Авария с такси

Что делать, если попал в ДТП на такси

В соответствии с требованиями действующего российского законодательства, каждое транспортное средство обязательно должно быть застраховано по программе ОСАГО. Полис обязательного страхования автогражданской ответственности является гарантом того, что все участники дорожно-транспортного происшествия могут рассчитывать на получение возмещения.

Страховые выплаты перечисляются всем лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия, в том числе и клиентам такси.

Клиент такси должен знать о том, что вне зависимости от того, кем был водитель в этой аварии – виновником или пострадавшим, пассажир все равно может рассчитывать на получение денежной компенсации.

Выплата производится только в том случае, если здоровью клиента в результате ДТП был причинен ущерб.

Действия пассажира такси после ДТП

Если клиент воспользовался услугами перевозчика, и во время такой поездки произошло ДТП, для получения возмещения необходимо действовать по определенному порядку.

Если в результате столкновения клиент получил серьезные повреждения или потерял сознание, его направляют в больницу на скорой помощи. Данный факт фиксируется в протоколе.

Самая частная ошибка, которую совершает практически каждый пассажир, несерьезно пострадавший в результате ДТП – отъезд с места аварии.

Даже если впоследствии клиент все-таки обращается в травмпункт для фиксации травм, доказать, что они были получены именно в результате дорожно-транспортного происшествия будет практически невозможно.

Поэтому пассажиру, желающему получить возмещение за причиненный ущерб здоровью, необходимо оставаться на месте происшествия до приезда сотрудников ГИБДД. Инспектор должен зафиксировать факт, что в результате ДТП были пострадавшие.

Протокол о ДТП – главный документ, который является основание для получения компенсации за причиненный здоровью пассажира ущерб.

Если застрахованное лицо уведомило о дорожно-транспортном происшествии страховую компанию, акт может быть составлен в присутствии представителя страховщика.

После получения копии протокола о ДТП, пассажир должен обратиться в травмпункт и зафиксировать все полученные травмы. Заключение, полученное в результате проведения такой экспертизы, поможет определить степень тяжести всех причиненных клиенту повреждений.

Кто будет оплачивать компенсацию за травмы в ДТП на такси

По закону, клиент такси имеет право на получение страховой выплаты, перечисляемой страховщиком виновника дорожно-транспортного происшествия. Если в ДТП был виноват водитель такси, выплачивать компенсацию за травмы будет должна страховая компания компании-перевозчика.

Следовательно, клиент такси, получивший повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия, может рассчитывать на получение страховой выплаты в любом случае. Однако для получения денежных средств ему потребуется представить страховщику определенный пакет документов, куда входят:

  1. Акт об аварии, составленный сотрудниками дорожной инспекции, в котором клиент обязательно должен быть указан как лицо, пострадавшее в результате дорожно-транспортного происшествия (данный документ выдается сотрудником полиции на месте ДТП).
  2. Медицинское заключение о степени повреждений, полученных пострадавшим в результате аварии.

Если помимо вреда здоровью, клиенту такси были причинен и имущественный вред, клиент должен представить в страховую компанию дополнительные документы:

  1. Документ, подтверждающий право собственности на имущество. К примеру, если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадал велосипед, документом, подтверждающим право собственности, может быть чек с фамилией клиента такси.
  2. Заключение от независимого эксперта о размере причиненного имуществу пассажира вреда (если пострадавший представит квитанцию об оплате услуг эксперта, их стоимость будет включена в сумму возмещения).
  3. Документы о расходах на ремонт имущества (если у собственника есть чеки о приобретении запасных частей).

По закону, каждый участник дорожно-транспортного происшествия должен представить информацию о своем страховщике.

Потерпевший, так же как и другие участники происшествия, должен уведомить страховую компанию виновника о произошедшей аварии. Такое уведомление является заявлением пострадавшего получить компенсацию за причиненный в результате аварии вред.

По закону, у потерпевшего есть 15 дней, в течение которых он должен уведомить страховщика о своем желании получить страховую выплату. В течение этого времени, пассажир должен пройти медицинское освидетельствование (при причинении вреда здоровью) или оценку у независимого эксперта (при повреждении имущества) и представить заключение страховщику.

Мнение эксперта Задать вопрос эксперту

Страховым полисом предусмотрено, что страховщик возмещает только материальный вред потерпевшему. При этом, обязательно подтвердить, что между ДТП и последствиями есть причинно-следственная связь.

Что касается морального ущерба, то он может быть истребован только в порядке гражданского делопроизводства. Потерпевший направляет иск с указанием полученных психологических травм и размером морального вреда. Суд может удовлетворить иск в полной мере, или же снижает сумму моральной компенсации.

Получение возмещения через суд

Если такси было нелегальным, и у водителя отсутствовал полис ОСАГО, решить вопрос о получении пассажиром компенсации за причиненный ущерб, можно только через суд. В таком случае виновник аварии будет возмещать весь причиненный здоровью и имуществу пассажира ущерб лично.

Для разрешения вопроса о получении компенсации через суд, пассажиру потребуется собрать те же документы, которые будут приложены к исковому заявлению в качестве доказательств.

Если же у виновника аварии был полис ОСАГО, клиент такси может потребовать возмещения причиненного вреда. Страховщик обязан выплатить компенсацию или дать мотивированный отказ в течение 30 дней с момента получения заявления.

Если же страховая компания отказывает в выплате компенсации, пассажир может также разрешить данный вопрос через суд. Кроме того, пассажир имеет право подать исковое заявление о возмещение морального вреда, который был получен в результате дорожно-транспортного происшествия.

Доказать факт причинения морального вреда гораздо сложнее, чем материального, поэтому суд может назначить дополнительные экспертизы.

Попал в ДТП в такси – остался без компенсации?

Женщина, пострадавшая в аварии с участием такси, сможет получить выплаты по страховке. Агрегатор ответил на претензии со стороны пассажирки, которая возмутилась тем, что после полученных травм она не смогла решить вопрос о компенсации. ДТП произошло на одной из московских улиц. Машина была заказана с помощью популярного агрегатора. При этом, по словам пострадавшей, ее вез водитель, который работал по чужому аккаунту. Юристы отмечают, что, несмотря на комментарии агрегатора о страховке, вопрос с выплатами не закрыт. Страховая компания может придраться к тому факту, что пассажирка в момент столкновения не была пристегнута ремнями безопасности. Корреспондент «Вестей ФМ» Андрей Хохлов пытался разобраться в теме возмещения ущерба.

Разбитый зад внедорожника на Третьем кольце около Савеловского вокзала, а сзади – белая легковушка с выпущенной из руля подушкой безопасности. Вот одна из последних опубликованных фотографий в Instagram москвички Дарьи. А дальше – и сама девушка с перебинтованной шеей и ногами, которые сплошь покрыты синяками.

Снимки сделаны в палате Боткинской больницы. Туда она попала после ДТП. У девушки диагностировали сотрясение мозга, повреждение шейного отдела позвоночника, ушиб виска и мягких тканей обоих голеней.

Сейчас Дарья выписалась из больницы. Ее дома ждали трое детей. Но боли пока не прошли, рассказывает пострадавшая.
ДАРЬЯ: Дома я соблюдаю постельный режим. Пока, к сожалению, до 25 апреля – точно на больничном, дальше будет понятно по ситуации. У меня постоянно болит голова, проблемы с шеей, болит вся правая половина спины, болят ноги. Я сейчас соблюдаю все рекомендации врачей, с которыми я консультировалась уже после Боткинской больницы, чтобы прийти в более или менее нормальное состояние. Я, конечно, рада, что я все-таки – без каких-то тяжелых повреждений. Надеюсь, что все будет хорошо.

В тот злополучный день, по словам пострадавшей, водитель все время резко тормозил, потом снова разгонялся, «вышивал» на дороге странные узоры. Все это насторожило пассажирку, и она решила для собственной безопасности перелезть с правой стороны заднего сиденья на левую – на место за водителем. В этот момент таксист и въехал в остановившуюся в конце эстакады машину.

Единственное, что запомнила девушка – резкий тормоз, а потом, когда очнулась, на месте работали полицейские и медики. Дарья списалась с «Яндекс.Такси». Там ей якобы ответили, что агрегатор не является перевозчиком – он всего лишь посредник между водителем и клиентом, следовательно, ответственность за это не несет. Комментирует адвокат Сергей Радько.
РАДЬКО: Из обстоятельств заключения договора перевозки должно определенно следовать, что добросовестный потребитель думал, что он заключал договор перевозки именно с тем агрегатором, который предоставляет ему автомобиль через заказ. Здесь – ключевая проблема. Все агрегаторы переработали свои приложения. И четко указывают, что перевозчиком является такой-то водитель.

После того как очередная история о пострадавшей в аварии с такси пассажиркой попала в СМИ и в наш эфир, представители агрегатора оперативно вышли на связь с нашей редакцией и пояснили: никто от ответственности не уходит, пострадавшей положены выплаты по страховке, поскольку все клиенты автоматически застрахованы от таких случаев, уточнила представитель «Яндекс.Такси» Наталья Рожкова.
РОЖКОВА: После получения информации об аварии мы немедленно связались с Дарьей. С 2017 года все поездки в нашем сервисы застрахованы, наши представители подробно проконсультировали девушку о том, как получить возмещение вреда здоровью. Точная сумма выплат будет определена страховой компанией после получения медицинских документов. Кроме того, страховка не лишает пассажира права обращаться к перевозчику за возмещением морального или материального ущерба. Мы сочувствуем Дарье и искренне желаем ей скорейшего выздоровления.

Получается, претензии по поводу возмещения морального вреда можно предъявлять только тому, кто сидел за рулем, или таксопарку, к которому водитель прикреплен. Перевозчиком был таксопарк в Люберцах. А вот с водителем – чехарда. Дарья рассказала, что буквально через несколько часов после аварии к ней в палату заявился водитель. Попросил не заявлять на него, так как он многодетный отец. Дарья не очень понимала, что точно от нее требуется, так как плохо себя чувствовала. Тем не менее телефон и имя таксиста она записала. А тем же вечером решила уточнить ФИО и залезла в историю поездок, продолжает девушка.
ДАРЬЯ: И в ней я увидела совершенно другие данные. Так как на следующий день этот же водитель явился в компании со своим то ли братом, то ли сватом, то ли еще с кем-то с просьбой о том, чтобы я никуда не обращалась. Я обозначила свое намерение решать все официальным путем, но спросила его, каким образом получилось так, что его имя не соответствует имени водителя, который якобы обслуживал мой заказ. А далее он объяснил, что у него были азербайджанские права, а с азербайджанскими правами нельзя работать в России в такси. А пока оформлял российские, ездил под чужим аккаунтом.

Представитель «Яндекс.Такси» по этому поводу ответила, что в компании этот вопрос еще уточняют. В распоряжении нашей редакции оказалась запись фрагмента того разговора между Дарьей и водителем.
ДАРЬЯ: Там другое имя водителя, другая фамилия.

ВОДИТЕЛЬ: Вот видите, это русские права, я как раз сейчас получил новые.

ДАРЬЯ: Но вы здесь – Ахмед Сагит.

ВОДИТЕЛЬ: Сагиг Натип. Я новые права получил.

ДАРЬЯ: А там – другой человек.

ВОДИТЕЛЬ: Это мои азербайджанские права были. По азербайджанским правам нельзя работать в «Яндекс.Такси». Понимаете, да? Пока российские делал, просто аккаунт создал. Гаишник останавливает – вот эти показываю. «Яндекс» там не отмечен.

ДАРЬЯ: Как они будут решать – это их проблема. Я, честно, не хочу даже думать. Если они работают, незаконно привлекая людей на рабочие места, если у них нелегалы работают – я то здесь при чем?

ВОДИТЕЛЬ: Не я один так работаю, так все работают.

Вопрос только в том, согласится ли страховая выплатить деньги. Пассажирка не была пристегнута ремнем безопасности в момент ДТП. В ряде случаев это могло бы стать поводом для отказа, но адвокат Станислав Лагойко уверен, что проблем не должно быть.
ЛАГОЙКО: Независимо от того, был пассажир пристегнут или не был, если ему причинен вред в результате ДТП, он подлежит возмещению. Другое дело – если впоследствии обращаться с судебными исками уже, то судья будет определять деятельность всех лиц при причинении данного вреда здоровью, когда будет определять размер компенсации. Но это не исключает страховую выплату и возмещение причиненного вреда.

Девушка подтвердила, что получила все инструкции и формы справок, которые ей нужно собрать для возмещения ущерба здоровью от «Яндекс.Такси». А вот насчет морального вреда вопрос по-прежнему остается открытым. Как только девушка оправится, она намерена обратиться в суд.

«Ответственность за жизнь и здоровье пассажира несет та компания, которая приняла заказ. И в данном случае нет разницы — агрегатор это, служба такси или таксопарк»

В случае с крупными компаниями все риски в случае ДТП покрываются за счет страховки. Причем по закону агрегаторы не обязаны страховать своих пассажиров. Однако на сегодня все крупные агрегаторы в России, в том числе Uber, Gett, «Яндекс.Такси», «Вилли», «Ситимобил», такую страховку имеют. Для них это выгодно — во-первых, с точки зрения конкурентного преимущества на рынке (у мелких компаний нет возможности страховать поездки), во-вторых, это уменьшает риски обращения в суд на компанию. Службы такси страхуют свою ответственность перед пассажирами, а водитель, в свою очередь, несет свою ответственность, которая застрахована полисом ОСАГО, обязательным для каждого автомобиля в России.

За последние два года в России сложились контуры системы страхования рисков причинения вреда жизни и здоровью пассажиров такси. Чего нельзя сказать о контроле за работой водителей. Дело в том, что сегодня и службы такси, и агрегаторы работают как с таксопарками, так и с водителями — индивидуальными предпринимателями, выступающими подрядчиками. С одной стороны, агрегаторы и службы такси стараются контролировать таксистов, сотрудничающих с ними — это снижает их риски. Они запрашивают у своих партнеров (таксопарков) водительское удостоверение и некоторые персональные данные водителя. Но полученные данные невозможно официально проверить в государственных системах. Не поддельное ли водительское удостоверение предоставил подрядчик? Проводить такие проверки агрегаторы могли бы через единый информационный ресурс на базе МВД, однако, согласно поручению президента России, соответствующий ресурс будет открыт для агрегаторов и операторов каршеринга только к концу 2020 года.

«Но полученные данные невозможно официально проверить. Не поддельное ли водительское удостоверение предоставил подрядчик?»

В итоге получается, что контроль над работой таксистов недостаточен. Неудивительно, что количество ДТП с их участием стремительно растет. Но это проблема не только Петербурга. В Нью-Йорке, например, по данным New York City Department of Transportation, количество аварий по вине водителей, которые исполняют заказы Uber и Lyft, выросло за три года на 59% — до 10,6 тыс. в 2018 году. В Москве, согласно данным городского правительства, только за январь—апрель 2019 года количество аварий с участием такси возросло на 25% по сравнению с 2018 годом.

Но рост числа ДТП с участием такси связан не только с недостаточностью контроля за водителями, у него есть и чисто экономическая причина. Она заключается в катастрофически низких доходах водителей такси. В столице в среднем это 1,5 тыс. руб. чистыми за 18 часов непростой работы. Поэтому профессиональные водители находят себе работу получше, а водителями такси устраиваются работать иностранцы, зачатую неопытные. Около 40% водителей такси в столичных регионах — приезжие из стран СНГ. Многие из них получают водительское удостоверение в своей стране, в иных условиях, а работать вынуждены на дорогах мегаполиса, что чревато серьезными проблемами. Кроме того, для проверки подлинности водительского удостоверения иностранца необходим запрос через МИД РФ, что создало целый подпольный рынок по торговле фальшивыми водительскими удостоверениями стран СНГ.

Повысить безопасность такси может внедрение цифровых методов контроля агрегаторов над водителями. Например, «Яндекс» недавно презентовал устройство «Сигнал 1», которая на основе биометрических технологий и искусственного интеллекта в режиме реального времени сканирует лицо водителя и определяет, в каком он состоянии — не устал ли, не засыпает ли, не болен ли. Думаю, подобные технологии в совокупности с единым информационным ресурсом МВД сделают услугу такси немного безопасней, а подобные устройства получат широкое распространение на всех автомобилях страны.

«Рост числа ДТП с участием такси связан не только с недостаточностью контроля. Другая причина — катастрофически низкие доходы водителей»

Решить проблему низкого дохода водителей такси намного сложнее. Тут нет простых и быстрых рецептов. Простое, на взгляд многих, решение — поднять тарифы — имеет и обратную сторону медали. Сократится количество заказов — и водители такси при, казалось бы, высоких тарифах могут потерять доход. Нужны комплексные решения в области стандартизации комиссий агрегаторов, государственной поддержки бизнеса такси, государственных социальных гарантий для водителей. Только опираясь на объективную информацию и ее анализ, можно приступать к «тонкой настройке» рынка такси в России».

Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции.

В Госдуме проанализировали причины роста ДТП с участием такси

Высокая стоимость аренды автомобилей такси стала одной из причин, почему выросло число ДТП с их участием. Так член комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Васильев прокомментировал «Известиям» сообщения СМИ о том, что в России за десять месяцев 2019 года произошло 2,7 тыс. аварий с автомобилями такси, что на 60% больше, чем годом ранее.

Водителям приходится работать сверхнормы, чтобы отбить стоимость аренды авто, на которые автопарки устанавливают высокие тарифы, рассказал Васильев.

«В расходах таксиста, не имеющего своего автомобиля, есть константа — стоимость аренды. И вся эта ситуация с аварийностью скорее привязана к жадности автопарков», — отметил депутат.

Борьбу с переработками уже начали московские власти, сообщал в марте «Коммерсант». Глава дептранса Максим Ликсутов тогда анонсировал новую электронную систему мониторинга, которая не даст водителям перерабатывать путем «перебежек» из одного агрегатора в другой.

Однако запрет водителям такси на работу свыше 8 часов полностью не решит проблему с утомляемостью, полагает Васильев.

«Есть самозанятые, которые выходят на дежурство после основной трудовой смены. Например, отработал днем на заводе, а вечером решили потаксовать. Или отработал вахтером в ночную смену, а утром вышел поработать на такси», — сказал депутат.

Несмотря на то что водитель откроет восьмичасовую смену, к этому моменту он уже будет настолько усталый, что это может привести к трагическим последствиям, считает Васильев.

Решение парламентарий видит в совершенствовании систем умных камер, которые отслеживают состояние водителя за рулем.

Запрещать самозанятым работать таксистами Васильев считает нецелесообразным, потому что это приведет к сокращению машин на маршрутах, к увеличению времени подачи такси, а также к росту цен перевозок.

Ранее, 2 декабря, сообщалось, что в Москве дорожно-транспортные происшествия (ДТП) с участием автомобилей такси чаще всего происходят по понедельникам, вторникам и воскресеньям.