По колымской дороге

Колыма (автодорога)

Автодорога

«Колыма»

Р504

Основная информация

Страна

Россия

Регион

Якутия,
Магаданская область

Статус

федеральная

Длина

2032 км

Начало

Нижний Бестях / А360

Конец

Магадан

Медиафайлы на Викискладе

Федеральная автомобильная дорога Р504 «Колыма́» (прежний индекс — М56) — действующая автодорога федерального значения между Якутском и Магаданом протяжённостью 2032 км, из которых 1197 км проложено по территории Республики Саха (Якутия), 835 — по Магаданской области. Дорога имеет также историческое название — Колымская трасса, под которым она известна в литературе и СМИ (некоторые авторы употребляют синоним — Колымский тракт).

Маршрут

В настоящее время «Колыма» является одной из ключевых автодорог Дальнего Востока России. Она соединяет Якутию и Магаданскую область, является единственным автодорожным стержнем восточной части Республики Саха (Якутия), западной и центральной частей Магаданской области, обеспечивает выход на побережье Тихого океана.

Дорога начинается в посёлке Нижний Бестях, где примыкает к автодороге федерального значения А360 «Лена», проходит через населённые пункты Тюнгюлю, Чурапча, Ытык-Кюёль, Хандыга, Усть-Нера, Артык, Кадыкчан, Сусуман, Ягодное, Дебин, Оротукан, Мякит, Атка, Палатка и заканчивается в Магадане.

У трассы «Колыма» имеются два исторических ответвления — альтернативных маршрута. Один из них большей частью на территории Якутии (Кюбюме — Томтор — Куранах-Сала — Кадыкчан) («Южная», «Оймяконская» дорога); является историческим Колымским трактом, так как была построена значительно раньше действующей дороги, но в настоящее время становится всё более и более заброшенной. Второй на территории Магаданской области — Тенькинская дорога («Северная») (Палатка — Усть-Омчуг — Омчак — Большевик).

Федеральная дорога «Колыма»

0 км — Нижний Бестях
р. Суола
54 км — Тумул
56 км — Тюнгюлю
75 км — Нуорагана
128 км — Марылайы
158 км — Чурапча
167 км — Харбала 1-я
177 км — Болтогино
196 км — Кыйы
207 км — Черкёх
Ытык-Кюёль
р. Татта
р. Буоя
р. Алдан
236 км — Кескил
389 км — Хандыга
461 км — Тёплый ключ
р. Томпорук
556 км — Развилка
р. Нюкуння
р. Кюрбелях
р. Сеторым
р. Луговая
р. Большой Отыдях
р. Брюнгяде
р. Тирехтях
р. Мулкан
р. Талалах
р. Эльги
р. Артых-Юрях
р. Индигирка
940 км — Усть-Нера
р. Эселях
р. Кюрбелях
р. Нера
р. Бурустах
р. Артык
Артык
Дорожный
р. Делянкир

Республика Саха (Якутия)

Магаданская область

Озёрное
р. Худжах
1200 км — Усть-Хакчан
р. Контрандя
Аркагала
Кадыкчан
Арэс
на Кедровый на Мяунджу
Большевик
Холодный
р. Берелёх
1300 км — Сусуман
Берелех
р. Сусуман
Полевой
Бурхала
р. Дебин
1400 км — Ягодное
Рыбный
Дебин
р. Колыма
Спорное
Горный
Мякит
Атка
Яблоневый
р. Ола
Карамкен
Палатка
Сокол
Уптар
Снежный
Р482
1900/0 км — Магадан

История

Данные в этой статье приведены по состоянию на 2012 год. Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

Дорога в 1938 годуСооружение моста через р. Колыма рабочими ДальстрояКолымская трасса около посёлка ХасынКолымская трасса. Вид с сопки (долина Хасына)

В связи с развитием горнодобывающей промышленности в 1920-х годах, в Якутии и на Колыме Советское государство начало создавать сеть местных дорог. В ноябре 1931 года был создан «Дальстрой» — «Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы», одной из задач которого стала постройка автодороги от Магадана до Усть-Неры и ответвления на Якутск с использованием труда заключённых Севвостлага. Летом 1932 года заключёнными и вольнонаёмными специалистами были введены в эксплуатацию первые 30 км дороги и 90 км зимника. Остальные 1042 км до Усть-Неры строились до 1953 года.

В конце 1941 года началась работа над «Хандыгской трассой», ведущей к Якутску через посёлок Хандыга.

11 июля 2003 года автомагистраль «Колыма» стала на 13 км длиннее. Её продлили до здания почтамта в центре Якутска.

25 октября 2008 года, после ремонтных работ в Оймяконском районе Якутии, постройки ряда мостов, дорога официально открыта для круглогодичного движения на всём протяжении.

В 2012 начато строительство продолжения трассы «Колыма» до самого восточного города России Анадыря — участок Колыма — Омсукчан — Омолон — Анадырь.

Состояние дороги

Дорога вблизи Магадана

Покрытие на большей части дороги — грунтово-щебёночное полотно. По свидетельству очевидцев, состояние дороги относительно нормальное, её можно преодолеть на легковом автомобиле в летний период.

Круглогодичный проезд возможен практически по всей длине автодороги. Однако до тех пор, пока отсутствует очень важное звено — мост через Алдан в районе Хандыги, в периоды межсезонья сквозное движение по дороге невозможно.

Данные в этой статье приведены по состоянию на 2014 год. Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

«Колымская трасса» в художественных произведениях

Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи. Пожалуйста, приведите информацию в энциклопедический вид и разнесите по соответствующим разделам статьи. Согласно решению Арбитражного комитета Википедии, списки предпочтительно основывать на вторичных обобщающих авторитетных источниках, содержащих критерий включения элементов в список.

  • Антон Кротов «Вперёд, к Магадану!», (1996)
  • Песня «Колымская трасса» (Стихи О. Волина, музыка Б. Тихонова)
  • Николай Зимин — повесть «Трасса, Колымская трасса» (2006)
  • Лебедев, Юрий Анатольевич — авторская песня «Колымская трасса» (2010)
  • Владимир Высоцкий — «Мой друг уехал в Магадан»
  • Варлам Шаламов — «Галстук» (из цикла «Колымские рассказы»)
  • Х/ф «Приговорённый», Мосфильм, 1989 г. (режиссёр А. С. Кордон)
  • «Трасса» — стихотворение Сергея Сегаля, колымского барда

Карты

  • Федеральная автомобильная дорога «Колыма». Топографическая карта масштаба 1:200 000
  • Автомобильные дороги. Магаданская область. Туристская схема — Магаданская обл. типография, © Госгеодезия СССР, 1991
  • Карта-схема трассы на сервисе RuDorogi.ru.

> См. также

  • Ленско-Камчатская магистраль

Примечания

  1. Трасса Р504 «Колыма» (бывш. М56) на карте. www.rudorogi.ru. Дата обращения 17 октября 2017.
  2. Discovery Channel. Трасса Колыма — Добраться вопреки. YouTube (1 июля 2016). Дата обращения 11 марта 2017.
  3. Торжественное открытие участка федеральной автодороги «Колыма» состоялось. В церемонии открытия приняли участие губернатор Магаданской области и президент Республики Саха (Яку …

Литература

  • Урин В. А. По Колымской трассе — к полюсу холода. — Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1959.
  • Колымская трасса — Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1972
  • Федеральная автодорога «Колыма»: Фотокнига — Магадан: Дикий Север
  • Д. М. Коваленко На трудных дорогах. О методах работы передовой бригады водителей Палаткинской автобазы — Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1977
  • Навасардов А. С. Транспортное освоение Северо-Востока России в 1932—1937 гг. — Магадан: СВПЦ ДВО РАН, 2002
  • Золотое кольцо Колымы (сб. статей) // журн. Автомобильные дороги, № 5, 1999

Ссылки

  • Трасса Р504 «Колыма» на карте
  • Открыта дорога «Колыма», связывающая Магадан с Якутией
  • «Колыма» пересекла полюс холода
  • Очерк об истории дороги на сайте Росавтодора
  • Колымская автомобильная трасса летом и зимой на автостоп-сайте avp.travel.ru
  • Описание поездки Москва-Магадан на УАЗ-452 летом 2009 года с многочисленными фотографиями
  • Дорога к Магадану. Полезная и актуальная информация о дороге.
  • Трасса Колыма — Добраться вопреки

Колыма

Томпорукский перевал. Находится в 99 км северо-восточнее пос.Хандыга и в 39 км северо-восточнее пос.Теплый Ключ. Высота над уровнем моря 522 м. Разделяет долины рек Томпорук и Правый Томпорук. Участок дороги «Колыма» на перевале является одним из самых сложных. Местные жители называют перевал Широковским, в память о трагедии, случившейся на перевале. Житель п. Хандыга Широков застрелился от неразделённой любви именно на этом перевале. В 2007 г. на перевале хандыгский турклуб «Лидер» установил Поклонный крест узникам лагерей, строившим дорогу в 40-е годы ХХ века. На кресте закреплена металлическая табличка со словами» «Путник! Склони голову в память о людях всех наций и национальностей, жертвах ГУЛАГа, оставивших здесь свою молодость, здоровье, а зачастую и жизнь». Рядом с крестом находятся столик и чурочки, на которых можно отдохнуть.

В 70 м от перевала находится месторождение песчано-гравийной смеси. Оно сложено дресвяно-щебнистыми породами с суглинистым заполнителем. Обломочный материал представлен, в основном, известняками и доломитами.

Брюнгядинский перевал. Находится на высоте 1182 м над уровнем моря, 788 км дороги «Колыма». Это водораздел между бассейнами рек Брюнгяде и Большой Селерикан.

Ольчанский перевал. Находится на высоте 1183 м над уровнем моря. Длина 27 км. Расположен в 41 км от п. Усть-Нера. Его строительство началось в 1950 году. Водораздел рек Уолчан и Эбир-Хая-Юрях. Одно из самых живописных мест на дороге «Колыма».

Колымо-Индигирский перевал. Длина подъема 2000 м, высота над уровнем моря 1153,7 м.

Аркагалинский перевал. Длина подъема 1700 м., а высота над уровнем моря 960 м. На вершине подъема – стоянка и памятник «Узникам Колымы».

Бурхалинский перевал. Длина подъема 3000 м., а высота над уровнем моря 1005 м.. Перевал имеет долгий спуск.

Гербинский перевал. Высота над уровнем моря 894,6 м.

Перевал Дедушкина Лысина. Длина подъема 1000 м., а высота над уровнем моря 997,15 м.. Старожилы говорят, что перевал назван так в честь начальника находившегося рядом лагеря. И на самом деле перевал напоминает голову лысого дедушки, у которого одна сторона – пологий подъем, а другая – крутой спуск, повторяющий своими очертаниями затылок, темя и шею человека.

На этом перевале от основной трассы отходит боковая дорога на курорт Талая – уникальнейший действующий бальнеологический курорт России.

Яблоневый перевал – Длина подъема 3000 м., а высота над уровнем моря 972 м. Здесь проходит водораздел двух океанов – Тихого и Северного Ледовитого. Вдоль трассы видны остатки заброшенного нефтепровода. Раньше он шел от Магадана через перевал в отдаленные поселки, теперь разрушен, и нефтепродукты возят по трассе. Вообще, атмосфера всеобщего запустения ощущается здесь особенно остро. Вдоль трассы находится огромное количество заброшенных поселков и прочих строений.

Москва, РИА Новости, Ануш Долуханян.

Для одних профессия дальнобойщика окутана романтикой, для других это тяжелый труд. Разборки с провинциальной мафией, бессонные ночи и выживание в сотнях километров от населенных пунктов — все это плата за возможность распоряжаться своим временем. Корреспондент РИА Новости поговорила с водителями, выполняющими сложнейшие рейсы, и узнала, сколько в их профессии поэзии, а сколько прозы.

РОМАН, маршрут Москва — Магадан — Москва

Дорога в одну сторону занимает три недели, столько же обратно. Среди дальнобойщиков считается, что это один из самых трудных и опасных маршрутов.

© Иллюстрация РИА Новости Маршрут Москва-Магадан

О маршруте

Я работаю дальнобойщиком уже 20 лет и езжу из Москвы в Магадан и обратно. На пути есть река Алдан, через которую нет моста. Зимой едешь прямо по льду, а летом перебираешься на пароме. Объездная дорога — это 2 500 километров грунта, скальных пород и больше ничего.

За один рейс в Магадан бывает, что десять покрышек уходит. Летом породы выворачиваются острыми краями и срезают намертво шину. Зимой в снегопад можно встать на двое-трое суток: стоишь, мобильной связи нет, цивилизации нет, помощи никакой нет. Тут еще и морозы до 60 градусов. Если машина заглохла, в течение 30 минут завел — поедешь. Если нет — будешь ждать, пока потеплеет.

О бандитах

В Челябинске, Магнитогорске, Мурманске полно бандитов. В Челябинске это в основном наркоманы и дети. Ребенок подбегает, ставит груши-перекидки (шланг или кабель, который не дает двигаться тягачу или прицепу. — Прим. ред.) и ждет, пока ты вылезешь из машины. Потом подходят подростки и говорят: «Надо платить». В Магнитогорске наркоманы подрезают, просят тысячу рублей и отпускают, а если нет, лобовое стекло и фары бьют.

© Фото : Павел Пасич Автомобильная дорога М-5

Раньше я часто ездил в Мурманск, где орудовал рэкетир по кличке Огурец. Он занимался типичным «крышеванием»: приезжаешь — нужно купить его визитку за тысячу рублей, на которой написаны номера телефонов для экстренных случаев. Если у тебя украли аккумулятор или запаску, ограбили, звонишь бандитам, рассказываешь. Они приезжают, разбираются, привозят необходимые запчасти, а потом уже сами ловят воров.

В 2015 году меня ограбили по дороге из Финляндии в Питер. Прямо на ходу вскрыли машину. В кузове были почта и посылки из Aliexpress. До Выборга все было нормально, но когда я приехал на выгрузку, увидел, что у меня нет замка на воротах, таможенный трос перекушен. Получается, что пока я ехал, кто-то сзади пристроился и разгрузил часть мешков. Люди свои посылки так и не получили.

© Фото : Павел Пасич Спальное место в кабине грузовика

О сне

Ехал из Польши, нужно было проходить Москву, Сергей Семенович (Собянин. — Прим.ред.) сделал ее для грузовиков только ночью открытой, теперь мучаемся из-за этого. Тогда я заснул за рулем по пути от Белоруссии до Москвы 16 раз. Каждый раз, когда просыпался, ставил палочку на листочке. Один раз проснулся на встречной обочине, повезло, что машин не было.

После этого со сном я стараюсь не бороться, но если надо, то можно окошко приоткрыть, морду в окно высунуть. Музыка в дороге, конечно, помогает. Здесь все зависит от настроения: если хорошее, то и Кадышева не помешает.

О кафе у дороги

Практически все дальнобойщики знают, в каких кафе можно есть, а в каких не стоит. Если едешь по трассе, кафешка большая, стоянка большая, а машин нет, можно смело ее проезжать — дрянь. Бывает, наоборот, маленькая избушка, но много машин на обочине стоит, это верный знак — вкусно, хорошо и недорого. Еще смело можно идти в кафе, у которых стоит полицейская машина, — их травить не будут.

Магадан

Об «интернете» дальнобойщиков и помощи

У всех в машинах есть рации, в России общаются на 15-м канале. Это такой «интернет» у дальнобойщиков. Здесь ты можешь спросить, как и куда проехать. Например, приехал в Челябинск, там бандитов много, нужно аккуратно и быстро до места доехать. Покричал в рацию — отозвались ребята, встретили и провел

Люди чем дальше от Москвы, тем лучше. В регионах остались доброта и человечность, а в столице все «на понтах». В Москве если попросишь у кого-то воды, не дадут в жизни, а где-то в другом месте — без проблем. Например, недалеко от Кургана у меня отвалилась запаска от тягача из-за вибрации и наших «хороших» дорог. Она весит почти 70 килограммов, я ее докатил до машины, но поднять самому такую тяжесть в кузов нереально. Кричал в рацию, но никто не отзывался. Проезжал мимо какой-то мужик, остановился и просто помог.

ПАВЕЛ, Челябинск — Петербург — Свободный

Этот путь у героя занял месяц, и он до сих пор находится в дороге. Общая протяженность маршрута — 17 тысяч километров.

© Иллюстрация РИА Новости Маршрут Челябинск-Санкт-Петербург

О своей профессии

Работа дальнобойщика — это свобода: ты сам выбираешь, когда тебе встать, когда начать работать, почти сам себе начальник. У человека есть возможность много путешествовать, а за это еще и деньги платят. Получается почти программа «Орел и Решка», только не так красочно. В рейс можно уехать на полгода, а можно — на месяц-два. Я уже семь лет дальнобойщик, иногда появляется желание поменять работу, но пока не складывается.

© Фото из личного архива Павел Пасич

Это дорога. Здесь может быть все: от проколотой шины до падения метеорита. Раньше машины сжигали или останавливали, деньги выпрашивали, но сейчас бандитов меньше стало. Из современных опасностей можно назвать скорее безбашенных дураков. В западной части России много автомобилистов, которые покупают себе седан с заниженной подвеской и думают, что они крутые гонщики. Не соблюдают никаких правил и под колеса попадают.

Кражи в основном происходят на неохраняемых стоянках. Однажды на выгрузке в Екатеринбурге мне порезали тент на прицепе, забрались внутрь, набрали пачки ксероксной бумаги и увезли. Еще, например, водители знают, что в Питере машину нельзя нигде и никогда без присмотра оставлять — угонщиков много. Бывает, угоняют даже вместе со сменным водителем внутри, который уснул в спальнике.

© Фото : Павел Пасич Стоянка дальнобойщиков

О дорогах

В последнее время состояние дорог улучшилось. Отремонтировали пятую федеральную трассу, сделали М7 от Уфы до Москвы. Хотя часто вижу и бессмысленные работы: один и тот же мост каждый год реконструируют, хотя он в хорошем состоянии. Это наводит на мысль, что так деньги отмываются.

В городе Канск на федеральной трассе установили знак «Въезд запрещен» для грузового транспорта, поэтому приходится ехать семь километров по объездной дороге — разбитой гравийке, где можно убить машину. На фоне того, что сейчас высокие налоги и есть «Платон», перекрывать трассу, которая соединяет Запад и Восток самой большой страны на свете, неприлично.
От Улан-Удэ до Читы — дорога пятьдесят на пятьдесят. Ее ремонтируют, но, мягко говоря, без огонька: мост могут чинить два человека с лопатами и без техники.

Бывает вообще чисто российский бред. Три года назад ремонтировали трассу М5 и под асфальт засыпали полудрагоценные камни в качестве подушки, а местные приезжали, выковыривали их и продавали.

О взятках

Раньше в Уфе был один пост ГИБДД, где существовала такса за проезд вне зависимости от нарушений. Нужно было обязательно заплатить 50 рублей, документы не показываешь, ничего не проверяют, просто просят деньги, хоть атомную бомбу вези. Все дальнобойщики заранее готовили полтинник, чтобы было без сдачи. Однажды я забылся и не разменял деньги. Протянул 500 рублей — и мне как в магазине дали сдачу, ровно 450.

О кафе и путешествиях

Сейчас есть очень удобное приложение «Карголинк», там отмечают, где заправки, стоянки, кафе. Дальнобойщики пишут отзывы, и можно ориентироваться на них. Лучше всех кормят в кафе в южной части России. На всю страну, кстати, есть только два места, где шашлык нормально могут приготовить, — кафе «Урал» в Челябинске и деревня Умет в Мордовии.

Во время рейса иногда можно заехать куда-то отдохнуть. Например, по дороге в Сургут есть деревня Винокурово, там горячие источники. Можно оставить машину на стоянке и бесплатно искупаться. Зимой очень романтично: снег падает, а ты в горячей воде, когда выходишь — весь в йоде.

© Фото : Павел Пасич Пляж станицы Тамань

О дальнобойщиках в 90-е

В 90-е за руль не пускали случайного человека. До 1996 года, когда начали массово завозить европейские машины, все катались на том, что осталось от времен СССР: старых Volvo, Mercedes, КАМАЗах, ЗИЛах. Тогда водители должны были молчать о том, какой груз они везут и куда, даже если спрашивали родные или милиция. Это можно объяснить не ценностью грузов, а боязнью бандитов: у всех было много наличных на руках, они их прятали по кабине, чтобы деньги не попались никому на глаза. Сейчас, конечно, все изменилось. За рулем грузовиков сидят все кому не лень: бывшие зэки, романтики, даже бывшие летчики бывают.

© Фото : Павел Пасич Автомобильная дорога М-5

О сне и любимой музыке

Со сном вообще нельзя бороться, это может печально закончиться. Но дальнобои все равно придумывают всякие хитрости, например готовят коктейли: кока-колу с кофеином разбавляют и проезжают 1500 километров за сутки. Так нельзя делать — сердце может не выдержать. Если захотелось поспать, лучше остановиться.

В дороге помогает поддерживать тонус музыка. Мне нравятся какие-то песни со смыслом, а дальнобойщики часто слушают шансон и попсу. Вообще водители особенно не любят песни-однодневки, например Егора Крида или Билана, — как слышат, сразу переключают станцию.

О москвичах
В регионах народ отзывчивый, у местных жителей легко можно спросить, как куда-то проехать — расскажут, покажут. В Москве не так.

Потерялся как-то раз на Рязанском проспекте и решил у прохожих спросить. Сначала к девушке подошел, она в наушниках, пытался окликнуть, а она мимо прошла. Потом к парню молодому — он посмотрел на меня и дальше пошел, слова не сказав. Встретил узбека, спросил местный ли он, он сказал «да» и рассказал, как доехать подробно.



РИА Новости https://ria.ru

Печально известная заброшенная трасса, ведущая из Магадана в Якутск. Дорогу начали строить в 1932 году. В связи с развитием горнодобывающей промышленности в 1920-х годах, в Якутии и на Колыме Советское государство начало создавать сеть местных дорог. В ноябре 1931 года был создан «Дальстрой» — «Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы», одной из задач которого стала постройка автодороги от Магадана до Усть-Неры и ответвления на Якутск с использованием труда заключённых Севвостлага. Летом 1932 года заключёнными и вольнонаёмными специалистами были введены в эксплуатацию первые 30 км дороги и 90 км зимника. Остальные 1042 км до Усть-Неры строились до 1953 года.


Это то самое место, про которое говорят: «Уж лучше вы к нам!». Колыма. А точнее, колымский тракт: ледяная дорога (более 2 000 км), соединяющая Магадан и Якутск. Два не самых приятных места на Земле. Рекорды холода бьются именно здесь – температура периодически опускается до – 70 градусов по Цельсию.

Узники ГУЛага пробивали тракт через неприступные горы хребтов Сэттэ Дабаан, Сунтар-Хаята… В годы репрессий по колымскому тракту прошло около 800 тыс. советских заключенных. Половина там и осталась. Местные старожилы помнят, как обледеневшие трупы валялись вдоль дороги. От непосильного рабского труда, холода и голода узники гибли массово. Их не хоронили — сил для этого это не было, их клали прямо под полотно дороги и они служили естественным уплотнителем грунтового покрытия тракта. Погибших если и хоронили (в теплое время года), то тут же – на обочине. По этой причине тракт и прозвали «дорогой на костях». Те, которые остались живы, рассказывают, что под этой дорогой через каждые пятьдесят, сто метров покоятся узники ГУЛага. Сейчас на Дороге мало что осталось с тех времен — все лагеря, расположенные через каждые 25 километров вдоль дороги, разрушены и стерты с поверхности земли, скрыв от глаз людей свидетельства чудовищного преступления. Остались только названия участков, мест на дороге, которые сохранились до наших дней- это ручей Малиновка, где стоял женский лагерь, опасные участки Ласточкино Гнездо, Желтый Прижим, Черный Прижим, Заячья Петля, Скалы Чертов Палец, Чертово Ворота.
Не удивляйтесь, если здесь вам предложат «порадовать костлявых» (т.е. заняться поиском человеческих останков в земле). Здесь это что-то вроде спорта и гадания одновременно: нашел тазобедренную кость – к деньгам, ребро – к тихому семейному счастью, череп – к повышению по службе.
Большая часть лагерей вдоль этой дороги от главного шоссе до поселка Тополиное, что в 225 километрах от Хандыги, была закрыта в середине 1950-х годов. Другие были вычеркнуты из исторической памяти людьми, собиравшими дрова. Даже сегодня, чтобы попасть в лагерь, надо совершить настоящий марафон. Из Якутска (это столица региона, находящаяся в шести часовых поясах восточнее Москвы) до Хандыги 12 часов езды на машине и пароме. Хандыга своим существованием обязана ГУЛагу: поселок появился в 1939 году, когда здесь открылись первые лагеря. Сегодня Хандыга — это обветшалый поселок в состоянии упадка, не желающий вспоминать о своем прошлом. Там нет памятника жертвам ГУЛага, а частный музей недавно закрылся. Трасса строилась для того, чтобы пролетарское государство могло добывать в этом регионе золото.

Рассказывает местный учитель истории Альбина Николаева

«Сначала планировали строительство железной дороги, но потом началась война, и было решено построить шоссе. Работы начались в 1941 году, а к 1943 году уже было пройдено 735 километров».
«Сначала там были в основном политические заключенные, но во время войны к ним добавили тех, кто оказался на оккупированных немцами территориях. Были крестьяне, выступавшие против сталинской программы коллективизации из-за своих личных хозяйств, а также люди, совершившие преступления – тогда можно было получить десять лет лагерного срока, просто что-нибудь украв».

Строительство Колымского тракта, «Дорога на костях»

«Лагеря называли по километровым столбам, у которых они находились. Людям, работавшим на строительстве дороги, было немного легче, чем тем, кто трудился на рудниках — те умирали в огромных количествах».
«Летом здесь бывает до 40 градусов жары, а зимой до минус 60. Трудились они по 15 часов в день, питались только кашей и хлебом, жили в лагерях, вокруг которых стояли болота. Санитарные условия были ужасные».
Многие заключенные с закрытием лагерей были реабилитированы и уехали из этих мест, а остальные остались в Хандыге. «Большинство из них прожило недолго, потому что жизнь в лагерях была очень тяжелой. Но между ними и их бывшими охранниками никогда не возникало ничего дурного», — вспоминает Николаева.
В 60 километрах к востоку от Хандыги есть поворот на Тополиное, где находилось не менее полудюжины лагерей, в том числе, один женский. Впереди меня ждала семичасовая тряска на внедорожнике, десять переправ через реки и 150 километров ухабистой колеи, поскольку я решил добраться до этих лагерей.
В 2008 году был наведен новый мост через реку Менкуле, который заменил старый, построенный зеками в 1951 году. Рядом установлен крест в память о «российских мостостроителях 1937-2008 годов». И никаких упоминаний о лагерях.

Хранительница местного музея ГУЛага Надежда Наерханова

В поселке Теплый Ключ есть крошечный музей в память о лагерях ГУЛага. Заключенные построили поселок и его аэродром, которым в годы Второй мировой войны пользовались американцы, поставлявшие российской армии самолеты по ленд-лизу.
«Магаданская трасса это крупнейшее в мире кладбище.На этой дороге каждый день умирали не менее 25 человек, и о большинстве из них никто ничего не знает. На поверхность постоянно вылезают кости. Мы стараемся сохранить память об этих людях».
Только в этом районе находилось более ста лагерей.
«Это был какой-то гигантский людской поток, ленточный конвейер, в котором были даже 12-летние дети. Мой дед работал охранником в одном из лагерей, но говорить об этом он не любил. Он только рассказывал, что это были серые, ужасные места, где люди постоянно голодали и мучились от холода».

Жизнь зеков

«Каждый раз, когда приносили баланду … всем хотелось кричать и плакать. Мы были готовы кричать от страха, потому что суп мог оказаться водянистым. А когда случалось чудо, и баланда оказывалась густой, мы не могли в это поверить, и старались есть ее как можно медленнее. Но даже с густым супом в желудке оставалась сосущая боль, потому что голодали мы слишком долго. Все человеческие эмоции – любовь, дружба, зависть, забота о товарищах, сострадание, жажда славы, честность – покидали нас вместе с плотью, которая вытаивала из наших тел», — писал об этом в своих «Колымских рассказах» Варлам Шаламов.

«А Колыма была — самый крупный и знаменитый остров, полюс лютости этой удивительной страны ГУЛаг … почти невидимой, почти неосязаемой страны, которую и населял народ зэков», — Александр Солженицын, «Архипелаг ГУЛаг».
Со строительством федеральной магистрали «Колыма» старый колымский тракт пришел в упадок, и на сегодняшний день находится в заброшенном состоянии.