Содержание
- assyryez › Блог › как правильно ездить зимой на машине
- Школа водительского мастерства Toyo Tires. Как правильно ездить на машине зимой — советы эксперта
- Вождение автомобиля в зимних условиях
- Zotel › Блог › Как безопасно ездить зимой: 10 правил, которые должен знать каждый водитель
- Особенности езды на автомобиле в зимнее время года
- Советы новичкам: как ездить по зимней дороге?
assyryez ›
Блог ›
как правильно ездить зимой на машине
Руководство ГАИ призывает водителей при плохих погодных условиях без крайней потребности не выезжать на дороги общего пользования, однако многим последовать такому совету сложно: кому-то нужно добраться до рабочего места, а у других работа и вовсе связана с поездками на автомобиле.
Опрошенные эксперты из числа сотрудников автоинспекции и автоспортсменов считают, что ездить зимой и избегать аварий можно, однако для этого водителю нужно придерживаться элементарных правил безопасности, содержать свой автомобиль в исправном техсостоянии.
Но даже самые опытные водители время от времени допускают ошибки при управлении автомобилем, которые приводят к тому, что автомобиль буксует, «срывается» с траектории движения, а также его может занести или даже развернуть. Усложняет ситуацию критическое состояние автодорог: их чистят от снега и льда далеко не всегда и не везде, а в тех местах, где снегоуборочная техника все же прошла, на месте снегового покрытия обнажаются глубокие ямы.
Для профилактики аварийности водителю нужно изучать спецприемы вождения, которые помогут выйти из критической ситуации и, вполне возможно, спасут жизнь и здоровье.
Особенности вождения авто зимой
НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ. Прежде всего сконцентрируйтесь: если под колесами лед, стоит отказаться от разговоров по мобильному даже при помощи «хендс-фри». После того как завели двигатель, стартуйте с места очень осторожно, работая педалями максимально плавно, а если под колесами чистый лед, слегка прикрытый снегом, есть смысл пробовать тронуться со второй передачи. Стандартная зимняя авария — автомобиль «повело» при трогании с места, в результате чего пострадала машина соседа.
СКОРОСТЬ. В плохих дорожных условиях скорость автомобиля должна быть, в первую очередь, безопасной — согласно ПДД, это такая скорость, при которой водитель в конкретных дорожных условиях способен избежать аварии при внезапно изменившейся ситуации. Причем не стоит путать ее с разрешенной — далеко не всегда на скорости 60 или 80 км/час можно вовремя остановиться перед внезапно выскочившем на дорогу пешеходом. Определить безопасную скорость несложно: перед выездом на дорогу общего пользования попробуйте экстренное торможение и оцените, насколько увеличился тормозной путь по сравнению с привычной реакцией автомобиля, а также то, на какой скорости и при каком усилии на педаль тормоза автомобиль сохраняет траекторию.
ДИСТАНЦИЯ И ИНТЕРВАЛ. Одно из главных правил, которое надо помнить на скользкой дороге, — необходимо всегда оставлять достаточное для маневра пространство и избегать резких маневров. Дело в том, что снег или лед почти вдвое уменьшают сцепные свойства с дорогой, соответственно, увеличивается тормозной путь, а значит, нужно держать дистанцию до впереди идущей машины в полтора-два раза большую привычной. Учтите, что даже если вы управляете суперсовременным автомобилем с шипованной резиной и множеством электронных систем безопасности, идущие впереди старенькие «Жигули» может внезапно развернуть на 360 градусов, а при столкновении виновным признают именно вас — за нарушение п. 12.3 ПДД (в случае возникновения опасности или препятствия водитель обязан уменьшить скорость вплоть до полной остановки).
ТОРМОЖЕНИЕ. Резкий удар по педали тормоза на скользкой дороге – одна из самых распространенных ошибок начинающих водителей. Дело в том, что если автомобиль не оснащен АБС, колеса блокируются и потерявшее управляемость авто в лучшем случае юзом пройдет еще 100—150 метров, в худшем — остановится о впереди идущий автомобиль. Но даже если скольжению воспрепятствует антиблокировочная система, нажатие на педаль тормоза с одновременным поворотом руля приведет к развороту авто на 180—360 градусов. Тормозить нужно короткими качками — сильно нажать на педаль и отпустить ее несколько раз, пока автомобиль не остановится полностью, а подтормаживать плавным и легким нажатием на педаль. Для повышения эффективности торможения используйте торможение двигателем, быстро переходя с повышенной на пониженную передачу (например, с 4-й на 2-ю и сразу на 1-ю). И еще один совет — не нажимайте на педаль сцепления до полной остановки автомобиля; даже если двигатель заглохнет, сэкономленные сантиметры спасут от столкновения.
Эффективная рулежка
Чтобы выйти «сухим» из аварийной ситуации, водитель должен грамотно воздействовать на рулевое колесо. Как ни странно это звучит, для этого он прежде всего должен выбрать правильную посадку. Сядьте в кресло, упритесь в спинку сиденья, выжмите педаль сцепления и положите вытянутые руки на руль — запястья должны лежать на ободе: такое положение даст возможность не запутаться при перехвате рулевого колеса и позволяет нормально работать с педалями и рычагом КПП. Опытный водитель держит рулевое колесо, совсем от него не отталкиваясь, при этом плотно прижавшись к спинке сиденья, что позволяет противостоять действию силы инерции. А неопытный — «висит» на руле, и если автомобиль не вписывается в поворот, то довернуть руль ему бывает довольно сложно, так как баранка используется им в качестве точки опоры.
Получить необходимые навыки правильной рулежки можно на тренажере в любой автошколе, либо самостоятельно, при помощи нехитрого упражнения: вывесить передние колеса (поднять авто на домкрате или платформе) и вращать руль от упора до упора на время. «Намотавшие» по дорогам свыше 30 тыс. км пять циклов «от упора до упора» выполняют за 15—16 секунд, а «спортсмены» — за 8—9 сек. Условный рефлекс приобретается за 2,5 часа изнурительного труда, срабатывая затем в аварийной ситуации.
Контраварийные приемы: контролируйте авто рулем и газом
Самая главная задача водителя при езде по скользкому покрытию — не допускать заноса, а если он и произошел, контролировать его и уверенно выравнивать траекторию. Для того чтобы автомобиль не потерял траекторию, нужно водить «плавно». Планируйте свои действия заранее, смотрите в оба и сбавляйте скорость в случае любого изменения рельефа дороги. Резко крутанул руль, вошел в поворот на слишком высокой скорости или переборщил с ускорением или торможением — потерю траектории может спровоцировать любая из перечисленных ошибок водителя.
Различают два основных вида заносов. Собственно занос (или избыточная поворачиваемость) возникает, когда передние колеса преодолевают расстояние короче желаемого, и задние колеса выносит в сторону. Это результат воздействия боковых сил, ослабляющих сцепление задних колес с дорогой. Снос (или недостаточная поворачиваемость) может возникнуть, если повернуть передние колеса на угол, слишком большой для движущего момента в данный момент времени. Тогда передние колеса продолжают скользить в исходном направлении, несмотря на поворот руля.
ЗАДНИЙ ПРИВОД. Например, при движении в прямолинейном направлении заднюю часть автомобиля начинает заносить влево, и он как бы пытается развернуться поперек дороги. В этом случае не следует выжимать сцепление и тормозить, а надо не резко несколько уменьшить подачу топлива, снизить скорость и мягко и четко поворачивать рулевое колесо влево. Автомобиль под действием несколько уменьшенной тяговой силы на ведущих задних колесах и при расторможенных передних управляемых колесах вернется к первоначальному направлению движения.
При этом необходимо рулевым колесом выровнять траекторию, если предшествующий поворот рулевого колеса окажется чрезмерным. Если рулевое колесо повернуто слишком резко и чрезмерно, то автомобиль может занести в противоположную сторону. В этом случае занос предотвращается аналогичным приемом поворота рулевого колеса вправо и последующим выходом на прямолинейное движение.
ПЕРЕДНИЙ ПРИВОД. При заносе переднеприводного автомобиля водитель должен повернуть рулевое колесо так же, как на заднеприводном автомобиле, но ни в коем случае не уменьшая подачу топлива. Более того, необходимо поднажать на газ — в этом случае ведущие колеса будут вытягивать автомобиль в направлении движения. При этом нет необходимости в корректирующих действиях рулевым колесом.
Однако увеличение скорости в повороте и при входе в него может вызвать пробуксовку передних колес. Как только они потеряют сцепление с дорогой, то перестанут направлять автомобиль, и он, став неуправляемым, будет двигаться по более пологой, чем необходимо, кривой — наступает снос и увеличение угла поворота рулевого колеса в этой ситуации ничего не даст. Для восстановления сцепления колес с дорогой и возвращения автомобиля к движению в заданном ему направлении необходимо плавно уменьшить подачу топлива до восстановления сцепления ведущих колес с дорогой и после этого немного поднажать.
Отметим, что мы лишь описали теорию выхода из заноса (сноса). Для того чтобы применить ее на практике, нужны практические навыки, получить которые можно лишь на курсах контраварийного вождения, которые проводят на закрытых площадках и под руководством профессиональных инструкторов.
Если буксуют колеса
Одна из самых распространенных сезонных неприятностей, в которую попадают практически все без исключения водители (от владельцев малолитражек до владельцев джипов), — снежно-ледяной плен, когда автомобиль, как ни крути двигатель — «ни туда и ни сюда». В большинстве случаев достаточно попросить прохожих подтолкнуть автомобиль сзади, но если это не помогает, приходится доставать лопату и копать.
ЗАСТРЯЛИ ВЕДУЩИЕ КОЛЕСА. Откопать нужно то колесо, которое буксует. Причем смотрите — не легли ли его рычаги, привод на снег. Легли? Значит, нужно копать и под ними. Затем для обоих ведущих колес прокапываете колейки — впереди автомобиля и позади него — сантиметров по 50 в каждую сторону. Если есть возможность, в колеи лучше положить щебенку, насыпать песка или заложить их ветками. И затем, враскачку, не газуя, внатяг выбирайтесь на твердое место.
МАШИНА СЕЛА НА ДНИЩЕ. Загляните под машину — должен быть просвет. Нет? Копайте лопатой до тех пор, пока он не появится. Иногда есть смысл поддомкратить по очереди ведущие колеса и вымостить под ними описанные выше колейки. Но вот только для домкрата нужна опора, в качестве которой можно использовать диск запасного колеса. Подкопайте под нее место в снегу под домкратным гнездом, выстелите его подручными материалами (ветками, щебенкой) или ковриком из салона, сверху — запаску. Ставьте на нее домкрат, поднимайте колесо и очищайте под днищем до твердой почвы.
Движение по трассе
Оказавшись на скользкой или заснеженной дороге, нужно забыть о быстрой езде и лучше всего держаться среднего или правого ряда. Помните лучше о том, что если на сухой дороге при скорости 60 км/ч тормозной путь автомобиля равен 40—45 м, то на скользкой он возрастает до 90—140 м. Также учтите состояние дороги: ширину проезжей части, наличие крутых подъемов, спусков, поворотов, интенсивности движения автомобилей, времени суток, освещенности, обзорности, технического состояния автомобиля, наконец, собственного самочувствия. Учтите, что после длительного движения на высокой скорости происходит привыкание: после езды со скоростью 100 км/ч снижение до 50 км/ч вызывает впечатление чуть ли не остановки автомобиля. Однако субъективное впечатление обманчиво — ориентируйтесь по приборам.
Будьте осторожны при встречном разъезде: часто водители испытывают ощущение недостаточной ширины дороги и, чтобы избежать кажущегося столкновения, в момент разъезда пытаются резко сманеврировать рулем, что может привести к аварии. Также учтите, что восприятие дороги в перспективе может быть искаженным: пологие подъемы, начинающиеся вслед за длинными спусками, кажутся крутыми, а плавные повороты издалека выглядят, как крутые изломы.
Езда в туман и снегопад
При движении в условиях ограниченной видимости водителю важно обозначить свое присутствие для других участников дорожного движения. Во-первых, включите заднюю противотуманку и, даже днем, ближний свет фар, что также позволит вовремя увидеть остановившийся впереди автомобиль и безопасно его объехать.
Если видно совсем плохо, рекомендуется включать аварийку: мигающий свет заставляет водителя-наблюдателя заднего автомобиля сосредоточиться на сигнале и решить важный вопрос — движется автомобиль или нет. Кстати, если нужно остановиться на обочине, оставляйте включенными габариты, аварийку и желательно выставить за 50 м знак аварийной остановки.
Облегчают управление машиной передние противотуманные фары (если они установлены), а если видимость составляет не более 100 м, включайте дальний свет вместе с противотуманными фарами (при разъезде со встречными автомобилями дальний свет переключают на ближний, а противотуманные фары гасят). Двигаясь в тумане, постарайтесь пристроиться за большим автомобилем, который несколько рассеивает туман, не забывая, конечно, о дистанции. Отметим, что если видимость не превышает 10 м, то скорость движения должна быть не выше 5 км/ч.
Особую осторожность следует соблюдать на светофорах: туман не просто ухудшает видимость и способность ориентироваться, но и искажает восприятие желтых и зеленых световых лучей (желтый кажется красноватым, а зеленый — желтоватым). Также особое внимание требуется на нерегулируемых перекрестках: даже если имеете преимущество (следуете по главной дороге), сбавляйте скорость — идущий справа или слева «шумахер» может не увидеть знак (часто они не освещены) и спровоцировать ДТП.
Школа водительского мастерства Toyo Tires. Как правильно ездить на машине зимой — советы эксперта
Снег, лед, плохая видимость — зима всегда испытание для автомобилистов. Перед началом новой зимы не лишним будет вспомнить (а некоторым и узнать), как выйти из заноса или сноса, как эффективно тормозить и ускоряться на льду, как объезжать препятствия. Эти и другие уроки контраварийного зимнего вождения мы подробно разберем в нашей школе водительского мастерства.
Инструктор: Ефим Гантмахер, призер Кубка России и мастер спорта. Опыт в гоночных сериях: Legends, ЧРБ, РСКГ, REC и др.
Автомобиль: Volkswagen Polo. Мотор бензиновый, турбо, 1395 см3, 125 л. с. при 5000—6000 об/мин, 200 Нм при 1400—4000 об/мин.
Трансмиссия: роботизированная DSG с двумя сцеплениями, передний привод.
Выбран из-за: Polo, пожалуй, самый сбалансированный в плане управляемости автомобиль в своем классе. Гармонично настроенные шасси, турбомотор и роботизированная коробка передач позволяют точно контролировать автомобиль. Не зря на Polo нередко выступают в любительских кольцевых гоночных сериях.
Шины: новая шина Observe Ice-Freezer имеет направленный рисунок протектора, оптимизированный для лучшего сцепления и курсовой устойчивости как в продольном, так и в поперечном направлении. Высокоамплитудные 3D-ламели обеспечивают уверенное маневрирование на зимней дороге. А специальные выступы Snow Blade в плечевой зоне повышают проходимость в глубоком снегу и колее. Observe Ice-Freezer обеспечивает превосходные характеристики на льду, благодаря применению нового шипа Ice Force. Он имеет пятиугольный твердосплавный наконечник, который эффективно цепляется за поверхность льда. При этом удержание шипов увеличено на 20% за счет особой формы шипа. Количество рядов шипов увеличено на 40% — они образуют 28 линий на поверхности протектора. При этом уровень акустического комфорта повышен.
1‑Й УРОК
Разгон
Самая частая ошибка водителя при старте на скользком покрытии — слишком сильное нажатие на педаль газа, которое приводит к пробуксовке ведущих колес. Конечно, все новые современные автомобили оснащены системой стабилизации, которая не даст колесам пуститься в бесполезное вращение. Принцип ее работы прост — как только электроника замечает пробуксовку колес, она «душит» двигатель. Автомобиль разгоняется, но гораздо медленнее, чем если бы водитель правильно обращался с педалью акселератора. Мало того, если у вас мощный заднеприводный автомобиль, то иной раз и система стабилизации не спасет от разворота. Правильная методика несложна. Нажимаем на газ, а как только чувствуем, что колеса начинают пробуксовывать, приотпускаем правую педаль и снова плавно добавляем усилие. Колеса ловят зацеп, и автомобиль набирает скорость увереннее и быстрее, чем если бы вы просто отправили педаль газа в пол, положившись на электронику.
Торможение
Все современные автомобили оборудованы системой ABS, которая не позволяет при резком торможении заблокироваться колесам, превратив машину в неуправляемые сани. Однако торможение получается грубым и шипы в шинах фактически проскальзывают по льду, не выполняя свою роль на 100%. Как и в случае с ускорением, водителю под силу самостоятельно, без вмешательства электронного помощника остановить автомобиль раньше. Обнаружив препятствие, мы сначала закономерно бьем по педали тормоза, но потом важно ее приотпустить, снова нажать и снова приотпустить, избегая вмешательства ABS. При этом колесо свободнее прокручивается, шипы не проскальзывают, а вгрызаются в поверхность льда, максимально замедляя автомобиль. На фотографиях видна разница.
Наглядная разница между простым торможением «в пол» с надеждой на ABS и правильной контраварийной техникой.
Бьем по педали тормоза, но потом важно ее приотпустить, снова нажать и снова приотпустить, избегая вмешательства ABS.
2‑Й УРОК
Снос и занос
Снос — это боковое смещение колес передней оси. Объясню подробнее. При движении по скользкому покрытию водитель повернул руль, но машина продолжила двигаться прямо — это и есть снос. Происходит снос в двух случаях, если водитель слишко энергично для актуальной скорости вывернул руль, или он слишком быстро двигался для совершения маневра. Как вы понимаете, это две трактовки одной и той же ошибки.
Как правило, в такой ситуации водитель пугается, доворачивает руль еще сильнее, однако этим только усугубляет ситуацию. Первое, что необходимо сделать — начать распрямлять руль. Да, вы все правильно прочитали. Именно начать распрямлять руль, вопреки вашему сильному чувству самосохранения. Чтобы не испытывать, кто сильнее — инстинкты или рассудок, советуем потренироваться на какой-нибудь закрытой безопасной площадке. У нас для этого есть Раменский ипподром с намороженным 10‑сантиметровым слоем льда и снега.
Как только вы начинаете распрямлять руль, угол между направлением скольжения автомобиля и направлением вращения колес уменьшается, и коэффициент сцепления передних колес с дорогой возрастает. Шипы вгрызаются в лед, и машина доворачивает в поворот. Самое главное, не пытайтесь сразу же повернуть руль сильнее — иначе опять утратите управление.
На скоростной змейке очень важно найти постоянную оптимальную скорость вращения рулевого колеса.
Вращайте рулем быстро, но не резко. Резкие движения могут привести к потере сцепления колес с дорогой. Руль не должен зависать подолгу в одном положении.
Занос — скольжение задней оси. Наиболее ему подвержены заднеприводные автомобили, но и переднеприводным такой эффект не чужд. Как правило, возникает сразу после сноса, кода водитель, испугавшись, резко отпускает педаль газа. Чтобы этого избежать — не бросайте газ! Уменьшить подачу топлива можно, но бросать педаль нельзя. Если занос все же случился, на переднеприводном автомобиле все, что вы должны сделать — это распрямить руль и нажать на газ. Автомобиль выровняется. А дальше вспоминаем, что делать при сносе, потому что машина, скорее всего, по инерции проскочит правильное направление и снос обязательно появится. Важно, чтобы при сносе машина повернулась уже на заметно меньший угол, чем при предыдущем заносе — значит, вы все делаете правильно. Чтобы выйти из заноса на заднеприводном автомобиле, надо выкрутить колеса в сторону заноса (так называемое контрруление), плавно уменьшить подачу топлива и выпрямлять машину.
3‑Й УРОК
Переставка (лосиный тест)
Ситуация: вы спокойно едете по своим делам, ничто, как говорится, не предвещает беды, как вдруг на вашу полосу выходит лось! Что делать? Объехать! Лось, конечно, у нас гипотетический, ведь внезапным препятствием может оказаться что угодно: и дикое животное, и экстренно затормозивший перед вами автомобиль, и человек, переходящий дорогу в неположенном месте.
Важно смотреть не на ближайший к автомобилю конус, а на тот, где вход в следующий поворот.
Как и в предыдущих упражнениях, очень важно аккуратно работать рулевым колесом и педалью газа. Быстро, но без резких движений. Поворачиваем руль, вспоминаем прошлый урок по противодействию сносу или заносу, выезжаем на соседнюю полосу, объезжаем препятствие и возвращаемся в свою полосу, снова избегая сноса или заноса.
Небольшие ремарки. Во-первых, объезжая препятствие, водитель, естественно, должен убедиться в наличии свободного коридора на соседней полосе встречного или попутного движения, которую он собирается задействовать при маневре. Во-вторых, ключевым моментом для успешного выполнения переставки является соблюдение дистанции и скоростного режима. Эти правила придуманы не просто так. Если скорость автомобиля будет существенно выше допустимой, сколь бы прекрасными ни были шины, ничего хорошего не выйдет. Против физики не попрешь.
4‑Й УРОК
Змейка
Змейка — важный элемент обучения маневрированию. На первый взгляд, простейшее упражнение, но на самом деле весьма коварное. Конечно, мы говорим не про ту змейку, что выполняют ученики автошкол. Медленная, на скорости 5 км/ч она должна обучить начинающего водителя чувствовать габариты автомобиля, объяснить геометрию поворотов. У нас курс продвинутый и змейка скоростная — по 10 метров между конусами и скорость движения 40 км/ч.
Здесь очень важно найти постоянную оптимальную скорость вращения рулевого колеса. Будете вращать слишком резко — передние колеса потеряют сцепление с дорогой. Слишком медленно — начнет развиваться ритмический занос и автомобиль не попадет ни в один створ ворот. Руль не должен зависать подолгу в одном положении. Повернули — распрямляем. Делаем быстро, но равномерно. Помните, что резкие движения могут привести к потере сцепления колес с дорогой. Начните тренироваться на малой скорости и по мере совершенствования ускоряйте темп. Таким образом, вы достаточно быстро поймете, где предел допустимого, что можете сделать вы, что может ваш автомобиль, на что способны шины.
Ни один шип в ходе съемок не пострадал. Шины отлично выдержали все истязания, которыми их подверг Ефим Гантмахер на льду Раменского ипподрома.
В скоростной змейке собрано все, о чем мы говорили ранее. Можно притормаживать перед поворотом, нагружая переднюю ось, увеличивая сцепление с дорогой. Руль необходимо поворачивать еще до того, как мы поравнялись с конусом. Потому что напротив конуса уже должно идти движение на выпрямление руля. Тем самым мы получаем больше пространства для маневра. Смотрите не на ближайший к автомобилю конус, а на тот, где вход в следующий поворот. Как в старой шоферской истине: «Смотри, куда собираешься ехать, а то приедешь туда, куда смотришь».
Хочу получать самые интересные статьи
Зима, как говорят чиновники, «Снова пришла внезапно»… Первый снег — первая радость для кого-то, а для автомобилистов это — испытание на прочность, большие проблемы и постоянный риск. Учитывая погодные условия и статистику ДТП, сегодня мы решили поговорить том, как же все-таки надо ездить зимой, каких правил зимнего вождения необходимо придерживаться чтобы езда зимой была безопасной. Статья будет интересна новичкам, а также тем, кто считает, что знает о зимнем вождении все…
Итак поехали… Как правильно ездить зимой?
Для начала о том, без чего зимняя езда вообще недопустима.
Существует несколько неотъемлемых атрибутов зимней езды, прежде всего – это зимняя резина, морозоустойчивая жидкость для омывателя, а также исправная светотехника.
Если вы едете не на зимней резине, считает директор школы Audi Quattro Геннадий Брославский, дальнейший разговор просто бесполезен. А вот шипы, по мнению Брославского – не такой принципиальный момент. На голом чистом асфальте, которым иногда радуют автомобилистов столичные коммунальщики, шипы держат машину даже хуже, чем нешипованная резина. Но на перекрестках и у светофоров, где дорога всегда особенно скользкая, шипы очень помогают.
Езда зимой: основные принципы зимнего вождения, советы специалистовРечь идет и о руле, и о педалях. Инструктора советуют представлять себе, что вы не спеша плывете в бассейне, где вода смягчает и замедляет все движения.
Но это общая рекомендация, а когда утром вы садитесь в машину и обнаруживаете, что не только плавно ехать, но даже тронуться с места не получается, все советы как-то сразу забываются. Водитель газует, а машина, вместо того чтобы выезжать куда положено, соскальзывает вбок, где стоит еще одна машина. Тут желательно вспомнить еще одно правило…
Запас тяги, который так приятно иметь летом, сейчас только мешает – колеса срываются в пробуксовку, и вся тяга уходит исключительно на шлифование ледовой корки на асфальте. Даже трогаться с места зимой иногда приходится на второй передаче (не зря же по этому принципу работают многие автоматические коробки, снабженные зимним режимом).
Итак, вы выезжаете со стоянки на минимальном газу (лучше несколько раз заглохнуть и снова завестись, чем прокопать колесами колеи, которые помешают выбраться). Если не получается, пытайтесь выбраться враскачку. Нажал газ – отпустил и нажал сцепление – снова нажал газ. Настоящие мастера могут вытащить таким способом машину из очень неприятных ситуаций, но и обычным водителям этот прием довольно полезен.
А вообще-то кое о чем не мешало подумать еще накануне, когда ее сюда ставили – не заезжать впритирку к другим машинам, чтобы, если ваш автомобиль начнет скользить вбок, не упереться в них. А если останавливаетесь ненадолго, лучше не подъезжать близко к тротуару, где больше всего снега – въехать-то вы с разгона въедете, а выбраться обратно не удастся. Лучше встать чуть дальше от края. Совсем плохо останавливаться на горке, если потом не будет возможности съехать обратно задним ходом. При трогании с места колеса точно забуксуют.
Тут, кстати будет упомянуть один нюанс: на заднем приводе въезжать в гору легче, потому что машина приседает при старте и нагрузка на заднюю ось увеличивается, соответственно уменьшая вероятность пробуксовки. А передние ведущие при трогании на горке, наоборот, разгружаются. Отсюда известный рецепт: на переднем приводе заезжать на горку задним ходом. Впрочем, не стоит этот способ переоценивать – может, лучше осторожно съехать вниз и попробовать еще раз, но только посильнее разогнавшись. Конечно, если вокруг нет стоящих машин, которые ваша может поцарапать, съехав вбок.
К слову, современные автоматы, как правило, этому не препятствуют – они «понимают», что при отпущенном газе водитель, скорее всего, хочет затормозить двигателем. И, конечно, не стоит ждать от тормозной динамики автомобиля чего-то сверхъестественного. Надо держать большую дистанцию и тормозить заблаговременно. Проклятые летние привычки дают о себе знать: водитель жмет на педаль и ожидает обычной в таких случаях реакции машины – а она все едет. Лучше, выехав из двора, сразу же, не дожидаясь пока жизнь заставит, сделать несколько пробных торможений и сразу понять, чего от этого процесса можно ожидать. Тем, у кого АБС, остается просто давить на педаль.
Это называется прерывистым торможением. Есть еще ступенчатое, когда сила нажатия изменяется от раза к разу, а также множество других видов. Но прерывистое торможение – самое простое, и людям не слишком опытным лучше им и ограничиться.
На прямой, если тормозить не приходится, особых проблем не возникает даже зимой. Разве что заднеприводную машину может чуть водить из стороны в сторону, и это подсказывает водителю, что не все сегодня хорошо на дорогах. А переднеприводник и этого предупреждения лишен – пока он не задумает какой-нибудь маневр, машина будет идти ровно. Поворот – главная зимняя проблема после торможения.
Езда зимой: поворот – главная проблема, если вы не опытный гонщик.
Зима для спортсменов только в радость. Занос для них – привычное и полезное явление, а отрабатывать его на льду намного проще, потому что скорость для достижения желаемого эффекта нужна гораздо меньшая. Для простого гражданина – наоборот. Зимой всякий водитель должен стремиться к тому, чтобы не стать нехотя спортсменом. Для этого надо заранее затормозить и перейти на пониженную передачу, с тем чтобы по дуге ехать ровно, не тормозя, с небольшим газом.
Если же вы к повороту подъехали слишком быстро, машина просто перестает в него вписываться. От типа привода это совершенно не зависит – любой автомобиль в этом случае выносит наружу, что сопровождается неприятным скрипом колес. Именно по скрипу неопытные водители обычно и понимают, что не все гладко. Когда машина не хочет поворачивать, естественная реакция – закрутить руль сильнее. Получается еще хуже: передним колесам в такой ситуации еще сложнее восстановить сцепление с дорогой.
Едва ли у кого-то это получится без тренировки, но в принципе правильный способ состоит в том, чтобы, во-первых, отпустить газ, а во-вторых, чуть уменьшить угол поворота руля. Передние колеса при отпускании газа нагружаются (машина делает клевок), а поскольку они стоят уже под меньшим углом к дороге, больше вероятность, что они за нее зацепятся и начнут крутиться. Затем уже можно опять довернуть руль в сторону поворота. А все остальное, что касается поворота, – это уже из околоспортивной сферы, куда обычному, совсем не тренированному автолюбителю, лучше не соваться.
Ведь у спортсменов все наоборот – они еще и сами вызывают занос. На заднем приводе для этого нужно после поворота руля добавить газа. Задняя ось скользит, и машина начинает поворачивать нос куда нужно. Но проблема в том, что как только начался занос, надо немедленно крутить руль в ту же сторону, куда несет зад машины, чтобы ее из него вывести. А это, увы, сложнее, чем вызвать занос.
На переднем приводе добавление газа никакого заноса не вызовет. На маленькой скорости создать занос задней оси может помочь ручник – поворачиваем руль и тянем рычаг. Задние колеса блокируются, зад разворачивает. На большой скорости так не делают – может повредиться ручник. Тут надо прежде всего бросить газ – машина при этом клюет носом, передние колеса нагружаются и становятся менее склонны к скольжению.
После этого, если повернуть руль, уже может начаться небольшой занос задней оси, который помогает направить нос машины в нужном направлении. Чтобы занос стал сильнее, надо чуть-чуть нажать на тормоз. Но только совсем чуть-чуть, лишь коснутся тормоза, иначе заблокируются все колеса, и автомобиль просто будет скользить наружу. А при очень легком нажатии за счет перераспределения массы вперед (клевка) облегченная задняя ось начинает скользить. Еще раз повторив, что все это не для простых водителей, упомянем третий способ вызвать занос задней оси на переднем приводе.
Подъезжая к повороту, надо сначала повернуть руль в противоположную сторону. И только после того, как машина послушается, уже крутить в сторону поворота. Этим предварительным поворотом вы как бы раскачиваете машину, а раскачка приводит к заносу задней оси. Но в том-то и проблема, что всякий занос требует выхода из него – а это сложнее, чем его вызвать. Чтобы получилось, надо повторять одно и то же упражнение много раз. Наш опыт обучения показывает, что чем дольше повторяешь, тем лучше понимаешь, как это на самом деле не просто. А такое чувство уже хороший знак, считайте, преодолели первый этап.
Многие думают, что, правильно подбирая скорость движения по зимней дороге, можно легко избежать заноса. Но это верно только отчасти. Конечно, «партизанский шаг» — это очень, очень предусмотрительно, однако вероятность заноса остается — при резком сбросе газа или торможении, даже во время разгона или ускорения… В общем, понесёт совершенно неожиданно.
В отличие от «переднеприводника», автомобиль с задними ведущими колесами больше склонен к заносу задней оси. Объясняется это просто: при классической компоновке основная масса приходится на переднюю часть машины — ее нагружает силовой агрегат + коробка передач, задняя часть загружена гораздо меньше, а значит- хуже сцепление ведущих колес с дорогой.
Но это не мешает истинным асам «фигурного катания» управлять подобным авто на скользкой дороге абсолютно безопасно.
Ситуация первая, распространенная. Поворот, голый лед, полное неповиновение рулю — т.е. снос передней оси. Рецепт один — «обратить» состояние сноса «передка» в занос задних ведущих колес. Если понесло на большой скорости — достаточно сбросить газ, при условии, что передние колеса уже «смотрят» в сторону поворота, а скользкое покрытие хоть как-то, но держит автомобиль. Но запомните на всю, еще пока оставшуюся, слава Богу, жизнь: превышение скорости на голом льду является грубейшей ошибкой, исправить которую практически невозможно!
На небольшой скорости не следует и пытаться справиться с заносом «передка» с помощью рабочих тормозов — это только усугубит ситуацию. Дергайте ручник или резко и коротко нажмите на газ, что вызовет пробуксовку задних колес. Кстати, второй вариант требует определенных навыков и «чувства» автомобиля: «переборщив» с оборотами, вы рискуете развернуться на все 180 градусов. Включение пониженной передачи с намеренно резким отпусканием сцепления тоже поможет делу, но и тут понадобится немалая сноровка…
Ситуация вторая, очень распространенная. Багажник начинает «обгонять» капот. «Игра на опережение», в общем… Отсюда и рекомендация: не дожидаться заноса, а опередить его своими опытными каскадерскими действиями, в данном случае чрезвычайно парадоксальными — искусственным провоцированием заноса. Может не получиться. Тогда — пресечь начавшееся скольжение резким поворотом руля в сторону заноса и сразу же обратно, сопровождая это сбросом газа. Здесь главное — возвращать руль сразу, не дожидаясь реакции. Иначе такие манипуляции могут привести к «смене позиции»: машину понесет другим боком под еще большим углом.
Вопреки устоявшемуся мнению, автоматическая коробка, если ею пользоваться аккуратно, облегчает зимнюю езду. Дело в том, что ведущий «мост» связан с двигателем не жестко, а через гидромуфту, которая сглаживает рывки и толчки в трансмиссии и не позволит колесам неожиданно провернуться (заблокироваться) при резком нажатии (отпускании) педали газа. Т.е., трансмиссия «сгладит» возможные ошибки водителя (до определенного предела, разумеется). Но надо учитывать скорость! Принудительные пониженные передачи плюс превышение скорости часто равняется принудительно сломанной коробке или блокировке ведущих колес с последующим принудительным же заносом…
«Езжу зимой, поэтому предпочитаю передний привод» — так рассуждают многие автомобилисты. Они увереннее чувствуют себя и в повороте, и на прямой, и уверяют, что их машины почти не буксуют. Действительно, благодаря прекрасной курсовой устойчивости, переднеприводный автомобиль дает водителю несколько большее чувство уверенности, чем «задний привод». Передние колеса «тянут», задние послушно катятся за ними. Кроме того, двигатель своим весом постоянно нагружает передние колеса, что значительно улучшает их сцепление с дорогой, а если машина забуксовала, то у водителя в запасе большой резерв: поворачивая передние ведущие, обычно можно найти за что зацепиться.
Все это так. Но, бывает, на обледенелом повороте машина теряет управление, и как бы водитель ни крутил руль, начинает скользить по прямой. Что сделает неподготовленный: интуитивно повернет руль еще круче и затем «вдарит» по тормозам, чем окончательно выведет ситуацию из-под контроля. «Не бросайте газ!» — советуют авто-асы. Это верно, но способов вернуть неуправляемой машине послушность — много.
Сначала усвойте простую истину: если начался снос передних колес, единственное, что может вернуть их «к жизни» — занос задней оси. Каковой можно вызвать разными способами, в зависимости от текущей скорости автомобиля.
На небольшой скорости достаточно на мгновение заблокировать задние колеса. Достигается это аккуратным торможением: можно либо слегка «поддернуть» ручник, либо нежно наступить на педаль. «Газ» в этот момент ослаблять нельзя, а лучше даже усилить.
Главным отличием управляемого скольжения переднеприводного автомобиля от заднеприводного является то, что колеса нужно направлять на дорогу, то есть в ту сторону, куда автомобиль обязан ехать, а отнюдь не в сторону заноса, как нас раньше учили в автошколе. Это аксиома. Но на скоростях до 40-50 км/ч от нее можно отступить: кратковременный поворот руля именно в сторону начинающегося заноса поможет сориентировать автомобиль в нужном направлении. Ну, а дальше газуйте потихоньку, «вытягивая» машину из скольжения в прямолинейное движение по дороге.
«Переднеприводник» очень сильно реагирует на резкий сброс газа заносом задней оси. И наш неопытный водитель, сильно пугаясь обледенелого поворота, невольно отпускает педаль газа. Не готов, ох, не готов он к реакции автомобиля на это судорожное действие — а тут еще совет «бывалого»: «не бросай газ, если машину понесло». А ведь он правильно сделал, ведь нам этого-то и нужно, только ненадолго! Кратковременный сброс газа «переставит» машину на дороге, и останется только «подбавить» обороты и «вытянуть» авто в поворот.
Но для «чайника» это сложно. Судите сами — машину несет на приличной скорости, а вместо «спасительной» педали тормоза надо жать на «газ». Поэтому еще раз «проговорим» правильный алгоритм действий: резкий сброс газа провоцирует снос задней оси, и в этот самый момент водитель выворачивает руль в сторону начинающегося заноса и прибавляет газ. Имейте в виду: смотреть надо только в ту сторону, куда вам нужно ехать (т.е. на выход из поворота) и ни в коем случае не туда, куда «несет» автомобиль!
Если все-таки машину «закрутило», то следуйте примеру опытных автогонщиков — тормоз и сцепление в пол! Не думая! Это позволит стабилизировать и остановить вращающийся автомобиль, а главное — не заглохнет двигатель, что поспособствует вам быстро убраться со встречной полосы и отъехать в безопасное место.
Остается лишь напомнить: резкий сброс газа может вызвать вращение автомобиля даже на прямом участке дороги, если под колесами неожиданно оказался лед. С педалью газа надо обращаться очень осторожно: плавно и дозированно нажимать и точно также отпускать. И если не хотите «фигурного катания» — никаких резких движений рулем! Но если оно все-таки началось — то, наоборот, действуйте решительно. Чем резче поворот руля в сторону заноса, тем быстрее выравнивающая реакция автомобиля. Вывернув колеса в сторону заноса, возвращайте их обратно, не дожидаясь реакции автомобиля — иначе машина попадет в ритмический занос с увеличивающейся амплитудой.
Смотрите видео особенности зимнего вождения:
Взято отсюда
Вождение автомобиля в зимних условиях
Холодная погода, обледенение дорог, снегопады, густой туман, оттепели и сильные морозы затрудняют вождение автомобиля.
Езда зимой требует от водителя повышенной осторожности, так как снежный покров часто превращается в ледяную поверхность, на которой сила сцепления колес автомобиля с дорогой уменьшается и поэтому возникают скольжение, боковой занос, буксование и т.п. Снежные колеи, ухабы, накатанные участки дорог, снежные наносы и сугробы, глубокий рыхлый снег создают препятствия, для преодоления которых необходимо отлично владеть техникой вождения автомобиля и иметь надлежащий опыт. Малейшая оплошность, допущенная водителем при управлении автомобилем, может затруднить продвижение и привести к столкновению, наезду, аварии.
Трогание с места после длительной стоянки на открытом воздухе в сильный мороз нужно производить очень плавно, при минимальных оборотах коленчатого вала.
Это необходимо для того, чтобы предупредить срыв шпоночных соединений в силовой передаче вследствие загустевания смазки в коробке передач и картере дифференциала. В этих условиях необходимо трогание с места производить очень плавно на первой передаче, а затем в течение нескольких минут вести автомобиль медленно, постепенно разогревая смазку в коробке передач, облегчая этим работу деталей и предохраняя их от поломки.
Движение в снегопад, оттепель, гололедицу
Во время оттепели и гололедицы водитель должен проявлять повышенную осторожность, двигаться со скоростью не более 30 км/час, не забывая, что на скользкой дороге тормозной путь резко возрастает.
Особую осторожность надо соблюдать в местах скопления пешеходов.
Вместе с тем надо держать повышенную дистанцию от впереди идущего и увеличенный интервал от рядом двигающегося автомобилей.
Для предупреждения бокового заноса автомобиля необходимо:
- тормозить двигателем (не выключая сцепления);
- не допускать резких поворотов, не тормозить на поворотах и закруглениях пути;
- переключение передач производить на прямых участках пути;
- не допускать резких изменений скорости движения;
- на участках с ограниченной видимостью снижать скорость до минимальной, своевременно подавая предупредительные сигналы.
Подъемы и спуски в гололедицу следует объезжать.
Если объезд невозможен, на подъемах и спусках надо двигаться на пониженной передаче, с равномерной скоростью, без переключения передач. Может случиться, что автомобиль на скользком подъеме остановится и начнет скользить назад. В этом случае водитель, не теряя присутствия духа, плавно поворачивая руль, должен поставить автомобиль под косым углом к дороге. Если есть возможность, следует использовать для упора придорожные препятствия (дерево, надолбу и т. п.).
Движение по снежной дороге
Выезжая за город зимой, надо иметь на машине шанцевый инструмент, буксирный трос и вспомогательные средства противоскольжения.
Двигаться по глубокому снегу следует на пониженной передаче, с пониженной скоростью, без резких поворотов руля, так как снег оказывает значительное сопротивление качению и снижает сцепление колес с дорогой.
Снежные наносы на дороге и сугробы преодолевают под прямым углом, на пониженной передаче, с повышенной скоростью (пробивают). Когда необходимо преодолеть сильно заснеженные участки и подъемы, на ведущие колеса надевают цепи противоскольжения. Если колеса начнут буксовать, не следует продолжать движение, так как это может привести к закапыванию колес. В таких случаях нужно подать автомобиль назад по колее и двигаться вперед на пониженной передаче.
Хорошим способом преодоления заснеженного участка с твердым основанием является расчистка колей в снегу, включение низшей передачи и подталкивание автомобиля сзади.
По отдельным обледеневшим местам дороги надо проезжать с замедленной скоростью, при встречных разъездах соблюдать осторожность, чтобы колеса автомобиля не оседали в рыхлом снегу обочины.
Снегозащитные приспособления (щиты), а также снежные валы, образованные из снега, удаленного с проезжей части дороги, могут значительно ухудшить видимость пути на закруглениях, поэтому в этом случае надо соблюдать повышенную осторожность: снижать скорость, подавать звуковые сигналы и т. п.
При движении против солнца по накатанной до блеска снежной дороге надо снижать скорость, так как видимость ухудшается.
Встречающиеся на дороге осколки льда, срезанные комки смерзшегося снега следует пропускать между колесами.
Зимой трамвайные рельсы могут оказаться ниже уровня снежного покрова, отчего около рельсов образуются глубокие колеи. Двигаться по трамвайной колее нельзя, так как это очень часто приводит к столкновениям с трамваем или другим транспортом. Если по каким-либо причинам автомобиль попадет в рельсовую колею, нужно, снизив скорость, плавным поворотом руля в правую сторону вывести его из колеи.
Железнодорожные пути зимой могут также оказаться в углублении. Поэтому, чтобы избежать буксования колес, рельсы переезжают на низшей передаче при непрерывном, повышенном тяговом усилии.
Для того чтобы вывести забуксовавший на снежной дороге автомобиль, нужно расчистить пространство вокруг всех колес и использовать имеющиеся подручные материалы (песок, хворост и пр.).
Переправы по льду
Переправы устраивают по льду рек и озер, если толщина льда достаточно велика. Для автомобилей весом 8-10 т. требуется толщина льда не менее 35-40 см, весом до 5 т. — 30 см, до 3 т. — 20 см, до 1,5 т. — 15 см. При необходимости естественный лед можно усиливать намораживанием или укладкой по нему настила или жердей (досок).
При переправе по льду автомобили выезжают по одному. Движение по льду производится с открытой дверцей кабины, на пониженной передаче, без резких поворотов, с плавным увеличением скорости при прогибах льда. Остановки на льду не допускаются.
Меры против обморожения
Отправляясь зимой в загородную поездку, водитель должен тепло одеться, причем одежда, рукавицы и валенки должны быть сухими. Если будет необходимо выполнять работу на морозе (устранять неисправность автомобиля), следует отогревать руки о горячий блок двигателя. В сильные морозы (ниже 30), при сильном ветре, во время продолжительных загородных поездок рекомендуется смазывать лицо тонким слоем вазелина или животного жира.
Начальная стадия обморожения характерна побелением пораженных мест тела и резким падением их чувствительности. Побелевшую часть тела надо тотчас растереть снегом. Растертое место краснеет, кровообращение восстанавливается и начавшееся обморожение прекращается. Легко обмороженное место смазывают жиром. В более тяжелых случаях обмороженную часть тела перевязывают чистым бинтом и при первой возможности обращаются к врачу.
Уход за автомобилем на стоянке
Если автомобиль хранится на открытой стоянке, то в сильные морозы необходимо снять аккумуляторную батарею.
Во время движения по снегу в тормозные диски попадает снежная пыль, которая от тепла тает, и образовавшаяся влага может вызвать примерзание колодок к диску. Поэтому, установив автомобиль на стоянку, следует подложить под колеса упоры, не затягивая рычага тормоза.
Zotel ›
Блог ›
Как безопасно ездить зимой: 10 правил, которые должен знать каждый водитель
Управление транспортным средством в зимний период очень сильно отличается от вождения в другие сезоны. Знание необходимых правил управления автомобилем зимой позволит сохранить не только транспортное средство, но и жизнь.
Очень многие водители несерьёзно относятся к вождению в зимний период, а зря. Количество ДТП зимой значительно возрастает, а с ними растёт и количество травм и смертей. Существуют несложные правила, которые обезопасят вождение автомобиля зимой.
1. Необходимо заранее подготовить автомобиль к зимней погоде. Важно сменить летнюю резину на зимнюю, удостоверившись, что она ещё пригодна для вождения в сложных погодных условиях. Также не стоит забывать о заливке морозостойкой жидкости в бачок стеклоомывателя. Следует проверить аккумуляторную батарею и зарядить её, если надо.
2. Перед поездкой важно тщательно очистить автомобиль от снега и льда. Стекла и боковые зеркала надо освободить от зимних осадков в первую очередь, так как сниженный обзор зимой напрямую влияет на безопасность. Снежный покров на крыше автомобиля при резком торможении тоже может закрыть обзор, съехав на лобовое стекло. Поэтому запаситесь скребками и щётками для очистки автомобиля.
3. Нельзя резко тормозить на зимней скользкой трассе. Это вызывает блокировку колес и утрату над управляемостью автомобиля. Антиблокировочная система во время срабатывания зимой значительно удлиняет тормозной путь, поэтому не стоит ей злоупотреблять. Для безопасного вождения надо нажимать на педаль тормоза плавно, без рывков. Если произошла блокировка колёс, то необходимо отпустить тормоз и дальше давить на педаль только прерывистыми нажатиями.
4. Соблюдайте скоростной режим. Никакие зимние шины с самыми мощными шипами не уберегут водителя, если он не будет придерживаться безопасного скоростного режима. Скорость надо всегда выбирать в соответствии с погодными и климатическими условиями. Не стоит полагаться только на зимние колёса, полный привод или какие-тот другие технические характеристики автомобиля. Водитель должен управлять автомобилем в каждый момент и при любом изменении дорожной обстановки.
5. Не совершайте резких маневров, при которых возникает опасность потери контроля над автомобилем. Например, резко увернувшись от ямки на трассе, можно оказаться за её пределами, улетев в кювет. Поэтому всегда будьте бдительны. Особенно при езде по мостам и эстакадам. Лёд на этих участках образуется намного раньше, чем на других, поэтому важно не делать резких ускорений, которые могут привести к заносу автомобиля.
6. На обледенелой трассе не стоит обгонять другие транспортные средства. Особенно, если левые полосы движения загрязнены зимними осадками из снега и льда. Попав в такую колею можно навсегда потерять контроль над автомобилем и уйти в опасный занос. Очень внимательно надо подходить к обгону длинномерных транспортных средств на зимней трассе, так как они создают дополнительные трудности в виде опасных воздушных потоков.
7. Всегда будьте внимательны при движении на подъёмах. Исходя из загрязнённости дороги и крутизны подъёма надо заранее выбирать необходимую скорость. Это важно сделать для того, чтобы не переключаться во время самого движения по подъёму, так как это может вызвать пробуксовку колёс и потерю сцепления автомобиля с дорогой.
8. При движении на спусках не стоит давить на педаль тормоза, а следует применять торможение с помощью двигателя, выбрав пониженную передачу. Это надо сделать заранее, ещё перед самим спуском. Почему это важно? Потому что во время движения по спуску не следует переключать передачи и пользоваться тормозной системой, все эти меры могут спровоцировать потерю контроля над автомобилем.
9. В условиях сниженной видимости: сильного снегопада или метели, важно выделить свой автомобиль в потоке. То есть надо всегда ехать с включенными фарами и противотуманными фонарями. Это позволит не только другим водителям заметить ваш автомобиль, но и более безопасно двигаться вам, получая необходимое освещение дороги. При вынужденных остановках не стоит забывать об аварийной световой сигнализации.
10. Будьте внимательны к пешеходам. На скользкой или заснеженной дороге человек, идущий по пешеходному переходу может внезапно поскользнуться и упасть. Важно быть готовым к такой экстремальной ситуации. Поэтому надо всегда снижать скорость при приближении к пешеходным переходам, детским учреждениям и другим потенциально опасным участкам.
Каждое из этих правил является важным само по себе, так как в них заложены основы безопасного движения в зимних условиях. Этими несложными правилами не стоит пренебрегать ни новичку, ни опытному автолюбителю. Всем водителям можно пожелать безопасной езды и счастливого пути!
>Правила езды на автомобиле зимой
Особенности езды на автомобиле в зимнее время года
Зима всегда приходит неожиданно. Городские службы рапортуют о полной готовности к холодам и снегопадам, но все равно однажды утром мы просыпаемся и понимаем, что дороги, как обычно, замело и добраться на работу на автомобиле будет сложно. Вот в такие моменты и приходится вспоминать обо всех навыках зимнего вождения.
Первое, о чем нужно позаботиться — это правильная посадка за рулем. Забудьте о летней расслабленности, сидеть за рулем нужно так, чтобы всегда быть готовыми к экстренным ситуациям. Руль — это не дополнительная опора, весь вес тела должен приходиться на сидение, руки расположите в верхнем секторе руля. Голову не нужно наклонять в бок, назад или вперед, держите шею ровно — именно в таком положении создаются идеальные условия для органов равновесия.
Отрегулируйте сидение и подголовники таким образом, чтобы они могли принять на себя вес вашего тела в случае удара сзади. Не забывайте о ремнях безопасности.
Важно также научиться правильно трогаться с места. Если на сухой трассе даже у новичков с этим проблем не возникает, то в те моменты, когда дорога больше похожа на каток для фигурного катания, даже опытные водители буксуют и долго «сушат лед», в такие моменты машина может двигаться куда угодно, но только не вперед.
Специалисты советуют во время старта применять технику постепенного увеличения тяги. Легкая пробуксовка пойдет на пользу — очистит протектор от снега. Плавно выжимая сцепление, переходите на первую передачу, автомобиль должен тронуться с места, резко давить на газ не нужно, это может привести к пробуксовкам. Если вы жмете на газ, а автомобиль буксует, то нужно сбросить обороты, колеса будут крутиться медленнее и возможно произойдет зацепление с дорожным покрытием.
На автомобилях с задним приводом непосредственно перед началом движения можно затянуть до половины стояночный тормоз и сразу же отпустить, как только автомобиль начнет движение.
Чего нельзя делать, так это жать на газ до упора и резко отпускать его, такие резкие рывки не пойдут на пользу, а прорези протектора только забьются снегом и грязью. Тягу увеличивайте постепенно. Если автомобиль все равно буксует, то не забывайте о песке — подсыпьте его под ведущие колеса. Используйте технику разгона на сброс газа.
Торможение на скользкой трассе всегда представляет сложности и часто становится причиной многочисленных аварий и наездов на пешеходов. В экстренных ситуациях мы давим на тормоз чисто автоматически, но на льду делать этого ни в коем случае нельзя, потому что колеса блокируются и автомобиль несет из-за силы инерции, а на скользкой дороге длина тормозного пути возрастает многократно.
Профи советуют тормозить двигателем, то есть при выжатом сцеплении убирать ногу с педали газа. Колеса не блокируются резко, а постепенно. Приблизительно по такому же принципу работает и антиблокировочная система ABS. Но начинать тормозить двигателем нужно заблаговременно, потому что резко остановиться на месте не получится.
Также применяется импульсное торможение, когда водитель не резко жмет на тормоз, а короткими импульсам — несколько нажатий в секунду, причем важен именно первый импульс, который поможет продиагностировать насколько покрытие скользкое. При импульсном торможении можно воспользоваться быстрым переходом на пониженные передачи. Опытные водители могут использовать способ одновременного нажатия на педаль газа и тормоза, то есть вам нужно, не отпуская педаль газа, перенести левую ногу на тормоз, нажатие должно быть плавным, но достаточно резким. При таком способе колеса не блокируются полностью.
При торможении двигателем эффективны перегазовки перед переходом на более низкие передачи: сбрасываем газ — выжимаем сцепление — перескакиваем на более низкую передачу — резко жмем на газ до максимальных оборотов и отпускаем.
Эффективность такого способа объясняется тем, что при замедлении автомобиль будет останавливаться плавно и уменьшится риск неконтролируемого заноса.
Езда по заснеженным трассам и городским магистралям тоже представляет трудности. Чтобы проблем возникало меньше, нужно двигаться по общей колее. Нужно следить за дорогой и избегать таких ситуаций, когда левые колеса едут, например, по наезженной колее, а правыми вы наехали на укатанный снег. В результате может произойти занос на 180 с въездом в сугроб или кювет.
Главное правило — соблюдение дистанции, нужно быть всегда готовыми к тому, что передние или задние водители не справятся с управлением. Очень осторожно ведем себя на перекрестках.
Если нужно проложить маршрут по свежему снегу, особенно если заезжаете в какой-нибудь двор или ищете место для разворота, то нужно сначала убедиться, что под снегом нет пеньков, ям и открытых канализационных люков.
Если видите препятствия в виде сугробов, заносов, хаотично проложенных колей, то проезжать их нужно плавно и на низкой скорости. Не забывайте зимой о лопате, потому что ею часто приходится работать, особенно с утра, откапывая машину.
Очень опасное явление на обледенелых дорогах — занос.
Чтобы выйти из него нужно повернуть руль в сторону заноса, центробежная сила по инерции вернет автомобиль в прежнее положение, а уже по мере выхода из заноса руль крутят в обратную сторону. На переднеприводных авто при заносе нужно газовать, а на заднеприводных, наоборот, отпускать педаль акселератора.
Как видим, зимой могут случиться самые разные ситуации, поэтому профессионалы советуют новичкам воздержаться от поездок в это время года.
Видео с советами о зимней езде.
На этом видео вы увидите как правильно нужно двигаться в зимнее время года по калее.
Правильно тормозим зимой.
Видео, о том что нужно иметь в автомобиле зимой.
Советы новичкам: как ездить по зимней дороге?
Езда по скользкой дороге отличается от летних поездок, и чтобы не попасть в аварию, нужно строго соблюдать технику зимнего вождения. Как избежать аварий в холодное время года, ИА «Амител» рассказал руководитель автошколы БЦВВМ «Барнаульский центр высшего водительского мастерства» Антон Мищенков.
Заранее и плавно
Главные условия зимнего безопасного вождения — это «заранее и плавно». Интенсивность перестроений, разгонов, торможений и поворотов должна быть в разы меньше, чем летом. Нужно заблаговременно просчитывать свои действия и предугадывать действия других водителей, ведь зимой гораздо сложнее исправить свою или чужую ошибку на дороге.
«Всегда просчитывайте дорожную ситуацию по наихудшему варианту развития. Зимой особо строго нужно соблюдать дистанцию и боковой интервал, так как увеличивается тормозной путь. Рекомендуется останавливаться на перекрестках подальше от впереди стоящего авто и постоянно контролировать по зеркалам движение позади идущих транспортных средств. В случае, если вы видите, что приближающийся автомобиль не успевает затормозить, вы сможете проехать немного вперед или в сторону и тем самым избежать аварии», — рассказал Мищенков.
Занос
Сначала пару слов о посадке. У грамотных водителей не существует «удобной позы», есть одна единственная и зимой и летом – «поза готовности к экстренным действиям». Обе руки находятся только в верхнем секторе руля по аналогии с часами — руки должны быть расположены на 10 и 14 или 9 и 15 часов, пояснил руководитель автошколы. Спина при этом прижата к спинке сиденья в положении ближе к вертикальному – так водитель будет лучше чувствовать все, что происходит с задней осью авто.
Все знают с автошколы, что нужно выворачивать руль в сторону заноса. А как быстро, а на сколько градусов? Если автомобиль пошел в занос, ни в коем случае не нажимайте педаль тормоза, это сильно усугубит ситуацию. Когда вы управляете автомобилем с передним приводом, необходимо немного добавить газ. На заднеприводном авто в первое мгновение заноса следует бросить педаль газа. Поведение полноприводной машины очень непредсказуемо, где-то надо немного прикрыть газ, где-то добавить, иногда бросить, делится рекомендациями эксперт.
Рыхлый снег
Коварность движения по рыхлому снегу кроется в том, что протектор колеса не имеет контакта с твердым покрытием, шина как бы плывет над дорогой на снежной подушке – это очень похоже на аквапланирование. Рыхлый снег опасен даже при прямолинейном движении, ведь не бывает идеальных условий для всех четырех колес. Автомобиль может утянуть в кювет или на встречную из-за разной плотности и толщины снега, а также под снегом могут быть участки льда.
Царь горы
Часто возникают вопросы — как подниматься в гору зимой и как с нее спуститься. Водителю необходимо просмотреть весь путь подъема или спуска при сильной гололедице и спрогнозировать возможные внештатные ситуации, а также запасные варианты «уходов» в непредвиденных случаях.
«Мы не можем быть на 100% уверены в поведении автомобиля, поэтому при спуске необходима маленькая скорость и движение «внатяг» с включенной передачей на механической коробке передач, а если у вас коробка-автомат, то в зависимости от крутизны склона включите первую пониженную. На крутом подъеме нужен равномерный разгон. Не допускайте сильной пробуксовки колес – она может вызвать занос задней или увод передней оси машины. Автомобиль не заедет в гору и может начать скатываться назад. Если на горке что-то пошло не так, будьте готовы к контактному торможению о сугроб на обочине, бордюр, кусты», – рассказал Антон Мищенков.
Вот новый поворот
Чтобы войти в поворот на зимней дороге, водителю нужно заблаговременно снизить скорость перед поворотом. Если водитель выбрал неправильную скорость или не учел состояние дорожного покрытия, то центробежная сила будет выталкивать автомобиль наружу поворота.
Еще не все потеряно, помочь ему сможет снег снаружи поворота. Он послужит своеобразной опорой, в него можно упереться, и ни в коем случае не пытайтесь тормозить в этот момент. Этот «упор» позволит немного погасить излишнюю скорость. Запомните: неподготовленному водителю нельзя тормозить в повороте и во время заноса.
Заснеженная дорога
Перед тем как ехать по сильно заснеженной дороге, взвесьте свои способности и возможности вашего автомобиля, не лишним будет бросить в багажник трос и лопату. Двигайтесь осторожно, ведь снег может утянуть в сторону. Снежные переметы преодолевайте с разгона.
Старайтесь ехать без остановок и переключений, поскольку это снижает силу инерции, которая помогает машине. Колеса в глубоком снегу постоянно упираются в снег, как будто едешь в гору, это и становится причиной снижения скорости или остановки и последующего застревания.
Забуксовали
В случае пробуксовывания и полной остановки автомобиля сдайте назад по колее, затем разгонитесь и повторите попытку. Если машина застряла и совсем не двигается, не буксуйте, этим вы нагреете снег, и под колесами образуется лед. Сначала нужно убрать снег позади и впереди всех четырех колес, затем «внатяг». Если у вас «механика», включаем вторую, третью передачу, если автомат – то вторую скорость или зимний режим, и на малом газу пробуем раскачать автомобиль. Важно пытаться выехать из снежного плена, очень аккуратно работая газом, и двигаться необходимо с минимальным крутящим моментом, чтобы колёса сильно не буксовали. Останавливайтесь, как только колёса начинают пробуксовывать, включайте заднюю передачу, сдавайте назад для разгона, а затем накатом пытайтесь пробить себе дорогу вперёд.
Читайте также в сюжете: Автосоветы на зиму