Квадратиш практиш гуд перевод

Содержание

Suzuki Swift Black Bucket ›
Бортжурнал ›
Квадратиш-практиш-гуд

Всем привет! Вот пора бы уже написать о восстановлении после ДТП, правда и не окончательном. Для ремонта был заказан фонарь задний из Владивостока, крышку багажника нашел у нас на разборке, заказал кронштейн бампера, пластиковую боковину багажника — в Польше.
Зад подвытянули, крышка стала, зазоры в норме. Панель задняя кривенькая конечно, клапан вентиляции салона пришлось опять на силикон посадить. Панель зачистили и замазали мастикой. После зимы видно будет. Пока решил ничего не красить, для этого весна есть))

Выставили зазоры
Собственно и пошел в ход бампер от спорта, купленный еще в том году у Vale4eK-ShuM.
Усилитель бампера подрезали болгаркой, как и кончик глушителя, чтобы бампер стал. Ну и тут конечно мой косяк, т.к. поторопился забрать машину (нужна каждый день) и не переварили выхлоп, чтобы хоть как-то попадал в отверстие бампера. По итогу, через два дня я обнаружил дыру в диффузоре бампера, которую проплавил выхлоп. Ну че уж тут, сам виноват. Потом будем решать) Временную трубу все-таки потом сделали)
Поскольку бампер под японский номер, поехал в Полиграфический центр МВД, где за минут 15-20 мне вручили новые номерные знаки.
Еще теплые))
Сразу прикинул задний номер, и понял что просто так он не станет. Американские номера уже и выше, чем японские. В итоге загнул нижний край номера)) Не бампер же кромсать))))
Как-то так вышло)
Общий вид)
Конечно, дырки по бокам номера меня не устраивали и я поехал к знакомым, у которых имеется пластик и лазер. Измерив расстояния выямки в бампере и прикинув углы на глаз со второй попытки вырезали пластину.
Болты-гайки-дрель и все на месте.
Получше будет)
Заодно купил красную лампу и перекинул провода для ПТФ. Как показала за последний месяц погода — штука все-таки нужная.
Лампа на месте
Ну а между делом купил себе оригинальную пепельницу.
Пепелка
Нет, я не курю в машине, это для монет, которые постоянно напрягало выковыривать из центральной консоли))
Всем добра! Не переключайтесь!))

Quadratisch und praktisch: семейный бизнес, будущее которого определила катастрофа на Чернобыльской АЭС

07:00, 10.02.2019 Сюжет: Истории брендов

Новый воскресный спецпроект «Реального времени» — удивительные истории мировых торговых марок

Фото: Handelsblatt

С оборотом в €482 млн Ritter Sport не входит в число самых крупных производственных компаний Европы или даже родной для бизнеса Риттеров Германии, однако бренд узнаваем уже в сотне стран мира. По-настоящему семейная компания, пережившая две мировые войны и несчетное количество экономических кризисов, в последние десятилетия обставляет всех своих конкурентов по части ответственного и бережливого производства. В то время как ведущие марки продолжают использовать почти рабский труд жителей стран третьего мира, Ritter Sport обзаводится плантациями в Никарагуа, возводя для местных работников больницы, школы и дома. Компания выкупает «чистый шоколад» у кооперативов Кот-д’Ивуара и отчаянно судится за право быть единственной «квадратиш» на Земле. История живой легенды немецкого рынка — в материале «Реального времени».

Первая плитка шоколада Alrika: с малиной, апельсином и ромом

История семейного бизнеса Риттеров началась в 1912 году, в год основания семьи, когда молодой кондитер Альфред Эуген Риттер взял в жены хозяйку скромной кондитерской лавки Клару Готтль. В год их свадьбы в немецком Штутгарте была официально зарегистрирована кондитерская компания Alfred Ritter Schokolade-und Zuckerwarenfabrik. Крошечное производство располагалось прямо в квартире молодой пары, а штат состоял всего из двух работников. Магазин вполне обеспечивал семье достойное существование, а о большем Риттеры и не мечтали.

Основатели Ritter Sport Альфред Эуген Риттер и Клара Готтль

Летом 1914 года грянула Первая мировая война, Альфреда призывают на фронт, а кондитерская лавка на время сворачивает работу. После 2,5 года в рядах армии Германской империи молодому человеку улыбается удача — в 1917 году его переводят на гражданскую службу, по счастливому стечению обстоятельств его направляют на шоколадную фабрику родного Штутгарта. Целый год Альфред знакомится с технологией производства шоколада и рецептами изготовления сладостей. Сразу после окончания войны Alfred Ritter Schokolade-und Zuckerwarenfabrik открывается вновь. Семейное дело становится больше похоже на производственную компанию: Альфред и Клара набирают наемных сотрудников, арендуют помещение в соседнем городе Бад-Каннштатт.

В 1919 году Риттеры выпускают свою первую плитку настоящего шоколада Alrika с тремя вкусовыми добавками: малиновой, ромовой и апельсиновой. Продукт имел успех. К 1926 году в фирме работают уже 80 сотрудников, появляется второй фирменный магазин. Предприятие все больше отходит от мануфактурного производства, Риттеры покупают первый фирменный грузовик. Бизнес идет в гору, и в 1930 году компания вновь расширяется, перенеся производство в Вальденбух. Любопытно, что, переехав, компания умудрилась сохранить весь свой штат, чуть ли не первой в Европе организовав для работников трансфер из Вальденбуха в Бад-Каннштатт и обратно.

Годом рождения знаменитой квадратной плитки Ritter Sport считается 1932-й. По официальной легенде, идея необычной формовки принадлежала Кларе Риттер. «Давайте делать шоколад, который помещался бы в карман любой спортивной куртки и не ломался, а по весу был бы таким же, как обычная прямоугольная плитка», — цитирует официальный портал бренда свою основательницу. Дело в том, что в начале 30-х годов необычайную популярность в Европе приобрели спортивные куртки с квадратными нагрудными карманами, куда, по задумке Риттер, и следовало класть шоколад, уже тогда получивший название «Ritter Sport».

К концу 30-х в Германии начинаются перебои с поставками какао, страна готовится развязать Вторую мировую войну. Производство на фабрике Риттеров совсем останавливается в 1941-м. Лишь спустя пять лет компания возобновит производство, однако поставок какао в Европу не будет вплоть до 1950 года. Через два года в возрасте 66 лет умирает основатель компании Альфред Эуген Риттер, отцовское дело продолжает Альфред Отто Риттер.

«Бог маркетинга» — Альфред Риттер II

Альфред Отто Риттер руководил на тот момент Alfred Ritter GmbH & Co без малого 22 года. За это время он сумел прославить семейное дело на весь мир. Смелые, подчас казавшиеся современникам и вовсе сумасшедшими идеи каждый раз выстреливали, а рекламный бум 70-х значительно облегчил Риттеру задачу.

В течение 60-х годов постепенно исчезают из ассортимента компании праздничные сладости, прямоугольный шоколад, конфеты и полые шоколадные фигурки — Альфред Риттер решается на радикальный шаг и фокусирует производство на квадратной плитке Ritter Sport. Начинают запускаться новые вкусы шоколада и фруктовые наполнители, стартуют экспортные поставки в соседние европейские страны. Активно развивающиеся технологии приводят к тому, что почти в каждом доме появляется цветной телевизор — уникальное средство коммуникации к тому моменту уже успело прославить великого Дэвида Огилви, чьи труды ознаменовали расцвет рекламного рынка.

В 1970 году выходит первая телевизионная реклама Ritter Sport со слоганом «Quadratisch. Praktisch. Gut», который для компании разработало одно из немецких рекламных агентств. Ролики Ritter Sport всякий раз производили резонанс благодаря особой юмористической линии, от которой компания не отходит и в наши дни.

Параллельно Риттер выпускает семь новых видов шоколада и вводит свой оригинальный цвет для каждого из вкусов квадратной плитки. Еще через два года в производство обертки внедряется собственная запатентованная технология Knick-Pack с защелкой для упрощения вскрытия плитки. Альфред Отто Риттер буквально жил семейным делом, благодаря его усилиям к 1972 году оборот компании перевалил за 100 миллионов немецких марок.

Как катастрофа на Чернобыльской АЭС определила будущее Ritter Sport

В 1974 году умирает Альфред Отто Риттер, а Ritter Sport открывает новую страницу истории. На момент ухода второго хозяина кондитерской компании его дети (Альфред Теодор Риттер и Марли Хоппе-Риттер) были слишком юны для того, чтобы возглавить предприятие. Кроме того, наследник в то время вовсе не проявлял особого желания взять на себя управление семейным бизнесом: 21-летний юноша изучал психологию и биоэнергетический анализ в Гейдельбергском университете, намереваясь посвятить свое будущее частной психологической практике. В это время в течение нескольких лет предприятием управляют супруга Альфреда Отто Риттера Марта и наемные менеджеры.

В 1978 году третье поколение Риттеров все же вошло в консультативный совет компании, хотя до 1986 года Альфред Теодор Риттер продолжал работать психотерапевтом по найму, увлекался сферой возобновляемых источников энергии и игнорировал дела фирмы. Возможно, у руля Ritter Sport и сейчас бы стоял сторонний специалист, если бы не одно важное событие. В апреле 1986 года по всему миру разнеслась весть о катастрофе на Чернобыльской АЭС. Из-за воздействия радиоактивного облака, двинувшегося в сторону Турции, плантации фундука, поставляемого на завод Ritter Sport, были потеряны. Катастрофа произвела столь сильное впечатление на 33-летнего наследника компании, что он принял решение круто изменить свою жизнь и судьбу семейного дела.

Фото badische-zeitung.de

К тому моменту, по данным немецкого издания Handelsblatt, на Alfred Ritter GmbH & Co. работают уже 710 сотрудников, предприятие достигает оборота почти в 400 миллионов марок, 10% продукции экспортируя в европейские страны. Альфред Теодор Риттер начинает входить в управление Ritter Sport и берет курс на повышение социальной ответственности, переход на полностью экологичное и безвредное для окружающей среды производство, считая, что только принятие «глобальной ответственности» за будущее и отказ от сиюминутной выгоды могут привести бизнес к успеху.

Утверждение Риттера могло остаться лишь красивыми словами, но он начал действовать. В 1988 году он стал одним из основателей Paradigm Group, специализирующейся на системах солнечного отопления. К слову, сейчас дочерняя компания фирмы Ritter Solar является крупнейшим немецким производителем вакуумных коллекторов. В начале 90-х предприимчивый энтузиаст начал переводить завод Ritter Sport на солнечную энергию (к 2015 году производство уже на 50% обслуживалось за счет возобновляемых источников энергии).

Фабрика Ritter Sport в Вальденбухе. Фото kaiserslauternamerican.com

Дальше — больше: Ritter Sport начинает внедрять схему экологического менеджмента и аудита для своих поставщиков — фермеров, выращивающих какао в Африке и Латинской Америке. Это значит, что компания начинает активно поощрять мелкие и средние фермерские хозяйства, которые выращивают какао-деревья без вреда для окружающей среды. В 1990 году, после окончания гражданской войны в Никарагуа, Марли Хоппе и Альфред Теодор Риттеры начали сотрудничество со 170 местными фермерами, которые обязались выращивать сырье в соответствии с принципами агролесоводства.

Так родился проект Ritter Sport CACAONICA. За десять лет работы Риттеров в Никарагуа из совершенно неприбыльного и непопулярного дела выращивание какао превратилось в процветающую отрасль, притом без ущерба для тропических лесов. Сейчас страна в Центральной Америке является одним из немногих в мире производителей какао высшего качества.

Альфред Теодор Риттер. Фото Handelsblatt

Плантация El Cacao должна продемонстрировать, что экономическое выращивание какао возможно даже при хороших социальных и экологических условиях. Наша ответственность перед людьми и окружающей средой формирует наш образ жизни на протяжении многих лет. Мы уверены, что только устойчиво работающая компания может быть ориентирована на будущее

В конце 2005 года Альфред и его сестра расстались с управляющим директором компании Олафом Бланком. По сообщениям немецких СМИ, причиной разрыва контракта стали разные взгляды владельцев Ritter Sport и Бланка на дальнейшее развитие предприятия. Альфред решил лично возглавить семейное дело, предупредив, что возьмет на себя эту роль только на время. Этот «временный» период растянулся уже на девять лет.

Антимонопольщики заподозрили Риттеров в сговоре с Nestle и Ferrero

В декабре 2010 года компания Риттеров угодила в серьезный скандал: антимонопольные службы Германии заподозрили Alfred Ritter GmbH & Co наряду с другими ведущими производителями отрасли (Nestle, Ferrero, Mars, Kraft) в сговоре и, как следствие, резком увеличении отпускной цены шоколада. Было запущено целое расследование, а компаниям пригрозили штрафами в €30 миллионов.

«Если они предъявят штраф Alfred Ritter GmbH & Co, это будет концом нашего семейного дела. Мы не сможем выплатить штраф, в два раза превышающий размер нашего годового дохода. Компания вряд ли сможет выжить», — признался в интервью Handelsblatt Альфред Теодор Риттер, повторяя, что повышение цен вызвано постоянным колебанием цен на какао из-за нестабильной политической и экономической обстановки в странах, где выращивают сырье. Антимонопольщики тогда не сумели доказать сговор, но Риттер сделал выводы и не стал ждать новых волн обвинений.

«Шоколадный рай» в Никарагуа: Ritter Sport начинает выращивать какао

В 2012 году компания сделала стратегически важный шаг в сторону уменьшения зависимости от рыночных цен на какао и приобрела плантацию El Cacao в Никарагуа. Ritter Sport фактически стал первым в мире производителем шоколада, собственноручно изготавливающим сырье, и точно первым в мире производителем, решившим проспонсировать повышение уровня жизни в беднейшей стране Америки, притом самым экологичным способом.

«Это было очень долгое и напряженное путешествие — на самолете, автомобиле и затем на лошадях по пересеченной местности, пока мы наконец не достигли дома, в котором не было ни воды, ни электричества, ни чего-либо еще, — вспоминает свое первое посещение El Cacao руководитель подразделения сельскохозяйственного производства Ritter Sport Хауке Вилль. — С тех пор была проделана титаническая работа».

Работы на плантации El Cacao, 2015 год. Фото ritter-sport.de

Землю в 2,5 тысячи гектаров условно разделили на две части: 1,3 тысячи га были отданы под посевную площадь, оставшаяся тысяча с небольшим осталась фактически нетронутой — она занята тропическими лесами и водно-болотными угодьями, в которых обитают сотни видов животных. В Никарагуа Ritter Sport делает ставку на агролесоводство, то есть наряду с какао на плантации выращиваются бананы в качестве технической культуры и крупные деревья как источник тени и древесины. Разнообразие флоры влияет на фитоклимат и в будущем позволит значительно «продлить жизнь» земле, на долгие годы сохранить качество почвы, не применяя химикаты и минеральные удобрения.

Пробный урожай с первых деревьев, высаженных в 2012 году, компания собрала уже в 2017-м. Через десятилетие плантация может стать одним из крупнейших районов выращивания какао в мире, поставляя для завода Ritter Sport 30% необходимого сырья. Сегодня на El Cacao растет 1 млн шоколадных деревьев и трудятся 350 работников из числа местных жителей.

За несколько лет Ritter Sport превратил пустошь El Cacao в миниатюрный моногород: вокруг плантации выросли жилые кварталы со школами, магазинами и транспортной инфраструктурой. Здесь введены стандарты безопасности и организовано медицинское обслуживание, работники El Cacao получают оплату значительно большую, чем никарагуанский МРОТ.

Фото ljin.ru

«Плантация El Cacao должна продемонстрировать, что экономическое выращивание какао возможно даже при хороших социальных и экологических условиях. Наша ответственность перед людьми и окружающей средой формирует наш образ жизни на протяжении многих лет. Мы уверены, что только устойчиво работающая компания может быть ориентирована на будущее», — подчеркнул Альфред Теодор Риттер, получая премию Berenberg-Preis от старейшего частного банка Германии как самая социально ответственная компания страны в сентябре 2018 года.

Milka тоже захотела стать квадратной?

Уже в новейшей истории Alfred Ritter GmbH & Co чуть не лишилась части своего товарного знака — едва не потеряв право быть единственным шоколадным «квадратиш» в мире. Гигант кондитерского рынка Milka Mondelez (помимо производства одноименных шоколадок концерн владеет такими брендами, как Alpen Gold, «Медвежонок Барни», «belVita Утреннее», Oreo, Picnic и др.) попытался в судебном порядке оспорить права на «квадратную монополию» Ritter Sport. В начале октября 2017 года Федеральный патентный суд Германии удовлетворил иск Milka Mondelez, утвердив решение о том, что «трехмерные квадратные упаковочные марки для шоколадных плиток» не могут быть частью товарного знака.

Патентные судьи посчитали, что законодательная защита товарных знаков возможна только в том случае, когда составляющие знака не являются чисто техническим эффектом, а именно к этой категории была отнесена квадратная форма Ritter Sport. Судебное решение даже было зарегистрировано в Немецком ведомстве по патентам и товарным знакам, сообщал журнал Welt.

Однако компания Риттеров не намерена была сдаваться: юристы Alfred Ritter GmbH & Co обжаловали решение в высшей инстанции — Федеральном суде Германии в Карлсруэ. Аргументами для суда послужили маркетинговая и рекламные кампании, в том числе и легендарный слоган предприятия Риттеров. 18 октября было вынесено окончательное решение: характерная форма Ritter Sport может быть защищена как товарный знак. На данный момент квадратные шоколадные плитки может производить только Alfred Ritter GmbH & Co.

Дела семейные

В конце 2014 года Альфред Теодор Риттер уходит с поста управляющего директора Alfred Ritter GmbH & Co. За девять лет руководства компанией он модернизировал фабрику в Вальденбухе, представил десятки новых органических сортов шоколада и наполнителей, сделал семейную компанию пионером во многих областях производства. В 2013 году Ritter Sport увеличила свои продажи до 380 миллионов евро. С 1 января 2015 года главой компании стал наемный менеджер Андреас Ронкен. Он продолжил путь, определенный Риттером, и значительно укрепил позиции Ritter Sport на международном рынке. По данным horizont.net, уже в 2017 году оборот компании составил 482 миллиона евро, причем половина этой суммы генерируется за рубежом — бренд сегодня работает в 100 странах мира.

Исполнительный директор Alfred Ritter GmbH & Co. Андреас Ронкен. Фото Bild.de

Альфред Теодор Риттер сейчас занимает пост председателя консультативного совета компании. По информации Handelsblatt, даже сейчас, спустя четыре года после передачи всей операционной ответственности, он продолжает непосредственно влиять на все внутренние процессы компании, включая назначение глав подразделений и отделов Alfred Ritter GmbH & Co. Несмотря на приглашение сторонних управленцев для руководства компанией, Ritter Sport по-прежнему остается семейным делом Риттеров. Альфред, его сестра Марли и их дети тесно связаны с ней как акционеры и члены консультативного совета, который решает все стратегические вопросы.

Предыдущие выпуски:

«Цукерберг нарушил все обещания»: история Instagram — от крошки-сервера до вынужденного бегства

Хроники Zara: история испанского посыльного без диплома, трижды потеснившего Билла Гейтса в списке Forbes

Как сын сапожника из Одессы обул всю Америку, а затем и весь мир: история бренда Timberland

Интернет-газета «Реальное время» БизнесПромышленностьАгропром

Последние международные мебельные выставки в Милане и Кельне в очередной раз подтвердили, что на европейском мебельном рынке моду сегодня задают германские производители. С обзором местного рынка немецкой мебели — ДАРЬЯ КЛИМЕШОВА. Практичные трансформеры
Крупнейшая компания, продающая в Петербурге мебель производства Германии, — Neuhaus. Главный дизайнер компании Римантас Лисаускас так объясняет успех немецкой мебели: «Немец не может позволить себе не обеспечить мебель технологически, даже если придется пожертвовать красотой — тем, чем никогда не поступится, например, итальянец. Для немца главное в мебели заключается в том, чтобы она была функциональна». Одна из основных фабрик, с которой сотрудничает Neuhaus, называется Cor, что в переводе означает «сердце». Фабрику возглавляет Лео Любке, чьи предки 50 лет назад и основали фирму. Cor провозглашает минималистский дизайн и сотрудничает с известными дизайнерами. Один из них — Петер Мали. Несколько лет назад господин Мали приезжал в Санкт-Петербург на открытие музыкального магазина на Итальянской улице, дизайн которого он разрабатывал. Дело в том, что его специализация — создание фортепиано. Поэтому он любит работать с вишневым деревом и покрывать изделия черным лаком — таков его фирменный стиль. Что касается формы, то Петер Мали предпочитает простые геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги. Так, например, в Neuhaus представлены несколько небольших круглых кресел из коллекции Петера Мали Circo, выполненных в коже с добавлением плетеных элементов. Сиденье поддерживают пять металлических ножек, лучами расходящиеся из центра и оканчивающиеся круглыми основаниями. Также в салоне можно увидеть представляющее вариацию на тему круга белоснежное кожаное кресло Circo Solo. Вытянутая вверх спинка изделия делает все кресло похожим на трон. Но самой известной линейкой фабрики Cor является группа мягкой мебели Conseta, которую стали производить еще в начале 1980-х годов. Conseta считается классикой мебельного производства и входит в большинство учебников по дизайну мебели. Но и на сегодняшний день продажи этой линии составляют 25─30% от общего объема продаж Cor. В группу Conseta входят диван-кровать, стул и кресло. Все они легко трансформируются. Диван превращается в двуспальную кровать. Минималистские стулья Conseta оснащены механическим либо электродвижущим устройством, которое позволяет плавно регулировать спинку. В кресле линии Conseta под сиденьем есть двигатель, который позволяет изменять угол наклона спинки и выдвигать скамеечку для ног.
Еще одно направление мебельного бизнеса семейства Любке — компания Interluebke, возглавляемая сестрой Лео Любке и производящая корпусную мебель. Фабрика прославилась тем, что в 1963 году впервые предложила покупателям модульную мебель — шкаф Interluebke. И сейчас визитной карточкой компании остаются разнообразные гардеробные программы, универсальные системы хранения для дома, офиса, библиотеки. В галерее Neuhaus представлена разная мебель Interluebke: сайтборды (подвесные шкафы), стенки, спальни, шкафы, а также новинка этого года — система раздвижных дверей без нижней направляющей. Фабрика также сотрудничает с Петером Мали, который разработал для Interluebke коллекцию Contrast — модульную программу для свободного конструирования открытых полок и стеллажей, комодов и библиотечных шкафов, импровизированных буфетов и комбинированных витрин. Основу конструкции составляет панель, к которой с помощью специальных шин крепятся полки и навесные элементы. Такой же принцип используется и в шкафах из коллекции Malo, которую создал для Interluebke известный дизайнер Рольф Хайде. Шкафы могут состоять из того количества элементов, которое требуется конкретному заказчику для размещения в конкретном интерьере. Удивительно, но немцы настолько внимательны к мелочам, что, осмотрев настоящий германский шкаф, мы нигде не обнаружим незакрытых отверстий или просверленных дырок, а при сборке шкафа не увидим ни одного необработанного торца или канта. Такая дотошность, пожалуй, еще одна характерная черта дорогой немецкой мебели.
Также в Neuhaus можно увидеть изделия всемирно известной немецкой фабрики Draenert. Этот производитель основным принципом выпускаемой им мебели провозглашает дизайнерскую эксцентрику. Так, приглашенный компанией Draenert дизайнер Уолтер Гирс создал для нее целую серию удивительных столов. Среди этих предметов есть, например, стол с удачным названием Fantas-tisch («стол» по-немецки — der Tisch), прозрачная стеклянная столешница которого поддерживается многочисленными бутылочками «фанты». В столешнице другого стола — Fe-tisch — между двух стекол помещено женское кружевное нижнее белье. Под верхним стеклом столешницы третьего — Futuris-tisch — извиваются провода. Стол с поделенной на квадраты черно-белой столешницей матового стекла называется Quadra-tisch. А в прошлом году компания выпустила ограниченным тиражом диван по проекту Рона Арада, одного из самых знаменитых в мире современных дизайнеров, — созданный из нержавеющей стали и, как исключение, практически абсолютно лишенный функциональности. Основные материалы, которые фабрика Draenert использует при создании своих столов, — стекло и более 300 сортов натурального камня со всего мира. Значительную часть предметов, выпущенных этой компанией, составляют излюбленные немцами столы-трансформеры.
Немецкая кухня
Галерея дизайна / bulthaup 10 лет назад начала свою работу в Северной столице с открытия первой в России студии архитектуры кухни bulthaup — в свое время легендарные немецкие кухни bulthaup перевернули представление о кухне в целом, превратив ее в пространство для жизни. Сейчас галерея сотрудничает с передовыми европейскими мебельными компаниями, и среди них по-прежнему немало немецких. Одна из таких фирм — Anthologie Quartett. Ее прославил чешский дизайнер Богуслав Хорак, чья выставка при содействии Государственного Русского музея была организована в Галерее дизайна / bulthaup осенью 2002 года. Сегодня в галерее можно увидеть объекты Богуслава Хорака из серии, основанной на так называемом биоморфном дизайне, навеянном самой природой. Торшеры Koral и Silueta выглядят как гигантские желтовато-зеленые листы на тонком длинном стебле, изъеденные каким-то неведомым, но очень прожорливым насекомым (69 563 рубля). Стоячая вешалка Stromek (29 963 рубля) похожа на молодое деревце в период межсезонья, когда в небо поднимаются лишь беззащитные голые прутики. Прочие предметы мебели, созданные Богуславом Хораком, также напоминают растения и деревья, но при этом каждая вещь остается тем, чем она должна быть: вешалкой, скамьей, креслом, зеркалом, светильником…
Кроме хораковских объектов в галерее представлены вещи, созданные и другими дизайнерами специально для Anthologie Quartett. Это, например, диван-кресло Otoman из металлических прутьев (170 513 рублей), провозглашающий стиль luxury черный бархатный диван Moncalieri с гнутыми металлическими ножками (352 013 рублей), напольная вешалка Herzkind из задубевшей рыжей кожи, являющая собой подобие манекена (29 925 рублей). А также светильник «Зима» из серии света «Времена года» дизайнера Майкла Топора (Michael Topor). Светильник украшен кристаллами Swarovski и предполагает освещение пространства с помощью и лампочек, и свечей.
Темная фрау дизайна
Из новых игроков германского мебельного рынка можно отметить представленную в галерее немецкую фабрику ClassiCon. Ее открыл в Мюнхене в 1990 году Фишер фон Потурзин. Тогда же Фишер приобрел права на воссоздание практически всех творений классика современности — «темной леди дизайна» Айрин Эйлин Грей. Ирландка по происхождению, основную часть жизни она прожила во Франции и в 1976 году скончалась в Париже в возрасте 98 лет. Тому, кто незнаком с именем Айрин Эйлин Грей, скорее всего известна созданная ею модель Е 1027 — маленький круглый столик с изменяемой высотой из хромированных полированных стальных трубок. Сегодня в галерее представлено несколько предметов, воссозданных по эскизам Грей. Это выполненный из ясеня, включающий в себя много маленьких, средних и больших ящиков «Кабинет архитектора» (дизайн 1925 года, 609 338 рублей), высокие барные стулья, обтянутые черной кожей с контрастными белыми швами (дизайн 1928 года, 43 088 рублей за штуку); приземистое кресло Bonaparte с кожаной поверхностью нежного сливочного цвета (оригинальный дизайн 1935 года, 88 538 рублей). А также маленький столик Occasionale (29 963 рубля) — он представляет собой два круга из лакированного черного дерева, соединенных металлической ногой, которая проходит сквозь столешницу, превращаясь над ее поверхностью в небольшую торчащую ручку, как у чемодана. Черно-белый стол De stijl назван в честь движения супрематистов в Голландии (дизайн 1922 года, 56 025 рублей). Разборный стол Jean, названный в честь Жана Бадовичи, состоит из двух досок, вырезанных из бука. Существует информация, что стол был создан специально для студенческого общежития: экономит пространство, при необходимости превращаясь из квадратного в прямоугольный (дизайн 1929 года, 60 675 рублей). Кроме того, в галерее есть стул Roquebrune с тканой спинкой и шнуровкой сзади — все вместе напоминает корсет (дизайн 1932 года, 47 550 рублей). Стул назван в честь местечка Рокбрюн во Французских Альпах, где стоял дом Эйлин Грей, спроектированный ею самой, куда к ней любил приезжать Ле Корбюзье. Кстати, в свое время журналы часто по ошибке приписывали проект этого дома самому Корбюзье.
Современное направление фабрики ClassiCon представлено в Галерее дизайна / bulthaup напольным флюоресцентным светильником ilia (37 425 рублей) работы Мауро Бертольдини, а также несколькими объектами молодого дизайнера Константина Грчича. Это конструктивный столик Diana терракотового цвета (18 713 рублей), который содержит игровой элемент: его части можно переворачивать. Кресло того же дизайнера Chaos (69 225 рублей) состоит из ломаных неправильных линий — его название переводится как «хаос».
Камнем по стеклу
С германским производителем Ronald Shmitt в Петербурге сотрудничает компания «Вита». В сентябре этого года господин Рональд Шмитт приезжал в Петербург представлять новинку — гранитный раздвижной стол, еще не запущенный в производство. Столы вообще являются основной специализацией фирмы. Когда-то давно у Рональда Шмитта была маленькая мастерская, где он вдвоем с женой делал мозаичные столешницы. Теперь она превратилась в крупное производство в городе Эвербахе, включающее в себя экспериментальный цех, непосредственно фабрику и шоу-рум. Ronald Shmitt считается одним из пионеров высокого минимализма. Помимо обеденных и кофейных столов сегодня компания выпускает также фоновые подставки под аудио- и видеотехнику, стулья, сайтборды, светильники.
Ronald Schmitt — это прежде всего стекло, которое облегчает конструкцию модели и позволяет наблюдать за работой трансформирующих ее механизмов. Также компания весьма успешно производит столы-трансформеры из гранита. Одна из известнейших серий — стол К5000. Его столешница может держаться на цилиндрическом цоколе или двух тонких металлических ножках. Вариант отделки — хром или более матовый «жемчужный глянец» (√6720 со стеклянной столешницей и √11 500 — с гранитной). Когда из столешницы выдвигается ручка, средняя плата уезжает вниз, а две боковые смыкаются к центру. Это не требует физических усилий. Вообще, по мнению специалистов салона «Вита», уникальные системы трансформации — первое, что подкупает в немецкой мебели вообще и в мебели Ronald Schmitt в частности.

Fiat Doblo, Opel Combo, Peugeot Partner, Renault Kangoo: Деньги – не главное?

Скажете, деньги – не главное? В некоторой степени это так, однако в нашем случае как раз цена сыграла решающую роль в распределении мест на пьедестале. Означает ли это, что победившая модель лучше остальных участников обзора?

Скажете, деньги – не главное? В некоторой степени это так, однако в нашем случае как раз цена сыграла решающую роль в распределении мест на пьедестале. Означает ли это, что победившая модель лучше остальных участников обзора?

Чаще всего «пирожки» приобретаются для коммерческих целей – их годовой пробег может составлять 20–60 тыс. км. Особенно сильно изношены грузовые версии. И чтобы в дальнейшем не столкнуться с проблемами, желательно обращать внимание на машины «посвежее».
Среди экземпляров одинаковых годов выпуска дороже всего оцениваются Doblo и Kangoo, чуть дешевле – Partner, а самый доступный – Combo.

Fiat Doblo 2000–2009 г. в.
от $6 000 до $14 000

Opel Combo c 2002 г. в.
от $6 000 до $14 500

Peugeot Partner 1997–2008 г. в.
от $4 000 до $12 500

Renault Kangoo 1997–2007 г. в.
от $4 700 до $12 300

Цены по данным «Автобазар»

Проверьте двери!

Все участники нашего обзора представлены несколькими модификациями – грузовыми и грузопассажирскими. Но больше всего их у Doblo: есть еще две пассажирские; самая дорогая – Family (7-местная, со съемным третьим рядом сидений). Кстати, «грузовички» Kangoo и Doblo бывают в двух исполнениях – со стандартной и увеличенной колесной базой.

Осмотру дверей подержанных «пирожков» следует уделить особое внимание (см. «Ресурс и ремонт»). В Kangoo трескались стекла задних «распашонок», а у версий с левой сдвижной дверью отказывал механизм блокировки замка данной двери при открытии лючка бензобака (выходит из строя контактный датчик). У Partner и Combo приходят в негодность амортизационные опоры подъемной задней двери.

Кузова всех участников обзора хорошо противостоят коррозии, и она появляется только в тех местах, где был поврежден цинковый слой.

Пластик отделки жесткий, но не скрипит. У «грузовичка» с механическими стеклоподъемниками ломаются пластиковые ручки привода, при больших пробегах изнашивается ключ замка зажигания/дверей.

Качество отделочных материалов салона Combo невысокое, и со временем пластик разбалтывается и досаждает скрипами. Нередко отходят карты дверей.

Претензий к качеству отделки салона даже старых авто нет. На машинах до 2003 года проблемы создает блок подрулевых переключателей (приходится менять в сборе).

На Kangoo со временем могут возникнуть проблемы с подрулевыми переключателями и кнопками электростеклоподъемников, а в версиях до 2003 г. – выйти из строя ключ зажигания с иммобилайзером.

Простор и вместительность

Самые просторные салоны у Doblo и Partner, а теснее всего троим на галерке Combo. Но «немец» благодаря самой большой колесной базе лидирует по запасу места для ног задних пассажиров. К эргономике Doblo есть претензии: сзади площадка для ног заужена выступающими боковинами обшивки, а высадка/посадка затруднена небольшим проемом между подуш­кой сиденья и средней стойкой.

Обзорность ограничена только у Combo и Partner с задними распашными дверями – их центральные стойки ухудшают видимость назад. Аналогичные версии Doblo и Kangoo удачнее – их двери асимметричные.

Лучше всего для перевозки грузов приспособлен Doblo: именно у этой модели наилучшее сочетание объема багажника и грузоподъемности. Способствует этому и наиболее выносливая задняя подвеска. А вот Combo при самом большом максимальном объеме багажника не любит перегрузок.

Экономия или проблемы?

Подыскивая подобные автомобили, многие интересуются экономичными дизельными версиями. Хотя в наших условиях эксплуатации не все они зарекомендовали себя положительно. Наиболее удачны агрегаты Partner. Турбодизели Combo 1,7 л отличаются повышенным потреблением масла. Агрегаты Doblo и Kangoo чувствительны к качеству солярки. У «итальянца» страдают клапаны системы рециркуляции отработавших газов, у «француза» отмечены поломки клапанов механизма ТНВД (1,9 л), а в Сommon Rail 1,5 и 1,9 л выходят из строя топ­ливные насосы и форсунки. В TDI Doblo могут сломаться пластиковые кронштейны крепления радиатора, после чего его корпус перетирает патрубки системы охлаждения. ГРМ «итальянца» объемом 1,3 л снабжен цепью, которая приходит в негодность к 150 тыс. км, после чего ее необходимо заменить вместе с успокоителем, натяжителем, шестернями и пр.
Отмечены проблемы и с бензиновыми агрегатами (см. «Ресурс и ремонт»). Впрочем, больше всего характерных неполадок в моторах Combo и Kangoo. Из «бензинок» Combo чаще всего неприятности доставляет 1,4-литровый агрегат – долго не служит натяжитель цепи ГРМ (50–60 тыс. км), да и сама цепь продержится около 100 тыс. км, а затем ее желательно заменить вместе с шестернями, успокоителем и натяжителем. Возможны поломки заслонок системы изменения геометрии впускного коллектора. Во всех бензиновых моторах Combo со временем загрязняется дроссельная заслонка, выходят из строя клапаны EGR, а эксплуатация на некачественном топливе приводит к образованию нагара на клапанах (требуется ремонт ГБЦ).
Во всех агрегатах Kangoo задняя опора служит всего 30–40 тыс. км, возможны сбои датчика верхней мертвой точки коленвала, из-за коррозии теряет герметичность радиатор охлаждения, может треснуть пластиковый корпус термостата, выходят из строя высоковольтные провода, индивидуальные катушки зажигания «16-клапанников» до 2004 года и демпферная муфта шкива навесного оборудования (версии с кондиционером или «климатом»).
Особенность всех моторов Doblo – при езде на высоких оборотах (свыше 4 тыс. об/мин) у них отмечен повышенный расход масла.

В чем-то схожи…

Практически все участники обзора, эксплуатируемые в Украине, переднеприводные, с 5-ступенчатыми механическими КП.

Меньше всего проблем с коробками передач Doblo – разве что при частой езде на высоких скоростях «потеет» маслом сальник кулисы переключения передач, но к серьезной утечке это не приводит.

Течи сальника кулисы характерны и для французов. При этом у Partner сальник меняется без особых проблем, а в Kangoo для этого необходимо демонтировать КП. В Partner 1,9 D долговечностью не отличается трос сцепления (механизм авторегулировки служит 20–40 тыс. км). На Kangoo последних годов выпуска отмечена течь смазки по стыку корпуса КП и картера сцепления (для ликвидации требуется разборка агрегата). МКП Kangoo не любит агрессивной езды, когда тормозят двигателем и заводят мотор «с толкача» – в таких случаях отмечены обрывы стопорных колец подшипников валов. ШРУСы обоих «французов» выполнены как единое целое с полуосью, при этом езда с порванными пыльниками выводит дорогостоящие «гранаты» из строя.

«Механика» Combo беспокоит только при пробегах в 100–150 тыс. км – изнашиваются втулка и «палец» кулисы переключения передач, что приводит к повышенному люфту рычага КП и нечеткому переключению.

Ищем сильный и выносливый

Для перевозки тяжестей лучше всего приспособлен «итальянец»: благодаря задней подвеске с выносливыми рессорами он наделен самой высокой грузоподъемностью – 710 кг. Меньше всего она, по паспортным данным, у Kangoo (580 кг), но многие владельцы часто перегружают его, и тогда торсионы ломаются или проседают. У Combo при перегрузках отмечена поломка пружин.
Самая долговечная подвеска – у Kangoo, а ходовая второго «француза» наименее живучая: стойки стабилизатора – 30–40 тыс. км, сайлент-блоки передних рычагов – 50–60 тыс. км, подшипники торсионов – 80 тыс. км. Подвеска Combo немного уступает Kangoo и служит чуть дольше, чем у Doblo.

Рулевое Partner самое беспроблемное. У Kangoo: в версиях с механической рейкой долговечностью не отличается крестовина рулевого вала; с гидроусилителем – нередко течет смазка через потерявший герметичность электроразъем датчика давления масла в системе; с электрогидроусилителем – отмечены выходы из строя электронасоса. Меньше всего у этой модели служат и рулевые тяги – около 40 тыс. км. У Doblo на машинах первых годов выпуска может потерять герметичность насос усилителя, а у Combo изнашивается пара шестерня–рейка.

У Combo возможны неисправности регулятора тормозных усилий. В Kangoo стучат направляющие передних суппортов, а в задних «барабанниках» со временем корродирует механизм самоподвода колодок. В «барабанниках» старых Partner теряют герметичность манжеты рабочих цилиндров.

Рейтинг «Автоцентра» 2

Ресурс и ремонт

Кузов и салон

Наибольший выбор модификаций. Просторный по ширине салон. Хорошая обзорность. Наилучшее сочетание объема багажника и грузоподъемности. Высокая рыночная стоимость. Стук задних боковых дверей, сдвижные форточки которых могут пропускать влагу в салон. Претензии к эргономике галерки. У грузовых версий ломаются ручки стекло­подъемников и изнашивается ключ замка зажигания (версии без ц/з).

Силовой агрегат и трансмиссия

Самые беспроблемные КП. Выход из строя клапанов EGR (TDI Multijet). Повышенное потребление масла при высоких оборотах. Засорение датчика давления воздуха, поломка катушек зажигания (1,6 л). Необходимость в обслуживании ГРМ (1,9 л Multijet и бензиновый 1,4 л).

Подвеска, рулевое, тормоза

Самая выносливая задняя подвеска и наиболее беспроблемные тормоза. Наиболее жесткая ходовая. Может потерять герметичность насос гидроусилителя.

Резюме

У Fiat Doblo второе место (369 баллов) из-за самой высокой рыночной стоимости авто и запчастей к нему. В остальном же эту модель по праву следует назвать самым лучшим коммерческим универсалом. Она отличается наилучшим сочетанием объема багажника и грузоподъемности, а ее рессорная подвеска наиболее приспособлена для перевозки тяжелых грузов.

Рейтинг «Автоцентра» 1

Самая доступная рыночная стоимость. Наибольший запас места для ног задних пассажиров. Лидер по максимальному объему багажника. Разбиваются замки задних дверей. Выход из строя опор подъемной двери. Низкое качество отделки салона. Центральные стойки распашных дверей ограничивают видимость назад. Самый маленький «походный» багажник.
Повышенное потребление масла (1,7 л TDI), недолговечность цепного привода ГРМ и проблемы с системой изменения геометрии впускного тракта (1,4 л), выход из строя клапанов EGR, модулей зажигания. Езда на некачественном топливе может привести к ремонту ГБЦ. При больших пробегах разбивается механизм переключения передач.
Неплохой ресурс ходовой. При перегрузках трескаются пружины. Износ пары шестерня–рейка рулевого. Возможны неисправности регулятора тормозов.

Благодаря самой доступной рыночной стоимости автомобиля и запчастей к нему Opel Combo удалось набрать наибольшее количество баллов (378). Основные достоинства – долговечная подвеска и самый большой максимальный объем багажника. Салон наименее просторный, а двигатели могут создавать немало проблем.

Рейтинг «Автоцентра» 3

Просторный по ширине салон. Изнашиваются замки задних распашных дверей. Отмечен выход из строя опор задней подъемной двери. Возможны неполадки блока подрулевых переключателей. Центральные стойки распашных дверей ограничивают видимость назад.
Более надежные силовые агрегаты, чем у остальных участников обзора. Выход из строя шкива коленвала (2,0 л HDI). Потеря герметичности прокладки ГБЦ, засорение регулятора холостого хода (1,4 л). Необходимость обслуживания ГРМ («8-клапанники»). Течь сальника кулисы КП. Дорогостоящие ШРУСы (вместе с полуосью). Недолговечный трос сцепления (дизель 1,9 л).
Самая энергоемкая ходовая и наиболее беспроблемное рулевое. Подвеска самая недолговечная. Со временем отмечены потери герметичности манжет рабочих цилиндров (задние «барабанники»).

Третье место у Peugeot Partner – 368 баллов. Он опередил Kangoo благодаря более высокой надежности многих узлов и агрегатов: двигателей, коробок передач, рулевого и тормозов. Самая серьезная претензия – к долговечности подвески этого автомобиля – на наших дорогах ее придется чинить чаще, чем у остальных участников обзора.

Рейтинг «Автоцентра» 4

Хорошая обзорность. Высокая стоимость. Разбиваются замки задних дверей. Отказ блокировки замка левой сдвижной двери. Наименьшая грузоподъемность. Может выйти из строя ключ зажигания (до 2003 г. в.), есть проблемы с подрулевыми переключателями и кнопками электростеклоподъемников.
TDI плохо «переваривают» нашу солярку. Выход из строя демпферной муфты. Недолговечность катушек зажигания (до 2004 года), задней опоры двигателя. Может сбоить датчик ВМТ коленвала, трескается пластиковый корпус термостата. Теряет герметичность радиатор охлаждения. Течь сальника кулисы и трудоемкая его замена. Дорогостоящие ШРУСы (вместе с полуосью). Течь смазки в КП (авто последних г. в.). При агрессивной езде обрываются стопорные кольца подшипников КП.
Самая долговечная подвеска. В рулевом управлении разных версий больше всего проблем. Рулевые тяги служат меньше, чем у конкурентов. Стучат направляющие передних суппортов, корродирует механизм самоподвода барабанных колодок.

Аутсайдер – Renault Kangoo (323 балла). Главным образом на это повлияла высокая стоимость на вторичном рынке и невысокая надежность. Однако следует отметить самую долговечную ходовую и высокую ремонтопригодность.

Fiat Doblo

Opel Combo

Peugeot Partner

Renault Kangoo

Общие данные*

Тип кузова

универсал

универсал

универсал

универсал

Дверей/мест

4-5/5–7

Габариты, Д/Ш/В, мм

База, мм

Масса снаряжен./полная, кг

Объем багажника, л

Объем бака, л

Двигатели

Бензиновые 4-цилиндр.:

1,2 л 8V (65 л. с.), 1,2 л 16V (80 л. с.), 1,4 л 8V (77 л. с.), 1,6 л 16V (103 л. с.), 1,8 л 8V (103 л. с.)

1,4 л 16V (90 л. c), 1,6 л (87/97 л. с.)

1,1 л (60 л. с.), 1,4 л 16V (75 л. с.), 1,8 л (90 л. с.), 1,6 л 16V (110 л. с.)

1,2 л (60л. с.), 1,2 л 16V (75 л. с.), 1,4 л (75 л. с.), 1,6 л 16V (95 л. с.)

Турбодизельн.: 4-цилиндр.:

1,3 л 16V Turbo (85 л. с.), 1,9 л 8V (63 л. с.), 1,9 л 8V Turbo Common Rail (105 л. с.), 1,9 л Turbo Common Rail (120 л. с.)

1,3 л 16V Turbo Common Rail (70 л. с.), 1,7 л Turbo 16V (65/75 л. с.), 1,7 л 16V Turbo Common Rail (100 л. с.)

1,6 л 8V Turbo Common Rail (75/90 л. с.), 1,8 л 8V (58 л. с.), 1,9 л 8V (69 л. с.), 2,0 л Turbo 8V (90 л. с.) Common Rail

1,5 л 8V Turbo Common Rail (68 л. с.), 1,9 л 8V (64 л. с.), 1,9 л 8V Turbo (80 л. с.), 1,9 л 8V Turbo Common Rail (84 л. с.)

Трансмиссия

Тип привода

передн.

передн.

передн.

передн.

КП

5-ст. мех.

5-ст. мех.

5-ст. мех.

5-ст. мех.

Ходовая часть

Тормоза передние/задние

диск. вент./бараб.

диск. вент./бараб.

диск. вент./бараб.

диск. вент./бараб.

Подвеска передняя/задняя

независ./полузавис.

независ./полузавис.

независ./независ.

независ./независ.

Шины

175/70 R14, 185/65 R15

175/65 R14, 185/60 R15, 195/65 R15

175/70 R14, 185/65 R15

175/65 R14, 175/65 R15

* Приведены данные версий со стандартной колесной базой

Категория

Макс.
оценка,
баллов

Оценка участников обзора, баллов

Fiat Doblo Opel Combo Peugeot Partner Renault Kangoo

Стоимость

Запчастей

Автомобиля

Всего

Кузов

Коррозионная стойкость

Состояние деталей, наличие запчастей

Всего

Салон

Качество

Удобство

Простор

Обзорность

Надежность оборудования

Всего

Багажник

Объем в «походном» состоянии

Возможность увеличить объем о сложенными сиденьями

Грузоподъемность

Всего

Возможность выбора

Динамика самых распространенных версий

Надежность

Стоимость обслуживания/экономичность

Всего

КП и трансмиссия

Возможность выбора

Надежность

Всего

Подвеска

Долговечность

Стоимость обслуживания

Дорожный просвет

Всего

Рулевое

Долговечность

Стоимость обслуживания

Эффективность

Всего

Тормоза

Долговечность

Эффективность

Всего

Общая оценка

500

369

378

368

323

Место

Юлий Максимчук
Фото из архива редакции

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Квадратиш, практиш, гут!


95 лет назад, 1 мая 1922 года (да, я немного опоздал отметить эту дату) произошло важное событие в истории нашей авиации. Открылась первая в России международная авиакомпания и одновременно — первое совместное авиапредприятие с участием иностранного капитала. Думаю, знатоки уже поняли, что речь идет о советско-германском акционерном обществе «Дерулюфт» (Deruluft — Deutsch-Russische Luftverkehrs — Gesseleschaft), осуществлявшем регулярные почтово-пассажирские авиаперевозки между российскими и немецкими городами.
«Дерулюфт» официально просуществовал 15 лет — до 31 марта 1937 года (интересно, что последние рейсы самолеты авиакомпании совершали в то время, когда советские и немецкие летчики уже воевали друг против друга в небе Испании). За это время в нем эксплуатировалось несколько разных типов советских и немецких пассажирских самолетов, но первым из них был «Фоккер» F-III. 10 таких машин были закуплены за 250 тысяч золотых рублей у фирмы Антони Фоккера в начале 1922 года и именно они поначалу обслуживали первую линию «Дерулюфта», связавшую Москву с Кенигсбергом. Потом открылся еще один маршрут Ленинград — Берлин.
«Фоккер» F-III, разработанный в 1921 году, несмотря на свой угловатый и весьма неказистый внешний вид, оказался чрезвычайно удачной, очень надежной и долговечной машиной. В «Дерулюфте» «Фоккеры» летали до 1929 года, а потом некоторые из них еще три года бророздили внутренние советские авиалинии. Для довольно крупного самолета с деревянным крылом и полотняной обшивкой это просто удивительное долголетие. Конечно, случались и аварии, для тех времен — обычное дело, но благодаря высокой прочности конструкции «Фоккера», они, как правило, обходились без жертв.
На заставке «Фоккер» авиакомпании «Дерулюфт» с гербом СССР на борту заходит на посадку на Центральном (Ходынском) аэродроме Москвы.


Первый прототип «Фоккера» F-III во время испытаний. Этот самолет имел шестиместную закрытую пассажирскую кабину (в те времена ее называли каютой) и одноместную полуоткрытую кабину пилота перед ней. Всего было построено 66 таких самолетов, оснащенных восемью различными типами двигателей.

Размещение двигателя и пилота в носовой части фюзеляжа. Определенно, когда создавался «Фоккер» F-III, романтика из авиации еще не ушла. В этой тесной кабинке и почти вплотную к раскаленному мотору летчику приходилось проводить по несколько часов, так как максимальная скорость самолета не превышала 180 км/ч, а расстояния между аэродромами порой достигали 300-400 километров.


«Фоккеры» F-III эксплуатировались многими европейскими авиаперевозчиками. На снимках — самолеты немецкой авиакомпании «Дойч Аэро Ллойд» и датской «Даниш Эйр Лайнс». По слухам, внутри толстых деревянных крыльев этих машин пилоты нередко возили контрабанду.
Наиболее крупным эксплуатантом F-III была нидерландская авиакомпания KLM, которой принадлежало 16 таких самолетов. На снимке — один из них. Обратите внимание, что машины выпускались в двух модификациях. У одних крыло крепилось непосредственно к фюзеляжу, а у других оно было приподнято на коротких стойках, то есть, самолет имел аэродинамическую схему «парасоль».
Бывало и так: последствия аварийной посадки «Фоккера» F-III швейцарской авиакомпании «Балайр».
Газетная реклама авиакомпании «Дерулюфт». Билет от Москвы до Кенигсберга стоил очень дорого — 20 британских фунтов или 100 тысяч немецких марок, причем оплата принималась только в валюте. Естественно, для подавляющего большинства советских граждан такие путешествия были недоступны. В 1922 году авиакомпания перевезла в обоих направлениях всего 338 пассажиров, в следующем — 382, а в 1924-м — 552.
Любопытно, что на фотографии, которой проиллюстрировано рекламное объявление, по ошибке изображен не «Фоккер» F-III, а следующая машина той же фирмы — «Фоккер» F-IV с удлиненным фюзеляжем и десятиместной пассажирской кабиной. Самолетов этой модификации «Дерулюфт» не имел.
По узкому и высокому трапу «Фоккера» F-III пассажирам было непросто подниматься в салон и выходить из него без постронней помощи. Обратите внимание, что на фюзеляже изображен упрощенный вариант герба РСФСР. Это значит, что снимок сделан в 1922 году, еще до образования Советского Союза. В дальнейшем на самолетах нарисовали гербы СССР.