Москвич 2140 1976

«Москви́ч-2140» — советский заднеприводный автомобиль III группы малого класса с кузовом типа седан, выпускавшийся в Москве на заводе АЗЛК с 1976 по 1988 год. Представлял собой глубоко модернизированный вариант модели «Москвич-412».

В общем сохранив конструкцию М-412, автомобиль получил более современный и лучше отделанный салон (особенно в версии SL), улучшенное внешнее оформление, смотревшееся во второй половине семидесятых годов относительно уместно, более совершенную и эффективную систему тормозов с дисковыми механизмами спереди. Однако за вычетом косметических изменений автомобиль сохранял кузов своего предшественника, и вместе с ним — многие его недостатки.

Автомобиль не занимал первых мест в рейтинге предпочтений покупателей на внутреннем рынке, а на внешнем был представлен в весьма ограниченных количествах. Именно с периодом выпуска М-2140 связано начало «тёмных времён» в истории московского автозавода.

Тем не менее, модель всё ещё продавалась и была довольно известна за пределами СССР, в том числе в Европе, особенно в традиционно приобретавших много советских автомобилей странах, таких как Финляндия и Греция, или в Скандинавии. «Отвёрточная» сборка М-2140 из советских машинокомплектов осуществлялась в городе Ловеч (НРБ) в 1976—1986 гг. в объёме до 20 тыс. в год.

Широко использовался государственными службами, как в СССР, так и за его пределами.

Veřejná bezpečnost (руск. «Верейна Безпечност») — Служба общественной безопасности ЧССР

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

К середине семидесятых годов АЗЛК оказался в трудном положении.

Базовая модель — Москвич-412 — быстро устаревала. Попытки разработки принципиально нового автомобиля, промежуточного по классу между «Москвичом» и «Волгой», из-за недостатка финансирования и целого ряда проблем организационного характера успехом не увенчались (см. статьи Москвичи серии 3-5и Москвичи серии С). Экспорт «Москвичей» быстро сокращался. «Москвичи» отличались ещё вполне современным двигателем и, отчасти, шасси, но имели устаревший кузов и архаичное оборудование салона.

Хотя бы отчасти исправить эти недостатки и «подтянуть» продукцию АЗЛК к уровню ВАЗ-ов, а также несколько оживить экспорт должна была планировавшаяся масштабная модернизация базовой модели.

Работы были начаты в 1975 году. С самого начала велась модернизация кузова для обоих семейств — «Москвич-1500» и «Москвич-1360», являвшихся логическим продолжением хорошо известных и давно производившихся моделей М−412 и М−408. Агрегаты и узлы базовых машин, за исключением двигателя и сцепления, предусматривались одинаковыми.

Первые серийные М-2140 начали сходить с конвейера в 1976 году. Примечательно, что переход от модели «Москвич-412» к «Москвич-2140» был постепенным — некоторые машины самого раннего выпуска сохраняли часть кузовных панелей и деталей интерьера от старой модели.

Позднее, уже после начала выпуска началась разработка модификации «Люкс» (SL), в первую очередь нацеленной на экспортные рынки.

Участвовавший в её разработке дизайнер Игорь Зайцев в интервью журналу «АвтоРевю» вспоминает:

Исходная версия интерьера 2140SL, разработанная американскими специалистами. На АЗЛК её посчитали изобилующей элементарными эргономическими просчётами и в серию пустили только после глубокой доработки.

— Пожалуй, именно на Люксе удалось практически всё, что можно было бы сделать. Этот проект сначала в Америке заказали. Американцы сделали демонстрационный макет интерьера, альбомы шикарные привезли… Правда, воспроизвести такой интерьер в серии не получилось бы — много там было элементарных эргономических просчётов. Заплатили за эту работу 80 тысяч долларов. Наши мужики, когда узнали, в шоке были: «Если бы нам заплатили хотя бы 80 тысяч рублей — мы бы им такое сделали!» И сделали потом. Только обшивки дверей оставили «американские» — и те с доработками. Люкс делали в кооперации с югославами: они поставляли нам комплектующие, а мы расплачивались машинами. Интерьер получился — приятно посмотреть. Жалко только, что мало кто в состоянии оценить, сколько в него вложено сил, знаний, опыта…

МОДИФИКАЦИИ

СЕМЕЙСТВО «1500»

«Moskvich 1500»
(М-214026) образца 1976 года. «Москвич-2140» образца 1985 года.

  • Москвич-2140 — базовый седан семейства «1500». Производился в 1976—1988 гг.;
  • Москвич-2140Д — модификация седана с дефорсированным двигателем УЗАМ-412Д под бензин А-76. Особо дефицитная модификация из-за относительной дешевизны и большей распространённости 76-го бензина (особенно в провинции);
  • Москвич-214006(214007) — экспортная модификация;
  • Москвич-2140-117(он же Москвич-2140SL) — версия «Люкс». Производилась в 1981—1987 гг.;
  • Москвич-214006(7)-117 — версия «Люкс», экспортная модификация;
  • Москвич-2140-121 — модификация такси, с дефорсированным двигателем под бензин А-76, таксометром и обивкой из кожзаменителя. Производилась в 1982—1987 гг.;
  • Москвич-21403 — модификация с ручным управлением для инвалидов. Производилась в 1980—1987 гг.
  • Москвич-21406 — модификация для сельской местности с дефорсированным двигателем, барабанными тормозами всех колёс, усиленной рессорной подвеской и буксировочными проушинами. Производилась в 1979—1987 гг.;
  • Москвич-21401 — модификация для медицинской службы;
  • Москвич-21402 — экспортная модификация с правым рулём. Модификация М-214026 предназначалась для умеренного, а М-214027 для тропического климата;
  • Москвич-2315 — коммерческая модификация с кузовом пикап, собиравшаяся мелкими партиями в 1984—1988 гг. на базе бракованных кузовов седан и универсал;

Универсал «Москвич-2137».

  • Москвич-2137 — базовый универсал семейства «1500». Производился в 1976—1985 гг.;
  • Москвич-2734 — коммерческий фургон. Производился в 1976—1983 гг.
  • Moskvitch 1600 Rallye — раллийная модификация, омологированная в 1976 году по международной группе 2, класс 8 (до 1600 куб.см.). Основные отличия от базовой модели — форсированный двигатель 412-2В (412Г) сдвухвальной восьмиклапанной ГБЦ, объёмом 1.6 литра, мощностью 130 л.с., принципиально новая коробка передач КП-9 либо КП-10. Факт официальной омологации данной модификации является весьма занимательным — дело в том, что по группе 2 омологировались серийные машины с доработками, причем тираж омологируемых автомобилей должен составлять не менее 1000 штук, однако ни двигатель с двумя распределительными валами, ни коробки передач КП-9 и КП-10 серийными агрегатами не являлись и не устанавливались на серийные машины. На данной машине Стасис Брундза в 1976 году принял участие в ралли «1000 озер» в Финляндии. Финишировать Брундзе не удалось в результате аварии.
  • AZLK 1600 SL RALLYE — раллийная модификация, омологированная в 1983 году по международной группе А6(до 1600 куб.см.). Основные отличия от базовой модели — форсированный двигатель объёмом 1.6 литра, мощностью 145 л.с. (использовались сдвоенные карбюраторы Weber 45DCOE), КПП КП-9, 2 амортизатора на каждое колесо, передние дисковые тормоза с четырехпоршневыми суппортами, передние и задние стабилизаторы поперечной устойчивости, на заднем мосту автомобиля был установлен параллелограмм Уатта. На SL RALLYE советские раллисты неоднократно принимали участие в зарубежных соревнованиях, в частности, югославском ралли «Сатурнус», стабильно занимая места в первой десятке финишировавших. В 1985 году на ралли «1000 озер» в Финляндии, Валерий Филимонов, пилотируя данный автомобиль, занял 26-е место в абсолютном зачёте, и третье место в классе автомобилей с объёмом двигателя до 1.6 литра.

Вообще, вид обозначения Москвича 2140 следующий —

  • 214000-000-412Э_-ББ где 2140000 это модель (см. выше), 000/001 — комплектация (различалась отделкой (ткань/велюр), наличием фароочистки, такси, люкс, потом код двигателя, ББ — код карбюратора.

СЕМЕЙСТВО «1360»

  • Москвич-2138 — базовый седан семейства «1360». Производился в 1976—1981 гг.;
  • Москвич-21381 — модификация для медицинской службы. Производилась в 1976—1981 гг.;
  • Москвич-2136 — универсал семейства «1360». с мая 1976—1981 гг.;
  • Москвич-2733 — коммерческий фургон. Производился в 1976—1981 гг.

>ВАРИАНТЫ РЕШЁТОК РАДИАТОРА

  • М-2140 с 1976 по 1982 год.

  • М-2140 с 1982 по 1988 год.

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

По сравнению с М-412, модель 2140 получила модернизированный кузов с более современным оформлением передней и задней частей и новой, соответствующий требованиям безопасности середины семидесятых годов, светотехникой.

Москвич−2140 преодолевает водную преграду, внезапно возникшую после ливня с градом в Москве летом 1996 года у здания № 32/2 по Ленинградскому проспекту, где находилисьресторан «Яр», гостиница Советская и театр «Ромэн».

Кроме того, «Москвич-2140» был оснащён отвечавшими международным стандартам передними дисковыми тормозами, скобы которых имели по две пары рабочих цилиндров, двухконтурной системой магистралей с аварийной контрольной лампой утечки тормозной жидкости, и вакуумным усилителем.

Появился новый салон с травмобезопасными панелью и рулём и современной системой органов управления, а также сиденьями с подголовниками. Предусматривалась отделка интерьера перфорированным кожзаменителем или ворсистой тканью, разнообразных цветов и их комбинаций (чисто чёрный, тёмно-серый с чёрным, бордовый с малиновым, тёмно-зелёный с малахитовым, и так далее).

Система световой сигнализации пополнилась аварийной сигнализацией (примечательно, что система аварийной сигнализации появилась на «Москвиче» раньше, чем на «Жигулях»),контрольной лампой включения наружного освещения,некоторые автомобили имели обогрев заднего стекла,; стоп-сигналы и указатели поворотов днем горели более ярко, ночью же для предотвращения ослепления водителей сзади идущих машин — слабее, переход на «ночной» режим происходил автоматически при включении наружного освещения.

В 1976 году аналогичную модернизацию прошли универсалы и фургоны, получившие переднее оперение, оборудование салона и тормозную систему по типу «Москвича-2140».

ОЦЕНКА МОДЕЛИ

Испытывая в семидесятых серьёзное политическое давление в плане увеличения выпуска остродефицитной продукции со стороны отраслевого и партийного руководства, АЗЛК при этом не получал достаточного финансирования под модернизацию производства, хотя уровень НИОКР на заводе был достаточно высок, позволив, в частности, создать собственную перспективную модель третьей группы малого — первой группы среднего классов, ранее не производившуюся отечественными автозаводами (к этому классу в те годы относился, например, BMW 5-той серии в кузове E12, конструкция которого тщательно изучалась на АЗЛК в начале семидесятых годов). Работы над подобными автомобилями велись на заводе со второй половины шестидесятых годов, но отчасти из-за пассивной позиции отраслевого министерства (которому в начале 70-х хватало головной боли с Волжским автозаводом), отчасти — из-за довольно странных воззрений на концепцию нового автомобиля руководства самого завода (главный конструктор Андронов продолжал настаивать на повторении в новой модели оригинального, но уже потерявшего к тому времени актуальность дизайнерского решения «Москвича-408» в увеличенном виде) каких либо осязаемых последствий они не имели.

Как вспоминал бывший в те годы одним из ведущих дизайнеров завода Игорь Зайцев,

Планировалось, что в 1973—1975 годах они заменят на конвейере существующую модель, поэтому их называли образцами серии 3-5. Машины получались грубыми, устаревшими. Кроме того, было очевидно, что освоить на модернизированном производстве совершенно новую модель нереально — не хватит ни времени, ни средств. Поэтому решили обойтись модернизацией «четыреста двенадцатого». Так появился Москвич-2140.

Окончательно же похоронил проект полностью нового «большого Москвича» период анархии, наступивший после ухода Андронова на пенсию, сопровождавшийся постоянной сменой руководства АЗЛК, причём временно оказывавшиеся «у руля» предприятия фигуры не отличались ни передовым мышлением, ни глубоким пониманием последних тенденций легковой автомобильной индустрии. Из-за этого, в сочетании с заведомо негативным отношением к автомобилям серии «3-5», сложившемся в отраслевом министерстве, наладить их серийный выпуск не удалось ни в установленные сроки, ни позднее.

В итоге вместо освоения действительно прогрессивной новой модели (прототипы серии 3-5 и в особенности — серии С) было принято вынужденное решение ограничиться рестайлингом существующего «Москвича-412», каковой проект и был осуществлён в виде М-2140, который, таким образом, изначально оказался малоконкурентоспособен на внешних рынках. К тому же, гонка за увеличением объёмов производства на АЗЛК привела к существенному падению качества комплектующих, окраски и сборки, что стало заметным для потребителей даже на внутреннем рынке, и связывалось ими как раз с освоением новой модели.

Как результат, хорошо известный на мировом рынке с конца 1950-х годов брендMoskvich буквально в течение нескольких месяцев 1976—1977 гг. утратил свои конкурентные позиции, и далее оставался на плаву преимущественно благодаря низкому уровню цен, в основном же экспорт «Москвичей-2140» приходился на страны СЭВ и «третьего мира».

Постепенное насыщение внутреннего авторынка СССР в восьмидесятых годах благодаря массовому производству «Жигулей», появление у покупателя определённого выбора, а также чрезвычайно высокий уровень розничных цен на легковые автомобили при сохранении относительно невысокого качества сборки семейства М-2140 (гарантийная СТО «Москвича» в эти годы «прославилась» постоянными очередями из десятков требовавших исправления дефектов заводской сборки машин, порой выплёскивавшихся на соседний Волгоградский проспект) привёл к катастрофическому падению спроса на «Москвичи» и внутри страны. Так, в 1984 году 90 % продукции завода осталось на площадках готовой продукции, то есть «рыночные фонды» предприятия практически не были выкуплены потребителями, предпочитавшими за свои немалые деньги, отдаваемые за автомобиль, приобрести сравнительно более современные и намного более престижные «Жигули», пусть даже ценой длительного ожидания.

В результате, несмотря на сравнительно массовое производство «Москвича-2140», в «рейтинге» предпочтений советских автолюбителей он стоял лишь на предпоследнем месте, всего на ступеньку выше «Запорожца» — при том, что по общей длине, рабочему объёму и мощности двигателя он превосходил «Жигули» большинства моделей.

Непрестижность, сравнительно невысокий уровень потребительских качеств, а впоследствии — и развал завода-изготовителя, крайне отрицательно отразившийся на снабжении запасными частями (несмотря на заложенный в нормативы выпуск основных запасных частей в течение 10 лет после снятия модели с производства, уже к концу 90-х годов владельцы старых «Москвичей» испытывали с ними серьёзные проблемы, что усугублялось слабой унификацией с близкими по конструкции, но развивавшимися с начала 70-х годов совершенно независимо моделями Ижевского завода), стали причиной быстрого выхода М-2140 из эксплуатации — парк «Москвичей» начал стремительно сокращаться уже в середине девяностых годов.

UAZ Patriot PRADORUS ›
Logbook ›
Ошибка 2138 -«не совпадение датчиков 1 и 2 педали»

Примерно месяц назад выдало ошибку 2138-не совпадение показаний датчиков 1 и 2 педали газа.

Ошибка p2138

Очень не комфортная и не ожиданеая ошибка. Вы просто резко перестаете ускарятся. Обороты не более 2000. Исправляется перезапуском двинателя и доехать до ремонта можно. Но чек продолжает гореть.

Чек энжин

Тогда я забил на это и начал потихоньку штудировать инет по поводу этой сетуации. Пишут всякое. Что и концевики педали тормоза влияют, что нужно отрегулировать именно их. Проверял все про что писали форумчане. И концивеки прижимаются педалями нормально и разъемы дергал тоже вроде норм. И контакты в разъемах не провалились. И да, проверял так же обстаятельства — если нажать слегка томоз при движении и пытаться жать газ, то движка секунд чернз 5 скинет мощьность. Но не загорится чек, а стоит отпустить педаль тормоза и тягло восстанавливается, тут же без перезапуска двигателя. Тоесть не мой случай. Ошибка эта выскакивала ну за месяц мож 2-3 раза. А последние 3 дня каждый день по разу утром. И вот видатьь савсем плохо стало. Седня при возврате с работы перезапускал двиг по причине этой ошибки разов 5.
Казалось бы купи педаль и не парься. Но не все так просто. Можно купить педаль и остатся при том же. Педаль у нас в городе стоит 2700р. Есть в наличии. Но в ней ли дело?!
Дело в том что патриот вычисляет не конкретно показание резисторов только педали газа, а разницу между резисторами, — резисторов педали газа и резисторов дроссельной заслонки. Лучше конечно отдать на диагностику и вычислить что из них виновато конкретно. Можно купить оба узла и заменить сразу оба, что явно дорого. Я пошел по другому временному пути. Надеюсь временное станет снова постоянным поможет.
Разобрав педальный узел я понял что посути в педали ниче такого нет и ломаться нечему. Там нет чипов и микросхем. Тока механика и резистивный слой на плате. Более того-резистивный слой вроде цел и даже не протерся визуально. (Углублений и бороздок нет) Кстати нам кажется что мы жмем педаль сантимов на десять. А по факту ход педали ну от силы 2-3 см. При нажатии на педаль мы заставляем ерзать 2 скобы с шкрябалками по 4 резистивным слоям. Каждый из четырех слоев образуют в паре резистивный датчик. Который снимают показания по которым эбу машины понимает наскока нажата педаль. Эбу дает команду дроссельной заслонке открыться на нужный угол дросселю согласно программы топливо подачи. 2 из четырех образуют дублирующую друг-друга пару для самопроверки. Но как понять на какой угол открыта заслонка? Для этого на дроссельной заслонке такая же по конструкции плата с резистивным слоем и щетками. По ним эбу снимает показания и проверяет на сколько всетаки открылась дроссельная заслонка. И правильно ли она выполнила команду. Если дублирующие датчики в педали или в дроссельном узле разнятся по показаниям то эбу душит двигло. Получается где-то в этой цепи у меня сбой.
Разбираю оба узла по очереди. Начиная с заслонки.

Zoom

Кинематика заслонки внутри. Вроде все норм и чисто.

Кстати разборка без отвертки. Крышка узла держится на 6 скобах. Правда подковыривал я их как раз мелкой отверткой.

Zoom

Скобы на фото справа. В центре крышка дросель узла с платой.

Обычной стирательной канцелярской резинкой чистим резистивные слои от нашрябывания. Потом спиртом отмываем платы от резинки.

Zoom

Оттертая плата дроссельного узла

Для успокоения души слегка подгибаем контакты с щетками что бы они слегка давили по сильнее на резистивные слои и были в одной плоскости. Тока не сильно. А то давить будет на слои не усиками а самими пружинными направляющими. Собираем все назад. Кстати, не зацепите тряпкой или руками щетки на кончиках контактов. Очень легко гнутся и потом заравнять их нереально.

С педалью чуть сложнее.
Крепится педаль на 4х болтах под головку на 10. Причем нижний правый прям впритык с ковролином центрального тоннеля.

Zoom

На трудном боту вороток на 10мм

Откручиваем их.

Zoom

Одна из сторон педали

Zoom

Сторона педали с поворотной регулировочной крышкой ZoomВнутреннья часть педали под повротной крышкой

Сложность в том что на педали плата находится в поворотном корпусе. Имеется функция регулировки. Можно увеличить или уменьшить суммарное электрическое сопротивление педали. Но это сопротивление при подаче напряжения преобразуется в уменьшенное напряжение. Как я читал для бензинки 0.48в, для дизеля 0.9в. Для этого не отключая педаль от разъема щупами тестера меряем на 2х центральных из шести (тоесть на 3м и 4отм, черном (у меня сером)и коричневом) (по советам вот этого товарища) проводах напряжение на шкале микровольтов.
Поворачиваем ключ зажигания, что бы запиталась педаль. И меряем свое напряжение. У меня 0.45в.

Еще можно поставить метки по краям регулируемой крышки, но мне это не помогло. По вольтметру настройка точнее чем по маркерам.
Отключаем педаль от разъема и отворачиваем 4 болта крышки педали.

ZoomПоворотный регулировочный корпус педали с разъемом и платой

Плату из крышки можно вынуть.

ZoomПлата из педали газа с следами работы педали.

Она не припаяна, а всего лишь прижата контактами разъема педали к стенке.
Я вынул плату для удобства.
Затер ластиком и протер спиртом.

ZoomПритертая ластиком и протертая спиртом плата педали газа

Так же для успокоения души поджимаем слегка контакты с щетками ерзающим по плате. Вставил плату в крышку педали под контакты разъема. Их тоже чутка подогнул.
Собираем все назад.
До установки пидали на кузов, наживляем корпус платы шурупами. Подключаем педаль и меряем на 3 и 4-том контатах микровольты. Поворотом корпуса платы устанавливаем свои заводские вольты. Можно кстати поставить 0.65. Для бензинки. Я ставил столько при первом разборе педали. Ездил пару дней. Машина сразу стала реагировать на педаль газа прям как-будто веса тапочка хватит что бы начал ехать. Нет микро мертвой зоны начального хода педали. Но по итогу всетаки потом поставил мое заводское значение 0.45в.

Завожу проверяю на ошибки. Ошибок нет. Прогреваю машину и гоняю по району минут 20 в различных режимах. Вроде ошибок нет, двигло тянет в норме.
Но рано радоваться. Завтра по пути на работу если ошибки не будет, — значит все норм. Или пока все норм. Отпишусь…

Если я в чем то ошибся или неправильно понял…отпишитесь
П.с.:

Дополнение от 07.11.2016г
На данный момент педаль так и не поменяна, причем ошибка эта была еще пару раз, и бала даже в один день прям несколько раз. Выше описанное и не понятность по причинам появления ошибки. Пока наталкивает на мысли что на датчики педалей тормоза ложится коробка блока управления сигналкой. И каким-то образом влияет на показания датчиков педалей и это приводит к ошибке. Поднял этот блок по выше и пока ошибка по педалям не возникает.

Проблема решена, отчёт

Москвич-2140

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 30 октября 2013 года.
Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (21 апреля 2017)

УЗАМ

бензиновый

1500 см3

75 (брутто), 70 (нетто по ОТТС) л. с., при 5800 об/мин

116 (с карбюратором ДААЗ-2 140 — 108) Н·м, при 3000-3800 об/мин

рядный, 4-цилиндр.

8 — 11.3

82 мм

70 мм

карбюратор К-126Н либо ДААЗ-2140 (с ЭПХХ)

жидкостное

SOHC с V-образным расположением клапанов и приводом коромыслами

алюминий, гильзы чугунные

алюминий

до капремонта — 150 000 км тыс. км.

Аи 92 — Аи 95

Москви́ч (АЗЛК-2140)
Общие данные
Производитель АЗЛК
Годы производства 1976—1988
Сборка АЗЛК (Москва, СССР)
Балкан (Ловеч, НРБ)
Класс малый III группы
Иные обозначения Москвич 1500,
Moskvich 1500
Дизайн
Тип кузова 4‑дв. седан (4‑мест.)
Платформа «Москвич 408»
Компоновка переднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула 4 × 2
Двигатель
УЗАМ-412 Производитель Тип Объём Максимальная мощность Максимальный крутящий момент Конфигурация Цилиндров Клапанов Макс. скорость Разгон до 100 км/ч Расход топлива при смешанном цикле Диаметр цилиндра Ход поршня Степень сжатия Система питания Охлаждение Клапанной механизм Материал блока цилиндров Материал ГБЦ Ресурс Тактность (число тактов) Порядок работы цилиндров Рекомендованное топливо
Трансмиссия
4-скор. МКПП
Массово-габаритные характеристики
Длина 4250 мм
Ширина 1550 мм
Высота 1480 мм
Клиренс 173 мм
Колёсная база 2400 мм
Колея задняя 1270 мм
Колея передняя 1270 мм
Масса 1035 кг (1080 кг — в комплектации «Люкс»)
На рынке
Связанные «Москвич 412»,
«Москвич 408»,
АЗЛК-2137 «Москвич»,
АЗЛК-2140-117 «Moskvich SL»
Похожие модели «Москвич 412»,
«Москвич 408»,
ВАЗ-2106 «Жигули»,
ВАЗ-2105 «Жигули»,
Volkswagen K70,
Škoda 120
Сегмент B-сегмент
Другая информация
Грузоподъёмность 400 кг (4-5 чел. + 50 кг)
Объём бака 46 л.
← «Москвич 412»
Медиафайлы на Викискладе

АЗЛК-2140 «Москви́ч» — советский заднеприводный автомобиль III группы малого класса с кузовом типа седан, выпускавшийся в Москве на заводе АЗЛК с 1976 по 1988 год. Представлял собой глубоко модернизированный вариант модели «Москвич-412».

АЗЛК-2138 «Москви́ч» — вариант того же автомобиля с двигателем модели М-408, выпускавшийся до 1982 года. Модель продавалась и была довольно известна за пределами СССР, в том числе в Европе, особенно в традиционно приобретавших много советских автомобилей странах, таких как Финляндия и Греция, или в Скандинавии. «Отвёрточная» сборка М-2140 из советских машинокомплектов осуществлялась в городе Ловеч (НРБ) в 1976—1986 гг. в объёме до 20 тыс. в год.

Широко использовался государственными службами, как в СССР, так и за его пределами.

Veřejná bezpečnost (русск. «Верейна Безпечност») — Служба общественной безопасности ЧССР

История создания

К середине семидесятых годов АЗЛК оказался в трудном положении. Базовая модель — «Москвич-412» — быстро устаревала, стремительно теряя спрос на валютных рынках. Полным ходом шла разработка принципиально нового автомобиля, промежуточного по классу между «Москвичом» и «Волгой» (см. статьи Москвичи серии 3-5 и Москвичи серии С), однако перспективы его серийного выпуска выглядели весьма туманно — в ходе реконструкции конца 1960-х годов на заводе было установлено рассчитанное на выпуск автомобилей семейства «408-412» современное импортное производственное оборудование, затраты на которое только начинали окупаться, так что в скором времени о переоснащении АЗЛК под выпуск полностью новой модели не могло быть и речи. Начались кадровые перестановки в руководстве завода, связанные с уходом на пенсию его бессменного главного конструктора А. Ф. Андронова и главного художника, создателя «Москвича-408», Б. С. Иванова. В таких условиях «подтянуть» продукцию АЗЛК к уровню ВАЗ-ов, а также несколько оживить экспорт должна была масштабная модернизация «Москвича» текущей модели.

Работы над модернизацией были начаты в 1975 году. С самого начала велась модернизация кузова для обоих семейств — «Москвич-1500» и «Москвич-1360», являвшихся логическим продолжением хорошо известных и давно производившихся моделей М−412 и М−408. Агрегаты и узлы базовых машин, за исключением силового агрегата, предусматривались одинаковыми. Наряду с собственной заводской командой инженеров и дизайнеров, над проектами модернизации «Москвича-412» работали и иностранные фирмы — заказы были выданы германской фирме Porsche Design и парижской студии CEI американского дизайнера Раймонда Лоуи при посредничестве ВНИИТЭ. Однако альтернативные иностранные проекты были отвергнуты — так, проект «Порше» при значительных вложениях практически не сказывался на внешнем виде автомобиля, выглядя скорее как спортивная версия текущей модели, чем полноценный рестайлинг.

Первые серийные М-2140 начали сходить с конвейера в 1976 году. Примечательно, что переход от модели «Москвич-412» к «Москвич-2140» был постепенным — некоторые машины самого раннего выпуска сохраняли часть кузовных панелей и деталей интерьера от старой модели. В частности, в конце 1975 года с конвейера сходили Москвичи-412 с оперением багажника от 2140; в начале 1976 года обновились капот и салон, но всё ещё сохранялись старые двери, руль и обивка потолка — и только с весны этого же года пошли «полноценные» 2140.

Позднее, уже после начала выпуска началась разработка модификации «СуперЛюкс» (SL), в первую очередь нацеленной на экспортные рынки.

Модернизации / Хронология производства

В соответствии с действовавшей отраслевой нормалью, рестайлинговый седан «Москвич» с двигателем УЗАМ-412 получил индекс «Москвич-2140», модификация с двигателем М-408 обозначалась как «Москвич-2138». Обозначения других версий также привели в соответствие с Нормалью: с двигателем М-408 — «Москвич-2136» (универсал) и «Москвич-2733» (фургон), ранее — модели 426 и 433; с двигателем УЗАМ-412 — «Москвич-2137» (универсал) и «Москвич-2734» (фургон), ранее — модели 427 и 434.

С октября 1978 года выпускалась «сельская» версия-модификация М-21406, оснащавшаяся дефорсированным двигателем УЗАМ-412Д (68 л. с.), работавшим на низкооктановом бензине А-76, а также передними барабанными тормозами (позволявшими применять тормозную жидкость БСК, не столь дефицитную в деревнях, как «Нева»), усиленными рессорами и пружинами, задней буксирной проушиной, шинами с универсальным рисунком протектора, защитой картера двигателя. Позднее автомобиль мог комплектоваться и дисковыми передними тормозными механизмами. Внешне такие машины отличались отсутствием декоративных колпаков на колёсах.

С ноября 1979 года был освоен выпуск модификации М-21403 с двигателем УЗАМ-412Д и ручными органами управления, предназначенной для инвалидов с ограниченной подвижностью ног. Ручные рычаги тормоза и сцепления находились по обе стороны от рулевого колеса. Это принуждало выпускать руль из рук при одновременном их нажатии. «Запорожец» этим недостатком не обладал, так как эти самые рычаги нажимались одной рукой. Интересно, что органы соцобеспечения компенсировали инвалиду-ветерану стоимость только базовой инвалидной модели «Запорожец», а разницу в цене с «Москвичом» (порядка 4 тыс. руб. в середине восьмидесятых) надо было оплачивать за свой счёт.

С ноября 1980 года начался выпуск модификации М-2140-117 («СуперЛюкс») или Москвич-1500 SL. Автомобиль получил новую — так называемую «низкую» — приборную панель и иную отделку салона, производства югославской фирмы «Сатурнус» (Saturnus), а также — новые задние фонари, более широкие пластиковые бамперы (своей массивностью напоминавшие устанавливавшиеся на версии европейских автомобилей для американского рынка и делавшие машину несколько неуклюжей) с матовыми серебристыми накладками и молдинги, также югославского производства.

Отдельные партии автомобилей как базовой модели «2140», так и его «люксовой» модификации впервые в отечественной практике окрашивали «металликом» (в данном высказывании имеется в виду современная двухкомпонентная эмаль-«металлик» — однокомпонентная рефлексная краска-«металлик» на нитроцеллюлозной основе использовалась в СССР ещё в 1930-е годы; голубая, зеленёная, бежевая и серая рефлексные нитроцеллюлозные эмали на рубеже 50-х и 60-х годов входили в перечень используемых для окраски кузовов легковых автомобилей и использовались на отдельных партиях машин; при переходе на синтетические эмали применение рефлексной окраски в СССР на время приостановилось). Именно Москвич-1500SL в 80-х стал основной экспортной продукцией АЗЛК, если не считать сборочных комплектов М-2140 для НРБ, но особого распространения за пределами рынков стран СЭВ не получил.

25 августа 1980 года с конвейера сошёл трёхмиллионный автомобиль марки «Москвич» — это была машина модели «2140». Оригинальный трёхмиллионный автомобиль (2140—117) был разбит на обкатке. 17 сентября 1986 года с конвейера сошёл четырёхмиллионный автомобиль марки «Москвич», этим автомобилем был Москвич-1500 SL.

Двигатель М-408 уже в середине 70-х считался устаревшим и маломощным (50 л. с.), не обеспечивающим достаточных динамических качеств. Поэтому в 1982 году его производство на АЗЛК было свёрнуто и комплектация таким двигателем автомобилей «Москвич» прекращена.

Около 1982 года «Москвич-2140» прошёл небольшую модернизацию: на передних дверях упразднены форточки, была изменена конструкция бамперов, упрощена отделка кузова — исчезли колёсные колпаки, декоративная чёрная полоса между задними фонарями, хромированная окантовка решётки радиатора и шильдики с передних крыльев и под правыми задними фонарями, а надпись на крышке багажника сменилась с английской «Moskvich» на русскую «Москвич». Кроме того, крупная заводская эмблема в виде щита на решётке радиатора была заменена скупой надписью «АЗЛК» (или «AZLK»). В салоне начали устанавливать руль от 2140SL (отличался менее крупной ступицей), впоследствии от мягких подголовников передних сидений отказались в пользу пластиковых решётчатых, которые устанавливали и на Москвич-2141. От Люкса была позаимствован и новый, более удачный отопитель салона.

Производство фургона М-2734 было свёрнуто в 1981 году, универсала М-2137 — в 1985 году, модификации седана — М-21406, М-21403 и М-2140-117 — в 1987 году; базовую версию М-2140, с целью ускорения массового производства новой переднеприводной модели Москвич-2141 — с июля 1988 года.

Варианты решёток радиатора

  • М-2140 с 1976 по 1982 год.

  • М-2140 с 1982 по 1988 год.

Образцы документов

Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности. Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

Цветовая палитра

Автомобили Москвич-2140 (и модификации) красили в следующие цвета:

  • Арктика — 1976—1979,
  • Пицунда — 1976—1981,
  • Реклама — 1976,
  • Рубин — 1983—1988,
  • Кара-кум — 1976,
  • Золотое руно — 1976—1978,
  • Коррида — 1976—1977,
  • Матадор — 1977—1979,
  • Магма — 1978—1981,
  • Крон — 1978,
  • Цитрон — 1979—1981,
  • Флора — 1981—1984,
  • Сенеж — 1981−1984,
  • Кипарис — 1976—1986,
  • Лиана — 1985−1988,
  • Пихта — 1987−1988,
  • Камыш — 1985—1988,
  • Кентавр — 1981—1985,
  • Таврия — 1985—1988,
  • Светло-зелёный(Карелия) — 1985−1987,
  • Манго — 1985—1986,
  • Мимоза — 1981—1984,
  • Терракот — 1985—1988,
  • Вишнёвый — 1988,
  • Ладога — 1976—1979,
  • Онега — 1979—1984,
  • Лотос — 1981—1986,
  • Босфор — 1985,
  • Гоби — 1985—1988

Металлики:

  • Форель — 1977,
  • Садко — 1977—1978,
  • Аллигатор — 1977—1978,
  • Снежная королева — 1979—1988,
  • Страдивари — 1979—1985,
  • Дельфин (не серийно) — 1988

Оценка модели

Как вспоминал бывший в те годы одним из ведущих дизайнеров завода Игорь Зайцев:

Планировалось, что в 1973—1975 годах они заменят на конвейере существующую модель, поэтому их называли образцами серии 3-5. Машины получались грубыми, устаревшими. Кроме того, было очевидно, что освоить на модернизированном производстве совершенно новую модель нереально — не хватит ни времени, ни средств. Поэтому решили обойтись модернизацией «четыреста двенадцатого». Так появился Москвич-2140.

> Примечания

  1. В. Еремкин. Интервью с Игорем Зайцевым — главным дизайнером АЗЛК. Авторевю (№5, 2002). Архивировано 7 декабря 2002 года.

Литература

  • Коллектив авторов НИИАТ. под ред. Лапшина, В. И. g // Краткий Автомобильный Справочник НИИАТ. — 10-е изд. — М.: Транспорт, 1983. — С. 31—32. — 220 с.
  • Коллектив авторов. Автомобили «Москвич» моделей 2140, 2138: Ремонт. — 3-е изд. — М.: Транспорт, 1993. — 295 с. — ISBN 5-277-01744-5.
  • Омологационные карты FIA № 1677 и № A-5094

Ссылки

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Проверить достоверность указанной в статье информации.
  • Викифицировать статью.
  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Легковые автомобили «Москвич»

Довоенные

I поколение

II поколение

III поколение

IV поколение

  • Москвич-2141
    • «Святогор»
    • «Юрий Долгорукий»
  • 2335
  • 2142
    • 2142R5 «Князь Владимир»
  • «Иван Калита» («Дуэт»)

Опытные и
экспериментальные

  • Серия 3-5
    • 3-5-2
    • 3-5-3
    • 3-5-4
    • 3-5-5
    • 3-5-6
  • Серия С
    • С1
    • С2
    • С3
  • 2143 «Яуза»
  • 2144 «Истра»
  • 444
  • 415
    • 416
  • 2150
  • 2139 «Арбат»
  • А9
  • 3733

Спортивные и
гоночные

Предыдущие модели:
Москвич-400
Москвич-402
Москвич-407
Москвич-403
Москвич-408
Москвич-412

Москвич-2140
Технические характеристики:
кузов несущий, седан
количество дверей 4
количество мест 4 – 5
длина 4250 мм
ширина 1550 мм
высота 1480 мм
колесная база 2400 мм
колея передняя 1270 мм
колея задняя 1270 мм
дорожный просвет 173 мм
объем багажника л
расположение двигателя спереди продольно
тип двигателя 4-цилиндровый, бензиновый, карбюраторный, четырехтактный
объем двигателя 1480 см3
Мощность 75/5800 л.с. при об/мин
Крутящий момент 11,4/3800 Н*м при об/мин
Клапанов на цилиндр 2
КП четырехступенчатая механическая
Подвеска передняя независимая, пружинная, с поперечными рычагами, бесшкворневая, собрана на штампованной поперечине
Подвеска задняя на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах.
Амортизаторы гидравлические, телескопические
Тормоза передние дисковые
Тормоза задние барабанные
Расход топлива 8,8 л/100 км
максимальная скорость 142 км/час
годы производства 1975 — 1988
тип привода задний
снаряженная масса 1080 кг
разгон 0-100 км/ч сек

Москвич-2140
В 1975 году начались работы над машинами двух семейств — Москвич-1500 и Москвич-1360, предназначенных заменить окончательно устаревшие Москвич-412 и Москвич-408.
В соответствии с действовавшей отраслевой нормалью автомобиль с полуторалитровым двигателем М- 412 получил обозначение Москвич-2140, а автомобиль с двигателем М-408 объемом 1360 см³ — Москвич-2138. Машины должны были отличаться друг от друга только силовыми агрегатами. Нужно было создать современный автомобиль, минимально изменив прежнюю конструкцию. Эта сложная задача была решена, насколько это было возможно в тех условиях. Из кузовных панелей изменениям подверглись только капот и крышка багажника. Основа кузова осталась прежней. Тем не менее, образ автомобиля стал другим, более современным. Кардинальным изменен интерьер. Разработаны новая травмобезопасная панель приборов с новым рулем, с новой комбинацией приборов с круглыми циферблатами, новые сидения, обивка и другие детали. Система освещения пополнилась аварийной сигнализацией; стоп-сигналы и указатели поворотов днем горели ярко, ночью же для предотвращения ослепления водителей идущих сзади машин — слабее, переход на «ночной» режим происходил автоматически при включении наружного освещения.
Двигатель УЗАМ-412 стал оснащаться сначала карбюратором ДААЗ-2101-412, а позднее ДААЗ-2140.
Тормозная система получила передние дисковые тормоза, скобы которых имели по две пары рабочих цилиндров и вакуумный усилитель, который изготавливался по лицензии фирмы Girling.
Многие машины Москвич-2140 оснащались радиальными шинами с металлокордом.
Автомобили семейства 1360 и 1500 были предназначены для перевозки 4-х человек и груза в багажнике до 50 кг. При движении автомобиля по дорогам хорошего качества и при отсутствии груза можно было перевозить до пяти человек. При этом давление воздуха в шинах задних колес должно было быть повышено до 1,9 кгс/см². На крыше кузова можно было устанавливать дополнительный багажник для груза. Масса этого груза вместе с багажником не должна была превышать 60 кг, а полная масса автомобиля при этом не должна была превышать массу, указанную в технической характеристике.
Переход на новую модель стали осуществлять в конце 1975 года, а первые серийные машины начали сходить с конвейера в начале 1976 года. 25 августа 1980 года с конвейера сошел 3-х миллионный Москвич. Им был Москвич-2140.
В 1982 году Москвич-2140 прошёл небольшую модернизацию: на передних дверях были убраны форточки, изменена конструкция бамперов, упрощена отделка кузова — сняты декоративные молдинги и эмблемы с боковин кузова.
Выпуск автомобиля Москвич-2138 был прекращен в конце 1981 года, а последний автомобиль Москвич-2140 сошел с заводского конвейера 8 июля 1988 года. Всего собрано 818096 машин.
В серии 1500 было много различных модификаций автомобилей. Москвич-2140-121 — модификация такси, с дефорсированным двигателем под бензин А-76, таксометром и обивкой из кожзаменителя. Модификация такси выпускалась с 1982 года по 1987 год. Модификация с ручным управлением для инвалидов называлась Москвич-21403 и производилась с 1980 года по 1987год. Эта модификация была оснащена дефорсированным двигателем УЗАМ-412Д. Ручные рычаги тормоза и сцепления находились по обе стороны от рулевого колеса. Для нужд медицинской службы выпускался Москвич-21401. Москвич-21402 — модификация с правым рулём. Для работы в условиях тропического климата выпускался Москвич-214027. Москвич-2315 — модификация с кузовом пикап. Эти машины делали в 1984—1988 гг. Штампов на кузов типа пикап не существовало. Он делался вручную из бракованных кузовов фургон, универсал и даже седан, который менее всего подходил для такой переделки.
В серии 1360 модификаций было немного: седан, универсал, фургон и автомобиль медицинской службы Москвич-21381, который выпускался с 1976 года по 1981 год.

Статья в журнале, презентационная о Москвич-2140, «За рулем» №1, 1976

Статья в журнале об отличиях Москвич-2140 от Москвич-412, «За рулем» №2, 1977

Статья в журнале Испытывает «За рулем» №6, 1977

Электрическая схема «За рулем» №9, 1977

Статья в журнале Испытывает «За рулем» №6, 1978

Москвич-21406 — автомобиль для села, «За рулем» №2, 1979

Статья в журнале Испытывает «За рулем». Москвич-2140: 160 000 км, «За рулем» №4, 1981

Из коллекции «За рулем» (№12, 1980)
Выпускались модификации:
Москвич-2140 Люкс
Москвич-2137
Москвич-21406 «Колхозник»
Москвич-2134
Последующие модели:
Москвич-2141

Москвич-2140SL

УЗАМ

бензиновый

1 478 / 1 600 см3

75/84 (брутто), 70/87 (нетто по ОТТС) л. с., при 5800 об/мин

116 (с карбюратором ДААЗ-2 140 — 108) Н·м, при 3000-3800 об/мин

рядный, 4-цилиндр.

142 (УЗАМ-412-0102)

13,8 (УЗАМ-412-0102)

8-11,3

82 мм

70 / 72,5 мм

8.8 / 15,5

карбюратор К-126Н, ДААЗ-2140 (с ЭПХХ), Webber-412

жидкостное

SOHC с V-образным расположением клапанов и приводом коромыслами

алюминий, гильзы чугунные

алюминий

до капремонта — 150 000 км тыс. км.

Moskvich SL (АЗЛК-2140-117)
Общие данные
Производитель АЗЛК
Годы производства 1980—1987
Сборка АЗЛК (Москва, СССР)
Класс малый III группы
Иные обозначения Moskvich 1500 SL,
Moskvich 1.5 SL,
Москвич Супер-Люкс
Дизайн
Тип кузова 4‑дв. седан (5‑мест.)
Платформа «Москвич 408»
Компоновка переднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула 4 × 2
Двигатель
УЗАМ-412, УЗАМ-412-0102 Производитель Тип Объём Максимальная мощность Максимальный крутящий момент Конфигурация Цилиндров Клапанов Макс. скорость Разгон до 100 км/ч Расход топлива при смешанном цикле Диаметр цилиндра Ход поршня Степень сжатия Система питания Охлаждение Клапанной механизм Материал блока цилиндров Материал ГБЦ Ресурс Тактность (число тактов) Порядок работы цилиндров
Трансмиссия
4-ступ. МКПП
Массово-габаритные характеристики
Длина 4250 мм
Ширина 1550 мм
Высота 1480 мм
Клиренс 173 мм
Колёсная база 2400 мм
Колея задняя 1270 мм
Колея передняя 1270 мм
Масса 1080 кг
На рынке
Связанные АЗЛК-2140 «Москвич»,
«Москвич 412»,
«Москвич 408»
Похожие модели «Москвич 412»,
«Москвич 408»,
ВАЗ-2107 «Жигули»
Другая информация
Грузоподъёмность 400 кг (4-5 чел. + 50 кг)
Объём бака 46 л
Дизайнер Игорь Зайцев
← АЗЛК-2140,
«Москвич 412»
Медиафайлы на Викискладе

АЗЛК-2140-117 (АЗЛК-2140 СЛ) «Moskvich SL» — советский заднеприводный автомобиль III группы малого класса с кузовом типа седан, выпускавшийся в Москве на заводе АЗЛК c 1980 по 1987 год. Представлял собой модернизированный и усовершенствованный вариант модели Москвич-2140 предназначенный, в основном для экспорта. Индекс SL (СЛ) расшифровывался как Super Luxe (Супер Люкс).

История

Разработанный в начале 1970-х годов и запущенный в производство с 1976 года автомобиль Москвич-2140 представлял собой глубоко модернизированный Москвич-412. Однако в отличие от моделей 408 и 412, пользовавшихся хорошей популярностью за рубежом и потому дающих стране неплохой экспортный потенциал, модель 2140 утратила свои экспортные возможности.

Новая, перспективная модель 2141 ещё только создавалась. Чтобы как-то выйти из сложившейся ситуации на заводе было принято решение о модернизации текущей модели 2140, а главным образом создать более современные детали как интерьера, так и экстерьера автомобиля. Первые прототипы обновленного 2140 были готовы в 1977-78 годах. Серийное производство модели получившей наименование 2140—117 «Суперлюкс» или же 2140SL, а также 1500SL (экспортное обозначение) началось в ноябре 1980 год.

Отдельные партии автомобилей данной модификации впервые в отечественной практике окрашивали «металликом». Именно Москвич-1500SL в 80-х стал основной экспортной продукцией АЗЛК, если не считать сборочных комплектов М-2140 для НРБ, но особого распространения за пределами рынков стран СЭВ не получил. Большая часть этой модификации «Москвича» уходила на экспорт, но некоторое количество поступало и на внутренний рынок. 17 сентября 1986 года с конвейера АЗЛК сошел 2140SL, ставший 4-миллионным автомобилем завода.

Всего же до 1987 года было построено 170 700 единиц 2140SL. Ряд комплектующих для этой модели поставляла югославская фирма «Saturnus».

Дизайн

Вид сзади

Автомобиль получил новую отделку салона — низкая приборная панель, на передних сиденьях с бесступенчатой регулировкой появились «решётчатые» пластмассовые подголовники, изменилась сама панель приборов, а также немного изменённую отделку кузова — новые задние большие фонари со стёклами из инновационного поликарбоната, более широкие пластиковые бампера (впервые использованные в СССР) с хромированными накладками и молдинги. Однако все эти детали не изготавливались в СССР, а поставлялись югославской фирмой «Сатурнус». В окнах передних дверей упразднены форточки. Также впервые в советском автомобилестроении в салоне стали устанавливаться электронные часы.

Участвовавший в разработке Москвича дизайнер Игорь Зайцев впоследствии в интервью журналу «АвтоРевю» рассказывал:

Исходная версия интерьера 2140SL, разработанная американскими специалистами. На АЗЛК её посчитали изобилующей элементарными эргономическими просчётами и в серию пустили только после глубокой доработки.

«Пожалуй, именно на Люксе удалось практически всё, что можно было бы сделать. Этот проект сначала в Америке заказали. Американцы сделали демонстрационный макет интерьера, альбомы шикарные привезли… Правда, воспроизвести такой интерьер в серии не получилось бы — много там было элементарных эргономических просчётов. Заплатили за эту работу 80 тысяч долларов. Наши мужики, когда узнали, в шоке были: „Если бы нам заплатили хотя бы 80 тысяч рублей — мы бы им такое сделали!“ И сделали потом. Только обшивки дверей оставили „американские“ — и те с доработками. Люкс делали в кооперации с югославами: они поставляли нам комплектующие, а мы расплачивались машинами. Интерьер получился — приятно посмотреть. Жалко только, что мало кто в состоянии оценить, сколько в него вложено сил, знаний, опыта…»

Технические характеристики

Представляет собой четырёхдверный седан переднемоторной компоновки. Автомобиль получил двигатель УЗАМ-412 мощностью 75 л. с. Очень редко, под особый заказ АЗЛК мог поставить на Москвич 2140SL двигатель УЗАМ-412ДЭ (68 л. с.) Коробка передач — механическая, четырёхступенчатая. Привод — задний. По официальным данным, максимальная скорость равна 142 км/ч, однако многие владельцы этого автомобиля заявляли, что разгонялись и до больших скоростей. Разгон до 100 км/ч в среднем осуществляется за 19 с.

Отличия SL от базовой модели 2140

  • кузов: окраска металликом; бамперы, наружные зеркала, система отопления.
  • салон: интерьер, приборная панель, сиденья, подогрев заднего стекла, радиоприёмник А-275.
  • двигатель: распределитель зажигания Bosch Р147, карбюратор Озон, корпус воздушного фильтра.
  • трансмиссия: «скоростной» редуктор заднего моста с передаточным отношением 3,89.
  • колёса: диски и колпаки, радиальные шины вместо диагональных.

Москвич-2140SL на ралли

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 20 апреля 2019 года.

В 1983 году была произведена международная омологация раллийной версии Москвича 2140SL, которая получила название AZLK 1600 SL RALLYE. Машина была зарегистрирована по международной группе А6 (до 1600 куб.см.). В отличие предшествующей спортивной модификации модели 2140 (Moskvitch 1600Rallye), Спортбюро АЗЛК было уделено большее внимание ходовым качествам машины. Основные отличия от базовой модели — форсированный двигатель объёмом 1.6 литра, мощностью 145 л. с. (использовались сдвоенные карбюраторы Weber 45DCOE. en.wikipedia.org. Дата обращения 20 апреля 2019.), КПП КП-9, 2 амортизатора на каждое колесо, передние дисковые тормоза с четырёхпоршневыми суппортами, передние и задние стабилизаторы поперечной устойчивости, на заднем мосту автомобиля для лучшей управляемости был установлен параллелограмм Уатта. На SL RALLYE советские раллисты неоднократно принимали участие в зарубежных соревнованиях, в частности, югославском ралли «Сатурнус», стабильно занимая места в первой десятке финишировавших. Так, в 1984 году, на автомобилях SL RALLYE в Югославии были заняты 7, 9 и 10 места в абсолютном зачете, в 1985 году — 4,5,7 и 8 места, в 1986 году — 3 и 5 места, в 1987 году — 3 место. Не менее примечательно участие раллийного 2140SL в знаменитом финском ралли «1000 Озёр». В 1984 году в Финляндии, AZLK 1600 SL RALLYE под управлением Владислава Штыкова занял 33-е место в абсолютном зачете, 2-е место в группе А-6 и 11-е место в общем зачете группы А. В 1985 году Валерий Филимонов, оказался быстрейшим в Финляндии среди всех советских спортсменов, заняв 26-е место в абсолютном зачёте, 3-е место в группе А6 и 15-е место в общем зачете группы А. В следующем, 1986 году автомобиль под управлением место в абсолютном зачете, 2-е место в группе А6 и 16-е место в общем зачете группы А.

В игровой и сувенирной индустрии

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 20 апреля 2019 года.

Масштабная модель из журнала «Автолегенды СССР»

Издательство «ДеАгостини» в рамках серии «Автолегенды СССР» под номером 67 выпустило модель автомобиля «Москвич-2140SL» цвета «серебристый металлик» в масштабе 1/43 в августе 2011 года. Также модель автомобиля выпускалась мелкосерийными производителями, например, «Vector-Models» и «Херсон-Моделс».

Примечания

  1. 1 2 3 О. Полажинец. Москвич-суперлюкс: история разработки АЗЛК-2140 SL. Колёса (22.08.2016).
  2. В. Яковлев. Москвич 2140СЛ. ЗР (№1, 1981).
  3. В. Еремкин. Интервью с Игорем Зайцевым — главным дизайнером АЗЛК. Авторевю (№5, 2002). Архивировано 7 декабря 2002 года.

Легковые автомобили «Москвич»

Довоенные

I поколение

II поколение

III поколение

IV поколение

  • Москвич-2141
    • «Святогор»
    • «Юрий Долгорукий»
  • 2335
  • 2142
    • 2142R5 «Князь Владимир»
  • «Иван Калита» («Дуэт»)

Опытные и
экспериментальные

  • Серия 3-5
    • 3-5-2
    • 3-5-3
    • 3-5-4
    • 3-5-5
    • 3-5-6
  • Серия С
    • С1
    • С2
    • С3
  • 2143 «Яуза»
  • 2144 «Истра»
  • 444
  • 415
    • 416
  • 2150
  • 2139 «Арбат»
  • А9
  • 3733

Спортивные и
гоночные

На ралли с огорода: тюнинг Москвич-2140

А ведь так оно и было: в семье Максима всегда присутствовали исключительно Москвичи. Сначала 2140 Люкс, который купили новым с завода, потом новенький 2141… Неудивительно, что когда встал вопрос о первой собственной машине, Максим тоже выбрал Москвич.

Замысел

Изначальным планом было восстановление Москвича в классическом ретро-стиле – хром, сток и никакого тюнинга. Однако жизнь подарила другое решение: работа в автосервисе свела Максима с коллегой, который в конце 70-х участвовал в ралли на Москвичах. В результате и сценарий использования, и, соответственно, замысел постройки машины сменились кардинально. Решено: раллийному проекту – быть!

Снаружи

После первичного восстановления кузова дальнейшие доработки были довольно нехитрыми, что логично для такого проекта. Качественная перекраска подарила автомобилю ухоженную внешность, а черный капот – намек на спортивный уклон в эксплуатации. Все внешние элементы, впрочем, остались на своих местах: несмотря на то, что многие спортсмены удаляют с автомобилей бамперы, молдинги и другие «лишние» детали, Максим их сохранил. Содрогание у любителей каноничного стока, пожалуй, могут вызвать лишь зеркала заднего вида – но поскольку здесь на первом месте стояла функциональность, неудобные штатные «лопухи» пали ее жертвой.

1 / 4 2 / 4 3 / 4 4 / 4

Следующим этапом стало преображение колес и кузова. Из штатных дисков путем вваривания расширительной полосы сделали на заказ так называемые «разварки». С ними Москвич стал выглядеть интереснее, а чтобы они не слишком выделялись своей шириной, на арки были добавлены пластиковые накладки от Нивы.

Внутри

Преображение внутреннего убранства тоже было продиктовано новым предназначением автомобиля. Москвич постепенно все больше становился болидом для спорта, нежели машиной для города. Смысл в полноценном комфортном салоне отпал, и Макс по возможности снял все, что оказалось лишним. Взамен стандартного водительского кресла он установил сиденье UNP, пару которому составил спортивный руль. Аккумулятор и силовые провода были заменены на вариант от Volvo XC90, а сама АКБ перенесена на место заднего сиденья.

Техника

В непростом деле преображения автомобиля помогал тот самый друг Алексей, в прошлом механик ралли-рейдовой команды. Первым этапом, прямо как в JDM-тематике, стал своп: под капот поставили 1,7-литровый мотор УЗАМ от Москвича-2141 (который по паспорту располагает 86 л. с.), так как старый был изрядно изношен. Двигатель встал без проблем – необходимо было лишь поменять опоры, поддон и маховик с подшипником первичного вала в нем.

КПП оставили родную: вариант от 2141 не подошел бы из-за переднего привода. К вазовским агрегатам решили по возможности не обращаться, чтобы сохранить аутентичность. Максим вообще старается использовать в своем проекте максимум деталей именно от Москвича. Например, ему удалось приобрести оригинальную блокировку заднего моста – настоящая удача! Такой узел – большая редкость, так как с завода на 2140 не ставился, их производством занимались спортсмены заводской команды АЗЛК и ИЖ. Вместе с блокировкой Максу отдали еще кучу деталей, которыми он загрузил всю машину. Среди них такие крайне полезные, как редукторы в запас (меняя их, можно менять передаточное число на зиму и лето), полуоси (их часто рвет), подушки ДВС (их тоже, бывает, срывает), диски (на которые будет надета зимняя резина) и прочее.

Система зажигания сейчас – бесконтактная, с сухой катушкой зажигания и самодельным трамблером: корпус родной, а внутренности (все же) от ВАЗ-2108. В трамблере убрана оригинальная контактная группа, вместо нее поставили датчик Холла со «шторкой», оставив при этом родные центробежный и вакуумный распределители зажигания.

Расход топлива: 15-17 л на 100 км

Вместо стандартного карбюратора используется самостоятельно доработанный Солекс-21083. Системы подсоса, экономайзера и эконостата (экономии топлива) убраны, установлены увеличенные жиклеры, все воздушные каналы отполированы. Это позволило, во-первых, несколько снизить сопротивление на впуске, а, во-вторых, изменить диффузоры: большие диффузоры увеличены на 22/24 мм (расточены вручную сверлами), малые удлинены при помощи втулок на 4 см. Сделано это ради повышения качества смеси, и результат есть: динамика заметно улучшилась. Правда, параллельно с этим ожидаемо увеличился расход: 15-17 литров 92-го бензина на 100 километров вместо 8-9 литров. Ну и режим езды на соревнованиях, конечно, тоже влияет на эти показатели.

Тормоза потребовали усиления, поэтому главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель тормозов были заменены на агрегаты от Москвича Святогор. В подвеске прописались амортизаторы Плаза Спорт и укороченные пружины от Волги спереди, сзади – усиленные рессоры, а все сайлентблоки были заменены на полиуретановые.

Опыт владения

Приобретен Москвич был еще в студенческие годы: стипендионные накопления в объеме 9 000 рублей позволили купить 2140 – да, сразу именно тот, что вы видите сейчас на фотографиях. Бедолага гнил в огороде в Московской области, и его состояние прямо соответствовало его цене: в подвеске и рулевом управлении не оказалось ни одного целого шарнирного соединения, кардан буквально отваливался, в полу багажника зияли дыры, бамперы были помяты, фары разбиты, а в салоне разве что картошка не росла. Тем не менее, стоковый 1,5-литровый мотор был еще жив, и 68 лошадиных сил передвигались своим ходом.

1 / 5 2 / 5 3 / 5 4 / 5 5 / 5

Максим начал с ремонта кузова: залатал дыры и восстановил полиролью лакокрасочное покрытие. Ну а затем, тщательно отмыв салон, перешел к ремонту непосредственно самой техники. Запчасти искал по объявлениям и на рынке, а еще пришлось весьма кстати все, что осталось в гараже после продажи дедушкиного 2140 Люкс (эти модели отличались только оптикой, бамперами и салоном). В наличии оказались шаровые опоры, сайлентблоки передних рычагов, втулки рессор, передние фары, патрубки системы охлаждения, сменные вкладыши рулевого управления и крестовины кардана. Оказалось, что в ремонте Москвича ожидаемо нет ничего сложного. Например, рулевую трапецию при износе можно не менять, а разобрать и заменить пластиковые вкладыши. Их, правда, хватает всего на сезон, но пока у Максима есть запас.

Москвич-2140 Краткие технические характеристики Двигатель: От Москвича-2141 Электроника: Приборы ВАЗ-2106 Трансмиссия: Самоблокирующийся дифференциал заднего моста Тормоза: От Москвич Святогор Подвеска Амортизаторы Плаза Спорт, усиленные рессоры и полиуретановые сайлентблоки

При этом бюджет проекта на данный момент составляет всего 60 000 рублей, включая саму покупку Москвича и все внесенные доработки и ремонт (расходники на ТО не включены). Автомобиль стал весьма недорогим образцом доработки и инструментом совершенствования собственных навыков.

Эксплуатация

Максим начал свое участие в соревнованиях в 2014 году с любительских ралли третьей категории. Попутно периодически ездил в спринтах. Было весело, но поначалу во многом непонятно: как читать дорожную книгу, куда ехать… Максим старался чаще тренироваться на площадках зимой, летом мчался по лесным дорожкам и постепенно перешел к призовым местам.

Опыт тренировок показал, что Москвич-2140 – машина крепкая и выносливая. Сначала Макс сталкивался с техническими проблемами во время соревнований, но ровно до тех пор, пока не стал читать литературу по ремонту и настройке. Так он выяснил причины поломок и узнал, как их избежать. Некоторые способы предотвращения проблем столь же просты, сколь и сам автомобиль. Например, трамблер на автомобиле расположен очень низко, и если ходом войти в глубокую лужу, может пропасть искра. Обработка корпуса и крышки трамблера смазкой WD-40, а также одетая поверх резиновая медицинская перчатка вполне помогают предотвратить эту проблему при поездках в ненастную погоду.

Планы

Пожалуй, Москвич уже достиг своего максимума при условии сохранения малого бюджета и не слишком глобальных доработок. Потому на данный момент у Максима есть все, чтобы продолжать делать то, чем он занимается: море эмоций от езды и желание и дальше совершенствовать свой автомобиль.

Список доработок:

ДВИГАТЕЛЬ

  • Двигатель от Москвича-2141
  • Карбюратор Солекс-21083 – расточенный и полированный
  • Система зажигания: корпус родной, внутренности от ВАЗ-2108
  • Радиатор, патрубки от ВАЗ-2108
  • Аккумулятор перенесен в салон
  • АКБ и силовые провода от Volvo XC90

ЭЛЕКТРОНИКА

  • Приборы ВАЗ-2106

ТРАНСМИССИЯ

  • Самоблокирующийся дифференциал заднего моста

ТОРМОЗА

  • Тормоза от Москвич Святогор
  • Главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель тормозов от Москвич Святогор

ПОДВЕСКА

  • Спереди амортизаторы Плаза Спорт, укороченные пружины от Волги, полиуретановые сайлентблоки
  • Сзади усиленные рессоры и полиуретановые сайлентблоки

ИНТЕРЬЕР

  • Салон облегчен
  • Заднее сиденье убрано
  • Спортивный ковш UNP
  • Руль MOMO Replica

ЭКСТЕРЬЕР

  • Накладки арок от Нивы
  • Покраска кузова
  • Зеркала заднего вида ВАЗ-2115

ДИСКИ И ШИНЫ

  • Колеса разварены на 2 дюйма
  • Шины Bridgestone WT-17