В машине взорвался газовый баллон

Содержание

Время чтения: 3 минут

Преимущества установки ГБО на автомобили уже давно доказаны. Но многие водители боятся переходить на газ, так как интернет переполнен роликами с названием «Взорвался баллон…». Однако, если взрыв газового баллона в машине и случается, это происходит из-за неисправности автомобиля либо по причине неправильной эксплуатации ГБО. Изучим этот вопрос и разберемся, каким правилам нужно следовать, чтобы даже мыслей о взрыве не возникало.

Может ли взорваться ГБО в автомобиле

Смесь пропана и метана с воздухом идеально подходит для хорошей детонации при наличии искры. Поэтому целью разработчиков ГБО было создать такую систему, которая полностью нивелирует возможность взрыва и по максимуму «возьмет» все лучшее от газа. С каждым новым поколением ГБО езда становится более безопасной.

В баллонах предусмотрены вентили и клапаны, которые могут выдерживать предельное давление (и даже с запасом). Газопроводы топливной магистрали производят из медных сплавов, а в последних поколениях стали внедрять армированные пластиковые и даже термопластиковые трубы.

Риск утечки газа мизерный, но он все-таки есть, и это можно отнести к минусам ГБО.

Даже если герметичность в каком-то месте нарушена (что при правильной эксплуатации – редкость) и газ вырвался наружу, водитель сразу же почувствует резкий запах. В баллон добавляется специальный состав – одорант, который усиливает запах настолько, что даже при малейшей утечке человек почувствует его, примет меры и не даст газу достичь опасной концентрации в воздухе.

Предел взрываемости пропана – 2,1-9,5 %, пропан-бутана – 1,9-8,5%. Именно поэтому пропан-бутановая смесь уступает по безопасности метану. Еще один неприятный «бонус» – сжиженный газ тяжелее воздуха и при утечке оседает ближе к земле. Но даже при этих показателях одорант даст знать об утечке задолго до достижения отметки 2,1.

Метан взрывается при концентрации в воздухе в пределах 5–16 %, самая опасная концентрация – 9,5%. Если концентрация газа менее 5%, он не взрывается, а горит, хотя горение может происходить очень быстро, в виде хлопка, что также очень опасно для людей, но само по себе к взрыву баллона не приведет. Разве что начнется пожар и баллон взорвется от того, что давление в нем в результате нагрева повысилось.

Метан легче воздуха, и, покинув баллон, его потоки стремятся вверх. Накапливаться он может только в закрытых помещениях, под потолком.

Допустим, события развиваются по худшему сценарию и газа в воздухе достаточно для потенциального взрыва. Без хорошей искры детонация не произойдет.

Неблагоприятные факторы для ГБО при утечке – горение проводки и других деталей авто. Поэтому взрыв может произойти только под действием мини-пожара в остальных системах.

Сам по себе газовый баллон не взрывоопасен при условии, что он качественно изготовлен, испытан и оборудован в соответствии с правилами и требованиями к ГБО.

Почему случаются взрывы

Разрушение (взрыв) баллона возможно при наличии таких неисправностей:

  1. Появление микротрещин в результате коррозии металла (именно поэтому в последних поколениях оборудования не используют металлические емкости и трубопроводы).
  2. Нарушение герметичности вследствие мощного удара (это приводит к утечке, но не обязательно к взрыву).
  3. Емкость перегревается, в результате газ стремится к расширению и создает колоссальное давление. Но бояться не стоит, ведь при разработке баллоны проходят испытания под огромными температурами (рабочий диапазон примерно от -40 до +650 С). Одна из причин, почему взрываются газовые баллоны в машине от перегрева, – резкий перепад температур. Например, в сильные морозы водитель ставит автомобиль в теплый гараж, да еще и таким образом, что баллон находится в самой обогреваемой зоне.
  4. Переполнение баллона. Именно заполненная на 100 % емкость может привести к вышеуказанному взрыву от перепада температур. Чтобы этого не произошло, применяется мультиклапан, который при наполнении 80 % объема баллона перекрывает доступ к его заправке.
  5. Еще один возможный вариант – установка некачественного ГБО и неправильная настройка системы.

Как исключить вероятность взрыва

Чтобы ваше авто не стало героем видео «В машине взорвался газовый баллон», избегайте неопытных установщиков. Обратитесь в сервис или на специализированную станцию, где работают опытные монтажники.

Если водитель выбрал поколение ГБО, в котором нет мультиклапана, он должен сам контролировать, чтобы на заправке в баллон не попадало больше 80 % газа, а также следить, чтобы топливо было качественным. Желательно регулярно проверять соединения на герметичность (с помощью мыльного раствора).

Если почувствовали запах газа в дороге, немедленно остановитесь, заглушите мотор, откройте в салоне все окна. Не заводите автомобиль, пока не выявите причину неисправности.

Почему может взорваться газовый баллон на автомобиле

Nissan Murano 1 поколения горький опыт от владения этим монстром В наше время газовые установки считаются очень популярными среди автолюбителей, и многие уверены в безопасности и актуальности такого оборудования, хотя здесь можно выделить как позитивные, так и негативные стороны такого дополнения.

Самым большим страхом любого водителя, использующего ГБО, считается взрыв баллона. Механики утверждают, что эти страхи беспочвенны, ведь ГБО значительно безопаснее, чем простой бензиновый бак, попробуем разобраться, насколько правдивое это утверждение.

Когда баллон становится взрывоопасным

Теоретически ГБО действительно не более опасен, чем бак с бензином, но существуют определенные факторы, которые могут влиять на свойства газовой системы. Специалисты выделяют несколько причин, по которым баллон на автомобиле может взорваться:

  • Неправильно подобранная установка, которая в идеале должна отвечать мощности автомобиля, кубатуре двигателя и другим показателям. Если установка подобрана неправильно, заметить это можно по значительной утере мощности, когда автомобиль просто «не тянет», быстрому износу деталей;
  • При некачественном оборудовании, которое часто уступает по цене современным установкам и поэтому считается довольно востребованным. Современные ГБО отличаются многослойной структурой резервуара, защитным клапаном, который при неправильной заправке сбрасывает лишний газ до оптимизации давления внутри баллона. Кроме того, они удароустойчивы и не боятся перепадов температур. В то же время устаревшие кустарные варианты выполнены из простого металла, который поддается коррозии, может иметь трещины и взрываться при нагревании, перезаправке, ударах;

  • При неактуальном смешивании топлива, когда пропан соединяют с бутаном. Взрывоопасность в таком случае объясняется разными требованиями к температурному режиму. В целях экономии пропан часто смешивают с дешевым бутаном, но этот газ может использоваться только в теплое время года, поскольку при морозе такое сырье становится нерабочим. Если в зимний период смешать этих два вида топлива, то при нагревании возможно распирание контейнера и даже его взрыв;
  • К взрыву может привести и избыточная заправка, ведь газовый резервуар предусматривает заполнение не более 80%, при переливе сильно повышается давление в баллоне и происходит взрыв. Для более современных полимерно-композитных вариантов избыток топлива не страшен, ведь такие установки оснащены клапаном для сброса давления, но даже такие приспособления могут давать сбой и открывать клапан несвоевременно;
  • При трещинах в топливном резервуаре тоже может произойти взрыв, поэтому для проверки целостности баллона рекомендуется периодически проходить швы мыльным раствором – это дает возможность своевременно обнаруживать пробоины;
  • Неправильное обслуживание часто является причиной разрыва, ГБО требует своевременной очистки от конденсата, проверки проходимости трубок и производительности, проводить осмотр должны специалисты.

Как защитить свое авто от взрыва

Чтобы ваше желание экономить на топливе не обернулось угрозой для жизни, в первую очередь, выбор и установку ГБО следует доверять профессионалам. При этом всегда требуйте, чтобы вам предоставили сервисную книжечку на установку.

Следите за перепадами температур и качеством топливного сырья и не забывайте следить за состоянием газовой топливной системы, вовремя проводите осмотри в сервисе. Если при эксплуатации вы заметили снижения уровня производительности автомобиля или почувствовали запах газа, срочно перейдите на классический вид топлива и обратитесь в сервисный центр.

А самое главное: будьте внимательными на дороге, ведь аварийные ситуации грозят взрывом для любой топливной системы.

В мире появилась тенденция на экономию и более рациональное использование ресурсов. Взрывной рост показывают серсиы типа Uber, Airbnb, каршеринговые компании, чья бизнес-философия лежит в области экономии и 100% загрузки уже имеющихся ресурсов. Взять, например. рынок такси. За последние 10 лет он кардинально изменился. Тарифы снизились из-за безумной конкуренции. Уже нельзя просто выехать-побомбить — вы просто сожжете бензина больше, чем заработаете. Практически все таксопарки и частные таксисты перешли на газ.

Многие непрочь сэкономить, но здоровье дороже, лучшен сначала почитать отзывы владельцев машин на газу! Газ дешевле, это общеизвестно, но безопасно ли на нем ездить? Об этом и многом другом Reconomica пообщалась с автовладельцем, перешедщим на газовое топливо в прошлом году. Вы узнаете, сколько стоит поставить ГБО, какую оно дает экономию и как обеспечиается безопасность водителя и пассажиров.

Расчет экономии при установке ГБО

Меня зовут Голуб Кирилл Владимирович. Мне 29, я — владелец детища китайского автопрома – седана марки BYD, модели F3, 2013 года выпуска с объёмом двигателя 1.5. Автомобиль покупал с салона, прошел гарантийный период 3 года и столкнулся с вопросом об установке газобалонного оборудования.

Чудо китайского автопрома

Перед установкой ГБО решил просчитать, выгодно ли ездить на газе и через сколько окупится газовая установка. Лично просчитал экономию от переоборудования моего конкретного авто. Дело в том, что я работаю на автомобиле, проезжаю приблизительно 1500-2000 км в месяц, взял за среднее 1700 км. Двигатель автомобиля рассчитан для работы на Аи-92 бензине. Расход автомобиля, по моим замерам, составляет 8 л на 100 км. На газе расход будет больше за счет большего октанового числа топлива приблизительно на 20%. Я взял для расчета 10 л на 100 км.

Срок окупаемости газобалонного обурудования — как считать

Составил план для лучшего восприятия, все цифры актуальны на 2017 год:

  1. Средняя стоимость Аи-92 равна 35 рублей, газа пропан-бутан – 15 руб.
  2. В среднем расход на бензине составляет 8 л на 100 км, на газе будет 10. У пропан-бутана октановое число равняется около 110, у Аи-92 бензина соответственно 92, что на 20 % меньше. С расчетом данной разницы на газе расход должен увеличится на 20% (8+20%=9,6). Я в своих исчислениях округляю в большую сторону, исключая возможные погрешности в будущей настройке оборудования.
  3. На 100 км я заправляюсь бензином: 8*35=280 рублей. Газ будет обходиться: 10*15=150. Экономия на 100 км будет равняться 130 руб. Если брать в учет мой средний пробег в месяц 1700 км, то можно высчитать экономию за месяц: 17*130=2210
  4. Стоимость установки ГБО составляет 19 000 руб. Я высчитал, за какой период мне окупится газ, поделив общую стоимость переоборудования на месячную экономию: 19000/2210=8,6 месяцев.

Согласно расчету, мне потребуется 9 месяцев, чтобы полностью окупить установку и реально начать экономить в 2 раза. Это небольшой срок окупаемости, на мой взгляд.

Мифы и правда о ГБО — исследование фактов

На сервисе, котором я обслуживался, меня переубеждали, аргументируя тем, что газ — это опасно, в салоне будет запах газа, можно привести двигатель в негодность. Я решил лично выяснить, насколько это правда или нет.

В интернете промониторил огромное количество форумов и сайтов, задавал вопросы владельцам автомобилей, которые установили ГБО. Я подробно разобрал, что является мифом, а какие нежелательные моменты могут реально возникнуть при установке газобалонного оборудования.

Ездить на газу опасно?

Самый первый и главный вопрос, с которым надо было разобраться — опасно ли ездить на газу? Я очень переживал за то, что буду возить в багажнике 40 литров сниженного нефтяного газа. Какая вероятность того, что баллон не взорвется при ДТП? Может ли при скачках возникнуть искра и привести к детонации? Эти и многие другие тревожные вопросы вызывали у меня сомнение в этом предприятии. Но разработчики ГБО — тоже не дураки.

Вот какими характеристиками обладает автомобильный газовый баллон для сжиженных газов:

  • Материал – сталь.
  • Выдерживает давление до 1,6МПа.
  • Давление, которым проверяют баллон при изготовлении — 3,0МПа.
  • При каких температурах используется — от минус 40°С до плюс 45°С.
  • Срок эксплуатации — не более 2500 циклов заправки, но не более 12 лет.
  • Толщина стенки баллона – 4 мм.

Большинство автопроизводителей стараются облегчить массу автомобиля. Бензобаки изготавливаются из тонкостенного алюминия, а в последнее время широкую популярность получил пластик. Бензобак во многих авто авто находится под багажником, поэтому при столкновении более подвержен удару, чем газовый баллон, который защищен прочной нишей или размещается за спинкой задних сидений.

Видео, на котором испытывают бензобак и газовый автомобильный баллон на возможность взрыва.

Будьте внимательны с б/у газовыми баллонами

Многие установщики предлагают баллоны, бывшие в употреблении, что может сэкономить вам деньги, уменьшив стоимость установки ГБО. Это может привести к печальным последствиям. Такой баллон внешне может не отличаться, но внутри и с нижней части, которой газовый баллон крепится к кузову, может начаться процесс коррозии металла. Стенки емкости ржавеют и теряют толщину и прочность. Это может привести к утечке газа и даже взрыву баллона.

Баллон можно установить вместо запаски.

Мультиклапан

Дополнительной защитой является мультиклапан – защитное устройство, которое крепится в горловину баллона.

Функции мультиклапана:

  • Сброс излишка газа при превышенном давлении в баллоне;
  • отсекатель при заправке;
  • скоростной клапан, который при пожаре или нарушениях в газовой магистрали перекрывает подачу газа из баллона.

Я выбрал мультиклапан с катушкой, который перекрывает подачу газа из баллона при выключеном зажигании.

Учитывая характеристики баллона и наличие мультиклапана, езда на газу не опаснее езды на бензине, который хранится в пластиковом бензобаке.

А если прогорят клапана?

Следующий миф – это прогар клапанов. Меня заинтересовал вопрос работы двигателя на альтернативном виде топлива. Ведь ремонт двигателя или его замена обойдется даже дороже газобалонной установки. Коллеги по работе рассказывали страшные истории о том, как при езде на газе прогорают клапана. Поэтому многие сомневаются, стоит ли ставить газовое оборудование на иномарку — ремонт потом может обойтись много дороже. Знаете, у меня недорогая машина, но тоже иномарка, и такой удар по бюджету для меня был бы серьезным, поэтому вопрос я изучал внимательно.

Одной из причин прогорания клапанов является неправильная их регулировка. Стоит учесть, что вид топлива при этом роли не играет. При обедненной смеси повышается температура горения, что и приводит к быстрому износу клапанов.

Я проверился на сервисе, отрегулировал клапана и проконсультировался с мастером, который рассказал, что обслуживает автомобили с установленным ГБО более 10 лет. На мой вопрос о состоянии двигателя ответил, что топливо роли не играет, на его практике клапана портились одинаково, что на бензине, что на газе.

Преимущественно это происходит от частой работы двигателя на пределе и несвоевременной регулировки и технического осмотра.

Кто хочет вникунть в эту тему более подробно, вот интересная статья в Библиотеке науки и техники, в которой просто без заумных формул и высшей математики объясняется, как работает двигатель на газовом топливе.

Проанализировав информацию, я убедился, прогар клапанов с газовым автомобильным оборудованием — это миф. А реальность в том, что необходимо вовремя проходить технический осмотр своего транспортного средства вне зависимости от вида заправляемого топлива.

Доступное, короткое видео, в котором просто объясняется работа двигателя внутреннего сгорания на газовом топливе.

Если в машине присутствует запах газа

Я часто езжу со своим ребенком и племянниками. Меня очень интересовал вопрос присутствия запаха газа. Перед установкой я лишь доверился заверениям специалистов, которые убедили меня в его отсутствии. Скажу, что не напрасно. В салоне, как и снаружи запаха не улавливается.

Установщики объяснили, в каких случаях присутствует запах:

  • Использование некачественных, несоответствующих материалов при монтаже: вместо газовых рукавов применяются шланги охлаждения или бензиновые;
  • недобросовестное отношение: не затянули хомут, не докрутили гайку и не проверили на утечки;
  • установка употребляемого ранее оборудования, которое потеряло свои заявленные характеристики: не держат мембраны на редукторе, стерся шток на форсунках.

Несколько моментов, при которых ощущается легкий шлейф:

  • При заправке, когда отсоединяется пистолет и небольшой излишек стравливается;
  • при остановке автомобиля, когда специальный электромагнитный перекрывает подачу газа, его остача в редукторе-испарителе сбрасывается в атмосферу.

При переоборудовании мне объяснили, что при наличии явного постоянного газового запаха следует перекрыть подачу газа на баллоне с помощью специального запорного вентиля и сразу обратиться в сервис. Мастера должны выявить и устранить причину утечки.

Можно самостоятельно выявить утечку при отсутствии возможности обратиться в сервис. Самому стоит проверять лишь при небольших утечках. При массовой потере газа стоит обратиться к специалистам.

Способы самостоятельного выявления утечки газа из баллона:

  • Использовать мыльный раствор;
  • использовать специальную индикаторную пену;
  • на слух.

Ответы, которые я получил от автовладельцев, литературы и интернета, а также явное экономическое преимущество склонили меня поставить ГБО на свое транспортное средство. Все остальные опасения, которые возникают при вопросе монтажа газовой установки на автомобиль, я уже могу опровергнуть, отталкиваясь от собственного опыта.

Личный опыт езды на газу

С теорией разобрались, теперь я бы хотел поделиться своими практическими наблюдениями.

Какой тип баллона выбрать?

Есть 2 типа баллонов: торроидальный и цилиндрический. Размещается газовый баллон преимущественно в нишу под запаску, если тороидальной формы, или под заднее сиденье, если цилиндрический. Я столкнулся с вопросом, какой формы баллон выбрать. Багажник у меня большой, поэтому остановился на цилиндре, чтобы не возить отдельно запаску. При маленьком багажнике целесообразнее брать торроидальный баллон.

Вот такой газовый баллон стоит у меня в багажнике.

ГБО — что это такое в автомобиле? Какое оборудование я выбрал для своей машины

Многие не понимают, что такое ГБО в целом. Люди, далекие от автомобилей, думают, что это просто газовый баллон. Нет. Аббревиатура ГБО обозначает газобаллонное оборудование.

ГБО — это система заправки, хранения и подачи газа в двигатель.

Давайте разберемся, что входит в ГБО. Я установил газовое оборудование 4-го поколения, основные узлы которого:

  • Газовые форсунки, с помощью которых поступает газ в дозированном количестве;
  • электронный редуктор-испаритель, который переводит газ из жидкой фазы в газообразную;
  • электроника, которая управляет всеми процессами, считывает всю информацию и работает совместно со штатной электроникой автомобиля.

Оборудование, которое мне установили:

  • Итальянский редуктор Tomasetto Alaska до 120 л/с;
  • итальянские форсунки Valtek с сопротивлением 3om;
  • польская электроника STAG Go Fast$
  • баллон цилиндрический – 50л.;
  • термопластиковая магистраль подачи газа;
  • заправочное устройство под бампер.

На видео показана установка ГБО на автомобиль.

Преимущества ГБО

За год пользования ГБО, я окупил стоимость оборудования, установки и начал реально экономить. Разница при переключении газ-бензин не ощущается. Нет ни рывков, ни дерганья автомобиля. Потери мощности тоже не заметил. Расход составляет 9-10 литров на 100км. Мастера, у которых я обслуживаю газобаллонное оборудование, сказали, что расход можно настроить меньше, но будет ощущаться в езде. Я люблю, чтобы машина отзывалась, поэтому оставил как есть.

Дополнительные расходы

После установки автомобиль странно себя вел: горел чек, подергивало, глох на холостых. Пришлось поменять свечи и провода высокого напряжения, у которых вышел срок эксплуатации. Обошлось это мне в 1500 рублей.

Я 2 раза за период окупаемости проходил плановые технические осмотры. Стоимость их составляет 500 руб. Итого 1000. В эту стоимость уже включена цена фильтров, которые мне меняли: тонкой и грубой очистки.

Еще я потерял крышечку от заправочного устройства. Цена – 40 рублей.

Итого: 1500+1000+40=2540. Эта цифра продлила окупаемость еще на один месяц. В общей сумме получилось затрат – 21540 рублей, а окупаемость по факту – 10 месяцев.

Установка ГБО на автомобиль по новым правилам 2018 — как соблюсти закон

Уставновка газового оборудования является внесением изменений в заводскую контрукцию автомобиля и подлежит регистрации в ГИБДД РФ. Для этого надо:

  • Написать заявление в ГИБДД на переоборудование ТС;
  • Пройти предварительную экспертизу, подтверждающую такую возможность в каждой конкретной модели авто;
  • После получения разрешения установить газобаллонное оборудование;
  • Пройти заключительную экспертизу после установки газового баллона;
  • Пройти техосмотр;
  • Подать заявление в ГИБДД на внесение произошедших изменений в техническую документацию ТС (в техпаспорт).

Обычно полную консультацию по вопросам регистрации ГБО дает фирма, которая берется за его установку.

Какие можно сделать выводы

Мои коллеги по работе и слесаря, у которых я обслуживался, ранее отговаривали меня от ГБО. Я лично разобрался со всеми опасностями и тонкостями этого вопроса. Сейчас, когда я им говорю о преимуществах, которые получил, в ответ слышу, что нужно подождать и газ проявит себя с отрицательной стороны. Я уверен, что после ожидания я получу лишь сэкономленные средства и возможность больше передвигаться, не переживая о семейном бюджете.

Стоит ли ставить ГБО 4 поколения на авто? Не люблю давать советы другим. Я предоставил лишь факты, с которыми столкнулся и которые испытал на себе. На личном опыте я убедился в правильности своего решения. Те деньги, которые я экономлю на топливе, я планирую потратить на покупку нового автомобиля. Вопрос о том, ставить ли мне газ, стоять не будет. Ответ – да.

Насколько вредно для двигателя ездить на газу? Смотрим на ресурс

Очередное повышение цен на топливо снова заставило многих владельцев бензиновых автомобилей задуматься о возможной альтернативе — установке ГБО. Газобаллонное оборудование позволяет использовать автомобиль не только на бензиновой смеси, но и на газу. Многие крайне скептически относятся к возможности эксплуатации машины на этом виде топлива. Но этот скепсис придется усмирить, так как нынешние цены на бензин уже не позволяют без особых проблем заправлять полный бак и отправляться в путешествие. Традиционно газ стоит в 2 раза дешевле бензина (речь идет о специальном автомобильном газе на основе пропана). Расход машины увеличивается в среднем на 10%, так что экономия налицо. Но так ли все просто с установкой газобаллонного оборудования и его дальнейшей эксплуатацией? Отнюдь. Ходят слухи, что двигатель теряет ресурс, и потери эти превосходят любые ожидания с точки зрения экономии. Сегодня мы постараемся в этом разобраться.

Брать опыт российских владельцев машин не имеет смысла. У нас ГБО — это диковинка, так как рост цен на топливо затронул карманы автовладельцев сравнительно недавно. Нужно посмотреть на опыт соседних стран, где газ на авто является общепринятой особенностью. В частности, более 60% бензиновых автомобилей в Украине переоборудованы на газ. В Турции практически все бензиновые машины ездят на газу, его стоимость здесь на 40% ниже, чем цена 95-го бензина. В Польше более 3 000 000 автомобилистов выбрали ГБО в качестве основного источника топлива для двигателя своих машин. Также газификация затронула Южную Корею, где экономные и практичные жители покупают машины с заводскими газобаллонными установками и изначально платят меньше за эксплуатацию машин. Давайте возьмем опыт этих стран и попробуем ответить на вопрос, влияет ли наличие ГБО на конкретный ресурс автомобиля.

Потенциальный вред от пропана или метана на авто

Для начала нужно определить, какие именно проблемы могут возникнуть с точки зрения эксплуатации автомобиля на газовой смеси вместо бензина. Первая особенность — довольно сомнительное подключение на различных неофициальных станциях. Для подключения газобаллонного оборудования мастер будет копаться в проводке вашего автомобиля. Одно неверное движение, и вы будете искать источник проблем с электричеством годами. Доверять установку газа нужно только проверенной станции, где работают настоящие профессионалы.

Также стоит учитывать такие вредоносные факторы:

  • свечи придется менять чаще — на газовой смеси они быстрее выгорают и работают неэффективно, а это значит, что вы получаете низкий ресурс устройств и вынуждены тратить больше денег;
  • все неполадки электроники будут намного быстрее развиваться и заметнее сказываться на качестве эксплуатации вашего авто, впрочем, этот минус можно даже считать определенным плюсом;
  • потребуется более частый сервис и более дорогостоящие масла, стандартные смазочные жидкости не слишком хорошо справляются со своими задачами при условии работы на сухом газу;
  • есть определенные проблемы с агрегатами современного типа, которые обладают турбинами или системами непосредственного впрыска, стоимость ГБО на такие машины вас не порадует;
  • температура работы некоторых деталей двигателей увеличивается, из-за чего возможен потенциально высокий износ деталей, это не слишком хорошо сказывается на уверенности эксплуатации авто.

Конечно, каждый из этих минусов можно оспорить. Снижение ресурса не доказано, проблемы с современными моторами решаются установкой газового оборудования 5 поколения. Частый сервис можно исключить, если использовать качественные смазочные материалы и фильтры. Поэтому откровенные минусы ожидают вас только в том случае, если вы действительно пользуетесь услугами некачественной станции или ставите плохое оборудование на автомобиль. В этой ситуации ваши расходы на машину вырастут, а проблемы с ГБО станут привычным делом.

Частые поломки — важный повод отказаться от ГБО

Существует определенный миф, который говорит о том, что владельцы машин с газобаллонным оборудованием гораздо чаще становятся посетителями специализированных станций обслуживания. Сама установка имеет свойство приносить неприятности. Также электрическая часть машины может оказаться не самой надежной и требовать регулярных визитов на сервис. Но в целом это довольно спорное заявление, и все зависит в большей степени от подхода к выбору комплектующих при подборе системы ГБО, а также от качества обслуживания. Профессионализм мастера при установке сыграет важную роль.

Выделяют такие возможные проблемы:

  • неровная работа двигателя после установки ГБО, которая часто даже при переключении на бензин оказывается актуальной, нужно проверять электрические подключения, искать плохой контакт;
  • повышенный расход газа, что сводит на нет все старания сэкономить деньги на эксплуатации машины, это проблема, которую можно решить правильной настройкой установки ГБО;
  • необходимость дополнительно обслуживать машину 1 раз в 10 000 км или каждый год, меняя несколько фильтров и заказывая диагностику транспортного средства специалистам (дополнительные расходы);
  • поломки, связанные с датчиками в системе ГБО, это часто приводит к проблемам с точки зрения эксплуатации машины, появляются непредвиденные отказы, неровная работа, провалы, машина может глохнуть;
  • запах газа в салоне или возле автомобиля — распространенная проблема, которую можно регулировать с помощью правильной настройки и эксплуатации газовой установки на вашем авто.

Как видите, проблем действительно может быть много, но выгоды также присутствуют. Да и решить все эти трудности можно достаточно просто — найдите хорошего мастера, выполните диагностику и получите больше информации о том, что именно происходит с вашим автомобилем в определенные моменты. Устранить неполадки газобаллонной системы можно довольно просто, ее конструкция не такая сложная. Даже в последнем 5 поколении все стандартно и не вызывает особых проблем в обслуживании. Это один из поводов забыть о большинстве проблем и ставить газ на машину для экономии.

Ресурс двигателя — уменьшается или нет?

Однозначно заявить, что ресурс силового агрегата уменьшается при установке ГБО, невозможно. Это будет спорное заявление, которое не подкреплено никакими фактами. Зато фактов за установку ГБО довольно много. В России уже свыше 3 миллионов машин используют газобаллонное оборудование и экономят деньги своим владельцам. И даже по этому показателю уже можно определить, какие именно проблемы ждут ваш агрегат при использовании такого вида топлива. Также возьмем опыт соседних стран и выведем определенный итог.

Ресурс будет меняться в таких случаях:

  • неправильная работа ГБО — в этой ситуации двигатель будет работать с провалами, проблемами, неприятностями, неровными оборотами, что однозначно выводит его из строя постепенно;
  • плохой газ — здесь никто не застрахован от проблем, но ведь и плохой бензин вашему мотору жизнь не продлит, поэтому данный фактор можно отнести к ситуативным и неважным;
  • низкое качество смазывания — это происходит при неправильном выборе моторного масла, лучше использовать масла, специально разработанные для машин на газу, таких становится все больше;
  • изначально большой износ двигателя — ставить ГБО на машины после пробега в 250 000 км не стоит, это сократит их ресурс и приведет работу в экстремальные условия, что нежелательно в данном случае;
  • работа на повышенных оборотах — двигатели на газу теряют немного мощности, поэтому при постоянных попытках выжать максимум из силового агрегата произойдет его быстрый износ.

Если вы перешли на газ, придется принять некоторые новые правила. К примеру, стоит ездить размеренно и не слишком давить на педаль акселератора. Иначе уже через несколько месяцев активной эксплуатации ваш мотор может показать первые неприятности. Не проходит бесследно эксплуатация в гоночных режимах, лучше использовать в этих ситуациях бензин. Щадящий режим эксплуатации необходим, так как двигатель теряет часть лошадок и не хочет ехать так, как вам того хочется. Он заставит вас понервничать, если вы любите динамичность и свободу передвижения.

Почему все же стоит задуматься об установке ГБО?

Хороший 95 бензин в Москве уже перешагнул отметку в 50 рублей. На крупных сетевых заправках, где можно заправляться без опаски за качество топлива, именно столько будет стоить литр заветной октановой жидкости. Газ даже при самых неприятных ценовых раскладах стоит 23 рубля за литр, и это элитный продукт на тех самых сетевых заправках больших брендов, которым можно доверять. Выходит, что разница в цене даже превышает двойную выгоду. Расход вырастет всего на 10% в литрах, а вот по цене эксплуатация машины станет вдвое дешевле.

Преимущества газа для автомобиля очевидны:

  • вы экономите на 10 000 км около 25 000 рублей на топливе, пусть даже около 2-3 тысяч из этих денег придется потратить на новые фильтры и периодический мелкий ремонт вашей установки;
  • максимум за 1 год эксплуатация установка газобаллонного оборудования себя окупит, в дальнейшем вы будете получать существенную экономию и радостно смотреть на владельцев бензиновых и дизельных машин;
  • у вас будет альтернатива, вы можете пользоваться газом только в определенных случаях, все остальное время кататься на бензине и получать нужную динамику и прочие преимущества;
  • это более экологически чистый вариант топлива, который производит гораздо меньше вредных веществ и выбрасывает в атмосферу вдвое меньше угарных газов и прочих продуктов сгорания;
  • вред для вашего двигателя не доказан, на поверку это банальные байки, которые не подтверждены никакими конкретными фактами, ресурс мотора останется прежним, если следить за исправностью машины.

Для примера можно взять статистику по автомобилям такси в Турции. Обычно это достаточно качественные машины вроде Toyota, Volkswagen или Mitsubishi. Большинство авто работают на газу. Ресурс моторов, заявленный производителем, составляет в среднем 250 000 км. Турецкие такси без ремонта обычно проезжают до 300 000 км и идут на замену двигателя или на утилизацию. Это уже показывает, что работа на ГБО не затронет остаточный ресурс двигателя и вряд ли приведет к повышенному износу, как утверждают многие неопытные водители, которые являются противниками установки газового оборудования на машину.

Предлагаем посмотреть видео на тему ГБО и ресурса мотора:

Подводим итоги

Современные автомобили требуют более экономичных и экологически чистых решений. Часть автомобилистов в России уже переходят на ГБО и избавляются от необходимости ежедневно пополнять бюджет заправочных станций на круглую сумму. Конечно, это временная альтернатива, которая должна трансформироваться в еще более безопасные для природы решения. Но ГБО является отличной альтернативой привычному нам бензину. Сегодня мы обсуждали, есть ли влияние газовой топливной смеси на ресурс двигателя и выяснили, что при должном сервисе и хорошем качестве пропана никаких проблем не возникает.

Если вы будете заправлять автомобиль на непроверенных заправках, использовать некачественные фильтры, обслуживать машину с задержкой по регламенту, могут возникнуть самые неожиданные неприятности. Они связаны в большей степени с неправильным отношением к автомобилю, а не с газобаллонным оборудованием. Даже если вы будете ездить исключительно на бензине, некачественный сервис сильно снизит ресурс вашего автомобиля и позволит вам гораздо быстрее угробить машину. Так что дело не в ГБО и не в типе используемой топливной смеси. А как вы относитесь к идее установить газ на автомобиль?

mdwin ›
Блог ›
Почему не стоит ставить газ на автомобиль?

Первый аргумент: «Газовый баллон – это бомба, которая в один прекрасный день может взорваться».
второй: «При использовании газа в двигателе прогорают клапана».
третий: «Автомобиль должен ездить на том топливе, которое рекомендует завод-изготовитель».
Мало, пожалуйста: 5 причин
Первая — установка газобаллонного оборудования довольно дорогое удовольствие, что расход газового топлива превышает расход бензина на 10-20%, Как правило, новый автомобиль снимается с гарантии, если на него ставят газ.
Вторая — опасность возгорания или взрыва.
Третья связан с разрешающими структурами. Машина, оборудованная газовой установкой, должна иметь соответствующую пометку в техпаспорте. Тем, кто собирается отправиться в путешествие должны быть готовы к тому, что при въезде в другую страну в лучшем случае потребуют документы на ГБО, в худшем откажут в въезде если нет отметки в свидетельстве о регистрации, что стоит газовое оборудование
Четвертая- связан с дискомфортом, который приходится терпеть водителю автомобиля с газовой установкой. Во-первых, в таком автомобиле запрещено курить, во-вторых, машина теряет свои динамические характеристики, в-третьих, нарушается развесовка — тяжелый баллон в багажнике не только съедает место, но и негативно влияет на управляемость, постоянный запах газа в салоне
Пятая — возможные технические повреждения автомобиля. В инструкциях по эксплуатации ГБО сказано, что заводить автомобиль нужно на бензине и только после прогрева переключаться на газ (хорошие системы делают это автоматически). Если эксплуатировать автомобиль только на газу, бензиновая топливная система может прийти в негодность. Неправильно настроенная газовая система может привести к серьезным повреждениям двигателя вплоть до разрыва впускного коллектора.
Я перечислил только основные доводы и любому здравомыслящему человеку уже должно быть понятно, что газ на машину не стоит ставить ни в коем случае! Если же Вы не вняли доводам разума и готовы за копеечную прибыль возложить на свои плечи этот груз, специально для Вас я приготовил еще десяток доводов против газа:
Довод 1:
Установка ГБО стоит денег (400-1200 у.е.).
Если у Вас машина кушает 6-8 литров на сотню, то при ценах на топливо вы окупите ГБО не ранее чем через 50.000 км! Это 2,5 года езды для среднего автомобилиста.
Довод 2:
Вмешательство в электрические цепи вашего автомобиля, в цепи сигнализации, в систему топливо снабжения вашей ласточки!
Не жалко? Установщики обязательно что-то сломают и где-то с халтурят! И вы не будете знать, куда тянуть вашу машину «на галстуке» когда она сломается: в сервис к газовщикам, потому что проблема с ГБО, к электрикам, потому что установщики сломали сигнализацию или в сервис к «дяде Васе», потому что что-то с движком!
Почему к «дяде Васе»? Да потому что в нормальный сервис вас уже могут и не взять – зачем им запах газа в боксах!
Довод 3:
Установка газа выведет из строя бензонасос! И всё равно механический он у вас или электрический – он сломается в любом случае:
Если у Вас механический бензонасос – то клапан отключения подачи топлива можно поставить или перед ним (тогда насос будет работать «на сухую» и сотрёт клапана) или после него (тогда насос будет постоянно давить в закрытый клапан и из строя выйдут мембраны и/или уплотнители насоса. Кстати, в этом случае бензин будет выдавливаться через дренажное отверстие просто на улицу, а если дренажное отверстие окажется забитым, то через привод насоса в масленый картер двигателя, сильно ухудшая при этом смазывающие характеристики вашего масла и сокращая ресурс двигателя!).
Если у вас электрический бензонасос – не надейтесь, что установщики смогут сделать его автоматическое отключение на время работы на газе – им гораздо легче отключать форсунки, а для отключения бензонасоса придется обмануть хитрый компьютер. Для некоторых «европейцев» с большим риском, но это можно сделать, а вот для «японцев» — даже «дядя Вася» не берётся, т.к. удачных случаев пока вообще не было и у супер-пупер профессионалов! Не надейтесь, так же что при постоянно включённом насосе Вам можно будет возить мало бензина – современные насосы очень не любят полупустых баков, т.к. они охлаждаются самим бензином! В общем, Вам предстоит постоянно возить с собой полбака бензина и гонять его по кругу бензонасосом, очищая со стенок всю грязь и забивая ею фильтр в насосе. Кстати, когда всё же насос сломается, (а он у Вас уже гудит? :-))) баллон, наверняка будет мешать его замене: а демонтировать за один день баллон и заменить бензонасос очень сложно и по времени и потому что в сервисах, где хорошо меняют бензонасосы, не возятся с газовыми баллонами!
Довод 4:
Газовый баллон очень сильно нарушит развесовку вашей машины, и вы это сразу почувствуете, не сомневайтесь!
Многие думают, что это пустяк 60-90 кг. дополнительного веса для автомобиля! Но этот вес добавляется в самом неудачном месте: за задней осью, вспомните как менялся ваш автомобиль когда вы везли на нем последний раз 2 мешка сахара или цемента – а теперь у вас постоянно будет такое ощущение! А если вы посадите сзади ещё двух пассажиров, машина уже начнёт цеплять глушителем в тех местах, где вы привыкли резво слетать с бордюров. Кстати, мешки с цементом вам уже возить не придётся, т.к. место занято
Довод 5:
Баллон съедает огромное место в вашем багажнике!
Конечно, вы можете обмануть судьбу и поставить тороидальный баллон в нишу запасного колеса, НО! Такой баллон очень дорого стоит и вмещает меньше газа – гораздо меньше, чем стандартный цилиндрический баллон, машину – да и грязную запаску Вам придётся возить в багажнике всю оставшуюся жизнь!
Довод 6:
Расход газа на 100 км. пути больше чем бензина, а вот тянет машина на газе на 15-20 % хуже! К тому же, из баллона не удаётся выкачать примерно 20 % веса газа, а вот возить этот вес придётся с собой всегда!
Иными словами, если вы поставите себе на машину баллон объёмом как ваш бензобак, то проехать на газе из этого баллона вы сможете путь в 2 раза короче, чем на бензине из бензобака!
Довод 7:
Вы ни когда не узнаете, сколько вам не долили газа и, какого он был качества.
Тут всё понятно, бензин можно заправить в канистру, посмотреть на него, понюхать. Нюхать газ, конечно, то же можно, но что вам это может дать, а вот НЕ нюхать его Вы уже не сможете:
Довод 8:
Газ пахнет.
Кстати, пахнет, конечно, не газ, а одонаты, которые в него любезно добавляет производитель, что бы вы были информированы, в случае утечки газа. Но, даже если у вас нет явных утечек газа, всё равно время от времени им почему-то попахивает, а вот при каждой заправке вам придётся надышаться им от души!
Каждую такую заправку в меня вселяет дополнительную тревогу и то, что пахнет газ по-разному даже на одной и той же заправке, а о чём это говорит кроме как о нестабильном качестве газового топлива!
Довод 9:
ГБО нуждается в квалифицированном обслуживании.
Даже если у вас не чего не сломается в ГБО, вам придётся регулярно сливать конденсат, регулировать редуктор, менять мембраны, а раз в 2 года опрессовывать баллон. Для этого его придётся обязательно СНИМАТЬ и СТАВИТЬ в специализированной организации – приготовитесь потерять минимум 2 дня, и МАКСИМУМ нервов, машину вам просто разворочают!
Довод 10:
ГБО нуждается в запчастях.
Конечно, во время установки Вас заверят, что запчасти достать сейчас совсем не проблема, и «если что» можно заехать к установщикам и купить любую мембрану… НЕ ВЕРЬТЕ! Существует очень много моделей ГБО, они часто меняются, появляются новые производители, и даже «ваши» установщики через год не смогут найти для вас нужную мембрану. А ведь есть ещё и клапаны и другие запчасти – установщики и не вспоминают о них, т.к. зачастую не могут диагностировать ни каких неисправностей, кроме повреждения мембраны! Если вы уже достаточно опытный автомобилист и замечали, что в некоторых сервисах Вас «немного динамят», то установив газ, Вы услышите столько сказок, сколько не слышал Пушкин от Арины Родионовны!
Довод 11:
Газ опасен! Точнее ГБО опасно!
Он опасен не только взрывами и возгораниями из-за утечек. Он опасен взрывами из наезда сзади, откуда вы знаете какой нужен удар, что бы взорвался именно Ваш конкретный баллон? Баллон опасен и при лобовом столкновении: скажем, во время аварии, замедление Вашей машины может составить 15 g, а ваш 90 килограммовый баллон будет весить при этом 1350 кг! Если у вас не тороидальный баллон в нише запасного колеса и, не дай Бог, машина хетчбек или универсал (т.е. без силовых элементов за задним сидением), вы, будучи пристёгнутым, рискуете получить в спину удар силой около тонны – 500 кг. вполне хватит, чтобы выломать баллон из тех хилых крепежей, которые используют установщики!
Довод 12:
Цены на газ искусственно занижены. В любой момент возможен газовый кризис, либо скачёк цен!
Если взять мировой разброс цен на газ и бензин, то в Европе он не более 30%, а в отдельных странах составляет 10-15%. У нас цена ограничивается какими-то способами, но это приводит к тому, что продажа газа становится не слишком прибыльным бизнесом: я что-то не вижу увеличения числа газовых заправок или современного оборудования на них!
Довод 13:
ГБО «убивает» бензиновую часть на автомобиле.
Причин тут очень много, тут и убийство бензонасоса, о котором говорилось выше, и отключение форсунок и зарастание их непонятными отложениями (в карбюраторе, вообще, может вырасти целый сталактит!), в любом случае, какого бы владельца ГБО вы не спросили, он вынужден будет признать значительное ухудшение работы его двигателя на бензине уже через полгода после установки ГБО.
Довод 14:
ГБО требует установки специальных свечей зажигания, либо более частой смены существующих.
Что поделаешь, в процессе эксплуатации свечи растёт напряжение, необходимое для пробоя искрового промежутка. По данным производителей свечей, можете им не верить, но любые свечи не специализированные под газ, даже дорогие, уже через 10.000 км. пробега могут не гарантировать правильного воспламенения. Вы можете сказать, ну и что «Я буду продолжать ездить!», милости прошу, только почитайте это:
Довод 15:
Вспышка газа в коллекторе (хлоп) может серьёзно повредить ваш автомобиль.
Езда с непонятно какими свечами или с конденсатом в редукторе приводит к воспламенению газа, из-за которого может повредиться воздушный фильтр, детали инжектора (особенно при системе K-Jetronick) или впускной коллектор. Раньше я в это не верил: инжектор у меня давно сломан и хлопки только выбивали воздушный фильтр, но когда я приехал в автосервис и мне показали расколотый хлопком алюминиевый коллектор я вспомнил про «антихлопы». Это такие клапана, которые удерживаются в закрытом состоянии разряжением впускного коллектора, а во время «хлопа» стравливают избыточное давление. Антихлопы в настоящее время не особо эффективны, либо они слишком малой площади, либо подсасывают воздух.
Довод 16:
Конденсат в баллоне.
Об этом мало кто знает, но конденсат бывает не только в редукторе, откуда его всё же можно слить, хоть и измажешься, но и в баллоне. Я видел, как из 45 литрового баллона слили больше ведра черной маслянистой жижи с комками (внешне похожую на смесь гудрона со щебнем, что льют на дорогу во время ремонта). Представляете, хозяин приехал в сервис только тогда, когда в баллон стало входить менее 20 литров газа при полной заправке. Большинство же владельцев, особенно с большими баллонами, и не подозревают, почему в их баллоны каждый месяц входит чуть-чуть меньше газа и сколько грязи они возят в своём баллоне!
Довод 17:
При продаже машины вы вернёте себе только 25% от рыночной стоимости вашего ГБО.
Ну, тут всё ясно, исправная ГБО поднимает стоимость машины на 150 у.е., не больше. Неисправную лучше снять заранее, — денег лишних вам за неё не дадут, а за то, что бы выдрать все пучки проводов и заделать все отверстия, оставшиеся от установки газа, могут даже и попросить!
Довод 18:
Вы теряете гарантию, если пытаетесь поставить ГБО на новый автомобиль.
Что тут скажешь, производитель не дурак, запрещает вмешательство такого рода в устройство автомобиля!
Довод 19:
Все регулировки вам придётся проводить самому или это сделают другие, но на глаз!
Не разу не видел инструментальной регулировки ГБО и не встречал обоснованных методик регулировки. Буржуи, которые делают машины с ГБО на конвейере, дорабатывают двигатель, форсунки, датчики и прошивку для таких машин
Довод 20:
В вашем двигателе газ всегда будет гореть не идеально!
Что поделаешь, октановое число газа 120, степень сжатия для горения нужна гораздо больше, чем в бензиновом двигателе. В дизельном двигателе всё было бы уже лучше, но газ не хочет воспламеняться от сжатия, остаётся необходимость впрыскивать туда немного топлива для воспламенения смеси, получается очень дорогое оборудование. Так что поймите, ваш двигатель не адаптирован под газ! Если даже вы и поставите себе ГБО, по эффективности вы этим приблизите свою машину к паровозу, а не к Формуле 1…
Довод 21:
В 30 градусный мороз с газовым оборудованием происходит что-то странное!
В мороз ГБО работает непредсказуемо! Может терять мощность, глохнуть и не переходит на газ
Довод 22:
Мультиклапан слабо предназначен для использования с тороидальным (торо-сферическим) баллоном.
Решив поставить торо-сферический баллон (в народе, просто, «бублик») – Вы можете удивиться, когда Вам поставят мультиклапан под обычный баллон, просто выломав из него поплавок и, сломав механизм отсечки, максимально загнув трубку газоприёмника.
Конечно, это позволило заполнять 40 литровый баллон на все 38 литров, но теперь баллон не защищен от взрыва 10% пустотой для температурного расширения газа и указатель уровня газа не работает…
Интересно, сколько грязи будет сосать погнутый газоприёмник с самого дня баллона!
Довод 23:
Смеситель сужает воздуховод, что приводит к снижению мощности двигателя!
Диаметр воздуховода (от воздушного фильтра к резонатору, а затем и к дроссельной заслонке) у двигателя предположим был 72 мм, а установили на него смеситель с центральным отверстием всего 56 мм. – всё правильно, нужно же где-то размещать сопла, да и скорость потока воздуха около сопел должна быть увеличенной.
Но, это приводит к потере мощности двигателя не только на газе, но и на бензине…
Довод 24:
Газ может элементарно рвануть!

Довод 25:
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!
чудес не бывает, законы физики везде одинаковые Взрыв на заправке Вот как бывает
Довод 26:
Послесловие (печальный опыт владельца ГБО)

Я уже рассказал, что легко выиграл свой гражданский иск к газоустановщикам. Выиграл потому что установленное мне ГБО оказалось несертифицированным, при том, что оно подлежит обязательной сертификации. Т.е. выиграл по чисто формальному признаку, содержащемуся в Законе о защите прав потребителей.

Однако, мои газовики легко ушли от обязанности платить или каким другим способом возмещать мне ущерб – ответственность по его возмещению была возложена на фирму, но не персонально на ее владельца и руководителя. На это мой юрист, к сожалению не обратил свое и мое внимание. А раз так, что они бросили свою фирму и зарегистрировали новую, у которой уже ответственности передо мной никакой.

Тогда я обратился в правоохранительные органы с тем, чтобы те возбудили уголовное дело уже на конкретные персоны – Владельца и руководителя той фирмы, что нанесла мне ущерб, и на ее старшего мастера, который непосредственно устанавливал мне ГБО. Благо, что оснований для этого было предостаточно – и реализация товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности, в отсутствие сертификата на ГБО (ст. 238 УК РФ), и мошенничество при том, что выданный мне сертификат и лицензия на право производства таких работ, хотя ее в то время уже требовалось, оказались поддельными (ст. 159 УК РФ), и уничтожение чужого имущества, и обман потребителей и пр. Сделал я это в 2009 году.

На дворе уже на исходе 2013 год, а мне ничего в этом плане не удалось раз за разом отказывают в возбуждении уголовного дела и в признании меня потерпевшим. При этом здесь и вранье и фальсификации со стороны следствия, и просто красное в наглую называют черным. И никто не собирается в этом плане устанавливать истину.

Довод же, которым я рекомендую Вам дополнить материал заключается в том, что в случаях очень вероятных аварий с автомобилями, на которых установлено ГБО автовладельцам практически невозможно будет отстоять свои права, ни на следствии, ни в судах.

Дело здесь осложняется еще и тем, что назначаемые экспертизы проводятся не специалистами – пожар, значит пожарными, которые ни уха, ни рыла в теме. Или экспертами-автомобилистами, которые в основном не в теме ГБО и того, что касается причин возникновения взрывов и пожаров на газобаллонных автомобилях (autoend.ru/Gbo/Gbo.htm).

Здесь немаловажно и то, что по моей автомашине проводилось 3 исследования (экспертизы), и все 3 оказались купленными и сфальсифицированными. Причем 2 из них проводились экспертами и «специалистами» Государственных правоохранительных органов: ИПЛ (Испытательно-пожарная лаборатория) МЧС РФ по г. Москве и ЭКЦ (Экспертно-криминалистический центр ГУВД Москвы). Это также обязательно следует учитывать при принятии решения — устанавливать себе ГБО или нет.

Что здесь еще важно.

Дело в том, что загоревшийся или взорвавшийся автомобиль может нанести ущерб 3-им лицам – тем, кто окажется поблизости или в твоей взорвавшейся машине. Так вот, согласно ст.1079 ГК РФ именно владелец такой машины понесет и гражданскую (имущественную или финансовую) ответственность, а если последствия окажутся для пострадавших тяжелыми, то и уголовную, согласно УК РФ. О настоящих виновниках таких аварий – газовиках, никто и не подумает, ни сам автовладелец, ни правоохранительные органы, как тот, так и другие в теме некомпетентные.

Ранее мы уже писали, как правильно устанавливать ГБО. Установка газового оборудования строго регламентирована правилами Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК) ООН (№67 – пропан, №110 – метан, №115 – эксплуатация) и правилами таможенного союза 018 ТР. Соблюдение этих правил позволяет сделать автомобиль на газе настолько же безопасным, как и любое авто на бензине.

Но все же периодически случаются опасные инциденты, связанные с возгораниями автомобилей на газе. Давайте разберемся в причинах и выясним, как их избежать.

2 основные причины негативных последствий

1. Халатность при монтаже оборудования
Оборудование устанавливает неквалифицированный работник или специалист, который экономит на комплектующих в погоне за заработком.

2. Неправильная эксплуатация автомобиля
Несоблюдение правил регулярного сервисного обслуживания ГБО и освидетельствования газовых баллонов.

Эти причины подкрепляются тем, что, по сути, никто не проверяет качество установки ГБО и соответствие этой установки регламентирующим документам. Никто этого не требует.

К сожалению, на данный момент 95% установочных центров ГБО – это обычные гаражи, в которых кто-то что-то как-то приделывает к конкретному автомобилю. Если клиент хочет подешевле, ему это предоставят, но за счет снижения качества и пренебрегая его же безопасностью: установят самое дешевое оборудование, нарушая правила монтажа.

Такие пункты установки просто выдают заполненные бумаги, которые купили у лаборатории. Лаборатории продают бумаги без осмотра самого авто. ГИБДД обращает внимание только на бумаги и оформляет документы без обязательного осмотра автомобиля. На техосмотре не проверяют ГБО, потому что этого нет в перечне осмотра, и проверят тоже только бумаги.

Получается замкнутый круг, в котором клиент может получить опасный продукт и спокойно его эксплуатировать, не подозревая о возможных рисках. Чтобы обезопасить себя, нужно уметь разбираться в вопросах установки и понимать, как отличить «халтуру» от качественного продукта.

Негативные инциденты

Утечка газа

При соблюдении правил установки и использовании качественного оборудования вероятность утечки газа сводится к нулю. Запах газа будет отсутствовать. По 67 правилам для пропана и 110 для метана, на баллон в обязательном порядке ставится запорная арматура, оснащенная электроклапаном, который автоматически перекрывает подачу газа, когда вы переходите на бензин или глушите автомобиль.

Для пропана – это автоматический сбросной клапан по превышению давления. Также мультиклапан обеспечивает заполнение баллона не более 80% от общей емкости баллона. Запас емкости оставлен на случай теплового расширения газа, для того, чтобы в летний период избежать избыточного давления в баллоне.

Мультиклапан класса Европа 2 (пропан) со скоростным, пожарным клапанами и электроклапаном

Для метана – это вентиль с двумя клапанами: скоростным и пожарным. Скоростной клапан при обрыве магистрали перекрывает подачу газа. Пожарный клапан оснащен плавкой вставкой, которая при высокой температуре позволяет стравить лишнее давление и предотвратить разрушение баллона.

Вентиль баллонный (метан) со скоростным и пожарным клапанами

С автоматическим электроклапаном утечка возможна только из магистрали. Но и в ней количество газа будет настолько незначительным настолько, что его даже не удастся поджечь.

Метан легче воздуха и быстро улетучивается, поэтому его класс опасности ниже бензина. Скопление газа опасно только в замкнутом пространстве. Пропан как газ тяжелее воздуха, поэтому его класс опасности выше, чем у бензина.

Поэтому в случае расположения запорной арматуры в салоне или багажнике она должна быть оснащена светонепроницаемым кожухом и вентиляцией, которая при утечке газа обеспечивает его выход за пределы автомобиля.

Даже если утечка произошла, для воспламенения нужна определенная концентрация газа в воздухе. Для пропана это 2,1-9,5%, для метана – 5-15%. Если концентрация газа меньше или выше обозначенных пределов, возгорания не произойдет. С меньшей концентрацией все ясно, а вот почему возгорания не произойдет при ее превышении? Потому что для процесса горения необходимо достаточное количество кислорода.

Помимо этого, даже при утечке газа в опасной концентрации потребуется искра, чтобы произошло воспламенение. Бензин же поджечь гораздо легче.

Согласно правилам таможенного союза ТР ТС 018, все автомобили, не оснащенные запорной арматурой с электроклапанами, находятся вне закона.

Чтобы безопасно эксплуатировать автомобиль, нужно заменить оборудование на соответствующее требованиям. И, конечно, раз в 2 года (на пропане) необходимо осматривать и проводить проверку оборудования при котором выдаются документы по форме 207 (ранее форма 2б).

Объемный взрыв баллона

Наиболее опасный инцидент – это объемный взрыв в результате разрушения целостности газового баллона. Это может произойти в результате нарушений монтажа, которые привели к критическим повреждениям баллона.

Повреждения возможны из-за коррозии или перетирания баллона о металлические поверхности. Например, когда баллон лежит на металлических уголках и слабо закреплен, а потому болтается. Все это следствия некорректной установки ГБО.

Существуют требования по установке баллона, которые позволяют обеспечить безопасность эксплуатации:

  • обязательный упор спереди и сзади;
  • баллон должен выдерживать ударную нагрузку 20g при фронтальной нагрузке и 8g при поперечной;
  • баллон должен быть закреплен через неметаллические прокладки: паронит, резина;
  • поверхность баллона не должна соприкасаться с другими металлическими поверхностями.

Условия безопасной эксплуатации автомобиля на газе

Запорная арматура соответствующая правилам

Запорную арматуру с электроклапаном можно легко определить по наличию катушки. Если она есть, то, скорее всего, все другие элементы также присутствуют.

Для экономии недобросовестный установщик поставит запорную арматуру класса А или Б для пропана или вентиль без электроклапана на метане.

Освидетельствование баллона на наличие утечек и состав выхлопа

Для баллона нужно регулярно проходить освидетельствование, где его испытывают под высокой нагрузкой. Например, метановый баллон испытывают под давлением 300 атмосфер (при рабочем давлении 200 атмосфер).

При грамотном монтаже баллона, соблюдении правил установки и регулярном освидетельствовании, вероятность взрыва отсутствует.

В процессе производства тестовые партии баллонов проходят серьезные испытания на прочность: падение с высоты, выстрелы из огнестрельного оружия, воздействие открытого пламени, высоких температур и агрессивных сред. При аварии гораздо проще разрушить автомобиль, нежели баллон.

Как часто нужно освидетельствовать баллоны?

– Стальной метановый баллон (тип 1) проверяется 1 раз в 5 лет.
– Композитный метановый баллон (тип 2, 3, 4) 1 раз в 3 года.
– Пропановый баллон проверяется 1 раз в 2 года.

Влияет ли место установки баллона на безопасность?

Баллон можно установить в разных местах автомобиля:
– в багажном отделении, в нише запасного колеса;
– под днищем автомобиля;
– в салоне авто за задним сидением.

При четком соблюдении правил расположение баллона не имеет никакой разницы,– оно в любом случае безопасно.

Баллон снаружи

Под днищем автомобиля или на раме:
– Нужно обеспечить периодический осмотр на предмет коррозии.
– Баллон не должен касаться элементов подвески.
– Баллон (цилиндрический), подвешенный снизу, должен размещаться на 3 лентах с резиновыми или другими неметаллическими прокладками.
– Расстояние от выхлопной системы должно быть более 10 см либо выхлопная труба должна быть обмотана теплоизоляционным материалом.
– Баллон не должен выступать за пределы автомобиля.
– Расстояние от баллона до проезжей части должно быть более 20 см.

Баллон внутри

В багажнике или в салоне автомобиля – в нише запаски или за спинками задних сидений:
– Баллон должен быть закреплен 2 лентами с неметаллическими прокладками.
– Необходимы упоры спереди и сзади.
– Необходима полноценная вентиляция, позволяющая выводить возможные утечки за пределы автомобиля.

Следуя правилам 67 для пропана и 110 для метана, можно проверить качество и безопасность установки ГБО в конкретном установочном центре. Либо, если у вас уже установлено ГБО, проверьте его на своем автомобиле. При необходимости приведите оборудование в соответствие с правилами при следующем техобслуживании.

4 правила, соблюдение которых обеспечит безопасность автомобиля на газе

  • Монтаж и установка оборудований согласно правилам и нормам.
  • Надежная запорная арматура с электроклапаном.
  • Регулярное сервисное обслуживание и проверка 1 раз в 2 года.
  • Периодическое освидетельствование баллонов (каждые 2 года – пропан, каждые 3 или 5 лет – метан).

Устанавливайте только качественное оборудование в надежных установочных центрах. Безопасной вам дороги!

Почему взрываются баллоны в автомобилях с газовым оборудованием на метане и пропане

Перед принятием окончательного решения по установке газобаллонного оборудования на свою машину, помимо вопроса окупаемости, автолюбителей также волнует проблема безопасности авто с ГБО.

Сеть завалена видеороликами и комментариями к ним, о взрывах газового баллона в машине.

В рамках данной статьи постараемся разобраться, может ли взорваться газовый бак на авто, как часто, по каким причинам и при каких обстоятельствах это происходит.

Возможен ли взрыв газового оборудования в машине

Действительно случаи взрывов и сгорания машин в последнее время участились. Какой-то конкретной статистики нам найти не удалось, но таких случаев хватает. Интернет наводнён подобными фотографиями. Связано это во многом с развитием и популярностью газовых систем на авто. Также с попыткой собственников, максимально сократить затраты на транспорт.

Взрыв метана в автомобиле на заправке

Чтобы понять причину такого финала, необходимо уточнить, что в авто с газобаллонной установкой взрывается именно баллон, а как известно ёмкости бывают для метана и для пропана. Подробнее об этом можно узнать . Пропан-бутановая смесь находится в баке под давлением 12-15 атмосфер в сжиженном состоянии, а метан 200 атм. в сжатом. Поэтому устройство баллонов разное, равно как причины и последствия после их взрыва.

Из-за чего взрываются баллоны и сгорают машины с ГБО

Подобное происшествие – это всегда стечение определенных обстоятельств. К тому же, не имеет значения класс установленного оборудования, пожары и взрывы газа происходят на автомобилях с ГБО 4-го и 2-го поколения.

Видео подборка о том, как взрывается газобаллонное оборудование в машине:

Пропановая ёмкость

Основная система безопасности пропановой установки находится в балонной арматуре (мультиклапан). Разработчики современного устройства специально просчитали все возможные варианты развития событий, оснастив его многоуровневой защитой:

  1. клапан отсечки — работает совместно с поплавком, ограничивает перелив топлива при заправке (по нормативу при наполнении баллона в нем должно остаться 20% пустого объёма для возможности расширения газа.)
  2. клапан аварийного сброса давления – сбрасывает давление, превышающее 27 атмосфер
  3. скоростной клапан – действует при обрыве расходной магистрали
  4. противопожарная плавкая вставка – срабатывание клапана происходит на открытом огне, после достижения заданной температуры
  5. механический вентиль для ручного перекрытия подачи топлива к редуктору-испарителю
  6. электромагнитный клапан – предотвращает подачу газа при выключенном зажигании

Кроме многофункционального устройства, система газового оборудования защищена от утечек дополнительным электроклапаном, который ставится перед редуктором или входит в его конструкцию (вместе с фильтром грубой очистки газа).

Со стороны заправочной магистрали монтируется выносное заправочное устройство, которое работает по принципу обратного клапана и предотвращает возможную утечку.

Сам баллон состоит из стали толщиной не менее 3 мм. Его заводская опрессовка происходит при давлении 30 атм., а испытания на разрыв более 70 атмосфер.

Таким образом, казалось бы, система ГБО защищена со всех сторон. Так почему же взрываются пропановые баллоны и сгорают авто.

Взрыв баллона со сжиженным нефтяным газом (СНГ/LPG) происходит из-за превышения критического давления. Рассмотрим варианты, которые чаще всего являются точкой отправления к несчастному случаю.

Первый случай

Установщик ГБО (намеренно или по неопытности):

  • неверно отрегулировали мультиклапан
  • поставил «какой был в наличии» (мульт подбирается под тип емкости).
  • удалил клапан отсечки и поплавок, для того чтобы была возможность заправки до отказа

Теперь представим, что после заправки газом баллона с таким защитным устройством, автомобиль поставлен на стоянку на солнце или в теплый гараж зимой. При нагревании бака давление газа повысится и произойдёт взрыв, если:

  • в погоне за экономией установлена арматура устаревшего класса не имеющая достаточных степеней защиты
  • смонтирован б/у мультиклапан
  • установлен мультиклапан не известного производителя (подделка)

При надлежащем монтаже сработает защита баллонной арматуры, и пропан просто выйдет наружу через вентиляционный канал.

Но здесь также кроется опасность, так как пропан-бутановая смесь тяжелее воздуха, в закрытых помещениях она оседает (случай с гаражом, особенно если в нём имеется смотровая яма). Опасная концентрация (2,3-9,5%) может сдетонировать от любой искры, например при включении света или сигареты.

Второй случай

Произошло возгорание автомобиля, к примеру, из-за короткого замыкания электропроводки. От пожара давление в баллоне вырастет и прогремит взрыв с воспламенением пропана.

В правильном мультиклапане, сработает защитный или противопожарный клапан. После чего топливо выйдет, без каких-либо последствий или сгорит пламенем (зависит от степени распространения пожара), но взрыва не будет.

Пожароопасность пропанового ГБО

Сам по себе пропан не воспламеняется. Возгорание газа в машине может произойти только по причине его утечки и наличия искры. А также из-за обратного хлопка (последнее характерно для ГБО 2 поколения, об этом читайте ).

Причинами утечек могут быть ненадлежащая установка/эксплуатация газового оборудования, а именно:

  1. использование б/у компонентов
  2. низкое качество деталей
  3. монтаж баллона без крепления (протирание емкости)
  4. установка сосудов с вышедшим сроком годности
  5. несвоевременное переосвидетельствование емкости
  6. нарушение сроков технического обслуживания

Часто газ травит в соединениях, через ВЗУ или электроклапан под капотом.

Предотвратить выход топлива поможет установка запорной арматуры баллона с электромагнитным клапаном, который перекрывает подачу газа при остановке двигателя.

Также необходимо обязательно устанавливать вентиляционную камеру для вывода газового топлива за пределы автомобиля.

Ко всему прочему, причиной пожара может быть не соблюдение элементарных мер безопасности на заправке (статическое электричество, курение).

Взрывоопасность метанового баллона

По причине высокого давления, взрыв метана в автомобиле, происходит с более разрушительными последствиями. Особенно часто такое случается на заправке.

Метановые емкости бывают 4 классов, самые надёжные 1-2 типа. Сделаны они из металла толщиной от 7 до 23 – первый тип, 4.8-6мм мм – второй тип. 3 и 4 класс – состоят целиком или частично из композитных материалов (углеродное волокно).

Из-за веса наиболее распространенные на легковом транспорте емкости второго класса. Прочность менее тонких стенок достигнута кольцевой обмоткой из стекловолокна. Разрывная нагрузка 670 кг/см2 (Атм).

Метановый баллон тип 2

Функцию системы безопасности метанового ГБО выполняет автоматический запорный вентиль баллона, который при установке закручивается динамометрическим ключом моментом 320-340 кг (данные указываются в паспорте). Качественный вентиль имеет несколько ступеней защиты:

  1. клапан сброса аварийного давления
  2. устройство отсечки при обрыве магистрали
  3. клапан с плавкой вставкой рассчитанный на температуру 110°C

Также в системе применяется стальная сертифицированная магистраль с толщиной стенки 1мм.

Причины взрыва метанового баллона:

  • установка б/у емкостей
  • монтаж емкости с истекшим сроком эксплуатации
  • монтаж вентиля без необходимых степеней защиты
  • установка бака неизвестного производителя (без паспорта и соответствующей сертификации на территории РФ)
  • установка баллона без надёжной фиксации (без рамки)
  • монтаж поврежденного сосуда
  • истирание баллона при вибрационных нагрузках (коррозия, микротрещины, вмятины)
  • несвоевременное переосвидетельствование

Метан (CNG/КПГ – компримированный природный газ) легче воздуха, поэтому он не скапливается как пропан при утечке. В некотором смысле это является его преимуществом. Взрывоопасная концентрация метана в воздухе 5-16%.

>Что безопасней газ или бензин

Бак с бензином тоже может взорваться. Причём без какого-либо давления.

Видео эксперимент, поджог бака с бензином:

Опасность ГБО при аварии

Одна из известных фирм производителей газового оборудования провела опыт с имитацией ДТП автомобилей. На обеих машинах установлено пропановое ГБО 4 поколения, только с разными баллонами. Основной удар был направлен в авто с тороидальной емкостью. При столкновении её даже не разорвало, напротив, баллон сработал как усилитель багажника.

Эксперимент с аварией авто на газовом топливе:

Взрывоопасно ли ГБО

Используемый газ, будь то пропан или метан, не имеет ни цвета, ни запаха. Не важно, сжиженный он или сжатый.

Чтобы можно было почувствовать утечку, в газ добавляют специальные составы – одоранты. Запах можно почувствовать задолго до того, как концентрация газа в воздухе станет взрывоопасной. Кстати, пропан в этом плане немного опаснее, чем метан, но за счет меньшего давления система на пропане в целом оказывается безопаснее.

Но даже сильно насыщенный газом воздух так просто не воспламенится. Нужно определенное процентное содержание газа (для метана это 5-15 % от объема, а для пропан-бутановой смеси 2,5-9, 5) и хорошая искра. При большей концентрации смеси этих газов с воздухом не взрываются, а горят. Поэтому взрывоопасность ГБО нужно рассматривать в комплексе с оценкой состояния других систем автомобиля.

Статистика упорно говорит о том, что газ не более опасен, чем бензин, и его недостатки не настолько критичны, чтобы отказаться от ГБО совсем. А установки 4-го поколения, управляемые электроникой, вообще считаются безопасными.

Причины взрывов

Давайте рассмотрим, почему взрываются газовые баллоны в машине. Основными причинами являются:

  • низкое качество емкости и всего оборудования;
  • утечки из-за микротрещин и коррозии, образовавшихся с течением времени;
  • нарушение герметичности в результате ударных нагрузок;
  • перегрев баллона;
  • перенаполнение свыше нормы (давление больше допустимого).

Если в машине взорвался газовый баллон, то водителю и пассажирам может помочь только чудо. Может возникнуть пожар от которого пострадают и автомобиль и люди. Может обойтись и без пожара но авто будет разрушено точно. Чтобы такого не случилось:

  1. Надо изначально выбирать качественное ГБО и правильного установщика.
  2. Правильные монтаж и тестирование системы, а также ее настройка и обслуживание возможны только в условиях специализированных станций.
  3. Во время заправки важно следить за тем, чтобы залили или закачали «правильный» газ и не более допустимого объема.
  4. Соединения магистралей необходимо регулярно проверять мыльным раствором. Важно соблюдать периодичность обслуживания ГБО.
  5. При появлении запаха необходимо остановиться, выключить двигатель и проветрить салон. Повторный запуск возможен только после выявления причины.

Чтобы не было неприятных ситуаций, нужно ознакомиться с правилами пользования и обращения с газовыми баллонами.

Теоретически ГБО действительно не более опасен, чем бак с бензином, но существуют определенные факторы, которые могут влиять на свойства газовой системы. Специалисты выделяют несколько причин, по которым баллон на автомобиле может взорваться:

  • Неправильно подобранная установка, которая в идеале должна отвечать мощности автомобиля, кубатуре двигателя и другим показателям. Если установка подобрана неправильно, заметить это можно по значительной утере мощности, когда автомобиль просто «не тянет», быстрому износу деталей;
  • При некачественном оборудовании, которое часто уступает по цене современным установкам и поэтому считается довольно востребованным. Современные ГБО отличаются многослойной структурой резервуара, защитным клапаном, который при неправильной заправке сбрасывает лишний газ до оптимизации давления внутри баллона. Кроме того, они удароустойчивы и не боятся перепадов температур. В то же время устаревшие кустарные варианты выполнены из простого металла, который поддается коррозии, может иметь трещины и взрываться при нагревании, перезаправке, ударах;
  • При неактуальном смешивании топлива, когда пропан соединяют с бутаном. Взрывоопасность в таком случае объясняется разными требованиями к температурному режиму. В целях экономии пропан часто смешивают с дешевым бутаном, но этот газ может использоваться только в теплое время года, поскольку при морозе такое сырье становится нерабочим. Если в зимний период смешать этих два вида топлива, то при нагревании возможно распирание контейнера и даже его взрыв;
  • К взрыву может привести и избыточная заправка, ведь газовый резервуар предусматривает заполнение не более 80%, при переливе сильно повышается давление в баллоне и происходит взрыв. Для более современных полимерно-композитных вариантов избыток топлива не страшен, ведь такие установки оснащены клапаном для сброса давления, но даже такие приспособления могут давать сбой и открывать клапан несвоевременно;
  • При трещинах в топливном резервуаре тоже может произойти взрыв, поэтому для проверки целостности баллона рекомендуется периодически проходить швы мыльным раствором – это дает возможность своевременно обнаруживать пробоины;
  • Неправильное обслуживание часто является причиной разрыва, ГБО требует своевременной очистки от конденсата, проверки проходимости трубок и производительности, проводить осмотр должны специалисты.