ГОСТ лежачие полицейские

Содержание

Dimka7171 ›
Blog ›
Повредил машину из-за «лежачего полицейского» не по ГОСТу — что делать?

«Лежачие полицейские», особенно в мегаполисах, помогают избежать массы аварий, ведь главная их задача — снизить скорость потока и предотвратить возможные наезды (чаще всего на пешеходов). Но что делать, когда штурм искусственной неровности грозит испортить подвеску или кузов вашего автомобиля? Каким требованиям должен соответствовать «лежачий полицейский» и как быть, если без нарушений при его установке не обошлось?

Все по закону

ГОСТ Р 52605–2006, утвержденный приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 № 295-ст (ныне действующая редакция от 09.12.2013) определяет технические требования, правила эксплуатации и контроля искусственных неровностей.
Согласно ему «лежачие полицейские» могут быть двух видов: монолитные из асфальтобетона и сборно-разборныеиз высокопрочной резины, полимерных материалов, устойчивых к механическим повреждениям.
ГОСТ устанавливает как общие для всех типов «полицейских» требования, так и критерии, обязательные для каждой из этих видов конструкций.

Общие требования

Длина «лежачего полицейского» должна быть не менее ширины проезжей части. Допустимое отклонение не более 0,2 м с каждой стороны дороги.
На том участке проезжей части дороги, где будет устанавливаться неровность, должен быть водоотвод.
Установка происходит на дорогах с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями на участках с искусственным освещением.
Участок дорог, где установлен «лежачий полицейский», должен содержать предупреждающий знак 1.17″Искусственная неровность», знак особых предписаний 5.20 «Искусственная неровность» и дорожную разметку 1.25 (шахматные квадратики).

Специальные требования
Максимальная высота монолитного «полицейского» не может превышать 0,07 м, а длина зависит от разрешенной на конкретном участке дороги скорости. Максимальная высота элементов сборно-разборной конструкции находится в диапазоне от 0,05 до 0,06 м включительно. Длина зависит от предельно допустимой скорости.
Случаи, в которых можно/нельзя устанавливать «лежачего», отражены в пп. 6.2 и 6.3 п. 6 ГОСТа Р 52605–2006.

Как проверить, соответствует ли «лежачий полицейский» ГОСТу?

Когда «лежачий полицейский» становится причиной серьезных повреждений машины, первое, что нужно выяснить, — соответствует ли он ГОСТу.
В самом стандарте сказано, что техническое состояние искусственной неровности контролируется визуально. Если это сборно-разборная конструкция, нужно проверить, на месте ли все ее элементы, в каком они состоянии, плотно ли прилегают к покрытию дороги. Поверхность неровности должна обеспечивать высокий коэффициент сцепления с дорогой, на ней должны быть световозвращающие элементы, ориентированные по направлению движения машин. Состав конструкции должен быть прочным и при этом эластичным. Немогут отсутствовать отдельные ее части, неприемлемо, чтобы выступали или были открыты элементы крепежа. После демонтажа «полицейского» должны быть убраны все крепежи (ответные части обычно вгоняются в асфальт), заделаны все отверстия на дороге и ликвидированы дорожные знаки и разметка.
Осматривая монолитную конструкцию, нужно проверить, есть ли на ней просадки, выбоины и иные повреждения. Кроме того, конструкция должна соответствовать всем техническим требованиям, перечисленным в ГОСТе.Ну и, конечно, «лежачий» должен быть установлен законно (об этом ниже):важно наличие разрешения на возведение неровности на тех участках дороги, где это оговорено ГОСТом.
Контроль за состоянием «лежачих полицейских» осуществляют сотрудники ГИБДД, поэтому при обнаружении отклонений обращаться нужно именно к ним. Инспекторы выносят балансодержателю дороги предписание об устранении обнаруженного недостатка. Срок устранения дефекта не должен превышать трех суток (п. 5.4 ГОСТа). В противном случае на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — в размере 100–200 тыс. рублей (п. 27 ст. 19.5. КоАП РФ).

Повредил машину из-за «лежачего полицейского» — что делать?

Повреждение машины из-за установленного против правил «лежачего полицейского» является дорожно-транспортным происшествием, ведь машине причинен материальный ущерб во время движения (не путать с повреждением во время стоянки).
Если вы повредили машину, преодолевая «лежачего полицейского», то первое, что нужно сделать, — предпринять все необходимые в случае ДТП действия, о которых мы уже писали ранее, а затем вызвать сотрудников ГИБДД. Они оценят ситуацию, и, если подтвердится, что лежащий полицейский не соответствует ГОСТу, неисправен (например, выступает элемент крепежа, проколовший вашу шину) или установлен незаконно, можете обратиться в суд.
Помните, что для обращения в суд вам понадобится протокол осмотра места происшествия, где зафиксирован сам факт ДТП и его схема. В протоколе обязательно нужно указать все видимые и возможные скрытые повреждения вашего автомобиля: возможные повреждения подвески, системы рулевого управления и т. п. Необходимо также зафиксировать факт несоответствия лежачего полицейского требованиям ГОСТа, отметить все обнаруженные дефекты искусственной неровности либо указать на то, что «лежачий» установлен в неположенном месте. Если в ходе ДТП вы получили травмы, то это тоже важно зафиксировать и подтвердить медсправкой.
Далее потребуется результат независимой технической автомобильной экспертизы после ДТП. В заключении должны быть описаны все выявленные видимые и скрытые повреждения автомобиля, расписано техническое состояние отдельных узлов машины, ее систем, деталей кузова, подвески; должен быть составлен акт осмотра машины с фотографиями повреждений; произведен расчет стоимости ущерба машины. Экспертное заключение — главное основание для определения суммы денежного взыскания с ответчика.
Должна быть приложена досудебная претензия, отправленная в адрес ответчика, с отметкой о вручении. Не забудьте предоставить все возможные доказательства по ДТП: зафиксированные свидетельские показания, фото и видео с места происшествия — словом, все материалы с места аварии, которые помогут составить полную и объективную картину произошедшего. И, естественно, нужно составить исковое заявление. Окончательный пакет документов собирается исходя из нюансов конкретного ДТП.

ГОСТ Р 52605-2006. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения

ГОСТ Р 52605-2006
Группа Д28

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Технические средства организации дорожного движения

ИСКУССТВЕННЫЕ НЕРОВНОСТИ

Общие технические требования. Правила применения

Traffic control devices. Road bumps and road humps.
General technical requirements. Application rules

ОКС 93.080.30
ОКП 52 1000

Дата введения 2008-01-01

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004* «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
_______________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 1.0-2012. — Примечание изготовителя базы данных.

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «РОСДОРНИИ» (ФГУП «РОСДОРНИИ») по заказу Федерального дорожного агентства

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 «Безопасность дорожного движения» и Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2006 г. N 295-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 09.12.2013 N 2220-ст c 28.02.2014
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 4, 2014

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на искусственные неровности, устраиваемые на проезжей части дорог и улиц городов и сельских поселений (далее — дороги) Российской Федерации.
Стандарт устанавливает общие технические требования к искусственным неровностям для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств и правила их применения.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения
ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка не него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 искусственная неровность; ИН: Специально устроенное возвышение на проезжей части для принудительного снижения скорости движения, расположенное перпендикулярно к оси дороги.

3.2 гребень ИН: Линия, перпендикулярная в плане к оси дороги, соединяющая наиболее возвышенные над проезжей частью точки ИН.

3.3 высота ИН: Кратчайшее расстояние от гребня ИН на оси дороги до уровня проезжей части.

3.4 продольный профиль ИН: Сечение, создаваемое при пересечении ИН вертикальной плоскостью, расположенной по ее гребню, перпендикулярно к проезжей части дороги.

3.5 поперечный профиль ИН: Сечение, создаваемое при пересечении ИН вертикальной плоскостью, расположенной по оси дороги.

4 Технические требования

4.1 Общие требования

4.1.1 ИН устраивают на отдельных участках дорог для обеспечения принудительного снижения максимально допустимой скорости движения транспортных средств до 40 км/ч и менее.

4.1.2 Конструкции ИН в зависимости от технологии изготовления подразделяют на монолитные и сборно-разборные.

4.1.3 Длина ИН должна быть не менее ширины проезжей части. Допустимое отклонение — не более 0,2 м с каждой стороны дороги.

4.1.4 На участке для устройства ИН должен быть обеспечен водоотвод с проезжей части дороги.

4.1.5 Для информирования водителей участки дорог с ИН должны быть оборудованы техническими средствами организации дорожного движения: дорожными знаками и разметкой.

4.2 Требования к монолитным конструкциям

4.2.1 Монолитные конструкции ИН должны быть изготовлены из асфальтобетона.
В зависимости от поперечного профиля ИН подразделяют на два типа:
— волнообразные (см. рисунок 1а);
— трапециевидные (см. рисунок 1б).

Рисунок 1 — Поперечные профили ИН

а — волнообразная ИН

б — трапециевидная ИН

Рисунок 1 — Поперечные профили ИН

4.2.2 Тип продольного профиля ИН выбирают с учетом наличия около нее дождеприемных колодцев с верховой стороны дороги на спуске и в зависимости от направления поперечного стока воды на проезжей части.
Различают следующие типы:

I — при двустороннем поперечном уклоне проезжей части и отсутствии дождеприемных колодцев с верховой стороны дороги на спуске у ИН (см. рисунок 2а);

II — при двустороннем поперечном уклоне проезжей части и наличии дождеприемных колодцев с верховой стороны дороги на спуске у ИН (см. рисунок 2б);
III — при одностороннем поперечном уклоне проезжей части и отсутствии дождеприемного колодца в нижнем лотке с верховой стороны дороги на спуске у ИН (см. рисунок 2в);

IV — при одностороннем поперечном уклоне проезжей части и наличии дождеприемного колодца в нижнем лотке с верховой стороны дороги на спуске у ИН (см. рисунок 2г).

Рисунок 2 — Продольные профили ИН

а — тип I

б — тип II

в — тип III

г — тип IV

Рисунок 2 — Продольные профили ИН

4.2.3 Параметры ИН следует принимать исходя из максимально допустимой скорости движения на участке дороги, указываемой на знаке, в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

Размеры в метрах

Волнообразный профиль

Трапециевидный профиль

Максимально допустимая скорость движения, указываемая на знаке, км/ч

Длина

Макси-
мальная высота гребня

Радиус криволинейной поверхности

Длина

Максимальная высота гребня

горизонтальной площадки

наклонного участка

20

От 3,0 до
3,5 включ.

0,07

От 11 до
15 включ.

От 2,0 до
2,5 включ.

От 1,0 до
1,15 включ.

0,07

30

От 4,0 до
4,5 включ.

0,07

От 20 до
25 включ.

От 3,0 до
5,0 включ.

От 1,0 до
1,40 включ.

0,07

40

От 6,25 до
6,75 включ.

0,07

От 48 до
57 включ.

От 3,0 до
5,0 включ.

От 1,75 до
2,25 включ.

0,07

На дорогах, по которым осуществляется регулярное движение безрельсовых маршрутных транспортных средств, параметры ИН следует принимать в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2

Размеры в метрах

Волнообразный профиль

Трапециевидный профиль

Максимально допустимая скорость движения, указываемая на знаке, км/ч

Длина

Макси-
мальная высота гребня

Радиус криволинейной поверхности

Длина

Максимальная высота гребня

горизонтальной площадки

наклонного участка

20

От 5,0 до
5,5 включ.

0,07

От 31 до
38 включ.

От 2,0 до
2,5 включ.

От 1,5 до
2,0 включ.

0,07

30

От 8,0 до
8,5 включ.

0,07

От 80 до
90 включ.

От 3,0 до
5,0 включ.

От 2,0 до
2,5 включ.

0,07

40

От 12 до
12,5 включ.

0,07

От 180 до
195 включ.

От 3,0 до
5,0 включ.

От 4,0 до
4,5 включ.

0,07

4.3 Требования к сборно-разборным конструкциям

4.3.1 Сборно-разборная конструкция ИН может состоять из ряда однотипных геометрически совместимых основных и краевых элементов.

4.3.2 Основной и краевой элементы могут состоять из одной (см. рисунок 3а) или двух частей (см. рисунок 3б), которые геометрически совместимы друг с другом и имеют отверстия для крепления к покрытию дороги.

Рисунок 3 — Конструкция сборно-разборной ИН

а — ИН из одной части основного
и краевого элементов

б — ИН из двух частей основного и краевого элементов

Рисунок 3 — Конструкция сборно-разборной ИН

4.3.3 В конструкции должна быть предусмотрена возможность монтажа и демонтажа на покрытии дороги, а также замены отдельных ее элементов и частей с использованием специального инструмента.

4.3.4 Размеры элементов ИН следует принимать в зависимости от требуемого ограничения максимально допустимой скорости движения в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3

Размеры в метрах

Максимально допустимая скорость движения, указываемая на знаке, км/ч

Элемент ИН

Основной

Краевой

Длина хорды

Максимальная высота

Длина хорды

Максимальная высота

30

От 0,50
до 0,70 включ.

От 0,05
до 0,06 включ.

От 0,50
до 0,70 включ.

От 0,05
до 0,06 включ.

40

От 0,90
до 1,10 включ.

От 0,05
до 0,06 включ.

От 0,90
до 1,10 включ.

От 0,05
до 0,06 включ.

4.3.5 Каждый элемент ИН может быть выполнен в виде однослойной или двухслойной конструкции.

4.3.6 ИН должна иметь поверхность, обеспечивающую коэффициент сцепления в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597.

4.3.7 Твердость ИН, изготовленной из эластичного материала, по Шору А, измеренная на рабочей поверхности не менее чем в пяти точках, не менее 50 мм от края, должна быть от 55 до 80 условных единиц.

4.4 Для обеспечения видимости в темное время суток на поверхность ИН должны быть нанесены световозвращающие элементы, ориентированные по направлению движения транспортных средств. Площадь световозвращающих элементов должна быть не менее 15% общей площади ИН.

4.5 Световозвращающие элементы выполняют из полимерных лент или иных материалов в соответствии с ГОСТ Р 51256. Значения коэффициента яркости и коэффициента световозвращения таких элементов должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51256 для дорог I категории и магистральных улиц непрерывного движения. При разрушении или отслаивании световозвращающих элементов, а также снижении в процессе эксплуатации их светотехнических характеристик до значений ниже нормативных, световозвращающие элементы должны быть заменены на новые.

4.6 Не допускается эксплуатация ИН с отсутствующими отдельными элементами и выступающими или открытыми элементами крепежа.
В случае нарушения целостности ИН из-за потери одного или нескольких элементов оставшийся в дорожном покрытии крепеж не должен служить причиной повреждения шин.

4.7 При демонтаже ИН одновременно должны быть удалены крепежные элементы, оставшиеся отверстия на покрытии автомобильной дороги заделаны, а предупреждающие дорожные знаки и разметка ликвидированы.

4.8 В комплект искусственной неровности должны входить:
— основные и краевые элементы;
— крепежные элементы;
— паспорт изделия;
— инструкция по монтажу.

5 Методы контроля искусственных неровностей

5.1 Техническое состояние ИН контролируют визуально.
Контроль световозвращающих элементов — по ГОСТ Р 51256.

5.2 При осмотре ИН сборно-разборной конструкции проверяют наличие всех элементов, их состояние и плотность прилегания к покрытию дороги.

5.3 При осмотре монолитной конструкции ИН проверяют отсутствие просадок, выбоин, иных повреждений. Предельные размеры повреждений покрытия проезжей части и сроки их ликвидации устанавливают в соответствии с ГОСТ Р 50597.

5.4 При обнаружении какого-либо дефекта ИН срок его устранения не должен превышать трех суток.

6 Правила применения искусственных неровностей

6.1 ИН устраивают на дорогах с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями на участках с искусственным освещением.

6.2 ИН устраивают за 10-15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.
ИН допускается устраивать на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий:
— в начале опасного участка перед детскими и юношескими учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах ;
— перед опасными участками дорог, на которых введено ограничение скорости движения до 40 км/ч и менее, установленное знаками 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 5.3.1 «Зона с ограничением максимальной скорости», 5.21 «Жилая зона»;
— перед нерегулируемыми перекрестками с необеспеченной видимостью транспортных средств, приближающихся по пересекаемой дороге, на расстоянии от 30 до 50 м до знака 2.5 «Движение без остановки запрещено»;
— по всей зоне действия знака 1.23 «Дети» через 50 м друг от друга.

6.3 Не допускается устраивать ИН в следующих случаях:
— на дорогах федерального значения;
— на дорогах регионального значения с числом полос движения 4 и более (кроме участков, проходящих по территории городов и населенных пунктов с числом жителей более 1000 человек);
— на остановочных площадках общественного транспорта или соседних с ними полосах движения и отгонах уширений проезжей части;
— на мостах, путепроводах, эстакадах, в транспортных тоннелях и проездах под мостами;

— на расстоянии менее 100 м от железнодорожных переездов;
— на магистральных дорогах скоростного движения в городах и магистральных улицах общегородского значения непрерывного движения ;
— на подъездах к больницам, станциям скорой медицинской помощи, пожарным станциям, автобусным и троллейбусным паркам, гаражам и площадкам для стоянки автомобилей аварийных служб и другим объектам сосредоточения специальных транспортных средств;
— над смотровыми колодцами подземных коммуникаций.

6.4 Допускается совмещение ИН монолитной конструкции трапециевидного профиля с наземными нерегулируемыми пешеходными переходами вблизи детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, детских площадок на улицах местного значения в жилых кварталах городов с обеспечением прохода пешеходов по центральной горизонтальной площадке ИН шириной не менее 4 м.

6.2-6.4 (Измененная редакция, Изм. N 1).

6.5 Уменьшение высоты монолитной искусственной неровности до нуля к лотку, расположенному вдоль бордюрного камня (см. рисунки 2а, в), принимают с уклоном 1:6 на приподнятых пешеходных переходах и 1:4 — в остальных случаях.

6.6 Допускается обеспечивать отвод воды у монолитной ИН без уменьшения ее высоты (см. рисунки 2б, г) при наличии дождеприемных колодцев, сооружаемых у ИН с каждой стороны улицы (при продольном уклоне лотка менее 5‰) или с одной (верховой) стороны улицы (при продольном уклоне лотка 3‰ и более).

6.7 ИН устраивают на участках дорог с обеспеченным нормативным расстоянием видимости поверхности дороги в соответствии с ГОСТ Р 52399 с максимальным приближением к имеющимся мачтам искусственного освещения, а в необходимых случаях и с установкой около ИН новых опор наружного освещения. Уровень освещенности проезжей части на таких участках должен быть не менее 10 лк.

6.8 Протяженность участка дороги с принудительным ограничением максимально допустимой скорости движения не должна превышать значений, указанных в таблице 4, а общее число ИН на таком участке дороги не должно быть более пяти.

Таблица 4

Максимально допустимая скорость движения, км/ч

Расстояние между осями ИН, м

20

От 35 до 60 включ.

30

От 60 до 80 включ.

40

От 80 до 125 включ.

7 Оборудование техническими средствами организации дорожного движения участков дорог с искусственными неровностями

7.1 Участки дорог, на которых устроены ИН, следует оборудовать дорожными знаками и дорожной разметкой в соответствии с ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 52290 и ГОСТ Р 51256.

7.2-7.4 (Исключены, Изм. N 1).

7.5 В случае применения различных конструкций ИН линии разметки на дорожное покрытие и на бордюрный камень наносят в соответствии с рисунком 4.

Рисунок 4 — Пример нанесения разметки 1.25 и 2.7 при устройстве ИН

а — монолитная конструкция

б — сборно-разборная конструкция
Рисунок 4 — Пример нанесения разметки 1.25 и 2.7 при устройстве ИН

При необходимости устройства возвышающегося наземного пешеходного перехода, совмещенного с ИН, нанесение линии разметки наносят в соответствии с рисунком 5.

Рисунок 5 — Пример нанесения разметки 1.25 и 2.7 в случае возвышающегося пешеходного перехода, совмещенного с ИН

Рисунок 5 — Пример нанесения разметки 1.25 и 2.7 в случае
возвышающегося пешеходного перехода, совмещенного с ИН

Библиография

СП 42.13330.2011 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*
(Измененная редакция, Изм. N 1).

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2007

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

>
Применение искусственных неровностей на улицах и дорогах

Применение искусственных неровностей на улицах и дорогах

ПРИМЕНЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ НЕРОВНОСТЕЙ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ

Методические рекомендации

СОГЛАСОВАНЫ Заместителем Министра внутренних дел Российской Латышевым 22 апреля 2000 года; Первым заместителем Министра транспорта Российской Насоновым 17 апреля 2000 года; Статс-секретарем Первым заместителем Председателя Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу 18 апреля 2000 года.

ВВЕДЕНИЕ

Потребность разработки настоящих методических рекомендаций обусловлена ростом количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП), вызванных превышением скоростей движения на дорогах и улицах. Установка дорожных знаков оказывает слабое дисциплинирующее воздействие на водителей и поэтому нужны другие, более эффективные средства, которые не только устанавливают допустимую скорость движения, но и принуждают водителей соблюдать под угрозой возникновения резких вертикальных толчков при переезде через искусственную неровность.

Искусственные неровности получили широкое распространение на дорогах Российской Федерации, но их геометрические характеристики варьируют в широких пределах, а ускорения, возникающие при проезде искусственных неровностей, иногда достигают очень высоких значений, что создает опасность возникновения ДТП. Некоторые типы искусственных неровностей затрудняют механизированную уборку снега с проезжей части дороги в зимнее время, другие создают опасность скольжения и падения пешеходов при гололеде.

При подготовке данных методических рекомендаций обобщен отечественный и зарубежный опыт принудительного снижения скоростей движения, выполнена классификация искусственных неровностей, подобраны наиболее выгодные их размеры с учетом допустимых скоростей движения двух расчетных транспортных средств: легковых автомобилей и автобусов. Выявлены недостатки в размещении искусственных неровностей и установлены подходящие места на дорогах, где их следует применять. Четко оговорены случаи, когда неровности не следует устраивать. Особое внимание уделено обозначению искусственных неровностей и заблаговременному предупреждению водителей об их присутствии на дороге. Методические рекомендации содержат также требования к материалу, из которого создают искусственную неровность, и к состоянию поверхности неровности (коэффициент сцепления, максимальный размер выбоин).

Применение методических рекомендаций позволит избежать ошибок в применении подобных технических средств организации дорожного движения и даст возможность снизить количество ДТП в опасных местах примерно на 20%.

В настоящих методических рекомендациях применяют следующие термины и определения:

Искусственная неровность — местное искусственное возвышение на проезжей части улично-дорожной сети городских и сельских поселений или автомобильной дороги, создаваемое в виде полосы, гребень которой расположен в плане перпендикулярно оси дороги.

Гребень искусственной неровности — линия, перпендикулярная в плане оси дороги и соединяющая наиболее возвышенные над проезжей частью точки искусственной неровности.

Высота искусственной неровности — кратчайшее расстояние от гребня искусственной неровности на оси дороги (улицы) до уровня проезжей части.

Продольный профиль искусственной неровности — сечение, создаваемое при пересечении искусственной неровности плоскостью, расположенной по ее гребню перпендикулярно проезжей части дороги.

Поперечный профиль искусственной неровности — сечение, создаваемое при пересечении искусственной неровности вертикальной плоскостью, расположенной по оси дороги.

Максимально допустимая скорость движения — скорость движения, предписанная правилами дорожного движения или дорожными знаками «Ограничение скорости», «Жилая зона».

Инерционная перегрузка — отношение действующего на водителей и пассажиров ускорения (замедления) к ускорению свободного падения.

Коэффициент безопасности — отношение скорости движения при проезде по опасному участку к скорости, характерной для предшествующего участка дороги.

1. ВИДЫ, РАЗМЕРЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Искусственные неровности, устраиваемые из асфальтобетона, по типу поперечного профиля подразделяют на два вида:

— волнистые искусственные неровности (рис.1а).

— трапециевидные искусственные неровности (рис.1б)

Рис.1 Поперечные профили искусственных неровностей

а) — волнистая искусственная неровность

б) — трапециевидная искусственная неровность

1.2. Поперечный профиль волнистой искусственной неровности формируется дугой окружности радиуса R и хордой длиной L (рис.1, а)

1.3. Поперечный профиль трапециевидной искусственной неровности формируется двумя наклонными линиями длиной Lн, одной линией длиной Lг, параллельной дорожному покрытию, и линией, являющейся основанием искусственной неровности (рис.1, б).

1.4. Продольный профиль искусственной неровности формируется линиями, обозначающими поверхность проезжей части, и линиями, проведенными по поверхности искусственной неровности как под уклоном 1:4-1:6 к проезжей части (рис.2 а, в), так и параллельно проезжей части (рис.2 б-г).

Рис.2 Продольные профили по гребням искусственных неровностей

а) — при двустороннем поперечном уклоне проезжей части и отсутствии дождеприемных колодцев с верховой стороны дороги на спуске у искусственной неровности

б) — при двустороннем поперечном уклоне проезжей части и наличии дождеприемных колодцев с верховой стороны дороги на спуске у искусственной неровности

в) — при одностороннем поперечном уклоне проезжей части и отсутствии дождеприемного колодца с верховой стороны дороги на спуске у искусственной неровности

г) — при одностороннем поперечном уклоне проезжей части и наличии дождеприемного колодца в нижнем лотке с верховой стороны дороги на спуске у искусственной неровности

1.5. Тип продольного профиля рекомендуется назначать с учетом наличия дождеприемных колодцев с верховой стороны дороги на спуске у искусственной неровности и поперечного уклона проезжей части:

Тип I — при двустороннем поперечном уклоне проезжей части и отсутствии дождеприемных колодцев с верховой стороны дороги на спуске у искусственной неровности (рис.2, а).

Тип II — при двустороннем поперечном уклоне проезжей части и наличии дождеприемных колодцев с верховой стороны дороги на спуске у искусственной неровности (рис.2, б);

Тип III — при одностороннем поперечном уклоне проезжей части и отсутствии дождеприемного колодца в нижнем лотке с верховой стороны дороги на спуске у искусственной неровности (рис.2, в);

Тип IV — при одностороннем поперечном уклоне проезжей части и наличии дождеприемного колодца в нижнем лотке с верховой стороны дороги на спуске у искусственной неровности (рис.2, г);

1.6. Размеры элементов искусственных неровностей рекомендуется принимать по таблице 1 в зависимости от максимально допустимой скорости движения расчетных транспортных средств, обеспечивающей вертикальную инерционную перегрузку, воздействующую на водителей и пассажиров, не более 0,7.

Таблица 1

Размеры искусственных неровностей

#G0Расчетное транспортное средство

Макси — мально допустимая скорость движения, км/ч

Размеры элементов искусственных неровностей

волнистого профиля

трапециевидного профиля

Длина хорды, (L), м

Наиболь-

шая высота (Н), м

Радиус криволи-

нейной поверх — ности (R), м

Длина, м

Высота (Н), м

горизон — тальной площадки (Lr), м

Наклонного участка (Lн), м

Легковой автомобиль

до 10

0,4-0,5

0,07-0,075

0,3-0,5

0,1-0,2

0,2-0,25

0,07-0,075

3,0-3,5

0,1

2,0-2,5

1,0-1,15

0,1

4,0-4,5

0,1

3,0-5,0

1,0-1,15

0,1

6,25-6,75

0,1

3,0-5,0

1,75-2,25

0,1

Автобус

до 10

0,5-0,6

0,07-0,075

0,3-0,5

0,1-0,2

0,3-0,35

0,07-0,075

5,0-5,5

0,1

2,0-2,5

1,5-2,0

0,1

8,0-8,5

0,1

3,0-5,0

2,0-2,5

0,1

12-12,5

0,1

3,0-5,0

4,0-4,5

0,1

1.7. Искусственные неровности целесообразно устраивать из плотного мелкозернистого или песчаного асфальтобетона, свойства которого должны соответствовать требованиям #M12ГОСТ 9128-84*#S «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия».

* На территории Российской федерации действует #M12 ГОСТ 9128-97#S. — Примечание «КОДЕКС».

1.8. Коэффициент сцепления поверхности искусственной неровности должен соответствовать требованиям п.3.1.4 #M12ГОСТ Р #S «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», относящимся к дорожным покрытиям.

1.9. Не рекомендуется эксплуатация искусственных неровностей, имеющих дефекты покрытия на наклонной поверхности со стороны наезда транспортных средств, глубиной (высотой) более 0,02 м и максимальной хордой пятна более 0,1 м, а на других частях искусственной неровности — глубиной (высотой) более 0,02 м и максимальной хордой пятна более 0,2 м.

2. ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ

2.1. Искусственные неровности рекомендуется применять на участках улично-дорожной сети городских и сельских поселений (классификация по #M12СНиП 2.07.01-89#S «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений») и автомобильных дорог (классификация по #M12СНиП 2.05.02-85#S «Автомобильные дороги. Нормы проектирования») для принудительного снижения скоростей движения в случаях, перечисленных в п.2.2, когда дорожные условия создают возможность превышения максимально допустимых скоростей, регламентируемых дорожными знаками, и коэффициенты безопасности достигают следующих значений:

#G0Максимально допустимая скорость движения на опасном участке, км/ч

Коэффициент безопасности, не более

0,5

0,45

0,4

2.2. Искусственные неровности рекомендуется применять в соответствии с требованиями п.2.1 в следующих случаях:

— на городских дорогах и улицах, на которых введено ограничение скорости движения с установкой дорожных знаков с ограничением максимальной скорости и в жилых зонах;

— перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, крупными магазинами и торговыми точками, станциями метрополитена, на транспортно-пешеходиых и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах;

— перед опасными участками дорог, на которых введено ограничение скорости движения 40 км/ч и ниже, установленное дорожным знаком «Ограничение максимальной скорости «.

2.3. Искусственные неровности рекомендуется сооружать на участках городских дорог, улиц и автомобильных дорог, имеющих продольный уклон не более 50+ или радиус закругления дороги в плане не менее 500 м на автомобильных дорогах и 300 м в городах и населенных пунктах.

2.4. Нецелесообразно устройство искусственных неровностей в следующих случаях:

— на остановочных площадках общественного транспорта или соседних с ними полосах движения и отводах уширений проезжей части;

— на мостах, путепроводах, эстакадах, а также в проездах под ними, в транспортных тоннелях;

— на участках дорог, расположенных на расстоянии до 50 м от наземных пешеходных переходов;

— на магистральных дорогах и улицах в городах и других населенных пунктах;

— на автомагистралях и автомобильных дорогах, имеющих более трех полос движения;

— на дорогах и улицах с установленным скоростным режимом более 40 км/ч;

— на дорогах с трамвайными путями в одном уровне с проезжей частью, независимо от числа полос движения;

— на дорогах с установленным маршрутным движением троллейбусов;

— на подъездных дорогах к больницам, пожарным станциям, автобусным и троллейбусным паркам, станциям скорой медицинской помощи, гаражам и площадкам для стоянки автомобилей аварийных служб и другим объектам сосредоточения специальных транспортных средств.

2.5. Допускается совмещение искусственных неровностей трапециевидного профиля с наземными нерегулируемыми пешеходными переходами на улицах местного значения в жилых кварталах городов с обеспечением прохода пешеходов по центральной горизонтальной площадке искусственной неровности шириной не менее 4 м, при условии ограничения движения пешеходов по наклонному участку возвышающегося пешеходного перехода с помощью кустарников или ограждений, размещаемых на уширенных частях тротуаров (рис.3).

Рис.3 Устройство возвышающегося наземного пешеходного перехода, совмещенного с искусственной неровностью, при сужении проезжей части и направлении движения пешеходов по горизонтальной площадке искусственной неровности

2.6. На дорогах и улицах, где максимальная интенсивность движения маршрутных автобусов составляет 6 автобусов/час и более (в двух направлениях) или 3 автобусов/час и более (в одном направлении), размеры элементов искусственных неровностей следует назначать для этого расчетного транспортного средства (таблица 1).

2.7. На дорогах и улицах, где максимальная интенсивность движения маршрутных автобусов составляет менее 6 автобусов/час (в двух направлениях) или менее 3 автобусов/час (в одном направлении), размеры элементов искусственных неровностей следует назначать для расчетного легкового автомобиля (таблица 1).

2.8. Уклон откоса лотка в пределах искусственном неровности в сторону бордюра (рис.2 а, в), следует принимать 1:6 на приподнятых пешеходных переходах и 1:4 — в остальных случаях.

2.9. Допускается устраивать отвод воды у искусственной неровности, без уменьшения ее высоты (рис.2 б, г) через водосборные колодцы, сооружаемые у искусственной неровности с каждой стороны улицы (при продольном уклоне лотка менее 5+) или с одной (верховой) стороны улицы (при продольном уклоне лотка 3+ и более).

2.10. При наличии обочин искусственную неровность рекомендуется удлинять до бровки земляного полотна с устройством основания из прочных каменных материалов.

2.11. Искусственные неровности следует располагать на хорошо просматриваемых водителями и пешеходами участках дорог, по возможности, с максимальным приближением к имеющимся мачтам освещения.

2.12. Искусственные неровности рекомендуется размещать:

— за 20-30 м перед нерегулируемыми перекрестками, у которых установлен дорожный знак «Движение без остановки запрещено»;

— за 50-75 м перед наземными нерегулируемыми пешеходными переходами у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, детских площадок, мест массового отдыха, стадионов, вокзалов, крупных магазинов и торговых точек, станций метрополитена;

— через 50-75 м после въезда на улицу, ведущую на территорию, обозначенную знаком «Жилая зона»;

— за 75-100 м перед опасными участками дорог и улиц.

2.13. При необходимости принудительного ограничения скорости движения на участках дорог и улиц большой протяженности (у объектов массового притяжения, торговых центров и т. п.) на проезжей части целесообразно устраивать несколько искусственных неровностей, с размещением их примерно на равных расстояниях от нерегулируемых наземных пешеходных переходов и изменением расстояний между осями неровностей в следующих пределах:

#G0Максимально допустимая скорость движения, км/ч

Расстояние между осями искусственных неровностей, м

3. ОБОРУДОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

3.1. Участки дорог и улиц, на которых устраивают искусственные неровности, следует оборудовать дорожными знаками, дорожной разметкой и световозвращателями, изготовленными и установленными в соответствии с требованиями #M12ГОСТ *#S «Знаки дорожные. Общие технические условия», #M12ГОСТ #S «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения», #M12ГОСТ Р #S «Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения» и #M12ГОСТ Р #S «Разметка дорожная. Типы и основные параметры».

* На территории Российской Федерации действует #M12ГОСТ Р #S#M12 #S. — Примечание «КОДЕКС».

3.2. Заблаговременное предупреждение водителей о наличии искусственной неровности следует обеспечивать установкой предупреждающего дорожного знака «Неровная дорога».

3.3. Предупреждение водителей о нескольких последовательно расположенных искусственных неровностях следует обеспечивать применением таблички «Зона действия», устанавливаемой совместно с дорожным знаком «Неровная дорога».

3.4. Перед искусственными неровностями следует устанавливать запрещающий дорожный знак, ограничивающий максимальную скорость движения, величина которой назначается равной максимально допустимой расчетной скорости движения (таблица 1) через данную неровность.

3.5. После окончания участка дороги с несколькими последовательно расположенными неровностями или единичной неровностью, при необходимости, устанавливается дорожный знак «Конец зоны ограничения максимальной скорости».

3.6. Если средняя скорость движения одиночных легковых автомобилей на участке дороги, на котором предполагается устроить искусственную неровность, превышает на 30 км/ч и более максимально допустимую скорость движения, для которой назначены размеры искусственной неровности, рекомендуется применять ступенчатое регулирование скорости движения на подходе к зоне ограничения скорости.

3.7. Искусственную неровность, рассчитанную на максимальную скорость движения 10 км/ч, следует окрашивать по продольной ее оси одной полосой разметки, состоящей из двух рядов квадратов (рис.4). На искусственных неровностях, рассчитанных на скорость движения 20-40 км/ч, следует наносить три полосы разметки, состоящие из двух рядов квадратов (одна в середине и две по границам искусственных неровностей на наклонных плоскостях) — рис.5.

Рис.4. Разметка искусственной неровности, рассчитанной на скорость движения 10 км/ч

Рис.5. Разметка искусственной неровности, рассчитанной на скорость движения 20-40 км/ч

3.8. При устройстве возвышающегося наземного пешеходного перехода, совмещенного с искусственной неровностью, целесообразно наносить вдоль границ искусственной неровности на наклонных плоскостях по одной полосе разметки, состоящей из двух рядов квадратов (рис.6).

Рис.6. Разметка приподнятого пешеходного перехода, совмещенного с искусственной неровностью

3.9. На дорогах и улицах, не имеющих стационарного освещения, для обозначения искусственных неровностей следует применять световозвращатели типа КДЗ-1 (#M12ГОСТ Р #S «Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения»), устанавливаемые на всей ширине проезжей части с каждой стороны дороги перед искусственной неровностью на расстоянии 50-75 м* параллельно ее подошве с шагом 50 см (рис.7).

Ошибка оригинала, следует читать «см», см. Рис.7. — Примечание «КОДЕКС».

Рис.7. Разметка бордюрного камня и размещение светоотражателей у искусственных неровностей

на участках дорог, где отсутствует стационарное освещение

3.10. На дорогах и улицах в населенных пунктах бордюрные камни с каждой стороны дороги по всей длине поперечного профиля искусственной неровности следует обозначать разметкой по #M12ГОСТ Р #S «Разметка дорожная. Типы и основные параметры» (рис.7).

Приложение В*

* Нумерация приложения соответствует оригиналу. —

Примечание «КОДЕКС».

СХЕМА

устройства искусственных неровностей техническими средствами регулирования движения

Текст документа сверен по:

рассылка

Заявление на установку лежачего полицейского: как добиться установки ИДН на нужную территорию

В случае отсутствия искусственной неровности на дорожном участке, соответствующем условиям, указанным в ГОСТ Р 52605-2006 с наименованием «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», гражданин вправе направить официальное заявление на установку лежачего полицейского в местную администрацию.

Самовольная укладка ИДН без сопутствующего разрешения преследуется по закону (статья 12.33 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

При каких условиях производится монтаж лежачего полицейского?

Если рассматриваемый отрезок дороги, на котором предполагается укладка искусственной неровности, находится:

  • на расстоянии 10-15 метров от пешеходного перехода, не оборудованного светофором и, располагающегося в непосредственной близости к учебным и воспитательным учреждениям;
  • рядом с жилой зоной, детскими и спортивными объектами, местами большого скопления людей (торговые центры, вокзалы, аэропорты, парки), на улицах местного и районного значения при получении необходимой оценки по уровню аварийности, видимости, плотности потока движения и других неблагоприятных факторов, влияющих на безопасность на дороге.

Как правильно подать заявление?

  1. 1)Гражданином или группой заинтересованных лиц составляется документ с аргументированными доводами и подтверждающими фотографиями о повышенной аварийной опасности и угрозе наездов на пешеходов на данном отрезке проезжей части.
  2. 2)Оригинал с собранными подписями в бумажном виде доставляется лично или по почте в районную администрацию, либо в электронном виде при наличии такой функции.

Образец «Заявление на установку лежачего полицейского»:

Каков порядок рассмотрения обращения?

Принятие решения представителями администрации осуществляется с учетом полученных заключений от транспортных предприятий (если через выбранный участок проходят маршруты общественного транспорта), ГИБДД и городских ведомств.

Ответ направляется инициатору в письменном уведомлении, и при положительном результате администрация города финансирует и организовывает закупку ИДН и монтажно-строительные работы.

Лежачие полицейские купить по оптимальной стоимости и с доставкой в сжатые сроки по городам России можно в нашей компании.

Как установить лежачий полицейский около дома?

Ценность лежащих полицейских для пешеходов это возможность спокойно и безопасно переходить договору. Водители напротив, каждый раз противятся появлению новых препятствий на дорогах, опасаясь за подвеску своего автомобиля. Однако это важная тема безопасности и поэтому она волнует многих. Тех кто хочет защитить себя, своих близких или тех, кто прошел тяжелую историю ДТП с причинением вреда здоровья.
Сразу предупредим – путь установки не легкий, требует коллективной работы и финансовых вложений. И так по порядку:

Можно ли купить лежачий полицейский и установить во дворе?

Лежачий полицейский должен быть установлен законным способом, иначе дорожные службы имеют право демонтировать несогласованно установленную конструкцию. К слову материал для установки полицейского не дешевый. Сегодня рыночная стоимость 500 мм лежачего полицейского стоит от 1000 руб. до 2000 руб. Не много найдется активистов, готовых вложиться в покупку, а через 10 дней – месяц разочароваться демонтажу. Вам требуется согласование.

Так как же законно установить лежачий полицейский?

Процесс установки начинается с проработки ценности конструкции. Жильцам необходимо собрать максимальное количество фактов, опросов заключений экспертов, чтобы были доказательства необходимости установки искусственной неровности в требуемом месте.
Причина должна быть веской и подкреплена подписями жильцов из соседних домов.
Для этого оформляется коллективное обращение в органы полиции или местного самоуправления с соответствующим предложением. Обращение может быть электронным через онлайн приемную, либо не посредственно в учреждении. Помимо всех документов, не забудьте приложить описание и схему места для установки лежачего полицейского.
После поступления обращения, компетентные органы будут проверять, не планируется ли установка лежачих полицейских в указанном месте согласно утвержденному календарному плану.
При положительном вердикте органов местного самоуправления, закупка лежачего полицейского, дорожных знаков, иных необходимых опознавательных знаков, необходимых для водителей, получение очереди на демонтаж, будет производиться за счет муниципальной казны. Однако, срок рассмотрения, согласование и очередь могут затянуться на длительный период, порой сроки доходят до года. Есть случаи, когда лежачий полицейский экстренная необходимость, в таких местах он устанавливаться раньше, например, если вблизи дорожного полотна имеется медицинские и образовательные учреждения.
В случае добровольного сбора денежных средств местными жителями, инициативная группа может самостоятельно закупить необходимое оборудование, и установить его, при наличии разрешения. Кроме самой конструкции лежачего полицейского, жильцам необходимо закупить комплект дорожных знаков, требуемый к установке правилами дорожного движения.

Каким должен быть лежачий полицейский?

Правила установки искусственной неровности на 2018 год регламентируются ГОСТом Р 52605-2006. В частности, есть допустимые размеры лежачих полицейских и определённые условия их установки.

Описание знака искусственная неровность

Слово «полицейский» пугает многих, в том числе и водителей. Однако «Знак лежачий полицейский» не вызывает страха ни у кого, так как он просто обозначает искусственную неровность на дороге. Перед ней всегда устанавливается соответствующий знак. Что он значит?

Знак «Искусственная неровность» в ПДД

В ПДД он относится к предупреждающим. Его цель — обозначить «лежачего полицейского».

Нередко знак «лежачий полицейский» располагается перед «зеброй», где люди переходят дорогу, чтобы водители быстро не разгонялись. В некоторых ситуациях он устанавливается вместе с ограничением скорости для того, чтобы обезопасить определённый промежуток дороги.

Знак «лежачий полицейский» картинки имеет разные. Первый вариант выглядит следующим образом: на синем квадрате — белый треугольник, в котором изображена линия с закруглением. Второй вариант выглядит так – на треугольнике с красной окантовкой расположена прямая линия с выпуклостью.

«Искусственная неровность» на красном фоне располагается для предупреждения автомобилистов о приближении к «лежачему». В городе или селе такой указатель располагается за 50 — 100 метров до искусственной неровности. На трассе его можно увидеть за 150 — 300 м до самого объекта для того, чтобы водители успели затормозить.

Чаще всего этот знак устанавливается вблизи тех объектов или мест, где люди часто пересекают проезжую часть. В таких местах одно лишь скоростное ограничение не поможет, так как всё равно найдутся водители, превышающие его.

Лежачий полицейский же намного эффективнее. Если по нему быстро проехать, то подвеска автомобиля сильно изнашивается, поэтому такое препятствие обычно преодолевают медленно. Наезд на пешехода в местах установки такого препятствия в разы уменьшается.

ГОСТ на правильную установку знака «Искусственная неровность»

«Лежачий полицейский» должен быть только совместно с соответствующим знаком. Тот, в свою очередь, ставится в соответствии с ГОСТами Р 52289, 52290, 51256.

Сама неровность должна быть установлена согласно ГОСТу Р 52605-2006. В нём регламентируется размерность такого препятствия на асфальте.

«Лежачий полицейский» бывает двух видов:

  • волнообразный,
  • трапециевидный.

У каждого из них есть предельно допустимые габариты. Согласно ГОСТу, такая неровность не может быть уже ширины дороги, но с погрешностью до 20 сантиметров. Не допускается расположение лежачего полицейского, если отсутствует водоотвод.

Границы этой преграды должны быть обозначены знаками, а в некоторых ситуациях и разметкой. К тому же неровность может быть установлена только на твёрдой дороге с наличием на ней освещения в виде уличных ламп.

Установка производится только в местах, где это необходимо. Запрещается размещение преграды на трассах федерального значения, на остановках автобусов, на мостах или в туннелях, или же если дорога имеет больше 4 полос.

Таблица допустимых размеров искусственной неровности на дороге

В ГОСТе указаны все необходимые параметры для такой неровности. Прежде всего, её размеры определяются исходя из ограничения скорости.

При ограничении скоростного режима до 20 км/ч устанавливается следующая размерность неровности на дороге:

  1. Для волнообразного профиля длина – от 3 до 3.5 м, высота – 0,07 м, а радиус криволинейной поверхности – от 11 до 15 м.
  2. Для трапециевидного профиля: длина горизонтальной части – от 2 до 2.5 м, наклонной части – от 1 до 1,15 м. при этом максимальная высота гребня – 0,07 м.

Такие параметры являются оптимальными. Если их сделать больше, то при проезде будет сильно увеличен износ подвески автомобиля, чего допускать нельзя.

Чтобы соблюдался скоростной режим 40 км/ч, размеры следующие:

  1. Для волнообразного профиля длина – от 6.25 до 6.75 м, высота такая же – 0.07 м. Радиус криволинейной поверхности – от 48 до 57.
  2. Для трапециевидного профиля длина горизонтальной части – от 3 до 5 м, наклонной части – от 1.75 до 2.25 м, а высота гребня – 0.07 м.

Как можно заметить, высота везде одинаковая. Именно она позволяет беспроблемно проезжать такое препятствие автомобилям практически с любым клиренсом.

Как установить искусственную неровность – действия согласно закону

Некоторых жителей многоквартирных домов не устраивает, что во дворе их дома машины ездят слишком быстро. В таком случае они решают установить дорожную неровность самостоятельно. Физически сделать это можно, но, по закону, самостоятельно производить такие действия запрещается. Для того чтобы это сделать, необходимо обратиться в службы и объяснить, зачем такие меры нужны.

Если жильцы дома хотят чтобы во дворе установили искусственную неровность и знак, нужно обратиться:

  • в ГИБДД,
  • в администрацию района.

Эти обращения можно сделать как лично, так и через интернет-сайт учреждения. При этом не стоит забывать, что в таких действиях могут и отказать. Чтобы этого не произошло, рекомендуется указать наиболее вескую причину и аргументировать её. При обращении в ГИБДД не будет лишним сбор подписей у жильцов дома, на территории которого планируется установка.

Если соблюдать эти правила, то исход событий будет положительным. Обычно, ответ приходит быстро.

Бывает и такое, что гражданин часто переходит дорогу по пешеходному переходу в одном и том же месте, но там отсутствуют «лежачие». Из-за этого автомобили проезжают очень быстро и не всегда успевают затормозить. Тогда гражданин понимает, что на таком участке необходима искусственная неровность со знаком.

Для проведения установки необходимы вышеописанные действия, и обращаться нужно в те же самые службы.

Места, где запрещено располагать преграду такого типа

Есть участки дорог, где необходимо устанавливать «лежачих полицейских» для безопасности дорожного движения или для того, чтобы предупредить о приближении к опасному промежутку трассы.

Однако вместе с этим, есть места, где установка такой неровности запрещена:

  • дороги федерального значения вне города;
  • шоссе, если число полос более 4;
  • остановки;
  • мосты и путепроводы.

Почему так? Всё просто. В таких ситуациях установка неровности не обеспечивает безопасность передвижения, а может лишь повлечь за собой ДТП.

Что если установить лежачий полицейский без согласования

Некоторые считают, что искусственная неровность в каком-то определённом месте ошибочна и демонтируют её оттуда своими силами. За такого вида манипуляции законом предусматривается штраф, размер которого немного варьируется. Он также предусмотрен и за поломку «лежачего полицейского».

Такое же наказание будет за «демонтаж знака»:

  1. Величина штрафа будет составлять от 5 до 10 тыс. рублей для физических лиц, а для должностных лиц – до 25 тысяч рублей.
  2. Самый большой штраф предусмотрен для юридических лиц – до 300 тысяч рублей.

Такое же наказание последует и за незаконную установку лежачего полицейского. Саму «неровность» потом демонтируют.

Для того чтобы убрать преграду и не платить потом штраф, необходимо обратить в ГИБДД или администрацию района. Сделать это можно как через интернет, так и лично. Там будет нужно заполнить заявление и указать причину, по которой «лежачий полицейский» необходимо убрать.

Если аргументировать такое желание, то, скорее всего, ответ районной администрации и территориального ГИБДД будет положительным. В таком случае не нужно будет делать это самостоятельно, демонтаж будет произведён специальными службами.

Безопасность на дороге на новом уровне

Независимо от формы и размеров искусственных препятствий, они всё равно пагубно влияют на подвеску автомобиля. Ходовая часть при проезде таких преград страдает, и в итоге это приводит к уменьшению ресурса. К тому же, некоторые искусственные неровности не видно ночью на дороге, из-за чего водители проезжают их быстро. Самой меньшей неприятностью в такой ситуации будет поломка узлов машины, а в худшем случае — авария.

Для обеспечения большей безопасности дорожного движения, в 2012 году на дорогах России были внедрены специальные шумовые полосы. Однако не сразу такое новшество полюбилось автомобилистам. Изначально полосы были немного другими и более выраженными. Из-за этого, при наезде на них, автомобиль становился менее управляемым, а шумы были слишком громкими. К тому же, в близлежащих домах эти шумы были отчётливо слышно, что нарушало покой граждан. В скором времени полосы заменили на усовершенствованные.

Издалека они напоминают уже знакомые «лежачие полицейские», но без выпуклости. Полосы обычно двухцветные, а в некоторых случаях — светоотражающие. При наезде на них на высокой скорости, водитель чувствует вибрацию, но при этом дискомфорта у него не возникает.

После проезда первой полосы водитель понимает, что необходимо снизить скорость, и последнюю часть уже проезжает медленно, поэтому вибрации практически не чувствует.

Раньше они наносились только на трассах – в тестовых режимах. Сейчас же, звуковые полосы есть и в черте города.

Шумовые полосы встречаются часто и приносят автомобилю гораздо меньше вреда, чем «лежащие полицейские». В некоторых местах даже устанавливают «зебру» для пешеходов, при наезде на которую, возникают шумы. Водители привыкли к этому и при возникновении вибраций, не задумываясь снижают скорость движения.

Лежачие полицейские – это незаменимый фактор обеспечения безопасности на дорогах. Однако они должны сопровождаться соответствующим знаком и видны в темноте за счёт светоотражающих элементов. Лишь тогда от них будет только польза.

Рейтинг автора 1 Панкратов Олег Панкратов Олег Викторович Капитан отдельного батальон ДПС ГИБДД г.Москва Написано статей и ответов 268

Рубрики

  • Специалисты
    • Венецианка (1)
    • Паркетчик (1)
    • Плиточник (1)
    • Сварщик (4)
    • Столяр (7)
    • Дизайнер (1)
    • Маляр-штукатур (1)
    • Мебельщик (3)
    • Сантехник (4)
    • Строительная фирма (3)
    • Электрик (1)
    • Бригада (2)
    • Муж на час (1)
    • Художник-декоратор (2)
    • Газоснабжение (2)
    • Колодцы (2)
    • Бурение скважин (16)
  • Монтажные работы
    • Сантехника (15)
    • Электромонтаж (18)
    • Отопление (15)
    • Канализация (7)
    • Кондиционеры (4)
    • Сварка (2)
  • Ремонт и отделка
    • Натяжные потолки (12)
    • Мелкий ремонт (5)
    • Отделочные работы (16)
    • Плиточные работы (9)
    • Устройство полов (17)
    • Гипсокартон (2)
    • Отделка откосов (2)
    • Малярные работы (3)
    • Штукатурные работы (5)
    • Установка дверей (6)
    • Декоративная роспись (5)
  • Строительные работы
    • Высотные. Промальп (3)
    • Кровельные работы (12)
    • Утепление дома (5)
    • Фасадные работы (7)
    • Демонтаж и разборка (3)
    • Земляные работы (2)
    • Фундамент (8)
    • Гидроизоляция (1)
    • Кирпич, блоки (6)
    • Окна (17)
    • Столярные работы (7)
    • Заборы, ограды (4)
    • Печи, камины (8)
    • Изготовление лестниц (7)
    • Промышленные полы (1)
  • Ландшафтные работы
    • Благоустройство (12)
    • Ландшафтный дизайн (2)
    • Резка деревьев (2)
    • Тротуарная плитка (2)
  • Дизайн, архитектура
    • Визуализация (1)
    • Геодезические работы (1)
    • Проектирование домов (5)
    • Согласование перепланировок (2)
    • Составление смет (3)
    • Юридическая помощь (7)
    • Генподрядные услуги (4)
    • Дизайн интерьеров (24)
    • Изготовление мебели (24)
  • Аренда, спецтехника
    • Аренда кранов, иной спецтехники (7)
    • Вывоз строймусора (2)
    • Перевозки, доставка (1)
    • Прокат инструмента (4)
  • Работы под ключ
    • Ремонт под ключ (29)
    • Ванна,санузел или кухня под ключ (10)
    • Балконы (4)
    • Строительство домов, дач, коттеджей (11)
    • Строительство промышленных зданий (5)
    • Строительство каркасно-щитовых домов (4)
    • Строительство деревянных домов, срубов (5)
    • Строительство бани (1)