Лучший советский мотоцикл

Содержание

Roma-Urraco ›
Блог ›
3 самых быстрых мотоцикла в СССР

Это сейчас все, что имеет рабочий объем меньше «литра» и максимальную скорость до 300 км/ч не считается серьезным супербайком. А ведь еще каких-то 20 лет назад пределом мечтаний большинства отечественных байкеров была 2-тактная 350-кубовая «Ява», способная разгоняться до жалких 120 км/ч. Предлагаю немного отвлечься от автомобилей и совершить экскурсию в мотоциклетное прошлое Страны Советов, вспомнив тройку самых скоростных дорожных мотоциклов послевоенного периода, которые официально продавались в торговой сети СССР.

М-52 и М-53

Принято считать, что тяжелые мотоциклы с 2-цилиндровыми 4-тактными оппозитными моторами в СССР производили и продавали исключительно в «колясочном» исполнении, а эксплуатация обычными гражданами подобной техники без бокового прицепа была строго запрещена ПДД. Мало кто знает, но в конце 50-х годов советский мотопром наладил серийный выпуск элегантных 500-кубовых «одиночек» М-52 и М-53, которые в свое время были практически самой скоростной серийной 2-колесной техникой на отечественных просторах. Разработкой мотоциклов занимались в ЦКБ мотоциклостроения в Серпухове, а выпуск наладили сразу на двух крупных мотозаводах: ирбитском (М-52) и киевском (М-53). Первый опытный образец М-52 построили в 1954 году, а на конвейер аппарат попал в 1957 — после прохождения межведомственных испытаний. Первую товарную партию новых «пятисоток» реализовали в прилегающих к ИМЗ (Ирбитский Мотозавод) районах. Параллельно с дорожными М-52 также был налажен выпуск и спортивных версий: М-52С (для шоссейно-кольцевых гонок) и М-52К (для кросса). К сожалению, производство М-52 было свернуто уже в 1959-м, а на смену ему пришел куда более известный М-61, который предлагался исключительно в варианте с боковой коляской: в то время стране не нужны были пижонские скоростные мотоциклы. За 2 года серийной «жизни» было выпущено только 678 экземпляров 500-кубового мотоцикла (включая примерно 200 спортивных машин), а до наших дней уцелело всего несколько М-52 с родными агрегатами. Еще более трагично сложилась судьба более прогрессивного М-53 — с новой экипажной частью (задняя маятниковая подвеска), более современным мотором и внешностью. Хотя многие старые справочники и позиционируют киевскую «500-ку», как серийную технику, на самом деле, всего было собрано только 5 таких мотоциклов в дорожном исполнении и еще несколько спортивных машин. На сегодняшний день скоростные характеристики советских «пятисоток» не впечатляют: по паспортным данным 24-сильный М-52 с сухой массой в 185 кг развивал «максималку» 120 км/ч, а более легкий и мощный М-53 (165 кг и 28 л.с.) был на 5 км/ч быстрее.

М-52

На мой скромный взгляд — один из наиболее красивых советских мотоциклов

Шансы найти живой М-52 сейчас стремятся к нулю

М-53

Киевский М-53 трудно назвать серийным

ИЖ Планета Спорт

Выпуск этого мотоцикла — уникальный случай в истории советского мотопрома: впервые в серию была запущена быстроходная молодежная машина с явным спортивным уклоном. Причем спортивность этого ИЖа выражалась не только в названии, а и взрывном характере нового силового агрегата. Планета Спорт имела эффектную внешность, которая во многом напоминала японских одноклассников тех лет и была мечтой многих советских подростков. Абсолютно новый 340-кубовый мотор впервые в СССР оснастили системой раздельной смазки (перестали устанавливать в 1977 году) и современным карбюратором известной японской фирмы Mikuni. Мощность двигателя составляла 32 л.с., что в сочетании с низкой сухой массой (135 кг) позволяло «Псу» (так «ласково» называли аппарат тогдашние байкеры) разгоняться от 0 до 100 км/ч всего за 11 секунд, а максимальная скорость составляла 140 км/ч! Силовой агрегат крепился к раме не жестко, а через резиновые подушки, что снижало вибронагруженность. Пилотная партия (500 экземпляров) Планеты Спорт была выпущена в 1973-м году, а реализация через торговую сеть стартовала в июне 1974-го. Цена первых «спортов» была довольно высокой — 1005 рублей, а в последствии она и вовсе выросла до 1200 рублей — дороже импортируемой чешской «Явы»! Планеты Спорт первых выпусков особо ценились среди отечественных мотоциклистов, ведь в них широко использовались импортные комплектующие: амортизаторы Koni, электрооборудование Denso, японская светотехника, уже упомянутый карбюратор Mikuni. Впоследствии, с целью удешевления, японский карбюратор уступил место советскому К-62М, а мощность мотора снизилась до 28 л.с. С годами качество изготовления мотоцикла постоянно снижалось, поэтому в 1984 году дорогой (по советским меркам) мотоцикл сняли с производства из-за низкого спроса. В настоящее время стоимость хорошо сохранившегося «Пса» первых выпусков в оригинальном состоянии может достигать 1000-1500 долларов, но найти такой мотоцикл очень трудно.

По меркам советской техники ПС действительно смотрелся очень круто

Молодежная направленность модели подчеркивалась пестрой цветовой палитрой

На этом архивном рекламном снимке представлены основные атрибуты советского мачо 70-80-х: гитара, девушки и Планета Спорт

Jawa/CZ 350

Страна Советов была крупнейшим «потребителем» чешских мотоциклов Jawa/CZ Все без исключения поколения моделей этих легендарных марок пользовались огромной популярностью и любовью на 1/6 суши. Особняком стояли самые престижные и скоростные 2-цилиндровые 350-кубовые машины. С годами их принципиальная конструкция особо не менялась: 2 такта, воздушное охлаждение, примитивные подвески. Существенно преображалась лишь внешность, а также росла мощность и улучшались динамические параметры: на смену «старушке» серии 360 в 1973-м пришла строгая 634-я (19 л.с.), которая в 1984-м уступила место «переходной» 638-5-00 с 26-сильным двигателем. Ну а кульминацией развития данной конструкции стала «мыльница» — 638-0-00 с цилиндрами из алюминиевого сплава и относительно современным дизайном: в среде советских «рокеров» этот мотоцикл имел культовый статус. 170-килограммовая «Ява» (26 л.с.) развивала максимальную скорость в 120 км/ч и за неимением японской, итальянской и немецкой техники считалась довольно быстроходной. С падением СССР и открытием границ отечественные мотоциклисты быстро вкусили все прелести 4-тактной техники ведущих мировых производителей, поэтому былая слава чешских «скакунов» быстро угасла. В современное время вновь наблюдается интерес к старым «Явам» и «Чезетам», но уже, как к классическим мотоциклам и объектам коллекционирования, хотя в провинции многие 2-тактные машины до сих пор на ходу и используются в качестве средства передвижения.

Советские мотоциклы: ТОП-10 самых легендарных

Читай также: Самые дорогие: ТОП-10 крутых байков 2014

В некоторых случаях это переработанные иностранные модели. Зато починить эти советские мотоциклы мог даже самый бестолковый байкер. Причем сделать это можно было едва ли не в любых условиях. А еще эти байки до сих пор безжалостно эксплуатируются, не сдаются, и явно отслужат еще не один десяток лет.

Вятка ВП-150 — первый советский мотороллер производства Вятско-Полянского машиностроительного завода. Выпускался с 1957 по 1966 год. Является копией итальянского мотороллера «Веспа» 150GS 1955-го года.

До мотороллера завод производил пистолеты-пулеметы Шпагина. «Вятка» не смогла дотянуть до уровня популярности ППШ и старшей сестры Vespa. Но миллион проданных мотороллеров – тоже очень достойный результат.

Говорят, это был самый «дискотечный транспорт». Все потому, на нем на гулянку мужчины доезжали с чистыми не заляпанными штанами, а женщинам не приходилось носить в сумочках запасную «спецодежду».

Л-300. «Красный октябрь»

Читай также: Мужская ностальгия: ТОП-10 крутых гаджетов СССР

Данный мотоцикл в 1930-м срисован с немецкого DKW Luxus 300. В том же году с конвейера сошли первые модели. Хоть производство закончилось в 1938-м, его история на этом не остановилась. Основу мотоцикла взяли для проектировки и производства ИЖ-8 (который, кстати, даже есть на серебряных монетах Новой Зеландии).

Технические характеристики Л-300:

  • двигатель объемом 300 см3 при 3000 об/мин;
  • мощность – 6 л.с. у ранних модификаций; 6,5 л.с. – у поздних;
  • максимальная скорость – 80 км/ч;
  • расход бензина – 4,5 л/100 км;
  • сухой вес – 125 кг.

М-72

Выпускался крупной серией с 1941-го по 1960-й годы – на заводах Москвы, Горького, Ирбита, Ленинграда и Киева. Изначально предназначался исключительно для военных нужд и до середины 50-х мотоцикл в свободную продажу не поступал.

Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по некоторым классификациям он числился как «бронетехника». Выпущено было более 8500 машин. Производился как с коляской, так и в сингл-варианте. Сделан на основе немецкого мотоцикла BMW R71.

После окончания войны мотоциклы попали в ряды милиционеров, став их основным транспортом. А с 1954-го года уже и обычные граждане могли себе покупать такие лошадки.

«Урал М-62»

Советский тяжелый мотоцикл с коляской. Выпускался Ирбитским мотоциклетным заводом (ИМЗ «Урал») с 1961 по 1965 годы. Отличался:

  • увеличенной мощностью двигателя – 28 «лошадей»;
  • модернизированной коробкой передач – зубчатые муфты включения;
  • увеличены ходы подвесок;
  • измененной формой кожухов передней вилки.

За счет этого М-62 с 255-килограммовым грузом легко разгонялся до 95 км/ч, и «ел» в районе всего 6-ти литров на 100 км. Как и М-72, чаще всего встречался в виде милицейского транспорта.

ИЖ-49

Читай также: Призрачный гонщик: гаджеты начинающего байкера

Иж-49 — дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для езды по любым дорогам Отечества – как в одиночку, так и с пассажиром. Выпускался Ижевским машиностроительным заводом с 1951 по 1958 год. Была доступна модификация в виде боковой коляски.

Надежный, живучий, приспособленный к любым условиям и очень звучный (его рычание в СССР – что рев «харлеев» в США»), ИЖ-49 и сегодня встречается на дорогах стран СНГ.

Выпускался Ижевским мотозаводом с 1973 по 1984 год. Это, пожалуй, первый серийный спортивный мотоцикл Союза. Все благодаря тому, что создавался с оглядкой на тогдашние японские Suzuki, Yamaha и Kawasaki. Обрати внимание: этот «дедушка» и сегодня смотрится отнюдь не архаично. А еще он способен на чудеса в виде:

  • максимальной скорости 140 км/ч;
  • расхода топлива – не более 7л/100 км;
  • разгона до 100 км/ч за 11 секунд;
  • мощности двигателя – до 32 л.с.

Смотри тест-драйв «Иж’а»:

«Ява 360»

Читай также: Байкер в купальнике: эктрим-шоу Эммы-мотогонщицы

В советские времена эти байки считались лучшими из доступных в продаже. Обрати внимание: название мотоцикла не имеет ничего общего с островом Ява. Оно является сокращением от имени владельца фабрики – чеха Франтишека Яничека, и от названия фирмы «Вандерер».

К 1970-м на «Явах» ездил каждый третий советский мотоциклист. Поэтому неудивительно, что чехословацкие байки очень часто попадали в кадр. Ты не можешь не помнить сцену из «Бриллиантовой руки», где Геша Козодоев именно на Jawa 360 везет Белую скалу Семена Семеновича Горбункова рыбачить.

Эти мотоциклы, как и прочие герои чарта, сохранились до наших дней. Некоторые из них, между прочим, выглядят как новенькие:

«Ява 350 638»

Первые «Явы» имели 4-тактный двигатель объемом цилиндров 500 см3, были достаточно сложными, дорогими и не пользовались спросом. Потом последовал ряд модернизаций. Одна из самых успешных произошла в 1984-м. Она оказалась настолько успешной и востребованной, что количество выпущенных мотоциклов в 1980-х превысило 3 миллиона единиц.

Неоднократно появлялась в фильмах («Авария – дочь мента», «Крысы, или Ночная мафия» и т.д.). О ней даже сочиняли песни («Ява» группы «Сектор Газа»).

«Днепр 11»

Читай также: Монстры года: ТОП-10 мужских мотоциклов-2013

Техника пользовалась особым спросом и уважением у первых советских байкеров (тогда они называли себя «рокерами», и тоже носили потертую кожу с заклепками»). Это тяжелый мотоцикл, выпускаемый в Киеве. Легко поддается тюнингу. Благодаря сему байк до сих пор встречается не только на дорогах стран СНГ, но даже и на престижных мотошоу.

«Минск М1А»

Самый народный белорусский мотоцикл (хотя в его основе – немецкий DKW RT125). Первый байк с конвейера сошел в 1951-м году. С 2007-го завод является частным предприятием. Продано более 6,5 миллионов минских мотоциклов по всему миру. Говорят, отличается надежностью, простотой и легкостью в ремонте. По крайней мере так считает один из ведущих знаменитого британского шоу Top Gear Ричард Хаммонд. Он проехал на “Минске“ с юга на север почти весь Вьетнам, а потом сказал:

«Это АК-47 среди мотоциклов. Он изготовлен специально для тех стран, где нет дорог».

Лучшие мотоциклы СССР

Странно, но в Советском Союзе, где никогда не было субкультуры байкеров как таковой, производство мотоциклов оставалось на очень хорошем уровне.

Свои заводы появились в Ирбите, Ижевске, Коврове и Минске. За «Яву» парни готовы были продать душу (в такие материи все равно никто в ту пору не верил), за тяжелый «Урал» или «Восход» в деревне шли не менее тяжелые сражения. Мы решили собрать для вас несколько культовых байков тех времен, при взгляде на которые даже самый прожженный менеджер почувствует себя (пусть и на секунду) летящим в даль ангелом.

Чезет

Пожалуй, этот красавец стал чуть ли не единственным прямым конкурентом легендарной «Яве». Мотоцикл выпускался чехословацким оружейным заводом Ceska Zbrojovka и попал в СССР только в 1960 году.

Ява

Чехословацкая фирма Jawa выиграла тендер на поставку мотоциклов в Советский Союз. Уже к 1976 году по дорогам страны рассекали два миллиона «Яв» — без преувеличения, мотоциклов культовых среди молодежи. Больше всего любили модель «Ява-368», выпущенную в 1984 году. Двухтактный двигатель мощностью в 26 л.с. позволял развивать скорость в 120 км/ч.

Восход

В качестве прототипа советские конструкторы не стесняясь позаимствовали схему и внешний вид немецкого красавца, DKW RT-125. Почти сразу после войны конвейерный выпуск «Восходов» начался на заводе им. Дегтярева. Надо сказать, что с этого же завода, единственного в СССР, были впоследствие выпущены ограниченные партии байков для мотокросса.

Паннония

За хорошо сохранившейся моделью этого мотоцикла любители раритетов гоняются до сих пор. Обводы «Паннония» были настолько необычны для своего времени, что мотоцикл моментально вошел в разряд культовых. Наиболее популярна была модель Pannonia 250 TLF: бак на 18 литров, 350-кубовый двигатель и коляска делали его идеальным для длительных путешествий.

ИЖ

Это еще один внебрачный сын немецкой модели DKW NC-350. Модернизированные мотоциклы получили в СССР настоящее признание, а модель «ИЖ-Планета-Спорт», способная разогнаться до сотни за каких-то 11 секунд стала для многих просто мечтой.

Вятка ВП-150

С 1957 по 1966 год модники СССР могли без проблем соревноваться с английскими модами и итальянскими стилягами. Мотороллер Вятка ВП-150 представлял собой почти полную копию знаменитой Vespa GS150 и был пределом мечтаний столичной молодежи.

Урал

До самого 1964 года мотоциклы «Урал» использовались только для военных нужд. Более того, обычный гражданин был обязан встать на воинский учет при покупке «Урала», ну а пользоваться им без коляски было и вовсе запрещено. Не смотря на все это, позже «Уралы» нашли свою нишу и среди молодежи: тяжелые, будто танки на двух колесах, они могли пробраться по любому бездорожью.

Советские мотоциклы

Первая заповедь советского мотоциклиста такова: не уверен — далеко не езди, вторая — всегда бери с собой необходимые запчасти, чтобы доехать домой. А ведь до сих пор есть любители, которым нравится старая техника, множество людей начинало ездить именно на советских мопедах и мотоциклах…

Производство мотоциклов в СССР было налажено с размахом. Главными центрами мостостроения стали Ирбит, Ижевск, Ковров и Минск, а сами мотоциклы, в том числе и импортные «Явы» и «Чезеты» стали неотъемлемой частью культуры. Начать, пожалуй, стоит с небольшого экскурса в историю советского мотостроения.
ИЖ
В конце 1920-х годов создаются опытные мотоциклы «ИЖ», в 30-е начинается мелкосерийное производство, и лишь в конце 40-х — начале 50х разворачивается действительно масштабное производство.
Первые модели мотоцикла связывают с именем конструктора Петра Можарова, но настоящая популярность пришла к ИЖ после войны, когда в руки конструкторов попала документация на немецкий мотоцикл DKW NC-350.
После основательной модернизации мотоцикл назвали ИЖ-49. Легендарная модель была оснащена телескопической вилкой и гидравлическими амортизаторами. В условиях плохих дорог мотоцикл приобрел популярность.
Следующая модель — ИЖ-56 была не менее популярной, но настоящее признание пришло с появлением «ИЖ-Юпитер», «ИЖ-Планета» и «ИЖ-Планета-спорт», которые предназначались для туристических и спортивных поездок. ИЖ-ПС получил раздельную систему смазки двигателя и мог разгоняться до 100 км/час за 11 секунд.
В 60-е выпускаются первые мотоциклы «ИЖ Юпитер» (двухцилиндровый двигатель) и «ИЖ Планета» (одноцилиндровый двигатель). На Заводе имени Дегтярева производят 175-кубовый «Ковровец», позже превратившийся в «Восход».
Мотоцикл ИЖ по популярности в СССР мог поспорить с самыми известными импортными аппаратами. В 70-х годах завод производил до 350 000 мотоциклов в год.

Минск

История создания «Минска» также восходит к DKW RT-125. Первые мотоциклы М1А были произведены в Москве, а в 1951 году производство было передано в Минск на велосипедный завод.
В 1956 году завод выпустил новую модель М1М с маятниковой подвеской, пружинными амортизаторами, короткорычажной вилкой и двигателем в 5 л.с., который развивал скорость в 75 км/час.
В 1961 году появилась новинка М-103 с гидравлическими амортизаторами и телескопической вилкой. Производство было ориентировано для села, что и объясняло популярность мотоциклов.

Дальнейшая модернизация привела к большей мощности и скорости. Например, вышедшая в 1973 году модель ММВЗ-3.111 могла разогнаться до 90 км/час и имела мощность в 9,5 л.с. А ММВЗ-3.112 имел 12 л.с.
«Восход» стал культовым мотоциклом среди молодежи и подростков. Он покорял неприхотливостью, малым расходом топлива, легкостью и ремпригодностью. Особой надежностью мотоцикл не обладал, зато с его помощью учились чинить ДВС.
Производство «Восхода» было развернуто после войны на заводе им. Дягтерева. Прототипом стал немецкий мотоцикл DKW RT-125. В 1946 году завод выпустил 286 мотоциклов «К-125».
С 1957 года завод стал выпускать совершенно новый мотоцикл «К-175» с 175-кубовым двигателем. Этот мотоцикл получил название «Восход» и дал жизнь целому семейству.
Самыми популярными моделями стали «Восход-2», «Восход – 2М.» Последняя модель «Восхода», созданного в СССР, носила название М3-01. Кроме этого, завод выпускал ограниченные партии мотоциклов для мотокросса, а в 80-е годы создал несколько интересных разработок спортбайков.
История мотоциклов «Урал» с конца 30-х годов и до 1964 года была историей военного мотоцикла. Даже после того, как мотоцикл стали продавать обывателям, владелец «Урала» был обязан встать на воинский учет, а Госавтоинспекция запрещала эксплуатировать мотоцикл без коляски.
Из-за этого «Урал» не снискал славы среди молодежи. Он нашел свою нишу как тяжелый утилитарный мотоцикл. Его использовали и для прогулок под луной, и для перевозки грузов, и для поездок в тайгу, и даже для мототуризма.
Мотоцикл ИМЗ был оснащен 650-кубовым четырехтактным двигателем и считался надежным среди советских мотоциклов. Мощность двигателя в зависимости от модели составляла от 31 до 36 л.с. Максимальная скорость при использовании с коляской — 105 км/час.
В 1985 году с конвейера завода сошел двухмиллионный мотоцикл модели «М-67». В 90-е годы завод сумел выстоять. Сейчас большая часть мотоциклов идет на экспорт.

Ява (Jawa)

Марка дорожных мотоциклов, производимых в Тинец-над-Сазавоу (Чехословакия). СССР был основным импортёром Явы. Всего в Советский союз было поставлено более миллиона мотоциклов разных моделей. В советские времена мотоциклы Jawa считались лучшими из доступных в продаже на территории СССР.
Одним из народных названий модели Явы 360 стало «Ява-старуха» либо просто «старуха». «Старухи» с одноцилиндровым двигателем в народе назывались «чекушки», из-за объёма 250 кубических сантиметров.
Существует несколько модификаций, которые можно разделить на мотоциклы с 6В и 12В электрооборудованием. У 6В варианта менее мощный двигатель и слабый генератор, но, субъективно мотоциклы, оборудованные 6В оборудованием, красивее. «Jawa» являются мотоциклами того же класса, что и «Юпитер», но приятнее в эксплуатации.
Самой модной моделью в СССР была «Ява-368», которую начали выпускать в 1984 году. «Ява» имела двухтактный двухцилиндровый двигатель объемом в 343 куб.см. и мощностью в 26 л.с., максимальная скорость мотоцикла составляла 120 км/час.

«Паннония»

Мотоцикл «Паннония» стал еще одним культовым мотоциклом среди городской молодежи и мототуристов.
Производство «Паннонии» началось на заводе «Чаппель» в Будапеште в 1954 году. «Паннония» стала первым новым мотоциклом завода. Мотоцикл оснастили одноцилиндровым 250-кубовым двухтактным двигателем, четырехступенчатой КП. Новшеством оказалась закрытая цепная передача и дуплексная рама.
С 1954 по 1975 год в СССР было поставлено 286 959 мотоциклов.
Самой популярной моделью стала Pannonia 250 TLF. При весе 146 кг мотоцикл выдавал 18 л.с., не был привередлив к топливу, имел бак в 18 литров и надежную электрику. Кроме этого, завод выпускал модель с 350-кубовым двигателем и коляской.
Красота и совершенство линий мотоцикла до сих пор заставляют ценителей раритетов искать уцелевшие мотоциклы.
В 1968 году завод выпустил новую модель мотоцикла, скопированную с «Yamaha YDS-2», но в СССР решили, что мотоцикл слишком сложный и прекратили экспорт, после чего завод закрылся.

«Чезет»

История легендарного «Чезет» (Cezet) уходит в довоенные времена, когда чехословацкий оружейный завод Ceska Zbrojovka (CZ) решил начать производство мотоциклов. В 1936 году завод произвел прототипы «Чезета», на основании которых позже возникли мотоциклы с двигателями в 250 и в 350 куб.см.
В 1960-м году CZ запустил в серийное производство мотоциклы «Чезет». В СССР CZ ждал невиданный успех. Наравне с «Явой» этот мотоцикл пользовался успехом у рокеров, а «черный «Чезет» стал мечтой целого поколения.
Знаменитый кроссовый Cezet появился на свет в 1962-м году. Мотоцикл был оснащен одноцилиндровым двухтактным двигателем в 250 куб.см. Звездный час «Чезета» продолжался до конца 60-х. На нем выступали и побеждали на чемпионатах гонщики из СССР, Бельгии и ГДР.

Мопеды

В советское время невероятно стильным и модным личным автотранспортом являлись мопеды. Особенно среди юношества. Очередь на приобретения автомобиля длилась годами, цены кусались. Мотоцикл также стоил дорого и все же требовал гаражного хранения. А мопед, подобно велосипеду, зачастую завозили в квартиру.
На вождение мопеда не требовались права. Стоили мопеды в СССР от 100 рублей.
Продажа мопедов в осуществлялась в магазинах мототехники, почти всегда по предварительной записи. Отмечаться в очереди за мопедом требовалось каждое утро в течение месяца-полугода.
Мопеды производились на Пензенском велосипедном заводе (легкий мопед ЗИФ), Львовском мотозаводе (мопед Верховина, мокик Карпаты), Рижском мотозаводе (мопед Рига, мокик Дельта).

Мопеды Рига-1/16

Первый советский мотовелосипед выпустили в 1958 году на Рижском мотозаводе «Саркана Звайгзне»: Рига-16.
Модель оказалась не очень удачной. После практики на чешском мотозаводе JAWA в шестидесятые годы начался серийный выпуск первых мопедов в СССР — Рига-1.
Мопеды Рига постоянно модернизировались. В фильме Приключения Электроника Сыроежкин рассекал именно на мопеде RIGA.
Рижский завод «Саркана Звайгзне» в 1966 году начал производство легкого мопеда «Рига-5» с двигателем Д-5 мощностью 1,2 л. с. У машины очень простая ходовая часть. Механические тормоза мопеда гарантируют быстрое торможение и безаварийную езду. Управление тормозом переднего колеса и дросселем установлено на правой стороне руля, рычаг сцепления — на левой.

Чтобы затормозить заднее колесо, надо нажать на педаль в обратном направлении. Багажник расположен над задним колесом и рассчитан на 15 кг груза. Передняя вилка — телескопическая. Седло-подушка сделано из губчатой резины.
«Рига-5» успешно выдержала испытания на различных дорогах. Это удобное средство транспорта для города, а также для проселочных дорог. Емкость топливного бака (5,5 л) позволяет проходить довольно большие расстояния.

Легкий мопед «Рига-7» (1969-1975)

Мопед «Рига-7» начали производить с 1969-го года. К концу 1971-го года он полностью вытеснил мопед «Рига-5». В отличие от «Риги-5» он снабжался двигателем «Д-6», который позволял подключить к нему фару и задний габаритный фонарь.
Убрана декоративная защита приводных цепей. В конструкции мопеда «Рига-7» имелась специальная рейка, устанавливаемая для предотвращения поломки рамы в случаях экстренного торможения.
Работниками завода Х. Акерманисом (электрик) и Ю. Банковичем (механик) была предложена и испытана, как на стенде, так и в условиях практической езды, конструкция рамы с усиленной задней подвеской без рейки. Предложение было принято, в условленные законодательством сроки было выплачено авторское вознаграждение, но в 1976 году мопед «Рига-7» сняли с производства, заменив его на «Рига-11».
Легкий мопед Рига-12 выпускался с 1974 года. Элегантный дизайн двухколесной машины разработал дизайнером Гунаром Глудиншом.
Мопед оснащался простейшим 2,2-сильным 50-кубовым моторчиком Ш-57 с бумажным воздушным фильтром. К услугам двух ездоков — удобное седло длиною 43 см. 5,5-литровый топливный бак позволял проехать на одной заправке около 235 км.
Максимальная скорость Рига-12 составляла 50 км/ч. С 1977 года с конвейера начали сходить «рестайлинговые» Рига-16 с кик-стартером и улучшенной отделкой (на фото).
Мокик «Дельта» — это практически новая разработка после серии «Рига». Оригинальная рама и удачный двигатель на долго сделали любимой именно эту модель.
В новом двигателе В-50 были учтены недостатки предыдущих моделей, было усилено сцепление, валы коробки передач стали вращаться в подшипниках, а появившееся ножное переключение скоростей в двигателе В-501 ещё долго вызывало восхищение у покупателей.

«Карпаты»

Производился на Львовском моторном заводе, имеет 50-и кубовый двигатель, и, как следствие, на нем можно ездить не имея водительского удостоверения кат. А.
Двигатель маломощный, но отлично подходит для детей и изучения технической стороны. Аналоги — «Верховина» и «Дельта».

Мини-мокик «Мини»

В 1983-м году Рижский завод «Саркана Звайгзне» открыл новый класс на 10-дюймовых колесах – мини-мокики. Первую модель назвали «Мини», у нее регулировались руль и сиденье по высоте.
Вначале не было задней подвески, потом поставили пару амортизаторов. Весил мокик всего 50 кг и со сложенным рулём входил в багажник автомобиля.

Мини-мокик «Стелла»

Один из наиболее стильных и продвинутых серийных «полтинников» времен СССР. Выпускался с конца 80-х до середины 90-х годов. Мокик оснащался, как отечественным мотором V-501M (с ножным переключением передач) Шауляйского велосипедно-моторного завода «Вайрас», так и различными импортными агрегатами: чехословацкими Jawa, французскими Peugeot и польскими Dezamet.
На фото, рядом с девушкой в купальнике, как раз изображена модификация Stella Babetta с мотором Jawa, отличительной особенностью которого было горизонтальное расположение цилиндра.

Мопед Рига-19С

Шоссейно-кольцевой микромотоцикл Рига-19С был выпущен небольшим тиражом в 1982 году. Несмотря на скромные размеры и небольшую массу (чуть более 60 кг) являлась полноценной гоночной машиной.
Спортивный мопед оснащался высокофорсированным 50-кубовым 2-тактным мотором водяного охлаждения ШК-50 невероятной мощностью 17 л.с. То есть литровая отдача такой установки достигала 340 л.с. на литр рабочего объема!
Двигатель работал в паре с 6-ступенчатой коробкой передач. Благодаря массивному аэродинамическому обтекателю Рига-19С легко развивал скорость свыше 100 км/ч.

10 самых народных советских мотоциклов, которые мы помним и любим

Мотоциклы для граждан СССР играли очень важную роль. Часто, они были единственной возможностью обрести свободу передвижения. На них ездили на работу, в отпуск на моря, встречали детей из роддома и катали девчонок в деревнях. Современные байкеры пересели на спортбайки или чопперы иностранного производства и совершенно не знают историю отечественной мототехники. Мы решили, что пора на пару минут остановиться и вспомнить 10 самых народных, самых любимых и самых массовых мотоциклов из далекого СССР.
1. ИЖ Планета Спорт. Самый быстрый и технологичный.
В 1973 году Ижевский мотозавод удивил всю страну, показав первый советский мотоцикл со спортивным уклоном «Планета Спорт». В отличие от всех более ранних мотоциклов, которые создавались по образу немецких моделей, Планета Спорт явно пытался быть похожим на японских мотоциклы 60-70х.
Благодаря высокому качеству изготовления, ИЖ Планета Спорт активно продавался на экспортных рынках, например, в Великобритании, Нидерландах и Финляндии. Советские байкеры разгонялись на них до 140 км/ч, что было неимоверной скоростью в те времена.
2. Восход. Самый деревенский.
Мотоциклы «Восход» начали производить в городе Ковров, Владимирской области, в 1957 году. Это были очень неприхотливые одноцилиндровые мотоциклы (двигатель объемом 173,7 см3). Завод имени Дягтерёва постоянно усовершенствовал эту модель, выпуская на рынок вслед «Восходом» его модернизированные версии «Восход-2», «Восход-3, «Восход-3М». Последним мотоциклом «Восход» стала модель «3М-01» с двигателем мощностью 15 л.с.
Из-за своей надежности, мотоциклы «Восход» стали настоящими тружениками в тысячах советских деревень. Даже сейчас там без проблем можно найти мотоцикл «Восход» в неплохом состоянии.
3. М-62. Выбор милиции.
Советская милиция, справедливая и неподкупная, в 50х-60х годах преимущественно передвигалась на мотоциклах с коляской. М-62, выпускаемый Ирбитским мотоциклетным заводом, был самым популярным выбором служителей закона. Его четырехтактный двигатель выдавал 28 л.с.

Интересный факт, что обычным гражданам СССР эксплуатировать «Уралы» без коляски в то время не разрешалось. Все-таки, эти мотоциклы были довольно тяжелыми в управлении. Но милиция использовала мотоциклы без колясок, что выглядело в глазах советских мальчишек очень крутым. Как тут не захочешь стать милиционером!
4. Тула-200. Для охотников и рыболовов.
Советская мотопромышленность не выпускала квадроциклов (некоторые мелкосерийные модели, впрочем, все-таки производились, читай ниже), но для нужд охотников и рыболовов выпускался очень необычный мотоцикл Тула-200 с широченными внедорожными колесами. Массовое распространение таких мотоциклов пришлось на 1986-1988 годы.
Двигатель взяли от мотороллера «Тулица», увеличив его мощность до 13 л.с. Это позволило разгоняться на 200ке до 90 км/ч. В год выпускали по 10-12 тысяч таких байков, последний из которых сошел с конвейера завода в 1996 году. Кстати, на базе Тула-200 выпускали даже трайк!
5. ИЖ-49. Самый живучий.
Надежный, живучий, красивый. Звук его двигателя для уха советского человека был сродни звуку мотора Harley-Davidson для американцев. Выпуск их начался в 1951 году. В своей основе, это была усовершенствованная конструкция немецкого мотоцикла DKW NZ 350. ИЖ-49 завоевали большую любовь населения и использовались во всех уголках огромного Советского Союза.
На его базе выпускали версии с боковой коляской, а также спортивные мотоциклы для кроссовых и шоссейных гонок. Сейчас ИЖ-49 — коллекционные экземпляры. Цены на них начинаются от 100 тысяч рублей.
6. М-1А «Москва». Первый послевоенный.
После войны на Московском велосипедном заводе освоили производство копии немецкого мотоцикла DKW RT125 со 125-кубовым двигателем. М-1А «Москва» стал первым послевоенным мотоциклов СССР. Это был простой и легкий мотоцикл, для производства которого не требовалось много металла и резины.
Такие мотоциклы в огромных количествах использовались для обучения мотоциклистов в школах ДОСААФ. Быть может, ваш дед учился именно на таком. В 1951 году производство передали в Минск на выстроенный там велосипедный завод. Практически идентичная модель производилась в Коврове под обозначением К-125.
7. Jawa 360. Самый красивый.
В 70х на Явах ездил каждый третий мотоциклист. Всего в СССР было поставлено более 1 миллиона мотоциклов Jawa разных моделей, но 360 была самой красивой из всех. Сейчас вишневые мотоциклы с хромированными бензобаками называют «Старушка». Особо ценны экземпляры с боковой коляской из стеклоткани. Выпускали версии с 1-цилиндровым двигателем (250/260) или с 2-цилиндровым (350/360).
Кстати, Явы часто попадали в различные кинофильмы. Например, именно на Jawa 360 Геша Козодоев везет на рыбалку на Белую скалу Семена Семеновича Горбункова в фильме Бриллиантовая Рука.
8. ИЖ Планета. Родоначальник серии.
В 1962 году Ижевский мотоциклетный завод приступил к выпуску принципиально новой для себя модели Иж Планета. Именно первое поколение этих мотоциклов задало вектор развития целого семейства, выпускавшегося до 2008 года ( ИЖ Планета 7).
9. Jawa 350/638. Мотоцикл ревущих 90х.
Последняя из «Яв», продававшихся в СССР, Jawa 350 638, также стала «народным» мотоциклом. Успев выйти перед самой перестройкой, в 1984 году, эта модель часто появлялась в суровых фильмах конца 1980-х-начала 1990-х. Так «Яву 350 638» можно увидеть в драме «Авария – дочь мента» и боевике «Крысы, или Ночная мафия». Мотоциклу даже посвящена песня «Ява» популярной в те годы группы «Сектор газа».
10. Вятка ВП-150. Итальянская элегантность.
Последний в нашем обзоре вовсе не мотоцикл, а мотороллер. Вятка ВП-150, прообразом которой стал итальянский скутер Vespa, по-праву считается самым элегантным двухколесным транспортным средством СССР.
Это был тихий и очень комфортный мотороллер, которым с легкостью управляли даже женщины. На базе Вятке делали целую гамму трехколесных мотороллеров с различными кузовами, которые активно эксплуатировались в городских грузоперевозках.
БОНУС!
11. Рига-13. Первый мопед советских мальчишек.
Мопеды на рижском заводе «Саркана звайгзне» начали производить еще в 1958 году. Многие мальчишки мечтали, чтобы родители подарили им мопед на день рожденья. Так и делали, поэтому мопеды, а особенно Рига-13, стали для многих первым транспортным средством.
Рига-13 начали производить в 1983 году. Оснащенный двигателем мощностью 1.3 л.с., он разгонялся всего до 40 км/ч. Для старта с места и движения в гору, «байкеру» рекомендовалось помогать двигателю вращая педали. Рига-13 производилась до 1998 года, став самой массовой моделью завода.
12. «Муравей». Грузовик для всех.
На базе мотороллеров «Тула» Тульский машиностроительный завод выпускал огромное количество трехколесных грузовых мотороллеров «Муравей». Это был прорыв для советского союза, ведь продажа фургонов и универсалов гражданам СССР была запрещена. Так что такие мотороллеры были чуть ли не единственной возможностью перевозить небольшие партии грузов.
ТМЗ выпустил огромное количество таких мотороллеров. Они оснащались бортовыми платформами, самосвальными кузовами, фургонами и даже цистернами. Популярны они и сейчас.
13. ЗИД-175 4ШП. Первый советский квадроцикл.
Удивительно, но в нашей стране, несмотря на местами полное отсутствие дорог, никогда массового не выпускали квадроциклов. Чуть ли не единственным более менее серийным экземпляром был ЗИД-175 4ШП, выпускавшийся на Заводе имени Дягтерёва.
Конструкция была не очень удачной: слабый двигатель, сложные элементы трансмиссии. Наверное, поэтому широкого распространения такие квадроциклы не получили.

Многие производства в СССР имели впечатляющий размах и качество. Это касается и мотостроения, ведь советские байки до сих пор кастомизируют и отправляют на экспорт за хорошие суммы. Мотоциклы СССР – это и особый дух дорог огромной страны, и самобытность, и часто – единственно возможное средство передвижения.
Первые советские мотоциклы создавались на основе немецкой военной техники для чисто утилитарных целей. С развитием мотостроения появлялись всё новые модели советских мотоциклов, имевшие порой отменный дизайн и заслужившие горячую любовь владельцев. Немалая часть старшего поколения сегодняшних байкеров начинала знакомство с миром стальных коней со стареньких Днепров, Восходов или Минсков и имеет немало тёплых воспоминаний, связанных с мотоциклами советских времён. Вспомним и мы двухколёсные легенды минувшей эпохи.

Иж – песня в сердцах байкеров

Живучесть, неприхотливость, популярность – всеми этими качествами обладала техника Ижевского конструкторского бюро. 11 миллионов советских мотоциклов этой марки было произведено за время существования КБ – с 1946 по 2008.
Один из самых узнаваемых мотоциклов СССР ИЖ – модель 49. После выпуска в 1951 году песня его движка стала знакома любому опытному байкеру. Машину с одноцилиндровым движком и четырёхступенчатой КПП как модифицировали боковыми колясками, так и выпускали в модификациях для мотоспорта. Ныне эти машины продают владельцам частных коллекций.

Советский мотоцикл Иж 1

В 1973 году парк советских мотоциклов пополнился таким шикарным агрегатом, как ИЖ Планета Спорт. Ласкающий глаз и сегодня, в своё время он производил истинный фурор. Многие отмечали в нём черты дизайна японских байков. Советский мотоцикл ИЖ Планета Спорт был не только первым в этой стране, имеющим спортивных характер. Ведь это ещё и первый советский мотоцикл с раздельной заправкой топлива и моторного масла. 140 км/ч максималки, 32 лошадки и 11 с разгона до сотни – всё это делало его популярной в других государствах экспортной моделью.

Мотоцикл ИЖ Юпитер 5

Днепр – безграничные проходимость и тюнинг

Детища Киевского мотозавода, мотоциклы СССР Днепр относятся к тяжёлому классу. Как лучший советский мотоцикл этой марки показал себя агрегат Днепр-11. Двухцилиндровый четырёхтактный движок, четыре передачи, включая заднюю, номинальные 105 км/ч и фактические 140 максималки, коляска, оснащённая тормозом, и блестящие внедорожные качества, перед которыми меркнет недостаток в виде значительной прожорливости.

Мотоцикл Днепр 11

Ещё одно достоинство, которое отличает советский мотоцикл Днепр, – простота тюнинга. Именно из-за неё можно до сих пор встретить агрегаты Днепр на дорогах России, а то и обнаружить на именитом мотофестивале. Определённо, стоит взглянуть на модернизацию этих мотоциклов СССР – фото порой поражают воображение!

Урал – для милиции и не только

Ещё один явный внедорожник – советский мотоцикл Урал. Ирбитский МЗ выпускал этого тяжеловоза с 61 по 65 год. Эти советские мотоциклы милицией СССР применялись в качестве основной техники. Также мотоцикл Урал в СССР был популярен среди дачников, грибников, жителей деревень. 28 лошадок, модернизированная КПП, амортизаторы увеличенного хода и удобная коляска – далеко не все его достоинства. Агрегат был способен без проблем разогнаться до сотни с четвертью тонны груза – показатель незаурядный для того времени.

Новый мотоцикл Урал

Сейчас советские мотоциклы Урал пользуются успехом как экспортный товар и штучно собираются за хорошие деньги для американских (в основном) клиентов.

Минск – надёжность автомата Калашникова

Мотоциклы Минск в СССР были популярным транспортом среди белорусов, но и по другим республикам колесили в немалом количестве. 6.500.000 агрегатов разошлось по всему миру за более чем полувековое существование завода. Ричард Хаммонд в своё время оставил следы протекторов байка на дорогах всего Вьетнама и позже назвал советский мотоцикл Минск «АК-47 в мире байков». И действительно, простота, надёжность, удобство эксплуатации и ремонта вкупе с доступностью делают эти советские мотоциклы универсальными агрегатами.

Мотоцикл Минск

Восход – простота и доступность

Советский мотоцикл Восход

В Коврове на МЗ им. Дегтярёва производили, пожалуй, самые народные мотоциклы СССР – Восход. С 1957 года выпускалось немало модификаций неприхотливой машинки с мощностью движка до 15 лошадей. Советский мотоцикл Восход можно было найти почти в каждой деревне, для многих он становился первым в жизни стальным конём.

Ява – мечта советского байкера

Популярные в СССР мотоциклы Ява были одним из лучших вариантов, которые байкер тех времён мог достать. Больше всего пленяет взор Ява 360 – вишнёвого цвета агрегат с обилием хрома на бензобаке и других деталях, снабжённый коляской. Эти советские мотоциклы на фото радуют экстерьером, а в жизни ещё и выдают незаурядные 26 лошадей и 120 км/ч.
На деле советский мотоцикл Ява является таким лишь по духу и стране наибольшего сбыта – производился он в Чехословакии и продавался не только в стране Советов. Он знаком всем любителям отечественного кино 80-х и 90-х годов, где эти мотоциклы Советского Союза часто присутствуют.

Советский мотоцикл Ява 350

Времена необратимо сменились, старые мотоциклы СССР сменились монстрами иностранного производства и разъехались по маленьким деревням и гаражам ценителей. Однако многие модели мотоциклов СССР знакомы каждому выросшему в СНГ и вызывают ностальгию и светлые воспоминания.

Легендарные советские мотоциклы, которые до сих пор пользуются популярностью


Лучшие советские мотоциклы.

Автомобильная промышленность Советского Союза подарила огромное количество интересных образцов техники. Среди них были не только различные автомобили, но и мотоциклы. Создавались они как для силовых структур государства, так и для гражданского пользования. Многие из них стали настоящими легендами еще в бытность СССР. Взглянем на лучших представителей мотоциклетного советского рынка поближе.

1. Вятка ВП-150


Первый советский мотороллер.

Данное транспортное средство стало первым советским мотороллером. По сути, оно является копией итальянской модели «Веспа» 150GS 1955 года выпуска. Советский аналог выпускался с 1957 по 1966 год на Вятско-Полянском машиностроительном заводе. Это был «самый дискотечный» транспорт Советского Союза. За все время завод реализовал более миллиона мотороллеров.

2. Л-300 «Красный октябрь»


Громкое название.

Мотоцикл из 30-х годов прошлого столетия, который был во многом срисован с немецкого DKW Luxus 300. Производство модели закончилось уже в 1938 году, однако на этом история транспорта не закончилась. В последствии «Красный октябрь» лег в основу проектируемого ИЖ-8.

3. М-72


Тяжелый мотоцикл для военных.

Мотоцикл, который выпускался в Советском Союзе крупными сериями с 1941 по 1960 год. Делали такие на пяти предприятиях в Москве, Ленинграде, Киеве, Ирбите и Горьком. До середины 50-х годов в свободную продажу не поступал, так как штамповался исключительно для армии. Всего было произведено около 8 500 машин. Был вариант с коляской. После войны был поставлен на вооружение советской милиции.

4. «Урал» М-62


Хорошо смотрится и сейчас.

Советский тяжелый мотоцикл. Выпускался с коляской. Делали такие на Ирбитском мотоциклетном заводе с 1961 по 1965 год. За счет мощного двигателя и отличной подвески мотоцикл легко справлялся с грузом до 255 кг и разгонялся (с такой нагрузкой) до 95 км/ч. Потреблял порядка 6 литров топлива на 100 км пути.

5. ИЖ-49


Брутальный и мощный мотоцикл.

Средний дорожный мотоцикл, который предназначался для езды по любым дорогам необъятного отечества. Делали мотоциклы на Ижевском машиностроительном заводе с 1951 по 1958 год. Была модификации с коляской для перевозки пассажира или груза. Мотоцикл отличался высокой надежностью, живучестью и выносливостью даже в тяжелых условиях.

6. ИЖ Планета Спорт


Первый серийный спортивный мотоцикл.

Еще одно детище Ижевского машиностроительного завода, которое выпускалось с конвейера в период с 1973 по 1984 год. Данный мотоцикл примечателен тем, что может смело считаться первым серийным спортивные мотоциклом Союза. Создавалось транспортное средство с оглядкой на популярные японские модели Suzuki, Yamaha и Kawasaki. Даже сегодня выглядит совсем не архаично.

7. Ява 360


Популярная модель из Чехословакии.

Чешский мотоцикл, который пользовался просто астрономической популярностью на территории Советского Союза. В 70-е годы XX века о таком мечтал почти каждый советский подросток. Нет ничего удивительно, что мотоцикл смог стать одним из символов той эпохи. Даже в фильме «Бриллиантовая рука» появлялся этот байк.

8. Днепр 11


Легендарный мотоцикл Днепр.

Среди первых советских байкеров, которые звали себя «рокерами», этот мотоцикл пользовался особым спросом и уважением. «Днепр» 11-ой модели был тяжелым мотоциклом и, что очень важно, легко поддавался тюнингу. Благодаря этому глубоко модернизированные «Днепры» можно и сейчас увидеть на территории бывшего СССР.

9. «Минск» М1А


Народный мотоцикл из Беларуси.

Самый народный мотоцикл был сделан на предприятии БССР! Первый байк сошел с конвейера еще в 1951 году. Любопытно, что за основу этого транспортного средства был взят немецкий DKW RT125. В свое время этот мотоцикл даже был удостоен похвалы от популярного шоу Top Gear.
В продолжение темы харизматичный Адриано Челентано и его обожаемый мотоцикл из СССР в кино и жизни.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Топ 10 легендарных мотоциклов СССР В этом видео мы собрали легендарные мотоциклы которые выпускались в СССР Самым первым серийным советским мотоциклом стал Л-300 «Красный октябрь». ========================================­============== В начале 1930-го ленинградские конструкторы подготовили его чертежи, вдохновляясь самым надежным байком того времени – немецким DKW Luxus 300. А уже осенью того же года была готова первая партия Л-300. ========================================­============== Второй в нашем рейтенге М-72 не был первым армейским мотоциклом в СССР. В 1934 началась сборка первой советской тяжелой модели ПМЗ-А-750, а в 1939-м – «дублера» британского BSA и, как считается, лучшего довоенного мотоцикла в Союзе ТиЗ-АМ-600. Пережив СССР, некоторые экземпляры легендарных советских мотоциклов успешно переживут еще не одно поколение владельцев мотоциклов ссср ========================================­============== Л-300 «Красный Октябрь». Самый первый М-72. Самый боевой «Урал М-62». Выбор милиции Иж-49. Универсальная модель «Иж Планета Спорт». Первый серийный «спортсмен» «Ява 360». Самый киногеничный «Ява 350 638». Главный мотоцикл «ревущих 90-х» «Днепр 11». Самый подходящий для тюнинга ========================================­============== Друзья, если вам понравилось видео, не стесняйтесь добавить его на свою страничку в соц сети, нажав на кнопку «Поделиться» под видео. Это способствует росту канала и более частому появлению новых видео. Спасибо! Auto review — TV ========================================­============== ✔Лудшее на Канале- https://goo.gl/Cefafe ✔Лучшее сообщество любителей АВТО -https://goo.gl/x6itmi ✔Получить больше интересной информации про АВТО! -https://goo.gl/0ELtW9 ✔Новые видео выходят каждый будний день в 20:00 по мск! ТОП 3 УНИКАЛЬНЫХ СОВЕТСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ! #авто #машины #автомобили #рейтинг #тестдрайв #СССР #советский #АВТОВАЗ #мотоциклыСССР