Леман 24 фильм

Ле-Ман

О легенде американского кино Стиве МакКуине можно рассуждать, обсуждать, говорить, что-то описывать почти бесконечно. Великолепие характеров, глубинная харизма, настолько невероятно проницательное выражение чувств на лице, которое почти не улыбается в кадре, настолько сильная железная воля и необычный для типажа мудрый блеск в голубых глазах, что хочется аплодировать стоя, свистеть, кричать браво!
Не знаю, многие ли видели его фильм «Ле Ман», но стоит сказать, что пожалуй это его одна из самых тяжёлых, самых глубоких, самых искренних и лучших актёрских работ после «Мотылька», «Врага общества», «Аферы Томаса Крауна» и «Большого побега».
В принципе, эта искренность, просто нечеловеческая отдача и сверхъестественная естественность понятна — ведь он вынашивал грандиозные планы по созданию собственного фильма, посвящённого его жизненной страсти, его образа жизни — гонкам, ещё с начала 60х.
Но судьба распорядилась иначе, настоящий, «звёздный статус», невероятную высоту в небосводе Голливуда и следующий за этим финансовый успех он полностью обрел лишь к 1969 г. И спустя год, он решился на смелый, опасный, безрассудный поступок (но за это мы его и любим) — собрав бюджет в астрономическую по тем временам сумму — 11 миллионов долларов и предложив режиссёрское кресло малоизвестному тогда Ли Х. Кацину приступил к созданию фильма, который отразил бы всё то, за счёт чего жил Стив, что помогало ему держаться в самые сложные моменты жизни, что было для него как вода и воздух и просто олицетворяло его личность.
И должен сказать, фильм получился отменный, здесь Стив не был зависим ни от режиссёров, которые по своему видели его «бунтарские» импровизации, ни от строгой линейности сценаристов, перед ним возникло огромное поле для действий, огромная территория для фантазий — в этом фильме он по настоящему свободно сыграл в привычной для себя шкуре и сделал свой первый нерукотворный памятник, маленький шедевр!
Но при этом, в отличие от фильмов где он как бы весь на виду, и очень много внимание уделяет диалогам. Здесь вы не будете часто слушать его речь, он взял на себя почти что молчаливый, немногословный образ «гонщика ле-манской» мечты, да и в самом кадре он не так уж будет часто фигурировать.
Гораздо важнее здесь образ, символ и идея построенные МакКуином — гонками, экстремальной жизнью, любовью к скорости он выразил свободу, чистоту, честность, целостность, искренность человеческого духа, ведь именно эти вопросы очень сильно беспокоили его почти с самого начала актёрской карьеры и до самой смерти. В гонках, бескомпромиссных, тяжёлых, опасных и порой жестоких он выразил стремление духа человека к истинной, ценной свободе, к его непоколебимости и к победе над препятствиями.
Руки, ноги, голову можно сломать, тело сжечь но дух — никогда ! В этом фильме слишком много аллегорий, сравнений чтобы полностью и подробно описать всю идейную сферу, охватывающую фильм, пусть в ней получше и поглубже поищут что-то для себя другие, но могу сказать, что он во многом схож с другой культовой лентой, с шедевром на тематику духа выраженного через скорость — «Исчезающей точкой», снятой в тот же год что и «Ле Ман».
МакКуин просто и со вкусом блестяще вжился в образ, конечно, по мнению многих, самого себя гораздо легче сыграть, чем персонажа с другим характером и личностью, учитывая и то, что это по сути фильм одного актёра, но поверьте — взглянув в его лицо, посмотрев в эти глубокие, проницательные, чувственные глаза вы убедитесь с каким трудом, с каким напряжением ему это удалось — во время съёмок он ужасно рисковал — ведь съёмки проводились во время настоящего чемпионата «Ле Ман», все столкновения удары, заносы, скоростные маневры, перегибы происходили без дополнительной страховки.
Огромная, львиная заслуга здесь и операторской работе Роберта Хаузера, технологичность и натурально воссозданная реалистичность съёмок заставляют просто замереть от напряжения, сеспенс был настолько мощно проработан Хаузером и его компаньонами Гербертом Линге и Джонатаном Уильямсом, что лента в определённых моментах держит тебя похлеще жидких гвоздей, ничуть ни слабее любого триллера Альфреда Хичкока.
Очень гармонично вписалось сюда и отличное музыкальное оформление Мишеля Леграна, очень трогательные, нежные мелодии просто словно были рождены для этого фильма, фильм смотрится благодаря ним глубже, завершеннее. Саундтрек был даже номинирован на «Золотой глобус» в 1972 г.
Пере нами пожалуй искреннейший, глубочайший, умнейший и интереснейший фильм о гонках и гоночном образе жизни, фильм-феномен, интереснее чем «Победители», и по смысловой части ни сколько не уступающий таким шедеврам, как «Исчезающая точка» и «Беспечный Ездок», без сомнения, перед нами шедевр мирового кино.
10 из 10