Платные дороги для грузовиков

Uned ›
Блог ›
Про платные дороги для большегрузов

Всем привет!

Понятно, что никого особо мое мнение не волнует, но мне это безразлично. Именно поэтому сегодня расскажу про шумиху с оплатой проезда тяжелых (массой более 12 тонн) грузовиков по дорогам.

Для тех, кто не в курсе, кратенько напомню:
На прошлой неделе водители тяжелых грузовиков провели акцию протеста, остановившись на некоторое время там, где они находились. Кроме стояния как такового, протест выражался в наглядной агитации печатного и непечатного свойства. Протестовали против ввода оплаты за проезд по дорогам грузовиков полной массой свыше 12 тонн.

Коротко о главном

Журналисты профильных и не очень изданий, как водится, устроили информационную истерию (все встанет, голод, холод, бунты, коллапс, мы все умрем, ааааа!111). В основном, высказывались против этого сбора, мотивируя тем, что издержки транспортных компаний и так высоки, цены на товары в магазинах вырастут и вообще, режим затягивает гайки. В качестве примера приводили дикие расчеты из серии: между Екатеринбургом и Москвой 2000 км дороги, да еще километров 300 — погрузка-разгрузка, стоянка и т.п. Ссылку приводить не буду — нечего рекламировать незнаек.

Внутреннее чутье подсказывает, что если в СМИ происходят такие эмоциональные всплески, значит реальность несколько отличается от того, что пытаются нам внушить. В этом и попробуем разобраться.

Правовая сторона вопроса
С 15 ноября 2015 года вступила в силу статья 31.1 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Там говорится о том, что грузовики разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн должны оплачивать проезд по федеральным трассам. Размер платы устанавливает Правительство соответствующим постановлением. с 15.11.15 по 29.02.16 это 1,53 р/ км, с 01.03.16 по 31.12.18 — 3,06 р/км, далее — 3,73 р/км. Собранные деньги должны пойти на ремонт, обслуживание и строительство федеральных дорог.

То есть, что получается? Плата вводится не за все дороги, а только за федеральные. Что это такое можно прочитать, например, на сайте Росавтодора (там же есть и полный перечень таких дорог). Вкратце, это:
«5. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

1) соединяющие столицу Российской Федерации — город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;
2) включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

6. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги:

1) соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;
2) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;
3) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации — городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.»

Схема федеральных автодорог: зеленые — Р, красные — М, синие — А. Пунктиром — строящиеся

То есть, оказывается, что далеко не все перевозчики должны будут платить. Например, как молоко возили из Новой Ляли на Молокозавод №1, так его и будут возить без дополнительной оплаты. Кроме того, погрузки-разгрузки и проезды по городу — также не относятся к оплачиваемому пробегу.

Посчитаем
Впрочем, поставки некоторого количества товаров идут действительно посредством автоперевозок. Дороги между областными центрами большей частью федеральные, грузовики идут по ним. В России максимальная допустимая масса автопоезда составляет 40 тонн (есть определенные моменты, когда она может быть увеличена до 44 тонн, но их опустим). Массу тягача в характеристиках на официальных сайтах почему-то не указывают, но предположим, что она где-то 7 тонн и еще около 3-4 — прицеп. Итого, полезная нагрузка 29 тонн. Расстояние от Москвы до Екатеринбурга около 1900 километров, для простоты округлим и посчитаем, что все оно по «федералке». Фура поедет и обратно, а грузопоток в западном направлении невелик, так что можно расстояние удвоить — 3800 километров. Получившиеся цифры увеличения стоимости груза можно увидеть ниже.

Плата за проезд от Москвы до Екатеринбурга и обратно из расчета 29 тонн груза в прицепе

Килограмм условной колбасы, привезенной из Москвы, подорожает на целых 40 копеек.

В чем же проблема?
Проблема, прежде всего, в том что с владельцев автомобилей уже собирают деньги на ремонт дорог. Их собирают в виде транспортного налога и в виде прямой платы за проезд по соответствующим участкам трасс. Таким образом, получается, что проезд платного участка трассы М4 «Дон» владелец грузовика оплатит трижды. Определенно, это перебор.

После акции дальнобойщиков в правительстве озаботились отменой транспортного налога (и даже все кто мог рекомендовали и поддержали его отмену). Но вот закономерный вопрос: почему нельзя было озаботиться этим чуть раньше? Ведь история ввода платы за проезд по трассам началась не менее двух лет назад. Вступление в силу нормы о сборе откладывали, а остальные вопросы не решали. В конце концов, можно понять законодателей: кризис, налоговые поступления падают и все прочее. Но, в конце концов, сделайте льготу по ТН для тяжелых грузовиков! Неясно, зачем нужны различные службы и советы по обеспечению законодательной деятельности, если на выходе вот такой продукт.

Второй момент, не менее важный, чем первый — экономический. Мелкие перевозчики и частники, без того оказавшиеся на грани рентабельности (закупка зарубежных запчастей, рост тарифов ОСАГО и общая инфляция), будут вынуждены повысить расценки. При этом, более крупные игроки смогут за счет урезанной прибыли удержать свои тарифы и постепенно вытеснить мелкий бизнес с рынка. Ситуация, в целом, стандартная, и особенного в ней нет ничего — мелкий бизнес покинул многие сферы деятельности. Однако, для конкретного водителя или владельца небольшой транспортной фирмы радости в этом никакой.

Но не стоит и преувеличивать роль автомобильных перевозок в транспортной системе страны. Согласно данным «Росстата», доля автомобильного транспорта в грузообороте составляет 5%. Это означает, что несмотря на лидирующую позицию в статистике по объему перевезенных грузов, перевезены они были на сравнительно небольшие расстояния. В качестве основного перевозчика грузов (не берем в расчет трубопроводный транспорт, т.к. он не имеет отношения к конечному потребителю) выступают железные дороги с десятикратным отрывом. Это, кстати, ставит жирный крест на идее о том, что новый сбор лоббирован РЖД.

Грузооборот в РФ

Ну и, наконец, проблема, лежащая не столько в финансовой плоскости (хотя к ней относится), сколько имеющая отношение к чувству социальной справедливости и удобства использования: наладка системы взимания платы и ее эксплуатация без проведения конкурсного отбора была делегирована некому гражданину Роттенбергу. И ладно бы поручили, а в назначенный час все заработало, так нет же — тестового запуска не было, а с началом работы в системе зафиксированы многочисленные сбои.

А нужен ли сбор?
Пока выходит, что правительство, несмотря на годы подготовки, не смогло плавно запустить систему сбора оплаты, сам факт введения которой — один большой вопрос. На самом деле, речь о замене транспортного налога некой дифференцированной ставкой оплаты обсуждается давно. И здесь, видимо, решили начать с тех, кто наносит наибольший ущерб дорогам.

Рафик неуиноуат! Кстати, Польша. Фура с польскими номерами

Такая постановка вопроса, кстати, вызывает лютый помпаж у части водителей: дескать, вы дороги постройте сначала! Да и колеи, мол, только от легковушек видны. С одной стороны, хочется заметить, что дороги автобанного типа, на бетонной подложке очень дороги (а платить почему-то никто не хочет), и строительство их занимает существенное время. С другой — давайте взглянем на самих перевозчиков.

Как-то мне на D2 рассказывали, что перегруз сильно не выгоден перевозчикам (штрафы, все дела). Тогда мне никак не смогли прокомментировать колонну из 23 грузовиков с 2,5 кратным перевесом, остановленную в конце 2014 года под Нижним Тагилом. А вот что сообщает нам ФКУ «Росдормониторинг»:

«В ходе эксплуатации «Автоматизированной системы «Мониторинг интенсивности и состава транспортного потока в части транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов на стационарных пунктах весового контроля, расположенных на автомобильных дорогах федерального значения Российской Федерации» было выявлено 62047 факта проезда с нарушением весовых параметров, 30144 факта проезда с полной массой свыше 44,0 т, из них 116 фактов проезда с полной массой свыше 80 т и 24 проезда с полной массой более 100 т.»

204,89 т.145,31 т. 123,72 т.

Трудновато представить, что 200-тонный автопоезд не наносит ущерба дороге или изнашивает ее наравне с легковушкой.

В итоге
Итог, в общем-то, закономерен в определенном смысле. Идея, которая выглядит как само собой разумеющееся, реализована и подана из рук вон плохо. Очень хочется верить, что кривизна нормативных актов будет исправлена. С другой стороны — протестные действия сообщества перевозчиков должны также быть направлены в конструктивное русло, а не как это стало модным в последнее время: «нам плохо — давайте выгоним всех».

Последние дни в нашей стране, с точки зрения новостей, проходят достаточно насыщенно. Причем одним из событий, к которым приковано наибольшее внимание, являются забастовки дальнобойщиков из-за желания властей ввести плату за проезд по дорогам государственного значения.

Федеральные трассы являются главными транспортными артериями нашей страны, за счет которых производится не только перевозка пассажиров, но и транспортировка грузов, в том числе и первой необходимости. Поэтому сегодня поговорим о том, что представляет собой налог на проезд по главным дорогам нашей страны, и почему он так возмутил дальнобойщиков по всей стране, заставив тех обратить свои грузовики на Москву.

В чем суть налога, или как все начиналось

С 15 ноября 2015 года на территории России было введено два новых типа сборов, которые вызвали серьезное возмущение у дальнобойщиков. К ним относятся:

  1. Налог за пользование федеральными трассами.
  2. Налог за проезд по региональным дорогам.

Если во втором случае размер платы установят непосредственно региональные власти, то суммы, которые придется уплачивать за проезд королям дорог в первом случае, уже ясны. Платить придется 3,09 рубля за 1 километр, уплатить его будет необходимо из расчета километража, который будет показан при помощи специальных устройств, установленных в каждом авто. Причины, которые толкнули власти на подобный шаг, предельно ясны: за 2016 год эта мера дополнительно сможет принести в дорожный фонд государства до 40 миллиардов рублей. Об этом сообщил глава Росавтодора Р. Старовойт.

Читайте также: Сроки сдачи отчетности по торговому сбору

По словам руководителя ведомства, данный сбор позволяет Росавтодору в первую очередь заботиться о качестве покрытия для легковых автомобилей. Именно большегрузные фуры, по его мнению, наносят трассам наибольший ущерб, ввиду чего они и будут вынуждены его компенсировать, исходя из ставки 3,09 руб./км. Вместе с тем подобный шаг неминуемо вызовет рост цен на абсолютно все товары, которые поставляются в те или иные города автомобильным транспортом.

Дальнобойщики не станут платить налог из собственного кармана, повысив цены на перевозки для получателей груза. Последние, в свою очередь, будут компенсировать убытки за счет конечного покупателя, что неминуемо приведет к росту цен. Росавтодор убеждает, что данная инициатива не заставит покупателей переплачивать более чем 1%. Непосредственно водители и компании-перевозчики убеждены, что минимальный скачок цен составит от 6 до 8%. Данные цифры далеко не окончательны и могут меняться, в зависимости от аппетитов властей субъектов федерации, которые будут устанавливать региональный транспортный налог самостоятельно. В итоге за инициативы ведомства вновь придется расплачиваться конечному потребителю.

Собственно, идея введения регионального налога также принадлежала Старовойту. Еще рассказывая об эффективности введения платы за проезд по трассам федерального значения, он утверждал, что теперь дальнобойщики будут значительно реже пользоваться государственными дорогами, отдавая предпочтение второму типу. Разумеется, регионы прислушались к главе Росавтодора, ведь никому не хочется тратить лишние деньги из бюджета на ремонт дорог, да и сладкие цифры приятно греют ухо местным чиновникам. Поэтому гайки для перевозчиков были закручены окончательно.

Более того, по словам Старовойта, изначально размер налога должен был находиться на отметке 3,73 рубля за 1 километр, однако все же он был пересмотрен в сторону уменьшения и после консультаций с Минтрансом и с Минэкономразвития. В дальнейшем, по заверению главы Росавтодора, снижать его было попросту бессмысленно, ввиду чего и приняли именно такое решение.

Читайте также: Какие налоги обязательны к уплате пенсионерами

Дальнобойщики не согласны платить

Однако подобные инициативы чиновников, дальнобойщики восприняли в штыки. Сразу же после вынесения решения о введении налога, которое сразу же окрестили «Законом Ротенберга», транспортники начали выражать собственный протест, считая, что малый и средний бизнес из-за этого попросту умрет.

Основные требования водителей следующие:

  • отключение системы «Платон», которая и является яблоком раздора;
  • запрет на ее использование до 2019 года;
  • введение ее в тестовом режиме, сроком на 1 год.

Первые итоги забастовки были получены практически сразу. Правительство пошло навстречу перевозчикам, снизив тариф за въезд на трассы федерального значения в два раза – до 1,53 руб./км. Однако действие данной меры будет кратковременным. Уже с марта следующего года и до декабря 2019 цены на проезд вернутся к первоначальной стоимости, а спустя 3 года, вероятно, вновь будут повышены. Чиновники заявили, что данный шаг позволит дальнобойщикам и компаниям, занимающимся частными перевозками, перестроить свой бизнес и подготовиться к переходу на оплату 3,08 руб./км.

Однако подобные «поблажки» водителей не удовлетворили. Они убеждены, что это вызовет очередной существенный скачок цен, из-за чего пострадают простые россияне, в том числе и они сами, вместе со своими семьями. Таким образом, на 11 ноября были запланированы протестные движения более чем в 15 городах в различных частях РФ, начиная от столицы и заканчивая населенными пунктами Сибири. В итоге подобные акции провели перевозчики более чем в 40 регионах.

Резко по этому поводу высказался представитель Профсоюза водителей-профессионалов А. Котов. Он убежден, что данная мера является ни чем иным, как самым обыкновенным побором, вводить которые неприемлемо. Тем более в кризис. Возможное влияние «Платон» на водителей он привел на примере перевозчиков молока и молочной продукции. На сегодняшний день потребление этих товаров на территории РФ снизилось более чем на 20%. Производители и перевозчики уже не могут сохранять нынешние цены на прежнем уровне, поскольку это приводит их к убыткам. Значит, рост цен вынудит россиян покупать еще меньше продукта, что приведет к банкротству целого ряда подобных предприятий. Что касается непосредственно дальнобойщиков – «Закон Ротенберга» вынудит малые и средние компании попросту закрыться, в связи с неликвидностью. Это приведет к смерти конкуренции и появлению монополий со стороны перевозчиков, которые таким образом смогут диктовать собственные условия предприятиям и пунктам реализации конечной продукции. Это будет приводить и к дальнейшим скачкам цен на самые различные товары.

Следовательно, дальнобойщики упорно отказываются воспринимать систему «Платон», и поэтому в самых различных городах проходят волнения. Более того, последние новости сообщают, что водители 12-тонных авто со всех уголков России движутся в Москву для проведения масштабной забастовки в столице. Если требования водителей не будут выполнены – они угрожают перекрыть МКАД, что приведет к транспортному коллапсу в столице.

Читайте также: Сколько налогов платит работодатель за каждого работника

Буквально на днях появилась информация о том, самый большой протест может быть отменен, однако сами дальнобойщики утверждают, что это неправда, и продолжают свое движение из различных городов РФ. Однако все же кое-кому, судя по всему, доехать не суждено. К примеру, в Дагестане сотрудники ГИБДД разворачивают все фуры в обратном направлении, утверждая, что они едут на забастовку. Аналогичная ситуация наблюдается и во многих других городах РФ, однако многие машины все же пробираются в столицу с намерением бастовать на МКАД.

30 ноября транспортный комитет Госдумы выступил с заявлением, что регионального налога все-таки не будет. Однако «Платон» продолжит свою работу на Федеральных трассах, что никоим образом не удовлетворяет бастующих. Они намерены добиваться правды и отстаивать свою позицию, даже если для этого придется перекрыть МКАД и идти на другие радикальные шаги, ведь «закон Ротенберга» может привести к росту цен в магазинах, а самих перевозчиков оставить без работы. На сегодняшний день никакого «света в конце тоннеля» пока не наблюдается. Перевозчики настроены радикально, чиновники не желают отступать от своего. Поэтому ситуация остается достаточно напряженной. Переговоры идут, но чем все закончится – пока предположить сложно.

Минфин опубликовал текст законопроекта, которым запланировано внести в Налоговый кодекс неналоговые платежи. Этим же документом предлагается ввести два новых налога — экологический и на операторов сети связи общего пользования.

Проект очень большой, поэтому пока расскажем о нем кратко. Вот что предлагает Минфин.

Внести в Налоговый кодекс следующие налоги и сборы:

  • экологический налог;
  • утилизационный сбор;
  • сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения;
  • налог на операторов сети связи общего пользования;
  • гостиничный сбор.

Экологичекий налог должен заменить плату за негативное воздействие на окружающую среду. В пояснительной записке говорится, что проведенный анализ динамики фактических поступлений этой платы свидетельствует о низкой эффективности взимания данного неналогового платежа, что порождает необходимость финансировать государственные экологические программы за счет иных доходов федерального и бюджетов субъектов РФ. При этом штрафные санкции по КоАП можно взыскать только через суд, а неуплата платежа в крупной размере не образует состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом. Внесение экологического налога, по мнению Минфина, позволит резко увеличить поступления в бюджет. Налоговикам будут даны полномочия не только проводить камеральную проверку деклараций, но и производить осмотр помещений в рамках её проведения.

Утилизационный сбор будет введен взамен существующих в настоящее время неналоговых платежей — экологического и утилизационного сборов, взимаемых в соответствии со статьями 24.1 и 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В законопроекте определены плательщики сбора, объекты обложения сбором, установлены ставки сборов и коэффициенты к ним, предусмотрен порядок расчета сбора и порядок подтверждения уплаты сбора.

Сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения общего пользования заменит плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн(так называемая плата в систему «Платон»). Ставка сбора устанавливается в размере 3,73 рубля на один километр пути, которая подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год. При этом оператором по сбору так и останется ООО «РТ-Инвест Транспортные системы». Однако налоговикам будет передано право взыскивать задолженность по сбору на основании актов, представляемых в налоговые органы оператором.

Налог на операторов сети связи общего пользования — заменит обязательный платеж, взимаемый в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Ставка останется прежней — 1,2% от доходов оператора, определяемых по данным бухгалтерского учета. Однако для организаций связи добавится отчетности, ведь будет введена новая квартальная декларация по этому налогу.

Гостиничный сбор будет прописан в главе 33.1 НК. Он заменит действующий сейчас в качестве эксперимента на территориях четырех субъектов РФ неналоговый платеж — курортный сбор. Плательщиками гостиничного сбора будут уже не физические лица, а организации и ИП, владеющие средствами временного размещения. Таким образом Минфин хочет пополнить местные бюджеты. Однако принимать решение о введении гостиничного сбора будут именно местные власти. Введение этого сбора планируется с 1 января 2023 года.

Помимо введения новых налогов и сборов законопроектом предлагается включить в НК в качестве государственной пошлины ряд платежей, которые в настоящее время взимаются в виде неналоговых платежей за предоставление сведений (внесение изменений, просмотр сведений и т.п.) из государственных реестров (регистров), ведение которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти и (или) подведомственными им учреждениями.

Что в результате останется от проекта после принятия его Госдумой, предугадать сложно. Бизнес сопротивляется появлению неналоговых платежей в Налоговом кодексе и уже просили вмешаться в ситуацию Владимира Путина. Но вряд ли власти откажутся от идеи, позволяющей повысить доходы бюджета и дающей налоговикам новые полномочия.

Платные дороги в России в 2018 году

История платных дорог берет свое начало еще со Средневековья. Тогда вся Европа была разбита на удельные княжества, и каждый князь почитал своим долгом брать дань с путников, проходящих по территории его владений. Когда отдельные княжества стали объединяться в централизованные государства, дань приобрела иную форму — теперь путники должны были платить за то, что они используют дороги. В России платные дороги появились в XVIII веке. В СССР они были отменены, и первая платная автодорога современного типа появилась в РФ в 1999 — ей стал двадцатикилометровый участок трассы М4 «Дон» в Липецкой области. Сегодня общая протяженность платных дорог РФ составляет почти 1000 километров.

От чего зависит стоимость проезда?

Стоимость проезда по платным автомагистралям зависит от категории ТС, от тарифов, установленных на самой дороге, от времени проезда и от наличия скидки. Экстренные службы освобождаются от необходимости оплаты за движение по платным дорогам. Также от оплаты освобождается маршрутный транспорт за исключением такси и междугородних автобусов. Государственной компанией «Автодор» определено 4 категории ТС, для каждой их которых установлена своя тарификация. Так, транспортные средства стоит различать в соответствии с их высотой и количеством осей:

  • Высота менее 2 метров, количество осей 2 и более;
  • Высота от 2 до 2.6 метра, количество осей 2 и более;
  • Высота от 2.6 метра количество осей не более 2;
  • Высота от 2.6 метра, количество осей более 2.

Право на определение величины тарифа принадлежит концессионеру (лицу, которое владеет дорогой). Концессионер вправе установить разную стоимость в зависимости от времени суток. Так, на федеральной трассе М4 установлено 2 тарифа: от 7:00 до 0:00 и от 0:00 до 7:00, в то же время, на трассе М11 такого деления нет, хотя концессионером и одной и другой автомагистрали является компания «Автодор». Скидка на проезд чаще всего определяется наличием транспондера (устройство, которое принимает сигнал с платных дорог и автоматически осуществляет оплату).

Как платить?

Есть 2 варианта возможной оплаты за движение по платным дорогам Российской Федерации: в специальных пунктах взимания платы (ПВП) или через транспондер. В некоторых ПВП находятся кассиры, с ними можно рассчитаться как наличными, так и банковской картой, иные ПВП снабжены автоматическим купюроприемником. При использовании транспондера водитель может открыть специальный счет, на который будет вносить деньги или привязать его к банковской карте. В любом случае деньги со счета будут списываться автоматически. Но таким водителям все равно придется остановиться перед датчиком, чтобы система распознала транспондер и открыла шлагбаум. В случае если на счете не будет нужного количества средств — шлагбаум не будет открыт, а водителю придется воспользоваться ПВП.

Перечень платных дорог РФ

На сегодняшний день платные участки имеются на трассах федерального значения М1, М3, М4 и М11, в Псковской области в приграничных зонах с соседними странами, и в Санкт-Петербурге внутригородская дорога «Западный скоростной диаметр». Концессионером большинства из них является Государственная компания «Автодор». Только платные дороги Псковской области принадлежат местному комитету по транспорту, дорога «Западный скоростной диаметр» принадлежит ООО «Магистраль северной столицы» и трасса М11 частично принадлежит «Северо-Западной концессионной компании».

Трасса М1

Трасса М1 имеет всего один платный участок — с 14 по 33 км, идущий в объезд города Одинцово. Он был введен в эксплуатацию с 2013 года, а платным стал с 1 января 2014 года. Данный участок разделен на 3 отрезка. В таблице 1 представлена информация о тарифах на данной дороге в зависимости от времени проезда, участка трассы и категории транспортного средства.

Таблица 1 — Тарифы на проезд по трассе М1, руб.

Отрезок дороги Время проезда 1 категория ТС 2 категория ТС 3 категория ТС 4 категория ТС
1-10 км 5:00-1:00 150 225 300 480
1:00-5:00 50 70 100 150
10-13 км 1:00-5:00 50 70 100 150
1:00-5:00 30 40 60 90
10-19 км 1:00-5:00 150 225 300 480
1:00-5:00 50 70 100 150

В соответствии с Приказом ОАО «Главная дорога» №5-ПП от 12.05.2017

Такое деление обусловлено имеющимися съездами (заездами) на автомагистраль. Водитель, движущийся по всем трем отрезкам, вынужден будет останавливаться у каждого ПВП, и оплачивать проезд. Наличие транспондера гарантирует водителю скидку на оплату от 15%.

Трасса М3

Трасса М3 имеет 2 участка платной дороги, которые находятся в Калужской области. До 2017 года общая протяженность платных участков составляла 50 км (с 124 по 174 километр трассы), а с 2017, после завершения реконструкции на участке с 174 по 194 километр — 70 км. На 2018 год запланирована реконструкция еще одного отрезка — с 65 по 124 километр, который также станет платным. В таблице 2 представлена информация о тарифах на данной дороге в зависимости от времени проезда, участка трассы и категории транспортного средства.

Таблица 2 — Тарифы на проезд по трассе М3, руб.

Отрезок дороги Время проезда 1 категория ТС 2 категория ТС 3 категория ТС 4 категория ТС
124-150 км 7:00-0:00 50 75 100 180
0:00-7:00 25 35 50 90
150-194 км 7:00-0:00 80 120 160 320
0:00-7:00 40 60 80 160

По данным ООО «Автодор-Платные Дороги»

При наличии транспондера водитель получает скидку от 20%. Пункты взимания платы расположены на 136 и 168 километрах автомагистрали. При оплате наличными водитель должен будет останавливаться на каждом из них. ПВП расположены таким образом, чтобы дать местным жителям возможность двигаться по автомагистрали без необходимости оплаты за проезд.

Трасса М4

На трассе М4 есть 11 основных участков и 6 дополнительных (съездов и заездов на автомагистраль). В 2014 году был введен платный участок с 1091 по 1119 км, но местные жители стали оспаривать это решение, так как данный отрезок дороги является для них практически безальтернативным, а в соответствии с Федеральным законом № 257 «Об автомобильных дорогах» такая альтернатива должна быть. В качестве компромисса было определено, что стоимость проезда местным жителям на данном отрезке автомагистрали будет составлять всего 50 копеек. В таблице 3 представлена информация о тарифах на данной дороге в зависимости от времени проезда, участка трассы и категории транспортного средства.

Таблица 3 — Тарифы на проезд по трассе М4, руб.

Отрезок дороги Время проезда 1 категория ТС 2 категория ТС 3 категория ТС 4 категория ТС
21-93 км 7:00-0:00 100 150 200 400
0:00-7:00 60 90 120 240
93-211 км 7:00-0:00 150 220 300 450
0:00-7:00 100 150 200 300
225-260 км 7:00-0:00 65 95 130 240
0:00-7:00 35 50 70 140
287-321 км 7:00-0:00 65 95 130 240
0:00-7:00 35 50 70 140
330-414 км 7:00-0:00 130 190 250 480
0:00-7:00 100 150 200 400
414-464 км 7:00-0:00 90 130 170 330
0:00-7:00 60 90 120 150
492-517 км 7:00-0:00 40 60 80 140
0:00-7:00 25 35 50 100
517-544 км 7:00-0:00 50 70 100 150
0:00-7:00 30 45 60 90
544-589 км 7:00-0:00 80 110 140 290
0:00-7:00 50 80 100 200
589-633 км 7:00-0:00 70 70 140 290
0:00-7:00 50 100 100 200
1091-1119 км 7:00-0:00 50 75 100 200
0:00-7:00 30 45 60 120

По данным ООО «Автодор-Платные Дороги»

Наличие транспондера гарантирует водителю скидку от 10 до 50% в зависимости от времени проезда и особенностей участка. На каждом участке имеется свой пункт взимания платы. На участке с 414 по 464 км находится сразу два ПВП. В таблице 4 представлены дополнительные платные участки на трассе М4.

Таблица 4 — Тарифы платы на дополнительных участков трассы М4, руб.

Отрезок дороги Время проезда 1 категория ТС 2 категория ТС 3 категория ТС 4 категория ТС
21-62 км
Выезд с автомагистрали
7:00-0:00 60 90 120 240
0:00-7:00 35 50 70 140
355-339 км
Съезд на автомагистраль в обратном направлении
7:00-0:00 45 75 90 180
0:00-7:00 30 35 60 110
380-414 км
Съезд на автомагистраль по ходу отсчета километража
7:00-0:00 60 90 120 240
0:00-7:00 35 55 70 140
380-339 км
Съезд на автомагистраль в обратном направлении
7:00-0:00 90 130 170 340
0:00-7:00 55 85 110 220
401-414 км
Съезд на автомагистраль по ходу отсчета километража
7:00-0:00 25 35 45 90
0:00-7:00 10 15 20 40
401-339 км
Съезд на автомагистраль в обратном направлении
7:00-0:00 110 160 210 420
0:00-7:00 80 120 160 320

По данным ООО «Автодор-Платные Дороги»

Пункты взимания платы находятся в начале или в конце каждого из съездов. Водителю придется остановиться всего один раз, чтобы заплатить за проезд по платному участку дороги. Наличие транспондера гарантирует скидку от 10 до 30% в зависимости от участка и времени проезда

Трасса М11

Автомагистраль Москва — Санкт-Петербург еще не закончена. Она принадлежит одновременно «Автодору» и «Северо-Западной концессионной компании». Планируется, что общая длина трассы будет составлять примерно 670 километров. Первый участок дороги был открыт в 2014 году и стал платным с сентября 2015 года. По состоянию на начало 2018 года к эксплуатации допущено уже 3 участка (2 принадлежит «Автодору» и один СЗКК). Весь платный участок трассы М11, принадлежащей «Автодору», находится в Тверской области. В таблице 5 представлена информация о тарифах на данной дороге в зависимости от участка трассы и категории транспортного средства.

Таблица 5 — Тарифы на проезд по трассе М11, руб.

Отрезок дороги 1 категория ТС 2 категория ТС 3 категория ТС 4 категория ТС
208-214 км 20 30 40 60
208-258 км 140 160 180 220
208-334 км 360 390 430 530
214-258 км 120 140 150 180
214-334 км 340 370 400 480
258-334 км 220 230 250 300

По данным ООО «Автодор-Платные Дороги»

Особенностью автомагистрали является отсутствие деления тарифов на дневные и ночные. При наличии транспондера водителю предоставляется скидка на оплату от 10 до 50% в зависимости от категории транспортного средства и проезжаемого участка. Пункты взимания платы расположены таким образом, чтобы водитель платил только за тот участок, который собирается проехать или который он уже проехал.

Участок трассы М11 Москва-Солнечногорск находится во владении СЗКК. Компания не просто разделила тарифы на дневные и ночные, а установила разные значения для ночи, утра, дня и вечера, а также разделила величину тарифов по дням. Так, тарифы в воскресенье, субботу, пятницу и понедельник-четверг могут иметь разные значения. Из всех платных дорог именно этот участок считается самым дорогим. Например, чтобы проехать по всему участку (с 15 по 58 километр) в пятницу вечером на легковом автомобиле водитель должен будет заплатить 550 рублей.

Дороги Псковской области

Первые платные дороги в Псковской области были введены в 2002 году. Сейчас есть 4 таких дороги, 3 из которых связывают Россию с Эстонией, Латвией и Беларусью, а четвертая проходит внутри самой Псковской области. Данные дороги принадлежат местным органам власти и в отличие от всех остальных платных магистралей Российской Федерации они не были отремонтированы или заново построены. В таблице 6 представлена информация о тарифах на данных дорогах в зависимости от участка трассы и категории транспортного средства.

Таблица 6 — Тарифы на проезд по дорогам Псковской области, руб., т

Отрезок дороги Легковые авто Фургоны (не более 11 мест) Автобусы (от 11 до 29 мест) Автобусы (более 30 мест) Грузовики до 3.5 Грузовики от 3.5 до 8.5 Грузовики свыше 8.5 Трейлеры до 8.5 Трейлеры свыше 8.5
Островок- Вышгородок 300 480 640 1130 560 650 1130 650 1130
Печоры- Изборск 150 230 320 560 240 320 560 320 560
Опочка- Дубровка 220 320 480 810 400 480 810 480 810
Ольша- Невель 200 320 470 590 470 590 810 710 880

Согласно Постановлению Администрации Псковской области № 72 от 27.02.2002 г. «Об использовании автомобильных дорог общего пользования на платной основе и установления размера платы за проезд по данным автомобильным дорогам»

Псковский областной комитет по транспорту установил свои категории транспортных средств в зависимости от которых меняется стоимость проезда по платным дорогам. Точно также местными властями были определены дополнительные категории ТС, которые не обязаны платить за движение по указанным дорогам. Например, к числу таковых относится транспорт, находящийся во владении жителей Псковской области.

Западный скоростной диаметр

Дорога была открыта в 2005 году. В 2014 она стала платной и на сегодняшний день насчитывает 5 участков. Общая протяженность дороги составляет немногим более 46 километров. Количество полос — от 4 до 8. В таблице 7 представлена информация о тарифах на данной дороге в зависимости от участка трассы и категории транспортного средства.

Таблица 7 — Тарифы на проезд по магистрали «Западный скоростной диаметр», руб.

Отрезок дороги 1 категория ТС 2 категория ТС 3 категория ТС 4 категория ТС
Кольцевая автодорога (с южной стороны) — улица Благодатная 100 100 150 200
Улица Благодатная — Набережная 100 100 130 170
Набережная — Шуваловский проспект 100 100 130 170
Шуваловский проспект — кольцевая автодорога (с северной стороны) 100 100 130 170
Кольцевая автодорога (с северной стороны) — дорога Е-18 100 100 130 170

Согласно Приложению № 1 к Приказу № 14 от 05.10.2017 г. «Об утверждении изменений в Правила оказания услуг по организации проезда по платным участкам автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» и Тарифов на проезд по платным участкам автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»

ООО «Магистраль северной столицы», являющееся концессионером дороги, также решило отказаться от использования дневных и ночных тарифов. Пункты взимания платы расположены таким образом, чтобы водители платили только за тот участок дороги, по которому они будут двигаться. При использовании транспондера предоставляется скидка от 15%. При проезде транспортного средства с транспондером с 0:00 до 5:59 скидка будет составлять 50%.

Планируемые нововведения

В соответствии с законом о Государственной компании «Автодор» любая вновь построенная или реконструированная дорога может стать платной, но только в том случае, если у нее имеется бесплатная альтернатива. То есть у водителя должен быть выбор по какой дороге двигаться. Так, в будущем планируется сделать платной всю трассу М4. Также, одним из планируемых нововведений является введение возможности безостановочного проезда с помощью транспондера. По прогнозам данная система будет введена в 2019 году после того, как будет решен вопрос о наказании водителей, которые не платят за движение по платным дорогам.

Транспортный налог, который платят автовладельцы, недостаточно велик, чтобы покрыть все расходы на содержание автомобильных дорог. При этом, большая часть средств, вырученных с платной дороги, идет на ее содержание, поэтому водители, выбирая движение по такой автомагистрали, платят за свой комфорт. Позиция правительства РФ такова, что с течением времени сеть платных дорог будет увеличиваться, но платными будут становиться только новые или отремонтированные дороги.

Советуем почитать: Транспондер для платных дорог 0/5 (0 голосов)