Квалификация водителя автобуса

Содержание

Аттестация водителя на предприятии

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РБ решение отменила с направлением дела на новое рассмотрение, указав следующее.

Признавая данный приказ законным и обоснованным, суд указал на то, что с момента принятия истицы на работу в детский сад на должность инструктора по физической культуре 05.09.2005 она неоднократно не исполняла свои трудовые обязанности без уважительных причин, к ней применялись дисциплинарные взыскания, однако она продолжала ненадлежащим образом исполнять свои трудовые обязанности.

Однако при этом суд не исследовал всех обстоятельств оформления приказа об увольнении М. за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей по п. 5 ч. 1 ст.

Как провести аттестацию водителя

Данный шаг, по мнению Минтранса, позволит избавиться от непрофессиональных водителей (среди которых множество мигрантов) и снизить аварийность. Подтверждать свою квалификацию водителям придется каждые пять лет.

Отметим, что ранее Госдума продлила срок обмена иностранных водительских прав на российские для работы профессиональным шофером. Закон дает право обладателям водительских удостоверений, полученных не в России, работать на автопредприятиях, в грузовых компаниях и в такси до середины следующего года.

Чтобы получить российские права, придется сдать три экзамена: один теоретический и два практических.

Тест для проверки знаний по охране труда водителей

Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» •ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства от 29.12.2014 г.

свидетельство о присвоении (повышении) рабочей квалификации (для водителей транспортных средств).

Для этого проводится квалификационная аттестация на базе учебного заведения. Исходя из того, что письмо датировано еще 2010 годом, считаем, следует все же прислушаться к более свежему письму Минтруда от 07.09.2012 р. № 197/10/137-12, которое разрешает присваивать классность водителям по результатам проведения квалификационной аттестации внутри предприятия.

Евгений ПАНЧИШИН,

бухгалтер-эксперт газеты «Интерактивная бухгалтерия»

1 Генеральное соглашение о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2010–2012 гг.

Поиск

При этом аттестационная комиссия может попросить водителя в качестве дополнительного вопроса составить оптимальный маршрут перемещения в каком-либо направлении с учетом пробок или проведения ремонтных работ.

Итоговая оценка может выставляться в баллах или иных символах. На заключительном этапе до каждого аттестуемого доводится решение аттестационной комиссии.

Подведение итогов аттестации

Секретарь комиссии отвечает за заполнение аттестационных листов на каждого водителя. В зависимости от того, какие результаты показал водитель, по их итогам выносится вердикт комиссии.

Он может иметь несколько формулировок:

  1. Соответствие занимаемой должности.
  2. Несоответствие занимаемой должности.

Популярное:

Применение аттестационной системы направлено на:

— достижение и поддержание оптимально высокого уровня производственных результатов деятельности Общества;

— повышение конкурентоспособности работ и услуг, выполняемых Обществом в сфере его деятельности;

— поощрение работников, успешно прошедших аттестационные испытания.

3.

Подготовка к проведению аттестации

3.1. Аттестация водителей проводится не реже одного раза в год. Аттестации подлежат водители, отработавшие в Обществе не менее 3 месяцев, а также лица, нарушившие правила эксплуатации автотранспорта, Правила дорожного движения или совершившие ДТП.

3.2.
Аттестационная комиссия создается приказом генерального директора в составе председателя, секретаря и членов комиссии.

Консультация юриста

Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).

Обычно Положение об аттестации разрабатывает кадровая служба совместно с юридическим отделом, а утверждает — руководитель фирмы. Положение определяет порядок подготовки и проведения аттестации, численность комиссии, критерии оценки результатов и последствия аттестации.

Прежде чем проводить саму аттестацию, нужно составить и утвердить у руководителя график ее проведения. В графике указывают фамилии, имена, отчества аттестуемых работников, их должности, наименование структурных подразделений, дату проведения аттестации.
Кадровая служба обязана ознакомить с ним сотрудников не позднее, чем за один месяц до самого мероприятия. Затем только руководитель фирмы издает приказ о проведении аттестации.

Обычно аттестация проходит письменно и устно.

Информация

  • Рекомендация к переводу на другую должность или на другой участок работы в связи с недостаточным уровнем подготовленности.
  • Соответствие занимаемой должности с условием повторного тестирования. При этом дату переаттестации назначает комиссия. Как правило, она назначается через месяц.

Коллегиальные решения членов комиссии должны быть отражены в соответствующем протоколе.

Если водитель продемонстрировал достойные результаты во время тестирования, то комиссия может рекомендовать:

  • повышение в должности;
  • материальное поощрение;
  • перемещение в резерв на повышение (имеется в виду должность дежурного механика или же водителя-наставника);
  • повышение оклада.

При этом мнение членов комиссии носит исключительно рекомендательный характер.

Бесплатная консультация юриста

Может оказаться так, что работник совершил проступок вынужденно, по уважительным причинам.

Примерный образец

ООО «АЛАМО» УТВЕРЖДАЮ

—————————

наименование организации

Генеральный директор

—————————-

наименование должности

руководителя организации

08.02.2011 10 Чепендюк В. А.Чепендюк

———- N — ——— ——————-

подпись расшифровка подписи

ПОЛОЖЕНИЕ 08 февраля 11

Об аттестации водителей «—» ——- 20— г.

1. Общие положения

1.1. Положение об аттестации водителей Общества с ограниченной ответственностью «АЛАМО» (далее — соответственно Положение и Общество) является внутренним документом Общества, устанавливающим основные принципы, виды, сроки (периодичность) и порядок проведения аттестации водителей.

Аттестация водителей на предприятии

Следует отметить, что сотрудник в обязательном порядке должен быть ознакомлен под подпись с правилами внутреннего трудового распорядка. А также за дни, которые сотрудник присутствовал не полный рабочий день, необходимо не забыть отметить действительное время присутствия на рабочем месте в табеле учета рабочего времени.

Состояние опьянения можно подтвердить результатами медицинского освидетельствования.

В случае несогласия испытуемого с заключением проведенного контроля трезвости медицинский работник обязан подготовить руководителю организации представление для направления его в территориальное лечебно-профилактическое учреждение для проведения врачебного медицинского освидетельствования и установления факта употребления алкоголя или других психоактивных веществ с приложением протокола контроля трезвости.

Аттестация водителя на соответствие занимаемой должности

Аттестация водителей в логистических, транспортных и пассажирских предприятиях проводится с целью выявления степени профессиональной подготовленности каждого из них. Все мероприятия, проводимые в рамках профессионального тестирования, позволяют выявить уровень соответствия квалификационной категории сотрудника и степень его мастерства. Выводы аттестационной комиссии позволят руководству сделать использование трудовых ресурсов на предприятии более логичным и рациональным.

>Зачем нужна аттестация водителей

Комплекс мероприятий в рамках аттестации стимулирует персонал для постоянного личностного и профессионального роста.

Аттестация водителя на предприятии образец

│Готовность и способность решать │ │ │ │

│проблемы по собственной инициативе │ │ │ │

├───────────────────────────────────┼────────────┼─────────────┼──────────┤

│Ответственность. │ 5 │ 5 │ │

│Своевременное, добросовестное, │ │ │ │

│качественное выполнение заданий │ │ │ │

│руководителя │ │ │ │

├───────────────────────────────────┼────────────┼─────────────┼──────────┤

│Знание работы. │ 5 │ 5 │ │

│Профессиональная грамотность, │ │ │ │

│практические навыки, знания и │ │ │ │

│информация, используемые при работе│ │ │ │

├───────────────────────────────────┼────────────┼─────────────┼──────────┤

│Готовность к труду.

Аттестация водителя на предприятии общественного питания

ВниманиеЗаключение ———————————————————

алкогольного опьянения.

—————————————————————————

Тарасов А. Б.

Подпись медицинского работника —————————————-

Примерный образец

ФОРМА

для направления водителя в медицинское учреждение

на установление факта употребления алкоголя

или наркотических веществ

1. Фамилия, имя и отчество лица, направляемого на

Зверев Петр Петрович

освидетельствование, — —————————————————-

водителем в ООО «Счет Спец Транс»

Место работы, должность ———————————————

подозрение на наличие

Сотрудник:

┌──────────────────────────────────────────────────────────┬──────────┐

│ │ ┌───┐ │

│ │ │ V │ │

│ │ └───┘ │

├──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤

│ │ ┌───┐ │

│- согласен с решение аттестационной комиссии │ │ V │ │

│ │ └───┘ │

│ │ ┌───┐ │

│- не согласен с решением аттестационной комиссии │ │ │ │

│ │ └───┘ │

│ │ ┌───┐ │

│- не согласен с пунктами │ │ │ │

│ │ └───┘ │

└──────────────────────────────────────────────────────────┴──────────┘

Личная подпись аттестуемого _____________ Дата __22.02.2011_______

Примерный образец

ПРОТОКОЛ

контроля трезвости водителя

автотранспортного средства N 67

Зверев Петр Петрович

Аттестация водителей на предприятии вопросы и ответы

Аттестация водителя и присвоение вредных условий труда

Рекомендация: Как провести специальную оценку условий труда Внеплановую специальную оценку условий труда нужно проводить в следующих случаях:* Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления перечисленных случаев. Об этом сказано в статье 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.* 2. Рекомендация: Как рассчитать зарплату при вредных или опасных условиях труда Сотрудники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должны получать зарплату в повышенном размере (ст.

146 ТК РФ).

Рекомендации аттестационной комиссии:

┌────────────────────────────────────┬────────────────────────────────┐

│ │ Пояснение │

├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤

│2.1. Поощрение работника │ │

├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤

│2.2. Изменение размеров должностного│ │

│оклада │ │

├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤

│2.3.

Включение в резерв на │Включение в резерв на замещение │

│замещение должности водителя — │должности водителя-наставника │

│наставника или деж. механика │ │

├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────┤

│2.4.

Аттестация водителей на предприятии вопросы и ответы деловые линии

ИнфоПри проведении аттестационного испытания комиссия учитывает следующие показатели:

— уровень профессионального мастерства и квалификацию;

— сложность выполняемой работы;

— количество затраченного труда, его производительность и качество;

— показатели результатов трудовой деятельности;

— соблюдение трудовой дисциплины и требований норм и правил, содержащихся в локальных документах Общества.

4.2. Аттестация проводится в присутствии аттестуемого работника.

4.3. Аттестация проводится в форме письменного тестирования по следующим направлениям:

— ПДД.

— ТТХ и правила эксплуатации а/м.

— Отчетная документация.

— Работа с клиентом.

— Правила внутреннего распорядка.

— Знание города.

Аттестуемый работник выполняет письменное задание в присутствии членов аттестационной комиссии.

Аттестация водителей на предприятии 2017

Выпуск XVIII Методические указания заместителя Главного государственного санитарного врача СССР ГН 2.2.5.686-98 Предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны (Раздел 2, Приложение) (не действуют на территории РФ) Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей (с изменениями на 23 октября 2001 года) (утратило силу с 03.

Методические рекомендации проведение аттестации рабочих мест по условиям труда водителей автомобильного транспорта

ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА Методические рекомендации являются межотраслевыми.

Методические рекомендации предназначены для работников предприятия, ответственных за проведение аттестации рабочих мест, назначенных приказом по предприятию, и специалистов испытательных лабораторий для практического руководства.

>Аттестация водителей на предприятии пошаговая процедура

Обусловленность и направленность применения аттестационной системы 2.1.

Соответствие его квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик требованиям, установленным для конкретного вида перевозок 5. Перечисленные в п. п. 1,2. 6. Перечисленные в п. п. 1,2,4. Инструктажи по безопасности дорожного движения с водительским составом проводятся на основании. 1. ГОСТ 12.0.004-90 Организация обучения безопасности труда.

Для предотвращения производственной аварии, катастрофы, устранения последствий производственной аварии, катастрофы либо стихийного бедствия.

2.Для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества.

Аттестация водителей погрузчиков на предприятии вопросы и ответы

Закона о профразвитии.

Вариант 2

Предприятие вправе предусмотреть в колдоговоре возможность сохранения классности водителям либо же разработать отдельное положение о присвоении классности водителям, в котором прописать, что классность водителю сохраняется, если запись о ее присвоении внесена в трудовую книжку и перерыв в работе не превышает 1–2 года.

Обратите внимание!

В трудовых книжках работников запись о названии профессии осуществляются с указанием квалификационной категории, разряда, класса (например, «Водитель автотранспортных средств I класса»), поскольку I и II классы водителей являются уровнем квалификации работника.

(письмо Минсоцполитики от 07.09.2012 г. № 197/10/137-12)

Существует еще одна проблема.

Ежегодная аттестация водителей на предприятии

ВажноОднако тестирование должно проводиться не реже одного раза в 12 месяцев.

Аттестация распространяется на всех водителей, которые отработали на предприятии не менее 3-х месяцев. Кроме того, работодатель имеет право потребовать проведения аттестации в отношении лиц, если кто-то из персонала допустил грубое нарушение ПДД или был уличен в ненадлежащем содержании техники, находящейся в автопарке предприятия.

Подготовка к очередной аттестации начинается с создания соответствующей комиссии. Ее состав оговаривается в приказе работодателя по предприятию.

В нем должен быть перечень членов комиссии и секретаря, а также председатель.

Единственный нормативный документ, который устанавливал кри­­терии присвоения классности водителям, — это Справочник квалификационных характеристик профессий работников, Выпуск 69 «Автомобильный транспорт», утвержденный приказом Минтранса Украины от 14.02.2006 г. № 136 (далее — Справочник № 136). Однако в июле прошлого года в Справочник № 136 были внесены изменения — вышеупомянутые критерии из него убрали. При этом нигде более они не появились. Получается, что в действующем законодательстве их просто нет.

Таким образом, критерии классности также стоит предусмотреть в колдоговоре либо положении о проведении аттестации (или же положении о присвоении классности водителям).
При этом следует прописать критерии согласно новым категориям транспортных средств, приведенным в п.

При этом указываются мотивы, по которым даются вышеназванные рекомендации.

5.4. С решением, принятым по итогам аттестации, секретарь комиссии знакомит аттестованных работников под роспись в решении аттестационной комиссии.

5.5. Если работник не согласен с решением аттестационной комиссии, ему предоставляется возможность отразить свои пояснения и замечания в решении аттестационной комиссии.

Результаты проведенной аттестации утверждаются генеральным директором Общества.

5.7. Аттестационные листы, решения и протоколы хранятся в личном деле работника. Срок хранения — 1 год.

6. Порядок введения настоящего Положения в действие

— Соответствует занимаемой должности;

— Соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы с прохождением повторной аттестации через 1 месяц;

— Рекомендуется использование на другой работе в Обществе;

— Несоответствие занимаемой должности, оказание помощи в трудоустройстве,

которые отражаются в решении аттестационной комиссии и протоколе аттестационной комиссии.

5.3. По итогам аттестации комиссия вправе вынести дополнительные рекомендации администрации Общества:

— о поощрении работника;

— о повышении в должности (при наличии вакансий);

— о включении в резерв на замещение должности водителя-наставника или дежурного механика;

— об изменении размеров должностного оклада,

которые отражаются в соответствующем приложении к решению аттестационной комиссии.

Примерный образец ООО «АЛАМО»УТВЕРЖДАЮ наименование организации Генеральный директор наименование должности руководителя организации 08.02.201110ЧепендюкВ.А.Чепендюк N подпись расшифровка подписи ПОЛОЖЕНИЕ08февраля11 Об аттестации водителей» » 20 г. 1. Общие положения 1.1. Положение об аттестации водителей Общества с ограниченной ответственностью «АЛАМО» (далее — соответственно Положение и Общество) является внутренним документом Общества, устанавливающим основные принципы, виды, сроки (периодичность) и порядок проведения аттестации водителей. 1.2. Система и порядок проведения аттестационных испытаний водителей, регламентируемая настоящим Положением, которое утверждается генеральным директором Общества и является составной частью системы локальных нормативных документов ООО «АЛАМО». 2. Обусловленность и направленность применения аттестационной системы 2.1.

Обучение бдд, экзаменационные билеты с ответами (с 01.01.2018 года)

Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» •Приказ Минтранса России от 10.11.2015 N 331 (ред. от 08.06.2017)»Об утверждении формы бланка свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и порядка его заполнения» •Приказ Минтруда России от 19.08.2016 N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» •Приказ Минтруда России от 17.09.2014 N 642н «Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» •Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» •Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 (ред.

Положение об аттестации водителей транспортной организации (образец заполнения)

ВниманиеПредупреждение, как мера административного взыскания выносится в письменной форме. Какие корректирующие коэффициенты предусмотрены при расчёте периодичности ТО согласно «Положения о ТО и Р подвижного состава АТ»? 1.
Коэффициенты условий эксплуатации автомобилей и природно-климатических условий. 2. Коэффициенты, учитывающие модификацию подвижного состава, организацию его работы и пробег с начала эксплуатации.

3. ИнфоПеречисленные в п. 2, а также коэффициент, учитывающий размеры АТП и количество совместимых групп подвижного состава. При какой неисправности не запрещена эксплуатация автомобиля 1.

Не работает спидометр 2. Не работает амортизатор 3. Не работает звуковой сигнал 4. Не работают стеклоочистители 5. Не работает механизм рулевого управления К основным требованиям по обеспечению надежности водительского состава относится согласно приказа Минтранса РФ от 08.01.97г.

№2? 1.

Бдд — 2018г аттестация ответственных за бдд организаций.

Ответственность за административные правонарушения на транспорте, в области дорожного движения и при эксплуатации транспортных средств 24 вопроса ИТОГО: 377вопроса Нормативно-техническая литература 2018 г. •»Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ(ред. от 05.02.2018) •»Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.02.2018) •Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения» •Федеральный закон N 67-ФЗ»Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» от 14.06.2012 N 67-ФЗ •Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О транспортной безопасности» (с изм. и доп., вступ.

Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» •ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства от 29.12.2014 г. N 1604 О ПЕРЕЧНЯХ МЕДИЦИНСКИХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ, МЕДИЦИНСКИХ ПОКАЗАНИЙ И МЕДИЦИНСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ •Приказ Минтранса России от 15.01.2014 N 7 (ред.
от 07.11.2017) «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке… •Приказ Минтранса России от 20.08.2004 N 15(ред. от 05.06.2017)»Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» •Приказ Минтранса РФ от 13.02.2013 г.

Новые приказы минтранса о квалификации водителей и профессиональном обучении

Перечисленное в п. п. 1,2, а также совершенствовать организацию перевозок и контролировать работу водителей на линии, улучшить дорожные условия. В каких случаях допускается работа водителей в нерабочие, праздничные дни? 1.

При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включаются в норму рабочего времени учетного периода. 2.Приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям. 3.При возвращении из рейса, если перевозка не закончилась до наступления праздничных дней. 4.Все вышеперечисленное. 5.Перечисленное в п.1-2. Инструктажи по безопасности дорожного движения с водительским составом проводятся на основании. 1. ГОСТ 12.0.004-90 Организация обучения безопасности труда. Общие положения. 2. РД-200 Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом.

3.

Портал активно сотрудничает с организациями, которые проводят такое обучение. С другой стороны, портал приглашает учебные центры, в том числе специализирующиеся на дистанционной форме обучения, применяющие авторские и другие методики, к сотрудничеству и размещению информации о себе и своих программах на портале.

Дистанционное обучение специалистов по 287 Приказу Минтранса Узнать больше Моисеев Юрий Игоревич Эксперт Заведующий кафедрой «Автомобильный транспорт» Волжского политехнического института, кандидат технических наук, доцент Самое читаемое Контроль соблюдения режима труда и отдыха водителей 0 15659 Минтранс обновил технические требования к тахографам 0 10704 Сколько стоит «правильный» тахограф: цены на модели, рекомендованные для России 0 8347 Меркурий ТА-002 вне закона 0 7561 Утилизация и замена блока СКЗИ.

Одна. 2. Две. 3. Три. В каких случаях на основании РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 Положения о повышении профессионального мастерства и проведении стажировки водителей должна проводиться стажировка водителя? 1. Водителя вышедшего на работу после отпуска. 2. Водителя вышедшего на работу после продолжительной болезни.

3. Водители, впервые нанимаемого на работу в этом качестве после окончания учебы, а также имеющего перерыв в водительской деятельности более года. 4. Перечисленное, в п. 3, а также водителя, назначаемого для работы на горных маршрутах и водителя, переведенного на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров Предельно допустимое содержание окиси углерода АТС категорий М1 и N1 с бензиновым двигателем, не оснащённым системами нейтрализации отработавших газов, на минимальных оборотах коленчатого вала не должно превышать: 1. 1,5%. 2. 2,0%. 3. 3,5%.
Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижного состояния транспортного средства с полной нагрузкой на уклоне до 16% включительно 3. Уменьшен свободный ход педали сцепления. Владелец транспортного средства не может быть привлечён к гражданской ответственности за вред, причинённый данным транспортным средством, если докажет, что: 1.

Транспортное средство выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц, при этом наличие или отсутствие вины владельца в противоправном изъятии данного транспортного средства не имеет значения. 2. Транспортное средство выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц, при отсутствии вины владельца в противоправном изъятии данного транспортного средства.

В каком случае не разрешается эксплуатация ТС? 1. Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке. 2.

Что подразумевается под остановочным путём? 1. Путь, пройденный автомобилем с момента обнаружения опасности до полной остановки. 2. Путь, пройденный автомобилем с момента начала торможения до полной остановки.

3. Путь, пройденный автомобилем за время срабатывания тормозного привода. Какая должна быть продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания? 1.

Не менее 16 часов, включая время перерыва для отдыха и питания. 2. Не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

3.Не менее 12 часов без учета времени перерыва для отдыха и питания. 4. Не менее 14 часов, включая время перерыва для отдыха и питания. При какой неисправности тормозной системы запрещается эксплуатация транспортного средства? 1. Не включается контрольная лампа стояночной тормозной системы 2.

Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения водителей

Какие работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны проходить профессиональный отбор и профессиональное обучение?

Что включает в себя профессиональный отбор работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств?

Как оформляются результаты профессионального отбора?

Что включает в себя профессиональное обучение работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств?

Как оформляются результаты прохождения профессионального обучения?

Как осуществляется допуск к самостоятельной работе?

Автомобильный транспорт — источник повышенной опасности, его владельцы несут юридическую ответственность даже при отсутствии вины в совершенном правонарушении.

Работники, непосредственно управляющие транспортными средствами или управляющие движением транспортных средств, ответственны за жизнь и здоровье многих людей. Поэтому трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу, рабочему времени, времени отдыха и дисциплине труда лиц, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств. Цель этих требований — свести к минимуму возможность причинения ущерба лицам, пользующимся транспортными средствами, иным лицам и окружающей среде.

Важно!

Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 № 16.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ РАБОТНИКОВ, ПРИНИМАЕМЫХ НА РАБОТУ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННУЮ С ДВИЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

В системе обеспечения безопасности движения надежность водителя играет существенную и основную роль — 70 % ДТП происходит по вине водителей автомобилей. Поэтому повышение профессиональной надежности водителей — одно из важнейших направлений деятельности по профилактике и снижению уровня аварийности на автомобильном транспорте.

Надежность водителя рассматривается как его способность действовать в соответствии с определенными требованиями профессии как в обычных, так и в критических ситуациях в течение определенного промежутка времени. В конечном итоге надежность водителя включает:

  • профессиональную пригодность, в которую входит состояние здоровья, психологические и личностные качества;
  • профессиональную подготовленность (уровень профессиональных знаний и навыков) и опыт вождения;
  • высокую работоспособность и степень утомления;
  • состояние организма, обусловленное приемом лекарственных и наркотических препаратов, алкоголя.

Юридические лица (далее — ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, должны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

К сведению

Водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. 328 ТК РФ, работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Работник, принимаемый на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, также в соответствии со ст. 23 Федерального закона о БДД, ст. 69, 213 и 328 ТК РФ, обязаны при приеме на работу проходить обязательные медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования.

Обратите внимание!

Статья 328 ТК РФ с учетом абз. 10 ст. 2 Федерального закона о БДД устанавливает требования ко всем работникам, принимаемым на работу, связанную с управлением служебными, в том числе арендованными, транспортными средствами в служебных целях, а не только тех работников, которые принимаются на работу по профессии «Водитель» или иным профессиям, указанным в Перечне профессий и должностей.

Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения определен Порядком прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Данный Порядок устанавливает правила прохождения профессионального отбора работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее — профотбор, транспортные средства), и их профессионального обучения (далее — профобучение), распространяется на юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП) (далее — работодатели), осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.

Работники, которые принимаются на работу к работодателям (далее — водители), осуществляющим перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны соответствовать требованиям к уровню профессионального образования, установленным профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, если иное не установлено законодательством РФ, подтверждается документами об образовании и (или) о квалификации.

При проведении профотбора водителей рекомендуется использовать МР 2.2.0085-14 — содержат сведения по вредным факторам, которые рекомендуется включать в список контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, а также различные типы психофизиологических тестов, которые позволят на ранних стадиях собеседования выявить у водителей склонность к психическим расстройствам, которые могут оказать влияние на уровень профессиональных рисков.

При проведении профессионального обучения (стажировки) водителей также можно руководствоваться РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Данный Руководящий документ не обязателен для применения, так как не является нормативно-правовым актом, и может применяться в части не противоречащем законодательству.

Мы рекомендуем

Работодателю стоит разработать локальный нормативный акт, регламентирующий порядок проведения профотбора и профобучения водителей в организации, который должен быть интегрирован с системой управления охраной труда, а также с системой управления безопасностью дорожного движения (при наличии).

ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ВОДИТЕЛЕЙ

Профессиональный отбор — это определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.

Цель профессионального отбора водителей — привлечь к выполнению обязанностей, непосредственно связанных с движением транспортных средств, лиц, имеющих уровень компетенции, необходимой для надлежащего осуществления возлагаемых на них трудовых функций и соответствующей требованиям, предъявляемым к ним в соответствии с законодательством РФ.

У работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, трудовые функции которых непосредственно связаны с управлением транспортными средствами, должны быть в наличии права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий.

Соответствие работников требованиям к стажу (опыту) работы, установленным квалификационными требованиями, подтверждается трудовой книжкой или иными документами в соответствии с трудовым законодательством РФ.

Работники должны представить следующие документы: водительские права, трудовую книжку, свидетельства о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о прохождении подготовки водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика и др. Если документы соответствуют установленным требованиям, работодатель проводит собеседование с такими работниками.

Цель собеседования — подтвердить соответствие или несоответствие работников требованиям, предъявляемым к их знаниям квалификационными требованиями.

Собеседование проводится в устной форме.

Результаты собеседования заносятся в листы собеседования (п. 11 Порядка прохождения профотбора), которые должны храниться не менее пяти лет. Порядок хранения листов собеседования устанавливается работодателем.

Пример Листа собеседования для кандидатов в водители,

принимаемых в организацию, осуществляющую деятельность

по перевозке грузов неспециализированными автотранспортными средствами (грузовыми автомобилями)

Обратите внимание!

Требования к квалификации, перечень вопросов для оценки знаний должны соответствовать квалификационным требованиям в зависимости от вида перевозок (перевозка людей, перевозка опасных грузов, перевозка в международном сообщении и т.д.) и типа управляемого транспортного средства.

Статья 1079, 1083 Гражданского кодекса РФ.

Статья 328 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ).

Статья 329 ТК РФ, Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15.

Статья 330 ТК РФ.

Статья 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон о БДД.

Абзац 10 ст. 2 Федерального закона о БДД.

В соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (далее — Порядок проведения медосмотров).

В соответствии с Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 695.

Утверждено Приказом Минтранса России от 11.03.2016 № 59 (далее — Порядок прохождения профотбора и профобучения водителей).

Утверждены Приказом Минтранса России от 28.09.2015 № 287 (далее — квалификационные требования).

МР 2.2.0085-14. 2.2 «Гигиена. Гигиена труда. Оценка и прогноз профессиональной надежности и профессионального риска водителей различных автотранспортных средств. Методические рекомендации», утвержденные Роспотребнадзором 06.02.2014 (далее — МР 2.2.0085-14. 2.2).

РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Руководящий документ. Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей, утвержденное Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986.

Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Минтруда России от 27.09.1996 № 1.

Профессиональная пригодность водителей

Профессиональный отбор — это система мероприятий, позволяющих определять пригодность человека к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по конкретной специальности.

Различают относительные и абсолютные специальности. Относительными может овладеть каждый человек. Абсолютные специальности представляют особые, более высокие требования, и поэтому они не всем доступны. К ним относятся работа летчиков, космонавтов, подводников, водителей автомобилей и других наземных транспортных средств, операторов сложных систем управления и некоторые другие. Именно к абсолютным специальностям особенно необходимо определять пригодность человека, что является задачей профессионального отбора.

Профессиональный подбор — часть профессионального отбора. Его задачей является выявление лиц, которые по своим индивидуальным особенностям наиболее соответствуют отдельным видам той или иной деятельности в рамках конкретной специальности. Определение пригодности человека к деятельности водителя при поступлении в автошколу является профессиональным отбором, а определение пригодности к работе водителем автобуса, такси, грузового автомобиля при работе на маршрутах большой протяженности или испытателем новых автомобилей является профессиональным подбором.

Профессиональные отбор и подбор включают в себя:

  • образовательный отбор — выявляет и отстраняет от обучения лиц, знания которых недостаточны для овладения данной специальностью. Для овладения специальностью водителя автомобиля достаточно даже неполного среднего образования, поэтому этот отбор большой роли не играет
  • медицинский отбор — выявляет и отстраняет от обучения или работы лиц, которые по состоянию здоровья непригодны к соответствующей деятельности. Медицинский отбор регламентируется документами, разработанными Министерством здравоохранения
  • психофизиологический отбор — выявляет лиц, психологические особенности которых не соответствуют требованиям водительской профессии. Своевременное отстранение их от обучения или водительской деятельности позволяет повысить надежность водителей
  • социальный отбор — позволяет своевременно выявить и отстранить от обучения лиц, морально-нравственный облик которых не соответствует требованиям той или иной профессии; не допустить к работе водителем безответственных, недисциплинированных, легкомысленных, эгоистичных, ведущих аморальный образ жизни людей, которые не способны соблюдать не только ПДД, но даже общепринятые нормы общественной жизни.

Подавляющее большинство дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей. В основе их ошибочных действий лежат не только недостаточно выработанные навыки в управлении автомобилем, но и ограниченные психофизиологические возможности. Люди различны по своим индивидуально-психологическим свойствам, а следовательно, по психофизиологическим возможностям за рулем автомобиля. Дисциплинированный, старательный водитель в сложной дорожной ситуации может допустить ошибку в управлении автомобилем, если его психофизиологические возможности ограничены. Этот недостаток обычно не проявляется в простых условиях вождения автомобиля. В сложных условиях он может компенсироваться опытом водителя. Когда дорожная обстановка требует от водителя максимального использования его возможностей в правильном и точном восприятии, в распределении и переключении внимания, в быстрых, точных реакциях и проявлении волевых действий, эти качества могут оказаться недостаточными, и водитель допускает «ошибку», т. е. в создавшейся ситуации он не способен найти правильное решение. Возникает дорожное происшествие.
Для правильной оценки действий водителя, анализа и заключения о причинах происшествия необходимо знание его психофизиологических особенностей, которые следует рассматривать как составную часть мастерства вождения автомобиля.
Установлено, что по вине водителей, которые допустили много нарушений, происходит в пять раз больше дорожно-транспортных происшествий, чем по вине водителей, редко допускающих ошибки. В США подсчитали, что если таких водителей отстранять от управления автомобилем, то число убитых на автомобильных дорогах страны в год значительно сократится.
Известно, что лица, предрасположенные к дорожно-транспортным происшествиям, могут быть выявлены специальными методами психофизиологического обследования. Такие обследования проводятся в ряде стран и включают оценку психомоторных реакций, дневного и ночного зрения, координации движения, способности определять скорость и др. В Австрии были проведены 4282 психофизиологических экспертизы на пригодность водителей к управлению автомобилем. Оказалось, что полностью пригодны к управлению автомобилем 78,5% водителей, временно непригодны — 13,4% и полностью непригодны — 8,1 %. Общий процент признанных непригодными к управления автомобилем — 21,5%. Важность использования методов психофизиологического обследования водителей среди мероприятий, проводимых по безопасности движения, также свидетельствует о необходимости проведения профессионального отбора. Однако отбор желающих получить профессию водителя по данным психофизиологических обследований встречает ряд трудностей. Следует учесть, что оценка профессиональных способностей должна базироваться не только на разностороннем обследовании психических процессов, но и на изучении особенностей личности. Кроме того, эти данные могут изменяться под влиянием различных воздействий. Поэтому делать предсказания о способностях человека к управлению автомобилем по данным однократного психофизиологического обследования очень трудно.

Заключение о непригодности к управлению автомобилем может быть дано лишь при значительном отклонении показателей от установленных норм в результате ряда обследований при поступлении в школу водителей.
Ряд отечественных психофизиологов, работающих в области безопасности движения, считают, что обучаться и выполнять работу водителя может каждый здоровый человек. Поэтому в основе оценки пригодности человека к водительской профессии должен лежать принцип не отбора, а подбора водителей для работы на автомобилях различного назначения в зависимости от сложности управления ими и индивидуально-психологических качеств будущих водителей.
Подбор должен осуществляться с помощью специального психофизиологического обследования до обучения. В результате обследования должно быть сделано заключение и дана рекомендация о целесообразности использования будущего водителя. Например, работа на автомобиле «скорой помощи», оперативных и пожарных автомобилях или работа только на грузовых автомобилях в карьерах, в поле и т. п.
Изучение индивидуально-психологических особенностей водителя в процессе его деятельности должно проводиться прежде всего с целью решения вопроса о характере его работы (работа в городе или на междугородных перевозках, тип автомобиля, время суток, продолжительность рабочей смены, важность задания).
Следует учитывать, что отрицательные психологические особенности водителя могут компенсироваться другими качествами и проявляться лишь в сложных дорожных ситуациях, поэтому целесообразны периодические обследования водителя с использованием специальных тренажеров с имитацией различных аварийных ситуаций.
Умение водителя действовать в аварийных ситуациях должно явиться основным критерием оценки мастерства водителя. Такую проверку целесообразно проводить после длительных перерывов в работе (например после болезни, отпуска, длительного ремонта автомобилей и т. п.), в течение которых происходит разрушение выработанных профессиональных навыков в управлении автомобилем, чего, как правило, водитель не замечает. Эта проверка также необходима при переходе на работу на специализированные автомобили (пожарные, оперативные, «скорой помощи»).
В связи с этим необходимо подчеркнуть, что при экзамене на получение высшего класса важны не только знания водителя по устройству и оборудованию автомобиля, но и мастерство безопасного движения, которое может характеризоваться данными специального обследования на тренажере, так как опыт водителя далеко не всегда определяет его умение действовать в аварийной обстановке, что должно являться основным критерием мастерства управления автомобилем.

Классификация профессионального статуса

123

1. Работники: физический характер труда, не требующий высшего образования, — слесари, водопроводчики, строители, монтеры и т.п.

2. Технический персонал: работники преимущественно умственного труда, не требующего высшего образования, — кассиры, секретари, контролеры, диспетчеры и т.п.

3. Специалисты-техники: умственный характер труда, требующий наличия высшего технического образования, — ИТР, программисты, химики, физики и т. п.

4. Специалисты-гуманитарии: умственный характер труда, требующий наличия специализированного образования – учителя, врачи, экономисты, юристы и т.п.

5. Лица творческих профессий: художники, поэты, музыканты, актеры, модельеры и т.п.

6. Работники сферы обслуживания: продавцы, буфетчики, официанты, парикмахеры и т.п.

7. Военнослужащие и работники МВД, ФСБ, ВОХР, курсанты военных училищ, частные охранники.

8. Руководители: директора предприятий, заместители директоров, и т.п.

9. Предприниматели: лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.

10. Прочие.

Профессия (должность)

Указывается наименование основной профессии работника. Если у пострадавшего несколько профессий, то указывается та, при работе по которой произошел несчастный случай. Наименование профессии (должности) должно соответствовать Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, для служащих – приводится в соответствии с наименованиями должностей, указанными в Единой номенклатуре должностей служащих, или в соответствии со штатным расписанием и записью в трудовой книжке.

Если несчастный случай произошел при выполнении другой работы (не соответствующей профессии пострадавшего), то не допускается отмечать ее как профессию пострадавшего.

Стаж работы, при выполнении которой произошел несчастный случай

Указывается число полных лет и месяцев. Если стаж работы менее года, то указывается только число полных месяцев. Если стаж работы менее месяца – указывается число календарных дней.

Если работник пострадал при выполнении работ, не соответствующих профессии, то о стаже делается запись «отсутствует».

В том числе в данной организации

Заполняется аналогично вышесказанному.

Пункт 6. Сведения о проведении инструктажей и обучения по охране труда

Водный инструктаж

Указываются число, месяц, год проведения вводного инструктажа на основании записи, имеющейся в журнале регистрации вводного инструктажа. Например, 17 мая 2003 г.

Если дату проведения вводного инструктажа по документам установить не удалось, то вместо даты делается запись «сведений нет».

Инструктаж на рабочем месте: первичный, повторный, внеплановый, целевой (нужное подчеркнуть) по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай


Указывается число, месяц, год последнего инструктажа по охране труда (по профессии, виду работ), предшествующего несчастному случаю.

Если несчастный случай произошел при выполнении другой работы, не соответствующей основной профессии пострадавшего, то указывается дата проведения инструктажа при выполнении этой работы, подчеркивается вид инструктажа и то, что он проведен по виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай.

Если инструктаж по охране труда не проводился, то делается запись «не проводился».

Стажировка с «___»_____200__г. по «___»_____200__г.

Сведения о стажировке указываются только при проведении первичного инструктажа на рабочем месте или когда несчастный случай произошел в период освоения работником новой профессии. Если стажировка не проводилась, то указывается «не проводилась».

Если проводился повторный или внеплановый инструктаж, то в сведениях о стажировке делается запись «не требуется».

Обучение по охране труда по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай, с «___»______200__г. по «__»_____200__г.

Указывается период, в течение которого работник обучался по охране труда, на основании соответствующих подтверждающих документов (журналы посещения занятий и др.).

Если обучение не проводилось, то указывается «не проводилось».

Типичных ошибок при заполнении акта формы Н-1

Типичных ошибок при заполнении акта формы Н-1

Кристина ЕВГЛЕВСКАЯ
заместитель начальника Управления государственного надзора в сфере труда Роструда, начальник отдела

По факту несчастного случая на производстве оформляют акт Н-1. Если документ заполнить неправильно, комиссия не подпишет акт и потребует повторного расследования. Не успеете завершить его в срок — компания заплатит штраф. ФСС может не признать случай страховым при недостатке информации, а пострадавший не согласится с обстоятельствами и подать иск в суд. Разберем типичные ошибки, которые допускают специалисты по охране труда.

Форму акта Н-1 утвердил Минтруд (постановление от 24 октября 2002 г. № 73). Порядок оформления определило Правительство (постановление от 11 марта 1999 г. № 279). Специалисты по охране труда со стажем и новички путаются в формулировках, специфике подачи и объеме информации, которую нужно внести в акт. Причина ошибок — невнимательность или незнание.

Мы систематизировали ошибки, которые допустили ваши коллеги и предлагаем вам внимательно их изучить.

Ошибка 1. Не указали время от начала работы до несчастного случая

В пункт 1 акта вписывают только дату и время несчастного случая. А должны указать и сколько полных часов прошло от начала работы потерпевшего до несчастного случая. Эта информация позволяет комиссии оценить степень усталости пострадавшего сотрудника.

Ошибка 2. Сократили название организации

Словарь

ОКОГУ — Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления

В пункт 2 акта вносят не полное название организации, а сокращенное. Инспекторы ГИТ требуют вносить и ОКВЭД и ОКОГУ предприятия, хотя таких указаний в самом бланке нет.

Ошибка 3. Не указали профессиональный статус пострадавшего, неверно определили стаж

Неправильно указывают профессиональный статус (пункт 5). Многие не знают, что писать, и оставляют графу пустой. Инспекторы ГИТ рекомендуют использовать следующие формулировки: «наемный работник», «служащий», «государственный служащий», «руководитель» и т. д.

Не правильно высчитывают стаж работы по профессии и стаж работы на предприятии. Учитывают только непрерывный стаж, как требовали старые правила. Напоминаем, с 1 января 2007 года стаж рассчитывают суммарно, независимо от длительности перерыва в работе (ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

Андрей КРИНИЦЫН, главный государственный инспектор по правовым вопросам в Республике Бурятии КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА Какой документ поможет правильно определить профессиональный статус пострадавшего сотрудника В российском законодательстве отсутствует правовое понятие «профессиональный статус». В акте Н-1, акте расследования, заключении государственного инспектора труда, как правило, профессиональный статус определяют как «регулярный наемный работник», либо «временный наемный работник». Используют также формулировки, которые предварительно согласуют с территориальными органами ФСС. Некоторые специалисты пользуются инструкцией Международной организации труда ICSE-93 «Учет и уведомление при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях» (принята в Женеве в 1996 году). Сомневаетесь, обратитесь за консультацией к своему инспектору ГИТ.


Ошибка 4. Внесли неверные даты инструктажей

В пункте 6 включают информацию об обучении и инструктажах по охране труда пострадавшего сотрудника. Даты в акте должны совпадать с датами в журналах инструктажей и протоколах обучения сотрудника.

Если обучение не проведено или нарушены сроки, укажите это. Недостоверная информация не допустима. Помните, копии записей об инструктажах и копии протоколов об обучении входят в материалы расследования. Работодатель обязан направить их в ГИТ (исключение: легкий несчастный случай). Инспектор заметит подлог.

Цена ошибок

Ошибки в акте Н-1 имеют серьезные последствия для работодателя. При тяжелом, групповом или смертельном несчастном случае акт Н-1 подписывают члены комиссии, в их числе представители ФСС, ГИТ, профсоюза. Если они обнаружат ошибку, согласование документа отложат до внесения исправлений. В этом случае есть риск не уложиться в законные сроки расследования. За это компанию оштрафуют. Сумма штрафа составит 30 000–50 000 рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

ФСС может не признать случай страховым, если сочтет, что для выявления вины работодателя в акте недостаточно описаны обстоятельства происшествия.


Потерпевший или его родственники имеют право не согласиться с результатами расследования и пойти в суд. В суде ошибки в акте будут не в пользу компании.

типичных ошибок при заполнении акта формы Н-1

Кристина ЕВГЛЕВСКАЯ
заместитель начальника Управления государственного надзора в сфере труда Роструда, начальник отдела

По факту несчастного случая на производстве оформляют акт Н-1. Если документ заполнить неправильно, комиссия не подпишет акт и потребует повторного расследования. Не успеете завершить его в срок — компания заплатит штраф. ФСС может не признать случай страховым при недостатке информации, а пострадавший не согласится с обстоятельствами и подать иск в суд. Разберем типичные ошибки, которые допускают специалисты по охране труда.

Форму акта Н-1 утвердил Минтруд (постановление от 24 октября 2002 г. № 73). Порядок оформления определило Правительство (постановление от 11 марта 1999 г. № 279). Специалисты по охране труда со стажем и новички путаются в формулировках, специфике подачи и объеме информации, которую нужно внести в акт. Причина ошибок — невнимательность или незнание.

Мы систематизировали ошибки, которые допустили ваши коллеги и предлагаем вам внимательно их изучить.

Как допустить водителей к работе: новые правила

В сентябре вступили в силу новые правила по охране труда на автомобильном транспорте и программы повышения квалификации для водителей. В статье инструкция, которая поможет обучить работников по новым требованиям. Чтобы не нарушить сроки обучения, воспользуйтесь шаблоном приказа и образцом программы первичного инструктажа на рабочем месте для водителей, которую редакция разработала на основе новых правил.

Что нужно сделать

27 сентября 2018 года вступит в силу приказ Минтруда № 59н, утвердивший Правила по охране труда на автомобильном транспорте (далее — Правила). Правила прошли регистрацию в Минюсте, поэтому будут обязательными для работодателей. Они не распространяются на работников, которые заняты техническим обслуживанием и эксплуатацией напольного безрельсового колесного транспорта на внутризаводских территориях.

До момента, когда Правила вступят в силу, нужно провести следующие мероприятия:

  • разработать и утвердить инструкции по охране труда для водителей;

  • разработать и утвердить программы инструктажа на рабочем месте и обучения по охране труда для водителей;

  • внеплановый инструктаж по охране труда;

  • внеочередную проверку знаний по охране труда.

Что изменилось

Правила стали современными. Вместо топки углем теперь нужно установить автоматические воздушные тепловые завесы (п. 29 Правил). Конкретизировали требования к плану расстановки техники, его нужно будет утверждать приказом работодателя. Ужесточили требования к аккумуляторным (п. 137 Правил). Также изменения коснулись требований охраны труда при работе с инструментом и приспособлениями.

Полностью исключили раздел «Электробезопасность», так как он дублировал Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные приказом Минэнерго от 13.01.2003 № 6. В приложении утвердили наряд-допуск на работы с повышенной опасностью.

Перечень вредных и опасных производственных факторов. В Правилах дополнили перечень производственных фактов, которые могут воздействовать на работников при эксплуатации транспортных средств. Теперь в него включили физические и нервно-психические перегрузки.

Средства коллективной защиты. В программу инструктажа и инструкции по охране труда нужно будет включить сведения о коллективных средствах защиты согласно Правилам по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования (утв. приказом Минтруда от 23.06.2016 № 310н; далее — Правила № 310н).

Периодичность обучения по охране труда. Повторный инструктаж не реже одного раза в три месяца и проверку знаний не реже одного раза в 12 месяцев теперь будут проводить только для сотрудников, которые выполняют работы с повышенными требованиями охраны труда.

Труд водителей связан с повышенной опасностью для окружающих (ст. 1079 ГК). Поэтому работодатель обязан проследить, чтобы водители проходили повторный инструктаж не реже одного раза в три месяца, а проверку знаний — не реже одного раза в 12 месяцев. Срок, который исчисляют месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца (ч. 2 ст. 4.8 КоАП).

Требования к производственной территории. Производственные здания и сооружения, помещения и площадки должны отвечать требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ). Раньше они должны были соответствовать только строительным нормам и правилам.

Требования к санитарно-бытовым помещениям. Из Правил исключили пункт об устройстве мест для курения в производственных помещениях. Убрали требования об оснащении столовой с полуфабрикатами, о создании фельдшерского пункта и медпункта в зависимости от численности работников, о площади комнаты для предрейсового медосмотра и комнаты для отдыха, о гигиенических душах для женщин и отдельных курительных комнат для них. Также исключили требование о передвижных столовых, об оснащении туалетов писсуарами и т. п. Вместо этого указали, что работодатель должен оборудовать санитарно-бытовые помещения по установленным нормам (п. 14 Правил).

Режим труда и отдыха. Такой раздел из Правил исключили. Определили, что режим труда и отдыха устанавливают правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты работодателя (п. 13 Правил).

Как проводят повышение квалификации водителей

Водитель относится к категории рабочих, к которым предъявляют повышенные требования к профессиональному отбору (приказ Минтранса от 15.01.2014 № 7). Его специфические знания и навыки подтверждают водительским удостоверением на право управления транспортным средством с соответствующей категорией (ст. 65 ТК).

Работодатель организует повышение квалификации водителей (ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Ежегодно повышение водительского мастерства проводят только для сотрудников автотранспортных организаций, поднадзорных Минтрансу. Например, водители общественного транспорта. До того момента, как примут профессиональный стандарт, остальные организации сами определяют периодичность повышения квалификации для водителей.

С 1 сентября 2018 года действует приказ Минобрнауки от 01.03.2018 № 161, который утвердил новые программы повышения квалификации для водителей (далее — Программы повышения квалификации). Повышение квалификации водители могут проходить только в обучающих организациях дополнительного профессионального образования (ч. 2 и 6 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Организация не может самостоятельно проводить обучение, если у нее нет лицензии на образовательную деятельность в области дополнительного профессионального образования.

Какие изменения нужно внести в программу вводного инструктажа по охране труда

В Правилах установили требование — знакомить работника с положенными средствами индивидуальной защиты при заключении трудового договора. Поэтому на вводном инструктаже нужно будет рассказывать, какие именно СИЗ положены работнику.

В программу не нужно включать перечень СИЗ, укажите отраслевые нормы выдачи. Пропишите в ней отдельный пункт «Ознакомление работника с нормами бесплатной выдачи СИЗ». Если такая информация есть, не переделывайте программу. На инструктаже покажите новому работнику пункт в нормах выдачи и перечислите указанные СИЗ со сроками носки. По просьбе работника предоставьте выписку из норм выдачи или разместите информацию в доступном месте — например, на стенде по охране труда.

На вводном инструктаже расскажите работнику о том, что в организации оборудовали санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для предрейсового медосмотра, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки. Расскажите, где размещены посты с аптечками первой помощи, огнетушители и пожарные щиты. Разъясните запрет на курение на территории организации и в автомобиле.

Что нужно добавить в программы первичного инструктажа и обучения по охране труда

Во время первичного инструктажа работнику рассказывают, какие мероприятия предпринимают для снижения уровня вредных и опасных воздействий производственных факторов. Разработчику нужно добавить в программу инструктажа мероприятия по снижению влияния физических и нервно-психических перегрузок.

По новым правилам к организации труда водителей предъявляют дополнительные требования. Разработчик должен включить в программы инструктажа и обучения специальные требования охраны труда, предъявляемые:

  • к производственным территориям и организации рабочих мест;

  • площадкам для хранения транспортных средств;

  • размещению технологического оборудования;

  • технологии производственных процессов;

  • эксплуатации транспортных средств;

  • размещению и хранению материалов, оборудования, комплектующих изделий и отходов производства.

В Программах повышения квалификации опубликовали подробный материал по оказанию первой помощи пострадавшим. Руководствуйтесь им при обучении и разработке инструкций по охране труда.

В программу инструктажа и обучения нужно включить информацию о средствах коллективной защиты. Если этого не сделать, организацию оштрафуют по части 1 статьи 5.27.1 КоАП. Поэтому служба по охране труда проверяет, чтобы разработчик программ инструктажа и обучения включил в них сведения из пунктов 84–89 Правил № 310н.

В каком порядке нужно провести обучение по новым правилам

Проведите с водителями внеплановый инструктаж по охране труда, затем внеочередную проверку знаний не позднее 27 сентября 2018 года (пп. 2.1.6 и 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утв. постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29; далее — Порядок обучения № 1/29).

Если работодатель допустит необученных водителей к работе, ему грозит штраф (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП). При этом суд может посчитать, что штраф нужно заплатить за каждого необученного работника (решение Московского городского суда от 06.06.2016 по делу № 7–5928/16).

Служба по охране труда готовит приказ о проведении внепланового инструктажа и проверки знаний требований охраны труда по новым правилам. Когда будете назначать дату и время экзамена, не забудьте оставить работникам время на подготовку.

Во время внепланового инструктажа работнику объясняют, что именно изменилось в новых правилах. Инструктаж проводит руководитель структурного подразделения по вновь разработанной программе первичного инструктажа на рабочем месте. В журнал регистрации нужно внести основания — укажите номер и дату приказа.

Новые приказы Минтранса о квалификации водителей и профессиональном обучении

Моисеев Юрий Игоревич Эксперт

Заведующий кафедрой «Автомобильный транспорт» Волжского политехнического института, кандидат технических наук, доцент

26054 Многие водители сознательно идут на нарушение режима труда и отдыха для получения дополнительной прибыли, зачастую с согласия руководства транспортного предприятия. Нарушать закон транспортников заставляет жесткая конкурентная борьба в области перевозок. Но есть еще один фактор, влияющий на качество перевозочной деятельности, даже при условии соблюдения режима труда и отдыха (РТО) — это низкий уровень квалификации водителей, менеджмента компаний и контролирующих органов — инспекторов ГИБДД и УГАДН.

Повсеместная обязательная установка тахографов на грузовом транспорте и автобусах требует от водителей их грамотного использования, а от специалистов по безопасности движения — квалифицированного анализа информации. Однако не все водители умеют использовать тахограф в работе, а у ответственных лиц нет достаточной квалификации, чтобы снять данные с тахографа и проанализировать их. Для исправления ситуации Министерство транспорта выпустило два приказа: приказ от 28 сентября 2015 года № 287 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», который вступил в силу 14 июня 2016 года; приказ от 11 марта 2016 года № 59″Об утверждении порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземногоэлектрического транспорта. Приказ вступил в силу 12 августа 2016 года.

Новые изменения в законодательстве в требованиях к квалификации водителей и профессиональном обучении специально для Навипорта разобрал заведующий кафедрой «Автомобильный транспорт» Волжского политехнического института Юрий Игоревич Моисеев.

— Что нового для перевозчика предусмотрено в данных приказах, и как с помощью них повысится безопасность движения?

Приказ № 287 принят в исполнение статьи 20 федерального закона № 196 «О безопасности дорожного движения», а значит, обязателен к применению всеми субъектами транспортной деятельности, осуществляющими перевозки. Приказ Минтранса предусматривает повышение квалификации водителей, что должно в корне изменить ситуацию на дорогах. Например, в пункте5.2 отмечается, что водитель грузового автомобиля дополнительно должен уметь контролировать безопасное размещение и крепление различных грузов, использовать в работе различные типы тахографов. Согласно пункту 6.2, водитель автобуса должен проверять техническое состояние транспортного средства перед выездом и после возвращения из поездки, обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, контролировать прием, размещение и перевозку грузов, а также уметь использовать в работе различные типы тахографов.

Как видим, повышение квалификации водителей повсеместно предусматривает изучение принципов работы тахографа и умение им пользоваться.

Вместе с тем, пункт 7. 59 приказа предусматривает, что водитель-профессионал должен иметь удостоверение о повышении квалификации или документ об образовании,подтверждающий прохождение курса подготовки на наличие знаний и умений, предусмотренных в 287 приказе.

Что касается остальных ответственных лиц, задействованных в транспортном процессе, хочется отметить, что без профильного транспортного образования закрыта возможность заниматься этой деятельностью.

— Какое наказание грозит транспортнику за использование не квалифицированного персонала в своей работе?

По Кодексу об административных правонарушениях, организации может быть оштрафована на 100 тыс. рублей, а лицо, выпускающее транспорт на линию, на 20 тыс. рублей (КоАП от 30.12.2001 N195-ФЗ в редакции от 06 июля 2016 года).

— Где транспортник может пройти обучение?

Согласно пункту 2 приказа Минтранса № 287, необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам. Другими словами, в организациях, имеющих лицензию на соответствующую образовательную деятельность.

— Давали ли водителю эти знания и умения в автошколе?

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 года№ 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», вступивший в силу 11 августа 2014 года, устанавливает, что знания и умения, полученные в автошколах после начала действия приказа, соответствуют знаниям и умениям,установленным в 287-м приказе Минтранса.

— Какие дополнительные риски возникают у перевозчика пассажиров при отсутствии обучения?

По федеральному закону№ 67 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», перевозчик, выпуская на линию водителя без обучения, в случае ДТП и ущерба здоровья и имущества выплачивает все риски по страховке самостоятельно. По статье 19, «Регрессное требование страховщика, возникающее после выплаты страхового возмещения», у страховщика, выплатившего страховое возмещение, возникает регрессное требование к перевозчику, причинившему возмещенный страховщиком вред:

  1. при наступлении страхового случая вследствие умысла перевозчика, причинившего возмещенный страховщиком вред;
  2. при наступлении страхового случая вследствие управления транспортным средством лицом, находившимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а равно и лицом, не выполнившим законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
  3. при наступлении страхового случая, если лицо, управлявшее транспортным средством, не имело права управления транспортным средством, подтвержденного или оформленного в установленном порядке;
  4. при наступлении страхового случая, если лицо, управлявшее транспортным средством, не имело права управления транспортным средством, подтвержденного или оформленного в установленном порядке;
  5. при наступлении страхового случая вследствие управления транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с законодательством Российской Федерации эксплуатация транспортного средства запрещена;
  6. в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

— Где же пройти обучение перевозчику быстро качественно, без отрыва от производства?

Оптимальный вариант — использование дистанционных каналов обучения, которые позволяют не тратить лишнее время на очное посещение занятий. Чтобы выбрать сертифицированный учебный центр, преподаватели которого обладают необходимыми компетенциями, можно обратиться к Навипорту. Портал активно сотрудничает с организациями, которые проводят такое обучение. С другой стороны, портал приглашает учебные центры, в том числе специализирующиеся на дистанционной форме обучения, применяющие авторские и другие методики, к сотрудничеству и размещению информации о себе и своих программах на портале.

Дистанционное обучение специалистов по 287 Приказу Минтранса

Узнать больше

Заведующий кафедрой «Автомобильный транспорт» Волжского политехнического института, кандидат технических наук, доцент