Керамика для автомобиля

Содержание

В этой ста­тье раз­бе­рём­ся, что собой пред­став­ля­ет кера­ми­че­ское покры­тие, его харак­те­ри­сти­ки, спо­соб нане­се­ния, плю­сы и мину­сы.

Для защи­ты крас­ки кузо­ва наи­бо­лее попу­ляр­ным покры­ти­ем все­гда был воск. Это непло­хой барьер от агрес­сив­но­го воз­дей­ствия окру­жа­ю­щей сре­ды, но тре­бу­ю­щий пери­о­ди­че­ско­го обнов­ле­ния.

На рын­ке появи­лось новое более изно­со­стой­кое и дол­го­веч­ное сред­ство защи­ты поверх­но­сти кузо­ва. Это кера­ми­че­ское покры­тие. Этот спо­соб защи­ты ЛКП стал мас­со­вым трен­дом в инду­стрии детей­лин­га. Такое покры­тие может стать хоро­шей аль­тер­на­ти­вой защит­но­му вос­ку. Кера­ми­че­ское покры­тие созда­ёт креп­кую связь с крас­кой кузо­ва, не сотрёт­ся и не раз­ру­шит­ся при мой­ках и не потре­бу­ет­ся повтор­но­го часто­го обнов­ле­ния.

Мож­но срав­нить про­дол­жи­тель­ность, с кото­рой дей­ству­ют попу­ляр­ные защит­ные покры­тия:

  • Вос­ко­вое покры­тие дер­жит­ся 6–8 недель.
  • Силант (син­те­ти­че­ский гер­ме­тик ЛКП) длит­ся 5–6 меся­цев.
  • Хоро­шее кера­ми­че­ское покры­тие может про­слу­жить от 2 лет и более, в зави­си­мо­сти от каче­ства нане­се­ния, даль­ней­шей экс­плу­а­та­ции и ухо­да.

Рас­смот­рим подроб­нее, что может дать кера­ми­че­ское покры­тие, чего от него не сле­ду­ет ожи­дать.

Содер­жа­ние:

  • Какие пре­иму­ще­ства даёт кера­ми­че­ское покры­тие
  • Чего не может кера­ми­че­ское покры­тие?
  • В чём глав­ный минус кера­ми­че­ско­го покры­тия?
  • Из чего состо­ит кера­ми­че­ское покры­тие?
  • Какую твёр­дость на самом деле име­ет кера­ми­че­ское покры­тие?
  • Покры­тие авто­мо­би­ля кера­ми­кой

Какие преимущества даёт керамическое покрытие

Вот пре­иму­ще­ства, кото­рые даёт кера­ми­че­ское покры­тие:

  • Защи­та от уль­тра­фи­о­ле­то­во­го излу­че­ния и окис­ле­ния. Если авто­мо­биль часто нахо­дит­ся под паля­щим солн­цем, то крас­ка начи­на­ет туск­неть и выцве­тать. Кера­ми­че­ское покры­тие предот­вра­ща­ет этот раз­ру­ши­тель­ный про­цесс.
  • Защи­та от воз­дей­ствия хими­че­ских веществ. Мас­ла, бен­зин, кис­лот­ные осад­ки не дей­ству­ют на кера­ми­че­ское покры­тие.
  • Лёг­кость мой­ки кузо­ва. Одним из самых зна­чи­мых свойств кера­ми­че­ско­го покры­тия явля­ет­ся его гид­ро­фоб­ность. То есть оно име­ет водо­от­тал­ки­ва­ю­щие свой­ства. Вода про­сто ска­ты­ва­ет­ся с поверх­но­сти кузо­ва. Загряз­не­ния так­же дол­го не задер­жи­ва­ют­ся на поверх­но­сти, либо при­ли­па­ют не слиш­ком силь­но. Нано­струк­ту­ра кера­ми­че­ско­го покры­тия обес­пе­чи­ва­ет повы­шен­ную ров­ность и глад­кость поверх­но­сти. Таким обра­зом, загряз­не­ни­ям не за что заце­пить­ся к поверх­но­сти и она про­сто спол­за­ет с неё. Сокра­ща­ет­ся поверх­ност­ная энер­гия.

  • Улуч­шен­ный блеск. Лако­кра­соч­ное покры­тие при­об­ре­та­ет улуч­шен­ную отра­жа­ю­щую спо­соб­ность и глу­бо­кий гля­нец.
  • Стой­кость к мел­ким цара­пи­нам. Поверх­ность кера­ми­че­ско­го покры­тия твёр­же ори­ги­наль­но­го лако­кра­соч­но­го покры­тия.
  • Посто­ян­ная дол­го­вре­мен­ная защи­та (вплоть до 5 лет).
  • Улуч­ша­ет­ся анти­кор­ро­зи­он­ная защи­та. Кера­ми­че­ский состав про­ни­ка­ет во все поры и тре­щин­ки крас­ки и гер­ме­ти­зи­ру­ет их. Про­во­ди­лись неод­но­крат­ные тесты дей­ствия раз­ру­ша­ю­щих солей и кера­ми­че­ское покры­тие хоро­шо пока­за­ло себя.
  • Стой­кость к высо­кой тем­пе­ра­ту­ре (вплоть до +780 гра­ду­сов).
  • Покры­тие защи­ща­ет от пти­чье­го помё­та, смо­лы с дере­вьев. Эти загряз­не­ния гораз­до лег­че уби­ра­ют­ся с кузо­ва, защи­щён­но­го “кера­ми­кой”.
  • Даёт защи­ту от рисо­ва­ния крас­ка­ми из бал­лон­чи­ков на кузо­ве (анти­граф­фи­ти). Крас­ку мож­но лег­ко уда­лить без послед­ствий для покры­тия.
  • Даёт эффект анти­об­ле­де­не­ния.
  • Обра­ба­ты­вать мож­но прак­ти­че­ски все поверх­но­сти авто­мо­би­ля.

Чего не может керамическое покрытие?

  • Кера­ми­че­ское покры­тие не мас­ки­ру­ет несо­вер­шен­ства крас­ки. Если его нане­сти на поверх­ность с цара­пи­на­ми, то их будет вид­но и уже не убе­рёшь, так как под сло­ем “кера­ми­ки” крас­ку уже не изме­нить. По этой при­чине кера­ми­че­ское покры­тие долж­но нано­сить­ся на новую или вос­ста­нов­лен­ную абра­зив­ной поли­ров­кой поверх­ность.
  • Кера­ми­че­ское покры­тие не смо­жет пол­но­стью исклю­чить цара­пи­ны и ско­лы с кузо­ва авто­мо­би­ля во вре­мя экс­плу­а­та­ции. Стой­кость к цара­пи­нам это­го покры­тия часто пре­уве­ли­чи­ва­ет­ся. Так, покры­тие будет защи­щать от появ­ле­ния мел­ких цара­пин, но не защи­тит от более серьёз­ных цара­пин и ско­лов, созда­ва­е­мых внеш­ним воз­дей­стви­ем с уси­ли­ем. Непра­виль­ная мой­ка может по-преж­не­му цара­пать покры­тие. Кера­ми­че­ское покры­тие нель­зя счи­тать заме­ной для более надёж­ной защи­ты от ско­лов, кото­рую даёт защит­ная про­зрач­ная плён­ка. Камень при попа­да­нии отска­ки­ва­ет и может оста­вить след на плён­ке, но не на крас­ке.
  • Не может пол­но­стью исклю­чить обра­зо­ва­ние сле­дов от высох­шей воды. Так, вода обыч­но содер­жит неко­то­рое коли­че­ство солей и загряз­не­ний. После её испа­ре­ния все эти соли и загряз­не­ния оста­ют­ся на кузо­ве в виде види­мых сле­дов. Боль­шая часть воды дей­стви­тель­но сколь­зит и ска­ты­ва­ет­ся с кузо­ва авто­мо­би­ля, но всё же неко­то­рый про­цент воды оста­ёт­ся, и, испа­ря­ясь, остав­ля­ет сле­ды.
  • Нель­зя исклю­чать регу­ляр­ную мой­ку авто­мо­би­ля, покры­то­го кера­ми­че­ским покры­ти­ем. Авто­мо­биль по-преж­не­му будет загряз­нять­ся, но грязь не будет силь­но при­ли­пать к поверх­но­сти. Мой­ка ста­но­вит­ся более лёг­кой и не тре­бу­ет­ся даль­ней­шее покры­тие кузо­ва вос­ком, но всё же долж­на быть регу­ляр­ной.
  • Важ­ной осо­бен­но­стью кера­ми­че­ско­го покры­тия явля­ет­ся важ­ность под­го­тов­ки поверх­но­сти перед его нане­се­ни­ем. От это­го будет зави­сеть даль­ней­ший срок служ­бы покры­тия. Про­це­ду­ра под­го­тов­ки и нане­се­ния будет рас­смот­ре­на в этой ста­тье ниже.

В чём главный минус керамического покрытия?

Это ско­рее не минус, а осо­бен­ность покры­тия. Так как кера­ми­че­скую поверх­ность всё же мож­но поца­ра­пать, то рано или позд­но на ней по раз­ным при­чи­нам могут появить­ся цара­пи­ны. Не так мно­го, как на неза­щи­щён­ной или вос­ко­вой поверх­но­сти, но они будут. Эти цара­пи­ны невоз­мож­но будет убрать поли­ров­кой, как на обыч­ном лаке. Един­ствен­ный спо­соб убрать цара­пи­ны – это уда­ле­ние ста­ро­го кера­ми­че­ско­го покры­тия и нане­се­ние ново­го. Учи­ты­вая сто­и­мость это­го покры­тия, это сде­лать не так про­сто. Для это­го тре­бу­ет­ся абра­зив­ная обра­бот­ка поверх­но­сти, кото­рая вме­сте с кера­ми­че­ским покры­ти­ем уда­лит так­же неболь­шое коли­че­ство ори­ги­наль­но­го ЛКП. К при­ме­ру, если маши­на покры­та вос­ком, его мож­но в любой момент обно­вить. Это мож­но сде­лать в отдель­ных местах, кото­рые это­го тре­бу­ют. С кера­ми­че­ским покры­ти­ем так посту­пить нель­зя, так как оно явля­ет­ся посто­ян­ным, дол­го­сроч­ным покры­ти­ем, име­ю­щим проч­ную связь с ЛКП.

Цара­пи­ны на кера­ми­че­ском покры­тии после непра­виль­ных моек кузо­ва.

От Вас зави­сит толь­ко береж­ная экс­плу­а­та­ция и уход за покры­ти­ем. Каж­дая цара­пи­на, кото­рая будет появ­лять­ся в тече­ние это­го сро­ка, будет оста­вать­ся на машине вплоть до момен­та, когда Вы реши­те пол­но­стью уда­лить покры­тие и нане­сти новое. Про­из­во­ди­те­ли кера­ми­че­ских покры­тий реша­ют эту про­бле­му допол­ни­тель­ным сло­ем поли­ро­ли, кото­рую мож­но пери­о­ди­че­ски обнов­лять. Так люди, пове­рив­шие в чудо­дей­ствен­ность кера­ми­че­ско­го покры­тия и решив­шие «нане­сти и забыть» могут быть разо­ча­ро­ва­ны. Оно так­же тре­бу­ет опре­де­лён­но­го ухо­да.

Про­фес­си­о­наль­ные детей­ле­ры и рестав­ра­то­ры не реко­мен­ду­ют нано­сить кера­ми­че­ское покры­тие на доро­гие клас­си­че­ские авто­мо­би­ли, что­бы никак не повли­ять на их ори­ги­наль­ное покры­тие, а нано­сят воск.

Почему керамическое покрытие называется нано-покрытием?

Тех­но­ло­гию полу­че­ния нано­ке­ра­ми­ки откры­ли ещё в 1980 году, после чего спо­со­бы полу­че­ния нано­ке­ра­ми­ки совер­шен­ство­ва­лись.

Уве­ли­чен­ная струк­ту­ра кера­ми­ки сле­ва и нано­ке­ра­ми­ки спра­ва.

Нано­ма­те­ри­а­ла­ми явля­ют­ся мате­ри­а­лы, состав­ные части­цы кото­рых име­ют раз­мер не более 100 нм. При таком раз­ме­ре частиц мате­ри­ал име­ет совер­шен­но дру­гие свой­ства, в срав­не­нии с обыч­ны­ми мате­ри­а­ла­ми. Таким обра­зом, при­став­ка «нано» име­ет отно­ше­ние имен­но к струк­ту­ре кера­ми­ки, а не к тол­щине слоя, кото­рый полу­ча­ет­ся при её нане­се­нии (как часто упо­ми­на­ют при опи­са­нии свойств нано­ке­ра­ми­ки). На самом деле, общая тол­щи­на несколь­ких сло­ёв “кера­ми­ки” полу­ча­ет­ся боль­ше вос­ко­во­го слоя почти в 100 раз.

Нано-кера­ми­ка обла­да­ет уни­каль­ны­ми свой­ства­ми, кото­рых нет у про­стой кера­ми­ки. Обыч­ная кера­ми­ка, име­ю­щая мак­ро­струк­ту­ру явля­ет­ся хруп­кой, жёст­кой и лег­ко раз­ру­ша­ет­ся при уда­ре. Одна­ко, нано­ке­ра­ми­ка обла­да­ет дру­ги­ми свой­ства­ми, сре­ди кото­рых супер­пла­стич­ность и более высо­кая удар­ная проч­ность.

Из чего состоит керамическое покрытие?

Кера­ми­че­ское покры­тие раз­ных про­из­во­ди­те­лей может иметь отли­ча­ю­щий­ся состав. Суще­ству­ет мно­го брен­дов, кото­рые не име­ют сво­их соб­ствен­ных заво­дов, а заку­па­ют полу­фаб­ри­кат у круп­ных про­из­во­ди­те­лей. Они при­ду­мы­ва­ют раз­лич­ные гром­кие сло­га­ны, но не афи­ши­ру­ют точ­но­го соста­ва сво­их про­дук­тов.

Фор­му­ла кера­ми­че­ско­го покры­тия вклю­ча­ет растворители/разбавители, раз­ную кон­цен­тра­цию SiO2 (или дру­гих базо­вых эле­мен­тов), а так­же дру­гие ком­по­нен­ты, вли­я­ю­щие на свой­ства покры­тия. Основ­ным ком­по­нен­том может быть SiO2 (Диок­сид Крем­ния), TiO2 (Диок­сид Тита­на) и SiC (Кар­бид Крем­ния). Хоро­шая “кера­ми­ка” может не содер­жать свя­зу­ю­ще­го поли­ме­ра, кото­рый явля­ет­ся сла­бым зве­ном. Таким обра­зом, покры­тие полу­ча­ет­ся пол­но­стью инерт­ным и изно­со­стой­ким.

SiO2 явля­ет­ся глав­ным ком­по­нен­том пес­ка. Он име­ет наи­луч­шее соот­но­ше­ние сто­и­мо­сти и эффек­тив­но­сти при фор­ми­ро­ва­нии гид­ро­фоб­ных покры­тий, поэто­му чаще все­го при­ме­ня­ет­ся.

TiO2 даёт луч­шую защи­ту от уль­тра­фи­о­ле­то­вых лучей, а так­же высо­кую твёр­дость покры­тию.

SiC – очень ред­кий в при­ро­де, но часто исполь­зу­ет­ся как син­те­ти­че­ский алмаз в про­мыш­лен­но­сти и име­ет высо­кую твёр­дость. Кар­бид Крем­ния (SiC) есть в соста­ве кера­ми­че­ско­го покры­тия ком­па­нии OptiCoat. Это един­ствен­ный про­дукт на рын­ке, кото­рый исполь­зу­ет этот ком­по­нент.

Важ­ным кри­те­ри­ем каче­ствен­но­го защит­но­го соста­ва явля­ет­ся нали­чие высо­ко­го про­цен­та SiO2 или его заме­ни­те­лей. У хоро­ше­го про­дук­та долж­но быть не менее 50% SiO2.

Как керамическое покрытие соединяется с ЛКП?

В рекла­ме про­из­во­ди­те­ли часто гово­рят об обра­зо­ва­нии хими­че­ской свя­зи нано­ке­ра­ми­ки с лако­кра­соч­ным покры­ти­ем после её нане­се­ния.

В лаке (кото­рый явля­ет­ся ста­биль­ной струк­ту­рой сам по себе, осо­бен­но уре­та­но­вый лак) нет реа­ген­тов , кото­рые сре­а­ги­ру­ют, что­бы создать хими­че­скую связь с нано­ке­ра­ми­че­ской струк­ту­рой. Един­ствен­ная при­чи­на, по кото­рой кера­ми­че­ское покры­тие оста­ёт­ся на месте, это за счёт меха­ни­че­ской вза­и­мо­свя­зи 2‑х струк­тур. По-про­сто­му мож­но ска­зать, что бла­го­да­ря тому, что нано­ке­ра­ми­ка име­ет очень мел­кие части­цы, они про­ни­ка­ют во все неров­но­сти и поры крас­ки, а после испа­ре­ния рас­тво­ри­те­лей покры­тие дер­жит­ся очень проч­но и, мож­но ска­зать, ста­но­вит­ся частью ЛКП. Но это не хими­че­ская связь, по край­ней мере не кова­лент­ная, когда объ­еди­ня­ют­ся элек­тро­ны соеди­ня­е­мых веществ. Лак, к при­ме­ру, нано­сит­ся на базу и дер­жит­ся на поверх­но­сти меха­ни­че­ски и не созда­ёт хими­че­ской свя­зи, при этом не отсла­и­ва­ет­ся.

Какую твёрдость на самом деле имеет керамическое покрытие?

В опи­са­нии пре­иму­ществ, про­из­во­ди­те­ли кера­ми­че­ских покры­тий часто упо­ми­на­ют зна­че­ние 9H, как самый высо­кий балл по шка­ле твёр­до­сти.

Набор для теста Воль­фа Виль­бор­на для опре­де­ле­ния твёр­до­сти покры­тий.

Ино­гда, в обсуж­де­ни­ях твёр­до­сти “кера­ми­ки”, уточ­ня­ет­ся, что это зна­че­ние опре­де­ля­ет­ся тестом Мооса, в кото­ром при­ме­ня­ют­ся раз­лич­ные мине­ра­лы для тести­ро­ва­ния твёр­до­сти поверх­но­сти её цара­па­ни­ем эти­ми мине­ра­ла­ми.

В тесте при­ни­ма­ют уча­стие все­го 10 мине­ра­лов от само­го мяг­ко­го (таль­ка) до само­го твёр­до­го (алма­за). Таким обра­зом, мож­но поду­мать, что твёр­дость кера­ми­че­ско­го покры­тия 9H близ­ка к алма­зу. На самом деле зна­че­ние 9H обо­зна­ча­ет твёр­дость по шка­ле твёр­до­сти теста Воль­фа Виль­бор­на. Обыч­ное лако­кра­соч­ное покры­тие по этой шка­ле будет иметь зна­че­ние при­мер­но 3H-4H. Это тест опре­де­ле­ния твёр­до­сти каран­да­ша­ми. Такой тест рас­про­стра­нён при опре­де­ле­нии твёр­до­сти лако­кра­соч­ных покры­тий.

На таре вни­зу мож­но раз­гля­деть пояс­не­ние “9H Pencil Hardness”, что пере­во­дит­ся, как “9H твёр­дость каран­да­ша”.

При тести­ро­ва­нии, каран­да­ши раз­ных сте­пе­ней твёр­до­сти надав­ли­ва­ют и дви­га­ют по поверх­но­сти, кото­рую нуж­но про­те­сти­ро­вать, пока поверх­ность не поца­ра­па­ет­ся. Для это­го исполь­зу­ет­ся спе­ци­аль­ный блок для удер­жа­ния каран­да­ша под опре­де­лён­ным углом (45 гра­ду­сов). Дви­же­ние про­из­во­дит­ся в сто­ро­ну, куда направ­лен гри­фель каран­да­ша. Есть даже стан­дарт ISO 15184, опре­де­ля­ю­щий пра­виль­ную про­це­ду­ру тести­ро­ва­ния твёр­до­сти лаков и кра­сок дан­ным тестом. Этот тест не явля­ет­ся точ­ным, но даёт при­мер­ное пред­став­ле­ние о твёр­до­сти покры­тия.

По шка­ле Мооса гра­фит (гри­фель каран­да­ша) будет иметь твёр­дость рав­ную при­мер­но 1.5, но никак не 9. Про­из­во­ди­те­ли кера­ми­че­ско­го соста­ва Ceramic Pro опи­сы­ва­ют пре­иму­ще­ства сво­е­го про­дук­та в спо­соб­но­сти нане­се­ния несколь­ких сло­ёв, из-за чего уве­ли­чи­ва­ет­ся твёр­дость. Так, по сло­вам само­го про­из­во­ди­те­ля, 4 слоя потя­нут на зна­че­ние 6 по шка­ле Мооса.

Шка­ла твёр­до­сти каран­да­шей теста Воль­фа Виль­бор­на.

Так или ина­че, твёр­дость покры­тия дале­ка от твёр­до­сти алма­за и, опи­ра­ясь на прак­ти­ку исполь­зо­ва­ния, кера­ми­че­ское покры­тие цара­па­ет­ся, но не так лег­ко, как обыч­ная крас­ка.

Покрытие автомобиля керамикой

  • Поверх­ность долж­на быть 100% чистой, не содер­жать пыли и быть сухой.
  • Для это­го нуж­но кузов тща­тель­но отмыть и обра­бо­тать чистя­щей гли­ной.
  • Все вос­ки и дру­гие защит­ные покры­тия долж­ны быть уда­ле­ны.
  • Перед нане­се­ни­ем защит­но­го покры­тия кузов нуж­но отпо­ли­ро­вать при помо­щи абра­зив­ной пас­ты (см. ста­тью об абра­зив­ной поли­ров­ке). Смысл в том, что­бы убрать или сгла­дить име­ю­щи­е­ся цара­пи­ны, после нане­се­ния это­го уже нель­зя будет сде­лать. Для это­го исполь­зу­ет­ся рота­ци­он­ная поли­ро­валь­ная машин­ка с жёст­ким поро­ло­но­вым кру­гом. Что­бы потом окон­ча­тель­но убрать кру­го­вые цара­пи­ны, луч­ше при­ме­нить поли­ро­валь­ную машин­ку двой­но­го дей­ствия.
  • Жела­тель­но про­дуть сжа­тым воз­ду­хом каж­дый уго­лок, что­бы вода слу­чай­но не попа­ла на све­же­на­не­сён­ное покры­тие.
  • После мой­ки, обра­бот­ки чистя­щей гли­ной и поли­ров­ки, нуж­но очи­стить поверх­ность кузо­ва от остат­ков поли­ро­валь­ной пас­ты при помо­щи изо­про­пи­ло­во­го спир­та (или спе­ци­аль­но­го очи­сти­те­ля) и мик­ро­фиб­ры. Это под­го­то­вит поверх­ность к хоро­шей адге­зии с защит­ным сред­ством.
  • Далее уже мож­но нано­сить кера­ми­че­ский состав. Про­це­ду­ру нуж­но делать в поме­ще­нии при тем­пе­ра­ту­ре 10–30 гра­ду­сов по Цель­сию.
  • «Кера­ми­ка» про­да­ёт­ся в ком­плек­тах, содер­жа­щих всё, что нуж­но для нане­се­ния покры­тия. При нане­се­нии исполь­зуй­те одно­ра­зо­вые защит­ные пер­чат­ки.

  • В зави­си­мо­сти от про­из­во­ди­те­ля, спо­соб нане­се­ния может немно­го отли­чать­ся. Спо­соб и про­це­ду­ру нане­се­ния нуж­но уточ­нять в инструк­ции кон­крет­но­го про­дук­та.
  • Обер­ни­те мик­ро­фиб­ру из набо­ра вокруг аппли­ка­то­ра. Далее капа­ет­ся 4–5 капель соста­ва и без уси­лия нано­сит­ся состав на ЛКП ров­ны­ми пере­крёст­ны­ми дви­же­ни­я­ми сна­ча­ла гори­зон­таль­но, потом вер­ти­каль­но.
  • После нане­се­ния нуж­но подо­ждать 1–3 мину­ты, в зави­си­мо­сти от реко­мен­да­ций про­из­во­ди­те­ля и окру­жа­ю­щей тем­пе­ра­ту­ры. После испа­ре­ния рас­тво­ри­те­лей, исполь­зуя мик­ро­фиб­ру, кото­рая есть в набо­ре, про­ти­ра­ют­ся обра­бо­тан­ные места (пря­мы­ми дви­же­ни­я­ми), что­бы убрать лиш­ний оста­ток и раз­ров­нять нане­сён­ный состав. Нуж­но слег­ка надав­ли­вать, но не нуж­но созда­вать излиш­не­го тре­ния.
  • Если будет обра­ба­ты­вать­ся вся маши­на, то мож­но сле­до­вать такой после­до­ва­тель­но­сти: начать с капо­та, потом перей­ти на кры­шу, крыш­ку багаж­ни­ка, бам­пе­ра, боко­вые пане­ли и две­ри, в завер­ше­ние боко­вые зер­ка­ла.
  • Нуж­но нано­сить сред­ство по оче­ре­ди на каж­дую деталь кузо­ва. В тече­ние мину­ты после нане­се­ния уже
  • Нано­си­те сек­ци­я­ми 60 см на 60 см. К при­ме­ру, капот мож­но поде­лить на четы­ре части.
  • Для уско­ре­ния затвер­де­ва­ния покры­тия мож­но исполь­зо­вать инфра­крас­ную суш­ку (120–130 гра­ду­сов по Цель­сию) нагре­вая по 20 минут каж­дую панель авто­мо­би­ля.
  • Не мочи­те и не при­ка­сай­тесь к покры­тию в тече­ние 24 часов. Луч­ше в этот пери­од не экс­плу­а­ти­ро­вать авто­мо­биль. В тече­ние неде­ли маши­ну нель­зя мыть.

Реко­мен­ду­ет­ся нано­сить 2–5 сло­ёв для луч­шей твёр­до­сти и изно­со­стой­ко­сти. Вто­рой слой нано­сит­ся после 2–5 часов после нане­се­ния пер­во­го.

Кера­ми­че­ское покры­тие может нано­сить­ся на любые внеш­ние дета­ли авто­мо­би­ля, кро­ме мяг­кой рези­ны и покры­шек. Может так­же нано­сить­ся на внеш­нюю часть дви­га­те­ля. Есть так­же смысл защи­тить колёс­ные дис­ки. Это осо­бен­но акту­аль­но для дис­ков со слож­ной фор­мой, кото­рые не удоб­но мыть.

Кера­ми­че­ское покры­тие обра­зу­ет посто­ян­ную адге­зию к крас­ке и может быть уда­ле­на толь­ко при помо­щи абра­зи­ва. Ника­кие хими­че­ски актив­ные веще­ства не смо­гут рас­тво­рить это покры­тие.

В ито­ге мож­но ска­зать, что нано­ке­ра­ми­че­ское покры­тие, несо­мнен­но, уни­каль­но, но перед реше­ни­ем его нане­се­ния нуж­но учесть все его осо­бен­но­сти и пом­нить, что для дол­гой служ­бы оно тре­бу­ет опре­де­лён­но­го ухо­да.

Performance31 ›
Блог ›
Что лучше защищает кузов — керамика или жидкое стекло?

Насколько эффективны препараты для защиты кузова? Оправдают ли себя затраты на такую обработку?

Защитные покрытия кузова, если не считать стоящих особняком восковых полиролей, делятся на два вида — это так называемые керамика и жидкое стекло. На основе опыта детейлинг-сервисов (они занимаются восстановлением поврежденных деталей интерьера и кузова) сравним несколько распространенных препаратов по ключевым параметрам — защитным свойствам, внешнему виду автомобиля, сроку службы покрытия и стоимости работ (для автомобиля С‑класса). Для ориентира возьмем столичные расценки на эти услуги (в регионах они чуть ниже).

Перед нанесением любого защитного покрытия требуется подготовить кузов. Его слегка полируют, даже если автомобиль новый, используя мягкую пасту. Затем весь кузов обрабатывают подготовительным составом, который убирает всё, что конфликтует с новым покрытием: грязь и остатки предыдущего полироля. Этот этап потребует от 2000 до 4000 рублей. На машинах с пробегом делают полноценную восстановительную полировку абразивными пастами. В среднем такая подготовка обходится примерно в 10 000 рублей.

Жидкое стекло и керамика — это лишь разновидности жидких составов, которые после нанесения на кузов образуют пленку определенной жесткости. Кроме защиты от механического воздействия они часто дают и гидрофобный эффект — отталкивают влагу и грязь.

Реальные сроки службы покрытий в наших суровых условиях гораздо меньше заявленных производителями. Не стоит ждать и выдающейся защиты от механического воздействия — толщина наносимых слоев составляет всего пару микронов. Все эти покрытия уберегают лишь от легких царапин или несильного «пескоструя», но пасуют перед камнями и сколами.

Керамическая скорлупа
Керамические покрытия имеют индекс жесткости 9 Н по шкале Кохинора (Koh-i‑Noor). Она до сих пор наносится на карандаши для черчения и характеризует жесткость грифеля. «Девятка» — самый высокий показатель.

Наиболее популярная керамика — покрытие Ceramic Pro. Без учета подготовки кузова нанесение его на автомобиль С‑класса обойдется примерно в 30 000 рублей. Срок службы — до трех лет.

Наносят минимум четыре слоя. Сначала — так называемую подложку, затем — два слоя керамики. Первый из них благодаря адгезионной подложке пропитывает заводской лак, повышая его прочность, а второй образует поверхностную пленку. Завершающий, финишный слой обеспечивает гидрофобный эффект и хороший блеск. Можно положить и восемь слоев керамики, заметно увеличив общую толщину защитной пленки, но цена возрастет до 90 000 рублей. И есть ли в этом смысл? Первый, пропитывающий слой керамики проживет в лаке три года, и примерно к этому времени сточится и защитная пленка, какой бы толщины она ни была.

Другой керамический представитель — Sensha (Япония). Производитель заявляет о сроке службы покрытия аж до восьми лет. Пока нет достаточной статистики, чтобы подтвердить или опровергнуть эти обещания. Такое покрытие обойдется в 24 000 рублей. Технология укладки — как при работе с покрытием Ceramic Pro, разве что в базовом исполнении Sensha не имеет отдельного финишного слоя. Впрочем, эта керамика сама по себе дает отличный гидрофобный эффект и блеск. При этом мастерá всё же предпочитают наносить финишный слой, как у Ceramic Pro. Защитные свойства у этих двух керамик одинаковые.

Окаменевшая слеза
Жидкое стекло — более бюджетный вариант защиты. Индекс жесткости ниже (7Н), срок службы меньше. И, в отличие от керамики, жидкое стекло создает лишь защитную пленку — без пропитки лака.

Один из самых дешевых вариантов жидкого стекла — Н7 (Япония). Собственно говоря, название препарата — это и есть индекс жесткости получаемого покрытия. Срок службы — до года. По защитным показателям средство уступает керамикам, но и цена ниже: около 8000 рублей. H7 создает неплохой блеск, но гидрофобного эффекта не обеспечивает. Многим это не нравится, поэтому сервисмены поверх Н7 наносят дополнительно гидрофобный слой — в итоге цена поднимается до 11 000 рублей.

Среди жидких стекол среднего класса наиболее популярен продукт Real Glass Coat. Формально покрытие имеет индекс жесткости 7Н, но фактически защищает немного лучше, чем средство Н7, хотя и уступает керамике. Срок службы RGC — до полутора лет, а стоимость нанесения составляет в среднем 13 000 рублей. Покрытие имеет гидрофобный слой и придает автомобилю отличный блеск. По этим показателям оно превосходит конкурентов.

За и против
Все жидкие покрытия применяют для того, чтобы как можно дольше поддерживать свежесть лакокрасочного покрытия, а не защищать его от механических воздействий. Вдобавок порой требуется досрочно (иногда раз в год) обновлять верхний гидрофобный слой, чтобы поддерживать блеск. Для керамики такие работы стоят примерно 10 000 рублей, а для жидкого стекла — от 1500 до 2500 рублей. Небольшой срок службы покрытий, приличные затраты на их нанесение и уход, а также слабая защита в суровых российских условиях — не очень практичный вариант.

Как альтернативу предлагают бронирование полиуретановой пленкой (толщина около 200 мкм). Обтяжка всей передней части автомобиля обойдется в среднем в 60 000 рублей. Столько просят за дорогие высококачественные пленки, которые служат не менее десяти лет, обеспечивая полноценную защиту даже от камней и серьезных царапин, и долго сохраняют пристойный внешний вид. Поэтому, если собираетесь эксплуатировать машину долго, имеет смысл навесить именно такую «броню», а не связываться с покрытиями. Изначально дорого, но в итоге выйдет дешевле.

www.zr.ru/content/article…ye-pokrytiya-dlya-kuzova/

Работа с жидкими покрытиями требует навыков и опыта. Если зазеваться и пропустить момент начала полимеризации состава, весьма недешевого, то отполировать его уже не удастся, придется убирать абразивной полировкой. Вдобавок технология нанесения многих покрытий требует использования специальной лампы для финишного или промежуточного запекания слоев.
Среди основной массы жидких стекол выделяется продукт Hi-Mohs. Его название отсылает к шкале твердости природных материалов Мооса. Твердость алмаза по этой шкале — 10, твердость Hi-Mohs — 7. Пока это самый высокий показатель для подобных покрытий. Чтобы добиться того же от керамики, надо нанести восемь слоев. При этом Hi-Mohs значительно дешевле: 45 000 или 65 000 рублей. Цена зависит от толщины двух слоев жидкого стекла — базового и дополнительного. Более тонкое покрытие дешевле и прослужит до двух лет, а толстое — до трех. Основной недостаток этого покрытия — совершенное отсутствие блеска. Кузовные панели сливаются и напоминают своей однородностью яйцо.

>Жидкое стекло или керамика, что лучше?

×

Соглашение о конфиденциальности

Компания публикует настоящее предложение, являющееся публичным соглашением (офертой)
в адрес юридических, физических лиц (далее – Соглашение), полным
и безоговорочным принятием условий которой считается нажатие
кнопки «Отправить».

1. Предмет соглашения

1.1. Предметом настоящего Соглашения является определение прав и обязанностей Сторон, возникающих вследствие использования Сервиса, в отношении Конфиденциальной Информации, раскрытой любой Стороной другой Стороне в связи с исполнением сторонами обязательств по предоставлению и использованию услуг Сервиса.

1.2. Сторона, передающая Конфиденциальную Информацию, является Раскрывающей Стороной. Сторона, принимающая Конфиденциальную информацию, является Получающей Стороной.

1.3. Каждая из Сторон понимает и признает, что Конфиденциальная Информация была разработана или получена Сторонами путем вложения значительных усилий, и, что Конфиденциальная Информация — это ценное и уникальное достояние Сторон, которое обеспечивает их значимым конкурентным преимуществом. Каждая из Сторон соглашается применять все доступные меры по охране Конфиденциальной Информации другой Стороны, применяемые ей для охраны своей собственной Конфиденциальной Информации.

2. Конфиденциальная информация

2.1. Для условий настоящего Соглашения Конфиденциальной Информацией является любая информация или материал, целенаправленно или случайно полученный Получающей стороной от Раскрывающей Стороны в письменном или электронном виде в ходе использования Сервиса.

2.2. К Конфиденциальной Информации, в том числе, относится:
любая техническая информация, в том числе обо всех выпущенных и не выпущенных Сторонами продуктах (исходный код, проектная документация, технические требования, цели, технические решения, алгоритмы, интерфейсы, и пр.);
любая информация о маркетинге и продвижении продуктов, о политике Сторон на рынке, о планах Сторон;
информация о Сторонах (обороты, объемы продаж, состояние склада, заключенные и незаключенные контракты, клиенты Сторон и пр.);
информация, содержащаяся в переписке сотрудников компаний Сторон во время действия настоящего Соглашения, вне зависимости от используемых сотрудниками адресов электронной почты;
информация, содержащаяся в переписке сотрудников компаний Сторон и их клиентов, осуществляющейся посредством Сервиса.

2.3. Несмотря на любые другие положения, информация не рассматривается как Конфиденциальная и соответственно Получающая Сторона не подпадает под обязательство о конфиденциальности в отношении такой информации, если информация удовлетворяет одной из следующих характеристик:

• информация представлена Получающей Стороне с письменным указанием на то, что она не является конфиденциальной;

• информация получена законным путем от третьего лица не связанного, насколько известно Сторонам, обязательствами о конфиденциальности в отношении такой информации;

• информация, самостоятельно полученная Стороной при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности;

• информация и материалы, выпущенные в свет и доступные для всеобщего сведения, в том числе опубликованные в печати и/или размещенные в Интернете рекламно-информационные материалы и научные статьи;

• информация, которая является или становится публично известной в результате неправильного, небрежного или намеренного действия Раскрывающей Стороны;

• информация независимо разработана Получающей Стороной, при условии, что лицо или лица, разработавшие ее, не имели доступа к конфиденциальной или являющейся секретом фирмы информации;

• информация является или становится известной неопределенному кругу лиц не по вине Сторон настоящего Соглашения;

• информация находится в собственности Стороны (Сторон) и в отношении которой не имеется никаких обязательств по режиму конфиденциальности;

• информация, которая в соответствии с действующим законодательством РФ, не может являться коммерческой, служебной или иной тайной.

При­вет­ствую Вас на бло­ге kuzov.info!

В этой ста­тье про­яс­ним неко­то­рые момен­ты о соста­ве и свой­ствах защит­ных соста­вов “жид­кое стек­ло” и “кера­ми­че­ское покры­тие”.

У авто­лю­би­те­лей, при выбо­ре сред­ства защи­ты лако­кра­соч­но­го покры­тия, часто воз­ни­ка­ет вопрос: что выбрать, «жид­кое стек­ло» или «кера­ми­ку»? Оди­на­ко­вые ли это про­дук­ты, име­ю­щие лишь раз­ные назва­ния? Суще­ству­ют ста­тьи, раз­об­ла­ча­ю­щие состав «жид­ко­го стек­ла» и опи­сы­ва­ю­щие его, как дав­но при­ме­ня­е­мый в стро­и­тель­стве, но име­ю­щий гораз­до мень­шую сто­и­мость. Так ли это на самом деле. Давай­те раз­бе­рём­ся что такое «жид­кое стек­ло» для защи­ты лако­кра­соч­но­го покры­тия авто­мо­би­лей и чем оно отли­ча­ет­ся от кера­ми­че­ско­го защит­но­го покры­тия.
Сра­зу мож­но ска­зать, что «жид­кое стек­ло», при­ме­ня­е­мое в стро­и­тель­стве, не име­ет отно­ше­ния к авто­мо­биль­но­му защит­но­му покры­тию. Оно име­ет фор­му­лу Na2O(SiO2)n или K2O(SiO2)n. И так­же извест­но как сили­кат­ный клей. Кро­ме нали­чия дву­оки­си крем­ния, в этом соста­ве нет ниче­го обще­го с защит­ным соста­вом ЛКП. В авто­мо­биль­ном покры­тии части­цы SiO2 име­ют мень­ший раз­мер и фор­му, а так­же при­сут­ству­ют допол­ни­тель­ные ком­по­нен­ты, вли­я­ю­щие на фор­ми­ро­ва­ние плён­ки, уве­ли­чи­ва­ю­щие уль­тра­фи­о­ле­то­вую защи­ту и дру­гие свой­ства, необ­хо­ди­мые для защит­но­го покры­тия.

Что такое «жидкое стекло» для автомобилей?

Что­бы понять, что такое «жид­кое стек­ло» для авто­мо­би­лей, сна­ча­ла рас­смот­рим, какие типы защит­ных соста­вов лако­кра­соч­но­го покры­тия быва­ют. Их мож­но раз­де­лить на вос­ки, силан­ты и посто­ян­ные покры­тия. Кера­ми­че­ское покры­тие отно­сит­ся к тре­тьей груп­пе защит­ных соста­вов. То есть, оно нано­сит­ся один раз и оста­ёт­ся без изме­не­ний на дли­тель­ный срок. «Кера­ми­ка» про­ни­ка­ет во все тре­щин­ки и неров­но­сти лако­кра­соч­но­го покры­тия и проч­но закреп­ля­ет­ся. Это покры­тие ста­но­вит­ся допол­ни­тель­ным сло­ем, напо­ми­на­ю­щим лак, но име­ю­щим дру­гие свой­ства.
Нуж­но так­же уточ­нить, что поня­тие «жид­кое стек­ло» ста­ло нари­ца­тель­ным и защит­ный состав могут назвать «жид­ким стек­лом», хотя на упа­ков­ке нет тако­го назва­ния. На англий­ском язы­ке «жид­кое стек­ло» — это «liquid glass», а на упа­ков­ке часто мож­но про­чи­тать «glass coat», что мож­но пере­ве­сти, как «сте­коль­ное покры­тие». В этом слу­чае, сло­во «покры­тие» опре­де­ля­ет при­над­леж­ность это­го соста­ва к типу посто­ян­ных покры­тий.

Таким обра­зом, важ­но пони­мать, к како­му типу отно­сит­ся нано­си­мое покры­тие, вне зави­си­мо­сти от его назва­ния. Раз­ные мар­ки это­го про­дук­та могут иметь раз­ный состав. Так, к при­ме­ру, «жид­кое стек­ло» (кото­рое в этом слу­чае пере­во­дит­ся имен­но так) аме­ри­кан­ско­го брен­да Liquid Glass LG-100 не име­ет в сво­ём соста­ве SiO2, извест­но­го как ком­по­нент стек­ла и кера­ми­ки. Эта поли­роль про­да­ёт­ся на аме­ри­кан­ском рын­ке уже более 25 лет, а сей­час име­ет­ся в про­да­же и в Рос­сии. Это «жид­кое стек­ло» пози­ци­о­ни­ру­ет­ся как защит­ная поли­роль и может со вре­ме­нем смы­вать­ся, в отли­чие от «кера­ми­ки», кото­рая явля­ет­ся посто­ян­ным несмы­ва­е­мым покры­ти­ем.
Такие поли­ро­ли «жид­кое стек­ло» мож­но отне­сти к син­те­ти­че­ским силан­там. В их соста­ве есть поли­ди­ме­тил­си­лок­сан (сили­кон). Это такой же ком­по­нент, кото­рый содер­жит­ся в защит­ных сред­ствах для покры­шек и дру­гой авто­кос­ме­ти­ке. Сили­кон исполь­зу­ет­ся как ком­по­нент для обра­зо­ва­ния плён­ки. Защит­ный слой полу­ча­ет­ся доста­точ­но изно­со­стой­ким, даёт УФ-защи­ту и блеск, но нахо­дит­ся на поверх­но­сти крас­ки, а не про­ни­ка­ет в неё (как «кера­ми­ка»).

Что такое SiO2 (двуокись кремния)?

SiO2 наи­бо­лее часто нахо­дит­ся в при­ро­де в каче­стве пес­ка или квар­ца. Песок по-преж­не­му один из глав­ных ингре­ди­ен­тов, из кото­рых дела­ет­ся стек­ло. Обыч­ное стек­ло содер­жит 70–74% SiO2. Более 90% пес­ка, потреб­ля­е­мо­го каж­дый год, исполь­зу­ет­ся в сте­коль­ной инду­стрии.
Гид­ро­фоб­ные покры­тия могут быть обра­зо­ва­ны из раз­ных ком­по­нен­тов, а не толь­ко из SiO2. Защит­ные покры­тия на базе SiO2 рас­про­стра­не­ны, так как явля­ют­ся наи­бо­лее рен­та­бель­ны­ми по соот­но­ше­нию сто­и­мость-эффек­тив­ность, а так­же лег­ко нано­сят­ся.
Про­дук­ты раз­ных про­из­во­ди­те­лей могут содер­жать раз­ный про­цент окси­да крем­ния. Хоро­ший про­дукт содер­жит более 50% SiO2, но не каж­дый про­из­во­ди­тель ука­зы­ва­ет этот про­цент.

В чём отличие «жидкого стекла» от «керамики»?

Как было напи­са­но выше, «жид­кое стек­ло» и нано­ке­ра­ми­че­ское покры­тие могут быть совер­шен­но раз­ны­ми про­дук­та­ми. Пер­вый отно­сит­ся к защит­ным поли­ро­лям (силан­там), а вто­рой – к покры­ти­ям, име­ю­щим посто­ян­ную связь с ЛКП.
Если же рас­смат­ри­вать похо­жие про­дук­ты с раз­ны­ми назва­ни­я­ми, кото­рые отно­сят­ся к одной груп­пе посто­ян­ных защит­ных покры­тий, то раз­ли­чия могут быть в струк­ту­ре исполь­зу­е­мых частиц SiO2, их коли­че­стве и нали­чии или отсут­ствии свя­зу­ю­ще­го поли­ме­ра, а так­же раз­лич­ных допол­ни­тель­ных доба­вок.

Неупо­ря­до­чен­ная моле­ку­ляр­ная струк­ту­ра “стек­ла” сле­ва и упо­ря­до­чен­ная струк­ту­ра “кера­ми­ки” спра­ва.

Так, «сте­коль­ное покры­тие» (англ. Glass coat) и «кера­ми­че­ское покры­тие» (англ. Ceramic coat) могут иметь даже оди­на­ко­вый состав, но раз­ную струк­ту­ру SiO2. Кера­ми­ка име­ет упо­ря­до­чен­ную струк­ту­ру моле­кул, а стек­ло хао­тич­ную. Стек­ло извест­но как аморф­ный мате­ри­ал, не име­ю­щий кри­стал­ли­че­ской струк­ту­ры (как у жид­ко­стей). Мож­но пре­вра­тить стек­ло в кера­ми­ку нагре­вом. Это пере­рас­пре­де­лит атом­ную струк­ту­ру из слу­чай­ной в упо­ря­до­чен­ную, более ста­биль­ную. В назва­нии неко­то­рых покры­тий упо­ми­на­ет­ся сло­во кварц (Quarz). Он име­ет кри­стал­ли­че­скую струк­ту­ру. Это более доро­гой вари­ант сте­коль­но­го покры­тия (Quarz glass coat). Такое стро­е­ние даёт исклю­чи­тель­ную проч­ность и устой­чи­вость к хими­че­ско­му воз­дей­ствию и повы­шен­ную огне­упор­ность.
Таким обра­зом, покры­тия на осно­ве «кера­ми­ки» или «квар­ца» явля­ют­ся более изно­со­стой­ки­ми, чем покры­тия с дву­оки­сью крем­ния (SiO2), у кото­рых нет упо­ря­до­чен­ной кри­стал­ли­че­ской струк­ту­ры.
Дру­гим кри­те­ри­ем эффек­тив­но­сти защит­но­го покры­тия явля­ет­ся нали­чие или отсут­ствие свя­зу­ю­ще­го поли­ме­ра в соста­ве.
Защит­ные покры­тия, име­ю­щие в сво­ём соста­ве поли­мер, кото­рый явля­ет­ся свя­зу­ю­щим для твёр­дых частиц, менее изно­со­стой­ки, чем покры­тия без него. Такой состав явля­ет­ся тра­ди­ци­он­ным, но име­ет недо­стат­ки. Этот поли­мер посте­пен­но раз­ру­ша­ет­ся внеш­ни­ми хими­че­ски актив­ны­ми веще­ства­ми и физи­че­ски­ми фак­то­ра­ми. Поли­мер явля­ет­ся сла­бым зве­ном. Хоро­шее кера­ми­че­ское покры­тие не име­ет поли­ме­ра и луч­ше защи­ща­ет от хими­ка­тов, так как они долж­ны раз­ру­шить твёр­дые ком­по­нен­ты (SiO2, SiC или TiO2), а не поли­мер.
В завер­ше­ние мож­но поды­то­жить, что важен тип защит­но­го про­дук­та и его состав. Когда речь идёт о «кера­ми­ке», то име­ет­ся вви­ду имен­но дол­го­сроч­ное покры­тие, име­ю­щее посто­ян­ную связь с ЛКП. Хоро­шая «кера­ми­ка» при пра­виль­ном нане­се­нии и даль­ней­шем ухо­де может про­слу­жить от 2‑х лет и более. «Жид­кое стек­ло», как упо­ми­на­лось выше, может быть защит­ной поли­ро­лью (силан­том), кото­рая не име­ет посто­ян­ной свя­зи с ЛКП и про­слу­жит от 6 меся­цев до года, в зави­си­мо­сти от коли­че­ства моек и будет хуже защи­щать от мел­ких цара­пин. Опять же «жид­кое стек­ло», явля­ясь нари­ца­тель­ным сло­во­со­че­та­ни­ем, может обо­зна­чать так­же посто­ян­ное покры­тие. В этом слу­чае нуж­но уточ­нять состав про­дук­та и его свой­ства.

Жидкое стекло или керамика – выбираем защиту для авто

  1. Жидкое стекло и его преимущества
    • Преимущества покрытия «жидкое стекло»
      • Долговечность
      • Гидрофобность
      • Экономичность
      • Антистатичность
      • Эффект антикоррозии
  2. Керамика и ее преимущества
    • Преимущества керамического покрытия
      • Защищенность
      • Термостойкость
      • Антиграффити эффект
      • Гидрофобность
      • Эффектность
      • Экономичность
  3. Коротко о главном

Жидкое стекло или керамика – выбираем защиту для авто

Многие сталкивались с такой ситуацией, когда с течением времени автомобиль начинает “теряться” среди других машин на дороге. Он больше не привлекает внимание, не цепляет глаз и не вызывает восхищение своим “салонным” видом. В связи с этим автовладельцы стали все чаще беспокоиться о защите кузова и возвращении ему лоска и глянца.

Каждый сервис или любая детейлинг-студия предлагают целый спектр услуг, с помощью которых можно вернуть покрытию автомобиля былое состояние. Рассмотрим два самых эффективных варианта: керамическое покрытие и жидкое стекло.

Стоит отметить, что оба покрытия – всего лишь заключительный этап полировки кузова автомобиля. Для восстановления и защиты лакокрасочного покрытия проводят целый ряд мероприятий: качественная очистка и мойка кузова с применением специализированных средств, сушка и обезжиривание поверхности лака, тщательная полировка различными абразивными пастами для удаления всех дефектов с ЛКП и восстановления глянца. И только после этого комплекса процедур на финальном этапе наносится выбранная автовладельцем защитная полироль – керамика или жидкое стекло.

Эффективны ли эти покрытия? Безусловно, да. И керамика, и жидкое стекло:

  • обеспечивают длительную защиту от изменения климатических условий (жаркое солнце и выгорание, лютый мороз и обледенение и пр.);
  • обладают водоотталкивающим эффектом;
  • предотвращают появление различных дефектов (царапин, паутинок и т.д.);
  • спасают от воздействия химических реагентов, солей и т.д.

Однако, в чем заключается разница между двумя названными технологиями?

Жидкое стекло и его преимущества

“Жидким стеклом” называют специальный химический состав, который основан на одном из трех веществ: калий, литий или натрий. Это вещество призвано защищать кузов вашего автомобиля от различных дефектов. Также оно возвращает блеск лакокрасочного покрытия и снабжает авто водоотталкивающим эффектом.

Преимущества покрытия “жидкое стекло”

Долговечность

При правильном нанесении данный тип защиты держится от года до двух-трех лет. Точный срок службы зависит от условий эксплуатации автомобиля, частоты посещения автомоек и используемой там химии. Разные производители гарантируют стойкость покрытия от 25-ти до 30-ти моек.

Гидрофобность

Обеспечивается защита кузова автомобиля от грязи, химии и песка, что позволяет сохранить транспортное средство в превосходном состоянии.

Экономичность

После нанесения жидкого стекла покрытию кузова больше не страшны грязь и влага, кузов меньше загрязняется и портится, что экономит средства, которые бы вы потратили на мойки и другие детейлинг услуги.

Антистатичность

Автомобилю не страшны не только грязь и влага, но и частички пыли, которые не смогут зацепиться за гладкое зеркальное покрытие автомобиля – они исчезают в результате воздействия потоков воздуха.

Эффект антикоррозии

Жидкое стекло защищает покрытие кузова от воздействия различных факторов окружающей среды, поэтому контакт ЛКП с внешними “раздражителями” сводится к нулю.

Керамика и ее преимущество

Керамическое покрытие автомобиля – специальная химическая полироль на основе полиуретана, диоксидов (кремния, титана) и изоционата. Состав обеспечивает непревзойденную прочность, твердость и гибкость защитной пленки.

Керамика имеет ряд плюсов и минусов. Мы остановимся на достоинствах этого покрытия.

Преимущества керамического покрытия

Защищенность

Керамика лучше остальных средств защищает кузов от механических повреждений, изменения климатических условий и отрицательного воздействия сырости и влаги. Преимуществом является то, что керамическое покрытие предотвращает появление царапин, трещин и сколов.

Термостойкость

Летом лакокрасочное покрытие кузова автомобиля становится максимально устойчивым к воздействию УФ-лучей, что предотвращает выгорание цвета, а зимой авто не подвластно обледенению и трещинам ЛКП.

Антиграффити эффект

Благодаря керамическому покрытию вы можете не бояться проделок хулиганов, которые оставляют рисунки на капотах автомобилей. Любая краска (в том числе и из баллончика) легко смывается обычной водой. Такого преимущества нет ни у одного защитного покрытия.

В виде бонуса керамика формирует специальный гидрофобный барьер, который защищает поверхность авто от воды, грязи и химических реагентов в зимний период.

Эффектность

Зеркальный блеск и яркий глянец покрытия улучшаются в течение первого месяца, а затем сохраняются на максимуме около 7-и лет.

После нанесения керамики автомобилю больше не страшны грязь и влага – кузов практически не загрязняется и не портится, что экономит ваши средства, которые бы вы потратили на мойки и различные детейлинг услуги.

Для более подробного изучения вопроса о целесообразности керамического покрытия читайте статью “Керамика на кузове – зачем?”.

Коротко о главном

Если вам нужен антистатический эффект и более насыщенный блеск на авто, то вам подойдет жидкое стекло. Если ваша цель – защита ЛКП авто, то эффективнее с этим справится именно керамика.

Причиненный автомобилю ущерб и прочие дефекты легко убираются профессионалами при помощи полировки и специализированных абразивных паст, однако родное ЛКП – не бесконечный ресурс. Примерно после пятой полировки лакокрасочное покрытие вашего автомобиля становится наитончайшим, что говорит о дальнейшей опасности данной процедуры. Поэтому необходимо защищать машину дополнительно.

Используйте жидкое стекло или керамическое покрытие, которые восстановят структуру первоначального покрытия автомобиля, придадут ему прочность и глянцевый блеск на долгие месяцы эксплуатации.

Нанопокрытие: плюсы и минусы, нанесение, срок службы, цена

Кузов и стекла являются наиболее подвержены различным внешним воздействиям, нежели другие элементы автомобиля. УФ-излучение, камни, дорожные реагенты, пыль, влага, грязи способствуют их быстрому износу и потере внешнего вида. Поэтому возникает необходимость в дополнительной защите кузова и стекол автомобилей.

На сегодняшний день существует огромное количество различных средств и методов, позволяющих оградить наружные элементы авто от различных негативных факторов воздействия. И одним из самых современных и прогрессивных подходов является использование специального нанопокрытия (нанокерамики) для кузова и стекла автомобиля. Давайте разберемся, что же оно из себя представляет.

Что такое нанопокрытие (нанокерамика)?

Технология покрытия кузова нанокерамикой появилась еще в 80-х годах. Главное отличие используемых для данной процедуры материалов заключается в размере частиц самого защитного состава — они не превышают 100 нм. При этом сама толщина покрытия в сотни раз больше, чем в случае использования воска.

Состав керамического покрытия во много зависит от производителя, но, как правило, в него входят следующие компоненты:

  • SiO2. Основной компонент нанопокрытия, который обеспечивает высокую гидрофобность материала.
  • SiC. Используется в составе для упрочнения готового нанопокрытия.
  • TiO2. Определяет твердость материала и обеспечивает защиту обрабатываемой поверхности от воздействия УФ-излучения.

Стоит отметить, что главным компонентом нанокерамики является SiO2 и его доля в качественных составах должна составлять не менее 50%.

Как осуществляется нанесение нанопокрытия?

При работе с нанокерамикой важно придерживаться рекомендаций, которые указывают производители. Ведь представленные на рынке смеси достаточно сильно отличаются с точки зрения состава и особенностей их использования.

В общих чертах технология нанесения материала имеет следующий вид:

  • Поверхность тщательно моется и очищается от всех загрязнений.
  • Производится обработка поверхности обезжиривающими составами, которые не имеют негативного влияния на ЛКП и стекла.
  • Полировка поверхности и устранение различных дефектов для получения гладкой глянцевой поверхности.
  • Нанесение нанокерамической пасты на поверхность кузова или стекла (нанесение производится в 3-10 слоев в зависимости от типа состава).
  • Сушка (занимает около 5-8 часов).

Сама процедура нанесения нанопокрытия требует наличия не только опыта, но соответствующего оборудования, поэтому ее лучше доверять профессионалам.

Преимущества и недостатки нанопокрытия

К преимуществам использования нанопокрытия можно отнести:

  • Высокие защитные показатели. В сравнении с другими кузовными покрытиями нанокерамика характеризуется универсальностью и высокой надежностью. Так, она способна защитить поверхность кузова и стекол от сколов, царапин, различных химических воздействий, УФ-излучения и т.д.
  • Декоративный эффект. Помимо защиты, керамическое покрытие обеспечивает эффект гладкой глянцевой поверхности на достаточно длительный срок. Этого практически невозможно достичь обыкновенной полировкой.
  • Более простой уход. Керамическое покрытие характеризуется способностью отталкивать грязь, поэтому даже в плохую погоду вы сможете обойтись без мойки в течение нескольких недель.

Конечно, нанокерамика имеет и свои недостатки. К ним можно отнести:

  • Высокая цена. В среднем стоимость обработки кузова составляет 25-60 тысяч рублей в зависимости от выбранного состава и типа кузова. Это достаточно внушительная сумма, доступная далеко не каждому водителю.
  • Большое количество низкокачественных материалов. В связи с высокой популярностью нанопокрытия, рынок наводнили мошенники, которые продают низкокачественные составы, которые не соответствуют заявленным характеристикам.
  • Сложность нанесения. Работа с нанокерамикой требует определенных навыков и технических средств, поэтому нанести ее в гаражных условиях не удастся.

Несмотря на все свои недостатки нано керамика остается одним из самых технологичных видов обработки стекол и кузова.

На сколько хватает нанокерамического покрытия?

Долговечность керамической защиты напрямую зависит от соблюдения всех правил работы с материалом, а также подбором качественного состава. В среднем срок его сохранности составляет 12-24 месяцев.

Важно отметить, что долговечность защиты также определяется интенсивностью эксплуатации транспортного средства. При ежедневной езде в среднем по 2-5 часов в сутки покрытие потребует восстановления уже через 12-15 месяцев. При этом повторная обработка обойдется намного дешевле, ведь специалистам потребуется лишь «нарастить» защитный слой.

Особенности ухода

После нанесения защиты кузова или стекло автомобиля рекомендуется воздержаться от посещения мойки в течение 2-3 недель. Ведь в этот период покрытие набирает прочность и фиксируется на поверхности.

В дальнейшем следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Для чистки авто лучше использовать бесконтактную мойку.
  • Применение тряпок, щеток и т.д. лучше свести к минимуму.

В целом данный вид обработки не столь требователен к уходу.

В заключении отметим…

Защитные нанопокрытия для стекла и кузова являются более целесообразной и эффективной заменой восковой обработке, ведь они обеспечивают лучшую степень защиты на протяжении более длительного периода. Помимо этого, такие покрытия преображают внешний вид автомобиля, позволяя сохранить его первозданный блеск.

Какой способ для защиты кузова автомобиля лучше выбрать

Многие автовладельцы интересуются, какое защитное средство для защиты кузова автомобиля от коррозии, сколов и трещин лучше выбрать? Сегодня мы попытаемся рассказать вам об особенностях и основных преимуществах каждого.

Воск для авто

Итак, если вы являетесь обладателем коллекционного выставочного автомобиля, на котором вы редко передвигаетесь, то вам отлично подойдет воск! Это кратковременное по своим свойствам покрытие, рассчитанное приблизительно на 8 автомобильных моек (2 — 3 месяца).

Покрытие авто воском позволит быстро освежить ЛКП, скрыть мелкую «паутинку» из царапин, придаст глубокий блеск и водоотталкивающие свойства.

По составу воски они различаются на: натуральные (изготовлены на натуральных компонентах), синтетические (произведены на нефтепродуктах) и гибридные (смесь натуральных и синтетических). Натуральные дают более насыщенный блеск, но более капризные в плане ухода. Некачественные мойки и использование автохимии с высоким содержанием щелочи могут нанести существенный вред ЛКП.

Синтетические — гораздо легче в эксплуатации, но стоят дороже. Это в большей степени связано со сложностью их нанесения. В Brooklands Detailing используются гибридные и натуральные воски фирмы Swissvax и Dodo Juice. Обращаем ваше внимание, что средство не наносится на неокрашенный пластик или резиновые уплотнители.

Нанесение жидкого стекла

В отличие от воска, это средство можно наносить на неокрашенный пластик: бампер, ручки, молдинги и фары. К тому же у керамического покрытия притемнение цвета лучше: цвет становится более насыщенным и глубоким!

Покрытие жидким стеклом Brooklands Premium:

1. Самый мощный по блеску (благодаря 80% содержанию неорганического диоксида кремния);
2. Сильный гидрофоб (угол капли начинается со 130 — 150 °C);
3. Высокая химстойкость (проводили тестовые 20 моек самым концентрированным щелочным составом);
4. Защита от мелких царапин.
Из-за нестабильных российских погодных условий и резких температурных перепадов, мы разработали два состава — для зимы и для лета. В осенний и зимний период идеально подойдет продукт с высоким гидрофобным эффектом (сильный гидрофоб), а для весны и лета — продукт с умеренным гидрофобным эффектом (средний гидрофоб).

Керамическое покрытие на авто Modesta:

1. Высокая защита от механических повреждений, царапин и сколов;
2. Придает дополнительный глянцевый блеск;
3. Не выгорает и не тускнеет на солнце;
4. Защищает от образования коррозии;
5. Обладает грязеотталкивающими и гидрофобными свойствами;
6. Имеет длительный срок службы. При правильной эксплуатации и проведении регулярных моек может прослужить от 1,5 до 10 лет.

Modesta требует регулярного ухода, поэтому после нанесения защитного покрытия, желательно раз в неделю проводить мойку кузова автомобиля. Дело в том, что данное средство обладает определенной структурой, которая имеет тенденцию забиваться от неправильной мойки или нанесения горячего воска и т.д. В таком случае у покрытия начинают снижаться гидрофобные свойства. Поэтому старайтесь проводить еженедельную коррекцию в проверенных местах, где вам гарантированно нанесут качественные средства и проведут мойку кузова в соответствии с принятыми стандартами.

Нанесение керамики на авто Nanolex Si3D:

Nanolex — эффективный способ защитить лакокрасочное покрытие вашего авто. Устойчиво к агрессивным воздействиям окружающей среды, при правильной эксплуатации и регулярной мойке керамическое покрытие крайне долговечно и может служить более 1 года.

1. Увеличивает прочность ЛКП, покрытие становится тверже до 9H+ (в зависимости от количества нанесенных слоев);
2. Делает цвет более ярким и насыщенным;
3. Ярко выраженная «бисерная» гидрофобность;
4. Защита от внешних воздействий и ультрафиолета.

В линейке продукции Nanolex широкий спектр средств для проведения детейлинга: покрытия для кожи и текстиля, герметики для краски, средства для очистки стекол, очистители, средства для шин и резины, шампуни для матовых красок и, конечно же, всеми известные защитные покрытия.

Перед нанесением любого из представленных защитных средств необходимо провести абразивную полировку кузова для выравнивания поверхности и устранения дефектов лака.

Оклейка авто пленкой

На сегодняшний день полиуретановая пленка для авто — самая эффективная по защите кузова от сколов, царапин и мелких повреждений. Мы осуществляем установку пленки на авто с разбором, в этом случае машину покрывают цельным куском, стараясь минимизировать количество стыков и разрезов для максимальной защиты. При этом углы пленки подгибаются.

Антигравийная пленка SunTek

Существует на рынке уже очень давно и является крупным производителем профессиональных пленок в США. Заслужила положительные отзывы не только у экспертов, но и у обычных пользователей.

Среди главных преимуществ выделяют:

1. Хорошая защита от сколов, царапин и других механических воздействий;
2. Плотная, увеличивает срок службы ЛКП автомобиля;
3. Придает глянцевый блеск;
5. Высокая устойчивость к химическим воздействиям.

Защитная пленка Llumar

Llumar очень схожа по своим свойствам с SunTek, у них идентичный клеевой и защитно-лаковый слой. Различаются они лишь по плотности — Llumar толще, поэтому ее чаще выбирают для полной оклейки владельцы спорткаров. На ее поверхности практически нет шагрени, поэтому она придает кузову так называемый «эффект глазури», характерный для премиальных моделей.

Для полной защиты вашего автомобиля можно сделать «микс» из пленки и защитного покрытия. В таком случае мы оклеиваем переднюю часть (передний бампер, крылья, капот и фары), так как это самое уязвимое место в машине, а на остальную поверхность наносим защитное средство.

Итак, если подытожить все вышесказанное получается, что воск придает автомобилю хороший глянцевый блеск и скрывает мелкие потертости, но имеет недолговечный эффект. Modesta — премиальный и дорогостоящий бренд, придает кузову отличный блеск, защищает от механических воздействий, обладает хорошими гидрофобными свойствами, но нуждается в регулярном уходе. Nanolex Si3D — более простое в уходе покрытие, стойкое, обеспечивает надежную защиту ЛКП авто от негативных воздействий, химических веществ и реагентов, а также увеличивает прочность краски. Средство Brooklands Premium — дает прекрасный эффект бриллиантового блеска, химическую стойкость и высокую твердость, защищает краску от выгорания и не требует регулярного ухода. Для более качественной защиты разработано два средства для зимы и для лета.

Надеемся, что мы помогли вам разобраться в большом изобилии способов защиты автомобиля, и теперь вы сможете выбрать для себя подходящий именно вам вариант! В конечном итоге все зависит от ваших целей, желаний и бюджета! Если у вас остались вопросы, вы всегда можете задать их нашим специалистам! Позвоните нам по телефону или напишите в WhatsApp. Ждем вас в гости ежедневно с 10.00 — до 22.00!

Сообщества ›
Мойдодыр ›
Блог ›
Вся правда о нанокерамике («жидкое стекло»). Развенчание мифов!

В этой статье мы расскажем всю правду о защитных покрытиях для автомобиля типа «жидкое стекло», Вы узнаете о чем умалчивают производители, о чем умалчивают (преувеличивают, врут, лукавят) автоцентры и что же в итоге выбрать. Ну и в конце немножечко рекламы, ну а как же без нее? 🙂

В последнее время все популярнее становится услуга защиты автомобиля от царапин и сколов. Интернет кишит запросами пользователей: нанокерамика, жидкое стекло, покрыть жидким стеклом и т.д. Производители защитных составов, автомойки и прочие центры по обслуживанию за автомобилями не остают и предлагают, жаждущим нанести на свой автомобиль жидкое стекло, и прочие нанокерамические защитные составы. При этом они обещают чуть ли не чудеса: после нанесения жидкого стекла (нанокерамики) Ваш автомобиль будет защищен от всех царапин, от всех сколов, толщина лака увеличится чуть ли не на 40 микрон. Про нано-супер-взаимодействие и въедание в лак лучше вообще умолчать.

В зависимости от грамотности и фантазии продавца меняется и описание взаимодействия составов с лакокрасочной поверхностью автомобиля и вероятность спасения планеты в общем и защиты автомобиля от попадания метеорита в частности 🙂

Так что же это такое — жидкое стекло? Стекло ли? Жидкое ли? Что многие продавцы выдают под нанокерамикой? Действительно ли это защита от сколов и царапин? Постараемся коротко ввести Вас в курс дела, чтобы в следующий раз, когда Вы решите покрыть автомобиль защитным составом — Вы знали чего конкретно Вы хотите.

Коротко все защитные покрытия можно разделить на:

*Воски
*Силанты
*Глейзы
*Квик детейлеры
*Керамика
Подробное описание всех типов покрытий хороши изложено в статье наших друзей, детейлинг-центра «Статус-Авто» и можно найти в сети Интернет, а мы остановимся подробно на керамике (нанокерамике), ну или жидком стекле, как Вам больше нравится. 90% защитных составов типа «жидкое стекло» для автомобиля не несут в себе никакого секрета, основа всех этих составов SiO2 диоксид кремния (silicon dioxide), известный также как кремнезём, кварц или кварцевое стекло в различных своих формах. Отсюда происходят и названия этих защитных покрытий — жидкое стекло. Основная проблема этих защит – сложность нанесения, поэтому не рекомендуется делать это самому, а многие компании продают такие составы, только после проверки профессионализма покупателя. В случае неправильного нанесения может быть не обеспечена должная защита и стойкость, а возможно даже ухудшение внешнего вида автомобиля – могут появляться пятна (мрамор) и разводы-голограммы.

Тут уже среди огромного множества защит пользователю приходится выбирать, какой воспользоваться и какая защитит Ваш автомобиль лучше и дольше. Можно попытаться подобрать себе жидкое стекло для защиты самому или довериться профессионалам, которые уже протестировали и выбрали наиболее оптимальное и стойкое защитное покрытие типа нанокерамика (жидкое стекло).

В общих чертах: нанокерамика не дает полноценную защиту автомобиля — это лишь дополнительный барьер, который на несколько единиц («H» по шкале Мооса) тверже лакокрасочного покрытия, который дает дополнительную защиту кузову Вашего автомобиля и придает ему некоторые свойства недоступные до нанесения.

Мы рассмотрели, что такое жидкое стекло (оказывается ничего сложного и секретного :)), теперь постараемся развеять несколько заблуждений потребителей или преувеличений продавцов :).

1. Жидкое стекло защищает от царапин?

Да! и Нет! :). Всему есть предел. Нанокерамика однозначно защищает от повреждений наносимых статическими загрязнениями при мойке автомобиля, защищает от дорожного пескоструя, НО у каждой защиты есть предел прочности. Даже лобовое стекло, какое бы оно твердое и прочное не было, царапается. Во что точно можно верить, так это в то, что автомобиль под хорошим защитным покрытием и при должном уходе за ним, в период эксплуатации будет выглядеть значительно красивее и на нем будет значительно меньше «эксплуатационных царапин» (назовем их так), чем у незащищенного автомобиля.

2. Нанокерамика защищает от сколов?

Да! и Нет! 🙂 Покрытие дает дополнительную защиту. Вероятность появления скола при попадания камня в ЛКП автомобиля становится значительно меньше. Утверждать не будем, но можно предположить. что вероятность появления сколов пропорциональна увеличению твердости ЛКП после нанесения жидкого стекла. Т.е. чем прочнее и лучше Ваше покрытие нанокерамика, тем меньше вероятность появления сколов. Естественно роль также играют и размеры камня и его скорость. Но конкретных исследований, насколько меньше вероятность появления сколов на автомобиле, никто не проводил.

3. Пленка лучше нанокерамики?

Да! и Нет! 🙂 Каждый автовладелец для себя должен четко определить, что он хочет получить в итоге. Золотой середины нет. Если главный критерий для Вас — полное отсутствие сколов и внешний вид Вашего автомобиля в целом менее важен, то Ваш выбор — пленка. Пока нанесена пленка, ЛКП защищено от появления сколов и царапин в местах защиты практически на 100%, ДО (маленький нюанс) ее снятия.

Преимущества пленки:

**Практически полная защита от царапин
**Практически полная защита от сколов

Недостатки пленки:

**Слабая защита от УФ-лучей (Пленка желтеет, ЛЮБАЯ. Даже знаменитый VentureShield 3М. И если продавец пленки говорит, что это не так — он лжет, ну или менее грубо — «лукавит» :)).
**Пленка мягче лака, а значит вероятность появления царапин на ней значительно больше (Да она эластична, какие-то царапины не будут появляться, но они будут и в основном «продавленные» (деформация структуры пленки)
**Сколы. При достаточно «удачном» попадании камушка, ЛКП автомобиля повреждается, но его удерживает пленка. При снятии пленки все эти повреждения могут остаться на ней. Фактически сняв пленку вы увидите что на автомобиле все таки есть сколы.
**Пленка тянет пыль! Накопление статического заряда на поверхности пленки происходит значительно быстрее, чем на ЛКП автомобиля. Это означает, что места покрытые пленкой загрязняются и запыляются быстрее, чем обычное лакокрасочное покрытие.
**Пленка неустойчива к химическому воздействию, в т.ч. к природному (желтение пятнами от смол, птичьего помета и пр.)
Если главный критерий для Вас идеальный, красивый внешний вид, защита от УФ излучения и меньшая загрязняемость авто, то Ваш выбор — нанокерамика («жидкое стекло»)

Преимущества покрытий типа «жидкое стекло»:

**Увеличение твердости поверхности.
**Высокая устойчивость к химическому воздействию
**Ярко выраженный гидрофобный эффект (Меньшая загрязняемость поверхности, эффект самоочищения)
**Идеальный внешний вид, глянец и блеск. (При правильной подготовке, автомобиль выглядит как новый или почти ;))
**Антиграффтити (Защита от любителей рисовать красками на автомобилях)
**Эффект «анти-дождь» и «анти-лед».
**Возможность защиты ВСЕЙ поверхности автомобиля (Актуально не для всех покрытий)

Недостатки покрытий типа «жидкое стекло»:

**Слабая защита от серьезного пескоструя и сколов (По сравнению с пленкой)

В конечном итоге каждый из Вас сам решает, как защитить свой автомобиль: нанести пленку или защитить нанокерамикой (покрытие типа «жидкое стекло»).

И самое главное — за каждым покрытием. будь это нанокерамика (жидкое стекло), или антигравийная пленка, или просто обычное лакокрасочное покрытие автомобиля — нужен правильный уход. И тогда Ваш автомобиль долгое время будет оставаться в прекрасном состоянии и будет радовать Ваш глаз, но об этом мы поговорим позже.

Статья подготовлена при содействии детейлинг-центра «Мобиклин» (Ceramic Pro 9H в Саратове)