Нива урбан 5

В Lada 4×4 Urban нет ничего лишнего: минимум комфорта, минимум электроники. Если хотите, «Урбан» — это люксовая версия легендарного российского внедорожника «Нива ВАЗ-2131».

«Урбан» начал выпускаться с 2014 года. Как и ожидалось, отечественные автолюбители оценили модель по достоинству. Через год ее начали активно экспортировать в Германию, и немецкие водители так же тепло приняли зарубежного конкурента. Хотя… Без доли сарказма со стороны зарубежных автоэкспертов не обошлось, и мы не могли оставить это без внимания.

Также читайте: Немцы о Lada 4X4: «Машина – одно название…»

«Нива Урбан» — один из тех автомобилей, про которые нельзя написать просто текст. Это обязательно должен быть тест-драйв. Поэтому я договорился об осмотре авто с его владельцем по имени Евгений. Естественно, с элементами бездорожья, но, как говорится, «по лайту».

Выглядит стильно

Встречаемся с Евгением на парковке одного из торговых центров. С виду «Урбан» — «Нива» как «Нива». Только чистая. Но в глаза бросаются пластиковые бамперы, выкрашенные в цвет кузова. Двоякое ощущение. Вроде стильно, модно, но сразу прикидываешь в голове, с какого раза они оторвутся на бездорожье. Сам цвет для семейства «Нивы» уникален — кориандр. В таком же цвете бывают только «Гранта», «Веста» и X-Ray.

Замечаю, что Евгений уже обут в резиновые сапоги. Видимо, поездка будет не совсем «лайтовой».

Кузов «пятидверки» удлинили за счёт того, что в середину корпуса «трехдверки» добавили секцию с задними дверьми. Собственно, то же самое происходит со всеми иномарками при переходе с 3- на 5-дверную конструкцию. Таким образом, машина увеличилась с 3640 до 4140 мм — на целых 50 сантиметров. Это позволило сделать задний ряд сидений полноценным.

Увеличился и багажный отсек. В 420 литров можно запихать все четыре колеса для переобувания, и ещё останется много места для всякого внедорожного скарба. А если сложить заднюю спинку, то можно прилечь отдохнуть после сложных внедорожных испытаний.

Увеличился и размер передних дверей — садиться стало заметно удобнее. Конечно, увеличение колесной базы, негативно сказалось на проходимости, но пришлось жертвовать ради вместительности. «Трёхдверка» — всё-таки машина для эгоиста-единоличника, а не семейное авто.

Появился кондиционер

Наша поездка начинается с осмотра салона. На удивление, в машине уже установлен центральный замок. Поэтому замки дверей послушно отпираются с брелока. Теперь не приходится вытаскивать кнопку каждой двери для посадки пассажиров. До чего техника дошла!

Салон «Урбана» изменился. Одна только обшивка сидений чего стоит! Сами сиденья стали более удобными, а материал ткани — плотным и приятным на ощупь.

А теперь, внимание! В «Ниве Урбан» появился кондиционер, а также электрические стеклоподъёмники, электрозеркала с подогревом и подогрев передних сидений. Это большой прогресс для семейства «Нивы», ведь их начинка не менялась аж с 1993 года!

Да, в ней по-прежнему нет ESP, EBD, круиз-контроля и штатной сигнализации. Но кому только это нужно? Объективно Lada 4×4 — хорошая машина для бездорожья. А версия Urban (перевод с англ. «городской») лишь добавила необходимый минимум комфорта для городской среды. Стоит ли она 550 тысяч рублей за 2017 г. в. и брать ли «Ладу 4х4», решать уже лично каждому.

Изменения пришли и в консоль центрального тоннеля. Там появились широкие подстаканники и кнопки управления электростёклами. Что помешало создателям сделать эти кнопки на дверях, непонятно. Но спасибо и на этом. Над этими кнопками появился джойстик регулировки зеркал. Руль в «Урбане» стал меньше в диаметре и удобнее в хвате (380 против 420 мм у «Нивы»). В остальном авто сохранило русский прагматизм. Ничего лишнего.

Проблемы не скроешь

Пока дорога по трассе неспешно продвигается вперед, привычным движением проверяю нашу «красотку» через avtocod.ru. Водители такого класса машин не особо жалуют их бережностью. Как и ожидалось, у машины было ДТП:

Лениво спрашиваю у Евгения, что случилось в тот несчастный день. С его слов, еще при покупке он заметил небольшое повреждение на переднем бампере, но вдаваться в подробности не стал. «Сам закрасил баллончиком после покупки. Это же «Нива»!»

А вот про имеющееся ограничение он тактично с улыбкой отмахнулся: «Вот ничего от вас не скроешь!» Ну, как говорится, на нет и спроса нет.

Застрять на Lada 4×4 Urban — удовольствие

Начинаем движение в сторону пригородного дачного участка Евгения. Там, по его словам, всегда можно «засадить» машину. Кажется, сама идея где-нибудь застрять доставляет ему удовольствие.

Имея опыт поездок в качестве пассажира в простой «Ниве», слышу непривычную тишину в салоне. Нет, конечно же, хорошо слышно и двигатель, и то, что происходит на улице, — это же «АвтоВАЗ»! Но на порядок меньше. Всему виной дополнительная шумо- и виброизоляция на дверях, задних крыльях и, по-видимому, на перегородке с моторным отсеком. Зачет!

В целом едет «Урбан», как обычная «Нива». Стандартные стойки передней подвески с привычной раскачкой отрабатывают «лежачих полицейских» и резкие повороты. Гоночной устойчивости в «Ниве» как не было, так и не предвидится. Терпимо — нам бы добраться до бездорожья…

Долгожданный поворот на просёлочную дорогу, ведущую в сады. Чуть поодаль видно, как раскисшая колея начинает углубляться. «Мы точно тут проедем?» — с тревогой окликаю я водителя. «Не бойся, я еще даже раздатку не включил», — ответил Евгений.

Лёгкими манипуляциями с рычагами раздаточной коробки «Урбан» превращается в настоящего проходимца. Медленно, на повышенных оборотах ползём дальше. Понижайка тут как нельзя кстати, ведь штатному мотору 1,7 л на 83 л. с. тяжело крутить колёса в грязи.

Метров через 100 мы упираемся в застрявший BMW X3. Как позже выяснилось, это сосед Евгения по дачному участку. Наверное, сейчас водитель BMW ощущает себя беспомощным за рулем паркетника.

Не без труда «Урбан» объезжает слева баварскую полноприводную легковушку, и Евгений достает из багажника трос для буксировки бедолаги. 10 минут спустя вызволенная баварская иномарка и наш «Урбан» благополучно паркуются перед воротами садового товарищества. Этап пройден!

Да… У «Лады» характер настырного трудяги — раздатка подвывает, но авто ползёт вперед, во что бы то ни стало!

Если вы хотели получить максимум комфорта от этого авто, то вы сильно ошиблись в выборе. Красивая приписка Urban вовсе не делает из «Нивы» городской паркетник. Мое мнение: «Урбан» — это просто расширенный пакет опций для приемлемого использования в городской среде. В целом «Нива» так и осталась «Нивой».

Основные покупатели «Урбана» — это дачники, рыбаки, жители сёл и деревень, — все, кому надо добраться из точки А до точки Б без твёрдого дорожного покрытия между ними. «Рестайлинг» — лишь маркетинговый ход для вовлечения в бездорожную жизнь современной молодежи. Может быть, это и к лучшему — кто-то же их покупает! Но я бы себе купил что-то другое за полмиллиона рублей.

Один немецкий автообозреватель так охарактеризовал машину : «Lada 4×4 — это автомобиль, вызывающий ностальгию по прошлому. Он выпал из своего времени, отчего становится еще привлекательнее. Девиз «Лады» — «не перевелись еще старые добрые вещи».

Тут и добавить нечего. Как говорится, золотые слова, Юрий Венедиктович…

Максим Голенецких

Смотрим по-новому на внедорожник Lada 4×4 Urban

Сверхновая Нива? В отношении «легкового автомобиля повышенной проходимости» родом из Тольятти эти слова звучат пронзительно иронично. Ага, новая — уж без малого сорок лет как. И уже десять, как Lada 4×4 перестала быть Нивой. Однако забыть девичью фамилию никак не получается. Буду по привычке звать её Нивой. Барышня наша меж тем снова на выданьи — теперь она Урбан. С новыми бамперами.

Короткий кузов и грамотно настроенный гидроусилитель исключают какие-либо проблемы с парковкой в городе. Обзорность такова, что никакие сонарчики не нужны.

Строго говоря, Urban — всего лишь топ-версия с полным набором опций, большая часть которых доступна и для обычной Лады 4х4. Это и кондиционер, и электростеклоподъёмники, и литые диски… Особенными, сугубо «урбанскими» элементами являются уже упомянутые бамперы, дополнительная шумовиброизоляция и электрические зеркала с подогревом. А ещё мебель в салоне обтянута тканью с весёленькой оранжевой прострочкой.

Салон Нивы практически не изменился после первой серьёзной модернизации в начале 90-х. Из свежего — лишь накладка на центральном тоннеле с подстаканниками, клавиши обогрева сидений и элементы управления кондиционером.

Передние кресла с плотным наполнителем, приятной обивкой и неплохой фиксацией — от почившего в бозе семейства «Самара-2». Сзади — жёсткая скамейка без удобств, но с креплениями Isofix для установки детских кресел.

Пережив рыночную мумификацию, Нива превратилась в конвейерный янгтаймер, став привлекательной для молодой неформальной аудитории. Той, что пилит селфи, питается бургерами и посещает барбершопы. В цивилизованных странах для хипстоты изобретают такие ретроигрушки, как двухколёсные Triumph Thruxton и Ducati Scrambler или как Mini Cooper да Fiat 500. В России не пришлось ничего придумывать — Нива просто дождалась второй молодости.

У эмали версии Urban особый оттенок: вместо «ярко-белого» (код 202) используется «белое облако» (код 240). Также топ-модель можно заказать в серебристом «металлике» Снежная Королева — для простой Нивы такой недоступен.

Вопрос — готова ли изнеженная в комфорте молодёжь к сюрпризам, которыми встречает Lada 4×4? Я на себе ощутил, что машина родом из прошлого века любит шутки с бородой. Например, если оставить Ниву с включёнными фарами, она ни звуком не обмолвится, а лампочки будут гореть, пока не высадят аккумулятор в ноль. А первую же ночь нашей совместной жизни Lada провела во дворе открытой — я запер водительскую сторону, но здесь нет центрального замка. Кстати, спорю, вы не захлопнете дверь с первой попытки. Нива не для слабаков!

Приборная панель VDO — эталон информативности. Левых подрулевых переключателей два: для поворотников и дальнего света. Клаксоном заведуют кнопки на спицах руля — лупить по ступице смысла нет. Сервопривод зеркал и стеклоподъёмников — прерогатива версии Urban.

Но она не лишена человечности. Кузов расположен достаточно высоко, чтобы просто выходить из машины, перенося ногу с пола на землю. Главное — не обтереть штанами незащищённые от грязи пороги. И доступ на задний диван гуманен: переднее кресло при складывании спинки слегка подаётся вперёд, освобождая проход. Чтобы выбраться со второго ряда на улицу, не требуется акробатической гибкости.

Наружные зеркала большие, но подрагивают на неровностях. Климатическая установка плохо справляется с влагой в салоне даже при помощи кондиционера — стёкла запотевают в дождь.

С дверью, ведущей в неглубокий багажник, следует быть осторожнее. Сперва тянешь с силой, дабы отделить её от проёма, а затем уворачиваешься от апперкота — газовые упоры стремительно выталкивают её на такую высоту, что под импровизированным навесом встаёт даже весьма рослый человек. Закрывать крышку лучше придерживая. В противном случае она захлопывается с грохотом, пугая обитателей салона и всех кошек в округе.

Багажник открывается исключительно из салона: ручка расположена на боковой панели кузова за водителем. Скромный объём отсека легко нарастить, сложив диван.

Капот по-жигулёвски открывается вперёд и скрывает не только двигатель, но и запаску. Решение оригинальное, но не то чтобы сомнительное, а просто опасное. При фронтальном столкновении колесо услужливо передаёт энергию удара на тонкий моторный щит. Одних только врождённых проблем с пассивной безопасностью достаточно, чтобы не рассматривать Ниву как машину на каждый день. А вот в качестве автомобиля для выходных старушка ещё очень даже ничего.

На полноразмерную докатку натянута кировская шина К-156-1, а на литых дисках установлена Кама-232. Да и вылет у колёс разный: 58 мм у штамповки, 40 — у Ниагары производства фирмы K&K. Домкрат пристроен здесь же под капотом.

Заводится она левой рукой, как Жигули или Porsche, — само по себе событие. Передачи включаются чётко, хотя приличная длина рычага обязывает к размашистым движениям. Педаль сцепления нормальная: не легка и не тяжела. Кажется слегка аморфной, хотя и позволяет подобрать момент смыкания дисков безошибочно. С места Нива трогается с каким-то нездоровым энтузиазмом, словно стремясь вывернуться наизнанку, — и почти сразу требует вторую передачу.

Пока альтернативы Ладе 4х4 нет, вертеть она хотела весь это современный автомобилизм на своём длинном рычаге.

Не пытайтесь двигаться внатяг: в знак протеста внедорожник дёргается, как припадочный, словно в баке заканчивается бензин (инструкция по эксплуатации предписывает «девяносто пятый»). Как говорил классик, не надо стесняться — держите газ! Отмерив стрелкой тахометра 3500 об/мин, Нива начинает дышать полной грудью — и, словно вспомнив былое, самозабвенно раскручивает коленвал до пяти тысяч.

Большой дорожный просвет в сочетании с короткой базой и минимальными свесами побуждает передвигаться в таких местах, куда и пешком не сунешься.

Это, конечно, не динамика но, вне всякого сомнения, разгон. А сколько драмы в голосе! Рядная «четвёрка» истошно верещит; ей вторит трансмиссия, которая поёт, смеётся и рыдает аки гитара с треснувшею декой. Я почему-то вспомнил стихотворение, в котором хрюкотали зелюки. Определённо, это были именно они. Как мюмзики. В Нивè. Если не держать мотор в тонусе, Лада начинает страдать от одышки. По мере перехода на высшие ступени запал иссякает.

Впервые Lada 4×4 получила АБС пять лет назад, а с 2016 года система вошла в список стандартного оборудования версии Urban. Наша машина сошла с конвейера в 2015-м и не оснащена АБС.

Руль вращается легко — с 2009 года на все без исключения версии Лады 4×4 ставится гидроусилитель. Исполнительность рулевого механизма вызывает неподдельное удивление: несмотря на высокий профиль шин, машина мягко, но живо устремляется вслед за поворотом грубоватой баранки. Управляемость вполне понятна: перебор со скоростью на дуге Нива конвертирует в соскальзывание передней осью наружу. Правда, скользит исподтишка: ни шины, ни руль не выдают потерю сцепления. Понимание, что передняя ось поплыла, приходит уже постфактум.

В салоне уживаются олдскульные светильники на стойках и люстра от Приоры. «Негасимые» ходовые огни и поворотники с модернизированными уплотнителями — образца 2009 года.

Если ездить, как того требует мотор, крены будут значительными. Они носят ярко выраженный отрезвляющий эффект: ты словно начинаешь падать в сторону вместе с машиной и всем её содержимым. Надо сказать, Нива вообще довольно активно двигает телом: и в поворотах, и особенно при торможении. Если резко остановиться, она подобострастно кланяется соседям по потоку. Со временем к этой особенности привыкаешь и уже сохраняешь невозмутимый вид, когда в момент внезапной остановки Lada принимается играть на публику.

«Четырежды четыре» дарит чувство превосходства над предками, которые не могли себе позволить просто пойти в магазин и купить недорогую машину с таким набором достоинств.

Посуху тормоза кажутся приличными: свободный ход педали невелик, а по мере превращения его в рабочий замедление растёт адекватно. Управляешь им интуитивно: не столько изменением усилия, сколько перемещением. Однако когда над Москвой разверзлись августовские хляби, я испытал сильнейшее разочарование. Замечательно, что на Urban стали ставить АБС по умолчанию, но на нашей машине системы нет, да и владельцам версий попроще не позавидуешь.

Если грелки в креслах отрабатывают на 146%, поджаривая тело до хрустящей корочки, то кондиционер в жару откровенно филонит. На ходу свежее с открытыми окнами. Жаль, стёкла в дверях полностью не опускаются.

На скользком покрытии Нива тормозит не всеми четырьмя лапами сразу, а каждой по отдельности. Блокируется сперва левое переднее колесо, а затем остальные в произвольной последовательности. В штатных режимах это не мешает жить, однако при интенсивном замедлении по мокрому Лада резко ведёт мордой в сторону встречки. Ты корректируешь траекторию рулём, снижая давление на педаль, — машина подаётся в обратную сторону, выставляя левое бедро. Опасно!

Наружные ручки теперь чёрные. Крышка бензобака не запирается, зато пробка — с рекламой топливной госкомпании. Омывайка для заднего стекла заливается через горловину в багажнике. Рукоятка открывания задней двери сохранила классический дизайн.

Нива начинается там, где дорога заканчивается. Большинство препятствий автомобиль преодолевает ходом, даже не спросив о понижающей передаче или блокировке межосевого дифференциала. Кажется, в случае с Ладой 4×4 на бездорожье результативнее слабоумие и отвага, нежели осторожность и точный расчёт. А ещё Нива полностью подтверждает идиому «больше скорость — меньше ям»: по ровной дороге машина перемещается ужимками и прыжками, однако по разбитой грунтовке движется уже более грациозно, смягчая удары до вполне комфортного уровня.

Два дополнительных рычага на тоннеле ведут к раздатке. Ближний к водителю включает демультипликатор, дальний блокирует межосевой дифференциал. Об успехе процедуры сигнализирует контрольная лампа на центральной консоли.

Расслабиться ВАЗ-2121 не даст, ибо воспитан советскими инженерами в суровое время. Зато это неплохой вариант на случай апокалипсиса. Пока напичканные электроникой иномарки будут разлагаться в руинах городов, такие Нивы — только с карбюраторными моторами — обеспечат выживание человечеству. Специально сломать эту машину невозможно, она сама выберет момент. А чинится с помощью, скажем, еловой шишки. Причём АвтоВАЗ продолжает допиливать конструкцию помаленьку: совсем недавно выкатили очередной технический апдейт ради ездового комфорта.

Не обвес лучшее украшение для Нивы, а грязь. Наш ролик — о том, как легко она пачкается.

У Лады масса достоинств для автомобиля за полмиллиона рублей. Это транспортное средство для читеров: ездит везде, стоит недорого, стареет медленно. Просто не надо воспринимать классическую Ниву как средство передвижения. Её место в современной системе координат — рядом с квадроциклами, фэтбайками и гироскутерами. На ней не стоит ездить — но можно кататься. И это — весело!

Паспортные данные

Модель Модификация
Кузов
Тип кузова хэтчбек
Число дверей/мест 3/4
Длина, мм 3640
Ширина, мм 1680
Высота, мм 1640
Колёсная база, мм 2200
Колея передняя/задняя, мм 1476/1456
Снаряжённая масса, кг 1285
Полная масса, кг 1610
Объём багажника, л 265–585
Двигатель
Тип бензиновый
Расположение спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд
Число клапанов 8
Рабочий объём, см³ 1690
Макс. мощность, л.с./об/мин 83/5000
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин 129/4000
Трансмиссия
Коробка передач механическая, пятиступенчатая
Привод постоянный полный
Ходовая часть
Передняя подвеска независимая, пружинная, двухрычажная
Задняя подвеска зависимая, пружинная, на продольных рычагах с тягой Панара
Передние тормоза дисковые
Задние тормоза барабанные
Шины 185/75 R16
Дорожный просвет, мм 205
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 142
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с 17,0
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл 12,1
— загородный цикл 8,3
— смешанный цикл 9,9
Норма токсичности Евро-5
Ёмкость топливного бака, л 42
Топливо АИ-95

Комплектация

Базовое оборудование Lada 4×4 Urban
Крепление детского кресла Isofix
АБС
Стеклоочиститель пятой двери
Кондиционер
Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом
Подогрев передних сидений
Легкосплавные колёсные диски
Дополнительное оснащение тестового автомобиля
Цвет «металлик»
Цена базовой комплектации, рубли 512 100
Цена протестированного автомобиля, рубли 479 000*
* Автомобиль 2015 года выпуска, без АБС.

Техника

В конце 70-х ВАЗ-2121 стал первой массовой легковушкой, сочетавшей несущий кузов с комфортабельным по тем временам салоном и постоянный полный привод. К четырёхступенчатой коробке передач была пристыкована двухступенчатая раздатка с центральным дифференциалом, который можно было заблокировать из салона. Нива была широко унифицирована с другими вазовскими моделями, в частности «шестёркой», от которой внедорожнику достался двигатель, коробка передач и редуктор заднего моста.

Подвеска у Нивы пружинная. Спереди — независимая, на стальных поперечных рычагах с винтовыми цилиндрическими пружинами и стабилизатором поперечной устойчивости. Сзади — неразрезной мост с тягой Панара на четырёх продольных рычагах.

Двигатель 1.7 изготавливается в Тольятти на собственном производстве АвтоВАЗа. Блок отлит из чугуна, а головка выполнена из алюминиевого сплава. Единственный распредвал приводится однорядной цепью. Система питания — с распределённым впрыском топлива. Сейчас все Нивы соответствуют экологическим нормам Евро-5.

Коробка передач и раздатка — также собственного производства. Пятиступенчатая «механика» создана на основе четырёхскоростной за счёт добавления отдельного блока шестерён пятой передачи, объединённой с передачей заднего хода. Коробка унифицирована с «семёрочной» за исключением задней крышки: на Ниве отверстие под тросик спидометра закрыто заглушкой. Прибор приводится от раздатки (на иллюстрации справа) с алюминиевым корпусом и межосевым дифференциалом с принудительной блокировкой. Передаточное отношение понижающего ряда 2,14:1.

В 2009 году появились новые нижние рычаги с более крупными сайлент-блоками, а поворотные кулаки были унифицированы с внедорожником Chevrolet Niva: уменьшилось плечо обкатки и улучшились кинематические свойства подвески. За счёт применения новых амортизаторов она стала более энергоёмкой, а ходы увеличились со 150 до 170 мм. Изменились углы установки нижних штанг сзади относительно продольной оси, а задние амортизаторы встали почти вертикально (раньше они стояли «домиком»). А совсем недавно завод объявил о том, что были модернизированы ступичные подшипники вместе с поворотными кулаками, а амортизаторы стали газонаполненными.

Усиленное сцепление Valeo позаимствовано у «Шнивы»: диаметр увеличен до 215 мм, благодаря чему заявленный ресурс вырос до 120 тысяч км. Для снижения вибраций в момент старта и при переключении передач был модернизирован демпфер крутильных колебаний. Усилие на педали сцепления снижено на 40%. Карданные валы сделаны с большей точностью и лучше поддаются балансировке. Но главное – они перестали быть самими собой: вместо карданных соединений отныне используются шарниры равных угловых скоростей для снижения вибраций.

Вначале кондиционером оснащались только Лады в версии Urban, которые пошли в продажу осенью 2014 года, однако сейчас «холодильник» появился и на обычной Ниве в топ-комплектации «Люкс». А комплект установки на автомобиль, который уродился с обычной печкой, обойдётся в 31 000 рублей. Такие изготавливает тольяттинская компания «Фрост» — поставщик на конвейер АвтоВАЗа. C 2016 года все без исключения Лады 4х4 оснащаются антиблокировочной системой Bosch, гидроблок которой (на рисунке) расположен под запасным колесом.

История

Работа над внедорожником в Тольятти стартовала в самом начале 1970-х годов, вскоре после открытия ВАЗа. Жигули Жигулями, но далеко не все социалистические труженики страны ездили по дорогам — нужен был универсальный вездеход, гражданская альтернатива приспособленным к мирной жизни военным внедорожникам.

Дизайн Нивы, теперь уже ставший классическим, — целиком и полностью заслуга Валерия Семушкина (крайний справа).

Официальным днём рождения Нивы принято считать 5 апреля 1977 года, когда из корпуса № 062 выглянул первый серийный экземпляр ВАЗ-2121.

Первоначально концепции были самыми разными: от консервативных (рама, мосты, барабанные тормоза) до восторженно прогрессивных (несущий кузов, поперечно расположенный мотор, независимые подвески). Реализован был компромиссный, но весьма передовой вариант — и, как показала история, беспроигрышный.

Первый рестайлинг у Нивы случился спустя 16 лет с начала производства машины. Изменилась не только внешность, но и обозначение модели: ВАЗ-2121 стал называться ВАЗ-21213.

До модернизации 1993 года в салоне Нивы широко использовались детали ВАЗ-2106 — в частности, руль и приборы.

Машина просуществовала в оригинальном виде до начала 1990-х, когда вместо двигателя 1.6 начали устанавливать 1.7, как с карбюратором, так и с впрыском топлива. Заметно изменилось оформление задней части, где дверь багажника сползла до бампера, выдавив фонари на углы кузова. В новом салоне использовались приборы от «девятки» с так называемой высокой панелью. «Нива» комплектовалась рулём от «семёрки», пока не появилась новая баранка для всей классики. После рестайлинга автомобилю прочили имя «Тайга», но оно не прижилось.

Удлинённая на 500 мм пятидверная Нива с индексом ВАЗ-2131 выпускается с 1993 года.

Со временем возникло семейство моделей, которые по большей части выпускали многочисленные околозаводские конторы. Часть канула в лету, а часть прижилась на АвтоВАЗе — в первую очередь удлинённая пятидверка ВАЗ-2131. Два десятка лет она выпускалась на опытно-промышленном производстве, а на старости лет переехала на вазовский конвейер и даже превратилась в Urban. В 2013 году была выпущена двухмиллионная Нива.

За кадром

По ходу теста Нива мылась четыре раза — но только чтобы в очередной раз устремиться в грязь. Первая же вылазка на природу чуть не стоила Ладе номерного знака. После заплыва по нечистотам мыть приходится не только кузов, но и подкапотное пространство, причём чтобы очистить его полностью, мы вынуждены вытаскивать запасное колесо. Заляпанная с ног до головы Нива смотрится брутально, однако жена в немытую машину садиться отказалась наотрез. Дебютная фотосъёмка Артёма Поповича для Драйва растянулась на два дня и одну ночь.

Лада 4×4 Урбан (ВАЗ Нива урбан)

Изменился вид заднего дворника, увеличены размеры передних стеклоочистителей. Марка кондиционера также изменена в сравнении с версией «люкс» обычного 4х4. В 2016 году благодаря проведенной модернизации в передних ступицах появился подшипник, не требующий периодической регулировки, вместе с тем модернизировано рулевое, что снизило «рыскания» при торможении. Автомобиль выпускается в трехдверном и пятидверном вариантах. Второй отличается увеличенной с 2200 до 2700 мм колесной базой и более вместительным багажным отделением. Силовой агрегат на обе версии ставится один и тот же — «нивовский» 1,7-литровый 8-клапанный двигатель с распределенным впрыском и отдачей в 83 л.с. Коробка передач механическая 5-ступенчатая.
В интерьере версия Urban имеет ряд небольших отличий от стандартной Lada 4?4. Рулевое колесо меньше в диаметре и толще, благодаря чему удобно ложится в руки. Изменена компоновка тоннеля на полу: в нем есть два подстаканника разного диаметра с пепельницей, блок управления электростеклоподъемниками и электрорегулировкой зеркал. Кресла вполне удобны и похожи на те, что прежде устанавливались на переднеприводные «Лада Самара». Комплектаций для Лада 4х4 Урбан поначалу было предусмотрено две: Стандарт и Люкс. Позже автомобиль стал предлагаться в единственной комплектации Люкс. Она включает 16» легкосплавные диски с шинами Pirelli, семь вариантов окраски кузова — «металлик» или двухслойная эмаль. Из элементов экстерьера автомобиль также имеет накладки порогов пола, дневные ходовые огни. В опциях комфорта значатся: гидроусилитель рулевого управления, стекла с легкой тонировкой, электростеклоподъемники передних дверей, подогрев передних сидений, электропривод и обогрев наружных зеркал, кондиционер, аудиоподготовка. В машине две розетки 12V — в передней части салона и в багажном отделении.
Двигатель у Лада 4х4 Урбан стандартный — рабочим объемом 1,7 литра, с двумя клапанами на цилиндр. Благодаря наличию распределенного впрыска с электронным управлением, он выдает максимальную мощность 83 л.с. (при 5000 об/мин) и максимальный крутящий момент 129 Нм (при 4000 об/мин). Максимальная скорость внедорожника составляет 142 км/ч у трехдверной версии и 137 км/ч у пятидверной. Время разгона с места до 100 км/ч составляет 17 и 19 секунд соответственно. Коробка передач — механическая 5-ступенчатая. Расход топлива в городском цикле заявлен в 12,1 л/100 км, а за городом — 8,3 л/100 км (средний показатель — 9,9 л/100 км). Объем топливного бака — 42 литра в трехдверном варианте кузова и 65 литров у пятидверной модификации.
Подвеска Лада 4х4 Урбан имеет классическую конструкцию, не изменившуюся еще с создания ВАЗ-2121. Спереди это независимая подвеска на двойных поперечных рычагах, сзади — зависимая пружинная. За счет газонаполненных амортизаторов была улучшена управляемость Lada 4×4. Рулевое управление использует червячную передачу и оснащено гидроусилителем. Тормоза дисковые спереди и барабанные сзади. Уровень вибраций был также понижен, благодаря применению независимого редуктора переднего моста. Габаритные размеры Лада 4х4 Урбан в 5-дверном варианте: длина кузова — 4240 мм (у трехдверки — 3640 мм), ширина — 1680 мм, высота — 1640 мм. Колесная база — 2200 мм. Дорожный просвет — 205 мм. Автомобиль комплектуется колесами 175/80 R16 или 185/75 R16 с легкосплавными дисками. Запасное колесо временного использования со стальным диском 16», как у обычной «Нивы», спрятано под капотом. Багажное отделение объемом 420 литров (265 литров у трехдверки), при сложенном заднем сиденье увеличивается до 780 литров (585 литров).
Стандартное оборудование, непосредственно влияющее на безопасность Лада 4х4 Урбан, включает крепления для детских сидений ISOFIX, антиблокировочную систему тормозов (ABS), систему вспомогательного торможения (BAS), электронную систему распределения тормозных сил (EBD). Кроме этого в автомобиле имеются дневные ходовые огни, противотуманные фары.
По планам руководства «АвтоВАЗа», новый SUV должен составить конкуренцию Renault Duster и Chevrolet Niva. Предполагается, что благодаря многочисленным переменам в дизайне салона Лада 4х4 Урбан сможет завоевать популярность и у женского пола. На момент презентации автомобиля заявлялось о планах убрать «раздатку», а блокировку дифференциала сделать электронной, управляемой с кнопки. Это позволило бы уменьшить количество рычагов в салоне и значительно снизить уровень шума. Но пока автомобиль оснащается прежней трансмиссией, гарантирующей ему повышенные внедорожные качества, сохраняя таким образом одно из главных достоинств модели. В то же время, несмотря на все улучшения, Урбан сохраняет врожденные «нивовские» неудобства, ведь автомобиль был создан еще в 70-х годах.

Отзыв владельца автомобиля Лада 4×4 Нива Урбан 2016 2015

Герман
Модель: Лада 4×4 Нива Урбан 2016
Год выпуска: 2015
Расход топлива: 12
Достоинства: внешний вид, честный полный привод, отличная проходимость, всеядная подвеска, богатая для Нивы комплектация, наличие кондиционера, удобный руль.
Недостатки: слабый мотор, большой расход, нестабильное поведение на больших скоростях, места сзади мало, багажник небольшой.
Отзыв:

Вообще целился я на обычную Ниву в максимальной комплектации, или как сейчас правильно называть Ладу 4х4. Хотя по моему опыту мало кто так машину называет. Даже менеджеры путаются. Не говорю уже о простых обывателях, особенно родом из Советского Союза.
Желание мое простое. Побольше благ цивилизации, при этом чтобы машина была вездеходом. А уж после старушки девятки в плане комфорта многого не надо. Про версию Urban знал. Но где-то вычитал что эту машину лишили понжайки и блокировки в угоду комфорту. То есть сварганили по новой мировой традиции чисто городской паркетник. Основным достоинством которого является клиренс. На деле вышло все не так. Урбан оказался отлично упакованным автомобилем, со всеми внедорожными атрибутами классической Нивы. Поэтому я ни секунды не колебался. Разница в цене с обычной Нивой в похожей комплектации если мне не изменяет память тысяч двадцать с копейками.
Сам я рыбак, грибник, охотник, путешественник. И близких своих к этому приучаю. Пока была девятка довольствовались ей. Она кстати довольно проходимая и геометрически и по тяге. Но с Нивой ей не сравниться. Только не надо путать рыбака- охотника-путешественника с оффроудером. Мне, например, металлические бамперы нафиг не нужны. Знаете, для чего их используют крутые джиперы? Пассажиры встают на них чтобы компенсировать неравномерные нагрузки на колеса при прохождении сложных участков. Можно еще отодвигать ими какие ни будь препятствия. Но это уже экстрим. Нам такого не требуется.
А вот чтобы машина и в городе стильно смотрелась, комфортна была и выехать на природу можно было Урбан оптимален. Хантер излишне утилитарен. Патриот и Шнива дорого. Иномарки и дорого и паркетно. Китайцев иномарками не считаю и не приемлю. Хотя говорят сейчас неплохие машины стали делать. Товарищ у меня Ховером владеет, хвалит.
Так вот, заменили бампера на пластиковые в цвет кузова, другую решетку радиатора поставили, ручки дверные черные сделали, поставили на литье, и машина иначе смотрится. Эффектнее и дороже. Это даже не мое предвзятое мнение. Люди совершенно левые подходят интересуются. Главный вопрос: «это что, новая Нива?». Я прошу прощения за не политкорректность. Но язык не поворачивается называть эту машину «Лада 4х4» — коряво и не справедливо, по-моему.
В салоне нововведений минимум. Кресла с оригинальной обивкой и прострочкой. Подстаканники в накладке на центральный тоннель. Там же кнопки управления форточками и регулировка зеркал. Руль очень удобный. Ну и появилась заветная клавиша включения кондиционера. Именно клавиша. Все элементы управления включая попогреи клавишного исполнения. Все как в старые добрые времена. Есть еще крепления для детских кресел. Плафон освещения салона симпатичный. В остальном это старая добрая Нива. Даже управление климатом не поменяли. Все те же три рудиментарные полози родом из 80-х а то и старше. Да смотрится все это не важно. Я понимаю если бы это обыграли как ретро стиль, а так создается ощущение что тупо денег не хватило. Не думаю, что несколько пластмассовых деталей сильно повлияли на цену. Кстати на поверку оказалось, что красиво простроченные сиденья по удобству не лучше тех что были у меня в девятке. Есть большие приливы поддержки на подушке и на спинке, но сути они не меняют. Могли бы кармашки в спинках предусмотреть, ну копеечная же деталь. А вот руль мне нравится, приятно за него держаться. Он небольшой по диаметру и выполнен хорошо. Кстати разрекламированную улучшенную шумоизоляцию никто из друзей-товарищей не оценил. Отчетливо слышно и мотор, и трансмиссию и вой шин. Еще мне очень не нравится ручка открывания багажника. Очень тугая и расположена в крайне неудобном месте. Сидя за рулем ее фиг откроешь. Двери, все три без исключения, закрываются с усилием, с серьезным усилием. Люди, не посвященные, с первого раза никогда сразу не закрывают. Сзади места очень мало. Втроем ехать вообще засада. Высоким в коленях тоже проблемно. Багажник маленький. Правда спасает положение складывание заднего ряда. Складывается он в два приема. Сначала подушка к передним сидениям, затем спинка. Вот тогда места много получается. Есть еще одна особенность. Нивоводы к этому привычны, а меня запаска в моторном отсеке как-то смущает. Хорошо ли резине без нагрузки постоянно в жаре находиться?
Нивовод я как Вы поняли начинающий. Раньше только пассажиром ездить доводилось. Поэтому сравнивать не с чем. А вот заядлые владельцы легендарного отечественного внедорожника, коих на удивление оказалось не мало в моем окружении, в один голос заявляют, что по ходовым качествам, как и по шумке никаких отличий от обычной Нивы крайней генерации нет. То есть по движку, трансмиссии, ходовке конструктора не заморачивались. Возможно это и к лучшему. Что же касается моего собственного мнения то в целом все очень неплохо. Как я и ожидал самым узким местом является поведение на трассе, на скоростях под сотню. После девятки — это сильно заметно. Скоростная езда явно не конек. В городе все прекрасно потому что наши муниципальные дороги можно смело прировнять к умеренному бездорожью, да и разогнаться там особо негде. А как известно вне асфальта Нива – как рыба в воде. Вот там можно и погонять. Энергоемкая длинноходная подвеска прощает все. Полный привод и клиренс просто сказка. Я уже по снежной целине покатался. Конечно и на Ниву распространяется старая мудрость про внедорожник и трактор за которым все равно придется идти. Но я вам скажу в случае с Нивой идти придется далеко. Засадить ее не просто, по крайней мере в снегу. Кстати заметил интересную особенность. Узкие на вид колеса 185/75/16 (стоковая резина Кама, на зиму поставил шипованную Хаку) быстро прокапывают верхний рыхлый слой и цепляются за более плотный. С учетом высокого клиренса это дает отличный результат. Что касается честного полного привода то тут все настолько старо как мир насколько просто и функционально. Рычаги и шестерни не проведешь, никакой электроники все как говориться в твоих руках.
Мотор слабоват, да. И по мощности, и по моменту. Машина достаточно тяжелая для такого двигателя. Это чувствуется и при разгоне, и на крейсерских скоростях при обгонах. Однако удивляет тот факт, что кондиционер почти не садит мощность. Хоть сейчас и не жарко, но ведь надо было испытать все на новой машине. Может быть это как-то связано с низкой внешней температурой, летом посмотрим. Кушает мотор не мало. По моим подсчетам в смешанном цикле (процентов 80 город) более 12 литров.
Итак, что мы имеем? А имеем мы машину с потребительскими свойствами ровно такими сколько она стоит (конечно с поправкой на текущий момент). Такими свойствами на которые я и рассчитывал. Не без изъянов, но я доволен. Недавно узнал, что оказывается, есть клубы любителей Нивы, именно такой, не Шевроле. И не только в России, даже в Японии имеются, во как. Зарегистрировался. Там есть масса полезной инфы, имейте ввиду потенциальные владельцы.

Оценка отзыва — 3.63

Просмотрено 29446 раз
Проголосовало 32 человек