Инди 500 2017

500 Миль Индианаполиса

Индианаполис 500 (Indy 500) – автомобильная гонка, ежегодно проводимая с 1996 года на трассе «Индианаполис Мотор Спидвей» (Индиана, США), привлекающая внимание 300 тысяч болельщиков и миллионов телезрителей. Будучи организованным Тони Джорджем мероприятие проводится в один из выходных посвященных Дню Поминовения (в конце мая) и является этапом «Verizon IndyCar Series» (после слияния с Champ Car, является единственным подобным чемпионатом в Америке).


Ранние годы

Комплекс «Indianopolis Motor Speedway» был построен в 1909 г. из гравия и смолы. Здесь проводились небольшие соревнования в том числе и для мотоциклов. Первым событием, проходившим на длинных дистанциях в «ужасных условиях» стал 100 круговый Prest-O-Lite Trophy в 1909 г. Тогда его выиграл Боб Берман на Бьюике. Разлом асфальта привел к двум несчастным случаям со смертельным исходом в первых двух заездах проводимых на длинных дистанциях. Когда эти зрелища привлекли 15 000 платежеспособных клиентов (и толпу в 40 000 человек) главный владелец Карл Г. Фишер принял решение потратить 155 000 долларов США на восстановление трека.


В 1910 г. мероприятие привлекло 60 000 зрителей. В тот день Рэй Харрун выиграл 200 миль (320 км) на Мармоне. Оставшуюся часть сезона зрителей стало меньше, поэтому владельцы треков решили оставить одну гонку. Они выбрали заезд на 500 миль (800 км). Это было предполагаемое расстояние, которое гоночный автомобиль мог пройти до наступления темноты. В итоге трек быстро получил привилегированный статус.


Доминирование Miller и Offenhauser

Следуя европейским трендам, объемы моторов были ограничены. Техника развивалась, и в начале 1920-х годов Миллер создал свой 3-х литровый двигатель. Он был вдохновлен двигателем Grand Prix от Peugeot который в 1914 г., в его магазине, обслуживал Фред Офенгаузер. Двигатель позволил Джиму Мерфи выиграть соревнование в 1922 г. Затем Миллер создал свои собственные одноместные автомобили, которые были оснащены 1,5 и 2-х литровыми двигателями. В 1935 г. бывшие работники Миллера, Фред Офенгаузер и Лео Гусен добились своей первой победы с быстро ставшим известным 4-х циллиндровым двигателем «Офенгаузер» («Оффи»). Он многим помог достичь финиша первыми и навсегда вошел в историю гонок.




“Вторжение” Европейцев

Европейцы покинули 500 миль Индианаполиса на более чем два десятилетия и вернулись лишь перед началом Второй Мировой войны со своим Maserati 8CTF. Фактически, они вернулись на сцену после того как Indycar 500 был удален из календаря Форумлы-1. Постепенно европейские технологи взяли верх и вытеснили «Оффи», конкурентоспособность которого постепенно снижалась. Начиная с 1978 г. большинство шасси и двигателей были европейскими.



Мировая серия

Когда «иностранные» автомобили стали нормой, гонщики из других стран все чаще стали выбирать США и Индианаполис 500, как арену для своих соревнований. Бразилец Эмерсон Фитипалди, итальянец Тео Фаби, колумбиец Роберто Гуэреро, голландец Ари Луендик хорошо выступили в 80-х годах. Однако в 93-м Найджел Менселл, чемпион мира Формулы-1, потряс гоночный мир своим переездом в Соединенные Штаты и победой в Мировой Серии ИндиКар. С тех пор иностранные пилоты стали основными участниками соревнований Индианаполиса.


Утверждение названия

Первоначально мероприятие рекламировалось как «Международная лотерейная гонка на 500 миль» (1911-1916гг.), но в 1981 г. было официально утверждено название «65-я гонка в 500 миль в Индиаполисе» (“65th Indianapolis 500-Mile Race”). Организаторы события всегда избегали каких-либо правооснований на название или спонсорство, Но в 2016 к названию соревнования («Indianapolis 500») добавили имя спонсора PennGrade Motor Oil.

Женщины-пилоты

До 1976 г. женщин не допускали не только к соревнованиям как пилотов но даже в качестве журналистов. Первым пилотом-женщиной, которая приняла участие в Инди 500 стала Джанет Гатри.


Даника Патрик в 2005 году лидировала 19 кругов, а в 2011-м 10-ть, что на сегодняшний день является рекордом среди женщин.


AAA и USAC

Регулирующим органом, который вел зачёт, была ААА (Американская Автомобильная Ассоциация), несмотря на то, что организаторы сами составляли технические требования. Гибель Билла Вуковича во время в 1955 г. и катастрофы произошедшей вовремя гонки 24 часа Ле-Мана, заставила ААА отменить проведение гонок. Тогда Тони Халмен, владелец трассы, принял решение создать USAC – Автогоночный Клуб США, который до 1979 года проводил Чемпионат.


В 70-х годах возникшие разногласия в плане денежных призов и технических требований спровоцировали конфликт. После смерти Тони Халмена и гибели нескольких ключевых членов USAC владельцы команд объединились и создали CART, чтобы регулировать процесс чемпионата ИндиКар. Тем не менее Индианаполис 500 оставался под контролем USAC и не признавался официально в календаре CART. В 1983 г. было подписано соглашение, которое признавало, что Инди 500 регулируется USAC, но входит в календарь CART и может получать очки в рамках чемпионата.


Конкурент

NASCAR – частная организация, основной деятельностью которой является организация гонок и всего что с ними связано. Она является главным конкурентом Инди 500 по популярности. Соревнования проводятся всегда в один день и одно время и самые отчаянные гонщики предпринимают неимоверные усилия, чтобы принять участие в обоих событиях.


Квалификация и технический регламент

На протяжении многих лет использовался ряд различных квалификационных процедур. В 2014 процедура была уточнена. Поул-позиция и стартовая сетка определяется в течение двух дней. В выходные перед гонкой (суббота и воскресенье) все авто подвергаются слепому розыгрышу для определения квалификационного порядка.


Суббота

Все участники могут сделать три квалификационные попытки. Первые 33 машины в конце дня вносятся в сетку. Первые 9 машин участвуют в специальной процедуре для определения поул-позиции. Все последующие попытки отменяют результаты предыдущей.


Воскресенье

Пилоты машин с 10 по 33 удаляют свое изначальное время и делают новую попытку. Она определит сетку с 10-33 позиции. Пилоты, квалифицированные на 1-9 позициях в субботу переходят на “Fast 9”. Их первоначальное время тоже удаляется, и каждая машина делает новую попытку и определяет сетку с 1-9 позиции. Каждая попытка допускает 2 прогревочных круга.


Технический регламент и Процедура старта

Гимн США и гимн штата Индиана всегда открывают состязание. Затем, Мэри Джордж (мать Тони Джорджа) произносит: «Леди и джентльмены, заводите ваши моторы!» (Изначально только “Джентльмены…”) и автомобили начинают прогревочный круг.


В культуре

Многие болельщики собирают и обмениваются вещами связанными с Инди 500. Сегодня существует Национальный клуб коллекционеров, который занимается вопросами торговли памятными знаками. Про Индианаполис 500 было снято несколько фильмов («The Legends of the Brickyard», «Indy 500: A Race for Heroes», «Indy 500: The Classics», «Sports Century», «Racing hearts» (1922), «Speedway» (1929) и т. д.). Он упоминался на телевидении и в других средствах массовой информации.


Молоко

В 1933 году после победы во второй гонке Indy 500 Луис Мейер попросил стакан пахты. После своей третьей победы в 1936 году он опять попросил стакан, но вместо этого получил бутылку. Его сфотографировали с ней и тремя поднятыми пальцами, символизирующими троекратную победу. С того дня это стало традицией и каждый год всем победителям предлагают молоко.


Фернандо Алонсо не прошёл квалификацию «500 миль Индианаполиса»-2019

Фернандо Алонсо не прошёл квалификацию «500 миль Индианаполиса» — в первой сессии испанец не смог пробиться в топ-30, что гарантировало бы ему место на стартовой решётке, а в финальном раунде на выбывание уступил чуть более сотой доли секунды Кайлу Кайзеру и остался за бортом соревнований. Как же так вышло, что один из лучших гонщиков планеты не смог добраться даже до старта?

Не просто гонка: «Инди-500» глазами фаната «Индианаполис-500» для Америки — это больше чем гонка, это настоящий двигатель жизни города. «Чемпионат» побывал в гоночном сердце США.

Второй блин комом

Алонсо уже выступал в «500 милях Индианаполиса» в 2017 году — ради той гонки испанец даже отказался от участия в Гран-при Монако. Покорить «Кирпичницу» с ходу не удалось — Фернандо не добрался до финиша из-за отказа двигателя, но в целом произвёл неплохое впечатление и даже успел полидировать. Предполагалось, что в этот раз проблем не возникнет — Алонсо уже более или менее знаком с внутренней кухней IndyCar. Но они возникли — и начались уже в тренировках.

15 мая Алонсо потерял машину в одном из поворотов и ударился об отбойник, после чего автомобиль бросило на внутреннюю стену и выбросило обратно на трассу. Сам Фернандо не пострадал, но задняя часть его болида была разрушена. «Возникла недостаточная поворачиваемость, и хотя я отпустил газ, этого было недостаточно, — объяснял затем испанец. — Я полностью потерял аэродинамику передней части. Стена приближалась очень быстро».

Но это было только начало: настоящие проблемы начались в субботу, когда Алонсо явно не хватало скорости. В первый день квалификаций Фернандо проехал четыре попытки — в первой возник медленный прокол, но и последующих не хватило, чтобы пробиться на старт. Оставался последний шанс: показать хорошее время в Last Row Shootout — финальный раунд, в котором шесть самых медленных пилотов боролись за три места последнего ряда стартовой решётки. «Надеюсь, мы добьёмся прогресса и квалифицируемся, но пока мы там, где заслуживаем быть», — говорил Алонсо.

В команде отчаянно хотели отыграться и начали пробовать самые экстремальные настройки — в тренировках перед Last Row Shootout автомобиль был отрегулирован на минимальный клиренс, но стало ещё хуже: машина высекала днищем искры, теряла прижимную силу, а из задней части шёл дым. К решающей части квалификации инженеры вернулись к прежним настройкам и надеялись на чудо — но его не произошло. В итоговых протоколах Алонсо не хватило 0,0129 секунды, чтобы пробиться на старт.

Как только стало понятно, что Алонсо не попадает на старт, гонщик покинул трассу, не поговорив с репортёрами, но позже опубликовал заявление в социальных сетях. «Это была трудная неделя. Мы старались изо всех сил, пробовали самые разные настройки и подходы, прошли четыре круга газ в пол, но этого оказалось недостаточно, — написал Фернандо. — Мы старались, смело боролись, но другие справились лучше нас. Успех и разочарование приходят, только если ты принял большой вызов».

Гонщик попал в аварию на скорости 350 км/ч. Теперь он заново учится ходить Лучший дебютант IndyCar едва не погиб. Каждое видео о его процессе восстановления восхищает.

«Карлин» — не «Андретти»

Один из лучших пилотов мира не прошёл квалификацию — в чём же причина? В настройках и подготовке. В 2017 году Алонсо выступал в составе «Андретти» — одной из наиболее опытных и сильнейших команд IndyCar (если проводить аналогии с Формулой-1, то это примерно как «Ред Булл»). Фернандо пришёл на всё готовое — в его распоряжении были очень сильные инженеры, терабайты собранных в предыдущие годы данных и пять партнёров по команде, включая действующего победителя «пятисотки» Александера Росси и Райана Хантер-Рея, первенствовавшего на «Кирпичнице» в 2014-м. Если Алонсо хотел что-то изменить в машине, ему достаточно было сказать об этом инженерам, и те сами поймут, что и как нужно поменять.

В этом году «Макларен» отправился в Индианаполис в партнёрстве с командой «Карлин», которая пришла в IndyCar лишь в прошлом сезоне. Теперь Алонсо приходилось вместе с инженерами искать решения проблем — и их совместного опыта оказалось недостаточно. Так, на старт «500 миль» от «Карлина» пробился только опытный Чарли Кимболл, в то время как два других пилота команды — Патрисио О’Уорд и Макс Чилтон — тоже остались за бортом.

Кроме того, не помогла авария в тренировках, на которой было потеряно драгоценное для команды время. Также необходимо отметить дождь, который полдня лил над трассой в воскресенье, — он смыл с асфальта накатанный слой резины, что ещё больше осложнило задачу менее опытным командам.

Провал, но не позорный

Неудача в Индианаполисе — это, пожалуй, самый большой провал Алонсо за последние годы, однако «пятисотка» — это совершенно уникальный мир, невозможно прийти сюда со стороны и сразу стать одним из лидеров. Да, некоторым удавалось выиграть «500 миль Индианаполиса» с первой попытки — Александеру Росси в 2016-м, например, или Хуану-Пабло Монтойе и Элио Кастроневесу в начале 2000-х, однако все они выступали за топ-команды и получали отличные машины.

Выступление Алонсо в 2017-м, несмотря на сход за 20 кругов до финиша, было настоящей сенсацией — редко гонщикам удаётся поддерживать такую скорость, впервые выступая в США. Это во многом породило завышенные ожидания, хотя даже пробиться на старт «500 миль Индианаполиса» — непростая задача, что на собственной шкуре и ощутил Фернандо.

Вильнёв по-американски. Жак и его «500 миль Индианаполиса» Ровно 20 лет назад Вильнёв выиграл «500 миль Индианаполиса», отыграв у лидера два круга. Вспоминаем Жака до Формулы-1.

Сам по себе овал Индианаполиса очень коварен — повороты немного отличаются друг от друга, а от машины требуется идеальный баланс, который позволит идеально проходить каждый из них. Возможно, отправляться в Штаты без поддержки кого-то из лидеров IndyCar со стороны «Макларена» было слишком самонадеянно.

Впрочем, сотрудничество с «Андретти» изначально оказалось невозможным — эта команда пользуется двигателями «Хонды», а японцы наотрез отказались иметь дело с Алонсо. И их можно понять, учитывая критику испанца в его последние годы в Формуле-1. Так или иначе, это именно тот опыт, который позволит лучше подготовиться в следующий раз.

Что до самого Фернандо, то после постоянных побед в WEC, где в распоряжении испанца заведомо самая быстрая машина пелотона, провал в Индианаполисе станет холодным душем и (будем надеяться) дополнительной мотивацией вернуться сюда в следующем году. Ну а пока мечты о «Тройной короне» придётся отложить.