Москвич 408 412

pos1t1ve

Как-то так получилось, что несмотря на некую истерию вокруг 21-ой Волги и признание её автомобилем-легендой, автомобилем-иконой и т.д. 60-70 гг, для меня образчиком стиля и дизайна тех лет в нашем автопроме является 408ой Москвич. Я бы даже так сказал — алый 408-ой Москвич с четырехфарной системой освещения. Удивительно, но я даже помню, как первый раз его увидел! Начало девяностых. Зима. Изредка сонное бдение маленькой улочки нарушает тарахтение очередной «копейки» или «шестерки». Иномарок ещё мало, Приор нет и в помине… И как-то из-за поворота выкатывается небольшой голубой автомобильчик с большими глазами-фарами в пол-передка и изящно, в легком крене заходя в поворот, продолжает движение. Тогда он меня шокировал, ведь Москвич действительно был похож на треклятые американские автомобили с самолетными килями из фильмов про Элвиса 🙂 Сегодняшний мой рассказ о нем — об автомобиле, на покупку которого в 1967 году уходило 41,5 средних советских зарплат, и на котором катался Шеф в знаменитом советском блокбастере «Бриллиантовая рука» — знакомтесь: Москвич — 408.
Разработка автомобиля официально началась в 1959 году, когда стали очевидными две вещи: Москвич — 407, а впоследствии 403 стал чрезвычайно популярной моделью в «кап. странах», а второе — то что он безнадежно устарел.
Второе радовать советское руководство никак не могло, так как Москвич был продуктом стратегическим, 35-40 процентов выпущенных автомобилей уходили на экспорт. Даже американцы заинтересовались нашими Волгами и Москвичами. В апрельском выпуске журнала Популярная Наука за 1959 год проводится тест советских машин. Несмотря на ироничный заголовок «Русские легковые автомобили: стильные, но ленивые», некоторые качества Волг и Москвичей оцениваются весьма высоко. Кроме того, в 1959 году происходит сильнейшая идеологическая диверсия Штатов в виде американской выставки в Сокольниках, на которой, разумеется, были представлены и автомобили. Выставка была для рядовых советских граждан шоком, однако для дизайнеров и конструкторов это было глотком свежего воздуха, ведь американская школа дизайна переживала тогда взлет. Возможно, именно благодаря этой выставке М-408 получил свою четырехфарную систему освещения на экспортной версии. Тем временем, в 1960 г. завод получает полуофициальный статус производителя экспортной продукции и фактический карт-бланш на разработку новой машины. 12 апреля 1961 года вся страна и весь мир переживает удивительные, доселе неведанные чувства — Юрий Гагарин совершает первый полет человека в Космос. Уверен, что это достижение предало сил и дизайнерам Москвича. Теперь они просто не имели права создать некрасивый автомобиль! И «космическая» тема, безусловно, находит в отражение в футуристическом на тот момент интерьере машины, в хвостовых плавниках с вытянутыми элегантными фонарями, в решетке радиатора. Было построено 14 прототипов — невиданное поле деятельности для дизайнеров. Постепенно М-408 становился таким, каким мы привыкли его видеть:
Эти прототипы датированы 1962 годом:




Автомобиль выглядел весьма современно для своего времени. Вот таким образом выглядели. в частности, модели 1964 года именитых мировых производителей:
BMW 1500

Renault 8/10
Opel Kapitan A

М-408

Как мы видим, Москвич находился очень даже в тренде тех лет. Что касается «начинки», то ахиллесовой пятой Москвичей были слабые и устаревшие двигатели. В частности, на М-408 стоял «расточенный» двигатель от модели М-407 мощностью 50 л. с. Среди технических новшеств «Москвича-408» следует отметить автоматическую регулировку тормозов, педали подвесного типа (опробованные еще на «Москвиче-403»). Впервые в отечественном автомобилестроении были применены 13-дюймовые колеса, более безопасный капот двигателя с передними петлями, двухкамерный карбюратор К126-П с пусковым полуавтоматом прогрева. На «Москвич-408» устанавливали механическую четырехступенчатую коробку передач с синхронизаторами на высших передачах (рычаг управления первое время располагался на рулевой колонке), контактную систему зажигания, независимую переднюю и зависимую заднюю подвески (пружинная на поперечных рычагах спереди и рессорная сзади), а также телескопические амортизаторы.
В 1964 году автомобиль увидел свет. Это событие было настолько знаменательным, что обложка ноябрьского номера журнала «За рулем» того года посвящается «Москвичу»:
вот что пишет именитое издание по поводу выхода нового автомобиля:
«…»Москвич-408» — малолитражный легковой автомобиль с закрытым четырех-пятиместным кузовом. Так называемое пассажирское помещение расположено внутри колесной базы, багажник – в задней части кузова. Эта компоновочная схема, которая остается широко распространенной в практике мирового автомобилестроения. Она дает возможность наилучшим образом распределить полный вес по осям, что в свою очередь делает автомобиль устойчивым, помогает ему хорошо «держать дорогу»
Красиво оформленный щиток приборов, установленный на съемной панели, объединяет спидометр, амперметр, указатели уровня бензина, давления масла в двигателе и температуры охлаждающей жидкости в двигателе. Кроме того, в щиток вмонтированы контрольные лампы дальнего света фар и указатели повтора.
Помимо щитка приборов на панели установлены кнопки управления, радиоприемник на полупроводниках, ящик с крышкой, пепельница, прикуриватель, замок зажигания рычажки управления отопителем.»…
…»При создании нового автомобиля была проявлена большая изобретательность, что, безусловно, отразилось на его качествах.
«Москвич-408» обладает хорошей плавностью хода и управляемостью на любых дорогах, он вполне комфортабелен, очень хорошо «держит дорогу» и послушен в управлении, тормоза работают легко и действуют на всем диапазоне скоростей. Достаточно высока у нового автомобиля динамика разгона и топливная экономичность. По прочности и износостойкости узлов и агрегатов он значительно превосходит модель 407.
Большой интерес к «Москвичу-408» проявляют зарубежные специалисты. За последнее время завод посетили Делегации из ГДР, Кипра, ЧССР, Финляндии, Канады и Индонезии, которые детально ознакомились с новым малолитражным автомобилем и с подготовкой его производства. Машина получила у них высокую оценку.

Хороший подарок автолюбителям страны сделал коллектив Московского завода малолитражных автомобилей!»…
Однако для СССР главным был, конечно, экспортный рынок. Мировой дебют М-408 состоялся в 1964 году на Лондонском Автосалоне. Вот что по поводу появления М-408 на «загнивающем» западе писали тогда газеты: (фото предоставлено пользователем diecast43 )
А вот эта статья уже от 1968 года:
На экспорт автомобили продавались обычно с четырьмя фарами, более мощным двигателем, хромовыми окладами рамок дверей и уплотнителей стекол, причем экспорт шел и в Западную Европу, преимущественно Францию, Бельгию, Скандинавские страны, Финляндию. Бельгийская фирма Scaldia-Volga продававшая Москвичи под именем
Scaldia 408, в частности, устанавливала иную электропроводку, а так же покрывала крышу автомобиля винилом. В разных странах автомобиль назывался по-разному: Во Франции и ряде других стран машину продавали под названием Moskvitch Elite («Элит») или Elita, так как номера с нулем посередине (вроде 404, 405, 408 и т. д.) были законодательно зарезервированы фирмой «Пежо» для своих моделей. В Скандинавии, М-408 продавался под брэндом Moskvitch Carat. По европейским меркам, «Москвич» был довольно солидной машиной (класса family car — «семейная машина»), покупателей привлекали невысокая цена, стильный внешний вид, хорошая комплектация, крепкая конструкция и достаточно высокий уровень качества.
Москвичи, кстати, собирались и в братской Болгарии:
Интересно что некоторые конструктивные решения принимались именно под давлением «экспортной составляющей» будущей модели. В частности, под влиянием главного конструктора и идеолога АЗЛК, Александра Федоровича Андронова, первые прототипы создавались на больших, 15 — ти дюймовых колесах, что объяснялось плохим качеством дорожного покрытия в стране. 13 дюймовые колеса были введены лишь после вмешательства АвтоЭкспорта. «В Европе такое уже не носят!» — иронически замечали сотрудники ведомства.
Норвежский журнал «Техникенс верльд» («Мир техники») в 1968 году провел испытанияМ-408 на живучесть протяженностью в 1240 км по самым плохим дорожным условиям, по итогам которых писал, что:
«Москвич-Элит» выдерживает жестокое обращение, и притом лучше, чем мы могли себе представить. Мы можем смело заявить, что немного есть на свете машин, которые вынесли бы такое испытание!»
А вот что говорил генерал Де Голль, ознакомившись с автомобилем в Париже:
«У вашей машины хорошая репутация, она прочна, как мне сказали, вынослива и я желаю вам успеха»


Красноречивее всего об успехах М-408 на внешнем рынке свидетельствуют цифры экспортных продаж (в тысячах) шт.:

Год выпущено машин экспортировано машин
1964 80.168 32.052
1965 76.825 34.549
1966 82.374 42.508
1967 90.303 46.315
1968 97.666 53.392
1969 101.836 64.767

В 1968 году доля экспорта составила 55 процентов!
Наряду с базовой моделью, коллектив дизайнеров предлагает и совершенно дерзкий для советского автомобилестроения открытый вариант с кузовом кабриолет под именем «Турист», который впервые был оборудован инжектором разработки ЦНИИТА. Турист подходил под класс Gran Tursimo и являлся без сомнения очень красивым и элегантным автомобилем. Складной мягкий верх на нем не предусматривался. Предполагалось, что в случае непогоды два человека «легким движением руки» превратят машину в купе с помощью пластикового верха. Салон кабриолета был выполнен красным, а кузов черным. На автомобиль устанавливали двигатель мощностью 63 л.с., что в сочетании с небольшой массой давало неплохие динамические показатели. Однако, в серию автомобиль не пошел. Почему — теперь уже сказать трудно. Возможно, из-за загруженности конвейера, а возможно — из-за нежелания правительства заниматься выпуском столь «буржуазного» автомобиля. К сожалению, ни один из экземпляров ни уцелел…
В 1967 появляется модель Москвич-412 с новым перспективным двигателем мощностью 75 л.с. Существует мнение, что это мотор был «цельностянут» с двигателя БМВ — однако, это не так. Главный конструктор АЗЛК Андронов, ревностно отслеживающий последние тенденции в мире автомобильных двигателей, первоначально поставил задачу копирования двигателя, однако на выходе агрегат унаследовал лишь часть конструкторских решений БМВ. Не верно считать 412-ый и преемником 408-ого Москвича. Это была лишь более мощная и более престижная модель линейки. В 1976 году М-408 превратился в 2138, а 412ый в 2140.
В 1969 году проходит рестайлинг обеих моделей. Учитывая мировую моду, автомобиль получает шестиугольные фары производства ГДР (такие же ставились на забытый ныне Вартбург 353, а идею рестайлинга предложила все та же Скалдия-Волга), иные подфарники, решетку радиатора, задние фонари, а также изменения в салоне. Кроме того, автомобиль впервые в СССР получил усовершенствования, связанные с повышением пассивной безопасности, что отражалось в литерах его названия — «ИЭ». (Возможность экспорта) Важный факт: Москвич-408 первым в СССР прошел фронтальный краш-тест. В 1967 году производство «412ых» так же освоил Ижевский автозавод. Его автомобили, имели, однако, более простой дизайн. Фактически,
412-ый не только дал ИжАвто путевку в жизнь, но и похоронил его, как производителя современных автомобилей. До развала Советского Союза принципиально новых моделей заводу освоить не удалось. Впрочем, это отдельная грустная история.
В 70-ых гг. для поддержания имиджа, заводская раллийная команда много и часто принимает участие в соревнованиях. Чего им стоило это участие, много позже они напишут в своих мемуарах. Кстати, по этому поводу существует один отличный сайт. Самым легендарным ралли с участием команды АЗЛК, конечно было «Лондон — Мехико» 1970 года. 25.000 км по дорогам 25 стран. О том, какие страсти кипели на дорогах этого соревнования, говорит хотя бы этот отрывок:
» Но еще более впечатляющими, чем гонки, были некоторые остановки. Да, да, вынужденная остановка экипажа Леонтия Потапчика в Сан-Пауло может быть, по-моему, занесена в анналы истории ралли,как не имеющая прецедента. Действительно, раллистам уже не раз приходилось «воевать» с различны-ми разъяренными животными — пантерой, кенгуру,верблюдом (был такой случай в ралли «Сафари») и даже со змеей, мстительно бросившейся вслед «наступившему» ей на хвост автомобилю. Но с вооруженными людьми?.. Такого я что-то про наше мирное племя раллистов еще не слыхивал.А вот в Сан-Пауло это произошло. Леонтий По-тапчик уже почти пересек весь город и выруливална шоссе, ведущее к Вентании, когда его вдруг обо-гнали две местные машины и стали поперек дороги,перегородив путь. Из машин выскочили пятеро че-ловек, бросились к «Москвичу», окружили его и начали, перебивая друг друга, что-то кричать, требовать, угрожать. Особенно неистовствовал один, с бородой, одетый явно не для приема в посольстве — на нем была какая-то наспех накинутая рваная курт- ка и что-то вроде кальсон вместо брюк. Но… в руках у него был автомат, который он держал так, будто

идет в атаку на сильно укрепленную позицию противника…» (из книги Юрия Клеманова «Москвичи на Москвичах»)
Все тот же журнал «За Рулем» в 1969 году описывал ралли Лондон — Сидней 1968 года ( 16.000 км, 11 стран)
Сейчас увидеть реплики раллийных Москвичей можно в музее на Рогожском валу
(фотографии сделаны pkuneev )
М-408 выпускался серийно с 1964 по 1975 год, долгое время дополняя 412-ый в производственной программе. 412ый считался автомобилем более высокого класса, хотя тогда о классах особенно не рассуждали, обладание автомобилем само по себе уже указывало на класс владельца. В мае 1967 года с конвейера завода торжественно сходит миллионный автомобиль Москвич-408.
Помимо базового автомобиля в кузове седан, на производство были поставлены также универсал и фургон. Кроме того, из обычных Москвичей кустарным методом делались пикапы. После четырех-фарного седана самым красивым автомобилем линейки, безусловно является фургон Москвич-433 с необычными гофрированными боковинами кузова. Обратите внимание, как красиво он выглядит на рекламе тех лет:
Москвич-434, отличающийся более мощным двигателем 412-ой модели и «живьем» выглядит весьма эффектно.
Москвич-408 также успел побывать киногероем. Самую известную его «роль» мы уже описали выше — это машина шефа в Бриллиантовой руке…
… и головокружительная сцена погони в «невероятных приключениях итальянцев в России». Пожалуй, самая масштабная и красивая погоня в отечественном кино снималась с использованием пяти Жигулей и пяти Москвичей, итальянских каскадеров, русских раллистов и поистине бесстрашного Андрея Миронова, выполнившего все трюки в фильме самостоятельно.
Конечно, рассказывать про этот автомобиль можно долго. За долгую конвейерную жизнь он пережил победы и неудачи, превратился из современного в глубоко устаревший, а затем долгое время был предан забвению. С запуском АвтоВАЗа завод неуклонно катился в бездну и, в конечном счете, эта бездна сожрала его без остатка. (Министром автомобильной промышленности тогда был бывший гендир АвтоВАЗа Поляков, грубо и напористо лоббирующий интересы родного предприятия)
Однако не хочется заканчивать этот рассказ на грустной ноте. Каждый автомобиль является олицетворением своей эпохи. В сияющих хромом колпаках динамичного, стильного Москвича словно застыло отражение той далекой эпохи. Эпохи открытия Космоса, больших амбиций и культовых фильмов…
Создателями М-408 были: главный художник Борис Иванов и главный конструктор Александр Андронов. Напоследок, подборка самых красивых (на мой вкус) фотографий М-408 (М-412)

Зеленый «Москвич-408»

Москвич-408 — советский автомобиль малого класса. Выпускался с 1964 по 1975 год.

История созданияПравить

Разработка автомобиля началась в 1959 году (дизайнер — Б. С. Иванов).

Особое внимание при проектировании уделялось дизайну, так как многие технические решения автомобиль унаследовал от предыдущего поколения, которое в процессе своего производства непрерывно модернизировалось, в результате чего пошедшая в серию в 1963 году модель Москвич-403, ещё имевшая старый кузов образца 1956 года, уже содержала основные технические элементы будущего «408-го». На раннем этапе дизайнерами использовалась любопытная техника: пластилиновый макет выполнялся непосредственно на поверхности кузова «живого» серийного «Москвича-407». Впоследствии перешли уже к строительству обычных полноразмерных макетов. Существовало не менее трёх вариантов внешнего вида и множество различных поисковых эскизных набросков. Одновременно с базовым седаном велась разработка вариантов с кузовами «универсал», «фургон», «купе» и «кабриолет». Первые прототипы имели «двухэтажное» оформление передка, как у предыдущей модели, и 15-дюймовые обода колёс. Впоследствии по соображениям улучшения внешнего вида автомобиля размерность колёс была снижена до 13″, а решётка радиатора стала однорядной, как на наиболее современных на тот момент серийных моделях западных фирм. В 1961—1963 годах было построено четыре автомобиля-прототипа с различными вариантами оформления, были проведены их испытания. Впоследствии было построено ещё несколько прототипов, уже предсерийных и по внешности весьма близких к будущему серийному автомобилю. Первые серийные экземпляры «Москвича-408» сошли с конвейера в сентябре 1964 года, а в 1966 году с конвейера уже сошёл стотысячный автомобиль этой модели (он был экспортной модификации «−408Э» с улучшенным внешним оформлением и более мощным двигателем).

В агрегатной части особых новаций не наблюдалось. Как уже упоминалось, многие узлы и технические решения «Москвич-408» унаследовал от уже выпускавшихся на тот момент моделей предыдущего поколения — М−407 и в особенности «переходного» М−403: верхнеклапанный двигатель (за вычетом ряда незначительных отличий вроде нового двухкамерного карбюратора К-126), четырёхступенчатую коробку передач с переключением расположенным на рулевой колонке рычагом через вал, концентричный рулевому (а не расположенный сбоку от него соосно как на М-402 и М-407), переднюю подвеску с двумя шаровыми шарнирами с каждой стороны (у М-402 и М-407 подвеска имела с каждой стороны один шаровой шарнир и один цилиндрический палец), тормоза с автоматической регулировкой («самоподводом»), и так далее. Эти узлы были разработаны сравнительно недавно и постоянно совершенствовались, поэтому вполне соответствовали тогдашнему уровню техники. Такая политика постепенного внедрения новых узлов и агрегатов через «переходные» модели, без радикальной перестройки производства, соответствовала более скромным возможностям МЗМА по сравнению, например, с Горьковским заводом, который в те годы мог себе позволить создавать автомобили «с нуля», практически без заимствования технических решений с предыдущего поколения («Волга» ГАЗ-21 относительно «Победы», «Чайка» ГАЗ-13 относительно ЗиМ-а, ГАЗ-53 относительно ГАЗ-51). С 1966 по 1967 год «Москвич-408» производился в Ижевске. Конструктивно он ничем не отличался от своего московского собрата, небольшие отличия были лишь во внешности. В 1967 году появился новый автомобиль — Москвич-412, внешне неотличимый от 408-го. Главное отличие крылось в двигателе. В 1969 году обе модели — 408 и 412 — претерпели рестайлинг.

Миллионный Править

18 мая 1967 года с конвейера сошел первый миллионный автомобиль АЗЛК. Им стал как раз белый «Москвич-408». Юбиляр отличался от других машин опознавательными знаками, в частности, цифрой 1000000 (миллион) на решетке радиатора. Сейчас этот автомобиль вместе с другими юбилярами находится в Музее ретро-автомобилей на Рогожском валу.

408 и 412 до рестайлинга408 и 412 после рестайлингаИжевский Москвич-408/412Первые «двухэтажные» 408-еМиллионный «Москвич»Миллионный 408 от SB-Studio
Добавить фото в галерею

Модификации Править

С кузовом 408:

  • Москвич-408 — базовый седан (1964—1975)
  • Москвич-408Э — экспортный седан с двухфарной облицовкой радиатора, отвечающий европейским нормам безопасности
  • Москвич-408И — экспортный седан с четырёхфарной облицовкой радиатора, отвечающий европейским нормам безопасности
  • Москвич-408ИЭ — экспортный седан, поздний М-408 в кузове М-412, отвечающий европейским нормам безопасности
  • Москвич-408П — экспортный седан с правосторонним расположением руля, отвечающий европейским нормам безопасности
  • Москвич-408Ю — экспортный седан для стран с жарким климатом
  • Москвич-408К — экспортный машинокомплект для крупноузловой сборки седана
  • Москвич-408М — седан медслужбы
  • Москвич-408Т — седан такси
  • Москвич-408Б — седан с ручным управлением
  • Москвич-408У — учебный седан с дополнительными педалями и рулём

С другими кузовами:

  • Москвич-426 — базовый универсал (1966—1975)
  • Москвич-426Э — экспортный универсал со стандартной облицовкой радиатора, соответствующий европейским нормам безопасности
  • Москвич-426И — экспортный универсал с четырёхфарной облицовкой радиатора, соответствующий европейским нормам безопасности
  • Москвич-426ИЭ — экспортный универсал, поздний М-426 в кузове М-427, соответствующий европейским нормам безопасности
  • Москвич-426П — экспортный универсал, с правосторонним расположением руля, соответствующий европейским нормам безопасности
  • Москвич-426Ю — экспортный универсал для стран с жарким климатом
  • Москвич-426К — экспортный машинокомплект для крупноузловой сборки универсала
  • Москвич-426М — универсал медслужбы
  • Москвич-426Т — универсал такси
  • Москвич-433 — фургон (1966—1975)
  • Москвич-433 пикап — фургон со спиленной задней частью. Использовался для внутризаводских нужд.
  • Москвич-408 Турист — двухдверный кабриолет на базе 408-го. в серию не пошел.
  • Москвич-408 ГТ — двухдверное купе, имевшее, в отличие от обычного «Туриста», закрытый жесткий верх.

Москвич-426 Москвич-433 Москвич-408 «Турист» Москвич-408 ГТ Двухфарный 408П
Добавить фото в галерею

В игровой и сувенирной промышленности Править

Модель «Москвича» 408 производилась на заводе Dinky. На данный момент не выпускается, и за нее многие коллекционеры готовы выложить кругленькую сумму. Модель 408-го выпускалась до 2013 года на заводе «Тантал». Производились также и модификации 408 — 433, 426, пикап и т.д. В 2009 году модель «Москвича-408» вышла в журнальной серии «Автолегенды СССР». В тоже время такая же модель, только уже зеленого цвета, вышла в журнальной серии «Культовые автомобили Польши». В 2010 году модель «Москвича-408 ЭЛИТ» с четырьмя фарами представила фирма «Наш Автопром».

ПО «Тантал» ПО «Тантал» ПО «Тантал» ПО «Тантал» Автолегенды СССР Польская серия Dinky Toys Наш Автопром
Добавить фото в галерею

Вовка в Тридевятом царстве

Вовка в Тридевятом царстве

Тип мультфильма

рисованный

Жанр

нравоучительная современная сказка, сатира

Режиссёр

Борис Степанцев

Автор сценария

Вадим Коростылёв

Художник-постановщик

Анатолий Савченко
Пётр Репкин

Роли озвучивали

Рина Зелёная
Елена Понсова
Клара Румянова
Эмма Трейвас
Михаил Яншин

Композитор

Игорь Якушенко

Мультипликаторы

Юрий Бутырин,
Ольга Орлова,
Антонина Алёшина,
Анатолий Петров,
Татьяна Таранович,
Вадим Долгих,
Галина Баринова,
Светлана Жутовская,
Леонид Каюков,
Анатолий Абаренов,
Виктор Арсентьев

Оператор

Михаил Друян

Звукооператор

Борис Фильчиков

Студия

Союзмультфильм

Страна

СССР

Язык

русский

Длительность

19 мин. 49 сек.

Премьера

IMDb

ID 0213309

Аниматор.ру

ID 2160

«Вовка в Тридевятом царстве» — рисованный мультипликационный фильм-сказка режиссёра Бориса Степанцева, вышедший в 1965 году.

Сюжет

Школьник Вовка мечтал о сказочной жизни. С помощью советов из справочника «Сделай сам» библиотекарша создаёт нарисованного мальчика — двойника Вовки — и отправляет его в Тридевятое царство, существующее в книге сказок.

Сказочный Царь, красящий забор в синий цвет, велит отрубить Вовке голову за тунеядство. В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина Золотая рыбка упрекает его в лени и выкидывает в следующую сказку, где происходит Слёт юных Василис по обмену премудростями. Василисы отправляют Вовку по дорожке туда, где живут Двое из ларца. Они готовы выполнить любое желание, но выясняется, что то, что ты не сделал своими руками, радости тебе не приносит (во вполне буквальном смысле). На страницах следующей сказки Вовка встречает Печку, в которой пытается испечь пирожки. Однако Двое из ларца слишком бестолковы, чтобы ему помочь, и ничего хорошего не получается.

Осознав, что без работы ничего не получится, главный герой получает от Двоих из ларца столярные инструменты и доказывает, что сам что-то может, вырезав из дерева корыто для Старухи без помощи волшебства. Старуха хвалит его и просит теперь построить ей избу. Но Вовка говорит, что пока не умеет этого, и они садятся смотреть в книге «Сделай сам», «как избы делаются».

Создатели

«Вовка в Тридевятом царстве». 1965 г. Россия, 2012 г. (ЦФА (ИТЦ) #1655; Mi #1887).

  • Автор сценария: Вадим Коростылёв
  • Режиссёр: Борис Степанцев
  • Художники-постановщики:
    • Анатолий Савченко
    • Пётр Репкин
  • Оператор: Михаил Друян
  • Композитор: Игорь Якушенко
  • Звукооператор: Борис Фильчиков
  • Художники-мультипликаторы:
    • Юрий Бутырин
    • Ольга Орлова
    • Антонина Алёшина
    • Анатолий Петров
    • Татьяна Таранович
    • Вадим Долгих
    • Галина Баринова
    • Светлана Жутовская
    • Леонид Каюков
    • Анатолий Абаренов
    • Виктор Арсентьев
  • Художники
    • Ольга Геммерлинг
    • Гелий Аркадьев
  • Ассистенты режиссёра: В. Турбинер, Е. Шилова
  • Редактор: Раиса Фричинская
  • Роли озвучивали:
    • Рина Зелёная — Вовка
    • Михаил Яншин — Царь
    • Елена Понсова — Библиотекарша / Старуха
    • Клара Румянова — главная Василиса Премудрая / Золотая Рыбка
    • Эмма Трейвас — Печка
    • Людмила Гнилова — одна из Василис (в титрах не указана)

О фильме

Значительное место в творчестве Бориса Степанцева занимала современная сказка, где герои классических сюжетов оказывались в нашем времени и наоборот. В фильмах Степанцева всегда находилось место шутке, неожиданному трюку, фокусу, абсурдной ситуации. «Вовка в Тридевятом царстве» и вовсе нашпигован удачными репризами, во многом благодаря участию в озвучивании великолепной актрисы Рины Зелёной. Многие фразочки перекочевали в нашу повседневную жизнь.

— Сергей Капков > Переиздания на DVD

Мультфильм переиздавался на DVD в сборниках мультфильмов «Не хочу в школу» («Союзмультфильм»).

Литература

  • Коростылёв Вадим Николаевич. Вовка в Тридевятом царстве. — АСТ, 2008. — 48 с. — (СКАЗКИ — МУЛЬТФИЛЬМЫ). — ISBN 978-5-17-032893-2. (иллюстрации по мультфильму)
  • Фильмы-сказки: сценарии рисованных фильмов. Выпуск 9. — М.: Искусство, 1969. — 224 с. — 100 000 экз. (в том числе: В. Коростылёв «Вовка в Тридевятом царстве» с. 5-24)
  • Коллектив авторов. Сказки-мультфильмы для девчонок и мальчишек / О.Муравьёва. — ООО «Издательство АСТ», 2006. — С. 1—22. — 64 с. — ISBN 5-17-036945-X.

Примечания

  1. Сергей Капков. Борис Степанцев // Наши мультфильмы / Арсений Мещеряков, Ирина Остаркова. — Интеррос, 2006. — ISBN 5-91105-007-2. Архивировано 31 августа 2007 года. Архивная копия от 31 августа 2007 на Wayback Machine
  2. Не хочу в школу (DVD)

Ссылки

  • «Вовка в Тридевятом царстве» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • «Вовка в Тридевятом царстве» на «Аниматор.ру»

RCsRM ›
Блог ›
Модификации «Москвичей» 3 поколения

Проходя мимо «Москвича» определить точную модель и год выпуска только по внешнему виду иногда тяжело. И тут дело не в преклонном возрасте моделей, и даже в огромном количестве колхоза. Модификаций действительно много, иногда отличия минимальны.

Основное различие, на первый взгляд одинаковых авто, скрывается под капотом. Как вы поняли это двигатель. Существует 2 двигателя ( модификации пока упустим), которые ставились на автомобили «Москвич» с 1964 по 1988 год – это МЗМА-408 (50 л.с, 1360 куб. см).Мотор 1360 имеет характерный продолговатый воздушный фильтр, по которому мотор можно легко отличить от мотора 1500:


…и УЗАМ-412 (75 л.с,1480 (на шильдиках 1500 куб. см). Мотор 1500 с круглым воздушным фильтром.

Внешний вид авто помогает определить завод-изготовитель (МЗМА, позже переименованный в АЗЛК, или ИЖ) и приблизительно года выпуска. Отличить ИЖ от АЗЛК (МЗМА) нам поможет эмблема — банально, но работает):

Ранняя Ижевская эмблема – «Сатурн»:

Ижевская эмблема после «сатурна»:

Поздняя эмблема:

Эмблема МЗМА, в наше время встречается редко:

Эмблема АЗЛК:

Поздняя эмблема АЗЛК:

«Москвич» 408 на АЗЛК выпускался с 1964 до 1975. В 1967 году запустили «Москвич-412» . Этот промежуток принято разделять на 2 этапа: до рестайлинга и после.
Рестайлинг проведен в 1969 году, после чего к индексу модели стали добавлять ИЭ – Исполнение Экспортное. Но на табличках такое нововведение не отображалось
До рестайлинга модели выпускались с вертикальными задними фонарями-«лодочками» (до 1967 – одноцветные, после верхняя часть фонаря стала жёлтой) и круглыми фарами – 2-мя или 4-мя.
Существует мнение, что все 4-фарные «Москвичи» — экспортные (Экспортные назывались «Elite»). Но это не совсем так. Были и 2-фарные «Элиты», и 4-фарные для внутреннего рынка, правда и то и то – редкость.
Москвич до 69 года – вид сзади:

После 1969 года модели шли с новым внешним видом. Теперь на «Москвичи» устанавливают 2 квадратные фары и 2 горизонтальных задних фонаря:

Существовало 2 версии решётки: с крупной:

.и мелкой клеткой, первые встречаются не так часто:

В Ижевске немного переделали старую решётку и добавили новую, с квадратными фарами, которая встречается довольно редко, а также добавили индекс ИЭ (на табличке отражался, в отличие от АЗЛК):

Кроме того, на ИЖе в 1967 году прекратили производство Москвича-408 (Производился с 1966 по 1967 год, собрано около 4000 штук). Ещё стоит добавить, что на ИЖе не было 4-фарной решётки.
Фургоны и универсалы на базе этих моделей выпускались с 1967 года и тоже прошли рестайлинг, но только частичный. Решётка поменялась, а задние фонари – нет. И не поменяются до самого конца. До 1972 года задняя дверь (багажная) была двустворчатой – нижняя половина откидывалась вниз, а верхняя поднималась вверх:

После 1972 года дверь стала цельной и поднималась вверх. В Ижевске никогда не производились универсалы, только фургоны.

В 1975 году «Москвич» начал проходить глубокую модернизацию и рестайлинг, но двигатели и общие формы кузова остались те же, что не придавало «Москвичам» особой новизны. Модели получили новую, пластиковую решётку, ручки дверей, зеркала, несколько изменённый задок, шильдики на передних крыльях и новые индексы. 408-й превратился в 2138, а 412 превратился в 2140. ИЖ обновится только в 1982 году.
Но эти перемены внедрялись не сразу. Это заняло целый год и породило «переходные» модели – наполовину старые, наполовину новые. «Переходники» делятся на ранние и поздние, оба вида имели старый салон. Стоит отметить, что ранние переходные назывались не 2138 и 2140, а 408 и 412 соответственно. На табличках также писали 408 и 412. Известны случаи, где даже на полностью модернизированной модели стоит «старая» табличка.
Ранний переходный – вид сзади. От новой модели только задняя часть:

Поздний переходный. От старой модели — только двери и салон:

Что касается универсалов и фургонов, они прошли те же процедуры, но задние фонари не менялись.

Время шло, и настал 1981 год. В этом году было принято решение о снятии с конвейера «Москвичей» с двигателями 1360 – «Москвичи» 2138, 2136 и 2733. И решение было правильным, ибо двигатель безнадёжно устарел. А годом позднее оставшееся на конвейере семейство «1500» прошло очередной рестайлинг. Были убраны шильдики на крыльях, форточки на передних дверях, чёрная полоса сзади исчезла, как и шильдик «1500», остался только фонарь заднего хода, поставлены другие зеркала, убраны стояночные огни с задних стоек, немного изменена решётка радиатора и бампера. С решётки исчезло хромированное обрамление, а эмблема была заменена надписью «АЗЛК» (на экспортных машинах «AZLK»):

Также ввели в производство новую модель: 2140-117, или 2140SL – более комфортабельная версия «Москвича»-2140
В Ижевске тоже провели модернизацию — присвоен новый индекс (ИЖ-412-028ИЭ), заменены ручки и решётка заменена на новую металлическую чёрную с изменённым дизайном. Существовали варианты с решеткой, окрашенной в цвет кузова (не только на ИЖ-2715-01). Задние фонари неизменны с 1969 года. Эти изменения затронули все модели Ижевского завода, производившиеся на тот момент.

«Москвичи» 3 поколения стали постепенно уходить с конвейера. Сначала сняли М-2734 в 1983 году ввиду активного использования его более практичного аналога – ИЖа – 2715-01. Затем последовал универсал – 85 год, в 87 году нас покинул «люкс» и различные модификации 2140, а в 1988 году с конвейера сошёл последний базовый седан. Всё это было сделано для того, чтобы пустить в серию новое 4-е поколение.
Пусть ИЖ и тормозил с модернизациями, но он выпускал 412-е «Москвичи» значительно дольше – серийно производился до 1997 года, а собирался из машинокомплектов до 2001 года.

Интересные факты:

1) Модели с двигателем 1360: 408, 426, 433, 408ИЭ, 426ИЭ, 433ИЭ, 2138, 2136, 2733

2) Модели с двигателем 1500: 412, 427, 434, 412ИЭ, 427ИЭ, 434ИЭ, 2140, 2137, 2734, 2140SL, 2315

3) Модели 408 и 412 выпускались ПАРАЛЛЕЛЬНО в одном кузове, то же касается и 2138/2140

4) Существовало 2 опытных экземпляра М-408 «Турист», комплектовавшихся жёстким съёмным верхом и красившихся в чёрный цвет. В серию не пошли.

5) Модели «Москвичей» и машин на их базе, выпускавшиеся в Ижевске: 408, 412, 433, 434, 412ИЭ, 434ИЭ, 2125, 2715, 27151, 412-028ИЭ, 2715-01, 27151-01, 21251, 27156. Универсалы в Ижевске НЕ ПРОИЗВОДИЛИСЬ.

6) «Москвичи» 3 поколения производились с 1964 по 2001 год – 37 лет, дольше только ВАЗовская классика, производившаяся с 1970 до 2012 года на заводе ( 42 года).

Нашел этот материал на DmitroLog.ru. Решил перенести себе в блог с небольшой правкой, спасибо за внимание.

MaksimTrofimov ›
Блог ›
Страницы истории. «Лица» 3 поколения Москвичей.

Как и обещал сегодня выкладываю отличия мордочек 3-его поколения, оно наиболее интересно и именно из-за него я решился вчера написать про второе поколение. Почему это так интересно? Причина лежит на поверхности: Кузов практически не поменялся с 64 по 88 годы т.е. более 20 лет кузов был неизменен, но что-то нужно было менять и на заводе меняли, от двигателя до решётки радиатора. Начнём с самого начала.

Обновлено! Статья отредактированная, избавлена от косячков, добавлены некоторые уточнения и немного интресной информации.
За это хотелось бы выразить большую благодарность Negodych и Shad0w412

В 1964 году с конвейера сошёл первый 408. На фотографии выше мы видим первую решётку радиатора, которая использоваась на автомобилях 408 и 412 до 1969 года а так же на ИЖах 408 до 1967 и 412 до 1969 года (ижевский вариант отличался эмблемой, на ИЖе была эмблема Сатурна). Фургоны М-434 от ИЖа носили эту же облицовку.
Для экспорта на заводе АЗЛК был разработан вариант с четырьмя фарами. В то время за границей это было распространено и считалось, что фара, заточенная под один вид света(ближний или дальний) светит лучше, чем одна, совмещающая в себе оба(двухфарный вариант). Кроме того, это придавало автомобилям того времени солидность. Ставилась только на моделях 408Э и 412Э на заводе АЗЛК до 1969 года.
Далее (с 1969 года) начали действовать новые международные требования по светотехнике. В связи с этим, АЗЛК как идущий в ногу со временем, переходит на прямоугольные фары (С закруглёнными краями), модернизируя передок под них. В таком варианте все останется без изменений до появления 2140. Ставилась такая решётка на 408ИЭ и 412ИЭ.
Так же на заводе АЗЛК был и вариант с крупными ячейками, ставился на теже модели (408ИЭ и 412ИЭ) примерно в 72-74 годах. (Ставилась достаточно редко)
На ИЖе, желая выделить свою продукцию изготовили для двух круглых фар свою выпуклую решетку. Задумывалось и все остальное под стиль обновленного АЗЛК, только вот прямоугольных фар FER на оба завода не хватало, и пришлось довольствоваться старыми кругляшами. Ставилась такая морда на ИЖ 412.
Попытки внедрить квадратные фары на ИЖе всё-же предприняли (та самая облицовка а-ля АЗЛК, но со своей решеткой. Хром-версия ставилась на некоторые 412 в течение года, крашеная черная — на фургоны ИЖ-2715). Но фар вновь стало не хватать и ижевчане вернулись к круглофарному варианту.
Также В 73г возникает новая облицовка — ИЖ-Комби. Изначально все элементы были хромированные а вместо значка ИЖ посередине был смещенный влево шильдик «1500». Этих решеток было мало. Потом появился значок-квадратик в центре. Апофеозом этого варианта стала крашеная черным решетка и ободки(хром обходился недешево). Такой вариант продержался до рестайлинга 1982г.
Ну а в 1982 на ИЖе изобрели свою морду. В ритме современности, черную (тогда это было тенденцией).
Морда это надо сказать, выполнена УЖАСНО. Все кривое, повсюду щели и кривые саморезы. Но это было дешево и оригинально(а мы помним, что ИЖ всегда хотел выделить свою продукцию). Изначально планировалось на Комби хромировать панели облицовки. И некоторые машины даже сходили с конвеера с блестящими мордами, правда в абсолютно хаотичном порядке. также хотели на 412 ставить круглые а на Комби прямоугольные фары. Но в итоге этот вариант оставили только на экспортных пикапах опять же из-за отсутствия прямоугольных фар и более дешевого производства. Дальше-хуже. В целях экономии морду стали вообще красить в цвет машины. Это были уже 90е. Сначала такое началось на «пирожках» а затем и 412е подхватили эстафету. Ставилась такая морда на Иж-412-028, 21251 «Комби» с 1982 года и ИЖ 2715 «Калучок».
На экспортных пикапах был вариант с чёрной решёткой (Бюджетный вариант) нового образца с прямоугольными фарами.
Завод АЗЛК к тому времени уже во всю выпускал модель 2140 (С которой иж и взял черный цвет). На заводе сделали совершенно другой автомобиль в том же старом кузове. Звучит невероятно, но он даже близко не похож на 408. Чёрная решётка была с хромовой окантовкой и хромовыми полосками, что ещё хоть как-то сближало её с предыдущими моделями. Ставилась такая решётка с 1976 по 1982 год на модель 2140.
Но время хрома прошло, и на АЗЛК убирают весь хром, лишние молдинги и шильдики и с
с 1982 по 1988 год москвич 2140 выпускался таким, как вы его видите на фотографии выше. Кроме того, крупная заводская эмблема в виде щита на решётке радиатора была заменена скупой надписью «АЗЛК». Однако, еще была и люксовая. На ней полоски подкрашивались светлым напылением. Хотя такая решётка была большой редкостью.

Ну вот мы и рассмотрели морды 3-его поколения. Надеюсь, что я не отниму у вас много времени, если покажу ещё заднюю часть этих автомобилей, но коснусь только вскользь.
Было всего три вида задней оптики:

1 — Вертикальные фонари, ещё популярные в то время, которые ставились на 408 москвич и универсалы. Изначально их стекла были полностью красные. Но из-за нового регламента (который сподвиг на внедрение прямоугольных фар), верхушки стали оранжевыми (т.к. требование гласило, что повороты на автомобилях должны быть оранжевого цвета). Такие стекла были раздельными. То есть низ одной частью, верх — отдельный из стекла другого цвета.
2 — Вертикальные фонари уже вышли из моды и нужно было что-то новое, так и появились эти треугольники, по которым все узнаю москвич. Такие фары ставились на 412 модели как АЗЛК так и ИЖ.
3 — Чисто горизонтальные фонари, по сути оптика от 412, но без треугольников.
3.1 — Задние фонари 2140 SL стали немного больше по высоте.