Мерседес смарт отзывы владельцев

Smart ForTwo 3-го поколения

В России хэтчбек smart fortwo большой популярности пока что не обрел, разойдясь в прошлом году скромным тиражом в 193 экземпляра. Впрочем, создатели компактного сити-кара не унывают и планируют расширить дилерскую сеть в аккурат к российскому дебюту нового поколения smart fortwo, намеченному на конец 2015 года.

Третий smart fortwo получил совершенно новый облик, но сохранил при этом привычную двухцветную окраску кузова. В передней части автомобиля теперь красуется ромбовидная оптика с встроенными в нее U-образными дневными ходовыми огнями. Новая решетка радиатора вместила на себе свежую эмблему smart, а на бампере присутствует немного агрессивный псевдовоздухозаборник, напоминающий о том, что перед нами все-таки автомобиль, а не симпатичная игрушечная модель.

В плане габаритов новое поколение smart fortwo практически не изменилось. Хэтчбек сохранил прежнюю длину кузова в 2695 мм, но получил чуть большую колесную базу – 1873 мм. Ширина сити-кара выросла до 1660 мм, а высота наоборот просела до 1550 мм. При этом отметим, что новый smart fortwo поставил абсолютный рекорд по диаметру разворота, для которого новинке требуется всего 6,95 метра. Ближайший преследователь в лице Toyota iQ укладывается аж в 7,79 метра.

За новым экстерьером последовал и новый интерьер. Двухместный smart fortwo щеголяет обилием овальных, сферических и круглых элементов оформления, может комплектоваться тканевой обивкой верхней части передней панели, получил модернизированную панель приборов и вынесенный на подставке дисплей бортовой мультимедийной системы.

Немного больше, чем у предшественника, стал багажник smart fortwo. Теперь он готов проглотить до 260 литров груза.

Технические характеристики. Новое поколение smart fortwo получит три бензиновых двигателя, а впоследствии и версию с электромотором, подробности о которой пока не раскрываются. Изначально smart fortwo выйдет на рынок с двумя двигателями, но чуть позже к ним прибавится новый базовый мотор с отдачей 60 л.с., характеристики которого производитель обещает раскрыть в ходе Парижского автосалона.
Что касается оставшихся моторов, то первый из них получит три цилиндра рядного расположения и 1,0 литра (999 см³) рабочего объема. Мотор оснастят системой многоточечного впрыска, а его максимальная мощность не превысит 71 л.с. Крутящий момент данной силовой установки на своем пике достигнет отметки 91 Нм.
Второй двигатель сможет похвастаться рабочим объемом 0,9 литра и турбонаддувом, позволяющим развивать до 90 л.с. мощности и порядка 135 Нм крутящего момента.
В отличие от прошлого поколения, новый smart fortwo получит две КПП – базовую 5-ступенчатую «механику» и 6-диапазонный «робот» Twinamic с двумя сухими сцеплениями Getrag.

В основе нового поколения smart fortwo лежит заднеприводное шасси от свежего Renault Twingo, дебютировавшего нынешней весной. Миниатюрный хэтчбек smart fortwo получил более жесткий силовой каркас Tridion и переработанную подвеску: независимую McPherson спереди и полузависимую De Dion с новыми амортизаторами и пружинами сзади. Как и ранее, smart fortwo будет комплектоваться вентилируемыми дисковыми тормозами на передних колесах и барабанными механизмами на задних. Отметим, что электроусилитель руля будет доступен в старших комплектациях, в базе же водителю придется обходиться без него.

Комплектации и цены. Предполагается, что новый smart fortwo будет продаваться в трех вариантах комплектации: «Passion», «Prime» и «Proxy». В базе новинка получит электростеклоподъемники, круиз-контроль, светодиодные дневные ходовые огни, системы ABS, EBD, ESP и ASR, систему стабилизации при порывах бокового ветра Crosswind Assist, монохромный ЖК-дисплей, климат-контроль, фронтальные подушки безопасности, иммобилайзер, центральный замок с ДУ и штатную аудиосистему.
Точные цены на smart fortwo третьего поколения производитель пока не озвучил, но уже известно, что версия с 71-сильным двигателем будет стоить менее 11 000 евро.

Отзывы

Cars ›
Smart ›
fortwo ›
fortwo (2G) ›
Smart fortwo дизельный

Это уже четвертый Smart у меня.
Предыдущий был точно такой же, только бензиновый. Вот его страничка: www.drive2.ru/r/smart/831613/
Честно говоря не думал, что вернусь опять к Смарту, но все больше и больше заглядывался на проезжающие мимо. И вот подвернулся случайно дизельный, а я всегда хотел такой. После предыдущего Смарта у меня было четыре машины: Nissan Тeana, Mercedes W220 S500, Mercedes W211 E320 и Suzuki Grand Vitara, я все время искал себе идеальную машину, но с нашими налогами, пробками и расходом бензина все никак не мог себе ничего подыскать.
И вот подвернулся ОН! Состояние машины очень хорошее для своих лет, 14000 км назад было заменено сцепление и актуатор, год назад поменяны амортизаторы, вовремя менялись расходники, все подтверждено чеками, есть родные сервисные книжки и немецкая история обслуживания.
Комплектация хорошая, рожки, крышка бардачка, климат и усилитель руля, что мне очень нравится. Усилитель руля в этих годах вроде бы большая редкость, считаю, что мне повезло.
В общем взял… Буду тут делится ее жизнью.

Отзыв владельца Smart Fortwo (Смарт Фотво) 2003 г.

До этого у меня была Хендай Соната 5, машина очень комфортная и приемистая и совсем не ломалась, но кушала бензина 12 л на 100 км., все бы ничего, но наступил кризис и зарплата стала не 50000 как была, всего 25000! Плюс на носу свадьба! Вот и пришла мысль что нужно на чем то начинать экономить, по моим подсчетам на Сонате в месяц я тратил минимум 5000 р на бензин (очень много езжу) вот и решил первое на чем начать экономить это на бензине.

Продал… занялся поисками и первое на что наткнулся Смарт Фо Ту. Сразу он мне понравился, а после того как узнал сколько он ест бензина определенно решил брать его. По заводским данным он потребляет бензиновый всего 3, 5-5 л на самом деле покопавшись на форуме выяснил что бензиновый потребляет от 5-7 л., а вот дизельный всего 3, 5-5 л., вот его и стал искать. Посчастливилось и нашел сразу тот что нужно и за те деньги, за которые хотел.

В итоге… Smart Fortwo CDI (дизель) 2003 г. в. всего за 230000 р. с пробегом по германии 85000, а по России на спидометре 135000 в сумме.

1. У Смарт дизелей ресурс двигателя до капитального ремонта 250000 у бензиновых от 100000 до 200000, дальше капитальный ремонт однозначно. Так что имейте ввиду если будете брать Смарт на бензине.

2. Все оказалось явью, действительно расход всего 3, 5-4 л на 100 км., совсем теперь нет проблем с парковкой.

3. По комфорту могу сказать одно, что все точно также как и в в других иномарках, единственное — это плохая шумоизоляция двигателя, все бы ничего, но дизель пошумнее будет бензинового и поэтому его все-таки слышно в салоне, но все легко устраняется доп шумоизоляцией. И еще очень жесткая подвеска, поэтому хоть там и 15 диски стоят советую объезжать глубокие ямы.

4. Прием хороший хоть и написано что разгон за 18 секунд, но это лож. Т. к. на светофоре я делаю любой российский автопром.

5. По безопасности Мерседес все продумал до мелочей. Ну а по устойчивости на дороге могу сказать одно… я отъздил конец зимы на летней резине и ни одного заноса или пробуксовки, ведь он нашпигован системами курсовой устойчивости, антипробуксовки и АБС, которые работают очень слажено и на ура!

6. По вместительности внешний вид обманчив… я имею ввиду что смотря на эту машину кажется что там не только сумки некуда деть, но и коленки не влезут. Все это обман зрения внутри если вы отодвинете сидение назад, то с трудом будете доставать до педалей (мой рост 175 см), а багажник вмещает в себя легко большую сумку или например мой опыт это три монитора компьютерных монитора, которые ламповые с диаметром 17″. А вообще пассажирское сидение раскладывается и вы легко можете перевезти еще более крупный груз.

7. Коробка автомат 6-ступенчатая, работает с рывочками, зато можно в ручную переключать.

8. Комплектация: кондиционер, обогрев стекла заднего, коробка автомат, радио, CD-чейнджер на 12 дисков, 2 подушки безопасности.

Маленькая жизнь: тест-драйв Smart Fortwo

Длина – 2 695 мм. Ширина – 1 663 мм. Высота – 1 555 мм. Колесики по углам. Самодвижущийся кубик. Удаленький! Рекордный диаметр разворота – 6,95 м, «почти на месте». Запарковаться в тесной нише, куда-нибудь удачно пролезть или втиснуться, быстро и ловко сманеврировать в пробке – все это про Smart. Усмехаетесь? Дескать, владелец при этом бедствует и лишается? Да, в прежнем поколении автомобильчик был этакой моторизованной коробчонкой и вызывал много ироничных вопросов. Но теперь многое изменилось, новый Smart ощутимо прибавил по части имиджа и оснащения. Теперь он серьезнее.

Цены – очень серьезные! Базовая комплектация – от 790 000 руб. А еще исполнения Passion (от 899 810 руб.), Prime (от 947 246 руб.) и Proxy (от 1 057 765 руб.). Автомобильчик оснащают бензиновыми трехцилиндровыми моторами. Наименее мощный 60-сильный объемом 999 см³ в Россию не поставляют, поэтому по умолчанию Smart Fortwo предлагается здесь с 71-сильным агрегатом такого же объема в паре с пятиступенчатой МКП.

А за доплату в 160 000 руб. доступен 90-сильный турбодвигатель объемом 898 см³ в сочетании с шестиступенчатой роботизированной коробкой DCT twinamic с двумя сцеплениями. И если хотите удобный робот (а городской малыш логичнее, конечно, с РКП) – отдавайте-ка минимум 950 000 руб. за базовую комплектацию. Правда, есть планы предложить коробку DCT и для 71-сильного мотора.

Цена базовой комплектации от 790 000 руб

Тестовая версия – 71-сильная Passion, щедро напичканная опциями. Литые 16-дюймовые диски (в базе 15-дюймовые), светодиодные ходовые огни, системы удержания в полосе и предупреждения о сокращении дистанции, Start/Stop, задний парктроник (при желании можно заказать камеру заднего вида), полный набор подушек безопасности с коленной для водителя, борткомпьютер, круиз-контроль с ограничителем скорости, климат-контроль, мультимедийная система с сенсорным семидюймовым дисплеем и навигацией, электроприводы стекол и зеркал, подогрев сидений, регулировка высоты водительского кресла, датчики света и дождя, контурная подсветка салона, панорамная крыша, ц/з с ДУ.

1 / 3 2 / 3 3 / 3 Цена данного автомобиля 1 311 646 руб

В общем, богато! И ведь перечислено лишь основное, без приятных мелочей. Но цена конкретной машины, внимание, 1 311 646 рублей! Это дороже, чем, например, базовые Audi A1 Sportback (от 1 240 000 руб.) и MINI Cooper (от 1 189 000 рублей).

«Продукт от Mercedes, все-таки», – обезоруживающе улыбаются представители. Но, право, узнав о таком ценнике, ожидаешь увидеть ключ с каким-нибудь драгоценным камешком в корпусе. А ключ обычный. И очень знакомый – как у Renault! Открываю дверцу без оконной рамки и… Кстати, вот неочевидный минус, который проявляется в холодную погоду: дверь у карапуза – это почти вся боковина, открыл ее, и накопленный теплый воздух разом улетучивается. В салоне вижу много других примет Renault: пультик зеркал, характерные кнопки-клавишки там-сям, рычаг МКП а-ля Logan… Это нормально в «продукте от Mercedes»?

1 / 2 2 / 2 Объем багажника, л 260–350

Да, Smart-Renault это теперь нормально. Если в разработке прежнего поколения Smart «мерседесовцам» помогала фирма Mitsubishi (в частности, поставляя моторы), то новая генерация создана в очень тесном сотрудничестве с французами, тут и платформа, и двигатели, и коробки передач. Производство Fortwo ведут во французском Амбахе – впрочем, как и прежде. Интересно, что новый четырехместный Smart Forfour в рамках программы кооперации и вовсе стал клоном Renault Twingo, модели выпускаются параллельно на «реношном» заводе в словенском городе Ново-Место.

Главное, что Fortwo сохранил самобытный smart-стиль. Интересную картину интерьера детальки от Renault не портят, и глаз цепляется за них, только если знаешь французские первоисточники. Тут много более занятных подробностей. «Трехлучевые» дефлекторы вентиляции настаивают, что продукт «Engineered with Mercedes-Benz». Слева под лобовым стеклом «прибор-шарик» – тахометр и часы – поворачивается на ножке, чтобы не бликовал. По шкале климатической установки ходит прикольный «движок» в виде похожей на лупу рамки. Хорош сенсорный экран мультимедийной системы: удачное оформление, быстрые отклики, понятное меню. Перчаточный ящик крошечный, но из тоннеля к пассажиру выдвигается дополнительный лоток. Забавна симпатично-мультяшная графика на дисплее борткомпьютера. А какой тут классный руль! Замок зажигания расположен теперь на колонке, а не на центральном тоннеле, как раньше.

1 / 6 2 / 6 3 / 6 4 / 6 5 / 6 6 / 6

Увы, руль не регулируется по вылету. Пульт стеклоподъемников смещен назад, приходится выгибать руку. Кнопки слева под рулем труднодоступны. Элементы интерьера дешево похрустывают и поскрипывают под рукой. А как прикажете чистить со временем эту мелкоячеистую – спора нет, эффектную – обивку передней панели? И обзорность так себе: боковые зеркала малы, дворник оставляет у левой передней стойки приличную неочищенную зону, а вид через заднее стекло очень скромный.

1 / 9 2 / 9 3 / 9 4 / 9 5 / 9 6 / 9 7 / 9 8 / 9 9 / 9

Но вот опять плюсы. Нехитрые креслица вполне удобны. Разве что у предыдущего поколения их подогрев был двухступенчатым, а теперь упрощен – либо «вкл.», либо «выкл.». Зато в прошлом и пресловутое «чувство локтя»: Smart стал шире на 10 см, и внутри это чувствуется. Вообще, весь Smart немножко про искажение пространства: подходишь к сверхкомпактной машинке, а сидишь за рулем уже как в полноценном автомобиле. «Алиса в Стране чудес» – как и было сказано. Разве что дивит «чудестранность»: оборачиваешься через плечо и почти упираешься носом в стекло багажной двери.

Задняя дверь осталась двухсекционной. Хочешь положить пакет с продуктами – поднимаешь только верхнюю часть. Максимальная емкость под груз 350 л – если считать до потолка и до спинок кресел. На глаз места очень мало. Но вновь тут что-то про искажение пространства: когда мы с женой брали напрокат прежний Smart, он умудрился вместить весь отпускной багаж – чемодан и два крупных рюкзака. А новый Fortwo даже чуточку вместительнее. Правда, вместо запаски здесь ремкомплект.

Убрав из багажника съемный динамик аудиосистемы JBL, можно поднять толстое покрытие пола и увидеть щиток на шести винтах – под ним прячется (и греет пол, мороженое не класть!) мини-двигатель. Впрочем, у Fortwo есть и «обычный» капот впереди. Отщелкиваешь два фиксатора в передней облицовке, тянешь крышку на себя, и она повисает на лямках. Можно заливать «омывайку». Приладить крышку обратно – задачка потруднее. В этот момент думаешь о женщинах: ведь пара сломанных ногтей может стать приговором всей машине…

1 / 2 2 / 2

Поворот ключа зажигания дает нетривиальный эффект. Сзади словно вскипела маленькая кастрюлька, забренчала крышкой, по кузову прошла волна вибраций. Когда моторчик прогревается, механическое клокотание-бульканье стихает до терпимого, как если бы разогревающую конфорку приглушили. Но вибрации остаются. Сцепление неинформативное, трогаться приходится непременно с перегазовкой. И рычаг МКП по-французски нечеткий. Зато – сюрприз! – «длиннющая» вторая передача. Можно ехать по городу, подолгу не переключаясь, ориентируясь лишь на звук «кастрюльки». Двигатель очень неплох в плане тяги, при необходимости он достаточно уверенно (да, вибрируя! – никак иначе) разгоняет Smart с низких оборотов.

Smart Fortwo Краткие технические характеристики Габариты (Д х Ш х В): 2 695 х 1 663 х 1 555 Двигатель: бензиновый R3, 999 см³, 71 л. с., 91 Нм Трансмиссия: механическая, 5 ступеней Разгон 0-100 км/ч: 14,4 Максимальная скорость, км/ч: 151 Снаряженная масса, кг: 880

Коробчонка? Нет, уже нет! Я же помню тот прокатный Smart предыдущего поколения: шумность, неожиданно тугой и тяжелый руль, очень жесткая подвеска, резкие тормоза. Новая машина гораздо тише. Руль «длинноват» – 3,5 оборота от упора до упора, но усилие комфортное и приемлемое, информативность устраивает. На ходу Smart своеобразен: приплясывает и нервничает – чему виной очень короткая база. Вдобавок «кубик» подвержен ударам бокового ветра, но тут подспорьем выступает базовая система Crosswind Assist, подтормаживающая колеса ради стабильного курса. Зато подвеска на удивление хорошо справляется с провинциальными щербатыми дорожками, разве что груженная мотором корма пропускает удары жестковато.

Управляемость? Если раньше колея впереди у Fortwo была более узкой, чем сзади, то теперь наоборот. Раньше в повороте вы старались, избегая сноса, уцепиться передними колесами за траекторию и ждали, насколько при этом соскользнут задние. А теперь вы задаете передним направление, а задние услужливо подстраиваются. Кайф! О тормозах и вовсе коротко: дружелюбны к пользователю.

Электронные помощники… Хм. Система отслеживания траектории в полосе не всегда видит разметку, путается. Система предупреждения о сокращении дистанции срабатывает через раз. А дурацкую Start/Stop приходится отключить уже вскоре после старта! Мотор с раздражающей запинкой запускается только при полностью выжатой педали сцепления. Представьте: загорается зеленый, ты второпях отжимаешь педаль, врубаешь первую, и ничего не происходит, двигатель молчит. Недодавил педалью полсантиметра! Сзади истошно сигналят. Проще нажать кнопку отключения системы.

Расход топлива – вот маленькая победа Fortwo в этом мире. В городе борткомпьютер отчитывается о потраченных 8 л/100 км. А на трассе – всего 4 л/100 км. Средний расход балансирует в пределах 6–7 л/100 км. Принимается! По меркам 28-литрового бака многовато, но я же экспериментировал на все лады.

Smart fortwo
Расход на 100 км

Городской цикл, л Загородный цикл, л Смешанный цикл, л
8 4 6-7

Примет ли российский авторынок новый Smart Fortwo? Конечно. Почему нет? Ведь владельцев предыдущего поколения модели здесь предостаточно. И вновь найдутся эти драгоценные для фирмы единицы поклонников такой экзотики. Вот увидите – клубы любителей smart вскоре пополнятся экземплярами новинки в самых богатых исполнениях. Тут, знаете ли, понимать надо. Тут чаще не умом, а сердцем. Для целевой аудитории Smart Fortwo не автомобиль даже, а – как лето в той песне – маленькая жизнь.

Матчасть

Дмитрий Юрасов обозреватель Kolesa.ru В третьем поколении Smart Fortwo (заводской индекс C453) немного подрос по сравнению с первыми двумя, но остался верен оригинальной технической концепции: компактный двигатель, расположенный поперечно сзади, вращает задние же колеса. Один из главных плюсов такого решения — очень малый радиус разворота, недостижимый для переднеприводных малолитражек: дело не только в короткой колесной базе, но и в возможности увеличить угол поворота передних колес, не ограниченный приводными валами. С особенностями компоновки связано и то, что звучное собственное название имеет не только передняя подвеска McPherson, обычная для большинства автомобилей, но и задняя De Dion. Довольно редкую нынче схему, где ведущие колеса соединены между собой неким подобием моста, но дифференциал закреплен на кузове или раме, иногда называют переходным звеном от зависимой подвески к независимой: с первой ее роднит стабильность кинематики, со второй — малые неподрессоренные массы. Правда, в полной мере достоинства «Де Диона» раскрываются лишь на ровной дороге, поэтому область его применения обычно ограничивается моделями спортивного толка, для Смарта же его выбрали, очевидно, из-за нехватки места для полноценной независимой многорычажки. Решение довольно простое, хотя и посложнее обычной полузависимой подвески: задние колеса «сидят» на изогнутой трубе, похожей на коромысло, которая своей серединой крепится к кузову через сайлентблок, а концами — через реактивные тяги, они же рычаги. Улучшившаяся управляемость Смарта — заслуга не только иной геометрии шасси и пересмотренных настроек, но и нового, более «короткого» рулевого механизма с переменным шагом зубьев и электроусилителем, а также более жесткого кузова. Если раньше доля высокопрочных сталей в его конструкции не превышала половины, то теперь она составляет три четверти; вносят свой вклад в общее дело и новые силовые элементы «клетки». Естественно, жесткость благотворно сказалась и на уровне безопасности: в краш-тестах EuroNCAP на фронтальный удар модель заработала 14,7 балла из 16 возможных против 12,9 балла у предшественницы. Кстати, эти же тесты выявили особенно заметный прогресс в плане опасности для пешехода при возможном наезде: 20,5 балла против прежних 10, то есть машинка стала вдвое дружелюбнее к человеку. Не менее существенные изменения произошли в моторном отсеке, хотя энерговооруженность Смарта осталась приблизительно на том же уровне, что и была. Да и двигатели, проходящие в «мерседесовской» документации под общим индексом М281, по многим параметрам очень близки к прежнему семейству М132: это также трехцилиндровые алюминиевые агрегаты рабочим объемом менее литра, имеющие по четыре клапана на цилиндр, цепной привод ГРМ и распределенный впрыск топлива. На самом деле никакой преемственности нет, поскольку теперь Mercedes в этом плане «дружит» не с Mitsubishi, а с Renault-Nissan, и нынешние двигатели относятся к многочисленному семейству Н по французской индексации и HR по японской. Например, турбированный 898-кубовый моторчик H4BT — это, грубо говоря, 1,2-литровая «четверка», знакомая нам по Nissan Qashqai, с «ампутированным» цилиндром, а атмосферная литровая версия — то же самое, но с увеличенным ходом поршней. Общие особенности моторов — фазовращатели, графитовое антифрикционное покрытие стенок цилиндров, персональные катушки зажигания для свечей и масляный насос переменной производительности, а самый приятный бонус для владельцев — увеличенные по сравнению с прежними межсервисные интервалы. Пятиступенчатая механическая коробка передач также фрацузская, а шестиступенчатый «робот» Getrag с двумя сцеплениями — облегченная версия «фордовского» Powershift.

Вам понравится Smart Fortwo, если:

  • «А вот хочу это и все тут!»
  • У вас Smart предыдущего поколения;
  • Свободомыслие, желание экспериментировать и возможность тратить много денег на занятные вещи – это все про вас.

Вам не понравится Smart Fortwo, если:

  • Вы живете стереотипами;
  • Он откровенно мал для вашего образа жизни;
  • Цена крохи кажется сумасшедшей: расплачиваться за ваш кредитный Renault Duster и то накладно!

Разгоняем скуку при помощи пары хэтчей Smart Fortwo

«А ведь был Жук», — совершенно неожиданно заключил дедушка, расспрашивавший меня о чёрно-голубом Смарте-на-двоих текущего поколения. Сценарий нашей беседы был типовой. Это на дороге соседи по потоку предпочитают букашку-Смарт подчёркнуто игнорировать, а вот прохожие на улицах любопытствуют часто. «Немецкий? Двигатель сзади? А охлаждение водяное? А сколько стоит?» — подошедший на парковке старичок улыбался и щеголял познаниями в технике, но сразу сник, узнав, что просят за это чудо сильно поболее семисот тысяч. Тут-то мой собеседник печально вздохнул и выпалил про Жука, очевидно, подразумевая тот самый, первый, народный автомобиль с «воздушником» в заднем свесе, ухитрившийся десятки лет простоять на конвейере и покорить мир. Нет, дедушка, к Смарту нельзя подходить с меркой «сколько автомобиля за эти деньги», его характер и назначение вообще нелегко распознать по облику.

Оценка внешности — дело субъективное, но, на мой взгляд, старый чёрненький Смарт ничуть не проигрывает новому в визуальной привлекательности. Но время идёт, и второе поколение Smart Fortwo coupe закономерно обошло предшественника в других дисциплинах.

Чтобы лучше разобраться в повадках крохотной повозки, мы решили подобрать ей компаньона. Прямых соперников у Смарта на нашем рынке нет, так что оттенять достоинства и недостатки новичка вызвался Смарт первого поколения. У нас он был в исполнении от ателье Brabus, но это мало что меняло. Дело в том, что нынешний топовый Смарт и без всяких шильдиков знаменитой тюнинговой конторы мощнее старого Брабуса (84 л.с. против 75), но при этом Fortwo второй генерации килограммов на 20–30 тяжелее Смарта «первого» (точные значения паспортного веса разных версий в разных источниках расходятся, а в общем оба — что-то около 800 кг). Итак, по тяговооружённости они примерно сопоставимы.

Обе машины, как оказалось, очень близки и по духу. Навскидку, какие эпитеты вы им бы приписали, встретив в потоке? Женский, городской, для пробок, эдакая дамская сумочка с мотором. Неверно всё! По поведению на дороге и ощущениям водителя в Смарте куда больше мужского, чем женского, в пробках на нём толкаться неинтересно и не слишком комфортно, по вместимости для багажа Смарт куда способнее, чем кажется на первый взгляд, а на загородных трассах дарит владельцу больше радости, чем в городской толчее. Так, от стереотипных представлений справедливым остаётся разве что удобство парковки, но и тут не всё так просто.

Наш тестовый образец представляет топовую версию с турбомотором и дополнительными опциями, но даже «в базе» с «атмосферником» на 71 «лошадку» модель Smart Fortwo coupe стоит в России 640 тысяч рублей. В Европе, к слову, Смарт является доступной машиной. Таковы хитрости ценообразования и позиционирования. И всё-таки, пожалуй, даже у нас крохотный сити-кар добросовестно отрабатывает потраченное. Просто на него нужно взглянуть под правильным углом.

Общаться с чёрным Смартом-Брабусом мне приходилось и раньше. Очень жёсткий, с тяжёлым рулём и тугими педалями, он, кажется, напрямую подключается к водителю, становится продолжением его тела. За резкие реакции и заводной характер ему можно простить слабую шумоизоляцию, трясучесть подвески, дёрганость коробки-«робота», особенно досаждающую в пробках, когда за минуту нужно по пять раз тронуться и остановиться, а затем разогнаться до сорока километров в час и снова затормозить, упёршись в новый затор. Зато с каким наслаждением на нём можно шустрить в потоке, порой протискиваясь в щели меж нерасторопных автобусов и крупных легковушек.

А что новенький? Представьте себе школьного озорника, всю десятилетку подкладывавшего кнопки учительницам, дёргавшего девочек за косички и задиравшего одноклассников. И вот после выпуска из школы проходит ещё лет десять. Вы встречаете старого однокашника и поначалу не узнаёте его. Располнел, обзавёлся дорогим костюмом, стал выглядеть солиднее. Однако, заглянув в глаза, вы видите там всё те же озорные искорки. Ну что, друг, тряхнём стариной?

Импровизированный лосиный тест на автостоянке помог убедиться, что с цепкостью и рулёжкой у нового Смарта всё в порядке. Мы, конечно, не доводили скорость до критической и паспортными замерами пределов не занимались, но и здесь, и в городском потоке, и на шоссе малыш продемонстрировал хорошую отзывчивость на действия рулём.

И мы тряхнули. Новый «простой» Fortwo, может, и помягче старого Брабуса, да несильно. Притом, как и раньше, в ощущения от проезда неровностей свою лепту вносят короткая база и относительно малая колея. На ямах и выбоинах Смарт в дополнение к вертикальным шлепкам добавляет потряхивания из стороны на сторону и с кормы на «нос». Если при этом ещё приходится часто ускоряться и замедляться, то картина получается не самая радужная. Скок-поскок…

Руль в голубой машине малость полегче, чем в чёрной, но и его лёгким никак не назвать. Усилия на педалях умеренные. И опять же — во многих маленьких машинках они явно полегче будут. Особенно это касается тормоза — он то довольно тугой. Зачем это всё сделано, машинка же сугубо городская, не так ли? Погодите с выводами: Смарт начинает раскрываться, когда скорость добирается до 60, а ещё лучше — переваливает за 80 км/ч. Вот тогда он просто расцветает, вот тогда оказываются к месту относительно строгая баранка, плотная подвеска и заводной подхват турбомотора.

Можно ли на Смартах ездить вдвоём за покупками в гипермаркет? Да. С известной сноровкой в них можно разместить немало пакетов с продуктами. Крупные единичные предметы вроде мебели остаются за бортом, а вот разнообразная багажная «россыпь» влезает в Смарт просто в невероятном количестве. Можно втиснуть сюда и складной велосипед. В данном тесте мы машинки грузом не мучили, но со старым Смартом такие трюки проделывали не раз. А ведь у нового багажник стал больше.

На скорости «роботу» мало что приходится переключать, ямы разглаживаются, а малые размеры и короткая база становятся подспорьем при быстрых перестроениях в потоке и ввинчивании в пологие повороты. По максимальному ускорению Смарт ещё не спорткар, но многие семейные легковушки, особенно субкомпакты, оставляет за кормой. А уж если вам случилось выехать за город на какое-нибудь узкое извилистое шоссе и разогнаться до 90−100 км/ч, перекладывая малявку сразу из правого виража в левый…

Вот так начинаешь понимать эту машину.

По управляемости на пределе и по послушности Смарт уступит подлинным спорткарам. Да, формально он и не претендует на спорт. Но особую прелесть представляет сочетание скромных размеров и неожиданных для такой машинки-колобка прыти и устойчивости. Небольшая ширина кузова теоретически даёт водителю чуть-чуть больше пространства для манёвра в пределах полосы. Впрочем, отлавливать машину не приходится.

На скорости под сотню и немного выше Смарт ведёт себя, как совершенно взрослый и массивный автомобиль. Он словно напрягает лапы и с серьёзной миной, сосредоточенно так перебирает под собою асфальт. Будто и не было полчаса назад безответственных игр в пятнашки на городских улицах. Будто не он час назад вздрагивал, перебираясь на цыпочках через «лежачего полицейского». Будто не его ещё недавно прохожие провожали с улыбкой: «Хорошо бы в наших пробках таких было побольше». А ему пробки скучны.

На вид и на ощупь интерьер последней версии Смарта нареканий не вызвал. Всё очень аккуратно и по ощущениям — более дорого, чем было в первом поколении. Верх и низ передней панели отделаны добротной тканью. Отметим хорошее исполнение кнопок, крутилок и рычажков, солидные дверные ручки…

Нашей версии добавляет шарма панорамная крыша со шторкой. Перчаточный ящик в новом Смарте действительно перчаточный. Документы А4 в него можно положить или свернув в трубочку, или сложив пополам. Зато бардачок этот снабжён замком и USB-портом. В предыдущем Смарте бардачка не было вовсе — его заменяла открытая полка под лобовым стеклом. Серебристые бочки центральных дефлекторов вентиляции поворачиваются вверх-вниз. Рядом в прорезях видны ползунки регулировки скорости вентилятора и температуры автоматического кондиционера. Под магнитолой уже по традиции поместился небольшой выдвижной ящичек. Справа и слева от руля видны немаленькие ниши для телефона, сигарет и тому подобной мелочи. Из претензий: графика и подсветка спидометра. Днём, особенно в пасмурную погоду, ездить безопаснее с ближним светом, а в таком случае яркость подсветки шкалы оставляет желать лучшего. Да ещё здесь и цифры нарисованы на сером фоне. А вот дисплеи, что в комбинации приборов, что в магнитоле, читаются неплохо.

С роботизированной «механикой», впрочем, общий язык можно найти и на городских скоростях. Если научиться подгадывать моменты переключения и чуть сбрасывать газ, толчки в автоматическом режиме убавятся. И, конечно, для ценителей остаётся ручной режим. Он позволяет мотору добираться до самого конца… Стоп, чуть было не написал «шкалы тахометра»… Только тахометра в данной версии и нет. Странно. В самом мощном заводском Смарте он пришёлся бы ко двору. (У фирмы Brabus тоже есть в гамме Смарт текущего поколения, и там запряжены 102 «лошадки».)

Безрамочные окна добавляют машине лоска. Вспоминаются большие спортивные купе. У нашего подопечного, кстати, слово coupe есть в названии модели.

Увы, тахометр положен только средней комплектации автомобиля, то есть сочетанию уровня исполнения passion с младшим, атмосферным мотором. А ведь коробка там такая же. К слову, подрулевые лепестки или напольный рычаг — что вам удобнее? По идее должны быть лепестки. Но после обычной «механики» рука привычно тянется вниз. А покачивания рычага вперёд-назад (+ и -) для меня интуитивно понятнее щелчков лепестками. Впрочем, в Смарте одновременно работает и то и другое, можно комбинировать.

Швейцарский предприниматель Николас Хайек, кому мы обязаны рождением Смарта, мечтал, что этот компактный автомобильчик будет стильным и с широкими возможностями по персонализации облика, как часы Swatch. В последней инкарнации машины, можно сказать, идея Николаса воплотилась довольно точно. Тут и «часовая» тщательность в исполнении мелочей, и широкая гамма цветовых сочетаний. Дорогая не только в буквальном смысле вещь.

Новый Смарт чуть-чуть растерял то ощущение «я в карте, только закрытом», что дарило прежнее поколение. Ощутимо улучшилась шумоизоляция, солиднее стали внешний облик и салон, немного выросли размеры. И всё же после нового Смарта старый воспринимаешь как милую, близкую сердцу, очень честную, но устаревшую модель. Достаточно сказать, что при синхронном старте с места «газ в пол» (режим коробки — «автомат») на первых ста метрах новый Fortwo с «турботройкой» привозит прежнему, но не менее турбированному Смарту-Брабусу корпуса эдак три-четыре.

Модель Smart первого поколения от ателье Brabus внутри и снаружи выглядела богаче обычного Смарта своего времени. В интерьере кожаный салон дополнялся рядом «брабусовских» деталей вроде пластмассок под карбон, а снаружи автомобиль отличался от обычных Смартов бамперами, дисками и выхлопом.

Часы и тахометр на ножках — одна из изюминок машины. На новом поколении такие же тоже могут присутствовать, но они есть не во всех версиях. Три кругляша в заднем фонаре кому-то покажутся интереснее новых двух. И ещё — вертикальная наружная ручка двери — очень удобная штука.

Не менее интересно сравнить обе машины по вместимости. И в старой версии двоим взрослым было вполне удобно, а новая, раздавшись по всем направлениям, в том числе нарастив базу на 57 мм, предоставляет ещё больше простора. Продольная регулировка сидений имеет солидный диапазон, и если вы или ваш пассажир не слишком высокого роста, то позади спинок, между сиденьями и шторкой, отделяющей багажник, остаётся весьма приличное пространство для всяких сумочек, пакетов и другой мелочи типа шинного насоса.

Шторка багажника в Смарте выполнена в форме буквы Г и прикрывает грузовой отсек не только сверху, но и спереди. На внешней стороне шторки пришита пара объёмных сеток, а ниже осталось место для мелочей. Тут же лежат аптечка и знак аварийной остановки.

Багажники двух машин похожи. И там и там одинаков принцип открывания задней дверцы (она двухстворчатая, вверх уходит стекло, вниз откидывается непрозрачная часть). И обе модели обладают неплохими возможностями по трансформации. Разница только в литраже. Новый Смарт кладёт предшественника на обе лопатки.

Для того чтобы положить мелочь, можно откинуть только стекло задней двери. Откинутая вниз основная створка может служить площадкой для погрузки вещей, так как выдерживает 50 кг веса. Объём багажника под шторкой у новой машины составляет 220 л. Очень неплохо, учитывая, что перед нами малолитражка, по внешним размерам меньшая, чем типичный А-класс. Если сложить верхнюю часть шторки и грузить до крыши, поместится 340 л поклажи, и это на 80 л больше, чем по аналогичной схеме вместил бы первый Смарт.

Следующий трюк — складывание и передней части шторки. В такой ситуации багаж можно грузить до спинок передних сидений, а это порой совсем не лишние десяток-другой сантиметров. Тем паче что правое кресло даже с человеком можно чуть-чуть сильнее продвинуть вперёд, нежели водительское. Наконец, если водитель едет один, пассажирское сиденье можно совсем сложить, и тогда Смарт превращается в микроскопический грузовик, пусть и с грузовым отсеком неправильной формы.

Ещё один интересный момент — это доступ к бачку омывателя лобового стекла. На старой машине его нельзя было назвать удобным. Ключом следовало повернуть пластиковый винт на правой вентиляционной решётке под лобовым стеклом, после чего последняя снималась, а под ней в глубине обнаруживалась горловина с гофрированным шлангом. Горловину эту нужно было подтянуть вверх (что делалось не без труда, так как мешали другие детали), либо следовало воспользоваться воронкой.

Смарт номер два тут ухитрился перещеголять предшественника. Он получил, в отличие от машины первого поколения, открывающийся капотик. Вот только операция по открыванию — не из простых. Вероятно, обычные петли тут не поместились, потому это даже не традиционная крышка капота, которую можно поднять, дёрнув за рычажок из салона, а сервисная крышка, и она не поднимается, а снимается, но при этом не отсоединяется от машины. Запутано? Ещё как. Давайте разбираться.

Первый шаг. В решётке радиатора ищем узкие пластиковые рычаги (справа и слева по одному), а на них — пластиковые фиксаторы. Их следует отщёлкнуть. Тогда рычаги можно повернуть на 90 градусов, перпендикулярно облицовке (первый снимок). Шаг второй. Берёмся двумя руками за рычаги и сдвигаем их наружу (второй снимок). В этот момент освобождается передний край крохотного капотика. Шаг третий. Взявшись за передний край крышки одной рукой, а второй — за задний её край, сдвигаем капот на себя и вверх. Он выходит из зацепления с внутренними замками и упорами и повисает, будучи прикреплённым к кузову одним лишь ремнём. Шаг четвёртый. Закрепляем крышку на двух углублениях в бампере — в них попадают специальные кронштейны с внутренней стороны крышки (третий снимок). Теперь можно спокойно поднять крышечку бачка для омывайки (четвёртый снимок). Тут же, кстати, рядом находится и горловина для охлаждающей жидкости.

Обратная установка не менее хлопотна. Сначала следует, приподняв крышку капота, совместить на заднем её краю и сбоку четыре небольших выступа с четырьмя соответствующими углублениями в кузове. Затем нужно пододвинуть задний край крышки к стеклу, а после захлопнуть «нос». Теперь следует переместить назад фиксирующие рычаги, повернуть их вдоль облицовки и защёлкнуть.

Вот после этого и говори, что Смарт — сугубо женская машина. Нет, по меньшей мере это унисекс. Хотя у нас на мужчину, вылезающего из-за руля такого крохи, смотрят косо. Дамы берут Смарт за эффектность облика, сильный пол — за то, как задорно едет. И все в один голос хвалят возможность поставить Смарт в таком месте, куда обычная машина явно не влезет. Тут следует остановиться на знаменитой перпендикулярной парковке. «Носом» или задом к тротуару. Кстати, лучше задом, так как там повыше висит бампер и можно вплотную подъехать к бордюру, сэкономив несколько сантиметров.

Старый Смарт при такой парковке между машин, выровненных вдоль тротуара, выставлял свой «нос» совсем немного, и проезжающие мимо автомобили миновали карапуза спокойно. С новым Смартом трюк теоретически тоже выполним, но при выборе данного метода парковки подумать уже нужно трижды. А ведь, казалось бы, велика ли разница: было от «носа» до «хвоста» 2,5 м ровно, стало — без малого 2,7 м. И всё же далеко не везде новый автомобиль можно втиснуть таким методом.

Не зря в некоторых германских городах Смартам запрещено парковаться поперёк соседних машин. Правда, довод высказывается иной: проезжающие мимо водители не видят фонарей машины, а следовательно, в темноте могут не сразу заметить, если такой Смарт начнёт маневрирование. Хорошо хоть при традиционной парковке вдоль бордюра преимущество малыша никуда не делось. Порой метр с лишним запаса, который даёт длина Смарта в сравнении с обычными компактными хэтчбеками, — это именно тот самый метр, которого не хватает, чтобы зарулить на свободное место на другой машине.

Выходит, что если подходить к Смарту исключительно рационально, в нём не так уж много преимуществ перед четырёх-пятиместными машинами класса А. Может, по расходу топлива он их обставит? Да, если сравнить паспортные данные Смарта с параметрами имеющихся на нашем рынке субкомпактов, разница в пользу Fortwo отыщется. Только в реальных условиях едва ли она окажется велика. И хотя тест с его суматохой — не показатель, по борткомпьютеру у нас выходило, что в плотном и медленном городском потоке, в затяжных пробках либо при агрессивной езде Смарт начинает выпивать горючего примерно столько же, сколько и другие малолитражки: и восемь, и десять, и двенадцать литров на сотню (средний расход за приличный пробег в руках журналистов — восемь с копейками).

Светодиодные ходовые огни входят во все версии Смарта, продающиеся в России. У нас, кстати, эта модель идёт в варианте «Особая серия», что означает некоторые отличия по подбору оборудования от гаммы Смартов для других стран. Скажем, у нас во всех комплектациях есть кондиционер с автоматическим контролем температуры, пакет курильщика, датчики дождя и света.

Логично спросить — в чём тогда особая бережливость этой модели? Она заключена в предельных её возможностях. В хороших условиях и при максимально аккуратном обращении с педалью газа вы действительно можете получить на ней циферки расхода, недоступные другим бензиновым легковушкам. Очень жаль в этой связи, что к нам официально не поставляют дизель, там экономичность вообще должна быть потрясающей.

Взвесив все за и против, нужно признать, что рационально подходить к Смарту не получается никак. Достаточно поездить на нём несколько дней, чтобы понять — машину эту можно полюбить только за одни эмоции, которые она дарит водителю. Смарт — это не просто средство передвижения, а средство поднятия настроения. Смарт — это определённая аура и история. И это сообщество понимающих людей. Именно в данном отношении выделяющийся из унылого потока задорный Smart Fortwo удивительным образом напоминает Фольксваген Жук. Тот самый, первый, колобкообразный тесный автомобильчик с мотором в заднем свесе. Выходит, мой собеседник, дедушка, сам не зная того, попал в точку.

Паспортные данные

Модель Модификация
Кузов
Тип кузова хэтчбек
Число дверей/мест 3/2
Длина, мм 2695
Ширина, мм 1559
Высота, мм 1565
Колёсная база, мм 1867
Колея передняя/задняя, мм 1283/1385
Снаряжённая масса, кг 770
Полная масса, кг 1050
Объём багажника, л 220
Двигатель
Тип бензиновый с турбонаддувом
Расположение в базе, поперечно
Число и расположение цилиндров 3, в ряд
Число клапанов 12
Рабочий объём, см³ 999
Макс. мощность, л.с./об/мин 84/5250
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин 120/2000–4750
Трансмиссия
Коробка передач роботизированная пятиступенчатая
Привод задний
Ходовая часть
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска полузависимая, пружинная
Передние тормоза дисковые
Задние тормоза барабанные
Шины (спереди / сзади) 155/60 R15 / 175/55 R15
Дорожный просвет, мм нет данных
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 145
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с 10,7
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл 6,3 (6,2)*
— загородный цикл 4,1 (4,0)
— смешанный цикл 4,9 (4,9)
Норма токсичности Евро-5
Ёмкость топливного бака, л 33
Топливо АИ-95
* В скобках данные при ручном режиме переключения.

Комплектация

Smart Fortwo coupe Passion 1.0 (84 hp)
Фронтальные подушки безопасности +
АБС +
Система динамической стабилизации +
Трекшн-контроль +
Роботизированная коробка передач +
Рулевой механизм с усилителем +
Стеклоочиститель пятой двери +
Бортовой компьютер +
Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом +
Датчик дождя +
Датчик света +
Круиз-контроль S
Кондиционер с автоматической регулировкой температуры +
Мультифункциональное рулевое колесо с отделкой кожей S
Электростеклоподъёмники S
Подогрев передних сидений +
Панорамная крыша S
Иммобилайзер +
Противоугонная сигнализация +
Защита поддона картера +
Легкосплавные колёсные диски +
Цвет «металлик» +
Дополнительное оборудование тестового автомобиля
Аудиопакет (система RDS/CD/MP3/USB с двумя широкополосными, двумя высокочастотными динамиками и сабвуфером)
Кожаная отделка сидений
Цена базовой комплектации 640 000*
Цена комплектации Passion 1.0 (84 hp) 740 000
Цена протестированного автомобиля 782 570
+ — входит в базовую комплектацию.
S — стандарт для тестовой комплектации.
* Цены указаны в рублях.

Техника

Основу автомобиля составляет фирменная капсула безопасности Tridion, в которой более 50% элементов выполнены из сверхвысокопрочной стали. Несмотря на очень короткий капот, инженеры ухитрились спереди этой скорлупы разместить небольшие элементы с запрограммированными зонами деформации.

Двигатель в Смарте расположен аккурат между задними колёсами поперечно, с наклоном блока цилиндров назад и смещением оси коленвала в пределы базы. Так что формально машину можно называть среднемоторной, хотя чаще её относят к заднемоторным автомобилям.

Задняя подвеска микрокара довольно интересна и относится к типу «Де Дион» (на обоих поколениях машины она конструктивно схожа). Её главный элемент — изогнутая неразрезная балка (зелёные стрелки) большого сечения. Она подвешена на пружинах (белая стрелка) и крепится к кузову в центральной своей части спереди. Дополнена эта балка двумя поперечными рычагами (жёлтые стрелки). Оранжевым отмечен дифференциал, чёрным — тормозной барабан.

«Сердце» Smart Fortwo второго поколения — однолитровый трёхцилиндровый ДВС 3B21, разработанный Mitsubishi Motors и выпускаемый как в атмосферном, так и в турбированном (на тестовом автомобиле) варианте. Его особенности — алюминиевый блок цилиндров, два распредвала, четыре клапана на цилиндр, изменяемые фазы газораспределения, вес — около 70 кг. «Атмосферник» при этом снабжён ещё и микрогибридным приводом, который при каждом снижении скорости ниже восьми километров в час глушит двигатель и снова его запускает, когда педаль тормоза оказывается отпущена. Кроме того, микрогибрид (фактически — продвинутый вариант систем start/stop) деактивируется при частых остановках и троганиях во время маневрирования на парковке, чтобы не раздражать водителя, а ещё не включается, пока двигатель не прогрелся хотя бы до 60 градусов. Также система блокируется, если за бортом ниже пяти градусов, чтобы при частых стартах не разряжался аккумулятор. Микрогибрид можно отключить и принудительно.

Пятиступенчатая коробка-«робот» Смарта оснащена функцией кикдаун и ручным режимом, в котором передачи можно менять как напольным рычагом, так и подрулевыми лепестками.

Безопасность

Второе поколение Смарта в краш-тестах Euro NCAP осенью 2007 года заработало четыре звезды и 28 баллов за защиту взрослых обитателей салона. Из этих очков 12,9 были выданы за фронтальный удар со смещением — очень неплохо для такого маленького автомобиля. Эксперты отметили, что клетка салона сохранила форму, правда, колени и бёдра как водителя, так и пассажира всё же рискуют получить повреждения при ударе о переднюю панель. Боковой удар машина пережила хорошо. Защита детей в рамках теста не оценивалась, а вот защита пешеходов проверялась и была признана плохой.

История

Отцом Смарта можно по праву назвать Николаса Джорджа Хайека, основателя часовой компании Swatch. Именно он выдвинул идею сверхкомпактного городского автомобильчика, юркого, экономичного и стильного, как часы, именно он обратился за содействием к автопромышленникам, желая довести Swatchmobile (так неофициально поначалу назывался проект) до конвейера. Поиски Хайека после ряда неудач привели его в компанию Daimler-Benz, где он нашёл полное понимание. Здесь уже несколько лет работали над замыслом компактного сити-кара с прочной яйцеобразной пассажирской капсулой.

Прообразы такого автомобиля — шоу-кары Eco Sprinter (слева) и Eco Speedster (справа) были созданы специалистами Мерседеса в 1993 году, а в 1994 году родилось СП Swatch и Даймлера — Micro Compact Car (MCC), которое занялось подготовкой выпуска машин под брендом Smart (Swatch Mercedes Art). Через четыре года, вскоре после постановки первого Смарта на конвейер, фирма Swatch вышла из проекта, а компания MCC стала стопроцентным дочерним предприятием Даймлера. Ещё чуть позже она была переименована в Smart GmbH.

Первый Смарт (модель с внутренним индексом 450) пошёл в серию в 1998 году. Двухместный автомобиль назывался Smart City Coupe. Он оснащался трёхцилиндровым бензиновым турбомотором объёмом 599 «кубиков» и мощностью 45, 55 и 61 л.с., а также турбодизелем объёмом 799 кубических сантиметров и отдачей в 41 «лошадку». Коробка передач была роботизированная шестиступенчатая.

Характерной визуальной особенностью модели, унаследованной всеми последующими версиями, стала контрастная двухцветная окраска кузова — металлической защитной капсулы и внешних пластиковых панелей. Они, кстати, сменные, так что при желании владелец такого авто может купить новые и поменять цвет машины.

Длина всего в 2,5 м позволяла парковать Смарт поперёк тротуара, там, где другие машины вставали вдоль него, а также втискивать до трёх, а то и четырёх микрокаров на месте, предназначенном для одной крупной машины вроде полноразмерного пикапа. Такая парковка стала одной из визитных карточек модели. Низкий вес («пустые» 730 кг в базовой версии) обуславливал низкий средний расход топлива — 4,7 л/100 км у бензиновой модификации и 3,3–3,4 л/100 км у дизеля.

В 2000 году Смарт обзавёлся модификацией со съёмными панелями крыши (City Cabrio), а в 2002-м пережил фейслифтинг (на снимках). Одновременно с коррекцией внешности (в частности, иными стали фары) автомобиль получил бензиновый ДВС большего объёма (698 «кубиков»), с мощностью 50 и 61 л.с. В 2003 году ателье Brabus выпустило тюнинговую версию Смарта, отличавшуюся элементами декора снаружи и в салоне, выхлопом по центру заднего бампера, более широкими низкопрофильными колёсами и жёсткой подвеской, а также увеличенной до 75 л.с. мощностью турбированного бензинового мотора. В 2004 году модель Smart City Coupe переименовали в Smart Fortwo, а вариант City Cabrio, соответственно, стал Fortwo Cabrio. С момента своего старта в 1998 году и по начало 2007 года включительно Смарт первого поколения разошёлся тиражом более 770 тысяч штук. 85% покупателей составили люди моложе 40 лет.

Второе поколение микрокара Smart Fortwo (тип 451), в закрытом и открытом варианте, было представлено в 2006 году и пошло в серию с 2007 года. Модель прибавила в длину 19,5 см, что повысило комфорт, позволило добавить 70 л к паспортной вместимости багажника (под шторку) и улучшило защиту пассажиров при ударе сзади. Машина получила литровый бензиновый мотор в атмосферном и турбированном вариантах. Мощность его колеблется от 61 л.с. до 102 л.с. (последний показатель — для версии от ателье Brabus после осени 2010 года). Остался в гамме и турбодизель объёмом 0,8 л (45 л.с. с начала запуска второй генерации модели и 54 л.с. с 2009 года).

В 2009 году Смарт второго поколения обзавёлся серийной чисто электрической версией (electric drive, или ED, на фото). Заметим, в первом поколении у Смарта, то есть в кузове «тип 450», такая модификация (с 30-киловаттным мотором и пробегом на одной зарядке в 110 км) тоже присутствовала, но в продажу не поступала, а была выпущена в 2007 году ограниченной партией в 100 штук и сдавалась в аренду. Фактически это были масштабные тесты. Электромобиль Smart ED в кузове 451 поначалу обладал электромотором с отдачей всего 20 кВт, правда, пробег был повыше, чем у предшественника, — 135 км.

Продажи Smart ED шли не особенно бурно, и в 2011 году компания очень серьёзно перекроила всю электрическую начинку модели, объявив результат третьим поколением электрокара Fortwo. Мощность мотора выросла до 55 кВт (а в версии от Brabus — до 60 кВт), запас хода — до 145 км. С лета 2012 года эта машина поступила в продажу в Германии, а в 2013-м она должна попасть в другие европейские страны и в США. Всего же Smart ED будет постепенно выведен на 30 рынков. В Россию этот аппарат тоже наверняка придёт, но никаких конкретных сроков пока не названо.

В 2010 году модель Smart Fortwo второго поколения пережила лёгкий рестайлинг, а в 2012 году — более серьёзный (на фото), затронувший и внешность, и салон (некоторые элементы передней панели плюс материалы отделки). Вскоре после него знаменитый сити-кар официально пришёл в Россию.

За кадром

Сторонний наблюдатель с большой долей вероятности отнесётся к Смарту как к дорогой игрушке. Таково внешнее впечатление от небольшой и нарядной модели. Мы во время съёмок старались сохранить это «игрушечное» настроение. Хотя за пределами узких улочек или парковок кроха при первой же возможности напоминал нам, что он вполне взрослый автомобиль.