Признаки утомления водителя

Утомление и усталость. Признаки и причины утомления водителя.

Тема 6. Утомление и работоспособность

Утомление и усталость. Признаки, причины и процесс развития утомления.

Виды утомления

Фазы работоспособности

Переутомление

Утомление и усталость. Признаки и причины утомления водителя.

Надежность водителей в значительной степени зависит от их рабо­тоспособности. Высокая работоспособность обеспечивает выполнение работы с высокой производительностью и высокими качественными по­казателями. При управлении автомобилем в состоянии сниженной рабо­тоспособности водители допускают ошибки, которые иногда приводят к ДТП.

Одной из причин снижения работоспособности водителей являет­ся утомление.

Различают такие понятия как утомление, усталость и переутомление.

Утомление — этозакономерный процесс временного снижения рабо­тоспособности, наступающего в результате деятельности. Это объектив­ный процесс, характеризующийся изменениями в организме человека, которые могут быть установлены объективными методами.

Усталость — это субъективное переживание человеком утомления. Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации орга­низма о необходимости прекратить или снизить интенсивность работы для того, чтобы избежать расстройства функций нервных клеток.

Вместе с тем далеко не всегда чувство усталости соответствует степени утомле­ния. Человек в состоянии утомления может и не чувствовать усталости под влиянием эмоционального возбуждения, опасности, интереса к вы­полняемой работе, чувства долга, ответственности за порученное дело. Именно по этой причине водитель в продолжительном рейсе испытывает чувство усталости в меньшей степени, чем сидящий рядом пассажир, хотя длительное управление автомобилем, естественно, приводит к большему утомлению водителя, чем бездействующего пассажира.

Для оптимального протекания психических процессов не­обходим оптимальный уровень информационной нагрузки. Избыток и недостаток информации способствуют развитию утомления. Кроме того, имеет значение и характер поступающей информации.

При управ­лении автомобилем в условиях, когда на дороге нет других участников движения, при однообразном ландшафте водитель быстрее почувствует усталость, чем при управлении автомобилем в условиях интенсивного городского движения. В монотонной обстановке, при недостатке инфор­мации или в состоянии вынужденной бездеятельности чувство усталости может возникнуть быстрее, чем при активной напряженной работе, хотя объективных признаков утомления при этом еще может и не быть.

Отечественными физиологами было установлено, что клетки головного мозга утомляются значительно быстрее, чем работающие мышцы. Наименьшей утомляемостью обладают нервы, по которым передаются нервные импульсы.

Впервые это было доказано физиологом И. М. Сеченовым в ори­гинальном эксперименте. Испытуемый при сгибании указательного пальца в заданном ритме поднимал груз на определенную высоту. В ре­зультате развивающегося утомления высота подъема груза через некото­рое время уменьшалась, а затем наступал момент, когда испытуемый со­всем не мог поднять груз. При этом он чувствовал сильное утомление мышц работавшего пальца и, естественно, считал, что утомление разви­лось в них. Далее, в момент, когда он не мог поднять груз, через мышцы работавшего пальца пропускали электрический ток, который вызывал сокращение мышц в том же ритме, что приводило к поднятию груза. Ес­тественно, можно было предположить, что после отключения тока до­полнительно поработавшие мышцы в результате еще большего утомления сокращаться не будут. Однако, когда отключили ток, испытуемый опять стал легко в том же темпе поднимать груз. Объясняется это тем, что во время работы утомление быстрее развилось не в самих мышцах, а в нерв­ных центрах, которые посылали к этим мышцам импульсы. Во время со­кращения мышц электрическим током нервные клетки этих центров от­дохнули, работоспособность их восстановилась и они опять стали посы­лать импульсы к мышцам. Таким образом, быстрее всего утомляются нервные клетки коры головного мозга, затем утомляются мышцы и наименьшей утомляемостью обладают нервы, по которым передаются нервные импульсы.

В результате более быстрого утомления нервных клеток головного мозга прежде всего возникают нарушения в протекании психических процессов — восприятия, мышления, памяти и внимания. Кроме того, снижается острота зрения, суживается поле зрения, ухудшается глубин­ное зрение, нарушаются точность и координация движений, увеличивает­ся время реакций, снижается степень автоматизации навыков, учащается пульс, повышается кровяное давление, теряется чувство скорости, возни­кает апатия, вялость, нарушается готовность к действиям при неожидан­ном изменении дорожной обстановки.

Утомление проявляется в виде постепенного снижения работоспособности организма. При этом снижается слуховая, зрительная и тактильная чувствительность, увеличивается время реакции, возрастает количество ошибок, падает производительность.

Признаки наступающего утомления:

· чувство усталости;

· появление незначительных ошибочных действий;

· желание выпрямиться, изменить позу;

· заметное снижение интенсивности и устойчивости внимания;

· непроизвольное отвлечение на мысли, не связанные с управлением автомобилем;

· все большее волевое усилие, необходимое для преодоления перечисленных негативных явлений.

Первые признаки утомления, появившиеся после нескольких часов работы за рулем, не опасны для водителя и легко устраняются кратко­временным отдыхом.

Степень утомления зависит от продолжительности работы. Чем больше рабочий день водителя, тем более выражено утомление, более ве­роятны ошибки. Статистикой установлена прямая зависимость между вре­менем управления автомобилем и количеством ДТП.

Водители при управ­лении автомобилем в течение 7-12 часов совершают ДТП в 2 раза, а при продолжительности управления свыше 12 часов в 9 раз чаще, чем при про­должительности работы до 7 часов. По другим данным, водители, рабо­тающие более 7 часов, совершают 1/3всех ДТП. ДТП, возникающие из-за ошибок водителей в результате длительного управления автомобилем, приводят к более тяжелым последствиям. Так, у водителей, работающих более 12часов, ДТП со смертельным исходом возникают в 1,5 раза чаще.

При утомлении могут сохраняться простые, хорошо автоматизиро­ванные навыки, которые позволяют правильно действовать в хорошо знакомых, стандартных ситуациях. Однако нарушаются сложные виды психической деятельности, что снижает готовность к действиям при не­ожиданном и необычном изменении дорожной обстановки. Все это сни­жает надежность водителей, приводит к ошибкам и ДТП.

Особое значение для водителя имеет зрительное утомление. Через 8 часов непре­рывной работы он видит дорожный знак уже не за 100 м, а лишь за 80 м. Утомлению зрения способствует недостаточный контраст между фоном и объектом, что имеет место при вождении автомобиля в условиях ограниченной видимости, а также при ослеплении водителей фарами встреч­ных автомобилей ночью и солнцем днем. Зрительное утомление отрица­тельно сказывается на работе водителя. Усталый мышечный аппарат глаз не обеспечивает четкого пространственного восприятия. Взгляд даже у опытных водителей при утомлении чаще переносится на боковую часть дороги и с дальней перспективы на ближнюю, что затрудняет восприятие и прогнозирование развития дорожной обстановки.

Возможные причины, способствующие развитию утомления водителя:

· неудоб­ное сиденье,

· низкая температура воздуха,

· частые перепады температуры в кабине автомобиля,

· плохая видимость,

· частые изменения освещенности и недостаточная освещенность дороги в темное время суток,

· шум,

· вибра­ция,

· попадание в кабину паров бензина или отработавших газов.

Процесс развития утомления проходит следующие стадии:

1) Стадия отсутствия утомления. Работа еще не утомила, человек может далее продолжать работу или заниматься еще чем-либо;

2) Первая стадия утомления. Возникает чувство утомления, вызванное работой. Но после часового активного или пассивного отдыха снова обретается свежесть мыслей и чувств, человек снова становится энергичным.

3) Вторая стадия утомления. Снижается волевое усилие, заставляющее напрягать мозг для решения сложных вопросов.

4) Третья стадия утомления. Человек не хочет уже ни на чем останавливать внимание, даже в самой легкой работе, но еще сохраняет желание есть и спать;

5) Четвертая стадия утомления. Характеризуется бессонницей. Одновременно появляются признаки неврастении, головные боли, ощущение усталости после ночного полусна-полубодрствования, раздражительность, излишняя чувствительность в общении с другими людьми, вспыльчивость, иногда депрессия.

Усталость за рулем

Утомление у водителей обнаруживается уже на 5 –ый час вождения, явно ощущается на 8-ой и к концу 9 ч уже требуются волевые усилия, чтобы поддерживать движение на безопасном уровне…

Надежность водителя в значительной степени определяется его работоспособностью. Работоспособность — это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу качественно и с высокой производительностью. Работоспособность снижается при болезненном состоянии водителя, после употребления им алкоголя, при утомлении, а иногда в результате сильного нервного возбуждения или угнетенного состояния.

Утомление водителя проявляется в снижении безопасности движения, оно оказывает негативное влияние на все основные функции восприятия и другие психофизиологические качества водителя. В результате утомления ухудшаются характеристики зрительного восприятия: увеличиваются его пороги, снижаются контрастная чувствительность, точность оценки расстояний до объектов и скорости их движения. Из-за ослабления качеств восприятия ухудшается и его организация, особенно устойчивость переключения внимания. Водитель в течение большего времени концентрирует внимание на отдельных объектах, в том числе на тех, которые в этом не нуждаются, что влечет увеличение времени на обнаружение особенно неожиданных сигналов.

При утомлении ослабевает память, и поэтому в конце длительной поездки наблюдается резкое увеличение средних значений не только времени обнаружения сигнала, но и скорости переработки информации. В этой фазе характерен наибольший разброс величин времени реакции, т. е. возможны нежелательные как чрезмерно замедленная, так и очень быстрая реакции.

В результате утомления происходит расстройство ранее сформированных навыков, это, в частности, проявляется в изменении рабочей позы: более глубокая посадка с типичным наклоном корпуса вперед или заваливанием назад, что затрудняет пользование рулевым колесом, педалями и рычагами, ухудшает обзор дороги и наблюдение за приборами. У утомленного водителя нарушается точность выполнения приемов управления, наблюдаются неоправданно частые повороты рулевого колеса и пропуски необходимых корректирующих действий.

Как показывают исследования процесса развития утомления у водителей, оно обнаруживается уже на 4—5 ч вождения, явно ощущается на 6—8 ч и к концу 9 ч уже требуются волевые усилия, чтобы поддерживать движение на безопасном уровне. Если приходится находиться за рулем более 9 ч, то из-за резкого падения работоспособности опасность ДТП сильно возрастает. Вероятно поэтому более половины всех дорожных происшествий оказывается связанным с переутомлением водителей. Причем особенно сильно проявляется утомление, когда водитель садится за руль не выспавшись.

Утомление — это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности. Вместе с тем безопасность вождения в начале развития утомления некоторое время может и не снижаться, так как волевым усилием человек может заставить себя ехать с теми же количественными и качественными показателями. Водитель в состоянии утомления может избежать ошибок даже при внезапном изменении дорожной обстановки путем повышения интенсивности внимания и готовности к действиям. Но в этом случае от него потребуется большое волевое усилие и повышенный расход энергии, что выражается в учащении сердцебиения, более глубоком дыхании, избыточной потливости, покраснении кожи лица и т. д. Повышенные энергозатраты способствуют прогрессированию утомления и в результате наступает момент, когда несмотря на возрастающие усилия возникают ошибки, пропуски необходимых действий, снижение производительности труда по количественным и качественным показателям. Утомлению обычно предшествует чувство усталости. Усталость — это субъективное переживание человеком утомления. Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о необходимости прекратить или снизить интенсивность работы для того, чтобы избежать расстройства функций нервных клеток. Вместе с тем далеко не всегда чувство усталости соответствует степени утомления. При любой деятельности, выполняемой с удовольствием, человек меньше устает, чем при выполнении более легкой, но неприятной работы. Поэтому люди творческого труда (художники, ученые, изобретатели и др.) иногда работают много часов без перерывов, не чувствуя усталости.

Психическая деятельность водителя стимулируется поступающей информацией. Для протекания на высоком уровне психических процессов необходима оптимальная информационная нагрузка. Избыточная информация в результате чрезмерного напряжения психических процессов приводит к более быстрому развитию утомления. При недостатке информации интенсивность протекания психофизиологических процессов падает, что приводит к снижению готовности водителя к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки. Для поддержания в этих условиях необходимой интенсивности и устойчивости внимания требуется значительное волевое усилие, что также связано с расходом нервно-психической энергии и приводит к преждевременному утомлению.

Имеет также значение характер поступающей информации и отношение к ней человека. Водитель в состоянии утомления может не чувствовать усталости под влиянием эмоционального возбуждения или опасности. Именно поэтому, в продолжительной поездке по трассе водитель испытывает чувство усталости в меньшей степени, чем рядом сидящий пассажир, хотя длительное управление автомобилем, естественно, приводит к большему утомлению водителя, нежели бездействующего пассажира.

Сонливость и засыпание водителя за рулем — наиболее опасные проявления утомления, которые нередко приводят к ДТП. Водитель, чувствуя сонливость, может какое-то время преодолевать ее и достаточно надежно управлять автомобилем, но он должен знать, что засыпание может наступить внезапно и он этот момент может не заметить, что создает очень серьезную угрозу для безопасности дорожного движения. Поэтому, если у водителя появляется сильная сонливость за рулем, то бороться с ней на ходу не следует. Нужно остановиться и уснуть на короткое время или проделать гимнастические упражнения. Только после снятия сонливости можно продолжать путь.

Характерным признаком наступающего утомления может служить появление, казалось бы, незначительных ошибочных действий: рассеянное внимание, желание выпрямиться, переменить позу. При таких признаках утомления необходимо немедленно прекратить движение. Первые признаки утомления, появившиеся после нескольких часов за рулем, не опасны для водителя и легко устраняются кратковременным отдыхом. Доказано, что при одном и том же времени отдыха несколько коротких перерывов значительно эффективнее одного продолжительного перерыва.

Pab1oEscobar ›
Blog ›
Как не уснуть за рулем, и как уснуть перед дальней поездкой?

Приветствую коллеги автомобилисты
Если вы устали — ни в коем случае не садитесь за руль. По статистике ГИБДД более 40% аварий происходят в ночное время именно из-за усталости водителя. К тому же вы подвергаете опасности как окружающих, так и себя. Но существуют такие ситуации, в которых длительные поездки вынуждены.

Ну начнем с того что мня друг попросил сгонят с ним за лодочным мотором который он нашел на Авито, об этом я писал в прошлой теме www.drive2.ru/b/2700750/…
т.к. за рулем и туда и обратно был я и пару раз чуть не уснул, и я знаю всплески адреналина, чувство когда на секунду закрываешь глаза а открываешь их на разделительной полосе… я решил создать эту тему…
добавлю, что езда, летом и зимой отличается кардинально…

Природой так устроено, что человек нуждается в пище, воде и сне. При отсутствии любой из этих потребностей человек не сможет жить. Безусловно, без сна можно прожить и четверо суток, но бдительность и реакция человека снизится к нулю. А проезжая часть является территорией повышенной опасности, внимание на которой должно быть максимальным.

Боремся со сном в дороге.

Если впереди Вас ожидает долгий путь, то настоятельно рекомендую ознакомиться с советами. помогающими побороть сон.

1. Хорошенько отдохните перед долгой поездкой. Вряд ли вы проедите большое расстояние, если изначально не будете бодрым и полным сил. Это один из важных пунктов, которым не стоит пренебрегать.

2. Часто чтобы взбодриться автолюбители включают кондиционер. Хороший способ, но при этом окна должны быть закрыты, чтобы не простудиться.

3. Хороший собеседник — один из лучших способов не заснуть за «баранкой». Приятное общение на разносторонние темы не дадут заскучать. При этом дорога не будет такой утомительной и длинной, какой могла быть.

4. Если собеседника нет и Вы вынуждены ехать в одиночестве — радио вам в помощь. Бывалые водители советуют отрегулировать громкость на среднее значение и поставить не любимую музыку. к которой вы привыкли и обожаете, а наоборот, что-то раздражающее. Благодаря этому вы станете более возбужденным — а при таком состоянии уж никак заснуть не получится.

5. Впереди длинная дорога? Запаситесь хорошим зелёным чаем. Рекомендуем брать не в пакетиках, а именно листовой, натуральный. Пейте горячим и будете в тонусе. Любители чёрного чая могут тоже взять его. А вот кофе пить в дороге не советуем. Оно обладает сильным мочегонным эффектом и в дороге будет просто бесполезным, и, возможно, негативно скажется на впечатлениях от поездки.

6. Кола — хороший напиток, который заметно бодрит и отгоняет усталость на некоторое время. Кофеин, содержащийся в ней, как раз и помогает человеку не уснуть, но Вы сами понимать в бльших количествах он опасен. Если длительные поездки не редкость — не стоит употреблять постоянно Колу.

7. Физические упражнения — без них никуда. Сидячее времяпрепровождение ещё никому на пользу не шло. Природой заложено, что здоровье у человека без активного образа жизни не будет. Спорт — он всегда бодрит. Даже нужно было поставить этот пункт первым, как один из важнейших. Выйдите из машины, отожмитесь, сделайте пару приседаний — уже эти действия помогут не смыкать глаза около часа.

8. Упражнения для глаз также будут полезны и помогут снять чрезмерную напряжённость с них. Поморгайте в течение минуты. Используйте упражнение, при котором сначала смотрите на близкий предмет, потом на дальний. Но не забудьте остановить автомобиль при этих действиях, делать это за рулём не стоит.

9. Возьмите с собой в дорогу большую пачку семечек. Обычных, подсолнечных. Многим это помогает. Ведь от семечек трудно оторваться, а следовательно никак не заснуть. Есть и минус — после такой мини-трапезы по приезду на место назначения нужно будет произвести генеральную уборку салона.

10. Думаю всем ясно, если вы в пути уже больше 20 часов, то обязательно остановитесь. Сверните на обочину, заглушите мотор и поспите хотя бы пол часа. За это время восстановятся силы, и организм хоть чуть-чуть отдохнёт. Помните — вы не робот, даже у самого натренированного водителя существует предел, после которого внимательность падает и он незаметно засыпает даже при выполнении всех вышеперечисленных пунктов.

11. У каждого человека есть такие моменты, которые не хочется вспоминать. Или просто события, которые вызывают адреналин. Чувствуете, что начинаете дремать? Быстро вспоминайте эти события. И вы не уснёте.

12. Энергетические напитки — хорошее подспорье усталости. Пейте их в дороге. Но не забывайте, что они вредны. Чрезмерное употребление влечёт за собой ухудшение здоровья. Алкоголь и глюкоза тоже не допустит, чтобы вы уснули, но не забывайте правила дорожного движение — алкоголь запрещён. А за употребление плитки горького шоколада (в которой содержится глюкоза) никто права не заберёт.

13. При езде у человека должна быть правильная посадка за рулём. Чтобы внимание было сконцентрировано и готово к неожиданным ситуациям нужно следить за этой посадкой. Но когда водитель забывает о ней его тело переходит в другой режим (режим отдыха) тем самым у человека больше шансов заснуть за рулём!

Есть один, по словам опытных водителей, действенный рецепт, который не даст даже сомкнуть глаз. Это две ложки кофе и Кола. Попробуйте. Но только если у вас нет проблем с сердцем.

Эти двенадцать правил обеспечат Вам безопасную езду, при усталости. Чёткое соблюдение их позволит не подвергать опасности окружающих и самого себя.
Стоит отметить, что физические упражнения и короткий сон нужно проводить каждые 3-4 часа.

К сожалению, ДТП в наше время не редкость. Статистика в начале статьи показала, что 40 процентов аварий происходит именно в ночное время. Никто не застрахован от такого плачевного итога. Самое главное не растеряться.

А вот как уснуть перед дорогой, я хотел бы спросить совета у вас?

SKuzya ›
Блог ›
ГИБДД дает советы, как не заснуть за рулем

Никогда не думал, что заснуть за рулем это так просто! Засыпал ли я? Да. К сожалению или к счастью, не знаю как правильно, но у меня был такой опыт.

Это было очень давно, когда у меня был ВАЗ 2114, я ехал по Минскому шоссе за городом, был с суточной работы, сильно уставшим. Солнце, отражаясь от влажной дороги, светило прямо в глаза, приходилось сильно морщиться, практически закрывая глаза. В итоге, я открыл глаза с мыслями, что только что проснулся. Мысль об этом повергла меня в шок! Ведь я полностью контролировал себя, я просто очередной раз моргнул…

Часто причиной аварии на дороге становится усталость водителя. Госавтоинспекция дает несколько советов, как не заснуть, управляя автомобилем.

Зачастую при установлении обстоятельств аварий, происходящих в ночное время, выясняется, что от длительной дороги водитель заснул за рулем. Госавтоинспекция напоминает, что сонный водитель порой страшнее нетрезвого и способен причинить не меньше вреда участникам дорожного движения.
Одним из первых признаков на ранней стадии усталости является зевота. Сигналом может послужить также тяжесть в веках, учащенное моргание, звон в ушах, ощущение тяжести в руках. Если не принять во внимание эти признаки, наступает самое страшное — короткие периоды сна с открытыми глазами. В таких ситуациях водитель теряет контроль над собой и над автомобилем, что зачастую приводит к трагическим последствиям. Поэтому следует вовремя обратить внимание на все вышеперечисленные сигналы и прекратить движения для отдыха.

Существуют различные способы борьбы с усталостью за рулем:
— употребление бодрящих или энергетических напитков, таких как кофе или «энергетиков»
— краткосрочная остановка и свежий воздух
— беседы с пассажирами или прослушивание музыки.
Если ничего из предложенного не помогает, постарайтесь сделать вынужденную остановку и вздремнуть хотя бы 15-20 минут. Даже такого короткого сна будет достаточно, чтобы побороть сонливость за рулем.
Госавтоинспекция напоминает, что пункт 2.7 Правил дорожного движения запрещает водителю управлять транспортным средством не только в состоянии опьянения, но и в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

Первоисточник: www.zr.ru/content/news/58…ty-kak-ne-zasnut-za-rulem

С тех пор я никогда, никогда не сажусь за руль в состоянии сильной усталости! Я кардинально пересмотрел свои взгляды на управление автомобилем в дальней дороге.

Я иногда езжу в дальние поездки, в которых за раз приходится проезжать по 500-800 километров. Всегда подхожу к дальней поездке очень ответственно. Всегда даю себе полноценно отдохнуть, минимум двое суток. Рекордов никогда не ставлю. Был в моей практике один рекорд в 1350 километров, от Краснодара до Москвы, но с тех пор я больше так ни езжу. цифру в 500-800 км., я для себя поставил сам. Именно в этом интервале у меня получается сохранить здравый смысл и не устать за рулем. Все, что выше — это уже насилие. У меня есть знакомые, которые бадяжат себе адскую смесь из кофе с энергетиками, и готовы с ней проехать далеко за 1,5 тысячи километров. Но я не приемлю подобных методов.
Во время дороги, всегда стараюсь выделить время и найти возможности для полноценного приема пищи. Пью много жидкости. В случае затекания тела, всегда останавливаюсь. Могу прогуляться, сделать небольшую гимнастику, умыться. И в случае сильной усталости, остановлюсь и прикорну.

Ведь управляя личным автотранспортом, я отвечаю не только за свою жизнь, но и за жизни пассажиров и других участников движения.

А вы засыпали за рулем? И как вы боритесь со сном за рулем?

Как без энергетиков побороть сонливость за рулем?

Наверное, нет такого водителя, который не сталкивался с желанием заснуть за рулем. Действительно, в дальней дороге мы можем провести за рулем десять часов и более, и уставшего водителя будет неизменно клонить ко сну. Как же победить сон без использования различных энергетиков.

По статистике, около трети всех аварии на российских дорогах происходит именно по причине уснувших за рулем водителей. Находясь в дороге по много часов, мы неизменно устаем, тогда как такие уставшие и сонные водители представляют наибольшую опасность на дороге. Любой автоинструктор порекомендует каждому водителю садиться за руль исключительно свежим и полным сил. Если же вас одолевает усталость, то не следует рисковать своей жизнью и жизнью других людей на дороге. Иногда бывает проще остановиться в отеле и поспать несколько часов, после чего полным сил вновь отправиться в дорогу.

Установлено, что безопасное время нахождения за рулем не превышает 12 часов. Каким бы опытным водитель не был, если он провел за рулем больше этого времени, у него неизменно будет снижаться внимательность, появляются проблемы с реакцией, возрастает риск попросту уснуть за рулём. Поэтому рекомендуется соответствующим образом планировать продолжительность поездки, и если вам предстоит долгая дорога, то следует подыскать недорогой отель по дороге, что поможет вам качественно отдохнуть и набраться сил для дальнейшего продолжения поездки

Проверенный, самый лучший и безопасный способ не уснуть за рулем, это всё же остановиться в положенном месте на обочине или стоянке и подремать 10-20 минут. Даже такого короткого отдыха будет достаточно, чтобы зарядиться энергией на несколько часов и гарантированно добраться до места назначения. Необходимо лишь позаботиться о безопасной парковке автомобиля. Если вы останавливаетесь на обочине, то не лишним будет включить аварийку, которая предупредит других водителей о запаркованном автомобиле.

У каждого из нас имеются свои биологические часы. Кто-то привык засыпать в девять вечера, но при этом просыпается в пять утра и может бодрствовать целый день. Тогда как другие люди способны заснуть лишь поздно ночью, но при этом могут спать до обеда. Соответственно, исходя из своих биологических часов необходимо выбирать оптимальное время для длительной поездки. У так называемых сов, которые привыкли поздно засыпать, самое опасное время приходится на полдень. А вот жаворонку трудно справиться с сонливостью в период с 14:00 до 21:00.

Общеизвестно, что монотонность трассы убаюкивает. Именно поэтому даже полного сил водителя через 3-4 часа дороги начнет клонить ко сну. Чтобы этого не произошло, рекомендуется каждые 150 200 километров в пути останавливаться на 10-15 минут, выполнять небольшую разминку, также не лишним будет выйти из машины и сделать небольшую прогулку в 100-200 метров.

Старайтесь не молчать за рулём. Отлично помогают в борьбе с сонливостью попутчики, которые будут всегда говорить с водителем. Дело в том, что во время такой речевой активности наш мозг будет постоянно бодрствовать, соответственно, уснуть будет попросту невозможно. Если же вы находитесь в машине один, то можно просто включить любимую музыку и подпевать знакомым композициям. Это не позволит нашему мозгу погружаться в дремоту, а проблема со сном будет полностью решена.

Отлично освежиться в дороге можно, просто намочив холодной водой лоб и затылок. Так мы сможем получить заряд бодрости на полчаса и более. Но увлекаться этим способом борьбы со сном не следует. Если кресла в машине отделаны кожей и аналогичными материалами, то, намочив затылок, мы начнем скользить в сиденье, что приводит к определенным проблемам при управлении транспортом.

Если вы чувствуете, что начинаете засыпать за рулём, то можно просто открыть окно и поток воздуха просто не даст вам уснуть. Таким способом можно решить проблемы со сном в том случае, если на улице лето и температура заметно выше двадцати градусов. Открывать окно в дождь или зимой в минусовую температуру мы бы вам не рекомендовали. Всё же в данном случае велик риск простудиться или подхватить ещё более серьезные заболевания.

Что делать не рекомендуется?

Часто можно прочитать в интернете рекомендации остановится и перекусить в дороге. Якобы после плотного приема пищи мы не будем хотеть спать и сможем выдержать в дороге пять часов и более. Однако в действительности прием пищи наоборот приводит к тому, что к желудку прилегает кровь, что делает желание поспать ещё более сильным.

То же самое относится и к обильному питью. В таком случае наш желудок наполняется, к нему прилегает кровь, и мы начинаем хотеть спать ещё больше. Можно, конечно, выпить холодной шипучки или Кока-Колы, однако эффект от такого питья будет кратковременным и буквально через двадцать минут вас снова будет клонить ко сну.

Чем вредные энергетики?

В придорожных кафе и в магазинах при автозаправках можно найти различные энергетики, которые, по заверениям производителей, помогают решить проблемы со сном в дороге. Однако в действительности такие напитки не всегда бывают полезными, а их эффективности вызывает сомнения.

В основе большинства энергетиков будет лежать кофеин, большая доза которого возбуждающе действует на наш головной мозг. Однако для людей, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы, такой кофеин и содержащиеся в большинстве энергетиков компоненты, могут быть попросту опасными. Регулярный прием таких напитков приводит к привыканию, проблемам с организмом и желудочно-кишечным трактом, в частности.

Установлено, что большинство энергетиков возбуждающе действует на организм, однако буквально через 15-20 минут их эффективность снижается наполовину, а через час после приёма напитка наоборот будет отмечаться острое желание поспать. Подобное объясняется воздействием кофеина на организм, который быстро выводится через печень и желудок. В итоге, нам чтобы бодрствовать приходится пить всё больше энергетиков, а это уже проблемы для печени, желудка и сердца.

Выводы

Будучи в дальней дороге, многие водители, так или иначе, сталкиваются с проблемой усталости и желания уснуть. Лучшим способом справиться с такой усталостью станет непродолжительный отдых длительностью в 20-30 минут. Также можно каждые 100-200 километров пути останавливаться и выполнять небольшую разминку или же постоянно бодрствовать, разговаривая со своими попутчиками и параллельно управляя автомобилем. А вот использоваться различные энергетики мы бы вам не рекомендовали, так как они отрицательно сказываются на организме и при частом употреблении приводят к различного рода опасным заболеваниям.

Как не уставать за рулем

Не секрет, что практически у каждого современного мужчины имеется автомобиль. При этом большинство мужчин садится за руль ежедневно, даже если их работа не связана с перевозками. Добираться на работу на своей машине, а не на общественном транспорте, куда приятнее, согласитесь. Более того, личный транспорт дает возможность путешествовать и покорять достаточно длительные дистанции. Однако как бы вам ни нравился ваш автомобиль и сам процесс вождения машины, забывать о том, что ваш организм «не железный», и процесс переутомления человека, который долго находится за рулем, неизбежен.

При этом важно отметить, что усталость за рулем развивается по следующей схеме: через 4-5 часов вождения наступает легкое утомлении, на 6-8 часу усталость явно выражена, а к концу 9 часа наступает переутомление – состояние, при котором приходится прилагать серьезные усилия воли, чтобы не заснуть за рулем. Именно поэтому важно знать, что нахождение за рулем более 9 часов чревато резко возрастающим риском ДТП. Как не уставать за рулем и обеспечить безопасность себе и своим попутчикам? На этот вопрос мы ответим в нашей сегодняшней публикации.

Правила борьбы с усталостью за рулем

Продолжительный сон перед дорогой

Если вам предстоит длительная поездка, то вы должны обязательно хорошенько выспаться перед дорогой. При этом никаких снотворных средств использовать нельзя. Лучше воспользоваться народными средствами и методами борьбы с бессонницей, если таковая имеется (молоко с медом на ночь, непродолжительная прогулка на свежем воздухе, расслабляющая ванна и прочее).

Привалы в дороге

Довольно часто при длительном пребывании за рулем возникает желание сменить позу, выпрямиться и потянуться. Если вы замечаете за собой эту особенность в пути – не раздумывая, прекратите движение. Остановитесь, выпейте чай или кофе с молоком, походите. Всего 10-15 минут привала существенно улучшат ваше дальнейшее состояние за рулем. Если вам предстоит долгая дорога, то делайте привалы каждые полтора-два часа хотя бы на 5-10 минут.

Если вы начинаете замечать тяжесть в руках и ногах, ощущение песка в глазах и накатывающую лень – не тяните время, останавливайтесь и отдыхайте. Можно даже подремать. Снять усталость за рулем поможет легкая разминка или даже небольшая пробежка.

Нет энергетикам!

Многие водители прибегают к энергетическим напиткам как к скорой помощи при усталости за рулем. Однако эффект от подобных напитков может быть непредсказуемым, поскольку в их составе содержатся неизвестные химические вещества. Гораздо безопасней выпить бодрящий напиток растительного происхождения – чай или кофе. Обрести бодрость поможет витамин С или янтарная кислота.

Свежий воздух за рулем

Доступ кислорода поможет развеять усталость за рулем. Поэтому постарайтесь держать окна автомобиля открытыми или хотя бы время от времени открывать их, впуская поток свежего воздуха.

Сменим картинку

Не секрет, что однообразный вид трассы только усиливает сонливость. Поэтому старайтесь время от времени поглядывать на проносящиеся за окном окружающие пейзажи или на панель автомобиля. Конечно, отвлекаться следует на несколько секунд и не забывать о контроле дороги.

Правильное положение водительского кресла

Отрегулируйте водительское кресло так, чтобы вам в нем было не совсем комфортно. Да-да, это не опечатка. Дело в том, что в комфортной позе уснуть легко, а если вы будете время от времени вертеться и менять положение тела, то сонливость вас не преодолеет.

Без воды никак!

В салоне машины обязательно должен быть запас холодной воды. И не только для того, чтобы не умереть от жажды. Умывание газировкой, по советам дальнобойщиков, является верным способом обрести бодрость и сохранить эффект на длительное время.

Верный друг в попутчиках

Отправляясь в дальний путь, неплохо бы взять в компанию человека, которому можно доверить руль, когда сам водитель почувствует усталость. Даже если попутчик не водит, вдвоем все равно веселее! Время, проведенное за разговором, пролетит гораздо быстрей, а необходимость поддерживать беседу не даст мозгу расслабиться.

Навигатор в помощь!

Автоматизированные устройства, отслеживающие поведение водителя за рулем, позволяют контролировать ваше состояние, сигнализируя о том, что, например, машина отклонилась от маркированного пути.

Музыка всегда с собой

Подборка музыкальных ритмичных композиций или прослушивание радиостанций не дадут вам впасть в дремоту во время движения. Однако постоянно слушать музыку не рекомендуется. Делайте перерывы: 45 минут музыки, а затем 30 минут тишины.

Удачи вам, и «ни гвоздя, ни жезла» на дороге!

Как не уставать при вождении автомобиля

Когда водитель находится один час за рулем своего авто – ему кажется, что вроде бы он чувствует себя достаточно комфортно. Но, пробыв за рулем более, у любого водителя обязательно возникнут неприятные ощущения, такие как: боль в области поясницы и тяжесть в ногах. Эти неприятные симптомы будут вызваны тем, что в результате длительного сидения затрудняется возврат венозной крови и возникают нарушается ее циркуляции в малом тазу. А когда пройдет еще несколько часов, то находящемуся за рулем человеку кажется, что его позвоночник находится под прессом. И такие ощущения не результат болезни, а всего лишь последствия неправильной посадки водителя в кресле своего автомобиля.

Как правильно сидеть в водительском кресле за рулем автомобиля

  1. Необходимо подобрать правильное расстояния до педалей. Когда педаль автомобиля полностью нажата, то нога водителя должна быть немного согнута в колене. Дальше необходимо зафиксировать спинку сиденья так, чтобы спина водителя слегка упиралась в нее, а ягодицы упирались в сиденье.
  2. Держать руль лучше всего так: руками как – бы отмечая на циферблате время «два часа сорок пять минут».
  3. Сидеть в кресле авто надо, по возможности, повыше, это позволит хорошо видеть все табло приборов, и полностью отслеживать ситуацию на дороге.
  4. Отрегулировать угол наклона кресла надо так, чтобы можно было легко нажимать на все педали и не задевать край доски с приборами. Спинка сиденья не должна находиться близко к рулю, поскольку в этом случае будет сложно его крутить. А если спинка «диванчика» будет находиться далеко от руля, то тогда руки при вождении будут от нег отрываться (например, при максимальном повороте).
  5. Подголовник должен быть установлен так, чтобы его край находился в верхней части затылка водителя. Также, он должен фиксировать голову без необходимости запрокидывания ее назад.
  6. Руль должен быть установлен в соответствии с ростом водителя. Так, чтобы руки были слегка согнуты в локтях, и ощущалось комфортное положение тела.

Хорошее кресло должно иметь много различных регулировок, тогда его можно полностью подстроить под индивидуальные параметры водителя.

Производители стараются сконструировать такое кресло, которое бы полностью удовлетворяло запросы автомобилистов. Для этого они предлагают водителям массу устройств. Таких как:

  • Массажная накидка на сиденье. Такую накидку можно установить и на автомобильном кресле и на офисом. В результате можно получить полноценный массаж, а имеющийся пульт управления поможет выставит уровень глубины и интенсивности массажа.
  • Автомобильная массажная подушка. Такое устройство поможет помассировать спину, поясницу и область шеи.
  • Поддерживающая подушка для поясницы. Такая подушка относится к простым устройствам, которые могут помочь водителю чувствовать себя комфортно во время вождения. Подушка позволяет поддерживать спину в удобном и правильном положению и снимает болевые ощущения.

Чувствовать себя хорошо, находясь подолгу в автомобильном кресле, водителю помогут физические упражнения. Они должны быть систематическими и направленными на тренировку поясничного отдела.

Полезны и процедуры с применением контрастного душа. После обычного принятия душа, водителю необходимо применять контрастный душ. Такая процедура поможет улучшить работу сосудов, и поможет активизировать кровообращение организма. Помимо этого придет в тонус нервная система и повысится иммунитет.

Водителю необходимо совершать побольше пеших прогулок, что позволит ему всегда находиться в хорошем физическом состоянии.