Ремонт вентилятора охлаждения

Toyota Camry ›
Бортжурнал ›
Ремонт мотора вентилятора радиатора охлаждения! Двадцать минут…

НЕ ВЫКИДЫВАТЬ! Старый мотор! НЕ ВЫКИДЫВАТЬ!
(Вырвалось)
Итак приступим!;)
Потеплело… И вот катаясь с кондеем по полям и весям Краснодара заметил, что дует он слабовасто. Хотя недавно проверял давление в системе — все отлично. Странно. Взглянул на вентиляторы и увидел что левый без защиты (по ходу движения) обездвижен.
Проверил проводку — цела. 12 В на клеммы мотора — молчит. Ну понятно;)
Фоток нет к сожалению.
-1. НА ОСТЫВШЕЙ МАШИНЕ!

1. Первым делом нам надо вынуть саму рамку с моторами. Думаю проблем не вызовет — ключ на 10, плоскогубцы и тонкая плоская отвертка для тех у кого разъемы задубели.
1.1 Откручиваем два болта воздухозаборнике — под ним один из болтов крепления рамки с вентиляторами. Снимать его не надо — нужно просто чтобы гулял.
1.2 Спускаем немного антифриза чтобы снять верхний толстый патрубок за воздухозаборником без разлива антифриза. Это около полутора литров. Естественно все это на остывшей машине!
1.3 Снимаем тонкий шланг с горловины радиатора охлаждения. Чтобы не мешался. Это просто.
1.4 Выкручиваем три болта крепления рамки вентиляторов (крепление к радиатору охлаждения).
1.5 Аккуратно вытаскиваем саму рамку, разъединив провода.

2. Рамка с моторами
2.1 Снимаем пропеллер. Резьба там обычного направления. Сложностей нет кроме того что можно слизать легко. Откручивается туго.
2.2 Теперь снимаете (а можете и не снимать) мотор с рамки. У меня лично один из трех винтов под фигурную отвертку слизался. Обидно. Но посмотрев внимательно понял, что не особенно то и надо было его и снимать.
2.3 Под задней крышкой мотора видим четыре усика, зажимающих крышку к корпусу. Отгибаем. НО КРЫШКУ НЕ ТЯНЕМ!
2.4 Самое сложное — снимаем контактную клемму. Ее надо суметь вытащить в сторону — туго идет. И она запирает крышку сзади. Не сняв ее — не стоит рыпаться дальше! Только сломаете. В каталогах мотор обозначен как не разборный и запчастей на него нет.
2.5 Сняв клеммы, снимаем заднюю крышку и наслаждаемся видом сточенных «в ноль» графитов и пожмаканному валу коллектора (пожмаканный от медного сердечника в графите).

3. «Ой, беда! Беда, беда…»
Ни чего подобного!
3.1 Вал коллектора полируем войлоком или кто во что горазд.
3.2 Обрезаем медные проводки у основания в графите — они пригодятся для новых графитов. И старые графиты выкидываем. ПРУЖИНКИ бережем! Овальные! Фиг найдешь!
3.3 Графиты покупаем… от… (барабанная дробь) жиииииигулееееейййй! (бурные овации, зрители повскакивали с мест). Цена — 35 рублей. (Зрители охают от экстаза).
3.4 Немного не по размеру — обтачиваем на крупном напильнике в течении минуты… Уболтали — двух!
3.5 Немного на сжимаем тонкими плоскогубцами направляющие графитов. Только с боков! Чтобы высота осталась прежней.
3.6 Собираем. Ставим.
Все.
Можете кидаться помидорами;))

Наверное, каждый второй автомобилист с наступлением холодов сталкивался с проблемой неработающего или слабо работающего отопления, когда поездка в автомобиле становится некомфортной. Особенно остро эта проблема касается владельцев старых отечественных автомобилей. Далее мы подробно рассмотрим с какими «симптомами» сталкиваются автолюбители и как их можно устранить в дороге.

Принцип работы системы охлаждения

В двигателях современных автомобилей работа системы охлаждения полностью автоматизирована. Управляющими сигналами для запуска системы охлаждения является срабатывание температурных датчиков.

Постоянная циркуляция охлаждающей жидкости (антифриза) в системе охлаждения происходит за счёт непрерывной работы помпы. Непосредственно сам процесс охлаждения двигателя происходит в водяной рубашке двигателя, где происходит передача тепла от металлического корпуса к хладагенту.

При первом запуске двигателя, после долгого простоя, мотор и антифриз находятся в одинаково холодном состоянии. Для быстрого прогрева двигателя, при его запуске с холодного состояния, крышка термостата остаётся закрытой и жидкость, до определённой температуры, циркулирует по малому контуру охлаждения. По достижении определённой температуры, крышка термостата переходит в открытое положение, и жидкость начинает циркулировать по большому контуру, проходя через радиаторную решётку.

Радиатор изготовлен из металлов с высокой теплопроводностью и при прохождении через него потока воздуха происходит охлаждение антифриза. Если система охлаждения не справляется с отведением тепла (например, при движении на малых скоростях или в жаркий сезон), то по достижении определённой температуры антифриза срабатывает термодатчик, установленный в радиаторе, и запускается вентилятор. Охлажденная жидкость, вновь поступает в водяную рубашку двигателя.

В автомобилях с турбонаддуввом иногда устанавливается дополнительный контур для поддержания постоянной температуры наддувочного воздуха.

На просторах интернета вы можете наглядно увидеть принцип работы системы охлаждения автомобиля:

Поломки крана подачи антифриза

Кран отопителя печки регулирует количество подачи антифриза в систему охлаждения, и путь его циркуляции. При его поломке, в холодный сезон можно остаться без подогрева салона, а в летний период наоборот печка будет работать на максимум.

Проблема закисания крана является наиболее часто встречаемой на отечественных автомобилях.

Есть три основные поломки, с которыми вы можете столкнуться:

  1. Закисание крана. Данная неисправность – следствие длительного неиспользования печки в весенне-летний период. Вначале, эта проблема может проявляться, в виде слабого отопления даже при максимальном открытии крана. Если пытаться самостоятельно открыть кран силой, то его и вовсе можно сломать. Данная проблема не является критичной, но желательно ее устранять до наступления холодов.
  2. Подтекание, вследствие неполного закрытия крана. Происходит при изнашивании уплотнительного кольца и сальника. Проявляется в виде чрезмерного снижения уровня антифриза в бачке и появлением характерного запаха антифриза в салоне.
  3. Забивание крана мусором и продуктами разложения охлаждающей жидкости. Проявления такие же, как и при закисании, так как утрачивается возможность регулировать поток поступающей жидкости.

Выход из строя вентилятора охлаждения

Существует всего три проблемы в работе вентилятора – он не работает вообще, слишком рано включается или работает постоянно. Данные поломки могут привести к перегреву транспортного средства, или наоборот препятствовать набору рабочей температуры.

Разберем подробнее каждую из поломок:

  1. Вентилятор не включается в работу. В данном случае, первым делом необходимо провести диагностику исправности термостата. Для этого при нагретом двигателе, касаемся рукой нижнего патрубка возле радиатора. Если он холодный — пора менять термостат. Следующим шагом осматриваем реле вентилятора, при его неисправности проводим замену. Далее осматриваем и проверяем на работоспособность мотор вентилятора и, в последнюю очередь, проверяем целостность проводки автомобиля.
  2. Вентилятор работает постоянно. Такое возможно из-за залипания контактов термореле вентилятора.
  3. Вентилятор рано включается. Чаще всего, мы сталкиваемся с данной поломкой при неисправности датчика температуры. Возможно установлен «неродной» датчик.

Завоздушенная система охлаждения

При появлении в двигателе воздушной пробки, нарушается нормальная циркуляция хладагента. Обнаружить это можно в любом состоянии двигателя. При перегреве – стрелка датчика температуры поднимется до красной отметки. В холодное время года в салон будет поступать холодный воздух.

Решить эту проблему можно двумя способами:

На старых автомобилях:

  1. Поставить машину так, чтобы передняя часть была приподнята.
  2. Открутить пробку радиатора, запустить двигатель и оставить поработать некоторое время на холостом ходу.

На современных автомобилях:

  1. Снять пробку расширительного бачка, завести двигатель и оставить работать на холостом ходу. Через некоторое время следует поднять обороты.
  2. Снять крышку расширительного бачка, отверстие накрыть чистой тряпочкой и на неё натянуть подходящую по диаметру резиновую трубку. Подать в бачок мощный поток воздуха (к примеру, с компрессора). С ослабленных патрубков отопителя будет сочиться хладагент. Процедуру необходимо закончить тогда, когда в системе пропадут пузырьки воздуха. Далее хомут устанавливается на место, а хладагент доливается «на холодную», до уровня 4–5 мм выше уровня минимума.

Проблемы термостата

Термочувствительный воск располагается внутри термостата ДВС. Когда он расширяется, то происходит сжатие резиновой камеры, что приводит к выталкиванию металлического штока.

Существует две основные проблемы работы термостата:

  1. Заклинивание в закрытом состоянии. Вследствие этого происходит быстрый перегрев ДВС. Это проявляется в том, что при запуске стрелка температуры стремительно направляется вверх. Даже если температура на датчике достигнет девяносто градусов Цельсия – патрубок за термостатом останется холодным. Поездки на таком транспортном средстве категорически запрещены.
  2. Заклинивание в открытом положении. Хладагент постоянно циркулирует по большому кругу, из-за чего на прогрев двигателя требуется значительно больше времени. Но, даже при длительном прогреве, температура едва достигнет шестидесяти градусов Цельсия. В данной ситуации сразу после запуска авто, патрубок за термостатом становится теплым. Передвижение на холодном двигателе не рекомендуется, так как чрезмерная вязкость холодного масла приводит к повышенному износу деталей двигателя.

Не стоит забывать, что и перегрев и эксплуатация холодного ДВС крайне негативно сказывается на состоянии силового агрегата.

Все термостаты, даже на импортные автомобили, стоят крайне недорого, и являются неремонтопригодными.

Порядок действий при проверке

Работа вентилятора на ВАЗ-2114 завязана через 2 предохранителя. Один из них отвечает ещё за звуковой сигнал. Проверить его можно нажав на клаксон. Если звука нет, заменить на целый. Расположен он в монтажном блоке, это 20-ти амперный, обозначенный маркировкой F5.

Проверяем и при необходимости меняем предохранители

Второй, находится под торпедой, со стороны пассажира. Под обшивкой расположены 3 реле с предохранителем для каждой. За работу вентилятора охлаждения отвечает средняя пара. Перегоревший элемент заменить на новый (предохранитель можно «прозвонить» мультиметром или ограничиться визуальным осмотром. Для проверки работоспособности реле потребуется омметр). Проверяя их состояние, заодно убедиться в нормальном состоянии контактов, при обнаружении окиси зачистить.

Важно! Обнаружив перегоревший предохранитель, не стоит ограничиваться его заменой на новый. Нужно обязательно найти причину обрыва, так как в ближайшее время новый снова перегорит.

Проверка датчика включения вентилятора

Если причина не обнаружена, следующим шагом должна быть проверка работоспособности датчика включения вентилятора. Сделать это не сложно. Обесточить его и включить зажигание, при этом обратить внимание на вентилятор. Вращение лопастей говорит о том, что причина неполадки именно в датчике.

Проверяем датчик включения вентилятора системы охлаждения

Ввиду того, что очень часто датчик начинает глючить, подавая ошибочные сигналы, рекомендуется проверить его ещё одним способом. Для этого понадобится ёмкость с антифризом или тосолом, термометр и мультимерт. К клеммам датчика подсоединяются провода от измерительного прибора, резьбовая часть датчика погружается в жидкость. Содержимое ёмкости нагреть до температуры срабатывания вентилятора (на ВАЗ 2114 — 92 градуса). При замыкании контактов мультимерт подаст звуковой сигнал. Значит датчик рабочий, если этого не произошло можно смело его выбрасывать и покупать новый.

Полезно! Перед установкой желательно проверить работоспособность купленного датчика таким-же способом.

Видео о проверке датчика включения вентилятора системы охлаждения

Итоговая проверка

Устранив проблему, завести мотор машины. Электродвигатель вентилятора должен запуститься примерно через 5 минут работы на холостом ходу. Если этого не произошло, а температура достигла нужной нормы, проведите диагностику неисправностей ещё раз.