Музей моторы войны

Музей «Моторы войны», Москва: отзывы

    • Туризм в Москве
    • Отели Москвы
    • B&B/мини-отели в Москве
    • Турпакеты в Москву
    • Авиабилеты в Москву
    • Рестораны Москвы
    • Развлечения Москвы
    • Москва: магазины
    • Форум путешественников о Москве
    • Фото Москвы
    • Карта Москвы
    • Все отели Москвы
    • Спецпредложения отелей в Москве
    • Горящие туры в Москве
    • По типу отеля
        • Москва: мотели
        • Хостелы: Москва
        • Москва: кемпинги
        • Москва: отели бизнес-класса
        • Лучшие семейные отели Москвы
        • Москва: спа-курорты
        • Романтические отели Москвы
        • Отели класса «люкс» в Москве
        • Отели со въездом на территорию на лыжах: Москва
        • Курорты: Москва
    • По классу отеля
        • Москва: 5-звездочные отели
        • Москва: 4-звездочные отели
        • Москва: 3-звездочные отели
    • По сети отелей
        • Отели Sheraton в Москве
        • Отели Courtyard в Москве
        • Отели Radisson в Москве
        • Отели Crowne Plaza в Москве
        • Отели Marriott в Москве
        • Отели Hyatt в Москве
        • Отели Под управлением AccorHotels в Москве
        • Отели Holiday Inn в Москве
        • Отели Holiday Inn Express в Москве
        • Отели Hilton Hotels в Москве
        • Отели ibis в Москве
        • Отели AZIMUT Hotels в Москве
    • Популярные удобства
        • Oтели с бассейном в Москве
        • Отели с бесплатной парковкой в Москве
        • Отели в Москве, где разрешено проживание домашних животных
    • Популярные районы
        • Отели 3rd Transport Ring (TTK)
        • Отели District Central (TsAO)
        • Отели Garden Ring
        • Отели District Eastern (VAO)
        • Отели Tverskoy
        • Отели District North-Eastern (SVAO)
        • Отели Izmailovo
        • Отели Meshchanskiy
        • Отели Boulevard Ring
        • Отели District Northern (SAO)
    • Популярные категории в Москве
        • Отели В Центре Города в Москве
        • Бюджетные Отели в Москве
        • Бутик-Отели в Москве
        • Отели Класса Люкс в Москве
        • Современные Отели в Москве
        • Отели С Джакузи в Москве
        • Отели С Трансфером в Москве
        • Отели Москвы с номерами для курящих
        • Отели с балконами в Москве
        • Отели Москвы с мини-кухней в номере
    • Достопримечательности поблизости
        • Отели рядом — Музей «Моторы войны»
        • Отели рядом — Убежище для престарелых воинов Русско-турецкой войны
        • Отели рядом — Контактный зоопарк Бебека
        • Отели рядом — Усадьба фон Вогау
        • Отели рядом — Английский Клуб
        • Отели рядом — Храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской
        • Отели рядом — Особняк Рекк
        • Отели рядом — Музей Русского Электричества
        • Отели рядом — Osnova Gallery
    • Аэропорты поблизости
        • (SVO) Аэропорт Шереметьево: отели поблизости
        • (DME) Аэропорт Домодедово: отели поблизости
        • (VKO) Аэропорт Внуково: отели поблизости
    • Москва: все развлечения
    • Москва: чем заняться на этих выходных
    • Популярные районы
        • Басманный район: Антикварные магазины
        • Басманный район: Развлечения и игры
        • Замоскворечье: Священные места и религиозные достопримечательности
        • Замоскворечье: Торговые центры
        • Красная площадь и Китай-город: Развлечения и игры
        • Красная площадь и Китай-город: Священные места и религиозные достопримечательности
        • Таганский: Торговые центры
        • Таганский: Церкви и соборы
        • Тверской: Магазины сувениров и деликатесов
        • Тверской: Развлечения и игры
    • Музей «Моторы войны»: развлечения поблизости.
        • Парк Победы
        • Выставка военной техники и вооружения под открытым небом
        • Пропавшим без вести солдатам без могил
        • Musée de la Grande Guerre Patriotique
        • Триумфальная арка
        • Музей-панорама «Бородинская битва»
        • Метеор
        • Московский Метрополитен
        • Музей Победы
        • Новая Лига
        • Московский городской стрелково-спортивный клуб
        • GuiaRus — Day Tour
        • Площадь Победы
        • Храм Великомученика Георгия Победоносца на Поклонной Горе
        • Кулинарная Студия DELI
    • Москва: Музеи
        • Москва: Художественные галереи
        • Москва: Музеи искусств
        • Москва: Детские музеи
        • Москва: Исторические музеи
        • Москва: Военные музеи
        • Москва: Музеи естествознания
        • Москва: Научные музеи
        • Москва: Обсерватории и планетарии
        • Москва: Специализированные музеи
    • Популярные категории в Москве
        • Москва: Достопримечательности и культурные объекты
            • Москва: Древние руины
            • Москва: Кладбища
            • Москва: Административные центры
            • Москва: Священные места и религиозные достопримечательности
            • Москва: Фонтаны
            • Москва: Правительственные здания
            • Москва: Исторические места для прогулок
            • Москва: Маяки
            • Москва: Военные базы и объекты
            • Москва: Загадочные места
            • Москва: Памятники и статуи
            • Москва: Районы
            • Москва: Смотровые площадки и башни
            • Москва: Культурные объекты и достопримечательности
            • Москва: Обзорные площадки
        • Москва: Развлечения и игры
            • Москва: Игровые площадки
            • Москва: Кинотеатры
            • Москва: Комеди-клубы
            • Москва: Игровые и развлекательные центры
            • Москва: Дорожки для верховой езды
            • Москва: Боулинг
            • Москва: Спортивные комплексы
            • Москва: Эскейп-квесты
            • Москва: Игра Scavenger hunt (Поиск сокровищ)
            • Москва: Стрелковые тиры/полигоны
            • Москва: Другие виды игр и развлечений
            • Москва: Мини-гольф
            • Москва: Художественные студии и гончарные мастерские
            • Москва: Аттракционы для катания и мероприятия
            • Москва: Общение с героями
        • Москва: Туры
            • Москва: Поездки на поезде по живописной местности
            • Москва: Лодочные туры
            • Москва: Аренда лодок
            • Москва: Сплав на каяках и каноэ
            • Москва: Винные туры и дегустации
            • Москва: Экотуры
            • Москва: Рыболовные туры и чартеры
            • Москва: Пеший и палаточный туризм
            • Москва: Авиатуры
            • Москва: Экскурсии по городу
            • Москва: Обзорные городские туры с остановками
            • Москва: Литературные, художественные и музыкальные туры
            • Москва: Мототуры
            • Москва: Туры по местам съемок кино- и телефильмов
            • Москва: Самостоятельные туры и аренда
        • Москва: Покупки
            • Москва: Художественные галереи
            • Москва: Антикварные магазины
            • Москва: Универмаги
            • Москва: Аутлеты
            • Москва: Блошиные и уличные рынки
            • Москва: Торговые центры
            • Москва: Магазины сувениров и деликатесов
            • Москва: Фермерские рынки
            • Москва: Показы мод и фэшн-туры
            • Москва: Шопинг-туры
        • Москва: Ночная жизнь
            • Москва: Бары и клубы
            • Москва: Блюз-клубы и бары
            • Москва: Сигарные бары
            • Москва: Гей-клубы и бары
            • Москва: Джаз-клубы и бары
            • Москва: Караоке-бары
            • Москва: Комеди-клубы
            • Москва: Танцевальные клубы и дискотеки
            • Москва: Кофейни
            • Москва: Винные бары
            • Москва: Туры с посещением баров, клубов и пабов
        • Москва: Спа и оздоровление
            • Москва: Спа
            • Москва: Оздоровительные/фитнес-клубы и тренажерные залы
            • Москва: Арабские бани
            • Москва: Хаммамы и турецкие бани
            • Москва: Римские бани
            • Москва: Термальные спа-центры
            • Москва: Йога и пилатес
        • Москва: Концерты и представления
            • Москва: Блюз-клубы и бары
            • Москва: Джаз-клубы и бары
            • Москва: Комеди-клубы
            • Москва: Представления
            • Москва: Балет
            • Москва: Концерты
            • Москва: Опера
            • Москва: Симфонические оркестры
            • Москва: Театры
            • Москва: Театр и ужин
            • Москва: Кабаре
        • Москва: Активный отдых на открытом воздухе
            • Москва: Клубы на пляже и у бассейна
            • Москва: Маршруты для бега трусцой
            • Москва: Зоны катания на горных лыжах и сноубордах
            • Москва: Пешеходные маршруты
            • Москва: Спортивные лагеря и оздоровительные учреждения
            • Москва: Лодочные туры
            • Москва: Аренда лодок
            • Москва: Сплав на каяках и каноэ
            • Москва: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
            • Москва: Туры с восхождением на горы
            • Москва: Экотуры
            • Москва: Рыболовные туры и чартеры
            • Москва: Пеший и палаточный туризм
            • Москва: Авиатуры
            • Москва: Зиплайны и веревочные городки
        • Москва: Природа и парки
            • Москва: Игровые площадки
            • Москва: Пляжи
            • Москва: Гроты и пещеры
            • Москва: Леса
            • Москва: Сады
            • Москва: Национальные парки
            • Москва: Парки
            • Москва: Зоны катания на горных лыжах и сноубордах
            • Москва: Государственные парки
            • Москва: Велотрассы
            • Москва: Маршруты для верховой езды
            • Москва: Пешеходные маршруты
            • Москва: Океанариумы
            • Москва: Водоемы
            • Москва: Природа и парки – другое
        • Москва: Мастер-классы и семинары
            • Москва: Спортивные лагеря и оздоровительные учреждения
            • Москва: Уроки и мастер-классы
            • Москва: Кулинарные мастер-классы
            • Москва: Художественные студии и гончарные мастерские
        • Москва: Транспорт
            • Москва: Трамваи
            • Москва: Системы общественного транспорта
            • Москва: Такси и маршрутные автобусы
            • Москва: Автобусные перевозки
            • Москва: Железные дороги
        • Москва: Еда и напитки
            • Москва: Винодельни и виноградники
            • Москва: Пивоварни
            • Москва: Пивные дегустации и туры
            • Москва: Кофейные и чайные туры
            • Москва: Кулинарные мастер-классы
            • Москва: Гастрономические туры
            • Москва: Винные туры и дегустации
            • Москва: Винные бары
            • Москва: Фермерские рынки
        • Москва: Лодочные туры и водные виды спорта
            • Москва: Лодочные туры
            • Москва: Водные виды спорта
            • Москва: Аренда лодок
            • Москва: Наблюдение за дельфинами и китами
            • Москва: Туры на скоростных моторных лодках
            • Москва: Сплав на каяках и каноэ
            • Москва: Парасейлинг и парапланеризм
            • Москва: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
            • Москва: Погружение к акулам
            • Москва: Туры на подводных лодках
            • Москва: Серфинг, виндсерфинг и кайтсерфинг
            • Москва: Катание на водных лыжах и мотоциклах
            • Москва: Туры на автобусах-амфибиях
            • Москва: Рыболовные туры и чартеры
            • Москва: Стоячий серфинг с веслом
        • Москва: Ресурсы для путешественников
            • Москва: Конференц-центры
            • Москва: Библиотеки
            • Москва: Туристические центры
        • Москва: Зоопарки и океанариумы
            • Москва: Океанариумы
            • Москва: Зоопарки
            • Москва: Другие виды зоопарков и океанариумов
    • Что обычно ищут в Москве
        • Приключения
        • Место для медового месяца
        • Скрытые жемчужины
        • Подходит для любителей адреналина
        • Подходит для пар
        • Подходит для больших групп
        • Недорого
        • Подходит для детей
        • Бесплатный вход
        • Подходит для дождливого дня
    • Путеводители
    • Приложения
    • ЭкоЛидеры

Коллекционные Автомобили – продажа, реставрация, поиск.

Уважаемые коллеги. Автомобили и разнообразная техника для многих из нас давно перестали быть просто средствами передвижения с определёнными функциями и набором характеристик. Те, кто способен оценить не только внешний вид, но и душу автомобиля, вложенную его создателями много лет назад, зачастую относятся к своим техническим игрушкам как к старым друзьям. Если вы принадлежите к кругу коллекционеров раритетной техники или хотите им стать, нам будет о чём поговорить. Наша компания “Коллекционные автомобили” осуществляет полный цикл работ связанных с старинными автомобилями; поиск, оценка, реставрация любой сложности, продажа и создание эксклюзивных коллекций. С нашим участием создано несколько военно патриотических музеев, а также военно патриотический слёт “Моторы Войны”. Наш уровень подтверждён не только добрыми отзывами друзей и клиентов, но и многократными призами, полученными на европейских выставках ретро автомобилей. Прикоснитесь к миру настоящей автомобильной истории – мы будем рады видеть вас среди друзей!

ВЯЧЕСЛАВ ЛЕН

Автоблоги

Знакомьтесь — Вячеслав Леном, вдохновитель и организатор подмосковного фестиваля военной техники.

Известный реставратор и коллекционер ретро-автомобилей рассказал, почему владельцы военных машин живут полноценной жизнью. Откуда лучше брать военный автомобиль: из леса или из-под забора. Сколько стоил самый красивый и сложный грузовик Второй Мировой.

И наконец, почему ради мира во всем мире нужно изучать военную историю.

— Вячеслав, вы занимались коллекционированием и реставрацией сугубо гражданской техникой, редчайшими легковыми автомобилями и вдруг увлеклись военными машинами. Почему произошел такой поворот?

ВЛ: Гражданская техника — она блестящая, ее надо беречь. Поставишь в гараж и ходишь вокруг, лишний раз не дотронешься. Ее всегда жалко, ее всегда бережешь, пылинки сдуваешь. На своих коллекционных машинах я катался изредка, раз в год, иногда два-три раза максимум. А военная техника — другое дело, на ней каждый день хочется кататься. Причем кататься по грязи, по убитым дорогам. То есть жить полноценной жизнью.

— А позволяет ли состояние техники так на ней гонять? Все-таки этим автомобилям, даже если они идеально отреставрированы, довольно много лет.

ВЛ: Более чем позволяет. У военной техники многократный запас прочности. Даже на отечественных ГАЗ-67 можно дурачиться хоть каждый день, хоть на работу ездить, хоть куда. Но это первая причина. А есть и другая. Я увлекся коллекционированием и реставрацией в 1984-м году, тридцать лет прошло. Всех высот я достиг, самые крутые автомобили мира прошли через мои руки. Мне просто стало не интересно, больше некуда развиваться. Я знаю поименно всех больших коллекционеров в мире. У меня есть суперавтомобили, у них есть суперавтомобили, но никто на них не ездит. Есть какие-то пафосные олигархические тусовки, где все, как пижоны напыщенные, ходят в галстучках и щеки надувают.

А с военными автомобилями все очень просто. Люди — все в форме, все одинаковые. Здесь нет олигархов, нет, скажем так, крестьян — все равны, как в бане. Вот такую тусовку я и хотел создать, когда затевал «Моторы войны». Где все равны, где нет дешевого пафоса. Это очень важно. На Кавказе была поговорка: блестит только то, что дешево. А сейчас все перевернулось. Всем нужно, чтоб блестело. Я когда в аул к себе еду на Николину гору с гостями-иностранцами, у людей просто шок. У них производят все эти суперкары, которые стоят в пробке на Рублевке. На километр пять Ferrari и десять Bentley Это же гоночные автомобили, а у нас они стоят в пробке.

— А в Европе таких военных тусовок нет, получается?

ВЛ: Есть подобного класса тусовки. Но на них, как правило, американские с английскими машинами собираются, иногда попадаются один-два немецких автомобиля. Итальянских вообще не бывает никогда. Рынок «французов» и «итальянцев» настолько узкий, всего наберется десяток автомобилей.

По большому счету, редкие немецкие и итальянские машины стоят не меньше, чем какой-нибудь суперкар. Это самые редкие в мире военные машины. И «японцы» — это даже не обсуждается. Японских джипов Kurogane на весь мир сохранилось четыре штуки: две ранние версии и две поздние. Возможно, они и не стоят больших денег, но они просто редкие.

Немцев можно найти в Европе, на Украине, в Белоруссии — в лесу. На такой копаный автомобиль ищутся агрегаты. Что-то есть в России, что-то в СНГ, в Чехии, Германии. Нужно понимать, что немецкие автомобили — самые убитые. Потому что их бросали. Представьте себе Horch 901 — это сложнейшая конструкция: полноприводный и полноуправляемый автомобиль. И если он дожил до конца войны, то потом эксплуатировался каким-нибудь крестьянином. У него вырубали кузов и делали грузовик. Соответственно, автомобиль был изначально с потерянным кузовом. Потом, когда ломался какой-нибудь из агрегатов, его ставили под забор. И все. А сегодня мы этот Horch забираем из-под забора. Это самые хорошие автомобили и легко восстанавливаемые — из-под забора.

— Но ведь большинство машин пострадало от обстрела, пожара, времени. Где брать недостающие части? И какой процент оригинальных частей у отреставрированных машин?

ВЛ: Многие узлы унифицированы с легковыми автомобилями. Например фирма Komet выпускала один и тот же амортизатор для Horch и для Opel. До сих пор продаются оригинальные приборы, которые просто лежали на полках. Немецкая промышленность делала их в большом количестве. Правда, сейчас они очень дорогие. Что касается агрегатов, коробок передач, редукторов, это все ищешь по миру и покупаешь, Что-то приходится заказывать, где-нибудь на заводе в Германии, по оригинальной детали. Шасси на сто процентов должно быть оригинальным. Крылья тоже. Кузов будет вырублен, либо он сгнил. Тогда ищешь копаные оригиналы, чтобы сделать стопроцентную копию этой детали.

Мне попадаются часто какие-то двери, панели кузовов. Я все это скупаю, и потом стараюсь собирать из них какой-то один автомобиль. И он получается полностью оригинальным. Мы вот делали Horch 901 три года. Первый наш Хорьх. Причем он был полностью оригинальный, хоть и кузов посекли осколки. Но это огромная редкость. Конечно, владелец никогда не будет выставлять машину на гонки джипов, а будет ее беречь.

-Некоторые олдтаймеры принадлежали какому-то известному человеку. Встречаются ли такие примеры среди военных машин?

ВЛ: Встречаются. Мы случайно купили автомобиль — полноприводную «эмку» — в Самаре, ну и начали архивы поднимать. Оказалось, это последняя машина этой модели, выпущенная на заводе ГАЗ, и ее передали Георгию Константиновичу Жукову.

Есть военные автомобили, которые сами по себе технически интересны. Например, был такой немецкий грузовик Magirus M 306 Einheitsdiesel. Когда-то он стоил, как самый роскошный кабриолет Mercedes-Benz: 24 000 рейхсмарок, половина танка Pz IV. Шесть ведущих колес и все подвески независимые. Невероятно сложная конструкция. И он сам по себе красивый. Сегодня таких грузовиков на ходу две три штуки из десяти тысяч выпущенных. И у нас один такой есть, будет на «Моторах Войны».

— Вы же не только коллекционируете, но и продаете машины?

ВЛ: Самые редкие вещи из коллекции не продаются никогда Что у меня в двойном экземпляре, я меняю, продаю. Но свое не продам никогда.

— А где же это все стоит?

ВЛ: У меня есть твердое убеждение: если вы владеете уникальной вещью, люди должны видеть ее. Таким образом получился в 2011-м году музей на Поклонной горе. Раньше там было сто процентов моих машин. В Черноголовке, в музее Задорожного чуть-чуть есть, на Рогожке стоят машины, которые, проходили реставрацию в моей мастерской. На Сущевском валу мой товарищ предоставил мне площадку, на ней стояли два джипа, канадский и английский. Их даже Департамент культуры потом вписал как культурные ценности Москвы. Дома я храню автомобили, на которых катаюсь в данный момент.

— А все военные автомобили ввозятся как культурные ценности?

ВЛ: Большая часть, смысла нет на них документы оформлять. Я катаюсь постоянно без документов. Местные сотрудники ГАИ прекрасно знают, что я не опасный и не злостный и что техника эта историческая и завтра она будет стоять в музее.

— А на каком топливе ездит историческая техника?

ВЛ: Раньше советские автомобили катались на 66-м бензине, а то и ниже. Большинство немецких автомобилей на 74-м. «Американцы» — на более хорошем, у них уже 80-й 82-й. Американская техника вообще неприхотлива и катается на любом бензине, от 50-го до 80-го. Сейчас конечно же нужно искать 76-й бензин. За городом он есть, правда, далеко. Я езжу специально, чтобы набрать топлива для своих покатушек на лето.

— Как часто нужно обслуживать машины?

ВЛ: Я стараюсь делать первое ТО ранней весной, а второе осенью. Надо понимать, что периодичность обслуживания, прописанная в инструкции по эксплуатации, подходит для маршей, экстремальных условий войны. Мои автомобили за год проходят 200-300 км, максимум тысячу. Каждые выходные ко мне гости приезжают, мы заводим какой нибудь автомобиль и гоняем на нем.
Чем больше на военной технике царапин и повреждений, тем она красивее смотрится. Сначала я ее реставрирую как игрушку, а потом гоняю и она царапается, где то бьется. Мне например, доставляет удовольствие, что эти машины живые, не стоят и умирают где-то на стоянке или в гараже. Благодаря движению «Моторы Войны», масса техники вытаскивается из под заборов из лесов и ездит.

Есть такой энтузиаст Вадим Задорожный и он собрал целую колонну танков T-60 из битого железа. Буквально веником леса проcкребли и из этих остатков они собрали несколько ходовых машин. И ему низкий поклон. Он любит историю и свой народ. И делает это все для людей. Я его знаю, коммерческая сторона для него относительна. Это хобби, как для меня моя мастерская. Я тоже хочу сделать свой музей, но пока финансы не позволяют.

— Какая техника самая ненадежная?

ВЛ: К великому сожалению, как бы мы себя в грудь не били, самая ненадежная — это советская, «газончики» 67-е. Просто мука на них кататься. Но мы должны понимать, что во время войны они были лучше.

Вот мой сосед купил «газончик». Приходит ко мне в шоке. Представляешь, говорит, купил машину, но мне ее пригонят только через три месяца, в ноябре. У них в Челябинской области урожай собирают, и это единственная машина на всю деревню. В ноябре выпал снег, это уже зима, и человек своим ходом из Челябинской области пригнал «газончик».
У меня на Новый год тоже была авантюра. Поехали мы с приятелем третьего января на Селигер… на BMW R75, это такой мотоцикл-вездеход, один из лучших для своего времени. Мы взяли четверть самогона и через 9 часов были на месте. Благо, погода была мягкая. Мотоцикл не сломался по дороге, но на второй день сильно отсырел и я случайно, когда на второй день его заводил, уничтожил магнето. Мы даже на одном цилиндре покатались, но уже назад нас повез эвакуатор.

Вот в чем кайф от военной техники. Вы себе можете позволить все, что хотите. А на дорогом олдтаймере вы бы в жизни не выехали из гаража. Потому что в этом случае машины больше не будет существовать как коллекционной.

— Что сейчас больше собирают: мотоциклы, грузовики джипы? С чего начинать человеку коллекцию?

Люди посостоятельнее стараются покупать «немцев», чтобы друзей удивить. Богатый человек позвонит мне, чтобы посоветоваться и заказать. Люди среднего достатка будут смотреть объявления. Они, как правило, берут 67-е «газончики». И я их понимаю: это память о войне. Наши деды воевали на этих автомобилях.
Между «газончиком» и «хорьхом» в историческом плане разница небольшая, но для коллекционера дорог редкий автомобиль. В России есть ранний плавающий Schwimmwagen, ранний, 1942 года выпуска и на сто процентов оригинальный. Только один этот автомобиль может называться целой коллекцией.

— А сколько на «Моторах Войны» будет машин из вашей коллекции?

ВЛ: Первоначально было 80 процентов. На вторых «Моторах» уже 50 на 50, на третьих — 30 на 70. Сейчас 25-30 процентов будет моих. Я к этому стремился, к минимуму своей техники, чтобы другим было интересно привозить свои автомобили. Я отбираю машины по нескольких критериям. Во-первых, нужно разнообразие. Главное как можно больше людям показать военной техники разных стран. Если у нас есть несколько одинаковых автомобилей, я говорю: ребята, давайте что-то другое. Во-вторых, критерием являются и страны, участвовавшие во Второй Мировой. Нужно чтобы хорошо был представлен СССР.

Ко мне просятся десятки людей на ГАЗ-67, Виллисах, Доджах. Но когда мне звонят из регионов, я стараюсь не отказывать. Это третий критерий. Даже если «газонов» будет шесть семь штук, они будут стоять в стороне. А люди почувствуют себя сопричастными.

— Какие самые интересные автомобили будут представлены на нынешних «Моторах Войны»?

ВЛ: Конечно же я притащу очень редкие военные грузовики и коллекцию итальянских автомобилей. Я купил на государственной итальянской киностудии много безумно редких машин времен Второй Мировой. Будет двухмоторный Tempo G1200, итальянские SPA TL37 и SPA TM 40, это тягач три метра высотой и шесть длиной. Будет Horch 901, Tatra 57. Будет шикарная коллекция мотоциклов Вячеслава Шеянова.

— Что ждет посетителей «Моторов войны»? Понятно, что за руль и рычаги их не пустят.

ВЛ: Они увидят музей под открытым небом. Вся техника так или иначе передвигается. В первый день проведем две реконструкции: «Халхин-гол», и «Ди-дэй», день высадки союзников в Нормандии. На второй день запланирована реконстркция «Барбаросса», парад победителей и проезд побежденных. Японцев в этот раз участвует около сорока человек. Оружие арендуем на Мосфильме. Очень важно, чтобы посетители «Моторов Войны» увидели людей в униформе рядом с техникой, восприняли глазами кусок истории. Чтобы потом они пришли домой и открыли учебник. И прочитали, что представлял из себя Советский Союз и почему он победил нацистскую Германию.

Кроме того, наши спонсоры Wargaming делает площадку с компьютерами, чтобы желающие могли порубиться в World of Tanks. Двадцатого мы еще проведем ралли на для участников. Это примерно 70 километров, там и засады, и стреляют, и гранаты кидают.

— Какова главная цель «Моторов Войны»?

ВЛ: Главное, чтобы люди приобщались к военно-технической культуре. Изначально мы собирали просто технику, а потом книжки стали читать, причем все поголовно. Не художественную литературу а воспоминания ветеранов, Потом стали читать технические книжки, где какая техника была. Через это стали изучать сражения, где все происходило.

Если вы окажетесь у нас на «Моторах», вы будете удивлены: там и бизнесмены и рабочие за одним столом будут спорить по какой-нибудь битве. Эти люди уже не потеряны для России, как то поколение выродков, которое вырастил позапрошлый украинский президент и который Бандере поклоняются. Они потеряны, хоть могли быть замечательными людьми. Просто им все время говорили, что Бандера — герой, маршал Рыбалко, украинец по национальности, — не герой. То есть в одной стране появились две совершенно разные культуры, вот и случилась беда.

Сегодня человек покупает ГАЗ-67, а завтра возьмет учебник и изучит Вторую Мировую. И поймет, кто победил на самом деле. Что Советский Союз вынес все тяготы войны на своих плечах.

Stierlitz111 ›
Блог ›
Реставрация авто от Вячеслава Лена

Вячеслав Лен — российский коллекционер автомобилей и реставратор.
Владелец реставрационной мастерской «Коллекционные автомобили» (lehn.ru).
Издатель журнала об олдтаймерах Rolling Wheels (rolling-wheels.ru).
Организатор ежегодного международного слета военной техники «Моторы Войны» (warmotors.ru).
Создатель экспозиции военной техники «Моторы Войны» в Центральном музее Великой Отечественной войны.
Родился в Целинограде (Астана). Отец — немец, мама — русская.
Занимается реставрацией и коллекционированием старинных автомобилей с 1984 года. Учился у лучших реставраторов Европы, таких как Андреaс Роде, Хорст Лаутеншлeгер, Эдмунд Клинке, Конрад Энгель, с которыми до сих пор работает и находится в партнерских и дружественных отношениях.

Вячеслав Лен

Открывая серию публикаций профессионального реставратора Вячеслава Лен, редакция считает себя обязанной предуведомить Вас о том, что речь здесь будет вестись большей частью о работах над автомобилями дорогими и престижными. Надеемся, что данное обстоятельство не вызовет ни у кого реакции недоумения или, тем паче, неприятия. Напротив, надеемся на понимание того, что на примерах восстановления классических и эталонных автомобилей у ведущего рубрики имеется больше возможностей показать шедевры и секреты реставрационного мастерства, а также заложить здоровые и верные основы подхода к делу, помочь читателям усвоить неписаные правила и понятия чести асов европейской и мировой реставрации, то есть дать знания, применять которые каждый волен по-своему, равно как и выбирать объекты их приложения.
Перед Вами схема последовательности этапов классической реставрации. Ей мы будем следовать номер за номером, шаг за шагом. А пока Вячеслав предваряет серию своих статей рассказом о самом первом и, быть может, самом важном событии — поиске, выборе и покупке автомобиля для реставрации.
Друзья, коллеги реставраторы и коллекционеры. Эта рубрика для тех, кто хочет понять, что такое коллекционный автомобиль и что такое настоящая качественная реставрация. Вы узнаете много нового о реставрации и коллекционировании не только в России, но и во всём мире, сможете побывать в лучших реставрационных мастерских Европы и России. Сегодня, к сожалению, появилось много так называемых «коллекционеров» и «теоретиков реставрации», не имеющих ни малейшего представления о вышеназванном благородном занятии. Упомянутых граждан не интересует старинная техника, ими движет лишь жажда наживы. Надеемся, что вооружённые нашей информацией, Вы не станете их жертвой…
Вы поймёте, что такое настоящая, качественная реставрация и как её нужно производить, какие результаты от неё ожидать, а также каким спецоборудованием и материалами, и технологиями Вам придётся пользоваться при проведении реставрационных работ на всех этапах. Вы получите ответы на очень многие вопросы, которые могут возникнуть у Вас в процессе работы. Это не взгляд свысока: вопросы возникали и у меня при реставрации моего автомобиля, а ранее в моей мотоциклетной реставрационной мастерской в «Автоспеццентре AUDI» на Таганке, руководство которого с огромным терпением относится ко мне и моей реставрации, а также финансирует этот очень дорогой проект на протяжении многих лет. Всего же я практикую как реставратор 10 лет, а коллекционирую автомобили уже 17 лет. Конечно же, мне было проще, чем Вам, у меня много друзей среди лучших реставраторов Европы, и на все мои вопросы у них уже были готовые ответы. Они-то давно обошли ту стену, которую без их советов мне пришлось бы «пробивать лбом». Некоторые из них работали на кузовных фирмах ещё до войны. Обратите внимание: сегодня у нас в стране в подавляющем большинстве мастерских на вопрос, как сделать то или это, Вы получите стандартный ответ: «это секрет». Что вовсе не означает: «секрет фирмы». Чаще всего за этой фразой скрываются их неглубокие познания.
Я же не считаю, что держать в секрете технологию реставрации — прибыльно. И попытаюсь, насколько смогу, исправить существующий у нас перекос. А также расскажу Вам о реставрации моего автомобиля Horch 830 BL, который достался мне в ужасном состоянии. Те люди, которые мне его продали, подобрали этот семиместный пульман кабрио лимузин на свалке. И путь, который я прошёл (да и по сей день иду по нему) не из лёгких. Потому с большим удовольствием поделюсь с Вами всеми своими познаниями, а также познаниями моих европейских коллег. На этом хватит вступительных слов, перейдём к делу.
Сначала я хотел бы Вам объяснить, что такое коллекционный автомобиль, приобретение и реставрация которого будет не только интересной, но и выгодной. Причём же здесь выгода, если Вы покупаете автомобиль для себя, и он Вам нравится? Для примера сравним две ситуации. Первая: Вы купили лимузин BMW 321, коих выпущено более 100 000 штук, абсолютно комплектный за $5 000, вложили в реставрацию $35 000, а в результате Ваш авто реально стоит $20 000 и нужен он только Вам, и ни у кого кроме Вас нежных чувств не вызывает. Вторая ситуация: Horch 853 до реставрации в абсолютно комплектном состоянии стоит $100 000 плюс $100 000 — реставрация в хорошей мастерской, но в результате его цена — $400 000.
Так что же покупать или выбирать? Всё просто, мы пойдём тем путём, которым идут все успешные и известные коллекционеры мира. Бывает несколько типов интересных автомобилей, как правило, они имеют заказные кузова и выпущены малыми сериями. Эти автомобили были элитными ещё в своё время, потому и сегодня они стоят немало.
1. Автомобиль, имеющий элегантный и очень красивый кузов. Как правило заказной или выпущенный малой серией.
2. Автомобиль, имеющий интересный в конструктивном плане двигатель от 8 цилиндров до 16-ти.
3. Идеальный вариант, совмещающий в себе как интересный кузов, так и интересный двигатель.
Даже если Вы относитесь к тем деловым людям, для которых время — деньги, не посылайте выбирать автомобиль своего любимого слесаря или шофёра. Так как для них это не более, чем обуза, и Ваши деньги никто не будет считать. Вы же не пошлёте секретаршу выбирать Вам жену.
А результат может быть примерно таким же. Так что лучше займитесь этим увлекательным делом (выбором машины) сами — не спеша и с чувством.
Если Вам удалось найти и выбрать автомобиль, отвечающий хотя бы одному из выше перечисленных требований, Ваши ожидания будут оправданы при условии, если Вы доверите работу по его реставрации либо только своим рукам, либо одной-единственной достойной фирме, которая будет за всё нести полную ответственность. Если шасси отдать делать в один город, кузов в другой, салон в третий и т.д., то возможно, это и будет дешевле, но… кто будет отвечать за конечный результат?
К тому же, при таком «разделении труда», можно и потерять значительную часть оригинальных деталей при перевозках, при складировании в захламлённых гаражах и т.д. Не надо забывать и о том, что работа требует тысяч и тысяч примерок, которые должен делать один мастер. А иначе получится как в знаменитом монологе Аркадия Райкина:» Нам не платят за какчество, нам платят за коликчество…К пуговицам у вас претензии есть? … Скажите спасибо, что к гульфику рукав не пришили…»
Да, и ещё. Не захламляйте жизнь кучей дешёвых автомобилей. Не надо уподобляться скупщикам хлама, мечтающим когда-нибудь всё отреставрировать. Это нереально. Представьте себе, сколько средств Вы потратите, сколько времени Вы убьёте на этот лом, а ведь надо ещё успевать и жить, и работать.
Реальная стоимость и продолжительность реставрации дешёвого и дорогого автомобиля практически одинаковы.
Выбранный Вами автомобиль не должен превышать в третьей категории 50% от его реальной стоимости в первой категории (см. таблицу «Европейская система оценки коллекционных автомобилей»). Огромное значение имеет комплектация Вашего автомобиля: фары, ручки дверей и т.д.
В этих пяти категориях разброс цен просто огромен. Стоимость одной и той же модели автомобиля может различаться в десятки раз в зависимости от того, какой категории соответствует его состояние, потому советую Вам очень хорошо задуматься. Если у покупаемого автомобиля отсутствуют какой-либо из мостов или двигатель, Вам гарантирована головная боль не только от поисков этих очень важных агрегатов, но и от общения с перекупщиками.
И если всё-таки Вы выбрали себе автомобиль без реставрации, то Вам придётся запастись терпением и определённой суммой на проведение реставрационных работ понравившегося Вам раритета до соответствия первой категории, а также заняться поиском литературы по деталировке этого автомобиля и его обслуживанию!
На вопрос, что такое реставрация и сколько видов она имеет, ответ только один. Реставрация — это высококачественное приведение автомобиля в состояние заводского, как если бы он только что сошёл со стапелей, а порой даже и превышающее по качеству заводское. Другой реставрации не существует! В реставрации нет компромиссов, если Вы себе сказали «и так сойдёт», это уже не реставрация, а гаражный ремонт. Лучше её бросить, не начиная.
На европейские сроки и цены при реставрации ориентироваться не стоит. К тому же её нынешнее реальное качество в стране, в основном, из-за оснастки реставрационных мастерских, мягко говоря, недостаточное. Но наша страна богата талантливыми людьми с золотыми руками, которые со временем смогут занять, я уверен, первые места в мире реставрации.

>Новый комментарий

Господин реставратор

Материал, ставший итогом восьмичасовой беседы с удивительным человеком по имени Вячеслав Лен

В ходе подготовки материала о французском артиллерийском тягаче Laffly (см.: «Старый французский солдат». С. 42 ) мы договорились с его владельцем о дополнительной встрече. Планировалось, что в ее ходе автореставратор Вячеслав Лен уточнит некоторые аспекты будущего материала. А дальше произошло неожиданное: заглянув «минут на тридцать» в мастерскую, мы вышли на улицу через восемь часов. Рассказ Вячеслава оказался настолько интересным, что мы решили опубликовать его длинные ответы на наши короткие вопросы (назвать это банальным словом «интервью» язык не поворачивается) с минимальными сокращениями.

ORD: Начнем с самого банального вопроса: в чем «корни» такого интереса к раритетной технике, и когда этот интерес зародился?
Вячеслав Лен: Все началось в раннем детстве. Я родился в Целинограде (Астана). Отец — немец, мама — русская. Свои первые самолеты пытался строить года в четыре, поотпиливав ножки табуреток. Удивительно, но за такие проделки меня не наказывали, а в шесть лет мама привела меня в кружок «Умелые руки». Там меня учили делать модели-копии. С восьми лет дядя стал брать меня по выходным в гаражи на заработки.
Я приносил домой по 10-15 рублей — невероятные для пацана деньги! Такие доходы позволяли мне вести себя раскованно… Я зачастую приходил в школьный буфет, небрежно бросал буфетчице пять рублей и говорил: «Угощаю всех! Компотом». В общем, в школе меня обожали за кураж…
Дальше — больше. Сам собой при гаражах сложился некий кооператив, занимавшийся ремонтом. В 12 лет я уже занимался этим самостоятельно. В таком возрасте я уже зарабатывал до шестисот рублей в месяц! И заметьте — это было в 1984 году. Самостоятельно ездить на машине начал с этого же времени, права получил позже, в автошколе, когда мне исполнилось 16 лет

ORD. A свой первый старинный автомобиль помнишь?
В. Л.: Конечно. Пришел как-то один дед, просит отремонтировать разбитый «Москвич-412», а платить не хочет. Все отказались, а мне он предложил за работу кучу каких-то старинных часов. Разговорились, у него еще и BMW-321 оказался не на ходу. Я и предложил отдать его за работу по «Москвичу». Так даже лучше вышло, дед, оказывается, голову ломал, куда бы пристроить автомобиль. Но когда мы с ним договорились, я вдруг подумал, что, может, ошибся, и он дешевле стоит. А тут как раз передача по «ящику», в которой дядя Саша Ломаков рассказывает про старинные машины, и что они тянут на миллионы. Но при этом он объяснял, что маленькие Mercedes — не то. А вот какой-нибудь 770-й — это уже вещь! Я поначалу вроде мимо ушей пропустил, а потом задумался. И главное, в голову запало, что надо искать немецкие машины.
MW мне еще не отдали, но коллекционный зуд меня уже обуял. Я начал изучать по доступным материалам старинные машины. После чего вооруженный этими «знаниями» и отправился по округе на поиски раритетов. Заезжая во все деревни по пути, я расспрашивал местных о машинах и только за первую поездку нашел четыре или пять автомобилей (все они были в ужасном состоянии). А потом я наткнулся на ЭТО… Деревня называлась Климовка. В одном из дворов обнаружилась нереально огромная машина (это был закрытый лимузин Mercedes 770). Судя по всему, ее к забору-то поставили недавно, год-полтора назад. Даже не зная, что это такое, я предложил хозяину его продать. Поддатый мужик развеселился: «Что, и денег дашь? А сколько?» Я прикинул насчет зарплаты плюс одна машина доделывалась, и говорю: «Семьсот рублей дам». Для меня сумма громадная, но хозяин просто обалдел (аж протрезвел немного). Договорились, что я ее выкуплю через две недели. Тут владелец решил укрепить мои помыслы и на деле показать, что автомобиль стоит этих денег. Он взял лом и кинул его в… лобовое стекло! Но вопреки ожиданиям лом отскочил… Подхожу — в стекле небольшая выщер-блина. Это была бронированная машина! Стекла в руку толщиной, и стальные плиты повсюду. Спрашиваю хозяина, почему он на ней не ездит. Отвечает, мол, тяжелая, буксует везде, а после дождей ездить вообще невозможно. Хотя время от времени в деревне ее пытались использовать вместо автобуса, набиваясь по 15 человек в салон.
Недели через три я насобирал денег, сажусь на автобус, снова еду в Климовку. Захожу в знакомый двор — машины нет! А на месте, где она стояла, еще не затоптанный прямоугольник рыхлой земли. «Что же, — говорю, — вы мою машину продали, мы же договаривались». А он опять пьяный. Смотрит на меня и вспомнить не может, о чем речь. Наконец признал: «Ты что, и правду приехал? Эх, надо было ее тебе сразу забирать. Надоела она мне, я и выкинул…». Я свое гну, про деньги напомнил, но он ничего не взял и отправил меня в сторону горы неподалеку (там у них была свалка). Я все обегал, но, ничего не найдя, вернулся обратно. В ходе дальнейших расспросов выяснилось, что Mercedes увозил сосед. Но вместо того, чтобы просто скинуть его на местной свалке, он отвез его на базу «Вторчермета» в Щучинск. Туда я добрался только на следующий день и… опоздал. Как мне потом рассказывали рабочие, они замучались резать эту рухлядь и выбивать бронестекла из окон. В общем, к моменту моего появления на базе куски металла уже отправили в Магнитогорск, на переплавку.

ORD: A что же тот, обещанный за ремонт «Москвича», BMW?
В. Л.: Восстановил его года за три. А параллельно занялся мотоциклами. Кстати, возвращаясь к эпизоду с бронированным Mercedes, хочу сказать, фактически я упустил свою первую серьезную машину. Аналогичный, но не бронированный 770-й я смог найти только в 2006 году. То есть 22 года спустя! Таких автомобилей с разными кузовами было выпущено 88 штук, из них бронированных, может быть, с десяток. Сохранились буквально единицы. Тот «броневик» в состоянии «от забора» сейчас стоил бы минимум… два миллиона евро. А после соответствующей реставрации — до десяти! Да что сегодня — даже в 1984 году, когда я его нашел, серьезные коллекционеры из Москвы или Риги могли заплатить от 50 до 70 тысяч тех полновесных рублей. Проблема не в деньгах — машин нет. Был такой коллекционер Лештин, который каким-то образом умудрялся в то время вывозить машины на Запад за фантастические для Советского Союза деньги. Он действительно переправил несколько 770-х и 540-х в Европу. Но были и другие люди. Они, наоборот, ввозили редкие автомобили в страну.

ORD: Какое отношение в те годы было к коллекционерам?
В. Л.: В основном непредсказуемое… Приезжаешь году в 85-м к людям. Предлагаешь машину продать, а они ни в какую. Оказывается, в салоне наседки живут — аж четыре гнезда! А были ведь и более «ценные» с их точки зрения автомобили, в которых помещалось… шесть кур с семьями. В самом деле, не на улице же им жить. Или еще вариант разговора: «Нет, мы не продаем, наши внуки будут ее делать». Но проходит время, внуки подрастают, им не до техники. Некоторые потом звонили сами: «Слава, приезжай, забери с глаз долой». Я много машин выкупил, когда люди уезжали из Казахстана. Все, что мне было нужно при поиске техники, — это немного денег и… бутылка водки. У меня был мотоцикл «Урал», я садился и ехал, без прав, разумеется. Никто нас не останавливал, кроме «гаишников». Когда они тормозили, то надо было дать им рубль. Если не брали денег, то от водки-то не отказывались. С бутылкой в сумке можно было заходить в любой дом. Казахстан чем был хорош? Если начинался ливень или пурга — ты видишь светящуюся точку и идешь к ней. Стучишь, и тебе открывают. Проходишь в дом, тебя приглашают к столу, барана режут! Ну и как после этого бутылку не достать? Я так годами ездил. Либо в машине ночуешь, либо, если совсем плохо, идешь к людям. Во время пурги путники в степи гарантированно погибали. То есть приютившие тебя люди понимали, что человека спасли, и им это было приятно.
Или вот еще история, которая меня реально шокировала. Произошла она в 1996 году в поселке между Екатеринбургом и Курганом. Мотоцикл с коляской BMW R-75 выпуска 1943 года в течение недели в буквальном смысле убил пять человек. Сама по себе эта машина хорошая и мощная. Но она тяжелая и требует внимания к управлению. Так вот, ее хозяин хорошо выпил и, поехав кататься, промахнулся мимо моста. Мотоцикл упал на него сверху и задавил. На следующий день абсолютно целый мотоцикл забирает кто-то из знакомых и… история повторяется. Новый владелец, опять же по пьянке, переворачивается и тоже гибнет под собственным мотоциклом. Появляется следующий претендент. Он забирает машину, зовет приятелей покататься, и они втроем влетают на нем под какую-то балку или трубу. Все произошло, я повторяю, в течение одной недели! В последней аварии покорежило и мотоцикл. Когда через год после всех этих смертей я приехал его смотреть, то чудом уцелевшие в ходе этой истории родственники просто боялись к нему подходить. Они искренне надеялись избавиться с моей помощью от этого монстра и были согласны на все минимум за… $1500.

ORD: Когда у тебя появилось то, что действительно можно назвать этим сладким словом «коллекция»?
В. Л.: К 1992 году у меня было около пятидесяти автомобилей. Стояли они у дяди на участке. Мотоциклы мне тогда дороже обходились, а старую машину можно было купить за сто или двести долларов. Но на каждую нужно было искать оригинальные колесные диски, другие детали и восстанавливать кузова. Сел я как-то и задумался, ради чего все это? Когда начинал, хотел свое собрание превратить в музей, а через некоторое время чувствовал, что задача слишком сложная и в одиночку не осилю. Раздумья привели к невеселому выводу: эта коллекция тянет меня на дно. Цены вроде небольшие, но, пока на каждую машину все скомплектуешь, выходит дороже, чем в Москве. Результат: забрал несколько самых ценных автомобилей и мотоциклов, загрузил в две фуры и перевез в гараж. Обзвонил друзей и предложил забрать остальное, кто что захочет. Они были счастливы, но из них продолжил заниматься серьезной реставрацией только один. Он на пару со своим отцом очень хорошо сделал ГАЗ-67Б.
Перебравшись в гараж, я буквально с чистого листа начал работу над новой коллекцией из по-настоящему редких машин. Но действовал все еще интуитивно. К примеру, на полтора десятка BMW был только один Horch, значит, Horch редкий! Так постепенно крестьянским умом до всего и доходил. Помнится, в 1995-м купил в Москве Horch 930 за $18 000 и счастливый вернулся на нем домой, в Казахстан. Соседи смеялись: «Слава! Тебе что, денег на «Запорожец» не хватило?». Для них это был просто мусор, а тот же «Запорожец» за 100 баксов считался выгодной покупкой. Вот он, менталитет обывателей того времени. Неудивительно, что историй, когда люди потешались над моим увлечением, миллион.

ORD: Выходит, что в таком сложном деле, как коллекционирование раритетных автомобилей, ты обошелся без наставника?
В. Л.: Не совсем так. Мне повезло с учителями. Сначала я где-то вычитал про Андреаса Роде из Риги (в то время он уже был настоящим светилом реставрации). Разыскал его телефон и начал ему названивать по всем вопросам. Он всегда выслушивал с большим вниманием и объяснял, как делать то или иное. Кстати, его отношение стало примером для меня на всю жизнь. Если мне звонят незнакомые люди, но задают вопросы по делу, я точно так же стараюсь ответить в меру своих познаний. Благодаря постоянному общению с Андреасом я делал намного меньше ошибок, чем другие начинающие, хотя счета за телефон приходили какие-то невероятные… Потом мы познакомились и лично. Андреас — действительно замечательный реставратор, дважды занимал вторые места на престижной выставке в Эссене. Через него у меня появились контакты в Германии. Причем он направил меня сразу к сильным мастерам, каким и сам является. При наличии родного немецкого языка мне многое легко давалось. Например, варить старые кузова я учился у Эдмунда Клинке — первого номера в мире по «жестянке». Шов в 30-е годы варился газовой горелкой без присадок, листы соединялись встык. Когда я проварил первые 20 см, он посмотрел так грустно и сказал: «Слава, не знаю, сколько километров этого шва я сварил». Километров!.. В 50-е годы он получил большой госзаказ на переделку кузовов легковых Mercedes в «скорую помощь» и другие спецавтомобили. Несколько лет проработал у Лаутеншлегера, сегодня мы с ним партнеры по крупным машинам. Это порядочные люди и хорошие мастера, но к ним нужно было ехать за опытом. Телефонных консультаций было уже недостаточно.

ORD: То, что люди занимаются «собиранием» старых машин, наверное, накладывает отпечаток на их характер?
В. Л.: Не без этого, конечно. Коллекционеры действительно люди странные. Помнится, покупал я редкую машину у одного человека в Европе. Долго его уговаривал, и наконец ударили по рукам. Так вот, получив кучу денег, он вместо предложения отпраздновать сделку вынес из комнаты ружье и… предложил его застрелить. Причем в тот момент было ясно, что это не совсем шутка. Вместе с той машиной человек потерял какую-то часть себя и не знал, как жить дальше. Наши тоже не лучше, с поправкой на специфику, конечно… Чего только ни увидишь. Я ведь за сезон наматывал по 40 тыс. км. Например, в одной из глухих деревень за Омском человек построил себе обсерваторию и сам собрал телескоп. Плюс у него были старинные мотоциклы. Приехал я к нему, а он ведет в башню и говорит: пока не увидишь какую-то звезду, никаких мотоциклов. Смотрю в космос и ничего не понимаю. «Видишь?» — «Нет». — «Вот и я не вижу… А увидеть-то надо!».
Что же касается меня… Себя я считаю авантюристом в хорошем смысле этого слова, но даже в моей жизни случались ситуации, сильно выбивающиеся из общего ряда. Так, году в 94-м мне попалась информация об уникальном Mercedes, на котором ездил на парадах командующий Туркестанским военным округом. Постепенно выяснилось, что машина пришла в округ без документов и без них же «ушла». Я нашел человека, получившего ее от военных, но у него Mercedes купили… афганцы. И тут ко мне приезжают таджики, которые знают, у кого этот автомобиль находится. К слову сказать, в то время талибы теснили войска Северного альянса к нашей границе, и лагерь одного из отрядов Ахмад-шаха Масуда был совсем близко. Я предложил им вытащить машину на нашу территорию, но таджики ни в какую. Стали искать варианты. Деньги афганцев не интересуют, а меняться готовы. Но только на новую Toyota Land Cruiser 100, уж больно эта модель «самому главному» нравится.
Делать нечего, полетели мы с приятелем в Узбекистан с чемоданом денег и по прибытии официально задекларировали $90 000. Таможенники увидели и давай кружить, как акулы. Намекают по-всякому. Я прикидываю, сейчас точно без двух-трех тысяч долларов останусь. Достаю старый казахский паспорт. Мол, земляк, давайте без эксцессов. Но не тут-то было: «Брат, надо поделиться». Ну ладно, назовите, сколько хотите, чтобы никому не было обидно. Они говорят: «Пять дай». Вот это, думаю, попали — пять тысяч отдать за здорово живешь. Начинаю сопротивляться, мол, «пять» — это громадные деньги, я же законно все везу. Они выслушали, а потом обиженно так: «Брат, тебе что, пять долларов жалко?» Так, собственно, и началась эта поездка… Дальше действовали по заранее намеченному плану: у того же узбека-таможенника поинтересовался, нет ли знакомых «гаишников». Таким способом легче вести «раскопки» в любом месте, и очень часто они мне помогали без всяких денег. Здесь же подарил «гаишнику» $10 одной бумажкой. По тому, как он на нее посмотрел, я понял, что это его заработок чуть ли не за месяц. После чего он приволок здоровенный «папирус» — список владельцев довоенных автомобилей с адресами. В выходные едем на базар покупать машину. Смотрю, стоит Land Cruiser, около него — «новые узбеки». Интересуюсь машиной, а мне: «Брат, проходи». Как понять «проходи», продаешь или нет? «А что, купишь, что ли?» Такой вот довольно неприятный разговор тянется. В конце концов «специальным» голосом мне называют цену, чтоб я отвалил и не мешал серьезным людям: «Десятку-то вытянешь?». Десять тысяч долларов за новый внедорожник с пробегом меньше пятнадцати тысяч км?! Конечно же, мы его купили. Продавец отдает документы, но предупреждает, что за пределы Узбекистана лучше не выезжать. А мы и не собирались. Почти… Добрались до границы, на КПП только солдаты, ни о какой таможне даже речи нет. Объяснили ситуацию. Он выдал вердикт: «Э, аке (брат)! Два башка туда заехал, один машина зашел — обратно два башка выехал, один машина вышел. Мой смена через три дня…»
От границы до кишлака — рукой подать, километров пять-семь. Mercedes стоит, нас ждет. Наш Land Cruiser афганцам, конечно, понравился. Кстати, очень многие вполне прилично говорили по-русски. Ударили по рукам, я им документы протягиваю, а они отказываются, мол, на кой они нам сдались в горах? Тем временем нам было нужно возвращаться. Mercedes оказался на ходу, но с двигателем от 21 -й «Волги». Завели с толкача, и назад. То есть весь обмен произошел часа за три. Автомобиль оказался в очень неплохом состоянии, даже оригинальная кожаная обшивка салона уцелела. После долгой реставрации машина перешла к частному коллекционеру.
В общем, получается, что у меня в характере переплелись две страсти: к розыску старых машин и к их реставрации. Обычно поисковики и реставраторы сильно отличаются друг от друга по образу жизни. Но поскольку я начал в 12 лет осознанно исследовать свою страну — Казахстан, у меня и было столько найденных машин. Потом я возвращался домой; зарабатывал деньги и вкладывал их в процесс реставрации, которым сам же и занимался. Даже сейчас я пока здесь, а накопятся дела в мастерской в Германии — рвану туда, кузовные детали переварю, еще какую-нибудь жестянку сделаю и обратно.

0RD: Не вспомнишь, какой автомобиль из тех, что прошли через твои руки, был самым древним?
В. Л.: Видите, во дворе мастерской стоит французский Millot Leger 1901 года. Это самый старый в России самоходный «станок» с двигателем внутреннего сгорания. Он едет к месту, где надо пилить дрова, и потом на нем же их пилят. Причем это не реплика, а настоящая машина, которой больше ста лет! Состояние довольно неплохое, рама, правда, подгнила, но это лечится. Самый же старый автомобиль «вообще», с которым мне приходилось работать, был Holsman 1902 года выпуска, а внедорожник — 1936 года. Кстати, для меня наиболее интересен период между двумя войнами. Тридцатые годы прошлого века — это расцвет техники. В тех автомобилях было все, и применялись любые технические решения. Самыми сложными, конечно, были «французы», потом «итальянцы» и «немцы». А вот «американцы» с «англичанами» как-то попроще.

ORD. A в чем основное отличие?
В. Л.: Мосты. Они у англосаксов неразъемные, а у континентальных европейцев разделяемые и механически очень сложные. В реставрационном отношении техника проблемная, да и в эксплуатации, наверное, была не лучше. Сегодня в России находят по лесам колонны (!) рам: бывшие места базирования ремонтных батальонов немецкой армии. Это о чем говорит: машины притащили на ремонт и не смогли вовремя запчасти подвезти. А тут — бах, наше наступление, и десятки автомобилей остались стоять металлоломом. По тем временам десятки — это очень много. Например, тех же «кюбельвагенов» BMW выпущено меньше тысячи, и потеря десяти машин уже ощутима. Наверняка находилось и то, что можно было реанимировать, — из нескольких машин собрать одну. Этим занимались уже наши ремонтники. Просто так ничего не бросалось, так или иначе ремонтировалось и ехало дальше. Военное, гражданское — какая разница? На машине ведь лучше передвигаться, чем на лошади, а тем более пешком.

ORD: Кто и зачем у нас в стране покупает старые машины?
В. Л.: Человек должен прежде всего сам для себя решить, нужен ли ему этот автомобиль. Кто-то покупает машины «поиграть». Тот же Stoewer купил человек для участия в реконструкции боев Великой Отечественной. Они переодеваются в форму военного времени и бегают по лесам. Сейчас таких клубов уже довольно много. Кто-то покупает перед друзьями покрасоваться. Чем, допустим, на Рублевке можно удивить? А он берет автомобиль, которого ни у кого нет, чтобы ездить по полтора километра в неделю от дома до ресторана. На сегодняшний день через мои руки прошло машин 200 или 300 (специально не считал). И вот что я хочу сказать: в этом бизнесе (я имею в виду и поиск, и реставрацию) очень много проходимцев. Людей, которые пришли тупо делать деньги. Именно поэтому у них никогда не будет ни хороших автомобилей, ни нормальных отношений с людьми. Вообще что такое реставрация? Это проверка мастера на наличие совести. Если видна какая-то деталь, сделанная плохо, то, как правило, и все остальное оказывается не лучше. Само понятие «реставрация» означает восстановление, а не постройка заново. Да, допускаются отдельные новые детали, но они должны быть выполнены по технологиям тех лет, хотя аутентичные в любом случае лучше. С1984 года очень много людей появлялось и уходило. Как правило, это компании или люди, относящиеся к делу без души. А здесь, как и в любом деле, присутствие души — главное. Есть душа, значит, есть цель. Мне интересен сам процесс поиска и реставрации техники.

ORD. A как, когда и, главное, почему произошел твой поворот от легковых лимузинов на новую «армейскую» дорогу?
В. Л.: Это произошло после посещения музея в Зинсхайме в 2003 году. Там очень большой раздел экспозиции посвящен именно военной технике, и в моей жизни появилась военная тема. Удивился я больше всего тому, что мы живем в стране, победившей фашизм, а эта тема в массовом сознании забыта. Порой в учебниках начинают появляться присказки, что войну, оказывается, выиграли американцы, а русские им «помогали». Я хоть и немец, но мне обидно за страну, которая меня вырастила и воспитала. Может, это и подтолкнуло. Наши дети должны знать историю. А сделать шаг к началу познания они могут в том числе через эти внедорожники и другую военную технику.

ORD. A у нас в стране еще кто-нибудь занимается военной техникой?
В. Л.: Может, еще человека два-три. Но в мире, конечно же, много больше. Проблема в том, что они между собой не общаются на серьезном уровне, особенно те, кто занимается вермахтом… В Европе немецкую технику просто боятся собирать, потому что в фашисты зачислят. Тех, кто собирает американскую технику, намного больше, они и общаются между собой спокойно. А немецких машин просто нет. Взять хотя бы рынок внедорожников BMW — всего два автомобиля в мире. Как вам это нравится? Еще три есть разобранных. И это при том, что в списке (реестр, куда люди по желанию сообщают о хранящихся у них машинах) числится десять машин. Причина подобного арифметического казуса банальна — один из владельцев сообщил о трех имеющихся у него машинах и привел три разных номера: от одной — двигателя, от другой — кузова и от третьей — шасси. Через десять лет я покупаю у него машину и… все три заявленных номера оказываются на ней! Еще один «милитарист» из Норвегии продает аналогичную машину производства фирмы Hanomag (кроме двух перечисленных компаний их еще строили Mercedes и Stoewer), но в списке-то он ее заявил (на всякий случай) и как BMW, и как Hanomag, и как Stoewer!..

ORD: Что сегодня ищут коллекционеры? Или все, что было возможно, уже найдено и занесено в реестры?
В. Л.: От уникального вездехода Mercedes G4 (см.: » Вездеход Гитлера». 0RD. 2007 №5) у нас в России остались лишь огрызки кузова и рама. К ним можно купить мотор от 500-го Mercedes (благо он тот же, только использовался без компрессора). А где брать все остальное? Шасси специальное, раздатки и прочие агрегаты — тоже. В принципе любой автомобиль военного времени ценен. Например, полноприводных «эмок» ГАЗ-61 -73 тоже почти не осталось: одну в мастерской Жени Шаманского восстанавливают, вторая у меня. Трехосный Dodge WC63 — очень редкая машина. Их на всю Европу, может быть, два десятка наберется.
Купил недавно Chevrolet канадской постройки. Такие машины тяжелее всего искать. «Итальянцы», например, безумно дороги, но они по крайней мере есть. Их могут предложить по 250 или 300 тысяч, а эти все «на руках», и хозяева не спешат с ними расставаться. В свое время такие тягачи Chevrolet и Ford строили для англичан в Канаде и Австралии, американцы их тоже использовали, причем не только как тягачи, но и как командирские машины. Это не грузовик, атакой же, как и Dodge, артиллерийский тягач — крупный полноприводный внедорожник с закрытым металлическим кузовом. И, на мой взгляд, он очень красивый. Собственно, по этим критериям я их и выбираю: полный привод и выразительная внешность, отличающаяся от «тупого грузовика».
Если же говорить о деньгах, то цены на одну и ту же машину могут сильно отличаться. Например, «плохой» Willys, то есть плохо отреставрированный автомобиль в плохом состоянии, предлагают за $10 000, а «хороший» — за 45 000 евро. На тот же Dodge WC цены могут отличаться в пять раз. Да, чуть не забыл еще одну причину, заставившую меня ступить на тропу войны. Мне очень нравится ездить на армейских автомобилях. А почему бы и нет, все мои машины имеют госрегистрацию, номера, то есть на них просто можно передвигаться по нашим дорогам. А, как известно, армейские внедорожники очень прочные, практически не-убиваемые. Если машину один раз как следует восстановил, то потом проблем не будет много лет.

ORD: К слову о военной технике: в Германии нет каких-нибудь «политических» ограничений на коллекционирование машин вермахта?
В. Л.: В прямом виде никаких запрещений нет. Нельзя только ходить в нацистской форме, демонстрировать символику и публично высказываться не соответствующим конституции образом. Но, правда, некоторые сами проецируют такое отношение и на машины. Например, многие немецкие реставраторы не связываются с Mercedes 770 при том, что это одна из самых дорогих машин. А все потому, что, какую из уцелевших ни возьми, везде наткнешься на нацистское прошлое: не Гитлер, так Муссолини или еще кто-нибудь из самой верхушки. Многие порядочные люди принципиально не хотят иметь с этим наследием ничего общего. Например, мой коллега Хорст наотрез отказывался реставрировать машину для одного русского заказчика, хотя это был автомобиль болгарского царя Бориса, ставшего в итоге нашим союзником. Я отношусь к этому гораздо спокойнее, мы занимаемся конкретным делом — реставрируем машины, а история останется такой, какой была. И ничего из нее не выкинешь.

ORD: С автоинспекцией проблемы возникают?
В. Л.: В основном нет. Если едешь на старой машине, как правило, все благожелательно реагируют. Раньше даже никаких техпаспортов не спрашивали. Сейчас документы стали проверять чаще, и это правильно, молодцы. Автомобили дорогие, и вероятность каких-то незаконных действий повышается. Только один раз был случай, когда «гаишник» остановил мою жену, перевозившую Horch. Заявив, что у него дедушка на войне погиб, а мы тут на фашистских машинах катаемся, он сделал все по максимуму, чтобы истрепать нервы. Но такие встречаются не только в ГАИ, это просто тип человека.

ORD: Как происходит покупка раритетного автомобиля за рубежом?
В. Л.: Очень просто. Кто первый прибежал с деньгами, тот и купил. Как правило, если что-то сообщают, то у меня первая мысль о том, как туда долететь, а вторая — где взять деньги. Ну или наоборот, в зависимости от ситуации. Хотя, конечно, тонкостей много. Например, надо учитывать даже сезонные изменения. Те же внедорожные машины пропадают из списков продаж ближе к весне потому, что владельцы думают: «Наступает сезон, буду сам кататься!» Ближе к зиме начинают снова появляться на торгах, так как лето прошло, а на машине опять никто никуда не выезжал. Везет в итоге тому, кто наиболее мобилен, а у меня с этим проблем нет. Паспорта с собой, вот сейчас могу встать и улететь куда угодно.

ORD: Скажи честно, как часто ты проклинаешь «тот день, когда сел за баранку этого пылесоса» ?
В. Л.: Никогда этого не делаю. Ведь я разбираюсь только в том, о чем мы сейчас говорим. Со мной бесполезно говорить на темы, не имеющие отношения к старым автомобилям. В общем, ограниченный человек, да еще и с принципами. Я горжусь, например, тем, что не вывез из России ни одной машины. Нет, правда, вообще ничего… В то время как другие старьевщики только и знают, что прут за рубеж, я, наоборот, ввожу. Поверьте, и моим и вашим детям будет на что посмотреть.

Моторы войны

Постоянная выставка «Моторы войны», расположенная в инженерном корпусе музея, – настоящий музейный автопарк! Основу экспозиции, на которой представлено более 60 экспонатов, составили образцы автомобильной техники 1930–1940-х годов из собрания Музея Победы. В экспозиции также присутствуют некоторые образцы легкой бронетехники, артиллерийского вооружения и другие материалы. Часть образцов автотехники, представленных на выставке, передал в музей известный коллекционер Вячеслав Лен. Всего экспонируется 20 автомобилей различного назначения, произведенных в шести странах.

В разделе советской техники – знаменитые советские военные грузовики: ЗИС-5 и изготовленный на базе «полуторки» ГАЗ-АА специально для использования в боевых условиях автомобиль ГАЗ-ММВ. Здесь же располагаются выпущенный в количестве всего 600 штук полноприводный разведывательный автомобиль ГАЗ-64, который на завершающем этапе Великой Отечественной войны широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль, перевозчик пехоты и раненых, а также как легкий артиллерийский тягач. В экспозиции также представлены санитарный автомобиль ГАЗ-55, бронеавтомобили, танкетки и гусеничный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец». Поистине уникальный экспонат – макет разработанной в СССР самоходной сухопутной электротанкетки – торпеды ЭТ-1-627, дистанционно управлявшейся из замаскированного танка сопровождения. На выставке экспонируется один из первых послевоенных советских легковых автомобилей – ГАЗ-М-20, получивший символическое название «Победа». Эта машина серийно выпускалась на Горьковском автомобильном заводе с 1946 по 1958 год.

В разделе техники стран – союзников СССР по антигитлеровской коалиции расположены автомобили из США, Великобритании и Франции. Это знаменитые американские машины: находящийся в отличном состоянии грузовой Dodge WC-63, легковой вездеход Willys, грузовой автомобиль GMC ССKW-353 и бронетранспортер М3 «Скаут». Эти образцы поставлялись в годы войны в Советский Союз по программе «Ленд-лиз». Интерес посетителей неизменно вызывает и снегоболотоход Studebaker M29 Weasel на гусеничном ходу.

Великобритания представлена в экспозиции грузовым автомобилем Morris Commercial C4 и двумя артиллерийскими орудиями. Это 88-мм гаубица Ordnance QF 25-pdr Mk.IV и 57-мм противотанковая пушка Mk-II. Особо значимые экспонаты выставки – французские автомобили: транспортер Laffly S20TL VDP – одна из трех сохранившихся в настоящее время машин данной модификации, артиллерийский тягач Laffly Licorne V15T (в мире сохранилось не более пяти автомобилей этого типа, выпущенных в количестве 200 штук).

Автомобили нацистской Германии и ее сателлитов представлены тремя образцами. Это редкий сегодня грузовой автомобиль Einheitsdiesel и пожарный аэродромный автомобиль Opel Blitz 3, 6-3700A TLF15 немецкого производства, а также итальянский артиллерийский тягач Fiat-SPA TL 37. Здесь же можно увидеть образцы артиллерийского и танкового вооружения вермахта.

Кроме автобронетехники и артиллерийского вооружения, применявшихся армиями стран – участниц Второй мировой войны, на выставке экспонируется много других агрегатов и технических устройств. Например, авиационный двигатель обнаруженного в Новгородской области советского пикирующего бомбардировщика «Пе-2», лодочный мотор к немецкой штурмовой лодке, немецкая военная конная повозка образца 1905 года, советский аппарат для подачи воздуха водолазу и т.п. Среди экспонатов – различные инструменты, домкраты, насосы, емкости для горючего, инструкции, пособия, пропуска, водительские удостоверения и много других предметов, без которых невозможно было обойтись при эксплуатации и обслуживании военной техники.

вторую мировую войну иногда называют войной моторов бронетранспортер ээ эвакуаторы тракторы тягачи танки и легковые бронированные автомашины самоходные зенитные артиллерийской установки они несли службу на всех воинских фронтах эти машины заняли почетное место в экспозиции музея победы кроме военной техники на выставке представлены и различные предметы и документы в коллекции есть пропуск на легковой автомашины направо проезда по военной автомобильном дорогам без нет документов для проверки ретро права сохранилась памятка водителя грузового автомобиля осетин на выставке в музее можно увидеть американские советские итальянские шведские французский немецкий автомобиль все экспонаты находятся в отличном техническом состоянии и периодически принимают участие в парадах технике воинских с летах и даже реконструкция их исторических боев многие автомобили предоставлены частными кондиционерами и выставляются впервые выставка знакомится техникой всех стран участниц второй мировой войны в экспозиции представлены и техника в наших союзников по анти гитлеровские коалиции и техника фашистской германии и ее кстати литров моторы войны выставка уникальный техники времен второй мировой также на выставке представлены несколько автомобилей с интересные истории например командир старший дочь вообще большинство должен во время войны представляли из себя грузовые пассажирские варианты ну выпускались также санитарные штатные машины а еще представлены в стенах музея победы командир различный вариант тот же в мчс пятьдесят семь использовался на дорогу второй мировыми как союзниками вы начальникам презентация так и советскими звуковым конева рокоссовского представленные командир старший дочь примечателен тем что на нем возили маршала жукова во время его визита в союзнические французскую от операционную зону манит также до выставки есть легковой автомобиль сто пятнадцать советские бронированный автомобиль высшего класса был выпущен ограниченным серии конца сороковых годов на автомобильном заводе имени ставим на базе здесь сто десять предназначался для высших руководителей ссср членов приедем hacı uzatılabilecek olsa yılbaşı выставка небольшая но крайне интересная если есть несколько часов свободного времени загляните жалеть не придется

Моторы Войны

С 23 по 26 августа на территории «Фестпарка» в городском округе Черноголовка состоялся V международный военно-патриотический слет «Моторы войны», приуроченный к 75-летию со дня победы в Курской битве. В этом году слет вернулся к своей изначальной концепции как мероприятия, созданного, прежде всего, для участников и их техники. Всего в нем приняло участие более 50 легковых автомобилей, грузовиков, мотоциклов, бронемашин, танков и самоходных установок.

24 августа состоялось ралли, трасса проходила по лесным дорогам и полям. В ралли приняло участие 3 десятка единиц техники. Победителем в зачете мотоциклов стал экипаж в составе Михаила Белуженкова и Марии Головачевой, выступавших на BMW R 75 1942 года выпуска. Победа в зачете легковых автомобилей, наиболее массовой категории, досталась экипажу в составе Александра Гусева и Льва Аванесева, выступавших на Dodge WC-57 1944 года выпуска. Среди грузовиков лучшим стал экипаж в составе Татьяны Кулыженко и Олега Тютюкина, которые выступали на Mercedes-Benz L1500A Kfz.69 1942 года выпуска (проект «Трофейные машины» trofmash.ru).

Соревнования продолжились 25 августа, на сей раз участники состязались в слаломе по полю. Победителем в категории легковых автомобилей стал экипаж в составе Максима Богачко и Юрия Пашолока, выступавших на WillysMB 1943 года выпуска. В категории грузовых автомобилей — Александр Летуновский и Максим Зубарев на тяжелом внедорожнике Mercedes-Benz L1500A (проект «Трофейные машины» trofmash.ru). В зачете бронемашин победу одержал Владимир Курышко, выступавший на бронеавтомобиле Д-8 1931 года выпуска (проект «Военный Ангар» Игоря Шишкина). В зачете танков победил Т-34-85 1945 года выпуска под управлением Александра Мадюдя (военно-исторический клуб «Капонир»).

Также 25 августа участники на своей технике прошли колонной в село Ивановское, где возложили цветы к памятнику воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны.

Организаторы слета благодарят частных коллекционеров и музеи, принявшие участие в слете:

— проект «Трофейные машины» trofmash.ru;

— проект «Военный Ангар» Игоря Шишкина;

— МРОО «ВОЕННОЕ-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО»;

— Музей внедорожный машин, г.Самара;

— Военно-исторический клуб «Капонир»;

— ВРОО АК «Регион» (Воронежская Региональная Общественная Организация АК «Регион»);

— Музей «Моторы войны»;

— Музей Победы;

— Союз «Военно-патриотической клуб «Дивизион»»;

— Государственный военно-технический музей;

— частных коллекционеров.

отзывы о : Моторы войны (Музей Победы)

В прошедшую субботу мы с сыном (12 лет) продолжили посещать наши исторические субботы и побывали в музее «Победы» на экскурсии «Моторы войны. Неизвестные, редкие и знаменитые». Хотели еще с собой и старшего брата прихватить, не получилось, а потому на его место взяли папу, который к подобным экскурсиям относится с большой долей недоверия и очень любит потом покритиковать преподнесенный материал.
Экскурсия проходила не в основном здании музея, а в отдельном корпусе (обратите внимание – в помещении прохладно, но можно не раздеваться), в котором и выставлена различная военная техника.
Программа была великолепна, вел ее наш старый знакомый Евгений (отчества я не расслышала, но раньше он представлялся только по имени, потому и запомнила, хороший экскурсовод всегда западает в память), с ним мы впервые встретились много лет назад на программе «Землянка», от которой дети были в восторге. Хочу сказать, проходят годы, а в рассказах Евгения ничего не меняется, они по-прежнему интересны, легки в изложении, доступны для понимания, не перенасыщены терминами и техническими характеристиками.
На сей раз экскурсия была адаптирована для ребят 13-14 лет (об этом перед началом программы попросил нашего экскурсовода учитель, который привел на экскурсию большую группу школьников), но интересно было всем, даже наш папа не занимался после своей обычной критикой всего и всех, а признал, что рассказ был отличный.
Мы прошли по всей выставке, она не очень большая, но если гулять со знающим человеком, то ходить можно долго. Нам рассказали об основных критериях строительства советской военной техники (теперь ночью меня разбуди — все перечислю), о зарубежных образцах, постоянно вплетали в рассказ какие-то исторические факты и техническую информацию.
В ходе экскурсии разрешали подойти к выставленным образцам поближе, а некоторым даже удалось залезть в кабину наиболее любопытных экспонатов.
Техника на выставке действительно очень разная, какая-то поражает своей продуманностью и техническим совершенством, а иная удивляет своей нелепостью. Обо всем этом нам было подробно рассказано и все показано.
Одним словом, рекомендую к посещению, программа интересная и увлекательная (хотя некоторые школьники и умудрялись болтать чуть ли не все время, просто поразительно, уж не знаю что им вообще надо-то), главное чтобы Вам также повезло с экскурсоводом.
И организаторы «Исторических суббот» молодцы – накануне вновь позвонили, напомнили об экскурсии, узнали, придем ли, в музее встретили.
Так как после экскурсии «Моторы войны. Неизвестные, редкие и знаменитые» у нас оставалось еще время до начала следующей программы, мы на этой выставке еще и на вопросы олимпиады «Музеи, парки, усадьбы» ответили.
Музей Победы вообще рай для активных олимпиадников, тут аж целых четыре темы для них предусмотрено – по основному зданию музея, по открытой площадке с военной техникой, по выставке «Моторы войны» и по самому парку. Можно хоть весь день здесь гулять.
Единственная проблема – не хватает листков с вопросами. В принципе это объяснимо, вопросы получают около экскурсионного бюро центрального здания, а потом уходят с ними и моторы изучать, и по площадке гулять, пока все изучат и вернуться назад времени может пройти очень много. Так что просто надо напечатать больше вопросников, чтобы хватало на всех.
Нам все-таки повезло, и мы стали обладателями вопросов по выставке «Моторы войны» (хотя у нас и возникли проблемы). Когда я в них после экскурсии заглянула, то первая мысль, которая пришла мне в голову была «Ну какие же они скучные». Действительно, после такой живой экскурсии отвечать на такие сухие и занудные вопросы было не прикольно.
Жаль, что организаторы не придумали ничего поживее и поинтереснее, мне кажется, выставка позволяет это сделать.