Кама 512 отзывы

Содержание

Лада Калина Универсал Сельская труженица кросс ›
Бортжурнал ›
Летняя резина для грунтовых дорог. Выбираем для деревни.

Глиняная дорога по нашей улице

Полевая дорога, ездили для сбора земляники.

Дороги в деревне. Глину развезло. Дорога с наклоном, транспорт тащит в самую чачу. Зато виды Дай Боже.

Зимний галечный грейдер на въезде в село

Пока зима, есть время подумать над этим вопросом.
Условия эксплуатации:
Езда в деревню (постоянная, летом) — 150км трассы, из них 50 км очень плохой, стыки, ямы, полотно местами размыто, затем около 50 км грейдер, отсыпанный мелкой галькой, и 2-4 км грунтовки. Асфальта, как видим, до деревни нету, и ездить приходится по разным поверхностям. Поскольку, быстро по трассе не хожу, до 120км в ч, разницы в поведении колес не почувствую, за исключением, может, жесткости.
Что попробовал:
Лично — кама 217, 224, ездил пассажиром — кордиант, марку не помню
Кордиант был мягким, вродеб не таскало его. Большего почквствовать не удалось.
По сухой гальке камы таскало очень сильно, в поворотах наблюдал снос. Из колеи выбрасывает резко, был опасный слусай с вылетом навстречу идущему транспорту, пронесло…
Шины камы жесткие, 217 немного жестче. Ощущение табуретки. По раскисшей грязи хорошо идут обе, но 224 замыливается и закапывается сильнее. По мокрому идут увереннее, чем по суху. 224 спускала по ободу всё время. Зима не спускала на тех же штампах. Желания покупать еще раз эти модели не испытываю.

Что хочу.
Надежную боковину, чтоб не резало ободом в ямах.
Протектор, не плывущий по сухому грунтовке и грейдеру,
Проходимость по мокрому грунту
Относительная комфортность.
Износоустойчивость не так важна, важно, чтоб камнем не порвало неожиданно.

Ищу другие достойные модели с всесезонным (=грязевым) протектором.
Из известных мне, других марок, это
Кама 236, кордиант роад раннер, гудир вектор 4 сезона, пирелли Р4, мишлен кроссклимат. Нашел еще одну проходимую — сава перфекта и сава адапто хп. Почти подходит по отзывам, мягкая, и протектор всесезонный. Но больше нравится пирелли, боковина при вем прочем, толще, судя по отзывам. Но вот достать эти модели просто нереально! Сейчас есть в одной известной сети под заказ все, кроме сава адапто, но не всех размеров!
Кто что подскажет, посоветует, буду рад послушать.
Почитал отзывы, импортные всеснзонки пирелли и гудир хороши, но в нужных мне типоразмерах в Ижевске найти едва ли возможно. Либо цена просто зашкпливает, ездить на золотых колесах и чихнуть на них бояться тоже не дело. Поспрашиваю, кто и почем привезёт, если что.
Остановился на модели сава интенза НР. Протектор тракторный и резина не мягкая на ощупь. Посмотрим, как оно. Выбирал самый глубокий и тракторный рисунок из наличствуюших на складе в «мир шин». Бвла и перфекта, но протектор у ней оказался не таким глубоким, что вызвало сомнения в её долгоиграбельности. Цена 1970р за штуку. В колеса «даром» цена уже 2700р. Новый завоз, однако. Удачно попал на прошлогодние покоышки.

Обновлено 27 сентября
опять актуален шинный вопрос.
Сава конечно комфортна, но для нашего покрытия очень мягкая. Едешь как на спущенных, и велик риск порвать. Колею чувствует сильно (размер широкий). А замыливается на жидкой глине так же, как шоссейка.
Подумываю взять что то более узкое, менее проходимое, но более твердое. На ум приходит амтел т301, дц и кордианты. Может каму 217 опять возьму.

Тест летних шин R14 «Старая песня о новом» (Март, 2006г.)

Четырнадцатидюймовые шины в России набирают все большую популярность, да и новинки в этом размере появляются значительно чаще, чем у 13-дюймовых.

Сегодня знакомим вас с результатами испытаний летних шин размерности 185/60R14 с индексом скорости «Н» (210 км/ч). Но прежде несколько слов об оснастке, без которой полноценные испытания были бы невозможны.

Об особенностях легкосплавных дисков (правильнее все же – колес, но традиция!) журнал писал не раз. Теперь посмотрим на них с точки зрения испытателей шин. Вот уже десять лет шины для тестов мы монтируем на диски из алюминиевых сплавов. Сначала производства К&К, затем «Виком» (Vikom), а теперь в поле нашего зрения попали колеса марки RW. Но почему предпочитаем легкосплавные?

Попробуйте несколько раз смонтировать-размонтировать покрышку на обычный стальной диск. Даже на профессиональном шиномонтажном оборудовании не избежать царапин на кромках обода. Со временем эти места украсит коррозия, и каждые год-два диски придется зачищать, грунтовать и красить.

Вторая причина: легкосплавные колеса сделаны, как правило, гораздо точнее, поэтому с ними меньше погрешность измерений при испытаниях шин.

Третий повод: легкосплавные колеса лучше отводят тепло от тормозных механизмов через ступичную часть – оттого при многократных торможениях на грани юза или с использованием АBS результаты более стабильны.

Следующий критерий – диски более удобны для мойки. Одно дело – вымыть четыре колеса и совсем другое – шестьдесят.

Пятая хитринка – выбираем диски с плоской ступичной частью или с самыми мелкими колодцами для крепежных болтов – иначе наживлять их неудобно. И хотя теперь на автомобиле-носителе мы заменяем болты на шпильки с гайками, глубоких колодцев все же избегаем.

За годы интенсивной эксплуатации мы не нашли изъянов в дисках K&K и «Виком». Надеемся, что и RW окажется на высоте. Во всяком случае, на первом, летнем этапе претензий к ним не было.

Методика испытаний тоже претерпела небольшие изменения. Во-первых, к традиционному торможению с заблокированными колесами (отечественные автомобили пока, к сожалению, не оснащают ABS) мы добавили торможение на грани юза: на сухом асфальте – со скорости 100 км/ч, на мокром – с 80 км/ч.

Второе дополнение – по просьбе читателей ввели оценку работы шин на грунтовой дороге. Этот показатель не входит в общий зачет, он служит лишь дополнительной информацией для тех, чьи маршруты проходят не только по асфальту.

Тесты проводили на «Калине»-хэтчбеке (ВАЗ-11193), которая в нынешнем году должна появиться в продаже.

Общие впечатления о переходе с 13 дюймов на 14 таковы: улучшилась управляемость – не случайно ее оценки в целом выше, чем в прошлогоднем тесте шин 175/75R13. Однако есть и минус – шины увеличенной размерности жестче и шумнее – сказывается низкая (менее энергоемкая) боковина и широкое пятно контакта. Впрочем, именно благодаря последней особенности торможение на этих шинах эффективнее.

Те, кто только планирует вместо 13 дюймов на лето поставить 14, должны иметь в виду, что за улучшение сцепных свойств они заплатят снижением комфорта, в первую очередь, плавности хода. К тому же шины и диски «на 14» существенно дороже.

Обобщим полученные результаты и на их основе попробуем проанализировать ситуацию на шинном рынке. Интересное наблюдение – «Бриджстоун» начинает отставать от именитых брендов – таких, как «Мишлен», «Континенталь» и «Пирелли». Даже «Йокогама» и «Тойо» понемногу обгоняют именитого земляка. Также очевидно, что финская «Нокиан» выходит на передовые позиции. Российские производители медленно, но верно улучшают свою летнюю продукцию. На «домашнем» рынке лидирует «Амтел».

Импортные шины в основном ориентированы на автомобили с ABS, потому менее охотно тормозят юзом. Тем не менее есть и такие, что эффективно тормозят любым способом.

Все шинники, включая российских, борются за стабильность сцепных свойств и их близость на сухом и мокром покрытии. Но достижения не у всех одинаковы. Есть еще одна тенденция, отмеченная и в прошлом году. Улучшение сцепных свойств на асфальте приводит к их ухудшению на грунтовых дорогах и траве. Грибникам, ягодникам и дачникам, живущим в глубинке, стоит присмотреться к шинам категории «m+s».

Nokian NRHi ecosport

1-е место

Производитель – Финляндия
922,1 балла
Глубина рисунка протектора – 7,4–8,7 мм
Масса шины – 6,8 кг
Цена в Москве – 2600 руб.
Соотношение цена/качество – 2,82
Особенности – направленный рисунок протектора

Финские производители очень хороших зимних шин добились-таки своего: они – лучшие и в летнем варианте.
Экономичность – очень здорово! Комфорт – небольшие замечания по плавности хода и шуму. Как и «Клебер», все мелкие швы и дорожные трещинки передают на кузов.
Управляемость на высоте, сравнима с «Пирелли» и по уровню, и по стабильности на разных покрытиях.
Тормоза – лучшие на грани срыва в скольжение на мокрой дороге, остальные результаты тоже очень хороши.
Грунтовка допускается с ограниченной дозировкой и пониманием того, что эти шины созданы для асфальта.
Отличные тормоза и управляемость на любом покрытии, хорошая экономичность.
Небольшие замечания по уровню комфорта.
Настоятельно рекомендуем для асфальтовых дорог и любого стиля управления.

Michelin Energy E3A

2-е место

Производитель – Италия
920,2 балла
Глубина рисунка протектора – 7,3–7,6 мм
Масса шины – 7,2 кг
Цена в Москве – 2590 руб.
Соотношение цена/качество – 2,81
Особенности – асимметричный рисунок протектора

Летний «Мишлен» чуть-чуть не дотягивает до первого места. Он удивительно хорошо сбалансирован – ни ярких всплесков, ни явных провалов. Экономичность – отлично, по комфорту – лучшие (поделив это место с «Бриджем»). Управляемость хороша на мокром асфальте, а на сухом еще лучше! Курсовая устойчивость – без замечаний. Тормоза особенно хороши на мокром, хотя и на сухом здорово – но там и там на грани блока. Увы, ориентированные на АBS шины по российским меркам – слабое звено!Особенно резко срываются в блок в самой безобидной ситуации – на сухом асфальте. Грунтовка, как и для «Пирелли», допускается в ограниченных дозах.
Отличные тормоза на грани блокировки, комплекс боковых сцепных свойств и уводных характеристик, высокие экономичность и комфорт.
Слабое торможение юзом.
Настоятельно рекомендуем для асфальтовых дорог любителям комфортной и экономичной езды. Тормоза наиболее эффективны с АBS.

Pirelli P6

3-е место

Производитель – Испания
918,5 балла
Глубина рисунка протектора – 8,5 мм
Масса шины – 7,5 кг
Цена в Москве – 2500 руб.
Соотношение цена/качество – 2,72

Как и «Йокогама», «Пирелли» тяготеет к спорту.
Для таких шин экономичность – не главное, видимо потому здесь они ходят в середнячках.
Плавность хода и шум тоже принесены в жертву управляемости и курсовой устойчивости. Рекордсмен по скорости на «переставке». Отличие от «Йокогамы» в том, что сцепные свойства и поведение более стабильны, независимо от состояния покрытия.
Тормоза – отличные на грани блокировки, хотя и сорвавшись в скольжение, останавливают машину неплохо. Примечательно, что грань блокировки чувствуется очень хорошо на сухом и мокром асфальте.
Глубокий протектор обеспечит длительную стабильность эксплуатационных параметров.
По грунтовке можно двигаться, но аккуратно и в отсутствие дождя.
Лучшие тормоза на грани срыва в скольжение, отличные управляемость и курсовая устойчивость на любом покрытии.
Невысокий комфорт.
Настоятельно рекомендуем поклонникам спортивного стиля езды по асфальту в любую погоду.

Continental ContiEcoContact 3

4-е место

Производитель – Германия
911,3 балла
Глубина рисунка протектора – 7,5 мм
Масса шины – 6,9 кг
Цена в Москве – 2300 руб.
Соотношение цена/качество – 2,52
Особенности – асимметричный рисунок протектора

Особой экономичностью «Эко Конти» не отличаются, хотя в прошлогоднем тесте эти же шины в 13-дюймовом варианте здесь лидировали, да и общие результаты были лучше.
По комфорту «Конти» очень похожи на «Тойо». Небольшие замечания лишь к плавности хода.
К управляемости претензий нет. «Калина» четко выполняет «переставку». Правда, на мокром асфальте слегка не хватает информативности – только по этой причине не смогли развить более высокую скорость.
Тормоза великолепны! Лучшие в скольжении, но и на грани юза мало кому уступают.
Грунтовка – не для этих покрышек, для них больше подходит хороший асфальт.
Лучшие в торможении юзом на любом асфальте, очень хороши и на грани, хорошая управляемость и курсовая устойчивость.
Небольшие замечания по плавности хода.
Особо рекомендуем для асфальтовых дорог при различных стилях управления.

Yokohama A539

5-е место

Производитель – Япония
908,8 балла
Глубина рисунка протектора – 7,7 мм
Масса шины – 7,4 кг
Цена в Москве – 2395* руб.
Соотношение цена/качество – 2,64
Особенности – асимметричный рисунок протектора

А539 – шины спортивной ориентации. Вот на чем получите максимум удовольствия от активной езды!Несколько экономичней, чем «Тойо», зато лишены комфорта – очень жестко, тряско и шумно. Но все это можно простить за великолепную управляемость и отменную курсовую устойчивость. «Переставку» на сухом асфальте «Калина» выполняет просто отлично! Даже в скольжениях машина очень прогнозируема. Поведение на мокром не настолько отточенно, однако без замечаний. Тормоза на сухом, пожалуй, наилучшие. Примечательно, что любой способ торможения дает отличный результат. Правда, на мокром – только средний уровень.
Отмечается некоторое ухудшение сцепления на мокром асфальте.
Лучшие тормоза на сухом асфальте при любом виде торможения, лучшая управляемость на сухом асфальте, очень хорошая курсовая устойчивость на прямой.
Средние тормоза на мокром, низкий уровень комфорта.
Особо рекомендуем поклонникам быстрой езды на сухом асфальте.

Toyo Proxes CF 1

6-е место

Производитель – Япония
903,3 балла
Глубина рисунка протектора – 6,9–7,6 мм
Масса шины – 7,0 кг
Цена в Москве – 1920 руб.
Соотношение цена/качество – 2,13
Особенности – асимметричный рисунок протектора

В отличие от «Бриджстоуна», эти «японцы» переступили порог 900 баллов – отличный результат для бренда «второй линии».
По топливной экономичности «Тойо» – середнячок, а по комфорту похож на «Клебер» («японец» показался более тихим).
Управляемость хороша и стабильна на любом покрытии. Тормоза на мокром даже чуть лучше, чем на сухом (на «переставке» тот же расклад), да и разброс при разных способах торможения меньше, чем у «Бриджстоуна».
В целом довольно ровные шины, без провалов и всплесков.
На грунтовку, как и на «Клебере», съезжать советуем лишь там, где нет крутых подъемов и влажности.
Лучшие тормоза на мокром при заблокированных колесах, очень хороши на любом покрытии при торможении на грани, управляемость – хорошая и стабильная на любом покрытии.
Скромный выбег.
Особо рекомендуем в качестве всепогодных шин для хороших асфальтовых дорог.

Bridgestone Turanza GR-80

7-е место

Производитель – Япония
898,8 балла
Глубина рисунка протектора – 7,5 мм
Масса шины – 8,4 кг
Цена в Москве – 2490* руб.
Соотношение цена/качество – 2,77
Особенности – направленный рисунок протектора

С шинами этой марки в последнее время происходит что-то непонятное. Причем не только в формуле 1. Самые прожорливые и самые тяжелые. Быть может, очень прочные и не боятся дорожных ям и притираний к бордюрам. Тем не менее по комфорту одни из лучших. Управляемость на сухом асфальте лучше, чем на мокром, где быстрый поворот руля чреват срывом колес. Тормоза на сухом покрытии ощутимо лучше, чем на мокром. Та же закономерность и на «переставке».
Особенность покрышек – снижение сцепных свойств на мокром асфальте.
Езда по грунтовке допустима, но нежелательна.
Отличные тормоза на сухом (на грани), отменная управляемость на сухом асфальте и хорошая на мокром, высокий уровень комфорта.
Большой расход топлива на малых и средних скоростях.
Рекомендуем любителям комфортной езды для асфальтовых дорог.
*Цена, рекомендованная производителем.

Kleber Dynaxer HP 2

8-е место

Производитель – Франция
882,2 балла
Глубина рисунка протектора – 7,6 мм
Масса шины – 6,8 кг
Цена в Москве – 2200 руб.
Соотношение цена/качество – 2,49

На ровных дорогах вряд ли проявятся небольшие погрешности по плавности хода и шуму, на посредственном покрытии досаждает низкая способность шин сглаживать мелкие неровности.
Управляемость без замечаний и предпочтений к покрытию – хороша и стабильна как на сухом, так и на мокром.
Тормоза эффективны только на грани юза. На сухом асфальте его грань чувствуется очень хорошо, зато на мокром покрышки срываются резко, вдобавок заметно проигрывают в тормозном пути ближайшим конкурентам.
С асфальта лучше не съезжать: стоит начать – вернуться будет весьма проблематично.
Очень хорошие тормоза на сухом (на грани скольжения), хорошая управляемость, высокая экономичность.
Плохие тормоза при заблокированных колесах, скромная проходимость.
Рекомендуем для экономичной езды только на хороших асфальтовых дорогах. Тормоза наиболее эффективны с АBS.

Dunlop SP Sport 01

9-е место

Производитель – Германия
881,3 балла
Глубина рисунка протектора – 7,5–7,8 мм
Масса шины – 7,1 кг
Цена в Москве – 2400 руб.
Соотношение цена/качество – 2,72
Особенности – асимметричный рисунок протектора

Эти шины не помогут установить рекорд в экономии топлива, но и не разорят повышенным расходом. Комфорт вполне приличный, особенно плавность хода. Несколько раздражает попискивание в начале проскальзывания шин при троганье и торможении. Впрочем, кому-то это может понравиться. На залитом водой асфальте «Калина» управляется лучше, нежели на влажном или сухом. Тормоза на грани юза по сухому асфальту – самые лучшие, на мокром в этом же режиме тоже хороши. Кстати, грань блокировки колес на мокром асфальте чувствуется просто отменно. Движение по грунтовке возможно только в сухую погоду.
Лучшие тормоза на грани блока на сухом асфальте, очень хорошие на мокром при любом способе торможения, хорошая плавность хода, управляемость на мокром.
Невысокий комплекс боковых сцепных свойств и уводных характеристик на сухом асфальте, высокое сопротивление качению на небольших скоростях.
Рекомендуем только для асфальтовых дорог.

Amtel Planet 2P

10-е место

Производитель – Россия
855 баллов
Глубина рисунка протектора – 7,7 мм
Масса шины – 7,0 кг
Цена в Москве – 1250 руб.
Соотношение цена/качество – 1,46

«Амтел» лидирует среди постсоветских шин. Что же в нем примечательного?
В топливной экономичности выиграл у всех, но на этом, если не считать хорошей плавности хода, преимущества «Амтела» заканчиваются. Оценка шумности – посредственно.
Управляемость на скромном уровне, скорость на «переставке» низкая, на любом покрытии автомобиль ведет себя «размазанно».
Надежно тормозить, как и на «Каме», удается лишь на сухом асфальте, и только юзом. На мокрой дороге дистанцию лучше держать побольше, поскольку рассчитывать тормозной путь приходится с запасом.
С асфальта съезжать можно только в сухую погоду.
Лучшие по экономичности, приличное торможение на сухом асфальте (в блок), хорошая плавность хода.
Плохие тормоза на грани скольжения на любом покрытии, а юзом – на мокром асфальте. Сильный шум.
Рекомендуем любителям экономичной езды.

Kama Euro 224

11-е место

Производитель – Россия (НкШЗ)
842,4 балла
Глубина рисунка протектора – 7,0–8,2 мм
Масса шины – 7,5 кг
Цена в Москве – 1250 руб.
Соотношение цена/качество – 1,48

Нижнекамские тоже звезд с неба не хватают, хотя в общем зачете слегка оторвались от МШЗ и «Росавы».
Экономичность «Евро» – на среднем уровне, чего не скажешь о комфорте – шина жесткая и шумная.
К управляемости серьезных претензий нет, но нет и восторгов. Недостаток информативности на руле не позволил достичь высокой скорости на «переставке».
Тормоза хороши лишь на сухом асфальте, но только юзом. Экстренное торможение без блокировки дает весьма скромный результат.
Зато по проходимости – самые лучшие. Конечно, в вездеход «Калину» не превращают, но едут и по сырой грунтовке, и по влажной траве.
Хорошие тормоза на сухом асфальте при заблокированных колесах, хорошая проходимость.
Плохие тормоза на мокром при любом типе торможения и на сухом при торможении на грани блокировки, высокое сопротивление качению, жесткие.
Рекомендуем для любых дорог.

Rosava BC-49

12-е место

Производитель – Украина
804,5 балла
Глубина рисунка протектора – 6,4–6,9 мм
Масса шины – 7,4 кг
Цена в Москве – 950 руб.
Соотношение цена/качество – 1,18

Летняя «Росава» впервые участвует в тестах ЗР. Уровень украинских шин весьма скромный – чуть лучше «Лидера», а в целом оба аутсайдера находятся на одном уровне. Сэкономить топливо на этих шинах не удастся – расход великоват. Уровень комфорта заметно лучше, чем у «Таганки», – плавность хода одинаковая, зато «украинцы» гораздо тише.
Оценки управляемости самые низкие. У «Калины», обутой в «Росаву», на сухом асфальте замедленная реакция на поворот руля, а на мокром его приходится поворачивать очень плавно, иначе рискуете потерять сцепление с дорогой.
Тормоза эффективны лишь при блокировке колес.
По грунтовым дорогам ездить можно только посуху.
Низкий уровень шума, неплохие тормоза «на блоке», приличная проходимость.
Плохая управляемость в предельных режимах, плохие тормоза на грани блокирования колес, невысокая курсовая устойчивость.
Рекомендуем для любых дорог при аккуратной езде.

Taganca M-238 Leader

13-е место

Производитель – Россия (МШЗ)
793 балла
Глубина рисунка протектора – 7,5 мм
Масса шины – 7,0 кг
Цена в Москве – 900 руб.
Соотношение цена/качество – 1,13
Особенности – асимметричный рисунок протектора

Единственная шина, не набравшая в тесте 800 баллов. Показала лишь неплохую топливную экономичность. С комфортом ситуация противоречивая – плавность хода почти хорошая, зато шум самый сильный, как от зимних шипованных шин. Управляемость терпима лишь на сухом асфальте, на мокром «Калина» неожиданно срывается в глубокий занос, с которым справится только хорошо подготовленный водитель. Тормоза откровенно слабы.
Особенность этих шин – резкое падение сцепных свойств на мокром покрытии. С асфальта съезжайте с оглядкой – «Лидер» может сорваться в пробуксовку даже на сухой грунтовке.
Хорошая топливная экономичность, приличная плавность хода.
Низкие сцепные свойства на мокром покрытии, плохие тормоза и курсовая устойчивость, сильный шум.
Рекомендуем для экономичной неспешной езды – и аккуратнее на мокром!

Таблица оценок

Журнал «За рулем», март 2006г.
Сергей МИШИН. Вместе с автором испытания проводили Антон АНАНЬЕВ, Юрий КУРОЧКИН, Евгений ЛАРИН, Антон МИШИН, Андрей ОБРАЗУМОВ и Валерий ПАВЛОВ.

8 лучших шин Кама

Место

Наименование

Характеристика в рейтинге

Лучшие шины Кама для городской езды

1 Кама-Евро-236 Высокая износостойкость. Усиленная боковина
2 Кама Breeze Лучший выбор покупателя

Лучшие шины Кама для агрессивного стиля езды

1 Кама-Евро-129 Отличная управляемость

Лучшие шины Кама для пересеченной местности

1 Кама-232 Лучшая проходимость
2 Кама-204 Износостойкая. Хорошая управляемость

Лучшие зимние шины Кама

1 Кама-505 Лучшая цена в категории зимних шин
2 Кама-Евро-519 Самая «тихая» зимняя шина
3 Кама-Евро-518 Лучшее сцепление с зимней дорогой

От того, какие шины одеты на колеса вашего автомобиля, зависит не только комфортность поездки, но и личная безопасность водителя и пассажиров. Экономия в выборе может привести к последствиям с неизмеримо большим ущербом, и не всегда он может быть выражен в материальном виде. Выбирая шины для своего авто, владельцы ищут вариант, который бы удовлетворял сразу нескольким требованиям:

  1. Резина должна уверенно вести себя на дороге;
  2. Иметь короткий тормозной путь;
  3. Быть износоустойчивой и иметь продолжительный срок службы;
  4. Иметь защиту от боковых порезов и стойкость к проколам;
  5. Хорошо сбалансированной;
  6. Иметь приемлемый уровень комфортности;
  7. Цена должна быть самой доступной на рынке.

Соответствие всем этим требованиям в разной степени можно наблюдать у отечественной продукции Нижнекамского шинного завода. Несмотря на большой опыт в производстве довольно качественной продукции, настоящую популярность шины Кама получили после того, как предприятие прошло полный цикл реорганизации и обновления производственных мощностей, уровень которых теперь может конкурировать с мировыми гигантами в производстве покрышек. Создание своего научно-исследовательского центра позволило поднять качество первичного сырья и внедрить современные методы производства, тем самым многократно улучшив конечный продукт. Особая конструкция протектора (увеличена его толщина) позволила достичь преимущества в износостойкости перед другими конкурентами. Покрышки Кама не только выхаживают на 20 — 25% больше, но и, благодаря оригинальной разработке конфигурации сетки брекера, способны принести ощутимую экономию топлива своему владельцу.

О высоком качестве продукции наглядно свидетельствует тот факт, что покрышки шинного завода из Татарстана являются комплектующими на автозаводах таких популярных марок, как Volkswagen, Fiat, Skoda, Ford. В общей сложности заключено порядка 30 договоров на поставку продукции для первичной комплектации автомобилей. Около четверти всего шинного рынка России занимает продукция с логотипом Кама — сегодня налажен выпуск порядка 370 товарных позиций. Легковые покрышки также имеют огромную популярность у отечественного потребителя благодаря сочетанию качества, надежности и доступной стоимости. Ниже вашему вниманию представлен рейтинг, в который вошли лучшие легковые автошины Кама. Отбор проводился на основании опыта владельцев, реальных характеристик продукции и оценок экспертов в данной области. Для удобства восприятия, обзор будет разделен по типовым категориям шин.

Лучшие шины Кама для городской езды

Одна из наиболее востребованных категорий автошин, удовлетворяющая потребность большей части автолюбителей. Продукция Нижнекамского шинного завода является обладателем самой доступной цены, предлагая при этом качество достойного уровня. Камские шины способны конкурировать с международными лидерами в области автопокрышек, обеспечивая потребителя высококачественным и проверенным товаром.

2 Кама Breeze

Лучший выбор покупателя
Страна: 1 920 руб.
Средняя цена: 1 920 руб.
Рейтинг (2019): 4.4

Достойное качество шин Кама Breeze обеспечивает нормальную эксплуатацию в летний период. Покрышка уверенно держит дорогу, имеет умеренную шумность, на крутых поворотах не срывается в занос, но следует учитывать более мягкую боковину покрышки, из-за чего крен автомобиля может вызвать нервозность у пассажиров и водителя (регулируется скоростным режимом). Кроме того, шина хорошо ведет себя на мокром асфальте, отлично тормозит и, в целом, по своему поведению на дороге вполне сравнима с таким популярным брендом, как Yokohama.

Нежелательно попадание в ямы и большие выбоины, особенно на скорости – могут образоваться боковые грыжи, что приводит к разбалансировке колеса и быстрому выходу покрышки из строя. При нулевых температурах резина становится «дубовой», поэтому владельцы в своих отзывах советуют заранее проводить сезонную замену резины, а не ждать первых морозов.

1 Кама-Евро-236

Высокая износостойкость. Усиленная боковина
Страна: Россия
Средняя цена: 2 170 руб.
Рейтинг (2019): 4.8

Всесезонная покрышка, способная предложить не только лучшую цену в бюджетном сегменте, но и отличные эксплуатационные качества. Шины обладают высоким запасом прочности, обеспечивающим увеличенный (и довольно значительно) период использования.

Отзывы владельцев отмечают отсутствие проблем при балансировке, малую шумность на скоростях до 70 км/час, уверенное поведение на дороге за счет увеличенной толщины боковины. Последняя особенность защищает шину от боковых повреждений, особенно при частых проездах через препятствия (бордюры). Многие владельцы, купив резину Кама этой модели в условиях ограниченных финансовых возможностей, убедились в достойном качестве и продолжают эксплуатировать шины дальше (у некоторых срок использования превысил три сезона), не находя причин для преждевременной замены.

Лучшие шины Кама для агрессивного стиля езды

Несмотря на то, что шины Кама для легковых авто представляют собой бюджетные модели, среди них есть такие, которые могут быть по достоинству оценены любителями скоростной езды.

1 Кама-Евро-129

Отличная управляемость
Страна: Россия
Средняя цена: 2 268руб.
Рейтинг (2019): 4.8

Жесткая боковая часть покрышки обеспечивает высокий уровень отклика на движения руля, позволяя уверенно маневрировать во время движения. Поведение предсказуемо, мокрый асфальт не оказывает на управляемость сильного влияния – все это заслуга асимметричного рисунка протектора. Повышенная жесткость шины обеспечивает достойное торможение, но при жесткой езде гарантируется быстрый износ протектора (при спокойной городской эксплуатации резина «выхаживает» более 50 тыс. км.).

В отзывах водители отмечают сравнительно быстрый износ протектора (легко отследить благодаря маркерам), советуют опасаться попадания на большой скорости в ямы (появление грыж). Положительно оценивают динамику разгона, а рисунок протектора (и его поведение) у некоторых владельцев ассоциируется с шинами Continental.

Лучшие шины Кама для пересеченной местности

Тем, кто часто использует автомобиль для загородных поездок вне автомобильных дорог, необходимы шины, которые достойно проявят себя не только на трассе, но и в условиях all-road. Среди модельного ряда покрышек Кама есть несколько разновидностей, характеристика которых наиболее соответствует требованиям этой категории.

2 Кама-204

Износостойкая. Хорошая управляемость
Страна: Россия
Средняя цена: 1 483 руб.
Рейтинг (2019): 4.6

Практичные и надежные шины, обладают отличными характеристиками проходимости. Хорошо держат мокрую дорогу, при движении по трассе шумность умеренная, высокая сопротивляемость стиранию. На мокрых проселочных дорогах машина на покрышках Кама-204 ведет себя уверенно, но в колею попадать не рекомендуется, особенно на хорошей скорости (60 км/ч. и выше) — будет выбрасывать в любом случае.

Также есть отзывы с опытом удачных поездок полем по рыхлому снегу и грязи – автомобиль в обоих случаях вел себя предсказуемо уверенно, и легко справлялся с распутицей. Несмотря на умеренную жесткость боковины, шина стойко переносит ямы, и чтобы получить боковую грыжу, надо еще постараться.

1 Кама-232

Лучшая проходимость
Страна: Россия
Средняя цена: 3 180 руб.
Рейтинг (2019): 4.8

Установив на авто шины Кама-232, владельцы отмечают отличную курсовую устойчивость, достаточную жесткость корда, ярко выраженную экономичность. При эксплуатации на асфальтовых дорогах, на удивление, наблюдается довольно малая шумность. Поведение на грунтовых дорогах предсказуемое. При распутице многие советуют понизить давление в шинах, благодаря чему значительно снижается шанс застрять где-нибудь в грязевой ловушке.

В некоторых отзывах владельцы делятся опытом эксплуатации покрышек Кама-232 на протяжении всего календарного года. Как правило, это жители более южных регионов, с мягкой и непродолжительной зимой. Жителям центральных и северных регионов эксплуатировать эту резину при отрицательных температурах, превышающих 5 – 7 градусов мороза, крайне не рекомендуется – шина становится жесткой и трудно управляемой.

Лучшие зимние шины Кама

Зимняя резина является более мягкой, благодаря чему её свойства при отрицательных температурах обеспечивают лучшее сцепление с дорогой. Шины Кама для зимы отличаются не только доступной стоимостью, но и своими характеристиками. Кроме всего прочего, они обладают большей глубиной протектора, а в некоторых моделях его свойства многократно усилены шипами.

3 Кама-Евро-518

Лучшее сцепление с зимней дорогой
Страна: Россия
Средняя цена: 2 400 руб.
Рейтинг (2019): 4.5

Шина довольно мягкая и тихая, несмотря на установленные шипы. Дорогу держит уверенно, в снегопады не зарывается, а буквально «прогрызает» себе дорогу. При аккуратной эксплуатации, без пробуксовок и «гарцевания» на голом асфальте, существуют хорошие шансы уберечь шипы от вылета на протяжении 2 — 3 зимних сезонов.

Если судить по отзывам владельцев, то резина идеально подходит для северных районов, имеет повышенную стойкость к износу, предсказуемость поведения на дороге, обеспечивают равномерное торможение. Сравнительный опыт эксплуатации шин Cordiant и Кама-Евро-518 отдает предпочтение последней модели, даже без учета ее более доступной стоимости.

2 Кама-Евро-519

Самая «тихая» зимняя шина
Страна: Россия
Средняя цена: 2 385 руб.
Рейтинг (2019): 4.7

Схожесть протектора более именитого Nokian Nordman и Кама-Евро-519 обуславливает и схожесть поведения резины на зимней дороге – она «гребет» в снегопад, уверенно чувствует себя на льду (благодаря шипам). Попадания в ямы, благодаря своей мягкости, шины переносят без последствий.

В отзывах владельцы отмечают малую шумность при работе, крепкую посадку шипа (потеря за сезон минимальна). Также замечен особый недостаток: при сильных морозах (от 18 и выше), резина начинает терять свои эксплуатационные свойства, становится жесткой, и в результате происходит ухудшение сцепления с дорогой. Для жителей северных регионов страны, где морозы стоят довольно продолжительное время, это может стать отталкивающим фактором при выборе.

1 Кама-505

Лучшая цена в категории зимних шин
Страна: Россия
Средняя цена: 2 113 руб.
Рейтинг (2019): 4.9

Эта шипованная резина выпускается в трех наиболее популярных размерах – для дисков с диаметром 13,14 и 15 дюймов. Особый рисунок протектора и шипы позволяют уверенно держать автомобиль на заснеженной или обледеневшей дороге.

В отзывах водители отмечают следующие особенности эксплуатации шин Кама-505 с шипами:

  • Плавное начало движения сохраняет шипы в целостности, особенно это актуально для переднеприводных авто;
  • Высокая износоустойчивость;
  • Отличное сцепление, будь то гололед или укатанный снег;
  • Высокая комфортность шины;
  • Низкая стоимость.

Из недостатков — требует большей внимательности к скоростному режиму на поворотах, особенно крутых.

Внимание! Представленная выше информация не является руководством к покупке. За любой консультацией следует обращаться к специалистам!

Шины «Кама Евро-236»: обзор, характеристики и отзывы

И вот опять наступает пора, когда пора сменить на автомобиле зимнюю резину на летнюю. Сейчас не самые легкие времена в финансовом плане, и многие автолюбители предпочтут приобрести бюджетные шины. А есть такие, которые решают покупать дорогую и качественную резину, чтобы она дольше служила. Но всегда ли бюджетный вариант так плох? Есть множество доказательств тому, что совсем не всегда. Для примера мы решили рассмотреть российские шины «Кама Евро-236». Отметить все ее недостатки и достоинства, сравнить с импортными именитыми производителями, изучить отзывы людей, которые уже установили на свой автомобиль эту резину.

«Кама Евро-236» или импортная дорогая резина?

Чтобы определить, стоит ли вообще заострять внимание на этой шине, предлагаем ознакомиться с результатами тестирования, которое провела одна очень знаменитая команда «Авто-Ревю». Они сравнили основные показатели шины «Кама Евро-236» с двумя из самых популярных из дорогих импортных моделей, название которых в эстетических целях мы не будем разглашать.

Итак, начнем с результатов езды на мокром асфальте. Здесь наша отечественная шина заняла почетное второе место из трех. Резина повела себя вполне адекватно на дороге с лужами, но, к сожалению, не смогла на отлично предотвратить аквапланирование на высокой скорости. При размеренной езде по мокрой дороге шины повели себя идеально!

В прочности мировым брендам «Кама Евро-236» не уступила никому, забрав заслуженное «золото». Наши умельцы постарались, и произвели на свет резину, не поддающуюся нашим «отменным» дорогам, где яма на кочке, и кочка после ямы! Если две брендовые модели получили повреждения в виде проколов и грыж, то наша «Кама» даже не устала, мог погнуться диск, но только не повредиться эта резина!

В курсовой устойчивости и торможении «Кама Евро-236», цена которой в три раза меньше (около 1800 рублей), чем у других участников соревнований, также получила первое место! На управлении по сухой дороге, так же, как и на мокрой, отечественная покрышка взяла второе место, оказалась шумноватой, только и всего. Вхождение в повороты, управляемость на высокой скорости — не хуже, чем у импортных моделей.

Наша «Кама» ни в одном соревновании не проиграла. Так стоит ли платить больше?

Происхождение

«Кама Евро-236» первоначально разрабатывалась для продажи на автомобилях с завода. И вы удивитесь, ведь не для отечественных авто, а для Volkswagen. Владельцы новых иномарок, в большинстве своем, спешили снять эту резину, и установить более дорогую. А «Кама» продавалась, и уже владельцы этих шин отметили положительные качества данного продукта. В скором времени «Кама Евро-236» стала появляться на стеллажах магазинов, и пользоваться невероятной популярностью.

Что это за резина?

Это летняя резина, но производитель заявил о ней как о всесезонной, что часто можно встретить в «Каме». Рисунок на протекторе ассиметричный и довольно глубокий, позволяющий эксплуатацию не только на ровном шоссе, но и по бездорожью.

Использовать эту резину следует весной, летом, осенью и в начале зимы. Она очень надежная, состав ее более мягкий, чем в «Каме» без маркировки «Евро».

Производится в России в городе Нижнекамск на заводе «Нижнекамскшина».

Преимущества шины

Конечно, главное ее преимущество, сразу же бросающееся в глаза, это довольно низкая цена. У нее широкий размерный ряд, который пользуется популярностью в России.

Шины «Кама Евро-236», отзывы о которой, как о лучшей отечественной резине, довольно износостойка благодаря жесткому составу. Мягкие шины быстро истираются, а жесткие ходят дольше, но и являются несколько шумней, что может расцениваться как недостаток.

Крепчайшая боковина уберегает ее от ударов и проколов, практически нет вероятности получить боковое вздутие, или как говорят в народе, «грыжу».

По грязи эта резина проходит отлично, чего нельзя сказать о других шоссейных вариантах. Люди часто встают перед выбором: шоссейная или высокой проходимости? В «Каме Евро-236» эти свойства «дружат». Так что можно на ней спокойно перемещаться по хорошему покрытию, ездить в лес по бездорожью.

Почему она не всесезонная?

Многие, взглянув на боковую маркировку, обрадуются, что такую бюджетную резину можно использовать, как летом, так и зимой. Да, производитель заявил о ее всесезонности, но рекомендуется не ездить на ней в холодное время года, а сменить на зимнюю.

Шипов у этой резины нет, как и у всех всесезонных, и также есть глубокие ламели. Ламели представляют собой надрезы в протекторе, которые при тяжести транспорта раскрываются и обеспечивают хорошее сцепление со льдом, срабатывая как липучки. Однако чтобы быть всесезонной, «Каме Евро-236» не достает одного важного пункта — мягкости. Всесезонная должна быть мягкой, чтобы не застывать в мороз, а «Кама Евро-236» довольно жесткая, и в холода может «дубеть», что опасно при езде.

Преимущества протектора

Благодаря достаточно большим для шоссейной резины боковым надрезам, «Кама Евро-236» отлично проходит грязь и бездорожье. Дорожка, расположенная в центре рисунка, идеально держит машину на трассе.

Ассиметричный рисунок является самым популярным при выборе летней резины. Он позволяет комфортно управлять транспортом на поворотах, даже крутых. Так же этот протектор не позволяет потерять управление при довольно высоких скоростях.

Расположение водоотводящих канавок делает машину послушной при езде в дождь или по мокрой дороге, практически исключает эффект аквапланирования. Также эти самые канавки отлично работают при езде по мокрому снегу, выводя слякоть из-под колес авто.

Типоразмеры, расшифровка маркировок

Являются самыми востребованными размерами в России шин «Кама Евро-236» — 185/60 R14, так как подходят на отечественные авто. Также 185/65, 175/65 из четырнадцати размерного ряда. «Кама Евро-236» R15 популярна в размерах 185/65, 195/60, 195/65.

Все индексы нагрузки (максимально допустимые на одно колесо) увидит покупатель при выборе шин. Каждый должен знать, что обозначают эти буквы и цифры: «73» — 365 килограмм, «84» — 500 килограмм, «85» — 515 килограмм, «86» — 530 килограмм, «88» — 560 килограмм, «91» — 615 килограмм. Разным размерам шин присущи разные скоростные коэффициенты, отвечающие за долговечность и износостойкость резины: Т — максимальная скорость 190 километров в час, Н — 210 километров в час.

Все эти коэффициенты работают при условии, что в шинах правильное давление, которое регулируется в зависимости от времени года. Проверять необходимо манометром каждое колесо минимум раз в неделю, и каждый раз после длительной дороги.

Шины «Кама Евро-236» являются бескамерными по способу герметизации. Нет необходимости покупать дополнительно камеры, и диски авто должны соответствовать этому пункту.

«Кама Евро-236»: отзывы

Эта резина получила очень много положительных отзывов от автовладельцев. Всегда упоминается ее доступная цена, комплект можно купить за семь тысяч, чего невозможно сделать при покупке других шин.

Отмечают износостойкость данной резины. Утверждают, что при частом использовании на длительные расстояния за сезон эта шина изнашивается всего на 15-20%. Говорят, что идеально ведет себя на шоссе и по бездорожью, отлично держит дорогу даже в сильный дождь.

Есть отзывы, говорящие о всесезонности резины. Подмечают, что эта резина позволяет эксплуатировать машину в начале зимы, когда нет возможности переобуться на зиму.

Отзываются о «Каме Евро-236» и любители природы. Они говорят, что резина отлично «гребет» по грязи, практически не буксует, в отличие от более дорогой шины.

Отмечают и ее прочность. Есть отзывы людей, который попадали в ДТП, или просто сталкивались с очень плохими дорогами. По их словам ясно, что резина действительно очень прочная. Они не заметили ни проколов, ни порезов, ни вздутий.

Но все же «Кама Евро-236» отзывы получила и не очень приятные. Есть люди, которые отмечают ее шумность. Утверждают, что сильно «гудит» даже на не очень высоких скоростях.

Есть те, кто пробовал «носить» эти шины зимой, и они говорят, что нельзя утверждать о том, что она всесезонная, так как лед совершенно не терпит.

Сегодня мы рассказали обо всех преимуществах и недостатках шин «Кама Евро-236». Из всего выше прописанного понятно, что бюджетная резина российского производства не так уж и плоха, как многие считают. Можно даже сказать, что эти шины лучшие, ведь при сравнении с дорогими брендовыми они ни разу не проиграли, и даже много раз становились лидерами. Если учесть ее стоимость, то можно смело презентовать этой марке первенство.

Также по отзывам понятно, что изделия «Нижнекамскшины» понравились автолюбителям, и они смело рекомендуют их всем. Недостатки есть, но в сравнении с идеальными другими показателями они кажутся мелочами.

Еще можно смело отметить универсальность в эксплуатации на шоссе, по бездорожью, и даже по мокрой грязи. Мало какая шина может похвалиться таким достоинством.

Покупать эти шины или нет — дело личное каждого автовладельца. Мы лишь рассказали о существовании этой резины, описали и охарактеризовали, а не сделали рекламу.

КАМА EURO 236 на тесте «Авто-Ревю»

В свежем номере газеты «Авто-Ревю» (№6`2012) опубликован сравнительный инструментальный тест шин размерности 185/60 R15. Это весьма популярный типоразмер – в частности он используется на «хите» российских продаж VW Group – автомобиле Volkswagen Polo Sedan.

В тесте приняли участие следующие шины: «экошины» Michelin Energy Saver и Energy XM2, Bridgestone Ecopia EP100, Continental ContiEcoContact 5, Goodyear EfficientGrip, Nokian Hakka Green, и Pirelli Cinturato P1, а честь «обычных» шин отстаивали Hankook Optimo K415, KAMA EURO 236 и Federal Formoza FD1.

Тест проходил во Франции на полигоне компании Michelin в Клермон-Ферране. На сегодняшний день этот полигон считается одним из лучших для тестирования летних шин. Оборудование самое современное, а сектор полигона, отведенный под «мокрые» тесты – признан самым лучшим в Европе.

Кроме стандартного набора инструментальных и субъективных тестов специалисты «Авто-Ревю» провели несколько новых замеров – на сопротивление качению и т.н. краш-тест или тест на ударную прочность. Последний параметр очень актуален для российских автолюбителей – качество наших дорог все еще далеко от лучших образцов, особенно сейчас, когда из-под снега и льда «проступили» ямы, кочки и трещины. Причем, как пишут авторы статьи «Экошины и краш-тест», первый краш-тест КАМА EURO 236 прошла еще до начала теста – на Минском шоссе по дороге из России во Францию тестовый VW Polo Sedan попал на участок ремонтировавшейся дороги. Сильный удар нижнекамская шина выдержала с честью и продолжила путь во Францию.

Итоги теста: первое место заняли шины Michelin Energy Saver, второе Hankook Optimo K415, третье Pirelli Cinturato P1, четвертое Continental ContiEcoContact 5, пятое поделили KAMA EURO 236 и Nokian Hakka Green, шестое

Michelin Energy XM2, седьмое Goodyear EfficientGrip, восьмое Federal Formoza FD1 и замкнули тест Bridgestone Ecopia EP100.

КАМА EURO 236 отмечена тест-группой «Авто-Ревю» как весьма достойный конкурент мировым грандам. Второй результат на «сухой» переставке (тест на управляемость), второй результат по результатам теста на аквапланирование, лучший результат «краш-теста», отличные результаты в «мокрых» тестах и при торможении, курсовая устойчивость в поворотах на уровне Michelin, Goodyear и Nokian, показавших лучшие результаты. А если бы в тесте учитывался параметр цена – то итоговое положение КАМА EURO 236 было бы гораздо выше 5-го места. Цены на нижнекамскую шину почти в 2 раза ниже «лидера» по цене – шин Continental ContiEcoContact 5.

Еще один тест проведенный «Авто-Ревю» заставляет задуматься над правдивостью названия «экошины». Во Францию тестовый VW Polo Sedan ехал на КАМА EURO 236, а обратно на шинах Continental ContiEcoContact 5 – победителе экотеста. Разница в расходе топлива на 3 000 километров пути составила не более 0,39 литров на 100 километров пути. Или если переводить в деньги – менее 300 рублей за весь пробег. При этом если бы в процессе поездки ContiEcoContact 5 (краш-тест эти шины, как и Goodyear, провалили, получив пробоину на скорости 35 км/ч) «встретили» препятствие и получили пробоину то «цена вопроса» составила бы 4 500 рублей. Это не считая возможных последствий аварийной ситуации.

Мы выражаем глубокое удовлетворение результатами теста «Авто-Ревю». Нижнекамские шины уже не раз доказывают свою конкурентоспособность на фоне иностранных аналогов при этом по параметру «доступность» кладут конкурентов на обе лопатки.

Авторевю: Тест легковых летних шин размерности 185/60R15 (2012)

  • Bridgestone Ecopia EP100A
  • Continental ContiEcoContact 5
  • Federal Formoza FD1
  • Goodyear EfficientGrip
  • Hankook Optimo K415
  • Kama EURO 236
  • Michelin Energy Saver
  • Michelin Energy XM2
  • Nokian Hakka Green
  • Pirelli Cinturato P1
  • Такого в многолетней истории наших испытаний шин еще не было: в течение дня мы пробили десять покрышек, причем не по разгильдяйству, а с умыслом. Зато теперь мы знаем, какие шины держат удар на скорости 70 км/ч, а какие отправятся в «нокаут» уже на 35 км/ч.
  • В нашем тесте — десять комплектов шин размерности 185/60R15, причем большинство из них — так называемые экошины с низким сопротивлением качению. Это если верить заявлениям производителей. А что показали итоги наших испытаний?
  • В багажник седанчика Volkswagen Polo дядя Ваня методично укладывает наш скарб. Манометр, чемоданчик с надписью «V-Box», прибор для измерения твердости резины…
  • — А уголок?
  • — Вот он, родимый. Я и длину подобрал аккурат, чтобы эта железяка легла за задними сиденьями. Только бы на границе не прижучили за контрабанду металлопроката.
  • А ведь могут и не поверить, что метровый отрезок металлического профиля мы затем и везем во Францию, чтобы там уложить его на асфальте — и скакать через него на машине! Именно так мы и собирались испытать шины на прочность каркасов.
  • Хотя «ударные» испытания начались раньше. Затемно выехали из Москвы, Минское шоссе… Бу-бух! Это дорожники сняли верхний слой асфальта, а сгладить ступеньку поленились. По высоте она — как лежащий в багажнике уголок. Скорость была небольшой, и покрышки Kama Euro-236, которые идут на первичную комплектацию Polo, первое испытание на прочность выдержали — времени на их замену тратить не пришлось.
  • И все же на пограничном переходе Варшавский мост между Белоруссией и Польшей мы простояли пять часов. Металлический уголок подозрений не вызвал, все наши документы были в порядке, но была очередь, которая, похоже, выгодна белорусским пограничникам. Бизнес незатейлив. Суетливый молодой человек наметанным глазом выделил московские номера нашей машины — и предложил за 100 долларов «льготный проезд». Судя по тому, что «проводника» ничуть не смутил стоящий рядом человек в форме, дело поставлено на широкую ногу и крышуется на официальном уровне.
  • Три дня пути — и мы в городке Клермон-Ферран, в 350 километрах южнее Парижа. Клермон-Ферран — вотчина компании Michelin: здесь штаб-квартира, крупный завод, а в пригороде Ладу — центральный исследовательский центр и полигон, где мы и проведем пять дней.
  • Седаны Volkswagen Polo калужской сборки допускают применение шин одной из трех размерностей: 175/70R14, 185/60R15 или 195/55R15. Мы выбрали «среднюю», 185/60R15 — и собрали неплохую компанию шин с пониженным сопротивлением качению. ЭтоBridgestone Ecopia EP100A, Continental ContiEcoContact 5, Goodyear EfficientGrip, Michelin Energy Saver и Michelin Energy XM2, Nokian Hakka Green и Pirelli Cinturato P1. «Обычные» шины представлены в тесте российскими Kama Euro-236 и тайваньскими Federal Formoza FD1. Мы надеялись, что будут и корейские шины Hankook Kinergy Eco, но к началу испытаний раздобыть покрышки нужной размерности нам не удалось. И все же корейские шины в тесте оказались: хэтчбек Volkswagen Polo, который мы взяли напрокат во Франции на роль второго «агрегатоносителя», был «обут» в шины Hankook Optimo K415 нашей размерности. Шины свежие, к тому же весьма популярные на российском рынке.
  • Как оценить экокомпоненту экошин? Лучше всего, конечно, измерить расходы топлива. Но на более-менее корректные испытания мы бы убили всю неделю, и не факт, что в итоге у нас не оказалось бы больше вопросов, нежели ответов: погода быстро менялась, а главное — было ветрено. Поэтому испытать шины на сопротивление качению мы решили в лаборатории, на стенде с беговым барабаном. Благо здесь все под рукой.
  • К барабану прижимается шина, привод раскручивает барабан до «линейной» скорости 80 км/ч, затем отключается — и по его замедлению определяется сила (она по-старинке выражается в килограмм-силах или просто в килограммах, а не в ньютонах), с которой шина тормозит барабан. По ходу испытаний сила прижатия на 20% меньше допустимой (по индексу нагрузки), но для удобства сопоставления результат пересчитывается — так, если бы она составляла 1000 кг. Главная закономерность понятна: чем меньше сила, с которой шина тормозит барабан, тем она «зеленее», экономичнее. Самыми «зелеными» в нашем тесте оказались шины ContiEcoContact 5, а наши шины Kama Euro-236, равно как и китайские Federal Formoza FD1, пока что «черные»: они замедляли барабан с усилием более 11 кг. Что это означает при реальной эксплуатации? Ответ мы поищем по пути в Москву.
  • Полигон в Ладу — это 450 гектаров площади и 19 трасс общей протяженностью 41 км. А сектор «мокрой» управляемости из двух кругов общей длиной 4,1 км — пожалуй, лучший в Европе. Немудрено, что помимо шинников здесь работают и испытатели из автомобильных компаний. Каждый раз, доставая камеру, чтобы запечатлеть рабочие моменты наших тестов, я ловил на себе косые взгляды ребят, которые гнездились в соседнем боксе, где стоял закамуфлированный спортивный автомобиль, обводы которого не оставляли сомнений, что это новый… Впрочем, они могут не бояться утечки: в конце каждого дня всю нашу фотосъемку отсматривал пресс-атташе полигона и удалял кадры, если на них мелькали «чужие» автомобили. Стирались и кадры, где можно разглядеть устройство форсунок системы орошения спецдорог: know how!
  • Как обычно, особое внимание на испытаниях летних шин — мокрой дороге: очень опасное покрытие! Если на сухом асфальте Polo, двигаясь со скоростью 100 км/ч, способен остановиться через 40 метров даже на посредственных с точки зрения эффективности торможения шинах Bridgestone Ecopia EP100A, то на мокром асфальте при торможении уже с 80 км/ч сорока метров до остановки хватит лишь в том случае, если автомобиль «обут» в шины Pirelli Cinturato P1 или Hankook Optimo K415. А на шинах Bridgestone и Federal — 47 и 48 метров! И это не случайные «выпады»: Иван Иваныч Шадричев делал до десяти заездов на каждом комплекте! А состояние трека мы учитывали с помощью так называемых базовых шин, замеры на которых выполняли в начале, в середине и в конце цикла испытаний.
  • В итоге, исключив случайности, делаем однозначный вывод: самое надежное замедление, причем как на мокром, так и на сухом асфальте, обеспечивают шины Pirelli Cinturato P1. Они же оказались самыми быстрыми на мокром круге и на извилистой трассе «мокрой» управляемости. То есть они обеспечивают лучшее сцепление с мокрой дорогой как в продольном, так и в поперечном направлении. Серьезная заявка на успех.
  • Впрочем, помимо метров и секунд мы учитываем и удобство управления автомобилем. Легко ли его удерживать на грани скольжений? Не слишком ли резко происходят срывы в снос или занос? Иногда нам хоть и удавалось показать хорошее время, но ценой огромного напряжения, причем в нашем случае — без помощи системы стабилизации: если она и встречается на бюджетных моделях, к которым относится и наш Volkswagen Polo, то разве что на самых дорогих версиях. У нас же был автомобиль в «средней» комплектации Comfortline. Так вот, несмотря на лучшее время круга на шинах Pirelli, срывы в скольжения были слишком резкими — и парировать их приходилось точными и быстрыми действиями. Максимальная концентрация!
  • На шинах Michelin Energy Saver едешь по трассе чуть медленнее, но и чувствуешь себя увереннее — автомобиль начинает скользить плавно, оставляя больше шансов на коррекцию траектории рулем и газом. А минимальный балл за надежность управления получили китайские шины Federal Formoza FD1 — они вообще не прощают ошибок.
  • Покончив с «малой водой», перемещаемся на участок с «глубоководной» ванной. Ну утонуть-то здесь сложно — толщина водяного слоя всего 8 мм, и все же для некоторых шин и такая глубина стала критической. Например, для покрышек Bridgestone Ecopia EP100A, которые потеряли контакт с дорогой (а значит, свели к нулю шанс сохранить контроль над машиной) при скорости 72,8 км/ч. Для сравнения: шины Michelin Energy XM2 позволили разогнаться до 87,7 км/ч. Приятно, что и наши покрышки не страдают водобоязнью: на счету шин Kama Euro-236 второй результат — 84,5 км/ч.
  • А сектор «сухой» управляемости — это уже настоящая гоночная трасса, разве что без зон безопасности. Я прошел по ней несколько кругов на Polo — и… расстроился! Это шикарный трек для тестов высокоскоростных шин, но в нашем случае уместнее оценивать поведение автомобиля не на скорости 150 км/ч, а моделируя аварийную ситуацию на «легальных» скоростях. Поэтому делаем «переставку» — имитируем объезд внезапно возникшего препятствия. Десять-двенадцать заездов на каждом комплекте шин — и становится понятно, что избежать столкновения и самому не оказаться в кювете лучше других помогут шины Michelin Energy Saver: маневр был выполнен на скорости 66,9 км/ч. А вот на шинах Bridgestone или Federal нам не удалось достичь и 64 км/ч.
  • Самые тихие шины в нашем тесте — Bridgestone Ecopia EP100A, а самые шумные — Kama Euro-236, Hankook Optimo K415 и Goodyear EfficientGrip.
  • Традиционная программа испытаний окончена — пора доставать из багажника «контрабандный» уголок. Французы увидели, распросили — и робко предложили оставить эту затею: дескать, можно повредить не только шины, а вам на этой машине еще в Москву… Это что же, мы зря рисковали? И Дидье Бенонье (он отвечает за омологационные испытания шин Michelin) махнул рукой. Не просто махнул, а предложил сделать настоящий «бордюр-тест» по мишленовской методике. На полигоне есть специальная платформа с закрепленным на ней бордюрным камнем, о который и колотят шины — как раз с целью проверки прочности боковин. Более того, для таких тестов есть даже старенький BMW, на котором не жалко скакать через бордюр. Происходит это так. На скорости 30 км/ч автомобиль с установленной на переднем колесе зачетной шиной налетает на бордюр высотой 78 мм, после чего исследуются повреждения боковины. Это может быть «грыжа», то есть вздутие резины в месте удара, порез или легкое повреждение каркаса, едва заметное на ощупь. Затем скорость увеличивается на 5 км/ч — и жесткая процедура повторяется. И так до тех пор, пока шина не будет пробита насквозь и не испустит дух, то бишь воздух. Причем попадание «бордюра» в одну и ту же точку шины исключено — автомобиль всегда стартует с одного и того же места, но с помощью специальных роликов колесо поворачивают так, чтобы удар пришелся на неповрежденный участок.

  • Удар, еще удар — пшш-ш-ш… Это на скорости 35 км/ч пробита шина Goodyear EfficientGrip. На том же рубеже мы «списали» Continental ContiEcoСontact 5. И не удивились: еще до начала тестов нас смутила тонюсенькая боковина шин Continental — кажется, такую и вилкой можно проткнуть. Зато именно эти шины самые экономичные — потери энергии на деформацию каркаса минимальны.
  • У остальных шин боковины прочнее. Из «экошин» до скорости 50 км/ч добрались Nokian Hakka Green и Michelin Energy Saver. Шина Hankook Optimo K415 продержалась до 55 км/ч. Но самыми прочными оказались отечественные шины Kama Euro-236 и тайваньские Federal Formoza FD1 — они «сдулись» на скоростях 70 и 73 км/ч соответственно (после 70 км/ч прирост скорости уменьшается). И пусть на нас ополчатся «зеленые» активисты, но мы считаем, что прочностные характеристики шин все же важнее, чем их экономичность и экологичность. Это же безопасность!
  • А что до экономичности… По дороге из Москвы в Клермон-Ферран мы скрупулезно подсчитывали все заправленные литры топлива. Обратно — тоже. И выяснили, что по дороге туда наш Polo в среднем сжигал по 8,45 л/100 км, а по дороге обратно — 8,06 л/100 км. Во Францию мы ехали на самых неэкономичных покрышках Kama Euro-236, а обратно — на продемонстрировавших в нашем тесте наименьшее сопротивление качению шинах Continental ContiEcoContact 5. Нагрузка одинакова, режим движения примерно тот же. Вот мы и получили привязку стендовых испытаний к реальному расходу топлива: «лишние» 3,49 кг на стенде — это дополнительные 0,39 л/100 км на дороге. В итоге за 3000 километров шины помогли нам сэкономить 11,7 литра бензина. Даже по алчным европейским ценам на бензин это 17,6 евро, или 700 рублей. Если опираться на российские цены, то вдвое меньше. На фоне тех 25 тысяч рублей, что мы потратили на бензин в этой поездке, — иголка в стоге сена. А вот если бы мы пробили хотя бы одну из «нежных» шин ContiEcoContact 5, то «попали» бы сразу на 4240 рублей. И еще неизвестно, куда бы угодил наш автомобиль после пробоя шины, особенно на высокой скорости.
  • Как обычно, все результаты испытаний мы перевели в баллы и сложили их с учетом весомости каждого показателя. Важнее всего для нас безопасность на мокром и сухом асфальте, прочность шин, а вот комфорт и экономичность — на втором плане. Исходя из такой системы ценностей, наибольшее количество баллов набирают шины Michelin Energy Saver, продемонстрировавшие очень хороший баланс качеств во всех видах испытаний. Достойно выступили шины Hankook Optimo K415 и Pirelli Cinturato P1. Шины Continental ContiEcoContact 5 чуть отстали от тройки лидеров — по «классическим» критериям это очень сильные шины, но репутация была подмочена шинным краш-тестом. Шины Nokian Hakka Green, Michelin Energy XM2 и Goodyear EfficientGrip — твердые середнячки. Приятно, что в эту группу попали и российские шины Kama Euro-236. Тайваньские шины Federal Formoza FD1 оказались в числе аутсайдеров, что можно было предположить, а вот провал шин Bridgestone Ecopia EP100A стал неприятным сюрпризом. Может, мы опять имеем дело с «упрощенной» версией шин Bridgestone для нетребовательного российского рынка?
  • Примечание (по поводу Nokian Hakka Green):
  • Почему в некоторых таблицах с результатами наших испытаний дважды фигурируют шины Nokian Hakka Green? За этим — целая история!
  • Для наших тестов мы обычно выбираем так называемые товарные шины — те, что уже пошли в массовое производство и есть в розничной торговой сети. В крайнем случае, если крупная партия уже завезена в Москву, но по каким-то причинам шины еще не добрались до дилеров, мы сами забираем шины со склада. Но на этот раз мы были вынуждены сделать два исключения.
  • К началу наших испытаний (24 октября 2011 года) шины Pirelli Cinturato P1 еще не добрались до России — и их нам доставили во Францию, прямо на полигон. Шины Nokian Hakka Green к тому времени уже вовсю продавались в России, но представители компании Nokian Tyres заверили нас, что в 2012 году в продажу пойдут серьезно модернизированные шины той же модели. Мы, естественно, решили, что на тест нужно брать именно их, ведь итоги теста будут опубликованы весной 2012 года.
  • Модернизированные шины также были доставлены на полигон — и…
  • Мы были в шоке! В самом хорошем смысле слова.
  • На мокрых покрытиях финские шины не просто «объехали» всех конкурентов. Если на трассе «мокрой» управляемости результаты заездов на лучших европейских шинах ложились кучно (разница времени прохождения круга не превышала секунды), то первый же заезд на шинах Nokian — и две секунды с круга! Это называется «в одни ворота». Может, как бывало, шины провалятся на сухом покрытии? Так ведь нет: пусть и без столь оглушительного успеха, но и здесь шины Nokian выступили достойно… Однозначная, убедительная победа!
  • Но червь сомнения проснулся — и не унимался до весны. Что, если обещанная модернизация шин Nokian Hakka Green по тем или иным причинам не дойдет до потребителя — по крайней мере в том виде, в каком она была блестяще воплощена в тестовых шинах? А вдруг специально для нашего теста… Нет-нет, за фирмой Nokian мы подобных грешков не подмечали.
  • В итоге дождались февраля этого года — и купили шины Nokian Hakka Green с датой производства «0212» (вторая неделя 2012 года). Купили — и тут же рванули во Францию, чтобы на тех же дорогах сравнить их с теми «предсерийными» шинами, что нам были предоставлены для теста. Благо погода оказалась примерно такой же, около 15 градусов тепла, и все же для более достоверной увязки новых результатов с итогами прошлогодних заездов мы взяли и шины Michelin Energy Saver, причем тоже два комплекта: новые и те, что прошли цикл испытаний в октябре. Нужно же, прежде чем «плясать», убедиться, что и «печка» осталась на месте!
  • Убедились. На месте. А вот шины Nokian оказались разными. Те, что мы купили в начале года, неплохие, но отнюдь не выдающиеся. И именно итоги их испытаний пошли в основной зачет.
  • Естественно, мы обратились за разъяснениями к представителям компании Nokian Tyres — и услышали, что модернизированные шины Hakka Green в некоторых размерностях выпускаются уже с сентября 2011 года, но в нашей 185/60R15 — лишь с четвертой недели 2012 года. И что теперь делать? Покупать еще один комплект — и в третий раз ехать во Францию?
  • Для начала мы обзвонили массу дилеров, нашли покрышки Hakka Green нужной размерности, но… С датой выпуска «0112». Из чего делаем вывод, что в первой декаде марта в Москве нельзя было купить модернизированные шины Nokian, а значит, и мы включаем в основной зачет именно те шины, что продавались в России как в прошлом году, так и в начале 2012 года.
  • Но вот как только купим модернизированные шины, немедленно проведем «мокрый» спринт-тест.

Результаты тестов