под указанные цели уже выделено 5 тыс. га территории) возникает реальная перспектива замыкания кольца урбанизированных территорий вокруг Москвы. Многие из поселений не имеют развитой инженерной инфраструктуры и расположены в зонах санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения Москвы, не имеют необходимых экологических обоснований и градостроительной документации. Государственная экологическая экспертиза пригородных территорий не проводится.
Современная структура хозяйственного комплекса ЛПЗП не соответствует его средозащитным функциям из-за высокой плотности размещения промышленных объектов и слабо развития рекреационных зон и недостаточного внимания к лесному хозяйству. Пределы экологической устойчивости окружающей среды и природного комплекса ЛПЗП уже существенно превышены. Нарушение целостности ЛПЗП ведет к уменьшению его основных защитных свойств по отношению к Москве.
Москва по сравнению с другими крупными городами мира имеет ряд объективных факторов, осложняющих экологические проблемы. Способность экосистемы Московского мегаполиса к самовосстановлению существенно ниже, чем в более теплых городах. Московские зеленые насаждения, микробиологические системы в водоемах и почве в «полную мощность» работают не более 5-6 месяцев в году.
Централизованные системы тепло- и водоснабжения, имея некоторые преимущества, в то же время стимулируют повышение плотности застройки, а, следовательно, и удельной техногенной нагрузки на единицу территории. Москва имеет самую высокую плотность населения из крупнейших столиц мира. В среднем на одном квадратном километре в Москве проживает около 8,4 тысяч человек, тогда как в центральной части Нью-Йорка – 8,1; в Токио – 5,4; Берлине – 3,5; Лондоне – 3,9 тысяч человек.
В среднем в мире горожанин тратит на себя 400 литров воды в день, а в некоторых районах Москвы этот расход достигает 700 литров в день. Свыше 90 % этой воды, но уже загрязненной, поступает в канализацию. Подготовка избыточного количества воды питьевого качества и очистка избытков сточной воды приводит к значительным энергозатратам и огромному объему донных осадков. Тысячи гектаров территории города и Подмосковья заполнено этими осадками столичной жизнедеятельности. Каждый москвич «производит» свыше 300 кг твердых отходов в год.
С точки зрения динамики развития города, интенсивности внедрения природоохранных программ Москва сейчас занимает одно из ведущих мест в мире. Несмотря на то, что Москва по ряду показателей относится к наиболее загрязненным субъектам Российской Федерации, существуют реальные предпосылки для перспективного экологически устойчивого развития столичного региона России при условии постоянного внимания муниципальных, городских, областных и федеральных властей к этой проблеме, развития законодательной базы и экономических рычагов, взаимодействия столицы и области и вовлечения населения в формирование и реализацию эколого-градостроительной и природоохранной политики.

2. Основные перспективы экономического развития столицы до 2022 года.

В ближайшие 22 года Москва будет развиваться в пределах существующих административных границ на площади 109,1 тыс. гектаров путем реорганизации территорий за счет реконструкции промышленных зон, земель, занятых объектами, подлежащими выводу за черту города.

Генплан рассчитан, исходя из роста к 2020 году валового регионального продукта в 5 раз, увеличения промышленного производства в 4 раза, коммерческой деятельности и сферы обслуживания примерно в 5 раз, строительства — в 5,5 раз. Особое внимание в проекте уделено развитию туризма и досуга. Общая площадь объектов социальной сферы планируется увеличить в 2,5 раза, в том числе образования и здравоохранения в 1,5 раза, гостиниц в 10 раз. Прогнозируемое число туристов составит 20 млн. человек в год.

Среднюю обеспеченность жильем на каждого горожанина намечено увеличить до 28-30 кв. метров (в ряде столиц развитых стран — 35 кв. м).
Предусматривается создание рабочих мест возле жилых массивов и одновременное развитие городского транспорта, предполагающее увеличение протяженности магистралей с 1245 до 1900 км с учетом 55-километрового третьего транспортного кольца, а также внедрение такого альтернативного городского транспорта как мини-метро.

Наряду с этим в черте города будет увеличено число мостов и переходов, чтобы связать отдельные части столицы, «разрезанные» реками и транспортными магистралями.

Генеральный план рассчитан с учетом снижения численности постоянного населения Москвы к 2020 году с 8,6 до 8,2 млн. человек. Общая численность населения города составит порядка 11-12 млн. человек.

После доработки Генплана и уточнения прогнозных показателей социально-экономического развития, городских доходов и социальных норм и стандартов он будет направлен в Городскую Думу.

Документ, подписанный 11 декабря 1998 года Мэром столицы Ю.М. Лужковым, лидером Московской федерации профсоюзов Михаилом Нагайцевым и председателем Московской конфедерации промышленников и предпринимателей Еленой Паниной, предусматривает дальнейшие меры городских властей по сохранению промышленного потенциала Москвы и наращиванию объемов производства.

В соответствии с соглашением руководители департаментов при организации конкурсов на размещение городского заказа должны будут обеспечить приоритетное право для московских товаропроизводителей на выполнение различных работ и услуг.
Комитету труда и занятости столицы предстоит разработать дополнительные меры, направленные на содействие занятости населения города и поддержку безработных. Предельно допустимый уровень официально зарегистрированной безработицы в Москве в будущем году не должен составить более 1,2% экономически активного населения.

В большинстве отраслей промышленности Москвы средняя заработная плата выше уровня прожиточного минимума в городе. Вместе с тем 652 предприятия в столице имеют в общей сложности задолженность по заработной плате в размере 1,4 млрд. рублей.

Одной из основных задач строителей в 2000 году является сохранение темпов возведения жилья в столице на уровне 1999 года.

Около 1 млн. кв. метров жилья из общего количества, запланированного к строительству, будет бесплатно предоставляться очередникам. Причем финансирование строительства муниципальных домов будет осуществляться не за счет бюджетных ассигнований города, а за счет продажи коммерческого жилья.
Кроме того, намечено повысить качество возводимого в столице жилья.
Предполагается увеличить строительство панельных домов улучшенной планировки серий 44П44-Т и П44-М домостроительного комбината N 1. Планируется увеличить также строительство монолитных и кирпичных зданий, а также домов по индивидуальным проектам.

Московские строители намерены более активно использовать при возведении жилья в городе отечественные отделочные материалы, которые значительно дешевле, чем импортные аналоги, и их применение позволит загрузить мощности российских производств.

Успешно выполняется программа по переселению жильцов из ветхого пятиэтажного фонда, рассчитанная до 2005 года.

В 2000 году планируется построить более 1 млн. кв. м «стартовых» жилых домов, предназначенных для переселения из ветхого 5-этажного фонда.
Жильцам отселяемых домов будут в основном предоставляться квартиры в тех же микрорайонах. На месте разбираемых пятиэтажек будет строиться как коммерческое, так и муниципальное бесплатное жилье. При этом муниципальные жилые дома будут такого же хорошего качества, но построены с использованием менее дорогих отделочных материалов.

На конец 1998 года в Москве удалось создать четкую систему разборки пятиэтажек, а также почти 100-процентную схему их переработки. Например, остатки кирпича и железобетона используются при строительстве дорожного полотна, а металлические детали идут на переплавку. Бывшие в употреблении двери и окна продаются населению.

В рамках программы ипотечного кредитования в Москве в 2000 году планируется построить около 500 тысяч кв.м жилья . Это составляет примерно 1/7 часть от общего количества жилья, намеченного построить в Москве за год.
Ипотечная программа будет реализовываться, несмотря на сложившуюся в России сложную финансово-экономическую ситуацию. Растет интерес москвичей к программе ипотечного кредитования: на конец 1998 года уже было выдано почти 150 ипотечных сертификатов.

В городе создается московское ипотечное агентство (МИА), которое должно стать одним из основных элементов системы ипотечного кредитования в столице.
По мнению Ю.М.Лужкова, разработанная при помощи Школы государственного управления имени Джона Кеннеди Гарвардского университета (США) система ипотеки учитывает как мировой опыт, так и специфику России и города Москвы. Сейчас, по мнению Мэра, основная задача — найти финансовые институты, которые обеспечат старт этой системы. В дальнейшем ипотека будет «сама себя поддерживать».
Ранее предполагалось, что для реализации первой части программы удастся привлечь от 0,5 млрд. до 1 млрд.долларов кредитных средств. Примерно 10-15% необходимой суммы планируется получить за счет внутренних источников Московского правительства. Разрабатывается механизм получения специальных кредитов на ипотеку от крупных зарубежных инвесторов, которые планируют заниматься строительством в Москве. Изучается также вопрос освобождения от налогов и сборов в местный бюджет москвичей, участвующих в программе ипотечного кредитования.
Система предусматривает правовую защиту владельца ипотечного сертификата даже в том случае, если он потеряет платежеспособность и не сможет оплачивать ипотечный кредит. Специально для таких ситуаций будет создан особый переселенческий фонд жилья, где сможет проживать ставший неплатежеспособным владелец сертификата.
Первые 100-150 «ипотечных квартир» москвичи получат уже в январе-феврале 1999 года. Владельцы сертификатов вносят 30% стоимости будущих квартир из своих средств, оставшиеся 70% оплатят банки. Банковские кредиты обладатели сертификатов будут погашать в течение 10-20 лет из расчета 10% в год. Среди банков, участвующих в ипотечном кредитовании, — Московский муниципальный банк «Банк Москвы», Сбербанк, Мосстройэкономбанк, Инвестсбербанк и другие.

МИА будет выкупать у банков закладные на квартиры, а затем выпускать под них ценные бумаги. Средства, полученные от выпуска ценных бумаг, будут реинвестироваться в ипотечную программу.

Одним из препятствий к получению западных кредитов на развитие ипотеки является положение Конституции РФ о праве на жилище, которое не позволяет изымать у неплатежеспособных клиентов квартиры для погашения невозвращенных кредитов. Однако в Москве создается специальный переселенческий фонд для цивилизованного разрешения таких ситуаций и недопущения судебных конфликтов.
3. Перспективы проекта третьего транспортного кольца и радиальных дорог на подмосковные города.

Строительство третьего транспортного кольца начато вдоль малого кольца Московской железной дороги. Основное назначение новой автодороги — разгрузить центр Москвы от транзитных транспортных потоков и связать между собой различные радиальные магистрали. Более половины дороги составят тоннели и эстакады.
Третье транспортное кольцо свяжет между собой Шмитовский проезд, ММДЦ «Москва-СИТИ», станцию метро «Кутузовская», Бережковский мост, район Лужников, Андреевский мост, площадь Гагарина, улицу Вавилова, Автозаводский мост, Автозаводскую улицу, гостиницу «Измайлово», стадион «Локомотив», коммунальные зоны районов Лосиный остров и Северянина, Ботанический сад, станцию метро «Владыкино», Силикатную промышленную зону и замкнется в Шмитовском проезде.
Строительство транспортного кольца предусматривает также возведение трех мостов. Первый из них — Бережковский — уже введен в строй в ноябре 1998 года. Сооружение моста, осуществленное за один год, стало первой, но очень ощутимой и важной победой в строительстве нового транспортного кольца. Этот мост крайне необходим, чтобы начать капитальный ремонт метромоста, дальнейшая эксплуатация которого невозможна, поскольку он находится в аварийном состоянии.
Следующий мост будет построен в районе ММДЦ «Москва-СИТИ» и третий — в районе старого Андреевского моста, который будет разобран и перенесен в район Фрунзенской набережной.

Создание третьего транспортного кольца предусматривает также благоустройство прилегающих промышленных зон: Андреевского оврага, Силикатной и Магистральной улиц, районов Щелковского шоссе, Северянина, Владыкина и других.
Первоочередной участок строительства длиной 14 километров от ММДЦ «Москва-СИТИ» до Волгоградского проспекта планируется завершить через 2 года. Проект первой очереди предусматривает:

— строительство вдоль Малого кольца Московской железной дороги 14 км магистральной улицы общегородского значения 1-го класса с 4-5-полосной проезжей частью в каждую сторону движения и с организацией пересечений на разных уровнях со всеми улицами, железнодорожными путями и пешеходными переходами;
— организацию движения по существующим путям Малого кольца Московской железной дороги на участке в 16 км электрифицированного пассажирского транспорта с 10 остановочными пунктами, в том числе пересадочными узлами с другими видами городского транспорта по нормам, аналогичным станциям метрополитена;
— увязку планировочного решения магистрали со сложившимися и формирующимися комплексами города — Московским международным деловым центром «Москва-Сити», Лужниками, площадью Гагарина, Московским интеллектуальным центром и новыми объектами с увеличением на 400 тыс. кв.м площадей учреждений общественных центров, на 700 тыс. кв. м площадей деловых и производственных центров, что обеспечивает рост на 40% мест приложения труда на объектах различного назначения;
— размещение вдоль первоочередного участка всех необходимых объектов дорожной инфраструктуры — автозаправочных станций, пунктов технического обслуживания с мойками автомобилей, комплекса для подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения, служб по эксплуатации магистрали и искусственных сооружений.

Москомархитектуре поручено обеспечить утверждение в 1-м полугодии 2000 г. проекта детальной планировки на участки второй очереди строительства магистрали от Московского международного делового центра «Москва-Сити» до Ленинградского проспекта и от Волгоградского проспекта до Щелковского шоссе, во втором полугодии 2000 г. завершить проект планировки на участок 3-й очереди от Ленинградского проспекта до Щелковского шоссе.

К маю 1999 года будет проведена эстакада от Лужников до Комсомольского проспекта. Работа начата также и на других участках.
Одновременно в столице будет проведена реконструкция Малого кольца Московской железной дороги. Она будет проведена в связи с расширением транспортного строительства и сооружением третьего транспортного кольца.
После реконструкции по Малому кольцу МЖД будет пущено движение пассажирских, электро- и метропоездов. Перед строителями и проектировщиками стоит несколько задач — электрификация дороги и постройка 32 пассажирских станций.
В ближайшем будущем проектируется строительство станций «Воробьевы горы», «Владыкино» и «Ботанический сад». Движение по ним будут осуществлять поезда, составленные примерно из семи вагонов. Каждый такой поезд будет вмещать до 770 человек.

По программе Правительства Москвы третье транспортное кольцо будет построено за три года. Новая трасса позволит принять на себя значительную часть автомобильного движения из центра города и разрядить транспортную напряженность на столичных автотрассах. Основное финансирование осуществляется за счет средств дорожного фонда.

Признано также необходимым разработать программу компенсационного озеленения в районе прохождения 3-го транспортного кольца, предусмотрев создание системы скверов, декоративных участков и защитных насаждений. Координацию работ по экологическому обоснованию проектных решений и экологическое сопровождение работ по комплексной реорганизации территории будет выполнять ВНИИ природы.

3. О контроле за состоянием реки Москвы и ее притоков.

В целях совершенствования механизма управления и контроля за состоянием реки Москвы, ее притоков на территории области и источников питьевого водоснабжения, а также в развитие Соглашения между Правительством Москвы, Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды от 12.06.98 «О взаимодействии в области восстановления и охраны водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Москвы» Правительство Москвы рассмотрело вопрос о совершенствовании механизма управления и контроля за состоянием реки Москвы и ее притоков.

В последнее время выполнен определенный объем работ, направленный на улучшение экологического и санитарного состояния городских водотоков и водоемов, упорядочение контроля и управления поверхностными водными объектами на территории города, а также намечен комплекс мер по охране, восстановлению, оздоровлению рек Москвы, Яузы, других водных объектов города и благоустройству прилегающих к ним территорий.

Вместе с тем отмечается несогласованность действий городских и федеральных служб в организации наблюдения и контроля за качеством воды в водоемах, в особенности рек Москвы и Яузы. Отсутствует автоматизированная сеть наблюдения и контроля за качеством воды реки Москвы, ее притоков. В основном наблюдения проводятся по различным параметрам и створам трудоемким лабораторным способом.
На городских станциях аэрации постоянный контроль качества очищенных вод обеспечивается силами аккредитованных лабораторий по 150 ингредиентам. Контроль качества поверхностно-ливневого стока, сбрасываемого в реку Москву и ее притоки на территории города, налажен лишь на водовыпусках очистных сооружений и крупных коллекторах.

Очистные сооружения городской канализации, построенные более 30 лет назад, обеспечивают качество очистки сточных вод в проектных режимах, однако существующие нормативы, по мнению специалистов, технически не достижимы для крупных промышленных городских центров.

Доведение качества очистки городских сточных вод до уровня, удовлетворяющего действующим нормативам, в настоящее время возможно только путем поэтапной модернизации городских очистных сооружений и введения на этот период временных региональных нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водоемы города.

В принятом Правительством города постановлении организация и координация общегородского экологического контроля за качеством воды реки Москвы и ее притоков возложены на Москомприроду во взаимодействии со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда — Министерством природных ресурсов Российской Федерации (в лице Московско-Окского бассейнового водохозяйственного управления — МОБВУ), Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромет (в лице Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в городе Москве — МосЦГМС) и Центром государственного санитарного эпидемиологического надзора в городе Москве (ЦГСЭН в г.Москве).

Станция аэрации по очистке сточных вод, на которой впервые в России применена технология биологической очистки соединений азота и фосфора, открыта в микрорайоне Южное Бутово.

Она построена по технологии немецкой фирмы «СХВ Хельтер», которая в течение 12,5 лет будет владеть станцией и эксплуатировать ее, а затем передаст городу. За этот период немецкая фирма окупит свои затраты и получит определенную прибыль.
Такая схема строительства выгодна как иностранным партнерам, так и городу, который экономит свои средства. В дальнейшем столица планирует постепенно отказываться от крупных аэрационных сооружений, и внедрять небольшие очистные станции, рассчитанные на обслуживание отдельных городских микрорайонов.
Станция аэрации в Южном Бутове рассчитана на полную биологическую очистку 80 тысяч куб. м сточных вод в сутки. Новейшие технологии обеспечивают глубокую очистку сточных вод, включая фильтрацию органических загрязнений и взвешенных частиц, что отвечает европейским стандартам качества. К новым техническим решениям, примененным на станции, относится также ультрафиолетовое обеззараживание, являющееся экологически чистым методом по сравнению с традиционно применяемым для этих целей хлором.

Станция аэрации в Южном Бутове полностью автоматизирована, ее обслуживают всего 12 человек, контроль и регулирование всех процессов на ней осуществляется при помощи компьютерных технологий.

5. Московские власти намерены заняться оздоровлением городских почв.

В Москве и областных городах будет разработана «Комплексная экологическая программа оздоровления городских почв». Этот документ будет предусматривать, в частности, проведение мониторинга состояния городских почв и механизм снабжения Москвы растительными грунтами для озеленения и благоустройства. Кроме того, при оздоровлении городских почв предполагается использовать экологически чистые продукты на основе торфов и сапропелей.

Решение о разработке программы вызвано состоянием городских почв, которые в настоящее время, по оценке специалистов Москомприроды и центра Госсанэпиднадзора, являются «крайне неблагополучными». Вместе с тем состояние почвенного слоя оказывает значительное влияние на зеленые насаждения, воздушный и водный бассейны столицы.

Москомприроде и центру Госсанэпиднадзора поручено провести гигиеническую сертификацию основных видов грунтов, поставляемых в город для озеленения и благоустройства. При этом экологическая милиция города не будет допускать использование на территории Москвы несертифицированных растительных грунтов.
Основные поставки грунтов намечено осуществлять из Московской, Тверской, Владимирской и Ярославской областей.

Территории природных комплексов занимают в Москве 32 тыс. гектаров, что составляет 1/3 от общей площади города.

По мировым оценкам это очень высокий показатель. Всего в столице насчитывается 1262 природных территории, составляющих единую систему природного комплекса города. Среди них крупные естественно сложившиеся массивы (Лосиный остров, Сокольники, Измайлово, Битцевский парк), рукотворные зеленые насаждения (парки и скверы), а также резервные территории, предназначенные для перспективного озеленения. Почти 12 тыс. га приходится на особо охраняемые территории, где допускается только природоохранная и рекреационная деятельность.
Установление границ природного комплекса позволит оздоровить экологическую обстановку в Москве и защитить природу от посягательств различных хозяйственных структур.

На территории природных комплексов будут действовать 5 различных режимов, установленных городским Законом «О градостроительной деятельности». Самые жесткие из них запрещают вести любые работы, за исключением природоохранных, а самый мягкий разрешает строительство, но при условии обязательного озеленения значительной части застраиваемой площади.

Границы ряда природных объектов требуют более тщательного согласования. Вместе с тем Правительство города утвердило границы четырех особо охраняемых природных территорий — природного парка «Москворецкий» (площадь 3660 га), природно-исторического парка «Останкино» (620 га), экологического парка «Знаменское-Садки» (392 га) и комплексного заказника «Петровско-Разумовское» (606 га). В настоящее время в столице уже утверждены границы 10 особо охраняемых природных территорий, представляющих наибольшую экологическую ценность.

Заключение.

В целом по Московской области в условиях непродуманной финансово-кредитной и ценовой политики в отношении сельского хозяйства, разрыва хозяйственных связей, диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и всеобщего спада производства новые хозяйственные структуры, основанные на частной собственности, как индивидуальные по форме, так и коллективно-долевые, пока себя не оправдывают.

Процесс реорганизации экономики области необратим, но не следует его искусственно ускорять и охватывать «преобразовательными» мероприятиями хорошо работающие хозяйства, так как форсирование не приносит желаемых результатов. На наш взгляд, основное в процессе реформирования — не поспешное превращение одних форм в другие, а обогащение каждой формы, в том числе и существующих, повышение их эффективности и социальной значимости.

Список использованной литературы :

  1. Горшков С.П. Экзодинамические процессы освоенных территорий. – М.: Недра, 1997.
  2. Григорьев А.А. Города и окружающая Среда. Космические исследования. – М.: Мысль, 1999.
  3. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая Среда и человек. – М.,Посткриптум, 1996.
  4. Одум Ю. Основы экологии. – М.: Мир, 1995.
  5. Радзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы. – М.: Просвещение, 1999.
  6. Алимов А. А., Случевский В. В. Век XX: экология и идеология. — Л.: Лениздат, 1990.
  7. Кузнецов Г. А. Экология и будущее: Анализ философских оснований глобальных прогнозов. — М.: Изд-во МГУ, 1998.
  8. Математические модели в экологии и генетике. М., 1991.
  9. Моисеев Н. Н. Путешествие в одной лодке // Химия и жизнь. 1987. № 9.
  10. Юнг Р. Будущее уже началось // Курьер ЮНЕСКО. 1997. Апр.
  11. Эшби У. Р. Введение в кибернетику. М., 1997.

Григорьев А.А. Города и окружающая Среда. Космические исследования. – М.: Мысль, 1999.,стр. 24.

Кузнецов Г. А. Экология и будущее: Анализ философских оснований глобальных прогнозов. — М.: Изд-во МГУ, 1998.,стр. 135.

Радзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы. – М.: Просвещение, 1999.,стр. 81.

Григорьев А.А. Города и окружающая Среда. Космические исследования. – М.: Мысль, 1999.,стр. 28.

Кузнецов Г. А. Экология и будущее: Анализ философских оснований глобальных прогнозов. — М.: Изд-во МГУ, 1998.,стр.234.

Григорьев А.А. Города и окружающая Среда. Космические исследования. – М.: Мысль, 1999.,стр.35-37.

Григорьев А.А. Города и окружающая Среда. Космические исследования. – М.: Мысль, 1999.,стр.41.

Кузнецов Г. А. Экология и будущее: Анализ философских оснований глобальных прогнозов. — М.: Изд-во МГУ, 1998.,стр.59.

Радзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы. – М.: Просвещение, 1999.,стр. 168.

Радзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы. – М.: Просвещение, 1999.,стр. 171.

Проблемы развития Москвы — Лекция 1

Проблемы развития градостроительства и архитектуры Москвы

(специальный курс лекций для вечернего факультета МАРХИ)

«Вводная часть».

Многовековая история города Москвы — столицы России, тесно связана с градостроительными и архитектурными аспектами своего развития, которые, по мере роста города имели свои специфические и интересные особенности. Эти особенности иной раз превращались в проблемы повседневного и дальнейшего развития нашего города, которые в разные времена приходилось решать власти и, конечно, архитекторам, которые предлагали разные варианты возможных решений этих проблем. За более чем 860-летний период своего существования наш древний город претерпел много всякого: разорительные пожары и возрождение из пепла; разрушения от набегов чужеземцев и строительство новых городских стен и зданий; снос, уничтожение культурных памятников и воодушевленное возрождение святынь нашего отечества; радикальные вторжения в существующую застройку центра и сохранение образцов исторической застройки на окраинах; недолгий взлет советского авангарда и все подавляющий напор сталинского соцреализма; удручающее безразличие жилых районов типовой застройки и оригинальные объекты в духе современной архитектуры.

Каждый значительный поворот исторических событий по своему своеобразно и заметно отражался в градостроительстве и архитектуре Москвы, в планах ее функционального, планировочного и пространственного развития: возведении Кремля, его неповторимых стен и башен, великолепных храмов и дворцов; интересных административных, общественных. религиозных зданий и комплексов в центре и на окраинах; строительстве многообразных зданий массовой, фоновой жилой застройки; благоустройстве просторных и уютных площадей, скверов, бульваров, набережных рек; облике уникальных подземных и высотных объектов и т.д.

«Велик и славен первопрестольный, боголюбивый град Москва — воистину третий Рим, четвертому же Риму не бывать, пока стоит мир! И велико, более всех именитых царств земель царство Московское. И велик и светел, и всемогущ царь и государь всея Руси, и нет на всех пространствах земных иного царя, кто был бы равен ему в блеске и силе его самодержавной власти, и богатстве его казны, и неустрашимости его войска, и в смирении и послушании его подданных».

Николай Шмелев. Роман «Сильвестр».

Образ и облик Москвы — столицы Московского княжества, Российского государства, Российской империи, а затем СССР и Российской Федерации создавался не только в соответствии с функциональными целями и возможностями того или иного социального, экономического и политического устройства государства, но и в определенной мере по воле того или иного самодержца-руководителя страны. И такой город в любом случае призван был стать символом национального объединения и единства, основным и непоколебимым фактором повышения авторитета и стабильности правящей власти, образцом лучших достижений градостроительного искусства и архитектуры..

Почти всегда рост и становление нашего столичного города были связаны с различными злободневными и актуальными проблемами его развития, сложность решения которых возрастала раньше век от века, а теперь возрастает из года в год. Вот и сейчас Москва, с назначением нового мэра, может в самое ближайшее время претерпеть много глобальных и локальных изменений, не только в. своей функциональной, планировочной, пространственной организации, но и в повседневном жизнеустройстве: труда быта и отдыха миллионов жителей.

В основе развития каждого большого, а тем более столичного, города стоит самая главная проблема, определяющая все остальные, из нее вытекающие. Эта проблема заключается в необходимом, возможном и реальном количестве постоянно и временно проживающего в таком городе населения и насколько город справляется со своей главной задачей -обеспечением комфортного, безопасного, удобного и благоустроенного проживания в нем его обитателей, которые хотят и стремятся полноценно удовлетворять свои основные потребности в труде, учебе, отдыхе, общественной и личной жизни.

До недавнего времени по официальным данным территория Москвы в пределах и за МКАД составляла 109,1 тыс. га, а постоянно проживающее на этой территории население -11,5 млн. человек. С 2012 года, но инициативе президента России, территория столицы была расширена на 148,0 тыс. га на Юго-запад Московской области в границах Варшавского и Киевского шоссе под предлогом размещения там административных и судебных органов власти Р.Ф. и Москвы, включая и создание всей необходимой для этого инфраструктуры.

На каждом квадратном километре в прежней Москве проживало более 10,5 тыс. человек. В Париже, Лондоне и Нью-Йорке — менее 7,0 тысяч, а в Берлине — менее 4,0 тысяч человек.

По неофициальным данным ряда специалистов и ученых реальное «ночное» население Москвы составляет более 15 млн. человек, а «днёвное» население — около 20 млн. человек.

Исходя из приведенных выше статистических данных, становится ясным, что очень многое в таком городе-мегаполисе как Москва зависит от правильной градостроительной политики. Эта политика заключается в серьезно продуманной и обоснованной функциональной, планировочной и архитектурно-пространственной организации рукотворной городской среды обитания населения нашей столицы при условии профессионального и грамотного жизнеобеспечения, безопасной эксплуатации бережного сохранения, а также гармоничного развития и своевременного обновления всего фонда объектов городской недвижимости.

Прошлым, современным и будущим градостроительным и архитектурным проблемам развития города Москвы, а также возможным вариантам их решения посвящен этот специальный курс лекций. Ведь скоро именно Вам — молодым архитекторам придется решать те самые проблемы перспективного развития Москвы, которые в настоящее время стоят перед нами, Вашими старшими товарищами по избранной профессии.

Предметом каждой из запланированных тематических лекций будут вопросы, касающиеся основ и краткой истории развития того или иного градостроительного, архитектурного явления нашего города, а также вопросы, раскрывающие современные проблемы их развития и возможные направления и варианты решения этих проблем в ближайшей перспективе и отдаленном будущем.

Перечисление состава (перечня) Лекций и краткое изложение содержания (сути) каждой из них Вам сейчас будет изложено. Иллюстрации, к тем или иным положениям, высказываниям известных зодчих, ученых и .специалистов, сведениям, аргументам и фактам из градостроительной, архитектурной теории и практики, включенным в состав лекций подобраны так, что будут в основном относиться к городу Москве, в котором многим из Вас придется скоро трудиться и творить.

Последовательность (очередность) прочтения указанных в перечне тем лекций может быть изменен, о чем будет сообщено заранее, на каждой предыдущей лекции.

Лекция «Градообразующие функции, планировочная и архитектурно-пространственная структура».

Существуют определенные и неизбежные закономерности развития городов, порожденные их исторически сложившимися градообразующими функциями и соответствующим развитием планировочной и пространственной структуры. Многие века город Москва развивался, используя свое географическое положение, холмистый рельеф и природные особенности. Поначалу преобладали оборонные функции, потом появились торговые. административные и религиозные, затем — промышленные, финансовые, образовательные, научные и др. Но главной функцией всегда была, есть и будет жилая.

Градообразующие функции современного столичного города, в том числе и Москвы, являются его жизненной основой и, как правило, включают следующие основные функции: административно-управленческие и политические (столичные), жилые (селитебные), промышленные, транспортные, торговые, культурные, отдыха, образовательные, научные, а также сопутствующие и обслуживающие их (коммунальные, инженерные и др.).

Основные градообразующие функции по мере их исторической эволюции, в том числе увеличения или уменьшения по составу и объемам, последовательно материализуются на территории города и впоследствии их не так просто изменить. Поэтому первый и главный принцип функциональной организации города,, -это функциональное зонирование — разделение города на части различного назначения по: признаку ведущей функции. При этом ни одна из функций города, взятая в отдельности, не существует сама по себе. Чередование жизненных циклов человеческого труда, быта и отдыха — основа эволюции столичного города, его современного жизненного уклада и комфортного существования и горожан и приезжих гостей.

Со времен реализации «сталинского плана» реконструкции Москвы, не стояли так остро проблемы дальнейшего развития градообразующих функций столицы, связанные с кардинальным их изменением, совершенствованием и гармонизацией. Функциональное наполнение Центра Москвы характерно обилием различных административных, офисных зданий, дорогих магазинов одежды, обуви, аксессуаров, . парфюмерии, ресторанов, зрелищных учреждений, высших учебных заведений, музеев, библиотек и т.п., но при этом практически полным исчезновением продовольственных магазинов повседневного спроса и объектов бытового обслуживания. Мало того, из центральной части нашего города постепенно исчезает жилая функция. На территории Китай-города уже давно никто не проживает. Скоро такая участь может постигнуть и старые кварталы доходных жилых домов в пределах Бульварного кольца.

Неотложной проблемой и одновременно задачей для дальнейшего развития Москвы в XXI веке является совершенствование ее градообразующих функций и функционального зонирования. Ушедшие века и особенно XX век оставили чрезмерную функциональную перегруженность среды обитания горожан в центре столицы и явную недогруженность социальными, культурными и бытовыми функциями жилых районов в срединной части и на окраинах города. Поэтому, в ходе обновления городской застройки и ее комплексной реконструкции, следует ликвидировать создававшиеся десятилетиями исключительное благополучие центра города и ущербную утилитарность среды обитания в периферийных, спальных жилых районах-столицы. Добиться этого можно только за счет более сбалансированного и гармоничного дальнейшего функционального развития всех территорий нашего города.

В каждом новом Генплане Москвы всегда заложены перспективы развития градообразующих функций, совершенствования функционального зонирования столицы. Они подразумевают эффективность и целесообразность расширения, сокращения или изменяемости основных городских функций в зависимости от современных социально-экономических условий и требований развития столицы. Но все это удается реализовать в полной мере или на должном качественном уровне исполнения далеко не всегда.

Планировочное развитие города Москвы шло от языческого капища на главном из семи холмов, Боровицком, до формирования сначала крепости-городища, потом центрального города удельного княжества, и, наконец, столицы государства с радиально-кольцевой планировочной системой размещения и зонирования важнейших структур городского пространства: Кремля, Китай-города, Белого: города, Земляного города, Камер-коллежского вала и Малого, кольца московской железной дороги. После революции 1917 года и в предвоенные годы началось формирование больших жилых кварталов и районов при крупных промышленных предприятиях социалистической индустрии, как правило, вдоль основных радиальных «вылетных» магистралей (проспектов, шоссе). Потом, после Великой Отечественной войны, развитие городской застройки продолжилось уже на месте снесенных деревень в виде отдаленных «спальных» жилых районов сначала внутри МКАД, а впоследствии и за ее пределами.

Принято считать, что в городах с радиально-кольцевой планировочной структурой при определённой концентрации городских функций в центре обязательно происходит их формирование по типу чернильного пятна с последующей деградацией сначала радиальных дорог-артерий, а потом и всей застройки центральной части города.

Это важное условие не было учтено прежними советскими правителями, и в 1930-х годах главным и приоритетным объектом планировочного развития столицы СССР были объявлены именно крупные магистрали, проспекты, шоссе, набережные и их застройка престижными зданиями различного назначения. При этом межмагистральная, уличная и квартальная структура древнего, развивающегося города не получила своего должного внимания и развития, как это складывалось изначально в условиях существования социально-экономической автономии городских слобод с их многофункциональными, общественными центрами.

Такое планировочное градостроительное решение способствовало появлению сложной современной проблемы утраты общественных центров в большинстве крупных развивающихся городских зон жилой застройки. Полноценная соцкультбытовая инфраструктура для этих, огромных по площади, территорий оказалась нереализованной, а общегородской центр в исторической части: города рядом с Кремлем стал, со временем, явно функционально перегруженным деловыми, административными, культурными и другими функциями, привлекающими туда большие людские массы и автомобильные потоки, результатом которых стали неудобства и давка в метро и общественном транспорте, заторы на дорогах.

Крупные членения застройки новых окраинных территорий города, резко отличающиеся от застройки исторической его части, несоразмерны и для самих этих градостроительных образований. Жилые пространства микрорайонов чересчур преувеличены по размерам и немасштабно расчленены. Так, на дворовой территории рядового жилого квартала на Юго-западе: свободно «плавает» Соборная площадь Кремля, либо Афинский Акрополь. Огромные пространства жилых массивов, длинные и однообразные проспекты и улицы подавляют жителей своей антигуманной величиной, отсутствием гармоничных градостроительных акцентов и площадей, благоустроенных зон отдыха, привлекательных общественных центров для проживающих здесь различных социально-демографических групп населения. При этом площади и дворовые территории центра Москвы кажутся небольшими и дробно члененными, но уютными и привлекательными общественными пространствами для обитания горожан и гостей столицы.

В каждом новом Генплане развития Москвы предусматриваются меры по развитию планировочного каркаса города, определенное совершенствование исторически сложившейся радиально-кольцевой структуры центра столицы, а также достойное и современное функционально-планировочное благоустройство спальных районов на окраинах города. Однако далеко не всегда все задуманное удается осуществить в полной мере и с подобающим качеством исполнения.

Архитектурно-пространственная структура города наиболее целостно и образно характеризует градостроительную организацию его территории, позволяя понять эволюционную логику размещения и характер взаимодействия важнейших функциональных, планировочных, пространственных элементов и архитектурных объектов городской среды, зон городской активности и рядовой застройки, урбанизированных и ландшафтных, природных участков городской застройки.

Каждый большой и древний город имеет свое характерное, запоминающееся лицо -архитектурно-пространственный облик, складывающийся из основных, доступных всеобщему обозрению, достоинств: интересное объемно-пространственное решение исторического центра города с главными архитектурными объектами; раскрытые и живописные панорамы городской застройки с высоких точек и вдоль русел рек; характерные, запоминающиеся силуэты-символы города; интересные площади, ансамбли, комплексы, здания и т.д.

Москва в полной мере обладает всеми перечисленными выше достоинствами древнего города и пока еще радует жителей-москвичей, а также привлекает к себе массы гостей и туристов со всего мира и своим историческим центром-Кремлем, и живописно-холмистыми панорамами, и красивыми силуэтами отдельных градостроительных комплексов и крупных зданий. Многие, в том числе и высотные «сталинские» здания (МГУ на Воробьевых горах, жилые дома на Кудринской площади, на Котельнической, набережной и др.) создали определенные и надолго запоминающиеся архитектурные образы своего исторического времени.

Вместе с тем, неудержимый рост Москвы по числу жителей, по объемам и темпам ведущегося индивидуального и массового строительства, сдерживается существующей со средних веков радиально-кольцевой планировочной структурой, габаритами улиц и переулков, площадей и бульваров, которые еще до сих пор олицетворяют собой архитектурный и художественно-образный, запоминающийся облик нашего города, который нельзя утратить.

Однако современное развитие или, вернее сказать, кардинальное изменение архитектурно-пространственной структуры Москвы может нарушить то, чем всегда отличался облик Москвы — Третьего Рима от других столиц мира. Вот и железобетонно-стеклянный город в городе ММДЦ «Москва-Сита» неудержимо растет вверх, растет и вширь, завоевывая все новые и новые жизненно важные для столицы пространства, отвоевывая их зеленых уголков, у сложившейся застройки и превращаясь в некое жалкое подобие-пародию на высотные центры крупных городов-мегаполисов США, Канады, стран Юго-Восточной Азии.

Под таким же напористым Давлением строительного бизнеса в центральной и срединной частях Москвы возводятся крупные, многоэтажные здания, часто закрывающие своими объемами и формами сложившиеся веками живописные панорамы исторической застройки. Эти объекты, вступают в эпатажный диссонанс с уже существующими, иногда историческими зданиями, ломают привычный; человеческий масштаб окружающей нас архитектурной среды на Арбатской, Трубной площадях, площади Сокольнической заставы и в других местах столицы.

Ярким примером нарушения всех прописанных в прежнем, актуализированном Генплане развития Москвы правил и норм возведения высотных объектов вблизи зоны Садового кольца является строительство огромного небоскреба совсем рядом с пересечением Садово-Триумфальной и Долгоруковской улиц, а также возведение многих других объектов в центре.

Архитектурные «привязки» и решения целого ряда зданий и комплексов подчас вызывают отторжение и отрицательные эмоции не только у архитектурных критиков, но и у простых москвичей, еще. любящих уголки своего города, сохранившиеся от вторжения новостроя

По мнению научных работников, специалистов, общественности можно констатировать — общая архитектурно-пространственная структура современной Москвы теперь представляет собой почти хаотичное напластование самых различных объектов, включающее огромное разнообразие их габаритов, масштабов и архитектурных стилей.

Назначение в середине осени 2010 года нового мэра Москвы ознаменовалось его желанием кардинально изменить градостроительную политику в столице, а также целым рядом идей, предложений и решений по корректировке нового, актуализированного Генерального плана развития города, в том числе и градообразующих функций столицы в ближайшие годы. К таким решениям можно отнести:

— стабилизацию роста населения Москвы, в том числе и за счет сокращения в два раза объемов жилищного строительства (не более 2,0 млн. кв. м общей площади квартир в год);

— ограничение строительства различных новых объектов в историческом центре столицы (здесь был объявлен временный мораторий на снос и новое строительство);

— сохранение приоритета возведения жилых и соцкультбытовых объектов в городе;

— изменение миграционной политики за счет снижения числа нелегальных мигрантов (около 2,0 млн.) и увеличения рабочих мест для москвичей, в том числе в строительной отрасли;

  • упорядочение размещения объектов малого бизнеса (торговые палатки, павильоны);

  • вывод из города вредных и нерентабельных промышленных объектов;

  • возведение 200 православных модульных храмов в различных районах города и другое.

Правительство Москвы в лице нового мэра не только постаралось активизировать решение ряда прежних городских проблем, но и выдвинуло идеи, концепции и предложения по существенной корректировке прежнего, актуализированного, Генплана развития столицы до 2025 года. В границах МКАД и на территориях за ней планируется осуществить следующие структурно-планировочные мероприятия:

  • прекратить безудержное уплотнение городской застройки в центральной зоне города;

  • реконструировать МКАД и все «вылетные» магистрали, создать их дублеры;

  • построить новые и реконструировать прежние транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) на наиболее напряженных направлениях городских пассажиропотоков;

  • ускорить темпы дорожного и транспортного строительства и, прежде всего, за счет возведения новых линий (75 км) и станций (около 40) метро, линий скоростного трамвая;

  • увеличить в разы число городских автопарковок, парковочных зон и их вместимость;

  • переработать подземные уровни площадей у вокзалов Белорусского, Павелецкого и др.

Новый мэр Москвы назвал возведение высотного ММДЦ «Москва-Сити» большой и градостроительной ошибкой, а потом неоднократно и официально заявлял в СМИ о:

  • нецелесообразности строительства в столице новых высотных объектов в будущем;

  • бережном сохранении исторического и архитектурного облика столицы России.

Хочется надеяться, что теперь (?!?) первостепенной задачей московских градостроителей и архитекторов станет потребность, развивая жизненно необходимые потребности мегаполиса, в обязательном порядке сохранить уникальный пространственный и архитектурный облик нашего города. Никоим образом нельзя допустить превращение Москвы — древнего русского города в некое подобие Нью-Йорка или Чикаго, которые намного его моложе, имеют совершенно другую исторически сложившуюся градостроительную, планировочную структуру и совершенно иной архитектурно-пространственный и стилевой облик.

По инициативе президента России, с 2012 года, территория Москвы должна увеличиться на 148,0 тыс. га в юго-западном направлении от МКАД для переноса туда объектов государственных органов власти вместе с инфраструктурой жилья и соцкультбыта. Это потребует от руководства двух субъектов Р.Ф. (Москвы и Московской области) серьезных обоснований и скрупулезной проработки на профессиональном уровне как концептуальных социально-экономических, так и функциональных, планировочных и пространственных проектных и других решений по целому ряду важнейших вопросов жизнеустройства уже существующих и вновь создаваемых градообразований на этой новой территории.